"Вся
мудрость исходит от Господа нашего и всегда с ним и
присно и ныне, и во веки веков". И да возлюбит каждый
эту божественную мудрость, взыскует ее и вымолит
мудрость и разумение у Того, "кто дарует разумение и
мудрость, изобильно и без препон", - каждому, не укоряя,
не попрекая. Он есть высочайшая высота и глубочайшая
глубина всякого знания. Он есть сокровищница всякого
знания, Он есть сокровищница всей мудрости. Вот почему
"все сущее - от Него, через Него и в Нем"; без Него
ничто не может быть сделано, без Него ничто не может
быть совершено. Честь и слава Ему во веки веков. Аминь.
Итак, приступая к сему рассуждению, я, уповая на
помощь и благоволение Того, Кто первопричина и Кто исток
всякого блага и любви, прошу Его сподобить скудные мои
знания частице божественного Духа, дабы я оказался в
силах высвободить свет, открытый во мраке, и повести
тех, кто погружен во грех, по тропе истины. Да поможет
мне в замысленном предприятии моем Тот, Кто вечно
пребывает в высочайшей высоте высот. Аминь.
Несмотря на все мои многотрудные странствия по
многочисленным землям и провинциям, городам и замкам,
странствия, вдохновленные моим интересом к науке,
зовущейся алхимией, несмотря также и на то, что я
вдумчиво собеседовал с учеными людьми и мудрецами,
хранителями алхимической премудрости, употребляющими ее,
чтобы исследовать свой предмет сполна; несмотря даже на
то, что поглощал их писания одно за другим, бессменно
склоняясь снова и снова над трудами мудрецов, я не нашел
в них сути того, что сии мудрецы провозглашали в своих
сочинениях. Я изучал алхимические книги двояко, стараясь
уразуметь в них и то, что говорит в пользу мужей, их
написавших, и то, что говорит против них, но установил,
что эти книги никчемны, бессмысленны и бесполезны.
Вдобавок я обнаружил еще, что многие ученые: богачи,
аббаты, епископы, каноники, знатоки натуральной
философии - будто вовсе были они неграмотными, потерпели
крах, затратив бездну бесплодных усилий и вконец
разорившись. И все только потому, что, увлеченные своим
искусством, они оказались неспособными вовремя
остановиться или свернуть с начатого пути.
Однако меня не оставляла надежда. Я продолжал
безостановочно трудиться. Я продолжал тратить имеющиеся
у меня средства и, путешествуя по городам, монастырям и
замкам, продолжал наблюдать. Но наблюдал, размышляя,
ибо, как говорит Авиценна, "возможно ли это? Но если
этого не может быть, то каким образом этого не может
быть?". Я настойчиво изучал алхимические сочинения и
размышления над ними, пока наконец не нашел того, чего
искал, но не посредством моих собственных скудных
знаний, а посредством божественного Духа. Но как только
я стал отличать и понимать то, что лежит за пределами
природы, я начал более пристально и с большим тщанием
следить за процедурами вываривания и возгонки,
растворения и перегонки, размягчения, обжига и сгущения
в алхимических и иных работах. Я делал это до той поры,
пока не убедился, что превращение в Солнце и Луну
возможно, причем алхимическое Солнце и алхимическая Луна
в испытаниях и обработке оказываются лучше природного
золота и природного серебра.
Вот почему я, ничтожнейший из философов,
вознамерился ясно изложить истинное искусство, свободное
от ошибок, для моих единомышленников и друзей; но таким,
однако, образом, чтобы они увидели и услышали то, что
для них самих сокрыто и остается невидимым, неслышимым и
непостигаемым. Вот почему я прошу тебя и заклинаю тебя
именем Творца всего сущего утаить эту книгу от невежд и
глупцов. Тебе я открою тайну, но от прочих утаю эту
тайну тайн, ибо наше благородное искусство может стать
предметом и источником зависти. Глупцы глядят
заискивающе и вместе с тем надменно на наше Великое
Деяние, потому что им самим оно недоступно. Поэтому они
и полагают наше Великое Деяние отвратительным, но верят,
что оно возможно. Снедаемые завистью к делателям сего,
они считают тружеников нашего искусства
фальшивомонетчиками. Никому не открывай секретов твоей
работы! Остерегайся посторонних! Дважды говорю тебе:
будь осмотрительным, будь упорным в трудах твоих и при
неудачах не расхолаживайся в рвении своем, помня о
великой пользе, к коей ведет твой труд.
1. О
многоразличных ошибках
А сейчас в этом малом своде я поведаю тебе коротко и
просто о том, как тебе следовало бы поступить, зачиная
столь великое искусство. Но прежде я укажу тебе на
всевозможные уклонения, ошибки и камни преткновения,
встающие на пути подвижников этого искусства. Об эти
препятствия многие - даже почти все - спотыкаются.
Я видел немало таких, кои с большим тщанием
совершали процедуру возгонки, проходящую обычно
наверняка, но не доводили до конца, спотыкаясь на
непонимании изначальных принципов.
Я видел и иных. хорошо начинавших, но склонных к
выпивке и прочим глупостям. И они не доводили дело до
конца. Я видел, например, и таких, кои хорошо умели
вываривать, перегонять и возгонять. Но путь был длинным,
и терпения им не хватало. Поэтому-то и они оставляли
дело незавершенным.
Мне попадались и такие люди. которые вполне владели
истинным искусством и которые умело и терпеливо
совершали разные операции, но теряли летучие начала при
возгонке, потому что сосуды их были дырявыми.
Усомнившись, они не шли дальше.
Среди встреченных мною были и такие, что желали
добраться до цели нашего искусства, но в нетерпении
дождаться окончания дела слишком быстры были в
совершении возгонок, перегонок и растворений. В
результате летучие начала оказывались разложившимися,
оскверненными (rubiginatos), а водные растворы и
дистиллаты - взболтанными и взмученными. Так вот и
рушилась вера сих нетерпеливых в истинность нашего
искусства.
Бывали и такие, которые терпеливо продвигались
вперед, но по пути их ждала неудача, потому что им не
хватало приличествующей их занятию выдержки и твердости.
Ибо, как сказал поэт:
Коль смертные страхи мерещатся вам в благородном
труде,
То и знания сущностей многих вещей не помогут, -
Вас ждет пустота в результате.
Наше искусство не для бедняков, ибо у каждого
взявшегося за дело должно быть достаточно денег по
меньшей мере года на два. Так, если кому-то случится
ошибиться и потом начать все заново и продолжить начатое
вновь, этот кто-то не должен впасть в нищету. Между тем
как раз противоположному я бывал свидетелем не единожды.
Мне встречались мастера, коим удавалось осуществлять
чисто, хорошо многократные - до пяти раз - возгонки. Но
на этом умение их кончалось. Если они шли дальше, то все
больше и больше впадали в заблуждение и обман: они
выбеливали медь, прибавляя к ней пять или шесть частей
серебра, равно дурача себя и других.
Я видел людей, которые возгоняли летучие, а потом,
сгущая, осаждали их, надеясь с их помощью окрасить медь
или олово. Когда же ничего не отпечатлевалось на меди
или олове и не происходило проникновения окрашенных
сгущенных летучих начал в металлы, ими овладевало
сомнение в истинности искусства.
Я видел тех, кто осаждал и сгущал летучие, нанося
проникающее масло, до проникновения оного в
субстанциальную массу. Затем они добавляли одну часть
серебра на одну часть меди. При этом медь выбеливалась,
становясь похожею на серебро по ковкости и прочим
проверкам (examinationern), а по белизне могла выдержать
двух- или трехкратное испытание и все-таки не была
совершенной, потому что медь, прежде чем выбелить, не
обожгли и не очистили от примесей. Недаром Аристотель
говорит: "Я не верю, что металлы могут превращаться один
в другой без того, чтобы прежде не быть превращенными
(transformari) в первоматерию, то есть приведенными к
состоянию золы обжиганием на огне. Вот тогда-то и
возможно превращение.
Я видел, наконец, и таких мудрецов, которые
совершили возгонку и осаждение порошков и летучих,
приготовили растворы и дистиллаты из этих порошков,
сгустили, осадив их, и подвергли металлы обжигу, выбелив
и выкрасив их массы. После этого им было возвращено
твердое состояние и цвет, свидетельствующий то, что они
стали Солнцем и Луной, по ковкости и прочим проверкам
лучше природного золота и природного серебра.
Видя, однако, такое несметное число ошибившихся и
заблудших, я решил, что должен написать истинную и
многократно испытанную в деле книгу, лучшую из сходных,
написанных всеми прочими философами, среди которых я
работал и рукотворил. В этой моей книге не будет ничего
та марсов (crocus
ferri) таким же способом |