Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Карл Брандлер-Прахт - Оккультизм. Руководство к воспитанию оккультных сил в человеке. Цель этой книги заключается в том, чтобы люди отнеслись с большим вниманием к неиспользованным силам, о существовании которых большинство даже не догадывается. Мы вовсе не слабые создания: мы таим в себе великую мощь, способную сделать человека независимым от материи (чувственного мира) и возвести его действительно в степень "венца творения", лишь только он научится пользоваться этой силой. Этому должна научить настоящая книга. |
Выдержки из произведения
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Отдел I УЧЕНИК. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ 1. ВСТУПЛЕНИЕ 2. КОНЦЕНТРАЦИЯ ИЛИ СОСРЕДОТОЧИВАНИЕ МЫСЛЕЙ 3. ПАССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ 4. УПРАЖНЕНИЕ В ДЫХАНИИ 5. МАГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД 6. МОГУЩЕСТВО ЖЕЛАНИЯ
Отдел II ПОМОЩНИК. ВОСПИТАНИЕ ОККУЛЬТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ УЖЕ ИЗВЕСТНОГО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 7. САМОПОЗНАНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ. ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ. ГАРМОНИЯ. 8. ОБ ОДЕ 9. ТЕЛЕПАТИЯ ИЛИ ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ 10. МОНОИДЕИЗМ И НАМЕРЕННОЕ ВЫЗЫВАНИЕ СНА. ПРЕДУГОТОВЛЕННЫЕ ВЕЩИЕ СНЫ 11. ЯСНОВИДЕНИЕ И ЯСНОСЛЫШАНИЕ (HELLHOREN) 12. ПСИХОМЕТРИЯ 13. ЛЕЧЕБНОМАГНЕТИЧЕСКАЯ СИЛА 14. ОБ АСТРАЛЬНОМ ТЕЛЕ
Отдел III ЖРЕЦ (УЧИТЕЛЬ). ВОСПИТАНИЕ ОККУЛЬТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕЗУСЛОВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОКОГО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 15. ПОЛНАЯ ГАРМОНИЯ ПРОСВЕТЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ 16. ВЫСШИЕ МАГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 17. МАГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ДОСТИЖИМЫЕ НА ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ 18. МОГУЩЕСТВО ЧИСТОТЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ Цель этой книги заключается в том, чтобы люди отнеслись с большим вниманием к неиспользованным силам, о существовании которых большинство даже не догадывается. Мы вовсе не слабые создания: мы таим в себе великую мощь, способную сделать человека независимым от материи (чувственного мира) и возвести его действительно в степень "венца творения", лишь только он научится пользоваться этой силой. Этому должна научить настоящая книга. С книгами, о которых разглашает рыночная реклама, и которые озаглавлены: "Сила в нас самих", "Личный магнетизм", "Могущество гипноза" и т. п., настоящий труд ничего общего не имеет. Он приведет нас не к грубому, эгоистичному сверхчеловеку, но исключительно к этически стремящемуся вперед идеалу человека, пользующегося своей силой всецело на благо своих ближних. Человек свободен, и должен доказывать на деле свою волю. Но при гипнозе воля связана. Мы живем для того, чтобы стремиться и достигать не временных благ, но благ непреходящей ценности для духовной сферы. Из приобретений же достигнутых посредством гипноза внутренний человек, служащий главным предметом нашего внимания, так как ему именно суждено существовать и впредь, не получит никакой пользы. Понятно, что автор этой книги - не адепт в полном смысле этого слова. В течение многих лет он находился под мудрым, высоко им чтимым руководством лица, благодаря влиянию коего и возникла эта книга. Хотя его личная опытность не достигает начала третьего отдела, но он испытал на самом себе способности, изложение коих нашло себе место во втором отделе (за исключением части 14й главы). Принятый в этой книге ход изложения соединяет обе великие системы раджи "йога", из которых одна касается физиологии человека, другая же имеет в виду его психическое развитие. Гармоническая связь этих обеих систем позволяет легко преодолеть все затруднения и ведет быстрее вперед и ввысь. Ничего нет опаснее развития человеческой воли, если она не совершенствуется одновременно с прогрессом нравственным. Острое оружие обыкновенно дают в руки осторожному человеку; неблагоразумный приготовил бы смерть и погибель своим близким и в заключение и себе самому, ибо в том и состоит свойство "черной магии", уподобляющейся свирепому чудовищу, уничтожающему в конце концов самого себя. Злой человек, развивающий свои скрытые силы для потворства своим низким побуждениям, погибнет в огне зажженном им самим. В заключение я обращаю внимание и на то, что мое руководство особенно дает возможность читателю стать перед входом, в храм не полуготовым и неудовлетворенным, оно поведет его дальше ввысь к тому, что вообще достижимо для человека. Карл Брандлер Прахт. Личенталь у Зельбаха (Баден).
ОТДЕЛ I УЧЕНИК. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
1. Вступление Что такое мы как не слабые создания? Беспомощных несет нас жестокая буря по житейскому морю. Отданные в жертву всяческим напастям, мы обладаем лишь очень недостаточными средствами, чтобы отразить их. У нас глаза, а мы не в состоянии видеть ничего из того, что случится с нами, что подкарауливает нас за скалой, что скрыто в глубине времен. Мы всецело зависим от времени и сильных световых колебаний. Мы слушаем, но при этом между нами и вибрирующим телом не должно быть слишком плотной преграды, и расстояние не должно быть слишком велико, и, кроме того, нами воспринимаются лишь определенные колебания, все же остальные не оказывают никакого воздействия на наше ощущение. Какая польза от тончайшего слуха, если мы, слушая льстивые речи собеседника, не в состоянии почувствовать его лживые коварные мысли? Что нам в том, что прекрасные очи светятся для нас полной любовью и благоволеньем, мы же не в состоянии видеть измену, свившую гнездо в сердце этого создания? Наделенные несовершенными грубыми чувствами, мы должны пробираться через колючие заросли, густой первобытный лес, которым нас окружает жизнь и который к тому же населен ядовитыми пресмыкающимися, хищными зверями и тысячью других опасностей! Человек венец творенья! Как странно звучит эта фраза, когда примешь во внимание его телесную беспомощность. Мы смотрим вверх, но не замечаем камней на дороге и падаем; внимательно следим за нашими шагами и не видим бревен, угрожающих падением, и, бессильные, мы подвергаемся подстерегающей нас опасности. Но бессильные ли? Нет! Мудрое попечение Провидения дало нам в руки бесподобное оружие, чтобы мы могли отражать бесчисленные нападения. Мы одарены разумом и благодаря ему достигли высоких степеней культуры, но через это навлекли на человеческий род легион новых врагов; врагов обездоливающих, невидимых, которых нельзя взять в плен и которые грозят нам на каждом шагу, при каждом вздохе Что только не обитает в груди человека и какими ужасными демонами он может быть одержим! Как случается ползать в пыли перед этими властными тиранами бичуемому, измученному рабу. И все же и для этой борьбы живым существам дано мощное вооружение. Мы хорошо знаем это средство защиты и зовем его "волей". Но, к несчастью, мы не умеем обращаться с нею. Острый конец этого оружия мы обращаем на себя самих, а тупой конец против врага. Какая польза от воли и разума, если мы неправильно их употребляем? Но как же нам надо пользоваться ими для нашего блага, кто научит нас этому? Этому научит наш дух, всеслышащий, всевидящий, всезнающий и не связанный ни со временем, ни с пространством, как наше тело с его инертными чувствами. Этот дух говорит нам постоянно ясно и предостерегающе, но мы этого не слышим. Всеблагое Начало одарило нас одним чувством, которое должно сообщить нашему непосредственному сознанию язык духа, а мы, пользуясь разумом и превратно применяемой волей, заставили это чувство бездействовать. Мы склонны признавать только грубые телесные чувства, мы считаем самих себя чрезвычайно мудрыми и думаем, что открыли великую тайну, подробно изучив органы этих чувств. Самое же высшее из чувств, так называемое "психическое чувство", могущее при неограничиваемой деятельности сделать человека полубогом, этого посредника между бесконечным и временным, мы высокомерно отвергали. Современная наука называет "психическое чувство" "суеверием", а между тем как много сделало бы в конце концов для науки это неоднократно осмеянное шестое чувство! " Тогда бы иные научные авторитеты лучше разъясняли "мировые загадки" и разумнее рассуждали о "силе и материи", они не придавали бы такого универсального значения клеточкам мозга, если бы психическое чувство было в них несколько бодрее. Но, конечно, кто безусловно отрицает дух, может обходиться и без посредника. Психическое чувство существует, оно обнаруживается для всех, занимающихся оккультными науками и без материалистического предубеждения прислушивающихся к голосу души. В существовании этой нематериальной личности, духовного "я", которое назовем "душой", ученик в начале должен быть убежден из вышеизложенного, равным образом он должен знать, воспользовавшись указанной здесь литературой, дающей возможность убедиться в этом, что, кроме грубо материального тела, он обладает еще утонченным одическим телом, астральным. Он должен вообще знать, что материя бывает в разнообразных формах состояния. Если истина, касающаяся внутреннего существа ученика, сделалась его достоянием, то через это ему становится понятным, что психическое чувство, пробужденное путем упражнений, может наделить его непредвиденными силами, пребывавшими в нем до тех пор в латентном состоянии - зарытое сокровище, которое извлечено на дневной свет и способно сделать обладателя счастливым во всех отношениях. Кладоискатель должен иметь терпение и настойчивость. Если даже пот струится с его лба, все же каждый удар заступа приближает его к цели. Но да обратит ученик внимание на то, что его ожидают немалые усилия и борьба с самим собой! При этом необходимо также мужество. Мужество в борьбе с эгоистическим материальным миром. Эта алчная, жадная к наслаждениям, грубая материя - ненасытный Дракон, стерегущий сокровища, которые ученик должен приобрести. И победить этого дракона очень трудно. Настоящее руководство составлено таким образом, что из наставлений, в нем содержащихся, могут извлечь большую пользу и те, которые страшатся борьбы с самим собой. Первая часть, предназначенная для ученика, вполне уже удовлетворит многих, ибо изучавший ее с усердием и прилежанием, сделается возвышеннее прежнего. Он будет в состоянии в большинстве случаев управлять своей судьбой, по крайней мере насколько она, по закону причинности, не предначертана, как неизменная, его "кармой". С немалым удивлением он заметит, какая сила заключается в его мыслях, с радостью он узнает, что теперь он уже не униженный, лишенный мужества человек, бросаемый то сюда, то туда слепою судьбою; он придет в себя и вступит в борьбу за существование вооруженный и охраняемый. В конце своего учения он будет обладать силами, которые при правильном пользовании ими сделают его жизнь свободной и счастливой и защитят его от горя, болезней и страданий всякого рода. С изумлением он узнает, что человек далеко не так беспомощен, но напротив щедро наделен необходимыми силами для защиты от всех опасностей. Он увидит, что ему не могут повредить все земные напасти. Но тот, кто почувствует, что настало время идти снова вперед, не удовлетворится приобретенными им способностями и пожелает начать борьбу со своей эгоистической натурой, для него и написан второй отдел. Ученик может теперь войти в храм и внимать в преддверии изрекаемым откровениям. Подобно тому, как верующий вступает в Божий дом в праздничной одежде, так ученик должен прежде всего очиститься от грязи мира и одеться перед посвящением в новую одежду. После того, как посвящение совершилось, он видит себя возвысившимся вдруг над суетою мира и чувствует, что силы его все более и более возрастают, и что его мало-помалу проникает высокое могущество. Вот - настоящий человек, и таковым он должен быть - освобожденный от низких страстей, от ребяческих привычек, расточающих драгоценное время и подрывающих здоровье; полный господин над самим собою и над чувственным миром. Его сила воли развилась, и он знает уже, какое воздействие он может производить с помощью ее. Он держит в руке могущество, но злоупотреблять им не станет. Да он и не мог бы этого сделать, так как шаг назад невозможен, да и самого этого могущества можно достигнуть лишь при том условии, что он при получении его уже поднялся на соответственную нравственную высоту. Он прошел уже часть горы и перед его радостным взором открылась широкая панорама цветущего края. До того он находился в долине; как ограничен был его кругозор, как мал и тесен представлялся ему мир, зато каким обширным и громадным кажется он ему теперь с его возвышенной точки зрения. Многие этим удовлетворятся. Осчастливленные достигнутыми успехами, они помогут другим карабкаться на гору и с железной настойчивостью применять приобретенные силы, чтобы всяческим способом помогать своим ближним. Некоторым же - и я убежден, лишь очень немногим, - внутренний голос будет приказывать: "готовься к дальнейшему подъему. Гора, находящаяся перед тобой, еще выше и круче, чем та, на которую ты взобрался. Но не страшись: ты достигнешь вершины ее, коль скоро ты этого желаешь!" И медленно, но верно они пробиваются к верху; все свободнее вздымается их грудь, все шире становится их кругозор и все могущественнее их сила. Немногим достигнувшим вершины (жрецам) позволено войти внутрь святилища. Им суждено снять покров с божественного и в лице его познать истину. Их духовное "я" достигло неограниченной силы - телесная оболочка не имеет более значения для них - в их глазах это - только неизбежное зло. Они не узнают больше горя и земных страданий. Вот истинно свободные сверхчеловеки! Кто желает развить вполне духовные силы, должен позабыть об эгоистических интересах. Безуспешно будут работать все те, кто займется упражнениями исключительно лишь для приобретения богатства. Вполне позволительно, впрочем, пользоваться разбуженными силами в скромной мере, чтобы поставить себя в условия достойные человека и облегчить телесное существование. Заботиться о нуждах нашего тела, это наша обязанность и в этом нет эгоизма. Но было бы бесполезной и безрассудной тратой времени, если бы кто-либо стал употреблять силу воли для того, чтобы получить, напр., лотерейный выигрыш. Упражнения, направленные на достижение подобных целей не только останутся безрезультатными, но даже причинят большой вред лицу, производящему подобные опыты, так как он отклонится от своей истинной цели и всякий дальнейший его успех станет сомнительным. Заслуживает безусловного порицания также духовное влияние на окружающих, если оно, как этому учат американские руководства, приобретается в целях достижения материальных выгод, подчинения себе своих ближних и угнетения их при помощи порочного воздействия. Безнравственно и опасно для общества лишать людей свободы воли, чтобы благодаря им добиться своих целей. Психические силы мы получили не затем, чтобы в конце концов губить друг друга, как это сделало цивилизованное человечество с некоторой силой природы, но силы эти должны доставить нам счастье, облегчить наш жребий и поднять человечество на более высокую ступень этического развития. Умственный прогресс от этого, наверное, не пострадает, так как с развитием психических сил возрастут и умственные способности, а искусство, промышленность и наука достигнут недосягаемой высоты. Прежде чем начнется обучение, я хотел бы еще раз напомнить, что успех зависит всецело от терпения, проявленного в настоящем деле. Рим строился не один день! Учащийся должен превратиться в нового человека, в себе самом он должен развить нечто действенное и могущественное, о чем раньше он не имел никакого представления или только самое незначительное. Новое возвышенное чувство должно обнаружиться в нем, чувство господствующее над нашими понятиями о времени и пространстве, с каковыми мы связаны нашим телесным существом. Это, ведь, шаг к Божеству! Возможно ли сделать его сразу в наш торопливый нервный век, копающий могилу для психического чувства? Кто решился разрушить темницу своей души и разорвать путы, приковывающие несчастную душу к чувственному, должен вооружиться терпением и настойчивостью. Камень на камень должен он класть с неустанным прилежанием и мало-помалу воздвигнется величественное здание. Требуется сверх того и другое качество - пунктуальность. От нее также зависит успех дела. Упражнения должны продолжаться в течение всего того времени, которое для них назначено. Нельзя допускать никаких перерывов; исключение делается только для тяжелых болезней, во время которых упражнения могут быть приостановлены. Это относится, впрочем, только к упражнениям первого отдела; лицам же переходящим к следующим упражнениям, необходимо иметь в виду и другие замечания. Следует также во время упражнений оставлять все заботы о выполнении долга перед семьей или перед самим собой. Когда настанет время упражнений, то ни человеческая, ни божественная служба не могут нас удержать от них. Мы должны в это время оставаться сами с собой наедине и ничто не смеет нас тревожить. И чтобы ни случилось во время наших упражнений в нашем доме, не должно нас касаться. Так следует поступать, в противном случае нам и нашей семье будет грозить несчастье! Таким образом, на время упражнений мир умирает, так сказать, для нас; только мы одни существуем и наша цель, все остальное исчезает из нашего сознания. Разумное миросозерцание сильно облегчает эту трудную работу. Человек должен постоянно помнить, что главная ценность заключается в духовном начале, а не в телесной оболочке. Эта последняя - ничто, она - только слабое отображение человеческой души, стремящейся к достижению при помощи тела высокого нравственного развития. Для того чтобы внутреннее существо (т. е. душа) могло свободно развиваться, человек должен господствовать над грубой материей, его сила воли должна быть настолько развита, чтобы он мог сделаться совершенно свободным и независимым от воздействий чувственного мира. И чем сильнее человек будет укреплять волю, тем сильнее заставит он свой внутренний божественный свет распространять повсюду живительные лучи. Благодаря этому человек будет воздействовать на материальные предметы, что непосвященному покажется чудом, сверхъестественным явлением. Ведь это солнце посылает свои светлые лучи из-за облаков, за которыми оно долго скрывалось! Наша задача в том состоит, чтобы разогнать эти облака. Разумеется, те, которые больше всего любят свое тело и находятся в рабском подчинении своим чувствам - я говорю здесь о людях, преданных наслаждениям, воля которых еще спит, об этих взрослых детях, не привыкших господствовать над страстями, с улыбкой отложат эту книгу в сторону или посмеются, пожалуй, над "чудаком", ее написавшим, так как он хочет де видеть в людях что-то такое непризнаваемое современной наукой (не признающей света подобно слепорожденным). Для таких людей час познания еще не наступил. Кротам трудно понять, что есть существа, умеющие летать! Ко много есть и таких, которые чувствуют в себе самих настойчивое побуждение, неясное стремление к освобождению от загадочного давления, которым жизнь не доставляет ничего иного, кроме ничтожных радостей земли. Для них час настал, и в этой книге они найдут руководителя, в котором они нуждаются. Как раньше было упомянуто, необходимым условием свободного развития психических способностей является обладание спокойствием, терпением и настойчивостью. Кто не обладает этими качествами, должен их приобрести. Прежде всего - спокойствие. Встречаются люди, которые ни на один момент не могут успокоиться! О таких людях говорят, что они нервны. Во многих случаях это не что иное, как недостаток воспитания. Когда они сидят, то беспрестанно постукивают ногами, находящимися в постоянном движении, шаркая ими или покачивая их в такте. Они ворочаются на стуле, точно сидят на иголках. Если же случайно нижняя часть тела остается в покое, то в движение приходят или руки или голова. Или они барабанят пальцами, или водят рукой беспрестанно по голове и бороде. Женщины охотно перебирают кружево, часовую цепочку или другие вещи и играют веером или кольцами, или их беспокойные пальцы ищут беспрестанно, что бы поправить или привести в порядок в платье и головном уборе, где и без того все в порядке. Это касается, конечно, не одних высших сословий, да и не для них только написана эта книга. Не является безусловно необходимым пребывать постоянно в мертвом покое, как погода: следует только приучиться на все время упражнений сохранять абсолютное спокойствие всего тела, без того, чтобы на это тратилось много внимания. Что это не так легко, каждый может убедиться из личного опыта. Лицо старается сидеть совершенно спокойно в течение 1/4 часа и абсолютно не шевелиться все это время, затем оно направляет все свои мысли на какую-либо интересную тему и оказывается, что уже через несколько минут оно сделает какое-либо бессознательное движение. Такие отклонения способны нарушить то духовное углубление, в котором после долгих трудов мог находиться новичок, причем, если перерывы эти будут часто происходить, то развитие может быть очень замедлено. Нужно взять за правило, занимаясь сидя, по возможности дольше оставаться без движения, что особенно удобно при чтении. Чрезвычайно важно для новичка господствовать над зрительным аппаратом. При помощи зрения постоянно нарушается духовное углубление. Поэтому нужно приучить себя не блуждать бесцельно взором, но пытаться смотреть долго в одном направлении. Точно также можно заставить себя не отчетливо и не ясно различать предметы, находящиеся в поле зрения, но как бы в тумане, пока не приучились зоркими глазами всматриваться в "ничто". Это упражнение в одной из следующих глав будет описано подробно так же, как и временное лишение слуха при помощи сильной воли. Для этого в свою очередь необходимо, упражняясь, ослаблять слух. Оба эти главные чувства должны быть в возможно более сильном подчинении, чтобы иметь возможность достигать значительной степени самоуглубления. В начале, т. е., пока сила воли не велика, можно пользоваться механическими средствами: закладывать уши мягким воском, кроме того при некоторых упражнениях надо повязкой завязывать глаза. Для того, чтобы заложить уши, нужно скатать шарики (величиной с горошину) из воска вместе с гигроскопической ватой и продеть сквозь шарики ниточку (с узелком на конце) для того, чтобы легко и удобно было эти восковые пробочки, после того как они хорошо скатанные будут слегка введены в ушные отверстия, за ниточку вытащить обратно из уха. Затем берут порядочный кусок воска и, сильно размяв его, скатывают шарики величиной с вишню и закладывают ими ушные раковины, после чего самый сильный шум будет слышен неясно и неотчетливо. Можно рекомендовать также сделанные из мягкой резины полые колпачки, которые обыкновенно употребляются при купанье для предохранения ушей от заливания водой; введенные в уши, они могут быть временно закладываемы восковой пробочкой. При употреблении этих колпачков совершенно исключается возможность оставления в ухе частиц воска и ниточка делается излишней. Также есть дешевые антифоны, которые можно купить в каждом магазине резиновых изделий или у торговцев гигиеническими предметами по 3040 копеек за штуку. Само собой разумеется, что всем людям, преданным умственным занятиям, которых обстоятельства заставляют работать среди шумной обстановки, лучше всего применять эти средства. К неприятному ощущению, вызываемому пребыванием постороннего тела в ухе, можно привыкнуть скоро. Человек с развитой волей смотрит и ничего не видит, слушает и не слышит без того, чтобы необходимо было прибегать к каким-либо механическим средствам. Следующее необходимое качество - настойчивость - неприятное слово для нашего торопливого, нервного века! Необходимо заметить здесь, что определенной нормы относительно продолжительности упражнений, способных доставить успех, установить невозможно. Это вполне индивидуально и зависит от условий, благоприятствующих или вредящих упражнениям и в значительной степени от приложенного старания. Одни быстрее, другие медленнее приходят к цели при помощи терпения и настойчивости, дающих возможность всего достигнуть. Пусть никто не падает духом, если успех заставляет себя ждать, потому что, если кто-либо с недовольством находит сегодняшние занятия бесполезными, может приблизиться к цели, проделав внимательно то же самое на следующий день. Итак, будем терпеливы! Для нетерпеливых, которым их нервный темперамент не позволяет быть спокойными, я рекомендую одно простое, но прекрасное средство. Кто желает его испробовать, пусть купит в игрушечном магазине какую-либо головоломку, которых много существует, и среди них попадаются очень сложные. Впрочем, терпению можно научиться и так: смешивают в большой миске горох, бобы и чечевицу и, высыпав в чашку, сортируют смесь, отбирая горох, чечевицу и бобы отдельно. Этим нужно заниматься каждые свободные четверть часа. Несколько дней спустя это упражнение можно сделать более и более кропотливым. Покупают у птичника смешанного корма для птиц или смешивают сами достаточное количество риса, мака, конопляного семени, проса и т. п. и сортируют эту смесь как можно чаще. Если временами пальцы будут нервно чесаться, и ученик пожелает побороть поползновение отказаться от подобной работы, то на некоторое время прерывают ее, делают несколько шагов взад и вперед и, заставивши себя ободриться, напевают веселую песню - это хорошо помогает всегда - и снова бодро принимаются за работу. Подобные перерывы будут случаться все реже и скоро ученик будет в состоянии продолжать описанную работу в полном спокойствии. При том подобные упражнения можно разнообразить до бесконечности, напр., распутывать узлы совершенно спутанного клубка шерсти. Но, позвольте, ведь это все - вздор и годится только для детей, скажут иные. Попробуйте, отвечу я. Чем менее эти упражнения соответствуют обычным занятиям ученика, тем труднее они будут и тем большее придется ему проявить терпение. По истечении 3 или 4х недель, когда учащийся выработает значительное терпение и спокойствие можно приступить к упражнениям в концентрации мыслей, что и составляет предмет следующей главы. Пусть ученик не думает принуждать себя к упражнениям высшего порядка, если только он не чувствует себя вполне подготовленным к этому; поспешность здесь принесла бы делу только вред.
2. Концентрация, или сосредоточивание мыслей Концентрацией вообще называется всякое соединение, собрание, сгущение. Концентрация мыслей требует абсолютного господства одной мысли (или целого ряда мыслей), полного отрешения от всех внешних впечатлений, самоуглубления и полного сосредоточения на своей работе. От этого состояния зависит вся система моего учения, а от активной концентрации - главная его часть и поэтому мы хотим в самом начале заняться ею. Кто желает влиять при помощи мыслей, должен научиться мыслить интенсивно. Он должен развить способность мыслить настойчиво, упорствуя на одной мысли, и иметь силу подавлять все другие мысли, образы и представления, не стоящие в связи с мыслью, над которой необходимо сосредоточиться, т. е., подавлять их тотчас же в момент их зарождения. В то же время должно совершенно отрешаться от всех внешних воздействий. Ни через посредство зрения, слуха или какого-либо иного органа чувств не должно быть воспринимаемо какое-либо раздражение или ощущение. Сосредоточение на одной избранной мысли должно охватить во всех ее частях; возможно даже полное отождествление нашего духовного "я", так сказать, с этою мыслью. Телесная оболочка посвящающегося и все кругом перестает существовать для него на время упражнений, как бы исчезает, и остается лишь его духовный мир и избранная мысль. Эту мысль, привыкшую переноситься от одного представления к другому, должно сковать и собрать в одном фокусе как бы оптического стекла. Есть направление в науке, рассматривающее мысли как реальные материальные вещи, которые, будучи сконцентрированы интенсивно и непрерывно на одном пункте, экстериоризируют одические и, может быть, электрические силы, оказывающие на вещество воздействие, граничащее с чудом. Следующий опыт подтверждает вышесказанное. Будем всматриваться продолжительно в какую-либо часть тела и посредством концентрации мыслей отрешимся от всех посторонних мыслей. Через некоторое время, в зависимости от характера концентрированной мысли, это Место краснеет и к нему начинается усиленный приток крови. Если прибегать к этому способу систематически, то возможно способствовать усиленному росту или более полному развитию этой части тела. Здесь невольно припоминается феномен выращивания растения на глазах зрителей, производимый индусскими факирами. Я припоминаю прочитанный мною рассказ об одной даме - англичанке с атрофированной почти левою грудью. Посредством многократного повторения этого упражнения удалось заставить недоразвитую грудь сравняться по величине с другою. Среди объявлений известных повременных изданий помещаются рекламы о вернейших якобы средствах, долженствующих наградить всех дам роскошными бюстами. Вышеуказанное средство во всяком случае - безвредно и дешевле всех шарлатанских хваленых вод и помад. Чтобы иметь возможность направлять с особенной силой все мысли на центральный пункт, надо устроить закрытое помещение, которое по возможности было бы защищено от уличного шума. Где это не осуществимо, закрывают окна и упражняются в то время, когда движение затихает, лучше всего этим заняться, приблизительно, между 9 и 10 часами вечера или рано утром. Более позднее время мало пригодно, так как тело утомлено, и можно легко впасть в сон во время спокойных упражнений. Ночное время избирают только в исключительных случаях. Кто желает место, избранное для упражнений, разделить с другим лицом, тот отгораживается от него занавеской из большого платка или упражняется за ширмой. В устроенном таким образом алькове должна стоять софа или кровать, чтобы при последующих упражнениях ученику возможно были располагаться здесь для приведения мускулов в состояние покоя. Как ни примитивна такая ниша, посредством ее ученик достигает цели, чувствуя себя наконец в уединении. Я повторяю еще раз, что подобные приспособления должны быть очень скоро устранены, и что, вообще, они служат лишь для начала, так как человек искусный в кон центрировании мыслей способен при самом сильном шуме углубиться, и, пользуясь силой воли, изолировать все свои чувства от всех внешних воздействий. Серьезной помехой развитию концентрации мыслей является равным образом ранее указанное телесное беспокойство. Первые упражнения учащегося должны быть направлены к тому, чтобы приобрести полное господство над мускульными сокращениями. Возьмем, например, случай, когда кто-либо обладает привычкой при всяком шуме поворачивать голову туда, где он предполагает причину шума. Подобная привычка может сильно мешать новичку. Он должен в свободное время с книгой или какой-либо другой работой на свежем воздухе поместиться в каком-либо месте, где происходит сильное уличное движение, или на площадке для детских игр и твердо решить, что ничто не может помешать его работе: ни прогуливающиеся разряженные люди, ни шум, который раздается в ушах. Он не отворачивает головы от своей работы ни при каких обстоятельствах, он принуждает себя к абсолютному спокойствию. Учащийся первоначально будет в состоянии выполнять подобное упражнение только в течение короткого времени, может быть, только в течение 10 минут, но мало-помалу он старается удлинить продолжительность этого упражнения каждый раз на 5 минут долее. Кто относится усердно к своему развитию, сможет скоро продолжать свое упражнение в течение целого часа... Вообще, пусть не падают духом от случайных неудач, что относится ко всем упражнениям, описанным в этой книге. Кто наводит свое ружье, может не застрелить зайца и в цель научится попадать только после многих промахов. Необходимо приучить себя к педантичной пунктуальности. Чрезвычайно важно для успешности упражнений начать их с одной минуты (точно). Благодаря силе привычки, тело станет более послушно, и упражнения сделаются более интенсивными. БОЛЬШИНСТВО беспрестанно шевелит руками, против этого нужно рекомендовать следующее упражнение. Кладут, как в свое время применялось учителями по отношению к детям, которые в первый раз приходят в школу, Руки на край стола и загибают большой палец подниз. В этом добровольном порабощении пребывают все свободное время за чтением интересной книги. Комбинации могут быть здесь очень разнообразны. Кто обладает подобными привычками и недостатками, скоро составит сам такие упражнения, которые будут пригодны для всевозможных привычек и недостатков и приведут прямо к цели, так что упражняющийся не должен терять прилежания и настойчивости. Концентрация мыслей - ключ ко всем психическим силам. Как в активной, так и в пассивной форме концентрация является основанием вызываемых каждым сознательно психических феноменов. Не может быть, следовательно, никакого сознательного проявления астрального существа без активной концентрации мыслей; телепатия, лечебный одизм, влияние на вещество силою воли и прочее возможны только при помощи точной, интенсивной концентрации мыслей, точно также, как психометрия, ясновидение и яснослышание (Hellhoren) в значительной степени зависят от искусства вызывать полное пассивное состояние, которое противополагается активной концентрации мыслей. Поэтому, пусть учащийся постоянно помнит, что предстоящие упражнения, лежащие в основании всех психических способностей, необходимо выполнять точно и проходить с особенным усердием и прекращать их не ранее того времени, когда ученик с чистою совестью сможет сказать, что оба состояния (активное и пассивное) находятся в его полном распоряжении. Дальнейший успех зависит исключительно и всецело от интенсивности, с которой данное лицо способно сосредоточивать свои мысли на одном пункте или, как будет объяснено в следующей главе, совершенно освобождаться от всех мыслей. Если вышеописанные упражнения учащийся исполнял терпеливо и спокойно, то он может начать упражнения в концентрации мыслей. Каждый в своей жизни, по крайней мере, один раз совершил более или менее продолжительное путешествие. Это должно дать нам материал для нашего первого упражнения. Каждый день в назначенное время уединяются в своем закрытом помещении и закрывают указанным способом глаза и уши, садятся поудобнее и начинают думать об одном из своих путешествий. Стараются вызвать в памяти все его подробности и мысленно представляют себе, что-то же путешествие совершают еще раз. Ход мыслей должен быть подобен следующему. Представим себе тот случай, когда путешествие началось рано утром. Вообразим наше пробуждение, как поднимаемся с постели, умываемся, одеваемся, берем в руки дорожный чемодан и, может быть, осторожно, чтобы не разбудить спящих членов семьи, на цыпочках прокрадываемся по скрипящей лестнице и идем к выходу. На улице еще темно и газовые фонари роняют слабый свет в густом и сыром тумане. Наконец прибыли на вокзал. В ресторане заспанный кельнер или горничная приносит завтрак. Времени до отхода поезда - достаточно, прихлебываем с удовольствием душистый кофе и чувствуем, как необыкновенно приятная теплота распространяется по окоченевшим членам. Теперь уже пора! Быстро покупаем билет и входим в вагон. Паровоз свистит, поезд двигается и мы катимся в густом тумане, расстилающемся перед нашим взором всякий раз, когда мы смотрим в окно. Мы рассматриваем наших спутников и вдруг нам в глаза бросается там в углу знакомое лицо. Более внимательный взгляд позволяет нам узнать нашего друга X., с которым мы давно не виделись. Торопливо пересаживаемся и сердечно приветствуем неожиданного милого спутника и т. д. Таким или иным подобным способом мы можем снова совершить путешествие в течение всего того времени, конечно, пока будильник не подаст сигнала к окончанию упражнения. Нужно только остерегаться давать ход мыслям, которые не стоят ни в какой связи с путешествием, на что новичок, к сожалению, редко обращает внимание. Как только такая посторонняя мысль начинает слишком разрастаться, ее необходимо решительно отбросить. Мысли должны быть направлены только на путешествие и на обстоятельства, находящиеся с ним в связи. Если это не будет первоначально вполне удаваться, то нужно приложить больше труда, от которого много зависит в этом упражнении. Если мы будем проделывать каждый день один раз это упражнение, приблизительно в течение 1214 дней, то после этого оно с каждым днем будет идти все лучше и лучше. Упражнение это не следует продолжать очень долго, достаточно 2030 минут. Можно также посоветовать заводить для этого будильник, который звонил бы в назначенное время. Не обязательно, чтобы путешествие было доведено до конца; когда будильник зазвонит, упражнение необходимо немедленно прекращать. В следующий раз начинают снова с самого начала и отнюдь не с того места, на котором оно было прервано днем раньше. С каждым упражнением путешествие будет воспроизводимо интенсивнее и возможно дойти до того, что в самом деле будут переживать это путешествие еще раз и мысли приобретут жизненную пластичность. Когда это состояние будет достигнуто и будет возможно воспроизвести все путешествие без малейшего перерыва, следует перейти к новому упражнению. Выбирают какой-нибудь маленький предмет, напр., перочинный ножик, карманные часы или спичку и концентрируют все мысли на этом предмете. Само собой разумеется, что глаза должны оставаться открытыми, только уши должны быть постоянно заложены. Итак, берут этот предмет в руки и тщательно рассматривают его. Сначала думают о цели и употреблении этого предмета, о материале, из которого он изготовлен, и наконец, о способе его фабрикации. Необходимо безусловно избегать малейшего отступления. Нужно думать только о том, что находится с этим предметом в тесной связи. Часто может случиться, что размышляя, напр., о способе изготовления перочинного ножика, составят себе представление обо всех рабочих, которые работали над этим ножиком. Это было бы уже значительным отклонением и могло бы причинить большой вред дальнейшему ходу упражнения. Как только желание уклониться возникнет, его необходимо сейчас же подавить. Об этом следует чаще напоминать потому, что это есть именно то опасное место, которое не многие могут обойти. Они не желают приложить стараний, чтобы сдержать фантазию в строгих рамках, и в отчаянии бросают упражнения. Кому удалось хоть раз в подобном случае снова направить свои мысли с полною мощью на предмет упражнения, для того повторение не составит никакой трудности. Вполне правильно, конечно, если во время размышлений над перламутровой дощечкой на ножике будут удерживать представление той раковины, из которой дощечка вырезана, но было бы значительным отклонением от настоящей цели, если бы представили себе сверх того и море, может быть, даже морское дно с его чудесами и чудовищами. Это представление, конечно, не находится с перочинным ножиком ни в какой связи. Далее, необходимо заметить еще раз, что абсолютное, пассивное состояние содействует удачному исходу подобных упражнений, поэтому необходимо совершенно ослабить все мускулы и стараться занять возможно более удобное положение, чтобы избежать всех вредных влияний. Для облегчения учащегося здесь будет приведена часть подобного упражнения. Учащийся устанавливает свой острый и неподвижный взор на каком-либо предмете, скажем, на перочинном ножике. Затем возникает ход мыслей, подобный следующему: "Вот - мой перочинный ножик. Он имеет два маленьких лезвия и одно большее. Сзади приделан пробочник. Маленькие лезвия служат затем, чтобы чинить карандаш или скоблить бумагу. Большое лезвие употребляется при различных работах и поэтому оно немного зазубрилось. Пробочник сделан очень искусно. Это очень изящный ножик (его я держу сейчас в руке) и сделан из хорошего материала. Он служит мне более 10 лет и пригоден еще на долгую службу. Очень красиво изготовлен черенок из перламутра с золотыми блестящими гвоздиками. Вот здесь на овальной медной пластинке выгравировано мое имя. Лезвия изготовлены из золингенской стали, а остальные части одни из меди, другие из железа". Подобным образом описывают себе весь ножик. Затем размышляют об искусстве его фабрикации. Эта часть концентрации должна быть предоставлена исключительно фантазии, так как не всякому, конечно, удавалось видеть самому изготовление перочинных ножиков. Поэтому, ограничиваются здесь тем только, что представляют себе, какие части выкованы, какие отлиты, каким образом возможно было изготовить черенок и как сложены были отдельные части вместе Это упражнение должно продолжаться в начале только 5 минут, но мало-помалу его надо будет увеличить до 15 минут. Если ход мыслей закончен, то, не допуская возникновения посторонних мыслей, тотчас же возвращаются к тому самому месту, с которого начали, и продолжают упражнение снова до звонка будильника. Для того, чтобы на первое время предохранить себя от мысленных уклонений, хорошо нашептывать свое упражнение, благодаря чему возможно до некоторой степени себя контролировать. Но из этого облегчения не следует делать продолжительного употребления, так как это, собственно говоря, потеря силы, потому именно, что при заложенных ушах шепот заметен лишь по движению губ, а это равносильно уже некоторому отклонению. Ни в каком случае не следует прибегать к этому способу более 4 или 5 раз и то только до тех пор, пока не приобретена привычка к энергичному мышлению. Кто может избегнуть подобного вспомогательного средства, пусть лучше его не применяет. Само собой разумеется, что предметы можно менять, 3 или 4 упражнения возможно проделать с перочинным ножиком и затем такое же количество упражнений с каким-либо другим предметом; заметим, однако, что является правилом переход к более простым предметам от более сложных. Чем проще предмет, напр., пуговица, тем труднее будет в течение продолжительного времени занять все свои мысли этим предметом. Кто способен концентрировать подобным образом свои мысли на самом простом объекте в течение 1/4 часа или более, причем он всецело занят только своим предметом и в продолжение всего времени не допускает ни малейшего отклонения своих мыслей от темы, и если этого человека даже приятные, скоро сменяющиеся представления не в состоянии побороть, то, окрыленный надеждами, он может двигаться вперед и заняться следующим упражнением. Оно заключается в отчетливом мысленном представлении какого-либо предмета. Берут снова предмет в руку, но только на этот раз следует придерживаться обратного порядка. Начинают с самых простых, и постепенно переходят к более сложным. Долго рассматривают какой-либо предмет, напр., карандаш, и затем закрывают глаза и представляют себе возможно более точный мысленный образ карандаша, который был воспринят при созерцании его. Когда ученик снова откроет глаза и сравнит свое представление с действительным предметом, он заметит в своем мысленном образе различные недостатки. Учащемуся предстоит задача исправить эти недостатки тем, чтобы при закрытых глазах постараться представить себе предмет точно таким же, каков в действительности оригинал. Затем снова рассматривают предмет, открыв глаза. Это упражнение должно до тех пор продолжаться, пока не удастся после одной минуты сосредоточенного рассматривания сложного предмета составить себе, закрыв глаза, верное безукоризненное зеркальное изображение. Продолжительность этого упражнения не должна превышать 30 минут. Если получаются удовлетворительные результаты, то возможно перейти к следующим более трудным упражнениям. Концентрируют свои мысли на каком-либо предмете, не рассматривая его в действительности, т. е., сосредоточиваются исключительно на мысленном образе данного предмета. Так, напр., представляют себе изображение своих карманных часов и затем концентрируют свои мысли подобно тому, как это было выполняемо во втором упражнении, на цели, материале и фабрикации этого предмета. Позднее снова возвращаются к более простым предметам. Мало-помалу переходят к знакомым лицам, которые служат материалом для наших опытов, также к домашним животным, и наконец, к отвлеченным понятиям и т. д. Если и эти упражнения были удачны, то изменяют их следующим образом: как можно быстрее отвлекаются от одного хода мыслей и переходят к другому, затем с безукоризненной точностью снова возвращаются, как бы по команде, к тому самому пункту первого рассуждения, которое только что прервали. Это - сознательное отклонение. Этому упражнению должна предшествовать ниже описанная более легкая задача. Еще ранее до второго упражнения пользуются 23мя свободными минутами и решают следующую задачу: начинают думать о каком-либо понятии, предмете или существе и стараются как можно быстрее воспроизвести представление какого-либо противоположного понятия. Думают, напр., о слове "пустой" и должны тотчас же составить себе понятие "полный". За "водой" должен следовать "огонь", за "ярким солнцем на голубом небе" - "пасмурный дождливый день", за "голубем" может следовать "змея" или "орел" и т. д. Стараются каждый раз как можно быстрее выполнять эту задачу и притом ежедневно. Задача эта сама по себе не была бы так трудна, если бы не необходимость каждое понятие, каждый предмет, каждое существо так отчетливо представлять, чтобы представление о них мгновенно возникало перед мысленным взором с осязаемой пластической ясностью. Благодаря этим упражнениям с течением времени приобретется достаточный навык, который необходим при переходе к следующему упражнению. Я устремляю, напр., все мои мысли на мою маленькую дочь и тотчас рядом с этим представляю себе, что малое дитя обняло меня своими нежными ручонками и склонилось кудрявой головой на мое плечо. Вот оно смотрит на меня ясными веселыми глазами и зовет меня полупросительно полуласкательно обычным нежным именем "папочка". Мгновенно я перевожу отчетливые мысли на другое представление. Я представляю себе только что изобретенную счетную машину, которую я недавно видел у своего приятеля, и сосредоточиваюсь известным способом на этом предмете. Затем снова (через 2 или 3 минуты, примерно), я стараюсь с совершенной безукоризненной отчетливостью без проволочек и отклонений быстро и уверенно возвратиться к первому рассуждению, именно, к тому самому месту, с которого я начал. Если все упражнение вообще идет безостановочно, я продолжаю свой ход мыслей известным способом далее. В течение одного упражнения можно прибегать к изменению 4 или 5 раз, причем продолжительность этого упражнения не должна превышать 30 минут. Теперь можно все упражнения, проделанные раньше, проходить с открытыми ушами. Здесь мы встречаемся с большой трудностью и необходимо обнаружить громадное количество силы воли, но пусть учащийся не страшится, это удастся; ничто не может быть удачным после первой попытки. Ни в каком случае не следует быть легкомысленным, необходимо упражняться так долго, чтобы концентрация мысли удавалась даже при сильном шуме. Все то время, пока упражнения выполняются с открытыми ушами, необходимо ежедневно выполнять следующие задачи. Выходят, когда есть свободное время, на воздух, но не в спокойное, уединенное место, а туда, где царит сильное движение и шум, или, если состояние погоды и время года не позволяют выйти на улицу, то в какое-либо помещение, где находится много лиц, которые своими разговорами и ходьбой производят сильный шум, напр., в ресторан. Берут газету или книгу в руку и читают то место, которое больше всего нравится нам или кажется привлекательным для нас. Затем стараются, несмотря на шум, воспроизвести в памяти напечатанное. Чем сильнее сможет учащийся концентрировать свои мысли на прочитанном, тем лучше будет функционировать память, и чем более он будет упражняться в концентрации мыслей с незаложенными ушами, тем менее окружающие будут отвлекать его шумом. Вовсе не требуется, чтобы прочитанное повторялось слово в слово, достаточно исчерпывающего резюме. Конечно, чем чаще учащемуся будет удаваться повторение главного содержания прочитанного, тем более он преуспел. Здесь можно переходить от более легкого к более трудному. Чем интереснее и увлекательнее содержание прочитанного во время упражнений, тем легче его воспроизведение. Мало-помалу переходят к чтению менее интересному, которое может быть даже расходится с интересами учащегося. Если учащийся, напр., человек идеально художественной натуры, то концентрация мыслей на газетной биржевой хронике не доставит ему, очевидно, ни малейшего удовольствия и воспроизведение этой хроники явится для него первоначально очень трудным. То же самое произойдет с человеком, преданным серьезному изучению своего духовного мира, и принудившим себя проводить время в упражнениях над обозрениями мод и спортивными известиями. Первоначально берут мелкие статьи, новости, заметки, содержащие приблизительно не более 30 строк. Затем переходят к более длинным статьям. Только не следует продолжать упражнения более одного получаса. Лучше повторить его еще раз, нежели продолжать очень долго. Высшая концентрация мыслей считается вполне достигнутой, если учащийся при самом сильном шуме может разрешать трудные задачи. Для достижения большего искусства позволяют себе прервать свою работу или остановить ход ее, чтобы затем снова возвратиться с неослабной силой и вниманием к тому самому месту своей работы, на котором она была прервана. В концентрации мыслей необходимо постоянно и упорно упражняться. Подобная тренировка способна ускорить достижение учащимся удивительных результатов, и в этом заключается отчасти секрет многих финансовых гениев, полководцев и других баловней судьбы.
3. Пассивное состояние К активной концентрации близко примыкает также и пассивное состояние. Последнее возникает только из первого. Кто способен концентрировать свои мысли, тот только способен приходить в состояние, лучше всего могущее быть охарактеризовано словом "небытие". Наш умственный мир можно сравнивать с морем; когда мы взволнованы, мысли наши подобны бурным валам, если же мы спокойны или слегка возбуждены, то мысли наши бегут, как легко колеблющиеся волны. Их бесчисленное количество, но жизнь их - коротка: они тотчас же должны уступить место вновь рожденным волнам, настигающим их, и исчезнуть, не оставив никакого следа своего короткого существования. Пассивное состояние требует, чтобы море было гладко, как зеркало. Должны исчезнуть все мощные валы, все бесчисленные мелкие волны и море должно застыть, как будто оно состоит из масла. Нужно подавить все мысли. В момент их зарождения, они должны быть уничтожены: в этом - необходимое условие пассивного состояния. Итак, требуется полное очищение мыслительного аппарата. Мы должны стараться прийти в то состояние, при котором наш мозг может быть уподоблен чистому, неисписанному листу, и мы должны изучать это состояние, чтобы иметь возможность достигать его на определенное заранее время. В этом состоянии мы должны забывать обо всем и даже о своем существовании. Когда мы преодолеем вполне земные стремления, оградим себя от всех внешних впечатлений и сделаемся нечувствительными к находящемуся вокруг нас и воздействующему на нас материальному миру, мы сделаем нашу душу восприимчивой к более тонким воздействиям духовного мира; иначе они проходят для нас бесследно. Дух наш в этом пассивном состоянии способен лучше воздействовать на тело. Когда мы выходим из пассивного состояния, то мы находим чистый лист исписанным. Поток высоких, творческих мыслей увлекает нас, мыслей, к которым мы не способны в обычном, бодрственном состоянии. Новые, неожиданные идеи, планы и проекты нисходят на нас и поражают нас своей ясностью и оригинальностью. Пассивное состояние имеет для всех большую ценность. Занимающийся умственным трудом, а также ремесленник, могут извлечь из него для себя большую пользу. Но только высоко нравственный человек найдет в этом состоянии могучий рычаг нравственного прогресса. Оно сообщает его душе возможность воздействовать сильнее на возмущающееся тело. Особенно необходимо это состояние для развития разнообразных оккультных способностей, о которых речь будет ниже. Но пассивное состояние представляет, конечно, некоторую опасность. Хотя, с одной стороны, мы являемся в этом состоянии подверженными влиянию нашего духа и доброжелательных, более совершенных, тонко материальных разумных существ, так, с другой стороны, мы являемся орудием в руках низменных, несовершенных разумных существ и подчиняемся влиянию последних, не всегда безопасному для нас. Для противодействия последнему у нас есть прекрасное средство, именно концентрация мыслей, т. е., активное состояние. Когда мы чувствуем воздействие нечистого влияния, нам стоит только в противовес ему сосредоточить наши мысли, благодаря чему мы получаем воздействие духовного мира. Так, напр., когда мы во время упражнений в пассивном состоянии застигнуты негармоническими желаниями, мы просто сосредоточиваем мысли на возвышенных представлениях: мира, любви к ближним, чистейшей гармонии. Этим мы сделаем негармонические излучения бессильными приютиться в нашей душе. Так как, впрочем, в духовном мире подобное стремится к подобному, вместе с тем таким негармоничным влияниям по большей части подчиняется человек, сам по себе склонный к дисгармонии равно, как преданный чувственным наслаждениям, угнетаем такими существами низшего порядка, которые одержимы подобными пороками; но очень редко может случиться, чтобы спокойный, этически высоко стремящийся ученик чувствовал беспокойство от таких низменных излучений. Но если что-нибудь подобное и случится, он знает теперь, как помочь самому себе. Подобный случай может послужить только к самоукреплению и к новому упражнению. Другой же, кто привлекает своими пороками родственные ему существа, может от них обороняться, что послужит ему к увеличению его силы воли; так должен он поступать, если не хочет оставить под сомнением успех своих упражнений. Я настойчиво повторяю, что кто хочет развивать способность к пассивному состоянию, должен в достаточной степени привыкнуть к концентрации мыслей. Иначе, он никогда не будет в состоянии достигнуть благодетельного освобождения своего мыслительного аппарата. Для начинающего главным условием и здесь является: абсолютное спокойствие. Спокойствие вокруг него, спокойствие в нем самом. Теперь только для него наступает пора упражнений, которые он должен был выполнять в самом начале, чтобы обеспечить себе телесное спокойствие. Пассивное состояние требует абсолютной неподвижности тела. Лучшее время для этих упражнений вечерняя тишина или раннее утро. Учащийся идет снова в свою комнату, свой закрытый альков, закладывает известным образом уши, завязывает глаза и ложится на софу. Необходимо заботиться о том, чтобы положение тела было вполне удобно для того, чтобы мало-помалу можно было привести свои мускулы в совершенно ослабленное состояние. Равным образом положение головы и всех суставов должно быть таковым, чтобы ни один мускул, ни одна сила не приходили в движение. Все тело должно находиться в спокойном сонном положении. Дыхательный процесс - без особенных усилий или энергичной воли - должен быть ослаблен до возможной степени. Прерывистого или глубокого дыхания надо избегать. Представляют себе в воображении белый диск (приблизительно 20 см. в диаметре) на черном фоне, вращающийся постоянно около своего центра. Устремляют свой внутренний взор прямо на диск и отгоняют от себя, как в концентрации мыслей, все посторонние мысли и представления. Пассивное состояние отличается тем от известной уже концентрации мыслей, что в подобном состоянии необходимо воздерживаться от каких бы то ни было соображений по поводу белого диска и черного фона. Имеется только одна задача, удерживать представление белого диска в неизменной форме. Нельзя думать ни о чем ином. Смотрят на вращение диска равномерно, спокойно. Учащийся должен остерегаться того, чтобы заснуть, и однако для этого не надо особенного напряжения воли, так как это повлечет за собой отклонение. Необходимо стараться придерживаться этого состояния от 3 до 5 минут. При первом опыте учащийся будет принужден вести энергичную борьбу с самим собой. Мысль за мыслью будут врываться в его сознание и затемнять представление диска, что может случиться тем легче, что учащийся не должен останавливаться на каком-либо ходе мыслей, но должен только удерживать изображение диска. С каждым опытом сила будет расти, и после 10 или 12 опытов учащийся будет в состоянии, по меньшей мере, в течение 3 минут удерживаться от всех мыслей так, чтобы изображение диска оставалось ясным и непотускневшим. Затем необходимо стараться исполнять это упражнение в течение 45 минут и т. д. все более и более долго. Будильник может также и здесь принести пользу. Только необходимо заметить, что хорошо молоточек обернуть сукном для того, чтобы резкий, громкий звук колокольчика не мог очень сильно действовать на нервы. Иначе, чувствительные натуры могут от этого впасть в гипнотическое состояние. Если учащийся дойдет до того, что изображение диска будет сохраняться ясным и непотускневшим в течение 10 минут, причем никакой другой образ, никакая другая мысль не будут способны удерживаться долго, можно идти далее. Из диска должна образоваться маленькая вращающаяся, светящаяся точка, окруженная черным пространством. Ход этого упражнения таков же, как и предыдущего. Если мы будем способны и здесь достигнуть того же самого результата и в течение 10 минут не отклоняться от представления точки, которую мы вполне ясно представляем себе, то необходимо углубиться в этом упражнении настолько, чтобы более не представлять ничего и после этого мы достигнем собственно пассивного состояния. Необходимо ничего не слышать, ничего не чувствовать и ни о чем не думать, т. е., как бы не существовать. Первоначально мы начинаем это упражнение с представления точки. Учащийся пытается, хотя бы на 2 минуты, освободиться от созерцания точки так, чтобы осталось пустое черное пространство. Это созерцание должно мало-помалу исчезнуть, определенная чернота должна замениться неопределенным серым фоном, и наконец, перейти в ничто. Переход от представления точки к этой фазе совершается мало-помалу, но люди с энергичной волей способны сразу уничтожить эту точку и пространство. И то и другое - хорошо и зависит от индивидуальности. Есть много лиц, которые предпочитают начинать пассивное состояние непременно с созерцания точки. Я ничего не имею против, хотя подобная привычка может немного затруднить дальнейшие упражнения. В некоторых случаях, когда сильно взволнованы, напр., и нельзя быстро остановить поток мыслей, предпочтительнее применять созерцание точки, нежели созерцание диска. Пассивное состояние, в особенности, прекрасное успокоительное средство при всяком душевном возбуждении. Оно помогает преодолевать боль и горе, оно несет нам утешение и наполняет нас новым упованием и надеждою. Кто находится в болезненном состоянии и не знает, чем помочь себе, пусть прибегает к этому средству, и получит верное облегчение, может быть, после первой попытки. Упражняться следует до тех пор, пока мы не достигнем снова (в течение 10 других минут) абсолютного пассивного состояния без всяких мыслей. Если это имеет место, то изменяем упражнения тем, что снимаем повязку с глаз и открываем уши. Более мы не ложимся, но усаживаемся, как можно удобнее. Чтобы не испытывать посредством зрительного аппарата никакого отклонения, натягиваем перед собой на раму белое полотно, как можно равномернее (размером 1,5 квадратных метра) ту же службу может сослужить довольно большой лист рисовальной бумаги - и устанавливаем наш пристальный взгляд на этой белой поверхности так, чтобы наше внимание не было ничем решительно занято. Затем продолжаем наше упражнение известным образом. Это упражнение - чрезвычайно легко, оно сделается более трудно, когда мы через некоторое время снимем белую поверхность. Это равносильно созерцанию "ничего" с открытыми глазами. Необходимо только заниматься этим как можно усерднее наряду с главным упражнением. Как только выдастся у нас 10 свободных минут, и мы можем оставить наши обычные дела, садимся где-нибудь, ослабляем мускулы, отрешаемся от всех мыслей и стараемся намеренно "затуманить" глаза так, чтобы, всматриваясь в окружающие предметы, не различать их совершенно. Итак, глядим и не думаем при этом ни о чем. Эти вспомогательное упражнения должны производиться в торговой конторе, в канцелярии, в местах развлечения, короче говоря, везде, где только возможно, и имеют ту цель, чтобы учащийся с незаложенными ушами приучился не слышать, если он желает этого или, вернее, слышать и при этом не думать. Через некоторое время учащийся оставит уши незаложенными и во время главных упражнений. Когда мы приобретем искусство в течение 10 минут с открытыми органами чувств вполне сохранять пассивное состояние, тогда мы добьемся полной независимости от нашего тела и от обстановки нас окружающей. Затем следует достигать пассивного состояния, стоя, и во время ходьбы. Этого можно добиться также и во время упражнений в концентрации мыслей. Этими упражнениями следует заниматься постоянно наряду с другими, ибо оба эти состояния лишь соединенные вместе приводят, как мы увидим впоследствии, к значительному результату. Концентрирование мыслей и пассивное состояние употребляются попеременно то при сильном шуме, то в многолюдных местах. Это называется энергичным напряжением воли. Пассивное состояние возможно при пушечной пальбе, во время пожара, в волнующейся толпе равно, как и в тихой комнате. Учащийся твердо говорит себе: "Я" не хочу ничего слышать, не хочу ничего видеть и желаю также не думать ни о чем. Только один диск, затем точка и наконец ничто>. При упражнениях в пассивном состоянии на улице во всяком случае необходимо из личной предосторожности выбирать защищенное место и при этом опираться или облокачиваться на что-нибудь. Впоследствии возможно поступать таким образом, как будто учащийся с интересом рассматривает какое-либо здание или оконную витрину, чтобы не привлекать любопытных, которые, как известно, сейчас же появляются, если делают что-либо необычайное. Кто уже преуспел до такой степени, тот может уже извлечь пользу из приобретенных способностей. Кто-нибудь желает получить в особом освещении дело его интересующее, напр., научный вопрос, в таком случае он концентрирует сначала свои мысли на данной теме в течение нескольких минут, затем он вызывает пассивное состояние и по окончании его в значительной степени осуществится то, чего он добивался. Вопрос, занимавший его, окажется разрешенным неожиданным замечательным способом. Действительность превзойдет его ожидания. Очень часто случается с учеными или художниками, что они останавливаются в своей работе; они стоят перед закрытой дверью, которую трудно отворить, как они ни стараются это сделать. С огорчением приходится им откладывать свою работу до более удобного времени в надежде, что они сумеют в другой раз преодолеть все трудности. Хотя эта потеря времени и вредна, но часто и впоследствии дверь остается закрытой и лучшие произведения остаются незаконченными или теряют в силе и красоте, ибо тяжелое преодолевание таких мест - они часто являются чрезвычайно важными - заслуживает только более внимательного отношения. Теперь всякий, кто находится в подобном положении, пусть смело осуществляет концентрацию мыслей и пассивное состояние и вход сделается для него свободным без особого напряжения. Но и в других положениях человеческой жизни оба эти состояния могут принести значительную помощь. Кто поймет хоть раз, как ими управлять, тот сумеет воспользоваться ими во всех выдающихся жизненных событиях. Чтобы достигнуть подобных результатов, лучше всего, конечно, закрывать свои органы чувств описанным способом и стараться, чтобы в комнате было тихо. Автор этой книги придумал средство, дающее возможность только очень редко прибегать к неприятному закладыванию ушей и завязыванию глаз. В более простых случаях, напр., при письменной работе и т. д. опираются просто обоими локтями на письменный стол, кладут голову на ладони рук и закрывают уши большими пальцами, а глаза средними. В таком положении легко впасть в пассивное состояние. Если мы будем достигать пассивного состояния в абсолютной тишине, то мы будем получать интуиции и видеть светлые лучи, делающиеся все более яркими. В этих двух состояниях необходимо упражняться среди дневного шума главным образом для того, чтобы быть в состоянии применять эти способности перед глазами опасности, на всяком месте и при всяком положении. Необходимо взять за основное правило - упражняться в этих обоих состояниях всегда, где бы человек ни находился, в уединении и среди волнующегося житейского моря. В заключение я позволю себе еще раз напомнить, что ни одно упражнение, каково бы оно ни было, не должно быть исполняемо с переполненным желудком. После принятия пищи должно пройти, во всяком случае, не менее часа. Кроме того, я вторично настоятельно прошу учащегося приложить особенное старание и обратить усиленное внимание на развитие этих обоих духовных состояний. Только на позднейшей ступени развития он ясно поймет, как важно и необходимо абсолютное господство над этими обоими состояниями для воспитания высших сил.
4. Упражнение в дыхании Дыхание - чрезвычайно важный жизненный процесс. Без дыхания невозможна никакая жизнь. Чем чище воздух и чем сильнее и полнее мы вдыхаем его в себя, тем в лучшее состояние приходит наше тело. Не через пищу мы получаем возмещение израсходованной материи, но мы питаемся также посредством дыхания. Это известно теперь каждому школьнику. Но и дух наш дышит. С каждым вздохом мы вводим в себя некоторое количество тончайшей субстанции, которой обильно насыщена вся атмосфера. Эта тончайшая неуловимая субстанция наделяет нас способностями и силами, свойственными миру духов, и благодаря изменению, которое она претерпевает в нашем теле, способными влиять на мир материального, если мы поставим их в необходимые для того условия. Когда мы дышим глубоко и полно, то мы вводим в кровь большое количество кислорода, необходимого для жизни. Вместе с тем мы одновременно вдыхаем еще большое количество тончайших частиц эфира, которые проникают все наше тело, претерпевая там некоторое превращение, и через это наделяют своими силами и свойствами наше одическое, состоящее из тонкого вещества, тело, нашу телесную оболочку. Это тонковещественное или одическое тело, называемое также астральным, деятельные начала коего не развиваются большинством вследствие слишком большой привязанности его к материальному миру, получает благодаря такому полному или глубокому дыханию удивительный приток силы, способной через некоторое время преодолеть сопротивление тела и доставить могущество, конечно, не ко вреду человека. Мы должны прежде всего стараться посредством соответствующих упражнений укрепить наше астральное существо, чтобы оно приобрело господство над нами. Оно ведь - носитель оккультных сил, и чем сильнее оно на нас воздействует, тем лучше мы будем пользоваться этими силами. Люди дышат обыкновенно редко. Мы употребляем на дыхание немного времени. Новорождённое дитя делает в минуту 44 вздоха, пятилетнее дитя делает приблизительно 26 дыханий, а взрослый человек уже довольствуется 16 или 17 дыханиями, хотя ему необходимо в три раза больше. И это малое количество дыханий совершается к тому же в испорченном, нечистом воздухе и совершенно неправильным образом. Воздух - чрезвычайно важное питательное средство, единственная пища, которой мы можем пользоваться бесплатно - и им вполне пренебрегают. Так как большинство принуждено по долгу службы проводить большую часть дня в тесной, душной комнате или зловонном фабричном помещении, то необходимо по крайней мере один раз в день прибегать к этому драгоценному "воздушному" питанию. Но кто думает об этом! После утомительной дневной работы ищут отдыха за дымящейся трубкой или за трактирным столом. Вот как заботятся о взыскательных легких! Они требуют 0,25 часа внимания в течение 24 часов и готовы эту маленькую жертву оплатить по царски: силой, здоровьем, веселостью и способностью к преодолению препятствий. Внутренний человек делает напоминания, так как он также желает быть накормлен и укреплен, чтобы помочь телу и освободить его от горя и страданий, но никто его не слышит - и его не могут услышать, так как никотин и алкоголь вместе с химерической ложной образованностью преграждают ему доступ к тончайшим входам в дневное сознание человека, спотыкающегося на ложном пути. Но мы, освобожденные от превратного образа жизни, наших несчастных ближних, хотим идти своим целесознательным путем навстречу истине, мы выслушиваем с большим вниманием внутреннего человека, верного напоминателя, мы охотно устраняем все препятствия, отделяющие нас от него, и готовы строить мосты, по которым мы без труда можем достигнуть единения с духовным "я". Мы хотим укрепиться и очиститься при помощи целительной гимнастики дыхания для того, чтобы астральное существо, а через него и наше тело (грубо материальное), сделались прекрасными орудиями для передачи приказаний бессмертного духа. Первые упражнения должны иметь целью изучение правильного дыхания, а именно: сверху вниз. Верхушки легких при нашем извращенном способе дыхания, во всяком случае, перестают действовать. Но мы должны взять за правило дышать через нос всегда, если мы желаем делать глубокие и полные вздохи; выдыхание должно производиться через рот. Прежде всего относительно упражнений в дыхании необходимо заметить, что в теплое время года их надо выполнять по большей час
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |