Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН.
|
Намкай Норбу Ринпоче
ШЕСТНАДЦАТЬ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЮ ДЗОГЧЕНА
ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН
ВВЕДЕНИЕУчение Дзогчен ("Великое Совершенство") — это передача знания изначального состояния личности независимо от расовой, религиозной или философской принадлежности. Это учение распространено в двух великих духовных традициях Тибета — в буддизме и в бон. Его происхождение трудно установить точно. Буддийская традиция приписывает введение на Земле Дзогчена Гарабу Дордже (Прахеваджра), родившемуся в Уддияне, древней буддийской стране, которая по мнению многих ученых располагалась в долине Сват в Пакистане. Этот учитель, преданный сути учения Будды, передавал знание Дзогчена, выходящее за пределы закона причинно-следственной связи или кармы, буддийским последователям, преемники которых передали его тибетским учителям. Традиция Бон, напротив, считает Дзогчен учением, переданным основателем Бон Шенрабом Миво (gShen rab mi bo), который родился в Восточном Тибете. Значение этой личности приравнивается к значению Будды Шакьямуни в буддизме. Известный в древности под названием "Бон природы ума" (Sems bon), Дзогчен традиции Бон не делится на разделы так, как это принято в Дзогчене буддийской традиции, но не отличается от него ни принципами, ни терминологией. Что такое Дзогчен? Какое значение он имеет в жизни человека? Как можно его практиковать, не становясь последователем религиозной традиции, столь далекой от западной культуры? На эти и другие вопросы Намхай Норбу, носитель подлинного знания Дзогчена, отвечает в трех письмах, содержащихся в этой книге, основанной на ответах, данных спонтанно различным людям в течение 1975—76 гг. Она состоит из трех разделов. I раздел. "Восемь ответов членам Дзогчен-общины как восемь знаков хорошего предзнаменования" (rDzogs chen'd us sde ba rnam kyi dris lan bkra shis rtags kyi grangs Ldan)1. Содержит ответы, данные людям, принадлежащим к Дзогчен-общине, основанной Намкай Норбу с целью сохранить учение Дзогчен и позволить ему существовать в контексте современного общества. Вопросы задавались со времени зарождения общины. II раздел. "Белое хрустальное зеркало: Ответы Лхацену Соднам Буму, практикующему Дзогчен" (rDzogs chen ba lha tshang bsod nams bum kyi dris lan shel dkar me long). Содержит ответы, данные в Тибете Соднам Буму, родственнику автора, живущему в Швейцарии. Обсуждаемые в этом случае темы принципиально зависят от отношений между Дзогченом и некоторыми традиционными аспектами тибетской буддийской культуры. III раздел. "Ответ моему ученику Эудженио Амико" (Rang gi slob ma eu ge nio ami co'i dris lan). В нем обсуждается личность Иисуса Христа и отношения между Дзогченом и религиями. В заключение речь идет о книге, задуманной, чтобы посвятить нас в основополагающие принципы учения Дзогчен и лучше определить его истинную природу по отношению к системам, которые мы называем обычно философскими или религиозными. В примечаниях я постарался пояснить наиболее специфические понятия и термины, учитывая трудности для читателя, незнакомого с буддийскими доктринами. Но, как говорит автор в одном из ответов: "Дзогчен нельзя определить ни как восточное учение из-за его появления на Востоке, ни как учение, предназначенное только для людей в силу его распространения на Земле...". Дзогчен есть знание истинной природы человека и мира за пределами слов и определений, зависящих от изменения времен и традиций. Приблизимся к своей сущности, к открытому и свободному от предубеждений сознанию, чтобы снова узнать подлинное состояние свободы.
Адриано Клементе.
Часть I
ВОСЕМЬ ОТВЕТОВ ЧЛЕНАМ ДЗОГЧЕН-ОБЩИНЫ
Поклоняюсь драгоценному учителю,
1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН РЕЛИГИЕЙ?Чтобы определить, является ли Дзогчен религией, необходимо уточнить, что мы подразумеваем под религией, и прежде всего выделить 2 главных ее типа: религии, которые известны только как религии, и те, которую имеют собственные философские системы. Первый тип включает то, что в наше время мы подразумеваем обычно под термином "религия". Как правило, мы называем религией веру в существо, способное защитить и называемое в разных традициях Бог, Брахма, Небесное божество и т.д. Последователь религии абсолютно убежден в существовании Высшего Существа, которое со всех точек зрения является высшим для обычных существ и обладает способностью защищать и давать прибежище. Те, кто находит прибежище в этом существе, получают блага временные и окончательные. Те же, кто удаляется от него, испытывают разнообразные несчастья в этой жизни и страдания в жизни будущей. Последователь религии, для которой характерен такой тип веры, преклоняется перед Высшим Существом, в которое он твердо верит, совершая при этом различные действия, чтобы ему понравиться. Например, ритуальные церемонии, которые должны проводиться соответствующими людьми, отличающимися от обычных как одеждой, так и поведением. Их местопребывание должно также отличаться от обычного жилья: чистый и приятный храм, насыщенный благовониями и ароматами, или, напротив, внушающий ужас. Чтобы создать для адепта безупречную видимость религии, эти аспекты хотя и второстепенны, но очень важны, поэтому они всегда присутствуют. Существует много религий этого типа, хотя они отличаются одна от другой как внешне, так и принципиально. Некоторые из них имеют развитое и глубокое учение, другие только развитое, третьи — краткое, но глубокое, четвертые — и не развиты, и не глубоки. Мы можем их разделить на три главных типа: благие, приносящие вред и нейтральные религии. Адепт религии, принцип которой — делать добро другим, твердо верит в то, что если его Бог доволен, то он даст помощь и защиту в этой и в будущей жизни, а в противоположном случае покарает. Следовательно, он будет делать все возможное, чтобы ему понравиться, и убеждать других поступать так же. В конечном счете он стремится к благополучию и счастью всех, как своему, так и других, и к исполнению сиюминутных и высших желаний. С этой целью он обязуется соблюдать принципы, установленные религией, совершать необходимые ритуальные церемонии и т.д. Мы можем сказать, что это общие черты всех тех, кто в наши дни объявляет себя последователями какой-либо религии, обладающей собственной философской системой либо не обладающей. Адепт религиозного культа, приносящего вред другим существам, считает, что божества и духи, в которых он твердо верит, предоставят ему помощь и защиту, если они будут удовлетворены. Он озабочен этим, потому что в противном случае они могут вызвать всевозможные неприятности. Исходя из этого, он приносит им кровавые жертвы в ущерб жизни других существ, чтобы удовлетворить их. Различные действия и обряды, которые он исполняет, имеют целью не только собственную выгоду, но также предотвращение болезней, смерти и немилости людей, которые в той или иной мере связаны с ним. В некоторых случаях он проводит ритуалы с целью уничтожения личных врагов или тех, кто расстраивает его планы. Теперь я приведу пример нейтральной религии. В Восточном Тибете члены этнической группы Йи (g.Yis) имеют обычай носить черный тюрбан, изысканно завернутые концы которого украшены яркими цветами из ткани. На первый взгляд это может показаться простым украшением, но никто не может дотронуться до края тюрбана, потому что он считается жилищем Небесного божества-защитника. Они верят, что если человек всегда носит завязанное на голове жилище божества-защитника, то это божество будет сопровождать его везде и помогать. Но эти люди не объясняют ничего, что касается природы божества, его отношений с человеком, проведения обрядов или чтения мантр, чтобы поддержать невидимую связь. Еще один пример можно найти в древнекитайской традиции. В ней рассматривали в качестве богов предков, к которым они направляли свои молитвы и подношения, надеясь получить защиту и помощь для себя и своего потомства. Существует множество других типов религиозных традиций, которые не приносят ни благ, ни вреда другим, поэтому они определяются как "нейтральные". Дзогчен не может быть отнесен ни к одному из этих трех типов религий и не может рассматриваться как одно из их ответвлений. Это доказывают многочисленные Тантры, Лунги и Тайные Наставления2, которые объясняют его истинную Основу. Поговорим сейчас о религиях, которые имеют настоящую философскую систему. Под философией вообще3 подразумевают систему, основанную на теории, которая происходит из ограниченных способностей интеллекта, вследствие фундаментального убеждения, согласно которому явления бытия и их природа могут быть точно определены. Не только люди, — все существа живут, основываясь на определенном образе мышления и убеждений, связанных с их умственными и сенсорными способностями. Таким образом, можно сказать, что это — их воззрение, их философская точка зрения. Но воззрение определяется как "философское" только будучи основанным на систематическом анализе. Мы можем разделить все теории, относящиеся к явлениям бытия и их природе, на 3 философские системы: система, которая утверждает неограниченность бытия, или этернализм; система, которая утверждает ограниченность бытия, или нигилизм; и система, которая выходит за рамки ограничений первой и второй. Философская система, утверждающая этернализм, присуща самым распространенным ныне в мире религиям, таким, как индуизм, христианство и ислам. Согласно этой системе все явления бытия, вселенная и живые существа являются творением Высшего Существа, называемого "Бог", "Брахма" и т.д. Он — творец всего, высший, бесконечный, неизменный, вездесущий, всемогущий и единственный. Человек, который верит в него и с почитанием соблюдает его законы, будет в конечном итоге поглощен Брахмой (согласно индуизму) или призван вступить во владения Бога, получив таким образом вечную жизнь (согласно христианству). Но те, кто нарушает его закон, будут наказаны, будут страдать и после смерти испытывать бесконечные мучения в преисподней или, согласно христианскому учению, будут приговорены к вечному аду. В соответствии с этим принципом верующий старается удовлетворить Высшее Существо через обряды жертвоприношений, исповеди, молитвы и т.д. Он признает, что сущность религии и конечная природа всех явлений есть Бог, всемогущий, вечный и неизменный. Это общая характеристика всех религий, которые придерживаются теории этернализма. Философская система, которая утверждает нигилизм, может быть представлена древнеиндийской школой Чарвака"4 и современным материалистическим учением. Теория чарваков основана на семи аргументах: 1. Энергия четырех стихий существует конкретно и поэтому является конечной природой всех явлений бытия. 2. Сознание является продуктом чистоты неодушевленной материи, природой энергии тела, поэтому тело и сознание состоят из одной и той же субстанции. 3. Не существует ни предыдущих рождений, ни будущих. "Тайные стихи" в сущности утверждают:
4. В этой жизни нет очевидных доказательств созревания плодов, являющихся следствием хороших или плохих поступков, поэтому закона причинно-следственных связей, или кармы, не существует. 5. В этой жизни нет очевидного доказательства достижения освобождения, проистекающего из духовной практики, а с другой стороны, будущая жизнь недоказуема. Таким образом, освобождения не существует. 6. Единственные видимые существа — люди и животные, поэтому других видов существ нет. 7. Иногда случается, что иллюзорные явления имеют вид материальных явлений, например, мираж воды в пустыне. Таким образом, логика заключения6 неприемлема. Современное материалистическое учение, имеющее различные направления, утверждает, что реальна только энергия физического тела, выполняющая подобно часовому механизму различные функции. Все неочевидные явления, например, предыдущие или будущие рождения, которые не входят в сферу нашего восприятия, не признаются. Реальная и действительная природа бытия есть энергия общества. Признавая и используя ее, можно разрешить все материальные проблемы. Современный материализм не идет далее этого основополагающего принципа, основанного на математической логике: 1+1=2 и 2+2=4. К древней философской школе Чарвака примыкают приверженцы культов таких богов, как Индра, Сурья и др.; их благосклонность зарабатывают с помощью даров и молитв, чтобы добиться исполнения мирских желаний. Следовательно, такая школа представлена одновременно в двух аспектах: в религиозном аспекте — культом, обращенным к божеству, в философском аспекте — основополагающей теорией нигилизма. Но принцип, на котором они основаны, идентичен. Сторонники современного материализма утверждают непогрешимость создателя их философии и защищают свои идеи с убежденностью, которая граничит с верой. Они пытаются любыми средствами убедить других, а иногда даже клянутся перед изображением своего учителя. Такое поведение свидетельствует о том, что в сущности их мышление, можно назвать "религиозным", даже если они так не считают. Философская система, которая определяет природу явлений бытия, выходя за рамки ограничений этернализма и нигилизма, является сущностью учения Будды и всех философских направлений буддизма7. Конечная природа бытия находится за пределами этернализма. Принцип, рассматриваемый как бесконечный и неизменный, не может обладать способностью деятельности8 и, следовательно, творение не может быть им произведено. Напротив, если утверждают, что Всемогущее Высшее Существо обладает способностью деятельности, то из этого автоматически следует его преходящий характер. Если Бог-творец не бесконечен, значит кто-то должен был создать его, и так далее до бесконечности. Таким образом, определения, приписываемые Высшему Существу — всемогущий, верховный, единственный и т.д., — не оправданы. Определение природы бытия выходит также за рамки ограничений нигилизма. Действительно, не существует следствия, которое не имело бы причины. Так же и образование общества, которое, согласно нигилизму, является совокупностью случайных событий или вторичных причин, должно быть результатом конкретной начальной причины. Например, чтобы получить росток риса, необходимо посеять зерно риса, которое является первичной причиной. Если бы можно было вырастить его, используя только воду, удобрения, тепло, свет и кислород, которые являются вторичными причинами, то не было бы никакой уверенности относительно вида ростка, который появится. Если бы не существовало прямой связи между причиной и следствием, то мы могли бы случайно получить и росток пшеницы, гороха и т.д. Только наличие зерна риса, а не одной из вторичных причин, таких, как вода или удобрения, дает уверенность, что разовьется росток риса. Поэтому нельзя рассматривать это зерно риса как принадлежащее к вторичным причинам или к чему-либо подобному. Некоторые могли бы возразить, что следствие первичной причины не отличается от следствия вторичных причин, потому что вода и удобрения, например, способствуют получению ростка риса так же, как и зерно риса. Но это также неправильно, поскольку росток риса способен произвести другой такой же росток, но не способен произвести новые вторичные причины, такие как вода и удобрения. Если бы дело обстояло иначе, то не было бы необходимости предусматривать каждый раз использование новых вторичных причин. Таким образом, зерно риса предназначено производить именно росток риса, тогда как каждая из вторичных причин имеет свое особенное назначение. Функция зерна риса определяется как первичная причина, тогда как полученный росток — как следствие, и, таким образом, подтверждается закон причины и следствия. Что касается теории нигилистов о времени, то неизбежно признание факта, что так называемое "настоящее" — всего лишь мгновение, которому предшествует только что прошедшее и за которым непосредственно следует будущее. Если мы не принимаем ни прошлого, ни будущего, то не можем принять и настоящее, а следовательно, само понятие времени. Но если мы утверждаем существование настоящего, то должны также утверждать существование прошлого и будущего, времени и непрерывности. Из этого следует и непрерывность сознания индивидуума. Непрерывность сознания нельзя сравнивать с работой часов, так как энергия тела циркулирует только внутри тела и, таким образом, ограничена, а энергия сознания, проявляющаяся у индивидуума во внешнем видении, неограниченна. Чтобы понять, что внешнее видение зависит в действительности только от индивидуума, приводят пример различных видов существ, которые, находясь перед рекой, восприняли ее по-разному. Боги увидели нектар, духи — кровь, люди — питьевую воду, рыбы — свое жилище. Нигилисты также утверждают, что существование того, что не воспринимается ясно нашими органами чувств, не может быть принято. Но это также неправильно, иначе мы должны были бы отрицать всю историю прошлого и то, что будет в будущем, только потому, что это отсутствует теперь в сфере нашего восприятия. По поводу основополагающего принципа системы, которая выходит за рамки и этернализма и нигилизма, Будда сказал: "Как отлитое, обработанное и отшлифованное золото примите мое учение, но не из преданности, а предварительно изучив его хорошенько." В соответствии с этим знание имеет в качестве трех основ "три логики": 1. Логику опыта для видимых явлений. 2. Логику заключения для невидимых явлений, как ее показал Сакья Пандита9: "По дыму мы делаем вывод об огне, а по чайке — о воде". 3. Логика признания достоверности писаний, явлений неизвестных. В этой системе способ восприятия учения не основан на условностях или слепой вере. Цонкапа10 сказал: "До конца бытия да имеет учение Будды всегда в качестве учеников людей, которые приобрели веру в учителя, открыв истинную природу учения, не поддаваясь смятению, вносимому вихрем негативных мыслей". Все философские школы буддизма, от колесницы Шраваков до высшей Ваджраяны11, разделяют это воззрение, хотя существуют различия и особенности в интерпретации. В общем говорят, что основное различие между буддистом и небуддистом заключается в принятии первым Прибежища в "Трех Драгоценностях"12 и признанием Будды как учителя, Дхармы — как Пути и Сангхи — как общины духовных товарищей. Кроме этого, буддист практикует тренировку ума "семи элементов"13, чтобы накопить заслуги для себя и других; он исполняет обеты, соблюдает религиозный календарь, выполняет определенные ритуальные церемонии и т.д. Таким образом, он совершает типично религиозные действия. Именно на этом основании буддизм также рассматривается как религия. Воззрение Дзогчен — это Воззрение системы Мадхьямика-Прасангика, конечная цель учения Будды и высшее направление среди буддийских философий; впервые оно было изложено Нагарджуной и его учеником Арьядэвой14. Это подтверждено в "Тантре звука, выходящего за пределы"15. Следовательно, мы можем сделать вывод, что Воззрение Дзогчен принадлежит к этой философской системе, которая выходит за ограничения этернализма и нигилизма. Однако можно также предположить, что Воззрение Мадхьямики-Прасангики происходит из Дзогчена. Этому есть два доказательства. Первое заключается в в том, что знание истинного состояния не может быть ничем иным, как состоянием спонтанного присутствия Дзогчен, и таким образом, Воззрение Мадхьямики-Прасангики должно ему соответствовать. Второе — Гараб Дордже, первый учитель Дзогчена, положил начало двум линиям преемственности, первой из семи, второй из двадцати одного ученика, и один из этих двадцати одного последователя был Нагарджуна. Кроме того, сказано, что Арьядэва растворился в свете после получения учений Дзогчен от второго Манджушримитры16. Все это ясно изложено в "Празднике для мудрых: история буддизма17. Но даже если воззрение Дзогчена — воззрение Мадхьямики-Прасангики, Сакья Пандита утверждал:
Таким образом, неправильно, основываясь только на ограниченном видении, определять Дзогчен как философскую систему, превосходящую этернализм и нигилизм и касающуюся главным образом Воззрения. Дзогчен следует понимать в совокупности трех аспектов: Основы, Пути и Плода. Воззрение — один из трех элементов Пути, вместе с Медитацией и Поведением. Оно не представляет всей совокупности.
2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН РАЗНОВИДНОСТЬЮ ЙОГИ?Йога — термин, ныне известный повсеместно, и относится он в основном к методам, используемым для того, чтобы Воззрение позволило нам понять истинное состояние. В Индии развиты различные типы йоги, но я не буду касаться тех, которые философски связаны с этернализмом, поскольку они отдалены от принципов Дзогчена. Что касается буддийской йоги, то новая традиция19 подразделяет тантры на 4 класса: Три "низших" тантры:
"Высшая" тантра:
В древней традиции Ньингма, тантры подразделяются на 6 классов: Три "внешние" тантры:
Три "внутренние" тантры:20
Арага21 объясняет, почему используют термин "внутренняя тантра":
В новой традиции, в соответствии с большим или меньшим значением, придаваемым аспекту удовольствия или пустоты, метода или энергии, Ануттаратантры разделены на 3 формы: отцовская, материнская и недвойственная22. Арага сказал:
Другие ученые, принадлежащие как к новой традиции, так и к древней, утверждают то же. Но это ничем не доказывается. В разделе Махайоги традиции Ньингма, например, основной тантрой является "Guhya mula garbha", которая по своему принципу обучения соответствует недвойственным тантрам новой традиции. Различные учителя этой тантры Махайоги ясно объяснили это. С другой стороны, "Калачакра тантра" обычно классифицируется как недвойственная, но нельзя сказать, что ее основной принцип соответствует состоянию самоосвобождения в Дзогчене. В общем, мы можем рассматривать "низшие тантры" и Ануттаратантры, принадлежащие к новой традиции, "внешние тантры" и две "внутренние тантры" — Махайога (Зарождения) и Ануйога (Завершения), принадлежащие к древней традиции, как типы йоги. Все эти классы тантры не основаны на принципе Дзогчена, это доказывают тантры и "цитаты" (lung) Дзогчена. Однако метод Воззрения и Медитации Дзогчена является конечной целью всех йог. Именно поэтому, когда Высшие Держатели Знания23 в древности классифицировали тантры, они включили его во внутренние тантры, установив следующие подразделения: "Великая йога Зарождения" (Махайога), "Высшая йога Завершения" (Ануйога) и "Йога Полноты" или "Изначальная йога" (Атийога)24, "Великое Совершенство" (Дзогчен). Последнее, следовательно, рассматривалось как апогей всех классов тантр. Тот факт, что основополагающий принцип учения Ануттаратантр отличается от принципа Дзогчена, не означает, что основная сущность последнего не присутствует в этих тантрах. Действительно, мы находим в многочисленных Ануттаратантрах отрывки, которые выражают состояние спонтанного присутствия в мгновении. Кроме того, принцип Махамудры, конечная цель практик "Завершения" всех высших тантр, очень похож на принцип Трэгчо25 Дзогчена как по Воззрению, так и по методу Медитации. Духовные песни великих йогов Махамудры, например, Сарахи26 и других, доказывают это. Карма Пакши27 сказал:
Мы можем прочитать в многочисленных комментариях "Гухья мула гарбха":
Это доказывает, что даже если принцип Ануттаратантр не соответствует принципу Дзогчена, то последний рассматривается как конечное состояние знания всех классов тантры, как с точки зрения Основы, так и с точки зрения Пути и Плода. В традиции Ньингма мы имеем множество таких тантрических циклов, как "8 садхан", "Гуру мирный и гневный"28 и др., классифицируемые как учения Дзогчен, и не только потому, что в этих циклах в стадии "Зарождения" мы находим инструкции по методам, происходящим из раздела "Природы Ума" (Сэмдэ)29 Дзогчена, но и главным образом потому, что во всей практике "Зарождения" и "Завершения" присутствует Воззрение и методы Медитации в состоянии самоосвобождения Дзогчена. Мы читаем в объяснении Араги:
Когда в сознании присутствует Воззрение пустотности, нет необходимости произносить стихи, которые описывают пустотность. Как в прозрачном пространстве появляется радуга, так визуализируют себя в качестве божества-йидама: внешний мир — это чистое жилище, живые существа — это его божественная свита. Изначально нет двойственности между божеством обета и божеством мудрости31. Его тело — божество обета, природа его собственного ума — божество мудрости.
Именно по этой причине некоторые из этих тантрических циклов иногда рассматривались как принадлежащие к Разделу Природы Ума (Сэмдэ). Но в действительности смысл Воззрения и метода Медитации Дзогчена объединялся практиками "Зарождения" и "Завершения" этих тантрических циклов теми практикующими Дзогчен, которые уже хорошо овладели методами тантры. В действительности основополагающий принцип Дзогчена не включает тантрические методы "Зарождения" и "Завершения", которые основаны на преображении. Это можно ясно понять, изучив тантры и лунги трех разделов Дзогчена: Природы Ума (Сэмдэ), Изначального Пространства (Лонгдэ) и Тайных Наставлений (Маннагдэ). Таким же образом предварительный раздел тренировки ума Дзогчена включает практики Прибежища и Бодхичитты32, которые происходят из колесницы Бодхисаттв, медитацию на божество Ваджрасаттва для очищения от препятствий, происходящую из внешних тантр и т.д. Что касается этих методов, мы должны также понимать, что они были введены в древности Высшими Держателями Знания в ответ на потребности начинающих практику и что они были также приобщены к Воззрению и Медитации Дзогчена, чтобы преодолеть разделение между способом Воззрения и Поведением. Пример этого мы находим в объяснении Араги:
Таким образом находят Прибежище в учении, распознаваемом в природе своего собственного ума. Именно так распознавая Будду (Пробуждение) и Дхарму, становятся членом общины. Так находят Прибежище в сангхе. Именно на основе этого принципа написано в тантрах:
Поэтому даже если высшая конечная цель метода Воззрения и Медитации всех классов тантр буддийской йоги есть Дзогчен, он не может рассматриваться как тип йоги.
3. ЧТО ТАКОЕ ДЗОГЧЕН?Дзогчен, "Великое Совершенство", означает состояние полного совершенства Основы, Пути и Плода в измерении единой изначальной природы ума, "сущности Бодхичитты"35. Человек, практикующий Дзогчен, должен иметь истинное знание Сущности, Природы и Энергии этого изначального состояния, которое является состоянием Основы. В Хеваджра тантре36 написано:
Это означает, что даже если состояние Основы изначально чисто, оно не лишено временных загрязнений. В тантре "Раскрывающая запредельное состояние Самантабхадры"37 мы читаем:
Следовательно, состояние Основы всех явлений едино и фундаментально чисто, но от знания или неведения его во время прохождения Пути, зависят два Плода: освобождение в нирване или перерождение в сансаре. Сущность Пути Дзогчена заключена в трех основных элементах: Воззрении (Ltaba), практике Медитации (sgom pa) и Поведении (spyod pa). Конечная цель Воззрения выражена в тантре "Звук, выходящий за пределы" (sGra thal gyur chen po'i rgyud):
и Лонгченпой39:
Это означает, что в Дзогчене никакая философская точка зрения, основанная на ограниченных понятиях "быть" или "не быть", "позитивный" или "негативный" и т.д., не признается. Джигмед Лингпа40 объяснил:
Под "Воззрением" Дзогчена подразумевается, таким образом, истинное знание, или внутреннее Воззрение. Это ясно объяснил также Карма Пакши:
Чтобы стабилизировать это Воззрение через рассуждения, необходимо опираться на термины и понятия, относящиеся к ограниченным способностям наших органов чувств и ума. В этом случае используется процедура системы мадхьямика-прасангика, принятая всеми буддийскими школами как высшее Воззрение. Сакья Пандита утверждал:
Что касается практики медитации, мы можем прочитать в "Зеркале сердца Ваджрасаттвы"42: Лонгченпа сказал:
И Джигмед Лингпа:
Конечная цель медитации Дзогчена — состояние естественного света, лишенное суждений, за пределами отвержения возникающих мыслей и принятия их исчезновения. Карма Пакши ясно выразился по этому поводу:
Однако человек, который начинает практиковать, обычно находится в состоянии двойственного мышления, поэтому не в состоянии войти в состояние медитации ненамеренно. Поскольку существует понятие "входить" в медитацию, также неизбежно существует обычное видение после медитации. Поэтому практика в Дзогчене начинается с нескольких упражнений ума, таких, как нахождение места, где возникают мысли, где они пребывают и куда уходят. С помощью метода созерцания "4 чогшага" (cog bzhag)43 вступают затем на основополагающий Путь Трэгчо (thregs chod) и наконец на Путь Тхогэл, метода самоосвобождающегося света44. Что касается Поведения Дзогчен, то если практикующий находится в состоянии созерцания вне ограничений двойственности, или же если он реализовал состояние, в котором нет разделения между созерцанием и обычной жизнью, его образ жизни неотделим от его Поведения. Об это мы читаем в "Зеркале сердца Ваджрасаттвы":
Лонгченпа сказал:
Джигмед Лингпа:
Это означает, что подобное поведение не улучшается добродетельными поступками и не ухудшается отрицательными, поскольку те и другие являются лишь понятиями ума, вне его они не существуют. Следовательно, основное в Поведении Дзогчена — это состояние, в котором всё, что ни появляется, самоосвобождается45. Оно полностью выходит за рамки принятия добродетельных поступков как позитивных и отказа от вредных поступков как негативных. Это "Поведение самоосвобождения", в котором нет ничего запрограммированного, не должно, однако, быть понято ложно. Оно вовсе не означает, что практик Дзогчена может делать всё, что ему придет в голову, под тем предлогом, что не существует ни позитивных, ни негативных поступков. Нагарджуна сказал:
Практикующий неизбежно будет входить в сферу сансары, произведенную двойственностью, до тех пор, пока для него будет существовать обычное кармическое видение после медитации. В этом кармическом измерении для человека будет только общее человеческое видение, для его ума, например, будет только кармическое видение, свойственное уму. Поэтому практикующий вынужден следовать карме позитивных и негативных поступков. Следовательно, ему выгодно поступать так, чтобы накапливать первые и избегать вторых, даже если ему для этого придется пользоваться понятиями принятия и отказа. Находясь в кармическом видении, необходимо очень тщательно соблюдать закон причин и следствий поступков до мельчайших деталей. Сараха сказал:
Это означает, что при правильном понимании истинного состояния постигается сущность сострадания. Мы знаем, что все живые существа, не распознавая истинного состояния и развивая вследствие этого двойственность, накапливают неисчислимые кармические поступки и предрасположенности, которые только бесконечно затемняют их действительное состояние, вызывая бесконечные перерождения. В тот момент, когда мы осознаем причины и условия, породившие эту ситуацию, мы можем испытывать лишь чувство неограниченного сострадания, выходящего за рамки привязанности и гнева. Поэтому, понимая истинное состояние, в котором не существует никакой двойственности между пустотой и светом, добродетельное накопление заслуг происходит непреднамеренно. Атиша46 это объяснил так:
Что касается метода осуществления этого поведения, важно понять один принцип. В Дзогчене Воззрение, Медитация, Поведение и Плод полностью определены выражениями "спонтанное присутствие" и "самоосвобождение"48. Одним словом, мы можем сказать, что эти выражения относятся к состоянию не обусловленной, полной свободы. Потому что если человек сосредоточивается на идеологической позиции, обусловленной кем-либо, или на убеждениях, основанных на внешних факторах, он не сможет избежать ограничений и, следовательно, западни двойственности. Потому в "Тантре спонтанного состояния чистого присутствия"49 написано:
Следовательно, практикующий Дзогчен должен вести себя с учетом того, с какими людьми ему приходится иметь дело, внутренне полностью осознавая позитивные и негативные, добродетельные или вредные действия в различных обстоятельствах. Поступая таким образом, он может осуществить во всей ежедневной послемедитационной деятельности неотделимость Воззрения от Поведения. Карма Пакши сказал:
Правила поведения, установленные в соответствии с внешними факторами, могут действительно иметь достоинство сдерживания негативных поступков телом и речью и посеять семена добродетели у людей, не имеющих достаточных интеллектуальных способностей. Но правила, установленные в определенное время и в определением месте, будучи перенесенными в другой контекст, часто оказываются неуместными. Например, с точки зрения места многочисленные действия, которые рассматриваются как религиозные в Индии или в Тибете, могут оказаться неприятными или даже расцениться как отрицательные в других странах. Что касается времени, напротив, легко понять, что многочисленные виды действий, совершавшиеся людьми прежде, когда они жили в медленном и гармоничном ритме, несовместимы с поспешностью современного человека века технологий. Кроме того, способ мышления у людей древности коренным образом отличается от современного. Отсюда опасность, что индивидуумы, по мере того как меняются времена, не желая больше быть обусловлеными правилами поведения, основанными на внешних факторах, удалятся от основного принципа учения или совсем его потеряют. Конкретно эта ситуация может стать похожей на ту, о которой говорил Другпа Кунлэг50, когда кто-то его спросил: "Кто теперь поступает согласно винае51?" И он ответил: "Будда, "6 украшений" и "2 верховных"52 в первую очередь, затем чернила, которыми написаны буквы на бумаге" XXIV. В истории Дзогчена написано, что в будущем, когда темная эпоха или Калиюга укоренится более глубоко, учение Дзогчен просуществует до тех пор, пока средняя продолжительность жизни людей не сократится до 10 лет, и это потому, что Дзогчен — глубокий путь самоосвобождения без разделения между Воззрением и Поведением. Чтобы кратко выразить смысл этой высшей формы поведения, необходимо хранить в уме то, что сказал Будда:
и для этого нужно тренировать сознание словами Шантидэвы53:
и наконец, укрепить позитивное намерение благодеяний для других, как сказал Джигмед Лингпа:
Если поступать согласно этому принципу, собственное поведение никогда не будет противоречить никакому другому принципу учения. По поводу Плода Дзогчена Карма Пакши сказал:
а также:
Плод Дзогчена целиком совершенен с самого начала. Лонгченпа сказал:
Так, когда проявляется сущность Пробуждения, находящаяся за пределами временной нечистоты, то оказываешься в изначальном измерении, в котором все Три тела совершенны. В частности, наиболее способные практикующие, используя метод чистого состояния со времени появления Трэгчо (одновременность рождения и освобождения всякого явления), а также реализацию самоосвобождающего света Тхогэл, достигают "неразрушимого тела Великого Переноса"55 и до конца мира помогают живым существам. Например, Гараб Дордже, высший учитель Дзогчен, Манджушримитра, Гомадеви56, Шри Сингха57, Джнянасутра58, Вималамитра59, Падмасамбхава, Вайрочана60, Еше Цогьел61 и другие. Или же они достигают высшей нирваны и проявляют полное Пробуждение, оставляя многочисленные реликвии62 на благо живых существ, как реализованные существа прошлого, такие как Лонгченпа и Джигмэд Лингпа. Другие практикующие, совершая осуществление четырех видений спонтанного присутствия света Тхогэл63, достигают "Радужного тела" и не оставляют физических останков, за исключением ногтей и волос, которые являются загрязнениями материального тела. Тензин Зангпо64, Чецун Сэнге Вангчук65, Джецунма Цеванг Дролма66 и Пема Дундул67, учитель моего учителя Чангчуб Дордже, могут служить подобным примером. Новый случай подобного достижения произошел в 1949 году в Восточном Тибете с Кунга Ньима (Kun dga`nyi ma), учеником йога Цангпа Друбчен (rTsang pa grub chen) из местности "sba". Три года спустя, в 1952 году, имел место другой случай, также в Восточном Тибете, в деревне Ma ni skas mgo в окрестностях Йид Лхунг в Дерге, где Пема Ригдрол (Pad ma rig grol), практикующий Дзогчен, выглядевший как старый кочевник, конкретно доказал подобное достижение в присутствии множества свидетелей, как тибетских, так и китайских. Несколько позже и мой дядя по отцу, йог Огьен Тензин68, достиг Радужного тела. Практикующие средних способностей достигают Пробуждения в Бардо, в проявлении Самбхогакайи69. Практикующие низших способностей добиваются с последним выдохом перерождения в чистых измерениях Нирманакайи70, последовательно осознают глубокий смысл истинного состояния и достигают Пробуждения. Подводя итог, нужно сказать, что "Дзогчен" означает суть трех аспектов — Основы, Пути и Плода; и под словом "дзогченпа" или "практикующий Дзогчен" подразумевают человека, который обладает реальным внутренним знанием. Кто желает углубить смысл Основы, Пути и Плода Дзогчена, должен изучать тантры и лунги трех разделов. В случае, когда это недоступно, можно читать "7 сокровищ" (mDzod bdun), произведение Лонгченпы, которое содержит основополагающий смысл учений Дзогчена, или же мою книгу, которая называется "Суть изначального состояния"71.
4. КАК РАСПРОСТРАНИЛСЯ ДЗОГЧЕН?Знание состояния спонтанного присутствия Дзогчен, как нам это открывают некоторые тантры, было передано Самантабхадрой, Дхармакайей всех Пробужденных Существ, в недвойственную сферу четвертого времени72, в проявлениях Самбхогакайи, неотделимых от своего состояния. При различных обстоятельствах они передали знание эманациям Нирманакайи, и когда "12 изначальных учителей Дзогчена"73 появились в измерении "саха"74 этого мира, содержание 6400000 тантр Дзогчена было постепенно передано через 5 совершенных условий: места, времени, учителя, слушателей и учения75. Учение Дзогчен в той форме, которую мы сейчас знаем, включая сюда тантры и лунги, составляющие его суть, имеет два различных источника. В 1857 году до н.э. в местности Олмо Лунг Ринг Шанг-Шунга76, напротив горы Кайлас и озера Манасаровар родился учитель Шенраб Миво77. Он передал своим ученикам, одаренным высшими способностями, таким, как Йонгсу Дагпа (Yongs su dag pa), сын Лхараб Ода (Lha rab `Od), знание Дзогчен, изложив его сущность в кратком учении, названном на языке Шанг-Шунга "I thi ku yig khri rtse u pa tan tra thad do ci et en", а по-тибетски "rDzogs pa chen po byang chub sems kyi gnad byang thig ie nyag gcig e ma ho", то есть "Чудесная и единственная сфера: метод познания изначальной природы полного совершенства". Это учение последовательно передавалось двадцатью пятью поколениями учителей до появления в Тибете Нагшер Ледпо78, великого учителя Бон, которому оно обязано своим широким распространением, В наше время оно известно под названием "Устная передача Дзогчен Шанг-Шунга" (rDzogs pa chen po zhang zhung snyan brgyud). Существуют также другие разделы учений Дзогчена, связанные с этой изначальной традицией, такие как "Три распространения Дзогчена" (rDzog chen bsgrags pa skor gsum) и другие, передача которых одновременно с изучением и практикой осталась неизменной до наших дней. 28 лет спустя после смерти или паринирваны Будды (516 г. до н.э.)79, в Уддияне на острове Дханакоша родился нирманакайя Гараб Дордже, который передал своим достойным последователям Манджушримитре и другим знание состояния спонтанного присутствия Дзогчен. Эти учения затем были постепенно введены в Тибет Падмасамбхавой, великим учителем, также родом из Уддияны, Держателем Знания Вималамитрой и великим тибетским переводчиком Вайрочаной. В настоящее время они включены в 3 раздела Дзогчена: 1) Раздел Природы Ума (с. Cittavarga; т. Sems-sde), включающий 21 тантру, главная из которых — "Царь, который создает всё"80. 2) Раздел Изначального Пространства (с. Abhyan-taravarga; т. kLong-sde), включающий 10 тантр, главная из которых — "Царь бесконечного мира"81. 3) Раздел Тайных Наставлений (с. Upades'a-varga; т. Man ngag sde), включающая 17 тантр, главная из которых — "Звук, выходящий за пределы"82. Кроме этого, существует большое количество тантр, лунгов и основных Тайных Наставлений как в Устной Традиции (bka`ma), так и в традиции Вновь Открытой (терма)83, передача которой, вместе с изучением и практикой, не претерпела никаких изменений до наших дней. Люди, желающие глубже изучить этот вопрос, могут прочитать мою книгу "История учения Дзогчен"84. Кроме этих основополагающих сочинений мы имеем множество произведений, написанных Высшими Держателями Знания прошлого. Эти произведения полно излагают смысл всех тантр, лунгов и мэннаг (Тайных Наставлений). Например, "7 сокровищ" (mDzog Bdum), "3 раздела самоосвобождения" (Rang grol skor gsum), "3 раздела освобождения от замешательства" (Ngal gso skor gsum), написанные Лонгченпой. Другие тексты, наоборот, были написаны, чтобы облегчить практическое применение знания Дзогчен. Например: "Учитель мудрости" (Ye shes bla ma) Джигмэд Лингпа, "Наставления Держателей Знания Дзогчен" (rDzogs chen rig' dzin zhal lung) V Далай-Ламы85, Пема Карпо86 "Конечная суть лотоса Дзогчен" (rDzogs chen pad ma'i snying thig), "Полет орла"87 (mKha' lding gshogs rBabs) Шабкарвы".
5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН УЧЕНИЕМ ТРАДИЦИЙ БОН И НЬИНГМА?Под названием "Бон" когда-то были известны различные учения и ритуальные традиции, некоторые из них могут быть даже отнесены к категории жертвенных практик, вредящих другим существам, так как "Бон" был общим термином, соответствующим слову "чой луг" (chos lugs), теперь используемому в тибетском языке для обозначения религий. Следовательно, было бы большой ошибкой отождествлять все традиции, обозначенные термином "Бон", с учениями Шенраба Миво. Совсем недавно почти все ученые, как тибетские, так и западные, определяли Бон как религиозный культ, включающий жертвоприношение животных. Таким образом, им легко было хулить его как угодно. Это напоминает мне басню о зайце, услышавшем непонятный звук88. Причина такого отношения заключается в отказе признать значение истинной тибетской культуры. По этому поводу я написал книгу "Ожерелье Жи" — "Рассуждения об истории Тибета"89. Великий учитель Падмасамбхава сказал:
Падмасамбхава дал такой совет царю Трисонг Децену90 потому, что учение Дзогчен существует в Боне. И оно не только существует там, но многочисленные, как древние, так и современные Держатели Знания Бон через слушание учения, изучение и медитацию сохранили Дзогчен в его целостности, упрочили и развили его. Их ученики обеспечили преемственность в передаче учения до наших дней. Под "Ньингма" или "древней" понимают традицию, которая включает разделы буддийских учений, переведенные на тибетский язык до эпохи великого переводчика Ринчен Зангпо (Rin chen bzang po) (958—1055 гг.)91. Следовательно, все тексты сутр и тантр, например, внешние тантры и основные Ануттаратантры, о которых я говорил выше, составили основу этой традиции, так же как Драгоценные Держатели Знания, принесшие Дзогчен из Уддияны в Тибет. По этой причине Дзогчен передавался главным образом через традицию Ньингма, и почти все великие учителя Ньингма стали Держателями Знания Дзогчен. Однако отсюда не следует что Дзогчен — учение, принадлежащее Ньингма, или что он не существует в других тибетских буддийских традициях. Например, школа Сакья насчитывает множество Держателей Знания Дзогчен, таких, как Вангдуд Ньингпо92, Джамьянг Кхенце Вангчук93 устной традиции Цхарпа94 и Джамьян Кхенце Вангпо95, верховный наследник резиденции Тсарце традиции Нгор. Ни их произведения по Дзогчену, ни школы их последователей не прерывались до наших дней. Следовательно, даже если не все учения Сакья являются Дзогченом и если не все члены этой школы практиковали Дзогчен, чистое учение Дзогчен существует и в традиции Сакья. Школа Кагью также насчитывает многих Держателей Знания Дзогчена среди своих главных ученых и Пробужденных Существ, например, таких как Карма Пакши, Кармапа Райджунг Дорджэ96, Пема Карпо, Дригунг Ринчен Пунцок97, Арага и более современный Конгтрул Лодро Тхае98. Ни их учения, ни линии их последователей не прервали преемственности до наших дней. Следовательно, даже если школа Кагью не является Дзогченом и нельзя утверждать, что все учителя этой школы практиковали Дзогчен, чистое учение Дзогчен существует и в традиции Кагью. Наконец, школа Гелуг насчитывает многочисленных и выдающихся Держателей Знания Дзогчен, таких как Нгаванг Лобсанг Джамцо, V Далай-Лама, высший среди ученых; Цаньянт Джамцо, VI Далай-Лама99; Дэси Сангье Джамцо100 и др. Ни их учения, ни школы их последователей не потеряли линию преемственности до наших дней. Поэтому, даже если школа Гелуг не является Дзогчен, даже если не всех ее учителей можно рассматривать как практикующих Дзогчен, тем не менее чистое учение Дзогчен существует в традиции Гелуг. В действительности не только нельзя сказать, что Дзогчен — учение Бон и Ньингма, но даже нельзя сказать, что это тибетское учение, хотя оно и произошло из Шанг-Шунга, а также не верно, что это учение Уддияны, несмотря на то, что его распространение началось из этой страны. Более того, Дзогчен нельзя определить ни как восточное учение, хотя оно и возникло на Востоке, ни как учение, предназначенное лишь для людей, хотя оно и появилось на Земле. Дзогчен, что касается его Основы, Пути, Плода, не поддается ограничениям и не впадает в сектантство, потому что он — цель истинного пути всех существ. Мы можем быть уверены, что когда его ограничивают школой или сектой, то это уже не Дзогчен.
6. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМОЙ?Так как Дзогчен был передан Самантабхадрой непосредственно из состояния Дхармакайи, то даже если бы на самом деле нечего было передать, можно было бы в соответствии с нашим ограниченным видением определить его как "систему Самантабхадры", либо как "систему Гараб Дордже", так как она была преподана учителем Гарабом Дордже счастливым последователям. Кроме того, если мы рассмотрим как простую теорию принцип, согласно которому в Дзогчене ничто не может быть проанализировано по отношению к Основе, Пути и Плоду, нам будет легко сделать вывод, что Дзогчен — независимая философская система. По этой причине мы можем найти определение "философской системы Дзогчен" в произведениях многих ученых. Однако Дзогчен представляет собой только глубокий путь, который позволяет человеческим существам воплотить знание истинного состояния, но не систему, которая отстаивает какую либо точку зрения "отвергая, утверждая и доказывая". Настоящий практикующий Дзогчен не скажет никогда, что Дзогчен отстаивает определенную и оригинальную точку зрения и его можно, таким образом, определить как философскую систему. Действительно, философская система обязательно содержит в себе идеологическую позицию, установленную при помощи рассуждений и, следовательно, ограниченную, тогда как Джигмэд Лингпа сказал:
Как по отношению к Воззрению, Медитации и Поведению, так и по отношению к Плоду Дзогчен следует понимать как состояние самоосвобождения от всех ограничений. Поэтому он и получил распространение во всех тибетских школах. Но знание Дзогчен не может быть ограничено различными буддийскими традициями и учением Бон, так как оно может родиться в любом человеке, будь он индуистом, христианином, мусульманином и т.д., будь он материалистом или полным атеистом. И это потому, что Дзогчен — просто состояние, которое заставляет развиваться сознание индивидуума. Все различные виды религий, философий, обществ, народов могут найти в нем место. Человек любой религиозной или социальной принадлежности, который практикует Дзогчен, — есть дзогченпа, что не обязывает его изменить свою принадлежность и становиться последователем Дзогчена. Почему? Потому что истинное состояние знания Дзогчен не признает никаких ограничений и не дает впасть в сектантство. Тот, кто следует этому пути, не обусловливаясь установленными ограничениями в поведении, направляется к принципу самоосвобождения. Если мы изучим биографии Высших Держателей Знания Дзогчен, мы сможем констатировать, что в самом начале они следовали буддийскому учению и стали учеными. Но впоследствии в поисках глубокого смысла истинного существования они пришли к учению самоосвобождения и смогли, таким образом, реализоваться как Держатели Знания. Некоторые начинали, следуя путем Бона, глубоко изучив различные учения и затем открыв драгоценное учение Дзогчен, достигли уровня "Держателя Знания". Примеров такого рода достаточно много. Их путь пролегал в этом направлении, а не в противоположном; это еще раз доказывает, что Дзогчен — суть или конечная цель всех путей.
7. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ПРАКТИКОВАТЬ ДЗОГЧЕН?Когда мы воспринимаем с помощью нашего ума и пяти органов чувств какую-то данность, то мнение, которое мы составляем о ней, о ее существовании или несуществовании, о ее позитивности или негативности является результатом нашего ограниченного восприятия, которое мы подкрепляем при помощи рассуждений и различных ссылок. Других источников не имеем. С другой стороны, учитывая, что мы верим только в то, что испытываем сами, мы определяем как "несуществующее" и "невозможное" всё то, что наши чувства не в состоянии воспринять. Люди, согласные с изложенной точкой зрения, утверждающие ее истинность и логичность, образуют таким образом группу и стараются доказать ошибочность и нелогичность теории группы противников и победить ее. Но Чандракирти101 сказал:
Поэтому, даже если сто тысяч, десять тысяч человек или же все в мире имели бы одинаковые воззрения, это ни в коей мере не представляло бы логической и подлинной основы для знания истинного состояния человеческого бытия. В самом деле, может отыскаться десять тысяч больных с "подъемом желчи" (в тибетской медицине аналог гепатита), полностью согласных с реальностью желтого цвета, который они видят, но это не доказывает его существование для тех, кого не настигла эта болезнь. Так же и все наши суждения об истинном состоянии существования — суть только плод двойственности нашего ума, единственными помощниками которого являются наши 5 органов чувств. Точка зрения, установленная с помощью ума, может рассматриваться лишь как составляющая человеческого кармического видения и никогда не сможет стать средством познания реальности. Наше двойственное сознание обмануло нас в прошлом и продолжает обманывать. Иногда мы не следуем после полудня решениям, принятым утром. В молодости мы верим во многие вещи, но когда мы стареем, все меняется. Ум, жертва иллюзии, первая причина кармического видения, и мы все знаем, что не можем на него положиться. Для него понятие "существование" неотделимо от понятия "не-бытие", для понятия "добро" необходимо "зло", так же как для "счастья" — "страдание" и т.д. Просто потому, что он не способен выйти за пределы принципа взаимозависимости. Если бы действительно можно было положиться на наш ум, в настоящее время все были бы пробуждены, но до сих пор мы следовали за его двойственностью и верили его иллюзорному видению, испытывали ум и анализировали тысячи способов. На самом деле, когда двойственность глубже укореняется в нас, принятие и отвержение становятся совершенно автоматическими, двойственное видение усиливается и мы перерождаемся до бесконечности. Вот более чем достаточное доказательство иллюзорности ума. Когда мы обусловлены двойственностью, мы становимся рабами иллюзорного видения и не способны открыть истинное состояние существования. Поскольку мы не распознаем настоящего состояния существования, мы неизбежно вынуждены испытывать бесконечные страдания кармического видения сансары: рождение, старость, болезнь, смерть и т.д., не имея другого выхода. Поэтому практикующий Дзогчен имеет видение мира, отличное от видения обычного человека, так как для него имеет значение не внешняя сторона этого мира, но собственное истинное состояние. Например, он сознает, что человеческое тело, не имеющее недостатков и одаренное всеми способностями, трудно обретаемо, что человек может совершить многое, но нелегко будет получить такое тело снова, если он не сумеет правильно его использовать. Практикующий признает также, что тело подвержено закону непостоянства и что нельзя поэтому терять времени, зная, что через сотню лет все люди, живущие ныне, будут на кладбище. Но он знает также, что всё не кончается со смертью, так как все мы вынуждены следовать позитивной или негативной карме, обусловленной нашей двойственностью, и, следовательно, перерождаться до бесконечности. Таким образом, практикующий видит истинное состояние мира, весьма далекое от видения веселья, удовольствия и беззаботности обычного человека. Осознавание состояния мира этого не остается только теоретическим знанием. Практикующий Дзогчен проникает в истинный смысл практики, чтобы реализовать глубокое состояние, совершенно выходящее за пределы двойственных понятий. Как сказал Будда:
Некоторые считают, что практикующие Дзогчен, живущие в уединении, в изоляции от мира, пренебрегают принципом действия на благо других и заняты только своими собственными интересами. Но настоящий практикующий Дзогчен не может игнорировать условие перерождения и, следовательно, не иметь в себе великого желания помогать другим с любовью и беспредельным состраданием. Тем более, что среди всех существ, обусловленных двойственностью, нет ни одного, с которым он не имел позитивной или негативной связи. Так как он обладает, кроме этого, истинным знанием Основы, Пути и Плода, он будет, конечно, одарен особенной способностью, которая позволит ему различать то, что обычно только выглядит как хороший поступок, и настоящую помощь, которую можно оказать. Предоставлять пищу голодному человеку, например, — добродетельный поступок. Но было бы еще лучше научить его, как зарабатывать на жизнь. Таким образом, настоящий практик должен прежде всего уметь распознавать лучший способ помочь своему ближнему. Иначе, напоминая больного, который напрасно старается помочь другому больному, он не добьется никакого конкретного результата, даже если считает, что совершает альтруистический поступок. Это просто означает, что практикующий Дзогчен не должен пренебрегать основополагающей практикой освобождения, проводя всё свое время в совершении благих поступков. Но это также не говорит о том, что он не должен придавать им значения. Другие думают, что практика обязательно требует уединения в полной изоляции, далеко от всякой повседневной деятельности. Это еще одна ошибка роста. Если бы это было так, то Дзогчен являл бы ограничения, так как невозможно, чтобы все смогли выполнить подобное требование. Основной момент практик заключается совсем в другом. Например, постоянное присутствие в течение дня Воззрения, Медитации и Поведения Дзогчена предпочтительнее нескольких часов специфической практики. Так мы можем понять, каким образом мы должны включать суть практики в нашу личную жизнь. Самое важное состоит не в том, чтобы избегать общества, а уметь применить в любых обстоятельствах истинное Воззрение, Медитацию и Поведение. Если человек внутренне не обладает подлинным знанием практики, то он может даже провести всю свою жизнь в уединении на вершине горы, в этом не будет ничего необыкновенного. Но если он обладает этим знанием и проводит свою жизнь в городе или деревне, это будет совсем неплохо. Только получив способность распознавать истинное состояние бытия, индивидуум будет в состоянии положить конец своему собственному страданию. Это распознавание есть что-то, что рождается непроизвольно внутри индивидуума, и не существует никакой гарантии, что оно сможет родиться в течение уединенной и изолированной жизни. Практикующие испытывают иногда необходимость удалиться в уединенное место, но нет никакой разницы между этой ситуацией и той, которая побуждает индивидуума лечь в больницу. Никому не придет в голову, что человек по своей природе должен обязательно отправляться в больницу. Следовательно, мы должны избавиться от этих узких представлений, согласно которым вне уединения невозможно ни практиковать, ни достичь результатов, даже если практикуешь. В частности, нам нужно в настоящее время обратить внимание на то, чтобы практика не стала способом или средством показать, что мы — особые существа, необыкновенно духовные. Преодолеть страдание — общее желание всех существ, и, следовательно, оно должно быть доступно всем, а не являться исключительной прерогативой небольшой группы людей, которые называют себя практиками Дзогчена. В нашем мире вся повседневная деятельность, в которую мы вовлечены, является результатом наших знаний и наших способностей. Наша привязанность к материальному телу мешает преодолеть это условие. Мы также должны заботиться о нем, как заботятся о лодке, которая переправляет нас через реку. Практикующий Дзогчен не должен пренебрегать условиями сансары и отказываться от них, чтобы удовлетворить собственное эго. Он должен действовать, никогда не теряя из виду результатов (позитивных и негативных) какого бы то ни было поступка, основываясь на личном сознании. Если он позволяет себе быть обусловленным сансарическими действиями, это означает, что он не настоящий практик Дзогчена. Некоторые думают: "Если цель — в практике, то нашей религии нам достаточно. Зачем искать что-то еще?". Но сам факт разграничения религий, установления различий между "своей" религией и "чужой" уже означает , что что-то не так. Единственная цель религий заключается в принесении блага всем существам, а не в создании ограничений и разделений между индивидуумами и между народами. Сектантство, которое даже в мирском контексте считается признаком эгоизма и узкого мышления, дискредитирует религии. Другие говорят: "Если мы не верим в нашу религию, то как мы можем поверить в другую?". Исследование глубоких причин, которые заставляют нас верить или не верить в какую-либо религию, доказывает, что мы способны рассуждать свободно и независимо. Обычно говорят, что принимать какую-либо религию — означает действовать "на основе истинного распознавания". Но решение не верить ни в какую другую религию по той причине, что не веришь в свою собственную, говорит лишь о крайней узости ума. Почему наша собственная религия должна быть "лучшей"? Только неведение и привязанности могут создавать подобное отношение. Образ мышления такого типа индивидуумов очевидно противоречив, он может измениться только тогда, когда они освободятся от своего сектантства. Но в Дзогчен теоретическое знание недостаточно и значительно отличается от реального опыта собственного состояния. Это различие можно сравнить с тем, которое существует для изголодавшегося человека между воображаемой пищей и реальной едой. Практика Дзогчен — это просто открытие истинного состояния бытия собственной природы, а не присоединение к религиозной секте, философской системе, политической партии и так далее с изменением своих идей и позиций. Дзогчен — не философия, не сектантская религия; единственная цель этой практики — развитие сознания индивидуума. И к нему не приходят ни путем принятия какого-либо концептуального воззрения, поддержания и усиления его, ни путем конфликта и борьбы с кем-либо за усиление влияния собственной секты. Все мы, кто старается раскрыть глубокий смысл существования, знаем, что нас не подталкивают внешние факторы и никто не принуждает. Но мы убедились, что практика Дзогчен — высший метод, позволяющий нашему сознанию освободиться от двойственности и реализовать истинное состояние. Индивидуум, в котором проявилось внутреннее знание состояния самоосвобождения, неизбежно сделает всё возможное, чтобы оно проявилось также у других. Но это знание может быть передано только путем побуждения человека лучше использовать свою интуицию, чтобы с ее помощью открыть истинное состояние. Ни к чему пытаться доказать кому-либо, что если он будет практиковать, то достигнет освобождения, а если нет, то возродится в низших состояниях103. Бесполезно также оспаривать его идеи, заставлять его силой, обусловливать пропагандой или же доказывать ему тем или иным способом, что Дзогчен представляет наилучший путь, и поэтому его нужно практиковать. Человек, вступивший на путь духовного развития под чьим-либо влиянием, сделает это, безусловно, из ложных побуждений; это говорит об изначальном отсутствии собственного убеждения, о том, что решение было принято под влиянием внешних факторов. Когда идеологическая позиция человека обусловлена чьим-то влиянием, то даже используя напыщенные термины, такие как Дзогчен, Махамудра, Мадхьямика и так далее, даже имея прославленных и титулованных учителей и хвалясь получением самых глубоких учений, он будет только удаляться от истинного состояния. И наоборот, всякий человек, который внутренне посвятил себя поиску истинного состояния, демонстрирует ли он что-нибудь особенное или нет, будет ли он образован или нет, будет ли он учеником известного учителя или нет, принадлежит он или нет к Дзогчен-общине, будет действительно продвигаться по пути полного совершенства Дзогчен. Он может встретить на своем пути препятствия, которые затруднят достижение цели, или благоприятные обстоятельства, которые облегчат его продвижение, но он обязательно придет к реализации знания, которое освобождает человека от ограничений двойственного видения. Когда в таком человеке рождается состояние спонтанного присутствия, ему легко достичь конечной реализации. Таким образом, пока человек сам не стал дзогченовцем, Дзогчен не даст ему ничего, хотя и представляет собой такой передовой путь. Но когда человек становится дзогченовцем, он ясно понимает, что Дзогчен — конечная цель всех духовных путей, или Великий Путь единого вселенского перехода. Знание этого состояния касается истинных условий существования всех явлений бытия и поэтому необходимо всем. Чтобы развить подлинное знание, нужно вступить на путь конкретной практики.
8. КАК СООТНОСИТСЯ ДЗОГЧЕН С СОВРЕМЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ?Наиболее очевидный принцип современного общества, в котором живем мы все, человеческие существа, есть принцип прогресса. Он является результатом эволюции человеческих знаний, и именно с их помощью усовершенствовав сельское хозяйство и промышленность, человек смог жить в лучших условиях. Мы все составляем часть общества и, естественно, связаны с этим принципом. Он стал для нас, кажется, задачей такой важности, что мы сами констатируем изо дня в день определенное и быстрое изменение общества. Основной целью общества становится, таким образом, устранение всех материальных трудностей и поднятие нашего уровня жизни. Если прогресс означает преимущества и выгоды для общества, то человек как фактор прогресса номер один должен удерживать свой контроль над обществом и пользоваться выгодами, которые он из этого извлекает. Напротив, если бы человек стал его рабом, то прогресс никогда бы не достиг поставленной цели. Но мы привыкли к нашему двойственному видению и обусловлены им. Значит, мы должны осознать следующее: подобный тип прогресса исчезнет, когда исчезнет этот тип общества, так же как прекращается жизнь человека, когда ему недостает жизненной силы. Высота дома, например, должна быть рассчитана в зависимости от веса, который может выдержать его фундамент, а не выбираться произвольно. Таким же образом, если человек конструирует машину и устанавливает ее мощность, он должен всегда использовать ее в соответствии с ее мощностью, потому что машина не может приспособить свою работу к требованиям человека. Но если человек становится рабом машин, нет гарантии, что он вновь установит контроль над ними, хотя он и был их создателем. Если так же определить способности человеческого разума по отношению к внешнему миру, то в этом случае возможности человеческой энергии неизбежно будут ограничены объектом. Нельзя отрицать, что когда общество достигло определенного уровня материального и интеллектуального прогресса и его материальные проблемы почти все решены, что доказывается изменениями в современном мире, конфликт между субъектом (индивидуумом) и объектом стал проявляться более очевидно. Действительно, если общество, преследуя поставленную цель, развилось и усовершенствовалось, насколько это было возможно, рано или поздно человек задает себе вопрос, какова же действительная цель этого прогресса, и начинает искать ответ, который удовлетворил бы его. Но пока этот ответ не придет изнутри, человеку не удастся найти подходящий мотив: противоречия материалистического общества нам это ясно показывают. Что касается субъекта, индивидуума, то можно сказать, что не существует ничего более высокого или более глубокого, чем то, что мы определяем обычно словами "я" и "мы". И именно ради пользы и выгоды этого "я", которое является самой основой всех наших мыслей, мы говорим о "свободе". Свобода, которую Будда определил две с половиной тысячи лет назад как истинное счастье, в противоположность обусловленности, которая лежит в основе всех человеческих страданий, является точкой пересечения всех взглядов, потому что свобода представляет общий интерес. Поэтому люди не перестают говорить о ней. Она является в настоящее время главной темой политических дискуссий. Но каждый по-своему представляет себе, что это такое, зачем она нужна и как ее использовать. Поэтому часто то, что некоторые называют "свободой", оказывается полной противоположностью. В общем, намерения, которые воодушевляют человека, когда он определяет идею свободы, всегда позитивны, хотя это понятие может быть ограничено верованиями, индивидуальными и интеллектуальными способностями. Это не то слово, которое используют с очевидной целью повредить своим интересам или интересам других и вызвать страдание. Между тем, что бы ни решил наш двойственный разум, он не может выйти за свои пределы и, таким образом, часто случается, что идея "свободы" остается только воображаемой теорией, лишенной всякого конкретного применения. Пока мы остаемся жертвами дуалистического видения, для нас никогда не будет "истинной" свободы. Только открытие истинного состояния может помочь нам преодолеть ограничения дуализма. Такова цель практики Дзогчен. Только таким образом прогресс общества сможет стать действительным источником гармонии для индивидуума и гарантировать реальную пользу для всех. Некоторые могут возразить, что только ограниченное число людей сможет пользоваться такой свободой, приобретенной благодаря практике, так как она не может решить проблемы общества, напротив, наиболее срочной задачей является устранение материальных трудностей, с которыми мы конкретно сталкиваемся в нашем обществе. Для этого мы все действительно должны стараться сотрудничать друг с другом. Пока живем, мы должны жить в обществе, потому что мы — часть его. И, следовательно, мы должны пользоваться преимуществами, которые оно нам предоставляет, и преодолевать трудности. Таким образом, немыслимо, чтобы практикующий Дзогчен игнорировал общество и удалился от него, спокойно занимаясь своими делами, если даже предположить, что обстоятельства ему это позволят в наше время; он был бы не в состоянии это сделать. Однако, если мы должны сотрудничать друг с другом ради прогресса общества, необходимо помнить, что только мы, личности, его хозяева, и только нам пользоваться его преимуществами. Общество состоит из совокупности многочисленных индивидуумов, но эта совокупность обязательно должна иметь своим началом единство. Чтобы общество было свободным, каждый должен быть истинно и глубоко свободен и действовать внутри этого общества в соответствии с этой свободой. Если он позволяет вести себя, как овца, которая следует за пастухом на пастбище, он никогда не достигнет этой цели. Это состояние подлинной свободы сознания есть истинное значение Дзогчен, и мы видим, таким образом, что оно соответствует конечной цели общества. В результате нашей глубокой привычки к религиям и сектантству, слово "Дзогчен" заставляет нас думать о чем-то отдельном от общества или чуждом ему. Но в действительности это только определение, данное нашим умом. Во внешнем мире не существует ничего, что называется Дзогчен, и никого, кто может себя так назвать. Слово — это только способ общения между людьми. Поэтому Высшие Держатели Знания присваивали в древности название "Полное совершенство" (Дзогчен) глубокому состоянию бытия. Дзогчен означает, что индивидуум обладает целостным знанием Основы, Пути и Плода в состоянии спонтанного присутствия и конкретно применяет сущность методов, чтобы реализовать это состояние. Название, которое ему дают, не имеет никакого значения. Тот, кто понял это состояние, называется "Дзогченпа", "практикующий Дзогчен"; где бы он ни жил, учение Дзогчен живет вместе с ним. Некоторые думают, что учение Дзогчен заключено в сочинениях тантр, лунгов и Тайных Наставлений (мэннаг), но это не точно. Тантры и другие разделы учений, без всякого сомнения, имеют целью объяснить смысл Основы, Пути и Плода состояния Дзогчен, и именно на основе этих объяснений должно развиваться знание. Но это состояние должно быть реализовано сознанием индивидуума, которое является центром всего. Если знание не рождается в человеке, книги по учению Дзогчен, как бы многочисленны они ни были, не принесут ему никакой пользы. Учение Дзогчен живет, таким образом, в сознании человека. Поскольку "общество" является совокупностью индивидуумов, учение Дзогчен непременно касается и общества. Мы — часть общества, мы живем в нем, и мы должны содействовать его прогрессу: этого достаточно, чтобы доказать, что Дзогчен имеет реальную связь с обществом. Эта связь существует естественно, и нет никакой необходимости лицемерить, чтобы ее построить. Если мы поймем глубинные связи между обществом и сознанием индивидуума и постараемся на их основе сотрудничать друг с другом с целью улучшения общества, тогда мы сможем позволить всем без исключения воспользоваться благами, которые приносит прогресс. И мы сможем жить в новой эре, свободные от всякого подчинения дуализму, являющемуся основой всех проблем и конфликтов с себе подобными; тогда мы обретем благосостояние и подлинное счастье.
Часть II
БЕЛОЕ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО Я отдаю дань уважения Держателю Знания Чанчубу Дордже, единственному в целом мире по своей любезности. Я отвечу вкратце на вопросы Сонам Бум, говоря то, что я думаю, искренне и спонтанно.
9. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН УЧЕНИЕМ, ИСХОДЯЩИМ ОТ БУДДЫ ШАКЬЯМУНИ?Определим сначала то, что мы подразумеваем под "учением, исходящим от Будды"104. Будде приписывают четыре типа учений: устное учение; учение, переданное в пророчествах; учение, переданное через "потенциализацию"105; и учение, записанное учениками. В "Лалитавистарасутре"106 мы читаем:
В традиции Ньингма все учения подразделяются на 9 "колесниц": три первых, Шравакаяна, Пратьекабуддаяна и Бодхисаттваяна, были переданы, как полагают, нирманакайей Шакьямуни и известны как "внешние колесницы причины, основанные на логике". Считается, что вторая триада, которая включает учения Криятантры, Чарьятантры и Йогатантры, была передана самбхогакайей Ваджрасаттвой. Она известна как "колесницы плода внешней мантраяны". Три последних, Махайога, Ануйога и Атийога, предположительно были переданы дхармакайей Самантабхадрой и известны как "колесницы плода высшей внутренней мантраяны". Здесь речь идет об общей классификации, которую нельзя рассматривать как окончательную. В "Манджушринамасангити"107 читаем:
И в "Изображении Вайрочаны"108:
Как следует из этих текстов, 3 раздела внешних тантр были также преподаны Буддой Шакьямуни. Кроме этого, в новой традиции тибетского тантризма говорится, что в знаменитом "Bras spungs"109 Будда Шакьямуни проявит себя в виде божества Шри Калачакры и передаст тантру Калачакры. Но в реальности проявления Ваджрадхары110 бесконечны, как области миров во вселенной, и мы не можем ограничивать учение, утверждая, что оно было передано в такую-то эпоху и таким-то учителем. В "Манджушринамасангити" написано:
Падмасамбхава сказал:
так как сфера мудрости находится совершенно за пределами понятий "равенство" и "различие". И, таким образом, учение может рассматриваться как подлинное, не обязательно будучи переданным Буддой Шакьямуни. Подлинность учения Пробужденных Существ должна доказываться четырьмя фундаментальными принципами: 1) оно основывается не на относительной истине, но на абсолютной111; 2) оно основывается не на доктрине, но на индивидууме; 3) оно основывается не на словах, но на значении; 4) оно основывается не на уме, но на мудрости. По поводу учения о состоянии спонтанного присутствия Дзогчен мы читаем в "Сутре тайных предсказаний" (gSang ba lung bstan pa'i mdo), цитируемой учителем Джняной Шри112:
Таким образом было предсказано учение Дзогчен. Если оно не может быть рассмотрено как учение, переданное устно Буддой Шакьямуни, оно, однако, может быть представлено среди тех, которые переданы в предсказаниях. Будда Шакьямуни, искусный в методах и одаренный неограниченными способностями, передал неисчислимое количество видов учений, соответствующих способностям и возможностям, свойственным каждому из неисчислимого количества видов существ, основываясь на их знаниях. Все эти учения, переданные с крайней проницательностью, следуя методам, необходимым в каждом случае для направления живых существ к знанию истинного состояния существования, названы "колесницами относительной истины". О том, что касается абсолютной истины, Будда Шакьямуни сказал:
Истинное состояние существования невыразимо, непостижимо, за пределами всех понятий — это всё, что можно сказать о нем. Так как это — конечная цель всего, что преподал Будда, мы можем сделать вывод, что все учения Будды являются как бы основой для состояния спонтанного присутствия Дзогчена.
10. ЕСЛИ БУДДА УЧИЛ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ, ИСХОДЯ ИЗ ИХ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |