Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Путь к свободе Добро и зло.
|
Выдержки из произведения
Победа — поражениеКак вы уже понимаете, эта пара тесно связана с предыдущей. Обычно эта связь заключается в следующем: победа дается сильным, а поражение — удел слабых. Я надеюсь, вы уже начали осознавать, что все это ерунда. Эти рассуждения исходят из расхожих стереотипов, бытующих в обществе, в основе которых лежат дуальное мышление и рассуждения типа «плохо — хорошо». Победа часто — а может быть, всегда? — достается слабым. Поражение может стать уделом сильного. Кто больше всего переживает по поводу своего поражения? Конечно, слабый человек, который изо всех сил старается быть сильным. Причем снаружи он часто носит маску силы. Такой человек всем своим видом говорит: «Вот я вас всех щас к ногтю!» Другой вариант — это когда человек имеет неприступный, гордый вид. Тогда его послание говорит: «Я выше вас, я знаю лучше». Крайне редко я встречал людей, у которых нет комплексов относительно собственной слабости и, соответственно, нет масок. Когда вы имеете дело с победой, старайтесь увидеть в ней элемент поражения. На Востоке говорят: «Победа лишена тонкости красоты. Победивший наслаждается видом крови побежденного». Победы могут привести — и приводят! — к тому, что человек развивает в себе гордыню и ставит себя над всеми. Помимо последствий для окружающих, которыми чревата такая позиция, данный человек может сильно навредить себе самому. В этой точке вступает в силу закон перекидывания монады, и наш герой летит вниз с головокружительной скоростью. Когда вы терпите поражение, учитесь видеть в нем победу. Каждое поражение несет в себе неоценимый опыт. Не зря говорят, что за битого трех небитых дают. Терпя поражение, человек приобретает опыт, учится скромности, учится знать свое место, в нем выковываются неоценимые качества, такие, как сострадание, понимание боли, которую может испытывать другой человек, милосердие и так далее. Если Внешнее Равно Внутреннему, то мы сами создаем себе уроки, которые проходим. Можем ли мы задать себе неразрешимую задачу? Идя по жизни, вы переходите со ступени на ступень. И вы ставите перед собой задачи, которые соответствуют вашей ступени. Вы не можете задать себе неразрешимую задачу. Если вы задаете себе задачи, то ответ на них уже известен вам. Он внутри вас, просто вы не можете его прочитать. Вам надо пройти определенные жизненные уроки, понять что-то из высших законов, чтобы добраться до ответа. Вы можете сомневаться в решениях, которые принимаете. Это опять-таки относится к дуальному мышлению. Говоря себе, что это плохое решение, а это хорошее, вы попадаете в замкнутый круг. Страх принять неправильное решение порождается страхом сделать ошибку и подвергнуться критике и комплексом неполноценности. Это страхи, идущие из детства, когда вам говорили, что правильно, а что нет. Выкиньте все это. Они вам больше не нужны. Любое ваше решение, принимаемое в данный момент, правильно, как промежуточный этап продвижения к цели. Нет плохих и нет хороших решений, есть мысль и следующее за ней действие в выбранном вами в данный период вашей жизни направлении. На этом пути вы будете приобретать необходимый опыт, чтобы пройти нужные только вам уроки жизни. Вас не должно волновать время, которое вы тратите на решение задач, иначе вы опять начнете мыслить в терминах побед и поражений. Все, что необходимо знать, заключается в том, что ответ вам давно известен и вы неумолимо продвигаетесь к нему. Следовательно, в конце концов, вы поймете, что нет побед и поражений, есть только жизнь, процесс жизни, непрерывное постижение ее законов, постепенное продвижение к единству с миром. Оценки «сила — слабость», «победа — поражение» начнут навсегда уходить из вашей жизни. Ум — телоВо время семинара одна женщина как-то подошла ко мне и спросила, что ей делать. Она не выносит своего тела. Глядя на него в зеркало, она плачет. На мой взгляд, у нее было вполне приличное тело, если исходить из тех условных рамок, которые мы сами себе создали, следуя журналам мод. Природа не терпит пустот. Природа построила все так, что каждому на этой земле найдется пара. Здесь есть все и на любой вкус. Например, есть блондины и есть те, кто любит блондинов, есть полные люди и есть те, кто предпочитает только полных, есть худые и есть те, кто предпочитает только худых, и так далее. На это она мне ответила, что ей нужен человек, который не обращал бы внимания на ее несовершенное тело. В ответ я сказал, что тот, кто подходит к ней, уже чем-то привлечен, и, если, поговорив с ней, он задержится, значит, она его привлекла, значит, все или почти все в ней привлекло его. И не последнюю роль в этом сыграло тело — ведь это оно в первую очередь бросается в глаза мужчине, когда он хочет познакомиться с женщиной. А если мужчина все-таки отзовется нелестно о ее теле, это означает, что она уже допекла его своими мыслями о себе и он начал отражать ее мысли, говоря, например, что она худая или толстая или что у нее живот. Как бы ни выглядело ваше тело, каким бы оно ни было, это самое совершенное творение, это самый быстрый способ для каждого человека решить свои проблемы. В нашем теле зашифрованы наши уроки. Я сейчас поясню вам, как это получается. Исходя из дуальной модели строения мира, наше тело — это физическое продолжение нашей души, то есть тело — это физически явленная, доступная для Чувств составляющая, а душа — скрытая составляющая. Еще раз обратите внимание на то, что тело — точное отражение нашей души, все проблемы души отражены в теле. Душу увидеть трудно, а тело — легко. Блок увидеть трудно, но, имея дело с телом, вы можете не только увидеть его, но даже потрогать и непосредственно поработать с ним. Если исходить из положения, что все мы стремимся обрести себя как частицу единого целого, а наши блоки — это то, что стоит между нами и этим целым, это уроки, которые мы должны пройти, тогда, отрицая и не любя, ненавидя тело, мы отрицаем и уроки. Мы отрицаем свою душу, мы навсегда отрезаем себе путь к единству. Ненавидеть свое тело — это ненавидеть то средство, с помощью которого мы можем быстрее всего прийти к месту назначения — к единству со Вселенной. Получается очень интересная картина. С одной стороны, вы отрицаете какие-то стороны своей души, которые вам не нравятся (не говоря уже о том, что вы вообще не знаете, что такое душа или ум), — таким образом, одна составляющая дуальной пары «ум — тело» от вас закрыта. С другой стороны, не любя и не принимая свое тело, вы отвергаете и другую составляющую этой пары. Если вы ни с душой, ни с телом, тогда Где вы? ГДЕ ВЫ? Отрицая, ненавидя свое тело, вы умерщвляете его. Оно начинает биться, болеть, и ваши страдания от этого только усиливаются. Вам это надо? На эту тему у меня есть любопытная аналогия. Одна женщина продала свой горячо любимый автомобиль. Она действительно его очень любила и называла не иначе, как «мой мальчик». Вместо него муж решил подарить ей другой автомобиль. Но ее старая машина была ей так мила, что в ней заранее проснулось отвращение к новому автомобилю, хотя она в глаза его не видела. Пока муж гнал машину из другого города, она несколько раз билась буквально на пустом месте. Сначала влетела на большой скорости в глубокую яму, вырытую посреди шоссе, в которую уже свалился один автомобиль, но «странным образом» шофер и автомобиль отделались очень легко. Потом, когда машину с грехом пополам вытащили из ямы и развернули фарами навстречу дорожному движению, в нее не замедлил врезаться автомобиль, который «почему-то» не увидел зажженных фар. Когда же женщина сама начала ездить на машине, она, в конце концов, на пустом месте угодила в такую аварию, что и большой автобус, и сам автомобиль были серьезно повреждены. Правда, сама она отделалась очень легко — испугом. Потом она сказала мне, что поняла, почему с ней это произошло. Она увидела, что не любила его. А муж, узнав про аварию, сказал ей: «Я с самого начала знал, что ты его разобьешь». Итак, у вас всегда есть выбор — бить, колотить и подвергать свое тело всяческим напастям, что только усилит ваши страдания и тенденцию отгородиться, сбежать из этого мира, или смириться с тем, что вы попали в эту физическую реальность, полюбить свое тело и заботиться о нем, как об инструменте, с помощью которого вы проходите уроки жизни и постигаете такие категории, как единство, любовь, сострадание. Начав принимать тело, вы начнете соединяться с физической реальностью. Начав принимать физическую реальность, вы начнете соединяться с телом. Начав соединяться с физической реальностью и с телом, вы начнете соединяться с умом. Начав соединяться с умом, вы начнете соединяться с физической реальностью и с телом. Все эти вещи взаимосвязаны. Что означает начать соединяться с физической реальностью? Это означает принять свое физическое существование и окружающий мир как данность. Это означает не бороться с ним, не отгораживаться от него. Что означает начать соединяться с телом? Это означает проникать сознанием в каждый уголок, осознавая его функции, даря ему любовь и расслабляя. В теле нет плохих и хороших мест, нет грязных и нет чистых, нет предпочитаемых и нет второстепенных. Каждая часть тела священна и выполняет ей одной присущие функции. Другие части тела не могут выполнять их. Следовательно, что-то отвергая в себе, вы вырезаете живой кусок. Проходит время, и эта часть тела заболевает, потому что вы отвергли ее. Тело — это единый, точно отлаженный механизм, в котором нет лишних частей. Когда вы сможете полюбить свое тело, когда вы сможете расслабить его, не только снаружи, но и внутри (что очень важно), оно станет вашим вернейшим помощником и проводником на этой земле. Перед вами начнут открываться тайны, о которых вы могли прочитать только в сказках. Расслабляйтесь и любите. И последнее, о чем мне хотелось бы упомянуть. Очень многие люди страдают от отсутствия чувств. Это происходит потому, что большая часть энергии собирается в голове. Люди больше живут головой, чем чувствами. Блокировка и перераспределение энергии в сторону головы происходят в горле. Я хочу дать вам упражнение, которое поможет вам разблокировать центр горла так, что поступающая в вас энергия станет равномерно распределяться между телом и головой. Тогда чувства опять появятся в вашем теле. Конечно, упражнения на расслабление и медитация, которая приводится ниже, тоже помогают пробудить чувства. Но данное упражнение, разработанное тибетскими ламами, — это самый кардинальный способ разблокировать чувства. Лучшего я не встречал. Упражнение: Сядьте прямо, позвоночник располагается вертикально. Вы расслаблены. Слегка поднимите подбородок, направив взгляд немного вверх, под углом примерно тридцать градусов. Немного приоткройте рот и начинайте дышать одновременно через рот и нос. Дышите естественно, без напряжения. Дыхание равномерно распределяется между носом и ртом. Уже в самом начале можно почувствовать, как чувства пробуждаются и начинают набирать силу. Не определяйте их, а просто давайте им течь, иначе ум опять возьмет верх и вы потеряете связь с чувствами. Постепенно вы расслабитесь. Дайте чувству расслабления распространиться по телу, наслаждайтесь им, чувствуя его оттенки. Занимайтесь этим упражнением, когда захотите и сколько захотите. Слушайте себя. Тибетцы советуют им заниматься 20 — 30 минут каждый день в течение трех месяцев. Мысль — действиеМысль — производная ума, а действие — производная тела. Если есть мысли, а нет действий (полностью или частично), это верный признак того, что ум разъединен с телом. Если есть действия, которые вредят окружающему миру и людям, так называемые бездумные действия, это верный признак того, что тело разъединено с умом, — существует только заботящееся исключительно о себе эго. Но есть состояние, когда мысль и действие — это одно и то же. Между мыслью и действием нет никакого промежутка. Мысль есть действие, действие есть мысль. Тогда действия становятся спонтанными, точными и безошибочными. Это «высший пилотаж», но хоть однажды каждый человек переживал это состояние. От таких действий выигрывают все, потому что они возможны только в том случае, когда человек един с миром. Как соединять мысли с действиями? Начинайте отслеживать мысли, в которых вы рисуете себе, как вы что-то делаете. Начинайте обращать внимание, следуют ли за мыслями действия. Ни в коем случае не ругайте себя, когда вы что-то не делаете. Во-первых, это бесполезно, во-вторых, этим вы только усилите раскол между умом и телом, и это может привести к печальным последствиям. Если у вас совсем ничего не получается, берите самые простые мысли и совершайте самые простые действия. Например, подумали, что надо бы зажечь под чайником огонь, — идете и зажигаете; подумали, надо бы черкнуть две строчки своему другу, — идете и черкаете ровно две строчки, не больше; подумали, надо бы помыть тарелку или кружку после себя, — идете и моете; подумали начать бегать по утрам, — начинайте бегать, подумали закончить бегать, — заканчивайте бегать. Нет действий простых, нет сложных, нет действий почетных, нет непочитаемых — эти оценки всего лишь ловушки эго. Каждое действие, которое следует за мыслью, имеет огромное значение для вас. Поэтому начинайте думать просто и действовать вслед за этим. Обратите внимание на чувства, которые будут возникать, когда вы будете выполнять последовательность «мысль — действие», и после этого. Это чувства удовлетворения и радости от жизни. Фиксируйте их, давайте им распространиться по телу. В дальнейшем они будут помогать вам в соединении ума и тела, а следовательно, мыслей и действий. Обратите внимание и на промежуток времени, который разделяет мысль и действие. Чем он короче, тем лучше. Хотя гонки за результатом тут, конечно же, быть не должно. Это только навредит. Потом придет черед мыслей и действий посложнее. Вы можете обдумывать и даже записывать последовательность действий, а потом выполнять их. Не забывайте фиксировать чувства, которые у вас возникают, и время между мыслями и действиями. В конце концов, вы научитесь мыслить конкретно, не витать в облаках, а за мыслями у вас будут следовать действия. Мысль будет без малейшего интервала перетекать в действие, а действие будет перетекать в мысль. Существуют и другие дуальные пары. Часть из них мы рассмотрим ниже, в разделе «Двойные узлы», а над другими вам придется поразмыслить самому, если они вас заинтересуют. Если вы интересовались работами Юнга о коллективном бессознательном и архетипах, тогда вы, наверное, уже поняли, что дуальные пары полностью укладываются в архетипы. У меня создается впечатление, что практически все дуальные пары принадлежат к архетипам, и наоборот. В принципе, это не важно. Важно то, что вы сможете познакомиться с содержащимися в дуальных парах энергиями, если начнете с ними работать. Ниже я привожу часть архетипов — дуальных пар. 1. СЫН — МАТЬ — в смысле любви и сексуального влечения друг к другу и запретности таких отношений. 2. СЫН — ОТЕЦ — в смысле враждебного отношения к отцу, как к сопернику, и любви к нему. 3. ДОЧЬ — ОТЕЦ — в смысле любви и сексуального влечения друг к другу и запретности таких отношений. 4. ДОЧЬ — МАТЬ — в смысле враждебного отношения к матери, как к сопернице, и любви к ней. 5. ЗЛАЯ МАТЬ — ДОЧЬ 6. ПЛОХОЙ БРАТ — ХОРОШИЙ БРАТ — взаимоотношения между братьями. Чтобы понять смысл этой пары, я рекомендую вам перечитать библейскую историю о Каине и Авеле. В ней скрыто несколько пластов информации, поэтому лучше всего вам прочитать подлинник. 7. МАЧЕХА — ПАДЧЕРИЦА. МАЧЕХА — ПАСЫНОК. 8. ОТЧИМ — ПАСЫНОК. ОТЧИМ — ПАДЧЕРИЦА. 9. ПАЛАЧ — ЖЕРТВА. 10. УБИЙЦА — ЖЕРТВА. 11. УБИЙСТВО — СПАСЕНИЕ. 12. ОСВОБОДИТЕЛЬ — ЗАКЛЮЧЕННЫЙ. 13. УГНЕТАТЕЛЬ — УГНЕТАЕМЫЙ.
Глава 6 Двойные узлыКак я уже говорил вам, двойные узлы — это ментальные образования, напоминающие дуальные пары. Если дуальные пары просто существуют как разность потенциалов, ограничивая человека определенными рамками, между которыми он мечется, подобно шарику от пинг-понга, то функция двойных узлов заключается в том, чтобы медленно стягиваться на человеке, лишая его возможности принимать решения и действовать. Они подобны клещам, которые сжимают человека, пока он не хрустнет. Давайте рассмотрим несколько примеров двойных узлов, чтобы вам было понятно, о чем идет речь, а потом продолжим наш разговор. Если я попрошу, меня будут использовать; если не попрошу, меня и дальше будут использовать, как сейчас. Этот узел может распространять свое влияние на любые взаимоотношения в любых сферах жизни. Например, вы можете чувствовать себя зажатым им, когда хотите пойти и попросить о надбавке к зарплате. Вы видите, что, попросив и получив надбавку, вы попадете в сильную зависимость, вам придется отрабатывать деньги. Возможно, прибавив совсем чуть-чуть к зарплате, вас будут гонять в хвост, и в гриву, как это очень часто случается. Но, не попросив, вы сталкиваетесь с тем, что вас и так уже используют, загружают работой сверх меры, вы уже в зависимости. В семейной жизни этот узел может проявлять себя следующим образом. Прося у жены/мужа, например, деньги, вы чувствуете, что попадаете в зависимость и должны отработать это каким-то образом. Но вместе с тем вы и так уже выполняете определенные обязанности в семье. При сексуальных отношениях действие узла может выглядеть следующим образом. Если вы попросите сделать что-то, что вам нравится, вы вынуждены будете в ответ делать что-то, к чему у вас не лежит душа, то есть вас будут использовать только потому, что вы попросили сделать одолжение. С другой стороны, вам и так приходится делать то, что не нравится. «Меня используют, — говорите вы себе. — Ей/ему нужно только мое тело». Так узел постепенно стягивается, лишая возможности мыслить и действовать, получить то, что вам действительно надо. Вы чувствуете себя пойманным в ловушку. Основой этого двойного узла является дуальная пара «свобода — зависимость», которая приходит в движение, превращаясь в двойную петлю, и начинает зажимать свою жертву. Человек бросается на поиски выхода. Но он не может найти его, потому что любое решение, которое может быть им принято, неправильно. Он мог бы выбрать из двух зол меньшее. Но внутри он знает, что зло всегда есть зло, посему этот выход — призрачный. Таким образом, развивается невроз, который в дальнейшем может иметь более серьезные последствия. Еще примеры двойных узлов: Если я буду действовать, у меня не получится; если не буду действовать, у меня тем более ничего не получится. Если поеду туда (а это очень далеко и туда сложно добираться), там может оказаться неприемный день; если не поеду, моя проблема не будет решена. Если откажусь принять подарок, мне это запомнят и, в конце концов, отомстят; если не откажусь, попаду в зависимость, и мной будут манипулировать. Если я откроюсь, мне причинят боль; если не откроюсь, мне тоже будет больно, потому что чувствую себя одиноким/одинокой. В двойные узлы попадают все, от мала до велика. Вот пример узла, в который попал наш президент Ельцин за четыре месяца перед выборами: Если выведу войска из Чечни, там начнется резня; если не выведу, потеряю популярность, и меня не выберут на второй срок. А вот примеры узлов, в которые попадают дети. Например, ребенок набедокурил, и мать или отец говорит ему грозным голосом: «Иди сюда». Внутри ребенка возникает узел, о котором он даже не подозревает: Если подойду, меня накажут/побьют; если не подойду, меня еще сильнее накажут/побьют (из-за того, что ослушался). Другие примеры: Если подойду к отцу/матери, он/она опять мне скажет, что очень устал/устала, нет времени, а мне так хочется побыть с ним/с ней; если не подойду, опять лишусь ласки, внимания, любви. Конфликт в школе с учителем: Если пойду в школу, опять меня будут преследовать; если не пойду, меня будут преследовать дома (родители). Конфликт со сверстниками: Если пойду к ним, меня будут унижать и смеяться надо мной; если не пойду, останусь один/одна. Двойные узлы — это наша повседневная жизнь; мы сталкиваемся с ними каждый день, испытывая на себе их воздействие. Они существуют с самого раннего детства, присущи обоим полам и распространяются на все возрастные и социальные группы. Каково же действие этих узлов? Очень жесткое. Они в буквальном смысле раздирают человека на части, начиная с раннего детства. Этот процесс называется расщеплением — диссоциацией — личности. Он может начаться еще в утробе матери, роды, будучи жестким процессом, закрепляют или служат его началом, а далее он идет по нарастающей. Суть его заключается в том, что человек откалывает от себя все большее число частей. Иначе говоря, все большее число частей в человеке отделяется от целого и начинает вести автономное или полуавтономное существование. Дуальное строение мира, а следовательно, и личности служит его причиной, а двойные узлы — тем механизмом, который развивает этот процесс. Каждый раз, когда человек сталкивается с ситуацией, в которой задействованы двойные узлы (а по-моему, других ситуаций в жизни человека не бывает), они начинают зажимать и одновременно разжимать его изнутри, еще чуточку увеличивая раскол внутри личности. Чем это чревато для человека? Как минимум неврозом в легкой степени и как максимум самыми серьезными заболеваниями. Итак, еще раз. Этот мир имеет дуальную природу. Мы, будучи частью этого мира, также обладаем дуальной природой и, следовательно, дуальным мышлением. Дуальное мышление порождает существование дуальных пар. Дуальные пары порождают двойные узлы, которые, в свою очередь, вызывают психосоматические заболевания в человеке, иначе говоря, болезни тела и души. Таким образом, любая проблема, любая болезнь имеет в основе двойственное восприятие мира и проходящих в нем процессов. Человек оценивает все с точки зрения «плохо — хорошо», добра и зла. Следовательно, единственный способ не иметь проблем — преодолевать дуальное мышление; единственный надежный способ профилактики и излечения болезней — это преодоление дуального мышления. За счет чего двойные узлы приходят в движение и начинают затягиваться на человеке? Откуда они берут силу? За счет существования полюсов в дуальной паре. Составляющие пары это и есть полюса. Как известно, два разноименно заряженных полюса притягиваются друг к другу. Это та сила, которая зажимает человека, одновременно раскалывая его. Почему она раскалывает его? Потому что он сопротивляется. Как работать с двойными узлами, я расскажу вам чуть ниже. Двойные узлы и типы характеровСовременная психология обнаружила пять фундаментальных типов характеров, которые лежат в основе личности практически любого человека. Это означает, что любой человек в той или иной мере несет в себе черты этих характеров. Эти типы следующие: шизоидный, оральный, психопатический, мазохистский и жесткий. Я действительно не встречал ни одного человека, который бы хоть в малейшей степени не обладал этими чертами. Иначе говоря, в каждом человеке в той или иной мере присутствует каждый из характеров. Мы не будем подробно рассматривать их, тем более что в последнее время появилась масса книг на эту тему. Расскажу вкратце о каждом из них, чтобы легче было понять, о чем пойдет речь ниже. Временные рамки, определяющие формирование каждого из типов, конечно же, условные. ШИЗОИДНЫЙ ТИП — закладывается до рождения, когда ребенок находится еще в утробе, или в момент рождения. Разговоры об аборте и сам процесс рождения ребенок рассматривает как непосредственную угрозу своему существованию, поэтому его система раскалывается на отдельные, почти или полностью не связанные друг с другом части. Характерная черта — страх и беспокойство. Ужас перед физическим существованием заставляет постоянно сбегать из этого мира. Поэтому у ребенка и взрослого часто бывает искривлен позвоночник. Поэтому у взрослого человека часто или всегда отсутствующий вид. Как правило, эти люди обладают высоким ростом. Секс ему нужен для того, чтобы почувствовать в себе жизнь. ОРАЛЬНЫЙ ТИП — закладывается в период кормления, в возрасте до года. Мать часто оставляет ребенка или не способна дать ему достаточно любви, из чего он делает вывод, что его не любят в этом мире и он никому не нужен. В нем развивается инфантилизм, он застревает в детстве. Характерная черта — жадность. У взрослого человека может быть детское выражение лица или в голосе могут проскальзывать детские нотки. Это худые люди высокого роста с вытянутым лицом. Секс ему нужен только для близости и контакта, чтобы компенсировать чувство одиночества. ПСИХОПАТИЧЕСКИЙ ТИП — закладывается от года до трех лет. Родитель противоположного пола обольщал ребенка (часто бессознательно), но не смог дать то, что предлагал. Здесь примешиваются сексуальные энергии. Ребенок делает вывод, что его обольстили, обманули и бросили; в нем, как и в предыдущем случае, развивается истерия. Характерная черта — ложь. Взрослый человек обладает раздутым верхом и тонкими ногами, у него почти нет ягодиц. Это очень напористая и все контролирующая личность. В жизни он описывает пилообразную кривую — сначала взлет, потом падение, потом опять взлет, опять падение. Падения происходят из-за того, что он старается все контролировать, потому что непрочно стоит на ногах. Именно этот тип характера ответствен за формирование гомосексуальных наклонностей у людей, поэтому данный тип характера еще называют смещенным. Рассматривает противоположный пол как враждебный, поэтому сексуальные импульсы у него хрупкие, когда он имеет дело с противоположным полом. МАЗОХИСТСКИЙ ТИП — закладывается от года до семи лет. Мать контролирует каждый шаг ребенка, что он ест и как испражняется. Любая попытка действовать самостоятельно немедленно подавляется. Ребенок делает вывод, что любые действия несут за собой унижение. Взрослый человек обладает короткой, поданной вперед шеей и полным телом. В нем кипит ненависть — это его характерная черта, — и он предпочитает ничего не делать, особенно когда на него давят. У него сильный интерес к порнографии, а мужчина может быть импотентом. ЖЕСТКИЙ ТИП — первая закладка происходит в возрасте около семи лет, вторая — в период полового созревания. Родитель противоположного пола или партнеры по играм не могут удовлетворить проснувшиеся сексуальные импульсы ребенка. Их самые невинные поступки и непреднамеренные действия, не говоря уже о прямых действиях, он расценивает как предательство в сердечных делах. То же самое происходит и в период полового созревания. Любой разрыв расценивается юношей/девушкой, открывшим/открывшей свои чувства, как предательство его/ее чувства. Холодность со стороны родителя противоположного пола расценивается таким же образом. Ребенок тогда закрывает свое сердце, его чувства намертво блокируются. Он больше не чувствует/она все-таки немного способна чувствовать. Характерная черта — гордость, гордыня, спесь. Взрослые люди атлетически сложены и любят физическую активность, очень любят соревноваться. Впустить чувства в свою жизнь они не могут даже под страхом смерти. Это очень преуспевающие в жизни люди — в плане карьеры и материальных вещей. Сексом они занимаются с презрением, «делая зарубки на ружье» после каждой победы. Типы характеров блокируют человека целиком, и эти блокировки стоят практически всю жизнь, определяя те уроки, которые должен пройти человек. Именно они создают ситуации, в которые снова и снова попадает человек, еще и еще раз предоставляя ему возможность пробиться сквозь сформированные в детстве убеждения, которые целиком построены на дуальном восприятии мира. Типы характеров — глобальные блокирующие системы — отделяют человека от целого; они же являются вратами, через которые должен пройти человек, чтобы соединиться с Первоисточником. Каждый характер, будучи по природе дуальным, несет в себе присущие только ему дуальные пары и соответствующие им двойные узлы, которые служат, образно говоря, кнутом, подстегивающим человека работать с собой. Как уже говорилось, в каждом человеке есть хоть немного от каждого характера, следовательно, каждому человеку присущи и соответствующие характерам дуальные пары и двойные узлы. Давайте рассмотрим их. Шизоидный характерПАРЫ — «жизнь — смерть», «опасность — безопасность». Двойной узел: Существовать значит умереть. Другой вариант: Если я буду существовать в этом мире, мое существование будет поставлено под угрозу, меня уничтожат; уйти же из этого мира означает смерть, а я этого не хочу. В этом случае в человеке живет ужас перед уничтожением. Он постоянно испытывает безотчетный страх. Человек тогда отсоединяется от своего тела и улетает куда-то. Он ни здесь ни там. Он не живет, не умирает и не чувствует. Жизнь — смертьНикто никогда не обещал вам, что вы будете жить вечно. Жизнь здесь существует только благодаря тому, что есть смерть. Смерть существует только потому, что есть жизнь. Жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом в этой Вселенной. Не может существовать монеты с одной стороной, не может быть жизни без смерти и смерти без жизни. Жизнь — это способ раскрыть себя и свои внутренние возможности. Жизнь — это самый кардинальный способ пройти свои уроки и наконец соединиться с целым. Выбирая жизнь, доверяя ей и себе в ней, вы снимаете сопротивление и неприятие этой физической реальности. Тогда уходит борьба, тогда у вас высвобождается огромное количество сил, чтобы эффективно решать задачи. Вы обретаете рай на земле. С другой стороны, выбирая смерть, выбирая разделенность с жизнью и своим телом, что одно и то же, вы тем самым выбираете следующую жизнь, чтобы снова проходить в ней те уроки, которые не сумели пройти сейчас. Само существование дуальной пары «жизнь — смерть» предполагает, что вы будете перерождаться вновь и вновь. Если вы привязаны к жизни, цепляетесь за нее изо всех сил, вы будете снова и снова рождаться, чтобы жить. Если вы бежите от жизни, отделяетесь от нее, следовательно, вы стремитесь к смерти, значит, вы будете перерождаться снова и снова, чтобы пережить смерть. Если вы привязаны к какой-нибудь из противоположностей, о какой бы паре ни шла речь, вы опять-таки будете перерождаться, пока не решите данную дуальную пару. Потому что все в этой Вселенной стремится к целому, к Первоисточнику, и, пока существует хоть какое-нибудь противоположение, колесо рождений и смерти будет продолжать свой бег. Дуальные пары будут преследовать вас, пока вы не найдете ответ. Вы сами, мысля в терминах дуальности, являетесь трехмерной дуальной парой, на осях которой располагаются малые пары. Именно из них составляется разность потенциалов в осях. Решая малые пары, вы постепенно подтягиваетесь к нулю. Разность потенциалов становится все меньше, исчезает противоположение между явленным и скрытым. Наконец, вы обретаете целостность. Жизнь — самый кардинальный способ пройти свои уроки и открыть в себе новое видение. Если «как наверху, так и внизу, и наоборот», то вы существуете всегда и в любой точке пространства. Элементарные частицы — это одновременно и корпускула, и волна. Элементарную частицу невозможно уничтожить, она существует всегда в том или ином виде. Она одновременно находится и здесь и везде, поскольку она волна. Ее след можно обнаружить в любой точке Вселенной. Мы тоже элементарные частицы этой Вселенной. Мы тоже и корпускула и волна одновременно. Кто не верит, может обратиться к физике, все давно сказано и доказано. Мы тоже существуем всегда. Мы тоже существуем и здесь и везде. Это — наше существо. Нет жизни и нет смерти. Вы сумеете увидеть это, если не будете сопротивляться жизни. Опасность — безопасностьЯ думаю, что после всего вышесказанного эта пара начала терять силу, разность потенциалов в ней начала уменьшаться. Можете пойти сейчас внутрь себя и почувствовать это. Какой смысл сопротивляться жизни, если вы все равно умрете? Какой смысл прятаться от жизни, если именно она — то средство, которое поможет решить ваши проблемы? Какой смысл защищаться, если вы сами порождаете то, что с вами происходит? Какой смысл защищаться от себя? Ведь внешний мир — это ваше продолжение. Поймите это и увидьте всю несуразность попыток обезопасить себя. Тогда вы откроетесь жизни, тогда у вас появятся дополнительные силы, чтобы идти по ней и решать стоящие перед вами задачи. Вы можете поставить себе вопрос: Как бы я себя чувствовал/чувствовала, если бы ничто не угрожало моей жизни — ни раньше, ни сейчас? Дайте проявиться новой противоположности. После этого понятия «опасность» и «безопасность» навсегда уйдут из вашей жизни. Оральный характерПАРЫ — «любовь — ненависть», «дарение — получение», «ответственность — безответственность». Двойной узел: Если я попрошу у неё/у него, это не любовь (потому что они сами должны знать, что мне нужно, и давать без всяких просьб с моей стороны, чтобы доказать, что любят меня); если не попрошу, я этого не получу никогда. Как уже говорилось, в человеке живет неверие в то, что его любят, что он нужен. Ощущение недополученной в детстве любви заставляет его направлять усилия на то, чтобы выколотить из окружающего мира то, что ему надо. Он пытается компенсировать отсутствие любви материальными вещами. Его действия направлены на то, чтобы получать. В нем живет жадность, поэтому дарить он не умеет. Застряв в детстве, он не может взять ответственность за свою жизнь на себя. Поэтому он всегда стремится найти себе покровителя или того, кто бы за ним ухаживал, опекал его, растил и обучал. Мы уже рассматривали с вами пару «любовь — ненависть». Сейчас вы можете ее перечитать, но уже с точки зрения этого типа характера. Чтобы понять, что такое любовь, вы можете задать себе вопрос: А как бы я себя чувствовал/чувствовала, если бы мне в детстве подарили достаточно любви? И дайте проявиться этому состоянию. А сейчас мы переходим к паре Дарение — получениеОдни люди любят дарить, но не способны принимать или получать. Другие любят получать, но не любят и не могут дарить. Последнее относится именно к оральному характеру, но и здесь есть свои нюансы. С одной стороны, относительно получения у него присутствует негативное намерение, которое выражается в фразе, которую он себе подсознательно проговаривает: «Я заставлю тебя/вас отдать это». С другой стороны, в нем живет убеждение: «Мне это не нужно, мне ничего от тебя/вас/этого мира не нужно». Получается, что, даже сидя посреди озера свежей воды и захотев напиться, он либо найдет кого-то, чтобы бороться за эту воду, чтобы заставить его отдать, либо будет отказываться от протянутой кружки с водой, как и от того, чтобы самому напиться из озера. Не это ли происходит со всеми людьми, которые живут посреди изобилия Вселенной и отказываются принять ее дары? Не это ли происходит с вами, потому что когда-то, очень давно, — вы даже не помните этого момента — вы сделали вывод, что Вселенная враждебна к вам, что она вам не дала достаточно любви? Это она не дарит вам любовь, или это вы не принимаете ее? Чтобы свободно развиваться, иметь благополучие в жизни, необходимо открыться, необходимо учиться дарить и получать. Вы по своей природе настроены на получение и дарение. Клетка в организме каждую секунду получает от организма то, что ей надо для развития, и каждую секунду отдает. Вы — клетка Вселенной. Вселенной выгодно, чтобы каждая ее клетка процветала, поэтому каждое мгновение она готова и дарит вам все необходимое для развития. Ваша задача заключается в том, чтобы открыться дарам и принять. А для этого нужно избавиться от образа враждебной Вселенной и недоверия к ней. Напоминаю, что Вселенная — это и окружающие вас люди. Зачастую люди бывают закрыты для получения, рассматривая этот процесс как нечто эгоистичное. И вы абсолютно правы, если сконцентрировались в таком случае на дарении. Эго может получить сильный толчок к укреплению и развитию, если дать ему волю и полностью посвятить жизнь потреблению. Но вы теперь знаете, как работать с эго, теперь настала пора учиться открываться и получать. Начинайте рассматривать получение как процесс замыкания круга циркуляции энергии. Чтобы что-то дать, надо что-то иметь, а чтобы что-то иметь, надо что-то впустить, то есть получить. Таким образом, чем больше вы будете получать, тем больше вы сможете дарить. Следовательно, получать выгодно. Если вы будете только принимать, ничего не отдавая взамен, ваша система переполнится, и вы тем самым будете препятствовать приходу следующих вещей, которые вам необходимы для развития и процветания. Это подобно тому, как если бы вы захотели налить в полную чашку еще воды. Она там просто не сможет поместиться и выльется. Начинайте раздумывать над тем, что такое щедрость. Цепляясь за что-то, вы препятствуете приходу следующих вещей. Если вы цепляетесь за деньги, боясь потратить их на нужную вещь, вы перекрываете их приток. Новым деньгам некуда прийти — ваша чашка полна. Если вы цепляетесь за какие-то отношения, стремясь сохранить их навсегда, новое никогда не войдет в вашу жизнь. В этом случае два выхода — либо жизнь начинает превращаться в болото, человек тогда медленно угасает, теряя человеческую сущность, либо все взрывается, чтобы рывком перейти в следующее состояние. Если вы цепляетесь за какие-то знания или усвоенные доктрины и учения, вы опять-таки застываете, вмораживаетесь в них — ваше развитие останавливается. Вы намного шире и глубже любых знаний и учений. Давайте новому входить, тогда вы постепенно начнете открывать свою сокровищницу. Отпускайте старое, переработав его, и впускайте в себя новое. Приглядитесь к естественным процессам, происходящим в вашем организме. Если бы вы все время только ели, не избавляясь от переработанной пищи, не мне вам рассказывать, что бы с вами произошло. Когда вы впускаете новое и избавляетесь от старого, вы можете жить и развиваться. Значит, дарить, тратить, отдавать, избавляться от старого выгодно. Следующий шаг в работе с парой «дарение — получение» — избавление этих процессов от элементов борьбы и давления. Вы, конечно, понимаете, что я имею в виду. Посмотрите на клетку — она не борясь получает и не борясь отдает. Расставайтесь с тем, что дарите, легко, и дарите тем, кто открыт и готов принять ваши дары. Старайтесь не совать им насильно ложку в рот. Откройтесь получению и берите не насилуя, не заставляя людей силой отдавать то, что вам так хочется иметь. Просто откройтесь, и вам тут же придет то, что нужно. Когда вы принимаете подарок от какого-нибудь человека, вы делаете ему приятно. Стало быть, получение — это дарение. Когда вы дарите кому-нибудь подарок и его принимают от вас с благодарностью, радуются ему, вам становится приятно. Следовательно, дарение — это получение. Когда получаете что-то, будь это подарок, покупка или услуга, радуйтесь, желайте успеха и процветания тем людям, которые вам дают это. Не давайте обидам и негативным мыслям проникнуть в вас, даже если обнаружите, что что-то не так. Дарите только от души, без тяжести на сердце. Когда дарите что-то, желайте, чтобы эта вещь или деньги принесли счастье и процветание этому человеку, государству. Дарение — это получение, а получение — это дарение. Дарение — это получение, дарение, получение... Получение — это дарение, получение, дарение... Постарайтесь прочувствовать это. Ответственность — безответственностьТут все достаточно просто, тем более мы уже говорили немного на эту тему в первой книге. Здесь необходимо увидеть, стремитесь ли вы находить решения и справляться с проблемами самостоятельно или все время (а может, время от времени) полагаетесь на кого-то, ища опору и защитника от невзгод. Последнее предполагает наличие орального характера. В этом случает вам следует понять, что такое самостоятельно стоять на ногах и реализовать себя как личность. Тогда вы переместитесь в мир взрослых. Конечное решение этой пары совпадает с решением пары «взрослый — ребенок» — нужно соединить в себе мудрость, ответственность взрослого человека и открытость, непосредственность ребенка. Как вы думаете, что вы тогда почувствуете, как поведете себя? Вы прекрасно знаете, что это за состояние. Дайте ему выйти наружу. Психопатический характерПАРЫ — «контроль — доверие»/«сопротивление — уступание» Двойной узел: Я прав/права, или я умру/будет по-моему, или я умру. Пройдя в детстве через мясорубку обольщения и обмана, психопат решает, что он теперь будет контролировать все вокруг себя, чтобы, не дай Бог, опять не повторилась подобная ситуация. Обман порождает обман. Человек с психопатическим характером готов на все, в том числе на ложь и подлог, чтобы сохранить нужное ему положение вещей. Поскольку в нем живет страх обмана, он все-таки время от времени притягивает к себе ситуации, когда в его жизни, планах или начинаниях наступает черная полоса, — его все равно обманывают, предают. Его стремление усилить контроль и старания, ни в коем случае не допустить иного поворота дел подталкивает ситуацию к срыву. Некоторое время после крушения он приходит в себя, потом опять начинает действовать, и все повторяется сначала. Контроль — доверие/сопротивление — уступаниеЭти пары близки друг к другу, поэтому мы будем говорить о них вместе. Обратите внимание на следующее свойство контроля — чем больше вы стараетесь что-то контролировать, тем вернее руль выскальзывает из ваших рук. Это происходит потому, что вы напрягаетесь. Так человек понимает контроль — он думает, ему надо напрягаться, чтобы достичь желаемого результата. Также он считает, что надо сопротивляться и ни в коей мере не впускать в жизнь то, что нежелательно иметь. Контроль, таким образом, включает в себя и сопротивление. Вы действовали так до сих пор, и, если исходить не из сиюминутной выгоды, а из достаточно длительного периода времени, эта тактика вам не помогла. Попробуйте теперь действовать наоборот. Начинайте расслабляться, учитесь доверять тому, что происходит, решениям и опыту других людей. Начинайте снимать сопротивление новому, учитесь уступать, принимать происходящее с вами как должное. Если Внешнее Равно Внутреннему, то, уступив, вы позволяете тому, что внутри вас, подняться на поверхность и проявить себя в виде незначительной ситуации или легкого на данный момент недомогания. Тогда вы видите наяву то, что находилось у вас внутри. Тогда с этим можно иметь дело непосредственно. Сопротивляясь и не позволяя вещам происходить, вы загоняете блоки внутрь, в подсознание. Они все равно будут отражаться вовне, но вы не будете замечать этого, потому что присвоили оценку «плохо» и не хотите впускать их в свою жизнь. Блоки станут набирать силу, а ситуации и подаваемые телом тревожные симптомы будут скользить по поверхности вашего сознания незамеченными. Так будет продолжаться до тех пор, пока они не достигнут критической точки, когда их невозможно будет не заметить. Следовательно, быть прагматичным, уступать и позволять вещам происходить — это выгодно для вас же. Настанет момент, когда вы начнете понимать, что такое уступать и давать вещам происходить, не присваивая им никаких оценок. Вы увидите, что ничего ужасного не происходит. Мало того, происходят даже полезные для вас вещи. Потом исчезнет всякое понятие о сопротивлении и уступании. Останетесь вы и этот мир, с которым вы действуете как одно целое. Чтобы лучше понять, что такое уступание, задайте себе вопросы: А как бы я чувствовал/чувствовала себя, если бы в моей жизни не было сопротивления? Как бы я вел/вела себя, если бы в моей жизни не было сопротивления? Когда вы начнете работать с сопротивлением, ваше стремление контролировать все и вся также уменьшится. Вы начнете понимать, что наилучшего контроля можно достичь, когда вы расслаблены. Попробуйте внимательно понаблюдать за человеком или каким-нибудь животным. Вы тут же заметите, что ваше зрение и внимание сконцентрировано только на цели и вы потеряли из виду то, что происходит вокруг. То же самое происходит и с вашими делами. Пытаясь уследить за всем, вы теряете перспективу и обязательно пропускаете что-то очень важное. В такой ситуации вы не способны улавливать знаки. Может ли что-нибудь с вами произойти без вашего ведома? Может ли хоть самая маленькая вещь случиться с вами без вашего ведома? Если вы понимаете, что Внешнее Равно Внутреннему, ваш ответ будет: «Нет». Отсюда следует вывод, надо доверять тому, что с вами происходит в настоящий момент, и не сопротивляться. Надо доверять тому, что с вами может произойти, надо довериться процессу жизни. Просто будьте здесь и сейчас, переживайте происходящее с вами, не присваивая никаких оценок и стараясь понять послание. Когда-нибудь у вас появится ощущение, что есть только жизнь и в ней имеют место какие-то события, а вы идете по жизни, спокойно переживая то, что с вами происходит. Здесь вы также можете задать себе вопросы: А как бы я чувствовал/чувствовала себя, если бы в моей жизни не было обмана и предательства? Как бы я чувствовал/чувствовала себя, если бы в моей жизни не было контроля? Как бы я действовал/действовала, если бы доверял/доверяла себе и миру? Мазохистский характерПАРЫ — «свобода — тюрьма», «действие — бездействие». Двойной узел: Если я взорвусь, я буду унижен/унижена; если не взорвусь, меня все равно унизят. В классическом случае контроль над таким человеком и над его действиями в детстве (ему не позволяли ничего делать и всячески ограничивали свободу) был настолько тотальным, что ненависть просто кипит внутри него. Позволить ей выйти наружу он не может, потому что боится, что опять подвергнется унижению, как это случалось в детстве, но и имеющееся положение дел подсказывает ему, что его унижают. На самом деле, конечно же, его никто не унижает и не собирается унижать, он видит происходящее сквозь призму детства и поэтому думает, что его унижают. Поскольку его свобода и действия ограничивались, он боится действовать, его творческая энергия тормозится. Мы получаем наслаждение, когда наша творческая энергия свободно изливается вовне. Чтобы лучше понять это, вспомните моменты, когда вы занимаетесь любовью. Сексуальная энергия и творческая энергия — это почти одно и то же. Раз мазохист тормозит свою творческую энергию, он овладевает искусством получения наслаждения от ничегонеделания. Это называется негативным наслаждением. Люди овладевают негативным наслаждением, когда тормозится их творческий импульс, в каком бы виде он ни выражался. Это, конечно, касается не только мазохистского характера, но и остальных тоже. Теперь вы понимаете, что на мазохиста бесполезно давить, чтобы получить какие-нибудь нужные вам результаты. Он все равно будет тормозить процесс. От него можно что-то добиться, если вы не будете кричать и ругать его за то, что он ничего не делает, а отнесетесь к нему с вниманием, лаской и любовью. Помните об этом, когда будете ходить по кабинетам госучреждений, решая свои вопросы. Свобода — тюрьма/действие — бездействиеТо, что вы проговариваете про себя, то и является для вас правдой. Боль и страдания, испытанные в детстве, записались в ваше тело и теперь непрерывно посылают в мозг сигналы, что вы в тюрьме, что вы жертва чьей-то злой воли, что вас могут в любой момент унизить. Убеждение, что вы жертва, обязательно привлечет того, кто станет вашим палачом. Не верьте ни одной своей мысли, потому что это всего лишь шаблоны детского мышления. Подвергайте сомнению любые мысли, касающиеся запрета на действие и дурного отношения к вам других людей. Это все не более чем иллюзия. Еще один способ работы с собой заключается в беседах с окружающими людьми. Начинайте спрашивать у них, что они на самом деле думают о вас, действительно ли собираются унизить и причинить вам вред. Спрашивайте у них все, что может волновать вас. Каждая ваша мысль может быть проверена непосредственно. И вы с каждым разом будете убеждаться в собственной неправоте. У вас есть два выхода: ожидать ситуаций, чтобы потом их анализировать и находить, что внутри вас порождает их, или начать самому/самой создавать небольшие ситуации и проверять мысли и ощущения непосредственно в беседах с людьми. Вы увидите, что большинство ваших мыслей — неправда. Выбирайте. Если прислушаться к своим ощущениям, то можно обнаружить, что внутри живет чувство, говорящее: вы заперты в этом мире, с его «ужасными» законами; вы заперты в своем теле, от которого не так-то легко освободиться. Из этого мира и из тела не так-то легко уйти — внутри зашифрован механизм, который намертво привязал вас к этой физической реальности. Внутри же существует и другое желание — стремление выдернуть себя из этого мира и тела, из тюрьмы, в которую вы попали, вы даже не помните как и когда. Вы, наверное, не раз оказывались в ситуации, из которой пытались вырваться, — например, какая-нибудь компания. Вы старались вырваться из нее, а тем временем все складывалось так, что вы вынуждены были оставаться в ней. Какая-то сила удерживала вас. Это сила ненависти. Вы уже знаете, как она работает. Чем больше вы будете говорить себе, что вы в тюрьме, чем больше будете страдать от этого, тем дольше вы будете оставаться в ней и тем горше будут ваши страдания. Вы пришли в этом мир стать свободным. Как это сделать? Самый короткий и эффективный способ — это сказать себе: «Да, я в тюрьме, да я смиряюсь с тем, что я в тюрьме, что мои свободы ограничены и мне не позволяется делать все, что хочу». Когда вы скажете себе это, принимая происходящее как данность, произойдет перекидывание монады, и вы окажетесь на свободе. Ваше тело, которое, по вашему мнению, ограничивало вас, станет верным помощником. Законы этого мира, столь несправедливые и жестокие вначале, будут служить вам. Мир станет восприниматься как место, где вы можете реализовать себя до конца, и все будет помогать вам в этом. Вы можете задать себе следующий вопрос: А как бы я чувствовал/чувствовала, как бы вел/вела себя, если бы меня в детстве не контролировали и не запрещали действовать? Дайте себе время для проявления этого состояния. Настанет час, когда вы поймете, что нет таких понятий, как тюрьма, свобода, действие, бездействие. Есть вы, есть этот мир, и вы не разделяете себя с ним. Вы слились с ним в непрерывном танце. Жесткий характерПАРЫ — «вера — безверие», «открытость — закрытость» Двойной узел: Любой мой выбор ошибочен. Пережитые случаи предательства блокируют систему «ум — тело», прочно закрывая чувства и не позволяя человеку наслаждаться жизнью во всей ее полноте. Надо сказать, что женщины в большинстве своем умеют на некоторое время впускать чувства в свою жизнь, но потом снова закрываются. Как мужчины, так и женщины, чтобы дать чувствам течь, создают с помощью блока предательства — а это и есть жесткий тип характера — всевозможные ситуации, чтобы открыть свои чувства. Это может быть несчастная связь, несчастный случай, болезненная ситуация, болезнь или сердечный приступ. Тогда у них есть оправдания своим чувствам. Они тогда ощущают, что имеют право чувствовать: «Ведь мне же больно», — говорят они себе подсознательно; «Можно проявить некоторые чувства», — дают они себе разрешение, опять-таки подсознательно. Короче, благодаря таким ударам, которые они наносят себе, блоки размягчаются. В этом свете становится понятной народная мудрость, которая говорит, что жизнь обкатывает всех. В двойном узле речь идет о том, что, какую бы женщину или мужчину ни встретил человек с жестким характером, он все равно сделает вывод, что этот выбор ошибочен. Создается впечатление, что львиная доля разводов и, разумеется, расставаний обусловливается именно этим двойным узлом. Этот двойной узел распространяется и на другие сферы жизни. Вера — безверие/открытость — закрытостьВы прекрасно знаете, что такое не верить никому и ничему. А что такое верить? Для меня веры без знания не существует, они едины внутри меня. Проверить можно все, надо только дать себе время и иметь непредубежденный взгляд на мир. Если у вас внутри блок, какие бы доказательства вам не предоставляла жизнь, вы все равно не поверите. Ваш блок все доказательства будет сводить к нулю. Следовательно, сначала необходимо поставить под сомнения то, что вы видите перед собой. Это ваш блок доставляет вам информацию, рисует картинки о том, как выглядит этот мир. Это иллюзия, а не реальность. Когда вы поставите под сомнение все, с чем встречались в жизни, понимая, что все это вы породили, чтобы постичь некоторые стороны бытия, неизвестные вам до сих пор, вы станете открыты и своему прошлому опыту, и тому, что происходит с вами в настоящий момент. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с чем-нибудь или, в особенности, с кем-нибудь, помните, что вы скорее всего видите не то, что есть на самом деле. Это можно было бы рассматривать как тотальное неверие. Но на это же самое можно посмотреть и как на веру. Ваша вера подпитывается совершенно конкретными знаниями о природе вещей и о том, как работает ум, создавая для вас иллюзии. Поэтому вы всегда полны энтузиазма, чтобы пойти вперед и открыть истину. Ваша вера подпитывает вас, как вода питает цветы. Безверие не желает иметь дело ни с чем. Оно убивает всякое движение. Оно использует вещи и людей для ублажения собственного «я», а затем выкидывает их как ненужные. Конечно же, вы сможете найти веру и пройти к истине. Вера включает в себя открытость. Когда вы открыты, вы способны собирать информацию и осмысливать ее. А дальнейшее — только вопрос времени, потому что все приходит тогда, когда вы готовы. Смотрите на противоположный пол и спрашивайте себя: «А действительно ли они черти с рогами, действительно ли им нельзя верить?» Если получаете ответ: «Да», — тут же ставьте его под сомнение. В природе не бывает однозначных решений. Поэтому люди — разные. Возрастание веры будет стимулировать открытость. Возрастание открытости будет стимулировать развитие веры. У вас два пути — либо верить, либо не верить, либо открыться, либо быть закрытым. Вы пробовали не верить и быть закрытым, теперь настала пора попробовать другой путь. Потом вы соедините это в себе, и, как всегда, останется только жизнь и то, с чем вы имеете дело в настоящий момент. Будет жизнь в каждом ее мгновении. Вы можете задать себе вопросы: А как бы я себя чувствовал/чувствовала, если бы меня не предали? А как бы я себя вел/вела, если бы меня не предали? А как бы я чувствовал/чувствовала, как бы я вел/вела себя, если бы не закрылся/закрылась в свое время? Решение двойных узловТеперь давайте рассмотрим, как работать с двойными узлами. Это очень просто, проще, чем может показаться с первого взгляда. Вы выбираете узел, с которым хотели бы поработать. Далее необходимо одну половину узла мысленно поместить с одной стороны себя, а другую — с другой. Затем расслабьтесь и дайте им зажимать вас. Все, что от вас требуется, это чувствовать, как узел зажимает с двух сторон, и мысленно смотреть прямо между петлями, прямо в середину. Через некоторое время узел лопнет, рассыплется. Разумеется, всякое подстегивание процесса, желание ускорить его и получить быстрый результат запрещается. Ничего, кроме вреда психике и здоровью, это не принесет. Важно просто смотреть между. Как в случае работы с дуальными парами, для вас исчезнут понятия, которые содержались в узле. Они перестанут иметь значение. Например, если вы решите мазохистский узел, то исчезнет всякое понятие об унижении. Вам придется прикладывать усилие, чтобы понять, о чем ведет разговор ваш собеседник. Потом, спустя некоторое время, вы, конечно, все вспомните, но этот блок уже потеряет над вами власть. Кстати, желание взрываться тоже уйдет навсегда, и вы почувствуете свободу действовать. Решение двойных узлов помогает решению дуальных пар, и наоборот. На мой взгляд, работа с двойными узлами намного эффективнее и проще, чем усиленное копание в себе. Кроме того, она позволяет человеку обойтись без помощи психолога и психоаналитика, что в значительной степени повышает степень свободы и уменьшает зависимость от врачей. Необходимо только научиться распознавать двойные узлы, после чего следует посвятить некоторое время их решению. Почему так происходит? При традиционной работе с собой или с психоаналитиком человек шаг за шагом приближается к вызвавшей дискомфорт причине, вспоминая по крупицам, что с ним происходило, кто, что и кому сказал и так далее. Но все равно масса необходимой информации остается вне сферы достижения сознания. При таком режиме распутывание незначительной проблемы может занять целые годы. Когда вы берете дуальный узел, разделяете его на две части и помещаете их по обе стороны тела, вся связанная с ними информация мгновенно вступает в действие. Если вы заметили, каждый двойной узел состоит из двух частей. Одна из них имеет дело со страхами последствий за свои действия в будущем, а другая — с эмоциональной болью, испытанной в прошлом. Решение каждого двойного узла помогает человеку сосредоточиться на здесь и сейчас. Когда вы разрешаете узлу действовать, даете ему зажимать вас, начинают подниматься обиды и испытанная в прошлом эмоциональная боль, с одной стороны, и страхи перед последствиями своих действий — с другой. То есть зашевелится и поднимется огромная масса блоков с записанными в них негативными эмоциями. Например, если вы будете работать с мазохистским двойным узлом, поднимутся весь гнев и накопленная за долгие годы ненависть за то, что вас контролировали и не давали действовать, все унижение. Затем начнут подниматься страхи, которые образовались за это время. Вся эта масса приходит в движение. Ясно, что, работая традиционными методами, потребуется очень много времени, чтобы эту информацию вывести на уровень сознания. Обратите внимание, все это не входит в ваш ум так, чтобы вы могли осознать каждую деталь происходящего. Вы просто ощущаете две петли или две силы, которые давят на вас, зажимают с двух сторон. Не бойтесь испытать неприятные чувства во время работы с узлами. Если они и будут, то в небольшом количестве. Я, по крайней мере, ни разу не ощущал ничего подобного; это не сравнить с выведением отдельного страха или эмоционального блока. В последнем случае, как, по-моему, я уже говорил, вас может тошнить, рвать, вы можете обливаться потом, переживать нестерпимую эмоциональную боль и тому подобное.
Глава 7 КоаныЭто одно из самых удивительных изобретений человечества. Они были изобретены где-то в середине первого тысячелетия в Китае, и честь изобретения принадлежит чань-Буддистским монахам, а точнее патриархам. Сейчас чань-буддизм больше известен под его японским названием-эквивалентом «дзэн-буддизм». Если охарактеризовать его в двух словах, то можно сказать, что это один из способов преодоления дуализма и соединения с Первоисточником. Но нас сейчас больше интересуют коаны, чем сам дзен-буддизм, тем более что никто так и не смог толком описать его, объяснить, что это за учение. И это правда. Как можно описать, что такое истинная реальность? Слова и интеллект бессильны, ее можно только переживать. Коаны были созданы для того, чтобы проникнуть за слова и разделяющий ум и соприкоснуться с непосредственным переживанием реальности, то есть с самой реальностью. Таким образом, можно утверждать, что коаны — это средство, с помощью которого вы преодолеваете иллюзорную природу ума и знакомитесь с состоянием «не-ум», состоянием, когда ум перестает генерировать мысли и замолкает. Чем так интересны коаны? Существует несколько видов коанов, но некоторые из них очень напоминают дуальные пары и двойные узлы. Чань-буддизм вытекает из буддизма, а буддизму уже около двух с половиной тысяч лет. Следовательно, решая дуальные пары и двойные узлы, вы будете идти по пути древних, а эти пути опробованы и доказали свою эффективность. Практически все, что известно на данный момент в психологии, давным-давно было открыто буддийскими практиками, а новейшие открытия только подтверждают их правоту относительно сути протекающих в человеке процессов. Решая коаны, вы одновременно будете решать задачи, стоящие перед вами. Давайте рассмотрим несколько коанов, чтобы было понятно, о чем идет речь. Однажды один человек встретил в поле тигра. Он побежал, тигр — за ним. Добежав до края обрыва, человек прыгнул вниз и, зацепившись за виноградную лозу, повис. Подняв голову, он увидел преследовавшего его тигра, который смотрел на него, обнюхивая лозу, на которой человек висел. Посмотрев вниз, он тоже увидел тигра, который поджидал, когда человек упадет. Тут появились две мыши, черная и белая, которые начали грызть корни лозы. Так человек висел, глядя то вверх, то вниз, то на мышей и дрожа от страха за свою жизнь. Вдруг он увидел рядом с собой сочную, спелую землянику. Держась одной рукой за лозу, он протянул другую к землянике, сорвал ягоду и съел. Ах, как она была вкусна! Данный коан имеет дело с парой «жизнь — смерть». Ясно, что никакие слова не смогут передать переживаний, которые испытал тот человек. Вы будете только удаляться от истинного смысла. Если вы сможете пережить то же, вы решите эту дуальную пару. У этого коана, как, впрочем, и у любого другого, есть и другие уровни, которые вы, если захотите, найдете. Другая история на тему, как спокойно принимать то, что с вами происходит, как доверять себе и процессу жизни: Жил-был Мастер Дзен, который славился праведной жизнью. Рядом жила одна семья, в которой была красивая дочь. Однажды родители узнали, что она беременна. Они очень рассердились этому и принудили дочь сказать, кто это сделал. Она указала на Мастера Дзен. Кипя от ярости, они устремились к нему. Когда они выложили ему все факты, он только сказал: «Неужели?» Когда родился ребенок, они принесли его к Мастеру Дзен. Ни слова не говоря, он начал ухаживать за мальчиком, кормить и растить. Все необходимое он брал у этих же соседей, которые держали продуктовую лавку. Через год юная мать не выдержала разлуки с ребенком и созналась родителям, что отцом мальчика был другой человек. Родители побежали к Мастеру и, умоляя простить их, попросили вернуть ребенка. «Неужели?» — ответил он и отдал дитя. Еще одна история о том, как ум может морочить нам голову и строить иллюзии. Напоминаю, что коаны имеют несколько уровней понимания. У одного мужчины умерла жена. Умирая, она строго-настрого приказала ему не жениться и всегда хранить ей верность. Потосковав некоторое время, он все-таки нашел себе женщину, на которой спустя некоторое время решил жениться. Но после каждой встречи с ней ему являлась умершая жена в виде привидения и в точности пересказывала то, о чем он говорил с этой женщиной и что дарил. В конце концов, человек так измучился, что решил оставить все мысли о женитьбе, но тут соседи посоветовали ему обратиться к Мастеру Дзен, который жил неподалеку. Когда человек рассказал ему о своей жене, которая стала привидением и преследует его, Мастер Дзен восхитился тем, какое это умное и знающее привидение, и даже посоветовал мужчине гордиться им. А еще он посоветовал договориться с привидением — пусть оно ответит на один вопрос, и человек расторгнет помолвку, навсегда оставшись вдовцом. Мастер посоветовал, чтобы в следующий раз, когда оно явится, мужчина взял горсть бобов и спросил, сколько в его руке бобов. «Если привидение — плод твоего воображения, оно сразу исчезнет», — сказал он. После визита к Мастеру ночью к человеку опять пришла умершая жена. Он поговорил с ней, похвалил за всезнание, а потом спросил, сколько у него в руке бобов. Не ответив, привидение исчезло. Таких историй множество. Медитируя над ними, вы сможете многое понять о себе, об уме и природе окружающего мира. Когда вы будете это делать, не позволяйте мыслям и словам определять то, с чем вы имеете дело. Просто смотрите и переживайте, вот и все. Существуют и другие коаны, целью которых является заклинить ум, чтобы он не мог породить ни одной мысли. Если же мысль или определение все-таки появляется, ее безжалостно выбрасывают, потому что она есть ложь. Например: Вы знаете, что такое хлопок двумя руками. Что такое хлопок одной рукой? Все вещи возвращаются к Единому, куда возвращается Единое? Когда вы не думаете о том, что плохо, о том, что хорошо, где ваш ум находится тогда? В последнем коане речь идет о том, что каждая наша мысль дуальна, она несет в себе либо оценку «плохо», либо оценку «хорошо». Вы всегда думаете в терминах «плохо» или «хорошо», выигрыша или проигрыша. Итак: Когда вы не думаете о том, что плохо, о том, что хорошо, где ваш ум находится тогда? Этот же коан может звучать по-другому: Когда вы не думаете ни о Добре и ни о Зле, где ваш ум находится тогда? Обратите внимание на то, как ваш ум начинает заклиниваться и пытается породить мысли, чтобы объяснить то, о чем он не имеет ни малейшего понятия, — я имею в виду логический ум. Он начинает напрягаться и искать выхода. Часто, практически всегда, он все-таки выбирает какое-то понятие, которое, по его мнению, лучше всего подходит в качестве решения коана и на этом успокаивается, то есть вы успокаиваетесь. Не дурачьте себя и продолжайте поиски невербального решения. Мой учитель часто говорил мне: «Не прикладывай того, что знаешь, к тому, чего не знаешь». А вот коаны, которые, по моему мнению, начисто лишают ум способности рождать мысли, заклинивая его намертво: Если у тебя есть посох, я тебе дам посох; если у тебя нет посоха, я у тебя отберу посох. Великий квадрат не имеет углов. Откуда приходит мысль, и куда она уходит? Что такое промежуток между мыслями? У этих коанов, конечно же, есть решение, и вы найдете его, если постараетесь. Таким образом, вы познакомитесь с состоянием «не-ум». Как говорили древние Мастера: «Будьте подобны мыши, попавшей в гроб. Она не кидается с одного места на другое; она грызет дыру в одном месте, пока не выберется наружу». Еще они говорили: «Прилепи сомнение ко лбу и так иди с ним», — подразумевая, что бы вы ни видели, какой бы ответ ни получили, подвергайте его сомнению. Тогда вы будете разрушать все мысли, которые могут прийти в качестве объяснения или решения. Тогда вы постепенно будете продвигаться к настоящему решению, решению без слов. ЮморЗаканчивая разговор о коанах, мне хотелось бы немного поговорить о юморе. Он к нашей теме имеет самое непосредственное отношение. У вас в жизни наверняка бывали моменты, когда вы пытались что-то понять, возможно, затрачивая много труда и времени, а потом, когда решение приходило, вы разражались хохотом, настолько оно было просто и очевидно, а вы не могли его сразу увидеть. Часто такой хохот сопровождают слезы. Ведь это было у вас, не правда ли? Это обычные житейские ситуации. Например, одна женщина, обучающая детей музыке, долго пыталась понять, что ей делать в ситуации: Если на детей нажимать, они не учатся, если не нажимать, они тоже не учатся. Как вы поняли, это коан — двойной узел. Наконец она собралась и направила свои силы на то, чтобы найти выход из этой ситуации, которая встала ей поперек горла. Разумеется, тогда она не знала, что решает двойной узел. Она решила его ценой огромных усилий за десять дней. И, решив, рассмеялась, потому что все было очень просто и очевидно. Когда она попыталась объяснить решение другим, это оказалось невозможным. Таково свойство коанов — очень редко решение можно объяснить логическим путем. Все равно что-то остается недосказанным. Хочу здесь еще отметить, что хороший учитель всегда владеет решением двойного узла. Я немного отвлекусь от юмора, чтобы обратить ваше внимание на следующий факт. Как уже говорилось, у каждого человека свои дуальные пары и узлы, которые он должен решить в течение жизни. Рядом с вами всегда находятся те, кто уже решил ваши пары и узлы. Их можно узнать по тому, что вы перестаете понимать их, когда они отвечают на волнующий вас вопрос. Для них такой проблемы не существует. Но при разговоре с ними у вас создается впечатление, что они вас не понимают, и вы, обидевшись, рвете с ними. Это ваши учителя. Вы пытаетесь понять логически, что они хотят сказать вам, а это невозможно постичь логическим умом. Надо слушать и понимать сердцем. Откройтесь и впустите в себя то, что они говорят вам, впустите в себя понимание. Просто откройтесь и дайте пониманию проявиться в вас. Раз мы все связаны, понимание уже в вас. Дайте ему проявиться. Когда вы находите решение какой-то проблемы, вы облегченно смеетесь. Когда вам не смешно? Когда вы внутри проблемы или мыслеформы, когда не можете увидеть оборотную сторону. Тогда вы становитесь бесконечно серьезным и к вам не подступиться. Даже когда вам пытаются помочь, вы с раздражением отказываетесь от помощи, потому что преисполнены значимости выполняемой вами миссии. Никто другой, конечно же, не может понять и оценить ее. Только вы. Вы воздвигли железобетонный небоскреб внутри себя и одновременно с тем сидите внутри него. Вы застываете в своих мыслях, которые, специально отмечаю, принадлежат к той или иной противоположности. Тогда вы становитесь смертельно серьезны относительно своей жизни и того, что делаете в ней. Вы вмораживаетесь в свои мыслеформы и превращаетесь в истукана. Они всегда серьезны и преисполнены собственного значения. А теперь вспомните ситуации, в которых вы оказывались. Когда вы видели перед собой серьезного человека, вам хотелось смеяться. Мало того, чем серьезнее он становился, тем больше вам хотелось смеяться. Когда рассуждающий высокопарно и много мнящий о себе человек падает со стула, тут можно взорваться от хохота. Что же происходило? Вы видели обратную сторону. Находясь вне его мыслеформы, вы были способны видеть обе противоположности одновременно. Вы на мгновение оказывались в состоянии, когда обе противоположности объединены. Вы были свободны. Видеть картину целиком означает жизнь и свободу. А жизнь и свобода — это Легкость, Радость, Смех. Преодоление привязанностей, оценок и объединение противоположностей — это есть Легкость, Радость, Смех. А теперь начинайте вспоминать, когда вы бываете серьезны. Если найдете, это означает, что в данном вопросе вы привязались и застыли, вы в некотором смысле умерли. Если над вами подшучивают, а вам не смешно, следовательно, вы, застыв, умерли в данной части своего «я». Если вы относитесь к смерти серьезно, вы застыли в своем страхе перед ней, вы понятия не имеете, что такое жизнь. Единственный совет, который здесь можно дать, — узнайте, что такое жизнь. Относитесь легко к тому, что с вами происходит. Радуйтесь. Радуйтесь жизни. Радуйтесь тому, что с вами происходит. Смейтесь, особенно когда бывает больно. Пытайтесь увидеть все с другой стороны. Так вы будете продвигаться к свободе. Если вы мало видите смешных ситуаций в жизни, прибегните к помощи анекдотов. Очень многие из них напоминают коаны, дуальные пары и двойные узлы. Как видите, знания разбросаны кругом и не надо ехать за ними куда-нибудь в Гималаи. Что есть здесь — есть везде, чего здесь нет — Нет нигде. Выкиньте свою серьезность в мусорную яму. Просто откройтесь жизни. Смейтесь. Однажды один Учитель Дзен собрал своих учеников и сказал им: — Вы все видели, как умирают лежа. — Да, — ответили ученики. — Вы также видели, как умирают сидя и стоя. — Да, — ответили ученики. — А видели ли вы когда-нибудь, как умирают, стоя на голове? — спросил он. — Нет, Учитель, — ответили они.
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |