ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 
Скачать бесплатно книгу В. Венгар, Р. Поу. Неужели я гений.
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

Код доступа 2461537

В. Венгар, Р. Поу. Неужели я гений.

скачать

 

Выдержки из произведения

 

В. Венгар, Р. Поу.

Неужели я гений?

Оглавление

 TOC \h \z \t "Заголовок 3;1;Заголовок 4;2;Заголовок 6;3" Введение. PAGEREF _Toc20128585 \h 8

Глава 1. А вы — гений?. PAGEREF _Toc20128586 \h 9

1.1. Цензор. PAGEREF _Toc20128587 \h 9

1.1.1. "Бутылочное горлышко" внимания. PAGEREF _Toc20128588 \h 9

1.2. Гений внутри нас. PAGEREF _Toc20128589 \h 10

1.2.1. Сверхразум. PAGEREF _Toc20128590 \h 10

1.2.2. Скрытый гений. PAGEREF _Toc20128591 \h 10

1.3. Что было у Эйнштейна и чего нет у нас?. PAGEREF _Toc20128592 \h 11

1.3.1. Как сделать гения. PAGEREF _Toc20128593 \h 11

1.4. Эйнштейновская теория гениальности. PAGEREF _Toc20128594 \h 12

1.4.1. Как Эйнштейн оседлал луч света. PAGEREF _Toc20128595 \h 12

1.4.2. "Ощущение " относительности. PAGEREF _Toc20128596 \h 12

1.5. Метод Эйнштейна. PAGEREF _Toc20128597 \h 13

1.5.1. Комбинаторная игра. PAGEREF _Toc20128598 \h 13

1.6. Навыки гения. PAGEREF _Toc20128599 \h 13

1.6.1. Бейсбольный гений. PAGEREF _Toc20128600 \h 13

1.6.2. Вопрос таланта. PAGEREF _Toc20128601 \h 14

1.7. Вы талантливее, чем думаете! PAGEREF _Toc20128602 \h 14

Глава 2. Вы все время видите сны. PAGEREF _Toc20128603 \h 14

2.1. Проблема снов. PAGEREF _Toc20128604 \h 14

2.1.1. Явные сны. PAGEREF _Toc20128605 \h 14

2.2. Сны наяву. PAGEREF _Toc20128606 \h 15

2.2.1. Поток образов. PAGEREF _Toc20128607 \h 15

2.3. Необычное расстройство. PAGEREF _Toc20128608 \h 15

2.3.1. Дар Теслы. PAGEREF _Toc20128609 \h 16

2.3.2. Человек, который запоминает все. PAGEREF _Toc20128610 \h 16

2.4. Секрет Шерешевского. PAGEREF _Toc20128611 \h 17

2.4.1. Волшебник — недоучка. PAGEREF _Toc20128612 \h 17

2.5. В поисках равновесия. PAGEREF _Toc20128613 \h 17

2.6. Феномен воспроизведения сна. PAGEREF _Toc20128614 \h 17

2.6.1. Тренировка и развития навыка. PAGEREF _Toc20128615 \h 18

2.7. Как вызвать поток образов. PAGEREF _Toc20128616 \h 18

2.8. Эксперимент Райнерта. PAGEREF _Toc20128617 \h 18

2.8.1. По старым каналам. PAGEREF _Toc20128618 \h 19

2.9. Сонный паралич. PAGEREF _Toc20128619 \h 19

2.10. Наведение мостов. PAGEREF _Toc20128620 \h 20

2.10.1. Сбалансированная работа мозга. PAGEREF _Toc20128621 \h 20

2.11. Давайте же начнем. PAGEREF _Toc20128622 \h 20

Глава 3. Откройте свой поток образов. PAGEREF _Toc20128623 \h 20

3.1. Расширение нейрологического контакта. PAGEREF _Toc20128624 \h 21

3.2. Соощущения. PAGEREF _Toc20128625 \h 21

3.2.1. Синестетический мир. PAGEREF _Toc20128626 \h 21

3.2.2. Видеть, не видеть. PAGEREF _Toc20128627 \h 22

3.2.3. Без паники! PAGEREF _Toc20128628 \h 22

3.3. Саморазвивающейся процесс. PAGEREF _Toc20128629 \h 23

3.4. Развивайте свою способность к описанию. PAGEREF _Toc20128630 \h 23

3.5. Самостоятельная работа. PAGEREF _Toc20128631 \h 23

3.5.1. Практика бархатно-гладкого дыхания. PAGEREF _Toc20128632 \h 23

3.5.2. Начнем со знакомых образов. PAGEREF _Toc20128633 \h 24

3.5.3. Оставайтесь бдительны. PAGEREF _Toc20128634 \h 24

3.5.4. Для тех, кто не спит. PAGEREF _Toc20128635 \h 24

3.6. Используйте только настоящее время. PAGEREF _Toc20128636 \h 24

3.6.1. Обратная связь. PAGEREF _Toc20128637 \h 24

3.7. Ищите свой путь. PAGEREF _Toc20128638 \h 25

3.8. Принципы описания. PAGEREF _Toc20128639 \h 25

3.9. Поток сознания. PAGEREF _Toc20128640 \h 26

3.10. Типичный поток образов. PAGEREF _Toc20128641 \h 26

3.11. А если не получаеться?. PAGEREF _Toc20128642 \h 27

3.11.1. Метод описания пейзажа. PAGEREF _Toc20128643 \h 27

3.11.2. Метод последействий. PAGEREF _Toc20128644 \h 27

3.11.3. Метод воскрешения старых снов. PAGEREF _Toc20128645 \h 27

3.11.4. Метод историй. PAGEREF _Toc20128646 \h 27

3.11.5. Метод фантазий. PAGEREF _Toc20128647 \h 28

3.11.6. Поиск на ощупь. PAGEREF _Toc20128648 \h 28

3.11.7. Завтрак вслепую. PAGEREF _Toc20128649 \h 28

3.11.8. Воздушные скульптуры. PAGEREF _Toc20128650 \h 28

3.11.9. Специально для тех, кто едет на работу. PAGEREF _Toc20128651 \h 28

3.11.10. Облако и Дерево. PAGEREF _Toc20128652 \h 28

3.11.11. В глубине. PAGEREF _Toc20128653 \h 28

3.11.12. Метод пространства — времени. PAGEREF _Toc20128654 \h 28

3.11.13. Метод помощника. PAGEREF _Toc20128655 \h 29

3.11.14. Совместное путешествие. PAGEREF _Toc20128656 \h 29

3.12. Расширяйте контакт с помощью образов. PAGEREF _Toc20128657 \h 29

3.12.1. Панорамное сканирование. PAGEREF _Toc20128658 \h 29

3.12.2. Техника расширенного восприятия. PAGEREF _Toc20128659 \h 30

3.12.3. Смените наблюдательный пункт. PAGEREF _Toc20128660 \h 30

3.13. Принцип Леонардо да Винчи. PAGEREF _Toc20128661 \h 30

3.14. Эффект Уитмена-Блейка. PAGEREF _Toc20128662 \h 30

Глава 4. Усиление обратной связи. PAGEREF _Toc20128663 \h 31

4.1. Импульсивные писаки. PAGEREF _Toc20128664 \h 31

4.1.1. Один процент. PAGEREF _Toc20128665 \h 31

4.2. Древний секрет. PAGEREF _Toc20128666 \h 32

4.2.1.Супермонашки. PAGEREF _Toc20128667 \h 32

4.2.2. Используйте или потеряете. PAGEREF _Toc20128668 \h 32

4.3. Принцип участия. PAGEREF _Toc20128669 \h 32

4.4. Цепь экспрессии. PAGEREF _Toc20128670 \h 33

4.4.1. Ползайте! PAGEREF _Toc20128671 \h 33

4.4.2. Цепь "глаз-рука". PAGEREF _Toc20128672 \h 33

4.5. Как Стивен Хокинг тридцать лет водит смерть за нос. PAGEREF _Toc20128673 \h 33

4.6. Физик, котрый не знал математики. PAGEREF _Toc20128674 \h 34

4.6.1. Записные книжки Фарадея. PAGEREF _Toc20128675 \h 34

4.7. Метод портативного банка памяти. PAGEREF _Toc20128676 \h 35

4.8. Эффект Драшта. PAGEREF _Toc20128677 \h 35

4.9. Принцип Гейзенберга. PAGEREF _Toc20128678 \h 35

4.10. Отрицательная обратная связь. PAGEREF _Toc20128679 \h 36

4.10.1. Принцип галерки. PAGEREF _Toc20128680 \h 36

4.11. Случай с грузовиком. PAGEREF _Toc20128681 \h 36

4.11.1. Забудьте о том, что вы знаете. PAGEREF _Toc20128682 \h 37

4.11.2. "Яйца всхватку, пожалуйста". PAGEREF _Toc20128683 \h 37

4.11.3. Предвзятое мышление. PAGEREF _Toc20128684 \h 37

4.12. Станьте независимым наблюдателем. PAGEREF _Toc20128685 \h 37

4.13. Преодоление отрицательной связи. PAGEREF _Toc20128686 \h 38

4.14. Схемы Жана Пиаже. PAGEREF _Toc20128687 \h 38

4.14.1. Пропущенные шаги. PAGEREF _Toc20128688 \h 38

4.14.2. Гипнотическое возвращение к прошлому. PAGEREF _Toc20128689 \h 39

4.15. Будьте осторожны! PAGEREF _Toc20128690 \h 39

4.16. Поток образов — это не гипноз. PAGEREF _Toc20128691 \h 40

4.17. То, что было не со мной. PAGEREF _Toc20128692 \h 40

4.18. Когнитивное структурное усиление. PAGEREF _Toc20128693 \h 40

4.19. Мгновенное воспроизведение. PAGEREF _Toc20128694 \h 41

4.19.1. Выбирайте, что вспоминать. PAGEREF _Toc20128695 \h 41

4.19.2. Превращаем лимоны в лимонад. PAGEREF _Toc20128696 \h 41

4.19.3. Подготовка к воспроизведению. PAGEREF _Toc20128697 \h 41

4.20. Техника мгновенного воспроизведения. PAGEREF _Toc20128698 \h 42

4.20.1. Лучшие идеи приходят под занавес. PAGEREF _Toc20128699 \h 42

4.20.2. От 15 до 30 минут в день. PAGEREF _Toc20128700 \h 42

Глава 5. Эффект сюрприза. PAGEREF _Toc20128701 \h 42

5.1. "Что это было?" PAGEREF _Toc20128702 \h 43

5.2. "Глушить глушитель". PAGEREF _Toc20128703 \h 43

5.2.1. Левое полушарие, правое полушарие. PAGEREF _Toc20128704 \h 43

5.3. Как освободить пространство для сюрприза. PAGEREF _Toc20128705 \h 43

5.3.1. Недостаток направленного воображения. PAGEREF _Toc20128706 \h 44

5.3.2. Мозговая атака. PAGEREF _Toc20128707 \h 44

5.3.3. "Вы отрицаете все с излишней легкостью и чересчур сурово судите". PAGEREF _Toc20128708 \h 44

5.3.4. Отсрочка суждения. PAGEREF _Toc20128709 \h 44

5.4. Не сдерживайтесь, а просто отключайте! PAGEREF _Toc20128710 \h 45

5.4.1. Принцип внезапности. PAGEREF _Toc20128711 \h 45

5.4.2. Роль обратной связи. PAGEREF _Toc20128712 \h 45

5.4.3. Мозг в поисках порядка. PAGEREF _Toc20128713 \h 46

5.4.4. Гармония из хаоса. PAGEREF _Toc20128714 \h 46

5.4.5. Если не сломалось — ломайте. PAGEREF _Toc20128715 \h 46

5.5. Как изменить перспективу. PAGEREF _Toc20128716 \h 47

5.5.1. Аттракторы сознания. PAGEREF _Toc20128717 \h 47

5.6. Власть хаоса. PAGEREF _Toc20128718 \h 47

5.6.1. Странные аттакторы. PAGEREF _Toc20128719 \h 47

5.6.2. Скачкообразный переход. PAGEREF _Toc20128720 \h 47

5.6.3. Сложность — первое условие прозрений. PAGEREF _Toc20128721 \h 48

5.7. Подключить все. PAGEREF _Toc20128722 \h 48

5.7.1. Часы Дали. PAGEREF _Toc20128723 \h 48

5.8. Немыслимо — значит, правильно. PAGEREF _Toc20128724 \h 49

5.9. Типичный сюрприз. PAGEREF _Toc20128725 \h 49

5.10. Как вызвать эффект сюрприза. PAGEREF _Toc20128726 \h 49

5.10.1. Создание пространства для ответа. PAGEREF _Toc20128727 \h 50

5.10.2. Создание отправных пунктов. PAGEREF _Toc20128728 \h 50

5.10.3. Брифинг. PAGEREF _Toc20128729 \h 51

5.10.4. Быстрое создание отправного пункта. PAGEREF _Toc20128730 \h 51

5.11. Распахивание двери. PAGEREF _Toc20128731 \h 52

Глава 6. Интеграция образов. PAGEREF _Toc20128732 \h 52

6.1. Три подводных камня интерпретации. PAGEREF _Toc20128733 \h 52

6.2. Восемь шагов на пути к интерпретации. PAGEREF _Toc20128734 \h 52

6.2.1. Интерпретируйте только свои образы. PAGEREF _Toc20128735 \h 53

6.2.2. Шаг первый: буквально или символически. PAGEREF _Toc20128736 \h 53

6.2.3. Шаг второй: факты или эмоции. PAGEREF _Toc20128737 \h 53

6.2.4. Шаг третий: идентифицируйте ключевые ассоциации. PAGEREF _Toc20128738 \h 54

6.2.5. Шаг четвертый: ваш персональный декодер. PAGEREF _Toc20128739 \h 54

6.2.6. Шаг пятый: проверка причинности. PAGEREF _Toc20128740 \h 54

6.2.7. Шаг шестой: последние самое — самое лучшее. PAGEREF _Toc20128741 \h 55

6.2.8. Шаг седьмой: досконально разберитесь в деталях. PAGEREF _Toc20128742 \h 55

6.2.9. Шаг восьмой: момент "Ага!". PAGEREF _Toc20128743 \h 56

6.10. Глубокое декодирование. PAGEREF _Toc20128744 \h 57

6.11. Оседлайте дракона. PAGEREF _Toc20128745 \h 57

6.12. Нарушайте правила. PAGEREF _Toc20128746 \h 57

6.13. Принцип приоритета. PAGEREF _Toc20128747 \h 58

6.14. Что, если поток образов говорит "нет"?. PAGEREF _Toc20128748 \h 58

6.14.1. Когда "нет" — правильный ответ. PAGEREF _Toc20128749 \h 58

6.15. Наводящие вопросы. PAGEREF _Toc20128750 \h 59

6.16. Характерные детали. PAGEREF _Toc20128751 \h 59

6.17. В поисках настоящего ответа. PAGEREF _Toc20128752 \h 59

6.17.1. Превратите слова в картинки. PAGEREF _Toc20128753 \h 60

6.17.2. Если без слов не обойтись. PAGEREF _Toc20128754 \h 60

6.17.3. Сначала картины, а потом слова. PAGEREF _Toc20128755 \h 60

6.17.4. Остерегайтесь букв. PAGEREF _Toc20128756 \h 60

6.18. Аналитик — шутник. PAGEREF _Toc20128757 \h 60

6.19. Рефлекс дознания. PAGEREF _Toc20128758 \h 61

6.20. Будьте Гедеоном. PAGEREF _Toc20128759 \h 61

6.21. Благородное дело. PAGEREF _Toc20128760 \h 62

Глава 7. Могучая сила вопросов. PAGEREF _Toc20128761 \h 62

7.1. Скрытые вопросы. PAGEREF _Toc20128762 \h 62

7.1.1.Случай с бабочками. PAGEREF _Toc20128763 \h 63

7.2. Активный скептицизм. PAGEREF _Toc20128764 \h 63

7.3. Телепатия?. PAGEREF _Toc20128765 \h 63

7.3.1.Чувствительное сознание. PAGEREF _Toc20128766 \h 64

7.4. Одним взглядом. PAGEREF _Toc20128767 \h 64

7.4.1.Обыкновенное мышление. PAGEREF _Toc20128768 \h 64

7.5. Чистые идеи. PAGEREF _Toc20128769 \h 64

7.5.1.Платоновская пещера. PAGEREF _Toc20128770 \h 64

7.5.2. Экстаз. PAGEREF _Toc20128771 \h 65

7.5.3. Платон настаивает. PAGEREF _Toc20128772 \h 65

7.6. "Призрачное воздействие". PAGEREF _Toc20128773 \h 65

7.7. Модель аквариума. PAGEREF _Toc20128774 \h 65

7.8. Внутренний порядок. PAGEREF _Toc20128775 \h 66

7.8.1. Принцип голографии. PAGEREF _Toc20128776 \h 66

7.8.2. Нелокальность. PAGEREF _Toc20128777 \h 66

7.8.3. Иллюзия времени. PAGEREF _Toc20128778 \h 67

7.9. Тайны пси-явлений. PAGEREF _Toc20128779 \h 67

7.10. Теория суперструн. PAGEREF _Toc20128780 \h 67

7.11. Альтернативные объяснения эффекта метода скрытых вопросов. PAGEREF _Toc20128781 \h 68

7.12. "Высший мозговой центр". PAGEREF _Toc20128782 \h 68

7.13. Методика работы со скрытыми вопросами. PAGEREF _Toc20128783 \h 69

7.14. Бутерброд с вопросами. PAGEREF _Toc20128784 \h 69

7.14.1. Комбинаторный метод. PAGEREF _Toc20128785 \h 70

7.14.2. Делайте все весело. PAGEREF _Toc20128786 \h 70

7.15. Игра в оракула. PAGEREF _Toc20128787 \h 71

7.15.1. Оракул по телефону. PAGEREF _Toc20128788 \h 71

7.15.2. Забудьте про первое правило. PAGEREF _Toc20128789 \h 71

7.16. Карманный банк вопросов. PAGEREF _Toc20128790 \h 71

7.17. Когда конверт не нужен. PAGEREF _Toc20128791 \h 71

7.18. Перспективы. PAGEREF _Toc20128792 \h 72

Глава 8. Модельное мышление. PAGEREF _Toc20128793 \h 72

8.1. Арлингтонский эксперимент. PAGEREF _Toc20128794 \h 72

8.2. Эффект Райкова. PAGEREF _Toc20128795 \h 73

8.2.1. Почему так получается?. PAGEREF _Toc20128796 \h 73

8.2.2. Метод Мерлина. PAGEREF _Toc20128797 \h 73

8.2.3. Подгонка?. PAGEREF _Toc20128798 \h 74

8.3. Личность против личности. PAGEREF _Toc20128799 \h 74

8.3.1. Множественное сознание. PAGEREF _Toc20128800 \h 74

8.3.2. Говорящие призраки. PAGEREF _Toc20128801 \h 74

8.3.3. Персонажи явных сновидений. PAGEREF _Toc20128802 \h 75

8.3.4. Заимствование индивидуальности. PAGEREF _Toc20128803 \h 75

8.4. Коллективный разум. PAGEREF _Toc20128804 \h 75

8.5. Мозг как социум. PAGEREF _Toc20128805 \h 76

8.6. Подход модельного мышления. PAGEREF _Toc20128806 \h 76

8.6.1.Замена головы. PAGEREF _Toc20128807 \h 76

8.6.2. Гений напрокат. PAGEREF _Toc20128808 \h 77

8.6.3. Прощание с гением. PAGEREF _Toc20128809 \h 78

8.6.4. Заключительный "допрос". PAGEREF _Toc20128810 \h 78

8.6.5. Продолжение процедуры. PAGEREF _Toc20128811 \h 78

8.7. А вы — гений! PAGEREF _Toc20128812 \h 79

8.8. Параллельные миры. PAGEREF _Toc20128813 \h 79

8.8.1. На альтернативной Земле. PAGEREF _Toc20128814 \h 79

8.8.2. Выучите всю последовательность шагов. PAGEREF _Toc20128815 \h 80

8.9. "Гении напрокат" для получения быстрого ответа. PAGEREF _Toc20128816 \h 81

8.9.1. Приключение продолжается. PAGEREF _Toc20128817 \h 81

Глава 9. Кладовая памяти. PAGEREF _Toc20128818 \h 81

9.1. Память без границ. PAGEREF _Toc20128819 \h 82

9.2. Барьеры памяти. PAGEREF _Toc20128820 \h 82

9.3. Метаспособности. PAGEREF _Toc20128821 \h 82

9.3.1. Жизнь не стоит на месте. PAGEREF _Toc20128822 \h 82

9.3.2. Схватывайте все на лету. PAGEREF _Toc20128823 \h 83

9.4. Ускоренное обучение — ваша конкурентоспособность. PAGEREF _Toc20128824 \h 83

9.5. Память — необходимый метанавык. PAGEREF _Toc20128825 \h 83

9.6. Фоточтение. PAGEREF _Toc20128826 \h 83

9.6.1. Подсознательное обучение. PAGEREF _Toc20128827 \h 84

9.6.2. Прорыв в IDS. PAGEREF _Toc20128828 \h 84

9.6.3. Демонстрация. PAGEREF _Toc20128829 \h 84

9.6.4. Эволюционный скачок. PAGEREF _Toc20128830 \h 84

9.7. Процесс фоточтения. PAGEREF _Toc20128831 \h 85

9.7.1. Шаг первый: погружения в процесс фоточтения. PAGEREF _Toc20128832 \h 85

9.7.2. Шаг второй: сформулируйте цель чтения. PAGEREF _Toc20128833 \h 85

9.7.3. Шаг третий: просмотр. PAGEREF _Toc20128834 \h 85

9.7.4. Шаг четвертый: подход к тэта-состоянию. PAGEREF _Toc20128835 \h 86

9.7.5. Шаг пятый: установите фотофокус. PAGEREF _Toc20128836 \h 86

9.7.6. Шаг шестой: собственно фоточтение. PAGEREF _Toc20128837 \h 86

9.7.4. Шаг седьмой: утро вечера мудренее. PAGEREF _Toc20128838 \h 87

9.7.8. Шаг восьмой: активация. PAGEREF _Toc20128839 \h 87

9.8. Воспитание фоточувства. PAGEREF _Toc20128840 \h 87

9.9. Пробуйте! PAGEREF _Toc20128841 \h 88

9.10. Тренируйтесь, пока навык не закрепится. PAGEREF _Toc20128842 \h 88

9.11. С помощью памяти. PAGEREF _Toc20128843 \h 88

Глава 10. Эффект Сократа. PAGEREF _Toc20128844 \h 88

10.1. Когнитивный диссонанс. PAGEREF _Toc20128845 \h 89

10.2. Метод Сократа. PAGEREF _Toc20128846 \h 89

10.3. Кончина преподавания. PAGEREF _Toc20128847 \h 89

10.4. Инстинкт самовыражения. PAGEREF _Toc20128848 \h 90

10.4.1. Затор в articulariae. PAGEREF _Toc20128849 \h 90

10.4.2. Ментальное айкидо. PAGEREF _Toc20128850 \h 90

10.5. Непринужденные заметки. PAGEREF _Toc20128851 \h 91

10.5.1. Увидеть — значит поверить. PAGEREF _Toc20128852 \h 91

10.5.2. Техника непринужденных заметок. PAGEREF _Toc20128853 \h 91

10.5.3. Чем причудливей, тем лучше. PAGEREF _Toc20128854 \h 92

10.5.4. Гештальт непринужденных заметок. PAGEREF _Toc20128855 \h 92

10.5.5. Делайте заметки читая эту книгу. PAGEREF _Toc20128856 \h 92

10.6. Обучение — это творчество. PAGEREF _Toc20128857 \h 93

10.7. Принцип артикуляции. PAGEREF _Toc20128858 \h 93

10.7.1. Музыкальная подпитка. PAGEREF _Toc20128859 \h 93

10.7.2. Внутренний композитор. PAGEREF _Toc20128860 \h 93

10.8. Запись импровизаций. PAGEREF _Toc20128861 \h 94

10.8.1. Техника записи импровизаций. PAGEREF _Toc20128862 \h 94

10.9. Сила самовыражения. PAGEREF _Toc20128863 \h 95

Глава 11. Роль кислорода. PAGEREF _Toc20128864 \h 95

11.1. Могучая сила pneuma. PAGEREF _Toc20128865 \h 95

11.2. Значение кислорода для работы мозга. PAGEREF _Toc20128866 \h 95

11.2.1. Подводное плавание. PAGEREF _Toc20128867 \h 95

11.3. Обогащение мозга кислородом. PAGEREF _Toc20128868 \h 96

11.3.1. Метод маски. PAGEREF _Toc20128869 \h 96

11.3.2. Реакция ныряльщика. PAGEREF _Toc20128870 \h 97

11.3.3. Ноги вверх. PAGEREF _Toc20128871 \h 97

11.4. Дыхание и осознание. PAGEREF _Toc20128872 \h 97

11.4.1. Лидер внимания. PAGEREF _Toc20128873 \h 98

11.5. Дыхание — ритм жизни. PAGEREF _Toc20128874 \h 98

Глава 12. Работа в группе. PAGEREF _Toc20128875 \h 98

12.1. Отзвуки грома. PAGEREF _Toc20128876 \h 99

12.2. Поделитесь видением. PAGEREF _Toc20128877 \h 99

12.2.1. Групповой поток образов. PAGEREF _Toc20128878 \h 99

12.3. Групповой метод. PAGEREF _Toc20128879 \h 100

12.3.1. Подготовка группы. PAGEREF _Toc20128880 \h 100

12.3.2. Сценарий группового потока образов. PAGEREF _Toc20128881 \h 100

12.3.3. Совместное путешествие. PAGEREF _Toc20128882 \h 101

12.3.4. Завершающий этап. PAGEREF _Toc20128883 \h 102

12.3.5. Брифинг. PAGEREF _Toc20128884 \h 102

12.3.6. Аналитик — шутник. PAGEREF _Toc20128885 \h 102

12.3.7. Заключительная речь. PAGEREF _Toc20128886 \h 103

12.3.8. Сделайте сами! PAGEREF _Toc20128887 \h 103

12.4. Принцип работы в группе. PAGEREF _Toc20128888 \h 103

12.4.1. Растянутый эффект. PAGEREF _Toc20128889 \h 104

12.5. Вы — авангард! PAGEREF _Toc20128890 \h 104

Глава 13. Все начинается с детства. PAGEREF _Toc20128891 \h 104

13.1. Окно в мир возможностей. PAGEREF _Toc20128892 \h 105

13.1.1. Впечатления, впечатления кругом. PAGEREF _Toc20128893 \h 105

13.1.2. Тонкая оболочка. PAGEREF _Toc20128894 \h 105

13.1.3. "Я не могу от этого отделаться". PAGEREF _Toc20128895 \h 105

13.1.4. Автоматический предохранитель. PAGEREF _Toc20128896 \h 106

13.1.5. Проницаемость. PAGEREF _Toc20128897 \h 106

13.2. Как увеличить толщину внутренней оболочки сознания. PAGEREF _Toc20128898 \h 106

13.3. Контролируемая свобода. PAGEREF _Toc20128899 \h 107

13.4. Метод Монтессори. PAGEREF _Toc20128900 \h 107

13.4.1. Победа дидактического метода обучения. PAGEREF _Toc20128901 \h 107

13.5. Методика просмотра образов для детей. PAGEREF _Toc20128902 \h 108

13.5.1. Игра в поток образов. PAGEREF _Toc20128903 \h 108

13.6. Музыка наводит мосты. PAGEREF _Toc20128904 \h 108

13.6.1. Скрипка Эйнштейна. PAGEREF _Toc20128905 \h 109

13.7. Музыка Моцарта. PAGEREF _Toc20128906 \h 109

13.7.1. Открытие Лозанова. PAGEREF _Toc20128907 \h 109

13.7.2. Заряд Моцарта. PAGEREF _Toc20128908 \h 110

13.8. Стимулирование внутриутробного развития. PAGEREF _Toc20128909 \h 110

13.8.1. Музыка Моцарта в утробе матери. PAGEREF _Toc20128910 \h 110

13.8.2. Обратная связь "мать — младенец". PAGEREF _Toc20128911 \h 111

13.8.3. Усиление притока крови. PAGEREF _Toc20128912 \h 111

13.8.4. Избегайте токсинов! PAGEREF _Toc20128913 \h 111

13.9. Стимулирование развитие младенца. PAGEREF _Toc20128914 \h 112

13.9.1. Рефлекс Бабинского. PAGEREF _Toc20128915 \h 112

13.9.2. Рукавички "найди меня". PAGEREF _Toc20128916 \h 112

13.9.3. В звуках музыки. PAGEREF _Toc20128917 \h 112

13.9.4. Подводное плавание. PAGEREF _Toc20128918 \h 113

13.10. Стимулирование развития в раннем детстве. PAGEREF _Toc20128919 \h 113

13.10.1. Раннее чтение. PAGEREF _Toc20128920 \h 113

13.10.2. Обучение нотной грамоте. PAGEREF _Toc20128921 \h 113

13.10.3. Игра на фортепьяно. PAGEREF _Toc20128922 \h 113

13.10.4. Игра "Бархатное поглаживание". PAGEREF _Toc20128923 \h 114

13.11. Вера и любовь. PAGEREF _Toc20128924 \h 115

Глава 14. Великая сила. PAGEREF _Toc20128925 \h 115

14.1. Прислушайтесь к себе. PAGEREF _Toc20128926 \h 115

14.2. В начале было слово. PAGEREF _Toc20128927 \h 116

14.2.1. Слова и картины. PAGEREF _Toc20128928 \h 116

14.3. Двуногое сознание. PAGEREF _Toc20128929 \h 117

14.3.1. Прорыв через "бутылочное горлышко". PAGEREF _Toc20128930 \h 117

14.4. Читать, писать, считать. PAGEREF _Toc20128931 \h 117

14.4.1. Веселая наука. PAGEREF _Toc20128932 \h 117

14.5. "Быть на гребне волны". PAGEREF _Toc20128933 \h 118

14.5.1. Как удержаться на гребне. PAGEREF _Toc20128934 \h 118

14.5.2. Удовлетворение от обратной связи. PAGEREF _Toc20128935 \h 119

14.5.3. Овладейте мастерством. PAGEREF _Toc20128936 \h 119

14.5.4. Любите сам процесс. PAGEREF _Toc20128937 \h 120

14.6. Небольшое преимущество. PAGEREF _Toc20128938 \h 120

14.6.1. Небольшое преимущество Эйнштейна. PAGEREF _Toc20128939 \h 120

14.7. Самоцель. PAGEREF _Toc20128940 \h 121

14.7.1. Решать вам. PAGEREF _Toc20128941 \h 121

14.8. Метастратегия. PAGEREF _Toc20128942 \h 121

14.8.1. Принцип создания инструментов. PAGEREF _Toc20128943 \h 122

14.8.2. Традиция создания инструментов. PAGEREF _Toc20128944 \h 122

14.9. Жизнь — это ваш шедевр. PAGEREF _Toc20128945 \h 122

Введение.

Можно ли развить умственные способности? Несомненно! Знаю, многие будут удивлены, узнав, что IQ можно поднять на более высокий уровень. Специалисты, однако, не отрицают такой возможности: имеющиеся тому свидетельства слишком очевидны. Вот лишь некоторые примеры: у детей, занимавшихся в 1964 году по программе подготовки к школе, IQ увеличился на 10 баллов всего через шесть месяцев обучения, причем это были дети из неблагополучных семей; дети с расстройствами психики, которым тяжело давалась учеба, после электроэнцефалографической терапии продемонстрировали рост IQ с 10 до 23 баллов; ученые из Калифорнийского университета в Ирвине в результате десятиминутного прослушивания сонаты Моцарта для двух фортепьяно до-мажор К. 448 добились повышения IQ у испытуемых на 8–9 баллов. Естественно, после такого резкого подъема показатель интеллекта не может долго оставаться постоянным. Например, прирост IQ у дошкольников сходит на нет ко второму или третьему классу, у слушавших сонату Моцарта — уже через 15 минут. Это называется эффектом затухания.

Некоторые эксперты считают, что эффект затухания доказывает невозможность превзойти врожденный IQ. Однако с тем же успехом можно утверждать, что братьям Райт следовало остановиться после первого же своего полета, так как они продержались в воздухе всего 12 минут. Но они доказали, что можно летать, а продолжительность полета была уже делом техники. И действительно, через четыре года братья Райт поставили армии США аэроплан, способный пролететь 125 миль.В наше время исследователи ускоренного обучения находятся примерно в том же положении, что и братья Райт в Китти Хок в 1903 году. Все знают, что интеллект можно развить. Вопрос в том, как добиться эффективности результата и сохранить его. Методы, описанные в книге «Неужели я гений?», помогут вам в этом.

Здесь вы найдете наиболее эффективные и современные способы высвобождения своего «фактора Эйнштейна» — волшебного спускового крючка гениальных мыслей, который есть у каждого. В книгу вошли и описания некоторых совершенно новых приемов — таких, например, как просмотр потока образов, фоточтение, «гений напрокат».

IQ — это только один из показателей интеллекта, причем не самый удачный. Хотя практика показала, что методики, предлагаемые в этой книге, способны поднять IQ любого человека, тем не менее основная цель у них иная: совершенствование интеллекта в целом, развитие памяти и творческих способностей, увеличение скорости чтения, раскрытие специфических дарований и поддержание здоровья мозга.

«Неужели я гений?» — это кульминация двадцатипятилетних исследований в области ускоренного обучения. Тысячи людей уже вознаграждены. Мы надеемся, что на этих страницах и вы, наш читатель, найдете для себя тот путь, который приведет вас к открытиям и достижениям, о которых прежде вы даже не могли мечтать.

Глава 1. А вы — гений?

Работая в течение двадцати пяти лет в области ускоренного обучения, я неоднократно убеждался в том, что человеческий разум способен творить чудеса. Один случай произвел на меня неизгладимое впечатление. В 1981 году, когда я проводил семинар в Равенне, штат Огайо, у одного из участников (назовем его Боб С.) произошло замечательное, быть может, даже спасшее человеческую жизнь, столкновение с подсознанием.

Мы практиковались в так называемой технике потока образов. Я попросил слушателей разбиться на пары и попеременно, закрыв глаза, вслух описывать друг другу все всплывающие в воображении картины.

Во время такого сеанса необычайно важно описывать всякий возникающий образ, каким бы зыбким, тривиальным или загадочным он ни был. Однако у Боба С. возникли трудности: стоило ему закрыть глаза, как перед ним тотчас возникал совершенно отчетливый образ старой автомобильной покрышки. Вместо того чтобы честно рассказать об этом, Боб пытался избавиться от злополучного видения. Он никак не мог поверить, что именно этого от него и «ждут».

«Я снова и снова твердил своему партнеру, что ничего не вижу, — писал Боб впоследствии, — и старался увидеть что-нибудь другое. А он с не меньшей настойчивостью описывал все подряд, будь то пузыри, черточки — короче, всякую всячину. В конце концов я все же проговорился об этой назойливой старой покрышке».

И как только Боб описал покрышку своему партнеру, его вдруг осенила догадка. Где-то раньше он ее видел... Да, да действительно — на заднем правом колесе машины своей невесты. Но почему же она так навязчиво и так отчетливо являлась ему теперь?

«Я почувствовал, что что-то тут не так, — вспоминает Боб. — Я прервал занятия и бросился звонить невесте. Подошел ее отец. Я попросил его немедленно проверить колеса машины. Оказалось, что та самая покрышка прорезана сбоку почти насквозь».

Если бы поврежденная покрышка лопнула на шоссе при скорости 65 миль в час — все в машине могли бы погибнуть. Таким образом, не исключено, что сообщение подсознания Боба спасло его невесту от смертельной опасности.

1.1. Цензор.

Случай с Бобом С. интересен вовсе не как уникальный, а именно своей типичностью. Наше подсознание практически непрерывно извергает потоки образов, ощущений, неясных предчувствий, многие из которых несут жизненно важные предвидения. Но, подобно Бобу, мы часто не обращаем на них должного внимания. Приняв предупреждение, Боб — первое, что сделал — попытался «задавить» его. Так поступает большинство: день за днем, год за годом люди, не замечая, отметают самые ясные предвидения. Этот защитный рефлекс — я называю его цензором — в большей степени, чем что-либо другое, блокирует полное использование наших ментальных возможностей.

1.1.1. "Бутылочное горлышко" внимания.

Как и многих из нас, Боба с детства приучали игнорировать все, что всплывает в подсознании. «Довольно мечтать! — ворчали учителя в школе. — Сядь прямо и будь внимателен!»

К сожалению, возможности внимания ограниченны. Ученые подсчитали, что человеческий мозг способен сознательно воспринимать не более 126 бит информации в секунду. Причем для понимания собеседника требуется примерно 40 бит «внимания». Остальные 86 бит приходятся на наблюдение за мимикой лица говорящего и на раздумья о том, что сказать в ответ.

И тем не менее наш мозг ежесекундно захлестывает информация, по объему намного превышающая пресловутые 126 бит. Эксперименты показали, что сетчатка глаза человека чувствительна даже к единичным фотонам, а обоняние реагирует на каждую молекулу. Такие микроскопические фрагменты восприятия окружающего мира поступают в наш мозг непрерывно, но подавляются, прежде чем мы успеваем их осознать. Этим и объясняется появление иногда у человека экстраординарных «сенсорных способностей» при повреждении мозга: в таких случаях просто отключается цензор и способность к восприимчивости ничем не сдерживается. Так, к примеру, нарушение нейрохимического равновесия в человеческом организме, известное как аддисонова болезнь, обостряет вкусовые ощущения иногда в 150 раз.

Что же происходит с подавляемой информацией? Вопреки здравому смыслу, она не утрачивается и не разрушается. Фактически, как показали последние исследования, человеческая память способна сохранять почти сто процентов поступающей информации. Потенциально мы способны запомнить все. Однако большая часть данных столь глубоко спрятана в подсознании, что до недавнего времени психологи умели ее восстанавливать, не иначе как вводя в глубокий гипнотический транс.

1.2. Гений внутри нас.

Если вы играете в теннис, то ваш тренер наверняка уже десятки раз призывал вас «держать мяч в поле зрения». Как многие полагают, это означает сконцентрировать все свое внимание на мяче, что физически невозможно. Летящий теннисный мяч примерно на полсекунды неизменно опережает осознанное восприятие его положения человеком, поскольку изображение, сформированное сетчаткой глаза, достигает мозга за десятую долю секунды и еще 400 миллисекунд требуется на осознание увиденного. Если бы теннисисты полагались на концентрацию внимания, каждый мяч ударялся бы об ограждения корта прежде, чем кто-то успевал бы взмахнуть ракеткой.

Удар по теннисному мячу — лишь одно из простейших действий, на которое способно наше подсознание. Его возможности огромны. Подсознание Боба С. запечатлело мелкую отметину на автомобильной покрышке, увиденную, вероятно, краем глаза, в то время как Боб сконцентрировал свое внимание на чем-то другом. По этому обрывку информации подсознание диагностировало опасный дефект покрышки и начало бороться за то, чтобы довести свой диагноз до сознания Боба. Согласитесь, для такой последовательности действий требуется не только сообразительность, но и обостренное чувство ответственности.

Мы можем попытаться представить себе подсознание Боба как самостоятельную личность с повышенной восприимчивостью, которая постоянно следит за Бобом изнутри. Это напоминает образы древних духов-покровителей, называемых греками демонами. Даже ультрарационалист Сократ во время войны Афин против Спарты доверял демону охрану своей жизни. Римляне именовали дружественных призраков genii (в единственном числе — genius). Именно таким «остроумным и находчивым» духам древние и приписывали мудрость, прозорливость и вдохновение.

1.2.1. Сверхразум.

Античный подход не так уж далек от истины. В каждом из нас заключено своеобразное мыслящее устройство, значительно превосходящее по мощи наш слабый рассудок. Математик Джон фон Нейман однажды подсчитал, что человеческий мозг способен хранить до 280 квинтиллионов (то есть 280 000 000 000 000 000 000) бит информации. Многие считают эту цифру слишком «консервативной».

Оценки быстродействия мозга колеблются от 100 до 100 000 терафлоп (1 терафлоп равен одному триллиону операций с плавающей запятой в секунду; это одна из принятых мер скорости компьютерных вычислений). Сравните их с производительностью самого современного суперкомпьютера СМ-5, который «ковыляет» со скоростью 100 гигафлоп — то есть 100 миллиардов операций с плавающей запятой в секунду. Итак, 1017 флоп мозга против 1011 флоп СМ-5.

Несмотря на достойную удивления мощь, заключенную в черепной коробке, большинство из нас трудно заставить перемножить пару двузначных чисел без помощи калькулятора, и еще меньше способны осилить кроссворд из «Нью-Йорк Таймс» или припомнить, что было на обед в прошлую пятницу. И только бесконечно тонкий срез человечества — Моцарты, Эйнштейны и да Винчи — оказались способными использовать свои мозги с толком (да и то, как показывают исследования, не на полную мощность.) Их дарования столь впечатляющи, что мы смотрим на этих гениев почти так же, как древние, — то есть как на людей, наделенных сверхъестественной силой.

1.2.2. Скрытый гений.

Но так ли уж гении отличаются от нас, остальных? Пожалуй, вы не стали бы так думать, ознакомившись с их школьными отметками или «характеристиками с места работы». Очень редко гении «от бога» получали раннее признание. Напротив, многим из них навешивались ярлыки «трудных», «заторможенных» и даже «тупых». Знаменитый математик Анри Пуанкаре показал столь убогий результат по тесту Бине, что его признали имбецилом (личностью с необычайно слабо развитым интеллектом). Томас Эдисон, автор рекордного числа запатентованных изобретений — 1093 — так преобразивших жизнь человечества, славился в школе своей медлительностью.

Позднее Эдисон вспоминал: «Отец считал меня туповатым, и я почти свыкся с мыслью, что я действительно умственно отсталый». Альберт Эйнштейн также в детстве казался ущербным ребенком — частично из-за дислексии, проявляющейся в трудностях при разговоре и чтении.

«Он развивался в детстве медленнее обычного, — вспоминает его сестра Майя Винтелер-Эйнштейн. — У него были такие проблемы с речью, что окружающие боялись, научится ли он вообще говорить... Каждую фразу, которую он готовился произнести, даже самую простую, он долго повторял про себя, шевеля губами. Эта привычка сохранялась у него до семи лет».

Греческий язык юному Эйнштейну давался с таким трудом, что его учитель, не удержавшись, однажды воскликнул: «Ты никогда ничего не добьешься...». Позднее Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж. Наконец, заканчивая свою дипломную работу на ученую степень бакалавра, он не смог получить ни места в научном учреждении, ни рекомендаций от своих профессоров. Вынужденный согласиться на низкооплачиваемую работу в швейцарском патентном бюро, Эйнштейн в свои двадцать пять, казалось, был обречен на жизнь посредственности.

Но на двадцать шестом году жизни Эйнштейн совершил неожиданное. Летом 1905 года он опубликовал свою специальную теорию относительности, содержавшую знаменитую формулу E = mc2. Шестнадцать лет спустя он стал лауреатом Нобелевской премии и приобрел мировую известность. Даже сегодня, через 40 лет после кончины ученого, его вдохновенный взгляд, кустистые усы и копна седых волос для всех нас остаются квинтэссенцией образа, а его имя — синонимом выдающегося ума.

1.3. Что было у Эйнштейна и чего нет у нас?

Именно это хотел выяснить Томас Харвей. Доктор Харвей был дежурным патологоанатомом Принстонской больницы в тот день, когда в 1955 году скончался Эйнштейн. По чистой случайности судьба распорядилась так, что именно Харвею пришлось вскрывать тело Эйнштейна. Не заручившись разрешением семьи великого ученого, на свой страх и риск Харвей извлек и законсервировал его мозг и сорок лет слой за слоем изучал под микроскопом орган органов, хранящийся в растворе формальдегида. Какова же была его цель? Раскрыть секрет гения Эйнштейна.

«Никто до сих пор не выяснил, что отличает мозг гения от мозга обычного человека, — рассказывал позднее доктор Харвей журналистам. — ...Нами руководила идея попытаться найти хоть что-нибудь...»

Самому Харвею так ничего и не удалось обнаружить, но вот одной из его коллег повезло больше. Изучив фрагмент мозга Эйнштейна, Мариан Даймон, нейроанатом при Калифорнийском университете в Беркли, в начале 80-х годов сообщила о потрясающем открытии, ведущем к революции в представлениях о человеческих способностях и гениальности.

1.3.1. Как сделать гения.

Принято считать, что гением нужно родиться. А вот Мариан Даймон посвятила свою работу «выращиванию» гениев в лабораторных условиях.

В своем впоследствии знаменитом эксперименте она поместила несколько крыс в обстановку, стимулирующую развитие: их клетки были наполнены качелями, лесенками, «беличьими колесами» и разнообразными игрушками. А другим крысам достались совершенно пустые клетки. В стимулирующей среде крысы не только дожили до трех лет (что соответствует примерно девяноста годам человека), но у них увеличились и размеры мозга. Между нервными клетками вырос целый лес новых соединений в форме дендритов и аксонов — тонких разветвленных структур, передающих электрические сигналы от одной нервной клетки (нейрона) к другой. Крысы, обитавшие в обычных клетках, умирали раньше. Их мозг имел значительно меньше межклеточных соединений, чем у стимулировавшихся собратьев, и в какой-то момент развитие животных останавливалось вовсе.

Еще в 1911 году отец нейроанатомии Сантьяго Рамон-и-Кахаль обнаружил, что количество соединений между нейронами (синапсов) является мерой гениальности, причем этот показатель оказывается более существенным, нежели общее число нейронов. Эксперименты, проведенные Даймон, показали, что «физический механизм гениальности» можно создать путем умственных упражнений, по крайней мере, у крыс. Применим ли этот принцип к людям? Даймон пыталась найти ответ на этот вопрос. Она изучала фрагменты мозга Эйнштейна. Как и ожидалось, в левом полушарии ей удалось обнаружить повышенное число глиальных клеток. Даймон назвала этот нейрологический коммутатор «ассоциативной областью других ассоциативных областей мозга». Глиальные клетки служат «клеем», связывающим нервные клетки друг с другом; они способствуют передаче электрохимических сигналов между нейронами. Именно это и ожидала увидеть Даймон, уже наблюдавшая повышенную концентрацию глиальных клеток у подопытных крыс. Присутствие их большого количества и в мозгу Эйнштейна указывало на сходство процессов обогащения ими мозга.

Однако в отличие от нейронов, которые не воспроизводятся с момента рождения, количество глиальных клеток,аксонов и дендритов может увеличиваться на протяжении всей жизни, если правильно использовать мозг. Исследования Даймон позволяют предположить, что чем активнее мы учимся, тем больше возникает таких соединений. И напротив, стоит нам прекратить обучение и позволить мозгу погрузиться в застой, соединительные клетки начинают отмирать.

Вывод для преподавателей очевиден. Если мозг Эйнштейна в чем-то устроен подобно мозгу подопытных крыс, то это значит, что путем достаточно интенсивной тренировки ума можно вырастить новых эйнштейнов.

1.4. Эйнштейновская теория гениальности.

Какие же типы умственных упражнений можно предложить человеку в качестве аналога качелям, лесенкам и «беличьим колесам» в крысиных клетках? Сам Эйнштейн имел некоторые соображения на этот счет. Он полагал, что можно стимулировать появление глубоких и оригинальных мыслей, предоставляя полную свободу своему воображению, не ограничивая его традиционными условными запретами.

Эйнштейн относит открытие теории относительности не на счет своего особого дарования, а напротив — на счет собственного так называемого «задержавшегося» развития.

«Нормального взрослого никогда не станут беспокоить проблемы пространства и времени, — рассуждал Эйнштейн. — Есть вещи, о которых задумываешься только в детстве. Но мое интеллектуальное развитие задержалось, в результате чего я начал размышлять о пространстве и времени, будучи далеко не юным».

1.4.1. Как Эйнштейн оседлал луч света.

В своих последних автобиографических записках Эйнштейн вспоминает озарение, которое привело его к созданию специальной теории относительности. Оно явилось неожиданно, когда шестнадцатилетним юношей он просто мечтал о чем-то. «А что, если... — подумал он тогда, — лететь рядом с лучом света с его же скоростью?»

Нормальные взрослые, как резонно заметил Эйнштейн, обычно заглушают в себе подобные вопросы, а если они все-таки возникают, то быстро забывают о них. Видимо, именно это и имел в виду Уинстон Черчилль, когда говорил, что«много людей спотыкаются о великие открытия, но большинство из них просто перешагивают и идут дальше».

Эйнштейн был исключением. Не имея ясного представления о том, куда заведет его этот вопрос, он размышлял над ним целых десять лет. И чем больше он думал, тем больше вопросов возникало перед ним. Отыскивая ответ на каждый новый вопрос, он шаг за шагом приближался к истине.

1.4.2. "Ощущение " относительности.

Предположим, что через несколько лет после того, как возник вопрос о луче света, Эйнштейн задался вторым: «А что, если... оседлать луч света и держать перед собой зеркало? Можно ли тогда увидеть свое отражение?» Классическая физика давала бесспорный ответ: нет, поскольку, чтобы достичь зеркала, свет, отражающийся от вашего лица, должен был бы двигаться быстрее светового луча.

Однако Эйнштейн не согласился с таким ответом, несмотря на то, что он соответствовал всем неопровержимым фактам. По каким-то необъяснимым причинам Эйнштейн почувствовал, что это неверно. Ему показалось абсурдным, что, глядя в зеркало, человек ничего не увидит. Доверившись своей интуиции больше, чем известным и общепринятым законам физики, он мысленно представил себе Вселенную, где, даже мчась со скоростью света, можно видеть себя в зеркале. Прошли годы, прежде чем ему удалось подкрепить свои умозрительные представления математически. Именно внутреннее чутье, а не математический расчет, привело Эйнштейна к правильному ответу.

«Открытие не является продуктом логического размышления, — полагал Эйнштейн, — даже если окончательный результат привязан к строгой логической структуре».

1.5. Метод Эйнштейна.

За редким исключением, все великие открытия в науке были сделаны интуитивно, в результате мысленных экспериментов. Эйнштейн не был первооткрывателем этого метода, но являлся самым выдающимся и активным его сторонником. Поэтому мы и назовем такой метод эйнштейновским методом открытий. Широкой известностью пользуется книга на эту тему Сиднея Дж. Парнеса «Игра воображения: искусство развития способности делать открытия», изданная Фондом творческого образования.

Психолог Роберт Б. Дилтс недавно собрал все обрывки информации, характеризующие научное мышление Эйнштейна, проанализировав его переписку с Зигмундом Фрейдом и математиком Жаком Адамадом, а также детально изучив интервью, данное Эйнштейном психологу Максу Вертхеймеру, основателю гештальт-терапии. Биографические исследования дали потрясающие результаты.

«Вместо слов или математических формул, — пишет Дилтс в своем трехтомном труде “Стратегии гениев”, — Эйнштейн мыслил преимущественно с помощью визуальных образов и ощущений... Вербальные и математические плоды этих раздумий появлялись лишь после самого главного — творческого осмысления проблем».

1.5.1. Комбинаторная игра.

На самом деле Эйнштейн относил свои выдающиеся научные способности к навыку, как он сам называл, «туманной игры» со «знаками», «образами» и прочими элементами — как «визуальными», так и «мышечными». «Такая комбинаторная игра, — писал Эйнштейн, — по-видимому, является существенной составляющей продуктивного мышления»

О своей теории относительности Эйнштейн говорил Максу Вертхеймеру: «Эти идеи пришли не облеченными в готовые словесные формулировки. Я вообще очень редко думаю словами».

В эйнштейновской «туманной игре с образами и ощущениями» я усматриваю механизм, работающий подобно тому, что помог Бобу С. спасти жизнь своей невесте. Как Эйнштейн, так и Боб С. были не способны решить задачи, стоящие перед ними, путем осознанного размышления: Боб С. смог добиться прозрения с помощью метода просмотра образов, у Эйнштейна был собственный метод. Но оба они получили толчки из области бессознательного.

1.6. Навыки гения.

Многолетние исследования привели меня к окончательному выводу, что гении немногим отличаются от обычных людей, а именно тем, что они способны расширять каналы своего внимания, руководствуясь собственными смутными, подсознательными ощущениями. Как правило, это умение развивается у них в таком раннем возрасте, что со временем они просто забывают его секрет. Все происходит автоматически, и потому гении, так же как и простые смертные, склонны к самым мистическим представлениям о том, как им удалось достигнуть столь выдающихся результатов.

1.6.1. Бейсбольный гений.

Несколько лет тому назад я гостил у своего друга в Чикаго. В то время его сын боролся за место в школьной бейсбольной команде, но боялся, что ему не удастся прорваться из-за низкого индекса среднего числа попаданий по мячу. Я позанимался с мальчиком около часа, использовав методики, с которыми вы познакомитесь в этой книге.

Во время занятий выяснилось, что ему лучше всего удавался удар, когда он наносил его в воображаемую крошечную точку на мяче. Она служила дополнительным фокусом для нанесения удара. Это может показаться тривиальным, но воздействие данного приема на игру было потрясающим. В бейсболе средний индекс попаданий битой 0,250–0,300 считается неплохим. Мальчик же во время первых десяти игр сезона продемонстрировал индекс 0,800! Его не только приняли в команду, но и присвоили ему звание самого результативного игрока года — как в собственной команде, так и во всей бейсбольной лиге.

В течение часа нам удалось найти подход, который позволил мальчику стать бейсбольным гением. Но самое удивительное открытие было еще впереди. Я не встречал его несколько лет. Он продолжал играть в бейсбол и прекрасно помнил нашу встречу, послужившую поворотным пунктом в его спортивной карьере.

Тем не менее он основательно забыл подробности выработанной тогда методики тренировки. Он ничего не помнил о крохотной точке и уже не пытался представлять ее во время удара. Так же как и его товарищи по команде, он совершенно не отдавал себе отчета, как ему удалось стать таким выдающимся спортсменом за столь короткий срок.

1.6.2. Вопрос таланта.

Легко возразить, предположив, что, должно быть, мальчик обладал талантом бейсболиста. Лично я в этом не сомневаюсь. Но до нашей первой встречи этот талант ни в чем не проявлялся. По всем объективным признакам мальчик был обречен на неудачу. Его талант активизировался только после того, как мы выработали прием с крохотной точкой.

На самом деле все мы имеем скрытые таланты и как раз в тех самых областях, где считаем себя наименее способными. Несомненно, учеба, практика и упорная работа могут обеспечить некоторые достижения. Но если мы хотим раскрыть наш гений в полную мощь, мы должны отыскать тот уникальный катализатор, подсказку или навык, которые приведут наше тело, чувства и разум к вершине.

Именно этот катализатор я и называю фактором Эйнштейна.

1.7. Вы талантливее, чем думаете!

Существующие системы образования и профессиональной подготовки весьма успешно подрывают нашу уверенность в себе и душат наши самые яркие мысли. Как правило, мы еще в раннем детстве осваиваем умение подавлять свою естественную гениальность. Подобно юному Томасу Эдисону, мы позволяем другим осаживать нас до тех пор, пока из зеркала на нас не уставится стопроцентный тупица.

В реальности вы гораздо гениальнее, чем представляете себе. Методики, описанные в этой книге, помогут вам повернуть вспять годы, ушедшие на оболванивание. Вы отыщете свою «крохотную точку», которая станет работать на вас. На свете нет двух людей, которые одинаково определили бы свой фактор Эйнштейна. Я не могу предсказать, в какой форме явится ваша «точка», но, несомненно, подсознание, подобно джинну Аладдина, обязательно предстанет перед вами как могучий союзник, сопровождающий вас повсюду, — только не мешайте ему.

Глава 2. Вы все время видите сны.

Изобретатель Элиас Хове долго и неустанно трудился, создавая первую швейную машину, но ничего не получалось. Однажды ночью ему приснился кошмарный сон: за ним гналась банда людоедов, они уже почти настигли его — он даже видел блеск наконечников копий. Сквозь весь этот ужас Хове неожиданно отметил для себя, что в каждом наконечнике просверлено отверстие, по форме напоминающее ушко швейной иглы. И тут он проснулся, еле дыша от страха.

Лишь позднее Хове догадался, что ему хотело подсказать ночное видение. Для того чтобы швейная машина заработала, нужно было всего лишь переместить ушко иглы с ее середины вниз, к острию. Это и было то самое решение, которое он искал. Так благодаря страшному сну, посетившему Хове, родилась швейная машина.

2.1. Проблема снов.

История богата эпизодами, похожими на случай с Хове. Еще с библейских времен сны вдохновляли властителей, художников, ученых и изобретателей. Но они имеют и дурную славу, поскольку не подвластны контролю. Мы еще не научились вызывать сны по собственной воле (хотя однажды это может случиться), нам неизвестно заранее, что приснится, и чаще всего мы быстро забываем содержание ночных видений.

2.1.1. Явные сны.

Психофизиолог Стефан Лаберже пытался разрешить проблему запоминания увиденного, используя методику явных снов, — он тренировал у людей способность приходить в сознание посреди сна.

Первый шаг в освоении этой методики — вырабатывание привычки задавать себе вопрос «А сон ли это?» через короткие промежутки времени в течение всего дня. Как только эта привычка укоренится, тот же вопрос начинает возникать и ночью. И когда вы, наконец, ответите на него «да», — вас можно поздравить. Вы увидели свой первый явный сон.

Люди, способные видеть явные сны, быстро обучаются контролировать ход событий в них и умеют избегать ужасных и будоражащих видений. Многие рассказывают о поразительных эпизодах парения в облаках, исследованиях подводных царств, превращениях в животных и прочих волшебных трюках, совершаемых по собственной воле. Таким образом можно вновь и вновь общаться с полюбившимися героями снов, бороться с неврозами, противостоять страхам. Можно даже остановить ночной кошмар в самом разгаре. Те, кому это интересно, могут обратиться к замечательным книгам Лаберже «Явные сны» (1985) и «Исследование мира явных снов» (1990).

Метод Лаберже обещает стать эффективным средством раскрытия тайных богатств подсознания, но все же он не является панацеей, которой его провозглашают некоторые энтузиасты. Критики явных снов заявляют, что Лаберже сознательно принижает сложность освоения своего метода. По-видимому, одним он дается легче, другим — намного труднее. Нередко требуется оборудование, которое может стоить от 275 до 1000 долларов — к примеру, такое, как «NovaDreamer». Световыми и звуковыми сигналами это устройство отмечает момент, когда обучаемый входит в фазу быстрого сна — Rapid Eye Movement (REM-фазу сна), где и рождаются сновидения.

Мой же собственный опыт подсказывает, что даже если удается преодолеть эти трудности, техника явных снов примерно в половине случаев не приносит желаемого результата. Глубокий транс REM-фазы сна открывает нашему сознанию глубинные мысли и эмоции, столь отдаленные от наших повседневных забот, что они так и остаются непостижимыми. И хотя всегда полезно поработать со своим сном, не говоря уже о том, что это увлекательнейшее занятие, все же, если вы ставите своей целью развитие творческих способностей и решение конкретных задач, вам следует дополнить имеющийся арсенал значительно более действенными методами.

2.2. Сны наяву.

Как же лучше подступиться к желанному потоку подсознательных ощущений? Я полагаю, что за последние двадцать пять лет работы мне удалось найти ответ на этот вопрос. Разработанный мной метод просмотра образов открывает сознанию не менее богатый поток символических картин, чем в сновидении. К тому же, в отличие от сна, в нем можно практиковаться и бодрствуя — в любое время и в любом месте. Десяти минут ежедневных занятий вполне достаточно, чтобы существенно изменить свою жизнь к лучшему.

2.2.1. Поток образов.

Факт остается фактом — мы постоянно о чем-то мечтаем или видим сны. По оценкам психологов, 50% времени мы тратим на дневные мечтания и более 8% — на ночные сновидения. Это означает, что 58% всей нашей жизни уходит на пассивное восприятие подсознательных ощущений. Цифры поражают, и все же мне они кажутся преуменьшенными.

Есть основания предполагать, что поток образов никогда не иссякает. Даже когда наш ум занят работой, разговором или другими требующими внимания делами, чувственные механизмы сознания продолжают генерировать воображаемые картины, звуки, запахи, вкусы и ощущения. Большая часть из всего этого — воспоминания, вызванные случайными ассоциациями, а что-то является и отражением сознательных мыслей в настоящий момент.

Это один из тех немногих случаев, когда внутренний цензор полезен. Если бы вы не фильтровали свой поток образов, то, управляя самолетом или оперируя пациента, вы подвергали бы опасности жизни людей, — поток образов отвлекал бы ваше внимание от работы.

2.3. Необычное расстройство.

Великий югославский изобретатель Никола Тесла в детстве страдал необычным расстройством: ему досаждали ослепляющие вспышки света и яркие образы припоминаемых сцен, возникавшие перед его глазами безо всякого предупреждения. Отдельное слово, произнесенное кем-то, могло неожиданно вызвать живой образ человека или вещи, о которых шла речь. Образы были настолько реальны, что Тесла часто сам затруднялся определить, где действительность, а где — плод воображения. Все это доставляло ему большое беспокойство и создавало дискомфорт. Со временем ему удалось преодолеть расстройство с помощью упорных упражнений и постоянного напряженного самоконтроля.

В 20-е годы нашего столетия русские психологи заинтересовались журналистом по имени Соломон Шерешевский, пытаясь разгадать секрет его парадоксальной памяти. Необычайный талант Шерешевского приоткрыл некоторые до сих пор неразгаданные загадки. Слова в разговоре, случайные мысли или воспоминания могли вызывать у него бурные всплески потока ощущений, управляющие спектром всех пяти чувств.

«Слыша звуки, я неизбежно вижу игру цвета, — рассказывал он. — Если, скажем, человек говорит слово, я вижу это слово. Но как только вклинивается голос другого человека, все смазывается. Это происходит и со слогами произнесенных слов, так что я просто не могу понять, что же говорится на самом деле».

В беседе с великим советским психологом Л. С. Выготским Шерешевский заметил: «Какой у вас ломкий желтый голос». А вот голос выдающегося кинорежиссера С. М. Эйзенштейна понравился Шерешевскому гораздо больше: «Когда я слушал его, мне казалось, что языки пламени приближаются ко мне. Я был так очарован, что не смог уловить смысл его слов».Однажды Шерешевский подошел к уличной торговке и спросил, какое мороженое она продает. В ответ раздалось: «Тутти-фрутти».

«Но она произнесла это таким тоном, — рассказывал он позднее, — как будто бы куча угля и пепла вырвалась из ее уст. Я был не в силах заставить себя купить мороженое». Тесла и Шерешевский не страдали галлюцинациями в строгом клиническом смысле этого слова. Их подсознание реагировало на мир вполне нормально. Им просто недоставало способности, которой обладает большинство из нас, — при необходимости подавлять потоки образов.

2.3.1. Дар Теслы.

Хотя интенсивность потока образов доставляла Тесле неприятности, тем не менее она же и стимулировала его талант. Среди прочих дарований Тесла обладал замечательной способностью видеть в мельчайших деталях свои изобретения еще до того, как приступал к их графическому изображению. Он мог в уме деталь за деталью построить новое устройство и опробовать его, используя только силу воображения. Его мысленные чертежи были столь точны, что он мог диагностировать неисправность в машине, просто представляя себе ее в работе.

«Мне было абсолютно неважно, испытываю ли я турбину мысленно или проверяю ее в мастерской, — писал он. — Результат во всех случаях один и тот же. Я даже определяю, правильно ли она сбалансирована».

Все основные принципы и составляющие современных энергетических систем, включая переменный ток, высоковольтные трансформаторы, линии электропередачи и гидроэлектрогенераторы, были разработаны Теслой именно таким путем.

2.3.2. Человек, который запоминает все.

Шерешевский тоже весьма своеобразно использовал свой поток образов — он применял его для выполнения поразительных трюков с памятью. К концу жизни Шерешевский снискал славу «человека, который запоминает все». Его память была совершенной в буквальном смысле слова. Как-то раз, проводя эксперимент, психолог А. Р. Лурия дал Шерешевскому список слогов, который начинался примерно так:

1. ма ва на са на ва

2. на са на ма ва

3. са на ма ва на

4. ва са на ва на ма

5. на ва на ва са ма

6. на ма са ма ва на

7. са ма са ва на

8. на са ма ва ма на

Поскольку список был очень длинным, а слоги столь бессмысленны и похожи друг на друга, обычные мнемонические приемы не помогли бы запомнить их. Шерешевский не только с легкостью запомнил слоги, но и через восемь лет восстановил все без единой ошибки и в том же порядке, вызвав этим неподдельное удивление Лурии.

2.4. Секрет Шерешевского.

Секрет Шерешевского состоял в использовании им для облегчения процесса запоминания так называемых мультисенсорных мозговых бурь. Он утверждал, что запоминает слова не только с помощью фотографических отпечатков, возникающих в сознании, но также по их «вкусу или весу», то есть по «целому комплексу ощущений».

К примеру, прочитав вышеупомянутый список бессмысленных слогов, Шерешевский внезапно вообразил себя в лесу. Слева от него сразу же возникла тонкая серовато-желтая линия.

«Это оттого, что все согласные в списке сопровождались буквой а, — вспоминал он позднее. — Затем на линии появились бугорки, кляксы, разводы, грозди — разные по цвету, весу и толщине. Они представляли собой буквы м, в, н и т. д.».

Восстанавливая слоги, как объяснял Шерешевский, он просто проходил по воображаемому пути в лесу, чтобы «прочувствовать, ощутить запах и прикосновение каждого пятна, каждого всплеска».

2.4.1. Волшебник — недоучка.

Поразительная память Шерешевского доставляла ему и свои неприятности. Он не мог ее полностью контролировать: она работала непредсказуемо, как заклинание, произнесенное волшебником-недоучкой. И эта особенность постоянно напоминала ему о себе, вызывая неожиданные проблемы. Когда, например, он пытался запомнить набор слов, выписанных на доске, в его памяти всплывали другие наборы слов, написанные на этой же доске, но в другое время, и все они перепутывались. Шерешевский должен был постоянно прикладывать усилия, чтобы подавить определенные образы, освобождая место для других, тогда как у большинства людей этот процесс протекает естественно.

Кроме того, у него была плохая память на лица. Мы, как правило, помним знакомые лица как цельные обобщенные образы. Но с Шерешевским все было иначе. Когда он пытался вспомнить чье-либо лицо, его сознание переполнялось образами этого лица, запечатленными памятью в разные моменты жизни в мельчайших деталях, во всевозможных ракурсах, при различном освещении и во всем многообразии выражений.

Среди всей этой путаницы Шерешевскому очень редко удавалось узнать человека. «Лица так переменчивы, — жаловался он, — меня постоянно сбивают с толку бесконечные оттенки их выражений».

2.5. В поисках равновесия.

Явление гениальности, по всей видимости, связано с интенсивностью подсознательных образов. Для того чтобы использовать свои способности эффективно, необходимо поддерживать равновесие между подавлением образов, не представляющих сиюминутной ценности, и допуском остальных в область осознаваемого. В борьбе за восприятие интенсивного потока ярких образов мы не должны потерять способность подавлять его по мере необходимости. Наиболее простой путь к желаемому равновесию — использовать управляемый процесс, такой как метод просмотра образов, позволяющий выбрать подходящий момент для контроля потока образов и сохранить при этом ясность сознания и готовность к быстрой и адекватной реакции.

2.6. Феномен воспроизведения сна.

Мы обладаем гораздо большими способностями по реорганизации нашей подсознательной деятельности, чем может показаться на первый взгляд. Явление воскрешения сновидений в памяти представляет собой одну из наиболее ярких иллюстраций таких скрытых возможностей. Некоторые эксперты, например нейролог Алан Хобсон, утверждают, что, когда наш мозг погружается в состояние REM-фазы сна, он приостанавливает выделение нейротрансмиттеров — химических компонентов, необходимых для работы памяти. Именно поэтому, согласно Хобсону, физиологически невозможно запомнить большую часть являющихся нам сновидений. Однако вы сами можете легко убедиться в ошибочности этой теории.

Давайте проведем простой эксперимент. Спросите себя: «Какие три сна я видел прошлой ночью?» В большинстве случаев вам не удастся вспомнить и одного, не говоря уже о трех кряду. Многие люди вообще говорят, что совсем не видят снов, разве что крайне редко. Но специалисты по сновидениям утверждают, что каждый нормальный человек в течение ночи в среднем видит около пяти снов, общая продолжительность которых не менее двух часов. Мы просто забываем их, когда просыпаемся.

А теперь попробуйте следующее. Прежде чем отойти сегодня ко сну, приготовьте блокнот и карандаш. Как только вы проснетесь — пусть даже посреди ночи, — запишите все, что вам удастся вспомнить из своего сна. Первые несколько дней, скорее всего, не принесут никаких результатов, но я гарантирую, что через пару недель таких упражнений вы обнаружите, что просыпаетесь каждое утро с яркими детальными воспоминаниями, как минимум, трех различных сновидений. У вас в памяти окажется такое неимоверное количество материала, что вы будете просто не в состоянии все записать. Тот же результат можно получить, заменив блокнот и карандаш магнитофоном.

2.6.1. Тренировка и развития навыка.

Это явление иллюстрирует так называемый первый закон поведенческой психологии: навык развивается благодаря повторяемости действий.

Всякий раз, записывая содержание своих сновидений, вы укрепляете навык восстанавливать их. И наоборот, как только вам не удается записать сон, вы играете на руку обратному навыку.

Метод просмотра образов работает в том же направлении. Когда вы впервые взяли эту книгу в руки, ваш поток был, вероятно, очень слабым и бедным, поскольку на протяжении всей своей жизни вы старательно подавляли и игнорировали его. Но как только вы начнете ежедневные упражнения по предписанной методике, вы с удивлением обнаружите, насколько живее и ярче становится ваше воображение.

2.7. Как вызвать поток образов.

Процедура просмотра потока образов обманчиво проста. Вы удобно усаживаетесь в кресло, закрываете глаза и описываете вслух череду образов, проносящихся в вашем сознании. Отметим три важнейших принципа. Я называю их тремя китами прогона образов:

1. Вы должны описывать образы вслух — либо партнеру, либо пользуясь магнитофоном. В противном случае вы обрекаете себя на неудачу.

2. Вы должны использовать полный набор ощущений при описании образа. Если вы видите, например, заснеженную вершину, не ограничивайтесь описанием того, как она выглядит. Опишите ее вкус, ощущения, которые вы получили бы, прикоснувшись к ней, ее запах и свист проносящегося над ней ветра.

3. Составляйте свои описания в настоящем времени.

2.8. Эксперимент Райнерта.

Первоначально я разрабатывал метод просмотра образов как некоего оракула по вызовам. Идея заключалась в том, чтобы, поставив вопрос своему подсознанию, вы могли получить на него ответ в мысленных картинах, подобно тому как Элиасу Хове мир его снов помог изобрести швейную машину. Не без гордости отмечу, что метод и в самом деле оказался максимально эффективным для достижения поставленной цели. Подробнее я остановлюсь на этом в последующих главах.

К тому же неожиданно открылись и дополнительные преимущества просмотра образов. Один из наиболее удивительных побочных эффектов проявился в эксперименте, выполненном доктором Чарльзом П. Райнертом, профессором физики при Юго-Западном университете в Маршалле, штат Миннесота. Райнерт предложил семидесяти девяти студентам-первокурсникам принять участие в опробовании методов ускоренного обучения.

В течение зимнего семестра 1988 года часть студентов занималась по методу Уимби (Whimbey), представляющему стандартную программу, использующую для развития аналитических способностей вербальные задания. Остальные студенты опробовали необычный новый метод — просмотр образов.

Каждому из испытуемых Райнерт предложил стандартный тест на уровень развития интеллекта — до и после экспериментального курса. Результаты оказались потрясающими.

В первой группе студенты набирали примерно 0,4 балла IQ за каждый час занятий; а те, кто занимался по методу просмотра образов, — около 0,9 балла в час, то есть целый балл за 80 минут практики! (Результаты Райнерта еще не опубликованы и могут рассматриваться только как предварительные. Окончательные цифры будут приведены по завершении Райнертом его долгосрочного исследовательского проекта.)

2.8.1. По старым каналам.

Почему же метод просмотра образов так повышает IQ? Ответ на этот вопрос кроется в клеточной структуре мозга. Рассмотрим, что происходит при вырабатывании нового навыка, например, езды на велосипеде. Сначала кажется невозможным балансировать на движущейся двухколесной машине, но, овладев ею однажды, вы уже никогда не забудете, как это делается. И даже после двадцатилетнего перерыва можно снова сесть на велосипед и поехать без особого труда.

Все это происходит потому, что навык езды на велосипеде «впечатывается» в наш мозг как обширная сложно переплетенная сеть, охватывающая миллионы различных нейронов. Подобные сети достигают гигантских размеров. Ученые из Нью-Йоркского университета натренировали кота различать две двери, на одной из которых были изображены две концентрические окружности. Кот довольно быстро понял, что миску с кормом можно найти, толкнув дверь с окружностями. Но экспериментаторы были поражены, когда при радиоактивном сканировании мозга животного обнаружилось, что этот простой акт распознавания и выбора одного из двух объектов требует одновременного использования от 5 до 100 миллионов кошачьих нейронов, — то есть до 10% всей массы мозга!

Этот эксперимент показал, что одни и те же нейроны используются во многих сетях памяти одновременно. Иначе всего кошачьего мозга хватило бы только на десять сложных заданий. Объекты сохраняются в памяти не в клетках как таковых, а в виде своеобразных рабочих схем электрохимических сигналов, циркулирующих между клетками. А как сохраняются эти схемы? Неужели, если в течение двадцати лет вы не садитесь на велосипед, ваш мозг все это время держит схему данного навыка включенной? К

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов