Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
В. Венгар, Р. Поу. Неужели я гений. |
Выдержки из произведения
В. Венгар, Р. Поу.Неужели я гений?ОглавлениеTOC \h \z \t "Заголовок 3;1;Заголовок 4;2;Заголовок 6;3" Введение. 1.1.1. "Бутылочное горлышко" внимания. 1.3. Что было у Эйнштейна и чего нет у нас? 1.4. Эйнштейновская теория гениальности. 1.4.1. Как Эйнштейн оседлал луч света. 1.4.2. "Ощущение " относительности. 1.7. Вы талантливее, чем думаете! Глава 2. Вы все время видите сны. 2.3.2. Человек, который запоминает все. 2.6. Феномен воспроизведения сна. 2.6.1. Тренировка и развития навыка. 2.7. Как вызвать поток образов. 2.10.1. Сбалансированная работа мозга. Глава 3. Откройте свой поток образов. 3.1. Расширение нейрологического контакта. 3.3. Саморазвивающейся процесс. 3.4. Развивайте свою способность к описанию. 3.5.1. Практика бархатно-гладкого дыхания. 3.5.2. Начнем со знакомых образов. 3.6. Используйте только настоящее время. 3.11.1. Метод описания пейзажа. 3.11.3. Метод воскрешения старых снов. 3.11.9. Специально для тех, кто едет на работу. 3.11.12. Метод пространства — времени. 3.11.14. Совместное путешествие. 3.12. Расширяйте контакт с помощью образов. 3.12.1. Панорамное сканирование. 3.12.2. Техника расширенного восприятия. 3.12.3. Смените наблюдательный пункт. 3.13. Принцип Леонардо да Винчи. Глава 4. Усиление обратной связи. 4.2.2. Используйте или потеряете. 4.5. Как Стивен Хокинг тридцать лет водит смерть за нос. 4.6. Физик, котрый не знал математики. 4.6.1. Записные книжки Фарадея. 4.7. Метод портативного банка памяти. 4.10. Отрицательная обратная связь. 4.11.1. Забудьте о том, что вы знаете. 4.11.2. "Яйца всхватку, пожалуйста". 4.12. Станьте независимым наблюдателем. 4.13. Преодоление отрицательной связи. 4.14.2. Гипнотическое возвращение к прошлому. 4.16. Поток образов — это не гипноз. 4.17. То, что было не со мной. 4.18. Когнитивное структурное усиление. 4.19. Мгновенное воспроизведение. 4.19.1. Выбирайте, что вспоминать. 4.19.2. Превращаем лимоны в лимонад. 4.19.3. Подготовка к воспроизведению. 4.20. Техника мгновенного воспроизведения. 4.20.1. Лучшие идеи приходят под занавес. 4.20.2. От 15 до 30 минут в день. 5.2.1. Левое полушарие, правое полушарие. 5.3. Как освободить пространство для сюрприза. 5.3.1. Недостаток направленного воображения. 5.3.3. "Вы отрицаете все с излишней легкостью и чересчур сурово судите". 5.4. Не сдерживайтесь, а просто отключайте! 5.4.3. Мозг в поисках порядка. 5.4.5. Если не сломалось — ломайте. 5.5. Как изменить перспективу. 5.6.2. Скачкообразный переход. 5.6.3. Сложность — первое условие прозрений. 5.8. Немыслимо — значит, правильно. 5.10. Как вызвать эффект сюрприза. 5.10.1. Создание пространства для ответа. 5.10.2. Создание отправных пунктов. 5.10.4. Быстрое создание отправного пункта. 6.1. Три подводных камня интерпретации. 6.2. Восемь шагов на пути к интерпретации. 6.2.1. Интерпретируйте только свои образы. 6.2.2. Шаг первый: буквально или символически. 6.2.3. Шаг второй: факты или эмоции. 6.2.4. Шаг третий: идентифицируйте ключевые ассоциации. 6.2.5. Шаг четвертый: ваш персональный декодер. 6.2.6. Шаг пятый: проверка причинности. 6.2.7. Шаг шестой: последние самое — самое лучшее. 6.2.8. Шаг седьмой: досконально разберитесь в деталях. 6.2.9. Шаг восьмой: момент "Ага!". 6.14. Что, если поток образов говорит "нет"? 6.14.1. Когда "нет" — правильный ответ. 6.17. В поисках настоящего ответа. 6.17.1. Превратите слова в картинки. 6.17.2. Если без слов не обойтись. 6.17.3. Сначала картины, а потом слова. Глава 7. Могучая сила вопросов. 7.3.1.Чувствительное сознание. 7.6. "Призрачное воздействие". 7.11. Альтернативные объяснения эффекта метода скрытых вопросов. 7.12. "Высший мозговой центр". 7.13. Методика работы со скрытыми вопросами. 7.15.2. Забудьте про первое правило. 7.16. Карманный банк вопросов. 8.1. Арлингтонский эксперимент. 8.3. Личность против личности. 8.3.1. Множественное сознание. 8.3.3. Персонажи явных сновидений. 8.3.4. Заимствование индивидуальности. 8.6. Подход модельного мышления. 8.6.4. Заключительный "допрос". 8.8.1. На альтернативной Земле. 8.8.2. Выучите всю последовательность шагов. 8.9. "Гении напрокат" для получения быстрого ответа. 8.9.1. Приключение продолжается. 9.3.1. Жизнь не стоит на месте. 9.3.2. Схватывайте все на лету. 9.4. Ускоренное обучение — ваша конкурентоспособность. 9.5. Память — необходимый метанавык. 9.6.1. Подсознательное обучение. 9.7.1. Шаг первый: погружения в процесс фоточтения. 9.7.2. Шаг второй: сформулируйте цель чтения. 9.7.4. Шаг четвертый: подход к тэта-состоянию. 9.7.5. Шаг пятый: установите фотофокус. 9.7.6. Шаг шестой: собственно фоточтение. 9.7.4. Шаг седьмой: утро вечера мудренее. 9.7.8. Шаг восьмой: активация. 9.10. Тренируйтесь, пока навык не закрепится. 10.5.1. Увидеть — значит поверить. 10.5.2. Техника непринужденных заметок. 10.5.3. Чем причудливей, тем лучше. 10.5.4. Гештальт непринужденных заметок. 10.5.5. Делайте заметки читая эту книгу. 10.6. Обучение — это творчество. 10.7.2. Внутренний композитор. 10.8.1. Техника записи импровизаций. 11.2. Значение кислорода для работы мозга. 11.3. Обогащение мозга кислородом. 12.2.1. Групповой поток образов. 12.3.2. Сценарий группового потока образов. 12.3.3. Совместное путешествие. 12.4. Принцип работы в группе. Глава 13. Все начинается с детства. 13.1. Окно в мир возможностей. 13.1.1. Впечатления, впечатления кругом. 13.1.3. "Я не могу от этого отделаться". 13.1.4. Автоматический предохранитель. 13.2. Как увеличить толщину внутренней оболочки сознания. 13.4.1. Победа дидактического метода обучения. 13.5. Методика просмотра образов для детей. 13.8. Стимулирование внутриутробного развития. 13.8.1. Музыка Моцарта в утробе матери. 13.8.2. Обратная связь "мать — младенец". 13.8.3. Усиление притока крови. 13.9. Стимулирование развитие младенца. 13.9.2. Рукавички "найди меня". 13.10. Стимулирование развития в раннем детстве. 13.10.2. Обучение нотной грамоте. 13.10.4. Игра "Бархатное поглаживание". 14.3.1. Прорыв через "бутылочное горлышко". 14.4. Читать, писать, считать. 14.5.1. Как удержаться на гребне. 14.5.2. Удовлетворение от обратной связи. 14.5.3. Овладейте мастерством. 14.6.1. Небольшое преимущество Эйнштейна. 14.8.1. Принцип создания инструментов. 14.8.2. Традиция создания инструментов. Введение.Можно ли развить умственные способности? Несомненно! Знаю, многие будут удивлены, узнав, что IQ можно поднять на более высокий уровень. Специалисты, однако, не отрицают такой возможности: имеющиеся тому свидетельства слишком очевидны. Вот лишь некоторые примеры: у детей, занимавшихся в 1964 году по программе подготовки к школе, IQ увеличился на 10 баллов всего через шесть месяцев обучения, причем это были дети из неблагополучных семей; дети с расстройствами психики, которым тяжело давалась учеба, после электроэнцефалографической терапии продемонстрировали рост IQ с 10 до 23 баллов; ученые из Калифорнийского университета в Ирвине в результате десятиминутного прослушивания сонаты Моцарта для двух фортепьяно до-мажор К. 448 добились повышения IQ у испытуемых на 8–9 баллов. Естественно, после такого резкого подъема показатель интеллекта не может долго оставаться постоянным. Например, прирост IQ у дошкольников сходит на нет ко второму или третьему классу, у слушавших сонату Моцарта — уже через 15 минут. Это называется эффектом затухания. Некоторые эксперты считают, что эффект затухания доказывает невозможность превзойти врожденный IQ. Однако с тем же успехом можно утверждать, что братьям Райт следовало остановиться после первого же своего полета, так как они продержались в воздухе всего 12 минут. Но они доказали, что можно летать, а продолжительность полета была уже делом техники. И действительно, через четыре года братья Райт поставили армии США аэроплан, способный пролететь 125 миль.В наше время исследователи ускоренного обучения находятся примерно в том же положении, что и братья Райт в Китти Хок в 1903 году. Все знают, что интеллект можно развить. Вопрос в том, как добиться эффективности результата и сохранить его. Методы, описанные в книге «Неужели я гений?», помогут вам в этом. Здесь вы найдете наиболее эффективные и современные способы высвобождения своего «фактора Эйнштейна» — волшебного спускового крючка гениальных мыслей, который есть у каждого. В книгу вошли и описания некоторых совершенно новых приемов — таких, например, как просмотр потока образов, фоточтение, «гений напрокат». IQ — это только один из показателей интеллекта, причем не самый удачный. Хотя практика показала, что методики, предлагаемые в этой книге, способны поднять IQ любого человека, тем не менее основная цель у них иная: совершенствование интеллекта в целом, развитие памяти и творческих способностей, увеличение скорости чтения, раскрытие специфических дарований и поддержание здоровья мозга. «Неужели я гений?» — это кульминация двадцатипятилетних исследований в области ускоренного обучения. Тысячи людей уже вознаграждены. Мы надеемся, что на этих страницах и вы, наш читатель, найдете для себя тот путь, который приведет вас к открытиям и достижениям, о которых прежде вы даже не могли мечтать. Глава 1. А вы — гений?Работая в течение двадцати пяти лет в области ускоренного обучения, я неоднократно убеждался в том, что человеческий разум способен творить чудеса. Один случай произвел на меня неизгладимое впечатление. В 1981 году, когда я проводил семинар в Равенне, штат Огайо, у одного из участников (назовем его Боб С.) произошло замечательное, быть может, даже спасшее человеческую жизнь, столкновение с подсознанием. Мы практиковались в так называемой технике потока образов. Я попросил слушателей разбиться на пары и попеременно, закрыв глаза, вслух описывать друг другу все всплывающие в воображении картины. Во время такого сеанса необычайно важно описывать всякий возникающий образ, каким бы зыбким, тривиальным или загадочным он ни был. Однако у Боба С. возникли трудности: стоило ему закрыть глаза, как перед ним тотчас возникал совершенно отчетливый образ старой автомобильной покрышки. Вместо того чтобы честно рассказать об этом, Боб пытался избавиться от злополучного видения. Он никак не мог поверить, что именно этого от него и «ждут». «Я снова и снова твердил своему партнеру, что ничего не вижу, — писал Боб впоследствии, — и старался увидеть что-нибудь другое. А он с не меньшей настойчивостью описывал все подряд, будь то пузыри, черточки — короче, всякую всячину. В конце концов я все же проговорился об этой назойливой старой покрышке». И как только Боб описал покрышку своему партнеру, его вдруг осенила догадка. Где-то раньше он ее видел... Да, да действительно — на заднем правом колесе машины своей невесты. Но почему же она так навязчиво и так отчетливо являлась ему теперь? «Я почувствовал, что что-то тут не так, — вспоминает Боб. — Я прервал занятия и бросился звонить невесте. Подошел ее отец. Я попросил его немедленно проверить колеса машины. Оказалось, что та самая покрышка прорезана сбоку почти насквозь». Если бы поврежденная покрышка лопнула на шоссе при скорости 65 миль в час — все в машине могли бы погибнуть. Таким образом, не исключено, что сообщение подсознания Боба спасло его невесту от смертельной опасности. 1.1. Цензор.Случай с Бобом С. интересен вовсе не как уникальный, а именно своей типичностью. Наше подсознание практически непрерывно извергает потоки образов, ощущений, неясных предчувствий, многие из которых несут жизненно важные предвидения. Но, подобно Бобу, мы часто не обращаем на них должного внимания. Приняв предупреждение, Боб — первое, что сделал — попытался «задавить» его. Так поступает большинство: день за днем, год за годом люди, не замечая, отметают самые ясные предвидения. Этот защитный рефлекс — я называю его цензором — в большей степени, чем что-либо другое, блокирует полное использование наших ментальных возможностей. 1.1.1. "Бутылочное горлышко" внимания.Как и многих из нас, Боба с детства приучали игнорировать все, что всплывает в подсознании. «Довольно мечтать! — ворчали учителя в школе. — Сядь прямо и будь внимателен!» К сожалению, возможности внимания ограниченны. Ученые подсчитали, что человеческий мозг способен сознательно воспринимать не более 126 бит информации в секунду. Причем для понимания собеседника требуется примерно 40 бит «внимания». Остальные 86 бит приходятся на наблюдение за мимикой лица говорящего и на раздумья о том, что сказать в ответ. И тем не менее наш мозг ежесекундно захлестывает информация, по объему намного превышающая пресловутые 126 бит. Эксперименты показали, что сетчатка глаза человека чувствительна даже к единичным фотонам, а обоняние реагирует на каждую молекулу. Такие микроскопические фрагменты восприятия окружающего мира поступают в наш мозг непрерывно, но подавляются, прежде чем мы успеваем их осознать. Этим и объясняется появление иногда у человека экстраординарных «сенсорных способностей» при повреждении мозга: в таких случаях просто отключается цензор и способность к восприимчивости ничем не сдерживается. Так, к примеру, нарушение нейрохимического равновесия в человеческом организме, известное как аддисонова болезнь, обостряет вкусовые ощущения иногда в 150 раз. Что же происходит с подавляемой информацией? Вопреки здравому смыслу, она не утрачивается и не разрушается. Фактически, как показали последние исследования, человеческая память способна сохранять почти сто процентов поступающей информации. Потенциально мы способны запомнить все. Однако большая часть данных столь глубоко спрятана в подсознании, что до недавнего времени психологи умели ее восстанавливать, не иначе как вводя в глубокий гипнотический транс. 1.2. Гений внутри нас.Если вы играете в теннис, то ваш тренер наверняка уже десятки раз призывал вас «держать мяч в поле зрения». Как многие полагают, это означает сконцентрировать все свое внимание на мяче, что физически невозможно. Летящий теннисный мяч примерно на полсекунды неизменно опережает осознанное восприятие его положения человеком, поскольку изображение, сформированное сетчаткой глаза, достигает мозга за десятую долю секунды и еще 400 миллисекунд требуется на осознание увиденного. Если бы теннисисты полагались на концентрацию внимания, каждый мяч ударялся бы об ограждения корта прежде, чем кто-то успевал бы взмахнуть ракеткой. Удар по теннисному мячу — лишь одно из простейших действий, на которое способно наше подсознание. Его возможности огромны. Подсознание Боба С. запечатлело мелкую отметину на автомобильной покрышке, увиденную, вероятно, краем глаза, в то время как Боб сконцентрировал свое внимание на чем-то другом. По этому обрывку информации подсознание диагностировало опасный дефект покрышки и начало бороться за то, чтобы довести свой диагноз до сознания Боба. Согласитесь, для такой последовательности действий требуется не только сообразительность, но и обостренное чувство ответственности. Мы можем попытаться представить себе подсознание Боба как самостоятельную личность с повышенной восприимчивостью, которая постоянно следит за Бобом изнутри. Это напоминает образы древних духов-покровителей, называемых греками демонами. Даже ультрарационалист Сократ во время войны Афин против Спарты доверял демону охрану своей жизни. Римляне именовали дружественных призраков genii (в единственном числе — genius). Именно таким «остроумным и находчивым» духам древние и приписывали мудрость, прозорливость и вдохновение. 1.2.1. Сверхразум.Античный подход не так уж далек от истины. В каждом из нас заключено своеобразное мыслящее устройство, значительно превосходящее по мощи наш слабый рассудок. Математик Джон фон Нейман однажды подсчитал, что человеческий мозг способен хранить до 280 квинтиллионов (то есть 280 000 000 000 000 000 000) бит информации. Многие считают эту цифру слишком «консервативной». Оценки быстродействия мозга колеблются от 100 до 100 000 терафлоп (1 терафлоп равен одному триллиону операций с плавающей запятой в секунду; это одна из принятых мер скорости компьютерных вычислений). Сравните их с производительностью самого современного суперкомпьютера СМ-5, который «ковыляет» со скоростью 100 гигафлоп — то есть 100 миллиардов операций с плавающей запятой в секунду. Итак, 1017 флоп мозга против 1011 флоп СМ-5. Несмотря на достойную удивления мощь, заключенную в черепной коробке, большинство из нас трудно заставить перемножить пару двузначных чисел без помощи калькулятора, и еще меньше способны осилить кроссворд из «Нью-Йорк Таймс» или припомнить, что было на обед в прошлую пятницу. И только бесконечно тонкий срез человечества — Моцарты, Эйнштейны и да Винчи — оказались способными использовать свои мозги с толком (да и то, как показывают исследования, не на полную мощность.) Их дарования столь впечатляющи, что мы смотрим на этих гениев почти так же, как древние, — то есть как на людей, наделенных сверхъестественной силой. 1.2.2. Скрытый гений.Но так ли уж гении отличаются от нас, остальных? Пожалуй, вы не стали бы так думать, ознакомившись с их школьными отметками или «характеристиками с места работы». Очень редко гении «от бога» получали раннее признание. Напротив, многим из них навешивались ярлыки «трудных», «заторможенных» и даже «тупых». Знаменитый математик Анри Пуанкаре показал столь убогий результат по тесту Бине, что его признали имбецилом (личностью с необычайно слабо развитым интеллектом). Томас Эдисон, автор рекордного числа запатентованных изобретений — 1093 — так преобразивших жизнь человечества, славился в школе своей медлительностью. Позднее Эдисон вспоминал: «Отец считал меня туповатым, и я почти свыкся с мыслью, что я действительно умственно отсталый». Альберт Эйнштейн также в детстве казался ущербным ребенком — частично из-за дислексии, проявляющейся в трудностях при разговоре и чтении. «Он развивался в детстве медленнее обычного, — вспоминает его сестра Майя Винтелер-Эйнштейн. — У него были такие проблемы с речью, что окружающие боялись, научится ли он вообще говорить... Каждую фразу, которую он готовился произнести, даже самую простую, он долго повторял про себя, шевеля губами. Эта привычка сохранялась у него до семи лет». Греческий язык юному Эйнштейну давался с таким трудом, что его учитель, не удержавшись, однажды воскликнул: «Ты никогда ничего не добьешься...». Позднее Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж. Наконец, заканчивая свою дипломную работу на ученую степень бакалавра, он не смог получить ни места в научном учреждении, ни рекомендаций от своих профессоров. Вынужденный согласиться на низкооплачиваемую работу в швейцарском патентном бюро, Эйнштейн в свои двадцать пять, казалось, был обречен на жизнь посредственности. Но на двадцать шестом году жизни Эйнштейн совершил неожиданное. Летом 1905 года он опубликовал свою специальную теорию относительности, содержавшую знаменитую формулу E = mc2. Шестнадцать лет спустя он стал лауреатом Нобелевской премии и приобрел мировую известность. Даже сегодня, через 40 лет после кончины ученого, его вдохновенный взгляд, кустистые усы и копна седых волос для всех нас остаются квинтэссенцией образа, а его имя — синонимом выдающегося ума. 1.3. Что было у Эйнштейна и чего нет у нас?Именно это хотел выяснить Томас Харвей. Доктор Харвей был дежурным патологоанатомом Принстонской больницы в тот день, когда в 1955 году скончался Эйнштейн. По чистой случайности судьба распорядилась так, что именно Харвею пришлось вскрывать тело Эйнштейна. Не заручившись разрешением семьи великого ученого, на свой страх и риск Харвей извлек и законсервировал его мозг и сорок лет слой за слоем изучал под микроскопом орган органов, хранящийся в растворе формальдегида. Какова же была его цель? Раскрыть секрет гения Эйнштейна. «Никто до сих пор не выяснил, что отличает мозг гения от мозга обычного человека, — рассказывал позднее доктор Харвей журналистам. — ...Нами руководила идея попытаться найти хоть что-нибудь...» Самому Харвею так ничего и не удалось обнаружить, но вот одной из его коллег повезло больше. Изучив фрагмент мозга Эйнштейна, Мариан Даймон, нейроанатом при Калифорнийском университете в Беркли, в начале 80-х годов сообщила о потрясающем открытии, ведущем к революции в представлениях о человеческих способностях и гениальности. 1.3.1. Как сделать гения.Принято считать, что гением нужно родиться. А вот Мариан Даймон посвятила свою работу «выращиванию» гениев в лабораторных условиях. В своем впоследствии знаменитом эксперименте она поместила несколько крыс в обстановку, стимулирующую развитие: их клетки были наполнены качелями, лесенками, «беличьими колесами» и разнообразными игрушками. А другим крысам достались совершенно пустые клетки. В стимулирующей среде крысы не только дожили до трех лет (что соответствует примерно девяноста годам человека), но у них увеличились и размеры мозга. Между нервными клетками вырос целый лес новых соединений в форме дендритов и аксонов — тонких разветвленных структур, передающих электрические сигналы от одной нервной клетки (нейрона) к другой. Крысы, обитавшие в обычных клетках, умирали раньше. Их мозг имел значительно меньше межклеточных соединений, чем у стимулировавшихся собратьев, и в какой-то момент развитие животных останавливалось вовсе. Еще в 1911 году отец нейроанатомии Сантьяго Рамон-и-Кахаль обнаружил, что количество соединений между нейронами (синапсов) является мерой гениальности, причем этот показатель оказывается более существенным, нежели общее число нейронов. Эксперименты, проведенные Даймон, показали, что «физический механизм гениальности» можно создать путем умственных упражнений, по крайней мере, у крыс. Применим ли этот принцип к людям? Даймон пыталась найти ответ на этот вопрос. Она изучала фрагменты мозга Эйнштейна. Как и ожидалось, в левом полушарии ей удалось обнаружить повышенное число глиальных клеток. Даймон назвала этот нейрологический коммутатор «ассоциативной областью других ассоциативных областей мозга». Глиальные клетки служат «клеем», связывающим нервные клетки друг с другом; они способствуют передаче электрохимических сигналов между нейронами. Именно это и ожидала увидеть Даймон, уже наблюдавшая повышенную концентрацию глиальных клеток у подопытных крыс. Присутствие их большого количества и в мозгу Эйнштейна указывало на сходство процессов обогащения ими мозга. Однако в отличие от нейронов, которые не воспроизводятся с момента рождения, количество глиальных клеток,аксонов и дендритов может увеличиваться на протяжении всей жизни, если правильно использовать мозг. Исследования Даймон позволяют предположить, что чем активнее мы учимся, тем больше возникает таких соединений. И напротив, стоит нам прекратить обучение и позволить мозгу погрузиться в застой, соединительные клетки начинают отмирать. Вывод для преподавателей очевиден. Если мозг Эйнштейна в чем-то устроен подобно мозгу подопытных крыс, то это значит, что путем достаточно интенсивной тренировки ума можно вырастить новых эйнштейнов. 1.4. Эйнштейновская теория гениальности.Какие же типы умственных упражнений можно предложить человеку в качестве аналога качелям, лесенкам и «беличьим колесам» в крысиных клетках? Сам Эйнштейн имел некоторые соображения на этот счет. Он полагал, что можно стимулировать появление глубоких и оригинальных мыслей, предоставляя полную свободу своему воображению, не ограничивая его традиционными условными запретами. Эйнштейн относит открытие теории относительности не на счет своего особого дарования, а напротив — на счет собственного так называемого «задержавшегося» развития. «Нормального взрослого никогда не станут беспокоить проблемы пространства и времени, — рассуждал Эйнштейн. — Есть вещи, о которых задумываешься только в детстве. Но мое интеллектуальное развитие задержалось, в результате чего я начал размышлять о пространстве и времени, будучи далеко не юным». 1.4.1. Как Эйнштейн оседлал луч света.В своих последних автобиографических записках Эйнштейн вспоминает озарение, которое привело его к созданию специальной теории относительности. Оно явилось неожиданно, когда шестнадцатилетним юношей он просто мечтал о чем-то. «А что, если... — подумал он тогда, — лететь рядом с лучом света с его же скоростью?» Нормальные взрослые, как резонно заметил Эйнштейн, обычно заглушают в себе подобные вопросы, а если они все-таки возникают, то быстро забывают о них. Видимо, именно это и имел в виду Уинстон Черчилль, когда говорил, что«много людей спотыкаются о великие открытия, но большинство из них просто перешагивают и идут дальше». Эйнштейн был исключением. Не имея ясного представления о том, куда заведет его этот вопрос, он размышлял над ним целых десять лет. И чем больше он думал, тем больше вопросов возникало перед ним. Отыскивая ответ на каждый новый вопрос, он шаг за шагом приближался к истине. 1.4.2. "Ощущение " относительности.Предположим, что через несколько лет после того, как возник вопрос о луче света, Эйнштейн задался вторым: «А что, если... оседлать луч света и держать перед собой зеркало? Можно ли тогда увидеть свое отражение?» Классическая физика давала бесспорный ответ: нет, поскольку, чтобы достичь зеркала, свет, отражающийся от вашего лица, должен был бы двигаться быстрее светового луча. Однако Эйнштейн не согласился с таким ответом, несмотря на то, что он соответствовал всем неопровержимым фактам. По каким-то необъяснимым причинам Эйнштейн почувствовал, что это неверно. Ему показалось абсурдным, что, глядя в зеркало, человек ничего не увидит. Доверившись своей интуиции больше, чем известным и общепринятым законам физики, он мысленно представил себе Вселенную, где, даже мчась со скоростью света, можно видеть себя в зеркале. Прошли годы, прежде чем ему удалось подкрепить свои умозрительные представления математически. Именно внутреннее чутье, а не математический расчет, привело Эйнштейна к правильному ответу. «Открытие не является продуктом логического размышления, — полагал Эйнштейн, — даже если окончательный результат привязан к строгой логической структуре». 1.5. Метод Эйнштейна.За редким исключением, все великие открытия в науке были сделаны интуитивно, в результате мысленных экспериментов. Эйнштейн не был первооткрывателем этого метода, но являлся самым выдающимся и активным его сторонником. Поэтому мы и назовем такой метод эйнштейновским методом открытий. Широкой известностью пользуется книга на эту тему Сиднея Дж. Парнеса «Игра воображения: искусство развития способности делать открытия», изданная Фондом творческого образования. Психолог Роберт Б. Дилтс недавно собрал все обрывки информации, характеризующие научное мышление Эйнштейна, проанализировав его переписку с Зигмундом Фрейдом и математиком Жаком Адамадом, а также детально изучив интервью, данное Эйнштейном психологу Максу Вертхеймеру, основателю гештальт-терапии. Биографические исследования дали потрясающие результаты. «Вместо слов или математических формул, — пишет Дилтс в своем трехтомном труде “Стратегии гениев”, — Эйнштейн мыслил преимущественно с помощью визуальных образов и ощущений... Вербальные и математические плоды этих раздумий появлялись лишь после самого главного — творческого осмысления проблем». 1.5.1. Комбинаторная игра.На самом деле Эйнштейн относил свои выдающиеся научные способности к навыку, как он сам называл, «туманной игры» со «знаками», «образами» и прочими элементами — как «визуальными», так и «мышечными». «Такая комбинаторная игра, — писал Эйнштейн, — по-видимому, является существенной составляющей продуктивного мышления» О своей теории относительности Эйнштейн говорил Максу Вертхеймеру: «Эти идеи пришли не облеченными в готовые словесные формулировки. Я вообще очень редко думаю словами». В эйнштейновской «туманной игре с образами и ощущениями» я усматриваю механизм, работающий подобно тому, что помог Бобу С. спасти жизнь своей невесте. Как Эйнштейн, так и Боб С. были не способны решить задачи, стоящие перед ними, путем осознанного размышления: Боб С. смог добиться прозрения с помощью метода просмотра образов, у Эйнштейна был собственный метод. Но оба они получили толчки из области бессознательного. 1.6. Навыки гения.Многолетние исследования привели меня к окончательному выводу, что гении немногим отличаются от обычных людей, а именно тем, что они способны расширять каналы своего внимания, руководствуясь собственными смутными, подсознательными ощущениями. Как правило, это умение развивается у них в таком раннем возрасте, что со временем они просто забывают его секрет. Все происходит автоматически, и потому гении, так же как и простые смертные, склонны к самым мистическим представлениям о том, как им удалось достигнуть столь выдающихся результатов. 1.6.1. Бейсбольный гений.Несколько лет тому назад я гостил у своего друга в Чикаго. В то время его сын боролся за место в школьной бейсбольной команде, но боялся, что ему не удастся прорваться из-за низкого индекса среднего числа попаданий по мячу. Я позанимался с мальчиком около часа, использовав методики, с которыми вы познакомитесь в этой книге. Во время занятий выяснилось, что ему лучше всего удавался удар, когда он наносил его в воображаемую крошечную точку на мяче. Она служила дополнительным фокусом для нанесения удара. Это может показаться тривиальным, но воздействие данного приема на игру было потрясающим. В бейсболе средний индекс попаданий битой 0,250–0,300 считается неплохим. Мальчик же во время первых десяти игр сезона продемонстрировал индекс 0,800! Его не только приняли в команду, но и присвоили ему звание самого результативного игрока года — как в собственной команде, так и во всей бейсбольной лиге. В течение часа нам удалось найти подход, который позволил мальчику стать бейсбольным гением. Но самое удивительное открытие было еще впереди. Я не встречал его несколько лет. Он продолжал играть в бейсбол и прекрасно помнил нашу встречу, послужившую поворотным пунктом в его спортивной карьере. Тем не менее он основательно забыл подробности выработанной тогда методики тренировки. Он ничего не помнил о крохотной точке и уже не пытался представлять ее во время удара. Так же как и его товарищи по команде, он совершенно не отдавал себе отчета, как ему удалось стать таким выдающимся спортсменом за столь короткий срок. 1.6.2. Вопрос таланта.Легко возразить, предположив, что, должно быть, мальчик обладал талантом бейсболиста. Лично я в этом не сомневаюсь. Но до нашей первой встречи этот талант ни в чем не проявлялся. По всем объективным признакам мальчик был обречен на неудачу. Его талант активизировался только после того, как мы выработали прием с крохотной точкой. На самом деле все мы имеем скрытые таланты и как раз в тех самых областях, где считаем себя наименее способными. Несомненно, учеба, практика и упорная работа могут обеспечить некоторые достижения. Но если мы хотим раскрыть наш гений в полную мощь, мы должны отыскать тот уникальный катализатор, подсказку или навык, которые приведут наше тело, чувства и разум к вершине. Именно этот катализатор я и называю фактором Эйнштейна. 1.7. Вы талантливее, чем думаете!Существующие системы образования и профессиональной подготовки весьма успешно подрывают нашу уверенность в себе и душат наши самые яркие мысли. Как правило, мы еще в раннем детстве осваиваем умение подавлять свою естественную гениальность. Подобно юному Томасу Эдисону, мы позволяем другим осаживать нас до тех пор, пока из зеркала на нас не уставится стопроцентный тупица. В реальности вы гораздо гениальнее, чем представляете себе. Методики, описанные в этой книге, помогут вам повернуть вспять годы, ушедшие на оболванивание. Вы отыщете свою «крохотную точку», которая станет работать на вас. На свете нет двух людей, которые одинаково определили бы свой фактор Эйнштейна. Я не могу предсказать, в какой форме явится ваша «точка», но, несомненно, подсознание, подобно джинну Аладдина, обязательно предстанет перед вами как могучий союзник, сопровождающий вас повсюду, — только не мешайте ему. Глава 2. Вы все время видите сны.Изобретатель Элиас Хове долго и неустанно трудился, создавая первую швейную машину, но ничего не получалось. Однажды ночью ему приснился кошмарный сон: за ним гналась банда людоедов, они уже почти настигли его — он даже видел блеск наконечников копий. Сквозь весь этот ужас Хове неожиданно отметил для себя, что в каждом наконечнике просверлено отверстие, по форме напоминающее ушко швейной иглы. И тут он проснулся, еле дыша от страха. Лишь позднее Хове догадался, что ему хотело подсказать ночное видение. Для того чтобы швейная машина заработала, нужно было всего лишь переместить ушко иглы с ее середины вниз, к острию. Это и было то самое решение, которое он искал. Так благодаря страшному сну, посетившему Хове, родилась швейная машина. 2.1. Проблема снов.История богата эпизодами, похожими на случай с Хове. Еще с библейских времен сны вдохновляли властителей, художников, ученых и изобретателей. Но они имеют и дурную славу, поскольку не подвластны контролю. Мы еще не научились вызывать сны по собственной воле (хотя однажды это может случиться), нам неизвестно заранее, что приснится, и чаще всего мы быстро забываем содержание ночных видений. 2.1.1. Явные сны.Психофизиолог Стефан Лаберже пытался разрешить проблему запоминания увиденного, используя методику явных снов, — он тренировал у людей способность приходить в сознание посреди сна. Первый шаг в освоении этой методики — вырабатывание привычки задавать себе вопрос «А сон ли это?» через короткие промежутки времени в течение всего дня. Как только эта привычка укоренится, тот же вопрос начинает возникать и ночью. И когда вы, наконец, ответите на него «да», — вас можно поздравить. Вы увидели свой первый явный сон. Люди, способные видеть явные сны, быстро обучаются контролировать ход событий в них и умеют избегать ужасных и будоражащих видений. Многие рассказывают о поразительных эпизодах парения в облаках, исследованиях подводных царств, превращениях в животных и прочих волшебных трюках, совершаемых по собственной воле. Таким образом можно вновь и вновь общаться с полюбившимися героями снов, бороться с неврозами, противостоять страхам. Можно даже остановить ночной кошмар в самом разгаре. Те, кому это интересно, могут обратиться к замечательным книгам Лаберже «Явные сны» (1985) и «Исследование мира явных снов» (1990). Метод Лаберже обещает стать эффективным средством раскрытия тайных богатств подсознания, но все же он не является панацеей, которой его провозглашают некоторые энтузиасты. Критики явных снов заявляют, что Лаберже сознательно принижает сложность освоения своего метода. По-видимому, одним он дается легче, другим — намного труднее. Нередко требуется оборудование, которое может стоить от 275 до 1000 долларов — к примеру, такое, как «NovaDreamer». Световыми и звуковыми сигналами это устройство отмечает момент, когда обучаемый входит в фазу быстрого сна — Rapid Eye Movement (REM-фазу сна), где и рождаются сновидения. Мой же собственный опыт подсказывает, что даже если удается преодолеть эти трудности, техника явных снов примерно в половине случаев не приносит желаемого результата. Глубокий транс REM-фазы сна открывает нашему сознанию глубинные мысли и эмоции, столь отдаленные от наших повседневных забот, что они так и остаются непостижимыми. И хотя всегда полезно поработать со своим сном, не говоря уже о том, что это увлекательнейшее занятие, все же, если вы ставите своей целью развитие творческих способностей и решение конкретных задач, вам следует дополнить имеющийся арсенал значительно более действенными методами. 2.2. Сны наяву.Как же лучше подступиться к желанному потоку подсознательных ощущений? Я полагаю, что за последние двадцать пять лет работы мне удалось найти ответ на этот вопрос. Разработанный мной метод просмотра образов открывает сознанию не менее богатый поток символических картин, чем в сновидении. К тому же, в отличие от сна, в нем можно практиковаться и бодрствуя — в любое время и в любом месте. Десяти минут ежедневных занятий вполне достаточно, чтобы существенно изменить свою жизнь к лучшему. 2.2.1. Поток образов.Факт остается фактом — мы постоянно о чем-то мечтаем или видим сны. По оценкам психологов, 50% времени мы тратим на дневные мечтания и более 8% — на ночные сновидения. Это означает, что 58% всей нашей жизни уходит на пассивное восприятие подсознательных ощущений. Цифры поражают, и все же мне они кажутся преуменьшенными. Есть основания предполагать, что поток образов никогда не иссякает. Даже когда наш ум занят работой, разговором или другими требующими внимания делами, чувственные механизмы сознания продолжают генерировать воображаемые картины, звуки, запахи, вкусы и ощущения. Большая часть из всего этого — воспоминания, вызванные случайными ассоциациями, а что-то является и отражением сознательных мыслей в настоящий момент. Это один из тех немногих случаев, когда внутренний цензор полезен. Если бы вы не фильтровали свой поток образов, то, управляя самолетом или оперируя пациента, вы подвергали бы опасности жизни людей, — поток образов отвлекал бы ваше внимание от работы. 2.3. Необычное расстройство.Великий югославский изобретатель Никола Тесла в детстве страдал необычным расстройством: ему досаждали ослепляющие вспышки света и яркие образы припоминаемых сцен, возникавшие перед его глазами безо всякого предупреждения. Отдельное слово, произнесенное кем-то, могло неожиданно вызвать живой образ человека или вещи, о которых шла речь. Образы были настолько реальны, что Тесла часто сам затруднялся определить, где действительность, а где — плод воображения. Все это доставляло ему большое беспокойство и создавало дискомфорт. Со временем ему удалось преодолеть расстройство с помощью упорных упражнений и постоянного напряженного самоконтроля. В 20-е годы нашего столетия русские психологи заинтересовались журналистом по имени Соломон Шерешевский, пытаясь разгадать секрет его парадоксальной памяти. Необычайный талант Шерешевского приоткрыл некоторые до сих пор неразгаданные загадки. Слова в разговоре, случайные мысли или воспоминания могли вызывать у него бурные всплески потока ощущений, управляющие спектром всех пяти чувств. «Слыша звуки, я неизбежно вижу игру цвета, — рассказывал он. — Если, скажем, человек говорит слово, я вижу это слово. Но как только вклинивается голос другого человека, все смазывается. Это происходит и со слогами произнесенных слов, так что я просто не могу понять, что же говорится на самом деле». В беседе с великим советским психологом Л. С. Выготским Шерешевский заметил: «Какой у вас ломкий желтый голос». А вот голос выдающегося кинорежиссера С. М. Эйзенштейна понравился Шерешевскому гораздо больше: «Когда я слушал его, мне казалось, что языки пламени приближаются ко мне. Я был так очарован, что не смог уловить смысл его слов».Однажды Шерешевский подошел к уличной торговке и спросил, какое мороженое она продает. В ответ раздалось: «Тутти-фрутти». «Но она произнесла это таким тоном, — рассказывал он позднее, — как будто бы куча угля и пепла вырвалась из ее уст. Я был не в силах заставить себя купить мороженое». Тесла и Шерешевский не страдали галлюцинациями в строгом клиническом смысле этого слова. Их подсознание реагировало на мир вполне нормально. Им просто недоставало способности, которой обладает большинство из нас, — при необходимости подавлять потоки образов. 2.3.1. Дар Теслы.Хотя интенсивность потока образов доставляла Тесле неприятности, тем не менее она же и стимулировала его талант. Среди прочих дарований Тесла обладал замечательной способностью видеть в мельчайших деталях свои изобретения еще до того, как приступал к их графическому изображению. Он мог в уме деталь за деталью построить новое устройство и опробовать его, используя только силу воображения. Его мысленные чертежи были столь точны, что он мог диагностировать неисправность в машине, просто представляя себе ее в работе. «Мне было абсолютно неважно, испытываю ли я турбину мысленно или проверяю ее в мастерской, — писал он. — Результат во всех случаях один и тот же. Я даже определяю, правильно ли она сбалансирована». Все основные принципы и составляющие современных энергетических систем, включая переменный ток, высоковольтные трансформаторы, линии электропередачи и гидроэлектрогенераторы, были разработаны Теслой именно таким путем. 2.3.2. Человек, который запоминает все.Шерешевский тоже весьма своеобразно использовал свой поток образов — он применял его для выполнения поразительных трюков с памятью. К концу жизни Шерешевский снискал славу «человека, который запоминает все». Его память была совершенной в буквальном смысле слова. Как-то раз, проводя эксперимент, психолог А. Р. Лурия дал Шерешевскому список слогов, который начинался примерно так: 1. ма ва на са на ва 2. на са на ма ва 3. са на ма ва на 4. ва са на ва на ма 5. на ва на ва са ма 6. на ма са ма ва на 7. са ма са ва на 8. на са ма ва ма на Поскольку список был очень длинным, а слоги столь бессмысленны и похожи друг на друга, обычные мнемонические приемы не помогли бы запомнить их. Шерешевский не только с легкостью запомнил слоги, но и через восемь лет восстановил все без единой ошибки и в том же порядке, вызвав этим неподдельное удивление Лурии. 2.4. Секрет Шерешевского.Секрет Шерешевского состоял в использовании им для облегчения процесса запоминания так называемых мультисенсорных мозговых бурь. Он утверждал, что запоминает слова не только с помощью фотографических отпечатков, возникающих в сознании, но также по их «вкусу или весу», то есть по «целому комплексу ощущений». К примеру, прочитав вышеупомянутый список бессмысленных слогов, Шерешевский внезапно вообразил себя в лесу. Слева от него сразу же возникла тонкая серовато-желтая линия. «Это оттого, что все согласные в списке сопровождались буквой а, — вспоминал он позднее. — Затем на линии появились бугорки, кляксы, разводы, грозди — разные по цвету, весу и толщине. Они представляли собой буквы м, в, н и т. д.». Восстанавливая слоги, как объяснял Шерешевский, он просто проходил по воображаемому пути в лесу, чтобы «прочувствовать, ощутить запах и прикосновение каждого пятна, каждого всплеска». 2.4.1. Волшебник — недоучка.Поразительная память Шерешевского доставляла ему и свои неприятности. Он не мог ее полностью контролировать: она работала непредсказуемо, как заклинание, произнесенное волшебником-недоучкой. И эта особенность постоянно напоминала ему о себе, вызывая неожиданные проблемы. Когда, например, он пытался запомнить набор слов, выписанных на доске, в его памяти всплывали другие наборы слов, написанные на этой же доске, но в другое время, и все они перепутывались. Шерешевский должен был постоянно прикладывать усилия, чтобы подавить определенные образы, освобождая место для других, тогда как у большинства людей этот процесс протекает естественно. Кроме того, у него была плохая память на лица. Мы, как правило, помним знакомые лица как цельные обобщенные образы. Но с Шерешевским все было иначе. Когда он пытался вспомнить чье-либо лицо, его сознание переполнялось образами этого лица, запечатленными памятью в разные моменты жизни в мельчайших деталях, во всевозможных ракурсах, при различном освещении и во всем многообразии выражений. Среди всей этой путаницы Шерешевскому очень редко удавалось узнать человека. «Лица так переменчивы, — жаловался он, — меня постоянно сбивают с толку бесконечные оттенки их выражений». 2.5. В поисках равновесия.Явление гениальности, по всей видимости, связано с интенсивностью подсознательных образов. Для того чтобы использовать свои способности эффективно, необходимо поддерживать равновесие между подавлением образов, не представляющих сиюминутной ценности, и допуском остальных в область осознаваемого. В борьбе за восприятие интенсивного потока ярких образов мы не должны потерять способность подавлять его по мере необходимости. Наиболее простой путь к желаемому равновесию — использовать управляемый процесс, такой как метод просмотра образов, позволяющий выбрать подходящий момент для контроля потока образов и сохранить при этом ясность сознания и готовность к быстрой и адекватной реакции. 2.6. Феномен воспроизведения сна.Мы обладаем гораздо большими способностями по реорганизации нашей подсознательной деятельности, чем может показаться на первый взгляд. Явление воскрешения сновидений в памяти представляет собой одну из наиболее ярких иллюстраций таких скрытых возможностей. Некоторые эксперты, например нейролог Алан Хобсон, утверждают, что, когда наш мозг погружается в состояние REM-фазы сна, он приостанавливает выделение нейротрансмиттеров — химических компонентов, необходимых для работы памяти. Именно поэтому, согласно Хобсону, физиологически невозможно запомнить большую часть являющихся нам сновидений. Однако вы сами можете легко убедиться в ошибочности этой теории. Давайте проведем простой эксперимент. Спросите себя: «Какие три сна я видел прошлой ночью?» В большинстве случаев вам не удастся вспомнить и одного, не говоря уже о трех кряду. Многие люди вообще говорят, что совсем не видят снов, разве что крайне редко. Но специалисты по сновидениям утверждают, что каждый нормальный человек в течение ночи в среднем видит около пяти снов, общая продолжительность которых не менее двух часов. Мы просто забываем их, когда просыпаемся. А теперь попробуйте следующее. Прежде чем отойти сегодня ко сну, приготовьте блокнот и карандаш. Как только вы проснетесь — пусть даже посреди ночи, — запишите все, что вам удастся вспомнить из своего сна. Первые несколько дней, скорее всего, не принесут никаких результатов, но я гарантирую, что через пару недель таких упражнений вы обнаружите, что просыпаетесь каждое утро с яркими детальными воспоминаниями, как минимум, трех различных сновидений. У вас в памяти окажется такое неимоверное количество материала, что вы будете просто не в состоянии все записать. Тот же результат можно получить, заменив блокнот и карандаш магнитофоном. 2.6.1. Тренировка и развития навыка.Это явление иллюстрирует так называемый первый закон поведенческой психологии: навык развивается благодаря повторяемости действий. Всякий раз, записывая содержание своих сновидений, вы укрепляете навык восстанавливать их. И наоборот, как только вам не удается записать сон, вы играете на руку обратному навыку. Метод просмотра образов работает в том же направлении. Когда вы впервые взяли эту книгу в руки, ваш поток был, вероятно, очень слабым и бедным, поскольку на протяжении всей своей жизни вы старательно подавляли и игнорировали его. Но как только вы начнете ежедневные упражнения по предписанной методике, вы с удивлением обнаружите, насколько живее и ярче становится ваше воображение. 2.7. Как вызвать поток образов.Процедура просмотра потока образов обманчиво проста. Вы удобно усаживаетесь в кресло, закрываете глаза и описываете вслух череду образов, проносящихся в вашем сознании. Отметим три важнейших принципа. Я называю их тремя китами прогона образов: 1. Вы должны описывать образы вслух — либо партнеру, либо пользуясь магнитофоном. В противном случае вы обрекаете себя на неудачу. 2. Вы должны использовать полный набор ощущений при описании образа. Если вы видите, например, заснеженную вершину, не ограничивайтесь описанием того, как она выглядит. Опишите ее вкус, ощущения, которые вы получили бы, прикоснувшись к ней, ее запах и свист проносящегося над ней ветра. 3. Составляйте свои описания в настоящем времени. 2.8. Эксперимент Райнерта.Первоначально я разрабатывал метод просмотра образов как некоего оракула по вызовам. Идея заключалась в том, чтобы, поставив вопрос своему подсознанию, вы могли получить на него ответ в мысленных картинах, подобно тому как Элиасу Хове мир его снов помог изобрести швейную машину. Не без гордости отмечу, что метод и в самом деле оказался максимально эффективным для достижения поставленной цели. Подробнее я остановлюсь на этом в последующих главах. К тому же неожиданно открылись и дополнительные преимущества просмотра образов. Один из наиболее удивительных побочных эффектов проявился в эксперименте, выполненном доктором Чарльзом П. Райнертом, профессором физики при Юго-Западном университете в Маршалле, штат Миннесота. Райнерт предложил семидесяти девяти студентам-первокурсникам принять участие в опробовании методов ускоренного обучения. В течение зимнего семестра 1988 года часть студентов занималась по методу Уимби (Whimbey), представляющему стандартную программу, использующую для развития аналитических способностей вербальные задания. Остальные студенты опробовали необычный новый метод — просмотр образов. Каждому из испытуемых Райнерт предложил стандартный тест на уровень развития интеллекта — до и после экспериментального курса. Результаты оказались потрясающими. В первой группе студенты набирали примерно 0,4 балла IQ за каждый час занятий; а те, кто занимался по методу просмотра образов, — около 0,9 балла в час, то есть целый балл за 80 минут практики! (Результаты Райнерта еще не опубликованы и могут рассматриваться только как предварительные. Окончательные цифры будут приведены по завершении Райнертом его долгосрочного исследовательского проекта.) 2.8.1. По старым каналам.Почему же метод просмотра образов так повышает IQ? Ответ на этот вопрос кроется в клеточной структуре мозга. Рассмотрим, что происходит при вырабатывании нового навыка, например, езды на велосипеде. Сначала кажется невозможным балансировать на движущейся двухколесной машине, но, овладев ею однажды, вы уже никогда не забудете, как это делается. И даже после двадцатилетнего перерыва можно снова сесть на велосипед и поехать без особого труда. Все это происходит потому, что навык езды на велосипеде «впечатывается» в наш мозг как обширная сложно переплетенная сеть, охватывающая миллионы различных нейронов. Подобные сети достигают гигантских размеров. Ученые из Нью-Йоркского университета натренировали кота различать две двери, на одной из которых были изображены две концентрические окружности. Кот довольно быстро понял, что миску с кормом можно найти, толкнув дверь с окружностями. Но экспериментаторы были поражены, когда при радиоактивном сканировании мозга животного обнаружилось, что этот простой акт распознавания и выбора одного из двух объектов требует одновременного использования от 5 до 100 миллионов кошачьих нейронов, — то есть до 10% всей массы мозга! Этот эксперимент показал, что одни и те же нейроны используются во многих сетях памяти одновременно. Иначе всего кошачьего мозга хватило бы только на десять сложных заданий. Объекты сохраняются в памяти не в клетках как таковых, а в виде своеобразных рабочих схем электрохимических сигналов, циркулирующих между клетками. А как сохраняются эти схемы? Неужели, если в течение двадцати лет вы не садитесь на велосипед, ваш мозг все это время держит схему данного навыка включенной? К
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |