ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 
Скачать бесплатно книгу  Владимир Багрунов - Азбука владения голосом для болельщика.
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

Код доступа 2461537

Владимир Багрунов - Азбука владения голосом для болельщика.

скачать

 

 

Выдержки из произведения

 

ДЕКАНУ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

ЛГУ им.А. А.. ЖДАНОВА

А.А . КРЫЛОВУ

 

 

Владимир Багрунов

Аз Буки Веди Глаголь Добро


 

Настоящим уведомляв Вас, что мною, старшим тренером ленинградской Футбольной команды высшей лиги "Зенит", Садыриным П.Ф. в сен­тябре 1964 года была получена психологическая консультация и пись­менная рекомендация от кандидата психологических наук, старшего на­учного сотрудника ЛГУ т.Багрувова В.Г.

Считав, что давние т.Багруновым рекомендации сыграли положи­тельную роль в успехе команды "Зенит".

АзБука Владения Голосом

Для болельщика

 

ГОЛОСОК, ГОЛОС, ГОЛОСИЩЕ


 


 

Старший тренер ленинградской

футбольной команды высшей лиги "Зенит


 

(П.Ф. Садырин)


 

САМОУЧИТЕЛЬ


 

 


 

Методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина


 

 


 

В.П.Багрунов

Азбука владения голосом для болельщика

Эта книга открывает серию самоучителей под общим назва-ем "Азбука владения голосом"

Самоучитель предназначен для массового читателя, но в осо-ности для тех, кто испытывает большие голосовые нагрузки, нуждается в оперативной методике снятия стрессов, восстановления сил, поддержания высокой работоспособности.

В самоучителе опровергаются введенные М.Гарсия-сыном более 150 лет назад принципы постановки голоса, считающиеся азбучными истинами (глубокое дыхание, опора на диафрагму), Предлагается новая нейробронхиальная теория голосообразова-ния и на ее основе, апробированная в течение 8 лет, не имеющая аналогов, методика настройки (развития) голоса. Овладение методикой не требует никаких предварительных знаний и навыков.

Эта книга в первую очередь для болельщиков, спортсменов, тренеров, а также любителей пения.

Книга печатается в авторской редакции.

Охраняется законом РФ об авторском праве

Н.А.Басова

Г.А.Журба

И.В.Медведев

Главный редактор Корректор Оригинал-макет подготовил

© В.П.Багрунов, 2002

JBN 5-85991-005-Х


 

Памяти Павла Федоровича Садырина

Предисловие

Приоритет болельщикам футбола отдан не случайно. С футболом меня многое связывает. В сентябре 2002 года исполнится 50 лет, как я побывал на своем первом матче "Зенита".

Автор настоящей книги является профессиональным психологом, многие годы посвятившим себя спорту и пению. Психология, как утверждал основатель ленинградской психологической школы академик Борис Герасимович Ананьев, будет лидирующей наукой XXI столетия. Успех в любом деле, а в спорте в особенности, зависит от того, насколько задействован психологический фактор.

Павел Федорович Садырин был одним из немногих футбольных тренеров, для которого эти слова не были пустым звуком (подробно об этом можно прочитать в приложении "Голос и Футбол").

Каждый истинный болельщик знает, что состояние его голоса является мощным фактором психологической поддержки для родной команды. Особенно это проявляется в выездных матчах. Забегая вперед, сообщу, что болельщик, овладевший предлагаемой методикой, по звуковой мощи будет всегда выделяться на общем фоне мощью и дальнобойностью своего голоса. А главное: голос от этого не будет хрипнуть, как это бывает обычно, а наоборот, будет становиться всё сильнее и сильнее.

Любое познание начинается с азов. Азъ - эта первая буква славянской азбуки введенной Кириллом и Мифодием более тысячи лет назад. Первые пять букв этой азбуки - A3 БУКИ ВЕДИ ГЛАГОЛЬ ДОБРО - прямо указывают на то, что первые знания (навыки) должны относиться к веденею (владению) глаголем (речью). И если за тысячу лет прошедших с момента создания азбуки, письменная речь постоянно эволюционирует, то по отношению к голосу этого сказать нельзя. И это по тому, что введенные более 150 лет назад принципы постановки голоса Гарсия-сына, считающиеся азбучными истинами, (глубокое дыхание, опора на диафрагму) на


 


 

самом деле оказались методами уничтожения голоса.

В 1994 году, после двадцатилетних попыток раскрыть тайну феномена Шаляпина, мне удалось создать диаметрально противоположную существующим подходам методику развития голоса

Из теоретической части самоучителя Вы узнаете, почему при рождении все мы владеем идеальным голосом. Вы также узнаете о трех секретах настройки голоса, почему он теряется и с помощью каких методов восстанавливается.

Практическая часть содержит упражнения, овладение которыми позволит Вам не иметь никаких проблем с голосом даже при самых больших нагрузках на него. Методика общедоступна. В короткие сроки (от двух дней до месяца) ею смогли овладеть несколько сотен человек, среди которых школьники, студенты, преподаватели, логопеды, политики и представители самых разнообразных профессий. Опыт показывает, что при применении разработанной методики: улучшаются все параметры голоса и речи (тембр, выносливость, громкость, диапазон, интонационная пластичность). Улучшаются способности к саморегуляции, нормализуется сон, выявлен высокий антидепрессивный эффект. Увеличивается устойчивость к инфекционным заболеваниям, ускоряются процессы регенерации тканей. Открываются новые способности (хореографические, декламационные, певческие); резко улучшаются коммуникативные способности. Улучшается слух в целом, а также речевой, музыкальный и интонационный слух; появляется стремление к саморазвитию. Причем эти положительные признаки начинают проявляться уже после двухдневного 10 часового курса. Эти и другие результаты зафиксированы в магнитофонных записях, а также в графической и числовой форме в компьютерных обработках. Основной контингент составили те, кто прошел обучение по 10-часовой методике за 5 недель.

Эти многочисленные положительные эффекты связаны с резонансными эффектами методики. На огромную роль вибраций собственного голоса указывали великий Пифагор и отец средневековой медицины Парацельс. Многие эзотерические и восточные учения приписывают нашему голосу чудодейственную силу. Возможно, что предлагаемая методика, основанная на раскрытии тайны феномена Шаляпина, относится к их числу.


 

В психологии известно, что выводы, данные в готовом виде, плохо усваиваются. Поэтому, чтобы понять любое новое явление, необходимо знать, хотя бы в общих чертах, его предысторию.

С сентября 1952 года я стал страстным любителем футбола и болельщиком "Зенита".

Хотя мне было 7 лет, но хорошо запомнил две фамилии участников того матча на стадионе им. С.М.Кирова. Это был наш легендарный вратарь Леонид Иванов и киевский динамовец с запоминающейся фамилией Попандопуло.

В детстве параллельно с футболом увлекался шахматами. В 15 лет выполнил 1-й разряд и входил в десятку сильнейших школьников города. Но шахматы и футбол пришлось отложить в долгий ящик. В это время началась моя трудовая жизнь. Пришлось совмещать работу с учебой в вечерней школе. К 19 годам, когда в 1964 году я поступил на факультет психологии, у меня было 4 года производственного стажа. Учеба шла очень легко, так как знание реалий жизни помогали быстрому усвоению теоретических постулатов изучаемых наук. В 1969 году я закончил   заочное   отделение   факультета   психологии Ленинградского университета и к удивлению многих, меня без аспирантуры сразу взяли на ставку младшего научного сотрудника в лабораторию инженерной психологии. Дело в том, что руководитель лаборатории Сергей Нерсесович Сафарян искал исполнителя заканчивающегося через год хоздоговора по закрытой тематике. Предыдущие два года не дали результатов и, просмотрев все дипломные работы, он остановил выбор на мне. Не долго думая, я согласился. Применив новый подход к решению этой непростой проблемы, мне удалось в считанные недели решить её.

С.Н.Сафарян сообщил мне, что эта работа достойна кандидатской диссертации и тогда я предпринял соответствующие действия: оформил соискательство и к лету сдал все кандидатские экзамены и этим же летом был участником Всесоюзной конференции по инженерной психологии в Калинине (теперь Тверь). Это был взлет, после которого на меня неожиданно обрушился шквал из различного рода придирок и


 

уколов по самым разнообразным поводам.. Меня просто -напросто пытались выжить с факультета. Ведь я был ничей, а Сафарян сам еле держался на своем теплом месте, с которого его "ушли" через три года. Неожиданно возникла сильнейшая потребность в пении - это заговорил инстинкт самосохранения и через два месяца он привел меня в университетский хор. С этого времени началось мое изучение природы голоса человека на собственной практике, в результате приведших меня к открытию, на основе которого написан этот самоучитель.

Мой голос, по мнению выдающегося хормейстера современности Григория Моисеевича Сандлера, явно выделялся в лучшую сторону. Через год пения в хоре захотелось осуществить потаенную мечту - стать выдающимся певцом. Нашел педагога, к которому приводили "гибнущих" студентов консерватории. Отзанимался у него 7 лет. Было взято 515 платных уроков, но в результате... я полностью потерял голос, как и многие пытавшиеся взобраться на вершину певческого успеха. После этого сосредоточился на науке и в 1981 году защитил кандидатскую диссертацию.

Вскоре мне представился случай на практике реализовать свой футбольный и психологический потенциал. Летом 1984 года "Зенит" был одним из лидеров чемпионата СССР. Пресса и телевидение прочили победу ленинградцам в финальном матче на кубок СССР с динамовцами Москвы. Приводили в пример 1944 год, когда "Зенит" стал победителем кубка. Твердили о плохой форме динамовцев, находившихся в самом низу турнирной таблицы. В качестве болельщика я был на стадионе "Динамо" в Москве и внимательно следил за игрой. Груз ответственности так сковывал игроков обеих команд, что их невозможно было узнать, особенно "Зенит". В обороне - ошибка за ошибкой, а нападающие не могли сделать ни одного приличного удара. И вот уже в дополнительное время, когда игроки обеих команд еле передвигались по полю, у динамовцев нашелся игрок, который фактически один обыграл "Зенит". Этим игроком был Валерий Газзаев. Когда я узнал о встрече зенитовцев со студентами и преподавателями в актовом зале Ленинградского


 

университета 5 сентября 1984 года, то я понял, что настало время для установления контактов с главным тренером "Зенита" П.Ф.Садыриным с целью обоснования роли психологической подготовки футболистов к решающим матчам. Подробно об этом написал корреспондент газеты "Северный форум" Леонид Вороховский. Часть интервью об этом событии можно прочитать в приложении к этой книге.

В 1987 году на зенитовской базе в Удельной я познакомился с тренером дубля Виталием Васильевичем Лебедевым. Наши контакты продолжаются до сих пор. Думаю, что в российском футболе Виталий Лебедев один из немногих, кто знает, как развить и включить.игровое мышление футболиста в процессе игры.

Три события события резко повлияли на всю мою дальнейшую судьбу. Первое произошло в ноябре 17 ноября 1993 года. В этот день по одному из коммерческих дел ожидал клиента в вестибюле станции метро "Пионерская".

Неожиданно взгляд падает на афишу, где крупными буквами написано, что 5 и 7 декабря 1993 года в Большом зале филармонии хор Санкт-Петербургского университета под руководством Григория Сандлера совместно с симфоническим оркестром филармонии исполняет Кармина Бурана К.Орфа. Дирижер В.Вербицкий. Почему-то мне ужасно захотелось спеть это произведение и в ближайший репетиционный день) во вторник я предстал пред очи Григория Моисеевича Сандлера. Я сообщил, что пел в хоре в 1970-71 учебном году высказал свое желание еще раз спеть полюбившееся мне произведение, которое они будут исполнять через две недели. Мужских голосов в хоре всегда не хватало и через несколько секунд я находился среди поредевших за эти годы теноров. Оба концерта прошли с огромным успехом. Вскоре выяснилось, что хор в апреле должен ехать в Париж, побывать в котором является моей сокровенной мечтой. Естественно я остался в хоре и с колоссальной скоростью стал разучивать репертуар хора. Второе событие произошло 30 декабря 1993 года перед самым окончанием репетиции. Неожиданно Григорий Моисеевич обращается ко мне: "Володя!


 

Ты наша надежда!". В ночь на новый год великий хормейстер уснул вечным сном. Третье событие уже непосредственно побудившее меня к штурму проблемы голоса произошло в конце марта за несколько дней до отъезда хора во Францию. На моих глазах директор студенческого клуба Олег Иванович Виноградов порвал мою анкету для поездки. Таким образом, он отомстил мне за историю 12-летней давности, когда я не дал ему провести сомнительную операцию с ремонтом рояля "Бехштейн" купленным студентами факультета психологии на заработанные ими на стройке деньги. Волна сложных эмоций захлестнула меня. Когда он рвал анкету, и я не верил своим глазам, во мне что-то перевернулось. На этой волне я окончательно прозрел всю порочность традиционных методов обучению пению и предпринял очередной штурм проблемы природы голоса и господь внял всем предыдущим моим поискам и лишениям. В этот же день я предпринял очередной теоретический штурм проблемы голоса и вскоре он увенчался успехом. В одной из диссертаций я наткнулся на малоизвестный факт буквально потрясший и озаривший меня. В считанные мгновения мне стала ясной порочность методов работы с голосом, которые я прочувствовал на "собственной шкуре" за эти 23 года. Этот отказ в поездке оказался для меня поистине бесценным. Через месяц была создана совершенно новая теория и методика развития голоса.

И как это не удивительно все самое главное в природе голоса было зафиксировано на Бородино, на котором я до описанного события неоднократно бывал в связи со своими Багратионовскими корнями (отсюда и название фирмы и психоакустического центра "Багратид"). Мне стала понятна тайна феномена Шаляпина и других выдающихся певцов и ораторов. Прежде всего, эту методику я испытал на себе. Результаты превзошли мои ожидания. Тогда мною был организован психоакустический шаляпинский центр "Багратид" и вскоре пошли результаты, которые поражали не только самих учеников, но и специалистов. Об этом много писалось в прессе, было три передачи на радио и три - по центральным каналам телевидения


 

 


 

10


 

11


 

(орт,  ртр,  нтв).

Привожу отрывки нескольких статей. Авторы написали их под впечатлением от прослушанных ими магнитофонных записей моих учеников до и после обучения.

Первым на моё открытие откликнулся корреспондент газеты "Спортивная" Александр Спасский.

Это был неожиданно быстрый старт. Вот эта моя первая ласточка.

ГОЛОС, ГОЛОСОК, ГОЛОСИЩЕ

Какие нотки в голосе необходимы тренеру, чтобы команда за минутный перерыв настроилась на победу? Какой звук должен издать игрок, чтобы партнер в долю секунды его понял? Какое горло следует иметь болельщику, чтобы судья услышал его мнение? Да и вообще, что мы знаем о своем голосе и его возможностях?

В сентябре этого года в Петербурге на первой Международной конференции "Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток-Запад", проходившей под патронатом Петровской Академии Наук и Искусств, был зачитан доклад на тему: "К раскрытию тайны феномена Шаляпина". Автор доклада выдвинул свою версию, объясняющую механизм звукоизвлечения гениального певца. Он также попытался доказать, разработав собственную методику, что овладеть этим механизмом может любой мало-мальски одаренный человек.

Владимир Павлович Багрунов закончил факультет психологии Петербургского университета в 1969 году. В то время в стенах университета блистал хор Сандлера.

Среди теноров хора был и Владимир. Именно тогда у него возникло стремление познать тайны певческого звука.

- Подчас мы и не подозреваем, - говорит Багрунов, - каким сокровищем владеем. Вот только пользоваться не всегда умеем. Замечено, что стон раненого слышен на несколько километров. Кошачий крик, весьма похожий на плач ребенка, имеет значительную громкость. А плач ребенка вообще "пробивает" стены. Мощь голоса, оказывается, определяется вовсе не


 

связками. Связки, как доказано Р.Юссоном, французским физиологом, колеблются в результате импульсов, идущих из центральной нервной системы. Они только заставляют вибрировать воздух с частотой, заданной центральной нервной системой.

Вам сделали больно. В коре головного мозга возникает импульс, который управляет связками, и вы издаете крик. Но при этом не успеваете вдохнуть воздух, а крик издаете весьма громкий. Этот пример говорит о том, что сила издаваемого звука и высота тона - не в силе воздушной струи. Казалось бы, чем сильнее ударил, тем громче звучит. Нет, с голосом все обстоит по-другому.

Федор Иванович Шаляпин создавал себя как певца, как это ни покажется странным, на подмостках драмтеатра. Он шлифовал свой голос на двух-трех репликах, которые произносил в спектакле. Реплика из его уст вылетала громкой, отчетливой и напевной.

Шаляпин оттачивал свой неповторимый голос речевым сигналом. Когда его спрашивали, что он чувствует, когда поет, он отвечал: "Я пою пятками". В этом - ответ на вопрос, в чем сила голоса. Сила голоса - в резонансе.

Но в резонансе - не только мощь. В нем и наше здоровье. Частоты, возникающие при правильном пользовании голосом, обладают лечебным свойством. Доказательство тому -долголетие многих певцов. С.Лемешев работал на профессиональной оперной сцене с одним легким и дожил до 76 лет.

По анализу голоса можно поставить диагноз физического и психического состояния человека. Контроль за состоянием космонавта на орбите осуществляется, в том числе, и по контролю за их речью. Если тон речи или её темп понижаются, это говорит об утомленности.

Голос - это не только знак судьбы, не только здоровье. Целенаправленная работа с голосом может делать его вашим оружием. Особенно важно это для тех, кто занимается различными видами единоборств. Боевой клич как способ


 

 


 

12


 

13


 

психического подавления неприятеля известен, кстати, с незапамятных времен. Голосом можно и подавлять, и очаровывать. Если бы новые руководители страны обратили внимание на такой "пустячок", как голос, они, возможно, без труда получили бы на выборах наши голоса".

Александр Спасский,

                                                                      "Спортивная",

4-10 ноября 1994 г.

Следующую статью написал главный редактор газеты "Караван". На него большое впечатление произвели магнитофонные записи голосов моих учеников до и после обучения. В 1999 году он стал генеральным директором общественного объединения "Мирный город". В ноябре того же года состоялось учредительное собрание всероссийской общественной организации по образованию взрослых, куда я был им приглашен в качестве одного из учредителей. Были грандиозные планы вплоть до реализации моих проектов на уровне ЮНЕСКО. Для их реализации он познакомил меня с полномочным посланником ЮНЕСКО в России Н.М Канаевым. В конце апреля 2001 года произошло самое непредвиденное: в расцвете творческой энергии сердце Владимира Ивановича не выдержало... Наши грандиозные совместные планы повисли в воздухе. Была обещана помощь председателя Госдумы Селезнева Г.И. и многое другое. В моей памяти этот человек останется навсегда.

ТАЙНА  ГОЛОСА

Ужасное зрелище являло собой Бородинское поле после сражения. Огромная площадь, взрытая ядрами. Дотла сгоревшие дома, разбитые лафеты пушек, груды оружия. Куда ни посмотришь, всюду лужи крови, трупы людей и лошадей. Казалось, не было еще в русской истории битвы ожесточеннее этой.

Вместе с военными и санитарами по мертвому полю бродил человек в штатском. Чувство патриотизма, свойственное


 

прежней российской интеллигенции, привело его на отечественную войну. Как Пьер Безухов, стоял он под ядрами, чем мог, помогал воинам. Это был русский ученый Илья Грузинов.

На Бородинском поле он сделал выдающееся открытие, вот что написал он в свою неизменную тетрадь: "Делая опыты над телами мертвых, надувая дыхательное горло через ветви оного и натягивая перепонку, я несколько раз производил в них совершенный голос, почти сходный с тем, какой мы слышим от животных, без всякого натягивания гортанных связок.. Человеческий голос рождается в груди в нижнем конце дыхательного горла, посредством задней перепонки, соединяющей хрящевые кольца оного..."

Раскрытая Грузиновым тайна голоса таковой по сие время и оставалась тайной. Тетрадка его терялась, находилась, переписывалась, похищалась. Она имела свою собственную историю, а может легенду, никак не связанную с наукой и практикой человеческого голоса.

Меж тем эта наука пошла ложным путем. Оборотистые итальянцы внушили всем, что "душа" голоса - колебание голосовых связок. С их легкой руки вокальное преподавание укрылось от ясного разума магическими заклинаниями: "опора дыхания", "регистры голоса", "фонационное положение связок"...

Ложная наука была тягостна как для учителей, так и для учеников. Многие годы уходили на овладение пресловутой вокальной техникой, при этом такого низкого КПД не знал и не знает ни один вид педагогики.

А природа голоса жила своей естественной жизнью. Птицы, не имеющие ни легких, ни диафрагмы, пели удивительно разными чудесными голосами; новорожденный младенец, не имеющий силы даже поддерживать головку, издавал такой чистый и сильный звук, что повергал в недоумение спецов по вокалу.

И наконец, так и не понятый до конца феномен самоучки Шаляпина! Что бы там не говорили - не было у него ни


 

 


 

14


 

15


 

вокального обучения, ни вокалистов-учителей. Он категорически от таковых открещивался, посмеиваясь, что если бы он пел так, как его пытались учить, - толку бы никакого не было. А он пел! Так пел, как никто теперь не поет!

Шаляпин инстинктивно проник в тайну голоса, ту самую тайну, которую исследовал Илья Грузинов и надолго запечатал молчанием в своей загадочной тетради.

...Ныне в городе нашем живет человек, этой тайной владеющий. Истинный наследник Ильи Грузинова. Он скромный ученый, продолжает дело давно позабытого всеми исследователя: ставит опыты, передает свою методику последователям. Оh - настоящий волшебник. Всего лишь за несколько занятий может любому заике, любому невнятно говорящему вылечить голос, сделать его сильным, звучным, красивым. Если пожелаете, то писклявый превратит в бас, из резкого создаст приятный баритон...

Если пожелаете... Однако он не практикует. На горе несостоявшимся ораторам и певцам он далек от коммерции и научных дискуссий. Его интересует сам процесс, его изучение и совершенствование. Даже имени своего он просил не упоминать. Жаль. Сколько верховных и местных политиков, раздражающих нас своим убогим искаженным витийством смогли бы получить голоса благозвучные и чарующие. Он доверил ее нам, но "Андреевский флаг" до поры лишь приоткрыл завесу тайны -истинную колыбель голоса: мембранно-трахейный механизм, универсальный в животном мире способ звукоизвлечения, не требующий физических усилий.

Но что из того, что мы держим в руках бутылку, в которой
упрятался джин. Вызвать его особенным заклинанием может
только волшебник.                                                      

То не моя вина, что наложить печать       

Я  должен на свою заветную тетрадь. 

Мне чернь ученая достаточно знакома

 

Чтоб тайн своей души пред ней не раскрывать.

                           Омар Хайям  

16


 

     Мы видели это чудо. Мы были свидетелями рождения прекрасных голосов у безголосых людей.

 Так-то...

Владимир Соловьев,

                                                                                                                                              "КАРАВАН",

                               8 апреля, 1997 года

ПРАВИЛЬНО ГОВОРЯТ ТОЛЬКО ВО МЛАДЕН­ЧЕСТВЕ —

считает петербургский академик Владимир Багрунов и на этой идее строит свою практическую систему идеальной постановки голоса, а заодно готовит научный скандал мирового размера...

ТАЙНА ШАЛЯПИНА РАСКРЫТА.

Петербургский ученый уверен, что суперпевец всех времен и народов смог стать таковым только оттого, что не разучился в отрочестве (как все мы) петь по принципам, заложенным в человеке от рождения. Не "забыв" природной манеры звукоизвлечения, не "зажав" его дурацкими дыхательными упражнениями, Шаляпин стал таким, каким мы его знаем. У птицы нет легких - а она поет. И неслабо. Также как у нее не обнаружена диафрагма, а божья тварь заливается трелями. Вот так. А вот трахея у птицы есть. Дальше. Новорожденный младенец, у которого нет еще сил даже приподнять голову, издает такой чистый и сильный звук, что тот не только "пробивает" стены, но и повергает в уныние и специалистов по вокалу. Почему? Потому что ребенку не успели запудрить мозги всякими вокальными методиками, он орет, как его научила природа.

Потом подавляющее большинство людей забывает, как надо правильно пользоваться своим голосовым богатством и подстраивается под общепринятые "стандарты".

Человеческое естество не терпит "забывчивости" и мстит - невыразительным, жалким голосом, серыми интонациями. Владимир Багрунов возвращает глубинное знание о голосе и умение им пользоваться всем "пострадавшим".

                                                        Александр Быстрых,

                                                 "Петербург на Невском",

N7, 1997 г.

17


 

РАСКРОЙТЕ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕГО ГОЛОСА

Вспомним чеховское знаменитое: "В человеке должно быть всё прекрасно... "Но может ли это "всё" не включать в себя такой важнейший атрибут нашей сущности, как голос? Так вот, оказывается, каждый человек от природы наделён... голосом феноменальной силы и красоты. И этот голос нельзя утратить: с помощью довольно простых упражнений его всегда удается восстановить. Вы сомневаетесь? Я тоже не верила в это, пока не испытала на себе самой поразительный эффект одной методики. Ее разработал научный руководитель Центра развития голоса инновационного предприятия "Багратид", кандидат психологических наук Владимир Павлович Багрунов. А дело было так...

С самого детства музыка была неотъемлемой частью моего существа... Однако в хоре при консерватории, куда мне посчастливилось попасть, вскоре обнаружилось, что, имея и желание петь, и хороший слух, и сильные голосовые связки, я почти не имела голоса. Иными словами, голос у меня (как, впрочем, и у большинства людей) оказался "зажатым", причём никакие традиционные упражнения по развитию голоса не помогали. Тогда, придя к мысли о том, что пение-удел немногих, и утратив всякую надежду на дальнейшее совершенствование своего голоса, я бросила занятия. Спустя много лет мне опять безумно захотелось петь. Без особой надежды на то, что смогу развить свой голос, я, тем не менее, поступила в хор. И снова пришлось столкнуться с теми же проблемами: голос был по-прежнему зажатым и звук выходил с трудом. Иногда, особенно на высоких нотах, у меня перехватывало дыхание и в горле начиналась сильная боль, а после непрерывного пения в течение нескольких минут я просто не могла разговаривать! Одним словом, пение не приносило мне ничего, кроме всё большего разочарования в моих возможностях. Наверное, так бы я мучилась и дальше, если бы не счастливый случай...

Судьба свела меня с Владимиром Павловичем Багруновым - человеком, сделавшим удивительное открытие. В результате


 

серьезного многолетнего изучения проблемы человеческого голоса В. П. Багрунов пришел к разгадке феномена великого певца - Федора Ивановича Шаляпина и на основании своих наблюдений разработал специальную методику, с помощью которой любой человек может необыкновенно развить и улучшить свой голос...

То, что произошло в результате нескольких занятий,

потрясло   меня.   Голос,   прежде   зажатый,   издававший

неблагополучный хрип и сипенье на высоких нотах, теперь

свободно лился ровным, чистым звуком, приятно вибрируя и

принося необычайное физическое и духовное наслаждение. Это

было настолько естественно и легко, что казалось, будто сама

природа вторила каждому звуку, вылетавшему из моей груди...

                                                           Марина Буланова,

      альманах   "Целительные силы",

                                                                                                         1997г.

ПОЧЕМУ ШАЛЯПИН ПЕЛ ТАК УНИКАЛЬНО

психолог Багрунов утверждает, что знает ответ на этот вопрос Изумлению тех, кто попадает на встречи с Владимиром Багруновым, не бывает предела - маститый ученый-психолог начинает общение... с пения. Голос завораживает своей красотой. Его приглашают на профессиональную сцену, но он отказывается. Обладая от природы завидными способностями, Багрунов в свое время поступил в консерваторию, да вышла осечка. До обучения он обладал великолепным, бархатным голосом, после обучения -почти полностью его потерял. И таких, пострадавших от передовой вокальной педагогики немало. И тогда, оставив надежды на карьеру певца и переключившись на изучение психологии, он задумался, почему самые хваленые, совершенные методики приводят к противоположным результатам и калечат неокрепшие голоса? Эти размышления помогли ученому разгадать феномен Шаляпина.

Во многих европейских вокальных школах считают, что
источником звука являются голосовые связки. Педагоги внушают
ученикам, что сила и звучность голоса зависят от глубины выдоха,
от опоры на диафрагму.
                                  


 

 


 

18


 

19


 

В своих исканиях Владимир Багрунов обратился к опытам русского ученого И. Грузинова, проводившимся в 1812 году после Бородино.

Недавно Багрунов стал руководителем центра развития и постановки голоса "Багратид", завоевавшего необычайную популярность в городе. Здесь каждому из обучающихся возвращают его естественный природный голос.

Сергей Краюхин,

              "Известия", Санкт-Петербург,

                  24 октября 1997 года

  КАК ПРОПЕТЬ КОРОЛЕВСКИЙ ГАМБИТ?

В дни только что завершившегося на невских берегах крупнейшего шахматного соревнования "Мемориал Чигорина" в спортивном зале можно было увидеть известного питерского психолога, кандидата наук Владимира Багрунова. Владимир Павлович давно играет в шахматы, достиг определенных успехов (в его послужном списке - победа над Гатой Камским), но в данном случае его интерес к турниру подогревался отнюдь не спортивным азартом. Багрунов пытался доказать каждому из 154 участников мемориала, среди коих около 40 гроссмейстеров, что ему необходимо начать обучаться... пению.

Вокальные упражнения дают возможность снять психологическую зажатость, стрессы, которым подвержены профессиональные шахматисты в период подготовки и участия в серьезных турнирах.

Секрет шахматного долголетия и прекрасной спортивной формы Василия Смыслова, венгерского гроссмейстера Лайоша Портиша и многих других в том, что они в труднейшие моменты своей жизни предпочитали петь, считает психолог. Другим, кто не пел, приходилось намного сложнее, и старели они быстрее своих поющих собратьев. Багрунову можно верить хотя бы потому, что у него консультировались в свое время и отец Гаты Камского, и отец набирающего сейчас обороты питерского шахматиста Петра Свидлера. В


 

"звездном" для команды "Зенит" 84-м году в Петербургский университет приезжали футболисты вместе с тренером Павлом Садыриным, и советы Багрунова наверняка сыграли положительную роль в психологической подготовке спортсменов к ответственным соревнованиям.

А победитель турнира в Линаресе (Испания) гроссмейстер Валерий Салов брал у Владимира Павловича перед поездкой уроки игры на гитаре и пения.

В день, когда закрывался "Мемориал Чигорина", я встретил Багрунова в шахматном клубе, беседующего с 14-летним Димой Бацаниным. Этот вундеркинд из Владивостока стал недавно чемпионом мира в своей возрастной группе. В систему Багрунова юный шахматист верит и собирается в дальнейшем использовать его методику обучения пению.

Сергей Краюхин,

                          "Известия",

13 ноября 1997 года

ДЛЯ УСПЕХА НЕОБХОДИМ ХОРОШО ПОСТАВЛЕН­НЫЙ ГОЛОС

Двадцать молодых политиков из российских регионов поступили на учебу в центр развития голоса "Багратид" под руководством кандидата психологических наук Владимира Багрунова. В скором времени они вступят в предвыборную борьбу за место в Государственной думе. Для успеха они решили провести занятия по оригинальной методике с использованием граммофонных записей Шаляпина и Юрьева...

                                          Сергей Краюхин,

"Известия", Санкт-Петербург,

9 июня 1998 года

МИ ТРЕТЬЕЙ ОКТАВЫ. ИНТЕРЕС УЧЁНЫХ К УНИКАЛЬНОМУ ГОЛОСУ

На конкурсе бельканто (стиль особо связного, певучего исполнения), который состоялся в Донецке, фурор произвела 12-летняя Мери Саргсян. Жюри и публику заворожили божественная


 

 


 

20


 

21


 

красота ее пения в украинской народной песне "Соловейко" и феноменально взятая нота ми третьей октавы.

Как отмечают профессионалы, эту верхнюю ноту не способен сейчас взять ни один певец в мире. Обучается Мери у Павла Тютюнника, который применяет оригинальную систему подготовки...

Таким же путем, как его украинский коллега, но независимо от него, идет уже два десятка лет петербургский психолог и вокальный педагог Владимир Багрунов. Критерием целесообразности своей методики петербургский ученый считает полученные конкретные результаты - за минувшие годы здесь прошли обучение десятки людей, которые не только улучшили свои вокальные данные, но и свою речь. Причем ни одного срыва голоса, как это нередко случается в наших музыкальных вузах, в центре не наблюдалось. Совсем недавно здесь неожиданно открыли незаурядные вокальные способности у 50-летнего директора школы - после нескольких занятий у него "прорезался" необычайного тембра баритон. Человек, который никогда в жизни не пел, записал сейчас на профессиональной студии романс "Только раз бывает в жизни встреча" - знатоки полагают, что запись не залежится.

Тютюнник и Багрунов повстречались наконец-то на конкурсе бельканто в Донецке - петербуржца пригласили сюда как консультанта. Теперь каждый еще больше утвердился в правоте своей вокальной методики. Возникли совместные проекты...

                                 Сергей Краюхин,

                          "Известия", Санкт-Петербург,

2 сентября 1998 года

С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ

    Вопи как младенец и будешь здоровым, ловким и политически грамотным!

Когда слушаешь человека с хорошо поставленным голосом, то попадаешь под обаяние его речи. Происходит нечто подобное мифу о сиренах: даже под угрозой неминуемой


 

смерти путники не могли перестать слушать сладкоголосых людоедок. Вспомните и концерты с участием Шаляпина -зрители в зимнюю стужу по несколько суток выстаивали в огромных очередях только для того, чтобы насладиться голосом великого певца. Эти два примера Владимир Багрунов приводит для демонстрации той роли, какую может играть наш голос. Осталось лишь научится петь, как Шаляпин. Впрочем, по мнению ученого, овладеть этим механизмом может любой мало-мальски одаренный человек...

- Через мои руки прошло множество людей, кстати 30 кандидатов в Государственную думу 99-го года, и сравнительные магнитофонные записи показывают, что уже через шесть-десять занятий речевой голос звучит на профессионально-дикторском уровне. Причём ни одного срыва голоса...

С голосом Багрунов связывает успехи практически во всех областях человеческой жизни. Например, утверждает, что частоты, возникающие при правильном пользовании голосом, обладают лечебным свойством.

Голосовые методики для спортсменов — особая тема Багрунова. Он рекомендует петь им всем - от футболистов до шахматистов. Ведь пение - самый доступный и эффективный способ борьбы со стрессом...

Юлия Языкова, "Пятница ", еженедельная петербургская газета,

                                        № 16, 1-10 сентября 2000 года

Краткие выводы. Каждый из нас обладает феноменальным голосом. Этот голос не может исчезнуть, так как он порождается плёнками, находящимися в бронхиальной системе. Обладатели выдающихся голосов владели тремя секретами настройки голоса. Чтобы восстановить свой природный голосовой потенциал, мы и приступаем к изучению этих секретов.


 

 


 

22


 

23


 

 

Эталоном мощности звучания голоса всегда являлся голос певца. Поэтому всё то, что связано с развитием голоса, рассматривается на примерах выдающихся певцов, хотя механизмы управления своим голосом одинаковы у всех людей. Известно, что целесообразнее всего понять законы любого явления, в том числе и законы управления голосом, на идеальной модели. Самым выдающимся и до сих пор не превзойденным является голос великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938). Не все знают, что великий певец был самоучкой. Это-то и привлекало меня к изучению его феномена. В конце концов, мне удалось раскрыть тайну феномена Шаляпина и на основе объяснения природы этого феномена создать простую методику развития голоса, овладение которой не требует никаких предварительных знаний и навыков.


 

Глава 1

Первый секрет настройки голоса: анатомическая составляющая голоса

(откройте "второй рот")

      "Природа весьма проста;

     что этому противоречит

должно быть отвергнуто"

М.В. Ломоносов.

Некоторые пояснения к форме изложения нового материала.

Всем хорошо известно, что повторение - мать учения. Это аксиома. При однократном, даже очень грамотном, изложении нового материала его усвоения не происходит. И тогда к одной небольшой беде добавляется большая беда. Человек разуверяется в своих способностях с вытекающими отсюда последствиями. Это в первую очередь касается самоучителей игры на гитаре (знаю по своему опыту). Сколько вреда нанесли безграмотные в психологическом плане педагоги! И главная причина - в несоблюдении принципа "повторение - мать учения" и принципа постепенности. В этом самоучителе мы постарались избежать этих ошибок. Поэтому не удивляйтесь, если в рассказе о трех секретах настройки голоса будете встречаться с повторениями. Эти повторы будут касаться самых трудных, принципиальных мест и будут даны с разных точек зрения и в разных контекстах. Повторяю, что без этого повторения не произойдет закрепления.

Мы так устроены, что не любим разглашать свои секреты. Шаляпин, когда его просили рассказать, как это у него всё так просто получается, говорил, что это очень просто, надо делать, как я, и начинал петь. Незадолго до революции 1917 года он собирался в Крыму, в Гурзуфе, на месте нынешнего Артека создать храм искусств и обучать там пению по своей методике. Организовать свою школу и раскрыть свои методические принципы он собирался и за границей, но из этого тоже ничего


 

 


 

24


 

25


 

не получилось. Шаляпин знал эти три тайны настройки голоса, но одну из них он сделал сверхсекретом (физиологическая составляющая), о другой знали очень немногие (анатомическая составляющая) и говорил он только об одном секрете -психической составляющей.

Первый из трех секретов - это источник звука. Этим источником является наша бронхиальная система. Трахея - это низы, главные бронхи - средние звуки, а мелкие бронхи -высокие звуки. Умение настроить и распорядиться этой системой

святая святых всех самых выдающихся певцов. Это наши
Шаляпин и Собинов, итальянцы Гарсиа-старший, его дочери
Мария Малибран и Полина Виардо, Маттиа Баттистини,
Бениамино Джильи, Марио Ланца, Има Сумак, которой уже за
90, а она всё еще поет и как поет! Возможно, и другие, но менее
известные певцы владели или владеют этим секретом. Этот
триединый голос, которым обладали вышеназванные певцы и,о
котором мы в дальнейшем более подробно поговорим, есть не
что иное, как духовой оркестр, а точнее, своеобразный орган с
трубками разного диаметра и длины. Подробно об этом мы будем
говорить в следующей главе, посвященной главному секрету
настройки голоса.

Пока же примите на веру, что источником звука являются не голосовые связки, а бронхи или на простом понятным языке

грудной резонатор, или грудь. Вывод: надо говорить и петь
грудью, а не горлом. Вывод простой, но как этого добиться? Мы
знаем, что каждая функция в организме имеет свой материальный
носитель - анатомическую составляющую. Все беды с
управлением голосом пошли от Гарсиа-младшего, о чём мы еще
будем подробно говорить. Как правило, одна ошибка тянет за
собою другую, та - третью и так далее по принципу снежного
кома.

Серьёзная ошибка в объяснении природы носителя звука связана с неправильным пониманием роли ближайшего соседа гортани - трахеи. До гортани звук идет помимо нашей воли, этот звук обладает бесчисленными сокровищами, но на последнем отрезке своего пути он встречает препятствие в виде гортани.


 

Как правило, все полагают: раз источник звука - голосовые связки (будем придерживаться традиционного, более научно обоснованного и понятного термина), а они расположены в гортани, значит, для управления звуком надо учиться управлять гортанью. Самый наш большой теоретик вокала Дмитриев всё к этому и сводит. Правда, на практике эту теорию он почему-то не подтвердил.

Некоторые драматические артисты и певцы к извлечению звука из глубины организма, т.е. из бронхов, пришли эмпирически - гортань (горло) они сделали только проводником звука. Вот этому-то и надо научиться: отключать горло от голоса, то есть сделать его только проводником. Иначе говоря, из трахеи и гортани мы должны образовать составную трубу, своего рода раструб, нижняя часть которого - источник звука, а верхняя, наподобие воронки - его проводник. Те, кто наблюдали поющего Шаляпина, отмечали, что не могли "отделаться от представления об этом огромном поющем раструбе". Чтобы этот раструб заработал, необходимо опустить вниз гортань и увеличить пространство, соединяющее гортань и трахею. Самый близкий аналог - блок-флейта. Музыкант соединяет два или более блоков, и инструмент звучит как одно целое. Это же должны делать и мы. Тому, как научиться это делать посвящен первый урок.

Теперь встает законный вопрос: существуют ли в наше
время известные политики, драматические артисты или певцы,
у которых гортань и трахея имеют хорошее соединение? Ответ:
да, существуют, но таких - единицы. Из известных политиков
можно выделить генерала Александра Лебедя, у которого голос
шёл, как из трубы. Здесь имело место 100-процентное
соединение. Однако мало кто знает, что это соединение -
результат хирургической операции на гортани, произведенной в
детстве, после того как, проявив мальчишескую отвагу, будущий
генерал пострадал от взрыва и его сшивали, как выразилась его
мать, "по частям".

Прекрасное соединение чувствуется в голосе у известных
в прошлом дикторов радио и телевидения - Балашова, Кириллова
и, разумеется, Левитана.


 

 


 

26


 

27


 

Из артистов театра и кино надо отметить Николая Анненкова, дожившего до 100-летнего юбилея, и его последователей: Юрия Яковлева, Николая Переверзева, Владимира Яхонтова, Карнович-Валуа, Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского, Армена Джигарханяна, Михаила Краско, Николая Караченцева, Владимира Высоцкого, Аллы Пугачевой и других представителей, как правило, московской театральной школы.

Из мастеров оперного пения в этом плане можно отметить, помимо Шаляпина, баритонов Маттиа Баттистини, Титта Руффо, К. Эверарди, И. Тартакова, теноров Леонида Собинова, А. Мазини, Бениамино Джильи, Марио Ланца и Осипа Рогачевского.

Особняком стоит перуанская певица Има Сумак. Она такая же самоучка, как и Шаляпин (кстати, и голоса обоих звучат в похожей манере звукоизвлечения). Сразу после рождения мать перед ее колыбелью поставила клетку с канарейкой (кстати, у птиц грудная клетка при дыхании не приподнимается, так как анатомически жестко закреплена, нет у них и диафрагмы, а есть только трахейная трубка, которая и является источником звука). В дальнейшем девочка подражала пению птиц в лесу. Других учителей пения у Имы Сумак не было. В результате она стала обладательницей феноменального голоса диапазоном в 4 с половиной октавы.

Еще раз заостряю внимание на прямой зависимости качества голоса от качества соединения гортани с трахеей (открытие "второго рта"). Сумеете добиться поставленной цели — большая часть дальнейшего успеха обеспечена. Здесь главное - захотеть. Природа сама начнет помогать вам восстанавливать то, чем вы уже обладали от рождения. Сказанное выше известно очень малому кругу специалистов и, на мой взгляд, является одним из главных "профессиональных секретов" людей с хорошо поставленным голосом. Также как при закрытой крышке рояля невозможно на нем играть, также нельзя говорить и о каких-либо дальнейших достижениях в настройке голоса, если нет необходимого соединения между гортанью и трахеей - иначе


 

говоря, если не открыт   "второй рот" (пространство между корнем языка и стенкой гортани).

Вывод: голос помещен в систему самонастраивающихся труб разной длины и диаметра.

 

Глава 2
Второй секрет настройки голоса:

малое дыхание

Чудовищная ошибка или преступление против

человечества Гарсиа-младшего?

В чем тайна феномена Шаляпина?

Кто такой Гарсиа-младший? Вокалисты всего мира с трепетом произносят это священное для них имя. Еще бы! Это создатель певческой теории, которая овладела всем миром, это младший представитель великой певческой династии Гарсиа. Его отец и две родные сестры Мария Малибран и Полина Виардо были в середине XIX века виртуозами оперного пения, блиставшими на самых прославленных сценах всего мира. Он, наконец, академик! Поэтому разве можно усомниться в его истинах, считающихся уже более сотни лет прописными и хрестоматийными?! Что же это за истины?

В 1856 году в Лондоне вышла прекрасно изданная книга Гарсиа-младшего "Полная школа пения". В этой книге для овладения голосом автор требует опустить диафрагму и увеличивать емкость легких сначала вниз, затем в сторону и принять воздуха, сколько позволяют вместить легкие. Дальнейшее переиздание этого труда по всему миру тиражировало этот глубокий, диафрагмальный тип дыхания. Мало кто знает, что это было второе издание книги, вышедшей в 1847 году в Париже. Это первое издание оказалось малозамеченным, так как имело, во-первых, очень скромный тираж и, во-вторых, плохое полиграфическое исполнение (трудночитаемый текст). Об этом сужу не понаслышке: в Российской Национальной Библиотеке мне удалось разыскать по одному экземпляру обоих изданий и сравнить их. По


 

 


 

28


 

29


 

содержанию они на 99,9% совпадают, и поэтому только редкие специалисты знают, что несколько строчек, отличающих оба издания, позволяют говорить о диаметрально противоположном подходе к главной проблеме пения и развития голоса в целом. В первом издании книги Гарсиа говорит о малом дыхании: диафрагма должна быть неподвижной. Этот грудной тип дыхания являлся главным секретом староитальянской школы пения, которую обозначили как "бельканто": "Il grand segreto per cantare consiste nel cantare con poco fiato" ("Великой тайной пения является пение на малом дыхании").

В XVI веке, во времена расцвета бельканто, этим секретом владели все выдающиеся певцы. Так выдающийся певец и композитор Каччини говорил о необходимости такого певческого дыхания, которое не переполняет легких и при котором живот не должен вздуваться. Почему же Гарсиа-сын пошел на столь радикальное изменение взглядов в главном вопросе педагогики пения?

По моему предположению, в его школе хранился главный профессиональный секрет, связанный с малым дыханием. По какой-то причине он выдал этот секрет в первом издании, а, спохватившись, во втором издании написал о глубоком диафрагмальном типе дыхания, чем нанёс непоправимый урон певческому искусству и здоровью певцов.

Именно это, второе, издание и стало переиздаваться и тиражировать глубокое дыхание. Подтверждением высказанной гипотезы, как я думаю, является необычайное долгожительство автора так называемой миоэластической (мышечно-механической) теории фонации: М.Гарсиа-сын прожил 103 года. Он мог бы исправить свой главный постулат о глубине дыхания, но не сделал этого, хотя знал и видел, как страдают и гибнут певцы - многочисленные приверженцы глубокого дыхания. Примеры многочисленны и впечатляющие: до пятидесяти лет не дожили такие выдающиеся певцы, как Карузо (46), Таманьо (40), Де Муро (42) и многие другие менее известные почитатели диафрагмального дыхания в пении. В то же время ученики Гарсиа хоть и не прожили столько лет, как их учитель, но и жаловаться


 

в этом отношении им не приходилось (Эверарди, Сальватор и Матильда Маркези, Шток Заузен, Женни Менд, Ниссен-Саломан, наш Додонов - учитель Собинова и др.).

Ученики Гарсиа-сына не оставили письменных свидетельств о том, как их учили. В России, как известно, наибольшей славой и известностью пользовался педагог Эверарди, который однажды, обращаясь к Шаляпину, сказал ему: "Ти - моя внучка!". При этом он имел в виду, что единственный педагог Шаляпина - Усатов, был учеником Эверарди. Ни Эверарди, ни Усатов, ни Шаляпин нигде, ни словом не обмолвились о главном секрете бельканто.

Это говорит о том, что в этом вопросе мы имеем дело с величайшей тайной, которая была на мгновение приоткрыта, а потом не то, что скрыта, это было бы полбеды, так как оставался бы простор для поиска, а сделано так, что обладатель секрета, пользуясь силой своего авторитета, указал гибельный путь. Таким образом, с "легкой руки" Гарсиа-сына со второй половины XIX века певцы отказались от грудного типа (малого) дыхания, и тем самым певческому искусству был нанесен ущерб, размеры которого невозможно оценить. Несомненно, мы имеем дело с грандиозной мистификацией, погубившей и продолжающей губить голоса и здоровье огромного числа людей по всему миру.

Теперь о том, кто одним из первых выступил с резкой критикой глубокого, диафрагмального дыхания. Это был наш соотечественник - физиолог Л.Д. Работнов, который в 1932 году выдвинул гипотезу о роли бронхиальной системы в извлечении певческого звука. Главным выводом этой гипотезы был вывод о минимизации глубины вдоха и минимизации силы выдоха при пении ("парадоксальное дыхание"). При глубоком дыхании, по мнению Работнова, происходит усиленный выдох или, как он это называет, "утечка" дыхания, из-за которой не происходит плотного смыкания голосовых связок и звук искажается.

Но либо в неудачное время родилась гипотеза, либо её внедрению в практику помешала скоропостижная (в 1934 году) смерть ученого, а может быть, свою роль сыграл трудный для восприятия научный стиль книги или отсутствие


 

 


 

30


 

31


 

дополнительных аргументов в защиту гипотезы, - в том числе и по причине состояния науки того времени. Как бы то ни было, эта гипотеза не нашла широкого отклика в вокальной науке и практике.

Такими дополнительными аргументами, на наш взгляд, являются следующие факты. Главное - это наличие в бронхиальной системе особой звуковоспроизводящей мембраны, наиболее явно выраженной в трахее - дыхательном горле (опыты на мёртвой трахее были проведены в 1812 году на Бородино русским учёным И. Грузиновым, первым в мире совершившим это выдающееся открытие, о котором рассказывалось в статье "Тайна голоса").

Этому фундаментальному факту почему-то не придавалось и не придаётся значения, он как бы выпадает из научного анализа, и, возможно, поэтому наука о голосе до сих пор идёт ложным путём. Этот ложный путь определяется, на наш взгляд, двумя причинами.

К первой причине, о которой мы уже говорили, необходимо отнести непомерную роль авторитета певческой династии и школы Гарсиа, и в первую очередь Гарсиа-младшего - академика, автора миоэластической теории фонации, направившей науку о голосе по ложному следу.

Ко второй причине, обусловившей выбор ложного направления в вокальной педагогике, я отношу господствующий и до наших дней механистический стиль мышления в физиологической науке и в науке о голосе, в частности. Ложные представления о природе голоса ведут к тому, что ученику методом тыка подбираются сначала одни упражнения, затем другие и так до бесконечности, после чего ученика объявляют неспособным, профнепригодным и дело иногда заканчивается трагически, чаще всего для учеников, а иногда и для профессоров пения. Не буду называть имен, место и время действия. Важны не имена, а дела.

Так, приехавший в один из наших столичных городов молодой человек, с прекрасно поставленным от природы голосом, через полгода незаметно для себя потерял его в одном


 

уважаемом учебном заведении. Когда он вернулся на родину, его друзья записали его голос на магнитофон и дали сравнить его с записью, сделанной до "обучения". Возмущение молодого человека было таково, что он тут же отправился в аэропорт и вскоре был в вокальном классе, где его "маэстро" гробил голос очередному ученику. В ярости молодой человек набросился на своего маэстро и, разбив ему в кровь лицо, стал душить его. Когда ученики маэстро с помощью подоспевших на крики сумели оторвать его от своей жертвы и заявили, что если маэстро подаст на него в суд, то он на несколько лет попадет за решетку, тот заявил, что суда он не боится, так как ему будет, чем ответить на суде. Избитый, униженный маэстро не подал в суд, так как побоялся огласки.

Подобных историй, когда в результате обучения происходила потеря голоса, - многие тысячи. Здесь описан экстраординарный случай. Знаю людей, обладавших феноменальными от природы голосами, но после четырех-пятилетнего обучения либо менявших любимое дело на нечто иное, либо продолжавших пения в хорах и уже не помышлявших о карьере солиста. Немало и трагических случаев жертв ложного пути певческой науки.

Чтобы овладеть огромным потенциалом нашего голоса, нам надо понять его законы и не нарушать их. Природа всегда экономна, и в одном органе она очень часто совмещает несколько функций. В данном случае она совмещает дыхательную и голосовую функцию в одном органе, который помещен внутри организма, тем самым как бы свидетельствуя об огромной важности обеих функций, их надёжности и долговечности.

И здесь мы хотим привлечь внимание к наиболее важному моменту наших рассуждений. Гладкая мышечная система, регулирующая дыхательный процесс в бронхиальной системе, является принципиально иным образованием, нежели поперечно-полосатая мускулатура.


 

 


 

32


 

33


 

1 – Гладкая мышца     — Гладкая мышца
(слой     гладких     мышц
мембранозной        части
трахеи).

2 - Мембрана  —     Мембрана
(соединительная   ткань
мышц мембранозной части
трахеи).

 

 

Возникнув в эволюции живых организмов на сотни миллионов лет ранее поперечно-полосатой мускулатуры, гладкая мышечная система стала осуществлять тончайшую регулировку внутренних органов животных, в том числе и человека, через вегетативную нервную систему. Внутренняя структура быстрой, сильной поперечно-полосатой мускулатуры совсем иная, нежели у гладкой медлительной, слабой мускулатуры. Поперечно­полосатая мускулатура стала своего рода системой быстрого реагирования для реализации поведенческих актов посредством центральной нервной системы. Природа так устроила живые организмы, чтобы исключить сознательное вторжение в деятельность внутренних органов, регуляция которых производится в автоматическом режиме гладкой мускулатурой, например: сужать и расширять кровеносные сосуды, вторгаться в деятельность кишечника и других внутренних органов. Кто этого не понимает и пытается управлять внутренними органами, тот, по сути, восстает против природы, и она мстит за это.

Прежде всего это относится к дыханию, которое чутко и тонко регулируется вегетативной нервной системой с помощью гладкой мускулатуры. Сколько человек погибло и продолжает погибать от неверного понимания механизмов дыхания. При этом многие ссылаются на индийских йогов и на Гарсиа. Принято считать, что единица измерения работы произвольной мускулатуры выражается в килограммах, в то время как единица измерения работы гладкой мускулатуры - какие-то доли грамма!


 

Мышцы живота и грудной клетки, диафрагма развивают усилия у большинства певцов до многих десятков килограммов. Многие певцы по прилагаемым усилиям сравнивают пение с работой дровосека, гребца или пловца. Большинство педагогов своим ученикам предлагают развивать дыхательную мускулатуру с помощью плавания или гребли.

Мембрана трахеи в живом организме, согласно нашей гипотезе, приводится в колебание гладкими мышцами с помощью импульсов вегетативной нервной системы, запускаемой (регулируемой), в свою очередь, центральной нервной системы (например, при сильном стрессе человек может издать такой сильный звук, наличие которого ни он, ни его знакомые никогда не подозревали).

Когда же будущего певца обучают так называемой опоре дыхания, различным типам управления произвольной дыхательной мускулатурой (так называемые типы певческого дыхания), то это, на наш взгляд, не что иное, как грубейшее вмешательство в тончайшую систему, отрегулированную природой за сотни миллионов лет эволюции. Естественно, что это в принципе не может дать положительного результата. Обучение пению, основанному на этих принципах, равносильно обучению тому, чтобы успешно проводить сложнейшую полостную операцию с помощью пилы и топора. Таким образом, главный секрет пения Шаляпина и других выдающихся певцов находится в полном соответствии с природой звучания голоса человека.

Итак, человеческий голос порождается воздухом, находящимся в бронхиальной системе, - с помощью мембранозной части трахеи, которая приводится в колебательное состояние гладкой мышечной тканью, регулируемой вегетативной нервной системой, в свою очередь, управляемой центральной нервной системой. Возникший в бронхиальной системе звук в голосовой щели модулируется (преображается),


 

 


 

34


 

35


 

 

т.е. механизм раскрытия и закрытия голосовой щели с помощью голосовых связок (складок) задает звуку частотную характеристику.

         Этот процесс, как это доказал Р. Юссон (1950), регулируются центральной нервной системой.

Предлагаемая гипотеза, описывающая природу человеческого голоса, имеет и косвенное подтверждение: так, в онтогенезе человека мы наблюдаем известную картину: новорожденный младенец, не имеющий силы даже поддержать свою головку, издает такой чистый и сильный звук, что повергает в недоумение не только своих родителей, но и специалистов по вокалу. Громкость голоса новорожденного может достигать 110 децибел, что перекрывает громкость звучания симфонического оркестра. Этот факт вокальная наука почему-то стыдливо обходит стороной. Такая же картина наблюдается и при обучении пению (знаю не только по рассказам пострадавших и по имеющимся литературным данным, но и по собственному опыту); особенно показательны случаи у не знающих нотной грамоты. До обучения пению - прекрасный, льющийся голос. После обучения -почти полная его потеря.

Возвращаясь к природной целесообразности явлений, в том числе и голосовой функции, особенно подчеркнём, что в основе потери голоса, прежде всего, лежит подход к звуку человеческого голоса как физическому явлению с вытекающими отсюда последствиями. Но в живой природе, повторим, действуют совершенно другие закономерности образования звука. Встроенный в живой организм, механизм образования звука является настолько тонким, что любое усилие, осуществляемое с помощью произвольной мускулатуры, и диафрагмы в том числе, нарушает

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов