ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 
Скачать бесплатно книгу Техника Речи.
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

Код доступа 2461537

Техника Речи.

скачать

 

Выдержки из произведения

 

Это бывает в том случае, когда кончик языка не до­ходит до зубов или если этот звук произносится с почти закрытым ртом. Таким образом, причиной неправильно­го звучания [Л] является неверное положение и функци­онирование языка.

Для произнесения звука [Л] кончик языка прижи­мается к верхним передним зубам, зубы обнажены, нёбная занавеска поднята. Связки вибрируют. При про­изнесении смягченного [Л'] кончик и часть языка прижи­маются к альвеолам верхних передних зубов, ближе к середине твердого нёба.

Упражнение № 1. Ли-лэ-ла-ло-лу-лы-ле-ля-лё-лю.

Упражнение № 2. Ли-ли, лэ-лэ, ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы, ле-ле, ля-ля, лё-лё, лю-лю.

Упражнение № 3. Ли-ли-ли, лэ-лэ-лэ, ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, ле-ле-ле, ля-ля-ля, лё-лё-лё, лю-лю-лю.

Упражнение № 4. Ли-ли-ли-лилл, ла-ла-ла-лалл, лэ-лэ-лэ-лэлл, ло-ло-ло-лолл, лу-лу-лу-лулл, лы-лы-лы-лылл.

Упражнение №5. Ли-ли-ли-лилль, ле-ле-ле-лелль, ля-ля-ля-лялль, лё-лё-лё-лёлль, лю-лю-лю-люлль.

Упражнение № 6. Гли-глэ-гла-гло-глу-глы-гле-гля-глё-глю.

Упражнение №7. Дли-тли, длэ-тлэ, дла-тла, дло-тло, длу-тлу.

Упражнение № 8. Л-ль, л-ль, л-ль, л-ль...

Произнесите слова: лист, лето, Лара, лом, луч, люль­ка, люстра, зал, соль, колокол.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие предложения (поставьте себе задачу осудить кого-то, похвалить, оправдаться или уговорить, меняйте темп произнесения):

1.  Раз солгал — навек лгуном стал.

2.         За сцену бала он получил три балла.

3.         Ване удалось помыться в ванне.

4.         Звону много, а толку мало.

57


 

5.         У злой Натальи все люди канальи.

6.         Мимозы Мила маме купила.

7.         Он за нас, а мы — за ананас.

8.         Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

9.         Вашему пономарю нашего пономаря не перепоно-маривать стать; наш пономарь вашего пономаря перепо-номарит, перевыпономарит.

 

10.         Не мил и вольный свет, коли милого нет.

11.         Шел мимо, зашел, где мило.

12.         Не красна изба углами, а красна пирогами.

Орфоэпия. 1. Произнесите в соответствии с орфоэпи­ческими правилами следующие слова: коллектив — [къликтиф], коммутатор — [къмутатър], коллекционер — [кълъкцыанер].

2.  Произнесите двойные согласные на стыке слов —
слитно, четко произнося оба согласных:

он настаивает — (оннастаивает), дом маленький — (доммаленький).

3.  Перед [T], [Д], [С], [Ч'], [Щ'] согласный [Н] смягча­
ется.

Произнесите слова: кандидат — (каньдидат), коман­дир — (команьдир), пентюх — (пеньтюх), пенсия — (пеньсия), вакансия — (ваканьсия), кончать — (конь-чать), блинчики — (блиньчики), бетонщик — (бетонь-щик), сменщик — (сменьщик).

ЗАНЯТИЕ 11. Повторение: 1) «поза» и «маска» ре­лаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) упражнения для шеи, рук, лица, рта, губ, языка; 4) упражнения для тренировки речевого дыхания; 5) таб­лица гласных; 6) тренировка согласных звуков; 7) уп­ражнения для голоса.

Голос. Хорошо поставленный голос звучит ровно и устойчиво. Развивать эти качества надо прежде всего на звуках среднего уровня высоты. Лучше всего брать для этой цели стихотворение с длинными строками, например, гекзаметр13. При этом развивается продол­жительный выдох. Прежде чем приступать к тренировке устойчивости звука, повторите голосовые упражнения № 1 и № 2, с помощью которых можно найти свой сред-

13 Гекзаметр — стих, каждая  строка   которого   состоит  из шести слов — стоп.

58


 

ний тон, а затем начинайте спокойно, ровно, отчетливо, без особого напряжения и резкости читать первую строку. В конце строки сделайте паузу для добора воз­духа и снова на том же среднем тоне читайте вторую строку, затем добор и т. д. Каждую строку стихотворе­ния читайте на выдохе, создавая при этом диафрагмой и подтягиванием нижних стенок живота опору звуку.

Упражнение № 8(г). Прочтите стихотворение А. В. Прянишникова «Правила чтения», в нем из­лагаются все правила дикции, дыхания и голоса, о кото­рых мы уже вели речь на предшествующих практиче­ских занятиях, и рекомендации к данному упражнению.

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в  упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком — Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье  направить на  ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку. Собранность,  звонкость,  полетность,   устойчивость,  медленность,

плавность — Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

Дикция. Отработка произношения согласного [Р], [Р']

Это самый трудный звук в устной речи, и потому особенно часто подвергается разнообразным искажени­ям.

При произнесении звука [Р] кончик языка лежит у альвеол верхних передних зубов. При выдохе кончик языка под воздействием сильной струи воздуха то от­скакивает от нёба, то снова касается его, вибрирует. Вибрация происходит около передней части твердого нёба. Края языка прижаты к боковым зубам.

59


 

При произнесении мягкого [Р'] вибрация происходит еще ближе к передним верхним зубам и в силу своей мягкости требует большего количества и частоты вибра­ции, чем при [Р], следовательно, и более сильной струи и напора выдыхаемого воздуха.

При картавом [Р] следует путем постепенного разви­тия гибкости и послушности кончика языка заставить его вибрировать. Одним из упражнений, помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, явля­ется четкое напористое и довольно быстрое чередова­ние звуков [ЗЗЗ] и [ЖЖЖ] на одном непрерывном вы­дохе. Непрерывное произнесение этих звуков дает по­степенно ощущение легкой вибрации кончика языка.

Упражнение № 1. Зжд, зжд, зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды.

Упражнение № 2. Зждр, зждрр, зждррр... зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.

Упражнение № 3. Тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-тррэ, тд-тд-тд-трра, тд-тд-тд-трро, тд-тд-тд-трру...

Упражнение № 4. Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры...

Упражнение № 5. Дрирр, дрэрр, драрр, дрорр, друрр, дрырр...

Упражнение № 6. Ри, рэ, ра, ро, ру, ры, ре, ря, рё, рю.

Упражнение № 7. Ри-ри, рэ-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры, ре-ре, ря-ря, рё-рё, рю-рю.

Упражнение № 8. Ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ры-ры-рырр.

Упражнение № 9. Ри-ри-риррь, ре-ре-реррь, ря-ря-ряррь, рё-рё-рёррь, рю-рю-рюррь, ри-ри-риррь.

Упражнение № 10. Рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара-рарра, роро-рорро, руру-рурру, рыры-рырры.

Упражнение № 11. Рири-рирри, рере-рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю.

Произнесите следующие слова: бомбардир, секре­тарь, вратарь, прибор, лаборатория, отрегулировали, парламентарий, переиллюстрировать, рояль, ряженка, царица.

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, мед­ленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним задачи, например, посплетничать, договориться о свидании):

60


 

1.  Два дровосека, два дровокола, два дроворуба го­ворили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

2.         Клара-краля кралась к Ларе.

3.         Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовы-вал, да зарапортовался.

4.         Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

5.         Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

6.         Курьера курьер обгоняет в карьер.

7.         Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал — не мелел Байкал.

8.         Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинго­лог легко излечивал ларингиты.

9.         Протокол про протокол протоколом запротоколи­ровали.

 

10.        Раз солгал — навек лгуном стал.

11.        На словах, что на гуслях, а на деле, что на бала­лайке.

ЗАНЯТИЕ 12. Повторение: 1) «поза» и «маска» ре­лаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) дыхательные уп­ражнения; 5) таблица гласных; 6) тренировка соглас­ных; 7) упражнения для голоса.

Голос. Сделайте 5—10 полных (но не глубоких) вдо­хов и выдохов (диафрагмально-реберное дыхание), вдох — короткий, выдох — медленный, продолжитель­ный. Повторите голосовые упражнения № 1, № 2, кото­рые помогут настроиться на один из лучших по качеству и удобных для вашего голоса звуков. Теперь переходи­те к следующему упражнению.

Упражнение № 9(г). На развитие полетности звука.

Чтобы голос был слышим на значительном расстоя­нии, во всех концах зала, надо уметь на негромком звучании посылать звук вдаль. Для тренировки лучше брать стихотворение с короткими строчками. Первые две строки произносите на средней громкости, вторые две — тише, но на той же высоте звука, как и в первых двух строках, следующие две строки — снова на средней громкости и т. д. Текст произносите не с выразительной интонацией, а с одинаковой протяжной восклицательной мелодией. Ударные гласные протягиваются не во всех

61


 

словах, а только в тех, над которыми поставлены над­строчные значки ударения. В предлагаемом примере мы изобразим таким способом первые две строчки:

Поезжааай! за моряяя! океаааны! И над всeеею! землёёёй! пролетиии!". Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти.

Дикция. Свистящие и шипящие согласные звуки [С], [З], [Ш], [Ж], [Ч'], [Щ'], [Ц]

Эти звуки являются самыми неблагополучными в устной речи. Дефекты произношения их весьма разнооб­разны. Сюда относятся шепелявость, сюсюканье, при­свист, а также замена другими звуками алфавита. Так, иногда вместо «собака» говорят «шабака», забака» или «табака»; вместо «щука» — шука», вместо «цапля» — «сапля», вместо «жук» — «зук», вместо «шапка» — «сап­ка». Такие дефекты в произношении обычно вызваны неправильным строением костяка речевого аппарата: зубов, челюстей, то есть объясняются причинами органи­ческого характера. Редко расставленные или слишком короткие и неровные зубы, щели, между ними, отсутст­вие передних зубов, чрезмерно выдвинутая вперед че­люсть, толстый язык — вот что может стать причиной недостатков в произношении свистящих и шипящих зву­ков. В этом случае может помочь либо стоматолог, либо логопед. Но когда эти дефекты вызваны вялостью мышц языка или укоренившимися с детства привычками, их можно устранить с помощью учебно-тренировочных уп­ражнений.

Согласные звуки [С], [С'] — [З], [З']

При произнесении звуков [С], [С'] — [З], [З'] губы по­лураскрыты, между зубами небольшая щель (1—2 мм), кончик языка упирается в нижние передние зубы, края же его касаются верхних коренных зубов, посередине языка в передней его части образуется небольшой же­лобок. При произнесений звука [З], [З'] голосовые связ­ки сближены и вибрируют, а звук [С], [С'] произносится без голоса. [С] — глухой, [З] — звонкий согласный. Произнесите каждое упражнение на одном выдохе.


 

62


 

 


 

Упражнение № 1. Си, сэ, са, со, су, сы, се, ся, сё, сю.

Упражнение №2. Зи, зэ, за, зо, зу, зы, зе, зя, зё, зю.

Упражнение № 3. Си-си, сэ-сэ, са-са, со-со, су-су, сы-сы, се-се...

Упражнение № 4. Си-си-си, сэ-сэ-сэ, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы...

Упражнение № 5. Си-си-си-си, сэ-сэ-сэ-сэ, са-са-са-са, со-со-со-со, су-су-су-су, сы-сы-сы-сы...

Упражнение № 6. Си-зис, сэ-зэс, са-зас, со-зос, су-зус, сы-зыс, се-зес...

Упражнение № 7. Си-си-зис, сэ-сэ-зэс, са-са-зас, со-со-зос, су-су-зус, сы-сы-зыс...

У п р а ж н е н и е № 8. Си-си-си-зис, сэ-сэ-сэ-зэс, са-са-са-зас, со-со-со-зос, су-су-су-зус, сы-сы-сы-зыс...

Упражнение №9. Сиззи, сэззэ, сазза, соззо, суззу, сыззы, сеззе, сяззя, сёззё...

Упражнение № 10. Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы...

Присоединив 9-е и 10-е упражнения к упражнениям 1, 3, 4 и 5 поочередно, получите еще восемь тренировоч­ных упражнений.

Упражнение № 11. Сти, стэ, ста, сто, сту, сты, сте, стя, стё, стю.

Упражнение № 12. Зди, здэ, зда, здо, зду, зды, зде, здя, здё, здю.

Упражнение 13. Сти-зди, стэ-здэ, ста-зда, сто-здо, сту-зду, сты-зды, сте-зде, стё-здё, стя-здя, стю-здю.

Примечание. При звуках [Т] и [Д] кончик языка касается верхних зубов, а при [С] и [3] — нижних.

Упражнение № 14. Зби, збэ, зба, збо, збу, збы, збе, збя, збё, збю.

Упражнение № 15. Спи, спэ, спа, спо, спу, спы, спе, спя, спё, спю.

Упражнение № 16. Зви, звэ, зва, зво, зву, звы, зве, звя, звё, звю.

Упражнение № 17. Сфи, сфэ, сфа, сфо, сфу, сфы, сфе, сфя, сфё, сфю.

Упражнение № 18. Ски, скэ, ска, ско, ску, скы, ске, скя, скё, скю.

Упражнение № 19. Сли, слэ, сла, сло, слу, слы, сле, сля, слё, слю.

Произнесите   следующие   слова  четко   и   медленно:

 

63


 

сахар, сон, сумка, нос, песок, досада, заяц, зубы, вязанье, возок, раз, водовоз, воз, синий, зимний, мазь, лазейка, везение.

Повторите на выходе медленно и четко следующие фразы, обыграв их:

1.  У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2.          У осы не усы, не усищи, а усики.

3.          Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4.          По семеро в сани уселись сами.

5.          Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6.          Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В гро­зу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Орфоэпия. 1. В конце слова звонкий [З] произносится как глухой звук [С]: волнорез — волноре[с], изморозь — изморо[с'], воз — во[с], связь — свя[с'], мазь — ма[с'], образ — обра[с], грязь — гря[с'].

2.         В словах с двойными согласными СС, ЗЗ первый согласный смягчается: в массе — в ма[с']се, бессердеч­ный — бе[с']сердечный, безземельный — безземельный.

3.         Смягчение [С] и [3] перед мягкими [В'], [Д'], [Т'], [Л'], [М'], [Н']: развить — ра[з']вить, свекровь — [с']век­ровь, бездельник — бе[з']дельник, грусть — гру[с']ть, возле — во[з']ле, после — по[с']ле, если — е[с']ли, изме­нять — и[з']менять, разве — ра[з']ве.

ЗАНЯТИЕ 13. Повторение: 1) «поза» и «маска» ре­лаксации;  2)   гигиенический  и вибрационный  массажи;

3)             упражнения  для  шеи,  рук,  лица,  рта,  губ,  языка;

4)             упражнения для тренировки речевого дыхания; 5) таблица гласных; 6) тренировка наиболее трудноусваи-ваемых согласных; 7) упражнения для голоса 1, 2, 8, 9.

Голос. Сделайте 5—10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению на развитие высоты голоса. Цель его — научиться изменять высоту голоса в преде­лах своего звукового диапазона. В качестве упражнения возьмем отрывок из «Илиады» Гомера и будем трени­роваться на первых 4—8 строках, пока не усвоен весь курс. Сначала найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку, далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход — с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими зву-

64


 

ками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.

Упр ажнение № 10(г).

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

Сын громовержца и Леты — Феб, царем прогневленный,

Язву на воинство злую навел; погибали народы

В казнь, что Атрид обесчестил жреца непорочного Хриса.

Старец, он приходил к кораблям быстролетным ахейским

Пленную дочь искупить и, принесши бесчисленный выкуп

И держа в руках, на жезле золотом, Аполлонов

Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян,

Паче ж Агридов могучих, строителей рати ахейской:

«Чада Атрея и пышнопоножные мужи ахейцы!

О! Да помогут вам боги, имущие домы в Олимпе,

Град Приамов разрушить и счастливо в дом возвратиться;

Вы ж свободите мне милую дочь и выкуп примите,

Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба».

Все изъявили согласие криком всеобщим ахейцы

Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп.

Дикция. Отработка согласных [Ш] и [Ж]

Дефекты этих звуков связаны с искажением, неточ­ностью артикуляционного уклада их, а также с замеще­нием другими звуками ([С] вместо [Ш], [Ж] и т. д.). Ше­пелявость и другие недостатки произношения сравни­тельно легко поддаются исправлению с помощью упраж­нений.

При произнесении твердых согласных [Ш] и [Ж] губы раскрыты, между зубами расстояние 1—2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к пе­редней части нёба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого нёба; боковые края языка каса­ются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке легкую впадину. При произнесении глухого [Ш] голосовые связки не вибрируют, в то время как при звуке [Ж] работают не только голосовые связ­ки, но и вибрирует кончик языка.

65


 

Для различия глухого и звонкого согласного произ­несите поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж...

При тренировке звуков [Ш] и [Ж] йотированная таб­лица не применяется (эти звуки твердые). Произнесите на выдохе следующие упражнения:

Упражнение № 1. Шэ, ша, шо, шу, шы.

Упражнение № 2. Жэ, жа, жо, жу, жы.

Упражнение № 3. Шэ-шэ, ша-ша, шо-шо, шу-шу, шы-шы.

Упражнение № 4. Шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы.

Упражнение № 5. Шэ-шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша-ша, шо-шо-шо-шо, шу-шу-шу-шу, шы-шы-шы-шы.

Упражнение № 6. Шэжэ, шажа, шожо, шужу, шыжы.

Упражнение № 7. Жэшшэ, жашша, жошшо, жушшу, жышшы.

Напишите ряд тренировочных упражнений, соединив поочередно 6-е и 7-е упражнения с 1-м, 3-м, 4-м, 5-м. Повторите их вслух, если не хватает одного выдоха, до­бирайте воздух.

Упражнение № 8. Шэ-сэ, ша-са, шо-со, шу-су, шы-сы.

Упражнение № 9. Жэ-зэ, жа-за, жо-зо, жу-зу, жы-зы.

Упражнение № 10. Шэ-сэ-шэ, ша-са-ша, шо-со-шо, шу-су-шу, шы-сы-шы.

Упражнение 11. Жэ-зэ-жэ, жа-за-жа, жо-зо-жо, жу-зу-жу, жы-зы-жы.

Упражнение № 12. Жни, жнэ, жна, жно, жну, жны, жне, жня, жнё, жню.

Упражнение № 13. Шни, шне, шня, шнё, шню, шни.

Упражнение № 14. Жди, жде, ждя, ждё, ждю, жди. Шти, ште, штя, штё, штю, шти.

Произнесите следующие слова: шерсть, шар, жад­ность, жалость, ёрш, нож, фарш.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы:

1. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

2.        У ежа ежата, у ужа ужата.

3.        Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

4.        Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!

66


 

5.         Что посеешь, то и пожнешь.

6.         Дружба — дружбой, а служба — службой.

7.         Шила в мешке не утаишь.

8.         В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Орфоэпия. 1. В конце слова звонкий согласный [Ж] оглушается: нож — [нош], уж — [уш], стриж — [стриш], ложь — [лош].

2. Слова с ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ произносятся как с ЖЫ, ШЫ, ЖЭ, ШЭ: шина — (шына), жизнь — (жызнь), жест — (жэст), шест — (шэст).

3 Сочетания СЖ, ЖЖ произносятся как двойной твердый [Ж]: разжать — (ражжать), разжег — (раж-жег), сжать — (жжать).

4. Сочетания ЗЖ, ЖЖ внутри корня слова произно­сятся как долгий двойной мягкий ЖЬЖЬ: вожжи — (вожьжи), жужжит — (жужьжит), уезжать — (уежь-жять), приезжать — (приежьжять).

ЗАНЯТИЕ 14. Повторение: 1) «поза» и «маска» ре­лаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) дыхательные уп­ражнения; 5) таблица гласных; 6) тренировка соглас­ных; 7) голосовые упражнения.

Дикция. Отработка произношения согласных [Ч'], [Щ'], [Ц]

В речи часто наблюдаются дефекты этих сложных двойных звуков из-за неправильной артикуляции или замены их другими звуками. В многочисленных говорах звук [Ч'] произносится твердо, а звук [Щ'] как ШЬЧ (роща — рощьча, проще — прощьче, вещий — вещь-чий). Это отклонение от нормы. Надо запомнить, что звуки [Ч'] и [Щ'] всегда звучат мягко, а звук [Ц] всегда произносится твердо.

При произнесении звука [Ч'] язык поднимается лопа­тообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при [Ш]. Звук произносится мягко, как сочетание ТЬШЬ, произносимое слитно.

При произнесении звука [Щ'] слышится мягкое и протяжно звучащее [ШЬШЬ].

67


 

Упражнение № 1. Чи, че, чя, чё, чю.

Упражнение № 2. Щи, ще, щя, щё, щю.

Упражнение № 3. Чи-чи, че-че, чя-чя, чё-чё, чю-чю.

Упражнение № 4. Чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю.

Упражнение № 5. Чи-чи-чи-чи, че-че-че-че, чя-чя-чя-чя, чё-чё-чё-чё, чю-чю-чю-чю.

Упражнение №6. Чищи, чеще, чящя, чёщё, чющю.

Присоединив упражнение № 6 к упражнениям 1, 2, 3, 4, 5, получите еще целый ряд тренировочных упраж­нений.

При произнесении звука [Ц] язык, прижатый на мгно­венье к альвеолам передних верхних зубов, как при [Т], быстро опускается вниз, и выдыхаемая струя возду­ха прорывается по желобку в передней части языка к межзубной щели, как при звуке [С]. Аффриката Ц со­стоит из сочетания ТС и произносится очень быстро, слитно и всегда твердо.

Упражнение  № 1. Цэ, ца, цо, цу, цы.

                                               Упражнение  №  2.  Цэ-цэ,  ца-ца,  цо-цо,  цу-цу,

цы-цы.

Упражнение№3. Цэ-цэ-цэ,   ца-ца-ца,   цо-цо-цо, цу-цу-цу,   цы-цы-цы.

Упражнение № 4.    Цэ-цэ-цэ-цэ,   ца-ца-ца-ца,    цо-цо-цо-цо,  цу-цу-цу-цу,   цы-цы-цы-цы.

Произнесите следующие слова: щи, щука, лощина, лещ (не забывайте, что мягкий согласный [Щ'] — дли­тельный), чаща, чистый, печь, врач, качели, цирк, принц, дворец, цоколь, окольцованный.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы (не забывайте поставить задачу):

1.  Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

2.         Щипцы да клещи — вот наши вещи.

3.         Тщетно тщится щука ущемить леща.

4.         Течет речка, печет печка.

5.         Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала не-расчувствовавшегося Вавилу.

6.         Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

7.         Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

8.         Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

9.         Около колодца кольцо не найдется.

 

10.      Молодец против овец, против молодца сам овца.

11.      Москвой-столицей весь народ гордится.

 

68


 

Орфоэпия. 1. Слова с ЧА, ЩА, ЧО, ШО, ЧУ, ЩУ произносятся как с ЧЯ, ЩЯ, ЧЁ, ЩЁ, ЧЮ, ЩЮ, чары — (чяры), чашка — (чяшка), прощание — (прощяние), Чоп — (Чёп), чудесный — (чюдесный), щука — (щюка).

2.         Сочетания СЧ, СЩ, ЗЧ произносятся как долгий мягкий [Щ']: счастье — (щястье), рассчитывать — ра-щитывать), счет — (щёт), расщепить — (ращепить), расщедрился — (ращедрился), образчик — (обращик).

3.         Сочетания ТЧ и ДЧ произносятся как двойной долгий, мягкий [Ч']: молодчик (молочьчик), летчик — (лёчьчик).

4.         Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное [Ц]: отца — (оцца), двадцать — (дваццать), молодца — (молоцца), братца — (брацца).

После того как все упражнения усвоены, включите в ежедневный голосовой тренинг дыхательную физкуль­турную зарядку (можно под музыку) и чтение гекза­метра. Не забывайте о режиме труда и отдыха, бере­гите голос.

Гигиена и   профилактика   голоса

Голосовой аппарат оратора очень чувствителен к не­умелому пользованию им в сложных условиях публич­ного выступления, к эмоциональным, психическим и фи­зическим перегрузкам. Поэтому в повседневной жизни всегда соблюдайте следующие правила:

1.  Самое лучшее средство для сохранения профес­сионального звучания голоса — это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гим­настику. Если каждое утро после дыхательных упраж­нений (10—15 мин) вы почитаете в течение 10 минут гекзаметр, соблюдая все правила дикции, дыхания и голоса, это позволит вам поддерживать голосовой аппа­рат и организм в целом в отличном рабочем состоянии; голосовой тренинг, как мы уже говорили, создает по­ложительные эмоции и настраивает на творческий про­цесс.

2.         Не переутомляйте голосовой аппарат слишком большим количеством   выступлений.    Норма   голосовой

69


 

нагрузки для лекторов   и педагогов   не более четырех академических часов подряд в день.

3.         Перед выступлением желательно выпить стакан теплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мыш­цам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние («поза» и «маска» релаксации) или сделайте 5—10 мед­ленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего вновь настройтесь на рабочий лад.

4.         Помните, что состояние и сила голоса непосредст­венно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Поэтому еще раз подчерк­нем обязательность соблюдения правильного образа жизни. Гимнастика, водные процедуры, сон по потреб­ности, чередование труда и отдыха, правильное полно­ценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища долж­на быть разнообразной, богата витаминами, употребле­ние острых приправ ограничить. От горячей пищи кро­веносные сосуды глотки расширяются, от холодной — суживаются, и то и другое вредно сказывается на голо­совых связках.

5.         Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психи­ческие травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряет­ся чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, свя­зок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необхо­дима профилактика. Кроме дыхательной гимнастики и физических упражнений постоянно следите за носоглоткой. При неприятных ощущениях горло мож­но полоскать настоем ромашки. Для этого 1—2 столо­вые ложки сухой ромашки заваривают стаканом круто­го кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5—6 капель в каждую ноздрю. Помогает полоскание щелочным раствором: чайная ложка соды и соль на кончике ножа растворить в стакане воды ком­натной температуры. Можно закапывать в рот или в нос по 5—6 капель персикового, абрикосового или олив­кового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20° до +12°.

70


 

6. Помните, что курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алко­голь приводит к расширению кровеносных сосудов, на­рушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательный путей. Голосовые связки «сушат­ся», голос становится низким, хриплым, менее выносли­вым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс ды­хания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает легкость и мяг­кость звучания.

Щадите свой голос, берегите его!

Интонационно-выразительные средства   речи

Подготовленный для выступления текст лектору це­лесообразно проинтонировать, то есть наметить в нем логические паузы и ударения. Конечно, при изложении темы в аудитории у лектора возникает естественная разговорная интонация. Но так получается далеко не всегда. Лучше на импровизацию не надеяться, а тща­тельно подготовиться к выступлению. И, в частности, продумать интонирование текста, сделать соответствую­щую разметку и отрепетировать произнесение всей лек­ции.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА и ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕ­НИЕ. Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или да­же из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или син­тагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различ­ной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препина­ния — грамматическими паузами, но могут быть и там, Где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разде­лительными. Самой короткой соединительной паузой яв­ляется люфтпауза,  или пауза  для добора   воздуха.  В

71


 

тексте люфтпауза обозначается знаком '. Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозна­чать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обо­значается одной вертикальной чертой — |, более дли­тельная пауза между речевыми тактами или предложе­ниями обозначается двумя чертами — ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных компо­зиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой ос­вобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собст­венность | индивидуальная семья перестанет быть хо­зяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут обществен­ным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачны­ми.» 14. || (Логические паузы сделаны авт. — С. Н.)

Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указа­тельный палец», который выделяет главное слово в фра­зе или группу слов в предложении. Логические акцен­ты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на кото­рое ставится логическое ударение, выделено прописны­ми.

Логическое ударение чаще всего достигается повы­шением или понижением тона — тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделя­ются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после вы­деляемого слова.

Изменение высоты  тона дает возможность наиболее

14 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78.

72


 

полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же поль­зуются только силой голоса, даже в комбинации с за­медлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ всегда указывают на необ­ходимость повышения или понижения голоса на удар­ных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то измене­ния высоты голоса при переходе от одного речевого так­та к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препина­ния, как говорил К. С. Станиславский, имеет свою ха­рактерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке де­сять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, воск­лицательный знак, тире, многоточие.

Точка указывает на завершение мысли и закончен­ность предложения. Интонация на точке связана с силь­ным понижением голоса на ударном слове, предшеству­ющем знаку, — «голос положить на дно». На «заверша­ющей» точке пауза сравнительно длительная, как пра­вило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.

«Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно» 15.||| В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точ­кой, после которой и поставлен знак разделительной паузы — |||, на ударном слове «верно» голос сильно понижается.

«Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все по­нимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или сло­вами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. | утомительной»16. || В этом примере нет так называе­мых «завершающих» точек, и голос на них понижается

15  В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 23, с. 43.

16  Ем.  Ярославский. Советы  агитаторам.  Цит. по сб.:  Об
ораторском искусстве, с. 328.

73


 

гораздо меньше, а паузы между предложениями соеди­нительные.

Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумо­лимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза... | — необходимое звено в цепи дово­дов» 17. || Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности.

Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соедини­тельную логическую паузу. К. С. Станиславский заме­тил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Са­мое замечательное в природе запятой то, что она обла­дает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно под­нятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы» 18. Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует.

Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение пе­речислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.

Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного заме­чания. Перед скобками голос повышается на предшест­вующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.

17 Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. М., 1956, с. 151. 18   К.  С. Станиславский. Собр. соч., т. 3. М., 1955, с. 100.

74


 

«В природе | (поскольку мы оставляем в стороне об­ратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во вза­имодействии которых и проявляются общие законы». || Слова в скобках читаются на одной ноте.

Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т. д.

Вопросительный знак передается с помощью повыше­ния голоса на ударном слове вопросительного предло­жения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху.

75


 

Если ударное слово находится в начале или в сере­дине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его.


 

Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наи­более сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко пада­ет вниз.

Многоточие. К. С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опус­кается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе» 19. В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль.

«...Он (социализм. — С. Н.) будет перерастать в ком­мунизм,.. || ибо люди привыкнут к соблюдению элемен­тарных условий общественности | без насилия | и без подчинения» ||20.

Тире в звучащей речи требует некоторого повыше­ния голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противо­поставить одно явление другому или подвести итог.

«Учет и контроль | — вот главное, что требуется для «налажения», | для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества»21. ||

Для того чтобы закрепить и лучше усвоить все пра­вила по логике и мелодике речи, необходимо трениро­ваться. При самостоятельном разборе текста следует выполнять графический разбор всех примеров, отмечая ударные слова, логические паузы и знаки препинания.

19  К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3, с. 327.

20  В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 33, с. 83.
21  Там же, с. 101.

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов