ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 
Скачать бесплатно книгу Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

Код доступа 2461537

Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить

скачать

 

Выдержки из произведения

 

Васильева Е. Е. Васильев В.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2002

            Если вы хотите стать счастливым обладателем хорошей памяти, хотите не только запоминать все, что угодно, но и вовремя это вспоминать, хотите управлять своей памятью, то эта книга для вас. Только в этой книге изложены уникальные методы запоминания текстов, позволяющие быстро, легко и надежно запоминать любые учебники и любую текстовую информацию. Кроме того, в этой книге вы найдете «старые» и «новые» методы мнемотехники и эйдетики. А также научитесь запоминать таблицы, исторические даты, иностранные слова, правила, определения, формулы, статьи закона и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посвящается нашим  детям Денису и Карине.

Именно вы являетесь нашими

 учителями и вдохновителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Притча Сократа о памяти

 

            “Так вот, я слышал, что близ египетского города Навкрасиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и кости, а также и письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе Верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога – Амоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: “Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости”. Царь же сказал: “Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой – судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним признакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться много знающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимо мудрыми вместо мудрых”.

            К сожалению, слова царя сбылись, и сегодня мы слышим жалобы на “дырявую память” от многих учеников и студентов. Нагрузка на память увеличивается с каждым годом, объем учебников «растет» просто на глазах, а технологии обучения остаются старыми. Многие уже поняли, что само собой ни тексты, ни цифры, ни иностранные слова не запоминаются. Многие уже поняли, что нужны новые способы точного и надежного запоминания и «зубрежка» - пережиток прошлого никого сегодня не устраивает. Как раз о таких новых способах запоминания мы расскажем в этой книге. В ней вы найдете способы запоминания текстов и точной информации. Вы научитесь запоминать таблицы, исторические даты, иностранные слова, правила, определения, формулы, статьи закона и многое другое.

Остается пожелать вам успехов в усвоении новых методов и приятного чтения этой книги.

 

Доктор педагогических наук, профессор РАЭ Васильева Е.Е.

Почетный доктор педагогических наук Васильев В.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

           

Повторение – мать учения…

 

            Если спросить многих из вас о том, какими способами запоминания Вы пользуетесь, то большинство ответит не задумываясь: повторяем много раз подряд до тех пор, пока не запомнится. И еще добавят незаконченную и знакомую всем фразу: “Повторение – мать учения!”  А в полном варианте, кстати, средневековая заповедь учителя звучала так: “Повторение – мать учения и прибежище ослов”.

 

РИСУНОК 4

 

 Почему же с одной стороны повторение признается эффективным способом запоминания, а с другой стороны – нет? Оказывается “повторение повторению рознь”.

            Осмысленное, методично и постепенно проводимое повторение (“кумулятивное повторение” или “система накопления”, о которой подробнее мы поговорим позже) несомненно, является эффективным способом запоминания (“матерью учения”). Такое повторение имеет ряд преимуществ: 1) легко запоминаются длинные поэмы, речи и пр.; 2) они долго помнятся; 3) они так же быстро вспоминаются по желанию; 4) растет способность запоминать любую информацию; 5) улучшается способность вспоминать любую информацию. Этот метод запоминания известен с давних времен, когда письмена были еще неизвестны. В те времена познания передавали устно от одного поколения другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ученики в состоянии были повторять громадные тексты, не изменяя и не пропуская ни одного слова. Философские, религиозные сочинения и даже законы предавались именно так в течение многих столетий, не будучи записанными. С изобретением книгопечатания, когда стало уже очевидным, что можно напечатать тысячу копий одной и той же книги, и поэтому уменьшилась возможность потери ее, сама собой устранилась и необходимость изустной передачи учений, а с нею – и древнее искусство повторения.

Сегодня же, применяя древний способ запоминания при изучении школьных предметов, учащиеся используют только “повторительную” часть способа и игнорируют его “кумулятивную” часть, т.е. методичность и постепенность. Такое механическое  запоминание и называют презрительно “зубрежкой”, тем самым “прибежищем ослов”.

 Как правило, “зубрят” то, что не понимают, или то, что неинтересно. Многие по себе знают, сколько времени и сил занимает это неблагодарное занятие и как быстро забывается информация, выученная таким способом. Зубрежка всегда вызывала и будет вызывать протест у человека  и у его памяти.  Особенно точно это описал К.С. Станиславский в своих дневниках. “…Я никогда не умел зубрить; непосильная работа, задаваемая памяти … У меня и по сие время ноет сердце, когда я вспоминаю мучительные ночи, проведенные за зубрением грамматики или греческого и латинского текста поэтов: двенадцать часов ночи, свеча догорает, борешься с дремотой, мучительно напрягаешь свое внимание, сидя над длинным списком ничем не связанных между собой слов, которые нужно запомнить в установленном порядке.

 

РИСУНОК 5

 

 Но память не принимает больше ничего, точно губка, переполненная влагой. А надо еще вызубрить несколько страниц. Если же нет – то впереди крик, плохой балл, может быть, и наказание, но, главное, ужас перед учителем с его унизительным отношением к человеку!”

Испытывая подобные отрицательные эмоции и чувства, учащиеся заучивают что-либо только на один день, а затем без повторения материал быстро забывается. Поэтому перед экзаменами они вынуждены практически все запоминать заново. Низкая продуктивность “зубрежки” была установлена еще в опытах Г. Эббингауза (1885), которые показали, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений.  Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н.А. Рыбников (1923). Его опыты показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Преимущество запоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процесса запоминания: на его полноте, скорости, точности и прочности. И если наряду с осмыслением ученик будет практиковать и регулярное повторение, то материал полностью сохранится в памяти.

Интересным фактом является еще то, что зазубренный материал хранится в памяти отдельным “куском”. С кем не бывало такого случая, когда учитель задавал вопросы по “добросовестно выученному тексту”, а вы не могли на них ответить? Думаю, такая ситуация знакома многим. Происходит это потому, что текст запоминался целиком и вспоминался соответственно только целиком, как говорится “от А до Я”, со всеми знаками препинания. Существует масса примеров, доказывающих это факт. Например, Лейден мог прочесть наизусть целый парламентский акт с начала и до конца, не пропуская ни слова, но не в состоянии был начать с произвольно указанного места, не прочтя предварительно предыдущего.

(Внимание! Эксперимент! Попросите знакомого рассказать алфавит наоборот: от Я до А. Скорее всего ни вы, ни ваш знакомый этого сделать не сможете. А почему?…)

Наконец, вспомните свое беспомощное состояние перед учителем, когда вдруг “выпало из памяти” какое-то слово, и чтобы вспомнить текст, нужно начинать сначала или ждать спасительной подсказки со стороны класса…

 Вспомнив и осознав все “прелести” механического запоминания или зубрежки, думаю, многие откажутся от нее раз и навсегда. А вот  то, чем можно и нужно заменить зубрежку и как развить память, обсудим подробнее в следующих главах книги.

 

Так что же такое “память”?

 

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, свои понятия и свои теории памяти. Вышеперечисленные науки расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяя глубже заглянуть в это одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психики.

 

РИСУНОК 6

 

Но… на сегодняшний день не существует единой общепринятой теории памяти и ее определения. Поэтому мы так мало знаем о ней. Большинство понимает, о чем идет речь, а объяснить не может: что же это такое – память?

Владимир Леви по этому поводу писал: “Науку как раз и отличает отсутствие претензий на всезнание, максимально четкое разграничение между “знаю” и “не знаю”. Там, где слишком много “не знаю”, она открыто признает, что давать рекомендации еще рано, и “лучше ничего не сказать, чем сказать ничего”. Такая честность – единственное условие будущего успеха и основа уже достигнутых. Но в этой честности и слабость науки – слабость публичная и с точки зрения потребителя, непростительная. У потребности нет терпения. Какое мне дело до высоких научных сомнений?.. Мне некогда ждать”.

Да, действительно, мы живем здесь и сейчас. И нам сегодня нужны знания о памяти и ее развитии. И просто не понятно, почему такой колоссальный опыт ученых, значительные достижения психологической науки не имеют широкого практического применения. Когда, наконец-то, теория и практика будут идти “рука об руку”? Когда психология будет “дружить” с педагогикой не на словах, а на деле? Когда будут практические программы интеллектуального развития подрастающего поколения? Боюсь, что эти наболевшие вопросы так и останутся без ответа, поэтому продолжим разговор  о памяти, обратившись к компетентным источникам.

Так что же такое память?

Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. (А.Г. Маклаков, 2001.) Так, чтобы запомнить что-либо, нужно чтобы информация попала в мозг (запечатление или кодирование), удерживалась там какое-то время (сохранение), а потом могла быть получена в нужный момент (воспроизведение). Процессы памяти можно сравнить с работой компьютера.

 

РИСУНОК7

 

 Сначала мы нажимаем на кнопки клавиатуры; новая информация, таким образом, перекодируется на электронный язык и отображается на экране компьютера. Затем мы или сохраняем эту информацию на дискете, или стираем ее нажатием клавиши. А потом, когда сохраненная информация понадобится, мы легко ее извлекаем.  Таким образом, можно сделать вывод, что память – это  сложный психологический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных между собой. Она необходима человеку, т.к. позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать свой жизненный опыт, именно в ней хранятся наши знания и навыки.

Память многолика и разнообразна. Общим основанием для выделения различных видов памяти является зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти разделяются по трем основным критериям:

1)      по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2)   по характеру целей деятельностина непроизвольную и произвольную;

3)   по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную.

 

1. Виды памяти по характеру психической активности

 

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским (1964). Основные четыре вида памяти – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, - в соответствии с его гипотезой, представляют собой генетически различные уровни памяти. Они появляются в процесе индивидуального развития личности не одновременно: раньше всего выступает двигательная память, вскоре за нею эмоциональная, несколько позже образная и гораздо позднее словесно-логическая. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга и, более того, находятся в тесном взаимодействии, П.П. Блонскому удалось определить различия между ними.

Рассмотрим характеристики этих видов памяти.

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Почти всю свою сознательную жизнь мы осваиваем те или иные движения: учимся ходить, писать, кататься на коньках, на велосипеде, играть в футбол, что-то мастерить, забивать гвозди, шить, вязать и многому другому.

 

РИСУНОК 8

 

 Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Доминирование у человека двигательной памяти встречается чрезвычайно редко. Так, у английского психолога Страйкера преобладала двигательная память над другими ее видами: недавно прослушанную оперу он вспоминал как пантомиму, при этом не слыша голоса певцов.

Эмоциональная память – это память на чувства. Отдавая должное эмоциональной памяти, А.С. Пушкин писал:

“О память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной!”

Наше отношение ко всему происходящему выражается эмоционально, через гамму разнообразных чувств. Мы способны заново пережить наше прошлое, вспомнить не только события, которые происходили с нами много лет назад, но и чувства, эмоции, с ними связанные: страх, радость, жалость, ненависть, грусть, веселье и т.д.

 

РИСУНОК 9

 

Следует отметить, что воспроизведение или вторичные чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первоначального. Например, горе сменяется печалью, а восторг или большая радость – спокойным удовлетворением; в другом случае обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев – усиливается. Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

Эмоциональная память играет чрезвычайно важную роль в обучении (подробнее это обсудим ниже).

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Благодаря образной памяти человек запоминает различные образы: предметов, людей, животных, явлений природы, например грозы. Мы знаем, что такое горькое, сладкое, горячее, холодное, твердое и т.д. Эти образы формировались у нас на основе предшествующего опыта в процессе различных ощущений (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильных).

 

РИСУНОК 10

 

 Характеризуя образную память, следует иметь в виду все   особенности представлений и, прежде всего, их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому образы памяти нередко расходятся со своим оригиналом, причем со временем эти различия могут увеличиваться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или разделение образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное  воспроизведение увиденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при воспроизведении. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Интересным фактом является то, что объем образной памяти не ограничен. Р. Шепард (1967) , а затем Л. Стендинг (1973) обнаружили исключительные возможности узнавания сложного зрительного материала. В исследовании Л. Стендинга испытуемым предъявляли 11000 слайдов, и, тем не менее, успешность их узнавания в ситуации выбора составила через месяц после ознакомления 73% правильных ответов.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развита у всех людей. Объем слуховой памяти, как и зрительной, тоже велик. В исследовании Д.Лоуренса и В.Бенкса (1973) было показано, что испытуемые могут успешно узнавать (83% правильных ответов) отдельные звуки из прослушанного ими ранее набора 194 знакомых звуков – плач ребенка, скрип двери, лай собаки. Остальные типы памяти редко встречаются в чистом виде, и скорее можно говорить о преобладании у человека того или иного типа памяти. Редкий случай доминирования обонятельной памяти был у  Э.Золя. Он думал о людях, домах, улицах и т.п. “запахами”!

Обонятельную, осязательную и вкусовую память  можно назвать “профессиональными” типами памяти. Как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Иногда встречается особый тип памяти – так называемая эйдетическая память (от греческого слова “эйдос” – образ).  Эйдетический образ – это настолько четкий, яркий, красочный образ, который эйдетик буквально видит при отсутствии предмета вовне. По образному выражению У.Джемса, при эйдетической памяти “мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор”.

Считается, что эйдетизм свойственен детям. С годами он ослабевает. Известный психолог А.Р.Лурия на протяжении многих лет наблюдал за С.В.Шерешевским – человеком с феноменальной эйдетической памятью. Каждое слово вызывало у него наглядный образ. Слова-образы он расставлял в определенном порядке, чтобы легче было их потом отыскать. Он никогда ничего не забывал! Память этого человека и по объему, и по прочности не имела предела. Он смог спустя 15 лет воспроизвести слова и цифры, которые предлагали ему для запоминания. О феноменальной памяти этого удивительного человека А.Р.Лурия написал книгу “Маленькая книжка о большой памяти”.

Словесно-логическая память  выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

 

РИСУНОК11

 

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст “своими словами”.

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла, прежде всего, запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае, очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

Словесно-логическая память – специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

 

2. Виды памяти по характеру целей деятельности

 

Существует, однако, такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. О непроизвольной памяти говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой специальной цели что-либо, запомнить и припомнить. В тех случаях, когда человек ставит перед собой такие цели, говорят о произвольной памяти.

 

3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда нас просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что запомнили. Естественно, результаты у всех будут разные. Одни запоминают 5 слов, другие – 7, лишь очень немногие – 9. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться. Аналогичное явление  мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. По словам Р. Солсо (1996),  долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта. Объем этой памяти безграничен, длительность хранения фактически не ограничена.

До сих пор мы останавливались на общих закономерностях памяти человека, свойственных всем людям. Но существуют, однако, и индивидуальные различия, отличающие память одних людей от других. Их мы и рассмотрим ниже.

 

Индивидуальные особенности памяти (  по И.А. Корсакову)

С одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). С другой – у разных людей различен уровень организации материала, хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так.

 Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства. Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место. Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения. Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.

 Так, радист высокого класса спокойно удерживает в памяти более 10 цифр, иногда и 15-20. Профессия дегустатора основана на хорошо развитой вкусовой памяти.

 

РИСУНОК 12

 

 А специалисты ткацкого производства различают большое количество оттенков даже черного цвета. Спортсмену необходимо иметь хорошую двигательную память, музыканту – слуховую, а педагогу, в частности, – память на лица и фамилии.

Вывод из всего вышесказанного очевиден: для пользы дела, профессионального успеха или просто “не надрывного” обучения, лучше говорить с памятью на том языке, который она предпочитает.

Сразу возникает вопрос: “Как выяснить предпочтения нашей памяти?”

Обратитесь к своей памяти и памяти членов вашей семьи. Поинтересуйтесь, каким путем у каждого из вас происходит запоминание, скажем, номеров телефонов. Постарайтесь запомнить список слов. Что у вас получилось? Как вы их запомнили: на слух или зрительно?

Психологией экспериментально получены данные о повышении эффективности запоминания при одновременном задействовании различных модальностей. После взаимодействия зрительной, слуховой (речевой) памяти с включенными компонентами рассуждения можно легко запомнить материал.

У многих людей продуктивность памяти может повыситься, если к работе памяти подключить какие-либо автоматизированные действия, например ходьбу. Несмотря на то, что механизм выполнения подобных содружественных действий еще не вполне ясен, знанием такой особенности психики не следует пренебрегать. Эта особенность памяти незаметно для каждого из нас “вписывается” в психические процессы. Мы размахиваем руками, осваивая новую деятельность, интенсивно, пусть обычно и неосознанно, используем напряжение мышц, имеющих к ней прямое отношение. Так, первоклассник, обучаясь письму, не только водит пером по бумаге, но и помогает себе движениями языка, губ, определенным положением головы.

В ряде случаев индивидуальные особенности памяти могут проявляться как феноменальным развитием памяти в целом, так и в необычайной продуктивности отдельных ее видов. История знает много примеров, касающихся памяти выдающихся людей. Такие полководцы, как Македонский, Суворов, Наполеон, знали почти всех своих солдат по именам. Сенека мог запомнить и повторить 2 тысячи слов после однократного их прослушивания.

Феноменальная память Шерешевского, однако, - это особый случай, связанный с индивидуальным строением психики данного человека. Относительно других людей более вероятен вариант, когда обладатели выдающейся памяти на лица, цифры и слова используют специальные средства и приемы.

 

РИСУНОК 13

 

Переходя ко второй особенности индивидуальной памяти – уровню ее организации, следует отметить следующее. Как показывают наблюдения психологов-экспериментаторов, у одних людей преобладают непосредственные, наглядные, чувственные формы запоминания, в то время как другие пользуются обобщенными с помощью речи логическими схемами (суждениями). Именно к этим различиям восходит разделение людей на “художественный” и “мыслительный” типы.

К индивидуальным структурным особенностям памяти относится и такая ее характеристика, как величина оперативной единицы запоминания. Для иллюстрации обратимся к процессу чтения. Каждый по себе знает, что в зависимости от уровня владения восприятием письменной речи и предметом, о котором идет речь в тексте, мы читаем с разной скоростью. Первоклассник, обучающийся чтению, сначала читает по слогам, затем оперативной единицей чтения становится слово. Взрослые люди одномоментно воспринимают при чтении более крупные единицы текста, фразы или даже абзацы. Некоторые люди могут читать страницу очень быстро, не теряя при этом существенного содержания текста. Так же и в памяти. Оперативная единица, кусок информации, вводимой в память, может быть различен по емкости у отдельных людей. Иногда приходится слышать, что у данного человека “тренированная память”. Это означает, в частности, не только свободное и адекватное ситуации и материалу использование средств запоминания, но и умение укрупнить единицы, выделяемые в содержании или структуре информации при запоминании или воспроизведении.

Тренированная память – это свободное и правильное использование средств запоминания, направленное на превращение механического, непосредственного, подчиненного внешним характеристикам запечатления следов в деятельность произвольную, осмысленную, связанную с потребностями и мотивами человека. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Получается, что каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством, начиная от такого генерального приема, как осмысление информации, до более узких специальных способов, таких, например, как группировка цифр в числа (трех-, четырехзначные) при запоминании цифровой последовательности.

Устанавливая при запоминании связь (ассоциацию), выделяя главную мысль в тексте для запоминания его содержания, мы используем мнемотехнику. Она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности.

В чем же все-таки причина эффективности мнемотехнических приемов, будь они построены на образном кодировании информации или на словесно-логическом? Она в том, что использование мнемотехники в известной мере смещает запоминание в область более могучей по ресурсам памяти, непроизвольной ее сферы, поскольку при той или иной перекодировке запоминаемого материала идет работа над средством, а собственно мнестическая задача как бы отходит на второй план. Это особенно заметно при интеллектуальной работе с материалом. Сила мнемотехники, таким образом, состоит, скорее всего, в том, что при обращении к ней в процессе запоминания задействованы как произвольная, так и непроизвольная его части. Важно лишь, чтобы работа над средством не была при этом единственно значимой целью. Характер работы памяти как психической деятельности при этом (при использовании мнемотехнических средств, в том числе эйдетических) не изменяется. Ничего в нем такого странного или, как некоторые склонны думать, отклоненного от нормы, не возникает. Просто функция средства в этом случае в значительной мере смещается в область непроизвольного, зато результаты такой работы куда лучше.

Эффективность памяти определяется тремя параметрами: объем памяти, полнота (или точность) воспроизведения, а также прочность (длительность) хранения информации, доступная переводу в актуальную память. На совершенствование этих трех составляющих и должна быть направлена работа каждого, желающего улучшить свою память. Повышение продуктивности памяти обеспечивается:

1. Правильной постановкой задачи запоминания в связи с требованием воспроизведения.

2. Активной ориентировкой в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого.

3. Установлением (выбором) принципа организации запоминаемого материала и формированием оперативной единицы и кода запоминания.

4. Правильной организации процесса забывания (перевода в латентную память), основанной на выборе адекватного кода.

5. Учетом особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности.

6. Всесторонним и полным использованием различных органов чувств.

Особое место в решении задачи улучшения памяти занимает осмысленная, интеллектуально насыщенная работа над материалом, введение его в уже имеющуюся систему знаний. Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. Отношение к повторению как творческому процессу, правильная организация содержательных и временных аспектов повторения абсолютна, необходима для результативного проявления возможностей памяти, максимально высокой, но строго адаптивной эффективности, – то есть проявлению ровно в той мере, насколько это в каждый данный момент действительно необходимо – не меньше, но и не больше. Высокая продуктивность памяти включает в себя еще два фундаментальных требования. Во-первых, для хорошей работы памяти необходимо наличие мотивации, заинтересованности в содержании материала и выполнении задачи запоминания и воспроизведения. Во-вторых, нужно использовать разнообразные вспомогательные средства, соответствующие задачам выполняемой деятельности. Память связана с другими психическими процессами. Её опосредованный характер и зависимость от общей направленности деятельности каждого человека проявляется в мотивации и формировании целей.

Закончить хотелось бы обращением к словам Л.С. Выготского о том, что в памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества человека с самим собой. Обогащение этого сотрудничества – основной путь развития и воспитания памяти.

 

Так давайте  дружить…  с  памятью!

 

Чем больше мы будем знать о памяти, тем легче нам будет общаться с ней на одном языке. Тем лучше мы будем понимать друг друга и станем друзьями на долгие годы….

 

РИСУНОК 14

 

 По мере знакомства произойдут значительные изменения в нашей жизни. Мы станем спокойными и уверенными в себе, зная механизмы работы памяти, смиримся с фактом непрочности и нестабильности внимания, научимся различать недостатки внимания и плохую память, усвоим новые стратегии мышления и, наконец, перестанем сомневаться в ней. А если все-таки что-нибудь забудем, то будем знать, что не всегда можно подавить беспокойство, преодолеть рассеянность или избежать спешки, что в этих ситуациях легко забыть. И память тут ни при чем, мы просто оказались не в состоянии сосредоточить внимание или не хватило времени упорядочить информацию. Изменив свои суждения о памяти, мы тем самым будем указывать на разные возможные причины своей забывчивости. Например, мы больше не вынесем ей суровый приговор: “Я забыл”, “У меня дырявая память”, а в зависимости от ситуации скажем: “Я сейчас не могу вспомнить”, “Я не обратил внимания”, “Я не старался, как следует вспомнить” и т.п. Постепенно чувство неуверенности и беспокойства нас оставит, и мы станем доверять памяти, и  она будет отвечать нам взаимностью. Мы станем запоминать все, что только пожелаем, удивляя всех окружающих своей сильной, тренированной памятью…

 

Уж простите меня за подобное лирическое отступление, но, читая слова И.А.Корсакова, написанные о ПАМЯТИ с такой любовью, нельзя остаться равнодушным. 

Чувствую, что многие с нетерпением рвутся в бой, сопровождая это возгласами: “Практику! Скорее практику!” И не смею вас больше задерживать.

 

ГЛАВА  2

 

Как запомнить, чтобы вспомнить?

 

 Этот вопрос постоянно задают на занятиях и взрослые и дети. И я начинаю отвечать на него сказкой. Почему именно сказкой? Потому что это один из немногих способов, помогающих Вам самим  сделать открытие, самим найти смысл, а следовательно, понять и запомнить сложный материал. Некоторые считают этот способ детским и категорически отвергают его. Как говорил философ Витгенштейн, “всегда трудно принимать простые решения сложных проблем”. И это их право. Но, как показала практика, “Мнемошин алгоритм запоминания” отлично помнят и применяют на практике и взрослые и дети, а это значит, что цель учителем достигнута.

Кстати, как вы думаете, откуда появилось это имя – Мнемоша?

Ну что ж, придется намекнуть на правильный ответ. Как звали богиню памяти древние греки? Кто является матерью девяти муз? (Мнемозина)

 

Сказка про Мнемошу

            Жил-был маленький паровозик Мнемоша. Жил он с мамой, папой, дедушкой и бабушкой, своими друзьями в паровозном депо. Он был еще совсем маленьким, поэтому у него было всего три вагончика. Мнемоша был очень смышленым и веселым паровозиком.

 

РИСУНОК 15

 

Особенно он любил мечтать, смотря на “путь” и представляя, как эти рельсы и шпалы приведут его к своей мечте. Хотя он был еще совсем маленьким, он твердо знал, что если верить в себя и свои способности, то обязательно добьешься успеха, обязательно твой “путь” приведет на вершину горы. Вот так часами он мог мечтать, размышляя о своем будущем. Кроме того, Мнемоша был очень любознательным, он часто задавал вопросы взрослым: “Зачем?”, “Для чего?”, “Что?”, “Где?”, “Когда?”, “Как?” и много других. Родители терпеливо на них отвечали. Все любили Мнемошу, но считали ещё совсем маленьким, оберегали каждый по-своему. Никто и не мог догадаться, что рядом с ними живет такой удивительный и талантливый паровозик, пока не произошел вот какой случай. Как-то раз в депо сломалось Табло-расписание. Какая тут поднялась паника и суматоха! Никто не знал, куда ему ехать и что везти. Все опаздывали, мешали друг другу и ссорились. И вот Мнемоша сказал, что он знает все расписание наизусть. Взрослые этому не поверили, тогда Мнемоша спокойно повторил все расписание движения поездов, и на железной дороге восстановился порядок. Взрослые спросили Мнемошу: “Как же он запомнил такое длинное и сложное расписание?”, и паровозик рассказал им, что сначала он задавал себе вопросы: “Зачем? Для чего ему запоминать расписание?”. А потом представлял сложные ситуации, в которых расписание ему понадобится. Мнемоша четко знал что именно, где, когда и как будет вспоминать. Потом выбирал способы запоминания и, подъезжая к расписанию, становился  полностью сосредоточенным.  То есть думал только о Табло, и его не отвлекали ни папин гудок, ни мамино стучание колес, ни дедушкино поскрипывание, он думал только о расписании. Увидев новые цифры и слова, Мнемоша запоминал их разными способами, то сравнивал числа между собой, то придумывал к словам рифмы, то выделял опорные слова и представлял их в виде разных замечательных предметов, то вдруг вспоминал чей-то день рождения, а иногда просто так, зрительно запоминал. А дальше, в пути, он вспоминал и повторял новые строчки расписания. Вот так, день за днем, строка за строкой, Мнемоша запомнил все расписание железной дороги. С тех пор на железной дороге восстановился порядок, а расписание все стали запоминать мнемошиным способом.

 

А теперь вспомните, пожалуйста, что делал Мнемоша, чтобы запомнить Табло-расписание и самостоятельно составьте “Алгоритм запоминания”. После чего сравните свой вариант с нашим.

 

Алгоритм запоминания:

 

1.      Уверенность в себе, своих способностях (Если верить в себя и свои способности, то обязательно добьешься успеха!).

 

2.      Подготовка к запоминанию (…сначала он задавал себе вопросы: “Зачем? Для чего ему запоминать расписание?”. А потом представлял сложные ситуации, в которых расписание ему понадобится. Мнемоша четко знал что именно, где, когда и как будет вспоминать. Потом выбирал способы запоминания и, подъезжая к расписанию, становился  полностью сосредоточенным.)

 

3.      Интеллектуальная работа с материалом (Увидев новые цифры и слова, Мнемоша запоминал их разными способами, то сравнивал числа между собой, то придумывал к словам рифмы, то выделял опорные слова и представлял их в виде разных замечательных предметов, то вдруг вспоминал чей-то день рождения, а иногда просто так, зрительно запоминал.)

 

4.      Повторение (…в пути он вспоминал и повторял новые строчки расписания.)

 

Для лучшего запоминания Алгоритма нарисуем самого Мнемошу, т.е. рефлекторно-образный сигнал. Лучше, если вы сами нарисуете Мнемошу, у которого “Уверенность в себе” – это будут рельсы, т.е. путь; “Установка на запоминание” - это локомотив; “Сосредоточение” – это первый вагончик; “Интеллектуальная работа с материалом” – это второй вагончик; “Повторение” – это третий вагончик. Тогда, бросив взгляд на изображение или быстро представив его себе, вы сможете мгновенно вспомнить содержание Алгоритма запоминания. Желательно рисунок раскрасить яркими фломастерами и поместить на видное место там, где вы занимаетесь. Далее, приступая к запоминанию какого-либо материала, посматривайте на Мнемошу, вспоминая блоки Алгоритма запоминания. Удостоверьтесь, что требования Алгоритма выполняются, и только после этого продолжайте запоминание.

 

            А теперь давайте вместе разберемся в Алгоритме запоминания! Начнем, конечно, с пути, т.е. с “Уверенности в себе и своих способностях”.

 

Уверенность в себе и своих способностях

 

Уверенность в себе – основа для того,

чтобы радоваться жизни и иметь силы

действовать.

Ф. Шиллер

 

РИСУНОК 16

 

Неуверенный в себе человек оказывается как бы в капкане отрицательных чувств: тревоги, страха, вины. Он часто испытывает  ощущение собственной несостоятельности, переживание несоответствия своих возможностей. И поведение такого человека при обучении чему-либо вполне предсказуемо. Он либо сразу отказывается от каких-либо действий, либо начинает учиться с явным или скрытым неверием в результат. Ни тот, ни другой способ поведения не приводит неуверенного в себе человека к положительному результату. А почему?

В первом случае он (неуверенный в себе человек) просто отказался действовать, а значит, научиться не сможет, значит, не сможет добиться результата. Как говорится: “Под лежачий камень вода не течет”. Вот его несколько дежурных фраз: “Не буду развивать память! Я и так умный! Мне это не нужно!” или “У меня все равно не получится!”

Второй случай сложнее, т.к. неуверенность в себе он выражает сомнением в успех, сомнением в результат обучения. “А я сомневаюсь, что у меня улучшится память! Докажите! Тогда поверю!” - вопит “неудачник”. Учителям не раз приходилось слышать что-то подобное. За этим бравым “Докажите!” подразумевается следующая фраза: “Вы меня учите, а я буду сопротивляться. И если у Вас вдруг, не дай бог, получится, и память у меня станет лучше, тогда поверю! А пока подождем!”. Вот так сидит и ждет с моря погоды, “палец о палец не ударив”, надменно наблюдая, как учитель перед ним распинается…

Научится он чему-нибудь? Конечно, нет.

А почему?

Да потому, что “сомневаюсь” значит “не верю”, а раз он не верит, значит, его мозг не готов принять знания, мозг пассивен. Раз пассивен, значит, не научится, не получится, и тогда появится еще более убедительный аргумент для неверия. Вот порочный круг и замкнулся. Это типичная логика неудачника.

 

РИСУНОК 17

 

Хочу предложить вашему вниманию десять заповедей неудачника, написанных американским психологом П. Вацлавиком  в своей книге “Как стать несчастным без посторонней помощи” (1990). Если вы узнаете себя, то либо отложите эту книгу в сторону, т.к. ничему научиться вы не сможете, либо примите решение измениться, стать уверенным и счастливым человеком, тогда эта книга для вас.

Десять заповедей неудачника

1.      Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких).

2.      Если на тебя неожиданно свалится успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится.

3.      Будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов.

4.      Выбери одно из двух – или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, как придется. Самое главное – не обращай внимание на то, что в действительности происходит.

5.      Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.

6.      Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию.

7.      Побольше занимайся самооправданиями. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, - одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос “Кто виноват?” и никогда “Что делать?”.

8.      Относись ко всему как можно серьезнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи.

9.      Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую жизнь.

10.  Избегай любви к себе!

 

Так что вы решили? Стать “счастливчиком”, обладающим хорошей памятью, или неудачником, ищущим себе оправдания? Это ваш выбор, и никто за вас этого не сделает!

Очень приятно, что вы решили измениться и продолжаете читать эту книгу. Раз уж решение принято, то теперь нужно действовать.  Предвижу ваше недоумение: “А что делать, как действовать? Как стать уверенным в себе человеком? Как добиваться успеха в любом деле?”

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, я советую вам обратиться к специалистам, прочитать литературу, посвященную этой теме. Что же касается меня, то я могу лишь дать несколько практических советов.

 

Практические советы:

 

1.      Искренне желайте стать уверенным в себе.

2.      Осознайте свою исключительность и неповторимость.

3.      Полюбите себя и примите таким, каков вы есть.

4.      Контролируйте свои мысли!

5.      Четко сформулируйте цели, которых хотите достигнуть.

6.      Действуйте!

7.      Сравнивайте полученный результат с желаемым.

8.      Ошибок нет, есть только опыт!

9.      Празднуйте успех!

 

А теперь прокомментирую каждый из советов:

  1. Искренне желайте стать уверенным в себе.

Для того чтобы превратиться в уверенного человека, “счастливчика”, победителя, надо действительно этого искренне захотеть; примерно так, как вы хотите пить в знойный летний день. Нужно сделать выбор раз и навсегда: “Или Я – неудачник, или Я – счастливчик!”

2. Осознайте свою исключительность и неповторимость.

Скажите, кто из вас ни разу не слышал свой внутренний голос: “ Ты можешь многое, ты достоин большего!” Наверняка большинству из вас это знакомо. Научные исследования  свидетельствуют о том, что мы, - люди, недооцениваем свои способности. Фактически мы наделены неограниченным потенциалом и неисчерпаемой способностью учиться и творить. Но, к сожалению, мы не используем и малой доли своих феноменальных способностей. “Ваш мозг намного лучше, чем вам кажется”, - говорят исследователи на разных языках и подтверждают свои слова многочисленными фактами. “Кроме того, -  говорят они, - вы абсолютно уникальны”. Из шести миллиардов людей, которые сейчас живут на Земле, и из девяноста с лишним миллиардов людей, живших когда-то, нет ни одного, который был бы вашим точным подобием во всех отношениях. Ваш творческий дар, ваши отпечатки пальцев, ваш способ самовыражения, ваша структура ДНК, ваши мечты беспредельны и неповторимы.

Не сравнивайте себя с другими! Ведь каждый человек неповторим и  ценен просто потому, что он – это он, уникальная, своеобразная личность. И он, безусловно, достоин любви многих, но в первую очередь – самого себя.

 

3.      Полюбите себя и примите таким, каков Вы есть.

 

РИСУНОК 18

 

“ Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство”

Э. Фромм

            О значении любви к себе говорят и пишут сегодня почти все психологи. А что это такое: любовь к себе? Может быть, любить себя – это значит: все время гладить себя по голове и все прощать? Нет. Любовь к себе – это значит: понимать свои достоинства и недостатки. Да, да, именно и недостатки, для того, чтобы иметь силы их преодолеть, стать лучше и сильнее.

            Любовь к себе и принятие себя таким, каков вы есть, не означает так же, что вы можете делать все, что вам не заблагорассудится, не считаться с окружающими. Такое поведение характерно, наоборот, для людей не любящих себя и вынужденных защищаться и утверждать себя в окружающем мире. Истинная “любовь к себе предполагает трезвый самоанализ и четкий самоконтроль. Она не исключает ошибок, неудач, даже поражений, но позволяет человеку относиться к ним, как к вехам на жизненном пути, а не как к конечной остановке. Она позволяет рассматривать жизнь как путь раскрытия собственной индивидуальности” (А.М. Прихожан, 2001).

            Многие врачи усматривают причину заболевания неврозом в неспособности любить себя. А психологи рассматривают принятие себя, любовь к себе как основу сложного психологического образования – Я-концепции, которая включает в себя совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему его многочисленных оценок (т.е. эмоционального отношения и оценки различных сторон своей личности) и те формы поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками. Выдающийся американский психолог А. Маслоу доказал, анализируя биографии выдающихся людей: А. Швейцера, Б. Спинозы, Дж. Вашингтона А. Эйнштейна и др., что они смогли полностью реализовать себя благодаря и такому качеству личности, как высокий уровень самоприятия и самоуважения.

Ответьте, пожалуйста: “Насколько вы любите себя? Насколько хорошо Вы знакомы с самим собой?” Я спрашиваю мнение  не окружающих, а именно ваше о самом себе, т.е. вашу самооценку. Как подметил М. Норбеков: “ Больше всего мы боимся и дальше всего пытаемся убежать от самого себя”. Как ни печально, но это так…

Как же полюбить себя?

Для этого каждый день выполняйте простое упражнение “Встаньте перед зеркалом”, предложенное А.М. Прихожан.

Вы можете встать или сесть перед зеркалом – как вам удобнее – важно, чтобы это зеркало позволило видеть вам себя в полный рост. Если такого зеркала у вас нет, можно взять любое, которое ничем не загорожено и в котором Вы ясно и отчетливо увидите свое лицо (зеркальная полочка в ванной комнате не годится). Ваша задача – спокойно несколько минут постоять перед зеркалом, глядя себе в глаза, а затем сказать, назвав себя по имени: “Я люблю тебя (имя) таким, какой ты есть”. Просто, не правда ли? Только надо не корчить рожи, не разглядывать невесть откуда взявшийся прыщик, не играть, как в плохой самодеятельности, - просто посмотреть и просто сказать. После этого еще немного постоять, посмотрев себе в глаза открыто и доверительно, и повторить еще раз:

 “Я люблю тебя (имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других”.

 

4.      Контролируйте свои мысли!

 

Этот совет, пожалуй, самый сложный. Дело в том, что вы, не сможете контролировать все мысли, пришедшие в голову. Однако вы способны контролировать те мысли, на которые чаще всего обращаете внимание, которые регулярно повторяются. Эти мысли и определяют ваше отношение к жизни. Они бывают либо позитивные, либо негативные. Их можно сравнить с записью, которая постоянно прокручивается у вас в голове. Например, если вы себе твердите: “Я боюсь, у меня не получится”, то у вас на самом деле ничего не получится. Еще Марк Аврелий сказал: “Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем!”

 

РИСУНОК 19

 

В самом деле, если мы думаем о счастье, мы чувствуем себя счастливыми. Если думаем о чем-нибудь грустном, то мы печальны. Если в наших мыслях присутствует страх, мы боимся. Если мы думаем о болезнях, вполне возможно, что мы заболеем. Если мы думаем о неудачах, то, наверняка, где-то ошибемся. Если мы погрязли в жалости к себе, все будут избегать нас. К сожалению, многие до сих пор этого не осознали.

“ В результате преподавания взрослым в течение тридцати пяти лет я знаю, что мужчины и женщины способны избавиться от беспокойства, страха и различных видов заболеваний и преобразовать свою жизнь путем изменения образа мыслей”, - сказал  Дейл Карнеги.

      Так как же изменить свой образ мыслей?

Этот сложный процесс осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Выявить негативные мысли.

2 этап. Сформулировать и повторять позитивные высказывания.

3 этап. Изменить осанку и мимику.

Прежде всего, вспомните те моменты, когда негативные мысли помешали вам достичь желаемого результата (желательно вспомнить несколько таких ситуаций). Может быть, вы провалились на экзамене, или “духу не хватило” выступить перед классом с докладом, или еще что-нибудь. Неважно, что это было. Главное заключается в том, чтобы распознать эти негативные мысли, которые заставляют вас переживать, и препятствуют достижению положительных результатов. Вспомнив эти негативные мысли, запишите их на лист бумаги столбиком, одну под другой ( не оценивайте их и не старайтесь исправить!). Что у Вас получилось? Думаю, что вы написали фразы, в которых есть слова: боюсь, не могу, никогда, не получится, терпеть не могу, не люблю, ненавижу, нет, не будет и т.п.

Теперь давайте сформулируем позитивные высказывания и запишем их столбиком напротив негативных. Позитивные высказывания – это просто фразы для себя, сформулированные таким образом, будто утверждают факт как действительность на данный момент. Это значит, что вам сначала нужно будет немножко обмануть себя, представить, что вы уже обладаете теми качествами, которых у вас нет, или что желаемое событие уже произошло. Ниже приведены правила, которые нужно соблюдать при составлении позитивного высказывания.

 

Правила составления позитивных фраз

 

1. Фраза должна быть простой, в одно предложение. Не используйте фраз типа: “Когда меня пытаются смутить сложным вопросом, у меня всегда готов ответ, т.к. моя память отличная!”.

2. Начинайте каждое высказывание со слов: “Я… Я обладаю…Для меня легко…” Это адресует ваши высказывания напрямую вам самим. Не говорите: “Мой преподаватель похвалит меня за выполнение домашнего задания!” Лучше сказать: “Мне нравится выполнять домашние задания!”.

3. Оставьте свои проблемы в стороне. Всегда формулируйте свои утверждения, подчеркивая то, что вы желаете. Фраза должна иметь позитивный смысл. Не говорите: “У меня нет больше проблем с английским языком!” Лучше скажите: “Я усваиваю английский язык все легче и легче!”. Или “Я не буду больше переживать за контрольную работу!” лучше заменить фразой: “Мне нравится выполнять контрольную работу!”.

4. Все утверждения должны быть составлены таким образом, словно они уже являются действительностью или даже словно они были только что осуществлены. Используйте настоящее время для составления фраз. Например, фразу “Я должен стать хорошим студентом!” лучше заменить на фразу “ Я – хороший студент!”.

5. Фраза не должна быть слишком общей. Не говорите: “Мои умственные способности улучшаются с каждым днем!”. А выбирайте фразы с учетом конкретных проблем. Например: “Мое запоминание улучшается с каждым днем!” или “С каждым днем улучшается моя внимательность!”. Точная формулировка нужна, т.к. она обуславливает то, что вы вносите в подсознание. Ваше подсознание воспринимает все крайне буквально – оно принимает каждое выражение в буквальном смысле. Если вы говорите себе: “Я больше не буду застенчив”, подсознание интерпретирует это так, словно вы действительно очень застенчивы. вам нужно говорить себе о том, что Вы хотите иметь, словно это уже стало реальностью. Следовательно, вместо высказанной фразы говорите: “Я полон уверенности в себе!”

6. Фраза не должна быть слишком прямолинейной. Ваше подсознание сильнее вашего рассудка. Вы можете влиять на подсознание. Но делайте это искусно, негрубо, со своего рода хитростью! Не атакуйте подсознание “в лоб”, – это, как правило, не дает результата. Поэтому лучше не применять следующие фразы: “Моя память изумительна!” или “Я запоминаю все!”. Используйте фразы с элементами постепенности: “Я чувствую, что моя память становится все надежнее!”, “Я запоминаю то, что хочу запомнить!”.

 Если вы чувствуете, что ваше внимание слишком слабое, начинайте самовнушение с таких фраз, как: “Я все лучше и лучше сосредотачиваю свое внимание!” или “Чтобы запомнить, я становлюсь все более внимательным!”.

Если недоверие к памяти проистекает от неуверенности в самом себе, используйте фразы типа: “Чем больше я доверяю памяти, тем она лучше!” или “Я могу рассчитывать на мою память!”.

Фразы для достижения более конкретных результатов: “Я запоминаю все лучше и лучше то, что читаю!” или “ Моя память на имена улучшается с каждым днем!”.

7. Не сравнивайте себя с другими! Этим вы можете развить фальшивое чувство реальности. Не говорите: “Я собираюсь стать лучше Маши!”. Скажите лучше: “Я лучшая ученица в классе!”.

Итак, позитивные фразы сформулированы и написаны напротив негативных. А дальше что делать? Как сделать так, чтобы эти позитивные фразы закрепились в нашем подсознании? Самый простой способ – это самовнушение, которое состоит в повторении (до 20 раз подряд) одной и той же фразы в состоянии расслабления. В течение дня обычно делают 3 сеанса самовнушения: утром, после пробуждения; в полдень; вечером, желательно в постели перед сном.

            О другом способе закрепления позитивного мышления поговорим ниже. Как-то У. Джеймс сделал следующее наблюдение: “ Регулируя свои действия, которые более непосредственно контролируются нашей волей, мы можем косвенно регулировать наше настроение, которое этому контролю не подчиняется”. Другими словами, он считал, что мы не можем немедленно изменить наши эмоции и мысли “ с помощью одного лишь волевого усилия, - но мы способны изменить наши действия”.

“ Итак, - объяснил он, - если вы опечалены, вы не можете сразу же развеселиться. Но если вы будете сидеть, двигаться и говорить с веселым видом, вы невольно воспрянете духом”. Ведь физически не возможно оставаться унылым или подавленным, если вы надели на себя маску веселого человека!

Вот мы и подошли к открытию:  “Когда меняется осанка и мимика, то меняются эмоции и мысли”. Это одна из основных истин природы, которая может совершить чудеса в вашей жизни!

Значит, нужно изменить свою осанку и мимику! И в этом состоянии эмоционального подъема  произносить позитивные фразы! Так просто!

На самом деле это кажущаяся простота. Попробуйте, как можно дольше сохранять естественную улыбку! Затем  нужно выпрямить спину, расправить плечи и принять облик счастья.

 Как же принять облик счастья, если мне сейчас не весело? Для этого есть много разных уловок. Например, можно показать себе язык или лукаво подмигнуть, а затем  подбодрить: “Не  дрейфь! Прорвемся!”. Можно вспомнить момент, когда вы были счастливы и уверены в себе. (Может быть, победу в соревнованиях.) А может быть выберите из своего гардероба то, в чем вы чувствуете себя наиболее ловко. Как певец в концертном фраке или дама в вечернем платье на балу. Пусть торжественный костюм даст вам возможность почувствовать себя увереннее. Женщинам можно использовать макияж. Пойдут любые средства для того, чтобы вызвать эту радость, состояние счастья и уверенность в себе.

А теперь в состоянии эмоционального подъема произносите позитивные фразы. И у вас все получится!

Третий способ внедрения позитивной программы - сделать запись на кассету блока позитивных высказываний (не больше 7 фраз), касающихся разных сфер деятельности: школы, семьи, здоровья, личной жизни и т.п. Запись  по длительности должна быть 10 минут и сделана своим голосом.  Прослушивать запись лучше утром перед просыпанием или вечером перед засыпанием. О “тонкостях” этого процесса  вы можете узнать у специалиста.

Существуют и другие способы записи позитивных программ, которые в данной книге мы не можем осветить подробнее.

 

5. Четко сформулируйте цели, которых хотите достигнуть.

 

Самое важное – определить цель. Если не знаешь, куда идешь, то никогда не узнаешь, дошел ты или нет…

 

РИСУНОК 20

 

 Поэтому, прежде всего, четко поставьте задачу, но не мелочитесь, – ищите крупные цели. Сначала нужно решить, чего вы на самом деле хотите. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче. Конечно, это не легко. “Существует много внутренних преград – от простого неумения думать о себе до конфликтов и проблем, - настолько глубоко захороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам сопротивление, выражающееся в страхе скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим и т.п. Существует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите сказать (даже себе), и уныло повторяющий: “Это нереально... Не говори глупостей…Все будут над тобой смеяться…” (А.М.Прихожан, 2001). Но вполне реально преодолеть колебания, обойти внутреннее сопротивление! Для этого расслабьтесь и лениво, как бы нехотя возьмите ручку. Напишите сверху на листе бумаги: “Чего я хочу на самом деле?”. А затем также расслабленно, без напряжения начните отвечать на вопрос. Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову. Потратьте на это упражнение достаточно много времени, решите сами сколько. Но не прерывайте работу, когда в первый раз почувствуете, что писать больше нечего. Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь, закройте на минуту глаза и вспомните что-нибудь приятное. Откройте глаза и продолжайте работать. Будет очень хорошо, если вы сделаете так не менее трех раз!

Итак, приступим к анализу цели. Если она сформулирована в общем виде (“Я хочу быть умным человеком!”), то спросите себя: “Что значит, для меня достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться?”, т.е. конкретизируйте свою цель. Например:  “Быть умным”  для меня значит иметь энциклопедические знания, отличную память, уметь быстро читать, знать несколько языков, таких, как английский, немецкий, французский”.

Далее оцените и запишите, где вы сейчас находитесь по отношению к достижению своей цели, что вы уже знаете и умеете. Например: “Я много и быстро читаю, т.к. окончил курсы «Скорочтение». Я умею запоминать числа. Я хожу на курсы английского языка”.

Теперь оцените свои возможности. Какие благоприятные условия нужны для достижения вашей цели? Помощь каких людей вам необходима?

Далее нужно будет решить, что вам нужно сделать, чтобы достигнуть цели. Действия, предпринимаемые вами, должны быть доступны проверке и контролю. Каждый раз, думая о том, что именно вы будете делать, спрашивайте себя: “Как я смогу это проверить?”. Например: “ Для того чтобы иметь хорошую память, нужно записаться на соответствующие курсы, купить и прочитать книги по этой теме, ежедневно практиковаться”.

Следующим шагом является точная конкретизация каждого действия по времени. Например: “Я запишусь на курсы развития памяти завтра. Послезавтра обойду книжные магазины. Сейчас начну читать книгу о памяти, которую купил несколько месяцев назад, и закончу ее изучение через две недели”.

Один из самых испытанных способов перейти от разговоров к делу – наметить сроки. Но не задавайтесь целью поставить рекордные сроки. Гораздо важнее довести дело да конца. Секрет соблюдения сроков тоже достаточно известен: “Не откладывайте на завтра, то…”- в общем, вы знаете. “Завтра” – это отговорка для лентяев. Вашим девизом должно стать: “Сегодня!”.

 

6. Действуйте!

 

Тот, кто ничего не делает, застрахован от неудачи… но он застрахован и от успеха! А что еще хуже, у такого человека не будет даже возможности добиться успеха – ни единого шанса.

 

РИСУНОК 21

 

Так что начните действовать! Как говорилось выше, очень важно вести себя и действовать так, как будто вы уже достигли своей цели. Не имеет значения, что вы делаете только первые шаги к цели, мысленно представляйте себе, как бы вы думали и действовали, если

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов