Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Видеоматериалы автора сайта
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
900 идей своего бизнеса |
СОЗДАНИЕ И ПРОДАЖА БАЗЫ ДАННЫХ. |
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
СОЗДАНИЕ И ПРОДАЖА БАЗЫ ДАННЫХ
Автор идеи: Вадим
Калечиц
Источник: журнал "Домашний компьютер", # 1, 2001 г.
Создать базу данных и продавать ее – путь в малый бизнес
Инженер, врач, ученый, учитель - каждый из них может создать базу данных по
своей области знания, самостоятельно издать ее и затем продавать. Для того чтобы
заниматься таким видом малого бизнеса, кроме знаний необходимы домашний
компьютер и пишущий CD-ROM. Автор материала пошел именно этим путем - и у него
получилось...
Зайдя в любой книжный магазин, вы попадаете в окружение сверкающих пестрых
обложек, строгих шеренг собраний сочинений, солидных энциклопедий и
справочников. И бывалый читатель лишь усмехнется, вспомнив книжный дефицит
советского времени, талоны за сданную макулатуру, ксерокопии бестселлеров и
машинописный “самиздат”.
На первый взгляд кажется, что книжный голод исчез навсегда, а рыночный механизм
наполнил полки магазинов. Но в этом процессе оказалось одно исключение -
научно-техническая книга (правда, книги о компьютерах издаются оперативно, и их
ассортимент способен удовлетворить и “чайника”, и профессионала).
Между тем необходимость в технической литературе вовсе не исчезла, и с годами
потребность в ней все возрастает - изданные ранее книги устаревают, появляются
новые технологии, совершенствуется аппаратура и т.д. Есть и квалифицированные
специалисты, готовые заполнить образовавшийся вакуум новыми книгами, но часто
потенциальных авторов отпугивает невозможность заключить договор с издательством
и, следовательно, с одной стороны, получить гарантии вознаграждения, а с другой,
переложить на чужие плечи хлопоты по изданию книги.
Впрочем, выход есть. “Домашний компьютер” еще в 1998 году (№ 2) опубликовал
статью Геннадия Фомина “Книга и домашний компьютер: от замысла до издания”, в
которой автор делится своим опытом по верстке и подготовке оригинал-макета
именно научно-технической книги.
Пройдя этот путь уже несколько раз, могу засвидетельствовать, что создание книги
своими руками - не менее увлекательное занятие, чем ее написание. Но только ли в
виде книги может излить душу современный исследователь или преподаватель? А как
же прогрессивные безбумажные технологии, огромная емкость носителей информации и
компьютеризация? Неужели они пока несовместимы с отечественным предприятием или
фирмой? К счастью, это не так, и прежде всего потому, что есть и еще одна
возможность тиражирования научно-технической информации с помощью компьютеров
(уверен, что не одна, и очень хотелось бы узнать мнение читателей о других
возмоностях безбумажного распространения технических знаний в современной России
- см.конец статьи).
Научно-техническая информация и компакт-диски
Читатели, которые занимались модернизацией своих компьютеров, наверняка
заметили, что с некоторых пор вся (или почти вся) документация на комплектующие
и периферию распространяется на компакт-дисках. Часто многие западные
“некомпьютерные” фирмы предлагают каталоги своей продукции в виде CD-ROM.
Действительно, это очень удобно, и, уверяю вас, если такие лазерные диски
попадают на российские предприятия или в институты, они очень тщательно
изучаются - и для возможных заказов (увы, таких случаев меньшинство), и для
знакомства с уровнем и характеристиками зарубежных изделий. Но ведь от всех
фирм, продукция которых интересует какую-нибудь компанию или предприятие,
компакт-дисков не получишь - как, впрочем, не соберешь и всех проспектов на
специализированных выставках.
От этих соображений до практической идеи всего один шаг - предприятиям нужны
базы данных, которые содержали бы информацию о ведущих мировых и отечественных
фирмах в той или иной области, об их продукции.
Чтобы не скатываться к общим рассуждениям, расскажу о своем опыте создания
лазерного диска с базой данных “Чистые помещения 2000. Российские и зарубежные
производители оборудования”.
К идее создания базы данных “Чистые помещения 2000” я пришел все-таки не со
стороны “фирменных” проспектов на CD, а подытоживая многочисленные беседы с
представителями предприятий, которые используют чистые помещения (а это
фармацевтика, медицина, аэрокосмическая промышленность и микроэлектроника и
др.): книг на русском языке почти нет, специализированные выставки в России не
проводятся, продукцию западных фирм, не имеющих в России своих представительств
(а таких пока большинство), можно увидеть только случайно на выставках “общего”
плана (“Медицина”, “Кондиционирование воздуха” и т.д.), а информация нужна,
технология чистых помещений слишком сложна, и цена ошибок слишком велика.
А как же Интернет? Совершенно верно - вся эта информация есть в Интернете. Нет
ни одной сколько-нибудь значительной западной (и юго-восточной) фирмы, которая
не имела бы свою страницу во Всемирной паутине, причем эти страницы практически
всегда содержат иллюстрированный каталог продукции, технические характеристики,
рекомендации по применению, инструкции, описания, демо-версии программного
обеспечения и массу другой любопытной информации. Вот здесь в действие вступает
уже чисто российский фактор - для большинства наших предприятий Интернет пока
еще экзотика. Но именно поэтому их заинтересованность в подобной информации
несомненна.
Самое интересное, что и те фирмы, которые имеют доступ во Всемирную сеть, идею
подобной базы данных приветствовали. Ведь такой диск, включающий в себя
систематизированный каталог гиперссылок, является и своего рода сборником
“Желтые страницы Интернета по чистым помещениям”. Понятно, что возможность
сэкономить (прежде всего время, но и деньги тоже) на поиске информации в Сети -
дело привлекательное.
Так родилась моя база данных “Чистые помещения 2000. Российские и зарубежные
производители оборудования”, в которой собрана информация о работающих на рынке
чистых помещений российских и зарубежных фирмах - полное название, адрес,
телефон, телефакс, e-mail, гиперссылка на страницу в Интернете, а также ее копия
(реплика) с кратким иллюстрированным перечнем продукции и аннотациями. Мне
кажется, именно наличие копий страничек на лазерном диске и является его
изюминкой. Теперь тем, у кого пока нет доступа в Интернет, предоставляется
уникальная возможность ознакомиться (пусть в копиях) с сайтами ведущих фирм -
производителей оборудования для чистых помещений. Ну а ветеранам Сети уже не
надо самостоятельно проводить широкий поиск информации, занимающий, как
известно, большую часть времени пребывания в Интернете.
Вежливость и некоторые технические проблемы
Для тех, кто интересуется практической стороной создания такой (или
подобной) базы данных, я коротко коснусь и технических аспектов.
Сама база данных написана на языке HTML и просматривать ее можно с помощью
вашего любимого браузера. Для тех, у кого нет доступа в Интернет и среди ПО
компьютера может не оказаться таких программ, я поместил на CD копии
дистрибутивов русских версий MS Internet Explorer и Netscape Navigator - эти
программы распространяются бесплатно, и их копирование не нарушает чьих-либо
авторских прав.
Стоит подумать и о том, чтобы диск, на котором вы разместили свою информацию,
запускался сам после того, как его поместили в дисковод. Для этого надо написать
исполняющий файл autorun. Можно сделать это самостоятельно, а можно использовать
и специальные программы для создания таких файлов, например, Autoplay Menu
Studio
http://www.indigorose.com/autoplay.
База данных - это не мультимедийный диск, поэтому никаких особенных украшений не
требует. А вот что обязательно должно быть на таком диске, так это несколько
вводных страниц с пояснениями, как пользоваться базой, как вести поиск (по
названиям фирм, по разделам или по ключевым словам), как инсталлировать браузер,
если он не установлен на компьютере пользователя, и пр. Для создания подобных
страничек вполне хватает таких простых средств, как Word 97 (Word 2000) или
Frontpage Express (если у вас Windows 98). Далее все остальные странички базы
однотипны - название фирмы, ее логотип, “анкетные данные”, о которых я уже
упоминал выше, и краткая аннотация. В ней я старался не только перечислить
основные направления деятельности рассматриваемой компании, но и дать
гиперссылки на различные разделы копии ее Web-странички.
Кстати, вернувшись еще раз к размещению в базе данных копий сайтов, замечу, что
вся текстовая информация, все изображения и само программное обеспечение любого
сайта являются объектами авторского права и часто защищены копирайтом даже на
самой страничке. Однако фирмы, как правило, не возражают, если все это
используется в информационных целях (для этого, в конце концов, сайт и
создается!).
Но тем не менее корректность в отношении авторских прав абсолютно необходима.
Поэтому надо отправить каждой фирме по e-mail уведомление, что вы планируете
поместить в вашу базу информацию с ее сайта. Я так и делал, во избежание
недоразумений с авторскими правами, - и пока ни одного возражения не было.
Кроме того, на отдельной страничке базы я не забыл отметить и то, что все
торговые марки являются собственностью их владельцев, а информация с сайтов не
может использоваться без разрешения фирм, которым эти сайты принадлежат (А о
том, что база данных содержит такое указание, я с удовольствием информировал
фирмы в своих посланиях по e-mail с просьбой включить в базу данных копию их
сайта.). Мне кажется, это является не просто хорошим тоном, но и должно быть
нормой поведения в нашем общем информационном пространстве. Пора привыкать
работать, уважая чужие авторские права.
Проще решить проблемы, связанные с записью и тиражированием уже готового диска с
базой данных, - ведь это специальное, а значит, малотиражное издание, и вы
вполне можете самостоятельно изготовить весь тираж на записывающем дисководе
CD-R. Именно покупка пишущего дисковода явилась для меня самым большим
финансовым вложением в идею выпуска лазерного диска с базой данных. Я купил себе
скромный, но, по отзывам (которые теперь могу подтвердить сам), очень надежный
CD-R Mitsumi со скоростью записи 4х.
Для себя я заранее наметил, что записывать диски буду не сразу, а по мере
необходимости. Это удобно еще и потому, что позволяет оперативно вносить
изменения и исправлять мелкие ошибки, которые неминуемо проскочат в базу данных.
На практике самую большую партию дисков “Чистые помещения 2000” (20 штук),
которая понадобилась мне единовременно (для распространения на конференции), я
без труда записал за выходные, не испортив ни одной чистой болванки. Впрочем,
если вас вдруг завалят заказами, можно изготовить тираж лазерного диска и в
специализированных фирмах, адреса которых легко найти в Интернете.
Раз уж вы беретесь выпустить в свет CD-ROM, надо продумать и оформление вашего
детища. Не обладая талантами художника, я решил эту проблему старым, но надежным
приемом - компиляцией. В этом мне помогла программа Adobe PhotoShop. Выбрав из
имевшихся у меня фотографий, относящихся к технике чистых помещений, самые
характерные (и, по возможности, разнообразные), я импортировал их в программу,
откадрировал (срезал лишнее) и сгруппировал в единый “сборный” рисунок. Этот
рисунок сослужил мне службу по крайней мере трижды: в качестве вводной страницы
к базе данных, как основа оформления обложки коробочки для диска и наклейки на
сам диск.
Если у вас есть современный цветной струйный принтер, то проблемы распечатки
рисунка на диске и обложки для пластиковой коробочки у вас тоже не возникнет - в
компьютерных магазинах вам охотно предложат не только наборы заготовок для любых
форматов наклеек, но и устройства для их точного позиционирования на CD. Я
использовал набор наклеек для компакт-дисков фирмы Zweckform (http://www.zweckform.com),
свой домашний принтер Epson Color Stylus 600 и остался очень доволен
результатом.
Перед тем как перейти к практическим шагам по распространению уже готового диска
с базой данных, надо тщательно продумать цену, которую вы на него назначите.
Здесь необходимо учесть свои расходы, ожидаемый тираж, аудиторию (т.е. кто будет
покупать ваше детище - индивидуальный потребитель или предприятие). Практические
советы в таких тонких материях давать трудно. Сам я после скрупулезных расчетов
решил установить цену в 60 у.е. (существенно снижая ее в зависимости от
количества покупаемых дисков), ориентируясь в основном на предприятия, а для
физических лиц предусмотрел систему скидок.
Из практических рекомендаций по маркетингу научно-технической информации
(неважно, в форме книги или в форме CD) напомним лишь самое основное - для
рассылаемой по почте (как традиционной, так и электронной) рекламы своего CD
используйте прием direct mail, т.е. адресуйте письма только тем, кто может
принимать решения о финансовых затратах на покупку - руководителям фирм, главным
инженерам, технологам. Разумеется, для поиска потенциальных покупателей
постарайтесь использовать доступные вам ресурсы Интернета - поисковые машины,
доски объявлений, профессиональные конференции.
Ну и, наконец, о проблемах, связанных непосредственно с информационным
наполнением базы. Во-первых, для копирования сайтов зарубежных фирм надо
выбирать действительно ведущие компании (даже лазерный диск не резиновый!), а
во-вторых, данные о российских производителях в Интернете пока еще редки, и
информацию о них надо добывать и из других источников - но ведь если вы
возьметесь за подобную работу, значит, вы действительно специалист в своей
области и с этими проблемами справитесь без труда.
Кстати, информация на сайтах, копии которых вы поместили на свой лазерный диск,
неминуемо будет меняться, так что будьте готовы к тому, что вслед за базой
данных 2000 надо будет готовить “издание второе, улучшенное” с номером 2001 и
так далее - в общем, получается уже почти ежегодник по вашей специальности. А
если вы войдете во вкус и вам захочется обновлять информацию чаще, то знайте -
ваш путь ведет в Интернет, к собственному специализированному сайту. Впрочем,
это уже совсем другая история...
А что еще может быть на компакт-диске?
Думаю, следует сказать и об еще одной привлекательной возможности размещения
информации на компакт-дисках. Любому автору, самостоятельно подготовившему на
компьютере научно-техническую книгу к печати, начинает казаться, что, записав
текст на лазерный диск, он легко превратит свою книгу в мультимедийное издание.
Это не так, и с подобными иллюзиями лучше расстаться сразу. Технология
современного мультимедиа-CD достаточно сложна, а уровень ожидания потенциального
потребителя очень высок - на подобном диске должна быть профессиональная
анимация, видеофрагменты, продуманное музыкальное оформление и т.д. - то есть
разработкой такого диска должны заниматься профессионалы. А вот концепция и
сценарий диска с научно-технической тематикой - это дело специалиста именно в
представленной области науки и техники.
При этом есть одна область в мультимедийных изданиях, на которую надо обратить
свое внимание в любом случае, - это обучающие CD. Сейчас “обучалки”
сосредоточены на иностранных языках и нескольких школьных предметах - просто в
силу того, что эта тематика востребована всегда и имеет большую аудиторию.
Однако ясно, что следующим шагом должно стать освоение рынка вузовских
технических дисциплин - особенно в связи с тем, что издание “бумажных”
институтских учебников находится в полном упадке: достаточно заглянуть в любой
книжный магазин, чтобы убедиться в этом.
К рынку общетехнических учебников примыкает и рынок учебников по специальным
техническим дисциплинам. Здесь выпуск мультимедиа-пособий не менее перспективен
- ведь в них будут заинтересованы не только вузы, но и предприятия, которые
стремятся к повышению квалификации своих работников: куда проще и дешевле
организовать обучение на своей собственной базе, используя набор интерактивных
обучающих CD, чем посылать сотрудников “на курсы” куда-нибудь в столицу.
Вот об этом последнем, достаточно узкоспециализированном секторе обучающих
CD-ROM, имеет смысл задуматься всем авторам научно-технических книг, особенно
тем, кто уверен в своей высокой квалификации (а иначе зачем браться за книгу?) и
(или) значимости своих результатов. Ну и если вы способны обеспечить
квалифицированный перевод содержания диска на английский язык (или, например,
можете попросить своего зарубежного коллегу о том, чтобы он отредактировал ваш
перевод - в обмен, скажем, на повышенное внимание в материале к его собственным
работам), то перед вами будет открыт не только российский, но и мировой рынок...
Разумеется, в достоинствах вашего сценария вы должны убедить и компанию, которая
занимается разработкой мультимедийных продуктов, - ведь это должен быть ваш
совместный проект, поскольку вряд ли автор научно-технической книги способен сам
оплатить весь производственный цикл выпуска обучающего компакт-диска.
Жаль, что в этой области я пока не могу поделиться с читателями практическим
опытом, но очень верю в перспективность рынка CD, обучающих техническим
дисциплинам. Для своей узкопрофессиональной области - техника чистых помещений -
я уже продумал структуру и содержание целой серии компакт-дисков,
ориентированных на мировой и российский рынки. Сейчас занят поиском
компании-партнера, готовой рискнуть сравнительно небольшими начальными
вложениями - с перспективой стать лидером на мировом рынке обучения cleanroom
technology - методам создания чистой технологической среды.
Я твердо уверен, что описанные выше формы, с помощью которых современный
сотрудник НИИ, КБ или вуза, автор учебника или научной монографии, используя
компьютер, может поделиться своим опытом или помочь кому-либо освоить новую
область знаний, далеко не единственные. Приглашаю всех желающих на свой личный
(но чисто профессиональный) сайт
http://cleanrooms.euro.ru
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |