отрывок, полностью в
архиве Непомнящий Николай
Разгадка близка
Н.Непомнящий
Разгадка близка?
БИГФУТ - ЭТО БОЛЬШЕНОГ
Разгадка близка!
До конца двадцатого столетия осталось менее двенадцати лет,
проблема "снежного человека" так и не решена. Но загадка
продолжает будоражить умы оптимистически настроенных
исследователей и вызывает саркастические улыбка противников
всевозможных "изысков в области паразоологии и псевдоистории".
Речь идет о существе, предположительно отстоящем от человека
никак не дальше человекообразных обезьян, одном из самых
"разумных" - в пределах тех Зачатков разумной деятельности у
животных, которые допускает современная наука. о существе,
ведущем столь потаенный образ жизни, что встреча с ним
практически не может быть запланирована. Но что нам даст встреча
с ним?
В нашу задачу не входит убеждать оппонентов в том, что они не
правы, пытаться доказать, что "неодинозавры" - это не только
Несси, а термин "снежный человек" в корне неверный, что
Атлантиду следует искать на дне Атлантики и нигде больше. Споры
могут идти вечно - в кабинетах, квартирах и аудиториях. Время
всех рассудит.
Дорожный рабочий Дени Чапмен жил со своей женой и двумя детьми в
местечке Руби Крик. Однажды его жена увидела на опушке леса
приближавшееся к дому человекообразное существо
ростом более двух с половиной метров, которое медленно
передвигало огромные ноги. Перепуганная женщина, схватив детей,
побежала к мужчине. Дени же взял ружье и направился к дому,
надеясь
найти там медведя. И правда, он напал на след, но то были не
медвежьи отпечатки! След углублялся в землю больше чем на пять
сантиметров, а его длина превышала 40 сантиметров.Ширина шага
была около метра. Следы терялись на каменистых горных осыпях.
0 встречах с таинственным существом рассказывают и американские
индейцы. Они дали ему имя - сасквач (большеног). Свидетельства
видевших его людей дают основания предположить, что ареал
животного включает труднодоступные лесные районы на
северо-западе США и территорию Канады.
- Скорее всего это. персонаж индейского фольклора, - говорит
скептически настроенный Алан Дандес, профессор антропологии
Кали.форнийского университета.
Но многие энтузиасты-исследователи и серьезные ученые
придерживаются другого мнения. Они считают, что сасквач -- это
сохранившаяся с доледникового периода популяция крупных
человекообразных обезьян. За сотни лет они сумели приспособиться
к суровому климату тайги. Особенно часто охотники и местные
жители встречали следы сасквача на северо-востоке штата
Вашингтон вблизи потухшего вулкана Сент-Хеленс. В графстве
Скаманиа, на территории которого
находится этот район, даже принят закон; запрещающий охоту на
бигфута. Это, наверное, единственный случай запрета на отстрел
животного, в самом существовании которого сомневаются многие
специалисты.
Около 20 лет назад крученый советский историк Б. Ф. Поршнев,
увлекшийся древнейшей историей человечества и антропологией и
оставивший потомкам много умных и интересных книг., написал:
"Раньше казалось, что некие "подсудимые" должны принести неким
"судьям" доказательство, тогда эти эксперты милостиво возьмут в
свои руки дальнейшее развитие исследований. Теперь ясно, что
только "подсудимые" и являются специалистами и экспертами в
данном деле. Их круг будет расти за счет молодых биологов,
которые захотят овладеть наличным объемом знаний и перенять
научную эстафету. А "судьи" в пустом зале будут дремать в
креслах, "
Традиционными районами обитания "снежного человека" всегда
считались Памир, Кавказ, Гималаи, ТяньШань. Но вот сравнительно
недавнее сообщение. Таинственное существо появилось там, где его
менее всего ожидали. Жители пригорода Сиэтла Бельвью заметили на
снегу огромные следы. Каждый из них превышал в длину 50
сантиметров.
-- След был похож на человеческий, но гигантского размера, -
рассказывала живущая неподалеку Глэдис Тотланд корреспонденту
агентства Рейтер. - Еще в 1981 году соседи видели около леса
крупных животных, покрытых густой шерстью. Мы тогда, честно
говоря, им и не поверили. А теперь вот это... А начиналась вся
эта история так.
...Калифорния, дремучие леса Тихоокеанского побережья США. Конец
прошлого века. старый индеец, рассказ которого сохранился
благодаря записям его внука, Т. Вакава, встретил летом 1897 года
неизвестное существо. Индеец преследовал оленя, как вдруг около
озера заметил нечто похожее на большой куст. Он приблизился к
нему и почувствовал резкий мускусный запах. Старик пригляделся и
понял, что это не куст, а существо, покрытое густым, похожим на
конский, волосом с головы до ног. Индеец приблизился, но
существо испустило крик, напоминавщий- "найяа-ах!". Тогда старик
понял, что это и есть сасквач, о котором ему рассказывали
родители.
Хотя спустились сумерки, дед разглядел на заросшем лице
светло-коричневые глаза. Существо пошевелилось. Человек сделал
успокаивающий жест рукой и положил на землю связку рыбы.
Существо поняло жест, схватило рыбу и побежало в чащу. Оно лишь
на мгновение остановилось и издало еще один крик, который индеец
запомнил на всю жизнь, - протяжный и глухой "элего-оомм!". Кроме
внука, дед больше никому эту историю не рассказывал, и она была
опубликована сравнительно недавно. Несколько недель спустя после
встречи с сушеством дед был разбужен неясным шумом рядом с
хижиной. Выйдя наружу, он наткнулся на кучу свежих оленьих шкур.
Вдалеке прозвучал уже знакомый ему крик. После этого сасквачи
приносили ему то ягоды, то сучья для обогрева жилища, то фрукты.
Сегодняшние эскимосы передают предание о расе людей с
отвратительными, отталкивающими привычками, которые занимали их
территорию до того, как они сами туда пришли. Эти существа были
очень высокого роста, все тело их было покрыто волосами, они
проявляли склонность к уединению, однако устраивали между собой
ужасные драки, ели человеческое мясо и разгуливали голыми, хотя
и строили из громадных камней круглые стоянки, которые покрывали
крышей, сделанной из ребер и шкур китов. Эскимосы утверждают,
что у них уже были примитивные каменные и костяные орудия труда.
На Баффиновой земле к северу от Гренландии их называют
туниджуками, хотя у них много сходных между собой названий в
различных западных районах.
Эскимосы утверждают, что. В Гренландии они ходили обнаженными,
но их тела были покрыты мехом, похожим на оперение; в более
западных районах они использовали в качестве одежды шкуры
животных. Все единогласны в том, что они были отличными
охотниками, могли распознать дичь по голосу и поведению,
обладали такой силой, что запросто могли удержать в руках
крупного тюленя. Некоторые эскимосы говорят, что их предки
постепенно выбили туниджуков одного за другим, и в итоге их
просто уничтожили физически. И все же. гренландцы упорно
утверждают, что даже сегодня некоторые особи все еще живут в их
стране, но что они чрезвычайно осмотрительны и осторожны.
Вернемся к судьбе кинокадров, о которых очень многие знают.
Помните короткий любительский фильм, отснятый двумя
американскими искателями сасквача в октябре 1967 года - Р.
Паттерсоном и его помощником Р. Гимлином в районе Блафф Крик на
севере Калифорнии? Любители засняли самку сасквача, пересекавшую
русло высохшего ручья. Противники существования живого гоминоила
пытались объявить фильм фальшивкой, но обвинение было отвергнуто
целым рядом исследователей, в частности советскими учеными,
специалистами по биомеханике, протезистами и другими. Паттерсон
сделал гипсовые отпечатки лаи сасквача (то была самка), и их
тщательно обследовали крупнейшие авторитеты в области
приматологии. Их вывод: "Тут не может быть речи о подлоге".
Не так давно в журнале "Аляска" были напечатаны воспоминания
одного из инициаторов поисков сасквача на Аляске Майкла
Поулизника.
- Мои поиски Большеногого на Аляске начались в октябре 1975
гола, рассказывает Поулизник. - Я до сих пор не нашел его, но
надежды не теряю. На Аляске это таинственное создание обычно
называют "бушменом".
Стремление найти Большеногого выгнало меня из моего временного
обиталища в Анкоридже, я обследовал центральную,
южно-центральную и юго-западную Аляску в исследованиях мне
помогала
некоммерческая общественная организация, базирующаяся в Майами,
Американский антропологический исследовательский фонд.
- Некоторые жители Аляски - особенно местные жители - не очень
охотно обсуждают свои встречи с этим странным существом,
замечает М. Поулизник, - они боятся, что над ними будут смеяться
или назовут сумасшедшими.
Алеуты, живущие на островах Кадьяк и Афогнак, из поколения
поколение рассказывают легенды о таинственном, похожем на
человека существе. Они называют это существо "Очлак'х".
Поулизйик получил наиболее интересные свидетельства очевидцев
именно на этих островах.
В меньшей степени известны факты о встречах с неведомым
существом, поступающие из Китая. Они стали достоянием ученых
сравнительно недавно, ибо еще несколько лет назад информация о
"снежном человеке" из этой страны просто не поступала.
НЕУЛОВИМЫЙ ДИКИЙ ЧЕЛОВЕК
"Он был более двух метров ростом, плечи рапире, чему человека,
нависающий лоб, глубоко сидящие глаза и широкий нос со слегка
вывернутыми ноздрями. У него были впалые щеки, уши, похожие на
человеческие, но крупнее, круглые глаза, также более крупные,
чем глаза человека, Выпирающая вперед нижняя челюсть,
выступаюшие губы. Передние зубы крупные, как у лошади. Глаза
черные. Волосы темно-каштновые, длинные; 30 сантиметров длиной,
свободно свисали на плечи. Все лицо, за исключением носа и ушей,
было покрыто короткой шерстью. Руки висели ниже колен. Кисти
очень большие, пальцы около четырнад~1ати сантиметров длиной,
сочленения пальцев лишь слегка выделены. Хвоста у него не было
тело было покрыто короткой шерстью. У него были тяжелые бедра,
короче, чем голени. Он шел прямо, широко расставляя, ноги.
Ступни были более тридцати трех сантиметров длиной и примерно
пятнадцати шириной - спереди шире, чем сзади. С плоскими
ногтями. Это был мужчина. Вот то, что мне удалось ясно
разглядеть".
Такое описание дал группе исследователей из Китайской Академии
наук в Пекине 33-летний Панг Енсенг в октябре 1977 года, Панг
рассказал, как он встретил ""волосатого человека в лесу на
склоне ущелья, куда он пошел заготавливать топливо. Все, о чем
мы рассказали, происходило, как говорится, вчер. Сейчас мы
расскажем о сегодняшних встречах с неведомым существом. Этих
сообшений ждали давно. Вот первое из них - свидетельство из
Западных Гималаев, отличающееся от остальных тем, что оно
снабжено снимком - пусть нечетким, но позволяющим делать
заключения уже не на пустом месте.
"Этот человек подходил все ближе и ближе. Я пятился назад, пока
не уткнулся спиной в. скалу. Дальше .бежать было некуда.
Я поднял топор, готовый сразиться за жизнь. Мы стояли друг
против друга, не двигаясь с места, около часа. Потом я поднял
камень и бросил в него. Камень попал ему в грудь. Он издал
несколько воплей и начал тереть место удара левой рукой. Потом
он повернулся налево, прислонился к дереву, а затем медленно
побрел вниз, к дну ущелья. Он продолжал издавать стонущие
звуки".
Лунной ночью в мае 1976 года шестеро лидеров существовавшей
тогда коммуны из лесного района Шеньнунцзя в провинции Хубэй
ехали на джипе неподалеку от деревни Чуньхуа. Вдруг их фары
осветили "странное бесхвостое существо с красноватыми волосами,
которое стояло на дороге. Водитель остановил джип, удерживая в
лучах, фар сушество а пятеро человек вышли из машины и
отправились исследовать встречного. Они подошли на несколько
метров - существо также казалось заинтригованным их появлением,
- но потом оно скрылось во тьме. Люди не делали попыток
преследовать его, но на следующее утро отправили телеграмму в
Пекин, в Академию наук. Все были убеждены, что видели одного из
легендарных "волосатых людей" Китая.
На протяжении веков китайский фольклор хранит страшные истории о
больших волосатых, похожих на людей существах, которые ходят на
задних лапах. В соответствии с легендами, эти существа населяют
центральный горный район Китая Циньлмн-Башан Шеньнунцзя, в этом
районе водятся также гигантские панды и другие редкие виды
животных, не встречающихся более нигде в мире.
Относительно происхождения диких волосатых людей в Юго-Восточной
Азии имеется несколько гипотез. Одна из них утверждает, что
дикие люди - живые потомки гигантской человекообразной обезьяны
- гигантопитека, жившей на Земле 2 миллиона лет назад. Хотя эти
древние обезьяны, как считается, прекратили существование
тысячелетия назад, ученые отмечают, что гигантская панда - вид,
который, как известно, жил бок о бок с гигантскими обезьянами,
попрежнему населяет тот же самый регион. Многие из растущих ныне
ископаемых растений - таких, как голубиное дерево, китайское
тюльпановое дерево и метасеквойя, - также все еще растут в
районе Циньлин-Башан-Шеньнуньзя. Другие редкие и древние
животные, такие, как такин и золотая обезьяна, существуют только
в этом регионе. Поэтому, лредполагают некоторые, гигантские
обезьяны могли сохраниться здесь как вид.
СУЩЕСТВО ИЗ ЛАВИНЫ
В начале марта 1986 года Тони Вулдридж впервые увидел свежие
следы по обе стороны снежного склона, и мысль о йети (местное
название существа) промелькнула в его голове лишь как забавная
идея. Он находился в той части Западных Гималаев, где в 1937
году альпинист Х. Тилман отметил большие, похожие на обезьяньи
следы на протяжении более мили. Там же в 1976 году Питер Бордман
и Джо Таскер ночью были разбужены низким рычанием, а утром,
когда вышли посмотреть, обнаружили вокруг 36 оберток от конфет и
следы, схожие с теми, что описал Тилман.
У других горновосходителей нередко пропадала в этих местах еда,
и Вулдридж, который первым в сезоне прошел по снегу долины, был
знаком с этими историями. Помнил он и о том, что все рассказы о
йети неизменно вызывают улыбки там, внизу, и это заставило его
быстро выбросить из головы все свои предположения.
Дело в том, что Вулдридж вовсе не был "охотником" за "снежным
человеком". Более того, он не был ни натуралистом, ни
альпинистом, ни туристом. Он физик, и путешествие в Гималаи, так
же как и предыдущую поездку в Анды, совершил по заданию одной
английской организации, занимающейся обменом технологиями с
развивающимися странами, в частности с Индией и Непалом.
Главный лагерь, в котором находился Вулдридж, располагался на
высоте 1800 метров в городке Джошимат, на северо-востоке от
Дели, недалеко от границы с Непалом. В своих любительских
одиночных походах он старался не заходить далеко, чтобы засветло
возвращаться в лагерь.
...Шел пятый день жизни в Джошимате. Тони шел из деревни Говинг
Гэт к пустующим хижинам, известным под названием Гангария,
пытаясь достичь края самой высокой горной долины - на высоте
около 4 тысяч метров. Около 11 утра- на высоте 3300 метров он
увидел отпечатки, поразившие его своей отчетливостью, и снова в
душе посмеялся. Но кто же все-таки мог оставить их? "Я подумал,
что это следы крупной обезьяны, так как их много там, внизу.
Начал вспоминать, что они не похожи на отпечатки лап большой
кошки снежного барса, а ведь это единственное крупное животное,
которое обитает здесь, если верить рассказам очевидцев. Медведи?
Но о них я ничего не слышал. Так или иначе в четких отпечатках
не было видно когтей". Кроме того, Вулдридж читал записки
путешественников, относящиеся к этому району, и там медведи не
упоминались. На самом деле встреча с медведями здесь не
исключена - как с бурыми, так и с гималайскими, изредка они
пересекающими горы, но следы были явно не медвежьи - ч них нет
характерной симметрии. Он предположил еще некоторые варианты, но
все они оказались сомнительны. Тогда он сделал несколько снимков
со средней дистанции.
"В тот день мне предстоял долгий путь наверх и назад. Так что я
не мог долго задерживаться. Меня больше беспокоило состояние
снега; так как день выдался теплым и поверхность снега быстро
размягчалась".
Прошло около часа, и Вулдридж услышал грохот и долгие раскаты.
"Моей первой мыслью было - снежная лавина. Затем я подумал, что
этого не может быть, так как никаких признаков движения снега в
пределах видимости не было". И, он поспешил по склону вверх.
Поднялось солнце и стало еще теплее. Вулдридж начал нервничать.
И вот -здесь-то, сметая все на своем пути, пошла снежная лавина.
"Теперь я считаю, что поступил неосмотрительно, когда услышал
раскаты. Я прошел наискосок около 50 ярдов до того места, где
склон кончался и был хороший обзор. Попытался пройти туда, где
начался обвал, и внимательно осмотреть следы. лавины. Мои глаза
поймали большой гладкий участок на снегу, как будто по нему
прошел тяжелый валун, Но никакого валуна не было. Там вообще
ничего не было, кроме цепочки следов, шедших прямо от катка,
поперек склона, а сразу позади куста виднелась фигура, которая
не могла быть камнем". В неопубликованном письменном отчете
Вулдридж описывает фигуру, как "темное, волосатое существо около
двух метров высотой, стоявшее прямо, на двух ногах. Голова по
форме близка к квадрату, сложение торса мощное". Говоря о нем,
он также упоминает "руки, достигающие колен и покрытые
коричневой шерстью".
У Вулдриджа была с собой 35-миллиметровая камера, и он.
догадался поднять ее и спустить затвор. Фокусировка оказалась
верной, а объектив открыт. (Камера была с автофокусировкой и
блокировочным устройством на объективе). Плохо было то, что
существо стояло в 150 метрах, по другую сторону непроходимой
лавины, а у Вулдриджа не было телеобъектива. Солнце находилось
позади объектива. Когда плевку обработали, изображение оказалось
силуэтом в 2 миллиметра высотой.
"Я быстро сделал пару снимков, так как был уверен, что в любом
случае оно не собирается долго стоять там. Но оно не уходило. Я
двинулся вперед и встал по возможности ближе, выбрав площадку,
где скалы выступали вперед, Замерев, сделал еше несколько
снимков".
"Чем дольше я задерживался, - пишет Вулдридж, - тем больше
убеждался, что животное не спешит уходить. Оно было удивительно
неподвижно. Я вынул катушку с цветной пленкой и поставил другую.
Животное оставалось спокойным. Единственным признаком движения,
замеченным мною, было шевеление веток и ощущение, что оно
сдвинулось, пока я спускался вниз. Негативы тоже порождают такое
впечатление". Но глаза Вулдриджа имели лучшее разрешение, чем
фотоаппарат. Он ясно видел бурые руки, и почему-то ему казалось,
что оно смотрит не на него, а на склон. "Я убежден, животное
инстинктивно считало, что может скрыться, стоя неподвижно за
ветками... "
Почему не предположить и другое - опытное существо, которое
только чуть не погибло в лавиие, знало, как избежать нового
обвала. Может быть, для этого нужно было добраться до ближайшего
-куста и, ухватившись или повиснув на нем, не двигаться, пока
снег не затвердеет? Или оно выжидало, пока человек не перестанет
проявлять к нему интерес?
Прошло около 45 минут, небо начало темнеть, пошел снег. Вулдридж
направился вниз. На пути домой он увидел много следов, но они
были далеки и недоступны, свет .стал хуже. Он сделал несколько
снимков, но после обработки они вышли черными. Когда он миновал
следы, увиденное ранее, он сделал снимки крупным планом с
ледорубом, чтобы определить размеры, но прошло уже три часа, и
отпечатки стали почти неразличимы.
Несколько месяцев Вулдридж никому ничего не рассказывал. Правда,
он обработал пленку и показал ее некоторым близким друзьям и
тем, кто хотел увидеть доказательства существования йети -
антропологам и зоологам. Конечно, этих четырех месяцев существу
с лихвой хватило, чтобы уйти из района лавины и вернуться туда,
где обитают его собратья....
"Я очень обеспокоен, - пишет Тони Вулдридж, - активностью людей
в поисках этих существ. В наш век имеются различные возможности
для изучения их на расстоянии, и нет необходимости в отлове. Мы
ведь не знаем, сколько их. Может, изъятие из природы одного
окажется роковым для всей популяции?"
И все-таки вернемся домой. На территории СССР встреч с
загадочным реликтом происходит больше всего. Только далеко не
все они становятся достоянием специалистов. Вот совсем недавняя
история.
ВСТРЕЧА С МЕЧЕНЫМ
За десятилетия поисков Майя Генриховна Быкова исколесила всю
страну. Удача ждала ее в августе 1987 года в далекой таежной
избушке...
- Отправляясь в путь в 1987 году на встречу с реликтовым
гоминоидом по кличке Меченый, - рассказы,вает М. Быкова, - я еще
и еще раз мысленно представляла себе, с кем могу столкнуться в
далеком кедровом бору. Мой информатор Владимир Вейкин из народа
манси. Как и все его предки - таежник, отслужил в армии, получил
среднее образование, шофер и механик. И он и его семья далеки от
религии. Вот что он рассказал: "Есть у нас избушка, служащая и
зимовьем, и летовьем километрах в 70 от ближайшего жилья.
Поставил ее мой дед невдалеке от прежнего селения, теперь уже
давно оставленного людьми. Лет сорок назад, а может, в конце
войны дед заметил, что в августе, по ночам, а чаще всего к
рассвету, кто-то подходит к жилью. Потом уже и дед и отец хорошо
узнали этого, потому как не раз наблюдали из окна за ним,
бродящим неприкаянно вокруг избы. Он оказался меченым: от кисти
до локтя левая рука была покрыта белой шерстью. Подходил к
избушке и каждый раз постукивал в окно короткими двойными или
тройными ударами. В 85 году его видели дважды (как потом
оказалось, трижды. - М. Б.): Видел его и я. Нет, лешим мы его
никогда не называли. Думаю, что это и есть предмет вашего
поиска. Приезжайте. Недоверие вмиг рассеется".
Меченый пришел на рассвете в первую же ночь нашего пребывания в
зимовье, - продолжает Майя Генриховна. - Мы вышли на его
призывно-предупреждающий стук в окно... И... оказались в пяти
метрах от него - как он там называется, снежный -ли человек,
реликтовый гоминоид, вековечный леший или еще как... Он был
огромный, волосаты и красноглазый. Не было. даже намека на
рудимент хвоста, ни бугорка рогов и никаких копыт... По образу и
подобию сравнить можно только с человеком. Все в. нем гармонично
и пропорционально, все свидетельствует о силе, ибо мышцы
угадываются даже под шерстью. Посадка головы - особая, как бы
внутри шейных мышц. Огромные кисти рук и ступни ног заставили
вспомнить, что он вечный скиталец и землемер, выворачиватель
деревьев с корнем и швырятель камнями малыми и большими. Никаких
аналогий с медведем или обезьяной: у первого рыло, короткие
ноги, расхлябанная фигура, вторая - , пародия, шарж на Меченого.
Целую минуту - бесконечно долгую -.они рассматривали друг друга.
Об ощущениях, - вспоминает М. Быкова, - и говорить не
приходится. Нет, он не остался безразличным: их взгляды
встретились, он произнес, не размыкая губ: "Кхе". Как бы
прочистил горло после долгого молчания...
Истекла минута. Из-за дома с громким лаем вывалился щенок по
кличке Бокс. Он в несколько бросков достиг нас и дико завизжал
от страха и желания защитить хозяев. Меченый бросил как бы
оценивающий ситуацию взгляд, отставил правую ногу, сделал шаг за
дерево и больше мы его не видели.
Прошел год. И снова август. Новая экспедиция М. Быковой вместе с
группой криптозоологов. Район - совсем иной, гораздо ,ближе к
цивилизации...
КТО ТЫ, ЯГ-МОРТ!
10 августа 1988 года. Заполярье. Лесотундра. Пятеро ребят
собирают грибы и ягоды. Ружей у них с собой нет, еще не настал
охотничий сезон. Устают за день. По вечерам собираются у костра.
Почему-то чувстнуют себя несколько угнетенно. Несмотря на
светлые ночи, ощущение, по словам Саши Приходченко, такое, будто
лесной дух запугивает, выгоняет из своих владений...
Слушаю Сашу, всматриваюсь в его ясные голубые глаза, и меня
поражает такое откровение, тонкость его ощущений, - рассказывает
М. Быкова. - Ведь это тот самый стиль, которым излагают
впечатлительные люди истории о так называемом снежном человеке.
Детали". похрустывание веток вокруг костра как бы под чьими-то
ногами, потрескивание, будто кто-то пробирается сквозь чащобу,
постукивает камешками. И все так быстро, в разных направлениях,
что не успеваешь оглянуться, как это раздается уже в другой
стороне...
Славе Ковалеву было неловко перед друзьями. Он взял с собой в
поход совсем маленького щенка, а ночевать - пришлось в избушке,
И вот всю ночь щенок оставлял лужицы на полу, спальных мешках и
- рюкзаках. Утром стало ясно, что долго так продолжаться не
может. К вечеру второго дня именно Слава решил привязать щенка
на поляне к пеньку на ночь. Кто-то даже показал, как завязывать
сверхпрочный четвертной саамский узел.
Утром щенка на месте не оказалось. Исчез вместе с веревкой. Но
кто мог развязать ее и снять с довольно высокого пенька? Зверь
не мог. Тогда кто?
Но давайте по порядку. Откуда избушка? Ее построили ребята 15 -
19 лет по инициативе Славы на берегу ручья. Трудности состояли в
том, что материал для постройки нужно было возить на моторке по
воде. Пришлось поработать. Нерестовый ручей, бегущий с гор,
весной выходит из берегов. Поэтому избушку поставили, на
естественных сваях (спиленных на равной высоте деревьях).
Выглядела она точно на курьих ножках. Не хватало только Бабы
Яги;
Спустя два дня после приезда ребят события стали развиваться
самым неожиданным образом. Тот же Саша вечером не стал заходить
в избушку, а прилег к одной из "курьих лап" у входа и из-под
домика стал разглядывать ручей. На том берегу. внезапно возникли
две человеческие ноги, густо покрытые светло-серыми волосами.
Они перепрыгнули ручей и стали обходить избушку. Еще было
мгновение, когда Саша, пытаясь уяснить, кому принадлежат эти
ноги, припал к самой земле и удивился, что ногам как бы нет
конца. А затем вскочил и одним прыжком влетел в дверь: "Ребята,
здесь живет какой-то великан!"
Лет семь назад Майя Генриховна делала в Москве доклад о
представлениях народов Севера, о так называемом снежном
человеке, реликтовом гоминоиде, Яг-Морте, Куйве, духе Земли. И
вот - неожиданное подтверждение догадкам...
"Получаем сведения и, не теряя времени, вместе с криптозоологами
В. Роговым и М. Гавриловым выезжаем на место событий. Там мы не
только выслушали 16 свидетелей, видевших это существо, не только
сами увидели его, но и встретились с множеством людей,
вступивших с ним в контакт. А самое главное - привезли в столицу
материальные свидетельства его существования: волосы,
экскременты (это же здесь до нас находил криптозоолог Л. Ершов),
выплюнутую рябиновую жвачку. Мы обнаружили не только временные,
но и постоянные "лежки-гнездовья". Именно в них и кроется ответ
на вопрос, почему до сих пор нет фотографии гоминоида.
Наш герой - животное ночное. И многим кажется, что для успеха
достаточно соединить прибор ночного видения с фото- или
кинокамерой. Мне доподлинно известно, что каждый специалист в
области ночных съемок подолгу ищет гнездо совы или логово волка,
чтобы загодя установить изготовленную им же самим аппаратуру и
дистанционное управление поблизости, пока отсутствует хозяин.
Гнезда ищут и находят! Случай с нашим героем совсем иного рода:
до сего дня никто в мире не находил этого самого сгнездовья"!
Повезло все же группе, где была Быкова, а не двум десйткам
вооруженных людей, которые хотели расправиться со смущающим их
покой животным, надеясь, что это седой медведь, вздумавший
ходить на задних лапах. Именно в том году Майя Генриховна
освоила крик, либо имитирующий его зов, либо просто привлекающий
внимание. Помог ей в этом один из главных свидетелей, видевших
животное "лицом к лицу" и слышавший его рычание-крик,
десятиклассник Роман Леонов. Пытаясь удержать дверь за ручку,
чтобы не пустить его в избушку, он на какое-то мгновение
обессилел и не удержал дверь. Тут-то они и встретились - человек
и таинственный зверь. И первое, что мелькнуло: "Надо же, такой
старый, а резвится, как молодой! з На темной, будто чрезмерно
загоревшей коже лица, совсем безволосой, испещренйой глубокими
морщинами, сверкали огромные глаза.
Каков он? Вот что можно выделить из суммы показаний и, главное,
из встречи с ним охотоведа Игоря Владимировича Павлова.
Примерный рост 2,75 метра. Длина следа - 34 сантиметра. Ширина
шага во время бега три метра (у человека до двух). В плечах
широк, мускулист (руку его до локтя видели двое - он протиснул
ее в избушку в борьбе за дверь - это сплошные жилы, покрытые
сравнительно редкими волосами). Совсем белые ягодицы выделяются
так, как в фильме Паттерсона (И. Павлов после событий видел эти
кадры). Нижняя и верхняя части туловища чуть темнее, будто
кончики белых волос то ли загрязнены, то ли изначально
сероваторжавые. Как в кадрах, отснятых в Калифорнии, на поясе
видимость какой-то переходной полосы, словно волосы здесь растут
в разные стороны. Глаза сверкающие, гневные, ибо, как мы поняли,
он пришел выгонять!
Итак, перед нами факты, материальные доказательства. Но до конца
работы еще далеко. Нам всем надо еще многое узнать. Район, где
разворачивались описанные события, невелик. Можно представить
себе, сколько групп, желающих прикоснуться к тайне; хлынут в
места его обитания, затопчут следы, нарушат покой. природы,
уничтожат лежки. Конечно, он покинет эти места. Хочется сказать
всем, кто увлечен этой темой, - не мешайте работе
криптозоологов! И тогда появится надежда, что фотографии
загадочного существа будут опубликованы в печати.
ПОКА НЕ ВЫТАНЦОВЫВАЕТСЯ (СООБЩЕНИЕ ДИЛЕТАНТА НА СЕМИНАРЕ ПО
АНОМАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ)
Все попытки разума оканчиваются тем, что он осознает, что есть
бесконечное число вещей, превышающих его понимание.
ПАСКАЛЬ
Майя БЫКОВА ТМ 12 1987
Мне крайне несимпатична идея человеческого одиночества во
Вселенной.
До такой степени, что я даже посвятила стихотворение научному
комментатору ТВ, отстаивавшему это печальное, никак не
обоснованное предположение:
Эту странную фирму "Галактика"
Освещают Земли фонари:
Где там жизней иных характеры?
Где их звонницы? Кто звонари?
И не спится мне, не читается,
И не снятся привычные сны,
Вдохновение начинается,
И границы его неясны.
...Я иду по дороге проселочной,
Продвигаюсь почти наугад,
Все надеюсь: в плетенке веревочной
Кто-то вынесет мне виноград.
Южной ночью чего не случается,
Да к тому же в ущельях, горах.
Все, что суетно, забывается,
Но присутствуют тайны и страх...
На окраину мироздания
Нас давно уже отнесло.
Одиночества осознание
Нам внушается - звездам назло!
Я уверена, что большую часть потенциальных приверженцев семинар
АЯ теряет не потому, что они не допускают мысли о копошащихся в
космосе существах. А лишь потому, что апологеты АЯ объясняют
непонятные, пока не познанные явления и предметы довольно
банально. Во всем мире они идут на поводу свидетельских
показаний - именно в той интерпретации, которую предлагает
человек, взволнованный самим фактом встречи с необычным и уже
только поэтому не способный к объективной оценке увиденного,
пережитого или попытке объяснить случившееся на логическом
уровне.
Наверное, от него и не надо ожидать или требовать такого
объяснения. Если рыбак или солдат утверждает, что "они" у него
брали кровь и мочу на анализ, то это объяснение так и фигурирует
в дальнейшем. Но ведь ни тот, ни другой не имеют представления,
например, о возможности встраивания биологических датчиков для
повседневного считывания интересующей и действительно
представляющей ценность информации о физиологическом статусе
человека с точки зрения его адаптивных параметров. Или - для
привязки синтезированного двойника. И даже, возможно, ради
изъятия клеток для клонирования особи. А то еще и для считывания
техники эмоциональных перепадов, Беда" даже у пришельцев
гуманоидного склада наблюдается дефицит эмоций.
В обсуждаемой нами области недостает нестандартности мышления,
зато почему-то велико желание все объяснить как можно
примитивнее, чтобы якобы всем было понятнее (как часто пишут в
аннотациях на примитивные книги "доходчиво"). Но даже слон, до
которого по человечьим понятиям все должно доходить туго, на
самом деле достаточно сообразителен.
Уже не первое тысячелетие идея владеет умами. Просто в двадцатом
веке она точнее сфокусировалась в свете прирастания знаний по
многим направлениям науки. И приходится как бы постоянно держать
в руке бинокль, чтобы в любой момент успеть разглядеть нечто,
мелькнувшее на горизонте. Это уже вошло в нашу плоть и кровь
помимо воли, даже скептик не откажется взглянуть если
подвернется случай. Даже наши шутки и домашние эскаюды часто
несут следы допуска, что человек не единственный мыслящий
сгусток материи в мироздании.
В момент раздражения в какой-то домашней ситуации я обычно
говорю нашей кошке Шуре: "Ну что? Уже настроила свои вибрисы на
волну планеты Кошкария? Передаешь запись возмущенной
эмоциональной сферы землянина?" Ведь неоднократно высказывались
предположения, что такого рода выброс энергии небезразличен для
запредельных миров.
Итак, следует отойти от наработанных стандартов упрощенного
мышления. Не могут высокоорганизованные существа, отыскавшие
Землю, уже не одно столетие заниматься анализом крови и отходов
жизнедеятельности землян. Или бесконечным поиском полезных (с
нашей точки зрения!) ископаемых. Легче, вероятно, проникнуть в
любую поликлиническую лабораторию и получить мазки крови сразу,
скажем, нескольких сотен человек. Это гораздо удобнее,
экономичнее, чем отлавливать одиноких водителей автомобилей. Да
к тому же можно натолкнуться на алкаша, а это совсем иная химия
организма: возникнет, не дай бог, ложное представление о двух
типах человека разумного...
Если мы можем создавать зародыш в пробирке и даже довести до
конца процесс создания человека вне материнского организма
(вспомним итальянские опыты), то визитерам сподручнее, вероятно,
брать образцы функциональных продуктов мужских и женских
гениталиев, а не срезать препарат кожи.
Одним словом, я против тривиальности суждений. Шаблонные
гипотезы, торопливо подсовываемые под и без того шаткое здание
АЯ, - самое слабое место занимающихся проблемой. Любой случай
обсуждается не сам по себе, а с точки зрения приспособленной к
нему гипотезы. А ведь все должно быть наоборот гипотеза должна
возрастать лица" на огромной сумме фактов. Не следует торопиться
с теоретическими предпосылками, выработкой терминологии - до
всего этого очень далеко.
Ослепленные или униженные идеей экспедиций инопланетян, мы,
например, ни разу не попытались необъяснимые факты объяснить
прорывом из других измерений или в другие измерения (и в то же
время как часто мы без надобности оперируем этим понятием!).
Почему? Во всяком случае, такой вариант, кажется, ближе к
истине, чем сверхъестественное для грамотных землян превышение
скорости света. И тогда становятся хотя бы объяснимыми
неопознанные существа как в скафандрах, так и без них, как с
двумя, так и с четырьмя конечностями, внезапно появляющиеся и
исчезающие.
То есть прежде чем рассуждать об обитаемости других планет,
следовало бы глубже понять Землю или поставить вопрос о
населенности иных измерений.
В этом плане известна лишь рьяно критикуемая на всех уровнях
крылатая фраза члена-корреспондента АН СССР Л. Б. Окуня "Через
зал, в котором мы сейчас сидим, может проходить "зеркальный"
поезд, и мы его не заметим!"
Но, как известно, нет правил без исключения. Иногда можно и
заметить. Во всяком случае, К. Э. Циолковский писал о случаях
проявления неземного разума. Так вот, какова же та ситуация, что
приводит к исключению? А потом уже: как увидеть Зазеркалье и
даже Зазеркалье Зазеркалья?
Как часто, рассуждая о необычном, из ряда вон выходящем, мы
пытаемся все же втиснуть в одно подразделение несопоставимое!
Нашелся умник, который весь мир оповестил об "открытии"; снежный
человек - инопланетянин! И как ни странно, нашлись люди,
пошедшие у него на поводу. Будто так уж нужно и важно некой
суперцивилизации создавать невнятных безъязыких монстров с целью
десантирования на окраинные пустыри ойкумены! Можно было бы
придумать что-нибудь попортативнее, поэстетичнее, поэкономичнее,
порациональнее, чем обволошенные бродяги. Хотя бы менее броское!
Ведь все же это как бы исследовательский прибор, он кем-то якобы
изобретен для познания, а не для фильма Хичкока. При чем же
здесь живая плоть незнакомца, а иногда и алая кровь? При чем
здесь ощущаемые им страдания?
Нет, уж коль во многих районах Севера его называют землемером
(по Пушкареву), землячком и земляникам (по Кошмановой), то не
следует лениться! Надо рассмотреть его земные корни. Все, что
мешает разглядеть реальность человекоподобного животного, нашло
место в сообщении на семинаре по реликтовому гоминоиду студента
биофака Калининского университета В. Пушкарем после его
предпоследней экспедиции 1977 года в Ямала-Ненецкий национальный
округ. Владимир Михайлович, к сожалению, погиб молодым, ему не
было и сорока лет. Он очень серьезно занимался проблемой, всегда
выбирая самые трудные маршруты... Геолог по прежней
специальности (до университета он закончил Ростовский
геологоразведочный институт), он был одним из самых
перспективных специалистов по реликтовому гоминоиду. И никто не
думал, что река Хулга станет местом его упокоения. Любимые
слова: "Со мной никогда ничего не может случиться!"
Стояла середина октября, выпал снег. Экипировка у Володи была
откровенно плохая (резиновые сапоги и холодная куртка). На лодке
плыть было уже невозможно. Река почти стала. Он был не менее чем
в двухстах километрах от ближайшего населенного пункта. По
совету "доброжелателей" - без ружья, шпора, даже ножа...
Последняя его статья, "Новые свидетельства", была опубликована в
"ТМ" Не 6 за 1978 год. До нее все занимавшиеся проблемой,
яростно отстаивая материальную природу животного, отбрасывали
свидетельские показанаия о встречах с ним, которые носили хотя
бы малейший оттенок мистики. Такие, как якобы возможность
телепортации, воздействие на психику на расстоянии...
В. Пушкарев призвал к записи всех, даже самых "подозрительных"
сообщений. Ибо он встретил свидетелей, чья честность не вызывала
у него сомнений, а рассказывали они о сверхъестественных
способностях существа как о само собой разумеющемся. То есть
внешняя канва поведения его давала основания для таких выводов,
иное дело, как найти этому реалистичное ОБЪЯСНЕНИЕ.
Еще в 1974 году издательство "Мысль" выпустило книгу Б. Ф.
Поршнева "О начале человеческой истории". Автор высказал
предположение, что на ранних стадиях "доязыкового" формирования
человека роль внушения, волевого принуждения была очень велика.
Не потому ли наш гоминоид выглядит полиглотом, что волевые
приказы-понуждения однозначны и по-русски, и по-мансийски, и на
любом из кавказских языков?
Постепенно с совершенствованием второй сигнальной системы (речь)
человек утрачивал это свойство. Остаточные его элементы мы
встречаем в виде природного дара или приобретенных навыков
гипноза. Особенно сильны пока еще они, как можно предположить,
среди представителей одного из древнейших народов цыган.
Принуждение типа гипнотического, побуждение к тому, чтобы
человек при встрече с существом "не заметил" его, был скован в
своих действиях и размышлениях, - вот что лежит в основе
таинственности воистину чудесного животного. Природа его так же
материалистична, как и самого человека, как и явления гипноза.
Иное дело, что до сих пор все это мало изучается. Вот почему
человек при встрече с реликтом чаще всего ощущает дискомфорт,
испытывает дезориентацию, потрясающе чуждую разуму. Встреча с
человекоподобным животным равнозначна попаданию в иную плоскость
мышления.
Объединяет все непонятное, что можно встретить и услышать на
Земле, только сознание ошеломляющей необъяснимости. Завтра мы
все обязательно узнаем. Завтра. А сегодня? Сегодня пресса любит
писать о встречах, происшедших где-то за морем, в тридевятом,
тридесятом и так далее государстве (особенно почему-то,
например, в Калифорнии). И мало кого интересует, как обстоят
дела "на нашей почве, датской". Сегодня приглашаю всех в гости к
повествованиям народа Маней (записано в 1985-1986 годах мной и
О. А. Кошмановой).
Фамилии и наименования населенных пунктов обозначены только
буквами осознанно, чтобы не предоставлять готовые адреса для
охотников за сенсациями. Если сегодня остро стоит вопрос, чтобы
любой ценой добыть череп недавно обнаруженного реликтового вида
медведя (восьмого по счету) на Камчатке, то можно себе
представить, сколько людей ринется выполнять это "скромное"
пожелание зоологов для пущего доказательства (какой пожар!), что
вид действительно существует. Головы с черепами полетят. И это у
редчайшего животного, которого если и осталось сколько-то, то
раз-два и обчелся. Что-то здесь не так!
Подобное же происходит и под Душанбе, где предполагаемые
свидетельства посещения Варзобского ущелья реликтовым гоминоидом
привели к тому, что теперь каждое лето сюда устремляется от
двухсот до трехсот человек разных профессий, от поваров до
разнорабочих. Из-за такой плотности "исследователей" на
местности нетрудно себе представить, как скоро даже мыши покинут
свои норы. Мания отправиться именно в те места, где уже кто-то
побывал, а тем более где уже собраны местным энтузиастом
какие-то сведения, привела в этом году к тому, что группа людей,
поощряемая "Комсомольской правдой", отправилась под видом
самодеятельной экспедиции... по моим следам. Нужен ли такой
дубляж? Впечатление, что островитяне дали в центр телеграмму:
"Нам Миклухо-Маклай не нужен, срочно пришлите Кука".
Сбор рассказов о необычных явлениях и животных, особенно ведущих
потайной образ жизни, не может служить основанием для полного
нарушения экологии местности. Тем более для "задействования"
вертолета, средств обездвиживания (которыми никто из
отправившихся в этом году, например, абсолютно не владеет), да и
кое-чего похуже, как первоначально планировалось.
Страна наша велика, сколько возможностей для любителей
поисследовать! Нужно ли превращать хорошие идеи в абсурд? А
потом всеми средствами еще добиваться, чтобы я не
сопротивлялась, не возражала против подобной акции. "Она
скандалит!"
В отличие от этих людей и некоторых местных доброжелателей я-то
понимаю и твердо знаю, к чему может привести такой поиск, такая
погоня за собственной славой. Это именно такой случай, когда не
грех было бы и поскандалить. С одной стороны, справедливая
просьба свидетеля необычного явления: "Никому, пожалуйста, не
называйте местность и мою фамилию, мне же в этой тайге жить", а
с другой: "Как здорово, что у вас будет вертолет!" Хотя именно
там вертолетов настолько предостаточно, что то и дело слышишь об
отстреле даже обычных зверей только с вертолета. Настоящие-то
охотники вовсе перевелись.
Но вернемся к рассказам Маней. Это былички нескольких типов. Тип
первый - собственно о диком человекоподобном существе.
Оно подразделяется на две разновидности: ведущие
полупаразитический образ жизни (ютящиеся близко к избе, а то и в
ней, живущие на чердаке, в подполе или баньке) и независимые,
которых можно встретить реже - только на природе.
Провели три дня среди лесозаготовителей, которые далеко
углубились в тайгу (от ближайшего населенного пункта два часа по
воде, затем пешком километров семь). Выяснилось, что в прошлом
году в октябре после продолжительных дождей охотившийся в этих
местах шофер С. обнаружил интересный след, который так приалек
его внимание своей "ниначтонепохожестью", что он вырезал его из
почвы и принес в контору леспромхоза. След рассматривало
несколько человек. И все признали, что таких не встречали.
Казалось бы, похож на человеческий (босой ноги), но длина и
ширина такие, что не давали возможности посчитать его таковым.
Длиной более 40 см и почти 18 см шириной. Представление о
сдвоенных медвежьих следах есть у всех охотников. А что касается
человека, то в эту пору года он даже в шутку или на спор босиком
вдалеке от жилья не ходит.
Пошумели. Не пришли ни к какому выводу. Так называемого снежного
человека относят к сказкам, выдумкам. Правда, кое-кто кое-что
все же слышал о диком человеке, но представлений о первом и
втором не связывают. Народ больше пришлый, хотя каждый работает
здесь несколько лет, все ходят на охоту.
Интересен рассказ о коллективной встрече с непонятым
человекоподобным. Агриппина Васильевна Т., 1925 года рождения,
зимой 40-го года была свидетельницей такого события.
- Нас, человек восемь молодых ребят и девчат, направили в
деревню П, на подледный лов рыбы. Там постоянно проживал дед
Осип Павлович С. Остановились в его доме. Вечером после работы
(а мы все веселые были!) начали шутить, смеяться. Дед несколько
раз предупреждал нас, чтобы мы вели себя потише, но нам было
весело, и мы не могли остановиться. Он сидел с нами за столом и
пил чай. Жена его Аграфена подавала на стол и то и дело выходила
в кухню. Прямо под дверным проемом из комнаты в кухню был лаз в
подпол. Он был закрыт. Хозяйка входила, выходила. И вот только
она вновь вышла, сразу же за ней приоткрылась крышка подпола,
оттуда высунулся до-пояса какой-то человек, он предстал перед
нами со спины. Волосы на голове были спутаны и опускались на
спину. И весь он был волосатый, до пояса. Мы замерли. Бабка
обернулась и увидела и запричитала: "Что это? Кто это? Кто?"
Дед соскочил со стула, заматерился. Крышка подпола с силой
хлопнула. Дед схватил ружье, висевшее на стене, и, приоткрыв
лаз, выстрелил туда вхолостую.
Мы прожили в избе еще несколько дней, но больше ничего подобного
не было. Старик убеждал, что и раньше такого не случалось...
А вот как этот рассказ переплетается с повествованием бывшего
колхозника, а ныне охотника и рыбака Ильи Николаевича Р., не
имеющего к предыдущей свидетельнице никакого отношения. Он
побывал в тех же местах в 1953 году. Дома была только Аграфена.
- Она уложила меня спать в горнице. Я так устал, что упал -
уснул. Проснулся внезапно, как от толчка. Еще было совсем темно.
Не спалось. Стал обдумывать, куда завтра идти. Слышу: кто-то
идет из кухни в горницу, затем ко мне. Почувствовав неладное, я
лег на спину, скрестив на груди руки, сжав кулаки (слыхал от
людей, что если кто-то непонятный ночью наваливается, именно так
его-можно сбросить). И правда, этот неведомый стал наваливаться
всем телом на меня. Я отмахнулся наотмашь двумя руками и
заругался. Почувствовал реальность его тела по тяжести в руках.
Он соскочил, я за ним, но не нагнал. Утром стал говорить
бабке-хозяйке: "Кто-то у вас тут ночью ходит"?
- Когда я одна остаюсь в доме, - ответила она, - "этот" меня
вокруг печки гоняет. Спасаюсь только тем, что забираюсь на
печку. Туда он почему-то забраться не решается.
Рассказывал шофер леспромхоза Александр С.:
- История эта со мной случилась десять лет назад. Я тогда учился
в девятом классе. В сентябре мы с другом собрались на рыбалку. С
нами была собака Каштаны. На озере У. поставили сети и пошли
осматривать местность. Но на бор К. нас не пустила Каштаны.
Другу аж ногу прокусила. При этом успевала на нас лаять и рычать
в сторону болотины, за которой раскинулся бор. И шага не дала
нам сделать. Так и вернулись назад. Но мною овладело
любопытство, и я решил во что бы то ни стало сходить туда без
собаки и посмотреть, что ее там беспокоило.
И вот однажды, когда все отправились на сенокос, я сбежал, чтобы
съездить туда и посмотреть. Собаку не взял. Вышел в тоже самое
место, где нас Каштаны задержала. Я думал, из-за того, что там
медвежьи берлоги. Прошел по болотине к бору. Стал подниматься к
бору. Ружье с плеча снял, держу в руках. Вдруг увидел, что
передо мной метрах в двадцати пяти кто-то стоит.
Это было громадное существо, похожее на человека, но гораздо
выше, ростом примерно около двух с половиной метров. Все
покрытое волосами, серое, даже больше темно-серое. Голова прямо
из плечей, плечи покатые. Лицо как у человека, но все, кроме
носа, покрыто короткими волосами. Губа как у человека,
подбородок массивный, как бы богатырский, но вроде бы
вдавленный. Возле глаз и рта волосы расходятся веером. Под
глазами волосы светлые. Глаза карие. Левую руку он держал у
пояса ладонью ко мне, как бы загораживая дорогу. Ладонь голая,
не обволошена. Он ничего не говорил, но я слышал ясно, как бы на
выдохе такой звук: "ХО-ХО". И давил, как бы глазами отталкивал.
Я ясно почувствовал толчок и даже шагнул взадпятки, ну задом
отступил.
Потом я повернулся и пошел назад той же дорогой, что пришел.
Ружье почему-то оказалось на плече. Никакого страха не
испытывал. Так и дошел до землянки. И в тот же день вернулся
домой.
Я расценил, что встретил хозяина леса и что он попросил меня
уйти. По-моему, у него вся сила в глазах. Он был пропорционально
сложен, плечи покатые, а грудь клином, как бы острая. Я хорошо
видел его тень. Ко мне он был спокоен. Это я видел по лицу.
Старший егерь района Валентин Михайлович Д. в беседе с нами
высказал мнение, что есть косвенные признаки существования в той
местности крупного человекообразного существа. Сам не видел. Но
ссылался на рассказы местных и приезжих охотников. Его мнение
опубликовано в печати. Запись беседы с Николаем С., 24 лет:
- Вы часто бываете в лесу, часто кочуете один в тайге. Ваши
братья и отец также рыбаки и охотники. Каждый из них рассказал
не один случай, поразивший воображение. И отчего так бывает один
охотно делится воспоминаниями, а другого не заставишь. Может,
это зависит от меры впечатлительности, особенностей психики или
степени наблюдательности? Или всего-навсего неконтактностью? И
все же, не расскажете ли о какой-нибудь истории, которая бы
подтверждала, что в тайге не все так понятно и ясно, как это
кажется некоторым даже видавшим виды.
- Нет, мне в лесу всегда все ясно. А всякие непонятные истории я
за счет двух великих плутов - медведя и росомахи. Они любого
своими проделками могут заставить кое в чем усомниться. И все же
расскажу вам одну историю, которая и меня смутила.
В 1964 году мы впятером пошли на охоту. К вечеру разожгли
костер, и каждый занялся своим делом. Я прилег к костру, ружье
положил вдоль тела, оно было буквально под рукой, заряженное.
Несколько минут смотрел через поляну, туда, где метрах в семи
начинались деревья. И вдруг увидел, как на поляну шагнул кто-то
большой и лохматый, на двух ногах. Не задумываясь, я дважды
выстрелил. На выстрелы сбежались ребята. А я, сразу ничего не
объясняя, пополз, чтобы не менять для глаз освещение, к тому
месту, где должно было упасть то существо. Но там никого не
было. Стал искать на землю хотя бы следы крови, их тоже не было.
Ребята стали смеяться над моими действиями. Тогда я сказал себе:
"Раз нет следов крови, а я стрелял почти в упор в живое
существо, значит, меня это не интересует. Значит, это НЕ МОЕ".
Второй тип рассказов - о необычной бересте.
Моя спутница, проводник, переводчик с мансийского, неустанно
собирающая народные рассказы, легенды и сказки, О. А. Ковшанова
в начале июня 1986 года выехала к озеру Т., на свою родину, в
места, брошенные местными жителями в 50-е годы. По дороге от
озера пришлось идти берегом речки. Шли с племянником,
двенадцатилетним подростком. Идти недалеко, километра четыре.
Натолкнулись на березку, ободранную на высоте четырех-пяти
метров. Хотя время для съема бересты было неподходящим. Это-то и
остановило. О. А. решила посмотреть, как это удалось. Подошла. И
метрах в трех от березы увидала во мху четкий, глубоко
вдавленный свежий след человеческой ноги - босой. Поразил
размер. О. А. быстро наклонилась и отмерила: три пяди в длину
(пядь равна 17,78 см). В наиболее широком месте - одна пядь и
еще сантиметра четыре. Сильнее были вдавлены носок и пятка,
посередине - слабее.
Мальчик, глядя со стороны и соображая, чем бы это объяснить,
воскликнул: "Это сдвоенный след медведя!" Наклонился... и
почему-то закричал. В следующую же минуту обычно выдержанной,
спокойной женщиной овладел страх. "Мы бросились бежать!"
- Василка долго не мог успокоиться, даже после того, как мы
встретились с людьми. За нами к условленному месту пришла
моторка. До сих пор жалею, что не захватила с собой бересту. И
еще удивляюсь, и я и он были подготовлены к встрече не только со
следом, но и с его владельцем. Я не нашла в себе сил задержаться
в том месте, представив величину особи, судя по высоте, на
которой была ободрана береста. Я, конечно, на этом фоне
выглядела букашкой.
Третий тип рассказов- о неведомых водных животных.
Тот же районный старший егерь дополнил:
- Приходилось у нас слышать и о других существах, неизвестных
науке. Например, когда я учился на первом курсе института, то на
каникулах рыбоприемщик Я. рассказал лично мне захватывающую
историю. Кстати, надо знать, что когда два бора почти сходятся
мысами, расселяя туман (мелководное озеро) на две части, то
самое узкое место на воде называется воротами.
Так вот, по словам Я., он проезжал воротами по нашему туману и
обратил внимание на необычный всплеск. Подумал, надо посмотреть,
что за рыба такая? И остановился. Вдруг будто копна сена
поднимается из глубины. Всмотрелся - шерсть темно-коричневого
цвета, как у мокрого морского котика. Он тихо подался в камыши
метров на пять, а сам рассматривает. То ли морда, то ли лицо
точно не разобрал. Звук издало шипящий: "ФО-О" - как в пустую
посуду. И тут же опустилось в воду...
Повествование относится к 1954 году. На Валентина Михайловича
оно произвело такое впечатление, что он исходил все дно в том
неглубоком месте, на которое ссылался рассказчик. Нашел глубокую
яму, где обычно карась на зиму залегает, измерил ее.
В рассказах других людей это же животное характеризуется схожим
со стогом сена, только темного цвета. Н. А. Семенов, рыбак и
охотник:
- Примерно в 30-м году, на троицын день, ехали мы на нескольких
кедровках по туману. И напротив мыса вдруг все увидели, что из
воды поднялось какое-то существо. Кто-то из мужиков почему-то
сразу воскликнул: - "Мамонт!"
Было оно от нас метрах в трехстах. Стояла тихая погода. За
минуту до этого играли на гармошке, песни пели, ведь ехали с
гулянья. А тут бабы сразу завизжали, сбились в кучу, началась
паника. Все бросили весла. А затем затихли и стали рассматривать
чудище. Увидели, что оно сначала подняло над водой одну
конечность, потом другую и стало бить ими по воде. От этого его
действия пошла большая волна. Стало лодки качать. Каждая
конечность была размером с человека. Голову рассмотреть не
удалось, а туловище над водой было метра три. Потом оно само
стало качаться на волнах, что еще больше раскачало наши лодки.
Потом нырнуло, и мы его больше не видели.
Все это произошло на закате солнца. Мы долго стояли, не смели
двинуться вперед А потом двинулись дальше, объехав то место, где
оно появилось, стороной. На второй день в то же время проезжали
мимо этого мыса мужики, и они тоже позже рассказывали, что
видели непонятное существо.
Илья Николаевич Р., колхозник, рыбак и охотник, ныне пенсионер:
- Жена и сестра встретили на нашем тумане поразительное
животное. Но сначала его увидали трое других людей. Ехали они на
трехместной кедровочке, один на гребях, один на корме, а
посередине кассир с зарплатой. У кассира в руках ружье. Когда
из-под воды появилась копна, он сразу в нее выстрелил. Существо
ушло в воду. Быстро двинулись дальше. Когда приехали к месту
назначения, все сразу обрели дар речи и стали спрашивать, зачем
кассир стрелял. Он ответил, что выстрелил машинально, не
раздумывая.
А через несколько дней жена и сестра мои перевозили в тех местах
жало - так называют дерево для городьбы забора. Стали грузить. А
при этом раздаются особенные звуки. Вдруг невдалеке от берега
появилась как бы лодка-кедровка, перевернутая вверх днищем.
Сначала фигура имела кругловатую форму, а затем вытянулась и
поплыла, привлекаемая звуками. Появились волны и стали
расходиться от этого зверя. И жене и сестре удалось рассмотреть
небольшую голову на длинной шее. Сравнить по форме можно с
лошадиными головой и шеей, такой же изгиб, только шея
значительно длиннее.
Увидев чудо-юдо, женщины притаились и затихли. Не доплыв до них,
существо остановилось, а потом стало бесшумно удаляться от
берега и скрылось под воду. Чтобы больше не привлекать его
внимания, женщины повели лодку руками подальше от него. Через
год обе утонули в этом же месте. Я два события, конечно, не
связываю, а сказал к тому, что можно было бы переспросить с
подробностями, да не у кого...
В разговоре выяснил, что по объему животное можно сравнить с
лодкой-кедровкой, килограммов на четыреста. Длина его метров
тридцать. Когда складывается, принимает вид копны.
С., 70 лет, деревня Т.:
- В 50-е годы я ставил как-то с сыном сети. Погода стояла очень
тихая. Над озером распластался устойчивый туман. Вдруг слышу
всплеск воды, будто кто-то по ней идет. Обычно в этом месте на
мыс П. переходили лоси по мелководью. Я так и решил - лось,
приготовился убить. Повернул лодку на звук, взял ружье. Перед
самой лодкой из воды показалась круглая и черная большая морда
неведомого зверя. На меня в упор смотрели круглые и осмысленные
глаза. Убедившись, что это не лось, стрелять не стал, а быстро
развернул лодку и налег на, весла. Сын, который сидел у меня за
спиной, тоже увидел "это" и заплакал. Нас долго качало на
возникших волнах.
П., 60 лет, деревня Т.:
- В эти же годы мы с односельчанкой пересекали туман возле мыса.
Вдруг у берега увидели громадную темную тушу, которая качалась
на воде. Волны от нее доходили до лодки и поднимали ее.
Испугались и повернули назад.
Необходимость внимательного отношения к свидетельствам очевидцев
необычного всерьез не может быть оспорена. "Что было бы, если бы
мы отрицали все, чего не в состоянии объяснить?" - заметил
французский физик прошлого столетия Ф. Араго. (Это по поводу
шаровой молнии.) Да, надо собирать весь материал, которым
владеет народ Свидетели АЯ не торопятся со своими сведениями в
научные учреждения, не предлагают своих гипотез и решений. К ним
приходит кто-то из неравнодушных и расспрашивает, просит
подробностей. Сведения проходят через другого человека,
трансформируются в запись, поэтому нельзя спешить с
классификацией.
Записывали народные повествования Н. В. Гоголь, М. Вовчок.
Записал рассказы мальчишек в ночном И. С. Тургенев. А случай,
происшедший с самим Тургеневым (встреча с водным
человекоподобным существом), вошел в новеллу Г. Мопассана
"Ужас"...
Итак, перед вами выступил дилетант. Будьте же снисходительны к
его неизбывному интересу к людям, у которых до сих пор не
вытанцовывается на заколдованном месте!.. Но ведь и у теоретиков
такое же положение!
Я увидел бегущее к лесу существо... ТМ 9 1988
В редакцию пришло много откликов на статью "Пока не
вытанцовывается" (12 за 1987 год). Все корреспонденты, за
исключением одного, поняли название статьи, ибо читали "Вечера
на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя. Приведу выдержки из трех
писем, которые содержат конкретную информацию.
М. С. Дурье из Московской области: "При чтении материала в
памяти со всей ясностью всплыло происшествие, под впечатлением
которого я находился вплоть до Отечественной войны. В феврале
1930 года, будучи студентом (родился в Москве и там же
проживал), вместе с двумя шоферами-профессионалами по
мобилизации был направлен в коммуну "Пламя Революции", что в
шестидесяти верстах от города Чапаевска. Считалось, что раз
имеешь водительские права, то и трактором сумеешь управлять.
Так, впрочем, оно и оказалось.
В определенном месте нас ждали в городе на заезжем подворье.
Добрались мы туда часам к двадцати трем. Дежурный по подворью,
куда съезжались обозы с округи, подтвердил, что нас ждут из
этого "Пламени". Обоз состоял из трех розвальней. Одни были с
грузом, а двое других пустые - для нас. Были припасены и тулупы.
Двое возчиков имели винтовки.
Стоял очень сильный мороз. Тем не менее в ночь ожидалось резкое
потепление, при котором якобы буквально за считанные часы эти
дороги становились непроезжими. Поэтому следовало - елико
возможно - отправляться скорее в путь. В первом часу ночи вместе
с присоединившимся к нам сотрудником ГПУ обоз двинулся в путь.
Впереди шли розвальни с грузом, на вторых ехали упомянутые
шоферыпрофессионалы, а на последних я с сотрудником.
Местность была открытая, сильно пересеченная. Сани то ползли в
гору, то скатывались вниз. Было полнолуние, совершенно
безоблачно, но сильно ветрено. В некоторых ракурсах снег сверкал
ослепительно. Затем стали попадаться довольно плотные купы
деревьев, а затем и значительные массивы леса. Дорога ни разу не
шла через лес, а все по краю. На одном участке лошади стали
беспокоиться, и на вопрос о причине возница ответил, что "здесь
волки шалят", а посему они и имеют при себе винтовки.
Дальше, однако, лошади понесли. Дорога шла как раз по обрезу
совершенно непросматривавшегося лесного массива. На повороте
передние розвальни (с грузом) перевернулись. Лошадь захрапела и
забилась, потом остановилась. Стали и остальные. Сложилась
следующая ситуация. Шоферы со вторых розвальней пошли вперед
помогать первому возчику. Второй и третий возчики остались при
лошадях, держа их под уздцы. Мы с сотрудником сошли с наших
последних в обозе розвальней и стали на дороге за ними
разминаться, так как оказалось, что ноги совершенно закоченели.
Мы находились друг против друга. Я лицом вперед по ходу
движения, а он лицом ко мне. Мороз стоял звенящий, и мы молча
притоптывали, чтобы как-то вернуть ногам жизнь.
Внезапно мною овладел цепенящий ужас. Взглянув в обращенное ко
мне лицо спутника, я увидел его искаженное лицо, смотревшее мимо
меня за мою спину. Ноги мои стали вовсе ватными. Я оцепенел, и
сил повернуться или хотя бы повернуть назад голову у меня не
оказалось. Но все-таки, видимо, на какой-то минимальный угол
голова моя все же повернулась, и боковым зрением шагах в
двенадцатипятнадцати я увидел существо: двуногое, как теперь
говорят, баскетбольного роста. С широко расставленными ногами,
рукам, доходящими до колен. Широченными - наверное, в два
человеческих размера - плечами. Без шеи. Голова массивная,
сужающаяся кверху. Обросшее шерстью. Это все было хорошо видно,
так как оно освещалось луной, причем, как говорят фотографы, в
контражуре. Черт лица или морды я не разглядел, лишь увидел
злобные горящие красным огнем два широко расставленных глаза.
На все это видение ушла какая-то доля секунды. Стоящий лицом ко
мне сотрудник ГПУ выхватил из-за пазухи наган и несколько раз
навскидку через мое плечо выстрелил в направлении существа.
Получилось, что наган находился прямо у моего уха.
Попал он в существо или нет, я не знаю. Опятьтаки боковым
зрением я увидел бегущее к лесу существо. Ссутуленное, оно
бежало, не сгибая колен, совершая руками взмахи синхронно
движениям ног - правая нога - правая рука, левая нога - левая
рука. Затем оно скрылось в лесу. Один из возчиков стрелял ему
вслед из винтовки.
Когда все несколько успокоились, возчики сказали, что это был
"большак", что здесь он не живет, а приходит сюда зимой. Но
далеко не каждый год. Задирает скотину. Но на памяти нет, чтобы
трогал людей".
А. П. Вязников из Сибири пишет: "Прочитал вашу статью и вспомнил
события, относящиеся к моему детству. В 1934-1936 годах наша
семья жила на Ангаре в Кежемском районе. Мой отец работал
бухгалтером леспромхоза и часто ездил с проверками по участкам.
Я учился в местной школе.
В те годы зимы стояли суровые, мороз достигал 56 градусов.
Занятия в школе часто отменяли. И ребята, ища приключений,
бегали по округе. Село наше стояло на левом высоком берегу реки,
ближе к реке, ниже села была пойма с огородами и банями. Так вот
мы, собравшись человек по десять, вооружившись батогами и просто
палками, пробирались в огороды к баням. Окружив одну из них, мы
стучали батогами по стенам, окну, кто-нибудь из самых смелых
подбегал к двери, дергал за ручку и, открыв дверь, убегал.
В это время из бани начинало доноситься какое-то ворчание,
рычание, а затем в дверях появилось что-то мохнатое. На улицу
это существо никогда не выскакивало. Я ни разу не видел его в
полный рост, не видел его головы, разглядеть удавалось только
часть туловища и руки, покрытые густой шерстью светло-бурого
цвета.
Затем бежали к другим баням. И там повторялось то же. Когда мы
рассказывали родителям о проделанном, нас просто высмеивали,
говорили, что это кто-то из более взрослых ребят или парней
выворачивал шубу, надевал ее на себя и пугал нас. Однако мы
никогда не слышали от более старших ребят, что они пугали нас, и
никто из них никогда над нами не смеялся.
Местные же жители от разговоров о существовании
дедушек-медведушек уклонялись, считали грехом разговоры о них.
Интересно, что в более теплое зимнее время нам не удавалось
спугнуть в бане дедушку-медведушку. Кто им дал такое название, я
не знаю, могу только предположить, что это из-за сходства их
шерсти с медвежьей.
Было это еще в такие времена, когда в нашем леспромхозе все
делалось вручную, из транспортных средств использовали только
лошадей.
В конце декабря 1935 года, перед Новым годом, отец вернулся из
командировки то ли с реки Кады, то ли Кавы и привез шкуру, как
он сказал, медведя светло-бурой окраски, довольно большого
размера. Часть шкуры с головы отсутствовала. Не было концов
передних и задних конечностей, они были обрезаны у "щиколотки".
Когда шкуру развернули и положили на пол, то увидели, что лапы
довольно длинные, необычно для медведя. Сама шкура вся была
длинная, зверь не был широк или толст. Не нашли и признаков
хвоста. Все были удивлены, что на шкуре на уровне подмышек были
расположены два мешка от ободранных грудей с большими
темно-розовыми сосками. Кто-то из присутствовавших при осмотре
бросил неэстетичную, но запомнившуюся мне фразу: "Этой "даме"
нужен был бюстгальтер не менее восьмого размера".
Шкура была невыделана, сырая, издавала неприятный запах, ее
выбросили вымерзать в сарай. И меня, и отца заинтересовало, куда
стрелял охотник. Мы обнаружили слева на позвоночнике небольшое
отверстие с ровными краями, второе оказалось над левой грудью,
большого размера с рваными краями. Если шкуру держать
вертикально, то линия полета пули была строго горизонтальна.
Медведи при явной опасности не убегают от человека на двух
задних ногах. В то же время было совершенно ясно, что это
выстрел в спину... Теперь прихожу к выводу, что и срезы с
конечностей и головы были сделаны неспроста. Да еще и охотник,
продавая две шкуры отцу и другому работнику леспромхоза, просил
никому не рассказывать, что взяли именно у него. На просьбу
продать медвежатины сказал, что мясо бросил далеко в лесу.
Шкуру в 1958 году выбросили в сарай, так как она была побита
молью. Там она и лежала до 1981 года. Затем я изрезал на куски и
стал подстилать собаке, но она эту шкуру рвала и разбрасывала по
двору. Последние большие куски сжег два года назад. Сейчас
думаю, что есть надежда, как потеплеет, найти все же кусок либо
шерсть. Теперь мне есть, куда обратиться, да и понимаю, как это
важно.
Еще не дает покоя случай, когда мы пошли с отцом уток пострелять
в то место, где недавно, как говорили, медведь задрал семнадцать
коров. Там издалека мы увидели на лабазе (площадка из жердей,
сложенная на верхних сучьях дерева, метрах в четырех от земли)
стоявшего на задних лапах медведя высокого роста. Я спрятался за
куст, а отец, перезарядив ружье, пошел в ту сторону. Когда я
выглянул из укрытия, то увидел, что медведя на лабазе уже нет, а
отец стоит рядом с деревом и рассматривает его. Потом он
пояснил, что животное все время стояло, а затем непонятно куда
исчезло. По дороге мы никак не могли успокоиться и все время
рассуждали о случившемся. В разговоре с охотниками |