ПРОСВЕЩЕНИЕ
ЕСТЕСТВЕННЫМ ПУТЕМ
Его Святейшество Хридайананда даса Госвами
Посвящается моему духовному учителю, Его Божественной Милости
А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, Основателю-Ачарье Международного
Общества Сознания Кришны, принесшему Ведическое знание на Запад.
Введение
Эта короткая работа является историей из Шримад-Бхагаватам,
одного из старейших и наиболее почитаемых древних Ведических писаний
Индии. Бхагаватам, записанный на языке Санскрит более пяти тысяч лет
назад, является богатой, редкой сокровищницей истории, философского
проникновения и возвышенной поэзии, и считается многими
непревзойденным в литературе любой культуры.
Ведическая литература распространяется почти безгранично,
покрывая множество различных разделов знания для людей всех интересов
и уровней духовного развития. И все же среди всего этого,
Шримад-Бхагаватам занимает очень особое положение вместе с повсеместно
прославленной Бхагавад-гитой. Оба произведения сфокусировали свое
внимание исключительно на последнем слове духовности, Верховной
Личности Бога, Господе Шри Кришне. Бхагавад-гита поведана Самим
Господом Кришной Его близкому другу Арджуне, и в Шримад-Бхагаватам
говорится о Кришне во время различных бесед между Его возвышенными
преданными. Слушание и повторение такого прославления Господа
рекомендовано в многих местах Вед и их подразделов как лучшая практика
для духовного очищения и продвижения, не только для тех, кто все еще
старается освободиться от материального рабства, но также для
мудрецов, которые уже созрели в самореализации.
Представленный в двенадцати песнях, Шримад Бхагаватам проявляет
великую заботу о девяти его первых песнях, чтобы систематически
наставить его читателей касательно неповторимости Верховного Господа
таким образом, чтобы Его личния деятельность, ярко описанная в Десятой
Песни, не была воспринята как мирская. Девяносто глав Десятой Песни
Шримад-Бхагаватам описывают приход Господа Кришны на эту землю пять
тысяч дет назад в царской семье Йаду, Его детство среди коров
Вриндаваны, и Его последующее правление в качестве принца
фантастически роскошного города Двараки. Следуя за этим, Одиннадцатая
Песня рассказывает Уддхава-Гиту, заключительную беседу между Господом
Кришной и Уддхавой, состоявшуюся прямо перед уходом Господа в Его
царство в духовном мире. Во многих местах Уддхава-гита перекликается с
Бхакавад-гитой, представляя в то же время ее избранные темы
трансцендентной философии в более подробных деталях.
Господь Кришна, говоря с Уддхавой, рассказал историю о царе Йаду,
предка их обоих. Царь Йаду, трансценденталист, герой и опытный
правитель, встретил однажды святого брахмана, явившегося как авадхута,
продвинутый йоги, отказавшегося ото всех внешних приманок цивилизации
благодаря его действительному осознанию различия между телом и душой.
В большинстве случаев те, кто превзошли все привязанности к
материальным желаниям, семье и обществу, остаются в социально принятом
положении, чтобы не беспокоить обычных людей. Иногда, однако,
совершенный мудрец решает служить той же самой цели, блуждая под
видимым обличьем бесчувственного дурака, так что люди игнорируют его и
не отвлекают от его медитации. Хотя всегда существует много
обманщиков, дющих ложные представления такого совершенства ради
восхищения и выгоды, Махараджа Йаду немедленно признал авадхуту,
которого он встретил, как истинного. Счастливый обрести возможность
обсудить божественные предметы, царь приблизился к святому и вопросил
его. ПРОСВЕЩЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ ПУТЕМ является обзором блестящих ответов
авадхуты, и нам выпала удача присоединиться к Царю Йаду в получении
этих наставлений.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Удачная Встреча
Однажды, несколько тысяч лет назад, Махараджа Йаду, великий
предок династии Господа Кришны, проходил через один из лесов в своем
царстве, когда он обнаружил одного брахмана авадхуту, бесстрашно там
гуляющего. Святой человек оказался совсем молодым и образованным.
Будучи сам очень опытен в духовной науке, царь воспользовался
возможностью и спросил его следующее: "О брахмана, я вижу, что ты не
занят никакой практической религиозной деятельностью, и все же ты
достиг наиболее глубокого понимания всех вещей и всех людей в этом
мире. Милостиво ответь мне, господин, как ты приобрел такой
необычайный разум, и почему ты свободно странствуешь по миру, ведя
себя как ребенок?
"Большинство человеческих существ тяжело трудится, ставя целью
религиозность, экономическое развитие, чувственное наслаждение, а
также знание о душе. Их обычное стремление - это увеличить
продолжительность своей жизни, прославиться и наслаждаться
материальными богатствами. Ты, однако, хотя и способный, образованный,
опытный, красивый и очень красноречивый, не занимаешься ничем и не
желаешь ничего; более того, ты кажешься тупым и сумашедшим, будто ты
призрак. О брахмана, мы видим, что ты не соприкасаешься с материальным
наслаждением и что ты путешествуешь один, без друзей или членов семьи.
Поэтому, так как мы искренне вопрошаем тебя, пожалуйста открой нам
причину великого экстаза, который ты испытываешь внутри?"
Иногда невежественные люди думают, что духовная жизнь в отречении
предназначена для неумелых, лишенных крова или неспособных к
практической мирской деятельности. Они говорят, что религиозная жизнь
- это церковь для тех, кто не может достичь успеха в обществе, но Царь
Йаду мог видеть, что это определенно не было причиной для брахмана
авадхуты.
Гуру
Разумный Царь Йаду, всегда почтительный к брахманам, ожидал со
склоненной головой, и брахмана, довольный царем, стоал отвечать.
"Мой дорогой царь",-сказал брахмана,-"своим разумом я нашел
прибежище у многих духовных учителей. Получив от них
трансцендентальное понимание, я теперь странствую по земле в
освобожденном состоянии. Пожалуйста послушай, как я опишу их тебе.
"О царь, я получил наставления от двадцати четырех гуру, и они
таковы: земля, воздух, небо, вода, огонь, луна, солнце, голубь и
питон; море, мотылек, пчела, слон и оса; олень, рыба, проститутка
Пингала, ястреб курара, и младенец; девочка,
|