~~~~~~~~~~~~~~~~~
Если на нас нападают хулиганы, очевидно, что мы защищаем свою жизнь. Когда государство вмешивается в нашу частную жизнь или ограничивает нас в информации, мы должны защищать свои гражданские права или свободы. Здесь же речь идет о психологической, психоэнергетической и духовной защищенности человека, подвергающегося отрицательному воздействию. Когда на него нападают, он должен отстаивать основные ценности своего существования:
Такая защищенность не есть комплекс искусственных мер, оторванных от жизни. В идеале она представляет собой неотъемлемое качество здоровой жизни, естественное свойство гармоничного, уравновешенного, стремящегося к совершенству человека. Если вспомнить азбучную истину, гласящую, что вся человеческая жизнь есть непрестанная борьба за существование, безопасности которого угрожают сотни и тысячи маленьких и больших врагов, тогда защита на всех ее уровнях предстанет необходимым условием выживания, средством подтверждения нашей жизни. Скажем больше: в какой-то степени защита является синонимом понятия жизни и, перефразируя известное изречение Декарта, можно сказать: защищен, следовательно, существую. Качество защищенности человека во многом есть качество его жизни - ведь очевидно, что человек незащищенный, как бы он ни был одарен и талантлив, не может быть гармоничным и полноценным по определению. Жизнь не щадит таких людей, и судьба их бывает очень тяжелой. Потому защищенность не просто желательна для человека - она есть онтологическое свойство, присущее его жизни на всех уровнях. В точности так же, как телесная крепость человека и его невосприимчивость к разного рода заболеваниям составляют индекс его физического здоровья, так же его защищенность на всех уровнях может служить индексом его психологического, психоэнергетического и духовного здоровья. Если жизненная сила присутствует в той или иной личности в избытке, то это автоматически повышает степень ее защищенности. Если же такой силы не хватает, тогда требуются специальные усилия по развитию защищенности. Защищенность человека связана с идеей поддержания порядка во Вселенной, с идеей противостояния энтропии, поскольку нападения и агрессия ведут к возрастанию беспорядка и хаоса. Человек, способный восстановить справедливость по отношению к самому себе и защитить себя от необоснованной агрессии, сможет защитить и других людей. Он становится защитником, а функция защитника всегда предполагает победу над хаосом и злом. Защищенность требуется и для того, чтобы подтвердить свое место в вечно меняющемся потоке жизни. Умение сохранить себя, собственное лицо и позицию перед лицом всепоглощающего времени требует большой защищенности. Тот, кто ее не имеет, оказывается раздавленным тяжестью жизни или выброшенным на ее дно.
Как мы уже говорили, жизнь, в том числе и человеческая, есть, прежде всего, борьба. Жестокая и беспощадная борьба за место под солнцем. Сильное существо, иногда не ставя перед собой конкретной цели, без умысла, а просто в силу своей мощи, стремится поработить и подчинить себе слабое создание, втягивая его в энергетическое поле своей власти, дел и желаний. Подчиниться чужой сильной воле такого плана - значит подпасть под действие несправедливой силы. Если человек хочет быть защищенным и целостным, он должен отстаивать свою индивидуальность, даже если речь идет не о прямом нападении, а о косвенном силовом давлении. Защита своей индивидуальности от любого вида подавления всегда справедлива.
Почему нужно оборонять себя от несправедливых нападений? Потому что они, представляя собой разновидность психологического яда, могут разрушить личность, тонкие структуры и связь с духовным планом бытия. Человек, не обладающий достаточным запасом естественной защищенности и не желающий в ответ на удары применять никаких специальных методов защиты, постепенно становится безвольным страдальцем, невротиком и рабом чужой силы. Каждый человек, который пропустил удар и не смог извлечь из этого никакого позитивного урока, знает, насколько тяжелыми бывают последствия такого отрицательного воздействия. Если количество подобных пропущенных ударов начинает превышать определенную меру, человек постепенно превращается в кандидата на лечение в клинике неврозов.
Если мы хотим, чтобы человек имел сердце и душу, то можем ли мы допустить, чтобы он, подобно крестоносцу, закованному в стальные психологические латы, отражал пусть даже не совсем справедливые упреки больной матери, любящей, но ошибающейся супруги или вспыльчивые реакции своих детей-подростков? Конечно, защита, применяемая человеком, не должна доходить до степени идиотизма или нравственного уродства. В конце концов, абсолютно защищенная, не делающая ошибок и уверенная в собственной непогрешимости личность, как правило, вызывает у людей смешанные чувства раздражения и жалости. Применять изощренные методы защиты против родных и близких - самое, наверное, отвратительное, до чего может додуматься человек.
Значит, не защищаться? Принимать в свою душу потоки яда, желчи и агрессии, которыми периодически, а иногда постоянно окатывают нас наши родственники? Принимать и страдать от этих болезненных ударов, тем более еще ощутимых, из-за того, что наносят их близкие люди?
Все эти вопросы, возникающие, наверное, перед каждым человеком, носят отнюдь не теоретический характер. Кто из нас не подвергался обвинениям со стороны наших близких в непрошибаемости и полном равнодушии? И кто, в свою очередь, не страдал от тяжелой энергетики семейных и родственных конфликтов?
Обычный человек всегда инстинктивно стремится к продлению и увеличению приятных ощущений, а также к сокращению и уменьшению страданий. Потому люди, как правило, хотят защититься от всего неприятного, даже если оно справедливо (кому нравится выслушивать вполне законные выговоры жены за полное отсутствие помощи по хозяйству), но почти никогда не обороняются от приятного, но несправедливого (например, от лести, в некоторых случаях являющейся вариантом сглаза, или от каких либо соблазнов духовного плана). Этим люди очень вредят своему духовному росту. Если человек хочет сохранить свою душу живой и способной к саморазвитию, он не должен избегать справедливой критики, даже если она несет в себе неприятные и болезненные моменты. Правильная реакция на справедливые обвинения состоит в том, чтобы принимать хотя бы какую-то часть их смысла и уметь признать это перед другим человеком, но вовсе не в том, чтобы впустить в себя их отравленный эмоционально-энергетический заряд или полностью их проигнорировать. Всегда отбрасывая обвинения или оспаривая их, человек теряет обратную связь со средой и лишает себя эволюционной возможности учиться, совершенствоваться и получать точную информацию о своих ошибках. Защищенная реакция сильного человека на обоснованную критику может быть выражена твердо и доброжелательно высказанной формулой: "Вот эту часть обвинения я принимаю полностью и постараюсь ее исправить, но не нужно навешивать на меня всех собак". Но, произнося такие слова, ни в коем случае нельзя сбиваться на раздраженный или обиженный тон - это сразу открывает возможности для бесконечной череды новых обвинений.
Труднее держать правильную реакцию на обвинения и критику со стороны родных, особенно если они несправедливы и одновременно исходят от больных или более слабых людей. Обычно в семьях люди предпочитают немедленно парировать нанесенный ближними удар, не тратя времени на светские условности, неизбежные при общении с "дальними", или, наоборот, терпеть самое оскорбительное обращение, недопустимое в среде сослуживцев. В таких ситуациях оба варианта подобного поведения будут ошибочными: ответные удары приводят к разрастанию конфликта до масштаба скандала, а бесконечное терпение, идущее от полной незащищенности, оборачивается внутренними душевными травмами жертвы. Правильная реакция на родственную агрессию при всем возможном разнообразии ситуаций, отношений и ответов должна, конечно, рождаться из состояния общей высокой защищенности человека. Только броня такой защиты должна быть более мягкой, пластичной и добродушной. Из такого внутреннего состояния гораздо легче найти адекватный ситуации ответ и разрядить обстановку, прибегнув к юмору и шуткам. Если же человек при взаимодействии с агрессивно настроенными близкими и родственниками будет только сосредоточенным, серьезным и жестким, то подобный вариант защиты скорее приведет к дальнейшей эскалации конфликта.
Но и при нападках со стороны "дальних" все не так просто. В этом меня убедил случай из моей консультативной практики:
"Мне палец в рот не клади - во всем и всегда я даю сдачи. Я сам себя натренировал. Вначале я был не таким. Слово скажут, не так посмотрят - коленки начинали дрожать. Очень тяжело реагировал, когда начинались насмешки. Но потом пообщался с одним парнем из совместного предприятия (он на 10 лет был старше меня), посмотрел, как он отщелкивал каждого, и решил: я тоже научусь не хуже. И стал тренироваться. Вначале каждый свой ответ в голове по пять раз прокручивал. А потом все довел до автоматизма. Конечно, на каратэ походил года три, чтобы, если что, мог не только языком ответить. Когда в бизнесе чего-то достиг, тогда почувствовал, что меня никто не свернет. Меня за мои манеры "киборгом" за глаза зовут. Могу кого угодно достать. Мне абсолютно наплевать, что обо мне думают. Кожа как будто бронированной сделалась. Если кто-то хоть чуть-чуть дернется, я ему нарочно раз в десять сильнее отвечаю, чтобы в башке отложилось - со мной лучше не связываться, все равно будет по-моему. А когда какие-то неприятности не от людей, а так, от дел, стараюсь представлять, что они как капли с кожаной куртки скатываются на землю. Должно быть чувство, будто тебя ничто не колышет. Я даже от своих неприятных мыслей себя страхую - зачем мне неприятности? Короче говоря, я не просто себя защищаю, но и свой кайф, и, честно говоря, меня все устраивает", - бахвалился передо мною один клиент-бизнесмен, пришедший на консультацию с довольно стандартной просьбой - помочь ему восстановить силы перед решающей схваткой с конкурирующей фирмой.
Правда, после своего монолога он поинтересовался у меня: как я воспринял его подход к жизни, и выражение его глаз отнюдь не говорило о том, что ему все равно, как я его воспринимаю. Мне не удалось полностью скрыть внезапно возникшее чувство жалости к нему, - еще один человек в футляре, только самовлюбленная и "крутая" его разновидность. Самой неприятной чертой в нем была доходящая до абсурда гордыня и желание показаться независимым. Он не пропускал сквозь себя ни одной новой мысли, идеи, информации, полностью забаррикадировавшись от неприятного жизненного опыта. "Нет, подобная защищенность никому не нужна, она делает из человека биоробота", - подумал я и, безуспешно попытавшись объяснить бизнесмену, что он не прав, сделал то, что почти никогда не делаю, - отказал ему в дальнейшей совместной работе.
Нет, не все удары надо парировать. Человеческая душа все же не чугунная болванка. Если она начнет работать в режиме сплошного парирования решительно всех не нравящихся воздействий и ударов, то человек превратится в разновидность некоего бездушного танка, который может только стрелять и давить. Когда мы абсолютно перестаем чувствовать боль от психологических ударов и разучиваемся постигать высокий смысл страдания, мы перестаем учиться и расти. Иногда полезно пропустить сквозь себя (частично или даже полностью) негативную энергию, вложенную нашим противником в оскорбление или угрозу, направленную против нас. Пропуская эту энергию и осознанно прослеживая весь ее путь от агрессора до нашей души, мы учимся постигать таинственный смысл судьбы, ведущей нас иногда вопреки нашим капризам и представлениям. Осознанная встреча энергий, атакующих нас, и анализ их воздействия помогают быстрее освободиться от последствий дурного для нас тонкого взаимодействия. Духовные учения говорят нам, что при умелом подходе человек может даже не только защищаться от болезненных ударов, но и впитывать их заряд, отбрасывая ненависть и наполняя себя чистой субстанцией энергии. Конечно, это требует особой тренированности в защите, которая приобретается не за один день.
Каждый удар имеет свою причину. Удары и нападения - это, в каком-то смысле, послания судьбы, тайное значение которых нам еще предстоит разгадать. Многие из получаемых нами ударов мы сами вызвали и притянули к себе собственными неправильными действиями в прошлом. Изолируясь от ударов, ставя барьер между собой и судьбой, Провидением, Высшими Силами, допустившими этот удар как возмездие за ошибку, мы перестаем расти и оставаться живыми творческими существами, способными к переосмыслению прошлого.
Кроме того, бессмысленно защищаться от будущих ударов, не осознав смысл ударов прошлых. Следы этих ударов, подобно отпечаткам, зафиксированы на тончайшей пленке нашего сознания. До тех пор, пока мы не стерли эти следы до полного исчезновения, они будут сидеть в нас и притягивать энергии новых ударов. Удары, нападения и волны ежесекундно проходят сквозь наше тонкое существо - таков закон космоса, предполагающий постоянный психоэнергоинформационный обмен. Но если от всепроникающей энергии и информации, мягкой или агрессивной, невозможно скрыться, то, может быть, стоит работать не только над сооружением щитов от самых вредных воздействий, но и над созданием очистительных сооружений в самом себе и повышением иммунитета, который адсорбировал бы все ненужное? Впрочем, иммунитет относится не столько к защите, сколько к защищенности, свойству, которое позволяет человеку одновременно быть и открытым, и прозрачным.
В обыденном человеческом понимании справедливость всегда рассматривалась как синоним такой правды, которая учитывает интересы двух конфликтующих сторон. Любой спор или конфликт нужно разрешать в соответствии с этой правдой. Только такое разрешение можно считать справедливым. Не зря суд, представляющий собой правовой инструмент разрешения спорных вопросов в человеческом обществе, в идеале должен являть образец справедливости. Религии и эзотерические учения утверждали, что помимо нормально-правовой чисто человеческой договорной справедливости существует еще справедливость божественная, космическая. Русская традиция рассматривала закон как формальное юридическое начало, а правду как начало духовное, высшее, признанное уравновесить все конфликты и споры по высшей мере гармонии и справедливости. Правда и справедливость представляют собой высшую меру, эталон, образец совершенного разрешения конфликтов, состоящих из актов нападения и защиты. Рассмотрим основные виды нападения и защиты с точки зрения духовной справедливости.
Бывает ли такое, причем не только на войне? Несомненно, бывает. Иногда требуется нанести упреждающий удар, чтобы защитить себя от готовящейся интриги, западни, оскорбления. В других случаях оно необходимо для защиты слабого существа, подвергающегося неоправданному психологическому избиению. Осуществить акт справедливого нападения по определению должен человек, претендующий на справедливость, а значит на принадлежность не к "Партии Тьмы", а к "Партии Света", это накладывает существенные ограничения на форму, в которой будет происходить это нападение (любые виды подлости должны быть исключены). Порой приходится действовать очень резко. Тем не менее, справедливое нападение не может быть нацелено ни на чисто личностное оскорбление темного человека, ни на деформацию его психоэнергетической оболочки (иначе говоря, оно не должно носить характер экстрасенсорно-магического удара). Оно должно или подсвечивать темную природу противника, прежде всего для того, чтобы открылись глаза у других людей, или рассеивать энергию зла, которую он сконцентрировал для того, чтобы напасть первым. Еще Кришнамурти сказал, что средства есть продолжение цели. Поэтому Свет может действовать только светлыми целями. Справедливое нападение ущемляет темных людей не столько личностно, сколько сущностно, всегда приводит к торжеству и распространению Света. Хотя оно является нападением, то есть вторжением на чужую территорию, тем не менее оно не подвержено законам возмездия, поскольку само является орудием кармы, освобождающим незаконно занятую территорию.
Вадим Борисович - крупный администратор, человек образованный, яркий и во всех отношениях интересный. При этом он невероятный деспот во всем, вплоть до художественных вкусов, и к тому же склонный навязывать их своим подчиненным. В своем отношении к работе и к жизни он любит сравнивать себя со Сталиным, однако в отличие от вождя народов, в психологическом отношении человека куда более тренированного и не склонного устраивать истерику по каждому пустяку, он как раз большой любитель частых и мелких скандалов. Он признался, что невыполнение своих приказов и поручений воспринимает как нападение. "А потому, чтобы не нападали, надо самому атаковать первым. Тогда как миленькие все сделают", - делился он в моем присутствии с друзьями своим кредо. Многие люди боятся Вадима Борисовича, потому что разносы, которые он устраивал своим подчиненным, трудно выдержать. Именно страх заставляет многих из них полностью подчиняться своему начальнику.
Тактика поведения Вадима Борисовича является яркой иллюстрацией того, что называют несправедливым нападением.
Эта разновидность нападения, безусловно, встречается гораздо чаще, нежели предыдущая. Несправедливо напасть гораздо легче, нежели сделать это законно и справедливо. Несправедливым нападением следует считать насильственное вторжение на чужую территорию, с разрушением или деформацией границ личности, ауры или духовной свободы другого человека. Оно нарушает божественный закон свободной воли и право каждого существа на занимаемую им "психологическую нишу" во вселенной и потому подлежит действию кармического закона возмездия. Если защищенность ауры, подвергающейся нападению, будет высокой, тогда обратный удар может произойти немедленно и достаточно быстро. Если нападение достигнет цели и заряд агрессивной энергии пробьет ослабленную ауру, тогда обратный удар может произойти через длительный промежуток времени, или даже, как говорят буддисты, в "следующей жизни".
Собственно говоря, данной разновидности защиты посвящена эта книга. Справедливость и защита может распространяться на все три уровня человеческого бытия, включая и собственную личность, подвергающуюся ущемлению, и сверхличностные высшие идеи и ценности, которым человек предан.
Кто из нас не знает людей с обостренным чувством справедливости, открыто и без страха вступающих в конфликт с теми, кто превосходит их по силам или положению, если они видят, что на их глазах совершается зло?
Татьяна З., 40-летняя преподавательница на кафедре одного из гуманитарных вузов. Заведующий кафедрой, пожилой и закоренелый хам, постоянно оскорбляет и своих сотрудников, и студентов. Я не один раз наблюдал, как она, невзирая на неприятности, бесстрашно вставала на защиту любого, кто попадал под жернова его беспричинного гнева и скверного нрава. Заведующий зверел и, как правило, начинал орать еще громче уже на нее. Таким способом она переключала агрессию на себя и выводила жертву из-под удара. Иногда она не просто защищала другого человека, но даже сама нападала на заведующего, обвиняя его в бесчеловечности и недопустимости подобного отношения к людям. Однако ни у кого из окружающих не повернулся язык назвать ее нападение несправедливым. Конечно, такое поведение в конце концов вышло ей боком. Несмотря на явную одаренность, она, по вполне понятным причинам, так и не смогла защититься и сделать научную карьеру.
Этот вид защиты знаком каждому из нас. Его сущность хорошо сформулировал один мой знакомый: "Ударившему тебя по левой щеке вырви правый глаз". За примерами далеко ходить не надо.
Георгий и Валерия, 40-летние работники ресторанного бизнеса, живут вместе десять лет. Живут плохо, потому что все время скандалят. Георгий, собрав все свои силы, настоял, чтобы Валерия согласилась пойти на прием к специалисту. Дело в том, что Георгий - человек восточный, вспыльчивого темперамента, не умеет сдерживать свои чувства и часто проявляет недовольство. Правда, его замечания невинны, а вспышки раздражения слабы и кратковременны. Он очень жалеет о том, что они вообще происходят: "У меня язык несдержанный". Однако любое его недовольство малейшим промахом жены немедленно вызывает бешеную отповедь с ее стороны. Она приходит в ярость, которая продолжается до нескольких дней. На протяжении этого времени Валерия просто изничтожает Георгия.
В процессе разговора tet-a-tet я попытался выяснить у нее, зачем она все это делает? Она долго молчала, пыталась уклониться от ответа, а затем разразилась длинной маловразумительной тирадой, из которой было видно, что она его не любит, живет с ним из-за денег, и которая неожиданно завершилась фразой из блатного жаргона: "Фраеров учить надо!". На мой вопрос: "Неужели для Вас ваш муж заслуживает к себе такое же отношение, как какой-то фраер из зоны?" она замолчала и через несколько минут начала угрожать уже мне: "Только попробуйте даже намекнуть ему на то, что я Вам сказала:". На что я как бы попросил ее продолжить угрозу, сказав ей вслух за нее: "И тогда я сделаю... что?". На данной стадии беседы она предпочла замолчать, продемонстрировав яркий пример несправедливой, агрессивно-избыточной защиты. Мне стало ясно, что она пробивала его потому, что они совершенно по-разному относились друг к другу. Конечно, было бы ошибочным сразу раскрывать глаза на истинное отношение Валерии к Георгию. Пришлось забывать ее несдержанный выпад, косвенно и постепенно стараясь помочь ему обрести силу, достоинство и защищенность.
Иногда приобщенность к биоэнергетическим умениям соседствует с полной несдержанностью и эмоциональной распущенностью, заставляющей человека прибегать к несправедливым методам защиты только потому, что человеку показалось, будто на него нападают.
Моей знакомой пришлось однажды лететь в самолете рядом с известным, часто мелькающим на телевизионном экране экстрасенсом и она была поражена, насколько незащищенно и беспомощно он вел себя в чисто бытовых столкновениях с обычными людьми, как он легко выходил из себя. В какой-то момент он начал кричать на бортпроводницу, но та, ничего не зная о его "высоких астральных посвящениях", с жесткой иронией парировала все его истерические выпады. Финалом этой комической сцены стало полное моральное поражение "великого мастера", который принялся злобно бормотать себе под нос бессильные угрозы по поводу порчи, которую он обязательно наведет на девушку. Во время полета ему стало дурно, и он попросил у моей знакомой валидол.
С точки зрения сиюминутных интересов, легко и выгодно прибегать к несправедливым формам защиты и нападения. Справедливые формы более трудны в применении и не дают тех быстрых, "практических" результатов, которые необходимы склонному к несправедливым действиям человеку. Однако в итоге подход, основанный на нравственности, последовательно, хоть и не так скоро, дает свои положительные плоды.
Высокотехничная защита сродни боевым искусствам, - в определенных случаях она может быть не просто чувствительна для того, кто нападает, но и опасна для него. Все духовные традиции прошлого настаивали на необходимости при защите от нападений соблюдать некие нравственные нормы и законы. В противном случае для защищающейся стороны это чревато втягиванием в ненужные конфликты, совершением ошибок в поведении и, наконец, вовлечением в игру на противоположной территории, где находится тьма и силы зла. Внесение нравственных принципов в систему защиты продиктовано не только соображениями вкуса или общественной пользы, но и более высокими духовными законами. Человек, соблюдающий этический кодекс в процессе психологического, психоэнергетического или духовного конфликта, более ограничен в средствах, нежели беспринципный человек, способный на любую подлость, однако, с точки зрения закона кармы, он защищен гораздо более прочно: в отличие от защищенного негодяя, которого ждет неизбежное возмездие, он застрахован от кармического удара. Истинная защита никогда не бывает чисто ситуативным действием, построенным по принципу: сейчас защищусь любой ценой и с помощью любых средств отражу удар, а там, после этого, - хоть потоп. Ее действие распространяется на гораздо больший срок: она защищает человека, как говорится, и на этом, и на том свете или, по крайней мере, не создает для обороняющегося дополнительные проблемы в дальнейшем, не подставляет его под удары.
Древние и современные духовные традиции Востока и Запада выработали разные принципы защиты, которым должен следовать человек, подвергающийся нападению, если он не желает опуститься до уровня агрессора. Тем не менее, несмотря на многочисленные оттенки различий, между этими принципами разных традиций есть много общего. Если Вы, подвергаясь агрессии и защищая свою личность, психоэнергетическую оболочку и духовную сферу, будете, несмотря ни на что, придерживаться данных принципов, это, в конечном счете, укрепит Вашу защищенность. Перечислим эти принципы, составляющие этический кодекс истинной защиты:
Человек, не придерживающийся при защите этих принципов, всегда рискует утерять покровительство духовного характера. Проявляя беспринципность и выигрывая в тактике, он проигрывает в стратегии и, в конечном счете, открывает себя для получения новой порции ударов.