ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 
скачать бесплатно книгу в поисках чудесного- фрагменты неизвестного учения 429
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

Код доступа 2461537

 

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО- ФРАГМЕНТЫ НЕИЗВЕСТНОГО УЧЕНИЯ 429

Трудность передачи "объективных истин" обычным языком. - Объективное и субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - "Как
вверху, так и внизу". - "Познай самого себя!" - Двойственность. - Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. - Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика
чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. - Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз знания и бытия: Великое Делание. - "Никто не может дать человеку того, чем
он не обладал раньше". - Достижение только благодаря собственным усилиям. - Различные известные "линии", пользующиеся символогией. - Данная система и ее место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в  его единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - "Того, что человек не может вложить в энеаграмму, он не понимает". Символ в движении. - Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. - Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия.

 

 

Выдержки из произведения

Петр Успенский.
В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения



Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992.

Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного
Гурджиева. Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную роль в
распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к
50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).

* Origin: ExLibris #20 (2:463/192.21 - let@danch.kiev.ua)


ОГЛАВЛЕНИЕ


ГЛАВА 1

Возвращение из Индии. - Война и "поиски чудесного". Старые мысли. -
Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. -
Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым.
"Переодетый". - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа
Гурджиева. - "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. - Организация
московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. -
Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. -
"Философия", "теория" и "практика". - Как была найдена эта система? - Идеи
Гурджиева. - "Человек - это машина", управляемая внешними влияниями. - "Все
случается". - Никто ничего не "делает". - Чтобы "делать", необходимо "быть".
- Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология
для изучения машины? - Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? -
Беседа: планеты и Луна как живые существа. - "Разум" Солнца и Земли. -
"Субъективное" и "объективное" искусство.

ГЛАВА 2

Петербург в 1915 году. - Гурджиев в Петербурге. Беседа о группах. -
Упоминание об "эзотерической" работе. - "Тюрьма" и "побег из тюрьмы". - Что
нужно для побега? - Кто и как может помочь? - Начало встреч в Петербурге. -
Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? -
Борьба между "да" и "нет". - Кристаллизация на правильной и ложной основе.
Необходимость жертвы. - Беседы с Гурджиевым и наблюдения. - Продажа ковров и
рассказы о коврах. - Что Гурджиев рассказал о себе. - Вопрос о древнем
знании: почему оно скрыто? - Ответ Гурджиева. - Знание не скрыто. -
Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему дается. -
Вопрос о бессмертии. - "Четыре тела" человека. - Пример реторты, наполненной
порошкообразными металлами. - Путь факира, путь монаха и путь йогина.
"Четвертый путь". - Существуют ли культура и цивилизация?

ГЛАВА 3

Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. - Отсутствие единства. -
Множественность "я". - Конструкция человеческой машины. - Психические
центры. - Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. - Неизбежное
повторение. - Что значит эволюция? - Механический прогресс невозможен. -
Европейское понимание эволюции человека. - Всеобщая связь в природе. -
Человечество и Луна. - Преимущества индивида перед массами. - Необходимо
знать человеческую машину. - Отсутствие постоянного "я" у человека. - Роли
малых "я". - Человек лишен индивидуальности и воли. - Восточная аллегория:
дом и слуги. - "Заместитель управляющего". - Беседы о факире на гвоздях и о
буддийской магии.

ГЛАВА 4

Общее впечатление от системы Гурджиева. - Взгляд назад. - Одно из
фундаментальных положений. - Линия знания и линия бытия. - Бытие на разных
уровнях. Расхождение между линиями знания и бытия. - Что дает развитие
знания без соответствующего изменения бытия? Что дает изменение бытия без
увеличения знания? - Что значит "понимание"? - Понимание как
равнодействующая знания и бытия. - Различие между пониманием и знанием.
Понимание как функция трех центров. - Почему люди стараются назвать вещи,
которых не понимают? - Наш язык. Почему люди не понимают друг друга? - Слово
"человек" и его разнообразные значения. - Язык, принятый в системе. Семь
градаций понятия "человек". - Принцип относительности в системе. - Градации,
параллельные градациям человека. - Слово "мир". - Многообразие его значений.
Исследование слова "мир" с точки зрения законов принципа относительности. -
Фундаментальный закон вселенной. Закон трех принципов или трех сил. -
Необходимость трех сил для проявления какого-либо феномена. - Третья сила.
Почему мы не видим третью силу? - Три силы в древних учениях. - Создание
миров силой воли Абсолютного. Цепь миров, или "луч творения". - Число
законов в каждом мире.

ГЛАВА 5

Лекция о "механике вселенной". - Луч творения, его рост из Абсолютного.
- Противоречия в научных гипотезах. - Луна: конечный пункт луча творения. -
Воля Абсолютного. - Идея чуда. - Наше место в мире. - Луна питается
органической жизнью. - Влияние Луны и освобождение от Луны. - Различная
"материальность" разных миров. - Мир как мир "вибраций". - Вибрации
замедляются. пропорционально расстоянию от Абсолютного. - Семь родов
материи. - Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. - Где
находится Земля? - Три силы и космические свойства материи. - Атомы сложных
веществ. - Определение материи в соответствии с проявляющимися через нее
силами. - "Углерод", "кислород", "азот" и "водород". - Три силы и четыре
вида материи. - Бессмертен человек или нет? - Что означает бессмертие? -
Человек с четвертым телом. - Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием.
Беседы о Луне. - Луна как часовая гиря. - Беседа об универсальном языке. -
Объяснение Тайной Вечери.

ГЛАВА 6

Беседа о целях. - Может ли учение преследовать определенную цель? -
Цель существования. - Личные цели - предвидение будущего, существование
после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного
христианина, помощь человечеству, прекращение войн. - Объяснения Гурджиева.
- Судьба, случай и воля. - "Безумные машины". Эзотерическое христианство. -
Что может быть целью человека? - Причины внутреннего рабства. - С чего
начинается путь к освобождению? - "Познай самого себя!". - Разное понимание
этой идеи. - Самоизучение. - Как изучать себя? - Самонаблюдение. -
Регистрация и анализ. - Фундаментальный принцип работы человеческой машины.
- Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный.
Различие работы разных центров. - Создание изменений в работе машины. -
Нарушение равновесия. - Как машина восстанавливает свое равновесие? -
Случайные перемены. - Неправильная работа центров. - Воображение. - Грезы. -
Привычки. - Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. - Борьба
против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. -
Изменения как следствие правильного самонаблюдения. - Идея двигательного
центра. - Обычная классификация действий человека. - Классификация,
основанная на делении центров. - Автоматизм. Инстинктивные действия. -
Различие между инстинктивными и двигательными функциями. - Деление эмоций. -
Разные уровни центров.

ГЛАВА 7

Достижимо ли "космическое сознание"? - Что такое сознание? - Вопрос
Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. - Наши ответы. -
Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. - Почему мы не
замечаем, что помним себя? - Что-то "наблюдает", "думает", "говорит".
Попытки вспомнить себя. - Пояснения Гурджиева. - Значение новой проблемы. -
Наука и философия. - Наши переживания. - Попытки разделить внимание. -
Первые ощущения намеренного вспоминания себя. - Что мы помним из прошлого? -
Дальнейшие переживания. - Сон в бодрствующем состоянии. - Пробуждение. - Что
просмотрела европейская психология? - Различия в понимании идеи сознания. -
Изучение человека идет параллельно изучению мира. - За законом трех следует
закон семи, или закон октав. - Отсутствие непрерывности в вибрациях. -
Октавы. - Гамма семи тонов. - Закон "интервалов". - Необходимость
дополнительных толчков. - Что происходит при отсутствии дополнительных
толчков? - Чтобы делать, надо уметь контролировать "дополнительные толчки".
- Подчинение октавы. - Внутренние октавы. - Органическая жизнь в
"интервале". - Влияние планет. - Боковая октава "соль-до". - Значение нот
"ля", "соль", "фа". - Значение нот "до" и "си". - Значение нот "ми" и "ре".
- Роль органической жизни в изменении поверхности земли.

ГЛАВА 8

Разные состояния сознания. - Сон. - Состояние бодрствования. -
Самосознание. - Объективное сознание. - Отсутствие самосознания. - В чем
заключается первое условие для приобретения самосознания? - Высшие состояния
сознания и высшие центры. - "Бодрственное состояние" обыкновенного человека.
- Это не что иное, как сон. - Жизнь спящего человека. - Как можно
пробудиться? - Что такое человек, когда он родился? - Что делают
"воспитание" и пример окружающих? - Возможности человека. - Самоизучение. -
"Умственные фотографии". - Разные люди в одном человеке. - "Я" и Успенский.
- Кто активен и кто пассивен? - Человек и его маска. - Разделение самого
себя как первая стадия работы над собой. - Фундаментальное качество
человеческого бытия. Почему человек не помнит себя? - "Отождествление". -
"Мы считаемся с другими". - "Внимательность" и "мнительность". - Что такое
"мнительность"? - Машина "считается с другими". - "Несправедливость". -
Искренность и слабость. - "Буфера". - Совесть. - Мораль. - Существует ли
общая для всех идея морали? - Существует ли христианская мораль? -
Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? - Никто не делает ничего
ради зла. - Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. -
На чем может быть основана постоянная идея добра и зла? - Идея истины и лжи.
- Борьба с "буферами" и ложью. - Методы работы школы. - Подчиненность. -
Понимание собственного ничтожества. - Личность и сущность. - Мертвые люди. -
Общие законы. - Вопрос о деньгах.

ГЛАВА 9

"Луч творения" в виде трех октав излучения. - Отношение форм материи и
силы разных планов мира к нашей жизни. - Интервалы в космических октавах и
заполняющие их толчки. -"Точка вселенной". - Плотность вибраций. - Три вида
сил, четыре вида материи. - "Углерод". - "Кислород". "Азот". - "Водород". -
Двенадцать триад. - "Таблица форм водорода". - Материя в свете ее
химических, физических, психических и космических свойств. - Разум материи.
"Атом". - Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. -
Субстанции, заключенные внутри человека. - Человек обладает достаточной
энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. - Трата
энергии. "Учись отделять тонкое от грубого". - Производство тонких форм
водорода. - Изменение бытия. - Рост внутренних тел. Человеческий организм
как трехэтажная фабрика. - Три вида пищи. - Поступление в организм пищи,
воздуха и впечатлений. - Преобразование субстанций управляется законом
октав. - Октава пищи и октава воздуха. - Извлечение "высших форм водорода".
- Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного
толчка в момент получения впечатлений. - Сознательное усилие. - "Вспоминание
себя". - Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка.
- Второй сознательный толчок. - Усилие, связанное с эмоциями. - Подготовка к
этому усилию. - Аналогия между человеческим организмом и вселенной. - Три
стадии в эволюции человеческой машины. - Трансмутация эмоций. Алхимия. -
Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. -
Неправильная работа низших центров.

ГЛАВА 10

С чего начинается путь? - Закон случая. - Виды влияний. - Влияния,
созданные в жизни. - Влияния, созданные вне жизни и сознательные лишь по
своему происхождению. Магнетический центр. - Поиски пути. - Встреча с
человеком, который знает. - Третий вид влияния: сознательное и
непосредственное. - Освобождение от закона случая. - "Ступень", "лестница" и
"путь". - Особые условия четвертого пути. Возможен ложный магнетический
центр. - Как распознать ложные пути? - Ученик и учитель. - Знание начинается
с учения о космосах. - Обычное понимание двух космосов: "макрокосмос" и
"микрокосмос". - Полное учение о семи космосах. Отношение между космосами
как отношение нуля к бесконечности. - Принцип относительности. - "Путь вверх
есть в то же время путь вниз". - Что такое чудо? - "Цикл измерений". - Обзор
системы космосов с точки зрения теории многих измерений. - Замечание
Гурджиева о том, что "время - это дыхание". - "Что такое микрокосмос -
человек или атом?".

ГЛАВА 11

"Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно". -
Книга афоризмов. - Пробудиться, умереть, родиться. - Что мешает человеку
вновь родиться? - Что мешает человеку "умереть"? - Что мешает человеку
пробудиться? - Отсутствие понимания собственного ничтожества. - Что значит
понять собственное ничтожество? - Что препятствует такому пониманию? -
Гипнотическое влияние жизни. - Сон, в котором живут люди, - это
гипнотический сон. - Волшебник и овцы. - "Кундалини". - Воображение. -
Будильники. Организованная работа. - Группы. - Можно ли работать в группах
без учителя? - Работа по самоизучению в группах. Зеркала. - Обмен
наблюдениями. - Общие и индивидуальные условия. - Правила. - "Главный
недостаток". - Понимание собственного ничтожества. - Опасность подражания в
работе. - "Преграды". - Истина и ложь. - Искренность с самим собой. -
Усилия. - Аккумуляторы. - Большой аккумулятор. - Интеллектуальная и
эмоциональная работа. - Необходимость чувства. - Чувством можно понять то,
чего нельзя понять умом. - Эмоциональный центр - более тонкий аппарат,
нежели интеллектуальный центр. - Объяснение зевания в связи с
аккумуляторами. - Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших
центрах.

ГЛАВА 12

Работа в группах становится более напряженной. - Ограниченный
"репертуар ролей". - Выбор между работой над собой и "спокойной жизнью". -
Трудности повиновения. - Место "задач". - Гурджиев дает определенную задачу.
- Реакция друзей на идеи. - Система выявляет лучшее или худшее в людях. -
Как люди могут подойти к работе? - Подготовка. Необходимо разочарование. -
Больной вопрос для человека. Переоценка друзей. - Беседа о типах. - Гурджиев
дает дальнейшую задачу. - Попытки рассказать историю своей жизни. -
Интонации. - "Сущность" и "личность". - Искренность. - Гурджиев обещает
ответить на любой вопрос. "Вечное возвращение". - Опыт по отделению личности
от сущности. - Беседа о поле. - Пол как главная движущая сила всей
механичности. - Пол как главная возможность освобождения. - Новое рождение.
- Трансмутация половой энергии. - Злоупотребление полом. - Полезно ли
воздержание? Правильная работа центров. - Постоянный центр тяжести.

ГЛАВА 13

Напряженность внутренней работы. - Подготовка к "фактам". - Посещения
Финляндии. - "Чудо" начинается. "Мысленные разговоры" с Гурджиевым. - "Вы не
спите". Вид "спящих людей". - Невозможность исследовать высшие явления
обычными методами. - Изменившийся взгляд на "методы действия". - "Главная
черта". - Гурджиев определяет главные черты людей. - Реорганизация группы. -
Те, кто оставляет работу. - Между двумя стульями. - Трудность возвращения
назад. - Квартира Гурджиева. - Реакция на молчание. - "Видна ложь". -
Демонстрация. - Как пробудиться? - Как создать необходимое эмоциональное
состояние? - Три пути. - Необходима жертва. - "Пожертвовать своим
страданием". - Расширенная "таблица видов водорода". - "Движущаяся
диаграмма". - "У нас очень мало времени".

ГЛАВА 14

Трудность передачи "объективных истин" обычным языком. - Объективное и
субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного
знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - "Как
вверху, так и внизу". - "Познай самого себя!" - Двойственность. -
Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. -
Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика
чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. -
Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз
знания и бытия: Великое Делание. - "Никто не может дать человеку того, чем
он не обладал раньше". - Достижение только благодаря собственным усилиям. -
Различные известные "линии", пользующиеся символогией. - Данная система и ее
место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в его
единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - "Того, что человек не
может вложить в энеаграмму, он не понимает". Символ в движении. -
Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. -
Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка
основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь
только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия.

ГЛАВА 15

Религия есть относительное понятие. - Религии соответствуют уровню
бытия человека. - "Может ли помочь молитва?" - Учиться молитве. - Общее
невежество относительно христианства. - Христианская церковь как школа.
Египетские "школы повторения". - Важность обрядов. "Техника религии". - Где
в человеке звучит слово "я"? - Две части подлинной религии; чему учит каждая
из них, - Кант и идея масштаба. - Органическая жизнь на Земле. - Рост луча
творения. - Луна. - Человечество есть эволюционирующая часть органической
жизни. - Застой человечества. Изменения возможны только на "перекрестках". -
Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. -
Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюции? -
Эволюционирует ли человечество? "Двести сознательных людей могли бы изменить
всю жизнь на Земле". - Три "внутренних круга" человечества. - "Внешний
круг". - Четыре "пути" как четыре входа в "экзотерический круг". - Школы
четвертого пути. - Псевдо-эзотерические системы и школы. - "Истина в форме
лжи". - Эзотерические школы на Востоке. - Посвящение и мистерии. Возможно
только самопосвящение.

ГЛАВА 16

Исторические события зимы 1916-1917 гг. - Система Гурджиева как
руководство в лабиринте противоречий, или "Ноев ковчег". - Сознательность
материи. - Степени ее разумности. - Машины из трех, двух и одной частей.
Человек состоит из человека, овцы и червя. - Классификация всех живых
существ по трем признакам: что они едят, чем дышат, в какой среде живут. -
Возможность изменения пищи человека. - "Диаграмма всего живого". - Гурджиев
последний раз покидает Петербург. - Интересное событие: "преображение" или
"пластика"? - Впечатления журналиста о Гурджиеве. - Падение Николая II. -
"Конец русской истории". - Планы выезда из России. - Весть от Гурджиева. -
Продолжение работы в Москве. - Дальнейшее изучение диаграмм и идеи космосов.
- Развитие идеи о том, что "время - это дыхание". - Ее отношение к человеку,
Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. - Построение "таблицы времени" в
разных космосах. - Три космоса, взятые вместе, включают в себя все законы
вселенной. - Применение идеи космосов к внутренним процессам в человеческом
организме. - Жизнь молекул и электронов. - Меры времени в различных
космосах. - Применение формулы Минковского. - Отношение разных видов
"времени" к центрам человеческого тела. - Отношение к высшим центрам.
"Космические отношения времени" в гностической и индийской литературе. -
"Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне". Поездка к Гурджиеву в
Александрополь. - Как укрепить чувство "я"? - Кратковременное возвращение в
Москву и Петербург. - Послание тамошним группам. - Возвращение в Пятигорск.
- Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках.

ГЛАВА 17

Август 1917 года. - Шесть недель в Ессентуках. - Гурджиев раскрывает
план работы в целом. - "Школы настоятельно необходимы". - "Сверхусилие". -
Согласованность центров. - Главная трудность работы над собой. - Человек -
раб своего тела. - Трата энергии вследствие ненужного напряжения мускулов. -
Гурджиев показывает упражнения для управления мускулами и для их
расслабления. - Упражнение "стой". - Требования к упражнению "стой". -
Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением "стой" в Средней Азии. -
Влияние упражнения "стой" в Ессентуках. - Привычка к разговорам. - Опыт
поста. - Что такое грех? - Гурджиев показывает упражнения на внимание.
Эксперимент с дыханием. - Понимание трудностей пути. Необходимость больших
знаний, усилий и помощи. - Нет ли какого-нибудь пути за пределами "путей"? -
"Пути" как помощь, которая дается людям в соответствии с типом.
"Субъективные" и "объективные" пути. - Обыватель. Что значит "быть
серьезным"? - Только одна вещь является серьезной. - Как достичь подлинной
свободы. - Трудный вопрос о рабстве и повиновении. - Чем готов пожертвовать
человек? - Сказка о волке и овцах. - Астрология и типы. Демонстрация. -
Гурджиев объявляет о роспуске группы. Последняя поездка в Петербург.

ГЛАВА 18

Петербург в октябре 1917 года. - Большевистская революция. -
Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. - Отношение Гурджиева к одному из
учеников. - Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках. - Прибывают люди. -
Возобновление работы. - Упражнения, еще более трудные и разнообразные, чем
раньше. - Умственные и физические упражнения, пляски дервишей, изучение
психических "фокусов". - Продажа шелка. - Внутренняя борьба и решение. -
Выбор гуру. - Решение отделиться. - Гурджиев едет в Сочи. - Трудное время:
война и эпидемии. - Дальнейшее изучение энеаграммы. "События" и
необходимость покинуть Россию. - Конечная цель - Лондон. - Практические
результаты работы над собой: чувство нового "я", "странная уверенность". - В
Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. Гурджиев открывает
свой институт в Тифлисе. - Отъезд в Константинополь. - Собираются люди. -
Приезжает Гурджиев. - Гурджиеву представлена новая группа. - Перевод песни
дервишей. - Гурджиев как художник и поэт. - Институт начинает работу в
Константинополе. - Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. -
Гурджиев едет в Германию. - Решение продолжать константинопольскую работу в
Лондоне. - Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. - Работа в замке
"Аббатства". - Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. - Гурджиев говорит о разных типах
дыхания. "Дыхание при помощи движений". - Демонстрация в парижском театре на
Елисейских Полях. - Отъезд Гурджиева в Америку. - Решение продолжать
самостоятельную работу в Лондоне.

Приложение

ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА. Записи бесед и лекций Гурджиева (отрывки)


П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения


Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992.

Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного
Гурджиева. Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную роль в
распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к
50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).


ГЛАВА 1

Возвращение из Индии. - Война и "поиски чудесного". Старые мысли. -
Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. -
Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым.
"Переодетый". - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа
Гурджиева. - "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. - Организация
московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. -
Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. -
"Философия", "теория" и "практика". - Как была найдена эта система? - Идеи
Гурджиева. - "Человек - это машина", управляемая внешними влияниями. - "Все
случается". - Никто ничего не "делает". - Чтобы "делать", необходимо "быть".
- Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология
для изучения машины? - Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? -
Беседа: планеты и Луна как живые существа. - "Разум" Солнца и Земли. -
"Субъективное" и "объективное" искусство.




Я возвратился в Россию после довольно длительного путешествия по
Египту, Цейлону и Индии. Это произошло в ноябре 1914 года, т.е. в начале
первой мировой войны, которая застала меня в Коломбо. Я вернулся оттуда
через Англию.

Покидая Петербург в начале путешествия, я сказал, что отправляюсь
"искать чудесное". Очень трудно установить, что такое "чудесное", но для
меня это слово имело вполне определенный смысл. Уже давно я пришел к
заключению, что из того лабиринта противоречий, в котором мы живем, нет
иного выхода, кроме совершенно нового пути, не похожего ни на один из тех,
которые были нам известны и которыми мы пользовались. Но где начинался этот
новый или забытый путь - этого я не мог сказать. Тогда мне уже был известен
тот несомненный факт, что за тонкой оболочкой ложной реальности существует
иная реальность, от которой в силу каких-то причин нас нечто отделяет.
"Чудесное" и есть проникновение в эту неведомую реальность. Мне казалось,
что путь к неизведанному можно найти на Востоке. Почему именно на Востоке?
На это трудно ответить. Пожалуй, в этой идее было что-то от романтики; а
возможно, тут имело место убеждение, что в Европе, во всяком случае, найти
что-либо невозможно.

На обратном пути, в течение тех нескольких недель, что я провел в
Лондоне, все мои мысли о результатах исканий пришли в полный беспорядок под
воздействием безумной нелепости войны и связанных с нею эмоций, которые
наполняли атмосферу, разговоры и газеты и, против моей воли, часто
захватывали и меня.

Но когда я вернулся в Россию и вновь пережил те мысли, с которыми ее
покидал, я почувствовал, что мои искания и все, что с ними связано, более
важны, чем любые вещи, которые происходят и могут произойти в мире
"очевидных нелепостей". Я сказал себе, что на войну следует смотреть как на
одно из тех катастрофических условий жизни, среди которых приходится жить,
трудиться и искать ответа на свои вопросы и сомнения. Эта война, великая
европейская война, в возможность которой я не хотел верить и реальности
которой долго не желал допускать, стала фактом. Мы оказались погруженными в
войну, и я видел, что ее необходимо считать великим memento mori,
показывающим, что надо торопиться, что нельзя верить в "жизнь", ведущую в
ничто.

Кстати, о выражении "очевидные нелепости". Оно относится к книжке,
которая была у меня в детстве. Книжка так и называлась - "Очевидные
нелепости", принадлежала к ступинской "библиотечке" и состояла из таких,
например, картинок, как изображения человека с домом на спине, кареты с
квадратными колесами и тому подобное. В то время книжка произвела на меня
очень сильное впечатление - в ней оказалось много картинок, о которых я так
и не мог понять, что в них нелепого. Они выглядели в точности так, как и
обычные вещи. И позднее я стал думать, что книга на самом деле давала
картинки из подлинной жизни, потому что по мере взросления я все больше
убеждался, что вся жизнь стоит из "очевидных нелепостей", а последующие мои
переживания только укрепили это убеждение.

Война не могла затронуть меня лично, по крайней мере, до окончательной
катастрофы, которая, как мне казалось, неизбежно разразится в России, а
может быть, и во всей Европе; но ближайшее будущее ее пока не сулило. Хотя,
разумеется, в то время эта приближающаяся катастрофа выглядела лишь
временной, и никто не мог представить всего того внутреннего и внешнего
разложения и разрушения, которое нам придется пережить.

Подводя итоги всем своим впечатлениям о Востоке и в особенности об
Индии, мне пришлось признать, что по возвращении моя проблема оказалась еще
более трудной и сложной, чем к моменту отъезда. Индия и Восток не только не
потеряли для меня своего очарования как страны "чудесного", но, наоборот,
это очарование приобрело новые оттенки, которые раньше не были заметны. Я
ясно видел, что там можно обрести нечто, давно исчезнувшее в Европе, и
считал, что принятое мною направление было правильным. Но в то же время я
убедился, что тайна сокрыта лучше и глубже, нежели я мог до тех пор
предположить.

Отправляясь в путь, я знал, что еду искать школу или школы. Уже давно
пришел я к убеждению о необходимости школы. Я понял, что личные,
индивидуальные усилия недостаточны, что необходимо войти в соприкосновение с
реальной и живой мыслью, которая должна где-то существовать, но с которой мы
утратили связь.

Это я понимал; но сама идея школ за время моих путешествий сильно
изменилась и в одном отношении стала проще и конкретнее, а в другом -
холоднее и отдаленнее. Я хочу сказать, что для меня школы во многом утратили
свой чудесный характер.

К моменту отъезда я все еще допускал по отношению к школам многие
фантастические возможности. "Допускал" сказано, пожалуй, слишком сильно.
Лучше сказать, что я мечтал о возможности сверхфизической связи со школами,
так сказать, на "другом плане". Я не мог выразить этого ясно, но мне
казалось, что даже первое соприкосновение со школой могло бы иметь чудесную
природу. Например, я воображал, что можно установить контакт со школами
далекого прошлого, со школами Пифагора, Египта, строителей Нотр-Дама и так
далее. Мне казалось, что при таком соприкосновении преграды времени и
пространства должны исчезнуть. Сама по себе идея школ была фантастической, и
ничто, относящееся к ней, не представлялось мне чересчур фантастичным. Я не
видел противоречия между этими идеями и моими попытками найти школы в Индии.
Мне казалось, что как раз в Индии можно установить некий контакт, который
впоследствии сделается постоянным и независимым от внешних препятствий.

Во время обратного путешествия, после целой серии встреч и впечатлений,
идея школы стала для меня более ощутимой и реальной, утратив свой
фантастический характер. Вероятно, это произошло потому, что, как я понял,
"школа" требует не только поиска, но и "отбора" или выбора - я имею в виду
выбор с нашей стороны.

Я не сомневался в том, что школы существуют, но в то же время пришел к
убеждению, что школы, о которых я слышал и с которыми сумел войти в
соприкосновение, были не для меня. Эти школы откровенно религиозного или
полурелигиозного характера являлись определенно конфессиональными по своему
тону. Меня эти школы не привлекали главным образом из-за того, что если бы я
искал религиозный путь, я мог бы найти его в России. Другие школы были
слегка сентиментального морально-религиозного типа с налетом аскетизма, как,
например, школы учеников или последователей Рамакришны. С этими школами были
связаны прекрасные люди; но я чувствовал, что они не обладают истинным
знанием. Так называемые "школы йоги" основывались на обретении состояния
транса; на мой взгляд, они приближались по своей природе к "спиритизму", и я
не мог им доверять: все их достижения были или самообманом, или тем, что
православные мистики (я имею в виду русскую монашескую литературу) называют
"прелестью" или "искушением".

Существовал еще один тип школ, с которыми я не смог установить контакт,
но о которых слышал. Эти школы обещали очень многое, однако и очень многого
требовали. Они требовали всего сразу. Мне пришлось бы остаться в Индии и
отбросить мысли о возвращении в Европу, отказаться от собственных идей и
планов, идти по дороге, о которой я не мог ничего узнать заранее. Эти школы
меня весьма интересовали, а люди, которые соприкасались с ними и
рассказывали мне о них, явно отличались от людей обычного типа. Но все-таки
мне казалось, что должны существовать школы более рационального вида, что
человек имеет право - хотя бы до определенного пункта - знать, куда он идет.

Одновременно с этим я пришел к заключению, что какое бы название ни
носила школа - оккультная, эзотерическая или школа йоги, - она должна
находиться на обычном физическом плане, как и всякая иная школа, будь то
школа живописи, танцев или медицины. Я понял, что мысль о школах на "ином
плане" есть просто признак слабости, свидетельство того, что место подлинных
исканий заняли мечты. И я понял тогда, что такие мечты - одно из главных
препятствий на нашем пути к чудесному.

По дороге в Индию я строил планы дальнейших путешествий. На сей раз я
хотел начать с мусульманского Востока, главным образом, с русской Средней
Азии и Персии. Но ничему этому не суждено было свершиться.



Из Лондона через Норвегию, Швецию и Финляндию я прибыл в Петербург, уже
переименованный в Петроград и полный спекуляции и патриотизма. Вскоре я
уехал в Москву и начал редакторскую работу в газете, для которой писал
статьи из Индии. Я пробыл там около полутора месяцев, и к этому времени
относится небольшой эпизод, связанный со многим, что произошло впоследствии.

Однажды, подготавливая в редакции очередной номер, я обнаружил заметку
(кажется, в "Голосе Москвы"), где упоминалось о сценарии балета "Борьба
магов", который, как утверждала газета, принадлежал некоему "индийцу".
Действие балета должно происходить в Индии и дать полную картину восточной
магии, включая чудеса факиров, священные пляски и тому подобное. Мне не
понравился излишне самоуверенный тон заметки, но, поскольку индийские авторы
балетных сценариев были для Москвы редкостью, я вырезал ее и поместил в
своей газете, дополнив словами, что в балете будет все, чего нельзя найти в
настоящей Индии, но что путешественники жаждут там увидеть.

Вскоре после этого, в силу различных обстоятельств, я оставил работу в
газете и уехал в Петербург.

Там, в феврале и марте 1915 года, я прочел публичные лекции о своих
путешествиях по Индии под названием "В поисках чудесного" и "Проблема
смерти". Лекции должны были послужить введением в книгу, которую я собирался
написать о своих путешествиях; я говорил в них, что в Индии "чудесное" ищут
не там, где нужно, что все обычные пути здесь бесполезны, что Индия охраняет
свои сокровища гораздо лучше, чем мы это предполагаем. Однако "чудесное" там
действительно существует, на что указывают многие вещи, мимо которых люди
проходят, не понимая их скрытого смысла, не зная, как к ним подойти. Здесь я
опять-таки имел в виду "школы".

Несмотря на войну, мои лекции вызвали значительный интерес. На каждой
из них в Александровском зале Петербургской городской думы собиралось более
тысячи человек. Я получил много писем, со мной приходили повидаться люди, и
я почувствовал, что на основе "поисков чудесного" можно объединить немало
людей, неспособных более разделять общепринятые формы лжи и жить во лжи.

После Пасхи я отправился в Москву, чтобы и там прочесть свои лекции.
Среди людей, которых я встретил на чтениях, оказалось двое, музыкант и
скульптор, которые вскоре сообщили мне, что в Москве есть группа, где
занимаются различными "оккультными" исследованиями и экспериментами под
руководством некоего Гурджиева, кавказского грека; как я понял, это был тот
самый "индиец", что написал сценарий балета, упоминавшийся в газете, которая
попала мне в руки три-четыре месяца назад. Должен признаться, что все
рассказы этих двух людей о группе и о том, что там происходит, - все виды
самовнушенных чудес, - меня почти не заинтересовали. Такие рассказы я уже
слышал много раз, так что по отношению к ним у меня сформировалось вполне
определенное мнение.

Так, какие-то женщины видят вдруг в комнате чьи-то "глаза", которые
парят в воздухе и очаровывают их; женщины следуют за ними с улицы на улицу,
пока наконец не приходят к дому "восточного человека", которому и
принадлежат глаза. Или другие люди в присутствии этого же "восточного
человека" внезапно ощущают, что он смотрит сквозь них, видит все их чувства,
мысли и желания; они испытывают необычное ощущение в ногах и не способны
двинуться, а затем подпадают под его влияние до такой степени, что он может
заставить их делать все, что захочет, даже на расстоянии. Эти и многие
другие подобные истории всегда казались мне просто скверными выдумками. Люди
сочиняют себе на потребу чудеса - и в точности такие же, каких ожидают сами.
Это какая-то смесь суеверия, самовнушения и недоразвитого мышления; согласно
моим наблюдениям, такие истории никогда не возникают без определенного
содействия со стороны лиц, к которым они относятся.

Так что, имея в виду свой прошлый опыт, я согласился встретиться и
поговорить с Гурджиевым лишь после настойчивых усилий некоего М., одного из
моих новых знакомых.

Первая встреча с Гурджиевым совершенно перевернула мое мнение о нем и о
том, чего я мог бы от него ожидать.

Прекрасно помню эту встречу. Мы вошли в небольшое кафе на шумной, хотя
и не центральной улице. Я увидел человека восточного типа, уже немолодого, с
черными усами и пронзительными глазами; более всего он удивил меня тем, что
производил впечатление переодетого человека, совершенно не соответствующего
этому месту и его атмосфере. Я все еще был полон впечатлений Востока; и этот
человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, которого я сразу же
представил себе в белом бурнусе или в тюрбане с золотым шитьем, сидел здесь,
в этом крохотном кафе, где встречались мелкие дельцы и агенты-комиссионеры.
В своем черном пальто с бархатным воротником и черном котелке, он производил
странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого
человека, вид которого смущает вас, потому что вы понимаете, что он - не
тот, за кого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести
себя так, как если бы вы этого не замечали. По-русски он говорил
неправильно, с сильным кавказским акцентом; и самый этот акцент, с которым
мы привыкли связывать все, что угодно, кроме философских идей, еще более
усиливал необычность и неожиданность впечатления.

Не помню, как началась наша беседа; вероятно, мы заговорили об Индии,
эзотеризме и школах йоги. Я понял, что Гурджиев много путешествовал и
побывал в таких местах, о которых я только слышал и которые очень хотел бы
посмотреть. Мои вопросы ничуть не смутили его, и мне даже показалось, что он
вкладывает в свои ответы гораздо больше, чем я готов был услышать. Мне
понравилась его манера выражения, тщательная и точная. Скоро М. покинул нас.
Гурджиев рассказал мне о своей работе в Москве, но я не вполне его понял. Из
того, что он рассказал, явствовало, что в этой работе - в основном,
психологического характера - большую роль играла химия. Слушая его впервые,
я, разумеется, понял его слова буквально.

- То, что вы говорите, - сказал я, - напоминает мне об одной школе в
южной Индии. Некий брахман, человек во многих отношениях исключительный,
как-то сообщил в Траванкоре молодому англичанину о школе, которая изучает
химию человеческого тела; вводя в организм или удаляя из него различные
вещества, можно изменить моральную и психологическую природу человека. Это
очень похоже на то, что вы говорите.

- Возможно, и так, а возможно, и что-то совершенно иное, - ответил
Гурджиев. - Существуют школы, которые используют одни и те же методы, но
понимают их совершенно по-разному. Сходство методов или идей еще ничего не
доказывает.

- Меня очень интересует и другой вопрос, - продолжал я. - Есть
вещества, которые йогины применяют для того, чтобы вызвать особые состояния
сознания. Не могут ли в некоторых случаях это быть наркотики? Я сам провел
много опытов в этом направлении, и все, что я прочел о магии, убедительно
мне доказывает, что школы всех времен и народов широко применяли наркотики,
создавая такие состояния сознания, которые делают "магию" возможной.

- Да, - сказал Гурджиев, - во многих случаях эти вещества - то, что вы
называете "наркотиками". Но применять их можно совершенно по-разному.
Имеются школы, которые правильно употребляют наркотики. В этих школах люди
используют их для самоизучения, для того, чтобы заглянуть вперед, чтобы
лучше узнать свои возможности, узнать предварительно, "заранее", чего им
удастся достичь в будущем, после продолжительной работы. Когда человек видит
и убеждается в том, что усвоенное им теоретически существует и в
действительности, тогда он работает сознательно; он знает, куда идет. Иногда
это самый легкий способ убедиться в реальном существовании тех возможностей,
которые человек лишь подозревает в себе. Этим занимается специальная химия:
для каждой функции есть особые вещества, и ее можно усилить или ослабить,
пробудить или усыпить. Но здесь необходимо большое знание человеческой
машины и этой специальной химии. Во всех школах, которые применяют подобный
метод, эксперименты производятся только тогда, когда они действительно
необходимы, и только под руководством опытных и знающих людей, способных
предвидеть все результаты и принять меры против нежелательных последствий.
Употребляемые в указанных школах вещества - это вовсе не "наркотики", как вы
их называете, хотя многие из них приготовляются из опия, гашиша и т.п. Кроме
школ, где проводятся такие опыты, есть и другие, пользующиеся этими и им
подобными веществами не для экспериментов, не для изучения, а для достижения
определенных результатов хотя бы на короткое время. Благодаря умелому
применению таких веществ, человека можно на некоторое время сделать очень
умным или невероятно сильным. Впрочем, потом он умирает или теряет рассудок;
но это во внимание не принимают. Существуют и такие школы. Так что, как
видите, о школах мы должны говорить весьма осторожно. Они могут делать
практически одно и то же, а результаты окажутся совершенно разными.

Меня глубоко заинтересовало все то, что говорил Гурджиев. Я ощутил в
его словах какую-то новую точку зрения, не похожую на все, с чем я
встречался раньше.

Он пригласил меня с собой в один дом, где должны были собраться на
беседу его ученики. Мы наняли экипаж и поехали в сторону Сокольников.

По пути Гурджиев рассказал мне, как война расстроила его планы: многие
ученики ушли на фронт в первую же мобилизацию, очень дорогие аппараты и
инструменты, заказанные за границей, оказались утерянными. Затем он
заговорил о чрезмерных затратах, связанных с работой, о высокой цене за
нанятое помещение, куда, как я сообразил, мы с ним ехали; далее он сказал,
что его работой интересуются многие известные москвичи - "профессора" и
"художники", как он выразился. Но когда я спросил, кто именно эти люди, он
не назвал ни одной фамилии.

- Я спрашиваю об этом, - сказал я, - потому что родился в Москве; кроме
того, я в течение десяти лет работал здесь в газетах, так что знаю в Москве
почти всех.

Гурджиев и на это ничего не ответил.

Мы вошли в большую пустую квартиру, расположенную над школой городской
управы; по-видимому, она принадлежала учителям этой школы. Это было где-то
на месте бывших Красных Прудов.

В квартире находилось несколько учеников Гурджиева - три-четыре молодых
человека и две девушки, обе похожие на учительниц. Я и раньше бывал в таких
квартирах. Отсутствие мебели укрепило мое предположение, так как
учительницам городской управы мебели не давали. При этой мысли мне стало
как-то неловко смотреть на Гурджиева. Зачем он говорил об огромных затратах
на квартиру? Во-первых, квартира была не его; во-вторых, за нее не взималась
плата; в-третьих, она стоила не более пятидесяти рублей в месяц. Этот
очевидный обман был настолько необычен, что я тут же заподозрил в нем
какой-то особый смысл.

Мне трудно восстановить в памяти начало разговора с учениками
Гурджиева. Кое-что из услышанного меня удивило. Я попытался выяснить, в чем
заключается их работа, но прямых ответов мне не дали, настойчиво употребляя
странную и непонятную мне терминологию.

Кто-то предложил прочесть начало повести, написанной, как мне сказали,
одним из учеников Гурджиева; автора в то время в Москве не было.

Естественно, я согласился; и вот один из присутствующих начал читать
рукопись вслух. Автор описывал свою встречу и знакомство с Гурджиевым. Мое
внимание привлек тот факт, что повесть начиналась с момента, когда в руки
автора попала та же заметка о балете "Борьба магов", которую я видел зимой в
"Голосе Москвы". Далее - и это мне очень понравилось, потому что я этого
ждал, - автор при первой встрече с Гурджиевым почувствовал, что тот как бы
положил его на ладонь, взвесил и поставил на место. Повесть называлась
"Проблески истины"; писал ее, очевидно, человек, не имевший никакого
литературного опыта. Тем не менее, она производила впечатление, так как в
ней содержались указания на какую-то систему, в которой я угадал нечто для
себя интересное, хотя не мог ни назвать, ни сформулировать ее сущность;
кроме того, некоторые очень необычные и неожиданные идеи об искусстве
вызвали во мне очень сильный отклик.

Позднее я узнал, что автор повести - вымышленное лицо, а повесть начата
двумя учениками Гурджиева, которые присутствовали на чтении; целью повести
было пересказать идеи Гурджиева в литературной форме. Еще позже я услышал,
что мысль о повести принадлежала самому Гурджиеву.

Чтение первой главы на этом месте прервалось. Гурджиев все время
внимательно слушал; он сидел на диване, поджав под себя одну ногу, пил кофе
из стакана, курил и иногда поглядывал на меня. Мне нравились его движения, в
которых чувствовалась особого рода кошачья грация и уверенность; даже в его
молчании было что-то, отличавшее его от других людей. Я подумал, что мне
следовало бы встретиться с ним не в Москве, не в этой квартире, а в одном из
тех мест, откуда я недавно вернулся: во дворе каирской мечети, в
каком-нибудь разрушенном городе Цейлона или в одном из храмов Южной Индии -
в Танджуре, Тричинополи или Мадуре.

- Ну как вам понравилась повесть? - спросил Гурджиев после краткого
молчания, когда чтение закончилось.

Я сказал, что слушал с интересом, но, с моей точки зрения, в ней есть
недостатки - не ясно, о чем именно идет речь. Повесть рассказывает об очень
глубоком переживании, о сильном впечатлении, которое произвела на автора
какая-то доктрина, с которой он встретился; однако адекватного раскрытия
самой доктрины не дается. Присутствующие начали со мной спорить, указывая,
что я пропустил важнейшую часть повести. Сам Гурджиев ничего не сказал.

Когда я спросил, какую систему они изучают, каковы ее отличительные
черты, я получил самые неопределенные ответы. Затем они принялись говорить о
"работе над собой", но не смогли объяснить мне, в чем эта работа
заключается. Мой разговор с учениками Гурджиева протекал в целом не очень-то
хорошо, я ощущал в них нечто рассчитанное и искусственное, как если бы они
играли заранее выученные роли. Кроме того, ученики не шли в сравнение с
учителем. Все они принадлежали к тому слою довольно бедной московской
интеллигенции, которую я хорошо знал и от которой не ожидал ничего
интересного. Я даже подумал, что странно встретить их на пути к чудесному.
Вместе с тем, все они выглядели вполне порядочными и приятными людьми, и
истории, которые я слышал от М., явно исходили не от них и относились не к
ним.

- Я хотел спросить вас об одной вещи, - сказал Гурджиев после паузы. -
Нельзя ли напечатать эту статью в какой-нибудь газете? Таким образом мы
сможем познакомить публику с нашими идеями.

- Совершенно невозможно, - ответил я. - Это не статья, а только часть
повести, без конца и начала, для газеты она слишком велика. Обычно мы
считаем материал по строчкам. Чтение заняло два часа - значит, около трех
тысяч строк. Вам известно, что такое газетный фельетон: в фельетоне около
трехсот строк. В московских газетах фельетоны с продолжением печатаются не
чаще, чем раз в неделю, так что для повести потребуется десять недель, - а
ведь это всего-навсего тема беседы одного вечера. Если ее и можно
напечатать, то разве что в ежемесячном журнале. Но сейчас я не представляю,
какой журнал подойдет для этой цели; в любом случае, у вас потребуют всю
повесть, прежде чем что-то сказать.

Гурджиев промолчал; на этом разговор прекратился.

Но в самом Гурджиеве я сразу же ощутил нечто необычное, и в течение
вечера это впечатление только укрепилось. Когда я уходил, в моем мозгу
мелькнула мысль, что мне необходимо сейчас же, безотлагательно договориться
о новой встрече, что если я этого не сделаю, я могу потерять с ним всякую
связь. И я спросил, нельзя ли нам повидаться еще раз до моего отъезда в
Петербург. Он сказал, что завтра будет в этом же самом кафе, в это же самое
время.

Я вышел с одним из молодых людей. Чувствовал я себя весьма странно -
долгое чтение, в котором я мало что понял, люди, не отвечавшие на мои
вопросы, сам Гурджиев с его необычными манерами и влиянием на учеников,
ощущавшимся мною, - все это вызывало во мне неожиданное желание смеяться,
кричать, петь, словно я вырвался из школы или из какого-то заточения. Мне
захотелось рассказать о своих впечатлениях этому молодому человеку, отпустив
в адрес Гурджиева и довольно нудной и претенциозной истории несколько шуток;
я вообразил, что обращаюсь к одному из своих друзей. К счастью, я вовремя
удержался: "Он пойдет и сейчас же расскажет им все по телефону. Ведь они -
его друзья".

Поэтому я постарался взять себя в руки; в полном молчании мы сели в
трамвай и поехали к центру Москвы. После довольно долгого пути мы добрались
до Охотного Ряда, где я жил, и, молча попрощавшись, расстались.

Назавтра я сидел в том самом кафе, где впервые встретил Гурджиева; это
повторилось на следующий день, и через день, и каждый день. Всю неделю,
которую я провел в Москве, я виделся с Гурджиевым ежедневно. Очень скоро
стало ясно, что он знал очень многое из того, что мне так хотелось узнать. В
частности, он объяснил некоторые феномены, встретившиеся мне в Индии,
которые никто не мог объяснить - ни на месте, ни впоследствии. В его
объяснениях чувствовалась уверенность специалиста, очень тонкий анализ
фактов и какая-то система, которую я не мог уловить, но присутствие которой
ощущал, ибо все объяснения Гурджиева заставляли думать не только о фактах, о
которых шел разговор, но и о многих других вещах, которые я наблюдал или о
которых догадывался.

С группой Гурджиева я больше не встречался. О себе Гурджиев рассказал
лишь немногое. Один или два раза он упомянул о своих путешествиях по
Востоку; мне интересно было узнать, где он побывал, но выяснить это я не
смог.

О своей работе в Москве Гурджиев сказал, что у него две, не связанные
друг с другом группы; они заняты разной работой "в соответствии со своей
подготовкой и способностями", как выразился Гурджиев. Члены этих групп
платили по тысяче рублей в год и работали с ним, продолжая заниматься своими
обычными делами.

Я сказал, что, по моему мнению, тысяча рублей в год - чересчур большая
плата для многих людей, не имеющих собственных средств.

Гурджиев возразил, что никакое другое решение этого вопроса невозможно,
потому что в силу самой природы его работы он не в состоянии иметь много
учеников. В то же время, он не желает и не должен (он подчеркнул эти слова)
тратить собственные деньги на организацию работы. Его работа не имела и не
может иметь характер благотворительной деятельности, и ученики сами должны
изыскивать средства для того, чтобы нанимать помещение для встреч, проводить
эксперименты и так далее. Кроме того, добавил он, наблюдения показали, что
люди, проявляющие слабость в жизни, оказываются слабыми и в работе.

- Есть несколько аспектов этой идеи, - сказал Гурджиев. - Работа
каждого человека может включать расходы, путешествия и тому подобное. Если
же его жизнь организована так плохо, что тысяча рублей в год оказывается для
него затруднением, ему лучше за эту работу и не браться. Предположим, по
ходу работы ему потребуется поехать в Каир или в какое-то другое место. У
него должны быть для этого средства. Благодаря нашему требованию мы узнаем,
способен он работать с нами или нет.

"Кроме того, - продолжал Гурджиев, - у меня слишком мало свободного
времени, чтобы я мог жертвовать его другим, не будучи уверен, что это пойдет
им на пользу. Я очень высоко ценю свое время, потому что оно нужно мне и для
моей собственной работы, потому что я не могу и, как сказал ранее, не должен
тратить его непродуктивно. Есть во всем этом и другая сторона, - добавил он,
- люди не ценят вещь, за которую не заплатили".

Я слушал его со странным чувством. С одной стороны, мне нравилось все,
что говорил Гурджиев. Меня привлекало в нем отсутствие малейшей
сентиментальности, обычных разглагольствований об "альтруизме", "работе на
благо человечества" и тому подобное. С другой стороны, меня удивило видимое
желание Гурджиева убедить меня в чем-то в вопросе о деньгах, тогда как я не
нуждался в том, чтобы меня убеждали.

Если я с чем-то и не соглашался, так это с самим способом получать
деньги: мне казалось, что Гурджиеву не собрать описанным путем достаточных
средств. Было очевидно, что никто из тех людей, которых я видел, не сможет
заплатить в год тысячу рублей. Если он действительно отыскал на Востоке
явные и несомненные следы скрытого знания и продолжал исследования в этом
направлении, тогда его работа требовала средств, подобно тому как их требует
любое научное предприятие, вроде экспедиции в неизвестную часть света,
раскопок древнего города или исследований, для которых необходимы тщательные
и многочисленные физические и химические эксперименты. Убеждать меня в этом
не было никакой необходимости. Наоборот, у меня в уме возникла мысль, что
раз Гурджиев дает мне возможность теснее познакомиться с его деятельностью,
мне, вероятно, следует найти нужные средства, чтобы поставить эту работу на
солидное основание, а также обеспечить его более подготовленными людьми. Но,
конечно, у меня было самое неясное представление о том, в чем могла
заключаться его работа.

Не говоря об этом прямо, Гурджиев дал мне понять, что он принял бы меня
в ученики, если бы я выразил на это свое желание. Я ответил, что главное
препятствие для меня - то обстоятельство, что в данный момент я не могу
остаться в Москве, потому что заключил соглашение с петербургским издателем
и готовлю к печати несколько книг. Гурджиев сказал, что иногда ездит в
Петербург, и обещал скоро быть там и известить меня о своем приезде.

- Но если я вступлю в вашу группу, - сказал я Гурджиеву, - передо, мной
встанет очень серьезная проблема. Я не знаю, требуете ли вы от своих
учеников обещания хранить в тайне то, чему они учатся у вас, но я такого
обещания дать не могу. В моей жизни было два случая, когда я имел
возможность вступить в группы, занятые работой, сходной с вашей, во всяком
случае, по описанию, и эта работа в то время меня очень сильно интересовала.
Но в обоих случаях вступить в них означало согласиться хранить в тайне все,
чему я мог бы там научиться, или пообещать такое молчание. И в обоих случаях
я отказался, ибо прежде всего я - писатель и желаю оставаться свободным и
сам решать, что я буду писать, а что не буду. Если я пообещаю хранить в
тайне то, что мне будет сказано, после мне вряд ли удастся отделить то, что
мне говорили, от того, что мне пришло на ум самому в связи со сказанным или
без всякой связи с ним. Например, мне очень малоизвестно о ваших идеях, но я
уверен, что когда мы начнем беседовать, то очень скоро подойдем к проблемам
времени и пространства, высших измерений и тому подобному. Есть вопросы, над
которыми я работаю уже в течение многих лет. Я нимало не сомневаюсь, что они
занимают большое место и в вашей системе. (Гурджиев кивнул.) Ну вот, видите,
если бы мы разговаривали сейчас под клятвой сохранения тайны, то уже после
первого разговора я бы не знал, что мне можно писать и чего нельзя.

- А что вы сами думаете об этом? - спросил Гурджиев. - Слишком многое
говорить не следует. Есть вещи, которые сообщают только ученикам.

- Я могу принять такие условия лишь временно, - сказал я. - Смешно,
конечно, если бы я немедленно начал писать обо всем, что узнаю от вас. Но
если вы в принципе не желаете делать из своих идей тайну и заботитесь только
о том, чтобы они не были переданы в искаженной форме, тогда я мог бы принять
такое условие и подождать, пока я лучше пойму ваше учение. Однажды я
встретил группу людей, занятых научными экспериментами в очень широком
масштабе. Они не делали тайны из своей работы, но поставили условием, что
никто из них не имеет права говорить о каком-либо эксперименте или описывать
его, если сам он не в состоянии его выполнить. И пока человек не мог
самостоятельно повторить эксперимент, ему приходилось хранить молчание.

- Лучшей формулировки не может и быть, - сказал Гурджиев, - и если вы
будете придерживаться такого правила, между нами не возникнет никаких
вопросов.

- Существуют ли какие-то условия для вступления в вашу группу? -
спросил я. - Связан ли вступающий с нею и с вами? То есть, я хочу знать,
свободен ли он оставить вашу группу или он принимает на себя определенные
обязательства? И как вы с ним поступаете, если он не выполняет своих
обязательств?

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов