(англ. broker) - посредник при заключении сделок на фондовых и товарных биржах. Действует по поручению клиентов и за их счет. Имеет право юридического лица и специализируется на определенных видах биржевых операций. Маклеры объединяются в маклерские конторы и фирмы, оказывающие посреднические услуги и взимающие за них комиссионные, устанавливаемые биржевым комитетом.
= макрозкономический анализ - часть экономической науки, исследующая экономику как целое, а также такие составляющие ее совокупности, как домохозяйство, бизнес, государственный сектор и т. д., и использующая для этого обобщенные (суммарные) экономические показатели.
термин, применяемый в торговой, биржевой, страховой и банковской практике для обозначения разницы между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками, другими показателями. В торговой практике под этим термином обычно понимают разницу между покупной и продажной ценой товара. В срочных фондовых операциях маржа определяет разницу между курсом ценной бумаги на день заключения и день исполнения сделки, а также между ценой покупателя и продавца. В банковской терминологии маржа может означать разницу между ставками по привлекаемым и предоставляемым кредитам; ставками по кредитам различным категориям заемщиков; суммой обеспечения, под которое предоставлен кредит, и суммой выданного кредита и др.
(англ. marketing) - одна из систем управления предприятием, предполагающая изучение рынка, производство продукции с учетом рыночного спроса и продвижения товаров потребителю. Организация маркетинга должна обеспечивать: надежную, достоверную информацию о рынке, структуре и динамике спроса, вкусах и желаниях потребителей; производство такого товара, товарного ассортимента, который в наибольшей степени соответствует выявленному и перспективному спросу; необходимое воздействие на рынок, рыночный спрос, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для реализации продукции. К основным функциям системы маркетинга относятся: комплексное изучение рынка, планирование товарного ассортимента, политика цен, реклама и стимулирование сбыта, управление сбытом и послепродажным обслуживанием. Разработка стратегии и тактики поведения на рынке осуществляется с помощью маркетинговых программ, в которых заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства.
маркетинговая служба предприятия
специальное подразделение, действующее на основе принципов и методов маркетинга. Выбор структуры маркетинговой службы зависит от характера производства и объема, разносторонности внешнеэкономических связей предприятия. Используют структуры: функциональные, по видам продукции, рынка, географической направленности связей, дивизиональному типу. Основные задачи маркетинговой службы: комплексное изучение рынка; обеспечение устойчивости реализации товара; рыночная ориентация производства, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. Маркетинг-директор и его сотрудники должны выбирать выгодные рынки; анализировать рыночную ситуацию; разрабатывать рекомендации о выпуске новых товаров и прогнозы рынка; разрабатывать и реализовывать стратегию и тактику маркетинга; разрабатывать маркетинговые программы и обеспечивать их реализацию; рекомендовать основные требования к товару, его ассортименту; разрабатывать товарную, ценовую и сбытовую политику предприятия и проводить ее в жизнь; определять программы работ по формированию спроса, рекламе и стимулированию сбыта. Деятельность маркетинговой службы предприятия сочетает в себе комплексные работы экономического, валютно-финансового, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера, что предопределяет высокие требования к уровню теоретической и практической подготовки персонала этой службы.
= международный банк реконструкции и развития (International Bank for reconstruction and development, World Bank) - межправительственная финансовая организация, основной задачей которой является стимулирование экономического развития стран-членов МБРР (в настоящее время, главным образом, развивающихся стран), содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. МБРР формально является специализированным финансовым учреждением ООН, однако согласно уставу банка и соглашению, заключенному между ООН и МБРР, полностью независим в своих действиях от ее решений. Основной деятельностью МБРР является предоставление долгосрочных займов под достаточно высокий процент. Большая часть его кредитов предоставляется на условиях, аналогичных условиям частных коммерческих займов. Займы предоставляются как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. Значительная часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства. Общая сумма кредитов, предоставленных банком за весь период его деятельности, превысила 150 млрд. долл. Большинство кредитов выдается на срок около 20 лет по ставке в размере 10%. Банк был создан и до настоящего времени действует под контролем развитых капиталистических государств. Его кредитная политика ориентируется на интересы частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Предоставление займов поэтому обусловливается выполнением рекомендаций МБРР относительно основных направлений экономического, а часто и социального развития страны-заемщика. МБРР был образован в 1945 г. на основе Бреттон-Вудского соглашения. Членами банка могут быть только страны, вступившие в Международный валютный фонд. В 1988 г. в МБРР состояло 151 государство.
международная валютная ликвидность
- подвижность валютных ресурсов, обеспечивающая возможность бесперебойной оплаты в срок обязательств в международной сфере. Характеризуется соотношением между валютными резервами и суммой внешней задолженности. Для оценки международной валютной ликвидности используются специальные коэффициенты, представляющие собой соотношение показателей валютных активов и обязательств по международным (внешним) платежам.
международная организация труда (МОТ)
- (International Lobour Organisation) специализированное учреждение ООН (с 1946 г.), сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. Создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачами МОТ являются: регламентация рабочего времени; регламентация набора рабочей силы; борьба с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни; защита трудящихся от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защита детей, подростков и женщин; регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения; организация профессионально-технического обучения. Одной из особенностей МОТ, отличающих ее от других международных организаций, является трехсторонний принцип представительства в ее органах, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран. Согласно Уставу МОТ, каждая из трех сторон является независимой от двух других. Главными органами МОТ являются ежегодно проводимая Генеральная конференция, Административный совет, избираемый на три года, и Международное бюро труда (секретариат МОТ) во главе с генеральным директором. Штаб-квартира организации расположена в Женеве (Швейцария). В 1954 г. Советский Союз возобновил свое членство в МОТ (СССР входил в МОТ с 1935 по 1940 г. в период членства в Лиге Наций).
(англ. international tenders) - конкурсная форма размещения заказов на закупку на мировом рынке оборудования или привлечения подрядчиков для сооружения комплектных объектов, выполнения других работ, включая оказание инжиниринговых услуг (консультативных, строительных, технологических, комплексных). Условия конкурса объясняются заранее. Заказчик (покупатель), являющийся организатором международных торгов, приглашает потенциальных продавцов путем оповещения в открытых источниках информации (открытые торги) или путем направления информации известным ему специализированным фирмам или организациям (ограниченные, или закрытые торги) принять в них участие. Фирмы, организации или консорциумы, заинтересованные принять участие в торгах на поставку оборудования или выполнение работ, направляют составленные по определенной форме официальные тендерные предложения, которые называют оффертами или тендерами. Торгам предшествует разработка тендерной документации, которая выполняется инженерно-консультационными фирмами или специалистами заказчика с участием независимых консультантов. Участники торгов в качестве залога, как правило, представляют вместе с предложением предварительную гарантию местного банка или страховой компании. Выигравший торги участник одновременно с подписанием контракта представляет заказчику гарантию (бонд) первоклассного банка. Одновременно ему и другим участникам торгов возвращаются предварительные гарантии. Срок внесения офферт устанавливается обычно до трех, а иногда и более месяцев. Конкурентная система обеспечивает заказчику (покупателю) наиболее выгодные для него коммерческие условия, оптимальные сроки выполнения работ или оказания услуг, возможность привлечь наиболее конкурентоспособных поставщиков или подрядчиков.
международный валютный фонд (МВФ)
(International Monetary Fund) - международная валютно-финансовая организация, созданная для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, а также для предоставления кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов. Как специализированный орган ООН МВФ был создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе, приступил к деятельности с марта 1947 г. Капитал фонда образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется экономическим потенциалом страны и ее ролью в мировой экономике и международной торговле. Руководящие органы МВФ - Совет управляющих и директорат. Совет - высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов или управляющих центральных экономических банков стран-членов, собирается раз в год. Директорат - исполнительный орган, регулирует повседневную деятельность фонда, состоит из 22 директоров: 5 - от США, Великобритании, ФРГ, Франции и Японии, 1 - от Саудовской Аравии (страны с наибольшими квотами), 16 директоров избираются на двухлетний срок по принципу географического представительства.
предоставление денежно-материальных ресурсов одних стран другим во временное пользование в сфере международных экономических отношений. Осуществляется путем предоставления валютных и товарных ресурсов иностранным заемщикам на условии возвратности и уплаты процентов преимущественно в виде займов. Средства для международного кредита мобилизуются на международном рынке ссудных капиталов, на национальных рынках ссудного капитала, а также за счет использования ресурсов государственных, региональных и международных организаций. Размер кредита и условия его предоставления фиксируются в кредитном соглашении (договоре) между кредитором и заемщиком. Международный кредит в современной практике по срокам подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет). С точки зрения обеспечения он делится на обеспеченные кредиты (товарами, коммерческими документами и другими ценностями) и необеспеченные (бланковые). По форме кредиты подразделяются на валютные и товарные. В зависимости от того, кто является кредитором, различают частные кредиты, правительственные, кредиты международных и региональных организаций. С точки зрения объектов кредитования международные кредиты делятся на финансовые и коммерческие.
международный рынок ссудных капиталов
(англ. international financial markets) - система отношений по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами. Представляет собой совокупность кредитно-финансовых учреждений и фондовых бирж, предоставляющих займы и кредиты иностранным заемщикам. Международный рынок ссудных капиталов выделился из национальных рынков ссудного капитала, однако в последние годы граница между ними стирается вследствие либерализации (дерегуляции) национальных рынков ссудного капитала в развитых капиталистических и некоторых развивающихся странах, в результате чего облегчается деятельность иностранных юридических лиц на национальных рынках ссудного капитала. Перелив капитала между этими рынками облегчается, однако степень автономности национальных рынков ссудного капитала уменьшается и их подверженность потрясениям на международном и отдельных крупных национальных рынках ссудного капитала увеличивается. В целом можно говорить о процессе интеграции национальных рынков ссудного капитала в развитых капиталистических и ряде развивающихся стран.
межправительственное соглашение
договор, заключаемый двумя или более государствами, определяющий принципиальные вопросы сотрудничества между ними в различных областях.
(англ. manager - управляющий) -
1) наемный руководитель производства, администратор,
профессиональный управляющий, обладающий ограниченной
самостоятельностью в адм.-хоз. сфере;
2) участник руководящей группы банковских синдикатов,
осуществляющих эмиссию и размещение облигационных
займов на рынке капиталов; лид-м. - руководитель
группы, ведущий м.; ко-м. - член руководящей группы,
участвующий в определении условий змиссии;
3) тренер и организатор выступления
спортсменов-профессионалов (в особенности в Англии).
(от англ. management - управление) - система, обеспечивающая рациональное организационно-техническое и социально-экономическое управление производством и любой другой общественно-полезной деятельностью с целью достижения позитивных экономических изменений, улучшающих жизнь человека и повышающих социальную справедливость. Достигается это путем разработки и применения на практике всеобщих принципов управления, приемлемых для любой человеческой организации. К ним можно отнести: определение целей и задач управления, их дифференциацию; координацию взаимодействия подразделений, различных по своим целевым функциям и уровням иерархической структуры внутри организации; оптимизацию процесов принятия решений и коммуникаций; исследование мотивационных механизмов, психологических и поведенческих аспектов управления; социальную ответственность и т.д. В прикладном аспекте менеджмент решает конкретные задачи по выработке практических рекомендаций, направленных на выбор и формирование систем управления, рационализации форм, организации и мотивации труда, применению новых приемов социально-психологического воздействия на поведение работников, определение путей технического и технологического совершенствования производства, обеспечению необходимых финансовых результатов и высокой эффективности, управлению маркетингом и т.д. Реализация задач менеджмента осуществляется менеджерами (управляющими). Истоки менеджмента - в трудах Ф.Тейлора, Г.Ганта, А.Файоля, Л. и Ф.Гилберт, Г.Эмерсона, С.Томпсона, М.Вебера и др. Теоретические основы современного менеджмента заложены работами А.Маслоу, Ф.Херцберга, М.Фоллетт, П.Дракера, Р.Ликерта и др.
(pricing methods) - использование в мировой практике
двух основных принципов ценообразования - рыночного и
административного. В условиях свободного рынка цены
устанавливаются на базе цены производства,
складывающейся из издержек производства и средней
прибыли, с учетом спроса и предложения на данный товар
на конкретном рынке. В зависимости от особенностей
товара, размеров и финансовой мощи фирмы-продавца,
целей, которые она перед собой ставит, для расчета цены
могут использованы следующие методы, предусматривающие
возмещение издержек производства и получение
определенной прибыли: метод полных затрат (full cost
pricing), метод маржинальных, или предельных, затрат
(marginal cost pricing), метод прямых затрат (direct
cost pricing), метод определения цен на базе
стандартных (нормальных) издержек производства
(standart cost pricing), метод целевой нормы прибыли
(target return pricing). Административные методы
ценообразования включают:
1) нормативный, основанный на нормативах себестоимости
и плановой прибыли, преимущественно устанавливаемых
централизованно (за исключением случаев применения
договорных цен);
2) параметрические методы, применяемые при расчете цен
на новую продукцию (метод удельных показателей,
регрессивного анализа, агрегатный метод, балансовый и
др.);
3) нормативно-параметрический, позволяющий адаптировать
цены на новые изделия к сложившимся уровню и системе
цен.
(labour force migration) - перемещение, переселение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы стран, различают миграцию внутреннюю и внешнюю.
= микроэкономический анализ - изучение зкономической деятельности на уровне предприятий и объединений, а также отдельных социально-экономических процессов (напр., изучение спроса и предложения; математическая модель структуры и функционирования отдельного звена хозяйственной системы, взаимодействия его составных частей и т. д.).
(world market price) - денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. На практике выступает как цена важнейших продавцов и покупателей, либо основных центров международной торговли и устанавливается в ходе осуществления крупных и регулярных сделок с товаром в свободно конвертируемой валюте на мировом рынке.
(world market) - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда, валютно-кредитными и финансовыми отношениями. Зарождение мирового рынка относится к XVI-XVII вв., к периоду первоначального накопления капитала, а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX-XX вв.
(monopoly) -
1. Исключительное право, предоставляемое государству,
предприятию, организации или физическому лицу на
осуществление какой-либо деятельности. В условиях
рыночного хозяйства противостоит свободе конкуренции.
2. Монополия капиталистическая. Крупные
капиталистические компании (фирмы, корпорации) и (или)
их объединения (картели, тресты, концерны, консорциумы,
конгломераты). Получили распространение в развитых
странах в результате действия объективных законов
рынка, приводящих к концентрации и централизации
капитала и производства. Важной характеристикой
монополий второй половины XX в. является их выход на
международную арену не только в сфере торговли, но и
непосредственно в производстве, организованном в виде
филиалов и дочерних предприятий за рубежом, т.е.
превращение национальных монополий в транснациональные
корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК
стремительно возрастает: в середине 80-годов в
совокупном валовом продукте капиталистического мира их
доля достигла 1/3, в мировом капиталистическом экспорте
- 40% и в объеме технологий - 80%.
(лат. moratorius) - отсрочка выполнения обязательств, объявляемая законом или постановлением правительства при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие, война и т.д.). При моратории указывается срок его действия, виды обязательств и территория, на которую мораторий распространяется.
(от франц. motif) - сила, побуждающая к действию, система побудительных мотивов поведения человека, заставляющая его поступать определенным образом. Существует два основных течения в исследовании мотивации: первое - теория удовлетворенности работой, концентрирующая внимание на факторах, побуждающих и стимулирующих деятельность, теория иерархии потребностей (А.Маслоу); второе - двухфакторная теория, концепция мотиватор-гигиена, положенная в основу идеи обогащения работы (Ф.Херцберг).
разновидность защитной валютной оговорки, предусматривающая пересчет суммы платежа в случае изменения среднеарифметического курса наиболее устойчивых валют по отношению к валюте платежа. В 1970-1980 гг. мультивалютная оговорка в отношении американского доллара и английского фунта стерлингов была важнейшим способом страхования от валютных рисков во многих контрактах советских внешнеторговых организаций. Применение валютных оговорок позволяет избежать зависимости только от одной валюты; в расчет берется усредненный условный показатель, в результате величина валют цены и платежа определяется набором валют. Использование в качестве валюты специальных счетных единиц - СДР и ЭКЮ - позволяет избежать трудностей, связанных с применением специально составленных мультивалютных оговорок.