Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

 

ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Скачать книгу   Книга ученика  
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

 

 

 

Книга ученика  

скачать  146.zip

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

Выдержки из произведения

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

ВВЕДЕНИЕ ВО ФРАНКМАСОНСТВО

КАРЛ  Х. КЛАУДИ

КНИГА  УЧЕНИКА

Источник

В себе мудрец мечтает обрести

Плоды той Истины, которая взрастает,

Как роза, из пыли земной – он знает:

Лишь так возможно плоть и Дух спасти.

Но коль он лишь листает пыльный том,

Иль свой напишет, - что в том пользы Духу?

Как пена волн, пуста его наука,

Как гость, она его покинет дом.

Средь суетных блужданий душ людских,

Среди плодов их мудрости бездарной,

Нам Высшего Искусства не найти.

Оно произрастает не из книг,

Не из игры ума, страстей коварных,

А из познанья тайного Пути.

Предисловие

      Самые большие проблемы франкмасонства - это недостаток интереса к его учению и посещение собраний. Множество планов было разработано масонскими лидерами для того, чтобы стимулировать интерес к посещению собраний, однако большинство этих мер носило лишь временный характер.

      Изначальная притягательность Древнего Искусства в наши дни так же велика, как это было всегда. В наши дни масонство привлекает таких же хороших людей,  как и в прошлом. Но в отсутствие реальных совместных усилий, направленных на то, чтобы быстро обучать тому, что в более неторопливые века могло быть растянуто на много лет, Орден зачастую не в состоянии удержать интерес нового брата посреди множества искусов и радостей современной жизни.

      Необходимо воссоздавать обычай регулярного посещения собраний ложи и проявлять интерес к жизни Братства, даже при том условии, что энтузиазм неофита велик; кроме того, каждый кандидат имеет изначальное право понять действенность наших обрядов, значение наших тайн, истинность наших убеждений и значение наших символов.

      Многие ложи пытаются заинтересовать нового брата литературой, книгами. Некоторые книги просто-напросто пугающе велики; другие слишком заумны; третьи заранее предполагают, что читатель обладает знаниями, которыми он в действительности не обладает. Некоторые книги унылы, переполнены фактами, в то время как осмысления этих фактов там не найти; четвертые чересчур специализированы или ограничиваются изложением только одной точки зрения. Эти три  тома отличаются от всего вышеперечисленного. Написанные братом, обладающим огромным опытом масонского оратора, лектора и писателя, они обладают простой манерой изложения, простым изложением фактов, духовным толкованием масонского учения и подчеркивают самое главное - действительность, кроющуюся за аллегориями и символами.

      Эти книги отвечают на простые, даже элементарные вопросы нового брата, для которого все Братство непонятно и незнакомо. Они также заставят любого из бывалых Вольных Каменщиков замереть в удивлении оттого, что перед его глазами так ярко оживет то, что он считал очевидным и даже скучным.

      Автор так подробно и так интересно подходит к освещению духовного поиска франкмасонства, так трогательно и с такой любовью, что влияние этих книг, предложенных кандидатам и прочитанных ими, на их сознание, будет велико и постоянно.

      После многих лет активной деятельности в Братстве, достигнув высшего поста Великого Мастера, я убежден, что наиболее эффективный способ поощрить интерес и понимание состоит в том, чтобы начинать с самого начала, то есть со степени Ученика, у самого порога его масонской карьеры. Для достижения этой цели я даже не знаю ни о каких других книгах, которые могли бы быть так же эффективны, как эта, и я высоко ценю честь, оказанную мне просьбой издателей написать это краткое предисловие.

      Брата, умудренного в науках и искусстве Ордена, здесь ожидает не одно откровение. Для новопосвященного -  здесь все мудрость, сила и красота. Для всех и каждого, Древнее Искусство изложено в этом незабываемом трехтомнике не только в форме передачи фактов, но и их толкования; в них не только описывается форма но также и демонстрируется дух масонства.

    

ГОВАРД Р. КРУЗ, П.: В.: М.:, Нью Джерси, 17 августа, 1931.

Введение во франкмасонство

     "В часы своего досуга для того, чтобы совершенствоваться в масонском знании, вы должны беседовать с хорошо осведомленными братьями, которые всегда будут настолько же готовый дать вам это знание, насколько вы будете готовы его получить".

       Эти слова из "Наставления Ученику" излагают цель написания трех небольших книг, из которых вы читаете первую: дать новопосвященному в его часы досуга некоторое "наставление" и некоторые данные о Братстве, которые полностью вошли в церемонию посвящения.

      Эти книги предназначены для того, чтобы служить простым введением в исследование Древнего Искусства; заинтересовавшийся ими масон будет далее искать другие, более толстые книги, а незаинтересованный, возможно, не прочтет и этих! Будь полнота изложения моей целью, эти небольшие книги могли бы стать непозволительно объемными.

      Также я не стремился здесь ни к чему, кроме того, чтобы пролить немного масонского света на историю, законодательство, символы, обычаи, и ландмарки Ордена, и лучи этого света поведут любого новопосвященного по дороге масонского учения, ведущей к воротам Истины.

      Эти книги - скорее, действительно ворота, а не путеводители по незнакомой вам стране масонства. Как просты они бы ни показались читателю, если эта их простота ведет Учеников, Подмастерьев, и недавно возведенных Мастеров Каменщиков, для кого они изначально и были написаны, к более яркому масонскому свету, их цель будет достигнута, а это стоит времени и трудов, потраченных на их написание.

Определение

      Масонство - это нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами.

      Это определение Древнего Искусства значит намного больше для хорошо осведомленного масона, чем для новопосвященного, которому оно сообщает, в действительности, не так уж и много. Естественно, он хочет знать "Почему "масонство"?", "Почему - "скрытая"?", "Почему - "иллюстрируемая символами"? "

      Каменщики  - "Вольные и Принятые" по причинам, которые можно обнаружить в ранней истории масонства.

Древняя История

      Многие из масонских символов и учений возвращают нас к самому детству человеческого рода. Через них может быть прослежена прямая связь - в памяти, сердце и идеях, если не в письменном документе, - с такими далекими временами и землями, как Китай, каким он был четыре тысячи лет назад, со жречеством древнего Египта, и иудеями времен Египетского пленения. Но ради понимания происхождения слова "вольные" в соединении со словом "каменщики" будет достаточно, если начать с Римских Коллегий. Это были ордена или ассоциации людей, занятых одним определенным ремеслом. Без сомнения, их образование было вызвано всеобщим стремлением к товариществу и взаимопомощи, особенно сильным в Риме, в котором личность была в такой степени подчинена идее блага Империи, а также экономическими потребностями, точно так же, как сформировались в наше время профсоюзы.

      Эти коллегии вскоре приобрели такое значение и мощь, что Римские императоры попытались отменить право образование свободных обществ. Несмотря на указы и преследования, некоторые коллегии продолжили существовать.

      Коллегии Архитекторов, однако, были разрешены некоторое время даже после того, как другим запретили собираться. Они были слишком ценны для государства, чтобы их могли запретить или заставить их работать тайно. Тогда их еще не называли масонами, но они были свободны - и это факт, а не просто пышное название, что особенно важно в нашем случае. Без архитекторов и строителей Рим не мог расширяться, так что Коллегиям Архитекторов разрешали управлять своими собственными делами и работать по собственным конституциям, без ограничений, которые были предназначены для того, чтобы разрушить другие коллегии.

      Как и в наше время, составить коллегию могли только трое (масонская ложа не имеет права открывать собрание, если в ней меньше трех человек). В Коллегии всем руководил Магистр, или Мастер, и двое Стражей. В коллегиях существовало три ордена, или степени, которые пользовались символикой, которой в значительной степени пользуется и современное масонство. На римских саркофагах зачастую встречаются изображения наугольника, циркуля, отвеса, уровня, и иногда - колонн.

      О церемониях коллегий мы знаем немного или не знаем вообще ничего. А вот об их работе мы знаем много, равно как и об их истории, по крайней мере, достаточно для того, чтобы определить время их упадка и исчезновения. Император Диоклетиан попытался искоренить новую религию, христианство, угрожавшее столь многому из того, что, как считали римляне, делало Рим Римом. Многие из членов Коллегий Архитекторов были христианами. Так как эти ассоциации учили братству и верили в его узы, когда туда вошел Плотник, обучавший братство в общем Отце, члены Коллегий Архитекторов приняли его учение, так странно напоминавшее их собственное. Последовали жестокости, преследования, месть; здесь не имеет смысла углубляться в историю о четверых Каменщиках и Ученике, замученных до смерти, однако ставших Четверыми Коронованными Мучениками и покровителями более поздних строителей и Каменщиков средневековья. Достаточно и того, что Коллегии Архитекторов были уничтожены, и их адепты бежали из Рима.

      Затем последовал временной промежуток, который еще не заполнен фактами. Между падением Рима и возвышением готической архитектуры,  мы мало что знаем о том, что происходило со строительными Коллегиями. Именно здесь, однако, мы сталкиваемся с поразительной историей комациев. Кое-кто из изгнанных строителей находит убежище на острове Комация в озере Комо и, поколение за поколением, сохраняет живые традиции и секреты искусства до того времени, когда мир был снова готов принять Мастеров Строителей. Все это очень интересно изложено в специальной литературе, лучшими образцами которой могут служить книги "Строители соборов" Лидера Скотта и "История Великой Масонской Гильдии". Автор утверждает, что Мастера-Комации "были связующим звеном между классическими коллегиями и всеми прочими ремесленными и торговыми гильдиями средневековья. Они были франкмасонами, поскольку являлись строителями, принадлежавшими к  привилегированному классу, освобожденному от уплаты налогов и сборов, от рабства, и свободные в передвижении, что было особенно важно в те времена феодальной неволи."

     В средневековье, во время возвышения готической архитектуры определяются два отчетливо очерченных класса каменщиков: каменщики, входящие в гильдии, которые, как и плотницкие, или ткаческие, или торговые, носили, по сути, местный характер и строго регулировались соответствующими законами, и Вольные Каменщики, которые путешествовали повсюду, из города в город, в зависимости от того, где требовались их услуги по разработке и возведению тех самых изумительных церквей и соборов, которые и сегодня неподражаемы по своей красоте. Не может быть подтверждено фактами то положение, что вольные каменщики средневековья были прямыми "потомками" Мастеров-Комациев и  римских Коллегий Архитекторов, однако имеется слишком много доказательств сходства их структуры, идеалов, целей и символов, средств хранения и передачи знаний и обычаев, чтобы отклонить саму идею просто потому, что у нас нет никаких записей, охватывающих период между вытеснением гильдий из Рима и началом эры строительства соборов.

      Однако как бы то ни было, оперативные строители и проектировщики соборов Европы были старшим по возрасту Орденом, нежели Каменщики, входившие в Гильдии; и именно от этих франкмасонов - не входивших в Гильдии и не подчинявшихся местным законам - ведет свой род современное Масонство. Кстати, следует отметить, что историк Финдел обнаружил, что термин "франкмасон" появился еще в 1212 г., и также встречается в 1375 в Истории Компании Каменщиков города Лондона. История франкмасонства, начиная от эпохи строительства соборов вплоть до Реформации и постепенного упадка строительного искусства нуждается описывается во многих томах, в то время как здесь у нас - считанные страницы. Но следует подчеркнуть, что масоны были чем-то гораздо большим, нежели просто архитекторы и строители, они были художниками, духовными вождями, учителями, математиками и поэтами своего времени. В их ложах Спекулятивное Масонство росло рядом с оперативным искусством. Они ревностно блюли чистоту  своего Ордена и были строги в их отборе и принятии новых Учеников; строги в посвящении Учеников в степень Подмастерья, для чего требовалось семь лет проработать в степени Ученика, чтобы затем произвести на свет так называемый "шедевр"[1], сдать его на проверку Мастеру и Стражам ложи, и только затем счастливо уравняться с ними в правах, получить звание Подмастерья" и обрести "слово Каменщика".

     В век, когда было очень трудно получить стоящее образование, а образованных людей, в принципе, практически невозможно было встретить нигде, кроме церкви, было естественно, что глубокие и мыслящие люди мечтали оказаться среди масонов и принадлежать к их Ордену. Такие люди, однако, не хотели заниматься оперативной каменщической работой и в течение семи лет проходить ученичество. Поэтому для них была создана особая ниша, их приглашали вступить в Орден как "принятых Каменщиков", то есть принятых как ассоциированные члены, имеющие что-либо предложить и желающие получить что-либо в обмен от ложи, но разграниченные с оперативными каменщиками титулом "принятые".

     Невозможно точно определить, когда началась такая практика. Манускрипт "Regius"[2] самый древний из документов, посвященных франкмасонству (1390), говорит о принце Эдуарде (Х в.):

"И был он Мастером спекулятивным…".

     Желая стать архитекторами и строителями, в Орден вступали и церковники. Искателей свободы также влекло в Орден, члены которого пользовались беспрецедентной для того времени свободой.

Со временем, особенно в те годы, которые видели упадок Большой Архитектуры и пришествие Реформации,  все больше и больше людей становились Принятыми Каменщиками, и все меньше и меньше оставалось оперативных масонов-строителей. Из сорока девяти имен в списке Ложи  Абердина в 1670 г. тридцать девять были такими Принятыми Каменщиками.

     Отсюда и  наш официальный титул - Вольные и Принятые Каменщики, по-английски сокращенный до F.: & A.: M.:. Существует несколько вариантов аббревиатуры в зависимости от юрисдикции[3], вроде F.: & A.: M.: (Вольные и Принятые Каменщики), A.F. & A.: M.: (Древние Вольные и Принятые Каменщики), и т.д., происхождение которых можно найти в истории масонства эпохи Великой Ложи (См. С. 121, сноска).

Аллегории и символы

     Масонство "скрыто в аллегориях и иллюстрировано символами ", поскольку это вернейшие способы обучения нравственным и этическим истинам. Не только мозгом и разумом новопосвященный должен впитывать Масонство но также и сердцем.

     Разум говорит с разумом посредством устного или письменного слова. Сердце говорит с сердцем словами, которые не могут быть записаны или произнесены. Эти слова - символы, то есть слова, которые мало что означают для безразличного, но много - для понимающего.

     Тело обладает пятью чувствами, посредством которых разум может обучаться; также разум обладает воображением. Это воображение может видеть дальше, чем глаза, и слышать звуки более тихие, нежели слышимые ухом. Для воображения символы так же просты, как печатное слово - для глаза. Ничто другое просто не подойдет; никакие слова не могут быть так эффективны (если они не являются самостоятельными символами); никакие учения, выраженные языком, не усваиваются разумом так легко, как те, которые проходят через обработку символами, через воображение.

     Отнимите у Масонства его символы - останется внешняя шелухи, а ядро, основа уйдет. Тот, кто слышит в Масонстве только слова, совершенно пропускает их значение.

Ложа

     В ходе церемонии посвящения Ученику сообщают, что такое ложа. Другими словами, нежели записано в ритуале, масонская ложа - это организация Каменщиков, зарегистрированная и получившая разрешение на работы от Великой Ложи и обладающая тремя Великими Светочами Масонства.

     Ложа обычно[4] возникает, когда некоторое количество братьев подают прошение Великому Мастеру, который, если это представляется возможным, выдает разрешение, по которому этих братья объединяются в предварительную (временную, разрешительную) ложу. Власть и вообще действенность разрешительной ложи строго ограничены; это еще не "должным образом составленная ложа", а базовый род организации, неоперившийся птенец в гнезде. Только когда Великая Ложа разрешила выдать ей патент, ложа обретает статус регулярной, но только после того, как она будет освящена, посвящена и учреждена Великим Мастером и его Великими Офицерами или теми, кого он делегирует на церемонию. В патенте (хартии) новой ложи указывается ее первый Досточтимый Мастер, Первый и Второй Стражи, которые занимают свои посты до тех пор, пока не будут должным образом избраны и инсталлированы (установлены) их преемники.

     Офицеров Ложи или избирают, или назначают. В некоторых ложах некоторых юрисдикций избирают всех офицеров подряд. В других избираются только Досточтимый Мастер, Первый и Второй Стражи, Секретарь и Казначей, а остальные назначаются.

     Срок полномочий - один год, но ничто и никто не может помешать братьям переизбрать действующего Досточтимого Мастера или Стражей на второй срок. Действительно, Секретари и Казначеи обычно исполняют свои обязанности, пока сами не пожелают уйти с поста; ложа почти неизменно год за годом переизбирает одних и тех же людей на эти посты. Эти офицеры становятся связующими звеньями между различными руководителями, которые обеспечивают стабильность и эффективность работы.

     В отсутствие Досточтимого Мастера на собрании председательствует Первый Страж, который на некоторое время обличается полномочиями Д.: М.: и исполняет его обязанности; в отсутствие Первого Стража те же функции исполняет Второй Страж.

Во всех ложах есть офицер, располагающийся "за дверью с обнаженным мечом в руке". Это Привратник, и в его обязанности входит охрана собрания от "наушников и самозванцев". Во времена оперативного масонства навыки каменщиков оценивались в звонкой монете местного хождения. Масон, которому было известно "Слово Каменщика" мог путешествовать по разным странам и везде получать жалование Мастера. Многие из тех, кто не мог или не желал соответствовать необходимым требованиям, пробовали узнать секреты иными, скрытыми способами.

     Наушник - по-английски "Eavesdropper", буквально, тот, кто пытается подслушивать, стоя под навесом крыши, и на него капает вода из водосточного желоба, - это обычный мошенник, стремящийся тайком узнать то, знания чего он не заслужил усердным трудом.

     Самозванец (Cowan) же - это несведущий каменщик, который кладет камень без раствора или нагромождает на стене только что подобранные в поле камни, не обтесав их предварительно до кубической формы и не отшлифовав. Это каменщик, не обладающий Словом и репутацией; Ученик, пытающийся сойти за Мастера.

     Оперативные каменщики охраняли свои собрания против вторжения как наушников, так и недоучившихся мастеровых. Ничего, однако, не известно о точном времени, когда страж впервые встал у двери. Он назывался Привратником (англ. "Tyler" - "кровельщик"), потому что человек, кроющий крышу (кровельщик), завершает строительство здания и избавляет живущих внутри от опасности вторжения извне; поэтому офицер, охраняющий двери, был назван по аналогии с этим рабочим.

Ложи называют Символическими, Ложами Мастерства, или Древнего Мастерства, Частными, Светскими, Подчиненными и Голубыми, и все эти определения отличают их от любых иных организаций, как масонских, так и не-масонских. Против  слова "подчиненный" иногда возражают масонские ученые, большинство которых предпочитает, чтобы другое определение отличало отдельную местную ложу Мастеров от Великой Ложи. Все масонские ложи Древнего Мастерства называют "Голубыми  Ложами", поскольку голубой - отличительный цвет масонства, он символизирует голубой свод вечных Небес, который является аллегорическим покровом Символической Ложи и охватывает весь мир, символом которого в данном случае является сама ложа.

     В такую организацию человек подает прошение о посвящении в степени (градусы) Масонства. Если ложа принимает его ходатайство, назначается специальный комитет по изучению личности просителя. Комитет сообщает ложе, является ли проситель, по его мнению, подходящим материалом  для того, чтобы сделать из него Каменщика, или же нет.

     Обычно по истечении месячного срока все члены ложи получают уведомление о том, что ходатайство о приеме будет рассмотрено во время очередного собрания, то есть члены ложи должны будут проголосовать за или против принятия в ложу нового члена.

     Избирательный бюллетень заполняется тайно, и законы и древние обычаи, окружающая этот процесс, очень строги. Никто из братьев не имеет права оглашать, как он будет голосовать или как он уже проголосовал. Никто из братьев не имеет права спрашивать другого, как он будет голосовать или уже проголосовал. Одного черного куба (отрицательный избирательный бюллетень) достаточно для того, чтобы отклонить кандидатуру просителя.

     Тайна заполнения избирательного бюллетеня и всеобщее (в США) требование единогласного голосования для принятия кандидата - основные принципы Братства. Иногда кажется, что и тайна и требуемое единодушие, вызывают определенные затруднения в работе, например, когда человек, определенно достойный того, чтобы ему пожали руку как брату, отвергается собранием всех братьев ложи, но ни один из институтов, созданных человеком, не является идеальным, и не все действия человека производятся в соответствии со всем лучшим, что в нем заложено. Случайный отказ системы выработки справедливого решения зависит от отдельных личностей, пользующихся ей, а не от Братства в целом.

     Позже будет сообщено еще кое-что, относящееся к силе голосования, использования этой системы и ошибок в обращении с ней; здесь же достаточно обратить внимание на одну причину тайного и единогласного голосования, путем которого проситель может быть избран для проведения над ним ритуала инициации. Гармония - единство мнений, усилий, идей, и идеалов - является одной из основ Масонства. Что бы ни препятствовало осуществлению этой гармонии, оно причиняет вред всей организации. Следовательно, важно, чтобы ложи были гармоничны; чтобы  никакой человек не был допущен в масонский дом против воли кого-либо из братьев.

     Пройдя голосование с положительным результатом, проситель в надлежащее время извещается о том, что ему предстоит явиться на церемонию посвящения.

Ученик

     Он становится Учеником Вольным Каменщиком. Он становится Каменщиком настолько, что отныне именуется "братом" и обладает некоторыми правами; он, однако, еще не Каменщик в полном масонском смысле этого слова. Видя установленный на участке земли каркас, мы отвечаем на вопрос: "Что они строят?", - говоря: "Дом". А имеем мы в виду: "Они строят нечто, что в конечном счете станет домом". Ученик  является Вольным Каменщиком только в том смысле, что он - грубый, неотесанный камень, который сейчас превращается в камень отесанный, или совершенный.

    Ученик - это своего рода собственность ложи: он не может быть посвящен в степени Подмастерья и Мастера ни в какой другой ложе без разрешения ложи-матери, то есть той ложи, в которой он был посвящен в степень Ученика. Но вместе с тем он еще не платит взносы, ему еще не разрешается подписать внутренний регламент ложи, он может посещать только собрания, открытые по первому градусу, он не может занимать в ложе никаких должностей, голосовать, быть похороненным по масонскому обряду, принимать участие в масонских похоронах и благотворительных проектах.

     Он имеет право обратиться к ложе с прошением о посвящении в степень Подмастерья. Он имеет право на обучение сведущими братьями, чтобы обрести так называемые "должную подготовку" о работах в первой степени, которые позволят ему претендовать на посвящение во второй градус, если того пожелают его братья.

     Ложа требует от Ученика очень немногого - в сущности, только хранения тайны, которой его обязательство связало его, и тех символов, которые указаны в ритуале его степени. Он также должен быть прилежен в изучении масонской науки, чтобы со временем он смог достойно занять место тех, кто наставлял его в ней.

     Поскольку Правило Вспоможения сообщается инициируемому уже в первом градусе, он может естественно задаться вопросом, почему Ученик не имеет права на благотворительность ложи, если он нуждается в ней. Он может, конечно, получать помощь от отдельных братьев, но право на организованную помощь ложи или Великой Ложи, принадлежит только Мастерам. Это масонский закон; масонская практика же в духе братской любви предполагает любую помощь любому из братьев, внезапно и чрезвычайно испытавшему в ней  необходимость - ибо для этого Масонство и существует.

"Должным образом приуготовленный"

     В средневековье оперативные ученики должны были трудиться семь лет, прежде чем узнавали, как считалось, достаточно для того, чтобы попытаться стать Подмастерьями. В конце семилетнего периода обучения ученик, заслуживший одобрение учителей, мог приступить к созданию "шедевра", который затем представлял на рассмотрение и суждение Досточтимого Мастера и Стражей своей ложи.

     Шедевр был довольно трудной работой по обтесыванию или гранению камня. Признание Ученика достойным звания Подмастерья или возвращение его на дообучение полностью зависели от его собственного мастерства.

     Понятие шедевра сохранилось и в Спекулятивном Масонстве, только как сравнительно небольшое задание, а семь лет ученичества сократились до минимума - приблизительно один месяц. Перед тем, как постучать в Западные Врата и быть удостоенным градуса Подмастерья, Ученик должен всего лишь выучить наизусть часть ритуала и церемонии, через которые он проходил при посвящении.

     Для некоторых это просто, для других - не очень, однако это единственное задание. Оно должно быть выполнено, и выполнено хорошо. И никакая доброта, проявленная братьями к Ученику не может позволить ему перейти на новое положение, если шедевр выполнен плохо. По мере общения новопосвященного с хорошо осведомленными братьями он узнает, что в мире буквально миллионы масонов - три миллиона только в Соединенных Штатах. Он не знает их; они не знают его. Если он не может доказать, что он - масон, он не сможет посещать собрания ложи, где его не знают лично, он не сможет просить о масонской помощи, пользоваться дружбой и гостеприимством масонов.

     Следовательно, требование, чтобы Ученик хорошо знал свое дело, в его собственных интересах. Но также оно в интересах всех братьев, где бы они ни были. Они могут счесть необходимым дать ему себя опознать или опознать его самим. Если он не знает свое дело, он не сможет ни дать себя опознать, ни быть опознанным.

     В интересах ложи, чтобы новопосвященный хорошо знал свое дело. Хорошо осведомленный масон может быть очень полезен ложе; а вот на слабого, небрежного рабочего никогда нельзя положиться в труде.

     Ужаснувшись такому большому объему для заучивания наизусть, некоторые новопосвященные изучают его вместе с инструктором в течение часа или двух, находят все это слишком трудным и теряют мужество. Но что сделали миллионы других людей до него, сделает и любой новопосвященный. Любой человек, способный запомнить два слова подряд, может выучить и три , а выучив три, может добавить к ним четвертое… и так далее, пока он не будет в состоянии встать перед всей ложей и достойно выдержать экзамен, или дать удовлетворительный ответ специальному комитету, чтобы доказать, что он достаточно хорошо учился и теперь имеет право просить о продвижении далее.

     Посвященный должен не только желать, но и  энергично вызнавать все то, что ему необходимо, поскольку от этого зависит его будущая масонская карьера. Ученик, удостоившийся чести быть проведенным в степень Подмастерья за то, что хорошо выполнил свою единственную задачу в степени Ученика, идет вперед чувствуя, что он достоин всех этих почестей. Поскольку Спекулятивное Масонство работает над характером человека, чувство собственной непригодности - это огромное препятствие для нормальной жизни ложи, как дефектный кусок камня - для стены здания.

     Но самая важная причина изучения масонской науки будет изложена несколько позже. Она становится все более актуальной по мере того, как Ученик проходит степень Подмастерья и всей душой начинает стремиться к тому мигу, когда он с гордостью сможет сказать: "Я Мастер".

Ритуал

     Одна из величайших идей Масонства, которые привлекают внимание как профанов[5], так и самих масонов, - это идея его древности. Орден прослеживает свою неразрывную историю в современном виде более чем на двести лет назад (Материнская Великая Ложа была сформирована в 1717 г.), и имеет неопровержимые документальные доказательства намного более продолжительного своего существования в более простых формах.

     Наши современные ритуалы - лучше в данном случае использовать множественное число, поскольку никакие две юрисдикции не могут достичь согласия по вопросу о том, что является правильным в ритуале, а что нет, - это источники, исходя из которых, мы доказываем свое происхождение и даже с некоторой степенью точности - когда мы появились на свет.

     Если мы изменяем наш ритуал, или специально или в силу того, что плохо его выучили, мы постепенно теряем смысл, скрытый в древних, древних фразах, которые повествуют, откуда и когда мы появились.

     Время - относительно для стороннего наблюдателя; то, что крайне медленно для человек, может быть очень быстро для природы. У природы вечность в запасе. Опустить одно слово здесь, включить новое - там, выбросить одно предложение, добавить другое к нашему ритуалу, - все это мало что значит с точки зрения жизни человека. Однако, если это продолжается достаточно долго - например, несколько лет подряд, - старый ритуал полностью изменится и станет чем-то совершенно новым.

     И у нас имеется этому подтверждение. Некоторые части ритуала напечатаны и изданы. Эти напечатанные фрагменты фактически одинаковы в большинстве юрисдикций. Иногда существуют некоторые различия, что демонстрирует тот факт, что кое-где ритуальная комиссия не испугалась изменить завещанную отцами практику. Но в целом, напечатанная часть нашей работы, в основном, такая же, какой была, когда впервые появилась в этой стране более чем два века назад.

     Секретная часть работы очень различна во многих наших юрисдикциях. Некоторые из этих различий объясняются различными первоисточниками, однако даже в двух юрисдикциях, которые произошли из одного и того же масонского источника и первоначально вели работу одинаково, можно найти различия, что наглядно демонстрирует, что тайны передавались из уст в уста, независимо от того насколько "таинственны" они были, однако это не совсем точный способ передачи знаний.

     Если помимо нашего желания изменения постепенно закрадываются в ритуал за счет течения времени и неверности человеческой памяти, насколько быстрее изменится ритуал, если мы будем небрежны или безразличны? Чем дальше мы отходим от первоначального источника, тем более дотошно и тщательно должны трудиться заслуживающие доверия масоны, чтобы передать свое дело последователям, точно в той же форме, в какой они получили его. В древности масон мог обратиться за помощью и вдохновением к первоисточнику - мы этого не можем.

     Ритуал - это нить, связующая нас с теми, кто предшествовал нам, как их ритуал связывал их с их духовными отцами, нашими дедами. Ритуал, который мы передаем нашим сыновьям и сыновьям их сыновей, будет их связью с нами, а через нас - со славными мертвецами истории. Намеренно изменить эту связь - значит, несправедливо обойтись с теми, кто придет после нас, так же, как и снами обошлись несправедливо в тех случаях, когда те, кто предшествовал нам, были небрежны или ленивы в запоминании ритуала.

     Таким образом, Ученик не должен отчаиваться, если ритуал "трудно идет". Он обязательно должен задавать вопросы, выполнять задания, чтобы результат его навыков стоил затраченного времени, и от того как он относится к своим обязанностям, во многом зависит Масонство будущего. Насколько он будет хорош или плох в исполнении своего долга, настолько же и те, кто придет после него, будут плохи или хороши.

"По доброй воле и без принуждения"

     Хотя он и не знает этого, аспирант сталкивается с первым масонским символом, когда получает из рук друга ходатайство, которого просил.

Франкмасонам не известно понятие рекламы своего сообщества. Орден никого не просит о вступлении. Превыше любого человека масонство ставит того, кому оно позволяет постучать в его Западные Врата. Ни король, ни принц, ни любой другой властелин, ни президент, ни полководец, ни народный герой не может "удостоить" Братство своим прошением о посвящении.

     Различные церкви отправляют миссионеров и считают своим долгом убеждать людей в истинности своего учения. Коммерческие организации, торговые палаты и советы, страховые ассоциации и т. д. стараются привлекать новых членов,  рекламируя себя и убеждая их. Члены различных клубов счастливы просить своих друзей о присоединении к ним. Но к Западным Вратам ложи человек должен придти "по доброй воле и без принуждения", и войти в них он сможет только при условии доброй репутации в ложе своих друзей, кого он причислил к своим рекомендаторам.

     Кандидат берет на себя обязательство, не имеющее срока давности: "Раз масон - масон навсегда". Он может совершенно не интересоваться Орденом. Он может взять димит[6], "уснуть" по доброй воле[7], быть исключенным за неуплату взносов, подвергнуться масонскому суду чести за явное масонское правонарушение и быть по решению этого суда временно или навечно отстранен от работ, но он не может "распосвятиться" как масон или когда-либо избавиться от моральной ответственности за хранение обязательств, которые он добровольно взял на себя.

     Если человека просили вступить в Орден или убеждали подписать ходатайство, он позже будет иметь право сказать: "Я стал масоном по недоразумению. Меня убедили. Меня просто заболтали, чтобы я вступил", - чтобы таким образом иметь хотя бы тень оправдания отказа что-либо делать из того, на что он торжественно соглашается.

     Но никто не может так поступить, не подписав при этом ложного обязательства. Он должен заявить в своем ходатайстве, и много раз повторить в ходе продвижения по градусам, что действует "по доброй воле и без принуждения". Он обязан не просто заявить об этом, но и поклясться в этом.

     Масонство отдает все себя - а это немалый дар, - тем, кого принимает к себе. Но оно отдает себя только тем, кто честно желают получить этот дар. Тот же, кто изначально не приуготовился в сердце своем стать масоном, то есть не захотел этого "по доброй воле и без принуждения", никогда им и не станет.

Инициация (посвящение)

     "Инициация есть аналогия рождения человека из пренатальной темноты в свет человеческого товарищества, нравственной истины и веры Духа".[8]

     От латинского "initium" - "начало, рождение, возникновение". Это самый обычный человеческий опыт. Мы обретаем посвящение в совершенно новый мир, когда впервые идем в школу; подростковый период - посвящение в мужественность или женственность; мы проходим посвящение, когда мы погружаемся в свое дело, свою профессию; брак - посвящение в новую жизнь, новый образ жизни, новый на нее взгляд; религиозный опыт - тоже посвящение; новая книга может посвятить нас в новую сферу интересов… Инициация царит повсюду и в той или иной форме приходит к каждому.

Масонской инициации могут, но не обязательно бывают, удостоены те, кто ищет и кого решают принять и одарить масонскими степенями.

     Многие отказываются от результатов инициации. Школьник, не желающий учиться, человек, не желающий трудиться, читатель, не заинтересовавшийся своей книгой, прихожанин, для которого церковная служба - всего лишь пустая формальность, которую просто положено соблюдать раз в неделю только потому, что "так надо", - никто из них ничего не обретет после такой инициации.     Кандидат, видящий в масонской инициации в градус Ученика только формальную и красочную церемонию, рассчитанную на то, чтобы чем-то занять вечер и продвинуть его на шаг вперед и вверх в организационной структуре Ордена, просто сам отказывается принять это посвящение.

     Ни ложа, ни братья ничего не могут с этим поделать. Если человек не принимает то, что ему предлагается, если понимание у него настолько затруднено, его разум так замутнен, его воображение так мертво, что он не может увидеть за формой содержание, - и ему самому, и ложа невероятно не повезло. Определенно, большинство посвященных обретают истинное посвящение и используют эту возможность духовного возрождения, иначе Орден не смог бы существовать и расти, не смог бы просуществовать сотни - а некоторые думают, что и тысячи – лет.

     Мудр тот посвященный, кто будет постоянно читать и учиться, дабы быть в состоянии получить все, о чем просил. Ложа кладет перед ним хлеб истины, вино веры, посох силы, и наставляет его на путь, который ведет к Свету... но от него самого зависит, будет ли он есть, пить и странствовать по неровной дороге посвящения, которая в конечном итоге приведет его на символический Восток.

Ложа как символ

     Ложа – символ мира. Ее прямоугольная форма является символом древней концепцией формы Земли. Ученику рассказывают о ее размерах, убранстве, обстановке, светочах, драгоценностях, и еще гораздо больше обо всем этом он узнает по мере продвижения по градусам. Будучи символом мира, ложа еще и сама по себе - целый мир; мир в мире, отличающийся от внешнего мира своими обычаями, законами и структурой. Во внешнем мире существуют классовые различия, богатство, власть, бедность и отчаяние. В ложе все находятся на уровне и в мире, здесь царит гармония. Во внешнем мире большинство законов начинаются с частицы "не", и их соблюдение обеспечивается системой наказаний. А в ложе законы обычно носят позитивный характер, а о принуждении редко думают и еще реже им занимаются.

     Масоны подчиняются своим законам не столько потому, что должны, сколько потому, что хотят этого. Во внешнем мире людей разделяют тысячи различных влияний: расы, занятия, религиозные убеждения, политика. А в ложах люди объединяются на основе трех фундаментальных убеждений: Отцовство Бога, братство людей и бессмертия души,  - к которым прибавляются все приятные ассоциации, который вызывают эти положения. Во внешнем мире люди идут многими дорогами ко многим целям; в ложе посвященный делает все так же, как это делали все остальные, кто прошел перед ним, и все - от самого молодого Ученика до самого старого Прошлого Мастера, - идут одной дорогой к концу, который для всех один и тот же.

Подготовка

     Она часто кажется кандидату подозрительной.  А как же еще, ведь он получает объяснения только «потом», а не «сперва». Когда посвящение в степень Ученика завершается, инициируемый, «имеющий уши, чтобы слышать», уже знает некоторые из причин именно такого способа его подготовки и приема, хотя ему следует прочесть не только ритуал, но и более толстые книги, которые усилят его стремление к совершенству. Он может начать с Книги Руфи, в которой он найдет много проливающего свет на «способы Избавления и изменения к лучшему".

     Однако обряд дискальцеации[9], поскольку именно так он, имеет и другое значение, нежели свидетельствование об искренности намерений кандидата. А такое свидетельство очень важно; неискренний кандидат на посвящение в степень Ученика, не получит от масонства удовольствия. Но скрытое значение данного обряда, возможно, даже важнее  разъясненного. Здесь посвящаемому следует сдерживать свои страсти. Он еще не признан достойным входа в Храм, которым является Масонство. Ему не разрешено еще поступать так, как поступают Мастера, или знать то, что знают Мастера. Чтобы во всей полноте осознать масонское значение данного ритуала, он должен подождать посвящения в возвышенную степень Мастера.

     Он не должен удивляться тому, что перед посвящением необходима некоторая специальная подготовка. Форма предоставляет солдату большую свободу действия. Жених одевается во все самое лучшее. Рыцарь древних времен надевал сверкающую броню, вступая в сражение. Люди готовятся к любому новому предприятию, насколько могут и умеют.

     Подготовка к масонскому посвящению полностью символический процесс, но наполненный глубочайшим значением и гораздо более интересный, чем кажется на первый взгляд.

Циркумамбуляция

     Это сложное для произношения слово слова, означающее буквально "хождение по кругу", является не только названием одного из ритуалов посвящения, но также и самостоятельным символом. Кандидата проводят вокруг ложи по причине, которая будет объяснена позже, но внутреннее значение этой церемонии скрыто от него. Глубинное ее значение объединяет новопосвященного не только со всеми, кто прошел через это прежде него в масонской ложе, но и с теми неисчислимыми миллионами людей, которые в течение многих тысяч лет сделали из хождения по кругу обряд почитания Невидимого Присутствия Божьего.

     Среди первых религий были солнце- и огнепоклонство. Доисторический человек находил Бога в природе. Гром был Его голосом; молния была Его оружием; ветер был Его дыханием; огонь был Его присутствием. Солнце давало свет и тепло; оно не подпускало близко к его жилью диких животных; оно растило зерно; оно было для него самой жизнью. Огонь давал свет и тепло, на нем готовили пищу - он также был для человека самой жизнью. Поклонение Солнцу в небе осуществлялось символически, посредством поклонения огню на груде камней, служившей первым алтарем.

Человек неизлечим в своем стремлении к подражательству. Маленький мальчик играет с отцовской тростью; маленькая девочка надевает материнское платье, играя в «большую»; служащий подражает своему начальнику; слуга - хозяину. Древний человек подражал Богу, которому поклонялся. Тепло и свет Он мог даровать человеку через огонь, таким образом, возжигание огня на алтаре стало важной религиозной церемонией. И при ее помощи древний человек смог подражать действиям своего Бога.

     Солнце движется с Востока на Запад через Юг. Древний человек обходил вокруг алтаря, на котором горел огонь, бывший для него Богом, также с Востока на Запад через Юг. Хождение по кругу стало частью практически всех религиозных ритуалов: оно присутствовало в церемониях древнего Египта; оно было частью Элевсинских мистерий; оно практиковалось в митраических обрядах и в тысячах других верований, из которых оно, спустя века, дошло и до нас.

     Когда кандидат впервые обходит по ложе вокруг алтаря, он идет в ногу с тенями тысяч людей, которые таким образом поклонялись Всевышнему посредством скромного подражания Ему. В таком смысле циркумамбуляция – более не просто шествие, но церемония огромного значения, связывающая всех, кто принимает в ней участие, с духовными исканиями темного и давнего прошлого.

     Еще одно существенное значение этого символа - введение в идею зависимости. Масонство говорит простыми словами с теми, кто готов ему внимать. Об этом красиво написал Нютон[10]:

    

     "С самого часа рождения и до тех пор, когда нас положат в могилу, мы наощупь ищем дорогу во тьме, и никто не сумел найти ее или удержаться на ней без должного руководства. От скольких бед, от скольких напастей, скольких опасностей, скольких ловушек нас охраняют все эти годы!"

     Со всеми нашими мудростью и способностью предвидеть, которыми мы так гордимся, даже когда в воображении своем считаем себя в полной безопасности, мы можем оказаться всего в шаге от страшной опасности, если не самой смерти.

     Действительно, в человеке не заложено знание верного жизненного пути. И без истинного и верного друга ни один из нас не нашел бы дорогу домой. Так что масонство учит, в простой форме, но безошибочно, при первом нашем шаге в его ритуале так же, как и при последнем, что мы живем верой и ходим путями ее, а не только собственными способностями; и что знание этого является началом мудрости. Поскольку это так, никакой человек может сам, в одиночку, найти верную дорогу, в жизни, как и в ложе, поэтому мы должны смиренно доверять нашему Руководителю, изучать Его пути, следовать за Ним и ничего не бояться. Счастлив тот человек, кто познал эту тайну!

Единство

     В Ложе Учеников во время посвящения регулярно зачитывают 133-ий Псалом, иногда поют:

«1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
2 Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки».

     Единство необходимо для масонской ложи. Единство мышления, усилий, исполнения. Это иное название гармонии, которая – по масонскому чению, - есть сила и поддержка для всех хорошо управляемых организаций, особенно нашей. Роса – благословение Природы тем землям, где выпадает мало дождя; роса Ермонская баснословно обильна. Израиль возливал драгоценные бальзамы на головы достойных; то, что елей стекает до краев его одежды, означает, что много было излито на главу Аарона елея, велика была воздаваемая ему почесть, ибо Аарон – воплощение Первосвященства, значения этого рода для всего Израиля. Весь псалом посвящен прославлению красоты и гармонии братской любви, вот почему он и был в прошлом избран для церемонии посвящения в степень Ученика, в которой новопосвященный впервые встречается с основным принципом Братства.

Тайна

     В истинном смысле слова масонство - не тайное общество, а общество, обладающее некоторыми секретами. Тайное общество – это такое общество, члены которого не известны; общество, которое существует, не открываясь окружающему обществу. Масонство же хорошо известно. Его члены с гордостью носят эмблему Ордена на значках, брелоках, часах и перстнях. Многие Великие Ложи публикуют списки своих членов. Многие Великие Ложи имеют картотеки всех своих членов, чтобы проще было установить, является ли тот или иной человек масоном. Великие Ложи издают свои труды, масонская пресса распространяется по всему миру, тысячи книг были написаны о масонстве. Определенно, это не тайное общество.

     Новопосвященный берет на себя обязательство хранить тайну; и если он тщательно изучит это обязательство, он поймет, что оно относится к формам и церемониям, методам обучения, а также некоторым способам опознания. Не существует никакого обязательства хранить в тайне истины, которым учит масонство, иначе такая книга, как эта, не могла бы быть написана.

     Иногда профаны задают вопрос: "А зачем вообще какие-то секреты? Если то, что вы знаете и чему обучаете, значит так много, почему бы не дать это всему миру?"

     Тайна – общее понятие повседневной жизни. Наши частные дела – это наши частные дела, и нечего кричать о них на всю округу, забравшись на крышу. Деловые секреты зачастую ценны настолько же, насколько успешно их сохраняют. Дипломатия часто ведется в тайне по необходимости. Заседания правления компаний, банков, предприятий также бывают секретными. Муж и жена могут иметь частные дела, более не предназначенные ни для чьих ушей и глаз. Влюбленный сообщает тайны своего сердца только одному человеку во всем мире.

     Для всех нас существуют некие секреты и тайны, которые могли бы быть открыты и известны - если бы мы решили познать их и научиться им. Прекрасная музыка - секрет для лишенного музыкального слуха. Математика - секрет для неосведомленного в ней. Философия - секрет для банально мыслящего. Масонство – секрет для профана, - и по тем же самым причинам!

     Тайна масонства благородна; любой хороший человек может просить о праве познать его секреты; те, кто достоин этого, получат его. Давать это знание тем, кто не ищет или кто не достоин, значило бы обеднять Братство, не обогащая при этом их самих.

     Кое-кто считает, что масонство претендует на обладание некими драгоценными тайнами просто для того, чтобы заинтриговать людей, возбудить их любопытство. С точки зрения любого масона, это колоссальная ошибка. Того, кто ищет принятия в масонский Орден из любопытства, чтобы узнать его секреты, ждет горькое разочарование. Школьный учитель изо всех сил стремится научить геометрии всех тех, кто ищет этого знания, но далеко не все ученики желают изучать геометрию и не все, в силу своего развития, в состоянии ее постигнуть. Масонство изо всех сил стремится даровать свои тайны достойным людям, достойным того, чтобы обрести их, но не все достойны этого и не все достойные ищут.

Наказания

     Масонство в свое время было совершенно справедливо названо «нежным искусством».  Оно учит братской любви, взаимопомощи, истине, любви к Богу, милосердию, бессмертию, сочувствию, состраданию. Таким образом, вновь посвященный получает наказание за нарушение своего обязательства зачастую с удивлением и иногда с испугом.

     Давайте сразу подчеркнем: все наказания только и исключительно символические.

     Маленькие дети все еще пользуются божбой «By golly!», тем самым храня и оживляя древнюю корнуолльскую присягу, при который «goll»,  или воздетая вверх рука, предлагалась на отсечение в том случае, если сказанное оказывалось ложью. В наших судах мы говорим: «Да поможет мне Бог!» - принося присяги говорить только правду. Но маленький мальчик ожидает, что ему не будут рубить руку, если он случайно солжет, а наказание за ложь под присягой в суде также не такое ужасное, чтобы только Бог был в состоянии помочь нарушившему ее.

     Масонские наказания имеют очень древнюю историю; они появились во времена, когда наказания были жестокими и бесчеловечными, часто за самые ничтожные нарушения. Преступникам тогда перерезали горло, вырывали языки, разрубали их надвое, крюками разрывали грудь и все тело на части; людей жестоко убивали за всевозможные правонарушения, которые нам. В наше время, кажутся слишком легкими для таких жестоких критических наказаний: воровство из храма, кража овцы, раскрытие царских секретов и т.д.

     Другие наказания средневековья были основаны на суеверном страхе. Быть похороненным в неосвященной земле – страшный конец для невежественных и суеверных людей, которые полагали, что это означает вечное проклятие. Точно так же, быть похороненным в земле, которая никому не принадлежала, - между отметками высшего уровня прилива и низшего уровня отлива, - символизировало духовную смерть.

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов