Слово
"бездна" широко распространено в оккультных сообществах и имеет
много значений. В разные времена оно использовалось для обозначения
всего – от Преисподней в христианстве до экзистенциональной тревоги.
В нашем столетии в среде многих оккультистов, под влиянием Алистера
Кроули, этот термин приобрел особую ссылку на трансценденцию,
посредством которой человеческое сознание трансформируется из
индивидуализированного состояния в трансцендентальное или
"озарённое". Кроули именовал этот процесс "переходом через
Бездну".
Описание
Кроули этого процесса высокодраматично и уникально
(идиосинкратично). Оно также очень нечеткое, состоящее из нескольких
символов и метафор, которые он использовал на протяжении своей
жизни, даже не пытаясь расширить или подробно объяснить связь между
трансцендентальным и человеческим уровнями бытия. Вероятно,
размытость этого описания и есть причина его популярности; оно
предстаёт в виде простого и легко понимаемого образа, каким бы
ошибочным он не был.
Кроули
воспринимает "Бездну" как реальную пропасть в процессе творения,
отделяющую уровни человеческого существования от трансцендентального
или божественного. Он описывает эту пропасть как область пустоты,
небытия и страха, где всё, что попадает туда, будет разорвано на
части. (Здесь он рассуждал в общепринятом русле еврейской Кабалы).
Для того чтобы достичь озарения, маг должен перепрыгнуть эту Бездну,
где его человеческое существо будет раздавлено и разрушено. Если он
приложил достаточно сил в своём стремлении к божественным уровням,
божественная искра в нём (более не тяготеющая к его человеческому
"Я") будет перенесена на другую сторону пропасти для превращения в
Мастера Храма, эта магическая степень равна базовому состоянию
озарения.
Где-то на
пути от одного края до другого, как говорит Кроули, маг должен войти
в конфронтацию и временно превратиться в "Демона Бездны", чьё имя –
Дисперсия (Рассеяние). Кроули называл этого Демона Хоронзоном,
именем Сатаны из работ доктора Джона Ди; но указанная им
характеристика более подходит к "жителю пограничной черты" из новелл
Занони Булвера-Литтона. Неясно, как эта конфронтация соотносится с
разрушением внутреннего "Я" мага.
Описание
Кроули собственного "перехода Бездны" отображено в его книге Видение
и Голос. Записи соответствует его специфической метафоре, которую
Кроули использует в описании процесса. Однако она расходится со
свидетельствами других "озарённых" людей; она также далека от
отображения моего опыта, который опирался на используемый самим
Кроули метод: енохианскую магическую систему Джона Ди вкупе с
общепринятой системой Западной церемониальной магии и
кабалой.
С позиции
моей собственной практики, вся концепция "Бездны" - это нонсенс. Не
существует никакой пропасти между божественным и человеческим
уровнями существования; трансцендентное бытие с самого начала
присутствует и действует в каждом человеке. А так как дело именно в
этом, то не надо ничего "пересекать" или "перепрыгивать". Отсутствие
длительности, по крайней мере – такое существует, всецело является
делом перспективы; трансцендентный взгляд коренным образом
отличается от центрального взгляда "Я", близкого к более низким
уровням. Но все равно существует постоянная связь и постоянное
взаимодействие между божественным и человеческим; они формируют
единую, неделимую систему.
Не столько
разделение и разрыв, сколько свойственный нам недостаток понимания
присутствия в нас божественного начала есть признак
невежества.
Сквозь
неосведомленность, подкрепляемую полной привычек жизнью, которая
порой питается магическими дисциплинами, трансценденция в человеке
запутывает и рождает ощущение того, что есть что-то помимо
индивидуализированного "Я" или "души", действующей в земном мире
посредством маски по имени личность. В своем неведении человек
настолько отождествляется с этим "я" (которое является
сконструированной вещью), что даже не осознает свою причастность к
другому качеству, отличному от "я". Это можно воспринимать как
странный вид дхараны или глубокой медитации, концентрации на объекте
медитации (себе, в этом случае), которая характеризуется тем, что
разница между медитирующим и ощущением исчезает.
Поэтому
достижение трансценденции состоит не в сотворении моста над брешью,
прыжка через неё или чего-либо в этом роде. Скорее, это вопрос
пробуждения уже существующей трансцендентной составляющей из
состояния тождественности с самой собой, чтобы реализовываться и
действовать исходя их своего естественного состояния.
Спектр
действий для трансцендирования многовариантен. Оно может потребовать
чего-нибудь катастрофического в духе полного разрушения "я", как в
типичном мифе о Бездне; но оно может быть таким же тонким и нежным,
как дыхание воздуха сквозь открытое окно, оставляющее себя совсем
нетронутым. В моем случае, оно было "золотой серединой" между этими
двумя полюсами. Безусловно, имели место и болезненные шаги на пути
достижения этого состояния, но конечный результат был быстрым,
невпечатляющим и абсолютно простым.
Не отходя от
темы, замечу, что существует два главных аспекта в
магическом/кабалистическом подходе к инициации. Прежде всего это
заклинания, астральные исследования, медитации и т.д., в результате
которых происходит поиск скрытой стороны сознания (под- и
надсознательного) для того, чтобы направить их в сознательное русло,
а затем с их помощью постигать и открывать соответствующие аспекты
вселенной в широком смысле. Масштаб и контроль, испытываемый
практикующим, постоянно возрастает, различные части (сознания и
мира) приводятся в состояние тесной взаимосвязи и
координации.
В это же
время кабалистический аспект работы требует привлечения все
возрастающего синтеза в содержании ума. Посредством соответствий
хаос чистого опыта постепенно снижается. Идеи и опыт располагаются
по иерархическому принципу, где каждый уровень абстрагируется при
необходимости от низлежащих уровней так, что возрастающее количество
событий становится примером всё более упрощающихся идей. В конце
концов, вещи превращаются в стройную систему архетипов, сил и
отношений.
К тому
времени как человек достигнет и впитает в себя высший чисто
человеческий уровень и станет "Свободным Адептом", оба эти процесса
уже достаточно истощатся. Части человеческого существования,
способные контролироваться и координироваться личным "я",
оказываются всемерно интегрированы. Содержание разума становится
уменьшено до интегрированной схемы и всеохватной философии. Человек
уже Полная Индивидуальность. Такие люди – как отмечает Кроули –
обычно становятся ведущими "школ мысли", распространяющими свою
философию, или же они становятся священниками, общественными
лидерами какого-то толка.
Кроули
говорит о следующем этапе процесса, как если бы он был чем-то
сознательно решенным; но, по сути, если это происходит по причине
чего-то кроме необходимости, человек может прибегнуть к суициду.
(Хочу отметить, что описание, которое следует далее, взято из моего
собственного опыта и координировалось лишь очень небольшим
количеством людей; ваши заключения могут быть иными. Сие относится
только к магическому/кабалистическому подходу. Не обязательно, чтобы
описание происходило именно так, но по меньшей мере и не так строго,
как это описано в восточных мистических системах.)
Теперь
Свободный Адепт входит в фазу нарастающей "сухости", которую я
именую "хождением по потерянной земле", следуя мифу о Рыцарях
Грааля. Я не знаю как это ассоциируется с так называемой "темной
ночью души" - описания этого мне никогда не встречались. Он достиг
точки истощения (необходимости) возвращений в обеих –
кабалистической и магической попытках.
Его
магическая работа все ещё поднимает его сознательность выше своего
обычного уровня. Но вместо того, чтобы оставаться на высшем уровне,
он, как это кажется, скатывается назад к тому, с чего начал, и
продвигается только на мгновение – этого слишком мало, учитывая
количество затраченных усилий. И такие его продвижения в конечном
счете становятся единственными вариантами того, что он уже
совершенен, они уже по настоящему не новы. В эффекте, кажется,
появляется принцип асимптоты. Каждое приращение, которое он делает
над своим настоящим уровнем, требует чрезвычайно больших усилий; он
может затратить всю энергию действуя, но не подняться при этом на
более высокий уровень.
Подобное
состояние имеет место и применительно к его кабалистической работе.
Он продолжает отрабатывать свою синтетическую схему, но видит, что
новые дополнения и расширения становятся всё менее частыми. В то же
время он понимает, что есть аспекты бытия, не вписывающиеся в его
настоящую схему без разрушения её до основания и новой попытки
начала; он не знает, что это в точности за аспекты, но он способен
чувствовать, как они вырисовываются на горизонте.
И его
окончательно скоординированное Я как будто бы вращает колеса в своих
стараниях. Он еще может работать как Свободный Адепт, но это
приносит ему меньше наслаждения и содержания. Он не может схватывать
вещи, используя свое великое Я, но чувствует себя так, будто бы
пытается действовать в условиях без трения.
Причина в
том, что Адепт ищет то, чего здесь нет – продолжения пути, на
котором он доселе испытывал ослепляющие открытия тайного,
экстатические высоты, охватывающие архетипы и прочее. Там просто
этого больше нет, выше его настоящего уровня; подобные вещи являются
человеческими характеристиками магических областей, не
трансцендентными. Но он этого не знает.
Не надо
говорить о том, что в этой ситуации Адепт является существом
довольно жалким. Не все время, однако; обычно он может заниматься
своим делом в качестве Адепта без всяких трудностей. Но время от
времени тщетность всего этого побеждает, и отчаяние и безрассудство
захлестывают его. Все, чего он больше всего желает – это ВЫЙТИ, не
видя выхода. Подобно мифическому Христу на кресте, он взывает к
своему Богу, и не получает ответа. Все, что он способен делать – это
страдать в одиночку.
Но даже у
отчаяния есть свои пределы; когда никакие попытки не приводят к
результату, человек в конце концов их бросает. Он становится по ту
сторону надежды на то, что что-нибудь произойдет, по ту сторону
отчаяния, что ничего не происходит, он только живет и принимает всё
как должное, без каких либо особых планов и ожиданий, без какого бы
то ни было желания на будущее. Он продолжает потому, что это то, что
он делает, без цели. Этот процесс может длиться долго. В моем
случае, период возрастающего отчаяния длился более пяти лет, а
период "просто жизни" длился еще пять.
Фактическое
пробуждение трансцендентного бытия кажется спадом после периода
"хождения по потерянной земле". Даже теперь, по прошествии четырех
лет после этих событий, я не могу точно определить, что послужило
отправной точкой пробуждения. Всё, что я могу восстановить, так это
случайную заметку человека в онлайн-дискуссионной группе, который
заставил меня дать оценку, и бытие заметило, что оно уже больше не
идентифицировало себя с собой, но знало независимо от возможностей
индивидуализированной "души". Это было уже ничто сфиры Бина вместо
идентификации с дифференцированными силами нижних сфир. Это могло
надеть и снять "Я" подобно одежде – по желанию.
Что произошло
далее – это уже другая история. Но есть несколько вещей на
заметку:
- Несмотря на
свою неприглядность, индивидуализированное я не было разрушено;
трансцендентная сущность просто выступила за его пределы, покидая
его на какие-то моменты. Более существенная переориентация имела
место позже, но "я" осталось неповрежденным.
- Не было и
"прыжка в Пропасть", более того, не было Пропасти как таковой. - Не
было конфронтации с Демоном Хоронзоном, и подобным "жителем"
"Пропасти". Не было и ужасов извне, не было даже Ктулху.
- Никакие
особые заклинания не были привлечены к происходящему для усиления
эффекта. Это имело место в моей промежутке моей Енохианской работы,
и эта работа имела вообще другие цели.
©
Бенджамин Роу, 1997
© перевод – Shia, редактура – Al-ahd-Absurd,
2006