ГРОБЫ НА
КОЛЕСИКАХ
Зелот
Ни
для кого не секрет, что степеней в масонстве существует великое множество. На
настоящий момент в мире успешно функционируют не менее двух-трех десятков
различных уставов и отдельных орденов и обществ, в то или иной мере
практикующихся регулярными Вольными Каменщиками, в то время как нерегулярные – в
отсутствие необходимости следовать фиксированному списку достаточно жестких
принципов (ландмарок) – практикуют их еще больше. Всего в современном мире
насчитывается около тысячи разнообразных масонских степеней и орденов (около
половины – в основном, в США). За всю мировую историю создано их было, и
написано было ритуалов, не менее пяти-шести тысяч, если верить таким видным
собирателям антикварных степеней, как А. Уэйт и Р. Макой.
Естественно, появление дополнительных степеней явилось
результатом, с одной стороны, неудовлетворенности еще самых первых спекулятивных
каменщиков кажущейся незавершенностью мистического гештальта масонского
посвящения, а с другой стороны – неудержимого желания человека создать
иерархическую систему неравенства повсеместно, даже в среде Братского
равноправия. Спекулятивные каменщики еще в английские ложи XVIII века привнесли элемент родного для себя дворянского
сюзеренитета, которые формально существуют и по сей день, к счастью,
претворившись в уже совершенно декоративные формы.
Невозможно и бессмысленно пытаться установить какую-либо
единую и сквозную иерархию в масонских дополнительных степенях, которые многие
по инерции еще именуют «высшими», хотя само данное словоупотребление в последние
полвека свелось исключительно к сфере антимасонской пропаганды. Именно в
антимасонской среде сложилось неестественно преувеличенное «почтение» к
Шотландскому уставу и мнение о вседовлеющей высшей власти пресловутых «тридцать
третьих» над мировым масонством. Напротив, в масонском мире Шотландский устав
занимает достойное, уважаемое, но никак не высшее место в структуре степеней для
каждой отдельно взятой страны.
Для
лучшего понимания структуры дополнительных степеней представляется возможным
рассмотреть их здесь в отдельности и – более или менее – в системе взаимных
связей, каковые устанавливаются индивидуально фактически для каждой страны.
Например, в Англии и Шотландии дополнительные степени существуют совершенно
автономно, объединяясь лишь отчасти и лишь территориально – под крышей
Mark Master Mason Hall. В США большинство из них сведено в так называемый
Американский устав, который отчасти схож с Йоркским уставом, являясь его
упрощенным и локализованным вариантом. На европейском континенте существуют
различные системы административного подчинения, испытавшие влияние как первой,
так и второй моделей. В России на настоящий момент существует только Шотландский
устав и определенное количество разрозненных посвященных степени Царственного
Свода, чья активность в создании в России капитула данной степени не только к
настоящему времени не привела к каким-либо ощутимым результатам, но и
значительно усложнила не только внутреннюю масонскую политику в нашей стране, но
и создала определенные трения на международной масонской арене, поэтому говорить
о развитии дополнительных степеней в России пока, по меньшей мере, рано.
Остается надеяться на изменение положения вещей в будущем.
В
противовес широко распространенному мнению, наиболее популярными в масонском
мире, помимо степеней символической ложи («голубые» или «иоанновские» степени –
Ученик, Подмастерье, Мастер), являются степени Сотоварища Царственного Свода
(Companion of the Royal Arch) и Мастера Метки (Mark Master Mason), причем, с последней неразрывно связана также побочная
степень Морехода Царственного Ковчега (Royal Ark Mariner).
В
начале нашего обзора необходимо четко пояснить, что никакие из дополнительных
степеней не могут ни по каким законам вручаться Вольным Каменщикам, не прошедшим
законное посвящение в степени символической ложи первых трех степеней. Эти ложи
управляются Великой Ложей, каждый каменщик обязан состоять действительным членом
какой-либо символической ложи, аккуратно платить ей взносы, посещать ее собрания
и подчиняться распоряжениям ее руководства и руководства Великой Ложей его
страны. Кроме этого, он имеет право подавать прошения о приеме в столько
дополнительных степеней, сколько пожелает и посчитает возможным активно посещать
и поддерживать материально. Однако это лишь налагает на него дополнительные
обязательства, не освобождая ни от одной обязанности в отношении своей
символической ложи. Между административными структурами масонства существуют
договоры, в силу которых исключение из символической ложи автоматически влечет
за собой исключение из всех остальных организаций.
Необходимым требованием для вступления в большинство
организаций дополнительных степеней является посвящение кандидата в Мастера
символической ложи, часто он также должен «дорасти» до Досточтимого Мастера
(руководителя) ложи и отбыть год в этой должности. В некоторые степени принимают
только по приглашению их руководства. В некоторые дополнительные степени можно
вступить только через другие дополнительные степени. Система развивалось на
протяжении многих лет во многих странах, и в настоящее время достаточно
сложна.
Итак, самой популярной в современном масонском мире
является степень Святого Царственного Свода, о которой не так давно говорилось в
отдельной статье в настоящем издании. В нее допускаются Мастера символической
ложи со стажем не менее полугода/года. Они получают наставление в легенде
Второго Храма, платоновой и отчасти каббалистической мудрости. Практикуется
практически во всех странах масонского мира. Облачение исполнено в цветах
храмовой завесы (пурпурный, голубой, темно-синий, с золотом на белом фоне).
Капитул управляется тремя Принципалами вместо одного Мастера и двух
помощников-Стражей, как в «голубых» степенях. Сотоварищи Царственного Свода
имеют возможность последовательного посвящения (согласно отдельным ритуалам) в
звания Третьего, Второго и Первого Принципалов. Таким образом, фактически
степеней в данном ордене четыре.
Отдельной (в большинстве стран) или предшествующей
степени Царственного свода (в США) является степень Мастера Метки. Это одна из
древнейших степеней всего масонского ордена. В то время как по основным
английским документам, степень Царственного Свода до сих пор является
«завершением, венцом и продолжением» третьей степени символической ложи, степень
Метки выполняла ту же функцию в отношении степени Подмастерья, второго градуса
символической ложи. Недавний демарш, совершенный группой английских каменщиков,
сформировавших некую «Регулярную Великую Ложу Англии» в противовес древнейшей
Объединенной Великой Ложе Англии, в значительной степени сводился к тому, что
они насильственно и в обход преамбулы к Конституции Андерсона ввели степень
Метки как этап, который следует проходить после второго градуса перед третьим.
Во всех остальных юрисдикциях степень Метки авторитетна, широко распространена,
популярна, но практикуется в качестве отдельного ордена.
Ритуал степени Метки подкрепляет версию о ее древнейшем
происхождении, потому что носит совершенно оперативный, каменщический и
достаточно приземленный характер, свободный от позднейших мистико-инициатических
наслоений «лож джентльменов» и сконцентрированный вокруг собственно процесса
строительства Храма Царя Соломона и идеи Замкового Камня, соделавшегося главою
угла. Для всех очевидны как оперативные, так и христианские его корни, откуда и
делается вывод о древнем происхождении в парадигме раннего протестантского
церковно-часовенного цехового братства, какаовым масонство было в старом
Лондоне.
Основной идеей ритуала Метки является отстаивание истины
даже вопреки кажущемуся здравым смыслу, нерушимая вера в справедливость и ее
победу, пусть и спустя сколь угодно продолжительное время, отвага и братская
взаимопомощь.
Облачение голубое, отличающееся от облачения
символических лож исключительно тонкой малиновой каймой. Административное
управление осознанно идентичное управлению символической ложи, за исключением
трех дополнительных офицерских званий.
Основная цель посвящения – дать кандидату возможность
ознакомиться с истоками масонского оперативного мастерства и изначальными,
достаточно простыми и достаточно поэтому первичными нравственными
устоями.
Непосредственно в рамках Великой Ложи Мастеров Метки (в
Англии) или параллельно с ней (в других странах) действует крайне интересное и
поучительное Древнее и Достопочтенное Общество Мореходов Царственного Ковчега.
Важно отметить, что первичная масонская легенда основания, т.е. легенда,
объясняющая происхождение общества и неизменно существующая во всех человеческих
объединениях, если верить древнейшим из известных масонских конституций и
хартий, связывала Братство отнюдь не с Храмом Царя Соломона, а с Ноевым Ковчегом
и его строителями. Это если не вспоминать про «Питера Говера из кентского
Гроттона», основоположника масонства по другой версии. Мало кто из грубоватых
мастеровых поверил бы, если б его стали убеждать, что Питер Говер не носил
штанов и кожаного фартука, а наоборот, был ученым в тунике и жил на острове
Кротон, а не в кентской деревушке.
Как
бы то ни было, в настоящее время степень Морехода Царственного Ковчега
практикуется во многих странах, в значительной мере является милым архаическим
наследием оперативных времен, повествует в своих легендах и посвятительных
ритуалах о строительстве Ковчега и его прибытии к горе Арарат, управляется
Мастером, носящим звание Капитана Ноя и двоими его «сыновьями»-помощниками,
Симом и Иафетом, наставляет своих посвященных в уповании на Бога и трудолюбии,
особое внимание уделяет поиску данных о заболевших братьях и оказании им помощи,
пользуется в обиходе военно-морской терминологией, как бы это ни смотрелось в
сочетании с «библейским» стилем речи, и имеет схожие с Мастерами Метки регалии,
отличающиеся лишь дополнительной оранжевой полосой и полукруглым клапаном
запона.
Однако для современного исследователя в данной степени
есть также и нечто неизмеримо важное. Присяга в ней приносится не на Библии.
Библия, согласно всем законам и регламентам Ордена, обязательно присутствует в
раскрытом виде на видном месте в зале собраний. Однако эпоха Ноя относится к
периоду ДО Откровения Закона людям. И библейская легенда недвусмысленно гласит,
что по прибытии на склоны Арарата Ной возвел алтарь и впервые принес жертву Богу
Живому, результатом чего стал Первый завет и в небе явилась радуга. Радуга
является одним из символов степени Морехода. И присяга в ней приносится на
кубическом камне, воплощающем возведенный Ноем первый жертвенник. В этом для нас
– свидетельство истинной древности степени и ее первично-экуменического
характера. Действительно, в данном случае, возвращение к истокам в их масонском
понимании неизменно приводит к концепции Единого Бога Живого и общей пред Ним
ответственности при полном горизонтальном равенстве людского
рода.
ГРОБЫ НА КОЛЕСИКАХ – 2
Зелот
Значительно облегчает понимание истории побочных
степеней погружение в их историю с точки зрения самого названия. Первичное
масонство, как известно, состояло всего из одной степени – Участника Ремесла
(англ. Fellow of the Craft). Должность Мастера ложи была выборной и не
подразумевала особого посвящения. Присутствовавшие на собраниях ученики
ремесленников (Apprentices) членами Цеха, собственно, не являлись, голосовать не
могли, говорить не имели права, денег с них не брали, и вообще статус их, говоря
современным языком, приравнивался к наблюдательному. С развитием спекулятивного
масонства и появлением должностей Стражей как помощников Мастера, с усилением
роли Секретаря, усложнением ритуала и возникновением потребности в
Обрядоначальнике постепенно произошло и выделение из масонской среды касты
«более равных, чем прочие» братьев, которые вскоре и сформировали степень
Мастера, тем самым совершив фактически революцию, превратив чисто
ремесленный цех в посвятительную
организацию, каковой масонство является в настоящее время.
Здесь не время и не место рассуждать о данном вопросе,
поэтому нам надлежит сконцентрироваться на организационных последствиях этого
ключевого для Братства изменения.
С
появлением степени Мастера остальные члены Братства сохранили титул Fellowcraft, который стал трактоваться как «Подмастерье», Ученики
же остались кем были. Определенные рудименты былой сословной организации до сих
пор остаются в ритуальных приветствиях братьев-посетителей из других лож:
«Мастер, Стражи, братья и участники досточтимого сообщества, откуда я следую,
шлют вам привет и желают всех благ» (Master, Wardens, Brothers and Fellows of the Worshipful company I come from greet you anon, and wish you well.).
Тем
не менее, на этом гордыня людская и не думала отпускать наших предшественников,
что привело в конечном счете в организационном смысле – к обособлению лож
Джентльменов и их выделению в спекулятивных Орден из оперативного Братства, а в
посвятительном смысле – к образованию новых степеней, которые «надстраивались»
над степенью Мастера. Первой из них по времени образования определенно являлась
степень Царственного свода, которой ранее была посвящена особая статья. Затем
образовалась степень Мастера Метки, о которой также говорилось
ранее.
Но
апогея образование новых степеней достигло с распространением масонства из
Англии по континентальной Европе в 1740-е годы, когда было введено в обиход и
широко применялось понятие «побочных степеней» (side degrees). Толковать это понятие следует буквально. По окончании
собрания обычной трехстепенной символической ложи кто-либо из братьев отводил
своего собрата в сторону, в угол, в коридор, и там один на один без какого-либо
особого ритуала сообщал ему новые «тайны и таинства» (знаки, пожатия, пароли,
шаги, стуки) и новое звание. Функция таких степеней была до прозрачности
трогательна и проста: «я знаю то, чего не знаешь ты». И более ничего. Таких
фиктичвных степеней образовалось несколько сотен, и лишь значительно позднее
произошло их разделение на так и оставшиеся пустыми (и посему все же вскоре
отмершие по естественным причинам) и на оформившиеся в полноценные степени, с
особыми легендами и соответствующими ритуалами.
Говоря о легендах масонского Ордена, необходимо
определиться с истинной логической последовательностью степеней, в последние
полвека активно изучающейся масонскими учеными. Действительно, если выстроить
известные «прижившиеся» масонские степени согласно ключевой легенде основания –
повествованию о строительстве Храма Царя Соломона, то получится следующая
картина:
-
строительство в процессе (Мастер Метки),
-
строительство прервано, Мастер убит, Слово утрачено (3-я символическая
степень),
-
убийцы Мастера найдены и наказаны, Мастер погребен (степени Избранников,
например, в ДПШУ),
-
титр «прошло 100 лет», народ Израиля возвращается из Вавилонского пленения и
возводит Второй Храм, вновь обретая Утраченное Слово (степень Царственного
Свода).
Весь промежуточный период выпадает из масонского
контекста, оставляя невосполнимую лакуну. Действительно, масонство первых трех
степеней самодостаточно. В его современной ритуальной и легендарной практике
содержится все необходимое для достижения высшего посвятительного предела. Его
легенда Утраченного Слова в версии третьей степени также самодостаточна и не
нуждается в «хеппи эндах». Однако в контексте признания каноническими степеней
Метки и Царственного Свода необходимо признать, что, сказав «А», нужно к нему
прибавлять и «Б». То есть соглашаясь с возможностью ритуальной практики в этих
двух степенях, также явно необходимо «следовать далее», а в нашем случае –
«следовать назад».
В
этом неоценима заслуга Ордена Царственных и Избранных Мастеров – масонства
Крипты. Данный Орден, как практически все масонские уставы и группы степеней,
сформировался на основании изначально разрозненных побочных степеней, в разное
время практиковавшихся в различных ложах различной степени регулярности, как под
юрисдикцией Великой Ложи Древних (Атолла), так и – несмотря на отдельные
высказывания таких видных авторитетов, как Маккой и Уэйт, - в рамках Первой
Великой Ложи (Новых).
Масонство Крипты включает в себя следующие степени:
-
Царственный (Rolyal) Мастер,
-
Избранный (Select) Мастер,
-
Бывший (Past) Мастер,
-
Превосходный (Most Excellent) Мастер,
-
Превосходнейший (Super-Excellent) Мастер.
В
Великобритании Совет Царственных и Избранных Мастеров является независимым
послушанием, куда принимают Мастеров 3-й степени символчиеской ложи. Требование
годичного исполнения обязанностей Досточтимого Мастера ложи было снято в 1980-е
годы. В США некоторые степени данного устава входят (под тем же названием, что в
Великобритании) в Американский Йоркский устав. Не все степени этого устава
взаимно признаны тремя мировыми центрами масонства Крипты – Англией, Шотландией
и США. В Англии «прохождение» (pass) Мастера отдельной степенью не считается, поэтому
английским каменщикам в Шотландских капитулах Крипты приходится проходить особый
ритуал для присоединения к собранию Бывших Мастеров и т.д.
Вообще в Шотландии придается гораздо большее, чем во
всем остальном мире, значение акту передачи власти в символической ложе от
одного Досточтимого Мастера другому после переизбрания. Масонское посвящение
считается там (и в США) не завершенным вплоть до пребывания на посту
Досточтимого Мастера ложи и успешной передачи этого поста другому. Отсюда и
символический казус, состоящий в том, что в Шотландии и США Бывшие Мастера
символической ложи носят запон 6-го градуса Йоркского устава (отдельной степени
Бывшего Мастера), в то время как в Англии и остальном мире запон Бывшего Мастера
символической ложи просто повторяет запон действующего Досточтимого Мастера с
определенными минимальными изменениями.
Итак, степени Крипты посвящены «восполнению»
исторического пропуска в истории Утраченного Слова.
В
них повествуется о том, как священная реликвия с начертанием Слова была создана
Тремя Первыми Великими Мастерами и помещена в тайную подземную палату под Святая
Святых Храма, как она хранилась и оберегалась там на протяжении истории Израиля,
как цари Израиля и Тира пережили утрату Великого Мастера Хирама и как затем был
разрушен Первый Храм и сокрыто от захватчиков Слово.
Ритуалы посвящения в степени Крипты достаточно кратки и
просты в исполнении, однако наполнены глубочайшим эмоциональным напряжением.
Так, например, степень Царственного Мастера во многом аналогична 6-му градусу
Шотландского устава (степень Ближнего Секретаря) и посвящена истории некоего
каменщика, случайно проникшего в тайную подземную палату и закономерно
сочтенного лазутчиком. Нравственный урок степени состоит в смирении гнева и
необходимости руководствоваться не опрометчивостью, а справедливостью во всех
своих поступках. В степени Избранного Мастера новопосвященному открывается
внутренняя трагедия Ордена, кроющаяся за внешней трагедией гибели «человека
праведного» - Мастера Хирама. Отныне он становится хранителем Слова и
наследником духовной власти погибшего Мастера.
Степени Превосходного и Превосходнейшего Мастера
посвящены разрушению Иерусалима полководцем вавилонским Навузарданом, и офицеры
ложи воплощают уже не царей-основателей, а храмовых священников, из последних
сил отстаивающих святыню от врага.
Степени Крипты демонстративно не предлагают
последовательного посвятительного цикла. Кандидата посвящают в первую степень
Царственного Мастера, после чего остальные степени присваиваются ему вне
какого-либо порядка, по мере возможности, чтобы у новопосвященного не
создавалось иллюзии принадлежности к некоему особому уставу, ведущему якобы к
какой-то «высшей» степени. Степени Крипты промежуточны, дополнительны. Это
устремление не вверх, а вглубь и вширь, ко всестороннему постижению масонской
философии и легендарной истории. Однако без обладания знаниями степеней Крипты
Вольный Каменщик не может считаться полностью прошедшим школу Древнего
Мастерства, а посему не имеет морального права переходить к изучению степеней
«нового масонства» - степеней рыцарства.
Каменщики Крипты носят особое облачение, отличающееся от
остальных треугольной формой запона. Основные цвета Крипты – малиновый,
оранжевый и голубой. Основной символ – мастерок в треугольнике. Основная
добродетель – святость долга. Основные нравственные уроки – вера, твердость и
нерушимая верность.
P.S.: Почему
«гробы на колесиках»? Потому что для работы дополнительных степеней, численность
членов в которых всегда в силу
естественных причин меньше, чем в «голубых» ложах, используются, в основном,
помещения обычных масонских храмов. Или для них создается отдельный, но общий
для всех, Храм. Поэтому для облегчения переоборудования Храма при работе в
разных степенях с разным антуражем основные элементы декора снабжаются ручками
для переноски и колесиками. А по соседству расположена гардеробная с
соответствующими облачениями.