ГРОБЫ НА КОЛЕСИКАХ
Зелот
Ни для кого не секрет, что
степеней в масонстве существует великое множество. На
настоящий момент в мире успешно функционируют не менее
двух-трех десятков различных уставов и отдельных орденов и
обществ, в то или иной мере практикующихся регулярными
Вольными Каменщиками, в то время как нерегулярные – в
отсутствие необходимости следовать фиксированному списку
достаточно жестких принципов (ландмарок) – практикуют их еще
больше. Всего в современном мире насчитывается около тысячи
разнообразных масонских степеней и орденов (около половины –
в основном, в США). За всю мировую историю создано их было,
и написано было ритуалов, не менее пяти-шести тысяч, если
верить таким видным собирателям антикварных степеней, как А.
Уэйт и Р. Макой.
Естественно, появление
дополнительных степеней явилось результатом, с одной
стороны, неудовлетворенности еще самых первых спекулятивных
каменщиков кажущейся незавершенностью мистического гештальта
масонского посвящения, а с другой стороны – неудержимого
желания человека создать иерархическую систему неравенства
повсеместно, даже в среде Братского равноправия.
Спекулятивные каменщики еще в английские ложи
XVIII
века привнесли элемент родного для себя дворянского
сюзеренитета, которые формально существуют и по сей день, к
счастью, претворившись в уже совершенно декоративные формы.
Невозможно и бессмысленно
пытаться установить какую-либо единую и сквозную иерархию в
масонских дополнительных степенях, которые многие по инерции
еще именуют «высшими», хотя само данное словоупотребление в
последние полвека свелось исключительно к сфере
антимасонской пропаганды. Именно в антимасонской среде
сложилось неестественно преувеличенное «почтение» к
Шотландскому уставу и мнение о вседовлеющей высшей власти
пресловутых «тридцать третьих» над мировым масонством.
Напротив, в масонском мире Шотландский устав занимает
достойное, уважаемое, но никак не высшее место в структуре
степеней для каждой отдельно взятой страны.
Для лучшего понимания
структуры дополнительных степеней представляется возможным
рассмотреть их здесь в отдельности и – более или менее – в
системе взаимных связей, каковые устанавливаются
индивидуально фактически для каждой страны. Например, в
Англии и Шотландии дополнительные степени существуют
совершенно автономно, объединяясь лишь отчасти и лишь
территориально – под крышей
Mark Master Mason
Hall. В США большинство
из них сведено в так называемый Американский устав, который
отчасти схож с Йоркским уставом, являясь его упрощенным и
локализованным вариантом. На европейском континенте
существуют различные системы административного подчинения,
испытавшие влияние как первой, так и второй моделей. В
России на настоящий момент существует только Шотландский
устав и определенное количество разрозненных посвященных
степени Царственного Свода, чья активность в создании в
России капитула данной степени не только к настоящему
времени не привела к каким-либо ощутимым результатам, но и
значительно усложнила не только внутреннюю масонскую
политику в нашей стране, но и создала определенные трения на
международной масонской арене, поэтому говорить о развитии
дополнительных степеней в России пока, по меньшей мере,
рано. Остается надеяться на изменение положения вещей в
будущем.
В противовес широко
распространенному мнению, наиболее популярными в масонском
мире, помимо степеней символической ложи («голубые» или
«иоанновские» степени – Ученик, Подмастерье, Мастер),
являются степени Сотоварища Царственного Свода (Companion
of the Royal Arch) и
Мастера Метки (Mark
Master Mason), причем,
с последней неразрывно связана также побочная степень
Морехода Царственного Ковчега (Royal
Ark Mariner).
В начале нашего обзора
необходимо четко пояснить, что никакие из дополнительных
степеней не могут ни по каким законам вручаться Вольным
Каменщикам, не прошедшим законное посвящение в степени
символической ложи первых трех степеней. Эти ложи
управляются Великой Ложей, каждый каменщик обязан состоять
действительным членом какой-либо символической ложи,
аккуратно платить ей взносы, посещать ее собрания и
подчиняться распоряжениям ее руководства и руководства
Великой Ложей его страны. Кроме этого, он имеет право
подавать прошения о приеме в столько дополнительных
степеней, сколько пожелает и посчитает возможным активно
посещать и поддерживать материально. Однако это лишь
налагает на него дополнительные обязательства, не освобождая
ни от одной обязанности в отношении своей символической
ложи. Между административными структурами масонства
существуют договоры, в силу которых исключение из
символической ложи автоматически влечет за собой исключение
из всех остальных организаций.
Необходимым требованием для
вступления в большинство организаций дополнительных степеней
является посвящение кандидата в Мастера символической ложи,
часто он также должен «дорасти» до Досточтимого Мастера
(руководителя) ложи и отбыть год в этой должности. В
некоторые степени принимают только по приглашению их
руководства. В некоторые дополнительные степени можно
вступить только через другие дополнительные степени. Система
развивалось на протяжении многих лет во многих странах, и в
настоящее время достаточно сложна.
Итак, самой популярной в
современном масонском мире является степень Святого
Царственного Свода, о которой не так давно говорилось в
отдельной статье в настоящем издании. В нее допускаются
Мастера символической ложи со стажем не менее полугода/года.
Они получают наставление в легенде Второго Храма, платоновой
и отчасти каббалистической мудрости. Практикуется
практически во всех странах масонского мира. Облачение
исполнено в цветах храмовой завесы (пурпурный, голубой,
темно-синий, с золотом на белом фоне). Капитул управляется
тремя Принципалами вместо одного Мастера и двух
помощников-Стражей, как в «голубых» степенях. Сотоварищи
Царственного Свода имеют возможность последовательного
посвящения (согласно отдельным ритуалам) в звания Третьего,
Второго и Первого Принципалов. Таким образом, фактически
степеней в данном ордене четыре.
Отдельной (в большинстве
стран) или предшествующей степени Царственного свода (в США)
является степень Мастера Метки. Это одна из древнейших
степеней всего масонского ордена. В то время как по основным
английским документам, степень Царственного Свода до сих пор
является «завершением, венцом и продолжением» третьей
степени символической ложи, степень Метки выполняла ту же
функцию в отношении степени Подмастерья, второго градуса
символической ложи. Недавний демарш, совершенный группой
английских каменщиков, сформировавших некую «Регулярную
Великую Ложу Англии» в противовес древнейшей Объединенной
Великой Ложе Англии, в значительной степени сводился к тому,
что они насильственно и в обход преамбулы к Конституции
Андерсона ввели степень Метки как этап, который следует
проходить после второго градуса перед третьим. Во всех
остальных юрисдикциях степень Метки авторитетна, широко
распространена, популярна, но практикуется в качестве
отдельного ордена.
Ритуал степени Метки
подкрепляет версию о ее древнейшем происхождении, потому что
носит совершенно оперативный, каменщический и достаточно
приземленный характер, свободный от позднейших
мистико-инициатических наслоений «лож джентльменов» и
сконцентрированный вокруг собственно процесса строительства
Храма Царя Соломона и идеи Замкового Камня, соделавшегося
главою угла. Для всех очевидны как оперативные, так и
христианские его корни, откуда и делается вывод о древнем
происхождении в парадигме раннего протестантского
церковно-часовенного цехового братства, какаовым масонство
было в старом Лондоне.
Основной идеей ритуала Метки
является отстаивание истины даже вопреки кажущемуся здравым
смыслу, нерушимая вера в справедливость и ее победу, пусть и
спустя сколь угодно продолжительное время, отвага и братская
взаимопомощь.
Облачение голубое,
отличающееся от облачения символических лож исключительно
тонкой малиновой каймой. Административное управление
осознанно идентичное управлению символической ложи, за
исключением трех дополнительных офицерских званий.
Основная цель посвящения –
дать кандидату возможность ознакомиться с истоками
масонского оперативного мастерства и изначальными,
достаточно простыми и достаточно поэтому первичными
нравственными устоями.
Непосредственно в рамках
Великой Ложи Мастеров Метки (в Англии) или параллельно с ней
(в других странах) действует крайне интересное и
поучительное Древнее и Достопочтенное Общество Мореходов
Царственного Ковчега. Важно отметить, что первичная
масонская легенда основания, т.е. легенда, объясняющая
происхождение общества и неизменно существующая во всех
человеческих объединениях, если верить древнейшим из
известных масонских конституций и хартий, связывала Братство
отнюдь не с Храмом Царя Соломона, а с Ноевым Ковчегом и его
строителями. Это если не вспоминать про «Питера Говера из
кентского Гроттона», основоположника масонства по другой
версии. Мало кто из грубоватых мастеровых поверил бы, если б
его стали убеждать, что Питер Говер не носил штанов и
кожаного фартука, а наоборот, был ученым в тунике и жил на
острове Кротон, а не в кентской деревушке.
Как бы то ни было, в настоящее
время степень Морехода Царственного Ковчега практикуется во
многих странах, в значительной мере является милым
архаическим наследием оперативных времен, повествует в своих
легендах и посвятительных ритуалах о строительстве Ковчега и
его прибытии к горе Арарат, управляется Мастером, носящим
звание Капитана Ноя и двоими его «сыновьями»-помощниками,
Симом и Иафетом, наставляет своих посвященных в уповании на
Бога и трудолюбии, особое внимание уделяет поиску данных о
заболевших братьях и оказании им помощи, пользуется в
обиходе военно-морской терминологией, как бы это ни
смотрелось в сочетании с «библейским» стилем речи, и имеет
схожие с Мастерами Метки регалии, отличающиеся лишь
дополнительной оранжевой полосой и полукруглым клапаном
запона.
Однако для современного
исследователя в данной степени есть также и нечто неизмеримо
важное. Присяга в ней приносится не на Библии. Библия,
согласно всем законам и регламентам Ордена, обязательно
присутствует в раскрытом виде на видном месте в зале
собраний. Однако эпоха Ноя относится к периоду ДО Откровения
Закона людям. И библейская легенда недвусмысленно гласит,
что по прибытии на склоны Арарата Ной возвел алтарь и
впервые принес жертву Богу Живому, результатом чего стал
Первый завет и в небе явилась радуга. Радуга является одним
из символов степени Морехода. И присяга в ней приносится на
кубическом камне, воплощающем возведенный Ноем первый
жертвенник. В этом для нас – свидетельство истинной
древности степени и ее первично-экуменического характера.
Действительно, в данном случае, возвращение к истокам в их
масонском понимании неизменно приводит к концепции Единого
Бога Живого и общей пред Ним ответственности при полном
горизонтальном равенстве людского рода.
ГРОБЫ НА КОЛЕСИКАХ – 2
Зелот
Значительно облегчает
понимание истории побочных степеней погружение в их историю
с точки зрения самого названия. Первичное масонство, как
известно, состояло всего из одной степени – Участника
Ремесла (англ.
Fellow of the
Craft). Должность
Мастера ложи была выборной и не подразумевала особого
посвящения. Присутствовавшие на собраниях ученики
ремесленников (Apprentices)
членами Цеха, собственно, не являлись, голосовать не могли,
говорить не имели права, денег с них не брали, и вообще
статус их, говоря современным языком, приравнивался к
наблюдательному. С развитием спекулятивного масонства и
появлением должностей Стражей как помощников Мастера, с
усилением роли Секретаря, усложнением ритуала и
возникновением потребности в Обрядоначальнике постепенно
произошло и выделение из масонской среды касты «более
равных, чем прочие» братьев, которые вскоре и сформировали
степень Мастера, тем самым совершив фактически революцию,
превратив чисто ремесленный цех в посвятительную
организацию, каковой масонство является в настоящее время.
Здесь не время и не место
рассуждать о данном вопросе, поэтому нам надлежит
сконцентрироваться на организационных последствиях этого
ключевого для Братства изменения.
С появлением степени Мастера
остальные члены Братства сохранили титул
Fellowcraft,
который стал трактоваться как «Подмастерье», Ученики же
остались кем были. Определенные рудименты былой сословной
организации до сих пор остаются в ритуальных приветствиях
братьев-посетителей из других лож: «Мастер, Стражи, братья и
участники досточтимого сообщества, откуда я следую, шлют вам
привет и желают всех благ» (Master,
Wardens,
Brothers
and Fellows of the Worshipful company I come from greet you
anon,
and wish you well.).
Тем не менее, на этом гордыня
людская и не думала отпускать наших предшественников, что
привело в конечном счете в организационном смысле – к
обособлению лож Джентльменов и их выделению в спекулятивных
Орден из оперативного Братства, а в посвятительном смысле –
к образованию новых степеней, которые «надстраивались» над
степенью Мастера. Первой из них по времени образования
определенно являлась степень Царственного свода, которой
ранее была посвящена особая статья. Затем образовалась
степень Мастера Метки, о которой также говорилось ранее.
Но апогея образование новых
степеней достигло с распространением масонства из Англии по
континентальной Европе в 1740-е годы, когда было введено в
обиход и широко применялось понятие «побочных степеней» (side
degrees). Толковать это
понятие следует буквально. По окончании собрания обычной
трехстепенной символической ложи кто-либо из братьев отводил
своего собрата в сторону, в угол, в коридор, и там один на
один без какого-либо особого ритуала сообщал ему новые
«тайны и таинства» (знаки, пожатия, пароли, шаги, стуки) и
новое звание. Функция таких степеней была до прозрачности
трогательна и проста: «я знаю то, чего не знаешь ты». И
более ничего. Таких фиктичвных степеней образовалось
несколько сотен, и лишь значительно позднее произошло их
разделение на так и оставшиеся пустыми (и посему все же
вскоре отмершие по естественным причинам) и на оформившиеся
в полноценные степени, с особыми легендами и
соответствующими ритуалами.
Говоря о легендах масонского
Ордена, необходимо определиться с истинной логической
последовательностью степеней, в последние полвека активно
изучающейся масонскими учеными. Действительно, если
выстроить известные «прижившиеся» масонские степени согласно
ключевой легенде основания – повествованию о строительстве
Храма Царя Соломона, то получится следующая картина:
- строительство в процессе
(Мастер Метки),
- строительство прервано,
Мастер убит, Слово утрачено (3-я символическая степень),
- убийцы Мастера найдены и
наказаны, Мастер погребен (степени Избранников, например, в
ДПШУ),
- титр «прошло 100 лет», народ
Израиля возвращается из Вавилонского пленения и возводит
Второй Храм, вновь обретая Утраченное Слово (степень
Царственного Свода).
Весь промежуточный период
выпадает из масонского контекста, оставляя невосполнимую
лакуну. Действительно, масонство первых трех степеней
самодостаточно. В его современной ритуальной и легендарной
практике содержится все необходимое для достижения высшего
посвятительного предела. Его легенда Утраченного Слова в
версии третьей степени также самодостаточна и не нуждается в
«хеппи эндах». Однако в контексте признания каноническими
степеней Метки и Царственного Свода необходимо признать,
что, сказав «А», нужно к нему прибавлять и «Б». То есть
соглашаясь с возможностью ритуальной практики в этих двух
степенях, также явно необходимо «следовать далее», а в нашем
случае – «следовать назад».
В этом неоценима заслуга
Ордена Царственных и Избранных Мастеров – масонства Крипты.
Данный Орден, как практически все масонские уставы и группы
степеней, сформировался на основании изначально разрозненных
побочных степеней, в разное время практиковавшихся в
различных ложах различной степени регулярности, как под
юрисдикцией Великой Ложи Древних (Атолла), так и – несмотря
на отдельные высказывания таких видных авторитетов, как
Маккой и Уэйт, - в рамках Первой Великой Ложи (Новых).
Масонство Крипты включает в
себя следующие степени:
- Царственный (Rolyal)
Мастер,
- Избранный (Select)
Мастер,
- Бывший (Past)
Мастер,
- Превосходный (Most
Excellent) Мастер,
- Превосходнейший (Super-Excellent)
Мастер.
В Великобритании Совет
Царственных и Избранных Мастеров является независимым
послушанием, куда принимают Мастеров 3-й степени
символчиеской ложи. Требование годичного исполнения
обязанностей Досточтимого Мастера ложи было снято в 1980-е
годы. В США некоторые степени данного устава входят (под тем
же названием, что в Великобритании) в Американский Йоркский
устав. Не все степени этого устава взаимно признаны тремя
мировыми центрами масонства Крипты – Англией, Шотландией и
США. В Англии «прохождение» (pass)
Мастера отдельной степенью не считается, поэтому английским
каменщикам в Шотландских капитулах Крипты приходится
проходить особый ритуал для присоединения к собранию Бывших
Мастеров и т.д.
Вообще в Шотландии придается
гораздо большее, чем во всем остальном мире, значение акту
передачи власти в символической ложе от одного Досточтимого
Мастера другому после переизбрания. Масонское посвящение
считается там (и в США) не завершенным вплоть до пребывания
на посту Досточтимого Мастера ложи и успешной передачи этого
поста другому. Отсюда и символический казус, состоящий в
том, что в Шотландии и США Бывшие Мастера символической ложи
носят запон 6-го градуса Йоркского устава (отдельной степени
Бывшего Мастера), в то время как в Англии и остальном мире
запон Бывшего Мастера символической ложи просто повторяет
запон действующего Досточтимого Мастера с определенными
минимальными изменениями.
Итак, степени Крипты посвящены
«восполнению» исторического пропуска в истории Утраченного
Слова.
В них повествуется о том, как
священная реликвия с начертанием Слова была создана Тремя
Первыми Великими Мастерами и помещена в тайную подземную
палату под Святая Святых Храма, как она хранилась и
оберегалась там на протяжении истории Израиля, как цари
Израиля и Тира пережили утрату Великого Мастера Хирама и как
затем был разрушен Первый Храм и сокрыто от захватчиков
Слово.
Ритуалы посвящения в степени
Крипты достаточно кратки и просты в исполнении, однако
наполнены глубочайшим эмоциональным напряжением. Так,
например, степень Царственного Мастера во многом аналогична
6-му градусу Шотландского устава (степень Ближнего
Секретаря) и посвящена истории некоего каменщика, случайно
проникшего в тайную подземную палату и закономерно
сочтенного лазутчиком. Нравственный урок степени состоит в
смирении гнева и необходимости руководствоваться не
опрометчивостью, а справедливостью во всех своих поступках.
В степени Избранного Мастера новопосвященному открывается
внутренняя трагедия Ордена, кроющаяся за внешней трагедией
гибели «человека праведного» - Мастера Хирама. Отныне он
становится хранителем Слова и наследником духовной власти
погибшего Мастера.
Степени Превосходного и
Превосходнейшего Мастера посвящены разрушению Иерусалима
полководцем вавилонским Навузарданом, и офицеры ложи
воплощают уже не царей-основателей, а храмовых священников,
из последних сил отстаивающих святыню от врага.
Степени Крипты демонстративно
не предлагают последовательного посвятительного цикла.
Кандидата посвящают в первую степень Царственного Мастера,
после чего остальные степени присваиваются ему вне
какого-либо порядка, по мере возможности, чтобы у
новопосвященного не создавалось иллюзии принадлежности к
некоему особому уставу, ведущему якобы к какой-то «высшей»
степени. Степени Крипты промежуточны, дополнительны. Это
устремление не вверх, а вглубь и вширь, ко всестороннему
постижению масонской философии и легендарной истории. Однако
без обладания знаниями степеней Крипты Вольный Каменщик не
может считаться полностью прошедшим школу Древнего
Мастерства, а посему не имеет морального права переходить к
изучению степеней «нового масонства» - степеней рыцарства.
Каменщики Крипты носят особое
облачение, отличающееся от остальных треугольной формой
запона. Основные цвета Крипты – малиновый, оранжевый и
голубой. Основной символ – мастерок в треугольнике. Основная
добродетель – святость долга. Основные нравственные уроки –
вера, твердость и нерушимая верность.
P.S.:
Почему «гробы на колесиках»? Потому что для работы
дополнительных степеней, численность членов в которых
всегда в силу естественных причин меньше, чем в «голубых»
ложах, используются, в основном, помещения обычных масонских
храмов. Или для них создается отдельный, но общий для всех,
Храм. Поэтому для облегчения переоборудования Храма при
работе в разных степенях с разным антуражем основные
элементы декора снабжаются ручками для переноски и
колесиками. А по соседству расположена гардеробная с
соответствующими облачениями.