ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 
скачать бесплатно книгу алиса а.бейли сознание атома
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

Код доступа 2461537

Алиса А.Бейли  СОЗНАНИЕ АТОМА

 

 

скачать

 

 

Выдержки из произведения

Алиса А.Бейли

СОЗНАНИЕ АТОМА

 

 

Всеми правами на издание книги владеет Люцис Траст

Первое издание 1922

 

Опубликование настоящей книги патронировано Тибетским Книжным Фондом, основанным с целью непрерывно распространять учение Тибетца и Алисы А.Бейли.

Фонд управляется Люцис Траст, религиозно-просветительной, освобожденной от налогов корпорацией, собственностью которой является Люцис Паблишинг Компани.

Никаких гонораров за перевод и издание этой книги не выплачивается.

 

 

При переиздании этой книги необходимо точно воспроизводить внешний вид и цвет обложки, а также избегать искажений и купюр в тексте.

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC \t "Заголовок 1;2;Заголовок 2;3;ГЛАВА-1;1" ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................ PAGEREF _Toc8278828 \h 7

ЛЕКЦИЯ I

Поле эволюции.................................................................................................... PAGEREF _Toc8278830 \h 8

ЛЕКЦИЯ II

Эволюция субстанции..................................................................................... PAGEREF _Toc8278832 \h 19

ЛЕКЦИЯ III

Эволюция формы, или групповая эволюция............................................. PAGEREF _Toc8278834 \h 33

ЛЕКЦИЯ IV

Эволюция человека, мыслителя.................................................................... PAGEREF _Toc8278836 \h 46

ЛЕКЦИЯ V

Эволюция сознания.......................................................................................... PAGEREF _Toc8278838 \h 57

ЛЕКЦИЯ VI

Цель эволюции.................................................................................................. PAGEREF _Toc8278840 \h 69

ЛЕКЦИЯ VII

Космическая эволюция................................................................................... PAGEREF _Toc8278842 \h 81

 

 

 


 

ВЫДЕРЖКА ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ТИБЕТЦА

Опубликовано в августе 1934

Дос­та­точ­но ска­зать, что я яв­ля­юсь ти­бет­ским уче­ни­ком оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни, хо­тя это ма­ло о чем го­во­рит вам, по­сколь­ку все яв­ля­ют­ся уче­ни­ка­ми, от про­сто­го стре­мя­ще­го­ся до Са­мо­го Хри­ста и вы­ше. Я жи­ву в фи­зи­че­ском те­ле, по­доб­но дру­гим лю­дям, на гра­ни­це Ти­бе­та и вре­ме­на­ми (с эк­зо­те­ри­че­ской точ­ки зре­ния) ру­ко­во­жу боль­шой груп­пой ти­бет­ских лам, ко­гда это по­зво­ля­ют мои дру­гие обя­зан­но­сти. По­этому появились со­об­ще­ния о том, что я яв­ля­юсь на­стоя­те­лем од­но­го из ла­маи­ст­ских мо­на­сты­рей. Те, кто свя­зан со мной по ра­бо­те Ие­рар­хии (а все ис­тин­ные уче­ни­ки свя­за­ны по этой ра­бо­те), зна­ют ме­ня под дру­гим име­нем и по дру­гой ра­бо­те. Алиса А.Бейли зна­ет, кто я есть, и уз­на­ет ме­ня под дву­мя мои­ми име­на­ми.

Я ваш со­брат, не­мно­го даль­ше про­шедший по Пу­ти, чем сред­ний уча­щий­ся, и не­су по­это­му большую от­вет­ст­вен­ность. Я один из тех, кто за­вое­вал се­бе пра­во на боль­ший объ­ем све­та, чем чи­таю­щий эту кни­гу стре­мя­щий­ся, и по­то­му дол­жен слу­жить пе­ре­дат­чи­ком све­та лю­бой це­ной. Я не стар с точ­ки зре­ния учи­те­лей, но и не мо­лод и не не­опы­тен. Моя ра­бо­та со­сто­ит в том, что­бы учить и рас­про­стра­нять зна­ние Вне­вре­мен­ной Муд­ро­сти вез­де, где я на­хо­жу от­клик, и я де­лаю это мно­го лет. Я ста­ра­юсь так­же по­мо­гать Учи­те­лю Мория и Учи­те­лю Кут Хуми, ко­гда бы ни пред­ста­вилась такая воз­мож­ность, по­сколь­ку я был дол­гое вре­мя свя­зан с Ни­ми и Их ра­бо­той. Я уже ска­зал вам мно­гое и в то же вре­мя не ска­зал ни­че­го та­ко­го, что мог­ло бы по­бу­дить вас к сле­по­му пре­кло­не­нию и глу­пой пре­дан­но­сти, которые про­яв­ля­ют эмо­цио­наль­ные стре­мя­щиеся по от­но­ше­нию к Гу­ру и Учи­те­лю, поскольку к кон­так­ту с Ними они еще не спо­соб­ны. Но они не смо­гут дос­тичь же­лан­но­го кон­так­та до тех пор, по­ка не пре­об­ра­зу­ют эмо­цио­наль­ную пре­дан­ность в желание бес­ко­ры­ст­но слу­жить че­ло­ве­че­ст­ву, а не Учи­те­лю.

Написанные мною кни­ги не тре­бу­ют при­зна­ния. Они мо­гут считаться, а мо­гут и не считаться точ­ны­ми, ис­тин­ны­ми и по­лез­ны­ми. Это ва­ше де­ло убе­дить­ся в их ис­тин­но­сти посредством пра­виль­ной прак­ти­ки и применения ин­туи­ции. Как я, так и Алиса A.Бейли ни в ма­лей­шей сте­пе­ни не за­ин­те­ре­со­ва­ны в про­воз­гла­ше­нии данных книг вдох­но­вен­ны­ми пи­са­ния­ми или в том, что­бы о них го­во­ри­ли (за­та­ив ды­ха­ние), как о ра­бо­те од­но­го из Учи­те­лей. Ес­ли они пред­став­ля­ют ис­ти­ну та­ким об­ра­зом, что она по­сле­до­ва­тель­но про­дол­жа­ет уже по­слан­ные в мир уче­ния, ес­ли со­об­щае­мая ин­фор­ма­ция под­ни­ма­ет вдох­но­ве­ние и во­лю-к-слу­же­нию с пла­на эмо­цио­наль­но­го на план ума (план, на ко­то­ром Учи­те­ля мо­гут быть об­ре­те­ны), то­гда они слу­жат сво­ей це­ли. Ес­ли представленное уче­ние будит от­клик про­свет­лен­но­го ума, ра­бо­таю­ще­го в ми­ру, и вы­зы­ва­ет вспыш­ку его ин­туи­ции, то­гда пусть это уче­ние бу­дет при­ня­то. Но не ина­че. Ес­ли эти вы­ска­зы­ва­ния в ко­неч­ном сче­те под­твер­жда­ют­ся, или при­зна­ют­ся ис­тин­ны­ми, при ис­пы­та­нии их За­ко­ном Со­от­вет­ст­вий, то­гда они хо­ро­ши и по­лез­ны. Но в про­тив­ном слу­чае пусть уча­щий­ся не при­зна­ет ска­зан­но­го.

 

 

 

 

 

 

 


 

ВЕ­ЛИ­КИЙ ПРИ­ЗЫВ

              Из точ­ки Све­та, что в Уме Бо­га,

                   Пусть Свет стру­ит­ся в умы лю­дей.

                        Да сойдет Свет на Зем­лю.

 

              Из точ­ки Люб­ви, что в Серд­це Бо­га,

                   Пусть Лю­бовь стру­ит­ся в серд­ца лю­дей.

                        Да вер­нет­ся Хри­стос на Зем­лю.

 

              Из цен­тра, где Во­ля Бо­га из­вест­на,

                   Пусть Цель на­прав­ля­ет ма­лые во­ли лю­дей,

                        Цель, зная ко­то­рую, слу­жат Учи­те­ля.

 

              Из цен­тра, что мы называем ро­дом че­ло­ве­че­ским,

                   Пусть План Люб­ви и Све­та осу­ще­ст­вит­ся,

                        И за­пе­ча­та­на бу­дет дверь, за ко­то­рой зло.

 

Да вос­ста­но­вят Свет, Лю­бовь и Мо­гу­ще­ст­во –

 План на Зем­ле.

 

«При­ве­ден­ный вы­ше При­зыв, или Мо­лит­ва, при­над­ле­жит не ка­ко­му-ли­бо че­ло­ве­ку или груп­пе, но все­му Че­ло­ве­че­ст­ву. Кра­со­та и си­ла это­го При­зы­ва кро­ют­ся в его про­сто­те и в из­ло­же­нии им оп­ре­де­лен­ных глав­ных ис­тин, ко­то­рые все лю­ди ес­те­ст­вен­но, по сво­ей при­ро­де, раз­де­ля­ют, а имен­но: ис­ти­ны су­ще­ст­во­ва­ния ос­но­во­по­ла­гаю­ще­го Интеллекта, – Его мы не­оп­ре­де­лен­но на­зы­ва­ем Бо­гом; ис­ти­ны, что дви­жу­щей си­лой Все­лен­ной яв­ля­ет­ся Лю­бовь, стоящая за всем внешним; ис­ти­ны, что на Зем­лю при­шла ве­ли­кая Ин­ди­ви­ду­аль­ность, на­зы­вае­мая хри­стиа­на­ми Хри­стом, и во­пло­ти­ла эту Лю­бовь в по­нят­ной нам фор­ме; ис­ти­ны, что как Лю­бовь, так и Интеллект яв­ля­ют­ся след­ст­вия­ми то­го, что на­зы­ва­ет­ся Во­лей Бо­га, и на­ко­нец, той ­оче­вид­ной ис­ти­ны, что толь­ко че­рез са­мо Че­ло­ве­че­ст­во мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся Бо­же­ст­вен­ный План».

Алиса А. Бейли


 

THE GREAT INVOCATION

From the point of Light within the Mind of God

Let light stream forth into the minds of men.

Let Light descend on Earth.

 

From the point of Love within the Heart of God

Let love stream forth into the hearts of men.

May Christ return to Earth.

 

From the centre where the Will of God is known

Let purpose guide the little wills of men.

The purpose which the Masters know and serve.

 

From the centre which we call the race of men

Let the Plan of Love and Light work out

And may it seal the door where evil dwells.

 

Let Light and Love and Power restore the Plan on Earth.

 

«The above Invocation or Prayer does not belong to any person or group but to all Humanity. The beauty and the strength of this Invocation lies in its simplicity, and in its expression of certain central truths which all men, innately and normally, accept – the truth of the existence of a basic Intelligence to Whom we vaguely give the name of God; the truth that behind all outer seeming, the motivating power of the universe is Love; the truth that a great Individuality came to earth, called by Christians, the Christ, and embodied that love so that we could understand; the truth that both love and intelligence are effects of what is called the Will of God; and finally the self-evident truth that only through humanity itself can the Divine Plan work out.»

Alice A. Bailey

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

5] Представленные здесь лекции были прочитаны прошлой зимой в Нью-Йорке. Цель их состояла в том, чтобы дать слушателям научное обоснование отношений между материей и сознанием, помочь им увидеть идентичное проявление этих отношений и некоторых основных законов во всё более высоких состояниях бытия и таким образом помочь понять универсальность эволюционного процесса и его актуальность. Кроме того, в этих лекциях рассматривается природа более расширенных состояний сознания и более объемлющей жизни, к которым движется всё человечество. Таким образом, эти лекции могут служить основой для более детального изучения и применения законов жизни и человеческого раскрытия, которые обычно и подразумеваются под термином «оккультизм».

Замечу, что вся серия лекций содержит значительное количество повторений, так как в каждой из них сжато даётся суть предыдущих, что объясняется присутствием на каждой лекции новичков. Поэтому для обоснования каждого положения приходилось возвращаться 6] к предыдущему материалу. Нужно было также ознакомить слушателей с основными концепциями – для многих новыми, – которые помогали им лучше вникать и без труда следить за дальнейшим развитием темы. При публикации лекций мы посчитали целесообразным сохранить их в том виде, в каком они были прочитаны. Тем, кто уже изучает эзотерическую мудрость, будет не трудно следить за сутью изложения. А тем, кто впервые соприкасается с обсуждаемыми здесь вопросами, постоянное повторение основных моментов облегчит понимание, и именно для таких читателей, в первую очередь, и предназначена данная книга.

Алиса А. Бейли

Сентябрь, 1922 год


 

ЛЕКЦИЯ I

Поле эволюции

11] В истории мысли, по-видимому, никогда ещё не было периода, который был бы похож на нынешний. Повсюду мыслители сознают две вещи: во-первых, область тайного никогда ещё не была столь явно определена; и, во-вторых, проникнуть в эту область теперь гораздо легче, чем когда-либо прежде, и при настойчивых поисках исследователей всех школ её, пожалуй, можно заставить раскрыть часть своих тайн. Проблемы, встающие перед нами при изучении фактов жизни и существования, определяются сегодня легче, чем до сих пор, и, хотя мы не получаем пока ответов на свои вопросы, не нашли ещё решения своих проблем и не имеем панацеи от болезней мира, всё же сама возможность определить эти проблемы и направление, в котором находится тайна, а также пролитие света науки, религии и философии на обширные области, которые прежде 12] скрывала завеса тьмы, гарантируют нам успех в будущем. Сейчас мы знаем намного больше, чем – за исключением узкого круга мудрецов и мистиков – знали пятьсот лет назад. Мы открыли огромное количество законов природы, которые пока, правда, не можем применять, и неизмеримо дальше продвинулись в познании «вещей как они есть» (я намеренно выбираю это выражение).

Тем не менее, нам ещё предстоит открывать царство тайного, и перед нами по-прежнему множество проблем. Это и проблема нашей частной жизни, какой бы она ни была, и проблема того, что обозначают широким термином «не-Я», включающим наше физическое тело, наше окружение, обстоятельства и условия жизни. А если у нас интроспективный склад ума, то у нас будет и проблема собственного набора эмоций, мыслей, желаний и инстинктов, которыми мы контролируем свои действия. Это и множество групповых проблем: зачем нужны страдания, голод, боль? Почему во всём мире царят ужасающая нищета, болезни и трудности? Какой смысл всего, что окружает нас, и к чему ведут мировые события в целом? Какая судьба уготована роду человеческому, каково его происхождение и где искать ключи к пониманию его нынешнего состояния? Существует ли что-либо ещё помимо этой единственной жизни и представляет ли очевидное и материальное 13] исключительную ценность? Подобные вопросы однажды обязательно возникают в каждом уме и испокон веков волновали мыслителей.

Немало ответов предлагалось на эти вопросы, и при их рассмотрении мы видим, что все они подразделяются на три основные группы, предлагающие три основных решения.

Первое: реализм, или – другое название этого учения – материализм. Данная школа утверждает, что «наше сознание даёт нам подлинное представление о внешнем мире», что вещи именно таковы, какими мы их видим, и что материя и сила, какими мы знаем их, суть единственная реальность, и человек не может выйти за пределы осязаемого. Он должен довольствоваться собственным знанием известных фактов или их научным толкованием. Это вполне оправданный взгляд, но из-за своей недостаточной глубины приемлемый не для всех. Отказываясь исследовать что бы то ни было, помимо того, что можно продемонстрировать и проверить, этот метод останавливается там, где возникает вопрос: «Это так, но почему?» Он не учитывает многого из того, что известно среднему человеку и принимается им как истина, даже если последний и не может объяснить, почему считает это истиной. Люди повсюду признают точность 14] фактов реалистического учения и науки о материи, но инстинктивно чувствуют, что за очевидным объективным проявлением находится некая животворная сила и определённая цель, которые нельзя объяснить в рамках одной лишь материи.

Второе: точка зрения, которая лучше всего определяется, пожалуй, словом «сверхъестественное». Человек начинает признавать, что вещи, всё-таки, не совсем то, чем они кажутся, и что в них остаётся много необъяснимого. Он постепенно сознаёт, что и сам он не просто совокупность физических атомов, материальное нечто, и не одно лишь осязаемое тело, но скрывает в себе сознание, силу и психическую природу, которая связывает его со всеми остальными людьми и с силой вне его, которой необходимо найти объяснение. Этот взгляд лёг в основу эволюции таких точек зрения, как, например, христианская и иудейская, помещающих Бога за рамками Солнечной системы – Бога, Который создал её, но остался вне её. Согласно этим воззрениям мир был сотворён Могуществом, или Существом, Которое создало Солнечную систему и ведёт миры в правильном направлении, держа нашу малую человеческую жизнь в Своих руках и «нежно подталкивая» всё сущее к некой скрытой цели, которую своим ограниченным умом мы не в состоянии 15] понять даже частично. Эта религиозная точка зрения, объясняющая всё с позиций сверхъестественного и основанная на растущем самосознании индивида и на признании им собственной божественности. Как и учение реализма, она отражает истину лишь частично и нуждается в дополнении.

Третье направление развития мысли можно назвать идеалистическим. Данное учение кладёт в основу всего проявления эволюционный процесс и отождествляет жизнь с космическим процессом. Такой взгляд представляет собой полную противоположность материализму и полагает сверхъестественное божество (о котором говорят приверженцы религии) великим Существованием, или Жизнью, эволюционирующей посредством вселенной, так же как человек развивает своё сознание посредством объективного физического тела.

Три эти теории – откровенно материалистическая, чисто сверхъестественная и идеалистическая – отражают три основных направления развития мысли в том, что касается объяснения космических процессов. Каждое из них содержит часть истины, но ни одно не может быть полным без других. Следование лишь одному из этих направлений уводит от главного и заводит во тьму, так и не позволяя решить основную проблему. Но при их синтезе, сочетании и соединении эволюционная истина, быть может (я говорю об этом лишь в качестве предположения), отразится в них ровно 16] настолько, насколько она доступна человеческому уму на данном этапе эволюции.

Мы поднимаем серьёзные проблемы и затрагиваем высокие материи. Мы вступаем в царство метафизики и в нескольких кратких беседах хотим охватить всё, чем располагают библиотеки мира, то есть пытаемся совершить невозможное. На самом же деле всё, что мы можем, это поверхностно и кратко рассмотреть сначала один аспект истины, затем другой. Мы можем лишь в общих чертах указать основные направления эволюции, рассмотреть их отношения друг с другом и с нами как с сознательными сущностями, а затем попытаться объединить и синтезировать то малое, что знаем, чтобы получить общее представление о процессе эволюции по мере прояснения предмета в целом.

Следует помнить, что каждое утверждение, касающееся истины, делается с определённой точки зрения. Без дальнейшего развития ментальных процессов и способности одинаково хорошо мыслить и абстрактно, и конкретно, мы не сможем ни дать полного ответа на вопрос, что есть истина, ни выразить ни один из её аспектов совершенно беспристрастно. Некоторые люди мыслят шире других, некоторые способны увидеть единство в основе различных подходов, а кто-то считает свой взгляд на вещи и своё понимание единственно правильными. 17] Надеюсь, что эти беседы помогут нам раздвинуть границы наших взглядов, и мы сможем понять, что человек, интересующийся лишь научным аспектом и ограничивающийся изучением чисто материальных явлений, в действительности настолько же занят изучением божественного, насколько и его искренне верующий брат, поглощённый лишь духовным аспектом; и что, в конце концов, задачей философа является подчеркнуть значение интеллектуального аспекта, связывающего материальное с духовным и объединяющего их в одно прочное целое. Возможно, соединив все три направления – науку, религию и философию, – мы получим вполне адекватное представление об истине, помня в то же время, что «истина существует в нас самих». Ни одно из человеческих представлений об истине не отражает её во всей полноте, и единственной задачей мышления является сделать нас способными творить конструктивно и самостоятельно, а также работать в ментальной материи.

Сегодня я хотела бы в общих чертах наметить план, заложить фундамент для нашего дальнейшего разговора и коснуться основных направлений эволюции. Совершенно естественно, что самым очевидным направлением является эволюция субстанции, требующая изучения атома и природы атомной материи. Мы поговорим об этом на следующей неделе. Об эволюции атома нам немало может поведать наука, 18] за последние пятьдесят лет далеко ушедшая от взглядов прошлого века. Атом тогда считали неделимой частицей вещества, а теперь его считают энергетическим центром или центром электрической силы. От эволюции субстанции мы очень естественно переходим к эволюции форм, или скоплений атомов, и здесь нам открывается интересный взгляд на формы, отличный от чисто материального. Я имею в виду формы, существующие в тонкой субстанции, такие, как формы мысли, расовые формы, формы организаций. В этом двойственном исследовании будет выделен один из аспектов божества, если вы согласны употреблять слово «божество», или одно из проявлений природы, если вы предпочитаете это менее церковное выражение.

Затем мы рассмотрим эволюцию интеллекта, или фактора ума, который проявляется согласно предопределённому замыслу во всём, что нас окружает. Это откроет перед нами мир, который не просто слепо идёт куда-то, но имеет в основе некий план, скоординированную схему, организованную концепцию, которая разворачивается посредством материальной формы. Одна из причин трудности понимания для нас некоторых вещей заключается в том, что мы переживаем переходный период, и реализация упомянутого плана ещё не завершена. Мы слишком отождествлены с механизмом, являясь неотъемлемой частью целого. 19] Мы видим крошечную его часть с одной стороны и такую же крошечную часть с другой, но не улавливаем всей грандиозности идеи. У нас может быть какое-то представление о ней, возвышенные моменты откровения, но, соприкасаясь повсюду с реальностью, мы сомневаемся в возможности воплощения идеала, поскольку сознательная связь между формой и тем, что использует её, ещё очень далека от совершенства.

Распознавание интеллектуального фактора неизбежно приведёт нас к размышлению об эволюции сознания во множестве его форм, начиная с тех его видов, которые мы считаем дочеловеческими, затем – человеческое сознание и, далее, то, что логически можно назвать (даже если и нельзя продемонстрировать) сверхчеловеческим сознанием. Здесь возникает следующий вопрос: что же стоит за всеми этими факторами? Существует ли за объективной формой и оживотворяющим её интеллектом эволюция, которая соответствовала бы «Я», Эго человека? Имеется ли в природе и во всём, что мы видим вокруг себя, замысел обладающего индивидуальностью и самосознанием Существа? Если есть такое Существо и такое фундаментальное существование, то мы должны как-то видеть Его разумную деятельность и результаты осуществления Его планов. Хотя мы не можем доказать существования Бога, но можем, по крайней мере, утверждать, что гипотеза Его существования разумна и 20] представляет собой обоснованное предположение и возможное решение для раскрытия всех окружающих нас тайн. Но для этого нужно показать реализацию сознательного замысла через любые формы, расы, нации и всё то, что проявляется в современной цивилизации. Нужно показать этапы осуществления этого замысла и постепенное расширение связанного с ним плана, а это может помочь нам увидеть, что ждёт нас в грядущем.

Давайте посмотрим, что мы понимаем под словами «процесс эволюции». Эти слова звучат постоянно, и обычному человеку хорошо известно, что слово «эволюция» предполагает раскрытие изнутри наружу, развертывание из внутреннего центра, но нам нужно более чёткое определение этой мысли, чтобы иметь ясную концепцию. На мой взгляд, одно из лучших определений представляет эволюцию как «постоянное и всё более полное раскрытие способности к отклику». При рассмотрении материального аспекта проявления это определение очень многое позволяет понять. Оно подразумевает концепцию вибрации и отклика на неё, и хотя со временем нам придётся отказаться от термина «материя» и заменить его чем-нибудь, вроде «силового центра», идея будет по-прежнему видна, а представление об отклике центра на стимуляцию проявится 21] даже более ясно. Особое значение это определение имеет в связи с человеческим сознанием. Оно включает идею постепенно растущего понимания, развивающегося отклика субъективной жизни на её окружение и, в итоге, поднимает нас к идеалу объединённого Существования, которое станет синтезом всех направлений эволюции, а также к идее центральной Жизни, или силы, объединяющей все развивающиеся единицы материи, будь то химические и физические атомы или такие единицы сознания, как человек. Это и есть эволюция, процесс, раскрывающий жизнь во всех единицах, то развивающееся побуждение, что в конце концов производит слияние всех единиц и групп в одно общее проявление, которое называют Природой или Богом и которое представляет собой совокупность всех состояний сознания. Это тот Бог, о котором христианин говорит: «Им мы живем и движемся и существуем».[1] Это сила, или энергия, учёного, универсальный ум, или Сверхдуша, философа. Это та разумная Воля, что управляет, формулирует, соединяет, строит, развивает и ведёт всё сущее к окончательному совершенству. Это Совершенство, присущее самой материи, и тенденция, или стремление, латентно присутствующее и в атоме, и в человеке, и во всём, что есть. Такое толкование 22] эволюционного процесса позволяет рассматривать его не как результат работы действующего извне Божества, изливающего Свою энергию и мудрость ожидающему миру, но как результат действия чего-то, что потенциально присуще самому миру и сокрыто в сердце химического атома, в сердце самого человека, планеты и Солнечной системы. Это и есть то, что ведёт всё сущее к цели, та сила, что постепенно создаёт порядок из хаоса, окончательное совершенство из временного несовершенства, добро из кажущегося зла, и из мрака и бед – мир, который когда-нибудь мы назовём прекрасным, справедливым и истинным. Он воплотит в себе всё, что мы могли представить себе в самых возвышенных мечтах.

Эволюцию определяют ещё как «циклическое развитие», и это подводит меня к мысли, которую нам с вами крайне необходимо очень чётко усвоить. Природа постоянно повторяется, достигая совершенно определённых целей, конкретных результатов и откликов на вибрацию. Признание такого достижения и позволит продемонстрировать наличие разумной цели оживотворяющего Существования, а поможет нам в этом метод различения, или разумного выбора. Есть одна общая идея, которая в учебниках различных научных школ передаётся множеством 23] выражений, таких как «естественный отбор» или «притяжение и отталкивание». По возможности я хотела бы избегать технических терминов, потому что в одной школе мысли они используются для обозначения чего-то одного, а в другой – совсем другого. Если мы найдём слово для передачи той же идеи, не привязанное ни к одному из известных направлений мысли, то сможем пролить на нашу проблему дополнительный свет. Притяжение и отталкивание в Солнечной системе характерны и для атома, и для человека и проявляются как на планетах, так и на Солнце. Это способность присуща атомам всех видов. При желании её можно назвать адаптацией, или способностью расти и приспосабливаться к своему окружению через отвержение одних факторов и принятие других. У человека она проявляется как свободная воля, или способность выбирать, а у духовного человека – в виде склонности к самопожертвованию, ибо он в этом случае отвергает своё эгоистическое начало и выбирает ту линию активности, которая принесёт пользу его группе.

И, наконец, мы можем определить эволюцию как процесс упорядоченных изменений и постоянной мутации. Это демонстрируется в непрестанной активности единицы, или атома, во взаимодействии между группами и в нескончаемом воздействии одних сил, или типов энергии, на другие.

Мы выяснили, что эволюция, будь то развитие материи, интеллекта, сознания или духа, состоит в постоянном возрастании способности 24] откликаться на вибрацию и продвигается вперёд через постоянные изменения посредством избирательности, или различения, и благодаря циклическому развитию, или повторению. Процесс эволюции можно грубо разделить на три этапа, соответствующих этапам в жизни человека: детство, юность и зрелость. В связи с человеком эти этапы можно проследить как у отдельно взятого человека, так и у целой расы, а по мере смены и роста цивилизаций эта тройственная идея должна со всей ясностью проступать и в связи со всем человечеством, позволяя, таким образом, выявить цель Божества посредством изучения Его подобия, или отражения, Человека. Три этих этапа можно обозначить более научно и связать их с упоминавшимися ранее тремя школами мысли:

а.   этап энергии атома;

б.   этап групповой связанности;

в.   этап объединенного, или синтетического, существования.

Попытаюсь прояснить. Этап энергии атома соответствует большей частью материальной стороне жизни, а в жизни человека или расы – периоду детства. Это время реализма, интенсивной активности, развития – прежде всего – через действие или, другими словами, время центрирования на себе и заинтересованности лишь собой. Это период 25] материалистических взглядов и неизбежного эгоизма. Атом здесь считается изолированным и автономным, а отдельно взятые люди, подобным же образом, – имеющими отдельную и независимую от других людей жизнь и никак с ними не связанными. Этот этап можно наблюдать у слаборазвитых рас мира, у маленьких детей и у малоразвитых личностей. Они естественным образом сосредоточены на себе, расходуют свои энергии только на собственную жизнь, заняты лишь тем, что объективно и осязаемо, и характеризуются необходимым и защитным эгоизмом. Данный этап крайне необходим для развития и сохранения расы.

Этот период эгоизма атома переходит во второй этап – этап групповой связанности. Здесь происходит образование форм и видов до получения чего-то связного и индивидуализированного в самом себе как одно целое, которое всё же состоит из множества меньших индивидуальностей и форм. У человека это соответствует пробуждению ответственности и пониманию своего места в группе. При этом у него обязательно появляется способность к признанию большей, чем он сам, жизни, называется ли эта жизнь Богом, или просто считается жизнью группы, частью которой этот человек является, той великой Сущностью, частью которой является каждый из нас. Это соответствует школе мысли, которая 26] придерживается позиций сверхъестественного и которая со временем должна разработать более широкую и правильную концепцию. Как мы выяснили, на первом, или атомном, этапе развитие происходило за счёт эгоистичности, или сосредоточенности на себе, в жизни атома (говорим ли мы об атоме вещества или о человеческом атоме). На втором этапе движение к совершенству происходит благодаря жертве единицы ради блага многих, атома ради группы, к которой он относится. Об этой стадии мы пока практически мало что знаем, но часто представляем её в своём воображении и надеемся на неё.

Третий этап ждёт нас в далёком будущем и многим может показаться несбыточной мечтой. Но у некоторых из нас есть видение, которое, хотя и неосуществимо в настоящем, логически возможно, если мы исходим из верных посылок и заложили правильное основание. Это видение единого существования. Будут существовать не только отдельные единицы сознания, не только отдельные атомы в пределах одной формы, не только группа, состоящая из множества индивидуальностей, но совокупность всех форм, всех групп и всех состояний сознания, которая станет сочетанием, соединением и синтезом их всех в одно совершенное целое. Не важно, как вы назовёте это целое – Солнечной системой, природой или Богом, – не в названии дело. Этот этап будет соответствовать стадии взрослого человека. Он аналогичен периоду зрелости, той стадии, которая предполагает у человека наличие твёрдой цели 27] и жизненной задачи, а также чётко разработанного плана, который он осуществляет с помощью своего ума. В наших беседах я попытаюсь показать, что нечто подобное актуально и для Солнечной системы, и для планеты, и для всего человечества, и для атома. Я полагаю, что мы можем доказать наличие разумности в основе всего; появление единства из разделения благодаря соединению и слиянию в групповую формацию; неизбежное возникновение из множества групп единого, совершенного целого, обладающего полным сознанием и состоящего из мириадов отдельных индивидуальностей, побуждаемых единой волей и единой целью. И если это так, то каким должен быть следующий практический шаг для тех, кто понимает это? Как нам практически приложить этот идеал к собственной жизни и как узнать, что нам лично необходимо делать, чтобы принять участие в сознательной реализации этой цели? В космическом процессе у нас есть своя крошечная роль, и каждый день мы должны с пониманием выполнять свою задачу.

Прежде всего, мы, несомненно, должны стремиться к самореализации через развитие способности различать. Мы должны научиться чётко и самостоятельно мыслить, формулировать собственные мысли и управлять своими ментальными процессами. Мы должны научиться узнавать, о чём мы думаем и почему мы так думаем, и в ходе изучения закона жертвы постигать смысл группового сознания. Мы должны не только миновать 28] первую стадию детского эгоизма (которая непременно должна остаться позади), не только научиться отличать реальное от нереального с помощью практики различения, но и пытаться перейти от этого к чему-то гораздо лучшему. Ближайшей целью для нас должен стать поиск группы, к которой мы относимся. Мы не можем войти во все группы и не можем сознательно определить своё место в единой великой Группе, но можем найти группу, отвечающую нашим склонностям, некий коллектив для совместной работы, одного или нескольких братьев, которым мы можем помогать и содействовать. Это действительно поможет нам понять идеал братства и – пока мы не разовьёмся до стадии, когда наше сознание станет универсальным, – в этой группе мы найдём именно тех братьев, которых сможем любить и которым сможем помогать, следуя закону жертвы и превращая свой эгоизм в исполненное любви служение. Это позволит нам сотрудничать в достижении общей цели и выполнять миссию всей группы.

 


 

ЛЕКЦИЯ II

Эволюция субстанции

31] Очевидно, что невозможно в подобной серии лекций полностью рассмотреть столь обширный предмет, даже располагая всеми необходимыми знаниями в таком фундаментальном научном вопросе. Опять же, даже если бы наука имела строгие выводы об эволюции материи, тема всё равно оставалась бы слишком широкой для обстоятельного рассмотрения, отсутствие же строгих научных заключений только осложняет предмет. Поэтому сегодня я прежде всего хочу сказать, что данные лекции предназначены главным образом для тех, у кого нет никакой научной подготовки, и должны дать им достаточное представление об общепринятых идеях. В связи с этим я хочу привести некоторые положения, которые могут помочь нам проникнуть в суть этой великой проблемы материи. Обычно субстанциональный аспект проявления рассматривался как нечто совершенно отдельное от сознания и духа, и только в последнее время перед обществом начинает выявляться то, что я назвала бы «психологией материи», а происходит это благодаря исследованиям и выводам широко мыслящих ученых.

32] Как вы помните, на прошлой неделе я попыталась в самых общих чертах описать три основных подхода к изучению материальной вселенной. Первый подход отражает только материалистический аспект и учитывает лишь то, что зримо, осязаемо и может быть испытано. При втором подходе на вещи смотрят с позиций сверхъестественного и интересуются не столько материальной их стороной, сколько так называемой божественной. Этот подход рассматривает жизненный и духовный аспекты, считая Жизнь фактором, внешним по отношению к Солнечной системе и человеку, и определяя этот фактор как великое творческое Начало, создающее материальную Вселенную и управляющее ею, но находящееся вне её. Очевидно, что этих двух подходов придерживаются ученые откровенно материалистических взглядов, ортодоксальные христиане и деисты[2] различных течений.

Затем я указала третий подход к проблеме, и мы назвали его идеалистической концепцией. Такой подход учитывает не только материальную форму, но и жизнь в ней, и постулирует Сознание, или Интеллект, который развивается посредством этой внешней формы. Думаю, вы заметите, что в наших лекциях я буду уделять особое внимание именно этому подходу. Что ни говори, а ни один лектор не в состоянии полностью абстрагироваться от собственных убеждений, и в данных беседах я поставила перед собой задачу следовать этому третьему подходу, так как для меня он 33] синтезирует и два первых, дополняя их теми концепциями, благодаря которым все три сливаются в одно согласованное целое. А о логичности, обоснованности и убедительности этой третьей точки зрения придётся судить вам самим.

Самым обычным фактом жизни для всех нас является материальный мир – мир, который окружает нас и с которым мы контактируем посредством пяти чувств, мир, который метафизики называют «не-Я» и который объективен для каждого из нас. Как мы знаем, химики пытаются разложить все известные вещества на самые простые элементы, и не так давно казалось, что это уже достигнуто. Химики полагали, что известных элементов не более семидесяти-восьмидесяти. А около двадцати лет назад (в 1898 году) был открыт новый элемент, который назвали радием, и его открытие явилось революционным в понимании вещества и материи. Если вы обратитесь к учебникам прошлого столетия или раскроете старые словари в поисках, например, определения атома, то скорее всего найдёте цитату Ньютона. Он определяет атом как «твёрдую, невидимую, первичную частицу», иначе говоря, нечто, что дальше уже не делится. Эта частица считалась мельчайшей и неделимой во Вселенной и учёными Викторианской эпохи была названа «краеугольным камнем Вселенной». 34] Им казалось, что они достигли предела и обнаружили саму основу всего проявленного и объективного. Но открытие радия и других радиоактивных веществ поставило человечество перед совершенно новой ситуацией. Стало ясно, что частица, считавшаяся первичной, вовсе не является таковой. Сейчас мы имеем следующее определение атома (я цитирую «Нормативный словарь»):

«Атом – это силовой центр, аспект электрического явления, энергетический центр, активный благодаря своему строению и отдающий энергию, тепло или излучение».

Таким образом, атом (как и предполагал в 1867 году лорд Кельвин) представляет собой «вихревое кольцо», или силовой центр, а не частицу того, что мы понимаем как осязаемое вещество. Эта элементарная частица материи, как теперь выяснилось, состоит из положительно заряженного энергетического ядра, окружённого – как солнце планетами – электронами, или отрицательно заряженными корпускулами. Так атом прежней науки разделился на более мелкие частицы. Химические элементы отличаются числом этих отрицательных электронов и расположением их орбит вокруг положительных ядер. Электроны вращаются, или движутся, вокруг этого центрального заряда, как планеты вокруг солнца. В одной из своих 35] последних книг профессор Содди[3] указал, что атом выглядит как целая солнечная система: в нём можно различить центральное солнце и планеты, вращающиеся вокруг него по своим орбитам.

Каждому из нас ясно, что анализ такого определения атома даёт нам совершенно новую концепцию субстанции. Догматические утверждения больше не годятся, так как понятно, что в ходе дальнейших открытий может оказаться, что электроны сами являются мирами внутри миров. В книге одного из наших учёных есть интересное предположение о том, что электрон сам, возможно, будет разделён на то, что он называет «психонами», и это введёт нас в области, которые в настоящее время не считаются физическими. Может быть это просто мечта, но и самой себе, и вам я пытаюсь донести впечатление, что мы едва ли представляем себе уровень, на котором находится наша научная мысль, и то же относится к миру религии и экономики. Всё сейчас переживает переходный период: меняются старые порядки, становится неприемлемым или неполным прежний взгляд на вещи, оказывается несостоятельным старое мышление. Мудрому человеку не стоит сегодня спешить с выводами, но следует решить, что ему кажется наиболее правильным, и попытаться синтезировать 36] этот аспект универсальной истины с тем её аспектом, которого придерживается его брат.

Итак, мы можем утверждать, что атом делится на электроны и определяется в понятиях силы, или энергии. Любой центр энергии или активности наводит нас на две мысли: это, во-первых, причина движения, или энергии, и, во-вторых, это то, что при этом энергетизируется, или активизируется. А это прямо ведёт нас в область психологии, так как энергия, или сила, всегда рассматривается как качество, качество же является действительным атрибутом сферы психических явлений.

Рассмотрение вещества связано с использованием специальных терминов, которые постоянно появляются и очень широко толкуются. Просматривая на прошлой неделе одну научную книгу, я была удивлена, прочитав высказывание автора о том, что атом химика, физика, математика и метафизика – это совершенно разные вещи. Вот ещё одна причина недопустимости догматизма при рассмотрении этих вопросов. Тем не менее, я хотела бы представить вам одну гипотезу, а будущее покажет, правильна она или нет. Говоря о радии, мы, по всей вероятности, вступаем в сферу эфирной субстанции – эфира, или протила. Слово «протил» было придумано сэром Уильямом Круксом[4] и определяется им так:

37]

«Слово протил аналогично слову протоплазма и выражает идею основной первоначальной материи до появления химических элементов. Предлагаемое мной для этой цели слово происходит от греческих слов “раньше, чем” и “вещество, из которого состоит всё”».

Таким образом, мы возвращаемся к той концепции материи, которой всегда придерживалась Восточная философия, к концепции первичного вещества, к тому, что на Востоке называют «изначальным эфиром», хотя всегда нужно помнить, что эфир науки далеко ушёл от изначального эфира восточных оккультистов. Вновь мы возвращаемся к тому неуловимому нечто, что составляет основу всего объективного, всего того, что мы с вами можем видеть, осязать и использовать. Слово «субстанция»[5] само по себе означает то, что «поддерживает» или лежит в основе вещей. Таким образом, всё, что мы можем предполагать в связи с космическим эфиром, это то, что он является средой, в которой действует или проявляется энергия или сила. Упоминая на этих лекциях энергию или силу, а также материю и субстанцию, мы можем мысленно разделить их следующим образом. Когда мы говорим об энергии и субстанции, то рассматриваем то, что пока неосязаемо, а о силе мы говорим в связи с материей, когда рассматриваем тот аспект объективного мира, который исследуют наши учёные. В одной из множества своих градаций субстанция представляет собой эфир и лежит в основе самой материи.

38] Что касается энергии, то должно быть что-то, что пробуждает энергию, что является источником энергии и порождает ту силу, которая проявляется в материи. Я хочу обратить на это особое внимание. Откуда берётся эта энергия и что представляет собой её источник?

Учёные всё более ясно понимают, что атомы обладают качествами, и было бы интересно посмотреть, какие из множества разнообразных терминов, используемых в различных научных книгах, посвящённых теме атома, можно было бы использовать и по отношению к человеку. Я попыталась немного поразмыслить в этом направлении и обнаружила, что это многое проясняет.

Прежде всего, как нам известно, говорят, что атом обладает энергией и способностью изменять один вид активности на другой. Один из авторов заметил, что «абсолютный интеллект вибрирует в каждом атоме мира». В связи с этим, мне бы хотелось привести слова Эдисона из интервью «Харперз Мэгэзин» за февраль 1890 года, которые более подробно воспроизвёл журнал «Сайентифик Америкэн» в октябре 1920 года. Он сказал следующее:

«Я не верю в инертность материи и её активность лишь под воздействием внешней силы. Мне кажется, что каждый атом обладает определённым количеством примитивного интеллекта. Посмотрите на тысячи способов соединения атома водорода 39] с атомами других элементов и образование при этом самых различных веществ. Можно ли говорить, что всё это происходит без участия интеллекта? В гармоничных и полезных сочетаниях атомы образуют удивительно интересные формы и цвета или издают прекрасные ароматы, как бы выражая своё удовлетворение... При их соединении в определённые формы появляются живые организмы низшего порядка. В конечном итоге они составляют человека, представляющего совокупный интеллект всех атомов».

«Но откуда же изначально берётся этот интеллект?» – спросил журналист.

«От какой-то силы, намного превосходящей нас самих» – ответил Эдисон.

«Так Вы верите в разумного Создателя, в личного Бога?»

«Конечно. Существование такого Бога, с моей точки зрения, вполне может быть доказано химией».

В большом интервью, приводимом «Сайентифик Америкэн», Эдисон высказал ряд интереснейших предположений, из которых я выделила следующие:

1.   Жизнь, как и материя, неуничтожима.

2.   Наши тела состоят из множества мельчайших сущностей, каждая из которых представляет собой единицу жизни; подобным же образом и атом состоит из множества электронов.

3.   Человек скорее действует как некая совокупность, нежели как единица, а тело и ум проводят решение живых сущностей, или подчиняются их голосу.

4.   Живые сущности выстраиваются в соответствии с определённым планом, 40] и если часть живого организма травмируется, они выстраиваются заново точно так же, как до того...

5.   Наука затрудняется провести грань между живым и неживым, и, возможно, живые сущности действуют в кристаллах и химических веществах...

6.   Живые сущности вечны, так что, хотя бы в этом смысле, вечная жизнь, на которую надеются многие из нас, реальна.

В выступлении сэра Клиффорда Олбута, президента Британской Медицинской Ассоциации, опубликованном в «Литературном дайджесте» за 26 февраля 1921 года, говорится о способности микроба делать выбор. В ходе своих рассуждений он отмечает:

«Попадая в организм хозяина, микроб может находиться в полной гармонии или полной дисгармонии с частью или всеми клетками, с которыми контактирует. В обоих случаях это ещё не несёт никакой угрозы здоровью... угроза таится в отношениях между этим микробом и теми клетками тела в районе его обитания, которые не могут достичь с ним гармонии. Это даёт нам основание предполагать, что, приближаясь к клетке, вплотную примыкающей к границам его «владений», микроб тем или иным образом может попытаться захватить её. В этом случае безобидный в начале микроб становится опасным. А с другой стороны, клетки сами могут научиться вибрировать в гармонии с микробом, не допуская разлада, или между ними могут происходить взаимообмен и взаимная адаптация...

41] Если это действительно так, то налицо замечательная и далеко идущая способность, способность выбирать, проходящая от самых основ биологии до самой вершины, – способность, определяющая развитие, «самоопределение» или, если угодно, «ум»».

В 1895 году сэр Уильям Крукс, один из наших величайших учёных, прочитал интересную лекцию для группы химиков Великобритании, в которой рассмотрел способность атома следовать своему собственному пути, отвергать и выбирать, и показал, что естественный отбор можно обнаружить во всех формах жизни: от считавшегося тогда неделимым атома до всех форм существования.

Ещё в одной научной статье говорится и о чувствительности атома:

«Недавний спор о природе атомов, которые в той или иной форме мы должны считать первичным фактором всех физичес­ких и химических процессов, имеет, по-видимому, очень прос­тое решение, если исходить из концепции, согласно которой эти мельчайшие скопления обладают – как силовые центры – вечной душой и что каждый атом наделён чувствительностью и способностью к движению».

Тиндаль[6] тоже отмечал, что даже сами атомы, судя по всему, «преисполнены желания жить».

Все эти качества атома – энергия, интеллект, способность выбирать и отвергать, притяжение и отталкивание, чувствительность, движение и 42] желание, – очень напоминают психологию человека, но только в меньшей степени и в более ограниченных пределах. Не подводит ли нас это к тому, что можно назвать «душой атома»? Мы установили, что атом является живой сущностью, маленьким вибрирующим миром, и что в сфере его влияния находятся другие малые жизни, и это во многом приложимо к каждому из нас как к сущности, или положительному ядру силы, или жизни, удерживающему в сфере своего влияния меньшие формы жизни – клетки нашего тела. То есть то, что можно сказать о нас, в известной степени относится и к атому.

Давайте расширим наше представление об атоме и коснёмся возможной фундаментальной причины, которая может содержать решение мировых проблем. Концепция атома как положительного носителя энергии, удерживающего в радиусе своей активности свою полярную противоположность, приложима не только к атому каждого типа, но и к человеческому существу. Каждую единицу человечества мы можем рассматривать как человеческий атом, то есть представлять человека как атом большего размера. Он является положительно заряженным силовым центром, удерживающим в сфере своего влияния клетки своего тела и обладающим способностью к различению, умом и энергией. Разница лишь в степени: у него более широкое сознание и более сильная вибрация, чем у маленького атома химика.

43] Мы можем пойти ещё дальше и приложить идею атома к планете. Возможно, планета оживотворяется жизнью, которая удерживает субстанцию земного шара и все формы жизни на нём в виде единого целого и оказывает на них своё особое влияние. Это может звучать как нелепая фантазия, но, продолжая аналогию, можно предположить присутствие в планетарной сфере Сущности, сознание Которой настолько же отличается от сознания человека, насколько сознание человека отличается от сознания химического атома.

Эту мысль можно развить ещё дальше и распространить идею атома на Солнечную систему. В сердце Солнечной системы, Солнце, заключён положительный энергетический центр, удерживающий планеты в сфере его влияния. И если у атома есть интеллект, если у человека есть интеллект, если у планеты есть Интеллект, контролирующий всё происходящее на ней, то разве не логично развить эту идею и предположить существование более значительного Интеллекта за этим ещё бóльшим атомом – Солнечной системой?

В конце концов это приводит нас к точке зрения, которой всегда придерживался религиозный мир, утверждая существование Бога, или Божественного Существа. То, что ортодоксальный христианин с почтением называет Богом, учёный с не меньшим почтением называет Энергией, но оба имеют в виду одно и то же. Там, где приверженец идеализма говорит о «Боге 44] внутри» человеческой формы, другие, имея в виду то же самое, говорят об «энергетизации изнутри» человека, позволяющей ему действовать физически, эмоционально и ментально. Силовые центры находятся везде, и идею такого центра можно проследить от химического атома до таких наделённых интеллектом центров, как человек, и до той Жизни, что проявляется через Солнечную систему. В этом демонстрируется удивительное синтетическое Целое. Говоря о Небесном Человеке,[7] Св. Павел, возможно, имел в виду нечто подобное. А под «телом Христовым»[8] он явно понимал все те единицы человечества, которые удерживаются в пределах Его сферы влияния и составляют Его тело, как совокупность физических клеток образует физическое тело человека. В нынешний период религиозных сдвигов необходимо продемонстрировать все эти основополагающие истины христианства как истины научные. Нам нужно дать религии научное обоснование.

Мне хотелось бы привести здесь очень интересное высказывание, записанное на санскрите много тысяч лет назад:

«Каждая форма на Земле и каждая частица (атом) в космосе стремятся к собственному преображению, следуя за моделью, воплощённой в Божественном Человеке. Инволюция 45] и эволюция атома... имеют одну и ту же цель: человек».

Понимаете ли вы, какую надежду даёт нам эта концепция? С течением эонов каждый атом материи, обладающий латентным интеллектом и способностями к различению и отбору, непременно достигнет той продвинутой ступени сознания, которую мы называем человеческой. Естественно предположить, что и человеческий атом в своём продвижении может намного расширить своё сознание и в итоге достичь стадии развития таких великих Сущностей, которые в качестве тела имеют планетарные атомы. А что же ждёт эти Сущности в дальнейшем? Достижение того всеобъемлющего состояния сознания, которое мы называем Богом, или Солнечным Логосом. Это учение, несомненно, и логично, и практично. Древнее оккультное предписание – «Познай себя, ибо в тебе самом заключено всё, что нужно знать» – по-прежнему служит правилом для мудрого ученика. Если каждый из нас с научной точки зрения представит себя силовым центром, удерживающим материю своего тела в радиусе своего контроля и действующим в нём и через него, мы получим гипотезу, позволяющую объяснить всё строение космоса. Если, как даёт понять Эйнштейн, вся наша Солнечная система является ни чем иным, как сферой, то вполне логично, что она, в свою очередь, может быть ни чем иным, как космическим атомом. Так мы оказываемся в составе ещё большей схемы, имеющей центр, вокруг которого, как электрон вокруг атома, вращается 46] наша система. По утверждениям астрономов, вся наша система, вероятно, действительно вращается вокруг центральной точки на небе.

Таким образом, основную идею, которую я пыталась подчеркнуть, можно проследить от атома химика и физика, через человека, через Жизнь, Которая энергетизирует планету, и до Логоса – божества нашей Солнечной системы, Интеллекта, или Жизни, в основе всего проявления, или природы, и до ещё более значительной схемы, в которой даже наш Бог играет не главную роль и занимает не центральное место. И если это так, то перед нами открывается поистине удивительная картина.

Сегодня я не могу говорить о различных аспектах развития этого интеллекта, оживляющего все атомы, но мне хотелось бы кратко рассмотреть возможный способ эволюции атомов с точки зрения человека (которая наиболее естественна для нас), постоянно помня: то, что истинно для одного атома, должно в большей или меньшей степени быть истинным и для всех атомов.

При более широком рассмотрении атомов Солнечной системы, включая и саму систему, обращают на себя внимание две вещи: во-первых, интенсивная жизнь и активность самого атома и его внутренняя атомная энергия; и, во-вторых, его взаимодействие с другими атомами – притяжение одних и отталкивание других. Это позволяет нам предположить, что эволюция каждого атома обусловливается двумя причинами: внутренней жизнью 47] самого атома и его взаимодействием с другими атомами. Обе причины очевидны и в эволюции атома человеческого. На первую указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас»,[9] который, таким образом, обратил внимание всех человеческих атомов на центр жизни, или энергии, внутри них, уча их необходимости расширяться и расти благодаря этому центру. Каждый из нас сознаёт, что сосредоточен прежде всего на себе самом, имеет на всё собственную точку зрения и интересуется внешними событиями в основном лишь постольку, поскольку они затрагивают его самого. Мы занимаемся лишь тем, что касается нас лично, а всё, что происходит с другими, на определённой ступени нашего развития важно для нас, только если имеет какое-то отношение к нам. В настоящее время на этой ступени находится большинство. Это период глубокого индивидуализма, когда первостепенную важность имеет своё «я» и происходит интенсивная внутренняя активность.

Второй аспект роста человеческого атома состоит в его взаимодействии со всеми остальными атомами. Человеческий ум только начинает осмысливать это и сознавать насколько это действительно важно. Мы только начинаем понимать истинное значение конкуренции и сотрудничества и готовы признать, что не можем прожить жизнь эгоистически и обособленно от группы, в которой оказались по воле судьбы. Мы постепенно узнаём, что, если наш брат 48] отстаёт и не совершает прогресса и если другие человеческие атомы не развивают должной вибрации, то это сказывается на каждом атоме в общем теле. Никому из нас не достичь совершенства, пока все остальные единицы не достигнут полноты своего развития.

Мы остановимся на этом подробнее на следующей неделе, когда будем говорить о построении формы. А сегодня в заключение нашей лекции я хочу донести до вашего сознания важность того места, которое каждый из нас занимает в общей схеме, и указать на значение взаимодействия, которое происходит между всеми атомами. Я хочу, чтобы вы поняли, как важно найти своё место в той группе, частью которой мы естественным образом являемся (где мы подобны электронам, притягиваемым положительным зарядом), а затем взяться за выполнение своей задачи в этом большем атоме – в нашей группе.

Это превращает всю нашу гипотезу из плода фантазии в осуществимый и полезный идеал. Например, если все клетки нашего тела на самом деле являются электронами, которые мы удерживаем в сцеплении, а мы представляем собой энергетизирующий фактор внутри материальной формы, то крайне важно осознать этот факт и подходить к этим формам и их атомам правильно и научно. Это требует практической заботы о физическом теле и мудрого приспособления всей нашей энергии к характеру нашей цели и 49] выполнению необходимой работы. Это также требует разумного использования той совокупности клеток, что составляет наш инструмент, или орудие, и сферу нашего проявления. Пока мы мало знаем об этом. Развитие этой мысли и признание человека силовым центром кардинально изменят отношение людей к своей работе и образу жизни. Изменятся, например, медицинские взгляды, и начнётся изучение правильных способов использования энергии. Исчезнут болезни, имеющие своей причиной неведение, и будут использоваться изученные методы передачи силы. Тогда мы действительно станем атомами, обладающими интеллектом, чего о нас пока нельзя сказать.

Опять же, зная строение своих материальных тел, мы не только будем практичными в отношении их, но сможем сознательно находить своё место в группе и направлять свою энергию на благо группы, а не на достижение, как сейчас, своих собственных целей. Многим атомам помимо внутренней жизни присуще ещё и излучение, и, поскольку происходит постепенное понимание природы радиоактивности, то начнётся и изучение человека как центра активного излучения. Сегодня мы стоим на пороге удивительных открытий: мы движемся к чудесному синтезу мировой мысли и приближаемся к тому времени, когда наука и религия будут помогать друг другу и 50] свой вклад в понимание истины внесёт философия.

Сила воображения будет открывать нам удивительные перспективы. Будучи основано на разумных гипотезах и на том, что действительно важно, воображение может помочь нам в раскрытии и решении тех тайн и проблем, которые сегодня лишают мир покоя. Разве причиной таинственности и необъяснимости происходящего для нас не может быть та великая Сущность, Которая проявляется через нашу планету и действует в соответствии с определённой целью и планом, как и сами мы в собственной жизни? Иногда, вследствие наших действий, наш физический проводник испытывает неприятные и болезненные трудности. Исходя из рассматриваемой нами гипотезы, вполне логично предположить, что вследствие действий великого Интеллекта нашей планеты всё тело Его проявления (в которое входит и человечество) оказалось в положении, болезненном для атомов. С


 

[1] Деян.17:28.

[2] Деист, последователь деизма – доктрины, признающей Бога как мировой разум, создавший природу и давший ей законы и движение, но отвергающая Его дальнейшее вмешательство в её дела. Т.о. доктрина не признаёт «промысел Божий», чудеса и т.п., а единственным путём познания Бога считает ум.

[3] Содди, Фредерик (1877-1956), английский радиохимик, профессор Оксфордского Университета (1919-36). В 1903 совместно с Э. Резерфордом разработал основы теории радиоактивного распада. В 1913 ввёл понятие об изотопах и в том же году одновременно с К. Фаянсом сформулировал правило радиоактивного смещения. В 1915 экспериментально доказал образование радия из урана. Наряду с другими учёными считается открывателем элемента протактиния (1917). В 1921 получил нобелевскую премию по химии за открытие радиоактивных субстанций и за разработку теории изотопов.

[4] Крукс, Уильям (1832-1919), английский физик и химик. Исследовал электрические разряды в газах и катодные лучи (в трубках Крукса). Обнаружил сцинтилляции, создал прибор для их наблюдения. В 1861 открыл таллий, а в 1873 определил его атомный вес.

[5] Происхождение английского слова substance можно можно проследить до слова stanse, означающего «позиция», «установка», и приставки sub-, означающей расположение под чем-л., снизу от чего-л..

[6] Тиндаль Джон (1820-93), английский физик-экспериментатор, страстный пропагандист науки в Викторианскую эпоху. В 1853 был назначен профессором естественной философии в Лондонском Королевском Институте, где подружился с Майклом Фарадеем. Занимался акустикой, диамагнетизмом, рассеянием света в мутных средах. Тиндаля обвиняли в материализме и атеизме за его утверждение о том, что космологическая теория это прерогатива науки, а не богословия, и что потенцал для порождения жизни заключается в самой материи.

[7] 1Кор.15:47-49.

[8] 1Кор.10:16-17, 12:12-27.

[9] Лк.17:21.

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов