ПО СЛЕДАМ ЯЗЫЧНИКОВ
Есть зоны, в которых грань между мирами особенно
прозрачна, где действуют другие законы, а проявления потустороннего
особенно ярки. Таких мест достаточно прямо в окрестностях Питера, и не
обязательно лезть в Тибет, чтобы ощутить трепет от соприкосновения с
этим «нечто».У нас есть пещеры и подземные ходы, культовые камни и
рисунки на скалах, древние крепости и монастыри, рощи, озера и дворцы,
про которые ходят легенды. Надо просто уметь их находить.
Автор: eha, опубликовано: 2004-02-11
ПО СЛЕДАМ ЯЗЫЧНИКОВ
Текст: Мария Евневич
Автор благодарит МОО «Профессиональная медицинская ассоциация народной
медицины» за помощь в подготовке материала
МИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. ЧАСТЬ2
Опубликовано:
газета “Аномалия“, №11-12 (286-287), 2003г.
газета “Исцелитель“, №5, февраль 2003г.
газета “Петербург на Невском“, декабрь 2002г.
газета “Gaudeamus“, №13 2001г.
Есть зоны, в которых грань между мирами особенно прозрачна, где
действуют другие законы, а проявления потустороннего особенно ярки.
Таких мест достаточно прямо в окрестностях Питера, и не обязательно
лезть в Тибет, чтобы ощутить трепет от соприкосновения с этим «нечто».У
нас есть пещеры и подземные ходы, культовые камни и рисунки на скалах,
древние крепости и монастыри, рощи, озера и дворцы, про которые ходят
легенды. Надо просто уметь их находить.
ПО СЛЕДАМ ЯЗЫЧНИКОВ
На особенных местах строили свои культовые сооружения древнерусские
язычники. Особенно облюбован ими был Волхов, русская река с древнейшей
историей.
Легенда (Мазуринский летописец, 17в.): Своим названием река обязана
Волхову, старшему сыну князя Словена, основателя Новгорода. Будучи
колдуном и чародеем, Волхов принял образ лютого зверя крокодила,
поселился на холме у капища Перуна, возле Ильменя, где подстерегал
корабли, своим огромным телом перегораживая дорогу, пожирал и топил
людей. Его удавили бесы, и народ, плача, похоронил чудище под курганом.
Через 3 дня земля разверзлась и поглотила курган вместе с телом
крокодила.
ПЕРЫНСКОЕ КАПИЩЕ
Был сентябрь и яблоки. Путешествовать просто так было скучно, и я искала
задачку для головы и необычные впечатления одновременно. Хотелось
мистики и чтобы дух захватывало.
В 4 часа утра, немного подкрепившись, мы с друзьями сели в машину и
поехали искать Перынское капище. Четыре человека, одна машина, один
атлас автодорог Ленинградской области и стопка бутербродов. Первым, что
нам удалось найти, были 180 км абсолютного тумана по ночной дороге до
Новгорода и 4 штрафа за превышение скорости.
Из язычества: Перынь – это место, здесь в первом тысячелетии было капище
Перуна, верховного бога русского языческого пантеона, составленного
князем Владимиром. Перун – древнерусский бог грома и молнии, коллега по
профессии скандинавского Одина и греческого Зевса. Этакий могучий
гневный бородатый мужчина с саблей и на коне. Из тех, кому поклоняются
из страха.
Именно таким его и увидела Аня, он промелькнул в воздухе и исчез,
оставив в пространстве вихрь.
В народной традиции Перынь – это место силы, для археологов – топохрон,
для ученого – место повышенной концентрации природных, естественных
источников энергии. Для меня…
Научно выражаясь: Топохронами называют памятники языческой культуры,
сохранившиеся с дохристианских времен. К ним относят капища и требища –
места жертвоприношений, совершения обрядов, ритуалов; могильники и
курганы – места захоронений; урочища – культовые лесонасаждения и
прочие. Место для каждого такого сооружения выбирали волхвы, действуя по
наитию.
В древнерусской традиции, волхвы - это языческие жрецы, звездочеты,
чародеи и предсказатели. Средневековые христианские источники обвиняют
выживших волхвов во всех «бесовских деяниях», а церковная власть, боясь
волхвов, уничтожает их с начало второго тысячелетия. Для искоренения
старой веры после принятия христианства волхвов скидывали в реки, жгли
на кострах, вешали на дубах.
К 7 утра, с рассветом, мы въехали в Новгород. Искать место по карте
оказалось бесполезно: в атласе автодорог никакой Перыни нет, а
историческая карта топохронов вообще при наложении на атлас не совпадает
с ним и дает что-то вроде объемного плана-схемы параллельных миров.
Дороги поворачивают под разными углами, на одной карте здесь болотце, на
другой тут же заброшенный аэропорт, а на местности это охраняемый склад.
Аборигены молчали, как партизаны и дорогу не показывали. Мы располагали
только следующей информацией: капище находилось в 4 км от Новгорода,
там, где Волхов впадает в Ильмень, на холме, обращенном к востоку, и
сейчас там стоит Перынский скит.
В поисках скита пришлось ориентироваться на ощущения и интуицию. Это
было несложно, так как необычность места чувствовалась: было что-то
вроде едва уловимого озонового запаха в воздухе, какой бывает, если
рядом гроза. Решив поискать эту грозу, я задрала голову вверх и засекла
странное явление в небе: облака сходились концентрическими кругами над
небольшим полуостровом вдалеке. Перелетные птицы, подлетая к этому
месту, делали несколько кругов в воздухе и только потом летели дальше.
Поэтому там постоянно крутилась и возмущенно кричала тьма птиц всех
цветов и размеров. Куда идти дальше стало сразу понятно.
Полуостров соединяется с берегом «естественным коридором» - прямой белой
дорогой, по краям которой в линию стоят крупные, абсолютно прямые сосны
одинакового размера. Рядом с ними - перекореженные, горелые, лишенные
половины ствола и почти всех веток, но еще надолго живые, росли
дремуче-древние дубы. Заворожено пройдя через этот строй, мы уперлись
лбами… во вполне рукотворный забор из больших кольев.
Историческая закономерность: одна религия, выселив другую, строит свои
новые храмы на местах прежних, преследуя одновременно две цели: занять
место силы и вытеснить память о старом храме, не дать исповедующим
старую религию поклоняться хотя бы тому же самому месту, где раньше было
их святилище. Большинство церквей стоит на местах требищ, капищ и
жертвенных ям. На Перыни, на том самом месте, где тысячу лет назад
приносились жертвы Перуну, собираются построить женский монастырь.
За забором находится Перынский скит. Когда мы зашли на территорию,
батюшка флегматично поинтересовался у нас, приехали мы смотреть церковь
или капище. Мы признались ему честно, и, видимо, мы были далеко не
первые. «Язычники разъездились», - пробормотал он. Когда мы зашли в
церковь, люстра начала покачиваться, а батюшка посмотрел на нас, как на
нечисть.
Естественно, идолы не сохранились, а от капища осталась только площадка
около 20 м в диаметре, окруженная рвом с восьмью округлыми
выступами-лепестками, в каждом из которых горел когда-то негасимый
огонь.
Возмущение: Когда воюют религии, страдает культурное наследие. Найдя в
начале 90-х на месте капища каким-то чудом сохранившуюся статую,
предположительно стоявшую в одном из лепестков – полукружий более
тысячелетия назад, церковные работники положили ее в хранилище, в музей
не сдали, а через четыре года выкинули в Волхов, поступив так же, как в
10 веке их предшественники, крестившие Русь и уничтожавшие символы
древней религии.
Зато остался дух места. Глупо пытаться словами передать те ощущения,
которые испытываешь, осторожно проходя по месту капища или вокруг него.
Да и нет смысла: это надо испытать самому. Там такая тишина, что
проваливаешься сквозь время, выпадая из современной реальности. Когда мы
потом гуляли по Новгороду, нас не видели прохожие, а официант в
ресторане не заметил, как мы пришли, и не принес меню. Внутренняя тишина
сделала нас невидимыми.
КРЕПОСТЬ СТАРАЯ ЛАДОГА
Еще одно место скопления топохронов – Старая Ладога. Ехать всего 120 км
от города. Это другая, Ладожская часть Волхова. Прямо возле дороги,
перед въездом в город, расположены языческие сопки. Одна из них -
предположительная могила Вещего Олега, который принял свою смерть от
любимого коня, укушенный змеей, выползшей из его мертвого черепа.
Хотя ученые в то, что здесь могила Олега, не верят. Натальин Николай
Александрович, специалист с геофака СПбГУ, говорит, что если Олег где-то
в окрестностях и захоронен, то никак не в этих сопках. У них структура
пород естественная, слойная: если сделать вертикальный срез, то сопка
будет похожа на разноцветное слоеное тесто. Это значит, что холмы эти
никто никогда не раскапывал, ничего туда не закапывал и курганов не
насыпал, породы исторически ложились слоями. Насыпные искусственные
курганы имеют смешанную структуру породы. Эти же «сопки» намыло рекой, а
при перемещении русла они обнажились. Но сотни детей из экскурсионных
автобусов, убежденных, что здесь могила Олега, бегают по «курганам»,
пытаясь нащупать в траве роковую лошадиную черепушку со змеей внутри.
Когда стоишь на холме, ветер сбивает с ног, а река утоплена в низине и
абсолютно спокойна… Отсюда видно Староладожскую крепость.
Историческая справка: Это дохристианская, изначально языческая крепость,
хотя она и перестраивалась. Она стояла на пути из варяг в греки и была
первым самым крупным торговым городом Руси до возвеличивания Новгорода.
Именно сюда, по легенде и был приглашен на княжение Рюрик. Это
древнейшая каменная крепость Восточной Европы: 750г, а на территории ее
расположена единственная сохранившаяся с домонгольского периода церковь:
Георгиевская.
Первым делом мы полезли обследовать башни. Смотровая башня так
расположена в пространстве, что с нее открывается вид на Волхов на
километры в обоих направлениях, причем именно на этой башне улучшается
дальность и острота зрения. Когда слезаешь с оттуда, эффект пропадает.
Почувствовав себя дозорными, мы сгрудились на башне.
«Смотрите, вон ладья с викингами плывет!» - закричал кто-то. «Ой, а они
с косичками!» - раздалось в ответ. «Осторожно, они враги», - пришлось
останавливать тех, кто уже пошел под горку знакомиться с собственными
видениями.
Рядом с крепостью есть «святой» источник, говорят, что там целебная
вода, а монахи из соседнего монастыря ведрами таскают ее к себе в
трапезную.
На другом берегу – языческое урочище Плакун, но мы до него так добраться
и не смогли. Все еще впереди.
От Тайничной Башни ведет частично сохранившийся подземный ход к воде.
Байка: под Волховом есть заваленный с обеих сторон подземный переход с
золотым гробом Рюрика. Я в это не верю. Если бы и был, то давно бы его
раскопали и пустили на колечки и золотые зубы. Ленинградская
спелеологическая партия тоже ходов под рекой не обнаружила.
Каждому нужна сказка. Детям проще – они еще умеют верить. Взрослому
человеку тоже верить хочется, но аналитический ум постоянно подсовывает
опровержения верованиям и требует научных объяснений и доказательств.
Бесхитростное волшебство не выдерживает научной полемики и принимает
трагическую смерть от скептицизма. Мистика – это сказка для взрослых.
Одетая в панцирь таинственности, скрытая и защищенная от посторонних
глаз, мистика способна выжить в нашем мире тотального недоверия.
Когда говоришь «мистика», окружающие сразу требуют «живых» призраков,
чтение мыслей и телекинез, а внимательно следить и ждать не хотят.
Доказать скептику существование мистического невозможно и не стоит
тратить на это время и силы. Бесполезно пытаться показать человеку то,
чего он видеть не хочет принципиально. Все, что написано выше было
пережито участниками поездок и для них истинность и реальность
произошедшего сомнению не подлежит.
|