Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Гриндер Д., Бэндлер Р. Вводный курс НЛП тренинга НЛП - это ясная и эффективная модель человеческого внутреннего опыта и общения. Используя принципы НЛП, можно описать любую человеческую деятельность очень детально, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой деятельности
|
Выдержки из произведения
Давайте сейчас вернемся назад и произнесем вопрос снова. Как вы узнаете о том, что испытываете интуитивную догадку? Женщина: Ну, разве что мне вернуться к предыдущему диалогу. Я старалась облечь ответ в какую-то форму. Это было для меня символом" - "Каким символом?" “Было ли это что-то, что вы видели, слышали или ощущали?" Женщина: Я как бы увидела это в голове..." - "Да. Вы увидели это в своей голове. Это была картина". Вся информация, которую она передала нам вербально, являлась бы избыточной, если бы вы были в состоянии, заметить ее невербальный ответ на заданный вопрос. Все, что она передала нам вербально, ранее было выражено невербально, причем выражено значительно более тонко. Если вы прочистите ваши сенсорные каналы, то вслед за тем, как вы сделаете какое-то утверждение или зададите вопрос, собеседник всегда даст вам невербальный ответ, вне зависимости от того, осознает он это или нет. Информация о репрезентативных системах данного человека может быть получена множеством различных способов. Самый легкий способ – это начать тренировать ощущения, пытаясь заметить движения глаз собеседника: они указывают, какую репрезентативную систему он использует. Перед тем, как зайти к вам в кабинет, человек планирует то, что он будет делать, что собирается вам описать. Когда он это делает, он проникает внутрь себя, производя соответствующие жесты, о которых каждый из нас подсознательно знает, но которые за всю историю психологии еще никто внятно не описал. Например, вы задаете человеку вопрос. Он отвечает: "Хм, давайте посмотрим", и смотрит налево и вверх, делая движения головой в том же самом направлении. Когда он смотрит вверх – он созерцает внутреннюю картину. Верите вы этому? Да, это ложь. Все, что мы собираемся вам здесь сказать - это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями есть лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что заявляет, не осознавая искусственности своих утверждений. Второе отличие состоит в том, что если, не осознавая искусственности заявленного, вы будете действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают. Как люди, чьей целью является создание моделей, нам совершенно неинтересно, правдивы ли наши утверждения, точны ли они, могут ли быть подтверждены данными из неврологии. Мы интересуемся только тем, работают ли они. А сейчас попрошу подняться сюда трех желающих. Сейчас я собираюсь задать Фрэн, Харвею и Съюзен несколько вопросов, все, что я хочу от остальных участников семинара - это чтобы они очистили свои сенсорные аппараты. Вы можете сидеть здесь и представлять себе то, о чем вы вспоминаете, говорить себе об этом или переживать соответствующие ощущения. А сейчас я предлагаю вам устроить учебную стратегию, которая понадобится вам в течение следующих пяти минут. Освободите свой внутренний опыт, успокойте внутренние диалоги, примите удобную позу, не создавайте внутренних образов. Попытайтесь заметить с помощью вашего аппарата восприятия те связи, которые существуют между вопросами, которые я буду задавать нашим трем испытуемым, и невербальными ответами. Особенно внимание обратите на движение глаз испытуемых. На остальные возникающие в процессе ответов важные явления мы обратим внимание в другой раз. Сейчас же обратите внимание на эту часть невербальной реакции. Сейчас я задам нашим испытуемым всего несколько вопросов. Просьба к испытуемым: найдите ответ на вопрос, но не вербализуйте его. После того, как вы отдадите себе отчет в том, что знаете ответ на вопрос, либо же его не знаете, прекратите думать о вопросе. Вербально вы не должны мне ничего отвечать - сохраните ответ для себя. Первый вопрос - Какого цвета верхний глаз светофора - красного или зеленого... Сколько светофоров вы видели сегодня утром по дороге в наш отель? Какого цвета глаза у вашей матери? ... Сколько цветных ковров в вашей квартире? ... (Фрэн на каждый вопрос в ответ смотрит вперед, Харвей - вверх и влево, Съюзен - вверх и направо, иногда прямо вперед.) Заметили ли вы движения глаз испытуемых? Отметили вы какую-то систематичность в этих движениях? Задержитесь на некоторое время. Наши испытуемые - сложные человеческие существа, поэтому они дают более, чем одну реакцию. Но, тем не менее, в реакциях на заданный нами вопрос есть и нечто общее. Сейчас я задам испытуемым другие вопросы, а вас попрошу наблюдать за тем, как будут изменяться их глазодвигательные реакции: "Вспомните фрагмент вашего любимого произведения... Какая буква в алфавите стоит перед "р". Попробуйте вспомнить голос вашей матери..." (Фрэн и Харвей смотрят влево вниз после каждого вопроса, Съюзен смотрит вправо вниз). Вот каковы различия в реакциях на предыдущий и данный набор вопросов. А сейчас следующие вопросы: "Помните ли вы, как вы ощущаете воду, когда плаваете? ... Что происходит с вами зимой, когда вы из уютно натопленного помещения выходите на мороз? (Фрэн и Харвей смотрят вниз, Съюзен - влево вниз). Какова же связь между набором вопросов и глазодвигательными реакциями? Что вы наблюдаете, пока я задавал вопросы? Мужчина: Я заметил, что когда Съюзен зрительно представляет себе что-то она смотрит вверх. Но иногда она смотрит прямо вперед. ОК. Я согласен с вами. Как же вы узнали, что она в данный момент что-то зрительно представляет? Ведь это ваше предположение. Что за вопросы я задавал, когда вы заметили эти движения глаз? Мужчина: О цвете глаз и светофорах. То есть вопросы, требующие по преимуществу визуальной информации. В реакциях на эти вопросы было много движений глаз, направленных вверх. А в какую сторону преимущественно? Женщина: Съюзен смотрела направо. Это потому, что она левша. Потому что она левша? Но она не всегда будет смотреть на право. Понаблюдайте это. Съюзен, как бы вы выглядели, если бы у вас были длинные рыжие волосы? ... На кого бы вы были похожи, если бы у вас выросла борода? ... Знаете ли вы, как вы выглядите, сидя сейчас здесь? ... (Съюзен смотрит влево вверх). Куда сейчас был направлен ее взгляд? Вы сказали, что она обычно смотрит вправо, отвечая на визуально ориентированные вопросы. Куда она смотрит сейчас? Налево вверх. Так что она не всегда смотрит вправо. Иногда она смотрит налево вверх. Есть систематическое различие между вопросами, которые я задал только что, и визуальными вопросами, которые я задал с самого начала. Каково же это различие? Женщина: Первая группа визуальных вопросов относилась к прошлому опыту. Для ответа же на вторую группу вопросов у Съюзен в прошлом опыте не было информации. Прекрасно. Первый набор образов мы называем эйдетическими. Это образы воспоминания. Второй набор - это сконструированные образы, она никогда не видела себя на стуле сидящей в этой комнате, она никогда не имела такого визуального опыта, так что она была вынуждена сконструировать этот образ, чтобы увидеть, как она выглядит. Большинство “нормально организованных” людей (праворуких) дают реакции, противоположные реакции Съюзен. Съюзен левша, и поэтому ее реакции инвертированы. Большинство людей смотрят налево вверх, вызывая эйдетические образы, и направо вверх, вызывая сконцентрированные образы. Но многие из нормальных правшей смотрят направо вверх, когда дело идет об эйдетических образах. Барбара смотрела направо вверх, чтобы вспомнить что-то несколько минут назад. Помните, ли вы что вы тогда видели? Барбара: Нет. Помните ли дом в котором жили в детстве? Барбара: Да. Она снова посмотрела направо вверх. Что вы видели? Барбара: Я видела гостиную. Я думаю что ваша гостиная обладала определенными особенностями. Давайте проверим мои предположения. Гостиная, которую вы видели, была подвешена в пространстве. Вы видели ее как бы со стороны, а не так, как если бы вы находились внутри ее. Эта картина, которую вы никогда прежде не видели, потому, что был фрагмент той серии образов, которые хранятся у вас в памяти. Это не было ничем таким, что вы видели непосредственно. Это был искусственно извлеченный из вашей памяти кусок картины. Так ли это? Барбара: Да Когда вы задаете человеку визуально ориентированные вопросы и он смотрит направо вверх, то это не значит, что он левша. Если вы хотите знать почему он смотрит направо вверх, у вас есть несколько возможностей. Действительно, одна из возможностей состоит в том, что этот человек, например, как Съюзен, имеет инвертированную организацию мозга, другая возможность состоит в том, что человек конструирует образ, касающийся прошлого, как, например, Барбара. В этом случае образ будет без цвета и подробностей, что всегда есть у эйдетического образа. Это важное различие. Когда у Барбары возникает образ, он появляется как бы вне контекста, что характерно для сконструированных образов. Кстати, Барбара, наверное, спорит с людьми о прошлом - особенно с теми, кого вспоминает эйдетически. Салли: Я не заметила, чтобы Фрэн смотрела вверх или вниз - она смотрела прямо на меня, перед тем, как я задал ей вопрос, или после того? Были ли в ее взгляде какие-нибудь изменения? Салли: Да, после вопроса ее взгляд стал более задумчивым. “Задумчивым”. То, что для вас и для меня выглядит более “задумчивым”, может отражать совершенно другой вид внутреннего опыта, “задумчивый” - это сложное определение опыта, суждение о нем. Это не сам ваш сенсорный опыт. Я уверен, что слово “задумчивый” имеет для вас определенный смысл и вы легко можете связать его с определенными переживаниями. Опишите, пожалуйста, то, что видели, чтобы мы могли согласиться или не согласиться с этим. Как мы и сказали ранее, ответы на заданные вопросы предшествуют вербализации. Если у вас есть возможность непосредственно наблюдать за вашим собеседником, вы всегда получите ответ еще до того, как он будет вербализован. Я попросил Салли описать свой опыт, и она уже дала на мою фразу невербальную реакцию. В своих движениях она отразила то, что делала Фрэн. Салли: Вы ощутили, что сейчас сделали? Салли: Я вроде бы чуть прикрыла глаза. Да, ваши ресницы дрогнули. Что вы еще можете извлечь из того, что только, что сделали, или из ваших воспоминаний о том, что сделала Фрэн? Знакомо ли вам такое ощущение в беседе, когда глаза собеседника продолжают быть устремленными прямо в вас, но вдруг у вас появляется чувство, что вы находитесь в одиночестве? Только наедине с собой? Именно это здесь произошло. В обоих случаях зрачки расширились, а мышцы лица расслабились. Если вы беспокоитесь о том, что не сможете увидеть расширение зрачков, то я считаю, что это утверждение не касается самого явления расширения зрачков, а касается ваших программ восприятия. Я сейчас не имею в виду остроту вашего зрения. Ваши возможности восприятия - это нечто приобретенное, выученное - и, следовательно, может быть выучено еще лучше. Большинство людей действуют именно таким образом, как будто бы их чувства являются пассивными приемниками огромного потока информации, поступающего из внешнего мира. Этот поток действительно есть, и он настолько огромен, что мы можем отобрать только незначительную часть его. Активно выбирать полезную информацию мы выучиваемся в течение жизни. А сейчас мы вас попросим несколько минут посвятить тому, чтобы изменить свои программы восприятия, определив, 1)существуют ли те стереотипы, о которых мы говорим и 2) можно ли их полезным образом использовать. Продвигаться мы будем постепенно. Полагаясь на контакт, который нам с вами удалось установить, каким бы он не был, мы попросим вас проделать несколько упражнений. С их помощью, используя свой аппарат восприятия, вы можете установить для себя, существует ли на самом деле то, о чем мы здесь говорим. Потом мы поговорим о том, как это можно использовать. Ключевым вопросом является то, что насколько ценными могут быть подобные знания. Разрешите мне заверить вас всех, что если у вас есть определенные навыки общения, которыми вы пользуетесь в терапии, педагогики или управлении, то после окончания нашего семинара они, эти навыки останутся при вас. Мы не хотим вас призывать делать выбор, а хотим только, чтобы вы рассмотрели новый подход. Я предполагаю, что многие здесь присутствующие являются эффективными и компетентными терапевтами. Вы достигаете определенных результатов и радуетесь им, считаете терапию вашим призванием, вы любите вашу работу, по крайней мере иногда. Но даже в те моменты, когда вы делаете свою работу очень и очень хорошо, вы иногда скучаете. У каждого есть тенденция повторять ту последовательность действий, которая когда-то принесла успех, в надежде добиться хороших результатов. Я думаю, что успех - это одно из самых опасных переживаний для человека, в особенности, если вы его достигаете в начале вашей карьеры. От этого ваша действительность становится повторяющейся, стереотипной, рассчитанной на истертую 5-ти долларовую бумажку в лабиринте. Например, вы предложили пациенту произносить монолог перед пустым креслом, представляя, что в кресле сидит его мать - и увидели, как он от этого драматически переменился к лучшему. И вы могли решить, что каждый терапевт в стране должен пользоваться этим приемом, в то время это один из миллиардов возможных подходов, способных произвести такие же изменения с пациентом. Сомневающихся и скептиков мы попросим сделать следующее: принять нашу ложь за истину на некоторое время, а именно на время, которое понадобится для выполнения упражнения. Таким образом, вы сможете использовать свой опыт восприятия (а не наши сумасшедшие вербализации), чтобы решить, действительно ли то, что мы описываем, есть в поведении вашего собеседника. А сейчас мы хотим заявить, что вы всю свою жизнь не замечали того, что является совершенно очевидным. Вы не замечали, что человек, говоря: “Ну, для меня это выглядит так...”, смотрит влево вверх произнося: “И тут я сказал себе...” - смотрит налево вниз, и говорит “Я тогда почувствовал” - смотрит прямо вниз. Люди делают это постоянно, а вы, оставаясь жертвами культурных стереотипов, не замечали этого, и не могли эффективно реагировать на эту информацию. УПРАЖНЕНИЯПодберите себе партнера, которого мало знаете или не знаете совсем. Один из вас будет - А, другой - Б. А будет задавать вопросы. Упростите себе задачу, группируйте вопросы так, как это сделал я. Начните с эйдетических визуальных вопросов. Какого цвета сиденья в вашей машине? Какого цвета глаза вашей матери? Все эти вопросы касаются того, что люди когда-то действительно видели. Затем перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда видел и должен сконструировать: Как вы выглядите с вашей точки зрения? Как бы выглядели если бы были лысыми? Потом можно перейти к аудиальным вопросам. Какую музыку вы любите? Какая дверь в вашем доме хлопает громче всего? Попробуйте услышать, как вы поете песню "У Мэри был ягненок”? Это - все вопросы, стимулирующие к оцениванию аудиального опыта. Невербальные ответы на них будут систематически отличаться от ответов на визуальные вопросы. Теперь задайте несколько кинестетических вопросов: Как вы чувствовали себя утром? Какова на ощупь шерсть вашего кота? Женщина: Есть ли разница в движении глаз, если человек вспоминает реально слышанный звук, или когда он представляет себе этот звук? Когда вы говорите “представляет”, то это предполагает “представление”, картины, зрительные образы. Спрашивайте о звуках, которые партнер должен создать. Различия, о которых вы спрашивали, конечно будут. Откройте их для себя. Я хотел бы предостеречь вас от других ошибок. Вы можете подумать, что слово “думать” представляет собой одну репрезентативную систему. Но это не так. Слова думать, понимать, осознавать, верить, чувствовать, знать” являются НЕКОНКРЕТНЫМИ. Не используйте этих слов, потому что ответ, который вы получите, будет случайным. Вы всегда будете получать спутанные ответы, если спросите, например, “Помните, ли вы свои ощущения, которые испытывали тогда, когда вам последний раз случалось плавать?” В этом случае вы требуете, чтобы человек сделал две вещи: вспомнил и почувствовал. Они могут вспоминать визуально, аудиально или непосредственно кинестетически. Это двухступенчатый процесс. Сначала человек вспоминает, следуя вашей инструкции, затем он действительно открывает для себя чувство, которое испытывает при плавании. Если вы получаете ответ, смысла которого понять не можете, спросите человека, что он делал, отвечая на ваш вопрос. Ваша работа состоит в том, чтобы установить связь между тем, что вы непосредственно наблюдаете, и вопросами которые задаете. Связывайте род информации, заложенный в ваших вопросах, с невербальными ответами, с движениями глаз собеседника. Если чего-то не понимаете - спрашивайте. Вот что я увидел снаружи. Как это соответствует вашему внутреннему опыту? Если собеседник не знает, попросите его угадать, предположить. Визуальная оценка глазодвигательных реакций для нормального организованного праворукого человека. Вс - визуальные сконструированные образы Вэ - визуальные образы воспоминания или эйдетические образы (Расфокусирование взгляда и его неподвижность также говорят о процессе визуального оценивания). Ас - аудиальные сконструированные образы Ав - аудиальные образы воспоминания К - кинестетические ощущения (а также вкус и запах) А - аудиальные образы
Рисунок 1 Если вы не получили никаких реакций в ответ на ваши вопросы, сделайте вопросы более трудными. “Какого цвета туфли были у вашей матери, когда вы ее видели в последний раз?” Если вы спрашиваете, какого цвета глаза у вашей матери, и не получаете никакого ответа, сделайте вопрос более трудным: “Глаза у вас тоже голубые. Но темнее или светлее, чем глаза матери?” Это более сложный, требующий провести операцию сравнения вопрос. Собеседник должен будет сформировать образ цвета своих глаз и цвета глаз своей матери и сравнить их. Через 4-5 минут вы определите для себя, какие движения глаз делает ваш партнер, используя в этот момент определенную репрезентативную систему. Затем поменяйтесь ролями, так чтобы оба из вас имели возможность и задавать вопросы, и наблюдать ответы. Если вы натолкнетесь на что-то непонятное - обратитесь к нам, и мы подойдем к вашей паре, чтобы помочь вам уловить смысл того, что происходит. Мы предлагаем вам обобщения, а любое обобщение в определенном конкретном случае может отказаться неверным. Обобщение - это только трюк (как, впрочем и многое из того, что мы здесь будем делать), используемый, чтобы привлечь внимание к определенному аспекту вашего опыта восприятия, который вы обучились не замечать. Заметив же его, вы приобретете мощный источник информации о подсознательных процессах другого человека. Вы встретитесь с людьми самой необычной организацией мозга, но в любом случае эта организация будет систематической. Даже человек, смотрящий прямо вверх, если он испытывает кинестетическое ощущение, и прямо вниз, созерцая внутренние образы, будет в этом постоянен. Важно, чтобы в вашем опыте восприятия сформировалось, кто что делает. А сейчас приступайте к упражнениям и откройте для себя то, что вам удастся открыть. * * * * * * * ОК. Как идут упражнения? Многие из вас озадачены. У многих из вас возникли затруднения или вопросы, кто-то растерялся. Давайте разберемся. Женщина: Мы пришли к выводу, что легче обучиться, наблюдая за тем, кто задает вопросы, чем за тем, кто отвечает. По движению глаз задающего вопросы можно определить, какого типа вопрос будет задан. Мужчина: Когда я задал моему партнеру аудиальный вопрос, он дал на него визуальную реакцию. Помните ли вы свой вопрос? Мужчина: Каковы первые четыре ноты в пятой симфонии Бетховена? ОК. Встретился ли кто-нибудь с чем-то аналогичным? Некоторые из вас задавали аудиальные или кинестетические вопросы, замечая, что собеседник в ответ визуализирует, а затем выдает вам аудиальную или кинестетическую информацию. Понятно, ли вам что здесь происходит? Крис, что вы делали в ответ на вопрос о пятой симфонии? Читали ли вы нотные знаки? Или видели пластинку? Крис: Нет, я слышал эти ноты. Так вы их слышали. Осознавали ли вы появление перед этим какого-нибудь зрительного образа? Тут мы имеем дело с одним из интереснейших несоответствием между сознанием и тем, что Крис предлагает невербально. Крис, знаете ли вы, с каких четырех нот начинается пятая симфония? Да, вы знаете. Женщина: Но это может быть для него чем-то пространственным. Можете ли вы обеспечить сенсорным опытом слово "пространственный". В тех случаях, когда мы будем слышать от вас слова типа "задумчивый" или "пространственный", мы будем просить вас до или после употребления таких слов просто сказать о том, что вы видели, слышали или ощущали, чтобы мы могли с вами согласиться или не согласиться. Слова же типа "пространственный" имеют для каждого свой смысл. Женщина: Хорошо. Я услышала “та-та-та-та” и увидела какой-то кусочек пространства, нет, я не видела. Те из вас, у кого сейчас были подобные Крис партнеры, пусть проверят с ними то, что я скажу. С ними происходит следующее: они ищут и находят визуальный образ, который каким-то способом воспроизводит ответ на вопрос. Затем просто имитируя этот визуальный образ, они слышат звуки, соответствующие данному визуальному опыту. Сейчас мы должны указать на одно различие. Слова, которые человек употребляет, чтобы описать свою ситуацию, позволяют нам сделать заключение об осознанной части его опыта. Они указывают нам на ту часть сложного комплекса внутренних когнитивных процессов, которая является неосознанной. Стереотипы же глазодвигательных реакций укажут вам на всю последовательность его внутреннего опыта, на стратегию его внутреннего опыта оценивания. “Ведущей системой” мы называем систему, используемую для поиска определенной информации. “Репрезентативная система” - это, то что уже введено в сознание и обозначено определенными словами. “Базовая система” - это то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истинной или ложной. Например, как вас зовут? Тед: “Тед”. Так, Тед. Как вы об этом узнали? Смотрите, он уже невербально отвечает на этот вопрос. Это абсурдный вопрос. Тед это знает, но он ответил на него. Знаете ли вы, как вы об этом знаете? Если бы сейчас я к вам обратился “Джим”, вы бы не ответили, не прореагировали. Если я обращаюсь к вам “Тед?”, вы реагируете. Это кинестетическая реакция. Сейчас, без всяких дополнительных внешних стимулов, если я просто задам вам вопрос: “Знаете ли вы, как вас зовут?”, есть ли у вас на это ответ? Тед: Да, есть. Знали вы, что вы скажете, до того, что вы сказали? Тед: Нет, не знал. Таким образом, если я спрошу: "Как вас зовут?", а вы не ответите, вы не знаете, как вас звать? Тед: Я знаю, как меня зовут, потому, что тогда когда кто-то позовет “Тед!”, я испытываю определенное чувство, потому что зовут меня. Повторяете ли вы про себя "Тед!", как бы повторяя и проверяя ответ на мой вопрос? Тед: Да. Таким образом, у вас есть стратегия, позволяющая вам узнать, каким будет ответ на данный внешний стимул, так? “Тед”, а не “Боб”, но когда я вас спрашиваю: “Как вас зовут?”, как вы узнаете, что мне надо ответить? Тед: Никогда не думал об этом. Итак, вы не осознаете процесса, который используется в данном случае, ОК. Заметил ли кто-нибудь из вас, что использует Тед, хоть он сам не может дать осознанного ответа на поставленный вопрос?... Каждый раз его взгляд направляется влево, вниз и обратно. Он слушал свое имя. Я не знаю, каким тоном оно было произнесено, но он его слышал. И он знает, что имя “Тед” - действительно его имя, он чувствует, что оно правильно. В этом случае его предыдущая система - аудиальная: именно так он ищет информацию, хотя не осознает этого. Свое имя он осознал тоже аудиально, в этом случае репрезентативная система совпадает с ведущей. Его базовая система - кинестетическая, когда он слышит, что произносится его имя (внутри или вне него), он чувствует, что это именно его имя. Многие люди, прослушав вопрос, повторяют его внутри себя. Вот я сейчас сказал: “Люди повторяют про себя слова” и многие в нашей аудитории повторили себе: “Да, люди повторяют слова”. Встречались ли вы с людьми, чей второй язык был бы вашим родным языком? Первое их движение глаз отражает попытку перевести услышанное на родной язык. Их глаза будут перемещаться в аудиальных направлениях. Некоторые люди берутся отвечать на любой вопрос. Обычно они имеют сложную осознанную стратегию ответа. У одного парня замечательная стратегия и я спросил его: “Когда первый раз ты встретил Джона?” Он углубился внутрь себя и сказал: “Когда я первый раз встретил Джона?” Давайте посмотрим. Его глаза направились вверх и он сконструировал образ Джона. Затем взгляд переместился влево, он посмотрел все возможные места, где он мог встретить Джона, одно из них вызвало у него чувство знакомости, затем он аудиально назвал это место, затем увидел себя, говорящего мне название этого места и представил себе, как он при этом выглядит. Он чувствовал, что сделав это, он будет в безопасности, поэтому он сказал себе: “Давай сделай это”. Есть целый набор стереотипов, которые вы можете использовать, чтобы рассмотреть структуру стратегии и изменить ее так, чтобы исключить лишние или избыточные шаги. Сюда входит рассмотрение стратегий, характерных для различных ограничений и проблем, а затем “выпрямление” этих стратегий, чтобы создать внутри вас эффективные программы, которые позволили бы вам добиться запланированных результатов. Возьмем пример из терапии. Пациент приходит с проблемой ревности. Он говорит: "Ну вы знаете я... (смотрит вправо вверх), я действительно (смотрит вправо вниз) я испытываю ревность и (смотрит налево вниз) я говорю себе, что это сумасшествие, ведь у меня нет на это ни каких оснований, но чувство ревности все равно меня мучит". Он начинает с визуальных образов, конструируя образ своей жены, которая занимается с кем-то чем-то мерзким, но приятным. Потом он испытывает те чувства, которые он испытал бы, если бы находился в той же комнате и непосредственно наблюдал бы эту картину. Обычно это все, что он осознает. Эти чувства называются "ревность" и представляют собой репрезентативную систему, кинестетическую. Таким образом, ведущая система здесь - визуальная, репрезентативная - кинестетическая и еще у него есть базовая система - аудиальная: он слышит, что его чувства неадекватны. Таким образом, три различных системы используются тремя различными способами. Женщина: Хотите ли вы сказать, что работая с этим человеком, вы привязались бы к кинестетической репрезентативной системе? Это зависит от того, к какому результату вы стремитесь. Мы считаем, что в общении нет ошибок, а есть только результаты, чтобы ответить на ваш вопрос, я хотел бы уточнить, какого результата вы добивались бы. Если вы хотите установить раппорт, то будет полезно привязаться к его репрезентативной системе, на которую указывают глаголы, используемые клиентами. Он приходит и говорит: “Знаете, я ужасно ревнив, это так тяжело... не знаю, что делать”. Вы можете сказать “Хорошо, я постараюсь помочь вам справиться с этим, так как я чувствую, что вы настроены на это”. Давайте вступим в борьбу с этим чувством и выработаем новое эго”. Это будет первый шаг, который поможет вам установить раппорт. Если же вы вместо этого скажете: “Я помогу вам по-новому посмотреть на ваши чувства”, вы не получите раппорта на уровне бессознательного, что является самым важным. Когда этот человек приходит к вам с проблемой ревности и вы видите движение его глаз, то это дает вам достаточно информации о том, что за процесс внутри него происходит. Даже тогда, когда люди проникаются идеей, что подобные вещи могут происходить, они не учат людей, как чувствовать себя по-иному. Если ваш терапевт старается помочь вам создать более реалистичную картину происходящего, он все равно работает на содержание, оставляя структуру процесса нетронутой. Чаще всего люди не пытаются изменить существующую структуру процесса. Они стараются сделать его "более реалистичным". Это означает, что пока они рассматривают определенное содержание, то все идет хорошо, но когда содержание меняется, тогда начинаются трудности. Процесс мотивирования самого себя имеет ту же самую структуру, что и ревность: сначала вы создаете образ, на который реагируете положительными чувствами, а затем говорите себе, как этот образ сделать реальностью. Если это так, то до тех пор, пока у вас не появится новый способ самомотивирования, вы будете продолжать проигрывать эту стратегию, как бы неприятно это ни было. Даже самая плохая стратегия лучше, чем никакая. Мужчина: Как различия между полушариями головного мозга связаны с доминирующей рукой и доминирующим глазом? Каждый раз на наших семинарах кто-нибудь задает этот вопрос. Насколько мне известно, исследований, которые подтвердили бы идею ведущего глаза, нет. Если бы даже они и были, я не знал бы, какое отношение они могут иметь к межчеловеческому общению, так что для меня этот вопрос не представляет большого интереса. Каждый глаз связан с каждым полушарием. Тенденция смотреть в микроскоп преимущественно одним глазом статически значима, но я не знаю, как сейчас я мог бы использовать эту информацию. Мужчина: Что вы можете сказать по поводу той ситуации, когда один глаз видит значительно лучше, чем другой? Один глаз практически не видит, а другой видит ОК. Если здесь какая-то связь с ведущей рукой? Я не знаю. Опять-таки не вижу, какое отношение это имеет к организации общения. Если вы видите какую-то связь, скажите мне о ней. Мужчина: Как вы считаете, в каком возрасте устанавливается устойчивое доминирование одной из рук? Не знаю. Лингвисты считают, что где-то в 4,5 года. Явление ведущей руки - это такой параметр опыта, который, как я знаю, существует в мире. Но я никогда не приходил к выводу, что это имеет какое-то отношение к общению. Здесь, в этой комнате, есть ограниченное количество материала для опыта восприятия. Мы постоянно осуществляем бессознательные выборы того, что будет воспринято. Если бы мы этого не делали, то были бы похожи на “идиотов - ученых”, которые не могут не забывать, не могут не знать. Если их спросить о чем-то, то они дадут целую мусорную кучу информации, которую они за всю жизнь собрали по этому вопросу. Большинство психотерапевтических систем опираются на положение о том, что если мы будем знать причину возникновения явление, его корни, то это даст нам возможность и базу для изменения этого явления. Я считаю, что это положение является как точным, так и ограниченным. Да, это, один из способов изменить поведение, но только один из бесконечного числа способов его понимания. Когда у человека определяется ведущая рука, - действительно, насколько могу сказать, несущественно для процесса психотерапии и общения, - если только вы не ставите себе задачу изменения у детей ведущей руки. Глазодвигательные реакции, указывающие, какую систему оценку опыта человек использует, формируются в онтогенезе достаточно рано, и это действительно является важным для нас. В последнее время появилось очень много “неспособных к обучению” детей. Многие из этих “неспособностей” являются следствием системы обучения. Например, мне предложили исследовать большую группу детей “со скрещенными полушариями”, как будто бы нечто такое действительно существует в мире. Я обнаружил, что все эти дети пытались называть слова по буквам, пользуясь аудиальной системой. Когда я спрашивал: “Как вы напишете слово “кот””, их глаза направлялись влево вниз. На вопрос о том, что же они делают, они отвечали: “Произношу слово про себя”, поскольку их так учили. Но поступая так, невозможно даже правильно написать само слово “фонетика”! Кто из вас хорошо владеет правописанием? Как бы вы написали слово “феномен”? Женщина: Я прочла его. Она увидела его и прочла. И так бы она поступила с любым словом. Сейчас, когда вы визуализировали слово “феномен”, вы каким-то образом узнали, что визуализировали правильно. А сейчас замените “е” на “и” и скажите, что вы увидели теперь. Женщина: Это перестало быть словом. Это перестало быть словом, как вы об этом узнали? По каким переживаниям? Женщина: Все остальные буквы после "и" как бы упали ... Они действительно упали? Да, они закончились, упали и исчезли из поля зрения. Название слова по буквам носит двухступенчатый характер. Одна ступень - это способность визуализировать слово, а другая - включение системы проверяющей точность визуализации. Сейчас попробуйте увидеть слово “были”. А теперь замените “ы” на “и” и скажите мне, что произойдет. Женщина: Слово стало "мягче" и это изменило его написание. Заметил ли кто-нибудь ее реакцию? Что она сделала. Женщина: Она вздрогнула. Я попросил ее заменить “ы” на “и” и плечи ее пошли вперед, голова откинулась назад и она вздрогнула. Были заметны изменения ее ощущения, где-то поблизости от средней линии туловища. Несмотря на язык и страну, любой человек, владеющий правописанием, пользуется той же самой стратегией. Он вызывает эйдетический хранящийся в памяти образ слова, а затем проверяет правильность визуализации с помощью кинестетического ощущения средней части туловища. Все люди, испытывающие трудности с правописанием, не владеют этой стратегией. Некоторые из них создают эйдетические образы, но проверяют их правильность аудиально. Зная это мы можем задать вопрос: “Как же тогда получается, что одни дети выучиваются визуализировать и кинестетически проверять, а другие - нет? Но это меня практически не интересует. Я бы задал другой вопрос: “Как вы научите ребенка, пишущего с ошибками, использовать описанную стратегию?” Если вы хотите сделать это, то не должны никогда ставить себе цель “научить” ребенка писать правильно. Они учатся этому автоматически, если вы обучаете его определенному процессу, а не содержанию. Мужчина: А как насчет взрослых? Можете обучать взрослых? Нет, это безнадежно (смех). Конечно, можем. Разрешите мне сформировать ваш вопрос немного по-другому. Многие ли из вас ясно видят, что они являются зрительно ориентированными людьми? Многие ли из вас чувствуют, что ориентируются в своих внутренних процессах кинестетически? Кто сказал себе, что: “Я - аудиально ориентированный человек?” Действительно вы делаете все, о чем мы здесь говорим и делаете все вовремя. Вопрос состоит в другом: “Какую часть этого процесса вы допускаете в сознание?” Информация идет через все каналы все время, но только часть этого процесса оказывается осознанной. На наших семинарах люди часто в перерыве идут обедать и обсуждают между собой свои ведущие системы, как будто это что-то определенное, патологически стабилизирующие все процессы. Люди стараются определить, кем же они “на самом деле” являются, вместо того чтобы использовать полученную информацию для того, чтобы увеличить пространство своих выборов. Люди приходят ко мне и говорят: “Я совершенно запутался в этих репрезентативных системах, потому, что вижу себя очень чувствующим человеком”. Это важное и глубокое изречение, если вы над ним задумаетесь. Мне довелось его услышать раз 150. Кто из вас слышал что-то подобное сегодня во время завтрака? Чем думать о том, как вы ориентированы - кинестетически, аудиально или визуально - думайте лучше о том, какая система у вас более развита и уточнена. Осознайте, что вы можете потратить свое время и энергию на то, чтобы развить до такой же утонченности остальные системы. Название - это ловушка. Один из способов, с помощью которого вы можете стабилизировать нежелательный фрагмент поведения - это называя его. Если же вместо этого вы заметите, что большинство фрагментов вашего поведения вписывается в категорию А, то разрешите себе развивать ваши навыки в категориях Б и В. Я сейчас хотел бы предостеречь вас еще от одной вещи. В психологии принято считать (со времен Фрейда, который сделал это очевидным, и что разделяют большинство современных терапевтов), что интроспекция является надежным методом проверки любого утверждения относительно психиатрии. Другими словами, если вы узнали что-то новое в поведении, то примените это прежде всего в себе. Я прошу вас, чтобы вы этого не делали на нашем семинаре, поскольку при этом есть опасность попасть в ловушку. Например, если кто-то из вас легко визуализирует, на что он был бы похож, если бы не визуализировал? ... Если вы попытаетесь ответить на этот вопрос, то испытаете головокружение. Многие из вас, наверное, во время наших упражнений, уделяли внимание своим глазам - тому, как они движутся. Это один из примеров интроспекции, не полезной в данном контексте. Все ваши приемы служат для экстраспекции, для опыта восприятия, для выявления чего-нибудь в других людях. Мужчина: Пригодны ли приведенные ваши оценочные признаки, для оценки поведения других культур? Мы обнаружили существенные отличия лишь у Басков, живущих в Пиренеях в Северной Испании. В Америке же, Восточной и Западной Европе, Африке - везде наши признаки работают. Возможно, для такого постоянства есть генетические, неврологические основания. У Басков же скорее всего, отличия обусловлены генетически. Женщина: Отличаются ли глазодвигательные стереотипы у амбидекстеров (людей, одинаково владеющих обеими руками)? У них больше отклонений от той схемы, которую мы вам предложили. Например, у большинства амбидекстеров зрительная система, инвертирована, аудиальная и кинестетическая - нет. Для меня интересен тот факт, что среди амбидекстеров и леворуких гораздо больше “гениев”, чем вообще в популяции, в нашей культуре. Человек с другой организацией мозга вынужден находить новые выходы. Благодаря своей другой организации мозга он обладает естественными способами, которыми “нормально организованный” правша не обладает. Женщина: Вы говорили о детях, которые плохо владеют правописанием, потому что действуют с помощью аудиальной системы, а вы учите пользоваться их визуальной системой. А сейчас вы говорите об амбидекстерах, имеющих более широкие возможности благодаря своей другой организации мозга. Стоит ли переучивать таких людей, если мы при этом лишаем их возможности делать что-то, что они могли бы делать? Если я научу ребенка правильно писать, то ничего при этом у него не отниму. Различные выборы взаимно не исключают друг друга. Многие люди закрывают глаза, чтобы ощутить себя, но это уже утверждение о том, как они организуют себя. Необходимости в этом нет. Я могу ощутить в себе все, что захочу и с открытыми глазами. Подобно этому, если ко мне придет человек с другой организацией мозга, я не разрушу ни одного выбора из тех, которые у него уже есть. Я только добавлю новые выборы. И в этом состоит вся функция моделирования. Мы принимаем во внимание, что вы истратили определенное количество денег, чтобы приехать сюда, что вы компетентны в своей области и в чем-то преуспели. Мы уважаем ваши выборы и возможности. Мы говорим: “Хорошо, давайте к вашим выборам еще добавим новые, чтобы расширить их репертуар”, подобно тому, как хороший механик имеет полную сумку инструментов. Мы призываем к тому, чтобы вы все время использовали все системы. В определенном контексте вы будете осознавать работу одной системы более интенсивно, чем работу других. Я думаю, что если вы занимаетесь спортом или любовью, то у вас возникает множество кинестетических ощущений. Если вы читаете или смотрите кинофильм, то преобладают визуальные впечатления. В своем осознании вы можете переходить от одной стратегии к другой. Существуют определенные признаки контекста, которые позволяют вам менять стратегию и использовать различные потребности. Тут нет никакого насилия. Есть даже стратегия творчества и разнообразные ее формы. Мы работаем как консультанты в одном из учреждений, где “планируются” психологически лучшие сотрудники. Мы определили стратегию, которой пользуются лучшие коммерческие работники, и научили остальных сотрудников пользоваться этой стратегией на бессознательном уровне. Обученные научились пользоваться стратегией, но содержание в каждом случае оставалось уникальным. Некоторые из обученных даже улучшили эту стратегию. Большинство людей имеют довольно мало стратегий для достижений чего-то. Они используют ту же самую стратегию для деления всего, и получается, что что-то у них выходит, а что-то - нет. Мы определили, что большинство людей имеет по три - четыре стратегии. Действительно гибкая личность имеет 12 стратегий. Вы можете посчитать, даже ограничив каждую стратегию до 4 шагов, что в последнем случае человек имеет около тысячи возможностей. Мы делаем очень сильное утверждение. Мы утверждаем, что вы нуждаетесь во вмешательстве специалиста по моделированию, имеющего достаточный сенсорный опыт, чтобы пронаблюдать, что в действительности талантливый человек делает (а не что об этом говорит) и сформировать это так, чтобы передать вам. Мужчина: Мне кажется, что обычная цель терапии - осознание, а вы предоставляете клиенту новый способ реагирования, который он может использовать по своему выбору. Если вы включаете сюда подсознательный выбор, то я согласен с вами. В своей работе мы опираемся на несколько положений, одно из них имеет прямое отношение к вашему вопросу: выбор всегда лучше чем его отсутствие. Но я имею в виду как сознательный, так и бессознательный выбор. Я думаю, что каждый из вас знает, что такое сознательный выбор, эквивалент гибкости моего поведения, дающий мне возможность добиваться нужных мне результатов. Если я несколько раз сталкиваюсь с одной и той же ситуацией, и замечаю, что моя реакция на нее видоизменяется так, что я каждый день добиваюсь нужного мне результата, то это означает, что я имею бессознательный выбор. Но если вы на сходные ситуации реагируете одинаково и ваша реакция вас не удовлетворяет, то у вас, скорее всего, нет выбора. Важным вопросом здесь для меня является некая структура (а нет множество структур), которая отвечает за это состояние, в котором у вас не оказалось выбора. И какие шаги вы можете предпринять, чтобы изменить состояние? Дальше мы собираемся представить вам несколько способов подобного изменения. Мы предлагаем вам такую информацию, которая является универсальной для нас как для представителей вида, но для других людей остается вне сознания. Вы нуждаетесь в ней как в инструменте, поскольку вы работаете именно с бессознательными процессами частями личности с целью произведения эффективных изменений. Сознательная часть личности обычно уже исчерпала себя к моменту обращения человека к терапевту. Ее усилия могли быть полезными, но вы должны работать с остальными частями личности. Пусть слова "сознательный" и "бессознательный" для вас не будут ловушкой, за ними не стоит ничего реального. Они просто служат способом описания событий, удобным в контексте терапевтических изменений. "Сознательный" определяется как нечто, в чем вы отдаете себе отчет в данный момент, а "бессознательный" - это что-то другое. Конечно, можно найти и более тонкие отличия. Есть бессознательная информация, доступная нам в любой момент времени. Если я спрошу: “Что с вашим левым ухом?”, то вы тут же осознаете кинестетическое ощущение в нем. Тут переход от неосознанного к осознанному очень легкий. Если же я вас спрошу: “Когда вы в первый раз пришли в школу, какого цвета была обувь у вашей первой учительницы?”, то на этот вопрос вы тоже сможете ответить, но на это потребуется гораздо больше времени и энергии. Таким образом, существуют различия в доступности к осознанию бессознательного материала. Обычно человек приходит к вам и говорит: “Помогите! Я хочу измениться. Мне трудно и больно. Я хочу стать другим, чем был до сих пор”. Из этого вы можете заключить, что он уже использовал все ресурсы, доступные его сознанию, и потерпел неудачу. Следовательно, одна из предпосылок вашей эффективности с бессознательными ресурсами личности состоит в том, что ограничиться сознательными ресурсами – значит обречь себя на длительную, скучную и вероятно, неэффективную работу. Кстати, здесь на семинаре, вы ни за что не сможете успевать отслеживать ваши быстрые вербализации, если будете действовать осознанно. Такая осознанная и систематическая попытка перегружает ваши сознательные ресурсы. Мы понимаем, что обучение и личностные изменения осуществляются на бессознательном уровне, и это именно тот уровень, к которому мы хотели бы обратиться. 95% процессов, ответственных за обучение, являются бессознательными. Это все то, что в данный момент времени недоступно сознанию. Я хочу сейчас обратиться именно к той части вас, чтобы там осталась полная и полезная запись всего, что здесь происходит. Особенно это касается того, что мы прямо не комментируем. Мы верим, что все это вы используете для дальнейшего понимания того, что вы делаете как профессиональный специалист по общению. Сознательный же уровень оставьте для того, чтобы расслабиться и получить удовольствие от того, что здесь происходит. Итак, мы остановились на вопросе: “Так что же дальше?”. Мы в какой то мере научились определять репрезентативные системы. Для чего это можно использовать? Один из способов использования этой информации - это возможность общаться с вами на бессознательном уровне и так, чтобы вы этого не осознавали. Я могу использовать не конкретные слова типа "понимаю", "верю", и показать вам невербально, через какой сенсорный канал я хочу вас "понять". Например: "Я хочу убедиться в том что вы поняли (жест вниз налево), как далеко мы продвинулись. Мой жест на подсознательном уровне дает вам понять что я хочу чтобы вы меня поняли аудиально. Вы можете также использовать эту информацию, чтобы прервать процесс оценивания опыта. Все вы сознаете визуальные опыты, и видите, что происходит, когда их создают. (Он поднимет руки над головой наподобие арки и помахивает ими). Мой жест разрушает все ваши картины, взятые из воздуха, правда? Тысячу раз в жизни вы задавали кому-то вопрос и вам отвечали: “Хм, давайте посмотрим”, и обращались внутрь себя, создавая визуальные образы. Когда человек поступает таким образом, он не может в то же время реагировать на внешние события. Давайте представим себе, что мы оппоненты на конференции или на производственном собрании. Я начинаю говорить и стараюсь построить свое изложение и настроить себя так, чтобы вы поняли меня. После того, как я уже выложил вам определенный кусок информации, в какой то момент вы начинаете оценивать свои ощущения от происходящего. Вы смотрите вверх и начинаете визуализировать, или смотрите вниз и начинаете что-то говорить себе, или уделяете внимание вашим кинестетическим ощущениям. Какое бы внутренне состояние ни было, важно, чтобы я сделал паузу и дал вам время для оценки информации. Если же я взял слишком быстрый темп и в этот момент продолжаю говорить, то этим только запутываю вас, раздражая. Часто же происходит следующее, я замечаю что вы смотрите в сторону и думаю, что ваше внимание отвлеклось или что вы меня избегаете. Моя типичная реакция в стрессе, созданными условиями конференции – это ускорить темп речи, увеличить объем представления информации, поскольку я хочу заставить вас быть внимательными и в конце концов доказать свое. Вы же реагируете так, как будто на вас нападают, потому, что я не разрешаю вам понять о чем говорю - просто не даю на это время. Вы в конце концов запутываетесь и ничего не понимаете в содержании. Если на конференции я являюсь председателем, то я могу заметить тот момент, когда слушатель начинает оценивать информацию и прервать или отвлечь докладчика в этот момент. Это дает слушателю время для поиска смысла того, что происходит, и для принятия решения о том, согласен он или нет. Другой пример: Если вы знаете о том, каковы ведущие и репрезентативные системы у данного человека, то вы можете строить сообщения так, что он не может сопротивляться. “Можете ли увидеть, что вы изменяетесь к лучшему? По мере того, как вы увидите себя в этом процессе, ощущаете ли вы уверенность в себе и говорите ли себе, что все идет на лад?” Если у вас преобладает стратегия построения визуальных образов, на которые вы реагируете чувствами, а затем следует вербальный комментарий, то при таком построении фразы вы не сможете сопротивляться. Однажды я преподавал математику в Калифорнийском университете, совершенно не искушенным в ней людям. Закончилось все это тем, что я начал преподавать математику как второй язык. Студентами моими были филологи. Я обнаружил общий уровень анализа языковых и математических систем. Таким образом, вместо того, чтобы учить их математике с точки зрения математика, я просто использовал доступные им понятия перевода с языка на язык, и трактовал математические символы как слова. Так же, как в языке существуют хорошо сформированные предложения, так и в математике существуют хорошо сформированные последовательности символов. Я сделал так, чтобы весь мой подход соответствовал их модели мира, а не требовал от них достаточной гибкости, необходимой для того, чтоб они присоединились к моей модели мира. Когда вы поступаете таким образом, то даете своим ученикам преимущества, которые заключаются в том, что вы подаете материал в наиболее доступном для них виде. Но тем самым вы оказываете им в тоже время и плохую услугу, поддерживая жесткие стереотипы учебной деятельности. Тут важно понимать результаты тех выборов которые вы делаете, формируя и подавая материал определенным образом. Если вы хотите принести им настоящую пользу, то присоединившись к их модели, надо наложить на нее другую модель, чтобы расширить их возможности к обучению. Если вы обладаете подобной чувствительностью и способностями, то вы - незаурядный учитель. Если вы сможете дать им соответствующий опыт, то они будут иметь две стратегии обучения. Теперь они могут пойти к другому учителю, недостаточно чувствительному к коммуникативным процессам, но являясь теперь благодаря этим стратегиям достаточно гибкими, они смогут приспособиться и к этому способу обучения. Множество школьников не успевают именно потому, что происходит несовпадение первичных репрезентативных систем у учебника и учителя. Если ни ученик, не учитель не являются достаточно гибкими, чтобы приспособиться, обучение не происходит. Зная теперь то, что мы знаем о репрезентативных системах, мы можем понять, почему ученик, который весь год числился в отстающих, на следующий год у другого учителя успевает нормально, и почему ученик может хорошо успевать по физике и математике - а очень плохо - по истории и литературе. В супружеских парах вы тоже можете быть переводчиком языка одной репрезентативной системы на язык другой. Он приходит с работы домой и хочет уюта. Он садится в кресло в гостиной, скидывает обувь, берет сигарету и пиво из холодильника, обкладывается газетами и журналами и т. д. Тут заходит жена, которая очень визуальна. Она весь день убирала в доме, чтобы все выглядело красиво, желая заслужить одобрение мужа. Она видит вещи разбросанные по всей комнате и взрывается. Его жалобы: “Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта!” Она ему в ответ: “Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, а когда все выглядит так, я знаю, что ты меня не уважаешь!” В. Сатир в таких случаях находит кинестетические соответствия визуальным жалобам и наоборот. Она смотрит на мужа и говорит: “Вы не поняли, что она сказала, правда? Вы действительно не понимаете, что она переживает. Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена уже сидит в кровать, смотрит телевизор и ест печенье. Вы ложитесь чувствуете, что крошки въедаются вам в кожу. Знаете ли вы теперь что она испытывает, заходя в гостиную и видя разбросанные вещи?” Тут нет никаких ошибок, никаких обвинений. Вы не говорите клиенту: “Вы плохой” или “Вы глупый” или что-то подобное. Вы говорите: “Вот как вы можете понять в своей репрезентативной системе”. Муж жалуется: “Когда мы бываем на людях, и я хочу ей выразить свою привязанность”. Она говорит: “Он всегда устраивает мне сцены при публике, все время хватает меня руками” Конечно, он таким образом проявляет нежность, но ей надо видеть, что происходит. Он жалуется, что она отходит назад, а он чуть не падает. Тут вы можете найти соответствие и сказать ей: “Помните ли вы в какой-то случай, когда вам остро нужна была помощь, но вы вокруг себя никого не видели, как будто вы стоите посреди пустыни и смотрите вокруг, но совершенно никого не видите. Вы совершенно одна в этой пустыне, вот так себя чувствует и он, когда подходит обнять вас, а вы отстраняетесь. Дело здесь не в том, точны эти примеры или нет. Просто вы можете различать людей по репрезентативным системам, а затем осуществлять наложение этих систем с помощью поиска соответствующего прерывания в ведущей репрезентативной системе человека. Таким образом, вы создаете нечто, что взято на вооружение даже крупными страховыми компаниями в нашей стране - “безошибочную политику”. Семейные терапевты, во всяком случае, должны владеть этим приемом и способом его демонстрации. Если я могу стоять рядом с ним, давая ей возможность видеть, что говорю, и могу стоять рядом с ним очень близко, то на подсознательном мета-уровне клиенты усваивают следующее: “Я могу получать от нее такие реакции, которые ему понравятся, и я могу получать от него такие реакции которые понравятся ей”. Об этом никогда не говорят вслух, все это происходит на подсознательном уровне. Тогда они будут моделировать и присваивать мои поведенческие реакции, чтобы сделать свое общение более эффективным. Есть и другой путь, установить контакт с каждым в отдельности, а потом работать переводчиком между репрезентативными системами с целью более эффективного общения. Базовая система тоже очень важна. Допустим, кто-то к вам приходит и говорит: “Я не знаю, чего хочу”. Он говорит тем самым, что у него нет базовой системы. Недавно на семинаре к нам обратилась одна женщина, которая переживала очень трудный период своей жизни, она не могла даже решить, что ей выбрать из меню, у нее не было критерия, согласно которым она могла бы принять решение. Она сказала нам, что ситуация с меню напоминает ей всю ёё жизнь - она не может выбирать и всегда не удовлетворена. Что сделали мы, так это буквально создали для нее стратегию принятия решения. Мы сказали ей: “Хорошо. Вот вы должны принять решение. Обратитесь внутрь себя и скажите себе, что вы должны решить, не важно что это будет. Скажем вы пришли в ресторан. Скажите себе: “Я должна выбрать себе еду”. Теперь снова вернитесь к сенсорному опыту и определите ваши выборы другими словами, прочтите меню. Прочитав “Гамбургер”, представьте себе его, проверьте каков он на вкус, и определите, положительным или отрицательным для вас является это ощущение. Затем прочтите: “Яйца под майонезом” представьте, что вы видите их перед собой, попробуйте их на вкус и определите, положительно или отрицательно для вас это вкусовое ощущение”. После того, как она попыталась проделать это несколько раз, она получила способ принятия решения, и начала принимать их быстро и бессознательно во всех случаях свой жизни. Когда она прошла этот процесс несколько раз, он “сгладился”, как это происходит с вождением машины. Он опустился в подсознание. Представляется, что сознание занимается теми вещами, которые мы еще не можем делать хорошо. Когда мы знаем, как делать действительно хорошо, то делаем это автоматически. Мужчина: Мы хотели бы узнать об оценке обонятельного опыта. Мы немного позанимались и пришли к выводу, что сначала люди визуализируют объект, а затем ощущают запах. Не обязательно. Это вы пользуетесь этой стратегией. Вы сказали нам: “Вы пришли к выводу о том, что люди поступают следующим образом... И потом описали себя. Насколько мне известно, это широко распространенный стереотип в современной психиатрии, Томас Шаша сказал: “Вся психология - это биография, или автобиография”. Большинство психотерапевтов проводят психотерапию с собой, вместо того, чтобы проводить ее с другими людьми. Если прямо отвечать на наш вопрос, то надо сказать, что люди подходят к оценке обонятельного опыта самыми разными способами. Но не всегда, когда люди, оценивают запахи, у них расширяются ноздри. Это прямой сенсорный сигнал, позволяющий вам сделать заключение о том, что человек переживает. Этому ощущению могут предшествовать зрительные, аудиальные или кинестетические представления, движения ноздрей вы увидите всегда. Продемонстрируем это. От детства у вас осталось много впечатлений. Может быть у вас была бабушка, которая жила в отдельной комнате, где пахло по особенному, или вы помните какую то особенную еду, которую вы ели только в детстве, или свою плюшевую игрушку. Возьмите какой-нибудь объект из своего детства, попытайтесь его зрительно представить, сказать себе о нем, или почувствовать его на ощупь. Потом глубоко вдохните и позвольте этому объекту перенести вас в прошлое. Это один из способов сделать запахи доступным осознанию. Эту информацию можно использовать любым из способов, который подскажет вам ваша изобретательность. Если вы используете направляемую визуализацию, то вы замечали, что есть клиенты, где этот метод работает автоматически и очень успешно. С некоторыми же клиентами вы даже не пытаетесь применить этот метод. Знаете ли вы, какой критерий вы при этом используете? Если они легко визуализируют, то вы применяете управляемую визуализацию, верно? Мы вам рекомендуем сделать нечто противоположное. Для людей, которые не умеют сознательно визуализировать, управляемая визуализация может стать глубоким продуктивным переживанием, ведущим к изменениям. Для тех, кто визуализирует все время, этот опыт будет далеко менее полезен. Единственное, что вы должны сделать, чтобы визуализация работала у людей, которые не могут нормально визуализировать - это присоединиться к их репрезентативной системе, установить раппорт, и медленно, путем наложения перевести их в ту систему, в которой вы хотите, чтобы они фантазировали. И это будет очень мощным средством изменений, гораздо более мощным, чем когда вы делали бы это с человеком, который уже умеет визуал
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |