ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 
Скачать бесплатно книгу Свидетели Иеговы2
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

Код доступа 2461537

Свидетели Иеговы2

 

 

скачать

 

 

 


 

Глава 5


 

«Общество Сторожевой башни» «Свидетели Иеговы»


 

 

Из всех тоталитарных сект, действующих на территории нашей страны, секта «Свидетелей Иеговы» более всего напоминает компартию

По времени своего основания секта «Свидетели Иеговы» хроно­логически следует за сектой мор­монов. Она известна также как «Общество Сторожевой башни».

Это псевдохристианская арианствующая апокалиптическая миллена-ристская (хилиастическая) тоталитарная секта.

Из всех тоталитарных сект, действующих на территории нашей стра­ны, эта секта более всего напоминает компартию. Может быть, поэтому ей удается добиться таких заметных успехов на всем постсоветском пространстве. В ходе изложения вы увидите, что структура «Свидетелей Иеговы» удивительно похожа на структуру КПСС с ее «демократическим централизмом», что вместо богослужений иеговисты ^ проводят «парт­собрания», уроки «партучебы» и «партсъезды» (ежегодные «Конгрессы "Свидетелей Иеговы"») и что в эсхатологической перспективе ожидают они вполне конкретного земного рая (читай коммунизма), где будет много еды и мало работы, где от каждого будет браться «по способнос­тям», а даваться — «по потребностям».

«Свидетелей Иеговы» знают прежде всего по их активной прозелити-ческой деятельности. Они чаще, чем члены какой-либо другой секты, ходят по домам, пристают к людям на улицах, раздают свои журналы, навязчи­во предлагают изучать вместе Библию и приглашают на свои собрания.

Их также знают из-за их специфической особенности — отказа от переливания крови. Они возводят запрет на употребление крови к кни­ге Левит и к 15-й главе Деяний апостольских, где Апостольский собор рекомендует новым христианам из язычников воздерживаться, в част­ности, от употребления в пищу крови животных. В 1961 г. лидеры секты объявили переливание крови тем же самым, что и употребление в пищу,

I 1) Так -Свидетели Иеговы- обычно называются в нашем обществе. Однако, употребляя этот привычный термин, следует оговориться, что, во-первых, сами «Свидетели- так себя не име­нуют, а во-вторых, имеется еще несколько иеговистских сект (так наз. «ильинцы» и др.), прав­да, куда малочисленнее и менее влиятельней. Тем не менее употребление этого термина в отношении «Свидетелей Иеговы- вполне верно с богословской точки зрения: религии, как правило, называются по имени Бога или высшего существа, в которого веруют их привер­женцы (ср. христиане, кришнаиты, буддисты, сатанисты и т. д.).


 

136


 

Часть вторая.   Глава  5


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     137


 

 


 

и объявили смертным грехом. Из-за запрета на переливание крови у иеговистов погибло очень много детей, чьи родители отказывались от этой несложной медицинской процедуры, а также людей, находящихся в бессознательном состоянии, потому что родственники-иеговисты наот­рез не давали на нее согласия. Кстати, этот отказ является юридической причиной, по которой государство могло бы предпринимать меры по от­ношению к этой секте, потому что он наносит реальный вред здоровью и жизни людей.

«Свидетели Иеговы» отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу на государственные должно­сти, государственные праздники, отдание почестей флагу и т. п. Все чле­ны секты считают себя гражданами единого теократического государст­ва — Общества Сторожевой башни со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где под Бруклинским мостом находится их центр «Вефиль» (или «Бетель»)1}: комплекс приземистых серо-бурых кубообразных зданий, очень скучных и напоминающих то ли склады, то ли казармы. У одного из них наверху башенка с зубчатыми краями, на которой написано: «Сторожевая башня». Это и есть их мозговой трест, штаб-квартира, все­мирное правительство. Там заседает богоустановленный высший орган - «Руководящая (Правящая) корпорация».

«Руководящая корпорация» назначает уполномоченных представите­лей в крупных зонах, те контролируют комитеты в филиалах, перед кото­рыми отчитываются надзиратели в областях. Им подчиняются районные надзиратели, руководящие старейшинами в собраниях, к которым припи­сываются рядовые члены. Такова жесткая структура управления сектой. Вот цитата из проиеговистского источника, характеризующая струк­туру секты. Обратим внимание на ее внутреннюю противоречивость: У Свидетелей нет оплачиваемого духовенства, собраниями руководят ста­рейшины. Типичное собрание насчитывает около 100 Свидетелей, в том числе шесть старейшин и шесть служебных помощников. Если собрание становится более многочисленным, оно делится на ряд собраний.

Двадцать собраний Свидетелей Иеговы составляют один район, десять районов — область. Духовное руководство осуществляют районные и обла­стные надзиратели (греческое слово «епископ» буквально означает «надзи­ратель»). Надзиратели у Свидетелей Иеговы постоянно объезжают собрания в своих районах и областях, бывая в них не реже, чем дважды в год (и в каж­дом проводя неделю), поэтому их называют «разъездные надзиратели».

11)  Так называется не только бруклинская штаб-квартира секты, но и управленческие цент­ры «Свидетелей Иеговы» во всех странах мира.


 

 


 

Специальные пионеры, миссионеры и разъездные надзиратели содержат­ся за счет средств религиозной организации. В 1998 г. Общество Стороже­вой Башни потратило на их поддержку около 64,4 миллиона долларов (зна­чит, все-таки есть оплачиваемое духовенство? — А. Д.) Ч В Вефиле анонимно принимаются все решения относительно управ­ления сектой и направления ее дальнейшего развития. В этих зданиях работает аппарат в несколько тысяч человек — исполнительное звено власти (и власти абсолютной) в секте. Все они прошли подготовку в «Школе теократического служения» в Галааде (Пенсильвания). Очевид­цы рассказывают о тяжелой атмосфере всеобщего наушничества и до­носительства в этой верхушке «всемирной теократии». Большинство сотрудников стремится хотя бы на время забыться и выключиться из этого крысиного образа жизни. В Вефиле царит тяжелое беспробудное пьянство и прочее из того, что в советских партийных комитетах (удиви­тельно похожих на иеговистский высший круг) называлось емким слов­цом «аморалка».

Злоупотребление спиртными напитками — большая проблема для «свидетелей» разного уровня. Позволим себе привести некоторые цита­ты бывших сектантов, касающиеся этой проблемы: «Жизнь под при­стальным надзором старейшин опустошила меня. Ничто и никто, даже мои дети, приносившие мне столько радости, не могло сделать мою жизнь полноценной. Часто мы с женой напивались сверх меры, ища хоть какого-то облегчения. Но все заканчивалось одной пустотой» 2). Членов организации, облеченных властью, не обошла эта напасть: «...пили там очень много. Я научился пить в Вефиле. Если вы едете туда непьющим, то к моменту отъезда вы будете пить»3).

У этой теократии, рассеянной по всему миру, около 14 миллионов подданных4* — членов секты; из них около 6 миллионов активистов. Эти подданные исправно платят налоги, весьма превышающие те, которые платят граждане любого светского государства, что дает представление о доходах правящей корпорации. Расходов же у нее несравненно мень­ше, чем у любого правительства. Главный печатный орган иеговистов — журнал «Сторожевая Башня», второй орган — журнал «Пробудитесь!». Дважды в месяц «Сторожевая Башня» выходит в свет тиражом 13 мил­лионов экземпляров 5), то есть около 26 миллионов экземпляров в ме-

I 1)  Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М., 1999. С. 23.

2)   Кретьен Л. и М. Свидетели Иеговы. СПб., б. г. С. 3.

3)   Там же. С. 2.

4)   И это число постоянно растет: по данным Центра апологетических исследований, в мире
ежеминутно появляется новый иеговист.

5)   Данные 1996 г.


 

138


 

Часть вторая.   Глава   5

сяц на 67 языках мира. С 1920 г. по 1996 г. в мире было издано и рас­пространено свыше 9 миллиардов экземпляров книг, журналов и бро­шюр более чем на 200 языках. Только за 1986-1992 гг. общий тираж иеговистской литературы составил около 2 миллиардов 715 миллионов экземпляров. На русском языке ежегодно публикуется около 5 миллио­нов экземпляров различных иеговистских книг и журналов.

Полиграфический центр, обслуживающий Россию, находится в Гер­мании. С профессиональной полиграфической точки зрения это изда­ние выглядит прекрасно: броские, яркие иллюстрации, хорошая бумага; журнал внушает доверие и бросается в глаза. Члены секты обязаны этот журнал распространять. Они покупают его на свои деньги, а потом раз­дают или продают. Таким образом, издание журналов и книг — абсолют­но беспроигрышное дело для «Руководящей корпорации»: каждая книга тиража раскуплена еще до ее выхода в свет, причем сектантам предпи­сывается покупать каждую новую книгу и журнал на каждого члена их семьи, не говоря о копиях для распространения.

В этом смысле «Свидетелей Иеговы» вполне можно рассматривать как коммерческий культ или торговую пирамиду с идеологической над­стройкой, существующую ради распространения письменно-печатной продукции издательского дома. Сами сочиняем, сами иллюстрируем, сами публикуем неконкурентоспособную продукцию, которую без мощной идеологической надстройки продать невозможно: ее не купит никто. Поэтому нужно сделать все для обеспечения раскупаемости.

Именно поэтому в подавляющем большинстве стран Европы «Свиде­тели Иеговы» вообще никогда не считались религиозной организацией. В начале 1999 г. секта была лишена религиозного статуса во Франции. Французские власти обязали «Свидетелей» выплатить налоги за послед­ние несколько лет, что составляет более 50 млн долларов. До тех пор все имущество секты во Франции арестовано.

Распространение книг и журналов и прозелитическая работа называ­ется свидетельством или «пионерским служением», которое каждый член секты обязан исполнять. Минимально допустимое количество свидетельств - 10 часов в месяц. Но чтобы быть на хорошем счету в секте, нужно «свидетельствовать» гораздо больше — 50,60,80 и более часов в месяц.

Особая категория Свидетелей — пионеры (проповедуют не менее 90 часов

в месяц) и специальные пионеры (не менее 140 часов проповеди в месяц).

В 1997 г. среди 5 миллионов 900 тысяч Свидетелей пионерами были около

700 тысяч человек, то есть каждый восьмой Ч


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     139

То, что печатается в журналах (анонимно), — это абсолютная истина, которую критически обсуждать нельзя. Обсуждать то, что там написано, можно лишь с целью более глубокого усвоения и еще более полного одобрения.

Богослужение у иегоВИСТОВ СТрО-   «Бог же духовенства — это ...древнее язычес-ИТСЯ на основании журналов. ОНО   кое божество, поросшее многовековым ПРОХОДИТ   В   «залах   царства»;   В  беззаконием, это Ваал, это сам Дьявол» Москве, например, в 1996 г. было

около 60 таких залов. Иеговисты либо снимают для этих целей поме­щение, либо (в других странах или в сельских местностях) строят такие залы, причем стараются сделать это за один день, собирая для этого максимальное количество людей. Богослужение у них такое же, как их здания — невероятно скучное. Каждый мужчина старше 20 лет может быть предстоятелем. Отсутствие рукоположенного священства являет­ся предметом особой гордости для иеговистов. Характерная цитата: «Бог же духовенства — это совершенно очевидно не Иегова, это — древнее языческое божество, поросшее многовековым беззаконием, это Ваал, это сам Дьявол»11 (последнее слово в иеговистских текстах всегда пишется с большой буквы). То есть наличие духовенства для них — критерий диаволопоклонничества.

Иеговисты должны раз в неделю посещать особое собрание по изу­чению книг и дважды в неделю бывать в «зале царства». Кроме того, есть еще большой летний конгресс и несколько более мелких на протяжении всего остального года. На местах действуют филиалы центральной «шко­лы теократического служения», в которых сектантов учат проповедовать и отстаивать точку зрения Общества при помощи литературы.

Обычно встречи в «зале царства» состоят из двух частей. Вначале выступает либо один из мужчин — членов общины, либо заезжий про­поведник. Мужчина подробно разбирает полюбившуюся ему статью из журнала, держа его в руках, а проповедник, прибытие которого заранее рекламируется («Приедет наш брат, который расскажет много нового»), просто рассказывает по гранкам содержание журнала, который выйдет через 2 недели. Выступления составляют длинную лекцию, которую про­поведью не назовешь, но все ее со вниманием выслушивают. Потом по­ют простенькие песенки либо под аккомпанемент клавишных, либо под магнитофон. Записи сделаны в том же самом Бруклине, музыка написа-


 

 


 

I


 

1)   Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. С. 23.


 

I


 

1)  Russel Ch. Т. Studies in the Scriptures. N. Y., 1891. P. 410.


 

140


 

Часть вторая.   Глава   5

на там же. Затем следует чтение журнала, номер которого все держат перед собой, с подробным разбором статей. Чтобы каждый усвоил все, что написано, внизу каждой страницы приводятся вопросы по ее содер­жанию. Сначала читается текст, потом люди читают вопросы, находят от­веты на них в содержании статьи и отвечают. Таким образом, содержа­ние журнала усваивается очень эффективно. Все это очень похоже на печально известные политзанятия, которые многие из нас помнят. Толь­ко там все старались сесть на задний ряд, чтобы решать кроссворды, а здесь все делается не за страх, а за совесть.

Женщины в богослужении активной роли не играют — лидерство у иеговистов только мужское; вообще отношение к женщинам строгое, потому что основатель секты Рассел был о них не очень высокого мне­ния (из-за трудностей с собственной женой). Расселу принадлежат слова: «Женщина — это низшее создание, которое Бог сотворил для мужчины, чтобы она ему ассистировала». Эта мысль часто повторяет­ся у иеговистов.

Крестят они погружением. Крещающий становится рядом с крещаю-щимся и поддерживает его, а он ложится на спину в воду и встает уже крещенным. На конвенциях и конгрессах людей крестят в надувных ре­зиновых бассейнах.

Естественно, иеговисты считают себя единственной истинной цер­ковью — все остальные религии стопроцентно ложные; даже само сло­во «религия» они отрицают и определяют религию как поклонение идо­лам, поклонение тварям. И лишь они одни поклоняются истинному Богу. Правда, это отрицание религии как таковой не мешает «Свидетелям» изо всех сил добиваться для своей организации статуса религиозной со всеми вытекающими из него льготами.

Любая религия, кроме веры «Свидетелей», по мнению анонимных авторов «Сторожевой башни», «похожа на чистый кокаин» Ч Христиане называются предателями Бога и лжецами 2>, а элементы христианского учения и традиции — произошедшими из «древних лжерелигий»3). Рели­гиозные руководители «ложных религий» называются «одними из самых пресловутых лжецов» 4). Согласно «Сторожевой башне», христианские священники пребывают в состоянии «пьяного оцепенения»5). Священст­во огульно обвиняется в педофилии, на основании чего заключается,

I 1)   .Сторожевая башня-, 01.05.97. С. 17.

2)        См., напр., брошюру «В чем смысл жизни?-, 1993. С. 19.

3)        Брошюра «Что от нас требует Бог?", 1996. С. 22.

4)        .Пробудитесь!-, 22.02.97. С. 18.

5)        -Сторожевая башня-, 01.07.98. С. 9.


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     141

что «духовенство отвергает Бога, отказываясь поступать согласно ...нравственным нормам» Ч Утверждается, что «церкви христианского мира ...заражены половой безнравственностью» 2> и что «прихожане церкви и даже священники позволяют себе вести распутную жизнь, прелюбодействовать, драться, пьянствовать, жадничать, лгать, зани­маться спиритизмом и идолопоклонством»3'. «Религиям христианского мира» обещается «лишение их богатств» и «позорное разоблачение»4'. В журналах сообщается, что «христианский мир и другие ложные религии вскоре будут полностью уничтожены» 5). «Это справедливый приговор, вынесенный Иеговой лжеучителям. Этот приговор будет приведен в ис­полнение»6'.

Нелишне напомнить, что эти и им подобные заявления резко наст­раивают иеговистов против приверженцев всех остальных религий, в первую очередь — против приверженцев традиционных конфессий тех стран, где орудует секта. Эта агрессия вырывается наружу и, естествен­но, рождает ответную реакцию людей, оскорбленных как кощунствен­ными высказываниями иеговистских публикаций в отношении почита­емых ими святынь, так и назойливым приставанием членов секты. Так руководство секты провоцирует межрелигиозную напряженность и конфликтные ситуации, которые помогают ему прочно удерживать лю­дей в организации: «Смотрите, как ненавидит вас одержимый диаво-лом мир...»

Именно это разжигание религиозной розни (вместе с нанесением вреда здоровью и жизни граждан через принуждение к отказу от пере­ливания крови) попыталась доказать Головинскому межмуниципально­му суду Московская прокуратура, добивающаяся роспуска религиозной организации «Свидетели Иеговы»7'. Процесс еще не завершен, но чем бы он ни закончился, ненависть иеговистов к другим конфессиям и прежде всего к традиционному христианству очевидна. Тем не менее отечественный Минюст решил не дожидаться окончания процесса и 29 апреля 1999 г. зарегистрировал секту как централизованную религиоз­ную организацию под странным названием «Управленческий Центр Свидетелей Иеговы в России».

I

1)        -Сторожевая башня-. 01.12.94. С. 6.

2)        Там же, 01.04.91. С. 4.

3)        Там же, 01.06.93. С. 11.

4)        Там же, 01.03.94. С. 13.

5)        Там же, 01.05.97. С.17; также: Там же, 01.07.94. С. 7.

6)        Там же, 01.03.94. С. 13.

7)        См. Дворкин А. Процесс "Свидетелей Иеговы- и пропагандистская война // -Прозрение»
№2 (3), 1999. С. 86-89.


 

142

Часть вторая.   Глава   5

Единственно, во что иеговисты верят полно-     ГОВОРИТЬ О  Вероучении  «СвИДвТе-

стью и безоговорочно, — это в саму                            лей Иеговы» достаточно сложно,

организацию                                                               потому что оно все время меня-

ется. За сто с небольшим лет су­ществования этой секты ее вероучение много раз менялось самым коренным образом. Можно сказать, что самым неизменным пунктом иеговистского учения является его переменчивость. Но все эти переме­ны могут исходить только от самой организации, которая и определяет, во что именно должны верить ее члены в каждый данный момент. Поэто­му в конечном итоге единственно, во что иеговисты верят полностью и безоговорочно, — это в саму организацию. Все остальные предметы ве­ры (включая даже самого Иегову), как показывает история, легко могут быть изменены руководством организации.

Так случалось неоднократно, и новые поколения иеговистов даже не подозревают, что совсем недавно их организация проповедовала со­вершенно другую веру. Все нежелательное прошлое совершенно изгла­жено из их памяти. Господство над прошлым, о котором писал Оруэлл в уже упоминавшемся романе «1984» («Кто контролирует прошлое — кон­тролирует настоящее. Кто контролирует настоящее — контролирует бу­дущее»), доведено в секте «Свидетелей Иеговы» до своего совершенст­ва.

Нижеследующее изложение вероучения и характерных особеннос­тей «Свидетелей Иеговы» относится лишь к положению на начало 1999 г. Не исключено, что вскоре все будет вновь изменено самым коренным образом. Думаю, читателю это станет ясно из самого изложения.

«Свидетели Иеговы» считают, что всякое учение о Троице исходит от сатаны

Главное в иеговистском учении — отрицание Божества Иисуса Хрис­та, Который для них есть некое

высшее творение Божие, но не более того. Они смешивают Христа с Ми­хаилом Архангелом. Дескать, вначале это существо звали Логос, потом он стал известен под именем Михаила Архангела, а затем стал челове­ком. Божественность Спасителя они яростно отвергают и доказывают, как могут, по Священному Писанию, что Он никогда не был Богом и не мог Им быть, так как искупить человека мог только человек.

«Свидетели Иеговы» отрицают и Воскресение Иисуса Христа. Чело­век Иисус Христос мертв навеки, воскрес Он в духовном теле, утвержда­ют они. Что же касается пустой гробницы, они объясняют это так: либо


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     143

тело растворилось в газах, либо Бог сохранил его до предъявления на Страшном суде. «Свидетели Иеговы» отрицают Крест Христов, утверждая, что «Иисус» был распят на столбе. Однако до 1931 г. они вполне призна­вали крест, не споря со столь очевидным фактом. Но начиная с номера от 15 октября 1931 г. на обложке «Сторожевой Башни» больше нет изо­бражения креста и короны. Несколько лет спустя народ Иеговы впервые узнал о том, что Иисус Христос не умирал на Т-образном кресте. 31 ян­варя 1936 года брат Рутерфорд представил семье бруклинского Вефиля новую книгу «Riches» («Богатства»). В частности, на 27-й странице в ней говорилось: «Иисус был распят не на деревянном кресте, который пред­ставлен во многих изображениях и картинах и изображения которого люди делают и выставляют напоказ; Иисус был распят, пригвожден ко древу»1). С тех пор Крест в изданиях «Общества сторожевой башни» подвергается многим оскорблениям. В том числе его называют язычес­ким и фаллическим символом 2), что можно отнести скорее к иеговист-скому столбу. Почему же с такой ненавистью относятся иеговисты ко Кресту Христову? На этот вопрос уже давно дал ответ апостол Павел: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасае­мых, — сила Божия» (1 Кор 1:18).

Отрицают они и Святую Троицу. В иеговистских журналах написано, что всякое учение о Троице исходит от сатаны. Если, как было отмечено выше, в их текстах слово «Сатана» всегда пишется с большой буквы, то слово «троица» — наоборот, всегда с маленькой. Иисус Христос Богом не был, как они пишут, а Святой Дух — это не личность, а некая сила, поэто­му всякий человек, исповедующий Троицу, исповедует чистый сатанизм.

Они постоянно подчеркивают, что Бога зовут Иегова, это Его единст­венное имя, от которого почему-то отказались все церкви, которые на­зывают Его как угодно, но не тем именем, каким Он Сам Себя назвал. Этим также доказывается принадлежность всех церквей к сатанизму, как говорят иеговисты. Иегова — это, как известно, искаженное произ­ношение древнееврейского слова «Сущий» (сейчас считается более правильным произносить Яхве). «Я есмь Сущий», то есть «Тот, Кто есть» — сказал Господь, когда явился Моисею в горящем кусте (Исх. 3,14).

Иеговистское учение о последних временах говорит о том, что яко­бы было несколько присутствий Иисуса Христа на земле. Первое присут­ствие ••— это три с половиной года — период от Его крещения до смерти; второе присутствие началось в 1914 году, когда Христос, воскресший

11)  Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1975 год. N. Y., 1975. С. 148-149. 2)  Watch Tower. N. Y., 01.07.1964. P. 395.


 

144


 

Часть вторая.   Глава  5


 

• Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     145


 

 


 

духовно, обратил внимание на земные дела и начал отделять овец от козлищ и образовывать настоящих христиан, чтобы готовить их к Свое­му Второму телесному пришествию и к тому, как выжить в грядущем Армагеддоне — то есть сейчас идет предварительный период отделения овец от козлищ.

«Свидетели Иеговы» много раз предсказывали телесное пришест­вие Иисуса Христа — сначала в 1914 г. (но тогда произошло лишь Его «духовное пришествие», как они позже объясняли), потом в 1918 г. (но Он тоже не пришел), затем в 1925 году, когда должны были воскреснуть и явиться на землю Авраам, Исаак, Иаков и другие пророки, что и было бы преддверием Второго пришествия (но опять, как мы знаем, ничего подобного не произошло). В отличие от других сект, которые в таких слу­чаях признавали, что произошла ошибка и пророчество не удалось, ие­говисты всякий раз выкручивались и переиначивали свои же предска­зания, поэтому оказывалось, что в 1914 г. состоялось «пришествие Христа в Духе», в 1918 г. Христос «вошел в духовный храм и начал его очищать» — это было начало «предварительного Суда», конец которого предсказывался в 1975 году, когда Христос должен был явиться теле­сно. Но 1975 год прошел, и опять ничего не произошло.

Иеговисты верят, что земная история должна закончиться кровавым Армагеддоном, когда Христос в виде Архангела Михаила незримо сойдет на землю в Своем Втором пришествии, возглавит воинство Иеговы и все неверные будут физически истреблены. Сначала они говорили, что 2 миллиарда населения Земли будет утоплено в крови, теперь говорят, что 5 миллиардов. По некоторым данным, раньше они учили, что в битве вер­ные иеговисты будут на стороне Бога, они получат оружие в руки и будут помогать Христу — Архангелу Михаилу — расправиться со всеми невер­ными. Таким образом, никаких нравственных препятствий для геноцида у иеговистов нет. Правда, теперь «Свидетели Иеговы», как правило, ут­верждают, что сами они не будут никого убивать, но будут лишь наслаж­даться зрелищем избиения небесным воинством всех своих врагов, и что, дескать, никогда не учили о своем участии в Армагеддоне.

Однако у автора есть знакомый датчанин, который родился в семье иеговистов. Он нашел в себе силы порвать с сектой, сейчас живет дру­гой жизнью. Вот его рассказ о своих детских воспоминаниях. Он ходил в школу и с другими детьми общался мало (любые праздники — даже дни рождения — у них запрещены, также как и игры с детьми «неверных»), но знал, что вот-вот придет Христос и тогда ему дадут в руки автомат, и он должен будет уложить всех своих соучеников. С этим он рос. Можно себе представить, какое влияние оказывало это на детскую психику.


 

По учению иеговистов, полное спасение получат лишь 144 тысячи верных (согласно Откровению Иоанна Богослова). Это было учение их основателя Чарльза Тейза Рассела, но понятно, что это число было быс­тро исчерпано, потому что иеговистов сейчас уже больше 14 миллио­нов, то есть значительно больше, чем 144 тысячи. Тут им тоже нужно бы­ло как-то выкручиваться, поэтому они сказали, что 144 тысячи верных будут вознесены на небо лишь в первом воскресении, а у других будет воскресение более низкого сорта — они будут жить в раю на земле, есть бананы и апельсины и ходить среди пальм с добрыми тиграми, львами и змеями (это их любимая картинка). Работа у них будет не более 4-х ча­сов в день, жилище — удобное, еда — вкусная, и все будут принудитель­но счастливы. А 144 тысячи первых будут смотреть на них с неба и ими управлять.

Так будет продолжаться тысячу лет, после чего все неверные будут воскрешены для окончательного уничтожения на Страшном Суде. Безмя­тежная же жизнь иеговистов в раю продолжится всю вечность. Присутст­вие Бога во всей этой трогательной идиллии не просматривается.

Иеговисты не верят в бессмертие души. Они говорят, что Бог не мо­жет подвергать людей вечному мучению, Он милосерден, а милосерд­ный хозяин не будет терзать бешеную собаку, а просто возьмет и прист­релит ее. Есть люди, которые воскреснут и спасутся, а остальные будут уничтожены навсегда. Спасение же зависит от участия в делах «Общест­ва Сторожевой башни», и если вы останетесь в числе ее членов, у вас есть шанс на спасение, а если уйдете, то такого шанса лишаетесь. То есть если вы всю жизнь распространяли литературу по 40-50 часов в неделю, но в один день перестали это делать, то прежние заслуги вам уже не зачтутся. Вы отпали и уйдете в вечное небытие. Поэтому у неко­торых людей, призванных уже после того, как было исчерпано число 144 тысячи, еще есть небольшой шанс каким-то образом в это число по­пасть: может быть, кто-то из 144 тысяч в последний момент отпал и есть небольшие вакансии. Поэтому каждый может надеяться, что не только будет есть бананы на земле, но и попадет на небо.

В иеговистских общинах есть определенная проблема соперничест­ва: кто может попасть в это заветное число? Ведь могут причащаться лишь те, кто крещены повторно небесным крещением и прошли миропо­мазание (те самые 144 тысячи). Причащение у иеговистов совершается один раз в год. Это единственный праздник, который они признают, — день еврейской пасхи 14 нисана; воспоминание не о Воскресении, а о смерти Христа. Существует негласное позволение причащаться только дряхлым старикам, которые могут быть из тех самых 144 тысяч. Правда,


 

146


 

Часть вторая.   Глава   5


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     147


 

 


 

некоторые из молодых иеговистов тоже заявляют о своем праве на при­чащение, потому что, мол, чувствуют, что принадлежат к 144 тысячам, но другие активно против этого выступают, и большинство претендентов сдается и отказывается от своих притязаний. Причастие выглядит так: наливается виноградный сок или вино, над ним читается какая-то мо­литва, а потом подходят либо старики, либо кто-то из молодежи, кто мо­жет дерзнуть и считает, что входит в высшую касту спасенных, — подхо­дят и из отдельных стаканчиков отпивают жидкость.

В 1950 г. вышел иеговистский перевод Библии на английский язык под названием «Новый мир» («New World Translation»). В этом издании подтасована большая часть мест, где говорится о Божественности Спаси­теля, а также греческие слова Теос и Кириос («Бог» и «Господь») почти всюду заменены на слово «Иегова». Пока «Перевода нового мира» на рус­ском языке не существует. И если кому-то из вас доведется беседовать со «Свидетелями Иеговы», то спросите, каким переводом Библии они поль­зуются. Почему-то отечественным иеговистам очень полюбился перевод архимандрита Макария (Глухарева), на который они любят ссылаться и который даже переиздали. По свидетельству специалистов, в своем из­дании этого перевода они также произвели большое количество подта­совок Ч В беседах с ними очень полезно отсылать их к греческому ори­гиналу и показывать, где руководство секты производит подтасовку.

Адвентизм седьмого дня и американский попу-    у «Свидетелей ИвГОВЫ» ДВЭ корня:

лизм конца xix в. — два корня                            это адвентизм седьмого дня и аме-

иеговизма                                                                   риканский популизм конца XIX в.

Основателем адвентизма считает­ся баптистский проповедник Уильям Миллер (1772-1849). Он был американцем, человеком малограмотным (окончил не более двух клас­сов школы), из бедной семьи, как и Джозеф Смит, основатель секты мормонов, но в отличие от Смита, который так и остался до конца жиз­ни малограмотным и даже не научился сколько-нибудь связно писать, Миллер очень любил читать и самоучкой многого достиг. До 35 лет он был скептиком-агностиком, а потом обратился, стал баптистским пропо­ведником и начал активно изучать Писание. Как у большинства само­учек, системы у него не было, поэтому он стал плодить доморощенные

11) См. Семенов Л- Б. История создания и учение -Общества Сторожевой башни- (на пра­вах рукописи / диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия). М., 1998. С. 130-134.


 

теории и увлекся книгой пророка Даниила, на которой сломались мно­гие. Миллер тоже стал активно вычислять дату конца света и вычислил ее. А когда ему приводили слова Спасителя о том, что никто не может знать ни дня, ни часа Его Второго пришествия, Миллер отвечал, что предсказывает не день и не час, а год. В 1818 г. он вычислил год 1843-й. На него самого это произвело потрясающее впечатление: через 25 лет мир закончится! Все живут себе и ничего не подозревают, а он, Мил­лер, это открыл! Если в это поверить, делается страшно.

Миллер начал проповедовать, а так как он был человеком «харизма­тическим» и убежденным, то у него появлялось все больше сторонников. Народ в истерике ждал Второго пришествия. И вот пришел 1843 год, и ничего не случилось. Миллер стал снова считать в надежде найти ошиб­ку, и она нашлась: дату Второго пришествия пришлось отложить до 21 марта 1844 г. — дня весеннего равноденствия, когда все и должно было произойти. Но и тут ничего не случилось. Миллер впал в депрессию, но соратники убедили его, что считать нужно по еврейскому календарю, по которому новый год наступал 21 октября 1844 г. Миллер понял, что имен­но эта дата безошибочна. Его уверенность передалась людям, все пере­стали сеять и пахать и собрались в белых одеждах у горы в штате Нью-Йорк в ожидании восхищения на небо. Но день прошел, и опять ничего не случилось. Этот день стал днем Великого разочарования (официальный термин, который используется в религиеведческих учебниках).

Когда такое случается, одни участники отходят от движения, а другие принимаются вычислять, почему все сорвалось (как мы уже говорили, трудно отказаться оттого, во что так много вложено), и пытаются найти ошибку. Один верный последователь Миллера, Хайрам Эдсон, на следу­ющий день после Великого разочарования гулял по полю, поросшему спелой пшеницей, где и получил «откровение от Бога»: пришествие Гос­подне произошло, но это было небесное пришествие — Христос вошел в Святая Святых Небесного храма, куда ранее вход Ему был закрыт. Там он начал суд исследования, то есть рассматривает жизнь каждого хрис­тианина и судит, кто достоин воскресения, а кто не достоин. Этот суд зай­мет от 80 до 100 лет, а потом наступит Второе пришествие. Это и есть ключевая доктрина адвентистов (помимо соблюдения субботы), в кото­рой кроются корни иеговизма.

Вторая основательница адвентистов — «пророчица» Элен (Елена) Уайт (1827-1915). Она была обычной девушкой, но когда ей было 15 лет, кто-то кинул ей в лицо громадный камень. Элен была изуродована и долго находилась между жизнью и смертью, но ее выходили, после чего у нее начались странные припадки, которые она называла «небесными


 

148


 

Часть вторая.   Глава   5


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     149


 

 


 

История возникновения иеговизма

и последующая борьба за власть в секте

откровениями». Эти откровения изданы, очень почитаются, а адвентисты считают их вероучительными источниками наряду с Библией. Правда, еще современники указывали на то, что многие из этих «откровений» бы­ли чистым плагиатом, в том числе из опубликованных источников. Но ад­вентистов это не смущало. Большая часть иудаизирующих черт адвентиз­ма (таких, как соблюдение субботы, диетарные правила и т. д.), а также их отказ от употребления спиртного восходят именно к наследию г-жи Уайт.

Итак, «Свидетели Иеговы» вырастают из адвентизма. Второй ко­рень секты — популистское движение в Америке конца XIX века. Тогда слово «популизм» имело несколько иное значение, чем теперь, — это было название движения протеста маленького человека в капиталисти­ческом обществе, задавленного огромными корпорациями. Популист­ские лидеры представляли правительство как единую коррумпирован­ную систему, которая контролируется богатым классом, или олигархией, и собирает все плоды труда простого человека, являющегося лишь вы­брасываемым после использования винтиком в этой большой машине. Все большие, традиционные церкви виделись тоже частями единой го­сударственной машины, противостоящей маленькому человеку и пере­малывающей его. В первую очередь это касалось Католической церкви в Америке и больших протестантских деноминаций. В качестве антите­зы возникали мелкие политические партии и религиозные движения, которые протестовали против давления на личность со стороны крупных образований.

Новосозданная секта «Свидетелей Иеговы» также начала восприни­мать внешний мир как врага — мир, представленный прежде всего лжеучением институциализированных церквей, тиранией земных пра­вительств и угнетением человека громадными предприятиями. Все это нужно было раз и навсегда отвергнуть1).

Этот изначальный протест иеговистов нашел отклик в сердцах очень многих простых людей, задавленных тяжелыми условиями жизни.

Таковы корни иеговистского дви­жения, которое основал Чарльз Тейз Рассел (1852-1916). Прав­да, современные иеговисты не очень любят на него ссылаться и при-

I 1) Римо-католическая церковь виделась им (как и теперь, по инерции) врагом номер один, что тоже было в духе времени: в Америке в конце XIX в. ощущалась сильная враждебность к новоприбывшим иммигрантам из южной и восточной Европы — по большей части римо-ка-толикам. Ку-Клукс-Клан возник приблизительно в то же время и с теми же популистскими ан-таинородческими (в том числе и антикатолическими) лозунгами.


 

бегают к анонимности (есть анонимная «Правящая корпорация»), но Рассел — это человек, без которого иеговизма не существовало бы.

Родился Рассел в Питтсбурге (штат Пенсильвания) в пресвитериан­ской семье. По странному совпадению, он, как и Миллер, имел пару классов образования, хотя потом подучился самоучкой и стал помогать отцу, который держал галантерейную лавку. Чарльз оказался весьма способным бизнесменом, многого достиг в торговле, которая стала при­носить ему неплохие доходы. В 16 лет он попал под влияние адвентис­тов, которые постепенно приходили в себя после Великого разочарова­ния. Тогда адвентисты указывали новую дату Второго пришествия — 1874 год — и уже на нее возлагали большие надежды. Но конца света, как нам известно, опять не случилось.

Рассел еще поддерживал отношения с разочарованными адвентис­тами, когда в 1876 г. услышал о маленьком адвентистском журнальчике «Глашатай утра». Журнал развивал идею, что осенью 1874 г. Христос пришел на землю незримо, а вот уж через три с половиной года — вес­ной 1878 г. — верующие будут восхищены на небеса. Рассел чистосер­дечно обратился, свернул торговлю и всю прибыль отдал на поддержку журнала. Издатель сделал его своим помощником, но Рассел был чело­веком независимым и долго оставаться в помощниках не мог. Поэтому, когда обещанное пришествие в очередной раз не состоялось, он осно­вал свой журнал — «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова». Это был первый журнал будущих иеговистов, хотя тогда они еще «Свидетелями Иеговы» не назывались.

Рассел быстро отошел от адвентистов и стал публиковать свои соб­ственные доктрины — в частности, стал самолично вычислять дату Вто­рого пришествия. Также как и его незадачливые предшественники, он обратился к Книге пророка Даниила, в которой нашел место, где гово­рилось о царе Навуходоносоре, с которым семь раз случался период безумия. Рассел истолковал эти семь раз как семь пророческих лет, в каждом из которых 365 дней. Таким образом он получил период в 2520 дней, которые перевел в годы, и получилось 2520 лет, к которым он прибавил год 607-й до Р. X. — так он высчитал дату разрушения Иеру­салимского храма (на самом деле храм Соломона был разрушен в 587 или 586 г.). Таким образом он получил 1914 год.

Эта дата ему очень понравилась, потому что, с одной стороны, она была уже близка, а с другой — времени с 1878 г. по 1914 г. было еще достаточно и можно было обратить много людей. Тогда же он увлекся пирамидологией (это одно из доказательств его связей с оккультизмом). Он назвал пирамиду Хеопса Библией в камне и стал измерять ее пара-


 

150


 

Часть вторая.   Глава  5


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     151


 

 


 

метры, умножать и делить их друг на друга и в конце концов тоже полу­чил 1914 год, что стало для него лишним подтверждением даты Второго пришествия.

Оккультисты всех времен и народов очень любили пирамиду Хеопса. И сегодня можно увидеть по телевизору какого-нибудь доморощенного мага, рассуждающего о волшебных свойствах пирамиды Хеопса и под­считывающего ее параметры, а затем делящего и умножающего их друг на друга. Таким образом он получает какую угодно цифру — хоть рассто­яние от Земли до Луны, хоть любую необходимую ему дату. Пирамидоло-гия — одна из знаковых характеристик движения «New Age».

С приближением 1914 года Рассел стал все больше расходиться с традиционным протестантизмом. Именно тогда он начал отходить от веры в Святую Троицу и в Божественность Иисуса Христа и стал публи­ковать том за томом свои «Исследования Писаний». К моменту его смерти в 1916 г. это был 6-томный сборник с общим тиражом 13 мил­лионов экземпляров. Рассел чрезвычайно высоко ценил свои толкова­ния и говорил, что если человек изучает Библию, то все, что ему нужно, — это «Исследования Писаний». Если человек 20 лет изучал Библию по его толкованиям, а потом стал читать только Библию, то через три года он окажется в кромешной тьме. Если же будет наоборот (человек пере­станет читать Библию, а будет читать только толкования), то ничего страшного не произойдет: он по-прежнему будет находиться в свете, потому что все, что нужно взять из Библии, в толкованиях есть.

Первый свой кружок Рассел назвал «Исследователи Писания» — это и есть первое название «Свидетелей Иеговы»; их первое поколение так и называлось. Сторонники Рассела считали его благоразумным рабом (Мф 24:45) и Лаодикийским вестником, то есть седьмым, последним по­сланником Христианской Церкви. «Благоразумным рабом» называла его и супруга, которая очень пропагандировала своего мужа. Правда, когда у них начался бракоразводный процесс, она называла его уже «рабом неверным и неразумным».

Рассел прожил достаточно долго, чтобы убедиться в ложности своих предсказаний, потому что в 1914 г. Второго пришествия опять не про­изошло, хотя эта дата и была самой «удачной» из всех предыдущих — на­чалась первая мировая война. Естественно, все, что было возможно, иеговисты из этой даты выжали. В 1916 г. Рассел умер, его похоронили под каменной плитой, на которой он называется «Лаодикийским вестни­ком», а рядом установили большую каменную пирамиду, которая сохра­нилась до сих пор на кладбище близ Питтсбурга, и туристы очень любят рассматривать и фотографировать ее.


 

 


 

Следующего главу иеговистов звали «судья» Джозеф Франклин Ру-терфорд. Юрист по образованию, он не снискал особой известности на этом поприще, но стал последователем Рассела и помогал ему юридиче­ски в бесчисленных судебных тяжбах. Это были и бракоразводные про­цессы, и различные обвинения морального характера, и скандальная история с «волшебной» пшеницей, на которой Рассел заработал боль­шие деньги, уверяя своих последователей в том, что она принесет неви­данные плоды, а она этих ожиданий не оправдала. На одном из процес­сов Рассел был уличен в лжесвидетельстве, ибо заявил под присягой, что досконально знает библейские языки. Ему принесли тексты на гре­ческом и на еврейском, и он не смог прочесть ни единого слова.

Рутерфорд стал вице-президентом «Общества исследователей Писа­ния». По инструкции Рассела, его преемник на посту президента должен был разделять свои полномочия с советом директоров «Сторожевой башни», которых сам Рассел назначил пожизненно. Однако сразу же после его смерти началась серьезная борьба между Рутерфордом и советом директоров, в результате которой Рутерфорд вышел победи­телем. В ходе борьбы применялось физическое насилие, когда дирек­торов вытаскивали за шиворот из зала заседаний, но в конце концов Рутерфорд стал единоличным властителем организации. Правда, после всех скандалов часть сектантов откололась, и некоторые из них (напри­мер, чикагская группа «Исследователей Писания Зари») существуют и доныне1). Чтобы отделить своих последователей, Рутерфорд назвал их «Свидетелями Иеговы», это имя они и сохраняют до сегодняшнего дня.

В отличие от Рассела, харизматического проповедника, но доволь­но слабого организатора, Рутерфорд обладал железной хваткой; тут так­же можно провести параллель с мормонами и соотношением между Смитом и Янгом2). Все свое внимание Рутерфорд обратил на проповед­ническую работу и приобретение новых членов. В 1927 г. он ввел обя­зательное правило распространения литературы по домам.

Рутерфорд безжалостно подавлял всякое инакомыслие и оппозици­онность внутри своей организации, укрепляя железной рукой единство своих рядов, добиваясь от своих членов безоговорочного повиновения своей власти, поддержания строгой дисциплины и безропотного служе­ния организации.

I

1)   Они также пытаются вести прозелитическую деятельность в России, правда, в несрав­
ненно
более скромных масштабах чем. -Свидетели Иеговы». Во всяком случае, они издали
целый ряд своих книг и брошюр на русском и украинском языках.

2)   Некоторые исследователи, говоря об этих личностях и их ролях в своих организациях, вспо­
минают соотношение между Лениным и Сталиным.


 

152


 

Часть вторая.   Глава  5


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     153


 

 


 

В конце первой мировой войны, в 1917 году, Рутерфорд подвергся тюремному заключению за то, что призывал американцев отказывать­ся от службы в армии. Ему вместе с другими иеговистами дали срок в 30 лет за измену родине, но через год дело по апелляции было пересмот­рено, и их отпустили.

Рутерфорд также был ярым антикатоликом. В своей проповеди он использовал новейшие средства своего времени — в частности, пере­движные радиостанции. Он пережил большие сложности с очередным концом света, который был назначен на 1925 год, когда должны были воскреснуть три великих пророка. Он построил для них роскошный дво­рец на юге Калифорнии, который назвал «БетСарим», где пророки долж­ны были жить после своего пришествия. Но пророки не пришли, зато у Рутерфорда появилась замечательная резиденция, где он жил каждое лето. Он был известен и своей скандальной личной жизнью, любил по­кутить и не чуждался алкоголя. Во всяком случае, слухов о нем было очень много, и скандалы происходили постоянно. Он жил на широкую ногу и даже не слишком это скрывал.

Следующим президентом секты стал Натан Кнорр. Он еще менее был харизматическим лидером и еще более бюрократом, плодом иего-вистской правящей структуры, сделавшим многое для ее укрепления. Его личная власть достигла таких размеров, о которых Рутерфорд не мог и мечтать. Кнорр первым обратил внимание на подготовку каждо­го члена к проповеднической деятельности. Раньше иеговисты таскали с собой граммофон, и, когда им открывали дверь, они ставили пластин­ку с проповедью Рутерфорда. Теперь же Кнорр заставил их проповедо­вать самостоятельно. Атак как Кнорр, в отличие от Рутерфорда, был че­ловеком не письменным и собственных трудов писать не мог, то вошла в традицию анонимная публикация иеговистских документов, которые до этого подписывались. Со времен Кнорра все публикуется от лица правящей корпорации, и никаких личных мнений в этих статьях не при­сутствует.

Благодаря хорошо организованной проповеди секта стала быстро расти. Тогда же ее главный идеолог Фредерик Франц (Френч) пере­считал и отредактировал все возможные даты конца света. Невиди­мое возвращение Христа он перенес с 1874-го на 1914 год, а в 60-е годы на страницах «Сторожевой башни» появилась новая дата прише­ствия Христова — 1975 год, которому должен был предшествовать Армагеддон и третья мировая война. К началу 1975 г. численность секты составляла около 5 миллионов человек (в 1941 г. их было не более 100 тысяч).


 

«Свидетели Иеговы» очень ЛЮбЯТ    «Свидетели Иеговы- — самая многочисленная рассказывать О гонениях, КОТОРЫМ    из всех современных тоталитарных сект

они подверглись в нацистской в россии Германии. О чем они не любят го­ворить — это о том, что они изо всех сил пытались договориться с нацистами. Когда те в начале своего правления запретили проповедь иеговистов, иеговисты направили письмо Гитлеру, где просили отме­нить это распоряжение, ссылаясь на то, что у нацистов и «Свидетелей Иеговы» общие цели и общие враги — римо-католики и богатые транс­национальные еврейские корпорации. Если вспомнить, что нацизм изначально строил свою пропаганду на тех же популистских лозунгах, которые дали толчок первоначальному развитию иегрвизма, то это за­явление о родстве будет выглядеть вполне обоснованным1).

Но нацистам не нужны были иеговисты, и они проигнорировали их письмо. Тогда находившийся в безопасности совет директоров распоря­дился, чтобы рядовые немецкие иеговисты возобновили свое хождение по домам, распространение литературы и всю прочую деятельность, та­ким образом подставляя их под удар. Что ж — совету директоров нужны были мученики, и он их получил 2). До сегодняшнего дня иеговисты ци­нично стригут купоны с этих событий, крича о героизме своих невинных жертв и обвиняя любого человека, который говорит правду о них, в жажде иеговистской крови.

Правда, справедливости ради стоит добавить, что большая часть за­ключенных иеговистов относительно хорошо устраивалась в нацистских концлагерях. Нацистам весьма нравились послушные и исполнитель­ные «свидетели Иеговы», и они часто назначали сектантов полицаями и своими административными помощниками, а те добросовестно служи­ли своим хозяевам 3).

Эта традиция продолжилась и в социалистическое время: как пока­зали недавно опубликованные документы, глава «Свидетелей Иеговы» в ГДР являлся тайным осведомителем тайной полиции (Штази)4'.

Впервые иеговизм достиг нашей страны в 1891 году, когда Рассел посетил Одессу. Но укрепиться в России секта не успела и первых лет

. I 1) Haack F.-W. Jehovas Zeugen, Munchen. 1993. S. 25-27. На русском эго письмо опублико­вано в журнале -Прозрение. №2 (3), 1999. С. 73.

2)   Чинилин П. Кто виновен в страданиях «Свидетелей Иеговы» // Православный информа­
ционно-просветительский журнал -Прозрение», 2(3), 1999. С
.72.

3)    Garbe D., Winkel D. «Die «Bibelforscher» (Zeugen Jehovas) in den Konzentrationslager
(1933-1945)» // Dahauer Hefte, Studien und Dokumente zur Geschichte der nationalsozialistis-
chen Konzentrationslager, Nov. 1994. S
. 22-25.

4)  Чинилин П. Кто виновен в страданиях «Свидетелей Иеговы».


 

154


 

Часть вторая.   Глава  5

революции не пережила. В начале Второй мировой войны, в 1939 году, когда советские войска заняли Западную Украину и Белоруссию (то, что было частью Польши), «Свидетели Иеговы», проживавшие на этих терри­ториях, оказались в нашей стране. Обращенные ими люди и обеспечили ту преемственность, благодаря которой иеговисты продержались весь советский период, а также тот плацдарм, с которого они развернули свою активную деятельность после начала перестройки.

Российский филиал организации «Свидетелей Иеговы», официально называемый «Религиозной Организацией Свидетелей Иеговы», зарегист­рирован в Минюсте РФ1', но управляется головной организацией из Нью-Йорка, которая зарегистрирована там как издательство. Руководящим органом региональной религиозной организации в странах СНГ является Управленческий Центр (Вефиль). Центр был создан «Правящей Корпора­цией» в марте 1991 года в Москве. Возглавляет Управленческий Центр Руководящий комитет, состоящий из старейшин местных религиозных со­браний, назначенных «Правящей Корпорацией». Управленческий центр учреждает местные общества, дает указания о начале их религиозной деятельности и о ее прекращении, назначает на должность и смещает надзирателей (старейшин), служебных помощников (диаконов), публич­ных ораторов (проповедников) и других служителей. Окончательное реше­ние по всем вышеупомянутым вопросам принимает, однако, «Правящая Корпорация». Во главе Управленческого центра стоит координатор.

Среди всех сект, начавших свою деятельность в нашей стране при­близительно в одно и то же время (конец 1980-начало 1990 гг.), «Сви­детели», несомненно, добились самого большого роста численности. Только в Санкт-Петербурге количество их общин выросло с одной в 1990 г. до 43-х в 1997.

S

По статистике самих иеговистов (кстати сказать, они боготворят статистику), в 1994 г. только в странах СНГ по иеговистским методикам изучали Библию 72 492 человека. На это изучение потрачено 12 млн 495 тыс. часов. Было крещено 16 686 человек. На территории этих стран в том же году состоялось 521 собрание верующих. На декабрь 1999 г. в России уже было 107 111 «возвещателей царства» (то есть ак­тивных членов, серьезно занимающихся вербовкой). На Украине число возвещателей также перевалило за 100тысяч, а по всем странам быв­шего СССР составило почти 300 тысяч человек. В 1997 г. во всех стра­нах СНГ всего на Вечере Воспоминания (это их единственный праздник — день распятия Иисуса Христа) присутствовало более 600 тысяч чело-

1)  См. выше.


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     155

век11. На московском судебном процессе в феврале 1999 г. сами «Сви­детели» распространяли сведения, что их московская община состоит из 10 тыс. человек, а всего по стране их более 250 тысяч, что, как за­являли они, делает их 5-й по численности «христианской» организацией России (на самом деле — это было число присутствовавших на Вечере Воспоминания, включающее сочувствующих).

В июне 1997 г. в поселке «Солнечное» под Санкт-Петербургом иегови­сты закончили строительство новой территории для переехавшего туда из Москвы своего управленческого центра. Это — целый комплекс зданий на громадной территории, где находится все необходимое для функциони­рования секты и ее распространения в нашей стране. По сообщениям, там есть даже суперсовременная типография, так что полиграфическая продукция для стран СНГтеперь, по всей видимости, будет печататься там.

Во время открытия «Вефиля» под его началом находилось более 800 общин на всей территории бывшего СССР. Через Солнечное еженедель­но проходит более 90 тонн иеговистской литературы для распростране­ния на русском и еще 20-ти языках.

Помимо русского языка, «Сторожевая Башня» регулярно выходит более чем на 10 языках России и бывшего СССР (включая молдавский, киргизский и осетинский).

В январе 1997 г. «Общество Сторожевой башни» объявило о своих планах распространить более 300 тысяч экземпляров своей версии «Ма-кариевской Библии». Помимо собственно библейского текста, в этом из­дании имеется более 30 страниц так называемых «Библейских тем для обсуждения», в которых отвергаются такие основы христианской веры, как Троица, Божество и Воскресение Иисуса Христа, а также приводятся «причины», по которым следует безоговорочно отвергать переливание крови даже в ситуациях, сопряженных с опасносностью для жизни.

Все это — лишь немногие примеры той активной прозелитической кампании, которую ведут «свидетели Иеговы» в нашей стране. Но главного они уже достигли: несомненно, они — самая многочисленная из всех со­временных тоталитарных сект на постсоветском пространстве.

8

В 70-Х Годах ПРОИЗОШЛИ реформы    Сектанты считают, что Иегову интересует орга-В    штаб-квартире    «Сторожевой    низация, а не отдельные лица: личных молитв башни», которые касались власти    бог иеговистов не принимает президента. Эту власть ограничили, потому что Правящая корпорация

I 1)  -Пробудитесь!- 22 февраля 1998 г.


 

156


 

Часть вторая.   Глава  5


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     157


 

 


 

возмутилась тем, что все решения президент принимает единолично. До этого президент был председателем Совета директоров из 7 человек. В 1971 г. была создана новая, расширенная структура Правящей корпо­рации, в которую вошло 11 человек (включая 7 членов Совета директо­ров). На заседаниях этой Правящей корпорации и решаются все вопро­сы управления сектой.

Кнорр скончался в 1977 году, уже после очередного «конца света», а его место занял Фредерик Франц — он-то и должен был расхлебы­вать провал этого пророчества, после которого очень многие покинули секту. Франц был самым образованным членом секты — он был первым руководителем «Свидетелей», хоть немного знавшим греческий (но не еврейский) язык. Именно ему пришлось принять драконовские меры для нового притока обращенных. Он провел основательную чистку (да­же изгнал из правящей корпорации своего собственного племянника), ввел казарменное единообразие и единовластие и несколько пересмо­трел тактику. С этого момента начался новый рост секты.

Франц ввел новую практику — «отсоединение» (или «лишение обще­ния») — и разработал методы практического осуществления тотального контроля секты над своими членами. Чтобы понять, что значит «отсоеди­нение», нужно сделать небольшое пояснение. Иеговисты считают, что живут при единственно^верном — теократическом — правительстве. Христос явился в 1914 г. и с тех пор незримо присутствует на земле, а реальную власть Он дал Правящей корпорации «Сторожевой башни», которая и осуществляет правление верными, а по существу всей Зем­лей, потому что лишь верные это правление признают. Она является вестником и воплощением правления Христа во всем мире. Правящая корпорация и есть тот самый верный раб, которого Господь над многи­ми поставил. Но так как у иеговистов нет своей страны, они ни в одной стране реальной власти не имеют. Если бы такая страна была, то они могли бы применять там свои законы, которые были бы очень жестки­ми. Для отступников есть лишь одна мера наказания — смерть, но каз­нить иеговисты никого не могут, не имеют права. Однако они могут считать каждого отпавшего уже мертвым, несуществующим. И если они видят такого человека на улице, они должны пройти как бы сквозь него, как будто видят призрак; никакое общение с ним в принципе не­возможно. Когда упоминавшийся выше датчанин ушел от иеговистов, он стал для своих родителей мертвым. Когда о нем спрашивали, отец и мать говорили, что их сын мертв, а на улице они проходили мимо, не замечая его, как и все его прежние друзья и знакомые. Тот, кто скажет хоть одно слово исключенному или ушедшему из секты, сам подпадает


 

под смертный приговор, который как бы подвешен в воздухе, но для членов секты вполне реален.

Самые высокопоставленные «Свидетели Иеговы» признавали, что основу доктрины секты составляет «единство организации». После ре­форм Франца сохранение этого единства стало самоцелью секты: ие-говистское руководство оберегает его, как святыню, и идет на любые меры, чтобы сохранить его, не допуская ни малейших отклонений от системы установленных организацией требований. Самая бескомпро­миссная борьба ведется с инакомыслием.

На одном из судебных процессов против «Свидетелей Иеговы» член руководящего совета секты Хайден Ковингтон заявил:

«Если кто-то из членов организации будет несогласен с той или иной ее пози­цией, касающейся вопросов веры и деятельности, и будет пытаться возбудить это несогласие и у других членов организации, она избавится ("отсоединится". А. Д.) от него. Она будет пресекать любые попытки нарушения гармонии в ее внутренней жизни и не допускать, чтобы какие-то ложные идеи, идущие от низов, а не от руководства, вносили диссонанс в ее жизнь и деятельность... Наша главная цель состоит в том, чтобы поддержать единство».

«Единство любой ценой?» — спросили Ковингтона члены суда. «Да, единст­во любой ценой, .•— ответил он, — потому что мы верим, что Иегова управля­ет нашей организацией, правящим телом нашей организации, даже если время от времени мы допускаем ошибки» Ч

Для выполнения этой главной задачи руководство секты идет на лю­бые меры, не брезгует никакими приемами и средствами. Бывшие иего­висты свидетельствуют об отработанной в организации системе шпиона­жа и доносительства друг на друга, о подхалимаже и заискивании перед начальством. Свидетельствуют они и о глубоком моральном разложении и повальном пьянстве среди высокопоставленных сотрудников «Вефиля». Исходя из принципа монолитного единства, Франц разработал жес­ткую тоталитарную систему законов и норм внутрисектантской жизни. Иеговистам запрещено проводить какие-либо сборы, собрания и другие мероприятия подобного рода, не разрешенные руководством секты.

Запрещено делать какие-либо комментарии к любым религиозным проблемам, исходящие из собственных суждений. Комментировать можно лишь научные статьи. Запрещено иметь независимое мнение и делать заявления типа: «Я так считаю» или «Я так думаю».

Секта строго ограничивает связи своих членов с внешним миром, «внешними» людьми, даже если они близкие родственники сектантов,

11)   Цит. по: Швечиков А. Н. Рай земной: новая сказка. СПб., 1997. С. 90-91.


 

158


 

Часть вторая.   Глава  5


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»     159


 

 


 

исходя из принципа, что «все нечистое — от мира». Франц ввел строгую отчетность о проделанной работе (служении), через которую можно эф­фективно осуществлять контроль за жизнью и деятельностью любого члена секты.

Не поощряется любое светское образование, ибо оно, по мнению руководства, лишь затуманивает мозги ложным знанием и ослабляет усилия по изучению Священного Писания. Утверждается негативное от­ношение к любой мирской работе, если она мешает полной отдаче чле­на секты служению Иегове, которое важнее всего остального, и поэто­му для этого служения должно использоваться все свободное время.

Учреждается строгий контроль за тем, чтобы каждый из братьев и сестер настойчиво самоутверждался в знании доктрины организации и ее активной пропаганде. Тотальная слежка и контроль осуществляются не только за действующими членами секты, но и за теми, кто исключен из организации, и теми, кто, по мнению руководства, для нее опасен.

«Свидетели Иеговы» исповедуют настоящий культ своей организа­ции, объявляя ее детищем Иеговы, Его видимой небесной организаци­ей. Поэтому от каждого сектанта требуется безусловное подчинение во­ле и целям организации. Вне организации невозможно постичь пра­вильное учение Бога, Священное Писание. «Библия — это книга для ор­ганизации, и она принадлежит христианскому собранию как организа­ции, а не отдельным лицам, как бы искренне они ни верили в свою спо­собность истолковать Библию. Поэтому Библию невозможно понять правильно, если не помнить о видимой организации Иеговы» Ч

Изучение Библии — дело коллективное, а не индивидуальное, и изу­чать ее можно только под руководством организации. Не признается и ценность индивидуальной молитвы, ибо Иегову интересует организа­ция, а не отдельные лица: личных молитв бог иеговистов не принимает. Все должно быть на виду, все должно быть под контролем. Молитва тут не исключение — она тоже должна быть коллективной, на виду и на слу­ху у всех.

Никто не должен давать индивидуальных оценок по тем или иным вопросам, определять, что есть добро и что — зло, истина и ложь, кого прощать и кого наказывать, за что и почему. Все это может делать лишь

организация.

Никто не может просто так покинуть организацию, он может поки­нуть ее только как отлученный, как проклятый ею.

Быть членом этой «божественной организации» — значит принадле-

11) Сторожевая Башня. 1.10.1967 г. Цит. по: Швечиков А. Н. Рай земной: новая сказка. С. 93.


 

жать к категории избранных Богом Иеговой. Эта избранность очень ко многому обязывает: сектанты должны придерживаться единообразия во всем — в мышлении, в поведении, в одежде. Все до мелочи у них рег­ламентируется и все контролируется. Ни о какой свободе личности для сектанта не может быть и речи.

Одним из основных требований к членам секты является лояльность по отношению к организации. Она должна проявляться: в присутствии и активности на проводимых собраниях, активности в «полевом служе­нии», в выборе супруга (супруги) из членов секты, в избежании контак­тов с исключенными из секты, даже если это близкие родственники, в чистосердечном отчете члена секты своему старейшине по всем пунк­там своих (и чужих) обязанностей. А обязанности эти непросты и обшир­ны.

Каждый член секты обязан точно и искренне отчитываться перед со­ответствующим органом (лицом) о проделанной миссионерской работе (количестве посещенных квартир, проданных журналов, количестве лю­дей, с которыми изучалось учение).

Он обязан также:

не обсуждать данные ему старейшиной распоряжения и приказы;

докладывать старейшине о грехе, совершенном другим членом
секты, помня о том, что иначе он возьмет этот грех на себя;

не сомневаться в учении Иеговы, ибо сомневающимся нет места
в Его организации;

-     не задавать вопросов организации, так как сомнение в ней есть
сомнение в Самом Иегове;

-     помнить, что только организация переживет Армагеддон, но это
не дает никому гарантии на спасение;

 

  быть всегда удовлетворенным всем, что делается в организации,
и продолжать с энтузиазмом работать на нее дальше;

  никогда ни по каким вопросам «не вмешиваться» и «не мнить о се­
бе» слишком много.

Каждый должен знать при этом, что:

  вне организации истинной жизни нет;

  любая информация, исходящая не от организации, ложна и вред­
на, поэтому читать надо только свое, дабы не замутнять сознание ложью
сатаны;

  если обнаружится, что опыт не соответствует учению, то помнить,
что это происки диавола.

Таково разработанное Францем учение «Свидетелей Иеговы» об ос­новном предмете их веры — своей организации.


 

160


 

Часть вторая.   Глава  5


 

«Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»


 

 


 

В секте наступает мощный кризис, и ситуацию нужно срочно спасать Вторым пришествием

Франц был главным идеологом иеговистов в течение 50 лет — до самой своей смерти в возрасте 99 лет в 1992 г., все правление Кнорра и все свое правление. После его смерти был избран новый президент — 72-летний Милтон Хеншель. Пятый президент «Сторожевой башни» был вторым по младшинству в правящей корпорации — лишь один человек был моложе него (в 1992 г. ему было 69 лет), двум другим было по 75, а остальным — по 80 и 90 лет. Все это — глубокие старики, они засыпают на заседаниях Правящей корпорации, и к моменту принятия решения их нужно будить. Хеншеля избрали потому, что он был единственным, в ком осталось хоть сколько-нибудь энергии.

Интересно, что обе секты-долгожителя, как «Свидетели Иеговы», так и мормоны, в нынешней стадии развития сходны в геронтократическои системе управления. И там, и там на высших постах находятся глубокие старики.

Сейчас «Свидетели Иеговы» при­ближаются к очень тяжелому струк­турному кризису, потому что у них нет выбора. В правящую корпора­цию можно избрать только человека, который принадлежит к известным нам 144 тысячам — править на земле могут лишь те, кто будет править и на небе. Но эти 144 тысячи уже совсем кончаются, потому что в 1935 г. Рутерфорд объявил, что небесное призвание закончилось. После этого крещение началось уже «второсортное» — для тех, кто будет жить в зем­ном раю, питаться бананами и млеть от принудительного счастья. А144 тысячи будут править с неба, поэтому в правящую корпорацию и должны входить только люди из 144 тысяч, остальные же причислены к «велико­му множеству». Но так как иеговисты крестят человека, который достиг сколько-нибудь сознательного возраста, то те, кто был крещен до 1935 года, должны были родиться как минимум в начале 20-х гг. (то есть сейчас им далеко за 70). Еще десяток лет — и из них никого уже не ос­танется в живых. «Разумный и верный раб», входящий в 144 тысячи, физически кончается. Что будет потом, неизвестно.

Сегодня всемирная организация иеговистов насчитывает не более 12 тысяч человек, крещенных до 1935 года, из которых большинство со­ставляют женщины, а они в правящую корпорацию войти не могут. Сами принципы учения не позволяют иеговистам передавать власть никому другому, и будет очень интересно посмотреть, как они будут менять эту дату — 1935 год. По их учению, в 21-летнюю эпоху с 1914 по 1935 гг.


 

произошло следующее: эпоха язычников (Лк 21:24) завершилась осе­нью 1914 года, когда Христос воцарился как Царь царств. С этого мо­мента началось Его невидимое присутствие на земле, о чем свиде­тельствуют, как они говорят, войны невиданных масштабов, голод, землетрясения и распространение учения «Свидетелей Иеговы» по всему миру.

Кроме того, в 1914 г. исполнилось пророчество Книги Откровения (12:7-9): Христос в виде Архангела Михаила низверг сатану на землю. В 1918 г. началось небесное воскресение, когда небесные помазанни­ки из числа 144 тысяч были вновь оживотворены с Иисусом Христом в духовном царстве. Помимо этого, весной 1918 г. Христос пришел, чтобы инспектировать духовный храм во исполнение пророчества Малахии (3:1-5 и 1 Пет 4:17). Вслед за этим в 1919 г. Ангелы под предводитель­ством Иисуса начали отделять пшеницу (помазанников, зачатых от Духа) от тех, которые будут жить на земле. В1919 г. Иисус провозгласил «вер­ного раба» (144тысячи) счастливым и повысил его коллективный состав до того положения, которое он занимает сейчас.

Есть у иеговистов и теория 7 печатей и трубных гласов. На семи их конвенциях с 1922 по 1928 гг. принимались «трубные гласы» и особые резолюции, затем, в 1935 году, были собраны последние из 144 тысяч избранников, и на земле началось второе собрание великого множест­ва будущих жителей земного рая. Поэтому нужно не только заменить 1935 год на другой, но и перелопатить всю эту систему, которая на нем завязана. И система эта отнюдь не абстрактна — она буквально вдолб­лена в каждого иеговиста. То положение, которое складывается у них сейчас, напоминает кризис 1916 года, когда после смерти Рассела на­чалась организационная неразбериха, и Рутерфорду пришлось «отре­дактировать» ряд учений, которые появились при Расселе, объявив, что он более не является верным и благоразумным рабом, а пирамида, ко­торую Рассел назвал «Библией в камне», на самом деле «дьявольская Библия». Благодаря такой коренной перестройке Рутерфорду удалось прийти к власти и создать свою организацию.

Сейчас в секте наступает второй кризис, более мощный, чем пер­вый. Иеговисты осознают, что приближаются последние времена, коли­чество еще живущих избранников быстро сокращается, и либо сейчас все нужно спасать Вторым пришествием, либо должно произойти еще что-то.

В ближайшие годы мы увидим, как они выйдут из этого затрудне­ния. Впрочем, как говорилось выше, «Свидетеям Иеговы» не впервой в корне менять вероучение своей секты. Сделают они это и на сей раз.

6. Сектоведение


 

162


 

Часть вторая.   Глава  5


 

Часть третья


 

 


 

Ведь главный предмет их веры - сама организация — остается неиз­менным Ч

А пока необходимо помнить, что «Свидетели Иеговы» — самая мно­гочисленная и самая быстрорастущая тоталитарная секта практически в каждой стране Восточной Европы. И именно с ней любому священнику или катехизатору, вероятнее всего, придется столкнуться в первую оче­редь. Так что каждый должен знать, что им ответить и как им возразить по всем основным пунктам их лжеучения. От нашего ответа и от нашего знания Писания зависит, сможем ли мы отстоять для Церкви многих ее чад.

I 1) И вот, как свидетельствуют последние иеговистские публикации, изменения были внесе­ны: -До 1995 г. Свидетели Иеговы считали, что "нынешняя система вещей" завершится в течение жизни поколения, родившегося до 1914 г. Так они понимали смысл слова "род", ко­торое употреблено Иисусом в Евангелии от Матфея (24:34). В этом стихе говорится: "Истин­но говорю вам: не прейдет род сей. как все сие будет". Однако более глубокие исследования показали, что слово "род" не означает в данном контексте одно поколение, а может подра­зумевать неопределенное множество или череду поколений. Это разъяснение было дано в "Сторожевой Башне" от 1 ноября 1995 г... (Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. С. 203: см. также: Там же. С. 7.)


 

 


 

 

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов