Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
О СМЫСЛЕ ЧУДЕС Что такое чудо? Происходят ли чудеса на самом деле? И, если происходят, то доказывают ли они существование Бога и других высших сил? И, если доказывают, то не противоречит ли это принципу свободы,* столь важному для деятельности человека?
|
О СМЫСЛЕ ЧУДЕСЧто такое чудо? Происходят ли чудеса на самом деле? И, если происходят, то доказывают ли они существование Бога и других высших сил? И, если доказывают, то не противоречит ли это принципу свободы,* столь важному для деятельности человека? - На эти вопросы я, по возможности, постараюсь ответить ниже. Итак, что есть чудо? - Характерной особенностью чудес является кажущееся нарушение причинно-следственных связей, их нелогичность и выпадение из привычной картины материального мира. Поэтому их и считают доказательством существования высших сил, не принадлежащих к миру сему, но властных над ним. Верующие люди безусловно признают чудеса. Но, если спросить любого верующего - необходимы ли чудеса для его веры и являются ли они единственным проявлением Божественной воли в этом мире, то он уверенно ответит - Нет! - Ничто не происходит без воли или попущения Божьего. - Причем, под волей понимается как бы непосредственное выполнение Божьего промысла, а попущением считается вся область свободного выбора человека и других природных деятелей. Но подразумевается, что свободная деятельность также протекает в рамках Божьего промысла, который может выступать, к примеру, в виде законов природы. С другой стороны, атеист заявит, что все происходящее в этом мире есть результат действия естественных причин, которые возникли в процессе саморазвития вечной Вселенной. И, если мы не знаем всех причин происходящего, то это вовсе не повод рассматривать эти события как проявления потусторонних сил и чудеса. - Просто нужно поработать головой, поставить эксперименты и выявить недостающие причины событий. Таков принцип научного подхода. Однако, противоречие между научным и мистическим пониманием мира кажущееся. Оно происходит от абсолютизации описанных подходов. На самом деле эти подходы имеют разные области применения и преследуют различные цели. Научный подход ставит задачу познания законов природы и объяснения на их основе всего сущего. Но уровень познания законов ограничен тем смыслом,** который люди способны вкладывать в эту деятельность. Все законы природы представляют собой эмпирически выявленные общие отношения предметов и явлений, или следствия, выведенные из этих отношений. Все законы основаны на аксиомах и на целом ряде мировых констант, которые предстают перед нами как данность. Поэтому научный подход означает ограниченное априори рассмотрение и не годится, как исключительный метод построения цельной и гармоничной картины мироздания. Как раз, задачей мистического подхода и является построение цельной и гармоничной картины мира. Религия основана на вере, которая рассматривается как непосредственное общение Бога и человека. Поэтому мистический подход дополняет знания о мире и человеке, основанные на обыденном опыте, некими сверхзнаниями, которые предстают как результат общения с высшими силами. Если обобщить эти сверхзнания, то можно сказать, что они дают возможность представлений в других, более обширных, чем человеческий мир контекстах. Подчеркиваю, это не постижение других смыслов разумом, а именно непосредственное созерцание их в картине мироздания. Поэтому мистический подход и позволяет узреть мир в полноте и гармонии даже на человеческом уровне неведения. Дар Божий состоит в постижении человеком красоты и гармонии, которые есть первые доступные ему черты Царства Божьего. Насколько оправдан мистический подход? Увы, он также несовершенен. Имеется в виду не Божественный экстаз, не потрясающее по красоте и величию зрелище мироздания, захватывающие сознание мистика. Речь идет о конкретных попытках описания открывшейся картины. Вот они-то, эти описания, в большой мере отражают как личность автора, так и сумму знаний современного ему человечества. То есть, трактовка Божественных истин оказывается ограниченной и искаженной в силу несовершенства языка символов и формул, в силу ограниченности того смысла, который вкладывает в них человеческий разум. Поэтому научное познание необходимо как уникальное средство расширения смыслов человеческого сознания. Без него не обойтись людям, последовательно, шаг за шагом, познающим Вселенную, то есть объективирующим, с точки зрения религии, Божественные откровения. Другим средством расширения смыслов я считаю искусство, но оно заслуживает отдельной статьи. Теперь, исходя из вышесказанных соображений о непротиворечивом характере научного и мистического подходов, можно попытаться определить место чудес. Позиция автора должно быть теперь ясна читателю - эта позиция верующего исследователя. Итак чудеса - это события, смысл которых не вписывается в набор контекстов современного им человечества. Иначе говоря, они выходят за рамки кругозора современников. Теоретически, любое из чудес может получить научное объяснение, если мы найдем соответствующий ему контекст. Дело здесь в том, что изучая чудо мы наталкиваемся на законы природы более высокого уровня, чем постигнутые нами. Попытки же объяснить их с точки зрения известных законов природы не могут быть успешными и выявляют только кажущиеся нарушения причинно-следственных связей. В истории науки есть печальные примеры такого редукционизма. Например, когда пытались объяснить психическую деятельность с позиции законов физики или химии. Законы природы образуют своеобразную иерархию, отражающую историю развития Вселенной, и это надо учитывать. Можно взглянуть на вопрос этой статьи с другой стороны и сказать, что вся наша Вселенная - чудо. И все происходящее в ней чудесно, потому что неисчерпаемо для познания. Доказывают ли чудеса существования Бога? - Если и доказывают, то на частном уровне относительного неведения. Исчерпывающее доказательство существования Бога невозможно, да и не нужно, ибо это противоречило бы основополагающему принципу свободы всех деятелей. Вера не производна от знаний. За доказательства существования Бога люди принимают свои иллюзии и свое неведение законов природы. Таким образом, доказательства существования Бога - это частные попытки ограниченного человеческого разума навязать свои смыслы мирозданию, то есть поставить себя в центре мира. Согласитесь, для таких претензий у него слишком мало оснований. У человека есть данная ему от Бога свобода - верить или не верить и в соответствии с этим выбирать свой путь. Декабрь 1999 г. Санкт-Петербург
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |