Пользовательского поиска

Библиотека

12000 книг по непознанному и развитию человека

Аномальное  Глобализация Он и она 2   Секс
Астрал ВТО ОС ДЭИР Ошо и компания Секс 2
Астрал ВТО ОС 2 Здоровье Пси Сознание
Астрология Здоровье 2 Пси 2 Таро и хироманития
Аюрведа Йога Психология Успех
Бизнес Йога 2 Психология 2 Фен-шуй
Боевое  Магия Развитие Философия
Боевое 2 Магия 2 Развитие 2 Эзотерика
Вегетарианство Масоны Рейки  Эзотерика 2
Восток НЛП Религия

900 идей своего бизнеса

Гипноз Он и она Русь

  

Информационный портал астролетчиков АСТРАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

КРУПНЕЙШАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА РУНЕТА

ПО НЕПОЗНАННОМУ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА

!!! НОВИНКИ НА КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ !!!!

БОЛЕЕ 12000 КНИГ 420 ПРОГРАММ

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Все материалы упакованы с использованием архиваторов zip и rar

ниже приведены выдержки из произведения - вы можете оценить, на сколько оно вам интересно, прежде чем скачивать его в полном объеме

Если в течении 10 сек. не открылось окно загрузки , нажмите ссылку

Код доступа 2461537

Что за горизонтом.

Люди всю жизнь только тем и занимаются, что пытаются объяснить себе и другим свои поступки. Собственно, это и является главной задачей сознания - попытаться идентифицировать, объяснить себя, определить свое место в мире и в соответствии с этим строить свое поведение. Вопрос "кто я есть?" появляется с первыми проблесками сознания и не оставляет человека всю жизнь. Поиск ответа на эту загадку лежит в основе возникновения первых наивных верований первобытного человека. Этот фатальный вопрос породил науку и культуру, он просматривается во всей сознательной деятельности человека. Исчерпывающего решения этой проблемы быть не может, ибо для этого потребовались бы исчерпывающие знания о мироздании и абсолютная полнота восприятия, которыми люди, по несовершенству своему, не обладают. Однако, каждый человек, осознанно или нет, своей жизнью отвечает на этот вопрос. Сколько людей, столько и миропониманий, и каждое из них имеет право на признание, поскольку, хуже или лучше, но обеспечивает существование каждого человека.

 

скачать

 

 

 

Что за горизонтом?

Человек есть существо самопреодолевающее, преобразующее себя самого - таково самое точное определение человека,

усматривающее своеобразный признак, которым человек отличается от всех остальных существ на свете.

С.Л.Франк

Введение.

Люди всю жизнь только тем и занимаются, что пытаются объяснить себе и другим свои поступки. Собственно, это и является главной задачей сознания - попытаться идентифицировать, объяснить себя, определить свое место в мире и в соответствии с этим строить свое поведение. Вопрос "кто я есть?" появляется с первыми проблесками сознания и не оставляет человека всю жизнь. Поиск ответа на эту загадку лежит в основе возникновения первых наивных верований первобытного человека. Этот фатальный вопрос породил науку и культуру, он просматривается во всей сознательной деятельности человека. Исчерпывающего решения этой проблемы быть не может, ибо для этого потребовались бы исчерпывающие знания о мироздании и абсолютная полнота восприятия, которыми люди, по несовершенству своему, не обладают. Однако, каждый человек, осознанно или нет, своей жизнью отвечает на этот вопрос. Сколько людей, столько и миропониманий, и каждое из них имеет право на признание, поскольку, хуже или лучше, но обеспечивает существование каждого человека.

Вообще, для каждого индивида самым умным является он сам, поскольку его суждения адекватны его мировосприятию. То, что говорят ему другие, лишь отчасти соответствует его переживаниям, а в другой части принимается как компромисс. Его собственные сознательные реакции основаны на его личных ощущениях, чувствах и опыте. Они оптимальны для того мира, который он воспринимает. То есть разум каждого человека не ошибается, он всегда принимает наилучшие решения для той картины мира, которая сложилась у данного человека. А вот картины эти у всех людей разные и среди них встречаются, подчас, самые фантастические. Чем же определяется видение мира у разных людей?

Прежде всего имеется разница в ощущениях, в силу физических различий органов чувств, самих воспринимающих рецепторов у различных людей. Затем, следует иметь в виду, что восприятие - это сложный многоэтапный процесс преобразования бесчисленных элементарных физических раздражений в символы, которыми оперирует сознание. И если, на начальных этапах этого процесса главную роль играют различия физического функционирования мозга, то на завершающих все определяется разницей психического уклада у разных людей.

Очень важно уяснить, что человеком осознается не вся обрушивающаяся на него информация, а лишь малая ее доля. Какая часть воспринимается, а какая отбраковывается, определяют физические особенности людей и избирательное действие психики, которая отбрасывает большую часть информации, как неоформившуюся, неактуальную или запретную. Правда, отброшенная часть не пропадает, а оседает в бессознательной сфере личности. Это доказано экспериментально, с помощью гипноза, когда испытуемые сообщали во время сеанса о происходивших с ними событиях намного больше, чем могли вспомнить наяву. Выяснилось, что в бессознательной сфере психики отложено все, что когда-либо виделось, слышалось, ощущалось, хотя бы мельком, все до мельчайших подробностей.

В этой статье я попытаюсь проанализировать соотношение осознанных и неосознанных факторов при формировании мировосприятия. Также будут рассмотрены некоторые аспекты воздействия бессознательного на психическую жизнь личностей и общества. Отправной точкой для моих поисков послужило учение о коллективном бессознательном К.Г. Юнга.(19,20,21,22)

Глава 1.

Индивидуальное - вот единственная реальность.

К.Г. Юнг. К вопросу о подсознательном.

 

Итак, вся воспринимаемая человеком информация разделяется на два неравных потока. Один поток (больший) сознанием не воспринимается, в осознанном процессе принятия решений не участвует, а направляется в область бессознательного, где и хранится. Другой поток (меньший) перерабатывается сознанием и создает осознанную картину мира, которая является основой для принятия решений, то есть для деятельности человека разумного. Естественно, что критерием для отбора информации в сознании является представление о ее важности и актуальности. А такое представление выводится из уже сложившейся у человека картины мира, его миропонимания. Характерно, что сам отбор информации человеком не осознается, а производится как бы автоматически контролирующими центрами, но в зависимости от осознанной картины мира.

Таким образом, человек может воспринимать совершенно различные наборы информации в зависимости от того, кем он себя считает. Если человек идентифицирует себя с физическим организмом, то, естественно, он считает важными и актуальными конкретные факты об окружающей обстановке и о своем самочувствии. При этом он совершенно не уделяет внимания разным "высоким материям". Если другой человек отождествляет себя с бессмертной душой, то он видит все в Божественном свете и не обращает внимания на пни и камни под ногами.

Очевидно, что два таких разных человека, находясь рядом, осознают совершенно разную информацию и живут как бы в разных, качественно различных мирах. Это обстоятельство надо иметь в виду, и всегда учитывать, если мы сталкиваемся со взглядами, резко отличающимися от наших собственных.

Огромное значение для формирования картины мира играет жизненный опыт человека, его окружение, трудности с которыми он сталкивается. Безусловно, в большой степени "бытие определяет сознание". Но также очень важно и то, во что верит человек, к чему он стремится, и что воспринял из культуры и истории. Широко распространено мнение, что о духовности хорошо говорить господам, которые с "жиру бесятся". Однако известно много примеров, когда нищие, измученные жизнью люди достигали вершин духовности, создавали шедевры искусства, делали открытия и превращали свою жизнь в подвиг самопожертвования. Всем известны духовные учения проповедующие аскезу, как непременное условие возвышение сознания. Я не разделяю их крайних взглядов, а являюсь сторонником "срединной линии", обеспечивающей последовательное и постепенное возвышение духа.

До сих пор мои рассуждения носили несколько умозрительный характер. - Ну и что же из того, что у человека складывается такая, а не иная картина мира? - А то, что от этого зависит характер взаимодействия человека с окружающей средой и с другими людьми. Сложившаяся картина мира как бы снова и снова воспроизводит себя, превращается в образ жизни.

Получается как бы соответствие среды стремлениям и наклонностям человека. Ну, например, если у человека сложились научные интересы, то его жизнь проходит, преимущественно, среди книг и умных людей и он, как правило, не влезает в разные авантюры. Если же другой человек интересуется войной, то его жизнь проходит среди оружия и военных, поэтому его отношения с миром выглядят совсем иначе. Такая ситуация отражает свободный выбор индивида, хотя он и не всегда это понимает.

Приведу в свою поддержку двойную цитату из статьи замечательного философа И.А. Ильина о Гегеле : "Гегель однажды сказал: " Кто разумно видит мир и историю, того и они видят разумно". А кто созерцает мир с просветленной любовью, на того он посылает любовь и свет".(8).

Полагаю, что вопрос с принципом соответствия внутреннего и внешнего мира важнее и сложнее чем кажется на первый взгляд, и намерен к нему вернуться в следующих главах.

Однако, далеко не все в жизни определяется свободным выбором человека, иначе она бы была слишком проста. Например, однажды, вдруг, обнаружилось влияние на жизнь человека той самой неосознанной им информации, которая, казалось бы, мертвым грузом осела в его бессознательном. Вернее, исторически дело обстояло наоборот. Ученые искали причину неврозов и психических заболеваний, и вдруг, обнаружили в памяти пациентов несознаваемую ими информацию, которая была однозначно связана с этими психическими расстройствами. Эта связь была доказана изменениями в ходе болезни, наступавшими при выявлении скрытой информации. Как правило, такие болезненные факты старательно вытеснялись из сознания - "забывались". А суть конфликта состояла в том, что эта информация противоречила сознательным установкам индивида, была не совместима со сложившейся у него картиной мира. Читатель уже наверное понял, что речь идет об открытиях З. Фрейда и его последователей.(17,18)

Но что примечательно! В ходе исследований выявилось активное и упорядоченное функционирование бессознательного. Вокруг запретной, вытесненной информации в бессознательном образовывался целый пласт психических реакций, которые были по-своему логичны и являли собой картину частичной личности. Выглядело это так: Поскольку течение невроза изменчиво, как правило, периодично, то в сознании пациента, время от времени, как бы появлялась другая личность. Вернее, она присутствовала всегда, но в момент обострений захватывала управление сознанием. Такие частичные личности были названы комплексами. Слово это широко известно, но что оно означает, не все понимают.(15)

З. Фрейд исследовал комплексы и провел их классификацию. Как правило, все они носили сексуальный характер, то есть формировались вокруг "запретной" идеи или информации из области половых отношений. Это и неудивительно, так как сексуальная тема была в то время наиболее запретной, "неприличной" и неподобающей. Впоследствии, в качестве причин комплексов были названы еще агрессия и стремление к смерти.

Попытки непосредственно перенести вытесненную информацию в сознание, то есть сообщить пациенту о причинах болезни, приводили к непредсказуемым результатам. Иногда наблюдались временные улучшения, но потом болезнь, как правило, переходила в другую, более острую форму. Сознание активно сопротивлялось запретной информации, на месте старых комплексов возникали другие. Поэтому получение информации под гипнозом было, как лечебное средство, отвергнуто, и ученые перешли к выявлению бессознательного с помощью толкования сновидений. Так родился метод психоанализа. При этом методе информация из бессознательного вводится в сознание, как бы, опосредствованно, через образы сновидений. Это метод щадящий, постепенный и результаты он дал хорошие.(16). У Фрейда появилось много последователей, возникли разные школы психоанализа. Среди учеников Фрейда был швейцарский ученый К.Г. Юнг, которому было суждено сделать следующий важный шаг в изучении бессознательного.

Но как обнаружилась связь снов и неврозов, и при чем тут бессознательное? - Сны всегда привлекали исследователей и толкователей. Им приписывалось магическое значение, с ними связано много мифов. Научный анализ снов выявил следующие важные их свойства: Во-первых, сны, несомненно, отражают реальную жизнь, связанны с ней. Во-вторых в них происходят действия, которые можно трактовать как символические. В- третьих, они доступны классификации, то есть можно установить соответствие между образами снов и реальными ситуациями. Такими реальными ситуациями для исследователей были неврозы.

Обобщив все это и связав со своей теорией комплексов, Фрейд предположил, что в снах находит выражение актуальное бессознательное, то есть такое, которое тесно связано с вытесняемыми из сознания "запретными" фактами. Юнг удачно сравнил актуальное бессознательное с подводными рифами, окружающими скалу. Здесь имеется в виду, что скала олицетворяет собой вытесняемую из сознания идею или факт. Уровень воды - это сознательный уровень и информация, находящаяся ниже этого уровня, не осознается. Сон подобен отливу, когда уровень воды понижается и из воды выступают наиболее высокие рифы.(22) По этим рифам, то есть по образам сновидений можно узнать о том, какое бессознательное является актуальным и косвенно судить о причине заболеваний.

Изучая сновидения, Фрейд и его ученики установили, какую роль выполняет бессознательное в психике. Оказалось - компенсаторную. Это значит, что когда в психике возникает напряжение и дисгармония, приводящие к искажению и вытеснению фактов из сознательной сферы, то сразу вырастает энергия, то есть актуальность той части бессознательного, которая связана с болезненной информацией.(21) Получается как в рельефном воздушном шарике, когда, вдавливая какую-то выпуклость, мы получаем вспучивание в других местах. Таким образом снимается опасное перенапряжение сознательной сферы, и психика предохраняется от разрыва.

В результате компенсации, некоторые части бессознательного актуализируются (поднимаются), приближаются к порогу сознания и стремятся реализоваться в образах сновидений или в неосознанных действиях. Однако, если дисгармония сознательной сферы патологична, то выходящие из бессознательного замещающие действия и идеи приобретают вид мании и могут быть опасны для окружающих. Формируется патологический психический комплекс.(19)

Смысл лечения психоанализом состоит в том, что по образам сновидений судят о наличии комплексов и анализируют их. Пациент, вспоминая и расшифровывая сны, реализует актуальное бессознательное и снимает опасное перенапряжение в психике. В соответствии с диагностикой, он корректирует свое поведение.

Таким образом, психоаналитиками было доказано, что наряду с сознательным восприятием, бессознательное также играет большую, а иногда, решающую роль, в мотивации поступков.(19). Личность предстает перед нами как динамическая система, где параллельно с осознанием фактов и событий, осуществляется компенсаторная обратная связь за счет бессознательного. Оно, как бы, подправляет картину действительности, восполняет недостающую информацию, создает своеобразный фон жизни.

Но позвольте! - Воскликнет внимательный читатель, ведь речь до сих пор шла о невротиках и психопатах. Это у них компенсируются разные болезненные явления! А мы-то, нормальные люди, какое имеем к этому отношение? - Дело в том, что понятие психической нормы имеет статистический характер. Эта норма не существует в виде какого-то слоя "нормальных людей", ни даже в виде одного "эталонного индивида". Все люди имеют, в большей или меньшей степени, дисгармонию в психике и какие-то болезненные точки напряжения. Любая психика является динамичной системой, подверженной разбалансированию от внешних факторов, а следовательно, бессознательное играет свою компенсаторную роль у всех, всегда и везде. Мои представления о том как это происходит излагаются в следующих главах.

Глава 2.

Бессознательное - это отражение в воде; ты пытаешься познать его, вглядываешься,

приближаешь лицо, ныряешь, и вдруг, оказываешься в безграничном мире.

К.Г. Юнг. "Человек и его символы".

 

Для начала, рассмотрим одно важное концептуальное утверждение:

Человеческая психика является открытой системой. - Как это понять? - Это значит, что на человеческую психику оказывают влияние не зависящие от нее, объективные факторы. Круг этих факторов ограничивается конкретными условиями рассмотрения, т.е. практической потребностью. Теоретически, он может быть бесконечно большим. Индивидуальную психическую реакцию на влияющие факторы вполне оправдано можно считать атрибутом этой личности. Поскольку границы внешних влияний условны, то, следовательно, и границы личности - это понятие растяжимое и определяемое лишь глубиной и подробностью рассмотрения. Это дает право утверждать, что человеческая личность безгранична. Выдвигая такое парадоксальное утверждение, я имею в виду интегрированность человеческой психики в жизнь всей Вселенной. И ошибки тут нет. Предположить, что психика является закрытой системой, то есть самодостаточной, мы не можем. Потому что тогда воспринимаемый мир и вся жизнь сводились бы к внутреннему миру одной личности, то есть к иллюзиям. Такая гипотеза имеется в философии и называется "субъективный идеализм". Она справедливо и успешно раскритикована, и мы не будем к ней возвращаться. Во всяком случае, она делает невозможным существование психологии, как, впрочем, и других наук.

Но вернемся к нашей безграничной личности. Как ее можно представить? - Сознание наше не беспредельно, это ясно. Конечно, оно стремится расшириться и на это направлена вся духовная и физическая деятельность человека. Теоретически, сознание могло бы стать бесконечным, если бы его не ограничивало физическое несовершенство человека. Значит, безграничным, в принципе, может быть бессознательное. Чтобы представить себе о чем идет речь, нужно снова вернуться к работам К.Г. Юнга.

Отправной точкой этого ученого была теория Фрейда о комплексах. Однако, в ходе исследований, Юнг убедился, что содержимое бессознательного намного превосходит историю одного индивида, взятую даже с внутриутробным развитием. Фрейд тоже видел это и предложил рассматривать в качестве причин комплексов действие унаследованных от животного мира инстинктов.(14) Однако, образы и символика сновидений оказались намного богаче самых изощренных толкований по Фрейду. Поэтому лечение психоанализом далеко не всегда было успешным. Юнг предположил, что причиной неврозов могут быть нарушения неких поведенческих и формообразующих принципов человеческой психики, хранящихся в бессознательном. Эти принципы являются общими для всего человечества на протяжении всей истории. Таким образом, в бессознательном просматривался механизм, в соответствии с которым сознание строит свою картину мира. Говоря современным техническим жаргоном, там находится управляющая программа, в соответствии с которой сознание перерабатывает потоки информации. Этот раздел психики Юнг назвал "коллективное бессознательное". А формообразующие принципы психики получили название архетипов. (21)

Это открытие неизмеримо расширило горизонты психологии. Поскольку архетипы являются формообразующими принципами, то их символика пронизывает всю жизнь, и особенно ярко они представлены в культурном наследии. Древнейшие архетипические символы неразрывно связаны с религиозными верованиями, что и не удивительно. Ведь в религиозных преданиях и мифах воплотились законы мироустройства, которые люди находили готовыми у себя в голове. Это была своеобразная аксиоматика жизни, отражающая попытки отыскать общую для всех людей шкалу ценностей. Стремление как можно ярче выразить эти представления стало основой художественного творчества, истоком всего искусства. Любое искусство, в исторической своей основе, связано с религией. Естественно поэтому, что искусство унаследовало все архетипические символы древних религий.(21)

К.Г. Юнг посвятил блестящие исследования архетипам и их символам, но чем больше он ими занимался, тем яснее становилось что тема неисчерпаема. Чтобы читатель, не знакомый с работами Юнга, представил себе архетипические символы, приведу примеры:

Очень распространенным символом во всех религиях и культурах является образ богатыря побеждающего чудовище. Другим символом является спящая волшебным сном прекрасная дева, которую будит ее спаситель. Повсеместно распространен символ погибающего и вновь воскресающего юного бога. Примерами графических символов могут служить магический круг и его производные (мандалы), крест, звезда. Очень важны числовые архетипические символы, например, число 3 (троица), 4 (стороны света), 6, 7, 12 13 и другие. Юнг считал все цифры архетипами. Число p и число е выражают фундаментальные архетипы.(21). И т.д. и т.п. Сложнее со звуковыми и осязательными символами, так как они мало исследованы. В общем же, можно сказать, что архетипы - это законы мироздания адаптированные к человеческому восприятию. Можно выделить важнейшие символы, ограничить же этот ряд не удастся, так как все человеческое восприятие основано на сочетаниях различных архетипах.

Таким образом, коллективное бессознательное оказалось пуповиной, связывающей каждую личность со всей бесконечной Вселенной. В завершение этой главы приведу две цитаты, имеющие, как мне кажется, непосредственное отношение к вышеизложенному.

"Все прекрасное, все эстетически воспринимаемое есть, прежде всего, некое сплошное, слитное, проникнутое внутренним единством целое". С.Л. Франк. (Непостижимое)

"Аналитический прием разделения явлений всегда приведет к неполному и неверному представлению, так как в действительности, природа есть организованное целое".

И.В. Гете. (Письма).

Глава 3

...Из подсознания могут появляться совершенно новые мысли и творческие идеи,

которые раньше никогда раньше не посещали сознания.

К.Г. Юнг "К вопросу о подсознательном".

 

Для начала подытожим важнейшие выводы предыдущих глав:

1. Сфера сознания, которую мы отождествляем с нашей личностью, на самом деле является лишь малой частью ее, верхушкой, которая, однако, является активно действующей, обладает свободой выбора и имеет тенденцию к росту.

2. Наше поведение, кроме сознательных мотивов, определяется также бессознательным содержимым психики, которое играет компенсаторную роль и создает фон существования.

3. Бессознательное содержание психики можно условно разделить на личное, отображающее историю и особенности конкретной личности, и коллективное, которое отражает общечеловеческие, формообразующие и поведенческие принципы. В символической форме коллективное бессознательное содержит всю предысторию человечества. Теоретически, при возможности перевода в символическую форму, оно может содержать все законы Вселенной.

4. Бессознательное можно подразделить на актуальное, то есть близкое к порогу сознания и стремящееся его преодолеть, и пассивное, которое может стать актуальным в силу давления жизненных обстоятельств.

Попытаюсь раскрыть последний пункт. Какие обстоятельства делают бессознательное актуальным, и что помогает ему преодолеть порог сознания? Об этом уже упоминалось. Актуальность - это следствие близости бессознательного к информации, создающей конфликт в сознательной сфере. Близость выявляется ассоциативно, а не логически. Поэтому связь бессознательного с сознанием выражается в символических образах, соответствующих архетипам.

Итак, бессознательное актуализируется вследствие психического напряжения, то есть попросту говоря, переживаний. Образы снов, символизирующие актуальное бессознательное, имеют яркую эмоциональную насыщенность. Психическая энергия выражается в эмоциях.

Эмоции, с одной стороны, актуализируют бессознательное, а с другой, снижают порог сознания. Эмоциональное напряжение со стороны сознания поддерживает фактор внимания. В силу осознания важности какого-то явления, к нему постоянно приковано внимание субъекта, т.е. событие "переживается". Однако, далеко не всегда фактор внимания подотчетен сознанию из-за того, что сильные эмоции ослабляют его контроль. Часто бывает, что человек не владеет своими чувствами, и это может привести к губительным для него непроизвольным действиям. То есть нарастающие лавиной эмоции вызывают непроизвольную реализацию бессознательных содержаний. Поэтому человек, который не может отвлечься от страха высоты, непременно сорвется в пропасть, а человек, который очень боится поскользнуться, обязательно поскользнется. Нужно помнить, что все переживания вызывают отклик - соответствующую реализацию бессознательного. По этому принципу накликаются беды, это не выдумки суеверных старушек. Вот почему так важно научиться контролировать свои чувства. Бессознательное проявляется всегда и везде, где существуют эмоции, и не всегда эти проявления приятны.

Ширина "коридора сознания" зависит от состояния человека. Порог реализации бессознательного наиболее низок во сне, а также в измененных состояниях сознания. Это состояния гипноза, транса и медитации. Но, если для первых двух состояний характерна пассивность сознания и отключение его контролирующих функций, то для медитации, наоборот, характерна его активность и распространение контроля на часть бессознательной области. Важнейшими факторами, снижающими порог реализации, являются покой, отрешенность, отсутствие бытовой суеты. Это необходимые условия для медитации, целью которой являются высвобождение бессознательного, освобождение творческой энергии и нахождение баланса сознательной и бессознательной сфер. Для медитации требуется высокая дисциплина сознания, наличие в нем сквозных, всеобъемлющих принципов и целевых установок. Очистить сознание от шелухи, сделать его спокойным и умиротворенным не просто. Для этого применяются специальные методики, называемые "концентрацией". Если концентрация удается, то в промежуточном между сном и бодрствованием состоянии происходит управляемый контакт и обмен информацией между сознательной и бессознательной сферами. Такой обмен позволяет сделать личность гармоничной, снять все напряжения и увеличить ее творческие возможности.

Отдельно надо сказать о молитве. Она похожа на медитацию, но отличается от нее целеустремленностью и эмоциональной насыщенностью. Полагаю, что молитву можно рассматривать как процесс целенаправленного и напряженного приобщения к наивысшим, самым прогрессивным архетипам человечества.

Итак, сознательное внимание, достигаемое при концентрации, позволяет целенаправленно высвобождать бессознательное в целях гармонизации и увеличения возможностей личности. Высвобождение происходит избирательно под этическим и эстетическим контролем сознания.

Если же, при медитации сознательное внимание направлено на эгоистические цели (например, на достижение власти), то развитие личности пойдет в дурном направлении, к нравственному вырождению. Такой человек становится орудием и воплощением сил зла. Я считаю, что в свободном выборе направления развития реализуется подлинная свобода воли человека.

Теперь хотелось бы еще раз вернуться к принципу соответствия. Напомню, что речь идет об определенном соответствии между сознательными устремлениями индивида и складывающимися обстоятельствами его жизни. Отмечалось, что это определяется его сознательным выбором направления деятельности, в соответствии с интересами и способностями, а также соответствующего круга общения. Теперь, после того, как рассмотрено значение фактора внимания для реализации бессознательного, мы можем представить себе принцип соответствия более полно. Я имею в виду, что в соответствии жизненных обстоятельств устремлениям индивида большую роль играет бессознательное, которое реализуется согласно с выбранной сферой интересов. То есть фактор внимания определяет характер бессознательных проявлений, создающих фон существования. "Кто хочет, тот добьется" и "кто ищет, тот всегда найдет", во всяком случае, статистически часто. Правда не все берут на себя труд разобраться, чего же они хотят.

Следует подчеркнуть, что бессознательное не только способно оказывать влияние на психическую жизнь индивида, но и реализовываться в физических явлениях, которые, по видимости не связаны с индивидом причинно-следственными связями. Такие проявления также были открыты К.Г. Юнгом и названы им "синхронистическими". Вот что он писал по этому поводу: "Зачастую создается впечатление, что даже неживые объекты взаимодействуют с подсознанием, создавая повторяющиеся символические ситуации. Известны многочисленные случаи, когда часы останавливались после смерти их владельца. Известны также аналогичные случаи, когда с приходом смерти разбивается зеркало или падает картина, или когда при сильном эмоциональном напряжении одного из живущих в доме происходят мелкие, но необъяснимые поломки".(18)

Юнг не склонен был подменять материальные причинно-следственные связи, которые доступны демонстрации и изучению, некими трансцендентными причинами. Он просто установил и зафиксировал широкий ряд смысловых совпадений физических явлений с событиями психической жизни.

Однако, все вышеизложенное может получить надежное научное объяснение, если откроются новые, неизвестные при Юнге, факторы физической реальности. Ну, например, станет доступно экспериментальному исследованию биополе или информационное поле.

Рискну утверждать, что на основании современных экспериментальных данных можно принять существование информационного поля как рабочую гипотезу.(10) Такое допущение позволит достроить недостающие причинно-следственные цепочки между синхронистическими событиями. На этом я еще остановлюсь в главе 6.

Возвращаясь к анализу факторов, влияющих на реализацию бессознательного, отмечу, что все физические воздействия на человека вызывают изменение границ сознания. Например, экспериментально доказано, что воздействие сильного звука или яркого света вызывает сужение сознания, т.е. ошеломляющий эффект. Бессознательное как бы захлестывает психику. Наверное, многие читатели сталкивались с таким явлением.

Сильно влиять на порог сознания могут также некоторые химические препараты, например, алкоголь и наркотики.(5) Некоторые примеры реализации бессознательного под влиянием внешним факторов будут рассмотрены в следующей главе.

Глава 4.

Много в пространстве невидимых форм и немыслимых звуков,

Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,

Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.

А.К. Толстой

 

Попробуем приложить высказанные выше теоретические положения к конкретным жизненным ситуациям. Ну, например, рассмотрим, как проявляется бессознательное в наших художественных вкусах и привязанностях. Вспомним, что мы испытываем, когда слышим любимую музыку, разглядываем понравившуюся картину, читаем интересную книгу? - Прежде всего, это эмоциональный подъем, удовольствие или острое переживание. Читая книгу мы отождествляем себя с героями, сочувствуем им, в какой-то степени, перевоплощаемся в них, нас захватывают их приключения и переживания.

Слушая музыку, мы представляем какие-то события в нашей жизни, нас захватывают воспоминания, или перед нашими глазами возникают фантастические видения. Разглядывая любимую картину, мы, как бы, входим в ее мир, она приковывает наше внимание и будто, засасывает в свою глубину. Нередко при этом, в воображении звучит какая-то музыка, в голову приходят необычные, новые мысли. Что же все это значит?

Если подумать и обобщить "симптомы" художественного восприятия, то напрашивается мысль о связи его с реализацией бессознательного. Это предположение можно подкрепить и с дугой стороны, если вспомнить, что мы знаем об архетипах и исторических корнях искусства.

Напомню, что можно доказать происхождение всех видов искусства от религии. Поскольку наши предки одушевляли природу, то вся их жизнь была наполнена общением с высшими силами, олицетворяющими природные явления. Мы уже говорили об этом как о естественной и адекватной реализации коллективного и личного бессознательного. В результате сложились первые религиозные обряды и предания. А стремление придать религиозной жизни наибольшую выразительность и яркость привело к появлению всех видов художественного творчества. Таким образом, искусство, по происхождению своему, неразрывно связано с реализацией бессознательного.

Из сказанного следует вывод, что наши индивидуальные вкусы и привязанности обусловлены тем, что в любимых произведениях мы находим адекватное выражение нашему актуальному, "наболевшему", бессознательному. В процессе восприятия произведений искусства реализуются наши неосознанные устремления и представления, что и является причиной обуревающих нас чувств. Чем полнее художественное произведение соответствует нашему актуальному бессознательному, тем сильнее оно на нас воздействует и лучше запоминается.

Художественное восприятие можно пояснить, проведя аналогию с явлением резонанса. Процесс начинается с едва заметного эмоционального "зацепления", например, внимание слушателя привлекает приятная мелодия, или яркая деталь обращает внимание на картину. Эмоциональный всплеск "вытягивает" актуальное, т.е. ближнее к порогу сознания бессознательное содержание. Процесс выявления, как уже упоминалось, всегда эмоционально окрашен, поэтому уровень эмоций нарастает, что способствует дальнейшему высвобождению бессознательного. Процесс сам себя поддерживает, нарастает и полностью захватывает зрителя. Бывает, что эмоции нарастают лавинообразно, тогда сознание может потерять контроль над восприятием, и человек впадает в транс, при котором бессознательное высвобождается произвольно. Особенно часто это явление происходит у психически ослабленных людей и подростков, у которых эмоциональность велика, а контролирующие функции сознания не развиты или приглушены.

Наверное, всем, хотя бы по телевизору, приходилось видеть залы, наполненные впавшими в транс поклонниками рок и поп-звезд. Это не игра и не притворство, как, может быть, кажется пожилым и скептически настроенным людям. Фанаты - это люди с неустойчивой или ослабленной психикой, которые находятся в полном подчинении какой-то идее или образу. Большую роль играют для сужения сознания и впадения в транс оглушительный звук и ослепляющий свет современных представлений, а также влияние толпы - инстинкт подражания.

Совершенно иначе происходит восприятие произведений подлинного искусства, которое невозможно без участия этического и эстетического центров психики. Между зрителем и автором или исполнителем тогда имеет место сотворчество, при котором человек, воспринимающий произведение искусства находит наиболее близкие ему, адекватные его психике образы выявляемого бессознательного. На основе воспринимаемого произведения каждый создает свое неповторимое сочетание чувств и образов. Но уровень восприятия, да и сама возможность его зависит от эстетического и этического развития личности, широты кругозора и творческих способностей.

К сожалению, низкий культурный и духовный уровень наших современников определяет популярность т.н. "массовой культуры", построенной на высвобождении низкого, агрессивного бессознательного. Коммерческие масс-медиа беззастенчиво эксплуатируют "основные" инстинкты - половой, агрессии, самосохранения, т.к. они дают гарантированный эффект при реализации. Все эти "ужастики" и эротика адресуются непосредственно к ощущениям, вызывающим неуправляемые эмоции. Часто используется прием подавления сознания при помощи шока. Для этого используется резкий поворот сюжета или ужасающие, необъяснимые действия героев.

В результате натиска неконтролируемых эмоций, сознание, личность, отстраняются от восприятия произведений массовой культуры. Действие таких произведений подобно действию наркотиков, о которых пойдет дальнейший рассказ.

Алкоголь и наркотики вызывают снижение порога сознания искусственно, химическим путем. Высвобождаемое при этом актуальное бессознательное переходит в сознательную область как образы и переживания. Это воспринимается непривычным человеком как резкое расширение горизонта сознания, обогащение его, дает массу новых и ярких ощущений. Процесс чрезвычайно насыщен эмоциями и является привлекательным на фоне убогой действительности. Для натур творческих высвобождаемое бессознательное является источником оригинальных и загадочных художественных образов.

Однако, такое искусственное понижение порога сознания очень опасно. Фактически, при этом глушатся и подавляются контролирующие центры личности. Бессознательное бесконтрольно затопляет сознание, без всякого отбора и ограничения. Низкое, первобытное бессознательное после высвобождения начинает доминировать в личности в силу своей агрессивности. Если употребление наркотиков происходит часто, то контролирующие центры окончательно подавляются, и личность оказывается во власти низкого бессознательного. Оно требует своего постоянного и расширенного высвобождения и делает человека своим орудием. В этом, собственно, и состоит психический механизм привыкания.

Читатель теперь, возможно, спросит: А почему здесь персонифицируется бессознательное, о котором вообще ничего не известно, почему ему приписывается злая воля? - Напомню, что алкоголизм и наркомания - это психические заболевания с присущими им патологическими комплексами. А реализация комплексов выглядит действительно, как проявление неких частичных личностей, о чем упоминалось в главе 1. Вот мнение по этому поводу К.Г. Юнга: "Комплексы ведут себя словно вторичные или частичные личности, наделенные собственной психической жизнью".(19)

Для того, чтобы убедиться в справедливости этого не нужно отправляться в психическую клинику. Жизнь наша полна печальных примеров, когда употребляющие разное зелье люди становятся не властны над собой. Недаром о таких говорят: "в них бес вселился".

У людей развитых и одухотворенных, этический и эстетический центры сопротивляются подавлению личности и захвату ее бессознательным. Поэтому распад личности у них происходит намного медленнее. По наблюдениям наркологов, наркоманы, употребляющие легкие наркотики, типа марихуаны, довольно быстро переходят к сильнодействующим препаратам, например, героину. Замечено, что люди интеллигентные, с высоким уровнем образования, могут довольно долго задерживаться на стадии легких наркотиков, во всяком случае, дольше прочих.

Теперь, наверное, пришло время объяснить, почему в одну главу сведено художественное восприятие и пьянство с наркоманией? Дело в том, что организм человека сам вырабатывает вещества, сходные с известными наркотиками. Эти вещества участвуют в работе мозга, в организации эмоциональной сферы. Никакое эмоциональное восприятие без этих веществ было бы невозможно, в том числе и художественное.

Однако, в отличие от наркотического опьянения, при художественном переживании, эти вещества воздействуют на мозг в нужное время, в нужном месте и в целесообразной дозе. При этом психика не травмируется, контроль сознания не подавляется и нет эффекта привыкания. Эффективность этой "разумной" химии, т.е. сила и сложность эмоций, определяются уровнем развития психики.

Относительная безопасность высвобождения бессознательного под влиянием произведений искусства объясняется тем, что такой процесс происходит при активном контроле этического и эстетического центров личности, которые выполняют роль фильтров. Они позволяют высвобождаться только тем образам бессознательного, которые удовлетворяют определенным нравственным и эстетическим критериям. Низкое же бессознательное задерживается, его энергия передается творческому процессу реализации высокого бессознательного, т.е. происходит сублимация.*

Характерно, что работа контролирующих центров личности не прекращается и в измененных состояниях сознания - под гипнозом, в состоянии транса, опьянения и во сне. Она может только приглушаться, что соответствует понижению порога сознания.

Про состояние опьянения мы уже говорили. Статистика о содержании снов мне неизвестна, но на бытовом уровне все знают, что добродетельным и одухотворенным людям гораздо реже снятся скверные сны, чем людям низменным и порочным. Недаром же существует мнение, что люди с чистой совестью спят спокойно. Кроме того, я убежден, что процессы сублимации происходят и во сне. Поэтому, совсем не случайно, во сне приходят открытия и творческие находки. Вероятно, энергия низкого бессознательного, стремящегося к высвобождению при снижении во сне порога сознания, направляется контролирующими центрами на творческий процесс решаемой сознанием проблемы.

По поводу гипноза, сошлюсь на мнение известного гипнотизера В. Леви.(7) Он утверждает, что даже под гипнозом нельзя заставить духовно развитого человека, совершить безнравственные или преступные действия. При такой попытке он упадет в обморок или проснется.

Понятия "низкого" и "высокого" бессознательного будут подробнее рассмотрены в следующих главах. Здесь же хотелось бы еще раз подчеркнуть связь подлинного искусства с высоким бессознательным. Я убежден, что высокое искусство потому и принадлежит вечности, что служит не обыденной сиюминутной потребности реализации низкого бессознательного, а воплощает в себе важнейшие архетипы, направляющие человечество. В этом и заключается воспитательное и формирующее влияние искусства на личность. Общаясь с великими произведениями искусства, человек учится не прописным истинам, а пониманию глубинного смысла жизни, постигает всеобщую взаимосвязь во Вселенной, значение свободы и любви.

*) Понятия "низкого" и "высокого" бессознательного соотносятся мной не с категориями "зла" и "добра", а скорее, с категориями "несвободы" и "свободы", о чем будет рассказано в следующих главах.

Глава 5.

Современный человек не понимает, насколько "рационализм"

(уничтоживший его способность к восприятию символов и идей

божественного) отдал его во власть психического ада.

К.Г. Юнг. К вопросу о подсознательном.

 

В предыдущих главах я пытался показать, какое влияние оказывает бессознательное на жизнь человеческой личности. Теперь рассмотрим его влияние на жизнь общества и исторические процессы. Естественно, такое рассмотрение связано с понятием об архетипах, как поведенческих и формообразующих принципах. Архетипические символы широко представлены в нашей жизни и пронизывают все духовное наследие. Как важнейший элемент духовной культуры, они оказывают мощное воздействие на историю.

С другой стороны, несомненно, что большую роль в жизни народов должно играть личное бессознательное миллионов людей, компенсирующее напряжение от политических, экономических и социальных факторов. Напряжения эти весьма велики, и порождаемые ими действия (не всегда осознанные), сливаясь в политические движения, оказывают значительное влияние на события. Это наиболее характерно для истории ХХ века по причинам, которые будут рассмотрены ниже.

Такой взгляд на историю - в аспекте воздействия бессознательного - позволяет вставить недостающее звено в причинную цепочку исторических событий. Ибо ничья злая или добрая воля, никакие планы и сговоры, никакие экономические, культурные и социальные факторы, вместе взятые, не объясняют, все же, почему народы действуют, как исторические субъекты, как действующие лица мировой мистерии, подчас одержимые безумием. Настолько недостает упомянутого причинного звена в истории, что это дало повод говорить о каких-то "психических инфекциях". Однако, это не инфекции. Подчас, такую катастрофическую картину дает компенсаторное действие бессознательного, проявляющееся в настроениях больших масс. Вот что говорил К.Г. Юнг, анализируя психическое состояние немцев в 20-е годы:

"...Волна, поднявшаяся из глубин бессознательного после первой мировой войны нашла отражение в индивидуальных сновидениях, в форме коллективных мифологических символов, выражавших первобытные инстинкты, насилие, жестокость: короче говоря, силы тьмы. Когда подобные символы проявляются у большого числа индивидов и являются для них необъяснимыми, они притягивают таких индивидов друг к другу словно магнитом и так формируется толпа.

Лидер для нее вскоре найдется - личность, имеющая наименьшую сопротивляемость, наименьшее чувство ответственности и, по причине своих низменных склонностей, наибольшую волю к власти. Он даст волю тому, что вот-вот готово взорваться, и толпа последует за ним, подобно неудержимой снежной лавине.

...Одновременно появлялись новые символы, имевшие коллективную природу, но теперь уже отражавшие силы порядка. Эти символы были наделены мерой, пропорцией и симметричностью композиции, что выражалось в их специфической математической и геометрической структуре. Они представляли собой осевые симметричные системы, известные как мандалы".

К.Г. Юнг. Борьба с тенью.(18)

В этом отрывке отчетливо показаны психологические корни фашизма. Мы видим, как на массовые катастрофические и хаотические проявления бессознательного накладывается положительное по направленности влияние коллективных архетипов порядка. И действительно, фашизм получил популярность у немцев, как движение, выступающее за дисциплину и порядок, настоящий, справедливый "новый порядок"

Но, чем больше он получал силы и власти, тем больше в нем проявлялись самые низменные и агрессивные инстинкты, подавляющие личность. Зрелый фашизм - это диктатура инстинктов агрессии, властолюбия и популяционного эгоизма, удесятеренных силой государства и скрытых за маской "мирового порядка". И совсем не случайно, символом фашизма стала свастика, т.е. знак солнцеворота, являющийся мандалой и олицетворяющий мировой порядок, но вывернутый наоборот - как будто солнце отправилось вспять.

Сходная по содержанию катастрофа началась немного ранее и разразилась в России. Я имею в виду революцию 1917 года. Судить о психологической подоплеке событий можно только гипотетически, т.к. исследований, подобных работам Юнга у нас не проводилось. Но, в целом, картина очень сходна с германской, при поправке на российский менталитет.

Можно представить, что наша революция также имела две содержательные стороны. В ней, бесспорно, выразились архетипы справедливости, братства всех людей и обновления мира. Одновременно, в ходе ее проявилось разрушительное действие инстинктов насилия, агрессии, стремления к власти, популяционного эгоизма. Только здесь, в качестве своей популяции воспринимался класс, а не нация, как в Германии. Когда разрушительные, темные тенденции стали преобладать в ходе революции, произошла смена лидера. Сталин стал в России выразителем сил тьмы, как Гитлер в Германии. Он построил чудовищную империю, построенную, как и там на вере, лжи и страхе, империю, которая систематически уничтожала своих граждан и угрожала поглотить весь мир.

Как ни удивительно, многие граждане этой империи были простодушно счастливы, потому что все зло, о котором они знали, было вытеснено тотальной пропагандой во внешний и враждебный мир. Точно так же, все зло в фашистской Германии приписывалось инородцам. Тут и там происходила массовая мистерия под названием "вытеснение негативного образа". К сожалению, человеческие и природные ресурсы коммунистического эксперимента оказались намного мощнее, а используемый, как прикрытие архетип, намного привлекательнее во всем мире. Так что трагедия растянулась на целую историческую эпоху, и последствия ее для народов России оказались намного ужаснее, чем для немцев - последствия фашизма.

Примечательно, что, по-видимому, и Сталин и Гитлер не осознавали своей действительной роли и отождествляли себя с теми позитивными архетипами, которые, на самом деле были масками.

И не случайно, опять же, символами коммунизма стали красная звезда и серп с молотом. Пятиконечная звезда известна как выражение архетипа единения и обновления. Серп и молот ассоциируются с крестом и мандалой, хотя и искаженными. Красный цвет выражает реализацию первобытного, родового, агрессивного бессознательного.

Итак, два тяжелейших исторических потрясения нашего столетия, по-видимому, связаны с искаженной и извращенной реализацией позитивных архетипов. Можно найти в истории ХХ века и другие подобные примеры. Однако, пусть лучше этим займутся будущие историки, а мы попытаемся выяснить, почему именно для этого века характерны такие катастрофы. Политические потрясения прошлых веков никогда не были столь разрушительны, а исчадия тьмы никогда не имели подобной власти.

Дело тут в том, что в прежние эпохи существовали естественные условия для высвобождения бессознательных содержаний. То были времена, когда подавляющее большинство населения вело естественный образ жизни, завещанный предками. Большинство людей верило в Бога, просто и бесхитростно, верило в незыблемое устройство мира.

Сельским жителям свойственно одушевлять природу, для них жизнь и работа наполнены постоянным общением с высшими силами, с духами вещей и явлений. Блестящий анализ такой естественной психологии проведен П.А. Флоренским в статье "Истоки платонического мироощущения". За своим внутренним миром, за общественными и историческими событиями люди видели живую систему, воплощенную в религиозных символах. Доверие к религии еще не было тогда утеряно, и разум не брал на себя слишком много, во всяком случае, гордый рационализм не был еще законодателем жизни. Можно предположить, что все это в наилучшей степени способствовало выражению архетипов коллективного бессознательного.

Резкий перелом в психологии произошел во второй половине 19 века. В результате индустриальной революции миллионы людей были оторваны от привычного уклада жизни, от своих корней. Они попадали в чуждый механический мир города и производства, спрессовывались в трудовые коллективы, превращались в элементы производственного цикла. Они не могли больше отвечать за свое существование, их личный выбор и устремления потеряли всякое значение. Привычные стереотипы поведения и общения с природой были разрушены. Их разумом завладел примитивный материализм. Все привычные средства выражения бессознательного были утрачены, и личность оказалась, как бы, запертой в каменной мешок. Наружу рвались первобытный ужас, агрессия и жестокость. Единственным доступным им способом спасти психику от разлома оказалось пьянство. Все это очень выразительно описано в повести А.М. Горького "Мать".

Все церковные конфессии переживали кризис, доверие к ним было подорвано воинствующим рационализмом, образованщиной, в которые претворились благородные идеалы Просвещения. Сами церкви оказались не на высоте требований, они упорствовали в устаревшем, примитивном толковании своих догматов, зачастую были подмяты машиной государства. Высшие интеллектуальные авторитеты не проповедовали ничего кроме нигилизма. Таким образом, люди были лишены всех возможностей соотнести себя с каким то идеалом и осознать свои цели. Картину усугубило появление СМИ, сделавшее возможной тотальную пропаганду.

Характерная черта такой пропаганды - спекулятивность, манипуляция человеческим сознанием в корыстных целях. Тотальная пропаганда почти всегда препятствует реализации архетипов, искажает их, т.к. для адекватной реализации требуется ответственная, имеющая индивидуальные реакции личность. Пропаганда же наоборот, сбивает людей в толпу, в миллионное стадо. Вот что писал по этому поводу К.Г. Юнг: "Интеграция бессознательного содержания является актом индивидуальной реализации, понимания и оценки,...когда много людей собираются вместе, суммарная психика, эманируемая этой группой, лежит ниже уровня психики индивида. Если эта группа очень велика, коллективная психика максимально приближается к психике животного, вследствие чего, собственно этические достоинства любой большой организации подлежат сомнению". К.Г. Юнг "О перерождении". (18)

Таким образом, как ни парадоксально это звучит, коллективное бессознательное может адекватно выражаться только на уровне независимой личности и совсем не может выражаться на уровне толпы, какие бы организационные формы и символы она себе ни присваивала.

В свете всего выше сказанного, состояние массового сознания сейчас, в конце ХХ века не внушает оптимизма. Правда, сейчас почти нигде нет такого тотального подчинения личности государством, какое достигалось в первой половине века. Зато методы тотальной пропаганды перехватили бизнесмены. Технические средства, которыми обладают сейчас СМИ, неизмеримо превосходят те, что были в начале века. А цели те же: сбить людей в стадо, ликвидировать их индивидуальность, и сознательную волю. Людей заставляют жить в вымышленном мире, в виртуальной реальности, которая сконструирована для того, чтобы приносить большие барыши. Возможности реализации позитивных архетипов при этом очень малы. Зато полным ходом идет реализация низкого бессознательного за счет безмерного потребления алкоголя, наркотиков, психоделического искусства. В результате повсеместно происходит личностная деградация и снижения творческого потенциала.

Что касается России, то она как и всегда занимает особое место, несмотря на все попытки привить к ней массовую западную культуру. Она явно не вмещается в уготованную ей нишу потребителя ширпотреба и производителя сырья. Судьба Росси загадочней и трагичней.

На мой взгляд национальная идея, которой так и не достает России, это некий архетип, обретя который мы смогли бы оформить наши коллективные устремления и надежды. Влияние таких архетипов огромно, т. к. они объединяют и направляют в единое русло энергию всего народа. А выразителями этих идей становятся вожди. Вспомните Жанну д Арк, которая за два года своего исторического существования сумела объединить французов и спасти Францию от порабощения. После этого позитивного толчка стране были обеспечены века величественной истории.

Россия тоже возрождалась не раз, и быть может, мы еще станем свидетелями явления новых Минина и Пожарского. Конечно, спасение должно быть выстрадано, поэтому пожелаю читателям и себе сохранить в любых условиях мужество и человеческое достоинство.

Глава 6.

Не то, что мните вы, природа:             

Не слепок, не бездушный лик -           

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.   

Ф.И. Тютчев.

 

Итак, в предыдущих главах мы попытались разобраться, какое место занимает бессознательное в жизни человека и общества. Пора задуматься над вопросом: а что же оно собой представляет, что такое - бессознательное?

Поскольку содержание бессознательного способно переходить в сознательную сферу, то по-видимому, это понятия родственные. Содержание сознательной сферы - это ничто иное, как информация, осознаваемая человеком. Естественно, информация эта неразрывно связана с носителями информации, т.е. с материальными явлениями и предметами, передающими и хранящими информацию. Точно так же и бессознательное можно определить как информацию, но еще не осознанную и проявляющуюся только косвенно, в символических образах или непроизвольных действиях. Очевидно, что для бессознательного также существуют свои, характерные носители информации.

Типичный путь восприятия информации таков: носители информации, воздействуя на наши органы чувств, создают ощущения. Последние, пройдя несколько промежуточных ступеней, группируются, распознаются, формируются в образы, которые идентифицируются и включаются в мыслительный процесс, т.е. используются для выработки сознательной реакции. Однако, не все ощущения превращаются в образы, и не все образы участвуют в сознательной жизни. Большая часть информации не доходит до сознания по причине слабости ощущений, неудовлетворительной оформленности образов, или вследствие психологической селекции. Как уже упоминалось, эта не воспринятая информация оседает в бессознательной сфере. Удовлетворившись пока такой картиной, сделаем небольшое отступление, касающееся коллективного бессознательного.

В ходе изучения коллективного бессознательного выяснилось, что, зачастую, архетипы проявляются в виде образов, связанных с давно минувшими эпохами и лежащих за пределами миропонимания пациентов. Так, К.Г. Юнг описывает многочисленные случаи, когда в снах европейских пациентов фигурировали образы из древнеегипетской и шумерской цивилизаций, встречались сюжеты, совпадающие с мифами древней Индии, и персонажи эскимосского фольклора.(17) Это заставило некоторых исследователей предположить, что существует общее информационное поле всех культур и эпох человечества, т.к. информация была, очевидно, получена нетрадиционным способом.

О наличии всеобщего информационного поля (ВИП) свидетельствуют также многие известные науке психические феномены, когда пациенты внезапно начинали говорить и даже писать на неизвестных им, иногда даже, исчезнувших языках. Обычно это происходило в измененных состояниях сознания, что дает основание связывать эти феномены с содержанием бессознательного. Много известно и описано случаев частичного или полного переноса личности, когда пациенты начинали отождествлять себя с людьми, давно умершими и жившими в других странах. В картину ВИП укладываются и другие проявления экстрасенсорного восприятия - телепатия, ясновидение и т.п.

Экстрасенсорными эти феномены называются потому, что общим для всех явлений и наиболее загадочным моментом является передача и получение информации без участия органов чувств. Достоверность этих явлений была подтверждена многими исследователями, в том числе и Юнгом, который относил их к разряду синхронистических. Таким образом, он считал важнейшей особенностью загадочных явлений отсутствие причинной связи между получением и передачей информации, т.е. отсутствие канала передачи. Действительно, физиками не открыты еще носители информации, осуществляющие сохранение и перенос информации в экстрасенсорных явлениях. ВИП является гипотезой, позволяющей наметить причинно-следственные цепочки получения информации в синхронистических явлениях, хотя, сущность происходящих при этом физических процессов далеко еще не ясна.

Итак, не вдаваясь здесь в подробный анализ упомянутых явлений, примем существование ВИП в качестве рабочей гипотезы. Тогда его можно рассматривать в качестве информационной базы коллективного бессознательного. Это предположение хорошо согласуется с высказанным здесь ранее представлением о "безграничной" личности.

Можно представить себе две концепции восприятия информации из ВИП. Первая: носитель информации бессознательных содержаний не воспринимается нами, т.к. у нас отсутствуют необходимые для этого органы чувств или приборы. Однако, иногда этот носитель взаимодействует с привычными нам носителями информации и создает при этом эффекты, воспринимаемые нами как вторичные образы. То есть имеет место, как бы, опосредствованная передача.

И вторая версия: у нас есть некие органы чувств, воспринимающие информацию из ВИП, но возникают трудности при расшифровке и интерпретации ее, поскольку эта информация плохо адаптируется к человеческим представлениям, не переводится на язык наших образов. Допускаю даже, что для приема некоторой информации из ВИП не нужно никаких дополнительных органов, что она воспринимается нашими пятью чувствами, но не может быть расшифрована, а потому и не попадает в сознание.

Полагаю, что оба типа восприятия имеют место для различных видов информации. Предполагать многообразие информационного содержания ВИП вполне естественно, т.к. нет оснований ограничивать его земной природой и человеческой историей. Напротив, ВИП представляется Вселенской копилкой знаний, в которой представлены совершенно невообразимые отношения и явления. Наверняка там есть и знания о более совершенных, чем человек, сознательных формах.*

Из концепции единства мира следует, что другие формы жизни так или иначе связаны с существованием человека и человечества. Не исключено, что их информация является актуальной для нас, но не может быть напрямую расшифрована в силу различия психической и физической жизни.

Например, имеются принципы совместного существования различных видов животных в рамках совместного территориального единства - биогеоценоза. Это система, действующая, как единое высокоорганизованное существо, способна к саморегуляции и борьбе за выживание. Человек, обретя сознание, в то же время, продолжает оставаться частью биогеоценоза. Неудивительно, поэтому, что последний влияет на человеческое существование, в том числе и психическое. Информация биогеоценоза, воспринимаемая животными, воплощается в их инстинктивном поведении, а для человека она является частью его коллективного бессознательного. Психика человека может опосредствовать эту информацию в образы, которые являются основой для возникновения обрядов, мифологии, простейших религий. Таким образом, в обрядах и мифологии народов, ведущих естественный (гомеостатический) образ жизни, вероятно, отражаются нормы существования равновесного биогеоценоза.

Можно представить себе, что, утратив мистическую и обрядовую сторону жизни, люди теряют и возможность адекватной реакции на влияния окружающего мира. Они, как бы, самоизолируются от ВИП. Это создает серьезные проблемы для них, что отчасти показано в главе 5.

В этой ситуации на помощь людям приходит искусство. Именно оно выполняет в цивилизованном обществе функцию реализации архетипов, распространяет принцип всеединства, гармонизирует психическую жизнь. Гармоническая личность может возникнуть и существовать только в согласии с этическими и эстетическими принципами, которые выражают высшие архетипы. Это может быть только личность, живущая в согласии с окружающим миром и со своей совестью, личность, воспринимающая гармонию Вселенной.

Законы мироздания едины. Единая гармония лежит в основе строения цветка и морозного узора, живого организма и планетной системы. Этому есть много подтверждений. Возьмем, например, принцип золотого сечения. Еще пифагорейцы открыли, что если разделить любой отрезок на части "А" и "В" так, чтобы (А+В)/А=А/В, то при решении этого квадратного уравнения получаем корни: Х1=1,618 и Х2=0,618. Леонардо да Винчи считал соотношение золотого сечения между элементами картины основой эстетического восприятия. Потом, итальянский математик Фибоначчи открыл, что в математическом ряду размножения кроликов выполняется соотношение золотого сечения. Затем, астроном Иоганн Кепплер, создавая модель Солнечной системы убедился, что размеры планет и диаметры орбит подчиняются той же пропорции. Давно известно, также, что музыкальная гармония построена по принципу золотого сечения. И т.д. и т.п. - примеры можно множить.(10) Что объединяет зрительную и звуковую гармонию с биологическим процессом и космической системой? - Принцип всеединства.

Мировые математические и физические константы: число p, число е, постоянная Планка h, масса электрона и другие присутствуют во всех формообразующих процессах от микро-до мега-мира. Наши точные знания еще невелики, поэтому далеко не всегда гармония Вселенной может быть выражена математически и логически. Художественное восприятие - это, как бы, обобщенное, интегральное выражение законов гармонии. Вот почему архетипы наиболее адекватно выражаются в художественных образах. Искусство - это один из самых эффективных способов познания мира.

*) Известно большое количество случаев получения людьми внечувственной информации, уровень которой намного превосходит уровень человеческих знаний.

Глава 7.

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

И.В. Гете "Фауст"

 

Есть еще один очень важный вопрос, на котором необходимо остановиться в этой краткой работе. Это вопрос о свободе личности, об ее суверенитете в принятии решений. Да и что такое личность, если мы рассматриваем ее границы как чисто условные? Может быть, личность, как самостоятельная структура, вообще не существует, а представляет собой лишь форму выражения внешних сил?

Полагаю, что это не так. Личность - это самостоятельная психическая структура, обладающая суверенитетом. В ее границы входит сознательная сфера и та часть бессознательного, на которую это сознание ориентировано и которая принимает активное участие в жизни личности. Таким образом, я рассматриваю содержание личности, как переменную характеристику, в большой степени зависящую от свободного выбора сознания, от его направленности. Само существование личности неразрывно связано с понятием суверенитета, т.е. свободного выбора направления развития. Если нет свободы выбора, то нет и ответственности за свои поступки, нет контроля над ними. Тогда человек предстает, как орудие внешних по отношению к нему сил, и сами понятия сознания и личности теряют свой смысл. Немного перефразировав фразу из дневника Достоевского, можно сказать: "Психика - это поле боя мировых сил, и личность - это воин на поле боя". Личности принадлежит выбор - на чьей стороне сражаться, и она несет ответственность за последствия выбора. Так я трактую, вслед за Достоевским, свободу личности.

Можно сказать иначе. Личность - это точка, соединяющая небо и землю. Я представляю себе сознание, как некий кристалл, от которого уходят в бесконечность два конуса, олицетворяющие бессознательное. Один конус простирается вперед и вверх - в небо и в будущее развитие к высшим формам сознания. Другой - вниз и назад, к пройденным животным и растительным формам существования.

Однако, это не разделение бессознательного на доброе и злое. Нет, пройденные этапы развития в живой природе - это не царство зла. Природа внутренне противоречива, как и все вокруг. Любое развитие и совершенствование - это результат борьбы сил, содействующих развитию и тормозящих его. Причем, направленность действующих сил переменна, поскольку часто факторы прогрессивные со временем превращаются в тормоз развития. По моим представлениям, большая часть зла - это устаревшее добро, потерявшее свое прогрессивное значение и просто борющееся за выживание. То есть значение факторов эволюции всегда следует рассматривать по отношению к конкретному моменту. Вероятно, современные нам вредоносные существа - всякие паразиты и ядовитые насекомые не являются ошибкой эволюции, а были когда-то ее лучшими достижениями, но затем утратили свое прогрессивное значение по сравнению с новыми возникшими видами и в борьбе за выживание пришли к нынешнему своему виду. Но и при этом они занимают свою законную биологическую нишу и играют свою роль в сохранении равновесия, хоть мы их и не любим.

Если условно обозначить психическое наследие пройденных этапов развития как "подсознание", а влияние высших форм сознания - как "надсознание", то можно выявить различное их отношение к личности. Подсознание играет уникальную роль источника психической энергии для личности. А уж как использовать эту энергию - реализовать ли низкое бессознательное, погрузившись в пучину страстей и потеряв себя, или сублимировать ее в творческий процесс, реализующий высокое бессознательное, этот выбор осуществляется свободной личностью.

Хочется подчеркнуть, что любой творческий процесс, открывающий новое в науке или искусстве, является реализацией высокого бессознательного, воплощением архетипов, которые есть ничто иное, как законы природы, адаптированные к человеческому восприятию. А в какой области выявляются данные архетипы - в науке или в искусстве, определяется выбором языка символов - кому что ближе. Выбор происходит по соответствию талантам и познаниям человека.

Процесс высокого творчества я рассматриваю как сугубо личностный акт,* как работу, энергия для которой черпается в подсознании, а направление приложения определяется этическим и эстетическим центрами личности. Эти центры являются ядром личности творца, вокруг которого формируются остальные свойства характера.

Нет ничего зазорного в том, что любой творческий процесс есть, в сущности, сублимация энергии подсознания (в основном, сексуальной), как нет ничего зазорного в том что прекрасные цветы черпают свои соки из навоза. Задача человека состоит в том, чтобы не отрицать подсознание, как наследие животного царства, не воевать с ним, а использовать его неиссякаемую энергию для своего роста, для увеличения возможностей личности и ее свободы.

Нужно отметить также, что ошибочно было бы представлять надсознание как безмятежное царство добра. Оно также внутренне противоречиво, в силу своей динамики, в нем также борются тенденции прогресса и регресса. Силы надсознания нуждаются для своей реализации в целенаправленных усилиях личности. Должен планомерно работать фактор внимания. Способность к высокому творчеству зависит также и от уровня развития. Чем шире границы личности, чем полнее отражена в ней гармония Вселенной, тем лучше реализуется высокое бессознательное. Я бы уподобил любой творческий процесс игре в детский конструктор, где выбор элементов и образцов для воплощения предоставляется играющим. Понятно, как сильно конечный результат зависит от личных свойств участников игры.

Возвращаясь к оценке свободы личности, следует отметить, что человек со слабым и неразвитым сознанием не может выбирать направление своего развития, не может взять на себя ответственность за свою судьбу. Сложившуюся картину своей жизни он полностью приписывает давлению внешних факторов, поэтому он несвободен. Я сказал бы в данном случае, что неосознанное влияние бессознательного проявляется в жизни как давление внешних обстоятельств. Осознанные же содержания бессознательного становятся активными факторами личности.

Если попытаться на основе вышеизложенного дать какие-то рекомендации читателям к выбору пути, то следует сказать, что наилучшей ситуацией для личности является динамический баланс между сознательной сферой и бессознательным, при постоянном расширении сферы сознания и границ личности. Это означает на практике выбор "срединного пути". Не надо воевать с подсознанием, отрешаться от радостей жизни и предаваться аскезе. Нужно заботиться о своем здоровье и пользоваться всеми благами бытия в той степени, при которой не наносится ущерб окружающим людям и природе. Такой образ жизни соответствует естественной, нормальной реализации подсознания, гарантирует психику от перенапряжений и искажений.

Однако, для счастья этого мало. Подлинное счастье дает творчество. А поэтому, в основу духовной жизни должен быть положен этический принцип, означающий стремление к реализации высших архетипов. Человек, ведущий нравственную жизнь, приверженный к гармонии и красоте, неизбежно, даже незаметно для себя, втягивается в творческую работу, приносящую ему большую радость и удовлетворение. Со временем, такая работа, в чем бы она ни выражалась, становится главной задачей его жизни. Познание мира, в любой его форме, приносит человеку счастье. Разумеется, процесс этот сопряжен с преодолением трудностей, напряженной учебой, ответственностью за свои поступки и повышенной требовательностью к себе. Постепенно расширяется кругозор, масштабы личности вырастают по всем параметрам. Все больше энергии подсознательного сублимируется в творческий процесс, но не за счет отказа от радостей жизни, а за счет увеличения самого потока энергии. Жизнь человека приобретает совершенно новое, высшее качество. Личность трансформируется. Всего этого хотелось бы пожелать читателям.

В заключение статьи, выражу надежду, что мне удалось хоть отчасти передать читателям свое убеждение в единстве и взаимосвязи всех элементов в мире. Человек не только как физический организм участвует в жизни Вселенной, но и его психика является активно действующей, творческой частью единого всемирного целого.

Санкт-Петербург. Август - октябрь 1998г.

 

 

 

 

Практики

Музыка

Фильмы

Интернет-сервис Россия

Аудиокниги полезные

Аудиокниги художественные

Программы

Интернет-сервис Украина

 

Хочу сказать СПАСИБО  создателю этого сайта

 

Это будет интересно жителям Украины

 

скачать всю библиотеку одним xls-файлом

 

 

Уважаемый  посетитель!

Если Вам понравился мой сайт -просьба- кликни по какой-нибудь рекламке

 

Этот день у Вас будет самым удачным!   Добра Вам и позитива!

Грек      

       

 
 
Hosted by uCoz
-->
 
Hosted by uCoz
-->
 
Hosted by uCoz
-->
 
Hosted by uCoz
-->
 

 

Переход на главную страницу

http://juragrek.narod,ru

 

 

Обилие литературы вовсе не говорит о том что это хорошо.

Порой больше путаницы, особенно в отношении астрала

Вы всегда можете записаться на интернет- курсы по обучению астральному выходу

http://juragrek.narod.ru/kurs.htm

 

 

Напоминаем, что вы можете заказать все ресурсы сайта на CD/DVD

http://juragrek.narod,ru/services.htm

 

 

 

 

 

Информационный портал размещается на хостингах

http://juragrek.narod.ru

http://juragrek.narod.ru

http://astrokurs.narod.ru

http://juragrek01.narod.ru

http://juragrek.narod.ru

http://astral.com.ru

http://juragrekastral.pochta.ru

 

Мы зарегистрированы в 2500 каталогах

Достаточно в разделе поиска набрать

 АСТРАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

 

Автор сайта не несет ответственности за содержание предлагаемых материалов.

При распространении и использовании материалов в открытой печати ссылка на сайт обязательна.

 

Hosted by uCoz
  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов