Полтора века этот стиль не выходил за пределы семьи Чэней, им
занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком,
которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799Ч1872)
Ч воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы
о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же,
узнав о
необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и
попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли, но не учеником,
а в качестве слуги в дом Чэнь Чансина (1771 Ч1853), внука Чэнь Вантина.
Ян украдкой наблюдал за занятиями хозяина, и через три года рискнул
показать ему то, чему научился таким способом. Мастер Чансин и все его
родственники были искренне поражены той тщательностью и упорством, с
которыми Янь Лучань подошел к тренировкам. Вместо того чтобы строго
наказать его, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.
После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и
начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля.
Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и
растянутыми. Стиль приобрел большое оздоровительное значение, что
позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: лЧто является высшей
целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни». Ян Цзяньхоу
(1839Ч1917), третий сын мастера, живший одно время вместе с отцом в
Пекине и знакомый с запросами широкой публики, продолжил формирование
стиля, основав так называемую Среднюю ветвь. Создание стиля Ян завершил
его сын Ян Чэнфу (1883Ч1936). Он определял суть занятий тайцзицюань как
лтренировки духа», критикуя стили внешней семьи за нерациональный упор
на физическую силу и лрваные» движения. Это, по его мнению, истощает
внутренние резервы организма.
Первые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый
канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном
(1812Ч1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу
основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.
В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел.
За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861Ч1932). В
благодарность за искреннюю помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс
своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создал
собственное направление Ч стиль Сунь, основанный на принципе
лоткрытия-закрытия», т.е. сочетания движений назад и вперед,
концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль
получил также название лподвижный тайцзицюань открытого и закрытого».
Последний из крупнейших стилей тайцзицюань Ч лвторой» стиль У Ч был
основан У Цзяньцюанем (1870Ч1943). Его отец Цюань Ю. маньчжур по
национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Цзяньхоу,
когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего
сына У Цзяньцюаня. Однако тот решил реформировать стиль Ян: делает
движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие
движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной
пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным
направлением тайцзицюань.
Помимо пяти основных стилей тайцзицюань, возникло немало мелких
ответвлении, которые в основном брали свое начало от стиля Ян. Следует
подчеркнуть: все стили тайцзицюань, хотя и различались по характеру и
форме движений, основывались на общих принципах, более того Ч в своей
базе имели одинаковую последовательность движений.
Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ
(мастер никогда не обучал более 3Ч4 учеников), отсутствием
общепризнанных методик. После образования КНР развернулась работа по
лупорядочиванию» ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе
традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов. В их числе
в 1956 г. появился комплекс лУпрощённый тайцзицюань из 24 форм»,
составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян.
Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.
В конце 70-х Ч начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов тайцзицюань была продолжена. Но теперь в поле зрения Государственного
комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и
два стиля У и стиль Чэнь. На их основе был создан комплекс из 48 форм тайцзицюань, сохранивший все основные черты этих стилей. Этот комплекс
более сложен, но он дает большие возможности реализовать основные
принципы стиля, в том числе оздоровительный эффект. Не случайно все
медицинские исследования эффективности тайцзицюань проводились на
группе занимающихся этим комплексом.
В настоящее время в КНР, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и во всем
остальном мире наиболее популярны оздоровительные варианты этой
системы. Имеются, однако, и такие школы, где практикуют тайцзи-цюань
именно как боевое искусство. Главные различия между тем и другим
направлениями заключается не в технике, а в целях и методах тренинга.