ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу В.Ромек ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

В.Ромек ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

скачать    126.zip

 

 

 

Выдержки из произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

   

В.Ромек, Е.Ромек

ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

СПб.: "Речь", 2003


 

Введение

Глава 1. НЕМНОГО ИСТОРИИ

АСИМПТОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

Глава 2. НЕМНОГО ТЕОРИИ

ЭУТИМНАЯ ТЕРАПИЯ: АНТИЧНЫЕ КОРНИ. АПОЛОГИЯ ЭПИКУРА

Протагор
Сократ
Аристипп и Диоген
Эпикур

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАСЛАЖДЕНИЯ

Наслаждение лечит
Наслаждение защищает от неприятностей
Люди в хорошем настроении большего достигают в жизни
Способность наслаждаться улучшает межличностные отношения

Глава 3. ЧТО МЕШАЕТ НАСЛАЖДЕНИЮ?

НЕКОТОРЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО НАСЛАЖДЕНИЯ

Наслаждение стоит больших денег
Чем больше - тем лучше. Малым не насытишься
Злоупотребление субстанцией
Не всем дано быть счастливыми
Там хорошо, где нас нет. Раньше было лучше

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО
НЕКОТОРЫЕ ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С НАСЛАЖДЕНИЕМ

Глава 4. ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Принципы поведенческого тренинга наслаждения
Цели и задачи тренинга
Название программы
Тренинг наслаждения в группе - нелегкое дело
Методы тренинга наслаждения

ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ

Знакомство участников
Знакомство с программой
Личные цели участников
Правила группы

ПРАВИЛА НАСЛАЖДЕНИЯ

Наслаждение требует времени
Наслаждению служит повседневная жизнь
Каждому - своё
Само собой наслаждение не приходит
Позволь себе наслаждаться
Чем меньше, тем больше
Опыт предшествует наслаждению
Наслаждение внутри нас
Разделенное наслаждение - наслаждение вдвойне
Наслаждению нужно учиться

КИРПИЧИКИ НАСЛАЖДЕНИЯ

Запахи
Прикосновения
Вкус
Зрительные образы
Приятные звуки
Промежуточное обсуждение

НИШИ НАСЛАЖДЕНИЯ
УДОВОЛЬСТВИЕ В МЫСЛЯХ

Переписанная биография
Оптимизм - приятная штука
Стресс и неудачи - основа успеха
Позитивная оценка развития
Позитивная реакция на критику
Хорошее в плохом
Поиск наилучшей альтернативы
Принятие похвалы
Самоподкрепление

НАСЛАЖДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЯХ
НАСЛАЖДЕНИЕ В ЛЮДЯХ
УМЕНИЕ СКАЗАТЬ "ДА"

Позитивные планы
Социально-когнитивная теория Джулиана Роттера

ВРЕМЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАСЛАЖДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НАСЛАЖДЕНИЯ

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Правила группы
2. Правила наслаждения
3. Критерии цели, создающей удовольствие
4. Критерии цели, не приносящей удовольствие

Упражнения
Литература


 

 


 

Введение

Если ты родился не в той стране и не в то время, то это вовсе не повод к тому, чтобы быть несчастным.

Однажды ко мне (Владимиру Ромеку) на прием пришел элегантно одетый, уверенно державшийся мужчина с жалобами на плохое настроение, тоску и депрессию. Несмотря на внешнее благополучие, собственное существование казалось ему серым и неинтересным.

"Хотите что-нибудь изменить в своей жизни?" – спросил я. "Нет, – ответил он. – Хочу научиться получать удовольствие от жизни, которой живу".

Итак, жизнь его была благополучной, но не доставляла ему удовольствия. Тысячи людей, наверное, хотели бы иметь хорошее здоровье, интересную работу, высокую зарплату, жену, детей, вряд ли кто-нибудь отказался бы от новой машины и просторного уютного дома. Все это у моего клиента было. Его жизнь была благополучной, но не доставляла ему удовольствия.

Мы договорились ничего не менять в его жизни. Мы решили научиться получать от нее удовольствие. Научиться наслаждаться тем, что есть.

Было, конечно, много сомнений относительно того, возможно ли это вообще. Мы проверили. И у нас получилось.

Получилось больше обращать внимание на то, что доставляло удовольствие моему клиенту раньше, и на то, что нравится другим людям. Он научился получать удовольствие от простых вещей – тепла, запаха, вкуса, цвета и звука. Он оценил удовольствие, доставляемое непростыми вещами. Было трудно, но он научился радоваться завершению дел, которые уже давно "лежали грузом на душе". Он научился наслаждаться не только благополучной, но и сложной, а порой непредсказуемой и жестокой жизнью.

Помог нам (ему и мне) в этом тренинг наслаждения, программу которого вы держите в руках. За время существования этой программы через тренинг наслаждения прошло много людей. Некоторые из них предлагали что-то свое, другие в чем-то сомневались, третьи с чем-то не соглашались. Мы много спорили, но, поверьте, сами эти споры доставляли нам удовольствие. В ходе нашего сотрудничества родилось несколько афоризмов, которые приведены в книге. С обсуждения одного из них мы обычно начинаем нашу работу. Сейчас уже трудно сказать, кто первый произнес: "Если ты родился не в той стране и не в то время, то это совсем не повод к тому, чтобы быть несчастным", но все, кто прошел тренинг наслаждения, убеждены: это правда!

Над книгой мы, Владимир Ромек и Елена Ромек, работали вместе, поэтому мы везде пишем "мы" и лишь изредка, когда это кажется нам важным, указываем, о ком из нас идет речь. Надеемся, это не помешает чтению.

Мы хотим поблагодарить в первую очередь людей, научивших нас получать удовольствие от учебы, отдыха, работы, общения и множества других занятий, несмотря на трудности, с которыми эти занятия связаны. Мы благодарны доктору Райнеру Луцу за его готовность делиться опытом, идеями, за страсть к наслаждению и его тренировке.

Благодарим также всех участников групп тренинга наслаждения за сотрудничество и новые идеи, участие и встречи, за поддержку и взаимопонимание.

 


 

 


 

Глава 1

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В большей или меньшей степени люди всегда учили детей радоваться жизни и получать удовольствие от различных ее проявлений. Целые философские школы концентрировались на важности умения наслаждаться в жизни человека и общества. Странно, но утверждение о том, что человек достоин счастья и радости, удовольствия и наслаждения, до сих пор часто вызывает скрытый или явный протест в душах многих наших современников. И они не одиноки. В истории и в жизни каждого из нас достаточно примеров осознанного стремления доставить как можно большему количеству людей боль, устыдить, напугать, обвинить и обидеть. Часто создается впечатление, что есть люди, которые удовольствие видят именно в несчастье окружающих. Но это – лишь новый повод к тому, чтобы научить этих людей получать удовольствие тогда, когда хорошо окружающим, радоваться наслаждению других так же, как если бы удовольствие получали они сами.

Боль и страдания, несчастье и болезнь – с этими неприятными вещами человечество борется уже давно и небезуспешно. Но часто бывает недостаточно вылечить человека, избавить его от боли, нужно еще и научить человека радоваться жизни. Иными словами, болезнь и несчастье вполне могут сосуществовать с радостью и удовольствием, и не всегда уменьшение боли автоматически означает прирост радости и хорошего настроения. История разработки программ тренинга наслаждения и опыт экспериментального исследования эффективности его использования свидетельствуют о том, что умение получать удовольствие от жизни позитивно сказывается на физическом и психическом здоровье человека, на благополучии его семьи, на результатах труда. Человек, который хорошо себя чувствует, пребывает в хорошем настроении, лучше работает, поднимает настроение у окружающих, реже болеет и менее склонен к агрессии и деструкции. Иными словами, есть все основания учить людей наслаждаться жизнью, радоваться происходящему с ними и вокруг них.

Странно, что такая простая мысль долгое время не приходила на ум психологам и психотерапевтам. Симптоматический и каузально ориентированный подходы в психотерапии до сих пор занимают главенствующее место как в структуре психологической помощи, так и в повседневной жизни. Психологи чаще анализируют причины возникновения психических отклонений и их симптомы, вместо того чтобы учить клиентов свободной от симптомов жизни. Родители чаще учат детей замечать ошибки и неприятности и значительно реже приучают радоваться любому моменту и видеть позитивное в других и в мире.

Вероятно, здесь следует пояснить различие, которое существует между каузальным, симптоматическим и асимптоматическим подходами к психологической помощи.

АСИМПТОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГ НАСЛАЖДЕНИЯ

Развитие психотерапии как таковой было связано с многочисленными попытками врачей-психоаналитиков найти причины возникновения психических нарушений. Часто для этого приходилось надолго погружаться в анализ скрытых в подсознательном ранних травм и несчастий, уходить далеко в прошлое и там искать боль и страдание, которые мешают жить взрослому человеку. Были детально разработаны и получили широкое признание в обществе способы выяснения причин, ведущих к страданиям. На многие года каузальный (причинный) подход стал стандартным методом психологической помощи. Однако было и много сомневающихся в том, что выявление причинно-следственных связей в психике человека вообще возможно. Слишком сложно устроена психика, слишком много взаимосвязей и взаимозависимостей в ней – настолько много, что часто установить причину того или иного следствия очень и очень затруднительно.

Несмотря на эти сомнения, лишь в 50-е годы XX века появилось новое направление в психотерапии, которое составило реальную конкуренцию психоанализу. Это поведенческая (бихевиоральная) терапия. Психотерапевты поведенческой школы сконцентрировались на изучении симптомов психических нарушений на уровне реально наблюдаемого поведения. В основу терапии была положена идея о том, что устранение или замещение болезненных симптомов вполне возможно произвести без знания их причин, оставшихся в далеком прошлом. С опорой на достижения экспериментальной психологии были разработаны ориентированные на симптом методы психотерапии. Споры об эффективности каузального и симптоматического подходов в психотерапии с переменным успехом продолжаются и сейчас.

Параллельно развивалось, конечно, и множество других методов психотерапии. Мы не будем здесь подробно останавливаться на их анализе, лишь отметим, что часть из них, такие как, например, танцевальная терапия или терапия творческим самовыражением, вообще не концентрировались на причинах и симптомах. В качестве механизма психотерапевтического вмешательства использовалась замещающая деятельность, не имеющая отношения ни к первому, ни ко второму. Часто такие способы психотерапии называют асимптоматическими (несимптоматическими).

В рамках поведенческой (бихевиоральной) терапии и тренинга асимптоматический подход появился сравнительно недавно в виде тренинга удовольствия (наслаждения).

В том, что именно поведенческая терапия дала толчок развитию тренинга наслаждения, нет ничего странного. В работах одного из основателей этого подхода – Берреса Ф. Скиннера – было убедительно показано, что подкрепление и связанные с ним положительные эмоции приводят к развитию, приобретению новых навыков и формируют инициативу в социальных контактах и качество, которое позже было названо психологами мотивацией достижения [1]. Уже на заре развития поведенческой терапии общее и целенаправленное подкрепление признавалось центральным методом этой формы психотерапии, методом, не имеющим никаких противопоказаний и абсолютно безболезненным. Позже обучение навыкам целенаправленного подкрепления стало центральным пунктом многих программ тренинга родителей и воспитателей.

Но, к сожалению, сегодняшняя реальность такова, что в практике воспитания превалируют штраф, критика, наказание и дети очень прочно усваивают именно аверсивные, негативные способы управления собой и другими. Массированное самонаказание и привычная, а часто и навязчивая, самокритика скрывают от сознания человека то позитивное, что, без сомнения, есть в каждом его поступке, в каждом мгновении жизни, в каждом из окружающих его людей.

В 80-е годы XX века немецкий психолог Райнер Лутц обратил внимание на то, что релаксационные упражнения, расслабления часто вызывают у человека некоторый комплекс приятных чувств, повышают настроение, особенно в том случае, если обращать внимание на приятные ощущения, связанные с релаксацией. Лутц предложил руководству университетской клиники применить релаксационные упражнения при лечении депрессивных расстройств. Эта его идея очень удивила врачей. Им казалось совершенно бессмысленным использовать релаксацию для лечения людей, и без того потерявших инициативу и волю к жизни. Лутц же настаивал на том, что приятные ощущения, связанные с релаксацией, помогут депрессивным больным вспомнить приятные моменты их жизни, улучшат их эмоциональное состояние. Руководство клиники решило пойти на эксперимент, и эксперимент удался. Умение извлекать удовольствие из спокойствия и отсутствия инициативы действительно помогло многим. Коллега Луща из Южной Германии психолог Штойер применил тот же подход (фактически тренинг наслаждения) в лечении молодых людей, которым недавно был поставлен диагноз "шизофрения". Этот опыт дал положительные результаты, и с тех пор тренинг наслаждения получил очень широкое распространение. Его используют в терапии алкоголизма, депрессии, сексуальных расстройств, неуверенности в себе, применяют в общесоматических клиниках для облегчения мучений людей, страдающих от невыносимых болей, для безнадежно больных. За последние двадцать лет тренинг наслаждения заслужил статус стандартной программы поведенческой психотерапии, признанной многими официальными структурами системы образования (за рубежами России).

В 1983 году для обозначения позитивных эмоций, мыслей и моделей поведения, то есть тех, которые собственно и составляют цель тренинга наслаждения, Райнер Лутц предложил термин "эутимное поведение". [2] Под эутимным поведением с той поры понимаются все мысли, действия и чувства, которые "приятны душе" и хороши для человека. Позже термин был распространен на целый ряд методов поведенческой психотерапии, и под "эутимной терапией" стали понимать приемы, ориентированные на развитие навыков поведения, приносящего удовольствие клиенту и окружающим его людям. Тренинг наслаждения на сегодняшний день служит наиболее часто используемым и хорошо себя зарекомендовавшим методом эутимной терапии.

Эутимная терапия – вид поведенческой психотерапии, ставящий своей целью развитие когнитивных и поведенческих приемов получения удовольствия и достижения хорошего самочувствия.

Этот тренинг уже помог найти радость в жизни многим и многим людям за рубежом и вполне достоин того, чтобы использовать его для помощи нашим соотечественникам. Конечно, так же как и в других подходах, тренинг наслаждения базируется на ряде философских, психологических и методических оснований.

 


 

 


 

Глава 2

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Итак, тренинг наслаждения основан на определенных, не всегда однозначных, философских и психологических, теоретических и экспериментальных соображениях. Вообще, все, что связано с наслаждением, вызывает живой интерес людей и часто ведет к жарким спорам. Участники групп тренинга наслаждения тоже не всегда сходятся во мнениях относительно роли и места наслаждения в их жизни.

Тем важнее нам самим определиться в позициях относительно этой захватывающей темы.

ЭУТИМНАЯ ТЕРАПИЯ: АНТИЧНЫЕ КОРНИ. АПОЛОГИЯ ЭПИКУРА

"Я не раз слышал от Джордано в моем доме, что нет наказания за грехи. Еще он говорил, что для добродетельной жизни достаточно не делать другим того, чего не желаешь самому себе" [3], – писал в одном из трех своих доносов Святой Инквизиции Дж. Мочениго. Бруно "рассуждал о плотских вещах и говорил, что церковь совершает грех, запрещая женщин, ибо с ними можно иметь дело, не впадая в грех...", – добавлял он, словно разъясняя преступный смысл сказанного. Обвинение не заставило себя долго ждать: "эпикуреец по образу жизни" [4]. В 1592 году от Рождества Христова одного этого было достаточно, чтобы отправить человека на костер.

С тех пор прошло много времени. Век гениев (XVII) сменился Веком Разума (XVIII), оба они уступили историческое пространство Индустриальной Эпохе (XIX), по миру прокатились волны феминизма, борьбы за гражданские права, отгремела сексуальная революция, движения за толерантность, политкорректность и мультикультурность, близится к завершению процесс "деконструкции всех традиционных ценностей". Словом, огонь костров – этот решающий аргумент поборников общественной нравственности – "проповедникам наслаждений" больше не грозит.

Тем не менее эпикуреизм и в наши дни ассоциируется если не со смертным грехом, заслуживающим кары небесной, то с эгоистическим асоциальным образом жизни, нацеленным исключительно на плотские удовольствия. У современных людей имя Эпикура чаще всего вызывает ту готовую к моментальной трансформации в осуждающее выражение лица насмешливо-вожделеющую улыбку, которой они реагируют на сообщения о стрип-шоу, легализации браков гомосексуалистов, курение марихуаны и т. п. "Если Бога нет, значит, все позволено" – вот что такое эпикуреизм. Огромную роль в культивировании этого представления – неверного при всей его распространенности – сыграло христианство, претендовавшее в пору своего утверждения на спасение человечества от греха и разврата, в которых якобы погрязли образованные язычники античности.

Что ж, попробуем выяснить, к каким именно удовольствиям призывал Эпикур и почему отказ от них он считал неразумным. Для этого, правда, нам придется совершить экскурс в античную философию, но путешествие будет приятным. Неоспоримое достоинство классики состоит в цельности и завершенности: постановка проблем, их проработка и разрешение связаны здесь неразрывной цепью преемственности, в силу которой исследователь получает уникальную возможность взвесить все "за" и "против", разобраться в сути дела. Было бы неразумно ее упускать.

Протагор

Проблема удовольствия, точнее, счастья отдельного человека, впервые в истории человечества была поднята софистами и Сократом. Софистика получила распространение в VI-IV вв. до н.э. в связи с потребностью в образованных людях. В то время греческая демократия переживала пору своего расцвета: первейшей обязанностью свободного (гражданина) была способность управлять государством (полисом) – участвовать в судопроизводстве, работе народного собрания, военных кампаниях, доходчиво и ясно выражать свое мнение по любому общественно значимому вопросу и т. д. Все это требовало развития целого комплекса умений и навыков, обозначавшегося в Греции словом калокагатия (гармоничный) (прекрасный человек). Калокагатос (идеальный гражданин) должен был уметь читать, писать, владеть искусством риторики, знать математику, сочинения поэтов и драматургов, Солоновы таблицы (законы), играть, по крайней мере, на одном музыкальном инструменте, рисовать или ваять, быть физически развитым (заниматься пятиборьем), преуспевать в военном деле.

Выработка столь многочисленных гражданских доблестей, естественно, требовала свободного времени. В классическую эпоху благодаря рабству граждане обладали им. Свободное время, досуг обозначался словом схолэ – школа. Ранние софисты и были первыми профессиональными учителями, точнее – "школами на двух ногах". Они странствовали по Греции, готовя юношей к исполнению гражданского долга.

Протагор, один из самых известных и уважаемых софистов, так определял свое ремесло: "Наука... эта есть сноровка в домашних делах, благодаря ей можно наилучшим образом управлять собственным домом, – а также в делах общественных, – благодаря ей можно стать всех сильнее в поступках и в речах, касающихся государства" [5].

Итак, всесторонне и гармонично развитый человек, которого эпоха Возрождения провозгласила целью не только общественного, но и (в качестве микрокосма) универсального, вселенского развития, в античности был хорошим гражданином. Позднейшее развитие софистики, особенно ирония Сократа выявили проблематичность этого идеала.

"Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих", – гласит знаменитый афоризм Протагора [6]. Велик соблазн истолковать его как открытие человеческой личности, утверждение ее самоценности и т. п., однако смысл тезиса Протагора иной. Человек рассматривается им как существо, жизненный мир которого – представления, убеждения, установки, мотивы и т. п. – ограничен чувственным восприятием. И поскольку чувственное восприятие субъективно – то, что одному приятно, другому доставляет неудобства, а то и страдания – объективной истины, утверждал Протагор, не существует. Человек, т. е. его ощущения, есть мера всех вещей, а значит, истинно все. Сам Протагор использовал этот тезис в риторических целях: для обоснования диалектики – искусства выявлять противоположность любого суждения, в котором так преуспели софисты. Вот дует ветер, один ежится при его порывах, другой, напротив, с удовольствием подставляет ему лицо. Так каков ветер сам по себе? Он холодный или теплый, приятный или неприятный? Никакой. Все зависит от точки зрения. Любое определение истинно, поскольку базируется на восприятии человека.

Перенесению этой установки из схолэ с ее досужими диспутами и состязаниями в красноречии в сферу гражданской жизни последователи Протагора обязаны своей дурной репутацией, закрепившейся в значении слова "софист" ("лжец", "затейливо говорящий", "скрывающий правду за витиеватой фразой" и т. п.). С конца V в. софисты стали помогать согражданам посредством словесной диалектики выигрывать в судах, сделав "мерой всех вещей" уже не человека, а содержимое его кошелька. Если объективной истины, общих нравственных норм не существует, то морально-правовая оценка поступка определяется исключительно его основаниями. Хорошие основания оправдывают поступок, непосредственно кажущийся дурным и даже преступным, если, конечно, противоположной стороне не удастся в ходе судебного агона выдвинуть более убедительные основания. Вот какие доводы приводит аристофанов Стрепсиад, убеждая своего нерадивого сынка пойти учиться к софистам:

Рассказывают там, у этих умников,
Две речи есть. Кривая речь и правая,
С кривою этой речью всяк всегда везде
Одержит верх, хотя бы был кругом неправ
Так если ты кривым речам научишься
Из всех долгов, которым ты один виной
Не заплачу я и полушки ломаной. [7]

Против подобного релятивизма, подрывающего политическую солидарность – основу не только греческого миропорядка в целом, но и существования каждого отдельного человека, – выступил Сократ. Традиция приписывает ему несколько открытий, в том числе утверждение бессмертия души, о чем до него греки якобы не подозревали. То, что поражает в его рассуждениях больше всего, это обоснование моральных норм с помощью противоположных аргументов – апелляции к их божественному происхождению, с одной стороны, и стремлению человека к счастью – с другой.

Сократ

Софисты обнаружили, что ориентация на непосредственность чувств (ощущений) человека ведет к произволу. Стало быть, они не могут быть основой человеческих (гражданских) взаимоотношений. А что может? Боги – таков ответ Сократа. Правда, очищенные логосом греческой философии, они приобрели вид (эйдос) нетленных совершенных идей, обитающих вне времени выше самого Олимпа в Занебесной Выси. Объективная истина, абсолютные нравственные нормы существуют, потому что существуют вечные божественные образцы добра, справедливости, мужества, чести, прекрасного и других гражданских доблестей. Но что может заставить отдельного человека следовать им?

Христианская мораль приучила современных людей к мысли о противоположности праведного и приятного. Для того чтобы быть добродетельным, человек должен перебороть страсти своего греховного тела, отказаться от них в пользу неприятного, но высокого и нравственного образа жизни. Чтобы помочь ему сделать верный выбор, христианство, как и другие религии, разработало целый арсенал специальных психологических средств, позволяющих управлять поведением человека, вызывая у него чувства страха и вины. А как же иначе, если быть добродетельным неприятно... Рафинированное выражение эта установка получила в этике Канта, утверждавшего, что нравственные поступки совершаются исключительно из чувства долга, если же они доставляют удовольствие, то даже будучи хорошими, не являются нравственными (поскольку неясно, поступил бы человек так же, если бы это было ему неприятно). Поэтому образованные люди руководствуются при принятии решений чувством долга, а необразованным нужна вера в Бога, точнее, в то, что неприятные для них поступки будут иметь приятные последствия, по крайней мере, в загробной жизни, а баловни судьбы после смерти испытают горечь страданий. Иной гармонии эта логика не предусматривает.

У Сократа и его великого ученика Платона этого привычного противопоставления нет. Выбор есть, но это не выбор между нравственным и приятным. Несмотря на апелляцию к божественным идеям, Сократ исходит из интересов отдельного человека (он [8]). Стремление людей к счастью, с его точки зрения, не только естественно, но и ведет к благу. Ведь желая себе добра, ни один человек не выберет зла, т. е. того, что приносит страдания. Вместе с тем в полемике с Протагором и другими софистами он показывает, что этот выбор не является непосредственным. Другими словами, решить, какая стратегия поведения ведет к счастью и позволяет избежать страданий, на основе только чувств (удовольствия и неудовольствия) невозможно.

Люди часто думают, говорит Сократ Протагору, что знание бесполезно, поскольку не оказывает существенного влияния на поведение. Многие знают, как следовало бы поступить в том или ином случае, но не делают этого, потому что уступают силе наслаждений. "...Нередко бывает, что пища, питье и любовные утехи, будучи приятными, заставляют и тех, кто знает, что это дурно, все-таки предаваться им" [9]. "Но что же в них дурного", – задает резонный вопрос Сократ. При ближайшем рассмотрении оказывается, что опасаются не самих наслаждений, а их последствий – болезней, бедности, дурной репутации и т. п. И если бы этих последствий не было, никто не считал бы наслаждения предосудительными. Стало быть, люди стремятся избежать страданий, а не наслаждений. Из того же исходят, считая неприятное и мучительное благом: телесные упражнения, военные походы, болезненные лечебные процедуры, голодание и т. п. причиняют страдания, но впоследствии приносят здоровье, крепость тела и духа, уважение сограждан, богатство. Эти и подобные страдания люди избирают добровольно только потому, что они ведут к наслаждениям.

Таким образом, анализ показывает, что удовольствие в конечном счете совпадает с благочестием. Желая счастья, люди стремятся прожить жизнь приятно и без скорбей. Поэтому утверждение, "будто нередко человек, зная, что зло есть зло, и имея возможность его не совершать, все-таки совершает его, влекомый и оглушенный наслаждениями, и будто он, зная благо, не хочет творить его, ради мимолетных наслаждений, пересиленный ими" [10], Сократ называет смешным. Люди ведут себя неправедно и страдают от этого, потому что не дают себе труда поразмыслить о последствиях своих поступков, действуют, руководствуясь расхожими предрассудками, привычкой, ленью. Невежество – вот главный враг счастья. А значит, для того, чтобы жить приятно, нужно знать, что есть благо, а что зло, уметь сравнивать сиюминутное удовольствие с его последствиями, выбирать наилучшее и т. п., – словом, быть образованным, гармонично развитым человеком – калокагатосом.

Именно таких людей – хороших граждан, умеющих отстоять свою позицию в суде и народном собрании, защитить отечество на поле боя, управлять своим домом, наслаждаться музыкой, поэзией, театральными представлениями, диспутами философов, красотой гетер и юношей, – готовила многолетняя греческая схолэ, частью которой была философская школа Сократа. Принципы гражданской солидарности (счастья свободных) и получили обоснование в качестве вечных божественных идей – образцов мужества, справедливости, красоты, добра и т. п., которым следует добродетельный человек.

Таким образом, место привычной нам антитезы приятного и нравственного в этике Сократа занимает противопоставление естественного и разумного удовольствий. Первое приносит непосредственное сиюминутное наслаждение, однако чревато страданием в будущем. Второе гораздо более утонченно, разнообразно, долговременно, безопасно, но требует воспитания и культуры. Эта альтернатива замечательно выражена Платоном в "Федре".

Сократ пересказывает своему юному собеседнику на эллинский манер индийский миф о переселении душ. Бессмертные души до вселения в тела животных и людей обитают на небесах среди богов и героев. Поскольку они обладают крыльями и находятся в беспрестанном движении, Сократ сравнивает их с колесницами, запряженными парой коней. Неудержимая сила влечет их ввысь – в Занебесную область, туда, где сияют божественным светом идеи красоты, блага, справедливости, мужества, истины и т. д. Созерцание этих идей столь упоительно, что на подступах к "хребту неба" возникает нечто вроде толчеи, давки. Тем душам, чьи возницы крепко держит поводья и направляют колесницы вслед богам, удается пробиться наверх, и они наслаждаются блаженнейшим из зрелищ, другие видят лишь малую часть его, третьи же вовсе лишены такой возможности. В зависимости от виденного, души воплощаются в телах царей, военачальников, прорицателей, крестьян, тиранов и т. д. Души, "видевшие всего больше" вселяются, разумеется, в философов.

Тем не менее после рождения даже они теряют крылья и забывают все, что созерцали в царстве чистой истины. Все, кроме чувства блаженства, с которым не может сравниться ни одно земное удовольствие. Смутное воспоминание об этом чувстве томит их и заставляет искать что-то, что утолило бы их неизбывную жажду. Однако "припоминать подлинное сущее, глядя на то, что есть здесь, нелегко любой душе... Мало остается таких душ, у которых память сильна. Всякий раз, увидев что-нибудь подобное тому, что было там, они бывают до того поражены, что уже не владеют собой, но при этом сами не знают, что с ними творится, потому что не могут как следует разобраться в своих чувствах" [11].

Прекрасное лицо юноши пробуждает в душе воспоминания о божественных идеях, заставляет ее трепетать и неистовствовать. Затвердевшая в теле душа размягчается, тепло поступает в стержень пера, и оно начинает расти, причиняя человеку сладостные мучения, которые, собственно, и называются любовью. В этот момент в душе разгорается настоящая борьба. При виде красавца память возничего уносит его назад к идее Прекрасного и Истинного, и добрый конь, покоряясь его высоким устремлениям, отступает назад. Злой же конь рвет узду, силится наскочить на возлюбленного и предаться с ним плотским утехам.

"Если побеждают лучшие духовные задатки человека, его склонность к порядку в жизни и склонность к философии, то влюбленный и возлюбленный проводят здешнюю жизнь в согласии, владея собой и не нарушая скромности, подчинив то, из-за чего в душе появляется порча, и дав свободу тому, что ведет к добродетели" [12]. Они наслаждаются удовольствиями гармоничной жизни, наполненной познанием (воспоминанием) истинного, физическими упражнениями, дружбой и уважением. Если же победу одерживает необузданный конь, то все это приносится в жертву тщеславию и беззаботности, заставляющим человека делать выбор в пользу того, что чернь называет "счастливым уделом". Выбор похоти, власти и т. п. Платон считает не столько безнравственным, сколько ошибочным и досадным: прельстившись сиюминутным удовольствием, человек лишает себя подлинного блаженства, отворачивается от счастья, пленительнее которого нет ничего на свете. Жаль его, но свобода выбора священна. Для того и нужно воспитание, чтобы каждый человек умел выбрать наилучшее для себя.

Здесь перед нами этика, противоположная христианской: на место аскезы она ставит разумные наслаждения, на место смирения и отказа – позитивную программу культурного развития человека [13], на место обвинений и запугивания (божьей карой) – воспитание и просвещение И хотя, убеждая сограждан, Сократ и Платон обращались к авторитету богов (божественных идей), настоящими образцами для подражания были они сами. В античности вообще было принято апеллировать к идеалу мудреца. Сократ не только соответствовал этому идеалу, но и был, по свидетельству Диогена, первым, кто стал рассуждать об образе жизни.

Сократ отличался неисчислимым рядом достоинств, которые, по собственному его признанию, он выработал в себе самостоятельно. Он был невероятно умен – никому из собеседников не удавалось поспевать за ходом его мысли, знаменитые софисты попадались в ловушки его иронии, словно малые дети. При этом спорил он не для того, чтобы одержать победу, а для того, чтобы доискаться до истины. Нередко уязвленные собеседники оскорбляли его, а порой и колотили. К подобным выходкам он относился с неизменной насмешливой отстраненностью. Когда кто-то из его учеников выразил удивление тем, что он стерпел пинок, Сократ ответил: "Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?" [14]

Равнодушие Сократа к богатству и к материальной стороне жизни вообще вошло в легенду – быть может, потому, что оно так удивляло его соотечественников. Денег за обучение он не брал, жил бедно – все его имущество оценивалось,

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов