ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу Вадим Ротенберг - Образ Я 
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

Вадим Ротенберг - Образ Я 

скачать    128.zip

 

 

 

Выдержки из произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

   

    Вадим Ротенберг.

    Образ я

 

 

 

 Введение

 Защита от умного или умная защита

 Что мы делаем, когда видим сны

 Добиться и умереть

 Самовосприятие и поисковое поведение

 Философия иллюзий или, надо ли смотреть правде в глаза

 Поисковая активность и социальная патология

 Парадоксальный сон: парадоксы природы и парадоксы науки

 Гипноз - мост к непознанному

 Поведение и расщепленный мозг

 Мозг и две стратегии мышления: парадоксы и гипотезы

 Психология творчества

 Парадоксы творчества

 Две стороны мозга и парапсихология

 Слабость образного мышления - проявления и последствия

 Механизм формирования неврозов: психобиологический подход

 Шизофрения - психобиологическая проблема

 Анорексия: неправильно ориентированный поиск

 До и после рождения (отношения с матерью)

 Ребенок, родители, мир: классический треугольник

 Преодоление "обученной беспомощности" (как и почему еврейская

 реальность не соответствует нормам психологической науки)

 Два полушария и проблемы психотерапии

 Философия и практика психологии

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Эта  книга  написана по принципу построения китайских  шаров  (шаров,

вставленных  друг  в  друга).  Изложенная в  ней  оригинальная  концепция,

получившая  международную известность, объединяет  новые  представления  о

принципах   регуляции  поведения,  об  основах  целостности  личности,   о

механизмах развития психических и психосоматических заболеваний, о функции

сна  и  двух  полушарий мозга. Но внутри этого основного  шара  содержится

множество  других,  более  мелких, объясняющих  все  на  свете:  механизмы

творчества,  парапсихологические феномены, действие  психотерапии  и  т.п.

Автор  рассматривает издание этой книги как пробный шар и в случае  успеха

намерен запустить еще несколько таких же.

 

 (Доктор Вадим Ротенберг. Год рождения - 1941г.

 Окончил  1-й Московский Медицинский Институт в 1964г., аспирантуру  в

Лаборатории  Нервных  и  Гуморальных Регуляций АН СССР  в  1969г.  Защитил

докторскую диссертацию в 1979г.

 С   1990   года   живет  в  Израиле.  Старший  лектор  Тель-Авивского

университета.

 Область  интересов:  психофизиология сна  здоровых  людей  и  больных

психическими   и   психосоматическими  заболеваниями  проблема   стресса

патогенез  неврозов, шизофрении, депрессии, психосоматических заболеваний

нейропсихоиммунология     психофизиология    межполушарных     отношений

психофизиология памяти психофизиология творчества психология личности.

 Автор  концепции поисковой активности (экспериментальное  обоснование

которой  проведено  совместно  с проф. В.  В.  Аршавским).  Эта  концепция

связывает в единую систему представлений устойчивость организма к  стрессу

и  заболеваниям  (психическим и психосоматическим), поведение  человека  и

высших   животных,  функцию  быстрого  сна  и  сновидений,  роль  мозговых

катехоламинов, функциональную роль правого и левого полушария в восприятии

мира   ,  формировании  "образа  Я"  и  механизмах  памяти.  Это  наиболее

интегральная  из  всех современных психофизиологических  концепций  и  она

позволяет  по-новому и в едином контексте взглянуть на  многие  актуальные

проблемы   медицины,  психологии  и  физиологии  и  устранить  целый   ряд

противоречий  и  парадоксов.  Концепция носит философско-мировоззренческий

характер. Основные ее положения были сформулированы между 1971 и 1980 гг.,

но многие конкретные аспекты были разработаны позже.

 В  последние  годы его биография попала чуть ли не во все  престижные

биографические издания: Американские издания "Кто есть Кто в Мире"  (1999,

2000), "Кто есть Кто в Науке" (1999), "Кто есть Кто в Медицине" и т.д.

 Английские   издания  Кембриджского  Международного   Биографического

Центра: "Международная Регистрация Профилей" (1990), "Выдающиеся люди  20-

го  Века",  "Выдающиеся Интеллектуалы 20-го Века" и т.д. Этим  Центром  он

дважды (1993\4 и 1999\2000гг.) был признан Человеком Года.

 Помимо   научных  публикаций  на  русском,  английском,  немецком   и

французском   языках, В. Ротенберг является автором ряда  публицистических

статей и  сборника стихотворений.)

 

 

ЗАЩИТА ОТ УМНОГО ИЛИ УМНАЯ ЗАЩИТА

 

 Знаменитое  предложение  Сократа,  адресованное  каждому  из  нас,  -

"Познай   самого   себя"  -  к  счастью,  невыполнимо.  К   счастью,   ибо

исчерпывающее  познание  самого сложного явления  природы  -  человеческой

личности  - означало бы остановку в развитии нашего коллективного  разума,

да и прогресса в целом. А потому процесс самопознания бесконечен.

 Но  это лишь философский аспект проблемы. Если же говорить об аспекте

психологическом,   то   невозможность   полного   самопознания   и    даже

невозможность познания наиболее значимых движений собственной души  -  это

просто необходимое условие нормального существования.

 Из  всех  бесчисленных субъективных личностных ценностей  есть  одна,

неизмеримо  превосходящая  все остальные и  тем  не  менее  парадоксальным

образом   часто  ускользающая  от  внимания  человека.  Эта   ценность   -

потребность в самоуважении, в достаточно высокой самооценке, а по существу

-  потребность  в  мире  с  самим собой. Только  сохранение  самоуважения,

представление  о себе как о достойной фигуре, соответствующей  собственным

идеалам  позволяет человеку сохранять целостное поведение, оптимизм  перед

лицом    неудач   и   трудностей   и   высокую   активность   в   условиях

неопределенности,  то  есть  в условиях повседневного  существования,  где

неопределенность   сопутствует  самым  важным  судьбоносным   решениям   и

поступкам:  решению кем быть в этой жизни, с кем связать свою судьбу,  как

вести  себя  в условиях конфликта между желанием и долгом и т.п.  Человек,

утративший  самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим  собой,

сам  себя  отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро  приводит

либо  к  дезорганизованному  поведению, либо к депрессии,  которая  делает

невозможным любое поведение.

 Между  тем,  у каждого из нас всегда достаточно оснований для  такого

внутреннего конфликта. Более того, чем выше и сложнее душевная организация

человека,  тем  чаще  возникают  у него противоречивые,  взаимоисключающие

потребности.  Так,  желание добиться успеха и заслужить признание  нередко

приводит   к  враждебности  к  потенциальным  соперникам  -  к  тем,   кто

превосходит  нас талантами или работоспособностью. Но такая  враждебность,

основанная  на  зависти, унизительна для человека с  высокой  самооценкой,

искренне  полагающего, что талант и работоспособность достойны уважения  и

что  он  сам  этими свойствами не обделен. Чтобы внутренний конфликт  -  в

данном  случае между "недостойной" завистью и уважением к себе - не привел

к  расстройству  поведения  и  к депрессии,  человек  использует  механизм

психологической    защиты,    изощренными    и    хитроумными    способами

предотвращающий снижение самооценки.

 Поразительно,  до  какой степени самые умные и образованные  люди  не

способны  оценить  адекватно собственные переживания  и  подлинные  мотивы

своих  поступков.  Приведу всего два примера, но, на  мой  взгляд,  весьма

выразительных.

 Несколько  лет  тому назад один выдающийся американский  психолог,  с

именем   которого   связано  целое  большое  направление   в   психологии,

опубликовал статью о сновидениях, в которой в качестве иллюстрации  привел

собственный сон. В этом сне он играл в карты с друзьями, и на руках у него

были  прекрасные  карты,  сплошные козыри.  Однако  как  только  он  начал

выбрасывать  эти  карты на стол, все они, одна за другой,  превращались  в

мелочь,  которую  противники могли легко побить.  Для  любого  специалиста

смысл  такого сновидения совершенно прозрачен: сон этот свидетельствует  о

глубокой  внутренней  неуверенности человека, о его  сомнении  в  качестве

собственных "козырей". Трактовка эта не вызывает сомнений, и к тому же мне

пришлось  убедиться в процессе личных контактов, как болезненно  уязвим  и

мучительно  неуверен  в себе этот действительно талантливый,  но  и  очень

амбициозный  человек,  и с какой острой ревностью и  подозрительностью  он

относится  к  чужим идеям и успехам. Нет сомнения, что он  отнюдь  не  был

склонен   сделать   эти   свои   комплексы  достоянием   широкой   научной

общественности. Нет также сомнения, что при его уровне квалификации он без

труда  определил бы подлинное значение этого прозрачного сна, если бы  его

рассказал  ему  кто-то  другой.  Однако  он  остался  полностью   слеп   к

собственному сновидению и прокомментировал его так: "Этот сон отражает мою

любовь к игре в покер".

 Другой    пример,   и   тоже   сновидение,   и   тоже    рассказанное

квалифицированным психологом. Моя коллега, доктор наук, рассказала мне как-

то  сновидение,  сильно ее взволновавшее. Она шла во сне  в  сопровождении

сотрудников  лаборатории по большому пляжу и внезапно провалилась  в  яму,

которую  сама  она  определила  весьма примечательно:  "глубокий  песчаный

карьер".   Выбраться  из  нее  самостоятельно  она  не  могла.  Сотрудники

столпились на краю этого "карьера" и протягивали ей руки, но она не  могла

до  них  дотянуться. "Что бы мог означать этот сон?" - с тревогой спросила

она  меня.  Разумеется, я не мог объяснить ей прямо, что он  означает,  но

даже  если бы я не знал обо всех ее глубоких внутренних сомнениях в  своей

профессиональной компетентности и соответствии уровню других  сотрудников,

я  легко  бы  вывел  все  это из самого сновидения.  Даже  слово  "карьер"

является  перефразом слова "карьера". О значимости игры слов в сновидениях

много писал знаменитый французский психолог Лакан.

 Воистину,  прав  Станислав Ежи Лец - "никому не  рассказывайте  своих

снов, а вдруг к власти придут психоаналитики! "

 Описано  более двадцати способов психологической защиты,  оберегающей

личность от самодискредитации, а наше сознание - от нежелательных  знаний.

Они  могут  быть разделены на несколько групп в соответствии с  механизмом

действия.  Есть защиты, блокирующие поступление информации на входе  и  не

позволяющие  видеть и слышать то, что может вызвать у человека  чрезмерную

тревогу  или  подорвать  его самооценку. Когда в процессе  острого  спора,

затрагивающего   значимые  для  человека  моральные  аспекты,   вы   вдруг

замечаете,  что  ваш  собеседник как бы не слышит  ваши  наиболее  сильные

аргументы, с очевидностью выставляющие его в неблагоприятном свете  -  это

значит, что в игру вступил этот механизм защиты. Закономерен вопрос -  как

же удается человеку не услышать именно то, чего он слышать не должен, ведь

это  означает,  что он как бы заранее знает то, от чего именно  он  должен

защититься.  На  первый взгляд, мы попадаем в логический парадокс.  Долгое

время  этот вопрос оставался без ответа. 20 лет назад я предложил решение,

которое, может быть, не верно, но по крайней мере изящно.

 Мы  часто  сталкиваемся  с ситуацией, когда  нейтральная  или  слегка

неприятная информация, не угрожающая самооценке, статистически закономерно

несет   за  собой  нечто  совершенно  невыносимое.  В  результате   такого

предшествующего обучения нейтральная информация срабатывает как сигнальная

и  на  какое-то  время  повышается порог  восприятия.  Например,  если  мы

обращаемся  к  собеседнику: "А хочешь, я докажу тебе,  что  ты  неискренен

(непорядочен, завистлив, мелочен и т.д.)?" - этой или подобной  фразой  вы

предупреждаете его систему психологической защиты, что надо быть начеку  и

лучше бы профилактически выключиться из этого спора, хотя бы на время.  Не

удивляйтесь,  если  после  этого часть ваших  аргументов  пропадет  втуне,

останется не услышанной - вы сами сделали для этого все, что могли.

 Эта  система перцептуальной защиты (защиты на уровне восприятия), как

и  все  системы  защиты, часто весьма изощрена и включается  при  малейшем

намеке  на  возможные  неприятные новости.  Тем  не  менее  она  не  очень

эффективна.  Во-первых, она может не сработать, если по каким-то  причинам

предупреждающая информация отсутствует или не воспринята - и тогда то, что

угрожает  самооценке,  попадает  в  мозг,  воспринимается,  и  для  защиты

необходимо  прибегнуть  уже  к  другим механизмам.  Во-вторых,  она  может

срабатывать  с  большой  избыточностью, принимая за сигнальную  информацию

нечто  вполне безобидное, и в результате человек теряет часть  необходимой

ему  информации. Наконец, при определенных условиях этот вид защиты  может

стать  опасным  для  физического здоровья. Есть категория  людей,  которые

любой  намек  на собственное физическое неблагополучие воспринимают  очень

личностно.  Они как бы не могут позволить себе болеть, ощущая болезнь  как

недостойную  слабость.  Уважение  к  себе  включает  у  них   уважение   к

собственному   организму.  Для  этих  людей  заболевание  -   своеобразная

психотравма, крах самовосприятия. Перцептуальная защита не позволяет  этим

людям заметить неблагополучие в собственном организме и обратиться к врачу

вовремя,  а  когда  болезненные симптомы все же  пробивают  брешь  в  этой

защите, нередко бывает уже поздно. Установлено, что женщины с таким  типом

защиты  нередко  просматривают первые признаки  опухоли  молочной  железы.

Врачи  и близкие, знающие о существовании такого механизма защиты,  должны

быть особенно внимательны к любым симптомам у тех, кто не склонен обращать

внимание на свое здоровье и вроде бы стыдится болеть.

 Если  же  говорить  не  о  медицинской, а о  психологической  стороне

проблемы, то столкнувшись с "глухотой" и "слепотой" собеседника,  надо  не

злиться и не обвинять его в невнимательности, а задуматься, не наносит  ли

общение с вами удар по самовосприятию другого человека.

 Следующая  группа защитных механизмов - это рационализация. Используя

эти   механизмы,   человек  невольно  и  бессознательно  подменяет   смысл

воспринятого  сообщения другим, менее травматичным для него и  позволяющим

активно  на  это  сообщение  реагировать. Так, завистливый  и  агрессивный

человек, столкнувшись с успехами соперника, объясняет себе, что это не  он

завидует,   а   ему   завидуют,  что  он  сам  нуждается   в   защите   от

неспровоцированной  агрессии  соперника. Для  такой  защиты  все  средства

хороши, ибо это ведь его хотят безвинно оскорбить, унизить или уничтожить.

Нападение - лучшая защита.

 Приписывание собственных качеств другому называется проекцией, и этот

механизм  повинен  во  многих  недоразумениях и  неразрешимых  конфликтах,

включая  межнациональные, когда представителю другой  нации  приписывается

все,  от  чего сам хотел бы избавиться. Зло, будучи воплощенным в  другом,

становится  объектом  яростной агрессии, тем  более  непримиримой,  чем  в

большей  степени  подлинным источником этого зла  являются  закоулки  души

самого  агрессора.  Ситуация становится удобной -  можно  без  ущерба  для

совести бороться с собственными недостатками в другом.

 Нередко рационализация принимает другой характер - человек борется во

имя   высших  истин  и  справедливости,  а  в  основе  лежит  все  та   же

враждебность,  вызванная  опасением признать себя  слабее  и  недостойнее.

Вспомните,  как  Сальери  в  маленькой  трагедии  Пушкина  объяснял   себе

покушение   на   убийство  Моцарта  необходимостью   восстановить   высшую

справедливость  в  музыке.  Невозможно подсчитать,  сколько  людей,  якобы

одержимых  жертвенностью или благородным негодованием, в  действительности

борются   за  сохранение  "лица"  при  совершении  отнюдь  не  благородных

поступков.  Но не спешите бросать упрек -он не по адресу, ибо  человек  не

повинен  в деятельности своих механизмов защиты. Однако если вы понимаете,

как  они  срабатывают,  вы  можете  своим  поведением  нейтрализовать   их

негативное  действие  на  благо себе и партнера. Главное,  что  необходимо

помнить  -  не  старайтесь нанести удар по самоуважению другого,  ибо  его

защитные  механизмы  постараются  трансформировать  ваш  удар  в  бумеранг

сокрушительной силы.

 Порой    защита    по   типу   рационализации   выполняет    воистину

приспособительную  роль, позволяя человеку снизить уровень  эмоционального

напряжения безо всякого ущерба для себя и других. Вспомним поведение  лисы

в  басне Крылова "Лиса и виноград". Убедившись в недостижимости цели, лиса

вместо  того, чтобы грызть себя за недостаточную ловкость и настойчивость,

объяснила  себе,  что  ей  вовсе  и  не  хочется  этого  винограда.  Такое

обесценивание  нереализуемой потребности - очень важный компонент  защиты,

особенно если недостижимая цель при этом замещается достижимой.

 Другой   вполне   благородный   вид  рационализации   -   это   такая

трансформация  поведения,  когда  человек  вместо  того,  чтобы  следовать

разрушительным  побуждениям,  начинает вести  себя  прямо  противоположным

образом.  Так, человек завидующий вместо того, чтобы дать волю  зависти  и

правдоподобно  объяснить себе свою враждебность, начинает  из  кожи  лезть

вон,   чтобы   помочь  сопернику  и  создать  ему  "статус   максимального

благоприятствования".  При этом он возвышается над  тем  же  соперником  в

собственных  глазах,  воспринимая себя как  человека  более  благородного,

способного  на  жертвы ради других, пусть даже неоцененные.  Именно  такая

возможность почувствовать себя морально выше соперника является  подлинной

движущей  силой  этого  поведения. И тем не менее -  дай  бог  всем  нашим

соперникам, и особенно в креслах начальников, именно такой психологической

защиты, и пусть они чувствуют себя благородными благодетелями.

 Если  же  все  эти механизмы оказываются недостаточно сильными  и  не

достаточно  защищают личность, тогда включается мощный, но одновременно  и

разрушительный  механизм  вытеснения.  При  вытеснении  неприемлемая   для

субъекта  информация поступает в мозг, но ее не удается  трансформировать.

Спровоцированные  ею  потребности  не  удается  в  закамуфлированном  виде

реализовать в поведении, и она вместе с этими мотивами просто убирается из

сознания.  Однако, оставаясь в бессознательном, эта опасная информация  не

теряет своей взрывчатой силы и вызывает ту неопределенную тревогу, которая

не  дает  усидеть  на  месте,  и в то же время  выглядит  беспредметной  и

беспричинной.  Такая  тревога - первый шаг к  возникновению  невроза.  При

формировании  невроза  она  приобретает  в  глазах  человека   подмененное

объяснение, псевдообъяснение, и человек начинает беспокоиться без  видимых

причин  за  свое здоровье, или боится открытых или закрытых пространств  и

т.п.

 Неисчислимы  возможности псевдообъяснения этой тревоги,  вызванной  в

действительности  вытеснением неприемлемой информации. Однако  чаще  всего

невроз, к счастью, не возникает, ибо при вытеснении вступает в свои  права

еще один очень интересный механизм психологической защиты - сновидения. Мы

начали  эту  статью со сновидений, которые проиллюстрировали неспособность

человека  до  конца  разобраться в собственных  мотивах  и  проблемах.  Но

сновидения  сами  играют  важную роль в психической  жизни.  Это,  однако,

требует самостоятельной главы.

 

 

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ, КОГДА ВИДИМ СНЫ

 

 Сновидения  всегда  считались  одним  из  самых  загадочных   явлений

человеческой  психики.  Каждый из нас неоднократно интуитивно  чувствовал,

что  в  некоторых сновидениях содержится важный для нас, но  неразгаданный

смысл.  Недаром ведь сновидения часто сопровождаются острыми переживаниями

-  страхом,  тревогой, отчаянием или напротив - радостью и подъемом.  А  в

дополнение к этим личным переживаниям можно нередко услышать об открытиях,

сделанных  в  сновидениях великими людьми, или о  сновидениях,  в  которых

предугадывалось будущее.

 Парадокс,  однако,  состоит в том, что именно  это  почти  мифическое

состояние  психики  оказалось за последние десятилетия изученным  успешнее

многих других. Это не значит, что загадка разрешена: в науке, как правило,

накопление  новых  интереснейших  фактов приводит  к  возникновению  новых

вопросов.  Выдающийся французский ученый профессор Жуве, внесший  решающий

вклад  в  науку о сне, сказал: "Мы все еще ничего не знаем о  сне,  но  на

более высоком уровне".

 Разумеется,  это преувеличение. В изучении сна и сновидений  наука  о

мозге и психике продвинулась дальше, чем в каком-либо ином направлении.  В

1953   г.   был  открыт  феномен  "быстрого  сна",  того  физиологического

состояния, во время которого человек регулярно видит сны. Это был огромный

научный   прорыв   в  неведомое.  Появилась  возможность   изучать   связь

психических  переживаний  в  сновидениях  с  объективными  изменениями   в

организме: с электрической активностью мозга с движениями глаз,  которые,

как оказалось, направляются в сторону зрительных образов наших сновидений

с  изменениями  пульса и давления крови с колебаниями уровня  гормонов  в

нашей крови.

 С   самого  начала  научного  изучения  сновидения  подтвердили  свою

репутацию  загадочных незнакомцев. Оказалось, что мозг во время сновидений

активен  так,  как  он  активен в бодрствовании во время  самых  серьезных

жизненных  событий, при решении сложных задач. Но в то же время напряжение

мышц,  их  тонус,  падает,  как  если  бы  спящий  находился  в  состоянии

максимального  эмоционального расслабления  и  покоя.  Это  наблюдается  в

"быстром сне" и у человека, и у животных. Из-за этого быстрый сон  получил

название "парадоксальный сон". Эксперименты профессора Жуве помогли решить

эту  загадку.  В  мозгу животного есть скопление нервных  клеток,  которые

отвечают  за падение мышечного тонуса, за полную обездвиженность во  время

"быстрого   сна".  Когда  этот  участок  мозга  разрушили,   исследователи

обнаружили фантастическую картину: животное, погрузившись в "быстрый сон",

не пробуждаясь и не открывая глаз, начинало двигаться по своей камере, как

бы   чтото   выискивая  или  вдруг  ударялось  в  бегство,  спасаясь   от

несуществующего    противника    или,   наоборот,    атаковало    кого-то

отсутствующего.  Тогда  стало понятно, что мышцы расслабляются  для  того,

чтобы  мы  не  приняли участие в собственных сновидениях, как  в  реальных

событиях.  Такое участие не только помешало бы нам спать, но  и  могло  бы

стать  опасным  для нас самих и наших близких. Одновременно  подтвердилось

то,  что не вызывало сомнений у многих владельцев домашних животных, - что

животные, как и люди, видят сны.

 "Быстрый  сон", а значит и сновидения, занимают около  1/5-1/4  всего

сна.  Это состояние регулярно 4-5 раз повторяется в течение ночи, и значит

каждый  из нас каждую ночь от рождения до смерти просматривает не менее  4

сновидений.  Чаще всего мы их не запоминаем, потому что не пробуждаемся  в

это время. Если здорового человека регулярно будить в "быстром сне", он  в

90

 случаев  рассказывает увиденный сон. Более того, это состояние  очень

важно для мозга и организма. Если человека или животное регулярно будить в

самом  начале "быстрого сна", не давая видеть сновидения, то  в  ту  ночь,

когда   им   дают   отоспаться  без  помех,  "быстрый   сон"   значительно

увеличивается, занимая порой половину всего сна.

 Если же систематически лишать человека или животное "быстрого сна"  и

сновидений, то происходят значительные изменения психики и поведения.

 Животных  обычно  лишают  "быстрого сна",  помещая  их  на  маленькую

деревянную  площадку  в бассейне с водой. Когда наступает  "быстрый  сон",

мышечный  тонус  падает, животное сваливается в воду и  просыпается.  Если

продолжать  эксперимент  достаточно долго, то  в  этих  условиях  животное

нередко  погибает,  хотя его систематически кормят и  поят.  Лишь  недавно

ученые осознали, что гибель происходит вследствие сочетания двух факторов:

стресса,  связанного  с  невозможностью  активного  поведения,  и  лишения

"быстрого  сна".  Каждый  из  этих факторов  в  отдельности  к  гибели  не

приводит, а вот их сочетание оказывается непереносимым. Для понимания роли

сновидений этот факт очень важен.

 Человека  на  маленькую площадку в бассейне не поместишь.  Поэтому  у

людей   "быстрый   сон"   устраняют,   пробуждая   человека   при   первых

физиологических  признаках этого состояния. Было много  споров  о  влиянии

такого  лишения  "быстрого  сна"  на  дальнейшее  поведение  человека.   В

некоторых   исследованиях   подавление  "быстрого   сна"   вызывало   даже

галлюцинации.  Но  это  оказалось достаточно редким  исключением.  Гораздо

более   постоянным  эффектом  лишения  сновидений  является  изменение   в

механизмах  психологической защиты. Было показано, что лишение  сновидений

усиливает  механизм  вытеснения: человек  "забывает"  именно  те  события,

которые ему наиболее неприятны и угрожают его самовосприятию. Однако такое

"забывание" не проходит безболезненно: человек становится более  тревожным

и напряженным, и он менее защищен от стресса.

 Потребность  в  сне  у  разных  людей различна.  Есть  люди,  которым

достаточно  5  часов  сна в сутки, чтобы чувствовать себя  хорошо,  Это  -

короткоспящие.  А есть люди, которым необходимо не менее 9-10  часов  сна.

Оказалось, что у долгоспящих вдвое больше "быстрого сна".

 Малоспящие  -  это  люди с сильной психологической  защитой  по  типу

отрицания  неприятностей или их переосмысления. Они энергичны, инициативны

и  напористы и не очень углубляются в тонкости переживаний и межличностных

отношений. А долгоспящие - это чаще высокочувствительные люди со сниженным

порогом  ранимости, более тревожные, склонные к колебаниям  настроения.  И

все  эти черты, особенно тревожность, усиливаются к вечеру, перед сном,  и

уменьшаются утром. Можно полагать, что во время сновидений эти люди как-то

справляются со своими эмоциональными проблемами и отпадает необходимость в

их вытеснении. Сновидения помогают разрешить вытесненные конфликты.

 Сновидения  выполняют и другую важную функцию. При лишении  "быстрого

сна"  человек хуже справляется с задачами, требующими творческого подхода.

В  связи  с  этим возникло даже предположение, что само решение творческих

задач  происходит  в сновидениях и что в этом их основной  смысл.  Ведь  и

впрямь  были  поразительные  примеры творческих  открытий  в  сновидениях.

Например,  Кекуле  увидел во сне бензольное кольцо в виде  змеи,  кусающей

свой хвост.

 Но  задумаемся  на  минуту: не слишком ли мал  коэффициент  полезного

действия сновидений, если их основная функция - решение сложных творческих

задач?   Сколько   серьезных  открытий,  совершенных  во   сне,   известно

человечеству? Полагаю, что пальцев рук или, в крайнем случае, и ног хватит

для  перечисления. А между тем миллиарды людей каждую ночь  на  протяжении

десятилетий  видят  по  4-5 снов. Было бы неэкономно  со  стороны  природы

создать  механизм со столь низким КПД, если даже каждое открытие бесценно.

Кроме того, в состоянии творческого экстаза потребность в сне уменьшается,

а с ним и потребность в "быстром сне". Создается совсем уже парадоксальная

ситуация:   сновидения  нужны  для  творчества,  а  в  момент   наивысшего

творческого подъема их становится меньше.

 А  в  довершение  всего недавно экспериментально доказано,  что  даже

когда  после сна со сновидениями приходит решение проблемы, сама  проблема

не  всегда  фигурирует  в  сновидении. То  есть  сновидение  опосредованно

оказывает  положительное влияние на творческую активность, решая  какие-то

другие   задачи  и  внутренние  конфликты.  Интересно,  что   и   значимые

эмоциональные  проблемы далеко не всегда сами представлены в  сновидениях.

Психологи и психоаналитики обнаружили, что сновидения могут способствовать

укреплению  психологической защиты и освобождению от  груза  неразрешенных

конфликтов,  даже  если  сами  эти  конфликты  никак  не  представлены   в

содержании  сновидения.  Как  и в ситуации с  решением  творческих  задач,

реальный конфликт и реальная психологическая проблема может быть подменена

в  сновидения совершенно другой. Но если эта воображаемая другая  проблема

решается успешно, то сновидение выполняет свою приспособительную функцию и

способствует  эмоциональной стабилизации. Кроме того, если  признать,  что

участие в психологической защите является основной функцией сновидений, то

как  объяснить функцию сновидений у животных? У них ведь нет ни внутренних

конфликтов, ни механизмов психологической защиты.

 Мне   посчастливилось  предложить  универсальную   гипотезу   функции

сновидений   в  рамках  концепции  поисковой  активности.  Согласно   этой

концепции,  поисковая  активность, направленная на  изменение  ситуации  в

условиях  неопределенности, играет решающую роль в адаптации и  сохранении

здоровья.   Отказ   от  поиска,  капитуляция,  напротив,   повышает   риск

заболевания. Это закономерность биологическая. Без поискового поведения не

было  бы  прогресса  ни отдельного индивида, ни всей  популяции  в  целом.

Поэтому  поиск, который требует серьезных энергетических затрат и  усилий,

должен   вознаграждаться  и  гарантироваться,  по  крайней  мере,  хорошим

здоровьем и высокой стрессоустойчивостью. Однако в сложных обстоятельствах

человек  или животное все же нередко капитулируют, отказываются от поиска,

от попыток изменить эти обстоятельства, и в таких случаях риск заболеваний

резко  возрастает.  Поэтому для таких случаев необходим запасной  механизм

восстановления поисковой активности.

 Защита  по типу вытеснения - это, по существу, отказ от поиска.  Ведь

внутренний  конфликт при этом не решается и нет больше никаких попыток  ни

примирить  враждующие мотивы, ни удовлетворить один из  них  в  поведении.

Вытеснение  -  это  вариант капитуляции перед лицом  трудной,  конфликтной

ситуации. И как всякая капитуляция, вытеснение отрицательно сказывается на

здоровье:  тревога  повышается,  нарушаются  функции  внутренних  органоз.

Поэтому   усранение  вытеснения  -  одна  из  частных,  конкретных   задач

сновидения.

 Восстановление  поисковой  активности - это  самостоятельная  задача,

независимо  от  того,  чем именно вызван отказ  от  поиска.  И  поэтому  в

сновидении  реальная  проблема вполне может быть  заменена  искусственной.

Важно только, чтобы в процессе решения этой искусственной проблемы человек

проявил  достаточно высокую поисковую активность, ибо эта  активность  как

процесс, независимо от содержания, обладает основной ценностью. Сновидения

создают  прекрасные  условия  для этой задачи:  человек  отключен  от  той

реальности,  которая привела к капитуляции, и может заняться любой  другой

проблемой. Важно лишь, чтобы он получил опыт активного и успешного решения

этой проблемы.

 В  действительности  тот же принцип используется  и  в  психотерапии,

когда вместо того, чтобы бесполезно бороться с ситуацией, которая выглядит

нерешаемой, человека ориентируют на самореализацию в других сферах  жизни.

И  неожиданно  для него самого конфликт утрачивает свою остроту  или  даже

находит  нестандартное решение. Важно только, чтобы человек  не  утрачивал

способности  к  поиску  - важно и для здоровья, и  для  решения  различных

проблем.   Вот   это  восстановление  поисковой  активности   и   является

центральной задачей сновидений.

 

 

ДОБИТЬСЯ И УМЕРЕТЬ

 

 Эта глава будет посвящена изложению концепции поисковой активности, о

которой  я  вкратце  упомянул в главе о сновидениях.  Концепция  поисковой

активности была создана... от безвыходности. В учении о стрессе, в науке о

происхождении  психосоматических  заболеваний  накопилось  слишком   много

противоречий.  К психосоматическим относятся заболевания, в  происхождении

которых  решающая  роль принадлежит психическому, эмоциональному  фактору.

Это  язвенная  болезнь двенадцатиперстной кишки, гипертоническая  болезнь,

ишемическая  болезнь сердца, многие аллергические и некоторые  эндокринные

заболевания. В последнее время к этому списку все чаще добавляют  опухоли,

особенно  злокачественные.  Таким образом,  психосоматические  заболевания

являются  наиболее  разрушительными и стоят на первом месте  среди  причин

смерти и инвалидности.

 Давно  уже  стало  банальным утверждение,  что  отрицательные  эмоции

вредны  для  здоровья, а положительные полезны. Все мы знаем из популярной

литературы, что отрицательные эмоции вызывают стресс. А поскольку  все  мы

также  знаем  на собственном опыте, что избежать отрицательных  эмоций  не

удается, то существование в условиях постоянного стресса следует принимать

как  данность. Если же стресс и впрямь неминуемо ведет к психосоматическим

заболеваниям, то все мы потенциальные пациенты и следует с этим смириться.

 Смиряться,  однако,  не  хочется.  Хочется  поискать  выход  из  этой

логической  мышеловки. И когда начинаешь задумываться  над  утверждениями,

которые  так  легко  принимаются за аксиомы, появляются  первые  сомнения.

Действительно,  самый массовый и длительный из всех известных  стрессов  -

война  - отнюдь не увеличивает число психосоматических заболеваний.  Более

того,  во  время  второй мировой войны и в действующих армиях,  и  в  тылу

сократилось число психосоматических заболеваний. Это звучит парадоксально:

переизбыток  отрицательных эмоций, страх за себя и  близких,  тяжелый,  не

ограниченный во времени труд, хроническое недоедание - а психосоматические

заболевания идут на убыль.

 Еще более поразительным примером является здоровье узников фашистских

концлагерей. Когда союзники освободили тех, кому посчастливилось дожить до

освобождения,  врачи  буквально  руками развели:  несмотря  на  физическое

истощение  и  гигантское нервное напряжение, у этих  людей  не  только  не

выявлялись  какие-либо новые болезни, приобретенные  в  концлагере,  но  и

нередко  отсутствовали  признаки  тех  заболеваний,  с  которыми   они   в

концлагерь  попадали. Не следует делать из этого вывод, что  концлагерь  -

лучшее  место  для  лечения  психосоматических заболеваний.  Очень  многие

погибли  в  лагерях как раз от обострения этих заболеваний и не дожили  до

освобождения.  Но если один и тот же фактор - лагерный стресс  -  в  одних

случаях  приводит к ухудшению здоровья и гибели, а в других  случаях  даже

способствует  улучшению соматического состояния, значит  сам  по  себе  он

ничего  не  может  объяснить  и  необходимо искать  другие,  сопутствующие

обстоятельства, которые и являются решающими для здоровья.

 В  этой  связи заслуживает внимания другой интересный факт: у  многих

бывших   узников  концлагерей,  которые  при  освобождении  были  здоровы,

заболевания  начались  через некоторое время после освобождения,  на  фоне

гораздо более благополучных условий и лучшего настроения. В медицине такой

феномен  известен давно и получил название "болезней достижения".  До  тех

пор,  пока  человек  борется за какую-то особо важную  цель  -  не  важно,

карьера  это, идея или внимание любимой женщины, он здоров, хотя трудности

при достижении цепи нередко портят ему настроение. Но вот цель достигнута,

победа  одержана. Если это была конечная цель, из тех, о которых  говорят:

"Добиться  и  умереть" - эта метафора, к сожалению, нередко воплощается  в

реальность,  -  появляется депрессия, иногда вплоть до  самоубийства,  или

психосоматические заболевания. Мы назвали этот синдром "синдромом  Мартина

Идена"  -  помните этого героя Джека Лондона, который успешно  боролся  со

всеми  трудностями жизни и неудачами, но не сумел справиться с успехом?  А

мои  друзья, работавшие в московской Академической поликлинике для научных

работников,  придумали собственный термин: "Постдиссертационный  синдром".

Человек делает диссертацию, преодолевая одно препятствие за другим, и  при

этом  вполне  здоров,  а  потом  достигает  вожделенной  цели  -  защищает

диссертацию  -  и  вскоре попадает в больницу. Впрочем, этого  никогда  не

случалось,  если диссертация рассматривалась не как финал  всех  усилий  и

право на заслуженный отдых, а как трамплин для более творческой работы.

 Какая  же  общая закономерность лежит за всеми этими фактами?  Почему

отрицательные  эмоции могут порой способствовать здоровью, а положительные

- ухудшать его? Почему стресс может быть не только вреден, но и полезен?

 Концепция поисковой активности отвечает на эти вопросы. Я создал  эту

концепцию  в  творческом  содружестве с  прекрасным  физиологом,  доктором

биологических   наук   В.  В.  Аршавским,  и  мы  обобщили   исследования,

проведенные  на  людях  и  животных. И в экспериментах  на  животных  было

показано,   что   положительные  эмоции  могут  снижать   сопротивляемость

организма,  а  явные отрицательные эмоции - такие, как страх  или  ярость,

могут  эту сопротивляемость повышать. Ибо водораздел проходит не по  знаку

эмоций,  а  по характеру поведения. До тех пор, пока человек или животное,

даже  испытывающее  страх  или гнев, сохраняет  поисковое  поведение,  его

здоровью ничего не угрожает.

 Что  же  такое поисковое поведение? Это активное поведение в условиях

неопределенности,  когда  человек не имеет  возможности  со  стопроцентной

уверенностью  прогнозировать результаты своей  активности  (будут  ли  они

успешными  или  нет).  Однако  он  способен  адекватно  оценивать   каждый

промежуточный   результат  на  пути  к  конечной  цели  и   соответственно

корригировать  свое  поведение.  Этим поисковое  поведение  отличается  от

панического,  которое тоже осуществляется в условиях неопределенности,  но

человек  не  может  извлечь  уроков из своих ошибок  или  случайных  удач.

Неуверенность в окончательном результате как раз и придает поведению черты

поискового,  тогда  как  полная уверенность в конечном  результате  делает

поведение  автоматическим и стереотипным. Интересно, что  паника  тоже  на

определенном  этапе приобретает черты стереотипности, а  завершается,  как

правило,   капитуляцией   или  депрессией   -   т.е.   поведением,   прямо

противоположным    поисковому.    Депрессия,    подавленность,     апатия,

безынициативность  или неупорядоченная тревога, вызванная  вытеснением  из

сознания  неприемлемого мотива (см. предыдущую главу) - все это проявления

отказа от поиска. Отказ от поиска снижает сопротивляемость организма, даже

если  сам  этот отказ не сопровождается отрицательными эмоциями  (как  при

болезнях достижения).

 В  этом  фундаментальном законе, связывающем поисковое  поведение  со

здоровьем,  заложен глубокий философский смысл. Поисковая активность  сама

по  себе  требует  серьезных усилий и больших энергетических  затрат.  Она

толкает  человека или животное на поиск неизведанного, нового, необычного,

даже  потенциально опасного. Легче - не искать, легче жить по стереотипам,

заранее безошибочно предугадывая последствия каждого шага. Но если  каждый

член  сообщества откажется от поиска, то не только он остановится в  своем

внутреннем  развитии  -  остановится  прогресс  всей  популяции  в  целом,

остановится,  если говорить о человеческом обществе, развитие цивилизации.

Даже  развитие  мозга  каждого  индивида  в  большой  степени  зависит  от

поискового  поведения,  и  в  то же время высокоразвитый  мозг  в  большей

степени  способен  к  организации такого поведения.  Когда  мы  говорим  -

поведение  -мы имеем в виду поведение в самом широком смысле  слова:  сюда

относится и "психическое поведение" - мысли, фантазии, творчество -  важно

только, чтобы процесс мышления не носил стереотипный, рутинный характер.

 Повидимому, именно для того, чтобы как-то скомпенсировать и оправдать

все сложности и неудобства, причиняемые субъекту его поисковым поведением,

оно  и  оказалось так тесно связанным со здоровьем. Здоровье - та  золотая

монета, которой природа расплачивается за готовность к риску (в том  числе

-  интеллектуальному).  Недаром  специальное  исследование  показало,  что

большинство выдающихся людей, удостоенных за свои достижения упоминания  в

энциклопедиях,  жили  дольше, чем в среднем  их  современники.  Понятно  и

сохранение  здоровья у выживших узников концлагерей  -  это  результат  их

безостановочной  повседневной борьбы за сохранение  жизни  и  достоинства.

Такая  борьба  в  условиях лагеря требовала высокой поисковой  активности.

Находят свое объяснение и болезни достижения - если человек по доброй воле

прекращает  поисковое  поведение, особенно  если  оно  раньше  было  очень

выражено, такой "перепад" серьезно бьет по здоровью.

 Для  здоровья безразлично, в каком направлении развивается  поисковое

поведение. Поиск, осуществляемый авантюристом и негодяем - поиск  способов

обеспечить  себя за счет других, - так же защищает здоровье, как  и  поиск

ответа  на  вопросы, мучающие все человечество. Природа аморальна.  Однако

разрушающий  поиск  эгоистов  и психопатов вызывает  сопротивление  других

людей и приносит меньше удовлетворения, чем созидательный поиск творцов.

 Важно  понять,  что  сам процесс поиска имеет  большее  значение  для

здоровья,  чем его прагматический результат. Можно не прийти  к  успешному

решению   проблемы,  но  пока  продолжается  процесс  поиска,  сохраняется

здоровье и сохраняется надежда. Отказ от поиска убивает то и другое.

 Если  поисковая активность так важна для индивида и более того -  для

развития  популяции, то почему же поведение отказа не исчезло  в  процессе

эволюции как вредное и лишнее? Скорее всего, потому что каждый индивид  на

раннем  этапе  своего  развития, в младенчестве получает  неизбежный  опыт

пассивного,  зависимого  поведения  его  собственные  физиологические   и

психологические    возможности   для   поискового   поведения    еще    не

сформировались, они формируются только постепенно и при активной поддержке

родителей.  Если  же  эта стимулирующая поддержка, позволяющая  преодолеть

исходный страх перед поиском, выражена недостаточно, то пассивная  позиция

закрепляется  и  в  будущем  при каждой очередной  сложности  способствует

поведению отказа, капитуляции. Таким образом, от нашего воспитания зависит

не только поведение детей, но и их здоровье.

 Именно   с   отсутствием  эмоционального  контакта  и   эмоциональной

поддержки  связаны все последствия раннего отрыва от матери. На  детенышах

обезьян было показано, что сначала этот отрыв вызывает реакцию протеста  и

страха,  быстро сменяющегося паникой. А затем наступает апатия,  снижаются

все  первичные  влечения (например, аппетит), резко уменьшается  поисковая

активность  и,  что самое катастрофическое, - это часто носит  необратимый

характер.  Даже  возвращение  матери не восстанавливает  ни  эмоциональных

контактов  с  ней,  ни  активного поведения.  Есть  критический  период  в

развитии  высокоразвитого  животного, когда  может  свершиться  переход  к

активному  поиску,  и  если в этот период наносится  травма,  связанная  с

отсутствием  родительской  поддержки, это оставляет  след  на  всю  жизнь.

Вспомним, какую важную роль придавал Фрейд ранним психологическим  травмам

в  развитии  неврозов.  Концепция поисковой  активности  помогает  связать

теоретические   положения   психоанализа  с  современными   биологическими

концепциями.

 Постоянные   наказания,  особенно  подавление  инициативы,   так   же

блокируют   поисковое  поведение,  как  и  безоговорочное  и   безудержное

поощрение,  стремление защитить ребенка (да и взрослого) от любых  усилий.

Судьба  СССР  -  грандиозный эксперимент, показывающий,  к  чему  приводит

подавление поискового поведения. Отказ от поиска характеризовал и верхи, и

низы  великой державы. Сложилась ситуация, когда низы не хотели и не умели

жить  ни  по-старому,  ни  по-новому, а верхи не умели  управлять  ни  по-

старому, ни по-новому. Ибо слишком долго для прорыва наверх требовалась не

инициатива, а соблюдение стереотипных правил игры.

 Подавленная поисковая активность всегда и страшно мстит за себя как в

судьбе одного человека, так и в судьбе общества.

 Каковы   же   психологические  механизмы,  поддерживающие   поисковое

поведение?  И  напротив,  благодаря  каким  особенностям  личности   может

сформироваться стойкий отказ от поиска, даже если в раннем детстве не было

прямых  для  этого  предпосылок  и ребенок получал  необходимую  поддержку

матери?   Это   очень  интересный  и  серьезный  вопрос,   имеющий   самое

непосредственное   отношение   к  педагогике,   а   также   к   механизмам

психологической защиты, о которых мы писали в первой главе. Но он  требует

подробного обсуждения, и мы обсудим его в следующей главе.

 

 

САМОВОСПРИЯТИЕ И ПОИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

 В  предыдущей  главе мы обсудили вопрос о поисковом поведении  как  о

гарантии  физического здоровья. Темой этой главы являются  психологические

предпосылки поискового поведения.

 Однако   целесообразнее   начать   с   рассмотрения   психологических

предпосылок противоположного состояния - отказа от поиска, потому что  это

состояние  гораздо  легче воспроизвести в эксперименте.  Определенный  тип

отказа  от поиска получил название обученной беспомощности. Это  важный  и

интересный  феномен. Первые исследования были проведены  на  животных.  Их

помещали  в  клетку,  через  пол  которой  пропускали  электрический  ток,

систематически,  но  с  неравными  промежутками  времени.  Таким  образом,

животное  никогда не могло чувствовать себя в безопасности. Вначале  после

каждого удара током оно металось по камере в поисках спасения. Потом,  как

бы  убедившись,  что  спасения  нет  и  все  усилия  бесполезны,  животное

замирало,  забивалось  в  угол камеры и с покорной безнадежностью  ожидало

следующего  наказания.  Это  был типичный  отказ  от  поиска,  и  животное

расплачивалось за это своим здоровьем: у него выпадала шерсть  (а  остатки

ее  становились дыбом), появлялись желудочно-кишечные расстройства и  язвы

желудка,  снижался аппетит, повышалось артериальное давление. Но обученной

беспомощностью  этот  феномен  был назван потому,  что  в  этом  состоянии

животное  не могло воспользоваться возможностями для спасения,  даже  если

они  неожиданно  появлялись:  если в клетку помещался  рычаг,  нажатие  на

который выключало ток, животное не догадывалось это сделать. В то же время

наивное  животное, еще не прошедшее длительной обработки, быстро пробовало

нажать   на   рычаг   и   тем  самым  начинало  контролировать   ситуацию.

Следовательно, при выработке обученной беспомощности животное  учили,  что

от его поведения ничего не зависит.

 В исследованиях на людях применяли другую методику. Током их не били,

это  запрещено  законом.  С ними обходились более жестоко.  Им  предлагали

решать  различные интеллектуальные задачи, якобы для проверки  их  уровня.

Все  задачи  не имели решения, но люди об этом не знали. Они  пытались  их

решать, но всякий раз безуспешно. Их дружески и удивленно корили: " Что же

вы  не  справляетесь  с  такими  простыми заданиями?  Мы  ожидали  от  вас

большего.  У  других это получалось лучше" - и так далее, в том  же  духе.

После  нескольких  таких  комментариев, подрывающих  уверенность  в  себе,

большинство людей впадало в состояние тревоги, отчаяния, словом,  тяжелого

стресса,  ибо  наносился  удар по их самооценке. И  тут-то  им  предлагали

простую,  решаемую  задачу,  а  они с ней  тоже  не  справлялись.  Процесс

обучения (беспомощности) прошел успешно...

 Сначала   исследователи  предполагали,  что  дело  именно   в   опыте

длительных  неудач, в представлении, что от поведения человека  ничего  не

зависит.  Тогда возникла идея, что можно повысить устойчивость человека  к

выученной беспомощности, как бы иммунизировать его против этого состояния.

Для  этого  достаточно предварительно вооружить его опытом, что  он  легко

справляется  с  задачами  и полностью контролирует  ситуацию.  По  замыслу

исследователей,   получив  такой  опыт,  человек  уже  не   поддастся   на

провокацию,  у него не возникнет чувство беспомощности при столкновении  с

нерешаемыми  задачами  и  он сохранит способность  к  решению  тех  задач,

которые  поддаются  решению.  Был  поставлен  эксперимент.  Одной   группе

испытуемых   давали  очень  легкие  задачи,  решаемые   по   стереотипному

алгоритму.  В  100%  случаев  испытуемые  справлялись  с  этими  задачами,

приобретая  опыт  успешности. Другой группе испытуемых  давали  достаточно

сложные,  но  решаемые  задачи.  Эти  испытуемые  справлялись  с  задачами

примерно  в  половине  случаев. После этого  обеим  группам  давали  серию

нерешаемых  задач,  а  затем проверяли, удалось  ли  выработать  обученную

беспомощность.  Для  этого им вновь предлагали средней  сложности  задачу,

имевшую решение.

 Вопреки исходной гипотезе, более устойчивыми оказались те испытуемые,

которые  с  трудом  и лишь в половине случаев справлялись  с  тренирующими

задачами.  Это значит, что не опыт успеха сам по себе, а опыт  преодоления

трудностей, опыт активного поискового поведения "иммунизирует" человека  к

неудачам,   повышает   его  сопротивляемость.  Легко  достигнутый   успех,

напротив,  детренирует поисковую активность и в сущности  не  способствует

повышению уверенности в своих силах.

 Этот  эксперимент  имеет аналог в реальной жизни. Лет  тридцать  пять

назад,  когда  золотая  медаль при окончании  школы  обеспечивала  в  СССР

поступление  в институт без экзаменов, внезапно возникла проблема  золотых

медалистов.  Способные ребята, попадая в институты, нередко не справлялись

с  нагрузкой  и отчислялись за неуспеваемость. А происходило следующее.  В

школах  для  тех,  кто, по мнению педагогов, мог претендовать  на  медаль,

нередко создавался статус максимального благоприятствования. Их промахи не

замечались,  неудачные ответы считались случайными и  не  учитывались,  им

нередко давали возможность исправить оценку повторной пересдачей там, где

они  отвечали на четверку, их вытягивали на пятерку и т.п. В результате  у

них подспудно формировалось справедливое ощущение, что не они работают  на

ситуацию, а ситуация работает на них. Необходимость в поисковом поведении,

в приложении усилий уменьшалась или отпадала. Комфортные условия приводили

к детренированности. И когда после этого они попадали на льготных условиях

в  институты,  где  уже никаких льгот не было, они  были  не  в  состоянии

мобилизоваться для преодоления трудностей.

 Итак,   опыт   поискового   поведения  в   прошлом   важный   фактор,

обеспечивающий   сохранность   поискового   поведения   даже    в    самых

неблагоприятных   условиях.  Но  кроме  этого,  большое   значение   имеют

психологические установки. Человек, полагающий, что его удачи  случайны  и

обусловлены определенным стечением обстоятельств (удачей, чьей-то  помощью

и т.п.), а неудачи закономерны и стабильны, капитулирует перед трудностями

быстрее,  чем  человек с противоположными установками. Тот, кто  полагает,

что потерпел неудачу только в этом конкретном виде деятельности, тогда как

с  другими  задачами может справиться успешно, менее склонен  к  выученной

беспомощности,  чем  тот, кто в своих представлениях  распространяет  опыт

конкретной неудачи на любые виды деятельности. Тот, кто считает,  что  его

неудачи  обусловлены  его личными дефектами, не поддающимися  исправлению,

более  подвержен обучению беспомощности, чем тот, кто связывает неудачи  с

внешними обстоятельствами.

 Если  все это обобщить, то можно сделать вывод, что человек с высокой

самооценкой, при всех обстоятельствах сохраняющий уважение к  себе,  более

устойчив к неудачам, чем человек с чувством внутренней ущербности. Высокая

самооценка  и  уважение  к  себе  это  неисчерпаемый  резервуар  поисковой

активности.  Особенно  наглядно это проявляется в творчестве.  В  процессе

любого   творчества,  художественного  или  научного,  отдельные   неудачи

неизбежны. Человек с высокой самооценкой извлекает из этих неуда

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов