ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу Введение в психологию труда (Климов) скачать    142.zip
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

Введение в психологию труда (Климов)

скачать    142.zip

  отрывок.. полный текст в архиве

 

Глава 1

Психическая реальность,
труд и науки о труде

Поскольку труд, как бы его ни понимали, есть ус-
ловие существования и развития общества, соответст-
вующие представления и понятия мы найдем в самых
разных формах общественного и индивидуального соз-
нания (от поэзии до санитарии, от фольклора до утон-
ченных организационно-технических концепций); при
этом важно различать психологические и непсихологи-
ческие подходы к труду и трудящемуся. При психоло-
гическом подходе к труду вводятся в оборот все суще-
ственные категории психологических наук, поскольку
центральной здесь оказывается проблема взаимосоот-
ветствия человека как субъекта и так или иначе фикси-
рованных в культуре (и в этом смысле объективных)
требований к нему как делателю чего-то ценного.

1.1. Непсихологическое знание
о труде

Наша задача - научиться выделять и по-деловому учитывать
психологическую составляющую труда, но для этого надо, в ча-
стности, хотя бы обзорно рассмотреть ("окинуть взглядом") не-
психологические подходы к рассмотрению труда и трудящегося.

Основные области знания и Практики, смежные с психологией
труда. Труд - явление прежде всего социально-экономическое,
и существуют вопросы его принципиально научного понимания
на уровне человечества в целом (в отличие, скажем, от активно-
сти животных или в аспекте антропогенеза и исторического раз-
вития человечества), вопросы планирования и организации хо-
зяйства (а значит и труда) в стране или относительно обособ-
ленной отрасли, или на предприятии, вопросы его учета и воз-
награждения. Этому соответствуют философские, исторические,
социологические и экономические подходы к пониманию труда.

В рамках психологии мы должны выделить свойственные
именно ее конкретно-научному уровню "свои" признаки труда.

С терминами "труд", "трудящийся" связано большое коли-
чество разных непсихологических реальностей, явлений и их
признаков. Чтобы помочь читателю составить о них или
"оживить" в памяти нужное здесь представление, просто пере-
числим некоторые важные и характерные понятия, "ключевые
слова", которыми оперируют в разных областях знания и прак-
тики, так или иначе обслуживающих человека в труде и челове-
ка, входящего в мир труда (скажем, в связи со взрослением, вы-
бором будущей профессии или вынужденной переменой рода
занятий).

Философия и политическая экономия: "субъект труда", "объект
труда", "орудия труда", "процесс труда", "коллективный труд",
"индивидуальный труд", "эксплуатация труда", "противоположность
между физическим и умственным трудом", "труд как источник
существования человека", "труд как источник творческого вдох-
новения и наслаждения", "необходимый труд", "конкретный
труд", "абстрактный труд", "кооперация труда", "прибавочный
труд", "овеществленный труд", "живой труд".

Социология труда: "социальная природа труда", "социальные
последствия автоматизации (производства, труда)", "изменения
характера труда в связи с техническим прогрессом", "социальные
формы общественного труда", "общественная организация тру-
да", "социальные факторы выбора профессии", "процесс про-
фессиональной активизации женщин", "отношение молодежи к
труду", "труд как процесс, формирующий человека и общест-
во", "функции общественного труда (свободотворческая функ-
ция и др.).

Экономика труда: "производительность труда", "трудовые ре-
сурсы", "организация труда (на предприятии, в учреждении)",
"нормирование труда", "рабочее время как мерило труда",
"оплата труда", "планирование труда", понимаемое как плани-
рование производства, а не как построение образа будущей дея-
тельности в сознании определенного трудящегося, "трудовые
показатели" предприятия, учреждения.

Законодательство о труде, юриспруденция: "трудовой договор",
"коллективный договор", "порядок установления и пересмотра
норм труда", "право на отпуск", "право на гарантированную за-
работную плату", "гарантии для рабочих и служащих, избранных
на выборные должности", "компенсации в связи с разъездным
характером работ", "правовое регулирование материальной ответ-
ственности", "обязанности рабочих и служащих", "обязанности
администрации", "правовые мероприятия по охране труда",
"запрещение применения труда женщин на тяжелых и опасных
работах", "права несовершеннолетних в трудовых правоотноше-
ниях", "льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с
обучением", "порядок рассмотрения трудовых споров".

Физиология и гигиена труда,. производственная санитария:
"режим (чередование) труда и отдыха", "мышечная работоспо-
собность", "динамика работоспособности" (например, в течение
рабочего дня), "утомление", "статическая работа", "тяжесть и
напряженность труда", "легочная вентиляция в процессе труда",
"сердечная деятельность в процессе труда", "санитарное норми-
рование факторов производственной среды", "запыленность и
загазованность на предприятии", "пути устранения шума и виб-
рации на предприятии".

Врачебно-трудовая экспертиза: "трудоспособность", "временная
нетрудоспособность", "потеря трудоспособности" (инвалидность,
от лат. invalidus - "бессильный, некрепкий, нездоровый"),
"остаточная трудоспособность", "реальные трудовые возможно-
сти" (больного, данного человека), "социально-трудовые реко-
мендации", "степень утраты трудоспособности", "рекомендуемые
(данному человеку, например, хронически больному) виды тру-
довой деятельности", "трудотерапия", "трудоустройство хрони-
чески больных", "врачебная профессиональная консультация"
(например, по выбору профессии).

Педагогика трудового обучения и профессиональная педагогика:
"трудовое воспитание", "трудовое политехническое образова-
ние", "трудовое обучение", "производственное обучение",
"общественно полезный труд учащихся" (как средство воспита-
ния), "нравственный смысл труда детей", "трудовые дела"
(например, школьников), "посильность труда для детей", "труд
детей по самообслуживанию", "педагогическое руководство вы-
бором профессии", "система производственного обучения",
"формирование творческого отношения к труду", "учебный труд
учащихся", "подготовка учащихся к труду".

Палеоантропология - специалисты этой области изучают
развитие физического типа ископаемых людей и в связи с этим
стремятся мысленно реконструировать процесс возникновения,
развития труда и даже некоторые явления его психической регу-
ляции, особенности интеллекта древнего человека и др. Об этой
области знания мы еще будем иметь повод сказать ниже.

Связи психологии труда со смежными областями знания и
практики. Помимо простого перечня областей знания, предста-
вители которых изучают, рассматривают труд, и некоторых соот-
ветствующих понятий полезно рассмотреть вопрос о характере
связей психологии труда со смежными непсихологическими от-
раслями знания и практики. Этим мы как бы ориентировочно
очертим место психологии труда среди соответствующих кон-
кретных наук.

Связи и взаимоотношения психологии труда с философией
принципиально аналогичны тем, которыми характеризуется лю-
бая конкретная наука и, в частности, психология в целом, а
именно она опирается на систему хорошего философского зна-
ния как на методологию, с одной стороны, и предоставляет
конкретно-научный материал для развития философии, с другой
(вопрос о том, какую философию считать хорошей и для чего
она вообще нужна, выходит за рамки темы данной книги; он
сложен, но нам придется оставить его на разумение, вкус и бес-
корыстную интеллектуальную инициативу читателя).

Конкретные непсихологические науки и области научно обос-
нованной практики, связанные именно с психологией труда (мы
здесь выйдем за рамки рассмотрения "психологии" как множества
психологических наук и места этого целого вообще в системе на-
ук), можно сгруппировать в следующие три категории.

1. Области знания и практики, имеющие первую степень род-
ства с психологией труда, - философия (в аспекте не только об-
щего понимания труда в развитии и существовании человека, но
также и профессиональной этики и деонтологии - учения о
долге и должном), экономика труда, социология труда, физиоло-
гия труда, гигиена труда и та часть медицины, которая связана с
анализом профессиональных заболеваний, с вопросами эксперти-
зы трудоспособности, профессиональная педагогика (педагогика
профтехнической школы, средней специальной и высшей школ),
педагогика трудового обучения и воспитания, частные методики
профессиональной школы. Следует также указать на историю
техники и палеоантропологию в тех их частях, которые посвяще-
ны анализу орудий, средств труда и реконструкции, оценке соот-
ветствующей деятельности человека. Так, анализируя предметы,
которыми пользовались люди каменного века, палеолита, истори-
ки отмечают осколки камня со следами преднамеренных ударов
одного камня о другой, а преднамеренность поведения - это чис-
то психологическая характеристика человека.

Границы психологии труда и указанных областей науки и
практики подчас настолько размыты, что иногда невозможно от-
ветить на вопрос, "чьими", например, являются те или иные тер-
мины, понятия, проблемы, методы. Например, метод наблюде-
ния, некоторые методы функциональной диагностики относи-
тельно свободно "кочуют" из науки в науку. То же можно сказать
и о некоторых проблемах, таких, как проблемы работоспособно-
сти, профилактики травматизма, утомления, улучшения профес-
сиональной адаптации, вопросы профессионального отбора, фор-
мирования навыков и др. Разумеется, в разных науках имеется
своеобразие подхода к определению предметной области, интер-
претации фактов, своеобразие языка. Ни из таких важных прин-
ципов, по-видимому, не следует, что обсуждаемые границы долж-
ны быть обязательно четкими, а области знания - полностью
взаимоисключающими, "закрытыми" друг для друга. Наоборот,
общепризнано, что "стыки" наук - это точки, зоны их роста.

2. Области знания и практики второй степени родства с пси-
хологией труда - те отрасли технического знания и практики,
предметом которых является внешнее орудийное оснащение
трудовых процессов, - теория, расчет и конструирование ма-
шин, приборов (о внутренних - психологических - средствах
деятельности речь пойдет в своем месте). К рассматриваемой
области активности людей можно отнести те образования, кото-
рые сложились на стыках техники и искусства - техническую
эстетику, художественное конструирование. Психология труда в
лице ее представителей должна здесь считаться с тенденциями
технического прогресса, ориентироваться в мире технических
средств труда, используя информацию, производимую в техни-
ческих науках. В то же время она с позиций гуманизации труда
призвана вносить свою лепту в оптимизацию тенденций техни-
ческого прогресса, в процессы проектирования внешних средств
и условий труда. Имеется некоторый положительный опыт в
этом направлении.

3. Области знания и практики третьей степени родства с пси-
хологией труда - о тех объективных системах, которые достав-
ляют множество объектов человеческой деятельности, т. е. о
системах биологических, технических, о неживых природных
системах, о социальных, социально-исторических, социально-
экономических процессах, о знаковых системах (являющихся
предметами математики, математической логики, лингвистики,
семиотики), о явлениях, процессах художественного отображе-
ния и преобразования мира человеком. Без ориентировки в об-
ластях знания и практики названного рода невозможно пра-
вильно понять деятельность соответствующих разнотипных спе-
циалистов, профессионалов, а тем более стать им полезными
или хотя бы ориентировать подрастающих людей в мире труда в
связи с вопросами проектирования жизненных путей ("выбора
профессии"). Например, профессиональная ориентация моло-
дежи может оказаться ее дезориентацией, если человек, беру-
щийся знакомить молодежь с возможными вариантами трудовых
жизненных путей, сам не имеет обзорной ориентировки в мире
профессий, а знает только названия двух-трех десятков разно-
типных занятий. Сходная ситуация возникает, когда от имени
науки берутся помогать людям при вынужденной перемене тру-
да (в связи с так называемой безработицей или частичной утра-
той человеком трудоспособности). Психологу (как профконсуль-
танту) приходится вникать в разные предметные области труда.
Здесь психология чаще всего, по-видимому, почтительно берет
информацию и мало что может дать в ответ.

Связи психологии труда с психологическими науками прояс-
нятся несколько ниже.

Упражнение.

Ниже приведены описания действий специалистов-человековедов.
Постарайтесь проранжировать эти описания, поставив на первые места
те, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени характеризуют
работу, относящуюся к психологии труда.

1. Специалист сталкивается со следующей ситуацией: в цехе, где за-
вершается изготовление больших бидонов (40-литровых фляг), име-
ются рабочие места двух видов. На одном рабочем месте к бидону прива-
риваются две ручки, а на другом - два кронштейна для крепления
крышки. Обе операции весьма сходны по отдельным движениям работ-
ниц ("взять" ручку или кронштейн, "приставить" к нужному месту,
"нажать педаль" сварочного аппарата, "отложить" изделие), и в результа-
те на них были установлены одинаковые нормы выработки. Однако ра-
ботницы утомляются, раздражаются и плохо справляются с нормой, когда
приваривают кронштейны; в то же время они себя удовлетворительно
чувствуют и хорошо зарабатывают при приварке ручек. В чем дело?

Специалист проводит исследование, в ходе которого выясняется,
что работница должна различать кронштейны по неброским признакам
(кронштейны разные: одни предназначены для шарнирного соединения
с крышкой, а другие - для фиксации крышки посредством
"застежки"); приварив один кронштейн, нужно удерживать в памяти,
какой именно из двух возможных кронштейнов приварен, и выбрать из
ящика кронштейн другого типа. Что касается ручек, то они одинаковы.
Таким образом, рассудил специалист, операция приварки кронштейнов
регулируется мысленной схемой действия (нужно помнить очередность
постановки нечетко различающихся кронштейнов), а операция привар-
ки ручек в значительной степени регулируется легко воспринимаемыми
внешними сигналами. Нужно либо пересмотреть норму выработки на
операцию приварки кронштейнов, либо ввести в практику броские
сигнальные раздражители (яркую маркировку видов кронштейнов).
Специалист выбрал второй путь. В итоге жалобы работниц на утомле-
ние при приварке кронштейнов прекратились, отношение к этой опе-
рации улучшилось, норма стала выполняться (по Г.З. Бедному 123]).

2. Специалист сталкивается со следующей ситуацией: когда рабочий
пользуется стрелочным измерительным прибором высокой точности
(так называемым прецизионным прибором), то субъективная погреш-
ность отсчета (неточное считывание показаний прибора) имеет сущест-
венное отрицательное значение для производства. При отсчете показа-
ний по шкале такого прибора рабочий (оператор) должен "на глаз"
оценивать десятые доли расстояния между двумя соседними штрихами
шкалы. Если деления можно подсчитать, то для ориентировки в нена-
несенных на шкале долях деления (а наносить их уже некуда - штри-
хам уже слишком тесно) нужны какие-то другие средства. Проведя ис-
следования, специалист предложил средство для формирования у опе-
ратора навыка точного считывания показаний прибора, сводящееся к
следующему: оператор некоторое время тренируется с набором карто-
чек, на каждой из которых изображено то или иное положение стрелки
между линиями (0,1; 0,2; 0,3 и т.д.). После тренировок по специальной
системе (карточки предъявляются в случайном порядке и каждый раз
оператору сообщается истинное значение видимого положения стрел-
ки) все операторы стали производить считывание с более высокой, чем
прежде, точностью (по Ф.С. Пинскому [259]).

3. Группа специалистов провела в цехе замеры освещенности и
уровня громкости шума на различных участках. Для улучшения осве-
щения было предложено изменить конструкцию оконных переплетов. В
целях снижения шумов предложили разместить в центральной части цеха
инструментальную кладовую, промежуточные склады, пульты управления и
другие вспомогательные службы, помещения которых было предложено
отделить стеклянными перегородками. В результате повысилась освещен-
ность в цехе и снизился уровень шумов (по Е.В. Батенину [333]).

4. Специалисты убедились, что при очистке пассажирских вагонов,
производимой вручную, создаются крайне неблагоприятные условия тру-
да (большое пылеобразование при очистке от грязи пола, продувке сжа-
тым воздухом вентиляционных каналов вагона, надоконных ниш, подо-
конных карманов и т.п.). После необходимых теоретических и экспери-
ментальных поисков была создана эффективная пылеотсасывающая уста-
новка, позволяющая успешно решить вопрос о нормализации условий
труда при очистке и разборке вагонов (по Б.Я. Кругляку [333]).

5. Специалисты изучили изменения показателей выносливости пра-
вой руки работниц (сборщиц на конвейере) в течение рабочего дня. В
результате были разработаны рекомендации такого рода: время обеден-
ного перерыва целесообразно назначать в середине дня так, чтобы перва^
половина дня была на час дольше второй (так как вторая половина дня
более трудная). При этом для одной разновидности конвейера желатель-
но делать до обеда два перерыва (5 и 7 мин), для другой разновидности
конвейера - три перерыва по 10 мин и т.д. (по 3. М. Золиной [333)).

6. Ручная щипка слюды - особо монотонный вид работы. Она вызывает
у человека неприятное ощущение "топтания на месте", "движения по кру-
гу", ряд неблагоприятных состояний, сопровождающих подобные виды
труда. Специалист, разобравшись в ситуации, предложил всю дневную
норму слюды полуфабриката разбивать на отдельные часовые порции с
таким расчетом, чтобы работница ясно видела объем сырья, которое необ-
ходимо перерабатывать в течение каждого часа. Кроме того, приняв во
внимание нормальный, естественный ход развития работоспособности в
течение дня, а также учтя индивидуальные особенности работниц, установ-
ленные в специальном обследовании, специалист составил для каждой из
них персональный почасовой график выработки продукции.

В результате уменьшилась утомляемость, понизилось нервное напря-
жение щипальщиц, возрос интерес к трудовой деятельности, перестали
возникать и остро переживаться состояния пресыщения работой, скуки.
Выработка повысилась и стала более устойчивой (по В.Г. Асееву [15; 16]).

1.2. Некоторые предрассудки
о труде и психике

Как свидетельствует опыт, среди тех, кому приходится обра-
щаться к вопросам "человеческого фактора" труда, иногда скла-
дываются определенные подходы к делу, имеющие небезупреч-
ные основания. Опираясь в каждом случае на более или менее
своеобразную "точку зрения", эти подходы как бы обрастают
такими личностными образованиями, как "привычные ходы
мысли", "склад ума", способы решения типичных задач, соот-
ветствующая убежденность, специфические эмоциональные от-
ношения к тем или иным сторонам действительности, касаю-
щиеся людей, групп, коллективов, процесса и средств труда. В
конечном счете на первый план у специалиста может выступать
не сама по себе общая идея, а эмоциональная реакция на то или
иное явление, событие или, наоборот, безучастное отношение
и пр. Полагаем, что кратко характеризуемые ниже и очень ус-
ловно обозначенные варианты указанного рода подходов помо-
гут изучающему психологию труда лучше осознать основания и
точнее выстраивать тактики, стратегии своей деятельности по
оптимизации "человеческих факторов" в жизни общества.

1. Идеал "легкого труда". История труда есть, в частности,
история освобождения человека от "пота", тягот, "докуки"
(вопросы эксплуатации человека человеком относятся к области
социально-экономических наук; нашему читателю они должны
быть достаточно ясны, и мы здесь их не рассматриваем). Труд
всегда был труден, а подчас и невыносимо тяжел. И не случайно
распространенная картина управляющего общественного идеала,
например, в христианской религии - картина загробного "рая",
рисует людям блаженную жизнь вообще без труда. Для человека,
принужденного к тяжелой, изматывающей работе, такой идеал
может быть привлекательным.

Но странное дело: будучи высвобождены от борьбы за кусок
хлеба, люди начинают "просто так" штурмовать горные верши-
ны, спортивные снаряды, лезть на скальные стенки, "до седь-
мого пота" репетировать концертный гопак или готовиться к
полету в космос. А специальные гиподинамические эксперимен-
ты (связанные с вынужденным многосуточным "бездельем", ог-
раничением движений) показывают, что в отсутствии труда нет
ни малейшего "блаженства". Наоборот, состояние бездеятельно-
сти психологически невыносимо для нормального здорового че-
ловека, не говоря уже о том, что оно вредно для здоровья в це-
лом. Поэтому не следует думать, что задача психологии труда и
связанных с ней областей науки и техники, стоящих на страже
благ для "человеческого фактора", состоит именно в поисках
путей и средств бесконечного "облегчения труда", изживания
его как чего-то нежелательного.

Так, например, известно, что после существенной автомати-
зации рабочего места станочника труд его, конечно, облегчается.
Но иному человеку становится при этом работать невмоготу:
неинтересно, не о чем самостоятельно подумать, не к чему руки
приложить - станок с числовым программным управлением
почти все делает "сам" и притом быстрее человека. Скучно, да-
же обидно: для чего столько лет учился, набирался опыта, ста-
новился "асом"? И человек рвется на другое рабочее место - в
инструментальный, ремонтный цех, в гараж, туда, где ему при-
дется думать над нестандартными и, следовательно, интересны-
ми задачами, хотя это и трудно. Не трудности и тяжести работы
сами по себе, а ее психологическая бессодержательность и субъ-
ективная бессмысленность, отсутствие возможности "подумать и
сделать" отталкивают человека, снижают его трудовую актив-
ность. Поэтому, замышляя, проектируя новое оборудование, но-
вые трудовые посты, рабочие места, важно позаботиться о той
зоне самостоятельности - зоне неопределенности, оставляемой
на здравое разумение работника, без которой работа не может
быть привлекательной.

Основные составляющие психологической "начинки" труда
- обдумывание, построение образа будущего продукта, резуль-
тата, эффекта, способов его получения в наилучшем варианте,
положительные эмоциональные переживания и от сознания
ценности результата труда, и от самого процесса работы, от сво-
их умелых действий (пусть это действия по наблюдению, как,
скажем, у летчика-наблюдателя лесного или рыбного хозяйства
или контролера ткани на ткацкой фабрике), удовлетворение от
личного вклада в общее дело и от складывающихся межлюдских
отношений в связи с трудом (будь то улыбка мастера или штамп
контролера ОТК, если речь идет о токаре, или аплодисменты
слушателей, если речь идет о труде пианиста-исполнителя).

Материальное производство входит в систему жизнеобеспе-
чения общества, и логика его подчас сурова - есть необходи-
мость и в тяжелых так называемых "физических" работах (на
самом деле любое исполнение обслуживается познанием, и чис-
то "физической" работы быть не может), и работах в условиях
тягостного однообразия. В этом случае перед психологом могут
стоять двоякого рода задачи. Важное значение имеет тщательное
изучение действий, операций, функций работающего человека,
чтобы, в частности, на этой основе можно было выделить те,
которые целесообразно в будущем передать машине, технике.
Вопрос о распределении и перераспределении функций между
человеком и техническими средствами его труда далеко не
прост, и мы к нему не раз вернемся. В первую очередь передают
технике функции человека, требующие больших затрат физиче-
ской силы, энергии, однообразно и часто повторяющиеся, вы-
полняемые в неблагоприятной среде. Наряду с изучением опе-
рационального состава трудовой деятельности важная задача
психолога состоит в том, чтобы помогать работникам, в особен-
ности начинающим, насыщать труд полезным внутренним
смыслом: промежуточными привлекательными целями, умст-
венными операциями по анализу способов своей работы, поло-
жительными эмоциональными переживаниями в связи с пер-
спективным и системным осмыслением тех или иных сторон
работы, трудового жизненного пути.

И еще: в психологии доказано и приобрело силу аксиомы
утверждение о том, что психика проявляется и формируется в
деятельности. Развитие личности и, в частности, способностей
человека происходит не в любой активности, но в деятельности,
нормально напряженной за счет инициативы, мотивов (простая
внешняя стимуляция такого эффекта не дает, ибо в таком случае
труд "из-под палки" был бы благоприятным для развития лич-
ности, а это не подтверждается историей). Под нормально на-
пряженной деятельностью мы понимаем здесь такую, которая
осуществляется глубоко заинтересованным, "любящим дело"
человеком (напряженность здесь - следствие не стечения
внешних обстоятельств или чьего-либо "нажима", но оптималь-
ного сочетания мотивов разного уровня - от переживания при-
ятности самого процесса, например труда, до понимания его
значения для человечества). "Легкий труд", граничащий с без-
дельем, был бы условием, крайне неблагоприятным для решения
задач разностороннего, гармоничного развития человека. Идеал
"легкого труда" не согласуется с идеалом человека будущего.
Одна из задач психологии состоит в том, чтобы исследовать и
помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержа-
тельную насыщенность своего труда (подчеркиваем: речь идет не
об утонченном искусстве "погонять других", а о путях и средст-
вах регуляции мотивов, которыми психолог помог бы воору-
житься человеку как субъекту труда, т. е. системе саморегули-
рующейся, "самочинной").

2. Наивный антиэнтропизм. Человеку свойственно упорядочи-
вать, перестраивать окружающую среду по своему разумению,
замыслу, "образу и подобию". Более того, поскольку психика
возникла в ходе эволюции живых существ как регулятор взаимо-
действия организма и сложной изменчивой среды, как регулятор
поведения в такой среде, то совершенно не случайно, что акты
успешного регулирования и управления, принятия и реализации
хороших решений разных уровней сопровождаются положитель-
ными эмоциональными переживаниями. Даже если общаясь с
двухлетним ребенком, вы будете в ответ на какие-либо его дви-
жения или звуки совершать всякий раз определенные действия
(скажем, выглядывать из-за шторки или прятаться, вставать, са-
диться или просто явно "вздрагивать"), то дитя непременно бу-
дет много раз повторять свои "управляющие команды" и обна-
руживать признаки несказанного удовольствия от их успеха.
Фигурально выражаясь, нервная система не только может (для
того она природой и создана), но и "любит" управлять, преодо-
левать неопределенность.

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов