Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т.
В. Барлас ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС
Соколова
Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические
механизмы, клинические проявления, психотерапия. // MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5—25
(с сокращ.)
Термин
«стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был
введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для
характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и
сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие
«стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на
клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях
стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические,
социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с
этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром,
слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как
неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер
этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров),
что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме [3].
Представления
об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в
междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в
развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса
подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом
и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных
различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает
в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном
стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации)
опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают
оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает
характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула
возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если
психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между
требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими
ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей.
Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального
опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных
особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния,
представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную
значимость стрессора.
Индивидуальная
оценка и индивидуальная интерпретация воздействия обусловливают роль
психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом,
поскольку такое воздействие обычно сопровождается психической переработкой.
Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического
(эмоционального) стресса, весьма широк. В их число входят физические стрессоры
(благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические
стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение
угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных,
стрессогенных событий. Уже то обстоятельство, что стресс возникает при взаимодействии
субъекта с широким кругом стрессоров, индивидуальная значимость которых
существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные, но и на
гипотетические ситуации, исключает возможность устанавливать непосредственную
зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель
при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе
с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов [5].
Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных,
экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах,
криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматический стресс
возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие. С другой стороны,
повседневные жизненные события (такие как, изменения семейных взаимоотношений,
состояния собственного здоровья или здоровья близких, характера деятельности
или материального положения) в силу их индивидуальной значимости могут оказаться
существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам
здоровья [9]. Среди таких жизненных событий выделяются ситуации,
непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты, угроза
социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых
отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки;
ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования
новых ресурсов [6]. В последнем случае события могут даже выступать как
желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в
ВУЗ), а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной
несостоятельностью в новых условиях.
Важную
роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском
возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость
жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность
возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических)
расстройств зависит от соотношения стрессоров, которые воздействовали на
человека в детстве и зрелом возрасте [8]. По нашим данным [2] для лиц, у
которых в зрелом возрасте под влиянием различных жизненных событий возникали
такие расстройства, в детстве были характерны стрессовые ситуации,
обусловленные неадекватным поведением матери: ее упрямство, нетерпимость к
чужому мнению, завышенные притязания, авторитарность, властность, чрезмерные
требования к ребенку, или, напротив, обидчивость, сниженный фон настроения,
пессимизм, неуверенность в себе. Выделялся также комплекс негативного
воздействия со стороны отца: его поведение, снижающее самооценку ребенка,
недостаток внимания и понимания, агрессивность или отчуждение, затрудняющее
идентификацию с ним. При этом особенности взаимодействия с матерью не позволяли
компенсировать стрессогенные ситуации, связанные с отцом. К числу других
стрессовых ситуаций детства следует отнести конфликтность и нестабильность
семьи и положение «обойденного» ребенка (предпочтение ему братьев или сестер).
Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к
клинически выраженным расстройствам уже в детстве, но они оказывают влияние и
на возникновение стресса в зрелом возрасте, порождая отсутствие чувства
базисной безопасности (что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и
снижает устойчивость к ним) и формирование неадекватных моделей поведения (что
способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному
преодолению).
Ценность
изучения индивидуально значимых жизненных событий обусловлена тем, что такие
события увеличивают вероятность стресса и его клинических проявлений, поскольку
они изменяют взаимодействие человека и его окружения, предъявляют повышенные
требования к адаптационным ресурсам. Однако, центр тяжести при оценке
психического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс
представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее
состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных
функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация — психическое состояние,
которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и
проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения,
возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели. Клиническая
оценка такого состояния нередко сопряжена со значительными трудностями, что
связано с рядом обстоятельств. Во-первых, диапазон потребностей, блокада
которых вызывает состояние фрустрации, весьма широк и никогда не осознается во
всей своей полноте. Это может быть обусловлено недостаточной интроспекцией или
сопротивлением осознанию потребностей, которые противоречат представлению
человека о себе. Во-вторых, блокада удовлетворения потребностей чаще
определяется не видимым внешним препятствием, а существованием конкурирующих и
разнонаправленных потребностей. Такие состояния представляют собой
интрапсихический конфликт, который также нередко не осознается. Простым примером
интрапсихического конфликта может быть поддержание отношений или продолжение
деятельности, которые не удовлетворяют человека в силу того, что они вызывают
чрезмерное напряжение или нарушают сложившуюся самооценку, но осуществляются,
поскольку удовлетворяют симбиотическую тенденцию или потребность в повышении
социального статуса. В-третьих, в реальной ситуации мы обычно имеем дело с
взаимодействием комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций.
При этом очень сложно выявить значение конкретной потребности, а развитие
психического стресса связывается с одновременным или последовательным возникновением
ряда фрустраций, с нарастанием суммарной фрустрационной напряженности.
Вероятность
развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности
зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к
психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности»,
повышающие ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям [4], «личностная выносливость»,
понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей [7].
Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к
построению интегрированного поведения [1], что позволяет даже в условиях
фрустрационной напряженности сохранить устойчивость избранной линии поведения,
соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения, соотносить
немедленные результаты и отставленные последствия тех или иных поступков. При
хорошей интегрированности поведения энергия распределяется по различным
направлениям поведения в соответствии с важностью реализуемых потребностей. Чем
выше способность к интеграции поведения, тем более успешно преодоление
стрессогенных ситуаций.
Клинические
явления, обусловленные психическим стрессом, можно разделить на острые стрессовые
реакции, которые возникают после сильного травматического переживания
исключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда и
часов; посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собой
затяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода
переживание; реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в том
числе и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менее
выраженное жизненное изменение; невротические состояния и личностные
декомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или
хронического воздействия стрессоров («жизненных событий»), трудно разрешимых
эмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастания
фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных
декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которые
определяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значение эмоционального
стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связан с одной
конкретной и явной ситуацией, а реализуется в более широком жизненном
контексте.
Литература
1.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. Л., «Наука», 1988.
2.
Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологи-ческая
адаптация при невротических и психосоматических расстройствах, // Журн.
Невропат. и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1994, т. 94,
N 6, с. 38–43.
3. (Selye H.) Селье Г. Очерки об адаптационном
синдроме. Медгиз, М., 1960.
4. Antonovsky A. Unraveling the Mystery of health: How
people manage stress and stay well. San Francisco, Jossly Bass, 1987.
5. Cofer Ch.N., AppleyM.H., Motiwacja: Teoria badania. Warszawa, 1972.
6. Lazarus R. S. From psychological stress to the
emotions: A history of changing outlook. // Ann.Rev. Psychol., 1993, v. 44, p. 1–21.
7. Maddi S.R., Kobasa S.C. The hardy executive: Health
under stress. Pacific Grove, CA: Brooks cole, 1984.
8. Reister G., TressW., Schepank H., Manz R. The epidemiology of psychogenic disorders and
consequences for prevention // Psychother. Psychosom., 1989, v. 52 (1–3), p.
10–20.
9. Tennen H., Swis J., Affeck G. Personality and daily
experience: The promise and the challenge. // J. Pers., 1991, v. 59, p.
313–337.
С 01.09.2002 страничку смотрело: человек.
|