ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ

 

скачать    487.zip

 

 

 

 

   

ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ

И ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ (продолжение)

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ

И ЕГО РАЗВИТИЕ Н.А.БЕРНШТЕЙНОМ:

КОНКРЕТНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ,

ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, - механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз - по­рядка семи, которые объединяются в более общие пе­риоды. Для первого знакомства достаточно будет разо­брать эти периоды.

В первый период происходит первоначальное знаком-

ство с движением и первоначальное овладение им. С чего начинается обучение движению, т. е. каковы <горячие точки> формирования навыка на первых порах?

Все начинается, конечно, с выявления его двигатель-

ного состава, т. е. того, что и как надо делать: какие элементы движения, в какой последовательности, в каких сочетаниях надо производить. Например, когда рука тол­кает ядро, то что в это время делает корпус?

Как происходит знакомство с двигательным составом действия? Конечно, путем рассказа, показа, разъяснения, наблюдения. В этот период идет ознакомление с тем, как движение выглядит снаружи. Часто, если его пока­зывает опытный мастер, создается иллюзия необыкно­венной простоты и легкости выполнения. Однако, как правило, новичка ждет разочарование: движение совер­шенно не получается.

Часто в такую <ловушку> видимой легкости движения попадают дети. Вам, наверное, приходилось наблюдать их наивные, неловкие попытки воспроизвести только что увиденный танец, спортивное движение или какое-нибудь орудийное действие.

152

В чем же причина подобных неудач? Причина в том,

что, как только движение начинается, на субъекта обру­шивается поток совершенно непривычных сенсорных сиг­налов о нем. Этот поток идет от всех частей тела, со всех рецепторных поверхностей, и человек не может в них разобраться. Таким образом, следующая фаза пер­вого периода (она наиболее трудоемкая) уходит на бес­конечные повторения с целью прояснения внутренней картины движения. Одновременно человек учится пере­шифровывать афферентные сигналы в эффекторные ко­манды. Накопление <словаря перешифровок> - одно из самых важных событий этого периода. Большое количе­ство повторений здесь необходимо потому, что перешиф­ровки должны быть найдены в ответ на любые откло­нения, на любые варианты движений. Как пишет Бернш­тейн, организм на этой фазе должен <наощущаться до­сыта>, и каждая шишка или синяк - это болевой след от процесса накопления перешифровок.

Итак, если воспользоваться схемой рефлекторного кольца, то можно указать наиболее <горячие точки> первого периода. Ими будут события, происходящие в блоках: <программа>, <задающий прибор> и <перешиф­фровки>, т. е. соответственно, прояснение внешнего дви­гательного состава, внутренней картины движения и от­работка правильных коррекций.

Последнее чрезвычайно важное событие, которым кон­чается этот период, состоит из первоначальной росписи коррекций по нижележащим уровням. В этом процессе надо специально разобраться.

Напомню, что, обсуждая в лекции <Неосознаваемые процессы> формирование навыка, я подчеркивала, что первоначальная отработка всех элементов, составляющих навык, происходит на уровне сознания. Очень часто она строится на уровне D, поскольку этот уровень наиболее доступен осознанию.

Интересно, что к помощи уровня D интуитивно при-

бегают педагоги и тренеры при первоначальной отработке движений, которые относятся к нижележащим уровням. Приведу два примера.

При обучении прыжкам на батуте очень важно с самого начала выработать правильную вертикальную стойку. Важная особенность этой стойки - максимальная вертикальная <растяжка> тела при взлете

153

вверх с одновременным его раскрепощением. Последнее дается нович­кам с трудом: они, как правило, <зажимают> корпус, напрягают плечи, наклоняют голову и т. п. Мне приходилось наблюдать, как опытный тренер подключал к отработке этого движения, по своему смыслу принадлежащего уровню В или даже А, уровень D через инструкцию: <Представьте себе, что из вашего затылка торчит шест и вы каждый раз, когда подлетаете вверх, стремитесь коснуться его концом потолка>. Очевидно, что тем самым внимание ученика отвле­калось от позы тела на <предметную логику> положения и движения <шеста>. Оказывалось, что, действуя в этой логике, обучающийся значительно легче достигал требуемой позы.

Другой пример относится к технике поворота на гор­ных лыжах.

Одним из моментов, способствующих сохранению и даже увели-

чению скорости во время поворота, является довольно тонкое движение дополнительного <выталкивания> ступней ног вперед по ходу <выпи­сывания> лыжами дуги. Уловить это движение помогает совет пред­ставить себя на качелях: раскачивание качелей достигается очень сходными движениями ног.

Подобные предметные образы помогают найти пра­вильный внешний рисунок движения и отработать необ­ходимые коррекции на уровне D. Однако по мере по­вторения начинают проясняться и осваиваться сигналы обратной связи на нижележащих уровнях. Как правило, они дают более тонкие и точные сведения о различных сторонах движения, недоступные ведению уровня D. Вас уже известно, что уровень А хорошо <осведомлен> о тонусе и равновесии тела, уровень B - о положении частей тела и т. д.

Попробуем на схеме кольца изобразить этот процесс подключения нижележащих уровней.

К сожалению, Н. А. Бернштейн только вербально со­единил основные части своей концепции - схему кольца управления и теорию уровней, указав, что совместно работающие уровни можно представить себе как иерар­хическую систему колец. Он, однако, не оставил соот­ветствующей схемы.

Попробуем гипотетически восполнить этот пробел на свой страх и риск. На рис. 8 изображены два кольца: верхнее принадлежит ведущему уровню, а нижнее - одному из фоновых уровней. На самом деле система колец должна быть более сложной: содержать не два, а несколько этажей и в каждом уровне - не одно, а много колец.

154

Рис. 8. Схема соподчинения колец ведущего и фоновых уровней

Однако рассмотрим только два соподчиненных коль-

ца, как представляющих отношения ведущего и любого

из нижележащих уровней.

Кольцу ведущего уровня принадлежит общая програм-

ма движения, все остальные блоки дублируются в кольце

фонового уровня. В частности, у него свой <рецептор>,

через который поступают сигналы об аспектах движения,

адекватных данному уровню, и часто сигналы другой

модальности, чем сигналы ведущего уровня. Эффектор же

у обоих колец общий - это, условно говоря, мышца, на

которую сходятся сигналы управления с разных уровней.

Теперь рассмотрим какой-нибудь простой пример про­цесса формирования навыка, в котором явно видно под­ключение нижележащего уровня.               *

Обычно вы входите в свою комнату и включаете свет, не глядя на руку. Это движение для вас слишком при­вычно, и вы о нем специально не заботитесь.

Однако раньше, только осваивая это движение, вы, конечно, зрительно контролировали его. Оно строилось у вас на уровне C как движение, учитывающее метрику внешнего пространства и нуждающееся в зрительном кон­троле. Если ваша рука двигалась не совсем точно по направлению к выключателю, зрительные сигналы о ее отклонении перешифровывались в сигналы коррекции.

Однако одновременно вы получали сигналы обратной связи от мышечных рецепторов проприоцептивной мо­дальности. Вначале они не несли функциональной на­грузки. Однако постепенно, по мере повторения движе­ния, происходило формирование мышечного чувства пра­вильного движения. Это было прояснение <внутренней картины> движения, которое уже обсуждалось выше. На схеме оно означает формирование SW нижнего кольца, которое должно отвечать SW кольца ведущего уровня. Теперь в нижнем кольце может начать функционировать прибор сличения и отрабатываться соответствующие пере­шифровки. Однако для этого в течение некоторого вре­мени необходима полная задействованность ведущего уровня: он продолжает выполнять роль лесов для стро­ящегося здания. В нашем примере это соответствует фазе, когда вы более уверенно и более точно протягиваете к выключателю руку, но все-таки вынуждены еще на нее посматривать.

156

Итак, события, которые завершают первый период,

а именно прощупывание и роспись коррекций по фоно-

вым уровням, на схеме изображаются подключением кон­туров управления нижележащих уровней.

Этот процесс непосредственно подходит ко второму периоду - автоматизации движения.

В течение этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ве­дущий уровень частично или полностью освобождается от заботы об этом движении.

Как образно пишет Н. А. Бернштейн, на этом этапе окрепшие фоновые уровни <отталкивают от себя руку ведущего уровня>, как ребенок, научившийся плавать, отталкивает руку взрослого, до тех пор поддерживавшую его.

В этот же второй период происходят еще два важных процесса: во-первых, увязка деятельности всех низовых уровней, ведь, как уже говорилось, должна отдалиться сложная иерархическая система многих колец; во-вторых, <рекрутирование> готовых двигательных блоков.

Дело в том, что низовые уровни всякого организма, имеющего за плечами большую двигательную историю, не немы и не пусты. В них уже существуют функцио­нальные системы (блоки), которые выработались по дру­гим поводам. Если при освоении нового движения орга­низм обнаруживает необходимость в определенного типа перешифровках, то он иногда ищет их в буквальном смысле, ищет и находит их в своем готовом словаре. Этот словарь Н. А. Бернштейн называет <фонотекой>, причем первую половину слова он предлагает понимать не как латинский корень, означающий <звук>, а бук­вально как <фон>. Каждый организм имеет свою <фо­нотеку>, т. е. набор фонов, и от его объема зависят его двигательные возможности и даже способности.

Показательно, что рекрутируемый блок может быть извлечен из движения, которое совершенно не похоже на то движение, которое осваивается. Например, при обучении езде на двухколесном велосипеде, как показы­вает анализ, очень полезен оказывается навык бега на коньках, потому что в обоих типах движений имеются внутренние одинаковые элементы. Это перешифровки,

157

обеспечивающие поддержание равновесия в условиях очень узкой опоры.

Именно рекрутированием готовых блоков объясняют-

ся те качественные скачки и <ага-реакции>, которые иногда наблюдаются при овладении новым движением.

Наконец, последнее замечание, очень важное для ха­рактеристики этого периода. Вы уже знаете, что по мере автоматизации движения, последнее уходит из-под кон­троля сознания. Так вот субъект может и должен помочь этому процессу <ухода> из сознания. Если в течение первого периода субъекту нужно максимально включать­ся в движение - вдумываться и вчувствоваться в него, пристально следить за каждым его элементом и т. п., то теперь следует делать прямо противоположное: перестать обращать внимание на движение. Используя метафору

Н. А. Бернштейна, скажем так: необходимо помочь ре­бенку, который уже почти научился плавать, оттолкнуть руку взрослого.

С этой целью тренеры и педагоги используют целый

ряд приемов. Например, предлагают ускорить темп дви­жения или непрерывно повторять его много раз подряд. Но самый эффективный прием состоит в том, чтобы включить данное движение в более сложную двигатель­ную задачу, т. е. сделать так, чтобы оно выступило уже не как самоцель, а как средство решения более общей задачи.

Наконец, в последний, третий, период происходит окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации.

Что такое стабилизация? Это более или менее понятно: навык обретает такую прочность, что не разрушается ни при каких обстоятельствах. Если в период первоначаль­ной автоматизации движение могло выполняться чисто только находясь <под стеклянным колпаком>, т. е. в стандартных условиях, то в этот период оно приобретает высокую помехоустойчивость. Например, футболист мо­жет играть при дожде на скользкой траве, теннисист - при ветре, слаломист может проходить трассу по ледя­ному склону или по буграм и т. п.

За счет чего приобретается такая помехоустойчивость?

За счет того, что к этому моменту организм уже опробовал массу отклонений, которые вызывались внешними и внут-

158

ренними помехами. Все они были отработаны, и теперь

на каждый возможный случай у него имеется запас со­ответствующих коррекций.

Что касается стандартизации, то под ней имеется Б виду приобретение навыков стереотипности. В этот пе­риод при многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих, по образному выражению Н. А. Бернштейна, <гвардейцев в строю>. Обеспечивает эту стереотипность помимо авто­матизации еще один механизм, который тоже очень та­лантливо описал Бернштейн.

Он относится, в основном, к движениям темповым, высоко амплитудным, во время которых развиваются выраженные реактивные и инерционные силы.

Когда движение осуществляется с большой скоростью и большой амплитудой, то названные силы начинают существенно на него влиять. Влияние это может быть двояким: силы могут либо мешать движению, разрушать его, либо рационально использоваться и помогать ему. Так вот стереотипность навыков появляется благодаря тому, что организм научается эффективно использовать реактивные и инерционные силы. Достигается это за счет нахождения динамически устойчивой траектории. Ди­намически устойчивая траектория - это особая, уникаль­ная линия, при движении по которой развиваются ме­ханические силы, способствующие продолжению движе­ния в выбранном направлении. Благодаря им движение и приобретает легкость, непринужденность и стереотип­ность.

На этом мы заканчиваем обсуждение процесса фор­мирования навыка.

В заключение я хочу остановиться на разработке

Н. А. Бернштейном принципа активности. Все основные положения его концепции, как вы уже могли понять, взаимосвязаны. То же относится и к принципу актив­ности: он является, по существу, обобщением и развитием основных представлений о механизмах организации дви­жений. Соответственно к обобщенной формулировке этого принципа Н. А. Бернштейн пришел в последний период своей жизни.

Вы уже знаете, что суть принципа активности состоит в постулировании определяющей роли внутренней про-

159

граммы в актах жизнедеятельности организма. Прин-

цип активности противопоставляется принципу реактив­ности, согласно которому тот или иной акт - движение действие - определяется внешним стимулом.

Надо сказать, что принцип реактивности владел умами естествоиспытателей и философов материалистического направления в течение не одного века. Он был прочно связан с идеей детерминизма и имел прогрессивное зна­чение. Он интенсивно разрабатывался в физиологии XIX и начала XX в., а также в психологии в эпоху бихеви­оризма; следы его сохраняются и до сих пор.

Что касается принципа активности, то для материа­листического естествознания он явился достаточно новым.

Рассмотрим, следуя за развитием идей Н. А. Берн­штейна, несколько аспектов принципа активности: кон­кретно-физиологический, общебиологический и фило­софский.

В конкретно-физиологическом плане принцип актив-

ности неразрывно связан с открытием принципа кольце­вого управления движениями. Как только была осознана необходимость участия сигналов обратной связи в орга­низации движений, прояснилась и решающая роль цент­ральной программы: ведь сигналы обратной связи сли­чаются с сигналами, которые поступают из программы. Наличие программы - необходимое условие функциони­рования кольца; без программы и задающего устройства нет смысла в кольце управления, достаточно дуги. Но по механизму дуги, как мы теперь уже знаем, не может совершаться целесообразный акт.

Таким образом, принцип активности в конкретно-фи­зиологическом выражении и механизм кольцевого управ­ления движениями - это прочно связанные между собой теоретические постулаты.

Теперь на том же конкретно-физиологическом уровне обсудим некоторые трудные вопросы, которые ставят перед защитниками принципа активности его критики.

Один из них следующий: <А разве нет реактивных процессов - движений, построенных по типу реакции?> Например, прозвенел звонок - я вошла в аудиторию; я вошла - вы встали; вы встали - я сказала: <Здрав­ствуйте>. Здесь наблюдается уже целая цепь реакций. А поскольку реакции как явления есть, надо корректно описать и их механизмы.

160

У Н. А. Бернштейна есть ответ на этот вопрос. Он предлагает расположить все движения, которые имеются у животного или человека, в ряд на некоторой вообра­жаемой оси по степени определяемости его внешним стимулом. Тогда на одном конце этого ряда окажутся безусловные рефлексы типа чихательного, мигательного, коленного (они запрограммированы морфологически), а также сформированные при жизни условные рефлексы типа выделения слюны у собаки на звонок. Эти движения, или акты, действительно, запускаются стимулом и опре­деляются его содержанием.

Следующими в этом ряду окажутся движения, кото-

рые тоже включаются внешним стимулом, но уже не так жестко связаны с ним по содержанию. Например, когда я вошла, то вы встали не все - здесь уже нет ни без­условно- ни условно-рефлекторного акта. Или, например, получив удар, человек может отреагировать различным образом: тоже ударить в ответ или <подставить другую щеку>.

Итак, возможны вариации ответных движений; нет

их жесткой запрограммированности, жесткой связанности со стимулом. Это акты, в которых стимул приводит не к движению, не к действию, а скорее к принятию решения о действии. В этих случаях он выполняет роль спускового крючка. Он <включает> одну из возможных альтерна­тивных программ. Такого типа акты занимают промеж­уточное положение в нашем воображаемом ряду.

И наконец, на другом крайнем полюсе оказываются акты, для которых, как пишет Бернштейн, и инициатива начала и содержание, т. е. программа, задаются изнутри организма. Это так называемые произвольные акты.

Таким образом, на вопрос: <Как же быть с реакциями, существуют ли они?> - ответ однозначен: <Да, конечно существуют, но они представляют собой частный, <вы­рожденный> случай активности>. Подобно тому как по­кой есть вырожденный случай движения - движения с нулевой скоростью, безусловно-рефлекторные реак­ции - это акты с нулевой степенью активности, и они составляют очень небольшую часть всех актов жизнеде­ятельности. Многие жизненно важные действия относятся к промежуточному и крайне правому положению на толь ко что описанной оси.

161

Теперь второй, более тонкий вопрос. Когда функци­онирует <кольцо>, то блок сличения принимает два по­тока сигналов: от внешней среды и от программы. И эти два потока занимают как бы симметричное положение. Почему нужно отдавать предпочтение программным сиг­налам и считать, что определяют движение именно они, а не сигналы от внешней среды, которые действуют по реактивному принципу?

Вопрос этот звучит справедливо, если на процесс смотреть с точки зрения статической картины. А вот если

обратиться к временной развертке процесса, то положение окажется не таким уж симметричным. Командные сиг­налы из блока программы опережают сигналы обратной связи. Они идут, так сказать, на полкорпуса впереди.

Как это можно показать? Воспользуюсь примером из Бернштейна. Я начну диктовать вам хорошо известное стихотворение: <Как ныне сбирается вещий...> - и спе­циально задерживаюсь, чтобы вы почувствовали внут­реннее звучание следующего слова - <Олег>. Когда же вы декламируете текст стихотворения непрерывно, то можете заметить, что его текущая программа идет обычно на 2-3 слова впереди. Вы как бы слышите опережающий (планирующий) текст.

Вы можете заметить мне, что наличие опережающей программы - факт достаточно эфемерный: он основан на самонаблюдении, и никаких более осязаемых матери­альных доказательств его нет. Однако это не совсем так.

Например, когда человек читает вслух текст, можно одновременно записать его голос и положение его глаз. И вот оказывается, что существует достаточно заметное рассогласование между тем словом, на которое он сейчас смотрит, и тем словом, которое он произносит. Например, . он произносит <вещий Олег>, а глаза у него - на словах <неразумным хазарам>, а может быть и еще дальше. Это рассогласование называется глазо-голосовым объемом, оно отражает объем материала, который находится между программируемым и отрабатываемым текстом.

Или возьмем другой пример: описки или оговорки.

С именем З. Фрейда связан только один их вид - тот, который определяется скрытыми мотивами и намерения­ми. Но они могут возникать и по другой причине, а именно из-за преждевременного вторжения сигналов про-

162

граммы. Обычно этому спо­собствуют утомление, волне­ние или спешка.

Приведу примеры. При подготовке данной лекции, когда я делала письменные заметки, судьба преподнесла мне несколько подобных опи­сок. Приведу их, снабдив со­ответствующими ИСПравле- НИЯМИ (РИС 9)

Итак, существуют доказа­тельства (субъективные и

объективные) того, что сигналы, исходящие из програм­мы (т. е. <активные>) и поступающие из внешней среды (т. е. <реактивные>), функционально несимметричны в том смысле, что первые опережают вторые.

Но несимметричность их имеет еще один, более важ-

ный аспект. Как показал Н. А. Бернштейн, <активные> сигналы обеспечивают существенные параметры движе­ния, а <реактивные> - несущественные, технические де­тали движения.

Эту мысль можно хорошо проиллюстрировать на дви­жениях уровня D. Вы уже знаете, что движения уровня

D очень легко приспосабливаются к внешним обстоя­тельствам.

Например, если вам нужно вывернуть шуруп и у вас нет отвертки, а на глаза попадается перочинный нож, то вы пытаетесь воспользоваться лезвием ножа. При этом ваше действие в общих чертах строится так, как если бы вы работали отверткой, но оно прилаживается к свойствам ножа. Двигательное оформление действия, его технические подробности - это несущественные перемен­ные, а его принципиальная структура - существенная переменная. Изменить последнюю нельзя. Например, вы не можете взять клещами шуруп и потянуть его как гвоздь; вы должны сообразоваться с логикой этого пред­мета, т. е. обязательно его отвинчивать.

Это сообразование с логикой предмета и определяется программой, которая задает общий план действия, и только благодаря этому действие оказывается выполни­мым в осложненных условиях.

163

Итак, оба вида сигналов несимметричны и с качест­венно-функциональной стороны.

Наконец, последний вопрос связан с трудностью пре­одоления одного старого и прочно укоренившегося за­блуждения. Оно состоит во взгляде на стимул как на агент, автоматически действующий на организм.

Когда изображается <дуга> реакции, то на орган чувств направляется стрелка, которая изображает <по­ступивший> стимул, и этот момент никак специально не обсуждается - вроде бы и так очевидно, что раз стимул есть, значит он действует.

На самом деле в жизни происходит иначе. Вообще

говоря, в случае резкого удара или яркой вспышки стимул и в самом деле действует автоматически, наподобие толч­ка. Представьте себе: тишина - и вдруг резкий звонок будильника, это стимул-толчок. И вот применительно только к таким случаям можно рисовать стрелку, идущую от стимула на орган чувств. Обычно же бывает совер­шенно иначе.

Во-первых, обычно субъект или организм погружен

в целое море внешних воздействий, которые без конца <бомбардируют> его; во-вторых, он выбирает стимулы, а не они его.

В связи с этим расскажу одну историю.

Однажды в частной беседе несколько психологов об­суждали противопоставление принципов активности и реактивности, разгорелась дискуссия. <А все-таки прин­цип реактивности очень хорош, - сказал один из кол­лег,- он прозрачен, ясен, правильно описывает события. Вот, например, лежит на столе ручка - я ее беру. Что произошло? Ручка подействовала на мои глаза, после­довало мое движение, я ее взял>.

Пример действительно прост и ясен, но он может быть обращен как раз против принципа реактивности. И вот каким образом.

Во-первых, спросим себя, почему участник дискуссии взял ручку? Потому, что ему нужно было привести пример реактивного акта. Значит, у него была задача - объяснить преимущества принципа реактивности. В связи с ней он искал подходящий стимул и нашел его. Не ручка его стимулировала, а он нашел ручку. Его задача (программа) была на уровне Е, это была смысловая

164

задача. Она могла быть решена многими разными спо­собами. То что он проиллюстрировал свою мысль ( помощью взятия ручки, означало приспособление к внеш­ней среде второстепенных, технических компонентов дей­ствия. Но, еще раз повторю, инициатива этого акта, этого выбора шла изнутри.

И еще следует отметить, что в течение всего предше­ствующего разговора ручка лежала на столе, но никакой двигательной реакции не вызывала. Она приобрела зна­чение реально действующего стимула только благодаря задаче, которая была только что обсуждена.

Итак, нужно признать, что часто процесс идет от задающего прибора на рецептор (это можно было бы изобразить на схеме кольца соответствующей стрелкой). В результате из внешней среды выбирается стимул, ко­торый используется для организации движения. Таким образом, программой определяются не только командные эффекторные' команды, но и действующие стимулы.

Вот так выбивается почва из-под реактологического способа мышления. Выясняется, что в наиболее типичных случаях жизнедеятельности программа решает все: не только то, что надо делать, но и то, на что <реагировать>.

На этом я заканчиваю обсуждение конкретно-физио­логического плана принципа активности и перехожу к общебиологическому плану.

Н. А. Бернштейн задает вопрос: нет ли на общебио­логическом уровне свидетельств существования принципа активности? И отвечает на него положительно.

Действительно, процессы развития организма из за­родышевой клетки могут быть осмыслены как процессы реализации генетической программы. Это в точности от­вечает принципу активности. То же происходит с про­цессами регенерации утраченных органов или тканей.

Что же касается влияния внешней среды, которое,

конечно, имеет место в этих процессах, то оно происходит по несущественным параметрам. Например, согласно ге­нетической программе на дубе вырастает лист опреде­ленной формы, и под влиянием внешней среды он никогда не превратится в лист березы. Если он вырос в небла­гоприятных условиях, то может оказаться мелким или содержать меньше зерен хлорофилла, но во всех случаях останется листом дуба. Таким образом, влияние внешней

165

среды, т. е. реактивные процессы, имеют место, но они определяют вариацию несущественных признаков.

Другой пример, который относится уже к более вы­сокому уровню жизнедеятельности. Что представляют собой инстинктивные формы поведения животных? Как показали исследования, они есть не что иное, как реа­лизация поведенческих программ, заложенных в орга­низме. Эти программы довольно жестки и в своих су­щественных чертах не изменяются под влиянием внешней среды.

Вот так, переходя от одного типа программ к другому, мы можем выстроить ряд внутренних программ, качест­венно отличающихся друг от друга и в то же время имеющих общие черты. Ряд этот начинается с генетичес­кого кода и кончается сознательными целями.

Общие черты таких программ следующие: каждая из

них является моделью потребного будущего и детерми­нирует соответствующий процесс жизнедеятельности в его существенных чертах.

Как же с точки зрения принципа активности следует подойти к пониманию процесса жизнедеятельности орга­низма в целом? В частности, правомерно ли утверждение, что жизнедеятельность есть процесс непрерывного при­способления к среде?

На этот вопрос можно ответить отрицательно. Главное, что составляет содержание процесса жизни, - это не при­способление к среде, а реализация внутренних программ. В ходе такой реализации организм неизбежно преодоле­вает среду. Приспособление тоже происходит, но это событие, так сказать, второго порядка значимости.

Приведу соответствующие слова Бернштейна, которые можно считать формулировкой принципа активности на общебиологическом уровне: <Процесс жизни есть не <уравновешивание с окружающей средой>, как понимали мыслители периода классического механицизма, а пре­одолевание этой среды, направленное не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения> [15, с. 313-314]. Возникает серьезный вопрос: а не означает ли утверждение принципа активности уступку идеализму и телеологизму?

166

В самом деле, рефлекторная дуга представляет собой наиболее явную демонстрацию материалистического принципа детерминизма: материальная причина - мате­риальный процесс - материальная реакция. И внедрение схемы рефлекторной дуги означало в свое время крупную победу материалистического мировоззрения в области ес­тествознания, в частности в физиологии высшей нервной деятельности.

Теперь же, в соответствии с принципом активности, утверждается как будто, что нечто идеальное, например сознательная цель, вызывает материальный процесс (на­пример движение) и даже определяет физиологические структуры, которые его обеспечивают. Больше того, цель - это ведь то, что должно еще стать, она принад­лежит будущему; как же будущее может определять и направлять ход процесса в настоящем? Думать так - значит впадать в телеологизм.

Н. А. Бернштейн убедительно отвечает на подобную критику. Дело в том, что любая внутренняя программа имеет в своей основе материальный код. Даже созна­тельная цель представлена в виде закодированных особым образом мозговых структур и процессов в них. Эти струк­туры и процессы - вполне материальные сущности. Поэ­тому материальные события определяются не идеальным началом и не тем, что появится только в будущем, а материальным началом, которое существует сейчас. Дру­гое дело, что пока неизвестны материальные коды многих программ. Но непознанное не есть непознаваемое. Может быть со временем и сознательные цели человека получат свою материальную расшифровку.

Таким образом, принцип активности не противоречит основным положениям и духу материалистической фи­лософии.

В заключение скажу о значении идей Н. А. Берн­штейна для психологии. Оно велико и многопланово. Несмотря на общую ' физиологическую ориентацию,

Н. А. Бернштейн внес большой вклад в несколько раз­делов психологии. Он обогатил представления о функ­циях рецепции, выделив особую функцию - контроль­но-коррекционную (функция чувствительных сигналов обратной связи).

167

Он произвел, конечно, революцию в области психо­физиологии движений: сегодня ни одно исследование движений человека невозможно без глубокого знания и учета всего того, что было сделано Бернштейном в этой области. Особенно важна для психологии его идея о решающей роли задачи в организации движений.

Трудно переоценить вклад Н. А. Бернштейна в проб-

лему формирования навыка: он по-новому рассмотрел ее физиологические, психологические и педагогические ас­пекты.

Теория уровней Н. А. Бернштейна по своему значению выходит за рамки проблемы организации движений. Су шествуют многочисленные попытки применить положе­ния этой теории к процессам восприятия, внимания, мышления и т. п.

Наконец, благодаря работам Н. А. Бернштейна пси­хология получила доказательства справедливости прин­ципа активности <снизу>, т. е. со стороны физиологии.

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов