Алена Мышенкова
Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет
Комментарий: эта публикация представляет собой часть курсовой работы студентки 3 курса отделения психологии Белорусского государственного университета Алены Мышенковой. Здесь опубликована только эмпирическая часть работы. Если возникнет желание ознакомиться с полным текстом работы, пишите автору статьи Алене Мышенковой на alena@lingvo.minsk.by.
Одним из основных признаков современного
общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий
и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный
скачок. В частности, Интернет стал новым слоем повседневной реальности
и сферой жизнедеятельности огромного числа людей [9; 10]. Поэтому исследование
деятельности людей, опосредованной компьютерами и другими элементами информационных
технологий, представляет собой актуальную задачу для психологической науки.
И если в процессе компьютеризации можно выделить множество различных аспектов,
например, экономические, социальные и так далее, то для нас наибольший
интерес представляет именно психологический аспект. В частности, нас интересовало
восприятие пользователями русскоязычного Интернета (далее Рунета) компьютера,
его в жизни общества и своей жизни, отношение к женской половине пользователей
и эмоциональные аспекты работы с компьютером.
Еще один вопрос, касающийся пользователей
сети Рунет, был интересен для нас: кто они? То есть социальная, демографическая,
профессиональная специфика пользователей Рунета. И если за рубежом, существует
огромное количество исследований по данному вопросу, то в Рунете данные
исследования начались относительно не давно и как большие среди них можно
выделить только некоторые.
Основываясь на опытах предыдущих исследований
Рунета, мы предположили, что основные различия будут найдены между мужской
и женской частью пользователей; что основным контингентом будут молодые
мужчины (студенты и люди с высшим образованием); что компьютеру будет отводится
довольно большая роль в будущем, а в отношении к женщине за компьютером
будут наблюдаться самые разные и интересные различия.
Описанные выше вопросы как результаты нашего
исследования будут рассмотрены в последующих главах данной работы.
На современном этапе уже существует опыт
проведения психологических исследований в Интернете, в том числе и российский.
Нужно отметить, что большинство публикаций, посвященных надежности и валидности
данных исследований, отмечают, что надежность психологического исследования
через Интернет не уменьшается в сравнении с аналогичными исследованиями,
проводимыми традиционными способами.
Исходя из этих заключений, наше исследование проводилось именно через
Интернет. А так как объектом изучения были пользователи Рунета, то наиболее
оптимальной средой исследования пользователей стал именно Интернет.
Опрос проводился в июне-сентябре 1999 года.
Первая анкета была получена 11 июня, а последняя пришла 24 сентября 1999
года.
Конкретным местонахождением анкеты нашего
исследования был сайт белорусского информационного агентства "Экопресс"
http://www.ecopress.org.by. Вся
анкета располагалась на одной странице с сопроводительной инструкций, где
было указано: кто проводит исследование, из какого учреждения, в каких
целях и просьба участвовать и быть искренним.
Информация об исследовании распространялась
несколькими способами:
через бесплатную доску объявлений "Психолог";
через конференции сети Фидонет, в темах которых была обозначена психология;
через Интернет-пейджер ICQ по системе "передай друзьям";
через рассылку писем по электронной почте e-mail;
через ссылку на женском сайте www.woman.ru.
В текстах объявлений и писем также присутствовали:
просьба принять участие, информация о том, кто и зачем проводит исследование.
Полученные данные были представлены в виде "вопрос:ответ" и присылались
автоматически на адрес электронной почты e-mail автора.
Всего анкета содержала 28 вопросов. Условно
их можно разделить на 4 основных блока, которые соответствовали основным
интересующим нас областям: общая анкета (пол, возраст, образование и т.д.);
профессионализм (стаж работы с ПК, наличие высшего "компьютерного" образования
и т.д.); отношение к компьютеру и его рол в жизни (в том числе и эмоциональные
аспекты работы пользователя с компьютером); и восприятие пользователями
Рунета женщин за компьютером (при этом в вопросах присутствовало деление
женщин на профессионалов-программистов и пользователей).
В анкете также можно выделить несколько
вариантов ответов: открытые (где позволялось полностью вписывать свой текст
ответа); закрытые (где можно было выбрать несколько вариантов ответов);
закрытые альтернативные (где можно было выбрать только один вариант ответа
из нескольких). Кроме всего прочего можно отметить наличие в анкете "провокационного"
вопроса: "По-Вашему, могут ли мужчины работать с компьютером так же хорошо,
производительно, как и женщины?" Результаты данного "эксперимента" приводятся
в главе № 3.3. Общие данные".
Всего на анкету откликнулось 112 человек.
При этом необходимо отметить, что 2 анкеты (которые, кстати, заполняли
мужчины) были признаны "недействительными" ввиду полной абсурдности ответов
на самые волнующие открытые вопросы, из-за чего была поставлена под сомнение
искренность в остальных вопросах. Данные анкеты в последующей обработке
не участвовали.
В связи с этим необходимо отметить и характер
пропусков вопросов или неоднозначных ответов (как то: многоточие, смайлики
- то есть улыбки в сети Интернет, обозначаемые различными символами и буквами.
Например, веселый - ;-) ). Если выделить среди опрошенных наиболее важные
для нас группы: мужчин и женщин - то можно легко заметить, что подобных
пропусков и неоднозначностей у мужчин гораздо больше (приблизительно 81%
против 19% от всех недействительных ответов).
Кроме того, к половым различиям в ответах
можно отнести и то, что в ответах мужчин гораздо чаще встречаются шутки,
афоризмы, анекдоты, в то время как у женщин отмечается большая искренность
и полнота ответов.
Если опрошенных разделить на две группы
по наличию дома компьютера, то так же бросается в глаза то, что люди, имеющие
его дома, чаще пропускают вопросы или дают неоднозначные ответы, чем те,
у кого дома компьютер отсутствует (приблизительно 77 % против 23 %).
Те же различия не были отмечены в отношение
возраста: и молодые люди, и люди более зрелого возраста приблизительно
одинаково допускали такие оплошности в ответах (45 % против 55 %).
Среди ответивших мужчины составили приблизительно
76% (84 человека), а женщины - соответственно 24% (26 человек). Данные
показатели практически повторяют результаты исследования на неофициальном
сайте факультета психологии МГУ "Флогистоне" [1]. При этом в самом начале
анкету заполняли в основном только мужчины. Однако после того как на сайте
www.woman.ru появилось сообщение о проведении
исследования, от женщин пришло приблизительно две трети всех "женских"
анкет.
На вопрос о своем возрасте ответило 104
человека. При этом средний возраст составил 23,6 лет. Минимальный возраст
опрошенных - 14 лет, максимальный - 43. В целом полученные данные напоминают
результаты других исследований Рунета [1; 2; 3; 4]. Исключение составляют
лишь люди старше 45 лет, которые в нашем опросе вообще не представлены.
Однако это можно объяснить тем, что люди данного возраста практически не
пользуются Интернет-пейджером ICQ и не посещают конференций Фидонета, откуда
и были получены основные результаты. В возрасте пики пришлись на 23 года
и 19 лет, что вновь и вновь подтверждает уже известные выводы о том, что
Интернет сейчас в целом скорее молодежное сообщество.
Большинство ответивших на анкету имеют незаконченно
высшее и высшее образование (соответственно 37 и 44 человека, что составляет
33,6 и 40% от ответивших). При этом учеников в нашем опросе участвовало
6 человек (5,5%); людей со средним и средне-специальным образованием -
соответственно 7 и 14 человек (6,4 и 12,7%), а с незаконченным средне-специальным
всего 2 человека (1,8%).
Доминирует технический тип образования -
60 человек (54,5%). Затем следует гуманитарный - 23 человека (20,9%), точное
- 13 человек (11,8%), комбинированные варианты в сумме занимают 9,9%.
Доля холостых и незамужних среди респондентов
составила 70,9%, женатых/замужних - 25,5%, разведенных - 3,6%.
В ответах на вопрос: к кому Вы себя относите?
(можно было выбрать несколько вариантов) - можно отметить следующую тенденцию:
к системным программистам относят себя 26 человек (23,6%), к программистам
- 33 человека (30%), к пользователям - 62 человека (56,4%). При этом высшее
"компьютерное" образование имеют 30 человек (27,7%), а самоучками называют
себя 66 человек (60%). Остальные 12,7% посещали курсы разной степени сложности.
Дома компьютер имеют 80 опрошенных (72,7%).
В оценке своего уровня знаний наблюдается
та же тенденция, что и в вопросе "к кому Вы себя относите": в целом лучше
всего люди оценивают свой пользовательский уровень, чуть ниже - уровень
в программировании и совсем мало людей (14,5%) довольны своим уровнем знаний
в системном программировании.
В ответах о роли компьютера в жизни респондента
на данный момент (можно было выбрать несколько вариантов) опрошенные отметили
каждый из четырех вариантов(от 67 до 85,5%). При этом основная работа приходится
на работу (76,4%), дом (70%), место учебы (30,9%), у друзей (30%).
Если говорить о первом месте встречи с компьютером,
то 43,6% отметили учебное заведение, 26,4% - у друзей, 16,4% - дом, 8,2%
- работу.
Характер встреч в первое время и сейчас
практически не изменился, только количество случайных встреч с компьютером
снизилось с 10% до 3,6%. А вот в как целом оценивают опрошенные чувство,
с которым покидают компьютер:
зависит от обстоятельств (21 человек);
сожаление (23 человека);
хорошие чувства (19 человек);
отрицательные (19 человек).
Будущую роль компьютера в мире большинство
респондентов оценивают как "большую" (67%). Роль компьютера в своей будущей
жизни как большую отметили только 44%, 13 и 17% отметили соответственно
работу и помощника. И только два человека ответили, что роль компьютера
в их жизни будет уменьшаться.
В ответе на вопрос "Что Вы думаете о женщине
профессионале-программисте?" чуть больше половины ответили, что относятся
к этому хорошо, около 11% - плохо, а 10% вообще не верят в подобное "явление".
И тут наблюдаются различия с ответами на
следующий вопрос - о женщине-пользователе: 64% относятся к ней хорошо,
а 22% не видят в этом ничего особенного. И лишь 8% относятся к этому отрицательно.
Теперь о нашем провокационном вопрос: в
ответах тут было продемонстрировано такое единодушие, которое встречалось
только отдельных открытых вопросах. Лишь 3 человека сказали, что мужчины
не могут обычно работать с компьютером лучше женщин (интересно отметить,
что это были мужчины), 30,7% ответили, что пол не важен. Что мужчины могут
обычно работать лучше, ответили 51,4%. И лишь 7,9% ответили, что мужчины
могут работать гораздо лучше женщин.
Очень интересно отметить, что доля людей,
желающих иметь супруга профессионала-программиста (31,4%) приблизительно
равна доле людей, которые не хотят такого супруга (34,3%).
Как уже неоднократно говорилось не только
в этой работе, но и практически во всех предшествующих исследованиях, Интернет
необходимо рассматривать как молодую и молодежную среду: наибольшее количество
пользователей Рунета, в частности, составляют молодые люди в возрасте от
17 до 25 лет [1; 2; 3; 4]. Данные результаты представляются очень важными
как для психологов, так и для специалистов из других областей (например,
рекламы).
Данные по количеству женщин и мужчин среди
испытуемых так же подкрепляются результатами других исследований: женщины
в середине 1999 года составляли приблизительно 20-30% всех пользователей
Рунета [1; 4; 5]. При этом по прогнозам канадской исследовательской группы
Angus Reid Group в 2000 году предполагаются большие демографические изменения
в отношении мужской и женской части пользователей Интернета: впервые количество
женщин среди новых Интернет-пользователей может превзойти количество мужчин
(54% к 46%). На сегодняшний день (апрель 2000 года) в сети Интернет насчитывается
приблизительно 41% женщин (источник: www.emedia.ru).
А учитывая, что Рунет является частью и копией Интернета, то вполне логично
предположить, что подобные тенденции скорее всего затронут и Рунет.
Если говорить об образовании пользователей
Рунета, то и тут наши данные совпадают с данными предыдущих исследований:
подавляющее большинство составляют студенты и люди с высшим образованием
(73,6%) [6]. Что касается типа образования, то преобладает техническое
образование (54,5%), затем следует гуманитарное (20,9%). Эти данные объяснимы
тем фактом, что для полноценной работы Интернетом необходимы немалые знания
как самой сети, так и компьютера.
Этими же данными объясняется и положение
респондентов в обществе: служащие (41,8%), студенты (35,5%). Учащиеся,
рабочие и безработные представлены меньше (всего 21,8%).
Малоизученным, но интересным представляется
вопрос о наличии семьи у пользователей Рунета: холостых/неженатых в нашем
исследовании 70,9%, а женатых/замужних и разведенных вместе 29,1%.
Немаловажным является и тот факт, что среди
пользователей Рунета только 27,3% имеют высшее "компьютерное" образование.
Больше же половины респондентов (60%) считаются самоучками в области компьютеров.
Этот вопрос тоже можно отнести к малоизученным, но весьма интересным для
исследователей, в частности, Рунета. К сожалению, вообще отсутствуют какие-либо
данные по этому аспекту специфики пользователей сети.
Самым понятным, на наш взгляд, является
распределение ответов на вопрос о наличии компьютера дома: 72,7% ответили
утвердительно. С недавнего времени компьютерные технологии и доступ к Интернету,
в частности, становятся все более дешевыми и, следовательно, более доступными.
Поэтому данный показатель никого не удивит.
Количество часов, проводимых за компьютером
нашими респондентами, так же не противоречит, а только подтверждает данные
предыдущих исследований: в большинстве своем отметили от 30 до 50 часов
в неделю.
Весьма важным вопросом является оценка пользователями своего уровня
знаний: вполне логично, что чем сложнее область технологий, тем меньше
людей довольны своим уровнем. Так, на нашем примере это очень легко продемонстрировать:
Уровень знаний
Доволен
50/50
Не доволен
в системном программировании
14,5
23,6
50,1
в программировании
18,2
33,6
41,8
пользовательский
65,5
25,5
6,4
Здесь необходимо отметить, что основные
виды мотивации пользователей Рунета, выделенные в некоторых исследованиях
[2; 3; 4; 7], не требуют каких-либо специальных, сложных навыков. Отсюда
следует: для полноценного исследования Интернета и достижения желаемых
результатов, как правило, достаточно хорошего пользовательского уровня,
которого можно достигнуть и через самообучение.
Что касается оценки роли компьютера на данном
этапе в жизни пользователей Интернета, то ответы распределились практически
равномерно по всем вариантам (работа, развлечение, помощник, источник знаний
и информации). Это говорит о том, что пользователи Рунета не довольствуются
только отдельными возможностями компьютера, а используют его во всю его
компьютерную мощь. (Если вспомнить результаты нашего прошлогоднего исследования,
необходимо отметить, что люди, которые не используют Интернет и вообще
редко работают с компьютером, отмечают среди ролей компьютера в их жизни
только работу и иногда развлечение.) Кстати, наибольшее количество голосов
получила роль компьютера как источника знаний и информации (85,5%). Этот
факт хорошо иллюстрирует такую тенденцию изменения роли компьютера в жизни
людей вообще: из рабочего инструмента (в самом начале своего существования)
и игрушки (до недавнего времени) компьютер все больше играет обучающую
и информационную роль в жизни общества. А это уже, в свою очередь, подтверждается
фактом все большего распространения внедрения компьютера в самых разных
областях деятельности человека. Вполне логичным является вывод, что в дальнейшем
компьютер будет играть все бОльшую и бОльшую роль в жизни общества.
Можно сказать, что с этим нашим выводом
согласилось 77,9% наших респондентов, отметивших роль компьютера в будущем
в мире как "большую". Нельзя игнорировать и такой вариант ответа, как "прогресс
ведет в тупик". Однако он представлен весьма малым количеством людей -
6,3%. Остальные 15,8% опрошенных были не так уверены в ведущей роли компьютера
в жизни будущих поколений, но отмечали, что какую-нибудь роль он все-таки
будет играть (вопрос только какую?).
Не так однозначны были ответы на вопрос
о роли компьютера в личной жизни респондентов в будущем: отметили ее как
большую только 44%, 15% не смогли конкретно определить ее, а 30% обозначили
ее как "работа, помощник". Такое распределение ответов кажется немного
странным, учитывая размах внедрения компьютера в жизнь общества и, в частности,
ответы на вопрос о сегодняшней роли компьютера в жизни респондентов, рассмотренные
выше. В рамках данного исследования так и не удалось хоть как-то объяснить
такое обстоятельство.
Интересные результаты дала обработка ответов
на вопрос: "В каком возрасте Вы впервые сели за компьютер?" Тут можно проанализировать
целых три подвопроса: стаж работы с компьютером респондентов, годы, в которые
к компьютеру приобщилось наибольшее количество ответивших, и непосредственно
возраст приобщения к компьютеру: в Рунете сейчас больше всего людей со
средним (относительно долгожительства более-менее современного компьютера
в наших странах) стажем работы. Мало людей, у которых стаж работы очень
большой (16-17 лет), но это объяснимо скорее всего тем, что Интернет, как
уже говорилось выше, среда молодежная, а такой большой опыт работы говорит
об уже "пожилом" для компьютера возрасте. А вопрос о таком небольшом количестве
людей с маленьким стажем будет рассматриваться чуть ниже.
Если рассмотреть возраст приобщения к компьютеру,
то пик приходится на 1990 год. Если разбить годы на периоды, то больше
половины респондентов (54,5%) узнали компьютер в 1988-93 годах. Объяснить
тот факт, что приобщившихся за последние 2 года пользователей у нас всего
двое, можно со ссылкой на исследования [4], которые утверждают, что новичок
в Интернете в первое время оказывается неприспособленным к новой реальности
и поэтому очень редко сразу же "с головой" уходит в события сети.
Если же рассматривать непосредственно возраст
респондента во время первого ознакомления с компьютером, то вполне ожидаемыми
были следующие результаты:
Возраст
Количество респондентов (%)
до 9 лет
14,3
10-16 лет
61,9
17-23 года
24,8
24 года и старше
2,0
Что демонстрируют данные цифры? В первую
очередь то, большую роль в приобщении к компьютеру играет учебное заведение
(школа, ВУЗ). Это подтверждают и ответы на вопрос, где же произошли эти
первые встречи: 43,5% отметили учебное заведение, а 26,4% - друзей. Так
же можно отметить "омоложение" той группы людей, которые только начинают
знакомиться компьютерными технологиями (по сравнению с более ранними периодами
развития компьютеров).
При рассмотрении динамики характера встреч
с компьютером в самом начале и сейчас, то какие-то различия коснулись лишь
обязательных встреч (раньше - 30%, сейчас - 24,5%), случайных (соответственно
10% и 3,6%) и необходимых (0 и 2,7%). Основная же масса ответов расположилась
на отметке "желанные" (58,2% и 60,%). Это свидетельствует хоть и о легкой,
но динамике в пользу желаемости и необходимости встреч с компьютером против
случайных и обязательных встреч.
Эмоциональный характер общения с компьютером
можно проследить через характер чувств, с которыми респонденты покидают
компьютер. Сожаление от расставания, положительные и нормальные чувства
испытывают 50,5% опрошенных. В зависимость от обстоятельств поставили данные
свои чувства 21,7% респондентов. Отметили свои чувства как отрицательные
19,6%. В связи с чем наблюдается данная дифференциация чувств все еще остается
неизвестным.
Наибольшее количество вариантов ответов
было получено на вопрос об отношении к женщине-профессионалу программисту
- 62 варианта из 99 ответов. Их удалось объединить в несколько категорий:
Отношение
Респонденты (%)
хорошее
52,5
плохое
11,1
"параллельно" (все равно)
18,2
по-всякому бывает
8,1
не верю
10,1
О чем говорят данные цифры? Если половина
респондентов и принимает этот факт, характеризуя свое отношение как хорошее,
то чуть более 20% относятся к этому плохо или вообще не верят в данное
"явление". Это говорит скорее о том, что приблизительно четверть пользователей
до сих пор не хотят принимать тот факт, что женщины могут работать с компьютером
как профессионалы и даже весьма продуктивно... Что это - стереотип? Или
что-то другое? Возможно, дальнейшие исследования помогут раскрыть этот
вопрос, если эта четверть опрошенных не передумает к тому времени.
Большее единогласие проявили респонденты
в ответе на вопрос об их отношении к женщине-пользователю: хорошо к этому
относятся и считают это само собой разумеющимся 85,4% ответивших. Остальные
или относятся плохо к этому, или отвечают "по-разному бывает...".
Результаты этих двух последних вопросов
говорят о том, что на современном этапе женщину за компьютером готовы видеть
скорее пользователем, чем профессионалом-программистом. Возникает вопрос
на будущее: изменится ли сегодняшнее восприятие женщины за компьютером
или нет? Примут ли ее как профессионала в данных кругах?
А вот что касается работы мужчин за компьютером, то 57,4% респондентов
сходятся во мнении, что мужчины могут работать лучше женщин, а иногда даже
гораздо лучше. 31,7% убеждены, что пол в этом вопросе не играет самую важную
роль. А всего 3% уверены, что женщины могут работать лучше мужчин. Очень
интересно, что в этом вопросе самый большой процент тех, кто затруднился
ответить: почти 8%. Эти цифры подтверждают выводы, сделанные чуть выше:
об отношении к женщине за компьютером. Большинство до сих пор уверено,
что мужчины работают лучше. Однако и тут многие делали оговорки в своих
ответах: "смотря какую область работ с компьютером иметь в виду - техническую,
художественную, программистскую и т.д.. Опять же трудно сказать, как будут
развиваться подобные отношения в будущем.
Еще один вопрос из той же области: хотите
ли Вы иметь супруга профессионала-программиста? Приблизительно одинаковое
количество хочет и нет (по 31,4 и 34,3% соответственно). Однако еще 14,75
ответили, что хотят иметь супруга хотя бы пользователя. Возможно, имеется
в виду, что очень скоро компьютер будет играть довольно большую роль и
уже сейчас практически всем необходимы хотя бы начальные навыки работы
с технологиями.
Таким образом, становится очевидным, что
большинство пользователей приписывают в будущем компьютеру большую роль
как в своей жизни, так и в жизни всего мира вообще. Но при этом пользователи
Рунета не ограничиваются какой-либо одной функцией компьютера, а используют
его как можно полнее. Но еще не все из них признают за женщиной право наравне
с мужчиной работать с компьютером. При этом эмоциональная окраска в работе
с компьютером в большинстве случаев положительная, и если раньше в значительной
мере присутствовали случайные и обязательные встречи с компьютером, то
сейчас у подавляющего большинства они желанные и даже необходимые.
Если попробовать написать "портрет" среднестатистического
пользователя Рунета, то скорее всего получится следующее описание: это
молодой мужчина (от 19 до 25 лет), он студент или уже получил высшее образование,
причем скорее всего техническое; живет он где-то в европейской части России;
он холост, в области компьютеров самоучка, имеет дома компьютер, выше всего
оценивает свой пользовательский уровень знаний, за компьютером проводит
от 30 до 50 часов в неделю, в равной степени одинаково использует все возможности
компьютера; за компьютер впервые сел в средних классах школы или у друзей
дома, причем встречи в самом начале знакомства с компьютером, и встречи
сейчас - желанны; заканчивает работу с компьютером или с положительными
чувствами, или с сожалением из-за расставания, в будущем приписывает компьютеру
большую роль как в мире вообще, так и в своей жизни в частности; положительно
относится к приобщению женщин к работе с компьютером, но считает, что мужчины
работают все-таки лучше, хочет иметь супруга профессионала-программиста
или хотя бы пользователя. [Это описание очень напоминает результаты исследования
на "Флогистоне"[1]].
В этом разделе будут рассмотрены только
те вопросы, в которых обнаружена статистически значимая разница между мужчинами
и женщинами (значимость различий определялась многофункциональным критерием
Фишера).
Самое первое, бросающееся в глаза отличие
мужчин от женщин: тип образования. Среди женщин гораздо больше людей с
гуманитарным образованием, в то время как среди мужчин преобладает технический
тип. Различие достоверно на 1%-ном уровне, т.е. вероятность того, что различия
все-таки недостоверны, составляет 1%. Эти цифры демонстрируют тот факт,
что Интернет из области работы и общения узкого круга специалистов все
больше начинает напоминать структуру реального общества и тенденции в нем.
Известно, что среди женщин большинство имеет гуманитарное образование,
и, следовательно, вполне логично предположить, что в Интернете женщины
будут представлены в большинстве именно "гуманитариями".
Интересно отметить, что среди женщин ни
одна не отнесла себя к системным программистам, и только одна назвалась
программистом. Почти все женщины отнесли себя к пользователям. В то же
время среди мужчин было выявлено:
Это подтверждает вышеизложенные выводы, что
женщин сейчас среди программистов очень мало.
Отсюда вполне логично вытекают различия по вопросу о своем уровне знаний:
женщины (с достоверностью различий на 1%-ном уровне) в общей массе своей
не довольны уровнем знаний в программировании и системном программировании,
тогда как среди мужчин таких людей гораздо меньше. В то же время очень
интересно, что среди женщин ни одна не оценила свой пользовательский уровень
как недостаточный, хотя среди мужчин таких нашлось 8,6%.
Если сравнивать значение компьютера для
женщин и мужчин, то оно приблизительно одинаково по всем пунктам кроме
одного: женщины (с достоверностью на 5%-ном уровне) реже называют компьютер
помощником, чем мужчины. Скорее всего, это происходит из-за того, что на
современном этапе или женщины еще не освоили в полной мере эту функцию
компьютера, или пока что он им в этой роли сейчас особо и не нужен.
Бросается в глаза динамика характера встреч
с компьютером у женщин. И если у мужчин этот характер не изменился за время
использования компьютера (приблизительно 65% встреч и тогда, и сейчас желанные,
приблизительно 20% - обязательные), то у женщин почти в два раза уменьшилось
количество обязательных встреч и увеличилось количество желанных. При это
характер встреч с компьютером на сегодняшний день у женщин и мужчин практически
идентичен по всем пунктам. Возможно, это объясняется тем, что раньше компьютер
был исключительно мужской работой (даже средний возраст приобщения мужчин
приблизительно 13,5 лет, а у женщин - 15 лет). Логично предположить, что
через несколько лет эта ситуация изменится и у женщин, как и у мужчин,
характер встреч не будет так кардинально изменяться и большинство встреч
будет желанными.
Между тем, женщины практически единогласно
(95,65%) признали будущую роль компьютера в мире очень большой. С достоверностью
на 5%-ном уровне этот показатель отличается от мужского (где большую роль
отметили только 70%). Можно даже сказать, что если мужчины уже привыкли
к компьютеру и изучили его от и до, то у женщин в силу вышеописанных причин
"все еще впереди".
Что касается отношения к женщине за компьютером,
то вполне ожидаемые ответы были получены от женщин: только одна из них
ответила, что плохо к этому относится. Остальные сошлись во мнении, что
это хорошо или так и должно быть. У мужчин же только около половины думают
так же, остальные голоса распределились по другим вариантам ответов (например,
плохо относятся к женщине-профессионалу или не верят, что такое возможно
26% мужчин.).
Еще одно, последнее отличие мужчин от женщин
в ответах было обнаружено в вопросе "Хотите ли иметь супруга профессионала-программиста?".
С достоверностью на 1%-ном уровне гораздо больше людей среди мужчин, в
отличие от женщин, не желают создавать семью с таким человеком. Возможно,
это вызвано тем, что приблизительно столько же человек (35%) не видят ничего
хорошего в том, что женщина работает за компьютером на профессиональном
уровне.
Таким образом, почти по половине вопросов
обнаруживается разница между мужчинами и женщинами за компьютером и их
отношением к этой области действительности. Следовательно, вполне правомерно
говорить о наличии на современном этапе половых различий в сфере компьютерных
технологий.
Сразу необходимо оговориться, что в нашем
случае данное деление очень условно, т.к. самому "старому" респонденту
в исследовании всего 42 года. Было принято, что молодежью будут называться
пользователи до 23 лет включительно, а взрослыми, соответственно, люди
старше 23 лет.
Итак, между этими двумя группами были обнаружены
следующие отличия:
среди взрослых (с достоверностью на 1%-ном уровне) гораздо больше людей
с техническим образованием, в то время как среди молодежи больше доля людей
с гуманитарным типом. Похоже, это объяснимо динамикой развития и распространением
в последнее время гуманитарных наук, поэтому вполне логично, что молодежь
нередко предпочитает именно их;
среди молодежи больше, чем среди взрослых, доля самоучек.
подавляющее большинство взрослых (86,7%) общаются с компьютером на работе,
среди молодых же 80% работают с ним дома. Это можно объяснить тем фактом,
что большинство взрослых обозначили свои первые встречи с компьютером как
обязательные, а среди молодежи эта цифра составляет 68,3%.Вероятнее всего,
взрослым пришлось пережить плановое, т.е. насильное внедрение компьютеров
в их жизнь, в то время как на современном этапе молодежь уже с самого начала
сама хочет работать с компьютером;
молодежь практически единогласна во мнении, что в будущем компьютер будет
играть очень большую роль, тогда как взрослые не отводят компьютеру такую
уж ведущую роль (только 64,9% согласны с молодежью, остальные же не так
в этом уверены). Возможно, это молодой оптимизм и взрослая трезвость взглядов
или же наоборот молодежный реализм.
считает вполне обычной работу женщин за компьютером большинство взрослых,
радостно удивлены этим большинство молодежи. Похоже, что немалую роль тут
сыграл жизненный опыт.
в среднем молодежь проводит за компьютером больше времени, чем взрослые
(соответственно "50 часов в неделю и больше" и 40-50 часов". Последняя
цифра, кстати, очень похожа на средний показатель работы с компьютером
в пятидневную рабочую неделю, т.е. на рабочем месте).
Таким образом, были обнаружены и различия между
взрослыми и молодыми пользователями Рунета и их взглядами. Однако сейчас
трудно предположить, чем это объясняется: опытом взрослых или бОльшим уровнем
в компьютерных технологиях молодых? Время покажет, какова будет тенденция
в дальнейшем.
Итак, были обнаружены достоверные различия
между женской и мужской частью пользователей, между жителями разных стран
и, наконец, между разными возрастными группами. Основные различия касались,
как и предполагалось, основных блоков исследования, а именно:
анкетных данных (т.е. возраст, образование, семейное положение и т.д.);
восприятия компьютера и его роли в личной жизни и жизни общества;
В данной работе были исследованы некоторые
аспекты (в частности, психологические) компьютеризации людей на современном
этапе. Учитывая очень большую скорость развития компьютерных технологий
и особенно Интернета, очень важно иметь самые свежие данные, т.к. то, что
было актуально в этой области вчера, будет неактуально завтра.
Однако нами были обнаружены некоторые вопросы,
различия по которым подтверждаются в каждом новом исследовании Интернета.
Это, например, касается половых различий, о которых правомерно говорить
как об основных в данной области. Именно различия между мужчинами и женщинами
в данном исследовании и явились центральным вопросом этой работы.
Повторение результатов от исследования к
исследованию позволяет говорить о том, что появился новый надежный способ
проведения экспериментов и новая немаловажная область исследования для
науки и в первую очередь для психологии, т.к. сеть создана людьми и для
людей.
Многие вопросы остались незатронутыми, т.к.
важной характеристикой опросника в Интернете является его краткость и малый
объем. Но это оставляет большое поле для дальнейших исследований и экспериментов.
А данная работа позволяет выявить недостатки, достоинства и основные направления
работы с людьми в Интернете.
[6].Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий
при работе с интернетом на примере российских пользователей. http://www.relarn.ru:8082/human/woman.txt.