ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу А.П.Егидес - Как Научиться Разбираться В Людях 
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

А.П.Егидес - Как Научиться Разбираться В Людях 

скачать    52.zip

 

 

 

Выдержки из произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

    А.П.Егидес. Как научиться разбираться в людях




Аркадий Петрович Егидес - кандидат психологических наук, доцент кафедры
связи с общественностью Государственного университета управления, специалист
в вопросах семьи и сексологии, ведущий психотренинговых групп. Широко
известен по многочесленным публикациям в прессе и по Центральному
телевидению. Автор нескольких психологических бестселлеров. В книге "Как
разбираться в людях" раскрывается важнейший фактор человеческого общения -
психологическая классификация личности. С проникновением в материал вы
сможете самостоятельно определять психотип окружающих вас людей, правильно
понимать их и строить с ними более эффективные отношения.





Оглавление с кратким (очень кратким) содержанием


ВВЕДЕНИЕ


Глава I. паранойяльный ПСИХОТИП
Речь убеждающая. У него миссия мессии. Жертвует собой и людьми.
Катализатор общественных процессов. Манипулирует массами. Ломает традиции. В
религиях -- пророк. Вероломен. Шантажист. Грешит и не кается. Нетерпим.
Заставляет работать на идею. Тяжел для семьи. Дом -- штаб-квартира.

Глава II. ЭПИЛЕПТОИД
Речь внятная. Мышление стандартное. Сдержан, но взрывчат. Любит
порядок. Ультимативен. Законник. Морализатор. Прижимист. Консерватор. Честь
мундира. Проводник идеологии. Инквизитор. Карьера "поступенная". Наводит
справедливость. Надежен. Секс обычный. Семьянин. Мой дом -- моя крепость.
"Окопная" дружба. Он офицер, учитель, врач.

Глава III. ИСТЕРОИД
Речь мелодичная. Артистичность. Имидж по моде. Истероидами любуются.
Внимание любой ценой. Эпатаж. Хрустальная слеза для бесчувственных. В центре
своего вранья. Эгоизм. Манипулирует партнером. Скандалы. Склонность к
эзотерике. Грешит, чтобы каяться. Замуж, чтобы изменять. Секс разноцветный.
Дом -- авансцена. Профессии: актер, продавец, проститутка...

Глава IV. ГИПЕРТИМ
Быстро и много говорит Здравый смысл. Одежда разностильная. Не мучается
нравственными вопросами. Без маски. Не держит тайн. Много друзей. Сальный
юмор. Семь раз отрежет, не отмерив. Бесшабашно смел. Наводит беспорядок.
Секс -- без границ. В религии -- поп-расстрига. Нечувствителен, но отзывчив.
Растратчик. Любит много поесть. Напивается, но не спивается. Дом --
проходной двор. Похож на дворняжку. Профессии: слесарь, "водила"...

Глава V. ШИЗОИД
Речь: "во рту каша". Непластичен. Это -- человек-формула. Мышление
оригинальное, но непоследовательное. В творчестве важен процесс, а не
результат. В науке -- генератор идей. В религии -- теолог. Идеи
парадоксальны и часто преждевременны. Шизоиды -- ум земли. Интеллектуальная
агрессия. Плохо чувствует другого. Творцы смыслового юмора (в т. ч.
черного). Деревянная маска на лице. Отсутствие имиджа. Секс умозрительный.
Семья -- приложение к интеллектуальному бытию. На столе творческий
беспорядок. Тяготеет к теоретическим исследованиям и вычислениям.

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ






ВВЕДЕНИЕ





Все мы хотим уметь разбираться в людях. Но, чтобы уяснить себе, что это
значит, постараемся понять, как разбираться, предположим, в автомобилях.
Автомобилист знает, что грузовик менее поворотлив, чем легковушка, но может
взять больше груза; что "шестерка" мгновенно набирает скорость, а вот
"Москвич-2141" тяжеловат на подъем; что в девятой вазовской модели задний
ход включается перемещением рычага передачи вперед, а в шестой -- назад.
Итак, разбираться в предметах -- это звать, как ими управлять и чего от
них ждать. А значит, надо уметь по каким-то явным или более скрытым
признакам видеть предмет в его своеобразии. В мире автомобилей это, может
быть, не так сложно, а вот отличить гадюку от ужа уже сложнее. Но нужно. Так
и с людьми.
Конечно, это рассуждение, как и всякая аналогия, -- не полная истина,
но оно дает ключ к пониманию. У моей жены -- волосы длинные и развеваются на
ветру вместе с шарфиком от Ренуара, а у жены моего приятеля стрижка почти
под нуль, но она умудряется волосы еще и завить. И в то же время ясно, что и
моя жена, и его жена -- истероидки, в отличие от жены третьего нашего друга,
которая носит волосы средней длины и причесывается на косой пробор,
пользуясь заколками-невидимками. Она не истероидка, она эпилептоидка. Это
ясно мне и коллегам даже без психологического "микроскопа", к коему можно
приравнять батареи тестов. Но если и вы хотите вот так же -- по прическе,
пуговицам, остротам, жестам и другим мелочам -- научиться видеть личность,
как палеонтолог по одной кости восстанавливает облик древнего животного,
прочтите эту книгу.
В 1991 году в соавторстве с Н. Ш. Сугробовой в период нашего
сотрудничества по клубу культуры общения "Маленький принц" я издал небольшую
книжку под названием "Как научиться разбираться в людях?" (Издательство
"Караван", Алма-Ата). Ее тираж разошелся быстро, но еще и сейчас в метро я
иногда вижу людей, вчитывающихся в эту брошюру, на обложке которой милый
наивный нелепый "питекантроп" (или лучше, как сказала одна моя студентка,
"пикантроп") сжимает в каждой руке по человечку. Он пытается разобраться в
них, а другие человечки, в которых он уже "разобрался", шлепнувшись на
землю, бегут от него сломя голову... Этот рисунок художника В. Любича,
слегка видоизменив, я использовал в композиции на обложке моей книги
"Лабиринты общения", выпущенной издательским домом "Филинъ" в 1999 и 2000
году. "Пикантроп" не вписался в обложку книги, которую вы держите в руках, и
в обложку нового издания "Лабиринтов общения" ("АСТ-ПРЕСС", 2002)... Но он
уже настолько свой, что стал заставкой во введении и там, и там. Обе книги
-- сообщающиеся сосуды. И, понятно, я советую читать и "Лабиринты общения".
Так что спрашивайте "в аптеках города!".
Я не ставлю сейчас фамилию Сугробовой рядом со своей не только потому,
что создал эту книгу без ее участия, но и потому, что замысел первой книжки
был полностью моим, а она, будучи тогда моей прилежной последовательницей,
взялась за труд подготовить причесанный текст по моим разработкам. Теперь у
Сугробовой совершенно самостоятельный путь и новое имя -- Айша. Ну, а я
написал совершенно новую книгу.




Немного о том, как ее читать. Для полного эффекта книгу имеет смысл
воспринять целиком, то есть прочитать всю, и не один раз. Лучше сперва
прочесть ее от начала до конца насквозь, как беллетристику. Не вдавайтесь в
подробности и не делайте выписок. А если что-то не будет сразу понято
(термин или утверждение), не застревайте на этом: дальше где-нибудь все
разъяснится. При повторном чтении сами собой установятся нужные связи,
прояснятся туманности. А дальше уже можно разбираться выборочно, по главам,
и от начала к концу, и от конца к началу, а потом по тем или иным мелким
разделам. На этом этапе имеет смысл искать параллели, сравнивать,
выписывать. И вы начнете многое видеть в людях сами, сможете увиденное и
понятое учитывать в своих с ними отношениях, будете правильнее и успешнее
взаимодействовать с окружающими.
Чтобы было веселее, я писал эту книгу как бог на душу положит: в ней
система выдержана не строго. Все равно тщетны попытки что-то слишком строго
систематизировать. Обратили внимание? Один автор предлагает в своей книге
свою строгую систему изложения, а другой свою строгую систему. Сличаешь, а
системы-то разные... Так что, может быть, лучше и вовсе не тщиться, а
стараться, чтобы было просто интересно и понятно. Ну, по крайней мере, я
решил сделать именно так.
К тому же я вынужден пользоваться принципом "скорее да" и "скорее нет".
Будем допускать некоторые преувеличения и обязательно что-то недоговорим. И
все же в конце концов психотип будет вырисован достаточно определенно,
потому что есть много подробностей, которые видны на глаз, -- если это глаз
знающего человека, умеющего пристально высматривать.
Я буду постепенно наращивать информацию. А то, что может стать особенно
важным для умения разбираться в людях, специально повторю в разных местах
(неоднократно). Будут перекидываться "мостики" между психотипами, чтобы
понять, чем они похожи и чем разнятся. Говоря, например, об эпилептоиде, мы
вернемся для сравнения к паранойяльному и забежим вперед -- сопоставим с
истероидом. Читатель, скорее всего, знаком с четырьмя темпераментами
(сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Но характеристика личности не
исчерпывается особенностями темперамента. Мы пользуемся, как вы обратили
внимание, другим, более емким понятием: "психотип".
Немного истории. Профессор П. Б. Ганнушкин (прообраз ильфо-петровского
профессора Титанушкина, который "симулянтов не любил") разработал вопрос о
психопатиях. Так что все началось с психиатрии. Если черта характера
зашкаливает так, что мешает жить и тебе, и другим, -- это психопатия. Но
впоследствии психиатры заметили, что черта характера может быть не так ярко
выражена, как при психопатии, она больше мешает жить самому человеку, чем
окружающим, но все же бросается в глаза, расценивается людьми как
особенность или даже как странность. Это как бы "недопсихопатия". Такие
случаи стали называть акцентуациями. Понятно: акцент на какой-то особенности
характера. Известна книга Леонгарда об акцентуациях. Подростковые
акцентуации исследовал ленинградский психотерапевт профессор А. Е. Личко. Но
вставал вопрос о личностном разнообразии в пределах нормы. И вот московский
психотерапевт профессор М. Е. Бурно в своих работах и лекциях стал говорить
о рисунке личности. Здесь черта характера видна только тогда, когда ее
как-то разыскивают. И совокупность всех увиденных черт складывается в
рисунок личности. В учебниках по психологии до сих пор писали, что
классификация личностей -- дело практически немыслимое. Но обращение к
понятию "рисунок личности" в духе Бурно помогает решить вопрос о
классификации личностей в норме. Не могу сказать, что такой подход
единственно правильный, но в то же время он мне кажется на сегодня самым
продуктивным.
Стало возможным говорить уже не только о психопатах и акцентуантах, но
и о психотипах в целом. Психотип объединяет в себе рисунок личности,
акцентуацию и психопатию. Такое разграничение неточно, приблизительно, нет
четких границ. И все же если какой-то человек готов наступить "на горло
собственной песне", чтобы достичь своей заветной цели и стать лидером в
городе или стране или знаменитостью на подмостках, то мы скажем, что это
паранойяльный рисунок личности. А если некто наступает на горло своим
друзьям, детям, жене, заставляя их работать на то, чтобы он стал лидером, то
это уже паранойяльная акцентуация. А когда кто-то уже идет по судьбам многих
людей, превращая их в средство, в "тесто" свирепой истории, -- тут явная
паранойяльная психопатия. Но еще раз: все это очень приблизительно, и можно
легко ошибиться. Грани подвижны. Рисунок личности -- это психотип в норме,
психопат -- это психопатический психотип. Акцентуация -- посредине.
Но, поскольку все начиналось с психиатрии, то и тогда, когда речь
пойдет о норме, мы все-таки будем придерживаться исторических названий
психотипов. Так что и эпилептоид, и шизоид могут быть и психопатами, и
"рисунком личности" в норме.
С другой стороны, мы будем иметь в виду, что психотипные черты могут
зашкаливать в акцентуацию и даже психопатию.
Некоторые психиатры и психологи, правда, считают, что даже и психопатия
-- это крайний вариант нормы. А другие психиатры приравнивают в некоторых
случаях психопатии по значимости отклонений даже к психическим болезням. Но
и тогда все же психопатия -- это не патологичекий процесс, который ведет к
деградации личности. То есть и в рамках психопатии черты личности могут
рассматриваться как углубление рисунка личности, как результат воспитания и
условий развития.
Подчеркнем, что все психотипы мы обсуждаем здесь в основном в рамках
"рисунка личности", то есть явной нормы.
Итак, я не являюсь родоначальником излагаемой классификации. Ее
предложили Ганнушкин, Леонгард, Личко и Бурно. В чем же мой вклад в эту
классификацию? Я рассказываю о каждом психотипе так, чтобы человек,
прочитавший эту книгу, самостоятельно научился различать психотипы как бы
"без ничего", без специальных тестов, без анкет и прочего психологического
реквизита. И для этого не надо многолетней совместной работы начинающего
специалиста и опытного со стажем. Не надо и самого многолетнего стажа.
Обычно в клубе после 20--30-часового цикла мы устраиваем занятия по
диагностике. Перед двадцатью участниками, прошедшими цикл по психотипам, мы
сажаем на стул человека, которого они могут видеть и впервые. Участники
задают ему вопросы, разговаривают, наблюдают за ним во время беседы, просят
прочитать стихотворение, спеть, станцевать, поднять с пола уроненную
книгу... А затем я прошу каждого написать на листке личностный, диагноз,
причем так, чтобы никто ни с кем не советовался и никто ни к кому не
заглядывал. На счет "три" все поднимают свои листки. Если случай типичный,
то процент расхождений в диагнозе ничтожен. О таких случаях медики говорят
как о студенческих. Дальше -- дело практики.
И здесь нет никаких секретов. Я характеризую каждый психотип по
множеству разных линий: любовь, деньги, имидж, политика, пластика, мимика,
работа, учеба, карьера, принятие решений, вкусы, речь, мышление,
нравственные установки, отношение к сексу и т. д.
И по каждому из этих аспектов я сравниваю разные психотипы друг с
другом. Например, как у эпилептоида и шизоида осуществляется процесс
творчества. Или уточняю, что эпилептоид предпочитает порядок, гипертим --
беспорядок, а у шизоида свой "беспорядочный порядок".
Психотип должен как-то проявляться в самых разных жизненных ситуациях,
в проблемах, в отношении к людям и вещам, в отношениях с людьми и
общественными структурами. В том, как человек принимает разные установления,
традиции. Какие у него ценностные ориентации. Как он относится к культуре.
Что у него в семье. Какой у него дом: крепость или проходной двор. Бережет
ли он здоровье или сгорает, светя! Ведь все люди "как-то" "где-то" "к
кому-то" "что-то"...
И вот если каждый психотип провести через некий одинаковый набор таких
"линий", то появятся опоры в диагностике. И что самое важное, эти опоры, то
есть характеристики по каждой из линий, могут быть четко видны не только
специалистам, но и людям, не имеющим "психологического микроскопа", а
обладающим лишь здравым смыслом и житейским опытом. Чтобы заметить, что у
человека пуговица на пиджаке почти оторвана и болтается на двух нитках вот
уже два месяца, не надо проводить ни тест Розенцвейга, ни корректурную
пробу... Вы просто обращаете на это внимание. А о том, что вы увидите это
скорее у шизоида, чем у истероида, мы и расскажем в книге. И уже после
первого ее прочтения вы вскоре обратите внимание на то, что непроизвольно
начнете замечать описываемые черты в своих знакомых, а потом и в незнакомых
людях. Это как раз и есть показатель того, что метод работает. И так вот,
шаг за шагом, мы будем описывать каждый психотип. Будет, может быть, даже
избыток личностных симптомов, не осуждайте меня за это -- пригодится.
Названия главок в описаниях разных психотипов чаще всего совпадают. Так
легче прослеживать сходство и различия. Впрочем, это правило выдержано не
всегда.

Договоримся: ни один психопатный симптом сам по себе не может
расцениваться как абсолютный.

Болтающаяся на двух нитках пуговица лишь, скорее всего, говорит о
шизоидности, но при этом не исключена ни паранойяльность, ни гипертимность,
ни даже истероидность: истероид может, например, специально вводить так
новую моду или пытаться просто шокировать окружающих. Но на 99% исключена
психастеноидность и на 90% -- эпилептоидность.
Всю симптоматику личности надо рассматривать в этакой интегрированной
совокупности. Введем формулу "66:33". То есть большинство симптомов только
на 66% свойственны психотипу, но в 33% могут встречаться и у других людей.
Один мой студент был озадачен: а куда же делся еще 1%? Я вынужден был
разочаровать его еще больше: один процент "потерян" специально, чтобы
подчеркнуть условность этого правила. Ведь может быть соотношение 70:30 или
80:20. Я вообще не могу пока уточнить в каждом конкретном случае коэффициент
принадлежности какой-либо черты тому или иному психотипу. Все это очень
зыбко. Ив то же время есть "тяготение" симптома к психотипу. Это тяготение
мы и выразили формулой "66:33".
Хочу подчеркнуть -- это не тесты психодиагностические. Психолог,
конечно, должен владеть ими. Но и для непсихолога, и для психолога важно
научиться определять личностный психотип без использования трудоемких
психодиагностических методик. Психолог, научившись сам разбираться в людях
без тестов, может научить этому непсихологов. Ведь тестирование проводится в
лабораторных условиях. А лабораторию не подтащишь к каждому человеку, чей
психотип следовало бы знать, когда вступаешь с ним в значимый контакт.
Человек может не захотеть подвергнуться тестированию, даже если он и
благожелательно настроен. А если он насторожен? А если он ваш руководитель?
И вообще, не будешь, же предлагать тесты каждому человеку, перед тем как
начать общаться с ним.
В жизни всегда нужна экспресс-диагностика. Мы садимся в автобус иначе,
чем в легковую машину, а для этого мы должны его мгновенно "опознать", иначе
ничего не получится. А если




по дороге едет иномарка -- жди нарушений с большей вероятностью, чем от
простого "жигуленка". Вы хотите видеть психотип так, как видите марку
автомобиля, как отличаете банан от апельсина? Так вот я опишу такие
симптомы, которые вы сможете увидеть в человеке наметанным (хотя и не
"лабораторным") глазом -- увидеть, наблюдая человека во взаимодействии с
вами и с другими людьми. А увидев, тут же учесть свои диагностические
открытия в своем поведении. Если истероидка кричит, что ненавидит вас и
уходит от вас, вы будете знать, что это не так, что уйдет, но вернется,
стоит вам подарить ей ласковое внимание. Но если эпилептоид начнет мрачно
собирать свои вещи, это разрыв всерьез.
И всему этому для личного пользования может научиться любой. Поняв
психотип человека, вы сможете лучше владеть ситуациями, обнаруживать в
человеке полезное для него самого, для общества и для себя, обезопасить себя
от других и других от себя.
Мы не против строгих лабораторных исследований в психологии, мы за них.
Но тогда, когда они реально нужны и осуществимы. А для живого взаимодействия
с людьми в обычных условиях необходимы такие вот диагностические опоры.
Читая книгу, обращайте внимание, как удачно высказалась Н. Ш.
Сугробова, на логику психотипа. То есть основные черты личности влекут за
собой особенности поведения в каждой конкретной сфере человекоотношений, в
каждом узле системы человек -- предметы.
Шизоид, как мы убедимся дальше, он и в науках шизоид, и в сексе.
Эпилептоид любит порядок и в вещах, и в отношениях, и в организации своей
жизни. Прослеживать логику психотипа занимательно и приятно. Начиная читать
главу, вы уже будете предвосхищать мысль автора и вместе с ним представлять
жизнь во всех ее подробностях.
Приучимся к звучанию названий всех психотипов, к терминологии. Список
психотипов таков: паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид,
психастеноид, сензитив, гипотим, конформный, астеник, неустойчивый, циклоид.
Я даю этот список по мере убывания агрессивности и нарастания дефензивности.
Ну, агрессивность -- это понятная вещь. А что такое дефензивность? Defence
-- по-английски "защита". Так что дефензивность можно перевести как
"защитность". Будем, следовательно, говорить также о дефензивных
(защищающихся) психотипах. Делить людей на агрессивных и дефензивных
предложил тоже профессор М. Е. Бурно.
Очень условно можно считать, что в этом списке дефензивные психотипы
начинаются с шизоидов. Условно потому, что и у истероидов возникают защитные
реакции, но все-таки я бы сказал, что у них и защита используется как
средство агрессивности. И шизоиды могут быть агрессивными. Дальше мы поймем,
как это, а сейчас нам важно только то, что психотипы выстроены в
колеблющуюся, неустойчивую, условную, но -- линию. Человечеству все
психотипы ко двору. Шизоиды генерируют идеи, в том числе социологические.
Паранойяльные вычленяют некоторые социально значимые идеи из множества
других, невнятных и неотшлифованных, придают им силу, выступают как
пропагандисты и соавторы, организуют движение за эти идеи. Эпилептоиды
доводят идею паранойяльного до совершенства и до ума многих, популяризируют,
еще больше оттачивают, вступают в его круг, партию, организуя других
эпилептоидов и не-эпилептоидов. Паранойяльные и эпилептоиды нужны
человечеству. Они движут историю. Без них не было бы исторического развития,
был бы сплошной застой. Но они могут направить этот процесс и в опасное
русло. Шизоиды часто безответственно изобретают невесть что, как профессор
Персиков в булгаковских "Роковых яйцах". Да что там вымышленный Персиков,
когда были реальные ученые, создавшие водородную бомбу, бактериологическое
оружие и... т. д. Истероиды воспевают паранойяльных: лидеров,
воевод-эпилептоидов. Это они, истероиды -- "блинники речистые",
рассказывавшие о красных кавалеристах, для которых главное -- раздуть
мировой пожар на горе всем буржуям. Гипертимы крутятся между всеми, они
снабженцы и автослесари, гуляки и рубаки.
В религии как в наиболее яркой области проявления человеческой природы
мы видим все психотипы. Вот паранойяльный пророк. Он окружен
эпилептоидами-апостолами. В его свите много истероидных магдалин, кающихся и
грешащих, чтобы каяться. В его церкви много попов-расстриг-гипертимов и
психастеноидных переписчиков религиозных текстов, иконописцев и издателей.
Всем есть место "у Бога на Земле".
К интереснейшему вопросу о роли психотипов в исторических драмах, об
отношениях психотипов друг - с - другом мы постоянно будем возвращаться в
главах, посвященных каждому психотипу.
Часто психологи разрабатывают в основном лишь понятийный аппарат и
теоретические концепции, причем иногда с досадой отмечаешь, что все это, так
лишь, предисловие к введению, общие подходы к частным подходам (глубина
пустоты). А психотерапевты и психологи-практики должны помогать людям
действенно и конкретно. Я хочу некоторым образом противопоставить свою
практическую систему теоретизаторству. Двадцать пять лет назад я начал
заниматься с обычными людьми, у которых, казалось бы, не было "проблем", но,
как оказалось, не было только видимых проблем. В центре Москвы (на улице
Чехова, дом 9) есть уютный подвальчик, неоднократно показанный по
телевидению, расхваленный корреспондентами журналов и газет. Это клуб
психологической культуры общения "Маленький принц". Здесь и проходила
обкатка программ тренинга и теоретического материала, которые легли в основу
моих книг и публикаций. В живых дискуссиях с обучающимися оттачивались
жизненные позиции и разрабатывались приемы тренинга новых, более успешных
форм поведения. Клуб представляет собой практический полигон Для занятий с
моими студентами. Я долгое время преподавал в Московском государственном
открытом педагогическом университете (МГОПУ) им. М. А. Шолохова на
факультете педагогики и психологии, который стараниями его декана профессора
И. П. Клемантович стал серьезным центром подготовки социальных педагогов и
педагогов-психологов. На этом факультете, было дело, я заведовал кафедрой
прикладной психологии. Но "время вперед" -- теперь я доцент кафедры связей с
общественностью 1го Государственного университета управления
(ГУУ) -- того, чьи корпуса высятся рядом со станцией метро "Выхино" в
Москве. Вместе с директором Института социологии и управления персоналом ГУУ
профессором Альбертом Владимировичем Филипповым и под его руководством я
обучаю будущих специалистов по честным Пи-Ар-технологиям. Продолжаю
сотрудничать и с МГОПУ. Значительная часть материалов книги "Лабиринты
общения" и этой вот книги были изданы в качестве учебных пособий для
студентов. В сущности, обе книги в целом могут расцениваться как учебные по
ряду дисциплин в рамках практической психологии.
Я издаю книгу "недописанной". Только основные личностные психотипы:
паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид. Во-первых, для того
чтобы не затягивать выход в свет уже достаточно доработанного материала и
чтобы читатель прямо сейчас уже мог им воспользоваться. Во-вторых, потому
что считаю эти психотипы действительно основными, то есть наиболее
распространенными, наиболее значимыми и наиболее интересными. Но в ходе
изложения все же достаточно много материала дается и по другим психотипам
(психастеноиду, сензитиву и т. д.).
Предупредим, что книга наша -- не "чтиво". Это жизненно необходимое
учебное пособие. Но это и не просто "полезные советы". Книга имеет
психологически-философское и морально-мировоззренческое значение. Она
расширяет общеобразовательные горизонты. Излагая материал по тому или иному
психотипу, я могу порассуждать на "общечеловеческие" или политические темы,
предлагаю свое осмысление ряда социально-психологических проблем.
Ну, хватит введения. Всего за скобки не вынесешь. Лучше мы будем
возвращаться к неким общим рассуждениям по мере изложения материала по
каждому психотипу. И там будем говорить о некоторых моментах, важных для
целостного понимания вопроса.

















[0x08 graphic]
Глава I

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ ПСИХОТИП


Этимология

Слово "паранойяльный" можно перевести как "околоумный". "Пара-" --
около. "Ноо-" -- ум, духовная сфера. С подачи академика Вернадского в
лексикон человечества вошло слово "ноосфера", по аналогии со стратосферой и
биосферой... Ноосфера, по Вернадскому, -- это ум Земли. Итак "ноо" -- корень
слова "паранойяльный". Но "хвост от носа далеко", и, как часто бывает в
детских рисунках, нос слона, а хвост крокодила... Первоначальное значение
слова "паранойяльный" ("околоумный") более соответствовало сути, когда
относилось к больным с чистым, то есть без галлюцинаций, бредом
преследования. Но теперь оно применяется к людям с паранойяльным психотипом.
А для них прямой перевод этого слова не подходит по смыслу.


У паранойяльного психотипа нет такого отклонения от нормы, которое
граничит с безумием, но есть главная, определяющая многое другое черта
личности -- необычайно выраженная целеустремленность.
Так что не будем путать паранойяльного человека с больным шизофренией,
у которого ведущим является паранойяльный синдром.
Главная черта - целеустремленность


Итак, повторяем, этому психотипу свойственна повышенная, следовательно,
более выраженная, чем у других людей, целеустремленность... Это понятие
может быть определено как удержи вание выработанной программы действий в
"памяти воли". Надо как бы отделить от других "отсеков" памяти то, что в ней
связано именно с волевым актом.
То есть я помню то, что наметил выполнить, я держу эту цель под
прицелом своей памяти, все время заставляю себя работать на эту цель.
Паранойяльные удерживают программу действий в "памяти воли" лучше, чем
другие психотипы. Гипертимы и неустойчивые программу действий практически не
удерживают в памяти. Психастеноиды мучительно колеблются и долго не могут
выработать программу действий. Шизоиды ее вообще не вырабатывают, а творят
себе свободно, как бог на душу положит. Истероиды и эпилептоиды обычно
придерживаются программ, выработанных другими людьми, причем истероиды
мечутся от программы к программе, а эпилептоиды консервативно придерживаются
раз и навсегда выработанной программы. Ну а паранойяльный вырабатывает
программу сам, хорошо удерживает ее в "памяти воли" и навязывает другим.
Паранойяльный человек может выдерживать большие программные напряжения,
он склонен к ним, он их любит. В этом отношении он похож на эпилептоида, но
отличается от гипертима, истероида, шизоида.
Вообще-то говоря, любой человек ставит себе цели, более отдаленные во
времени, чем это может сделать любое животное. Но тактика "работы с целью"
может быть двоякая. Можно поставить цель и подбирать средства для ее
достижения. А можно видеть средства и под них "подобрать" цель. В жизни
встречается смешение обеих тактик.
К примеру, мы наметили покупку, зарабатываем или одалживаем деньги,
идем и покупаем или же, напротив, заработали деньги -- идем на рынок и
смотрим, что бы на них купить.


Паранойяльный человек почти всегда предпочитает первую тактику: ставит
цель и под нее изыскивает средства.

Повторимся: какие-то цели, конечно, ставит перед собой и достигает их
даже самый что ни на есть безвольный человек, даже неустойчивый психотип. Но
целеустремленность паранойяльного съедает на своем пути буквально все.
Прежде всего, в своем движении к цели паранойяльный, как уже говорилось, как
бы наступает "на горло собственной песне", то есть он склонен подавить
другие свои потребности. И здесь надо отдать должное его воле. Например,
будучи достаточно сексуальным, паранойяльный мало занимается сексом, ему
некогда.
Но если бы только это... Нет, раз он сам отдает всего себя делу,
которому служит, которому посвятил жизнь, то можно, по его мнению, заставить
работать на это дело и других, можно пренебречь их интересами, судьбами и
даже жизнями.

Печально знаменитый тезис циничного политика Возрождения Макиавелли
"цель оправдывает средства" как нельзя более точно характеризует этот
психотип.

А если в качестве противовеса этому тезису выдвигаются простые нормы
нравственности, то у паранойяльного находятся психозащитные оправдания: я
служу всему человечеству, и интересами отдельного человека можно и нужно
пренебречь.
В этом смысле наиболее яркая иллюстрация -- "отец народов" Сталин. Он
не спал ночами, работал, и, пока он не спал, не спали члены правительства, с
тревогой ожидая звонка. Причем должны не спать ночами не только подчиненные,
но и родственники. Жена у него, как правило, машинистка, дети -- курьеры.

Энергетичность


Паранойяльный очень энергетичен, работоспособен, работает практически
без отдыха. Он может, как говорилось, выдерживать большие программные
напряжения, неуклонно проводить в жизнь намеченное. Спит урывками,
хронически недосыпает от перегрузок, бывает, что отсыпается, но редко.
Встанет по первому же сигналу. Держит телефон около постели и хватает трубку
после первого звонка. Но сон у паранойяльного глубокий, совесть его по ночам
не мучит (хотя на этот счет мнение других людей может быть иным). Засыпает
он так же мгновенно, как и пробуждается. Кошмарных сновидений нет, но и
приятных тоже. Вся его радость -- в его деятельности "на благо отечества",
которое всегда, по его мнению, в опасности.
Я специально не сказал "энергичен". Энергичность может быть
кратковременной, а у паранойяльных запас энергии огромный. Они именно
энергетичны, неутомимы.


Паранойяльный психотип -- это вечный двигатель, perpetuum mobile,
человек, приводящий в движение множество людей вокруг себя.


Логика психотипа


Итак, базовой чертой паранойяльного человека является ярко выраженная
целеустремленность. И теперь из нее будем выводить (уже кое-что вывели),
следуя логике психотипа, другие черты. Эта логика прочитывается во всем
поведении паранойяльного человека. Мы покажем, как эти черты определяют его
поведение в тех или иных ситуациях. Он ведет себя именно так, а не иначе;
чтобы вести себя иначе, он должен приложить серьезные усилия, скорее всего,
после занятий с психологом-коррек-ционистом. В дальнейшем мы и разберемся в
том, как проявляются эти черты в разных сферах жизни паранойяльного человека
и в множественных уголках его души. И мы увидим, как они, эти черты,
переливаются всеми оттенками палитры великого художника -- Природы.
В изложении мы не будем слишком обременять вас анализом того, как
основной чертой определяются конкретные качества паранойяльного. Мы будем
раскрывать черту за чертой, которые можно легко обнаружить в паранойяльном
человеке, а вы будете сами прослеживать логику психотипа.

Порядок


Паранойяльный в своей целеустремленности создает свой нетрадиционный
порядок в вещах. Если эпилептоид, соблюдая традиционный порядок, ставит
книги "по росту", то у паранойяльного они расставлены по содержанию, так что
ряды нужных для работы книг могут выглядеть неаккуратно. И если этот рабочий
порядок в кабинете или на рабочем столе в общей комнате кто-то нарушает,
паранойяльный резко реагирует. Сам же он может ради своего порядка нарушить
порядок, введенный кем-то до него.

Например, жена и теща моют посуду обычно так: тарелка в тарелку, затем
стопка тарелок ставится в раковину, а уж потом все моется. А паранойяльный
муж, допустим, пришел к выводу, что это нерационально, потому что при этом
каждую тарелку надо более тщательно мыть и снизу, так как она дополнительно
пачкается остатками пищи на нижней тарелке; а кроме того, мытью каждой
тарелки мешает вся стопка тарелок, и все это приводит к непроизводительным
тратам времени.

Он навязывает свой порядок мытья посуды; сооружает над кухонным столом
этажерочку с множеством полочек для использованных тарелок, теперь каждая
тарелка не испачкана снизу.
Надо сказать, что паранойяльный очень настойчив в своих стремлениях
внедрить порядок, который предложил именно он. Может статься, что
придуманный им новый порядок действительно лучше и что есть все основания
его ввести, как в только что приведенном случае. Но людям несвойственно
быстро менять свои привычки, и настойчивость паранойяльного раздражает их, а
паранойяльного человека бесит их консерватизм. Вот и возникает конфликт.
Итак, если вы паранойяльный, сдержите свою революционную мысль: ведь
отношения с людьми могут быть дороже, чем рационализм в вещном мире. А если
вы относитесь к другому психотипу, но живете или работаете рядом с
паранойяльным, подумайте:




может быть, он прав в своих нововведениях. И вам легче будет жить и
работать. Так, двигаясь навстречу друг другу с пониманием тонкостей
психотипа, мы сможем предотвратить или смягчить конфликты.
Паранойяльный человек вводит новый порядок не только в вещах, но и в
отношениях людей. Николай Чернышевский со своими последователями пробил
стену женской зависимости от мужчин. А в начале нашей эры именно
паранойяльные вводили религиозные запреты на языческие вольности в
сексуальной жизни.
Я специально начал с тарелок: хотел показать, что паранойяльный
проявляется и в мелочах. Но все же основное, что его интересует, -- это
макросоциум. И цель паранойяльной личности состоит в глобальном изменении
общественного порядка, установленного ранее кем-то из предшествующих
паранойяльных деятелей и поддерживаемого ревностными эпилептоидами.
Паранойяльный считает этот порядок вещей плохим, отношения, сложившиеся в
мире людей и поддерживаемые традицией, признает негодными и подлежащими
замене на лучшие, им придуманные.
И если кто-то не хочет признавать порядок, за который ратует
паранойяльный (в мире вещей, в микросоциальных отношениях или в социальном
макромире) хорошим, то он, паранойяльный, считает этого человека плохим.


Итак, паранойяльный человек -- принципиальный революционер. И в то же
время -- беспринципный. Его принцип -- ниспровергать что угодно. Другие
принципы он не признает: "Мы свой, мы новый мир построим".


И все, казалось бы, неплохо. Но вот ведь глупость какая. Часто, слишком
часто воплощается еще один тезис знаменитого "Интернационала": "кто был
ничем, тот станет всем". Если песня становится гимном, и не только гимном,
но и программой, то может получиться и смешно, и страшно: ничто
(ничтожество!) становится всем.
Так было не только в семнадцатом. Вот и теперь так называемые
демократы, сменив так называемых коммунистов, дали возможность развернуться
интеллектуальным и моральным ничтожествам, которые не только не могут
изобретать, но даже и воровать как следует не могут (тут тоже надо умение),
а могут только нагло попирать права других людей и нравственные принципы,
используя лишь одну силу -- силу взятки и не имея ни совести, ни даже боязни
потерять репутацию.

Цели - в социуме


Цели у паранойяльной личности -- обычно в социуме. Когда гоголевский
Башмачкин, воспрянув духом благодаря новой шинели, дал объявление о
переписке текстов, у него появился первый клиент, который принес ему прожект
о переустройстве общества. Вот это и был паранойяльный.


Паранойяльные люди -- творцы новой общественной идеологии, новых
экономических макросоциальных систем, новой религии, новых течений в старых
религиях.

Страшно то, что они требуют от других людей безоговорочной веры в свои
идеологические построения. И даже если их идеи не выдержали
экспериментальной проверки, то, по их мнению, тем хуже для экспериментальной
проверки, значит, она была неправильно проведена, а их идеи всегда
правильные. Они подновляют идеологию. Как было с коммунизмом? Почему не
получилось? Оказывается, плоха не идея уравнительного коммунизма, а ее
воплощение, считает паранойяльный коммунист. Плохие люди воплощали эту идею.
И он будет подбирать себе новые кадры, новых адептов, новых апостолов, новых
воителей. Но не стоит упрощать. Фромм критикует, но не отвергает напрочь
коммунизм Маркса. А я сейчас не идею коммунизма обсуждаю, а паранойяльных
коммунистов.
Вы, вероятно, обратили внимание на то, что, говоря о паранойяльных, я
часто говорю о политике. Паранойяльный хочет заниматься и организацией
производства. Но это эпилептоид бывает хорошим организатором производства, а
паранойяльный здесь скорее все завалит. Конечно, и паранойяльный может как
исключение организовать производство, но и шизоид может на некоторое время
включиться в политику. И все же дело шизоида -- скорее наука, дело истероида
-- скорее искусство, а паранойяльный -- скорее политик. В то же время нельзя
сказать, что все паранойяльные -- политики и что все политики --
паранойяльные. Но характер и род деятельности тут все же очень связаны.
Политика более близка паранойяльному, она дает ему сразу выход на
макросоциальные дела. Но паранойяльный может искать и другие выходы. Вот
психолог вроде бы разрабатывает какие-то алгоритмы общения в микрогруппах,
но это -- методика, которая может быть распространена на множество
микросоциальных миров.
Паранойяльный человек целеустремленно овладевает наукой для достижения
целей в рамках своей парадигмы (основного направления мысли). В основном он
работает в прикладных науках, а фундаментальную науку продвигает, может
быть, в должности директора института или работая в составе депутатских
комиссий. Его можно видеть в роли организатора работы по достижению
опять-таки какой-то большой социальной цели. Например, он старается
разработать новые принципы организации науки или наладить новое, значимое
для страны производство. Организует защиту пенсионеров, детей, животных,
окружающей среды. При этом и там, и там он сам ставит себе задачи, ставит их
и другим ученым. Он формирует социальный заказ. Он рвется к рычагам власти в
науке, к посту ректора вуза, к должности директора НИИ. И в случае удачи
осуществляет свою власть: проводит новую кадровую политику, разыскивает
специалистов, принимает на работу своих адептов, заменяет ими тех, кто, по
его мнению, мешает продвижению его дела.

В других сферах


А возможно ли, чтобы паранойяльный человек был врачом или технарем? Да.
Но и в этом случае он свое творчество посвящает только социально значимым
проблемам: либо создает вакцину от спида, либо ищет источники экологически
чистой энергии. Главное для него -- облагодетельствовать род людской,
страну, этнос, на худой конец -- город. Ниже паранойяльный спускается редко.
Некоторые паранойяльные занимаются, казалось бы, вовсе бессмысленным
делом: переплыть океан на каноэ, достичь на лыжах Северного полюса, в
одиночку совершить на лодке кругосветное путешествие... И как результат
попасть в книгу рекордов Гиннеса. Если это не истероидное желание сорвать
аплодисменты и раздавать автографы, то и здесь имеется в виду социальная
задача -- продемонстрировать миру возможности Человека.
Ну а если уж паранойяльный решил заняться предпринимательством, то в
рамках дела или чтобы заработать на развитие своего направления. Здесь он
может быть не вполне честен в сделках, даже и преступные дела может творить
-- "цель оправдывает средства". Он весь в риске, рискнет -- проиграет, снова
рискнет -- выиграет. Но в силу своей активности паранойяльные чаще успешны.

Роли в религии


Мы не раз будем обсуждать тему "психотип и религия". Паранойяльный
психотип в религиях играет ведущие роли. Паранойяльный в религии -- пророк.
Если отвлечься от собственно теологической проблематики, а брать
человеческое, то и Магомет, и Моисей, и Будда, и Заратустра, и сам Христос
-- личности паранойяльные. Во всех евангелиях, во всех фильмах об Иисусе
Христе это хорошо проиллюстрировано.
Паранойяльный пророк берет ту или иную умную-безумную идею у шизоида,
расширяет-углубляет-видоизменяет-систематизирует-абсолютизирует. Выдает за
свою. Или провозглашает автора облюбованной идеи предтечей. Объявляет себя
пророком, обрастает апостолами, кликушами... А они уже при нем, живом или
погибшем (чаще, чем усопшем), ставят храмы, воца-ряют церковь. Обычно
церковь так или иначе искажает идеи пророка, перерождается. Появляются
реформаторы церкви, появляются секты на основе той же религии: протестантизм
с паранойяльным Мартином Лютером, баптисты и т. п. Поэтому как вариант:
паранойяльный -- не основатель новой религии, а реформатор старой. Но это в
принципе то же самое.

Роли в политике и в науке


Приблизительно такой же процесс происходит и в политике. И тут
паранойяльный человек берет ту или иную (или две-три) идею все у того же
шизоида, оттачивает ее, объявляет его предтечей. Потом обрастает адептами.
Сначала, как мы говорили, это истероиды, склонные безоговорочно принимать
позицию новоявленного паранойяльного пророка в политике ("кликуши"). Позже
присоединяются эпилептоиды. Именно эпилептоиды становятся основными
серьезными пропагандистами идей паранойяльного. Повторим тезис, что
паранойяльный -- это пророк, а эпилептоиды -- апостолы. Эпилептоиды -- его
"гвардия". Но это потом, а поначалу паранойяльный может работать один, он
пишет "в стол", выходит к людям без поддержки, в начале процесса он сам себе
вождь и сам себе партия. И сражается в поединках с другими вождями, а иногда
-- и с целыми партиями во главе с их лидерами.
Приблизительно такой же процесс происходит и в науке. Повторяться не
стоит.

Профессии


Каковы же профессии, которые предпочитают паранойяльные и которые
"предпочитают" паранойяльных. Это уже понятно из вышесказанного: политики,
партийные вожди, губернаторы, директора НИИ, директора экспериментальных
производств, депутатский корпус, родоначальники сект, пророки...
В овладении профессиональными навыками паранойяльные проявляют немалое
рвение, учатся всему, что облегчит их работу, продвижение и успех, особенно
интероргтехнике и языкам. Здесь они склонны доучиться и даже переучиться,
усвоить нововведения. Но идеи, которые противоречат их первоначально взятому
направлению, они воспринимают в штыки.

Катализатор


Обобщим сейчас отдельно то, что ранее уже проскальзывало. Паранойяльный
человек -- как бы устроитель и катализатор процессов в обществе. Он
перерабатывает идеи шизоидов. К нему присоединяются и греются в лучах его
харизмы истероиды; ведь в религии истероиды -- кликуши, бесноватые, из
которых можно легко "выгнать беса", в политике и науке -- восторженные
почитатели, легковерные и легко разуверяющиеся, но их много, они создают
ореол, и, когда масса истероидов вокруг паранойяльного становится
критической, к ней по нарастающей начинают присоединяться и эпилептоиды. И
чем больше эпилептоидов уже присоединилось, тем больше их присоединяется.
Эпилептоид, как мы подробнее покажем ниже, любит наводить справедливость в
соответствии с уже существующими законами. А паранойяльный любит вводить
справедливость, то есть другие, более совершенные, с его точки зрения,
законы. А что может быть более животрепещущей проблемой в обществе, чем
проблема справедливости? Так что катализатор!

Философия


Паранойяльного человека не очень интересует философия как таковая, ему
все равно -- материя ли порождает дух, или дух материю... Ему важнее
различные социальные аспекты. Но если для решения социальных вопросов
требуется пофилософствовать, он может углубиться и в эту область, став в
какой-то мере профессионалом и здесь. Так, у Ленина были "Философские
тетради", он написал философско-публицистическое эссе "Материализм и
эмпириокритицизм". Многие философы сейчас скептически оценивают этот
философско-партийный экзерсис, но нельзя не признать, что на ту пору в
проблемы философии он вник достаточно глубоко.
Характерен один из тезисов Маркса о Фейербахе: до сих пор философы
объясняли мир, а надо его переделывать. Он великолепно иллюстрирует
паранойяльную личность -- тут и добавить нечего.

Субъект-объектностъ


Творя в макросоциуме, паранойяльный считает себя личностью, субъектом,
а других так или иначе превращает в объекты. Это именно у него ярко
выраженное субъект-объектное отношение к людям, против которого возражает
гуманистическая психология. Это он считает всех "винтиками", "массами",
"тестом истории". Себя он считает творцом, а человеком из массы, винтиком,
быть не хочет. Впрочем, нередко он заявляет, что народ, массы превыше всего,
и тогда (тут уж деваться некуда) считает себя плоть от плоти героем из
народа. Вспомним: "вышли мы все из народа..." Но и в этом случае
декларируется лишь "генетическая" связь нашего героя с народом, на деле он
выделяет себя из народа, он учит народ, ведет за собой, покоряет его,
подчиняет, подавляет...

Суггестия


Суггестия -- внушение. Паранойяльный и суггестия очень связаны. Сам
паранойяльный в целом плохо поддается внушению. В том числе и гипнотическая
внушаемость, в противовес истероидам, сензитивам и неустойчивым, у него
незначительна, так себе, легкая сонливость, расслабленность. Это он внушает.
Он вождь. Он ведет массы, толпу, и она ему верит, даже верует. Он может
призвать умереть за его идею и даже за него самого, который эту идею
воплощает и без которого умрет его дело.
Иногда он выступает в роли мага, гипнотизера, этакого "Калиостро", но
это больше на провинциальном уровне.

Эмпатия


Эмпатия -- это вчувствование в психику другого человека. Это может
сопровождаться сопереживанием и сочувствием. (А бывает и "отрицательная"
эмпатия -- с подчинением человека.)
Паранойяльные неэмпатичны, плохо чувствуют другого человека, не чутки к
чужому горю. У них все подчинено только делу. Когда паранойяльный
проповедует, он сам впадает в транс, сознание сужено, глаза горят, руки
энергично жестикулируют, в эти минуты он совершенно недоступен другим людям,
он их любит-ненавидит в зависимости от того, как они воспринимают его речь.
Он может и в другое время совершенно не думать о потребностях и состоянии
близких людей, об их больших и тем более маленьких бедах, мелких заморочках:
подумаешь -- слезы, "что слезы женские? -- вода". Он должен постоянно
задавать себе вопрос, стоит ли его дело больше человека. Может быть,
конечно, и стоит. И не обязательно умиляться довольно сомнительной в смысле
истинности фразе Достоевского о слезинке ребенка.

Но паранойяльному все же имеет смысл остановиться в беге, оглянуться во
гневе и все-таки задать себе этот сакраментальный вопрос, стоит ли его дело
больше человека.
 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов