ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу Правила поведения в конфликтах 
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

Правила поведения в конфликтах 

скачать    596.zip

 

 

 

   

Оглавление

 TOC \o "1-2" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc73294217 \h 2

Глава 1. Конфликт в педагогическом общении. PAGEREF _Toc73294218 \h 3

1.1     Особенности педагогических конфликтов. PAGEREF _Toc73294219 \h 3

1.2     Причины конфликтов в педагогическом общении. PAGEREF _Toc73294220 \h 6

Глава 2. Правила поведения в конфликтных ситуациях. PAGEREF _Toc73294221 \h 8

2.1 Средства коммуникативного воздействия в конфликте. PAGEREF _Toc73294222 \h 8

2.2 Педагогический анализ конфликта                                                               

как средство его эффективного разрешения. PAGEREF _Toc73294224 \h 10

Заключение. PAGEREF _Toc73294225 \h 14

Литература. PAGEREF _Toc73294226 \h 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Педагогическое общение – сложная для изучения проблема. Но, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается исследователь, в свете гуманизации системы обучения  в общеобразовательных учреждениях анализ аспектов педагогического общения становится все более актуальным.

Наибольшую остроту приобретает тема конфликтов между преподавателями и учениками, а также изучение правил поведения в конфликтных ситуациях, эффективных стратегий их разрешения.

Несмотря на то, что межличностные конфликты не устранимы из общения, особенно педагогического, к сожалению, на данном этапе развития системы обучения и воспитания детей, подготовки профессиональных педагогов в специализированных учреждениях не достаточно внимания уделяется тренингам стратегий анализа и выхода из конфликта, а также правил поведения в таких ситуациях для учителей и воспитателей.

Конфликты в педагогическом общении, которые ведут к накоплению негативного опыта взаимодействия с учителями, сверстниками в рамках ДОУ или школы, препятствуют полноценному развитию личности, что противоречит основной цели обучения и воспитания в Российской Федерации. Поэтому одной из задач психологов, работающих в системе образования, видится уменьшение негативных последствий конфликтов в педагогическом процессе не только с помощью проработки, изживания самой конфликта в психотерапии, но и обучение, как педагогов, так и учеников правилам поведения и эффективного разрешения создавшейся ситуации. Именно это и видится целью данной работы.

Педагогам, как и психологам, всегда следует помнить: слово может очень сильно ранить, иногда даже убить человека, особенно ребенка, подростка, которые в своем познании мира целиком полагаются на суждения и опыт взрослых, часто некритично относясь к сказанному к сказанному.

 

 

Глава 1. Конфликт в педагогическом общении

1.1   Особенности педагогических конфликтов

Для создания полноценного понимания рассматриваемой нами темы необходимо определить, что такое конфликт.

Конфликт – это столкновение разнонаправленных интересов, целей, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме[4]. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в определенных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликты в педагогической ситуации очень специфичны и отличаются от обычных не столько тем, что происходит «столкновение статусов», но сколько тем, что конфликтная ситуация для ребенка должна стать воспитательной. В их разрешении педагог должен учитывать и возрастные особенности, мотивы и стремления конфликтующих сторон, а также многое другое.

М.М. Рыбакова выделяет такие специфичные стороны педагогических конфликтов [6]:

§        профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нор мы отношений между людьми. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель—ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

§        разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

§        различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

§        присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

§        профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на верное место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

§        всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

§        конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Итак, педагогический конфликт – сложная ситуация в общении между педагогом и учителем. В силу специфики взаимодействия между конфликтующими сторонами большая часть ответственности ложится все-таки на учителя как специалиста, которые не смог в данной конкретной ситуации почувствовать и учесть особенности ребенка.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

ü     Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости внеучебной деятельности. Приведем типичный пример: «Идет урок математики в VI классе. К доске вызваны два мальчика, они работают по индивидуальным карточкам. Другие ребята выполняют задание под руководством учителя. Один из мальчиков (Саша), видимо, в чем-то затрудняется при выполнении задания: часто стирает на писанное, оглядывается на ребят; второй ученик уверенно выполняет задание. Ребята выполнили задание, прокомментировали его. Учительница проверяет выполнение заданий мальчиками у доски. Подходит к Саше и заявляет: «Ну вот, всегда он так, этот Саша! Посмотрите, ничего-то он не знает!» Саша вспыхнул, зло крикнул: «Ну и учись сама!» — и выбежал из класса.Классному руководителю мальчик объяснил, что ему нечего делать на уроке. Учительница была возмущена такой реакцией ученика: раньше, по ее словам, он был скромный, тихий и не возмущался на такие замечания».

ü     Конфликты поведения  (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы: «Три года назад я пошел в однодневный поход с учащимися IV класса. Все проверил, как положено, но, пройдя 500 м, решил еще раз проверить: у Оли М. оказался тяжелый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он резал плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый легкий рюкзак. Но этот мальчик—Вова Т. сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал, куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак и пошли дальше. Отдыхали, веселились. Вечером к Вове зашли две девочки, отдали рюкзаки, вручили букет полевых цветов. Мальчик был испуган таким отношением, он ожидал другого, долго переживал случившееся (по наблюдению девочек).1 сентября по дороге в школу меня догнал Вова с букетом цветов, извинился и сказал, что был не прав. Мы разговорились, и я узнал, почему он отказался нести картофель. Оказывается, когда он собирался в поход, то все думал, как облегчить свой груз, даже не взял необходимые вещи — и на тебе, вдруг картофель! Ему это по казалось обидным, отсюда и реакция. Перед ребятами я его похвалил, раскрыл причину отказа и увидел радость за товарища в глазах ребят».

ü     Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере общения в педагогической деятельности. «Урок химии в VII классе. На последней парте, у двери, сидит подросток. Мальчик неуравновешенный, постоянно отвлекается, часто бывает не готов к уроку. Вот и сейчас, во время объяснения нового материала, крутит в руках календарик, пытается отвлечь соседей, сидящих впереди. Учительница не выдерживает и делает замечание в резкой форме: «Прекрати!» В ответ мальчик спрашивает: «А чего я делаю?» Учительница: «Действительно, ты ничего не делаешь! За контрольную получил «два», дома не учишь, на уроках нарушаешь порядок! И вообще, ты надоел мне своими выходками. Марш домой, и чтобы срочно в школе была мать!» Мальчик хватает сумку и с криком «Дура! Дура!» выбегает из класса.... Мать у мальчика умерла три месяца назад» [6].

Итак, гуманизация отношений в школе требует от многих учителей проявлять инициативу в пересмотре своей позиции в конфликтах, а не торопиться обвинять во всем учеников.

Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе мо гут быть ценным источником информации о личности ученика.

1.2   Причины конфликтов в педагогическом общении

Причины педагогических конфликтов могут быть различны. Но их необходимо выявить для полноценной помощи при попытке вмешательства в конфликтную ситуацию.

В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе. Анализируя литературу можно выделить следующие наиболее распространенные в педагогических ситуациях причины конфликтов [2,3,6]:

§        малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников. Неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»;

§        недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

§        свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

§        учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);

§        оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

§        учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

§        немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

§        личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Необходимо помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций конфликтов дают возможность, как учителю, так и психологу ориентироваться в тех причинах, которые нарушаю взаимодействие с учениками.

Глава 2. Правила поведения в конфликтных ситуациях

2.1 Средства коммуникативного воздействия в конфликте

Для эффективного разрешения конфликтной ситуации необходимо знать не только правила поведения в конфликте, о которых будет рассказано далее, но, может быть, самое главное – обладать определенным средствами воздействия.

Владение техникой общения помогает психологу и педагогу организовать правильное поведение в ситуации конфликта. Поэтому важным для оптимизации взаимодействия становится приспособление в общении, т.е. система приемов (психологическая, мимическая, пантомимическая, речевая, двигательная и т.д.), избираемая для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации [3].

Педагогам и психологам необходимо формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникационных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации. Каждый метод воздействия в сочетании с системой приспособлений в общении будут приобретать совершенно иные смысл, силу и направленность.

Необходимо всегда помнить, что «технологические» приемы взаимодействия в конфликтной ситуации должны опираться, прежде всего, на искреннее, заинтересованное отношение педагога к детям.

Инициативность педагога является также эффективным средством, подкрепляющим воздействие в конфликте. Инициатива педагога в процессе педагогического общения может быть двух видов:

Ø     педагог открыто выступает как инициатор позитивного разрешения конфликта;

Ø     он выступает как скрытый инициатор выхода из сложившейся ситуации (косвенная ориентация учащихся через вызов у них потребности к такому итогу, при чем у школьников создается впечатление, что инициаторами являются они сами).

Очень важен в педагогическом отношении изначальный момент коммуникативной инициативы, когда осуществляется своеобразная коммуникативная атака педагога на класс и завоевывается коммуникативное преимущество.

Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в конфликте, а с другой — управление этой инициативой через систему приспособлений в общении, придание необходимых ситуативных коммуникативных форм. В этом смысле можно говорить об авторитарной инициативе, демократической, скрытой создающей эффект самоинициативы у детей.

Еще одной группой средств, подкрепляющих воздействие, являются достройки и пристройки.

Пристройка — это непроизвольное приспосабливание человеком своего тела для воздействия, когда представление человека о качествах объекта диктуют состав, порядок и характер движений[3]. Как показывает анализ педагогической деятельности, организация «пристроек и достроек» в педагогическом общении принципиально важна для управления используемым методом воздействия.

Пристройки и достройки делают педагогическое общение более разнообразным, существенно подкрепляют словесные действия воспитателя. В педагогическом отношении важно, чтобы применяемая пристройка или достройка соответствовала:

Ø     текущей коммуникативной задаче;

Ø     сложившимся или складывающимся взаимоотношениям педагога и учащегося;

Ø     творческой педагогической индивидуальности учителя;

Ø     индивидуальным особенностям воспитанника.

Сложность реализации пристроек и достроек в процессе педагогического общения проявляется в том, что приходится их организовывать и для класса в целом, и для каждого учащегося в отдельности. Осознание педагогом сущности и роли пристроек в общении поможет ему сделать процесс их использования более управляемым, осмысленным, что необходимо, в свою очередь, для достижения автоматизма в этой деятельности.

В целом, средства воздействия на конфликтующих могут быть разными и зависеть от особенностей как учащихся, так и педагога. Несмотря на это, вышеуказанные способы поведения в конфликтной ситуации можно адаптировать к каждой отдельной стороне.

2.2 Педагогический анализ конфликта

как средство его эффективного разрешения

Основным звеном при разрешении возникшей конфликтной ситуации можно считать проведение психологического анализа. Именно он позволяет в дальнейшем избегать повторения возникших инцидентов или помогать их успешно разрешать коллегам.

В случае анализа конфликта педагог или психолог должен раскрыть причины ситуации, не допустить её перехода в длительный конфликт, «т.е. научиться владеть ситуацией, используя её познавательные и воспитательные функции» [6].

Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятие обоснованного решения. Другой не менее значимой целью такого анализа может служить переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и её проявления в деятельности, отношениях и поступках.

Совместно с практическими работниками школ М.М. Рыбакова [6] разработала варианты опорных схем для проведения анализа ситуаций. Наиболее интересна из них следующая:

1.     Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.);

2.     Что предшествовало возникновению ситуации:

3.     Какие возрастные и индивидуальные особенности участников выявились в их поведении, ситуации, поступке;

4.     Ситуация глазами ученика и учителя, мотивы действующих лиц; личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику); что, нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учи теля); основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

5.     Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;

6.     Выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

После полноценного анализа возникшей конфликтной ситуации необходимо выбрать способы её разрешения. В зависимости от стиля преподавания, опыта работы в образовательной системе каждый педагог выбирает разные способы выхода из конфликта, которые не всегда являются эффективными.

Первый способ состоит в перечислении проступков учеников, а также педагогических приемов и действий учителя, которые должны восстановить порядок. Такой анализ ситуации чаще используется учителями, которые торопятся «принять меры» к нарушителям порядка и мало интересуются личностью самого ребенка, мотивами его поступка.

Второй  способ анализа ситуации характерен фрагментарным привлечением психологических знаний без достаточно глубокой их переработки. Психологические знания используются лишь для обоснования педагогических приемов воспитательного воздействия. Подобным способом анализа овладевает большинство педагогов. Здесь заметно появление интереса к психологическим особенностям ученика, но провести более детальный анализ мешает недостаточно глубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей и их проявлений в поступке подростка.

Третий способ анализа ситуации: перенос внимания при анализе ситуации с поступка на личность ученика, когда центром внимания становится сама ситуация или поступок, а ученик, его личность. С этого и начинается поиск причин конфликта, поступка, ситуации.

В данном типе анализа проявляется личность самого анализирующего: для одних характерен интеллектуально – рассуждающий анализ, поиск объективных причин возникшей ситуации, другие склонны к эмоционально – рефлексирующему анализу, стремлению увидеть ситуацию глазами ученика, понять его переживания. Во всех случаях ценно отсутствие стереотипности при анализе ситуации, умение увидеть ребенка в ней со всеми его проблемами, найти возможность понять его и помочь.

Четвертый способ анализа ситуации включает предложение вариантов предупреждения конфликта путем нестандартного его разрешения (возможно в нескольких вариантах).

Итак, на основе анализа полученной информации можно придти к следующим выводам:

§        конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством слушателей признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся классным руководителем и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними;

§        ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету, «трудным» по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в вы полнении задания;

§        нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.

Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают некоторые учителя.

Подводя итоги, необходимо отметить, что не существует универсальных правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированны, прежде всего, на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мы откажемся таковую признавать даже в детях, конфликты, особенно в педагогических ситуациях можно считать неизбежными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы попытались проанализировать наиболее общие правила поведения в конфликтных ситуациях. Именно они должны помочь и психологу, и педагогу в их повседневном труде для повышения эффективности взаимодействия с учениками, что в свою очередь приведет к более качественному усвоению получаемых детьми знаний, снятию психологических барьеров общения и появлению гармонично развивающейся личности.

Педагогическое мастерство приобретается только с годами упорного труда над собой. Оно является следствием личностного роста, который не возможен без конфликтов, вернее, эффективного их разрешения самим человеком.

Задача психолога в работе с учителями при разрешении различных педагогических конфликтов помочь проанализировать возникшую ситуацию, увидеть другие пути решения имеющейся проблемы.

Необходимо отметить, что психолог не может помочь учителю сформировать у себя способность точно знать последствия тех или иных ситуаций, но тренировать умение прогнозировать поступки учеников важно для эффективной работы с классом.

Хотелось бы сказать, что, как бы ни был сложен труд преподавателя, нет более интересной, захватывающей и важной профессии, чем помощник и наставник формирующейся личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Вульфов Б.З., Поташник М.М. Педагогические ситуации. – М., 1983

2.     Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987

3.     Канн – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987

4.     Краткий психологический словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – Ростов – на – Дону, 1999

5.     Лозовцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками – одноклассниками // Вопросы психологии. – 1986, №1

6.     Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе – М., 1991

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов