ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу способности и темперамент 
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

способности и темперамент 

скачать    772.zip

 

 

 

    СПОСОБНОСТИ. ТЕМПЕРАМЕНТ

понятия <индивид> и <личность>.
СПОСОБНОСТИ; ОПРЕДЕЛЕНИЕ,

ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ,
РЕЗЮМЕ.

ТЕМПЕРАМЕНТ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ;
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕТВЬ УЧЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ;
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ - <ПОРТРЕТЫ>;
УЧЕНИЕ О ТИПАХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
И ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ТЕМПЕРАМЕНТ
В ШКОЛЕ И. П. ПАВЛОВА.

РАЗРАБОТКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
В СОВЕТСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
(Б. М. ТЕПЛОВЫМ, В. Д. НЕБЫЛИЦЫНЫМ И ДР.). ИТОГИ

Наиболее важные и интересные разделы общей пси-
хологии - те, в которых осуществляется целостный под-
ход к человеку. В них человек рассматривается и со
стороны присущих ему общечеловеческих свойств) и со
стороны его неповторимой индивидуальности.

Главные понятия, которые здесь используются, - ин-
дивид и личность. Трактовка этих понятий в психоло-
гической литературе неоднозначна. Выберем лишь одну
из них - ту, которая принадлежит А. Н. Леонтьеву [54].

Об индивиде говорят, когда рассматривают человека
как представителя вида homo sapiens. В понятии <инди-
вид> отражается по крайней мере два основных признака:
во-первых, неделимость, или целостность субъекта и,
во-вторых, наличие у него особенных (индивидуальных)
свойств, которые отличают его от других представителей
того же вида.

Человек (или животное) рождается индивидом. Он
имеет обусловленные природой особенности - генотип.
Индивидуальные генотипичные свойства в процессе
жизни развиваются и преобразуются, становятся фено-
типическими. Как индивиды, люди отличаются друг от

244

друга не только морфофизиологическими особенностями,
такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип
нервной системы, но и психологическими свойствами -
способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Личность - это качественно новое образование. Оно
формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэ-
тому личностью может быть только человек, и то до-
стигший определенного возраста. В ходе деятельности
человек вступает в отношения с другими людьми (обще-
ственные отношения), и эти отношения становятся <об-
разующими> его личность. Со стороны самого человека
формирование и жизнь его как личности выступают преж-
де всего как развитие, трансформация, подчинение и
переподчинение его мотивов.

Это развиваемое А. Н. Леонтьевым представление о
личности (назову его <понятием о личности в узком.
смысле>) достаточно сложно и требует пояснений.

Прежде всего замечу, что оно не совпадает с более
традиционной, расширенной трактовкой понятия <лич-
ность>. Согласно этой трактовке в структуру личности
входят и все психологические характеристики человека,
и все морфофизиологические особенности его организма
вплоть до особенностей обмена веществ [см, 5; 94 и др.].
Популярность и стойкость такого расширенного понима-
ния личности в психологической литературе объясняется,
наверное, тем, что оно совпадает с общежитейским зна-
чением этого слова: для обыденного сознания личность -
это конкретный человек со всеми его индивидуальными
особенностями, все то, что, .по меткому выражению
А. Н. Леонтьева, <заключено под его кожей>.

Однако научные понятия не всегда совпадают с жи-
тейскими по своим содержанию, объему, границам. Иног-
да они входят в противоречие с так называемым здравым
смыслом и, несмотря на это, а может быть и благодаря
этому, становятся мощным орудием познания действи-
тельности.

Так обстоит дело с понятием <личность> в узком
смысле слова. Оно позволяет вычленить очень важный
аспект бытия человека, который связан с общественным
характером его жизни. Человек как общественное суще-
ство приобретает новые (личностные) качества, которые

245

отсутствуют у него, если его рассматривать в качестве
изолированного, несоциального индивида.

Чтобы лучше понять эти качества, рассмотрим их с
точки зрения интересов и задач общества. Человеческое
общество, чтобы существовать, должно заботиться о вос-
производстве своих членов, причем таких, которые спо-
собны поддерживать его устойчивость и развитие.

Но в лице каждого своего члена общество встречается
с активным субъектом, деятельность которого определя-
ется прежде всего его потребностями и мотивами. Отсюда
главный путь действительного воспроизводство члена об-
щества - это воспитание его мотивов. Человек стано-
вится личностью в той мере, в какой система его мотивов
оказывается сформированной требованиями общества.
Конечно, <требования> эти могут быть очень разными.
Они могут отражать интересы небольшой социальной
группы, класса или человечества в целом (<общечелове-
ческие идеалы>). От качества и масштаба тех ценностей,
которые усваивает человек и к которым он приобщается,
зависит качество и масштаб его личности. <Личность тем
значительнее, - пишет С. Л. Рубинштейн, - чем больше
в индивидуальном преломлении в ней представлено все-
общее> [95, с. 243].

Каждая личность с определенного момента начинает
вносить более или менее ощутимый вклад в жизнь об-
щества и отдельных людей. Вот почему рядом с поня-
тиями <личность>, <личностное> обязательно появляется
другое понятие <общественно значимое>. Конечно, <зна-
чимое> (т. е. имеющее значение) может быть как обще-
ственно приемлемым, так и общественно неприемлемым.
И поэтому, например, преступление есть столь же лич-
ностный акт, что и подвиг, только в первом случае мы
имеем дело с действиями <преступной личности>, во
втором - героической.

Позже я более подробно остановлюсь на основных
проблемах психологии личности. А в этой лекции рас-
смотрим такие комплексные индивидные характеристики
человека, как способности, темперамент и характер.

Способности определяются как индивидуально-пси-
хологические особенности человека, которые выражают
его готовность к овладению определенными видами де-
ятельности и к их успешному осуществлению.

246

В этом определении следует обратить особенное вни-
мание на слова.: индивидуально-психологические, готов-
ность и связь способностей с успешным осуществлением
деятельности.

Говоря об индивидуально-психологических особеннос-
тях, выделяют только такие способности, которые, во-
первых, имеют психологическую природу, во-вторых, ин-
дивидуально варьируют. Все люди способны к прямо-
хождению и освоению речи, однако к собственно спо-
собностям эти функции не относятся: первая - по при-
чине непсихологичности, вторая - по причине общности.

Подчеркивая связь способностей с успешным осущест-
влением деятельности, мы ограничиваем круг индиви-
дуально-варьирующих особенностей только теми, кото-
рые обеспечивают эффективный результат деятельности.
Таким образом, в способности не попадают свойства
темперамента или характера, хотя они являются и пси-
хологическими и индивидуально-варьирующими.

Наконец, слово готовность (к освоению и осущест-
влению деятельности) еще раз ограничивает круг обсуж-
даемых индивидуально-психологических свойств, остав-
ляя за его пределами навыки, умения, знания. Так,
человек может быть хорошо технически подготовлен и
образован, но мало способен к какой-либо деятельности.
Известны, например, феноменальные <счетчики> -
лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в
уме сложные вычисления, но при этом обладают весьма
средними математическими способностями.

Один из самых сложных и волнующих вопросов -
вопрос о происхождении способностей: врожденны спо-
собности или они формируются прижизненно?

Термины <врожденный>, <прирожденный> (т. е.
имеющийся к моменту рождения) обычно употребляют
в смысле <полученный от природы>, <переданный по
наследству>. Однако с научной точки зрения это нестро-
го: до рождения индивид проходит длительный путь
внутриутробного развития, в течение которого он под-
вергается <средовым воздействиям>. Поэтому термин <на-
следственный> более точен для выражения предполага-
емого смысла.

Ответы, которые даются на поставленный вопрос,
очень противоречивы и часто диаметрально, противо-

247

положны. На одном полюсе можно найти высказывания
типа: <музыкантом (математиком, поэтом) надо родить-
ся>, на другом - известный афоризм: <талант - это 1°о
способностей и 99% пота>. В пользу каждой альтернативы
приводятся факты, соображения, доводы. Рассмотрим
основные и> них.

1. Обычно считается, что доказательством врожден-
ности (наследственности) способностей служит их раннее
появление у ребенка. Известно, например, что у Моцарта
обнаружились музыкальные способности в 3 года, у Гайд-
на-в 4 года; Рафаэль проявил себя. как художник в
8 лет, Гаусс как чрезвычайно способный к математике -
в 4 года и т. д.

2. О врожденности способностей заключают также на
основе повторения их у потомков выдающихся людей.
Часто в связи с этим приводятся примеры одаренных
семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов, Джемсов
и др. К этой же категории относят данные специальных
исследований.

Вот пример одной из старых работ этого рода.
Определялась музыкальность детей, у которых либо
оба родителя были музыкальны, либо музыкален только
один, либо оба родителя немузыкальны. Результаты ока-
зались следующими (табл. 2, привожу только для край-
них случаев) [цит. по: 93, с. 247].

Таблица2
Дети(Ярко выраженная музыкальность; Совсем немузыкальны).

Родители оба музыкальны: 85%; 7%;
Родители оба немузыкальны: 25%; 58%;

Довольно очевидно, что подобные факты не являются
строгими, поскольку не позволяют развести действия
наследственности и среды: при выраженных способностях
родителей с большой вероятностью создаются благопри-
ятные, а иногда и уникальные условия для развития тех
же способностей у детей.

Вспоминаются в связи с этим яркие описания регу-
лярных музыкальных праздников в семье Бахов. В их
семейном хоре каждый участник, включая детей, получал

248

свой <голос> и должен был вести его в сложной много
голосной фуге.

Итак, количественные данные только что приведен-
ного типа, вообще говоря, любопытны. Однако они скорее
отражают результаты совместного действия обоих фак
торов (генотипического и средового), чем говорят в поль-
зу одного из них.

3. Более строгие факты поставляют исследования с
применением близнецового метода (хотя и он имеет свои
ограничения [см. 90]).

В ряде исследований сравнивались между собой по-
казатели умственных способностей однояйцевых (моно-
зиготных) близнецов и просто братьев и сестер (так
называемых сибсов). Корреляция показателей внутри мо-
нозиготных пар оказалась очень высокой: 0,8-0,7; тогда
как те же сравнения в парах сибсов дали коэффициенты
порядка 0,4-0,5 [цит. по: 89].

4. Впечатляющие результаты были получены также в
экспериментальных исследованиях на животных с при-
менением метода искусственной селекции.

В одном исследовании крысы обучались находить
путь в лабиринте. Из всех животных отбирались те,
которые справлялись с задачей
наиболее успешно, и те, кото-
рые, наоборот, были наименее
успешными. Внутри каждой
группы (успешных, или <ум-
ных>, и неуспешных, или <глу-
пых>) производились скрещива-
ния. В следующем поколении
процедура повторялась: снова
отбирались <умные> и <глупые>
животные, и снова они скрещи-
вались между собой внутри каж-
дой группы. Так повторялось в
течение шести поколений. На
рис. 13 можно видеть результа-
ты этих экспериментов. Они
убедительно свидетельствуют о
возможности накопления гене-
тической предрасположенности
к успешному обучению. Дивер-

Рис. 13. Среднее число оши-
бок <умных> и <глупых>
крыс, отобранных по спо-
собности ориентироваться
в лабиринте в шести поко-
лениях.

249

генция животных по этому признаку к шестому поколе-
нию достигает внушительных размеров!

Таким образом, все-таки существуют доказательства
в пользу генотипических предпосылок способностей. Но
как велика их .роль? Насколько успех в развитии спо-
собностей зависит от наследственных задатков?

Для обсуждения этого вопроса нужно рассмотреть
противоположные факты - те, которые показывают дей-
ствие внешних условий, а также воспитания и обучения
на формирование способностей. Среди них есть также и
менее, и более точные.

1. К менее точным, но достаточно впечатляющим,
можно отнести результаты деятельности выдающихся пе-
дагогов. Известно много случаев, когда в различных
областях деятельности (науки, искусства и т. п.) вокруг
одного учителя возникала большая группа талантливых
учеников, по своей численности и уровню способностей
необъяснимая с точки зрения простых законов ста-
тистики.

Некоторое время тому назад в Москве жил и работал
учитель музыки М. П. Кравец. Он любил выбирать себе
особенно неспособных в музыкальном отношении учени-
ков и иногда доводил их до уровня учащихся Централь-
ной музыкальной консерватории (уровня, как известно,
самого высокого). Его увлекал сам процесс <производства
способностей>; по его словам, неспособных детей вообще
не бывает.

Мне довелось наблюдать работу М. П. Кравеца с на-
чинающими учениками. Уроки всегда проходили в об-
становке высокого эмоционального накала. Ребенок во-
влекался в живое и разнообразное общение с учителем.
Он пел, отгадывал музыкальные загадки, подбирал к
звукам картинки, бил в бубен, ритмично двигался под
аккомпанемент. Все это сопровождалось радостным на-
строением и поощрениями учителя.

Урок обычно заканчивался хорошо знакомой мело-
дией, которую издавала музыкальная модель <спутника>,
а под ней ребенок находил открытку с большой красной
<пятеркой>. Следующий урок ожидался, конечно, с боль-
шим нетерпением.

2. Пожалуй, более точные доказательства представля-
ют факты массового развития некоторых специальных

250

способностей в условиях определенных культур. Пример
такого развития был обнаружен в исследовании звуко-
высотного слуха, которое проводилось О. В. Овчинни-
ковой и мною под руководством А. Н. Леонтьева [58].

Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука,
составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту
перцептивную способность с помощью специального ме-
тода, мы обнаружили сильную недоразвитость ее при-
мерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как
и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне
немузыкальны.

Применение того же метода к испытуемым-вьетнам-
цам дало резко отличные результаты: все они по пока-
зателю звуковысотного слуха оказались в группе лучших;
по другим тестам эти испытуемые обнаружили также
100%-ную музыкальность.

Эти удивительные различия находят объяснение в
особенностях русского и вьетнамского языков: первый
относится к <тембровым>, второй - к <тональным> язы-
кам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию
смыслоразличения, а в русском языке такой функции у
высоты речевых звуков нет. В русском, как и во всех
европейских языках, фонемы различаются по своему
тембру. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем
детстве родной речью, одновременно развивают свой му-
зыкальный слух, чего не происходит с русскими или
европейскими детьми.

Пример очень поучителен, так как показывает фун-
даментальный вклад условий среды и упражнения в фор-
мирование такой <классической> способности, какой всег-
да считался музыкальный слух.

3. Убедительные доказательства участия фактора
среды были получены в экспериментальных исследова-
ниях на животных, где применялся уже известный вам
метод искусственной селекции.

На этот раз предварительно отобранное поколение
<умных> крыс выращивалось в условиях обедненной
среды, где они были лишены и разнообразных впечат-
лений и возможности активно действовать. В результате
оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте
действовали на уровне <глупых> животных, воспитанных
в естественных условиях. Противоположный результат

251

дали опыты с выращиванием <глупых> крыс в обога-
щенной среде: их показатели оказались приблизительно
такими же, что и у <умных> крыс, выросших в нор-
мальных условиях [цит. по: 6].

Эти исследования не просто показывают значение ус-
ловий воспитания для формирования способностей.
Общий вывод, который можно сделать на их основании,
более значителен: факторы среды обладают весом, соиз-
меримым с фактором наследственности, и могут иногда
полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать
действие последнего.

Перед психологией очень остро стоит проблема вы-
явления механизмов формирования и развития способ-
ностей. Тонкие механизмы такого процесса еще неиз-
вестны. Однако некоторые сведения могут быть привле-
чены к обсуждению этого вопроса. Это прежде всего
данные о сензитивных периодах формирования функций.

Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды
повышенной чувствительности к тем или иным воздей-
ствиям, к освоению того или иного вида деятельности.
Известно, например, что у ребенка 2-3 лет интенсивно
развивается устная речь, в 5-7 лет он наиболее готов
к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном
возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обна-
руживают чрезвычайную способность к перевоплощению
и вживанию в роли. Важно отметить, что эти периоды
особой готовности к овладению специальными видами
деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-то
функция не получила своего развития в благоприятный
период, то впоследствии ее развитие оказывается чрез-
вычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Например,
в подростковом возрасте уже очень трудно научиться
прямохождению и речи.

Исследования, проведенные, правда, в основном на
животных, показали, что сензитивные периоды могут
быть очень короткими и составлять недели и даже дни.
Но зато формирование определенной функции может
произойти почти <с места> - в результате одного-двух
повторений. Именно так в детстве фиксируются, напри-
мер, аффективные реакции.

Применяя все сказанное к специальным способностям,
можно пока в виде самой общей гипотезы предположить,

252

что и их функциональные структуры имеют свои сензи-
тивные периоды или отдельные моменты, в которые они
получают (или не получают) своего рода толчки к раз-
витию.

Часто приходится слышать такое рассуждение. В од-
ной семье растут два ребенка; один проявляет явные
способности к музыке, другой - нет. Значит, первый
одарен <от природы>, другому от природы <не дано> -
ведь условия воспитания одни и те же.

Это рассуждение слишком огрубляет действительное
положение вещей. Нужно различать макро- и микроусло-
вия развития, и только последние можно принимать все-
рьез. Может быть, в жизни первого ребенка музыка
прозвучала в тот момент, когда он был особенно готов
к восприятию ее, - и она произвела на него глубокое
впечатление. А другому ребенку пели, когда он был
отвлечен, утомлен или болен.

Роль первых <толчков> в развитии способностей, по-
видимому, очень велика, и они всегда связаны с яркими
эмоциональными переживаниями.

Так, например, известно, что Чарли Чаплин впервые вышел на
сцену в возрасте 5 лет. В тот день у его матери-актрисы сорвался
голос. Ее освистали, и она ушла за кулисы. Возник неприятный
разговор с директором театра, который боялся потерять денежный
сбор. Но тут директору пришла в голову мысль вывести на сцену
мальчика, который был здесь же с матерью за кулисами. Раньше ему
доводилось видеть, как маленький Чарли пел и танцевал, подражая
ей. Сказав несколько слов публике, директор ушел, оставив мальчика
одного на ярко освещенной сцене. Тот начал петь, ему стали кидать
деньги. Он воодушевился, и концерт продолжался с нарастающим
успехом. В этот день Чарли испытал яркое эмоциональное потрясение;
он понял, что сцена - его призвание.

Заметьте, что произошло это как раз в <артистичес-
кий> сензитивный период, характерный для детей 5-6
лет. А у другого ребенка, может быть, тоже звучала
<артистическая струнка>, но подобных впечатлений и
переживаний он не испытал, и она заглохла.

Мы, таким образом, подошли к еще одному вопросу,
который непосредственно связан с развитием способнос-
тей - к особенностям мотивации. В этом отношении
очень яркий материал дает изучение одаренных де-
тей {50].

253

Очень общий, неизменно повторяющийся факт состоит
в том, что одаренные дети обнаруживают сильную тягу
к занятиям той деятельностью, к которой они способны.
Они могут буквально часами изо дня в день заниматься
интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не
напрягаясь. Это для них одновременно и труд и игра.
Все их интересы, переживания, поиски, вопросы кон-
центрируются вокруг этих занятий.

Мне пришлось наблюдать одного мальчика, у которого очень рано,
в 3,5 года, пробудился интерес к числам. Едва с ними познакомившись,
он провел много дней за пишущей машинкой, печатая последовательно
числа натурального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции
сложения и вычитания, практически не задерживаясь в пределах
десятка. Больше всего его привлекало из окружения все то, что можно
было измерить или выразить числом: возраст и годы рождения род-
ственников, всевозможные веса, температуры, расстояния, количества
страниц в книгах, цены, железнодорожные расписания и т.п. По всем
этим поводам он активно спрашивал, переживал, размышлял. Персо-
нажами его воображаемых игр были числа, многие из которых имели
свой особый характер и поведение. Он сам <открыл> отрицательные
числа, операцию умножения и т. п.

Легко понять, как много в результате подобной почти
непрекращающейся деятельности успевает ребенок уз-
нать, понять и усвоить и как много потребовалось бы
времени и усилий педагогу, чтобы специально всему
этому его нашить.

Трудно определить, как именно связаны высокие до-
стижения способных детей и их эмоциональная увлечен-
ность, что здесь причина, а что следствие. Справедливо
считается, что оба эти фактора взаимосвязаны и один
усиливает другой. Во всяком случае, повышенная моти-
вация и вызываемая ею напряженная активность явля-
ются и признаками и неотъемлемыми условиями развития
любой способности.

После всего сказанного становится более или менее
ясно, что ни один из полярных ответов на вопрос о
происхождении способностей (их врожденности или при-
обретенности) неверен.

Мнение о том, что способности генетически предоп-
ределены, по существу, содержит мысль о том, что они
появляются <сами собой>, без процесса развития. Оче-
видно, что при этом игнорируется факт напряженной
деятельности самообучения способных детей.

254

Противоположное мнение, что всему можно научить
или научиться, если приложить старания, содержит ошиб-
ку неразличения труда, порождаемого сильной потреб-
ностью, увлекательного труда-игры, и труда-обязанности.
Нельзя научить человека, если отсутствуют его собствен-
ная активность, желание и увлеченность.

Резюмирую все сказанное о природе и развитии спо-
собностей.

Существуют природные предпосылки способностей -
задатки. Еще нет точных сведений о том, в чем именно
они состоят. Возможно, это некоторые свойства нервной
системы - степень общей активности, повышенная чув-
ствительность нервных структур и т. п. Возможно, это
какая-то специальная предрасположенность, например,
к восприятию звуков, красок, пространственных форм,
к установлению связей и отношений, к обобщениям и т. п.

То, насколько проявится и оформится задаток, зависит
от условий индивидуального развития. По результатам
этого развития, т. е. по наличной способности, нельзя
сказать, каков был <вклад> задатка. Нет пока способов
определить меру участия генотипического фактора в раз-
витии способностей.

Становление и развитие способностей, по-видимому,
связано с прохождением ребенка через различные сен-
зитивные периоды с возможным научением в эти периоды
по типу <запечатления>. У особо одаренных детей воз-
можна синхронизация нескольких сензитивных периодов,
обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности раз-
вития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей - повышен-
ная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то
же время <естественно> организующуюся деятельность,
необходимую для развития способностей.

Из всего сказанного становится ясно, что неблагопри-
ятные условия для развития способностей могут быть
различной природы. При высокой спонтанной активности
ребенка это может быть нехватка соответствующих впе-
чатлений - обедненная среда.

При неблагоприятных общих условиях воспитания;
например, при частых психических травмах, энергия ре-
бенка может тратиться на неконструктивные переживания
и <откачиваться> от развивающихся способностей.

255

Наконец, неправильное обращение с мотивацией, на
пример излишнее принуждение, может погасить спонтан-
ную активность ребенка и <засушить> способность.

Темперамент - следующая индивидная характерис-
тика человека. Учение о темпераменте имеет давнюю
сложную историю.

Под темпераментом понимают динамические харак-
теристики психической деятельности. Выделяют три
сферы проявления темперамента: общую активность,
особенности моторной сферы и свойства эмоциональ-
ности.

Общая активность определяется интенсивностью и
объемом взаимодействия человека с окружающей сре-
дой - физической и социальной. По этому параметру
человек может быть инертным, пассивным, спокойным,
инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно
рассматривать как частные выражения общей активности.
К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество
движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении
темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чув-
ствительность, импульсивность и т. п.

На протяжении длительной истории своего изучения
темперамент всегда связывался с органическими основа-
ми, или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта физиологическая ветвь учения о тем-
пераменте уходит в античный период. Гиппократ (V в.
до н. э.) описал четыре типа темперамента, исходя из
физиологических представлений того времени. Счита-
лось, что в организме человека имеется четыре основных
жидкости, или <сока>: кровь, слизь, желтая желчь и
черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в опре-
деленных пропорциях, они и составляют его темперамент
(лат. temperamentum - смесь, соотношение). Конкрет-
ное наименование каждый темперамент получил по на-
званию той жидкости, которая якобы преобладает в ор-
ганизме. Соответственно были выделены следующие типы
темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь),
холерический (от греч. chole - желчь), флегматический
(от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч.
melaina chole - черная желчь).

256

У Гиппократа был чисто физиологический подход к
темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью
человека и говорил даже о темпераменте отдельных ор-
ганов, например сердца или печени.

Но со временем появились умозаключения о том,
какие психические свойства должны быть у человека, в
организме которого преобладает кровь, желтая желчь и
т. д. Отсюда и появились психологические описания -
<портреты> различных темпераментов. Первая такая по-
пытка принадлежит тоже античному врачу Галену (II в.
н. э.). Много позднее, в конце XVIII в., психологические
портреты четырех темпераментов дал И. Кант, который
писал, что они составлены <по аналогии игры чувств
и желания с телесными движущими причинами> [38,
с. 148].

Кантовские описания темпераментов были повторены
потом во многих и многих источниках. Более того, пред-
ставляя с самого начала полунаучные-полухудожествен-
ные образы, они довольно быстро перешли в общую
культуру.

В качестве примера приведу отрывки из ярких опи-
саний темпераментов, принадлежащих Стендалю.

Стендаль обращается к изображению темпераментов
в своей работе <История живописи в Италии>, считая,
что каждый художник должен быть психологически об-
разован, чтобы не делать ошибок в изображении персо-
нажей - их общего облика, действий, настроений и т. д.
Вот его <портреты> темпераментов (в сильно сокращен-
ном виде) [104, т. 8, с. 209-226].

Сангвинический темперамент. Сангвиник - человек с ослепи-
тельным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью,
которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о
деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой
температуре.

Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и
блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки
отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в
душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику
нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить
на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов -
сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России
не было никакого порядка.

Холерический темперамент. Желчь - один из самых своеобраз-
ных элементов в человеческом организме. В химическом отношении
это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога,

257

это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая
подобно дрожжам.

Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения рез-
кие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темпера-
мента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные.
Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся
сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незна-
комо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности.
Человек холерического темперамента предназначен к великим делам
своей телесной организацией. Холериками, по мнению Стендаля, были
Юлий II, Карл V, Кромвель.

Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным
народам, например голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите.
Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно
широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие,
большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие
сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь
очень небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и
медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает
огромного гренадера-голландца.

Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из
которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное
состояние - спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мяг-
кость, медлительность, лень, тусклость существования.

Стендаль был участником войны 1812 г. и попал в Москву с
армией Наполеона. Он выражает удивление по поводу того, что рус-
ские, живущие в стране с суровым климатом, обладают отнюдь не
флегматичным темпераментом. В этом его убедила лихость московских
извозчиков, а главное, тот факт, что Москва оказалась пустой. <Исход
жителей из Смоленска, Гжатска и Москвы, которую в течение двух
суток покинуло все население, представляет собой самое удивительное
моральное явление в нашем столетии; я лично испытываю одно лишь
чувство уважения <...> Исчезновение жителей Москвы до такой сте-
пени не соответствует флегматическому темпераменту, что подобное
событие мне кажется невозможным даже во Франции>,- заключает
Стендаль [104, т. 8, с. 218].

И, наконец, меланхолический темперамент. Меланхолика отли-
чают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.
Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную,
то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются
высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда
дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за
любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не
нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть
показалась ему менее тягостной, чем это объяснение.

Описания Стендаля содержат все признаки обще-
житейского представления о темпераментах, которое
мало изменилось и по настоящий день. Признаки эти
следующие: во-первых, сохраняются четыре гиппократов-
ских типа; во-вторых, обязательно предполагаются био-
логические основы обсуждаемых психических свойств

258

(порой эти <основы> выглядят достаточно фантастично);
в-третьих, что особенно следует подчеркнуть, в тем-
перамент включается широкий спектр поведенческих
свойств: от быстроты и резкости движений до способов
объяснения в любви и манеры ведения войны.

Обратимся теперь к собственно научной судьбе <уче-
ния о темпераментах>. Как уже говорилось, она разви-
валась по двум основным линиям: физиологической и
психологической.

Дальнейшее развитие физиологической линии состо-
яло в последовательной смене представлений об органи-
ческих основах темпераментов. Перечислю несколько ос-
новных гипотез этого рода: химический состав крови
(кровь - главная жидкость в организме); ширина и тол-
щина кровеносных сосудов; особенности обмена веществ;
деятельность желез внутренней секреции; тонус нервных
и мышечных тканей, и наконец (последняя гипотеза),
свойства нервной системы. -

Наиболее серьезная попытка подвести физиологичес-
кую базу под темперамент связана с именем И. П. Пав-
лова, а также с именами советских психологов Б. М. Теп-
лова и В. Д. Небылицына, идеи которых продолжают
разрабатывать их сотрудники и ученики и по сей день.

Первоначально эта физиологическая концепция полу-
чила в школе Павлова название учения о типах нервной
системы, а позже она трансформировалась в <учение о
свойствах нервной системы>. Эту трансформацию мы и
проследим.

И. П. Павлов и его сотрудники, проводя многочис-
ленные эксперименты на собаках, в которых применялись
условно-рефлекторные процедуры, обнаружили, что жи-
вотные сильно различаются между собой по многим пара-
метрам - по скорости и легкости выработки условных
связей, по их устойчивости, по скорости и легкости
выработки дифференцировок, по способности выдержи-
вать смену положительных подкреплений стимулов на
отрицательные и т. д.

Анализ соответствующих экспериментальных ситуа-
ций показал, что каждая из них выявляет какое-либо
основное свойство нервной системы. Таких основных
свойств И. П. Павлов выделил три: силу, уравновешен-
ность и подвижность.

259

Так, если собака могла выдержать действие очень
сильного раздражителя, не впадая в запредельное тор-
можение, она демонстрировала силу нервной системы.
Если у нее очень быстро вырабатывались условные реф-
лексы с положительным подкреплением и очень плохо -
с отрицательным, то ее нервная система отличалась не-
уравновешенностью с преобладанием процесса возбужде-
ния и т. п.

Наряду с этим Павлов и его сотрудники наблюдали
общую картину поведения животных. Одни и те же
животные исследовались в течение многих лет, так что
каждое животное становилось известным по типичной
манере своего поведения. Так определились агрессивные
животные, которые могли даже укусить хозяина, наобо-
рот, трусливые собаки, которые чуть что - поджимали
хвост и уши, спокойные, которые мало на что реагиро-
вали, подвижные, <как ртуть>, и т. д.

И вот встал вопрос: а нельзя ли скоррелировать осо-
бенности поведения животных с теми находимыми в
лабораторных испытаниях свойствами нервных процес-
сов, которые оказывались также характерными для каж-
дого индивида? Такая работа по коррелированию двух
систем индивидуальных свойств - свойств нервной сис-
темы (или высшей нервной деятельности) и особенностей
поведения - была проведена и привела к очень известной
схеме, которую я воспроизведу, чтобы вам ее еще раз
напомнить.

Схема типов высшей нервной деятельности
(по И. П. Павлову)

(рассматриваются свойства:
Сильный - слабый;
Уравновешенный - Неуравновешенный;
Подвижный - Инертный.
СМ. ниже результаты.)

Эта схема представляет собой <дерево> свойств. Оп-
ределенные сочетания этих свойств были зафиксированы

260

как типы нервной системы, или, что то же самое, как
типы высшей нервной деятельности.

Так были выделены следующие четыре типа:
сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник);
сильный - уравновешенный - инертный (флегматик);
сильный - неуравновешенный (холерик);
слабый (меланхолик).

И. П. Павлов счел возможным приписать каждому из
этих типов название соответствующего темперамента по
Гиппократу.

Эта очень известная схема И. П. Павлова до сих пор
приводится в некоторых учебниках психологии (напри-
мер, для педвузов) как последнее слово науки о темпе-
раментах, хотя она уже давно устарела и преодолена
дальнейшим развитием исследований как в школе Пав-
лова, так и в советской дифференциальной психологии

-Рассмотрим основные положения, на которых стро-
илась эта концепция Павлова и по которым шел ее
критический пересмотр. Таких положений я бы выделила
пять.

1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей
поведения животных и человека следует искать в свой-
ствах нервной системы, а не в чем-либо другом.

2. Эти свойства нервной системы могут или, лучше
сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлек-
торных процедур.

3. Таких основных свойств три: сила, уравновешен-
ность, подвижность. Они общие и постоянные для дан-
ного животного.

4. Сочетания основных свойств образуют четыре ос-
новных типа нервной системы (НС), или высшей нервной
деятельности (ВНД).

5. Эти основные типы НС соответствуют четырем
классическим типам темперамента, т. е. представляют
собой физиологическую основу психологических портре-
тов, описанных в рамках учения о темпераментах.

Первым обнаружил свою несостоятельность тезис о
том, что каждому типу НС соответствует свой стиль,
или <картина>, поведения (см. п. 5).

Уже при жизни И. П. Павлова стали выявляться и
постепенно накапливаться факты следующего рода: по
общей картине поведения животное следовало отнести к
какому-либо одному темпераменту, а по лабораторным

261

испытаниям - к другому. Иными словами, в опытах это
животное показывало набор совсем других свойств НС,
чем в поведении, иногда эти свойства по своему смыслу
оказывались даже противоположными.

Вот пример с одной собакой. По поведению трусливое,
покорное существо, при обращении к нему <стелется>
по земле, взвизгивает, мочится. Таким образом, по всем
признакам - слабый тип, меланхолик. Однако в станке
(т. е. в лабораторных испытаниях) собака работает пре-
красно, обнаруживает сильную уравновешенную нервную
систему.

Наблюдались и противоположные случаи. Например,
бодрые, оживленные и общительные животные оказыва-
лись по экспериментальным процедурам представителями
слабого типа.

На основании подобных фактов И. П. Павлов окон-
чательно отказался ориентироваться в определении типа
НС на картину поведения и сделал вывод о том, что
типы НС должны определяться только по лабораторным
процедурам, выявляющим особенности условно-рефлек-
торной деятельности [84, II, с. 358-359]. Но тем самым,
как вы понимаете, он отказался от того, чтобы рассмат-
ривать типы НС как физиологическую базу темперамен-
тов, понимаемых как <картины поведения>.

Более того, он изменил значение слова <темперамент>,
введя понятия <генотип> и <фенотип>. Генотип Павлов
определил как прирожденный тип нервной системы,
фенотип - как склад высшей нервной деятельности,
который образуется в результате комбинации врожден-
ных особенностей и условий воспитания. Генотип Павлов
связал с понятием <темперамент>, а фенотип - с поня-
тием <характер>.

Это очень важный момент, поскольку тем самым Пав-
лов, по сути, дал чисто физиологическую интерпретацию
темперамента, отрешившись от его психологических ас-
пектов. Психологические же аспекты темперамента он
назвал характером.

Во всяком случае, последний тезис (п. 5) уже сам
Павлов признал неверным: основные типы НС не соот-
ветствуют основным типам темперамента (в психологи-
ческом смысле).

262

Вскоре после этого был критически пересмотрен во-
прос о количестве основных типов НС (п. 4). Возник
вопрос: а почему именно названные типы следует считать
основными? Разве только такие комбинации свойств воз-
можны? Ведь теоретически можно говорить о сильном -
неуравновешенном - подвижном типе, слабом - урав-
новешенном - подвижном, слабом - неуравновешен-
ном - инертном и т. п. Да еще можно учитывать осо-
бенности отдельно тормозного и возбудительного процес-
сов. Короче говоря, уже Павлов признавал, что различ-
ные комбинации свойств НС могут дать 24 разных типа-
И действительно, позднее, при исследовании ВНД чело-
века, оказалось, что стойких сочетаний основных свойств
НС гораздо больше, чем четыре.

Почему же были выделены именно четыре типа, и
именно такие четыре типа? Б. М. Теплов считает, что на
Павлова, по-видимому, повлияла гиппократовская клас-
сификация темпераментов. Других оснований у него не
было.

Перехожу к следующему тезису (п.З): было крити-
чески пересмотрено понятие <общие свойства НС>. Это
было очень неприятное открытие. Оно состояло в том,
что по мере умножения экспериментальных процедур
стали получаться противоречивые факты. По одной про-
цедуре индивид обнаруживал одни свойства НС, а по
другой - другие. Например, при болевом подкреплении
НС оказывалась сильной, а при пищевом - слабой.

Далее выяснилось, что разные свойства НС обнару-
живаются у одного и того же испытуемого и в том случае,
если раздражители адресованы разным анализаторам. В
лаборатории Теплова была проведена большая работа по
вычислению коэффициентов корреляции между показа-
телями, полученными на зрительных, слуховых, тактиль-
ных анализаторах при определении одного и того же
свойства. Эти коэффициенты были, как правило, низки-
ми, а иногда даже равны нулю.

В результате пришлось говорить не об общих, а о
частных свойствах НС, имея в виду свойства отдельных
анализаторных систем, и не об общих типах НС, а о
парциональных типах, имея в виду различные подкреп-
ления.

263

Кроме того, анализ свойств НС привел к необходи-
мости пополнения их списка. К трем основным свойствам
были добавлены еще два - динамичность и лабильность.
Был поставлен вопрос о выделении среди них первичных
и вторичных свойств. Таким образом, представления об
основных свойствах НС (п. 3) продолжают меняться и
уточняться.

Далее было поставлено под сомнение положение о
том, что свойства нервной системы должны изучаться с
помощью условно-рефлекторных процедур (п. 2). Так
ли безусловно верно это утверждение?

Конечно, процессы в анализаторных отделах коры
больших полушарий, которые изучаются с помощью ус-
ловно-рефлекторных процедур, имеют прямое отношение
к поведению человека, особенно к его сознательным фор
мам. Но можно ли сбрасывать со счетов остальные отделы
головного мозга, особенно когда речь идет об энергети-
ческих и эмоциональных экспектах поведения? Нет, ни
в коем случае нельзя.

Последние данные нейрофизиологии показывают фун-
даментальную роль в активации поведения и в его эмо-
циональной регуляции подкорковых структур - рети-
кулярной формации, лимбических образований, лобных
долей и др. Отсюда напрашивался естественный вывод:
может быть, физиологические основы динамических осо-
бенностей поведения (т. е. темперамента) следует искать,
так сказать, в другом месте?

Именно такой вывод был сделан. В частности
В. Д. Небылицын в конце рано оборвавшейся жизни
возглавил поиски физиологических основ индивидуаль-
ности в свойствах лобно-ретикулярных структур голов-
ного мозга, которые определяют общую активность по-
ведения и его регуляцию, и лобно-лимбических структур,
которые заведуют эмоциональными аспектами поведения
[80].

Так оказался пересмотрен второй записанный выше
тезис.

Нам осталось рассмотреть последнее утверждение
(п. 1). Пожалуй, только оно и сохраняет свое значение,
да и то с важной оговоркой. Конечно, если существуют
физиологические основы индивидуальных различий по-
ведения, то их следует искать прежде всего в центральной

264

нервной системе. Однако ЦНС не существует отдельно
от организма. Ее особенности - частичное проявление
своеобразия каждого организма вообще; оно обнаружи-
вается также и в особенностях его морфологии, и в
деятельности его эндокринных систем, и в общем гумо-
ральном фоне и т. п.

Таким образом, имеют полный смысл поиски и об-
суждение органических коррелятов индивидуальности в
более широких биологических функциях человека. И
такие поиски в настоящее время идут. Они уже были в
истории науки и продолжаются в настоящее время.

Итак, подводя итог развитию <учения о темперамен-
тах>, можно констатировать следующее. Начало состояло
в том, что Гиппократом были постулированы четыре типа
темперамента, которые понимались в сугубо физиологи-
ческом смысле. Позже с ними были сопоставлены четыре
психологических типа темперамента, что положило на-
чало психологической линии. Дальнейшие поиски реаль-
ных органических основ темперамента все время соотно-
сились с этими психологическими типами. Одна из пос-
ледних попыток этого рода - учение о типах НС (или
типах ВНД) Павлова. Типы НС некоторое время рас-
сматривались как физиологическая основа темперамента.
Однако развитие науки привело к тому, что и это пред-
ставление стало достоянием истории. Что же осталось?

Некий <сухой остаток>- состоит в следующем. Четыре
типа темперамента уже нигде не фигурируют - ни в
плане психологическом, ни в плане физиологическом.
Выделяются <динамические аспекты> поведения, о ко-
торых говорилось вначале: это общая активность, вклю-
чая ее моторные проявления, и эмоциональность. Тем-
перамент (в психологическом смысле) - это совокуп-
ность соответствующих динамических свойств поведения,
своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

Одновременно сохраняется уверенность, что такие
свойства имеют <физиологическую базу>, т. е. опреде-
ляются некими особенностями функционирования физио-
логических структур. Каковы эти структуры и особен-
ности? Этот вопрос находится <на переднем крае науки>
и в настоящее время интенсивно исследуется психофи-
зиологами.

Менее единодушно мнение о том, с какими именно
особенностями организма следует связывать темперамент:

265

наследственными или просто физиологическими, которые
могут быть, конечно, результатом прижизненного фор-
мирования. Решение этой альтернативы наталкивается
на одну принципиальную трудность. Дело в том, что до
сих пор не удалось в полной мере установить, что в
плане поведения есть проявление генотипа, т. е. является
свойствами темперамента, а что - результат прижизнен-
ных <наслоений>, т. е. относится к свойствам характера.

Одновременно сохраняется и развивается другой под-
ход к темпераменту. Он характерен для работ собственно
психологического направления. Их автор идут от анализа
только поведения. В этих работах при определении тем-
перамента признак врожденных (или органических)
основ, как правило, не фигурирует; главную нагрузку
несет признак <формально-динамических свойств пове-
дения>, которые пытаются абстрагировать из целостных
поведенческих актов.

Однако при таком подходе обнаруживается своя су-
щественная трудность. Указанный признак также не по-
зволяет однозначно решить вопрос о круге конкретных
свойств, которые следует отнести к темпераменту. Среди
них перечисляются и <предельно формальные> особен-
ности поведения, такие как темп, ритм, впечатлитель-
ность, импульсивность, и более <содержательные> свой-
ства, которые чаще относят к характеру, например ини-
циативность, стойкость, ответственность, терпимость, ко-
оперативность, и даже такие личностно-мотивационные
особенности, как любовь к комфорту, стремление к гос-
подству и т. п. Тенденция расширять круг свойств тем-
перамента особенно характерна для авторов так называ-
емых факторных исследований личности [74]. Она при-
водит к смешению темперамента с характером и даже с
личностью.

В качестве самого общего итога приходится конста-
тировать, что, хотя темперамент и характер в психологии
различаются, четкой границы между ними не проводится.
В самом общем и приблизительном смысле темперамент
продолжает пониматься либо как <природная основа>,
либо как <динамическая основа> характера.

Многое же из того, что составляло ранее психологи-
ческую часть представлений о темпераменте, ассимили-
ровано характерологией.
 

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов