e-mail: skrijali@glasnet.ru
WWW: http://www.skrijali.ru/
Фридрих
Ницше «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» Friedrich Nietzsche |
ИЗРЕЧЕНИЯ И СТРЕЛЫ 1 Праздность есть мать всей психологии.
Как? разве психология — порок? 2 И самый мужественный из нас лишь редко
обладает мужеством на то, что он собственно знает... 3 Чтобы жить в одиночестве, надо быть
животным или богом, говорит Аристотель. Не
хватает третьего случая: надо быть и тем и другим
— философом. 4 «Всякая истина однозначна». — Не
двузначно ли это ложь? — 5 Я хочу раз навсегда не знать
многого. — Мудрость полагает границы также и
познанию. 6 В своем диком естестве отдыхаешь лучше
всего от своей неестественности, от своей
духовности... 7 Как? разве человек только промах Бога? Или Бог
только промах человека? — 8 Из военной школы жизни. — Что не убивает
меня, то делает меня сильнее. 9 Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый.
Принцип любви к ближнему. 10 Не надо проявлять трусости по отношению
к своим поступкам! не надо вслед за тем бежать от
них! — Угрызения совести неприличны. 11 Может ли осел быть трагичным? — Что
гибнешь под тяжестью, которой не можешь ни нести,
ни сбросить?.. Случай философа. 12 Если имеешь свое почему? жизни, то
миришься почти со всяким как? — Человек
стремится не к счастью; только англичанин
делает это. 13 Мужчина создал женщину — но из чего? Из ребра её
бога — её «идеала»… 14 Что? ты ищешь? ты хотел бы удесятерить
себя, увеличить во сто раз? ты ищешь приверженцев?
— Ищи нулей! — 15 Посмертных людей — меня, например, —
хуже понимают, чем современных, но лучше слушают.
Говоря точнее: нас никогда не поймут — и отсюда
наш авторитет... 16 Среди женщин. — «Истина? О, вы не
знаете истины! Разве она не покушение на все наши
pudeurs?» 17 Вот художник, каких я люблю, скромный в
своих потребностях: он хочет собственно только
двух вещей, своего хлеба и своего искусства, — panem
et Circen... 18 Кто не умеет влагать в вещи своей воли,
тот по крайней мере все же влагает в них смысл: т.
е. он полагает, что в них уже есть воля (Принцип
«веры»). 19 Как? вы выбрали добродетель и
возвышенные чувства, а вместе с тем коситесь на
барыши людей бесцеремонных? — Но, выбрав
добродетель, отказываются этим от
«барышей»... (на входную дверь антисемиту). 20 Совершенная женщина занимается литературой
так же, как совершает маленький грех: для опыта,
мимоходом, оглядываясь, замечает ли это
кто-нибудь, и чтобы это кто-нибудь заметил... 21 Становиться исключительно в такие положения,
когда нельзя иметь кажущихся добродетелей,
когда, напротив, как канатный плясун на своём
канате, либо падаешь, либо стоишь — либо
благополучно отделываешься... 22 «У злых людей нет песен». — Отчего же у русских
есть песни? 23 «Немецкий ум»: уже восемнадцать лет contradictio in
adjecto. 24 Ища начал, делаешься раком. Историк смотрит
вспять; в конце концов он и верит тоже вспять. 25 Довольство предохраняет даже от простуды.
Разве когда-нибудь простудилась женщина, умевшая
хорошо одеться? — Предполагаю случай, что она
была едва одета. 26 Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их.
Воля к системе есть недостаток честности. 27 Женщину считают глубокой — почему? потому что у
неё никогда не достанешь дна. Женщина даже и не
мелка. 28 Если женщина имеет мужские добродетели, то от
неё нужно бежать; если же она не имеет мужских
добродетелей, то бежит сама. 29 «Как много приходилось некогда кусать совести!
Какие хорошие зубы были у неё! — А нынче? чего не
хватает?» — Вопрос зубного врача. 30 Люди редко совершают одну
неосмотрительность. В первой неосмотрительности
всегда делают слишком много. Именно поэтому
совершают обыкновенно еще вторую — и на этот раз
делают слишком мало... 31 Червяк, на которого наступили, начинает
извиваться. Это благоразумно. Он уменьшает этим
вероятность, что на него наступят снова. На языке
морали: смирение. — 32 Есть ненависть ко лжи и притворству, вытекающая
из чувствительности в вопросах чести; есть такая
же ненависть, вытекающая из трусости, поскольку
ложь запрещена божественной заповедью.
Слишком труслив, чтобы лгать… 33 Как мало нужно для счастья! Звук волынки. — Без
музыки жизнь была бы заблуждением. Немец
представляет себе даже Бога распевающим песни. 34 On ne peut penser et ecrire qu'assis (Г.Флобер). — Вот я и
поймал тебя, нигилист! Усидчивость есть как раз грех
против духа святого. Только выхоженные
мысли имеют ценность. 35 Бывают случаи, когда мы уподобляемся
лошадям, мы, психологи, и впадаем в беспокойство:
мы видим перед собой нашу собственную
колеблющуюся тень. Психолог должен не обращать
на себя внимания, чтобы вообще видеть. 36 Наносим ли мы, имморалисты, вред
добродетели? — Так же мало, как анархисты царям.
Только с тех пор, как их начали подстреливать, они
вновь прочно сидят на своем троне. Мораль: нужно
подстреливать мораль. 37 Ты бежишь впереди? — Делаешь ты это
как пастух? или как исключение? Третьим случаем
был бы беглец... Первый вопрос совести. 38 Настоящий ли ты? или только актер?
Заместитель или само замещенное? — В конце
концов ты, может быть, просто поддельный актер... Второй
вопрос совести. 39 Разочарованный говорит. — Я искал
великих людей, а находил всегда лишь обезьян
их идеала. 40 Из тех ли ты, кто смотрит как зритель? или
кто участвует? — или кто не обращает внимания,
идет стороной?.. Третий вопрос совести. 41 Хочешь ты сопутствовать? или
предшествовать? или идти сам по себе?.. Надо знать,
чего хочешь и хочешь ли. Четвертый
вопрос совести. 42 Это были ступени для меня, я поднялся
выше их, — для этого я должен был пройти по ним.
Они же думали, что я хотел сесть на них для
отдыха... 43 Что в том, что я остаюсь правым! Я слишком
прав. — А кто нынче смеётся лучше всего, тот будет
также смеяться и последним. 44 Формула моего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель… |
Все права на полную либо частичную перепечатку материалов «Скрижалей» с целью распространения принадлежат Сергею Михайлову.