На главную   Учебные материалы  Учебные пособия


 

Л.Б.Филонов
Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан.

Шестая стадия. ВЫРАБОТКА ОБЩИХ ПРАВИЛ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ


 

1. Целесообразность шестой стадии. Если в пятой стадии все было подчинено намерению «делать для другого», то в шестой - потребностью содействовать общей системе.

После того, как обе стороны проявили стремление делать друг для друга и появилась готовность к некоторым изменениям внутри индивидуальных структур, можно говорить, что подготовка к последнему этапу закончена. Созданы и условия и предпосылки для образования общей системы отношений. Стороны осознают, что она одинаково приемлема для них обеих и может рассматриваться как результат общих достижений - общее достояние. По существу это построение одной системы из двух ранее независимых личностных структур с самостоятельными, четкими и определенными конструкциями, которые находятся под контролем двух лиц. Наиболее важные особенности их поведения становятся правилами. Оба участника отношений принимают эти правила, умеют распоряжаться и управлять сложившейся системой в соответствии с ними.

Правила в основном принимаются для обеспечения наиболее, эффективной совместной деятельности. Поскольку они выработаны двумя сторонами, то исполняются более охотно, нежели нормы, привнесенные извне. Другая их особенность - они всегда соотносятся с общей системой планов, приводящих к реализации общей цели.

Целесообразность стадии заключается также в том, что только па основе принятия общей системы обусловливается возможность наиболее четко распределить роли каждого участника в общей системе отношений. Если ранее (во второй стадии) инициатор контакта стремился отвести внимание партнера от различия в ролях, то в шестой оно подчеркивается как то, что позволяет наиболее эффективно распределить усилия каждого. Обоим представляются выгодными совместные действия, и в связи с этим отчетливо проступают пределы своих возможностей и возможностей использовать усилия другого лица.

В этой стадии, выражаясь юридическим языком, каждый отдает часть своего суверенитета (как в конфедерации) для достижения некоторого .общего результата. Опыт предшествующего успешного ведения совместного процесса убеждает каждого участника в том, что им нет необходимости отстаивать важность собственных действий и характеристик, поскольку на них никто «не покушается». На первое место в шестой стадии выступают творческие усилия, и участники солидарны при их реализации. Важно то, что стороны рассматривают все достигнутое ими как продукт совместных действий и как сотворчество. Действие каждого в связи с этим соотносятся в последней стадии не с собственными интересами и собственной стратегией, как это имело место вначале, но с выстроенной общей системой.

Участники отношений осознают, что они являются двумя сторонами, двумя частями одной созданной ими системы, что начинают действовать в ее пределах по ими же разработанным правилам и принятым ролям. Они осознают, что взаимодействуют через одну и ту же систему, и, главное, по одной стратегии.

2. Функции шестой стадии. Основная функция - построение прочных доверительных отношений на основе всего, что ранее выработано сторонами и что стало их общим достоянием. После длительного обмена мнениями, суждениями, интересами, качествами, переживаниями, взаимными влияниями и т.д. наступает период систематизации всего материала. Это ведет к образованию полей согласованных действий. Все, что составляет эти поля, становится ориентирами для каждого участника взаимодействия, а сами поля выступают в качестве референтов. С ними каждый участник соотносит каждое свое действие. .

Вторая функция - поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне. Последний возможен только при таком распределении ролей, при котором наиболее рационально используются их потенциалы, когда исполнение роли каждого соотносится и совпадает с ожиданиями другого. Роли распределяются комплементарно, т. е. по принципу взаимного дополнения.

Третья функция - выработка совместных правил поведении обеими сторонами как гарантия успешного осуществления перспективной программы. Они легко выполняются, поскольку для каждого участника вполне приемлемы и соответствуют его представлениям о целесообразности как для общей системы, так и для каждого.

Четвертая функция - увеличение энергетических ресурсов образовавшейся системы из двух людей. Это достигается сопряженностью действий и сложением усилий этих людей, идущих в одном направлении. Взаимные их содействия - синергетики.

3. Факторы шестой стадии. Распределение на положительные и отрицательные факторы в шестой стадии зависит от того, насколько точно выполняются установленные сторонами предписания и участники следуют намеченным контурам действий.

Положительными факторами являются:

К числу отрицательных факторов относятся все указанные выше особенности действий и поведения участников при условии низких значений этих показателей.

Кроме того, имеются некоторые специфические отрицательные факторы шестой стадии. Прежде всего это попытки использовать сложившуюся общую систему взаимодействия в индивидуальных целях без оповещения об этом партнёра. Такое положение в отношениях возможно, поскольку нередко с самого начала взаимодействия человек ждет момента, когда может констатировать реализацию тактических замыслов и вспомнить о стратегических намерениях. Это случай, когда он привносит прежние индивидуальные планы во вновь сложившуюся общую систему планов. Здесь отрицательный фактор - сохранившиеся индивидуальные тенденции.

4. Механизмы шестой стадии. Стабильность стадии обеспечивают все механизмы, которые присущи созданной системе, и в первую очередь - основанные на связях: от ассоциаций в представлениях до связанных синхронных действий. Множественность связей, являющаяся результатом длительного обмена информацией, эмоциями и действиями, создает «общий фонд» по каждому из указанных видов. Соединения происходят по принципу констелляции - связей, объединенных системообразующими признаками. «Общий фонд» обеспечивает согласованность в суждениях, в принятии совместных решений и соотнесенности в действиях. Его содержание и контуры хорошо известны сторонам и являются тем приспособлением, которое надежно обеспечивает распределение усилий и направление энергии.

Прочность связей основывается на частоте и однозначности выполнения правил и норм, установленных сторонами и дает гарантию точного осуществления программ, намеченных участниками взаимодействия. Связи по парам взаимодополняющих качеств (комплементарность) обеспечивают более широкий диапазон возможностей диады и ее мобильности. Опора на это приспособление дает возможность решать более сложные жизненные задачи.

Синхронность в действиях определяется и подкрепляется успешностью достижения многих промежуточных целей.

5. Признаки и показатели шестой стадии. Признаками начала шестой стадии являются своеобразные высказывания и обращения, свидетельствующие о предпочтении принять общие суждения и решения. Начинает преобладать стремление подчеркивать «общность целей», «одного направления», «совместных решений» и т. д.

Отмечается также стремление оповещать партнера о предполагаемых действиях, ставить вопросы на обсуждение. Это касается равно как инициатора, так и другого участника отношений, который приобретает периодически роль инициатора действий. Начинается диалогический тип взаимодействия. Показателями сформировавшейся стадии являются высказывания наподобие «как мы условились», «как мы договорились», «как мы решили» и т. д.

6. Результаты шестой стадии. Помимо уже изложенных достижений шестой стадии, она порождает у участников взаимодействия ряд психологических состояний, которые в отдельности не испытывались. Это, прежде всего, «облегчение», сходное по ряду признаков с состоянием катарсиса. Появляются состояния «защищенности», которые наступают от убежденности в постоянных действиях со стороны партнера, помогающих решать жизненные задачи. Все это сопровождается также уверенностью в правильности прогноза, поскольку он однозначно и одинаково «выносится» двумя людьми и основные его черты совпадают в суждениях каждого.

Специфическим состоянием является постоянная готовность к действию для другого, и это происходит без просьб партнера.

Осмотрительность в своих действиях и «опережающее отражение» (готовность предупредить просьбы другого) порождают состояние повышенного внимания к его поведению и заботы о его самочувствии. В тоже время это создает «ощущение» полезности своих действий и саморегуляции.

Констатация приемлемости своего поведения в глазах партнера порождает уверенность в правильности отдельных собственных действий и создает предпосылки к их реализации.

7. Принципы шестой стадии. Основной принцип работы в шестой стадии, на который может опираться инициатор контакта, это принцип «общей судьбы». Он заключается в констатации того, что сама по себе длительность обмена мыслями, информацией, эмоциями на протяжении предшествующих пяти стадий создает «общий продукт» деятельности, обладателем которого является каждый. Следует иметь в виду, что впечатление об общности судьбы может быть усилено в том случае, когда со стороны каких-либо лиц будет испытываться некоторое воздействие. Любое воздействие (особо опасное), как правило, способствует сближению двух людей.

Принцип «незавершенности». Опираясь на представление о незавершенности дела и отдаленной перспективы его окончания, возможно подчеркивать эту неоконченность, стимулируя усилие напряженности. Это также ориентация на то, что принятие задачи стимулирует необходимость ее завершения.

Принцип «вовлеченности в общую систему». В некоторых случаях, инициатору контакта следует указывать, что большая включенность создает увеличение энергетических ресурсов человека (пропорционально степени его включенности).

Принцип «независимых исполнителей ролей» заключается в том, что эффективность стадии будет усиливаться в том случае, если каждый станет выполнять установленную роль вне зависимости от того, как исполняется роль другого.

8. Тактика поведения в шестой стадии. Тактика подчиняется в первую очередь системе диалога, т.е. равноправному и периодическому действию обоих участников отношений. До шестой стадии проблемы инициативы не возникало. Только здесь появляется проблема актуализации творческих возможностей человека. В связи с распределением ролей в шестой стадии необходимо создать возможность полностью реализовать потенциал личности. Это диктует необходимость уравнять по возможности ролевые веса. Именно поэтому инициатору следует в начале стадии чаще предоставлять инициативу другому участнику отношений.

9. Приемы шестой стадии. Прием «обращение за советом». Применяется в тех случаях, когда констатируется пассивная позиция контактируемого и необходимо повысить значимость участника отношений. Прием способствует возникновению тенденции быть более основательно включенным в разработку общих планов и программ поведения, возникновению спонтанных реакций.

Прием «поступка-примера». Ситуацией, когда необходимо его применять, является отсутствие общих действий. В этом случае инициатор контакта создает прецедент, который вызывает стремление к подобному действию. Например, он начинает рассказывать факты из своей биографии и тем самым вызывает потребность в ответных сообщениях подобного типа.

Прием «создания ситуаций». Когда слишком ровно протекает общение и не просматриваются изменения в направлении углубления отношений и распределения действий, возможно применить рассматриваемый прием. В этом случае создаются специальные проблемные ситуации, которые требуют экстренного решения и тем самым способствуют возникновению быстрого распределения функций в соответствии со свойствами каждого человека.

Прием «предложение совместного решения». Необходимость в его применении периодически возникает тогда, когда заканчиваются некоторые ранее запланированные действия. В этом случае предлагается вновь сформировать определенную программу, обеспечивающую синхронное поведение и совместные действия. Прием предполагает возникновение достаточно отчетливых представлений о всех способствующих решению способах и средствах взаимодействия.

Прием «предсказания ожидаемого». Он применяется, когда у контактируемого отсутствует представление о прогнозируемом будущем. В этом случае инициатор контакта специально «изображает» ту картину, которая представляется ему как ожидаемая В этом случае сама по себе ожидаемость создает мотивационную основу и способствует включению индивида в общие действия и вовлеченности его в общую систему.

Прием «вызов борьбы мотивов» возникает в ситуации, когда имеются колебания в принятии каких-либо решений или индивид (контактируемый) испытывает колебания при представлении о сложности принятия решения относительно предстоящих действий или их выполнимости. В этом случае рационально сформулировать мотив действия, и мотив воздержаний от них. При этом необходимо также предусмотреть возможность регулировать выбор того или иного мотива и принятие нужного решения.

10. Диагностические возможности шестой стадии. Одной из очень важных, возникающих только в конечной стадии общения, является возможность проверить правильность предварительной диагностики. Таким образом, она является стадией своеобразного «утверждения» диагноза при решении вопросов, требовавших ранее специальной проверки в проведении коммуникативного типа.

В то же время организация общих дел, ситуация принятия совместных решений, констатация общей судьбы и т. д. создают возможность установить некоторые способы и средства, какими пользуется индивид для достижения взаимодействия и взаимосодействия.

Поскольку известны все свойства, качества и принципы индивидов (которые установлены в третьей и четвертой стадиях), то они дают возможность предсказать особенности поведения реципиента. В то же время в шестой стадии возможно устанавливать степень вероятности реализации предсказанного. Заранее предсказанные особенности поведения в строго определенных ситуациях, заведомо известных по своей конструкции, позволяют определить точность предварительно выявленных характеристик личности.

В то же время шестая стадия как стадия развития реальных действий по определенным правилам дает возможность установить степень точности проекции отдельных качеств и свойств в поведении, а также - «уверенность» пользования отдельными средствами и способами воздействий применительно к конкретным характеристикам.

Она также позволяет определить два важных момента, основанных на, представлении об основе совместимости в системе общения человека с другими людьми. Прежде всего, устанавливается то, что представляется для каждого из участников взаимодействия совпадающим с его собственными свойствами и что можно, в конечном итоге, назвать одинаковым и совпадающим для двух лиц (в обыденном представлении обозначается совместимостью, основанной на сходных чертах). Другим источником является то, что в представлениях других людей может быть констатируемо как взаимодополняемое.

Наконец, одной из важнейших особенностей шестой стадии является ее «способность» устанавливать отдельные содержательные характеристики личности. Так, только в шестой стадии возникает возможность получить доверительные сообщения от индивида, которые могут быть высказаны партнеру относительно своих скрываемых сторон, причем в той форме, какую человек считает необходимой. Таковыми могут быть отрицательные поступки или проступки, «слабости», негативные привычки, асоциальные способы поведения и т.д. В качестве скрываемых могут также выступать и отдельные представления индивида, его философия, принципы поведения, установки и т.д. В отличие от тех разрозненных сведений об отрицательных сторонах личности, опасных для общения, которые могут фигурировать в четвертой стадии, в шестой возникает возможность получить целостные картины, представления, планы и программы. Важными бывают также и отношения к своим действиям, поступкам и оценкам других. Человек, начинает высказываться ,о себе и о своих поступках и действиях, а также содействиях других людей, в тех выражениях, которые сами составляют его стиль и являются характеристиками его творческих особенностей. В шестой стадии, .если она направлена специально на диагностику индивида, возможно применять также те способы вызова стремлений к высказыванию, которые могут привести к установлению индивидуального стиля организации своего «образа жизни», а также представления об образе жизни других лиц.

Существенно, что здесь человек сообщает о себе свободно в собственных композициях, и конструкциях, и это также дает сведения о нем как о творце своей системы.

Пример I. Подозреваемый А. Учитывая возросшую готовность А. принимать советы и полагая, .что он убедился в их объективности, С. предлагает принять правила поведения и возвратиться к существующему положению вещей. Он говорит, что настало время вернуться к непосредственным делам, связанным с расследованием.

С. - Очень хорошо, что мы все поставили на свои места и выяснили положение вещей и ситуацию. Теперь можем вернуться к нашим делам.

А. - Да, дела могут грозить каждому... Как говорится «была бы статья, человек найдется».

С. - Это правило преступного мира; Думаю, вы поняли, что рано или поздно все становится на свои места и достигается объективная картина. Мы будет к этому стремиться. Вы многое мне уже сказали...

А. - Согласен. Так лучше будет, только я стану говорить о том, что могу, а о том, чего не могу - не буду.

С. - Да, это так и произойдет в нашей беседе: говорите все, что будет способствовать облегчению вашего состояния и в то же время не затянет нашу работу.

А. То, что меня касается я, естественно, расскажу.

Анализ. Можно полагать, что в этот период продолжают действовать, вероятно, твердые принципы: «не ввязывать в дело других», «не выдавать тех, которые доверяют тебе» и т. п. Естественно, с этим С. необходимо считаться и тактически правильным будет оставить данные принципы без внимания, но одновременно переключить на то, что А. будет охотно говорить только о себе. Предполагая это, можно ожидать, что в дальнейшем он свяжет особенности своего поведения с теми людьми, которые оказали на него отрицательное влияние.

Приведенный выше разговор показывает, что роли обрисованы и выделены точно, ясна включенность и индивидуальность. Здесь необходимо учитывать также своеобразное выделение из сферы влияния группы. Это тоже рационально, поскольку группа изолируется: правда, пока это только намерение отделить себя, но оно уже предполагает готовность отойти от норм преступной группы.

Пример 2. Допрашиваемый Б. Установив, что Б. колеблется между позициями, которые диктует его честное прошлое, и позициями вынужденного умалчивания о своих действиях в настоящее время, С. строит тактику поведения. Принимая во внимание желание Б. приобрести независимость в будущем, С. прогнозирует удовлетворенность и состояние уверенности в случае, если тот примет правильное решение. Он ориентирует также Б. на действия, которые могут быть расценены как объективные. Не предлагая конкретных правил поведения при совместном анализе ситуации, С. в то же время создает ситуацию, которая заставляет Б. делать самостоятельный вывод.

С. - Раз мы с вами начали вместе обсуждать отдельные вопросы не только деловые, но и жизненные, даже философские, я полагаю, что этот принцип спокойного обсуждения мы перенесем и на разговор о нашем деле.

Б. - Я тоже думаю, что теперь мы можем говорить обо всем и вместе находить то, что будет лучше.

С. - не кажется ли вам, что может помешать ваша постоянная настороженность?

Б. - Нет. Она уменьшилась благодаря нашим, как вы сказали, разговорам на философские темы. Естественно, я готов говорить с вами... Вы понимаете многое в человеческих поступках, учитываете «слабости людские».

С. - Вам нужно лишь установить правило - не столько для нас вместе, сколько для самого себя: быть перед самим собой откровенным.

Б. Может быть. Но привычка... не могу же я так быстро отвыкнуть от нее. Иногда неприятное не хочется и «подпускать» к себе.

С. - Если вы все-таки желаете руководить собой, то в конце концов должна сказаться ваша уверенность в правильности... Если вы, например, будете настаивать на прежней вашей версии, то это будет раздражать не только других, но, вероятно, и вас. Во всяком случае та старая версия не пройдет: слишком многое ее опровергает.

Б. - Вы, конечно, лучше знаете, какая версия пройдет, но я никогда не знаю, правильно ли все излагаю... Поправляйте, если хотите, конечно... Попробуем.

С. - Ну не удивляйтесь, тогда, что вопросы будут жесткими.

Б. - Ну, вы сейчас начнете говорить обычные слова: мое дело задавать вопросы, ваше - отвечать и т.д... Не надо этого. Я сказал: «Попробуем».

Анализ. Поскольку Б. подчеркивает возможность совместного рассуждения обо всем и в известной мере даже просит помочь ему, все это можно рассматривать как появление готовности к откровенным высказываниям в определенных пределах. Во всяком случае это говорит о существенной перестройке позиций и о том, что победил мотив возможного освобождения от гнета напряженности. Вероятно также, что внезапно появилась подавляемая ранее решительность (об этом свидетельствует и нетерпение вести разговор по делу и неодобрение «оговаривания условий» со стороны С.).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ конструкций методики контактного взаимодействия, последовательности применения воздействий и программы ориентировки по признакам и показателям дает достаточные сведение о возможностях методики и о пределах ее действительности. Однако это только знания, поскольку методика предназначена для практических целей, то необходимо овладеть умением ею пользоваться и выработать навыки ее применения в различных ситуациях.

Для этого необходима предварительная отработка основных элементов МКВ путем специальной тренировки.

Практика показывает, что тренировку лучше проводить на «нейтральных» людях, не связанных обычно с работой. Лучше всего отрабатывать отдельные стадии последовательно и параллельно на трех новых лицах. Это даст возможность поэтапно усваивать последовательность вхождения в контакт и проводить сравнительный анализ особенностей реакции у разных партнеров. Тактику применения приемов сразу же включать при новом знакомстве поскольку методика не предназначена для тех людей, с которыми уже сложились устойчивые отношения и образовались прочные позиции,

Особое внимание следует обращать на признаки и показатели изменений, происходящих в связи с применением разных приемов воздействия. Прежде всего это признаки состояний, в которых пребывает человек, а также признаки начала новых стадий и их сформированности. В то же время это признаки готовности принимать влияния со стороны другого и стремление сменить стадии взаимодействия.

Практика показала, что обработки МКВ на 9 и 12 лицах начинают давать особые результаты. Инициатор контакта отмечает своеобразное предвидение реакций человека. В один из таких моментов возникает возможность ускоренного прохождения стадий контакта. Но форсировать действия нельзя. Это возможно при наличии только .после полного овладения всеми вариантами разнообразных связей приемов с ситуациями и ситуации с индивидуальными проявлениями черт личности.

Сокращено применение прохождения стадий.

Ускоренные вхождение в контактные отношения или построение взаимоприемлемых и доверительных отношений возможно только при полном овладении всеми приемами и тактикой работы в затрудненных условиях общения.

 


Назад. Назад к оглавлению