На главную Учебные материалы Учебные пособия
1. Целесообразность четвертой стадии. После того, как в третьей стадии отчетливо проявятся качества, которые участники отношений считают необходимым показать друг другу, и оповестят тем самым о принципах, предлагаемых для общения, наступает период, когда оба они начинают заботиться о выявлении других «невыясненных» черт личности. Несмотря на достаточную устойчивость поведения в третьей стадии в соответствии с «заявленными» качествами, участники, предполагают, что рано или поздно такое состояние окончится. Во-первых, возможны некоторые ситуации, например конфликтного типа, когда должны проявиться другие качества, а, во-вторых, длительно держать отдельные качества под постоянным контролем нельзя. Наконец, могут проявиться некоторые привычные типы поведения. Именно поэтому целесообразно заранее выделить некоторые свойства и качества, которые могут в дальнейшем породить нежелательное отношение, т. е. выяснить опасные качества. Вот почему на этом этапе один партнер начинает искать у другого те качества, которые могут представляться ему неясными, скрываемыми и опасными. Обычно каждый человек исходит из того, что у него всегда есть некоторые особенности, которые он практически скрывает от многих или только от некоторых людей. Полагая, что партнер его поступает аналогичным образом, он стремится найти определенные системы «подлинных» качеств и в первую очередь обнаружить опасные.
Само по себе это представляется очень трудным. Любой индивид опасается того, что некоторые его качества «могут испортить» благополучно начавшиеся отношения и что партнер может осудить его за некоторые качества. Иногда их обнаружению препятствует и иное: он опасается, что некоторыми его качествами, если они ему известны, может воспользоваться партнер.
Поэтому, не желая испортить отношений, человек подчас опережает события и сам рассказывает о своих качествах. Он полагает, что отдельные из них могут принести вред и общим отношениям, и тем самым ему самому. Зная о наличии таких качеств, стремится выяснить их. у партнера и по существу не сопротивляется тому, чтобы выявляли их, в свою очередь, и у него самого.
По какой причине человек хочет узнать все отрицательные качества? Прежде всего, это поможет избежать столкновений с партнером, во-вторых, осведомленность о качествах до того, как они принесут вред, поможет найти против них определенные меры.
Причины сокрытия качеств разные. Их нужно учитывать для того, чтобы правильно ориентироваться в построении отношений. Некоторые скрываются из-за их опасности для коммуникации (несдержанность; бестактность, вспыльчивость, резкость, грубость и т. п.), другие - потому, что являются социально неодобряемыми (завистливость, хитрость, льстивость, черствость и т.п.). Однако есть в числе утаиваемых свойств некоторые образования, расцениваемые индивидом как собственные «слабости», которые по тем или иным соображениям он не хочет «выставлять напоказ». Например, один стыдится своей лиричности, другой боится обнаружить склонность внезапно смущаться и т. п. Эти особенности скрываются из-за того, что могут стать предметом иронических замечаний или даже нападок.
Иногда маскируют отдельные качества, которые связаны со способами поведения в некоторых трудных или опасных ситуациях, например, нерешительность или трусость. Скрывают и такие, которые препятствуют развитию отношений (подозрительность, недоверчивость) или связаны с преимущественной отрицательной оценкой встречных лиц (пренебрежение, презрение, высокомерие), либо используются для подавления другой личности (агрессивное поведение, авторитарность).
По существу все подобные отрицательные качества рассматриваются участниками как представляющие опасность не вообще для человека, а именно для данного «союза двух лиц», особенно если до этого отношения развивались благоприятно. Весьма опасными представляются привычки, за которыми стоит частота обыденного поведения, ставшего незаметным. Поскольку они являются только образованиями и человек не рассматривает их как качества, он как бы отделяет их от себя. Предполагая, что от привычек можно всегда легко освободиться, он не просматривает за ними опасных для себя структур. В то же время привычки как бы отделены от мотивации. Они автоматизированы, с одной стороны, а с другой - лицо не замечает их в силу своего особого к ним отношения. Именно поэтому наиболее опасными представляются, например, такие привычки, как решать отдельные вопросы, прибегая к конфликтам, или с помощью жестких средств воздействия, или «тайных» способов, которые не замечаются человеком и не могу г быть осознаны.
В четвертой стадии ожидается снижение контроля в связи с тем, что вырабатывается определенная конструкция взаимодействия по «заявленным» качествам. Оно автоматизируется, и контроль в связи с этим снимается. Именно поэтому здесь возможно внезапное появление обычных и привычных особенностей поведения.
Однако основное назначение данной стадии - обеспечить получение «объемной» картины личности, сведений о ее «обратной стороне» и составление наиболее полной качественной характеристики каждого участника. Этому соответствует, очевидно, распространенная формулировка: «Человека, с которым предстоит делать серьезное общее дело, необходимо досконально изучить».
2. Функции четвертой стадии. Основная ее функция - поиск тех качеств, которые еще не проявлялись на предыдущих стадиях, но которые присущи личности каждого общающегося. Поскольку они не проявлялись раньше по той причине, что их либо тормозили, либо избегали показывать «в полной мере», либо прямо скрывали, - их необходимо выявлять. В этом заинтересованы оба участника. Каждый из них стремится установить отдельные качества у другого и знать, как они расположены в иерархической лестнице.
Таким образом, основная функция стадии формулируется следующим образом: необходимо обнаружить набор всех тех качеств, которые еще не проявлялись, но входят в систему личности.
Другая функция заключается в установлении силы опасных качеств относительно всех остальных (т.е. напряженности) и степени вероятности их появления.
Третья функция - выяснение круга тех обстоятельств, для которых эти качества «предназначены», и ситуаций, где они проявляются. Таким образом, должна быть обеспечена предсказуемость появления конкретного качества в конкретных обстоятельствах.
3. Факторы четвертой стадии. Положительные факторы.
Отрицательные факторы.
4. Механизм четвертой стадии. Это механизмы, обеспечивающие поиск опасных сторон и отрицательных качеств личности. Все механизмы разделяются на те, которые обеспечивают нахождение и обнаружение качеств, и те, которые дают возможность проверить их напряженность.
Для такого выявления осуществляется специфическая преднастройка на поиск, которая заключается в повышении уровня возбудимости и «включения» избирательного поиска. Все это обеспечивает возможность работы с достаточно широким диапазоном признаков. Вероятно, избирательно обостряется чувствительность к отличительным признакам отрицательных качеств. Последние распознаются иногда по тем незначительным штрихам, которые в предыдущих стадиях, не были бы замечены.
Другой механизм основан на констатации рассогласования между рассматриваемыми структурами. Например, сопоставляется то, что было ранее объявлено как «сдержанность», с тем, что реально наблюдается в поведении человека. Так, когда рассогласования не проявляются и совпадает объявленное с наблюдаемым, отмечается нормальность сообщения и отсутствие сокрытия. В другом случае «срывы» и вспышки гнева дают основание считать, что заявленная ранее сдержанность нереальна, возможно, что она маскирует какое-либо более опасное качество (например, агрессивность).
Таким образом, на основе сравнения одного и того же качества по разным проявлениям фиксируется либо согласованность, либо рассогласованность. В последнем случае сигнализируется несоответствие в сообщении и намечается «место поиска». Как правило, материалом для сопоставления является, с одной стороны, смысл заявленного ранее, а с другой - особенности речевого поведения, интонирования, мимики и жестикуляции.
Другими объектами сопоставления также служат комплексы качеств - привычные (обычные и ожидаемые), типичные для многих людей и те, которые встречаются реально. Например, когда говорится о «прямоте», «общительности», то ожидается и реальное проявление откровенности. Однако в поведении иногда наблюдается несоответствие. Скажем, человек полагает, что должен рассказать своему партнеру, насколько сильно зависим от мнения других, не уверен в себе, опасается неудач, излишне робок в некоторых ситуациях и т. д. И в то же время ему трудно отказаться от того, что он в самом начале показывал себя независимым, твердым, легко относящимся к неудачам. Он осознает также, что желаемое выдавал за действительное, но практически не в силах иногда отказаться от ранее заявленного. Таким образом, мотивационной силой начинает обладать то, что имело место вначале. Все это налагает определенный отпечаток на межличностные отношения и является постоянной помехой. Здесь речь идет и об отмене качеств, и о замене, причем последнее так же сложно, как и первое.
Поэтому рационален путь обращения к механизмам, продуцирующим высказывание. Именно на этом основан принцип возбуждать некоторое представление с помощью ассоциаций. Инициатор контакта может опираться на то явление, о котором известно как о возбуждении ассоциативного поля. Например, когда говорится о каких-либо качествах и свойствах, о которых предположительно может сообщить собеседник, то этим самым возбуждаются ассоциации высказаться по их поводу. Вот почему прием «вращение в сфере ассоциаций, связанных одним представлением» оказывается эффективным.
Существенным представляется также тот механизм, который (связан с собственной регуляцией поведения, поскольку его включение дает возможность человеку продуцировать нужные высказывания и бороться с препятствиями. Например, один из таких способов побуждения к высказыванию может быть: задает вопросы и т. д., но не высказывается о своих собственных особенностях, уходит от разговора. Именно это и настораживает исследователя. Такое поведение говорит о том, что у человека либо имеется необычный комплекс качеств, либо он считает нужным проецировать только часть их, а другую - утаивать, т. е. имеется сочетание качеств, которое не «налагается» на типичное. Этот механизм сличения основан на существующей «логике связей» или «логике психического».
В принципа все сопоставления и сличения происходят по признакам и показателям качества. При этом механизм рассогласования дает материал для суждения о направлении отклонения. Иногда «место поисков» подсказывает появление какого-либо «ведущего» или «броского» признака, который всегда ассоциируется с определенным качеством. Нередко такой признак не осознается человеком, однако он всегда «выдает» его.
Основой другого механизма, позволяющего выявлять скрываемые свойства, являются фиксации внезапно возникшего отклонения от образовавшегося стиля поведения, которые предшествовали и сопровождали общение. Обычно это тот стиль, к которому уже привыкли участники отношения, и он фиксируется в индивидуальном опыте как стандартный. Например, на фоне обычного поведения в определенной ситуации появляются некоторые неожиданности: человек проявляет непривычную нетерпимость к высказываниям-прерывает собеседника, позволяет себе саркастические реплики. Сам факт такого отклонения от установившегося стиля оказывается возможным прежде всего в связи с тем, что в четвертой стадии ослабевает контроль за поведением. Первыми выходят из-под контроля те качества, которые были у человека наиболее «мощными». Именно поэтому они и «прорываются» первыми.
Характерны для этой стадии механизмы, обеспечивающие сокрытие. С ними также необходимо считаться, поскольку это как бы «вторая система обороны», защитные приспособления, которые продолжают действовать и выстраиваются в виде своеобразных барьеров, чтобы препятствовать проникновению в систему личности и в сферу ее «обратной стороны». Привычка сопротивляться воздействиям и быть осторожным в общении с людьми нередко определяет длительность такой обороны.
Все эти механизмы действуют в сложной атмосфере противоречивых тенденций. С одной стороны, имеется тенденция раскрыться, рассказать все партнеру, а с другой - проявляется противоположная, связанная с привычным поведением, с привычкой к сокрытию.
Практически эти тенденции борются также, как и мотивы. То же самое происходит и у партнера. Каждый знает, что другой сопротивляется нередко не потому, что опасается партнера, но из-за образовавшейся привычки. Даже когда человек уже готов довериться собеседнику, он встречается и с другими препятствиями, которые он частично создал уже сам. Например, внушив о себе определенное мнение, ему чрезвычайно трудно действовать так, чтобы оно изменилось.
Таким образом, та установка о первичном наборе качеств, которую он создал вначале и постоянно подчеркивал, заставляет некоторое время придерживаться ее. Трудно отказаться и от уже установившегося контроля. Поэтому последний, став привычным, в свою очередь становится препятствием преграждающим нормальное развитие отношений в определенном ритме. Например, один человек предварительно высказывался в ответ на откровение другого в определенном ритме. И если инициатор контакта выскажет некоторую откровенную сентенцию, то при соблюдении этого ритма контактируемый выскажет в ответ такую же сентенцию. Здесь действует, помимо ритма, и механизм подражания, который особенно четко может проявиться в тех случаях, когда инициатор сам начинает доверительное общение. Таким образом, сам по себе ритм обмена задает программу «нарастающего откровения» в высказывании своих отрицательных сторон.
Совершенно специфичен механизм, направленный на выявление тех качеств, которые возникают в определенных экстремальных ситуациях. По существу это система своеобразных испытаний пределов и возможностей. Интересно, как, например, будет вести себя человек, если постоянно перебивать его, не обращать внимания на его ответы или неожиданно поставить его перед сложным вопросом и т. д. Необходимо иметь в виду, что спор, который может возникнуть в этой ситуации и принести успех, основан также на механизме возбуждения стремления высказаться.
Особое внимание следует обращать на специфический для этой стадии механизм эмпатии, т. е. некоторое взаимное «выражение» эмоций, которые ранее тормозились. Они продуцируют некоторое общее состояние, вызывающее потребность высказаться, поделиться с другим, «облегчить душу» и т. д.
5. Признаки и показатели четвертой стадии. Основными признаками, свидетельствующими о наступлении четвертой стадии, являются следующие.
Первые высказывания сомнений об устойчивости и достоверности определенных ранее качеств, о возможности поведения, расходящегося с ранее обозначившимся.
Явные расспросы, просьбы сообщить, какой может быть сделан выбор или уже был сделан партнером в той или иной ситуации: «не может быть, чтобы вы ничего не сказали ему в тот раз», «наверное, вы тогда спокойно вышли из ситуации» и т. д.
Стремление контактируемого изменить мнение инициатора контакта о его личностных особенностях, о неправильном первом заключении: «Вы сильно ошиблись в своих выводах относительно меня», «а вы не допускаете мысли, что основательно заблуждаетесь относительно характеристики моей личности», «Вы преувеличиваете мои достоинства» и т. п.
Своеобразное самообнажение и самообвинение, появляющиеся в высказываниях о собственном поведении: «я, как всегда, оказался слабым», «я обычно бываю чересчур резким в таких ситуациях», «я не могу действовать уверенно в этих обстоятельствах», «я безволен», «я циник» (это как бы «компенсация» за предыдущее сокрытие).
Рассказы о себе через другое лицо («рассказы о приятеле»). Абстрактному или вымышленному товарищу приписываются некоторые отрицательные свойства, чтобы установить, как они будут приняты партнером. Во всяком случае, контактируемый пытается как бы приучить инициатора контакта к «классу» таких свойств.
Попытки «опережающих возражений». До того, как исследователь выскажет все суждение о собеседнике, последний стремится высказаться о себе: «Вы хотите сказать обо мне, что я недостаточно осведомлен», «Вы сейчас думаете и полагаете, что все, о чем вы мне говорите, является бесполезным», «вот вы сейчас будете говорить мне...».
Создание «экстремизма» - особого отклоняющегося поведения или поступка для выведывания реакции: «А если я обманул вас?»
Попытка навязать спор или дискуссию.
Особенно существенным признаком наступающей стадии является выспрашивание мнений о других людях ив основном об их скрытых или интимных особенностях и свойствах: «Что из себя представляет Д.», «Как далеко простирается подхалимство Б.», «Вы лучше других знаете, что Ш. обманщик, мне только хочется узнать, сколько людей он обманул». Анализ показывает, что это своеобразное испытание инициатора контакта. «Выпытывание» о других людях является лишь способом с самого начала проверить, насколько можно ему довериться и при каких условиях быть с ним откровенным. В то же время, это есть свидетельство готовности раскрыться и назревшей потребности в реализации этого.
6. Результаты четвертой стадии. В результате поисков, направленных на выявление отрицательных характеристик человека, обнаруживаются те его качества, которые не проявлялись ранее и не были известны партнеру по общению.
Это не просто дополняет уже сложившийся облик личности, а создает более глубокое понимание каждого участника отношений. Более того, все ранее установленные качества пересматриваются через значение вновь открытых. Они располагаются в иных сочетаниях и предстают в других иерархических зависимостях. Для каждого из участников образ «значимого другого» как бы освещается с двух сторон. Помимо «парадной» стороны человека, составленной из желаемых для него качеств, которые он предпочитает показывать и хочет, чтобы они выступали у него как главные, начинают проступать отдельные черты «теневой». Поскольку индивид ранее избегал показывать набор отрицательных качеств, то он, как правило, не стремится обнаружить их сразу. Кроме того, что человек как бы постепенно привыкает к ним, он может последовательно принимать их, приспосабливая к системе своих свойств. В ходе открывания качеств учитываются также и способы их сокрытия и выявляются мотивы маскировки. Именно поэтому становится более понятной роль этих качеств в системе и структуре личности. Выявляется также значение усиленного контроля над некоторыми из них.
Таким образом, они не только оцениваются в отношении приспособления к собственной системе качеств, но и принимаются с точки зрения .их значимости для данного общения.
Ценным приобретением данной стадии является также ощущение уверенности в том, что каждый общающийся становится для другого более понятным и менее «закрытым».
Вновь установленные качества становятся значимыми не только для того, кто их установил. Осознавание того, что ранее скрываемые качества известны другому, становится важным обстоятельством и для лица, у которого они открыты. Понимая это, человек постоянно соотносится с данным фактом и сообразует с ним свое поведение в общении. В поле внимания каждого теперь находятся характеристики, которые известны и ему, и другому.
Судьба каждого вновь обнаруженного качества зависит от многих обстоятельств: частоты его появления ранее, его предпочтимости в общении и взаимодействии с людьми, от меры оппозиции к нему, наконец, от эффективности контроля за его проявлениями.
Существенный результат четвертой стадии -выяснение тех привычек, которые также являются помехами в общении (рассеянность, небрежное выслушивание собеседника, «перебивание» и др.). Они сопровождают поведение человека вне его контроля, служат как бы внешними чертами, которые расцениваются им как «несущественные» и случайные. Он полагает, что привычки не имеют под собой «материальной основы» - качеств, и поэтому часто не обращает на них внимание и не пытается затормозить. Но они опасны именно потому, что не выглядят таковыми. Например, в силу сложившейся привычки оставлять без внимания вопросы собеседника индивид продолжает говорить хотя другой уже высказал возражения. Он не реагирует на них и тем самым разрушает ритм обмена мнениями. Или человек не дает собеседнику до конца высказать мысль и прерывает его, т. е. навязывает тому такой темп, который не может быть принят и усвоен. Эти привычки также устанавливаются в четвертой стадии.
Существенным ее достижением является определение системы компенсаций. Обычно все они связаны прежде всего с представлением о «вредности» некоторых качеств и возможностью заменить их другими. Поэтому значимым представляется установить, какие именно качества были компенсированы.
Таким образом, судьба всех качеств представляется следующей. Положительные в четвертой стадии фиксируются. Те из них, которые являются средними по силе в связи с частотой применения, тоже входят в состав постоянно действующих. Отрицательные качества приобретают характеристики «вероятностного появления» и некоторой силы, с которой необходимо считаться. В дальнейшем их либо избегают (избегают ситуации, где они могут проявиться), либо делают поправки на них в поведении или ориентировке на их действие.
7. Принципы четвертой стадии. «Принцип инициативы». Инициатор контакта не ожидает начала сложных и трудных сообщений от партнера, а сам начинает выказываться о себе, своих слабостях и некоторых отрицательных сторонах личности.
«Принцип диалога». Соблюдение очередности в обмене суждениями заставляет обращать внимание на инициатора, на поддержание постоянного ритма сообщения. Отдельные сообщения должны чередоваться в равных интервалах и промежутках. Этим самым поддерживается также равенство и равноправие в отношениях, касающихся сообщений об опасных для их развития свойствах.
«Принцип откровенности». После установления определенных устойчивых отношений инициатор с одинаковой откровенностью и прямотой говорит как о своих собственных опасных качествах, так и о замеченных у партнера.
«Принцип эквивалентности». В соответствии с ним инициатор должен сообщать о себе столько же и в той же мере, сколько сообщает о себе партнер.
«Принцип ассоциативного поля». Чтобы шел разговор об отрицательных свойствах и об их опасности, его темой избираются многочисленные отрицательные качества, в том числе и наиболее опасные. Этим самым по отношению к последним актуализируются все представления, суждения и установки.
8. Тактика поведения в четвертой стадии. В отличие от других стадий здесь допускаются сомнения и могут быть высказаны возражения. Споры рассматриваются как нормальное, закономерное явление, создающее необходимый фон отношений. Дискуссии также ожидаются сторонами, решаются противоречия, которые возникли раньше.
Эффективность прохождения стадии обусловлена достаточно устойчивым стремлением каждой из сторон углубить и сохранить контакт. Именно это и порождает тенденцию к выявлению всего того, что может мешать построению взаимоприемлемых отношений.
Одной из основных особенностей тактики поведения инициатора контакта является приближение к теме разговора о скрываемых или отрицательных качествах. Одновременно он избегает всего того, что может увести от данной темы или способно насторожить партнера и заставить замкнуться. Это может быть принято вначале как абстрактное рассуждение об отрицательных качествах, преследующее цель возбудить все ассоциации и суждения о них.
Упитывая ритмику обмена высказываниями и принимая во внимание, что собеседник уже длительное время преимущественно «вел» третью стадию, т. е. высказывался о себе, следует самому инициатору контакта начинать собственные признания в своих слабостях. Так, возможно вести разговор о некоторых своих привычках, которые могут отрицательно влиять на процесс общения. Пример: «Я имею скверную привычку все время говорить и не давать возможности высказаться собеседнику... Может быть, я злоупотребляю этим и в нашем разговоре» (тем самым одновременно подчеркивается и принцип очередности в высказывании-диалог и предложение высказаться более открыто). B этих случаях ожидается от контактируемого сообщение об особенностях его поведения, которое он раскрывает в ответ.
Далее можно переходить на суждение о проявлениях собственных неодобряемых свойств, мешающих коммуникации. Например: «Я говорю часто непонятно. Это мой порок и своеобразный эгоизм. Как правило, удовлетворяешься только сам, сознавая, однако, что страдает собеседник».
Затем полезно говорить о вреде внезапного и неожиданного появления отдельных качеств, не способствующих достижению взаимопонимания, подчеркивать, что неожиданность возникновения такого качества бывает опасной. В связи с этим необходимо предупреждать собеседника о целесообразности оповещать о таких качествах заранее. Например: «Мне очень трудно бороться с моей нетерпеливостью. В беседе часто приходится контролировать свою несдержанность. Вы, если можете, напоминайте мне, когда я делаю первые попытки, свидетельствующие о проявлении моего нетерпения. Иногда я сам не могу заметить, когда начну перебивать вас, либо «перебрасываться» на другие темы».
Помимо значимости откровенности при общении, подчеркивается также и смысл раскрытия отрицательных качеств для взаимного контроля. Упоминание некоторых собственных неодобряемых тенденций дает возможность партнеру почувствовать заинтересованность в снятии всех помех общения. Однако не менее важно установить специфический стиль поведения, который осознается как необычный, но на самом деле не является опасным для совместной деятельности. Следует, например, указать собеседнику: в некоторых случаях «перебивание» его рассуждений т не означает проявления неодобрения или несогласия, но свидетельствует только о том, что уже многое понятно и не требует пояснений. Например: «Не удивляйтесь моим привычкам постоянно придираться к отдельным словам или выражениям. Это не означает, что я что-то имею против вас. Мне часто необходимо самому избавиться от сомнений и неясностей в некоторых моментах вашего поведения». Здесь одновременно имеет место и указание на то, насколько значимо устранить неясное в сообщениях, а также и то, чего необходимо избегать.
Тактически возможно следовать по линии уже имеющейся у собеседника тенденции видеть в первую очередь недостатки у других людей или обвинить обстоятельства. Эти тенденции должны учитываться как некоторые основы, на которые следует опираться, ориентируясь на откровенное высказывание. Например: «Я многого не понимаю относительно того, какие именно обстоятельства заставили вас вести себя так, как вы об этом только что рассказали. Я понимаю, что, может быть, виновато стечение обстоятельств». Другое: «Я понимаю, что вы являетесь прямым виновником события, и в то же время мне не понятно все-таки, как могли вы допустить, чтобы другой человек мог оказать на; вас влияние». Как правило, в этом случае можно ожидать различных объяснений по поводу обвинения тех или иных обстоятельств или других людей.
Возможна другая тактика поведения инициатора контакта, которая ведет к вызову сообщений от партнера. Например, возможно специально крайне заострить всё, что было высказано партнером относительно своих характеристик в третьей стадии, т. е. отобрать исключительно положительные характеристики, выдержанные в «хвалебных тонах». Если «возвести» все сказанное в абсолютное значение и представить как своеобразный итог индивидуальности партнера, то это должно предстать перед ним, как явно неправильная односторонняя картина. В своей тенденции возражать он будет предпринимать попытку противоречить такому «одностороннему» освещению его личности, т. е. сопротивляться, возражать, спорить, по существу с той характеристикой, которую он сам создал себе. Важно лишь подчеркнуть ее исключительность. В этой ситуации можно ожидать, что контактируемый будет стремиться поправлять, добавлять, вносить изменения и, главное, исправлять «неправильный» образ, который сложился у собеседника. При этом он будет испытывать стремление высказаться и о Некоторых отрицательных сторонах. Например, инициатор контакта может заявить: «Судя по тому, что вы сообщили мне, что я узнал сам, у вас почти идеальный характер - портрет человека, обладающего только положительными качествами. Я не усмотрел ни одного отрицательного». После этого можно ожидать опровержения типа: «Нет, это не совсем так. Вы не правы, вы чересчур хвалите меня. На самом дел у меня, как и у всех людей, много отрицательных черт». После этого идет, как правило, опровержение, сопровождающееся приведением доказательств и перечнем отрицательных характеристик.
Возможно и привести собственное сомнение в реальности той конструкции и того облика, который возник после третьей стадии. Это также будет убедительно: «Вы сами понимаете, весьма сомнительно, чтобы у какого-либо человека все было бы исключительно положительным. Вероятно, и у вас есть некоторые отрицательные свойства». Обычно такие сомнения вызывают у человека потребность описать некоторые свои стороны. В то же время возникает своеобразная тенденция (если высказывается сомнение в односторонности образа) достраивать полный облик, прибавляя к нему отрицательные черты. Этого требует обыденная логика.
В некоторых случаях тактика заключается в принятии инициатором контакта дискуссионного стиля в разговоре, например, когда обсуждаются отрицательные характеристики, сходные с предполагаемыми у партнера. Возможно также выступать не только с сомнениями, но и с прямым опровержением того, что было высказано им ранее. Стиль опровержения, как и споров, допустим в четвертой стадии. Партнер в состоянии спора нередко сам высказывается о своих страдательных свойствах. Так, он может сказать: «До настоящего времени было всё понятно и ясно, но последнее ваше высказывание вызывает ряд возражений. В связи с этим появляются и неясности и нелогичности. Все, что вы сказали, находится в противоречии с тем, что вы когда-то высказывали о своих особенностях». Этим самым создается впечатление, что отсутствуют не только логические звенья, но появляется то, что сразу же может опровергнуть все ранее созданное. Для партнера это представляется как угроза опровержения всех положительных конструкций, которые были им воздвигнуты ранее. Поэтому следует подчеркнуть: происходит это только в связи с тем, что начинают проявляться некоторые неясности, обусловленные отрицательными свойствами.
В этой же стадии проверка сообщенного, причем следует учесть: типичным бывает опровержение некоторых собственных суждений. Это необходимо для переделки всей системы представлений и признания ряда отрицательных качеств, т. е. раскрытия их. Именно для этого тактически рационально сохранять все высказанное ранее. Много таких независимых суждений можно подобрать в период свободного рассказа. В четвертой стадии все накопленные «независимые» мнения и характеристики могут быть сопоставлены сразу. «Столкновение» их должно показать то, что они во многом противоречат друг другу. Например, «Вы утверждаете, что всегда откровенные до конца, но это не соответствует действительности: по одному и тому же поводу вы высказывались и положительно, и отрицательно. Возможно вам многое не достаточно ясно. Во всяком случае, это свидетельствует о том, что у вас многое систематизировано. Имеются противоречия в ваших высказываниях. Из этого следует, что ряд обстоятельств вы либо недостаточно хорошо понимаете, либо скрываете их или искажаете». В этом случае можно полагать, что участник отношения, скорее всего, признается в том, что он скрывает что-либо, нежели в том, что в его системе имеется какая-то неточность или неясность. Однако человек может и откровенно сказать, что многие вещи для него представляются проблемными. Во всяком случае потребность ликвидировать неясные места будет проявляться достаточно отчетливо. Все это способствует тому, что некоторые непроизвольно скрываемые вещи будут выноситься на обсуждение.
Естественно, что инициатор контакта должен постоянно подчеркивать целесообразность открывания всего того, что тяготит партнера.
Поскольку обычным препятствием к раскрытию своих «темных сторон» является опасение обсуждения и избегание отрицательных оценок, тактически целесообразно такое поведение инициатора, которое будет показывать, что подобные намерения исключаются. В связи с этим он может не осуждать ни одного из высказываний о чужих или собственных отрицательных качествах, не проявлять неодобрения самому факту сокрытия, воздерживаться от негативных оценок каких бы то ни было отрицательных качеств. Все это отражается в формуле:
При построении всех тактических конструкций следует иметь, в виду одно очень важное явление, которое возникает в четвертой стадии взаимодействия. Это своеобразный феномен испытания собеседника на предмет надежности. Специфическое «тестирование» его заключается в том, что контактируемый начинает задавать ряд вопросов, в которых звучит всегда один и тот же мотив: каково мнение исследователя о некоторых отрицательных свойствах и характеристиках других лиц. Более того, часто это, сопровождается просьбой доказать и обосновать такие характеристики. Для партнера важно, как именно выскажется инициатор контакта о другом человеке. На самом же деле испытывается сам инициатор на предмет возможности установления с ним доверительных отношений. Экспериментатор допустит ошибку, если будет рассказывать («выдавать») интимные стороны других людей. Ему в дальнейшем не расскажут ни о каких аналогичных моментах, ни о порицаемых поступках и пороках. Инициатору, который сам проходит такое испытание, достаточно любой отговорки, чтобы не сообщать контактируемому сведения о других людях. Например, последнего вполне могут удовлетворить такие сентенции: «Я не могу сообщить, поскольку это не моя тайна», «я не могу сообщать интимные подробности о других лицах», «я полагаю, что эти подробности никому не интересны», «вы знаете, что в некоторых профессиях специально предписано хранить так называемые «профессиональные тайны», наконец, «это не тема для разговора». На первый взгляд в просьбах рассказать о других познается только мера доверия и возможности конфиденциального сообщения и, кроме того, преподносится просьба о помощи. Однако на самом деле это - испытание. Во всяком случае, следует учитывать такой момент и иметь в виду, что перед любым человеком рано или поздно встает вопрос о том, может ли партнер создать отношения только между двумя людьми и способен ли он хранить тайну, секреты. Умение умалчивать о других, безусловно, располагает к доверию и вызывает стремление раскрыть интимные стороны своей жизни.
При развитии отношений в четвертой стадии чрезвычайно опасным является и поспешность, «нажим» со стороны инициатора контакта. Но в то же время именно здесь существенным препятствием может быть промедление. Таким образом, поспешность опасна, поскольку должно пройти некоторое время для того, чтобы каждое вновь открытое качество или свойство было всесторонне проверено и «взвешено». К тому же оно должно быть приспособлено к общей системе личностных образований до того, как будет к ней присоединено, после встречи с качествами другого человека и попыткой их понимания и принятия. С одной стороны, это соотнесенность со своими собственными качествами, а с другой - своеобразное перераспределение акцентов на качества с учетом влияния отрицательных. Замедление в раскрытии качества опасно в связи с тем, что подготовка, которая осуществлялась для реализации акта доверия, действует лишь определенное время. Откровенное раскрытие себя возможно только в определенном состоянии. Опыты показывают, что внезапное полное оповещение о своих качествах также нерационально. Человек не будет удивляться, но и не поверит быстрому «обнаружению» утаиваемого. Это происходит не столько потому, что он не доверяет высказанному, сколько потому, что не «выводит» этого самостоятельно. Поэтому тактика инициатора контакта заключается также и в предпочтении того, что партнер сам вывел о нем некоторые важные обстоятельства, а не просто принял их. Здесь также действует общий принцип: косвенному доверяют больше, нежели прямому. Выведенному самостоятельно доверяют, больше, чем тому, что констатируется как продукт влияния и воздействия.
9. Приемы четвертой стадии. Приемы как оперативные единицы могут применяться в четвертой стадии в тех случаях, когда у партнера не просматривается ожидаемого стремления к высказыванию и он продолжает сдерживаться. В то же время приемы должны применяться и для активизации высказывания, т. е. когда отсутствует нормальное течение процесса или оно прерывается какими-либо обстоятельствами.
Прежде чем применять какой-либо прием, необходимо установить причины, которые вызвали задержку в процессе, и прежде всего какой из отрицательных факторов нарушает его течение. Следует сказать, что именно в четвертой стадии, где особенно необходима ясность, труднее всего открыть причины, вызывающие задержки процесса. Таким образом, ускорить его, возбудите потребность к высказыванию или снять возникающие преграды - все это- также может быть реализовано с помощью отдельных приемов. В качестве основных пунктов, через которые должны быть просмотрены отношения, являются следующие:
Таким образом, отдельные приемы вводятся в процессе для того, чтобы либо ускорить его, либо возбудить потребность к . высказыванию, либо снять возникшие преграды.
Прием «предложение дискуссии». Как правило, лучше всего предложить обсуждать некоторые принципы поведения в тех случаях, когда они бывают опасными для обоих участников отношений. Непроизвольное возникновение дискуссий по поводу отрицательных качеств, их значимости, важности и смысла всегда приветствуется на этой стадии. Участник обычно стремится установить, каков взгляд другого человека на конкретные качества, как вообще реагирует он на внезапное появление нежелательных свойств. Естественно, что каждому представляется особенно важным установить и позиции партнера, его точку зрения на возможность появления отдельных качеств, которые могут создать ситуации либо неясности, либо конфронтации. Предлагать дискуссию возможно тогда, когда партнер колеблется -сообщить или нет. И если он не решается говорить о себе или спрашивать о другом, всегда можно начинать дискуссию, которую надо вести по линии рассуждения о значимости развития того или иного качества и его влияния на ход отношений.
Прием «вызов спора». Он заключается в том, что инициатор контакта начинает спорить по какому-либо поводу и тем самым вызывает такое состояние в отношениях, когда происходит острый обмен мнениями. Обычные возражения, которые идут с двух сторон, создают ситуацию, когда каждый сопротивляется воздействию другого и высказывает свои мнения, доказательства и аргументацию. Таким образом, спор и защита своих позиций вызывают стремление каждого выдавать свои способы воздействия или защиты какие-либо ценные для него позиции. Своеобразием такого спора является то, что он должен вести каждого участника отношений не к простому высказыванию о каких-либо позициях и не к тому, чтобы их укрепить. Тактически в соответствии с этим приемом спор должен проводиться в направлении расшатывания этих позиций и к вызову сомнений в их прочности.
Прием «высказывания сомнений». Этот прием заключается в том, что некоторые сообщения партнера подвергаются сомнению сразу же после их высказывания. Этим вызывается односторонняя защита отдельных положений. Поводом для таких сомнений всегда должно быть какое-либо неожиданное несоответствие в только что высказанном. Сомнения хотя бы по одному факту должны быть высказаны незамедленно. Именно это и заставляет ожидать того, что партнер будет стремиться немедленно устранить их.
Прием «сопоставление противоречий». Когда нужно возбудить у человека активную направленность на самостоятельное высказывание, следует сопоставить («столкнуть») все противоречия, которые могут быть «предъявлены» ему как его собственные. Естественно, нужно, чтобы они предварительно «накапливались». Это будет способствовать выходу из выжидательного состояния. Обычно человек всегда побуждается к высказыванию представленными ему его же собственными противоречиями, которые он «естественно» стремится устранить. В этой ситуации возможно выяснить ряд тех особенностей личности, которые ранее не были установлены.
Прием «диагностические вопросы». Они касаются свойств и качеств других людей, способствуют высказыванию своих мнений по поводу характеристик последних, а тем самым - и отношения к отрицательным качествам. Выясняется представление партнера о правильности поведения окружающих людей. Эти вопросы также способствуют активации высказываний, выявляют его оценки способов поведения других людей и средств оправдания их действий, а также приемы сокрытия собственных поступков. Следует сказать, что внезапность таких вопросов является необходимым условием прохождения приема, обычно вызывает меньшую настороженность и более быструю реакцию, нежели вкрадчивое поведение, вызывающие повышение контроля.
Прием «достраивания». Это своеобразный прием, который основан на возникающей потребности человека заполнить некоторые пробелы в его собственных предыдущих рассуждениях, которые он до определенного момента считал «непогрешимыми». Инициатор контакта в этих случаях намеренно рисует такую картину из высказываний партнера, которая представляется тому недостаточно полной. Здесь лучше всего использовать те данные, которые были ранее высказаны партнером. Картина, у которой имеются определенные пробелы, вызывает у индивида стремление заполнить их, а тем самым побуждает к высказыванию. Инициатор, естественно, должен использовать для построения картины те отрицательные свойства или особенности поведения, которые ему известны и которые не вызывают сомнений и вопросов. Однако побуждение высказаться возникает у партнера только в том случае, если нарисованная картина бывает логичной в большей своей части, а неправильной - только в меньшей. Коррективы, вносимые собеседником в эту конструкцию картины, могут быть использованы для построения и установления некоторых свойств, касающихся моментов работы по композиции своих личностных структур.
Прием «использование подготовленных качеств». Как уже говорилось, в третьей стадии специально «культивируются», т. е. постоянно подкрепляются, такие свойства, как решительность, смелость и откровенность. В четвертой стадии, когда у партнера наблюдаются колебания, могут быть использованы те свойства, в которых уверен контактируемый: например, обратясь к его решительности, можно изменить ситуацию колебаний в сторону высказывания о более значимом, но опасном. Человек, которому сообщили, что он решительный, а в дальнейшем напомнили об этом, склонен быстро принимать решения, когда происходит борьба мотивов и, в частности, возникает вопрос о том, что для него рациональнее: высказаться о каком-либо качестве или умолчать.
Как правило, в этом случае побеждает мотив, направленный на высказывание. Иногда можно ориентироваться на то, чтобы собеседник, открывая ряд своих сокровенных мыслей, как бы «по инерции» высказался и о том, что его беспокоит в первую очередь. Прием основан на том, чтобы действовали качества, направляемые по инициативе ведущего общения.
Прием «расслабление». Иногда инициатор контакта констатирует ситуацию, когда человек хотя и готов рассказать о себе, но в то же время находится в состоянии неловкости, незнания «с чего начать разговор». В этих случаях инициатору целесообразно снять напряжение каким-либо временным отвлечением внимания на посторонние темы.
Прием «выжидание». Прием применяется в тех случаях, когда у контактируемого в процессе данного разговора уже созрела определенная позиция и появилась установка относительно каких-либо свойств, качеств и принципов. Практически партнер не в состоянии в конкретном разговоре и в данный момент отказаться от своей установки. Вот почему целесообразно создать такое состояние, чтобы он сам принял решение, связанное с этим отказом. Для реализации данного приема рационально перечислить свои версии и ожидания, расставив их как своеобразные ориентиры. В условия правильности его применения входит также специальная «рядоположенность» перечисления этих ориентиров. В то же время необходимо так их расставить, чтобы возникла проблемная ситуация. Ответы переносятся на другой раз. Возможно подчеркнуть, что рассматриваются те вопросы, на которые нет возможности ответить сразу и которые требуют специального размышления, обдумывания. Этот прием позволяет контактируемому самостоятельно размышлять и взвешивать, ориентируясь на систему поставленных вопросов, и в конце концов принять самостоятельное решение. Инициатору контакта необходимо предоставить ему время для «созревания решения», в чем заключается сущность «выжидания». Практически используя время, которое необходимо для установления конкретной структуры, т. е. для преобразований и принятия новых конструкций.
10. Диагностические возможности четвертой стадии. Основным достижением четвертой стадии в диагностическом плане являются установления многих качеств, которые либо были неизвестны ранее, либо маскировались.
В итоге, в четвертой стадии выявляется то, что, по мнению контактируемого, может оказать отрицательное влияние на отношения между людьми. Одновременно весь набор тех качеств, о которых сообщил индивид, является перечнем того, от чего он сам не может освободиться. Это и привычные, устойчивые свойства, которые могут проявляться в напряженных или конфликтных ситуациях. Контроль за их внезапным проявлением индивидом не гарантируется. По особенностям поведения в четвертой стадии устанавливаются также агрессивные тенденции, которые могут быть в ситуациях спора и дискуссии. Стадия дает материал для выявления иерархии скрываемых качеств, когда анализируют последовательность в раскрытии своих черт характера. Возможно также установление и мотивов сокрытия, т. е. того, в связи с чем индивид утаивает отдельные свои тенденции, и что одновременно препятствует его свободному высказыванию. Стадия дает также возможность рассмотреть и проанализировать многие тенденции индивида: рассматриваемые как вредные (например, излишняя откровенность) или как порочные (например, завистливость, жадность), наконец, связанные с дальнейшим прогнозированием поведения. Относительно одних тенденций он считает возможным установить «опасные» зоны, в отношении других - прогнозировать благоприятный исход, т. е. устранение их из ситуации конкретного общения. Возможно и установление зон, которые требуют усиленного контроля.
Пример 1 А. Учитывая, что накопилось достаточное количество материала для суждения о личностных особенностях А., который постоянно сообщал о себе и уже стал в этом повторяться, С. переходит на другую стадию. Прежде всего материал, накопленный в третьей стадии, дает возможность сопоставить высказывания А. и выявить противоречия. В то же время необходимо совместно выяснять ряд вопросов, связанных с его поведением во время изложения им сведений о своей жизни. Необходимо установить, ориентируется ли он на то, чтобы сообщить о своих отрицательных свойствах. В частности, учитывая, что А. пытался изобразить себя только страдающим лицом, терпящим несправедливости от других, С. высказывает сомнение по отношению ко многим его положениям.
С. - Странно то, что вы вроде бы во многом хорошо разбираетесь и тем не менее люди вокруг вас действуют несправедливо и нападают именно на вас... Вам не кажется несколько удивительным, что на вас, ни в чем не повинного, нападают больше, чем на других?
А. - Почему? Почему это только на меня, эти люди на всех нападают.
С. - Значит, вас окружают такие люди?
А. - Не все такие, есть и хорошие.
С. - Но почему вы не уйдете от плохих, не порвете с ними отношения?
А. - Куда можно уйти? И зачем? Этих людей я знаю, а других не знаю, они непривычны для меня.
С. - Понятно. Значит, вы тоже разделяете в чем-то мнения, привычки тех людей, с которыми встречаетесь?
А. - Конечно.
С. - А как могут встретить вас другие люди, обладающие теми привычками, что и ваши?
А. - Не знаю.
С. - А не значит ли это, что у вас имеются некоторые качества, которые могут не нравиться другим?
А. - Я пробовал избавиться от них... По-моему все этим занимаются - уничтожают, давят свои качества... Но если все уничтожить и стать ангелом, то тебя же немедленно съедят.
С. - Скажите, от каких качеств вы пробовали освободиться и какие вам мешают?
А. - Ну... упрямство всякое». Непонимание, несдержанность.
Анализ. Даже без прямых высказываний об отрицательных качествах и только по реакциям А. на вопросы, а также по способам выхода из затруднительных положений можно вывести некоторые его характеристики, о которых он прямо не сообщает. Прежде всего - упорство в отстаивании своих мнений, даже если он понимает, что они не верны, склонность обвинять людей, а также ждать воздействия со стороны другого, чтобы оправдать резкость своих реакций. В то же время можно отметить отсутствие собственной инициативы, своеобразную покорность многим высказываниям сверстников и конформизм. А. спасается прямо признаться, что ему свойственные некоторые отрицательные качества, которыми он не может управлять. В то же время пытается оправдать их рациональность для того, чтобы не признаться в своем бессилии бороться с ними. Обращает внимание также и то обстоятельство, что А. склонен приписывать другим свои собственные мотивы поступков.
Пример 2. Подозреваемый Б. достаточно отчетливо высказался о своих принципах поведения как в семейной жизни, так и во вне ее и пытался высказать суждение о присущей ему скромности, как следствии своего стремления держаться в стороне.
Поэтому Можно начинать возражать по поводу отдельных его суждений. Одновременно нужно учитывать, что он подчеркивал выгодность позиции одинокого человека, которая его вполне удовлетворяет. Принимая во внимание, что Б. уже высказал свои положения в специально заостренной форме, можно ожидать, что он специально ищет возражения, готов их выслушать и будет формировать свое собственное мнение. Необходимо также принимать во внимание, что Б. вероятно не случайно подчеркивал, с одной стороны, отсутствие у него друзей, а с другой - всячески изображал свою общительность и рассматривал это как повод для последующего разговора и сбора нужной информации. Возможно также принять предложенный стиль общения, в частности, ориентироваться на постоянное колебание Б., которое вызывается им же созданными противоречиями. С. может определить направление тактики своего поведения - расшатывать устойчивость высказанных Б. положений, в частности ставить под сомнение выгоду от затворничества и противопоставить ей «проповеди» подозреваемого о «свободном общении» и невмешательстве в дела других. Следует иметь в виду, также нарастающее напряжение Б. и готовность его вести разговоры в сфере «безопасного» прошлого.