На главную   Учебные материалы  Учебные пособия


 

Л.Б.Филонов
Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан.

Пятая стадия. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И АДАПТАЦИЯ К ПАРТНЕРУ


 

1. Целесообразность пятой стадии. К этой стадии отношения участников взаимодействия становятся ясными, определенными и вполне устоявшимися в плане перспективы совместной деятельности. Стороны взаимно осведомлены также относительно качеств и структурных образований каждой. Для них становятся определенными и их потенциальные возможности. Поскольку отдельные достоинства и недостатки каждого к пятой стадии выяснены полностью, они выступают прежде всего как объекты взаимного воздействия. Отчетливо определяется линия возможных изменений участников. Полученные сведения о наборе свойств общающимися дают возможность соотнести комплекс своих и партнера качеств. Это поможет выявить такие сочетания, которые требуют «перестройки».

Пятая стадия может быть представлена образно как конвенция двух людей, направленная на устранение тех причин, которые выявлены в предыдущей и могут оказать негативное влияние на ход дальнейшего развития взаимодействия. Это одновременно принятие другого лица со всеми его характеристиками: опора на его положительные стороны и нивелировка отрицательных. Вся она - стадия воздействий одного участника на другого и на себя, взаимной помощи партнеров - прежде всего относительно тех черт характера, которые трудно контролировать самому их обладателю. В то же время помощь другого заключается и в собственной работе со своими негативными свойствами и теми качествами, которые не сочетаются с характеристиками партнера.

В пятой стадии отчетливо выступает необходимость работы каждого участника со всеми характеристиками как собственными, так и другого лица на предмет образования одной общей и слаженной системы.

Пятая стадия поэтому является стадией преобразований в системе личности каждого в соответствии с общим стремлением к продолжению отношений. Однако здесь отдельные характеристики партнеров служат ориентирами, которые учитываются не только на предмет переделки, не и на то, чтобы сделать их приемлемыми как для каждого, так и для всей системы отношений. Это не исключает того, что некоторых качеств избегают.

Основная особенность пятой стадии - специфическое воздействие на систему качеств другого лица с помощью изменений собственной их структуры. Человек «настраивается» на партнера и создает из своих качеств своеобразную среду, к которой тот приспосабливается.

Таким образом, один человек для того, чтобы управлять другим и создавать благоприятные отношения, прежде всего регулирует свои собственные качества, корректирует их проявление и свое поведение, тем самым воздействуя на партнера.

2. Функции пятой стадии. Основной функцией пятой стадии является прежде всего констатация тех значений, с которыми к ней «приходят» стороны.

Вторая функция - помощь партнеру в ликвидации его опасных и отрицательных свойств.

Третья заключается в том, чтобы вносить определенные поправки в поведение другого лица и в свое собственное по отношению к опасным для контакта свойствам.

Четвертая функция - реализация синхронного поведения каждого участника отношений в общей системе взаимодействия.

Наконец, существенна функция совместного контроля за своими качествами и качествами партнера. Контроль соотнесен с общим достоянием - выработкой системы представлений одновременно о качествах обоих участников.

3. Факторы пятой стадии. Положительные факторы:

Отрицательные факторы:

4. Механизмы пятой стадии. В этой стадии включается большое число регулятивных механизмов. Таковыми могут быть коррегирующие, связанные с компенсацией; связанные с адаптивной деятельностью, а также обеспечивающие увеличение различительной чувствительности:

В принципе все они могут быть разделены на те, которые направлены на гашение собственных помех, и те, что направлены на приспособление к некоторым особенностям поведения партнера.

Основными в пятой стадии являются механизмы, регулирующие приспособление одной личности к другой (т. е. характеристики одного человека регулируются до тех пор, пока они не будут оптимальными с точки зрения взаимодействия с характеристиками другого). Их можно назвать адаптивными.

Другие, которые обеспечивают процесс приспособления, связаны с коррекцией. Это механизмы, определяющие оптимальный режим взаимодействия при внесении постоянных поправок в процесс, т. е. некоторых изменений, связанных с перераспределением акцентов на качества, с привнесением определенных дополнений в процесс взаимодействия. Эти привнесения заключаются в «сонастраиваниях» качеств при соотнесении их друг с другом. Процесс коррекции, в свою очередь, включает контрольные механизмы.

Все адаптационные механизмы в широком плане обеспечивают приспособление к особой среде - среде другого человека в его «крайних» проявлениях. Именно последних необходимо избегать при взаимодействии. Образно выражаясь, что те «острые углы» человека, которые нужно или сглаживать или избегать. Это определяет его регулирующую деятельность с помощью оперирования набором своих качеств; он как бы включает их своеобразною «клавиатуру».

Существенно то, что для работы по установлению оптимального взаимодействия индивид в первую очередь ориентируется ка качества другого с тем, чтобы регулировать свои собственные. Практически он тормозит не все, но именно те, которые «неудобны» партнеру. Правильность такого торможения определяется каждый раз пользой и эффектом взаимодействия. В связи с этим человек иногда «гасит» некоторые «выгодные» качества, которые ранее приносили ему успех. Например, раньше агрессивное поведение помогало достигать определенной цели, однако в случае установления контакта приходится тормозить эти агрессивные тенденции.

Иногда регуляция выступает в виде компенсации недостаточной силы отдельных свойств. Именно тогда и происходит специфическое дополнение либо замена слабых звеньев, либо отдельных «слабых» качеств.

Более того, делая установку на работу для другого, человек регулирует свое поведение в соответствии с представлением о его пользе, в первую очередь ради повышения эффективности взаимодействия. Поскольку компенсаторы - различные устройства, возмещающие недостаток, мы можем полагать, что они включаются в тех случаях, когда необходимо усилить какую-либо сторону личности или, наоборот, в пятой стадии снизить остроту определенного качества. Существенно здесь то, что лицо регулирует отношения и взаимодействия, видоизменяя набор своих качеств, в частности, снижая напряженность и нейтрализуя одни и усиливая другие. Таким образом, он одновременно нейтрализует свои качества и настраивается на качества партнера при ожидании ответной сонастройки.

Вероятно, что в пятой стадии снимаются многие барьеры, препятствующие урегулированию отношений. Сама по себе потребность в настройке на качества другого и вместе с тем знакомство с ними вместе с ожиданиями их действий постоянно повышает чувствительность к изменениям в их системах и в системе ответных реакций партнера. Феномен настройки проявляется в желании не усложнять действий другого и в стремлении обеспечить ему удобства.

Парадокс пятой стадии заключается в том, что, подстраиваясь под качества партнера, индивид с помощью тщательно организованной системы своих качеств управляет его поведением и закрепляет те качества, которые обеспечивают эффективное взаимодействие.

Сонастройка может быть представлена как особый способ отражения личности и ее свойств. На основе такого отражения, а затем его реализации путем перераспределения напряженности собственных качеств человек создает новую систему, которая, по его мнению, наилучшим образом способствует контактному взаимодействию. Можно назвать это также механизмом, обеспечивающим возможность синхронизации.

В пятой стадии наблюдаются также некоторые явления, которые можно связать с действием специальных защитных механизмов. В данном случае однако защищается не столько сама личность, но уже сложившаяся система отношений от влияния опасных качеств.

Нередко включается специфический для данной стадии механизм, благодаря которому появляются некоторые «буферные образования». Они способствуют нейтрализации опасных реакций в ответ на специфические раздражения, присущие данной ситуации. Это своеобразные, заранее запрограммированные «заготовки» против вероятных неблагоприятных ответов. Поэтому весь механизм подчинен плану соотнесения качеств одного человека с качествами другого путем принятия предупредительных мер. Например, возможно суждение такого рода, свидетельствующее о включении превентивного механизма: «Я хочу сказать тебе прямо... только ты не обижайся», «ты можешь не соглашаться с этим, но я должен предупредить себя о том, что вопрос этот представляется опасным», «не удивляйся и не возмущайся тому, что сейчас услышишь». Человек, произносящий такие фразы, рассчитывает на то, что другой включает нужные механизмы, смягчающие ситуацию, а практически нейтрализующие его качества и свойства, которые могут быть спровоцированы данной ситуацией.

В этой стадии наиболее полно проявляются многие механизмы, связанные с соучаствованием, сочувствованием и эмпатией, включая сопереживание как механизм эмоциональной включенности и ассимиляции.

Многое в выборе направленности действий каждого партнера зависит от системы исходных представлений, определяющих либо стремление усилить свое качество для того, чтобы им дополнить качество партнера, или нивелировать его с тем, чтобы не вызвать нежелательных для общения последствий. Именно здесь особенно четко проявляется принцип, в соответствии с которым конкретное развитие предопределяется системой господствующих представлений.

5. Признаки и показатели пятой стадии. Для этой стадии типичными являются все признаки, свидетельствующие о произошедших изменениях в системе и структуре личности. Это высказывания о понимании меры соотнесенности своих характеристик личности с характеристиками другого и об ориентации на определенную систему качеств.

Наиболее ярким сигналом изменений в системе и признаком ассимиляции качеств другого является эффект «бумеранга». В определенный момент партнер начинает чувствовать, что собеседник сообщает его же собственные ранее высказанные мысли, мнения, суждения и оценки. Это знак того, что они были в достаточной мере усвоены партнером, приняты и выдаются уже как результат проявлений его собственных личностных образований. Самим высказывающим это рассматривается как его собственное достояние, практически же свидетельствует о произошедшем обмене. Еще одним показателем наступившей стадии являются отчетливые смены суждений и высказываний, которые ранее утверждались, на другие. Таким образом, если ранее индивид был против какой-либо вещи или положения, то в пятой стадии он может менять свои позиции относительно ранее высказанного. Иногда это выступает в смягченной форме, а именно - в виде готовности к собственным преобразованиям или к принятию всего предложенного («говори, что нужно сделать и как нужно сделать для того, чтобы все было хорошо»).

Специфическим моментом является также неожиданное признание правомерности высказанного партнером, хотя и в ограниченных пределах, но тем не менее это констатация своеобразной «сдачи позиций».

Существенным показателем наступившей стадии является также предложение партнеру решать какой-либо спорный вопрос «так, как он считает это нужным». Разновидностью подобного поведения является предложение ему самому делать выбор в случае, когда возникает множество альтернатив.

6. Результаты пятой стадии. Основным результатом пятой стадии является достижение понимания не только качеств партнера, но также его действий, мотивов и причин этих действий.

Если в четвертой стадии были установлены отдельные качества и свойства, то в пятой появляется отношение к ним. В первую очередь это отношение к качествам, как к необходимой среде, с которой надлежит соотноситься в поведении каждому партнеру. Именно потому, что она составлена из качеств обоих лиц, каждый из которых как бы выступает в двояком виде: в виде системы «жестких» качеств, которые не меняются на протяжении взаимодействия, и «податливых», которые могут менять свою напряженность. Вторые рассматриваются как объекты влияния и воздействия, в связи с чем представляют среду, которая может активно изменяться, преобразовываться и улучшаться. Первые являются теми, которые необходимо безоговорочно принимать в общении каждой из сторон и к которым стремится «подстроиться» в том смысле, что реакция на них всегда должна быть под контролем.

На основе понимания силового распределения и установления взаимовлияния качеств возникает система взаимного отношения к качествам друг друга :- система соотнесенных качеств. Для каждого участника это означает, прежде всего, достижение терпимого отношения ко всем характеристикам партнера, а также направленность на преобразование той части общей системы, которая может быть улучшена.

В связи с этим возникают отношения и к собственным качествам как предмету регуляции, и к качествам другого (а также к его позициям, установкам и состояниям) как к объекту управления. Практически эта определившаяся система отношений есть следствие установившегося равновесия после обмена качествами.

Эффективность взаимодействия в этой стадии повышается в связи с правильным пониманием качеств другого и с их принятием.

На основе установившихся представлений о системе качеств каждого вырабатывается общая система их соотнесенности. Принимается также и общая схема регуляции качеств как через собственные перераспределения акцентов и контроль, так и.через ожидаемые воздействия со стороны партнера.

Одним из важных достижений стадии является то, что индивидуальный смысл каждого качества перерастает в его общее значение для двух сторон. Качества перестают быть достоянием их носителей, а становятся принадлежностью системы отношений двух людей. Сюда входят и положительные, и отрицательные качества каждого индивида, и комплементарные, дополняющие друг друга до некоторого желаемого целого. В систему также входят и некоторые «жесткие» качества - предмет опасения и избегания. Эта регулируемая и управляемая система свойств сохраняется как основа для прочных отношений. Практически в пятой стадии всегда имеется тот набор качеств, с которым приходится встречаться обеим сторонам и который рассматривается как приспособление, обеспечивающее оптимальность взаимодействия.

Работа над своими собственными качествами и видение результатов своих изменений по изменениям со стороны партнера порождает также состояние удовлетворенности, которое способствует углублению контакта и обеспечивает перспективу установления доверительных отношений.

7. Принципы пятой стадии. Принцип «влияние на партнера через регулирование своих качеств». Практически это означает: обращать внимание на возможность влиять на партнера через систему своих индивидуальных особенностей и ожидать определенного воздействия на другого человека регулированием своих качеств.

Принцип «учёта качеств партнера как ориентиров для приспособления». Последнее означает акцентирование внимания па все, что имеется у партнера и может выступать в качестве влияющего фактора. Это то, с чем необходимо соотноситься как с прочно установившимся структурным образованием. Все меняющееся в системе личности может быть изменено, а неизменное - должно быть учтено.

Принцип «преодоления собственных барьеров». Как правило, каждый человек в определенный момент констатирует тот факт, что для него самым важным и самым сложным являются его внутренние преграды, препятствующие общению и взаимодействию. Обращать внимание на их отдельные «детали» бывает весьма желательно, поскольку барьеры являются теми образованиями личности, на которые необходимо в первую очередь воздействовать.

Принцип «оповещение о намерениях». Для партнера в пятой стадии не должно оставаться неясным ни одно из действий, которые предпринимает другой участник. В том или ином виде, в тех или иных выражениях инициатор конфликта должен достаточно четко определить все свои представления. В то же время такое отношение выступает как специфическая доверительность во всех своих намерениях и действиях применительно к партнеру. Этим самым усиливается тенденция к совместным действиям против негативных свойств и состояний каждого.

Принцип «предварительной подготовки к опасной ситуации». В связи с тем, что у каждого индивида имеются некоторые «жесткие» отрицательные качества, которые могут проявиться в той ситуации, для которой они предназначены, необходимо готовить партнера к такой возможности и указывать заранее на признаки их появления, создавая превентивную защиту.

8. Тактика поведения в пятой стадии. Тактика вхождения в пятую стадию заключается в учете ее тенденций оперировать качествами и изменять их. Тактика поведения инициатора контакта заключается в том, чтобы обеспечить у партнера направленность на возбуждение стремлений к изменениям и организацию необходимых преобразований.

Начало тактических действий заключается в оперировании представлениями. Необходимо создать представления о собственных преобразованиях и признаках изменений в качествах другого. Инициатор должен вызывать представление о гибкости отдельных собственных свойств и о возможности ими управлять. Далее тактика проходит по линии управления ожиданиями партнера. Если он полагает, что инициатор в первую очередь должен учесть его качества - это должно быть обеспечено; если ожидается, что инициатор должен изменить некоторые свои свойства, то это должно быть реализовано; если ожидается помощь для воздействия на какие-либо образования - это также должно быть удовлетворено.

В тактику поведения инициатора входит и немедленное подкрепление всяких положительных изменений, которые он замечает в поведении партнера, естественно только в том случае, если они соответствуют программе преобразований в системе качеств. Это способствует тому, что у партнера будут укрепляться необходимые тенденции, связанные с регуляцией его поведения.

Следует иметь в виду, что в пятой стадии особенности индивидуального подхода заключаются прежде всего в устранении помех взаимодействию и взаимовоздействию.

В тактику инициатора контакта входит все, что способствует снятию опасений другого лица относительно тревоги за те уступки, которые оно делает по его просьбам. Учитывая, что каждый человек охотно идет на уступки, если знает, что другой не будет использовать его слабости в своих целях, инициатор предпримет «открытые действия», т. е. сообщает о том, что необходимо делать партнеру и что намерен предпринять сам. «Именно поэтому инициатору целесообразно начинать проводить линию в поведении, которая заведомо расценивалась бы как линия «для партнера, но в целях общих достижений». Поэтому важно подчеркивать значимость владения собственными качествами и поведением для того, чтобы вводить изменения в собственной личности «для партнера». В целях подготовки к такой установке возможно упоминать о том, что в данный период не существует представления об отрицательных качествах как о порицаемых и осуждаемых. Должны возникнуть представления о том, что некоторые качества (возможно, и положительные) могут играть роль помех.

В целях подготовки другой стадии культивируется также представление о том, что усилия обеих сторон направлены на подготовку общей программы, которая в дальнейшем направлена на соотнесенность всех действий, всех проявлений качеств каждой из сторон.

9. Приемы пятой стадии. Все приемы пятой стадии рассчитаны на усиление нескольких тенденций, присущих этому периоду, и на устранение преград этим тенденциям. Так, одни направлены на возбуждение стремления к собственным преобразованиям, вторые - на устранение преград взаимодействию, третьи вызывают готовность к воздействиям на свойства другого, четвертые обеспечивают синхронизацию взаимных воздействий.

Основной прием, который имеет место в пятой стадии, - «создание ожидания перемен», в соответствии с которым культивируется представление о необходимости предпринимать действия, меняющие систему связей качеств и их иерархию. Допускается, что на первые места могут выйти иные качества и заменить те, которые были до этого.

Прием «подсказывание». Когда инициатор контакта констатирует сложность выбора действий, которые еще неизвестны другому участнику отношений (поскольку они никогда ранее не применялись), то он подсказывает, как необходимо поступать в этих случаях, например: «Лучше, если бы вы просто сказали: «Я хочу, чтобы мне предоставили здесь полную свободу».

Прием «подчеркивание действий для другого». Когда возникает ситуация сомнения в целесообразности собственных изменений, инициатор специально демонстрирует некоторые свои действия, которые идут в разрез с его обычным поведением, и тем самым подчеркивает, что он делает это специально для партнера.

Прием «первичных действий». Когда угрожает появление какого-либо нежелательного качества или свойства, целесообразно «смягчать ситуацию». Например, если может появиться обидчивость, следует предупреждать: «Вы только не обижайтесь на то, что я сейчас скажу вам». Вероятные вспышки гнева можно также предупредить: «Вы только не сердитесь на то, что сейчас услышите».

Прием «настройка». Когда недостаточно ясной представляется направленность партнера и его стиль поведения в отношении собственных изменений, необходимо предварительно прослеживать особенности этого поведения при решении жизненных задач (например, в процессе принятия решения). В этом случае рационально включаться в сам ход выполнения просьбы об изменении в системе личности. При совместном обсуждении инициатор контакта как бы настраивается на одну и ту же волну, что дает возможность в конечном итоге перенаправлять издавшиеся изменения.

Прием «указание на качество, требующее регуляции». Этот прием рассчитан на то, чтобы с помощью ожиданий определенных действий включить соответствующую мотивацию поведения: «Зная вашу нетерпеливость, я тем не менее прошу потерпеть, поскольку зто необходимо для решения данного вопроса».

Прием «подчеркивание и утверждение образовавшейся совместимости». Когда партнер имеет достаточно четкую установку на то, что какие-то совместные действия возможны только при наличии исходной совместимости, следует подчеркивать, что она уже образовалась и проявилась к данному моменту. Например:. «В связи с тем, что мы можем совместно решать успешно вопросы, необходимо спокойно обсудить создавшуюся ситуацию. Сейчас мы придем к нужному и правильному решению».

Прием «расшатывание». В основном, когда имеет место неуверенность в возможности собственной регуляции, необходимо вводить представление о том, что сама по себе установка на невозможность изменения является помехой и преградой успешно начавшемуся взаимодействию. Например, инициатору контакта нужно обращать внимание на то, что все успешные типы взаимодействия всегда возможны при «взаимных уступках» и в тех случаях, когда человек владеет собой и умеет устранять собственные недостатки.

Прием «нейтрализация доминирования». Как известно, в пятой стадии проведена предварительная подготовка в виде констатации установления всей системы свойств и качеств каждого, просматриваются все выгоды совместных действий. Однако, несмотря на это, иногда возникают тенденции к ролевому поведению в связи с тем, что установлены личностные особенности партнера и что он узнает о некоторых слабостях собеседника. Срабатывает обычный механизм, приводящий к тому, чтобы «захватить приоритет». В условиях, когда известная линия инициатора контакта, который подчеркивает, что он действует «для контактируемого», возможно возникновение тенденций использовать в своих целях указанное стремление. В этом случае, вероятно, «срабатывает» ранее сложившаяся привычка пользоваться слабостями других людей. Чтобы снять и нейтрализовать такую попытку, инициатору следует достаточно четко высказаться о данной тенденции и осудить действия в этом направлении.

10. Диагностические возможности пятой стадии. В принципе диагностические возможности пятой стадии сильно ограничены в связи с понижением чувствительности к особенностям личности партнера. Как известно, наиболее точно человек может определить другого лишь в том случае, если он не привык к нему. Иначе, как это имеет место в пятой стадии, инициатор контакта не может не только достаточно отчетливо судить об «острых углах» партнера, но и правильно определять меру и степень выраженности его отдельных качеств. Тем не менее возможно получить следующие специфические диагностические характеристики другого лица: возможность перестройки - лабильность системы, направленность перестройки, конкретные коррегируемые качества, скорость адаптации, а также средства коррекции.

Весьма специфическим материалом может располагать инициатор в пятой стадии в связи с приспособительными действиями партнера. Именно тогда наиболее четко выступают и проявляются те качества, которыми человек компенсирует свои недостатки. Развитие процесса здесь приводит также к выявлению представлений и другого лица относительно типа и характера требуемых изменений. Можно установить, что индивид считает необходимым сменить как у себя, так и у другого, а также - представления о необходимости дополнить какими-либо качествами общую систему взаимодействия.

Характерно, что человек воспринимает набор качеств другого как комплекс качеств, значимых только применительно к данному конкретному сочетанию двух людей. В связи с тем, что к пятой стадии многие качества уже меняются в соответствии с возникшей ситуацией (качества одного партнера составляют ситуацию и среду для актуализации качеств другого), они продуцируют наступление этих специфических проявлений.

Все качества, их действия и проявления в случае диалогического общения являются в основном коммуникативыми. В связи с этим устанавливают одну из существенных характеристик личности - возможность тактического маневрирования. Известно, что в общении диадического типа человек встречается с некоторыми исходными наборами качеств индивида, которые только вначале являются объектами исследования, а в дальнейшем становятся объектами преобразования. Поэтому все те системы преобразований, которые имеют место у каждого, дают возможность определить и эту сторону личности. Прежде всего: а) установить то, от чего партнер считает нужным отказаться; б) установить то, что принимается им как нечто пригодное для данного общения в данной ситуации; в) выявить то, с чем он в первую очередь стремится соотнести свои собственные изменения.

Принципиально возможным считается и особое диагностирование - через собственные изменения личности. В этом случае интуитивно познаются некоторые черты и характеристики изучаемого индивида по некоторым собственным изменениям, следы которых сохраняются у исследователя. Эти следы воспринимаются как .результаты воздействия некоторых качеств. Принципиально возможно анализировать и степень воздействия другого через скорость собственных изменений и, наконец, определить иерархию изменений. Наблюдая у себя некоторые сдвиги, всегда можно их соотнести с теми влияниями, которые исходили со стороны другого человека. Однако практически чрезвычайно трудно рекомендовать этот способ диагностики, поскольку мы не располагаем системами соотношений между воздействием одних качеств и отраженными результатами этих воздействий на другие.

 


Назад. Назад к оглавлению Далее.