На главную Учебные материалы Учебные пособия
1. Целесообразность второй стадии. Во второй стадии начинается поиск "опорных пунктов", которые могут стать исходными элементами, на которых в дальнейшем может строиться взаимодействие.
Это период образования первых связующих звеньев, соединяющих усилия двух людей. Основу общего здесь начинают создавать совпадения, в то время как в первой стадии значимы были согласия. Первые узловые связи идут по, линии нахождения совпадающего интереса. В то же время особенности построения рассматриваемой стадии вызываются необходимостью использовать те своеобразные состояния "растерянности" и неопределенности, которые возникают после первой стадии как следствие невозможности реализовать планы индивида, рассчитанные на длительное сопротивление, противодействие или борьбу.
Отказ от тактики конфликта и одновременно снятие "барьеров" ведут к тому, что на короткий период возникает незащищенность и своеобразная "открытость" индивида к воздействиям. Однако эта открытость и сам по себе отказ от борьбы предопределяют направленность на сближение. Избирательно принимается то, что способствует сокращению дистанции между людьми, в первую очередь все то, что вызывает представление о совпадении: общие темы, мнения, оценки, переживания. Совпадение выступает, таким образом, как платформа для объединения.
Такой платформой чаще всего служит интерес, который разделяется каждым участником взаимодействия. Уже сама констатация того, что в центре разговора имеется что-то, постепенно привлекающее внимание каждого, существенно значима. На определенное время "вокруг" этого интереса "вращается" весь разговор. Особенно значим интерес типа "хобби", потому что он кажется свободным и независимым от личностных особенностей, понимается и принимается сторонами как обмен информацией, например, о предметах охоты, филателии, фотографии и т.п. Но на самом деле он приковывает внимание не только обменом мнения, оценками и суждениями, но одновременно и отвлекает внимание от некоторого "дела", от того, что может рассматриваться как обязанность и бывает обычно связано е официальной стороной общения. Отвлеченная тема снимает на время остроту ожидания исполнения ролевых функций, а тем. самым и напряженность. Точно так же беседа о хобби способствует устранению ожидания других разговоров, которые требуют напряжения. Здесь значимо и совпадение в оценках. Для двух лиц, разделяющих один и тот же интерес, имеются и одинаковые оценки, и одинаковые суждения.
В разговорах на отвлеченную, но волнующую обоих собеседников тему на время снимаются и различия в общественных положениях, в статусах. В дальнейшем именно это способствует сокращению дистанции между ними.
Многое в эффективности действий интереса объясняется его "способностью" установить первичную общность и избавиться от неопределенности, являющейся, как известно, одной из основ "разлитой" тревожности.
Целесообразность сделать общность интереса центром общения на продолжении целой стадии заключается еще в том, что интерес воспринимается как нечто зависящее от индивидуальных особенностей участников взаимодействия. Последнее очень важно, поскольку освобождает их от необходимости ориентироваться на собственные индивидуальные особенности и особенности другого. Интерес и тема как бы замещают на некоторое время индивидуальность, проявляющуюся в качествах. Тот или иной интерес, таким образом, способен "привязать" одного человека к другому до того, как первый узнал что-либо о втором, о каких-либо его качествах, т. е. на время исключает необходимость анализировать те свойства и характеристики личности, с которыми надлежит в дальнейшем соотноситься.
Таким образом, целесообразность второй стадии состоит в том, чтобы построить первичную основу для объединения (первичную общность), а затем на базе общих совпадающих и привлекательных для каждого моментов "двигаться" с партнером некоторое время параллельно. Одновременно здесь вырабатываются первичные навыки совместной работы.
2. Функции второй стадии. Основная функция - создание первичного "тяготения" к другому лицу. Это первая связь и первичные отношения, совместность переживаний по поводу одного и того же объекта сближают людей и создают синхронность чувств.
Вторая функция - вызов состояния удовлетворенности. Это - одновременно удовлетворенность начинающимся общением с конкретным лицом, что обмен мнениями, суждениями происходит на равной, независимой от статусов и положений двух людей основе. Наконец, это - удовлетворенность, порождаемая сбывшимся ожиданием от установленной возможности найти общий стиль:
Третья функция - осуществление возможности получить положительные эмоции от реализации взаимных стремлений. Каждый становится для другого источником положительных эмоций. По существу "вращение" вокруг одного и того же общего предмета интереса всегда создает не только базу для таких эмоций, но и ту основу для общения, к которой можно возвратиться в любое время. К теме общего интереса можно всегда обращаться в связи с тем, что она является источником, который постоянно обогащает эмоциональной энергией. Найденный предмет общего интереса порождает у каждого участника уверенность в том, что в случаях отклонения, от общей темы общения он всегда может восстановить ее и тем самым ликвидировать любое "нарушение". Опираясь на такое представление, участники общения не опасаются предпринимать поисковые действия, полагая, что прочно установившийся интерес всегда позволит вернуться к прерванным отношениям.
Четвертая функция. В связи с обособлением двух лиц от других людей и как бы "уходом" в общий интерес происходит своеобразное выделение и обособление групповых тенденций по причине противопоставления одних групповых особенностей другим. В связи с этим общий интерес выполняет функцию объединения через обособление.
Пятая функция. Когда идет обсуждение отдельных элементов, входящих в общий предмет интереса, то происходит одновременная их оценка и выяснение одинаковых суждений. Одновременность переживаний общающимися по поводу этих оценок создает предпосылку к первому совпадению во мнениях. Тот факт, что возбужденный интерес и обсуждение отдельных его моментов вызывают ряд одинаковых ассоциаций одновременно у обоих партнеров, создает предпосылки для соучаствования и сопереживания в отношении одних и тех же обстоятельств. Именно поэтому мы можем сказать, что одновременность переживания выступает как основа для объединения.
Шестая функция. На материале параллельно идущих и следующих друг за другом переживаний происходит своеобразное обучение каждого участника пониманию того, что происходит с другим. Все эти понятные каждому переживания другого связываются с отдельными признаками выражения эмоций и обозначения особенности поведения. Именно потому становятся ясными связи между отдельными, теперь учитываемыми признаками и стоящими за ними нюансами эмоциональных изменений. В дальнейшем это можно рассматривать как основу для распознавания по отдельным признакам и показателям прежде всего того состояния удовлетворенности, которое ожидается от воздействия и является желанным для каждого. Это также основа для того, чтобы видеть и результаты своего воздействия. В дальнейшем один человек всегда будет знать те моменты, когда другой будет удовлетворен его действиями. Ведение рассуждений по поводу некоторых элементов всегда показывает некоторый индивидуальный стиль реакции. Поэтому происходит "вылавливание" некоторых индивидуальных различий в реакции, в появлениях эмоций по поводу одного и того же обстоятельства. Таким образом, не только получают сведения об особенностях реакции, но и устанавливается индивидуальный стиль и те моменты, в которых имеются (а в дальнейшем может быть прогнозируемо) сходство и различие.
Итак, все функции можно схематически свести к следующему: общее построение рассуждений, соединение мнений по поводу одних и тех же объектов, вызов сопереживания, ознакомление с особенностями поведения по признакам, объединение через обособление и через обобщение. Предмет общего интереса выполняет функцию и эталона, и организатора, и опорной основы.
3. Факторы второй стадии. Положительные факторы, ускоряющие формирование стадии, таковы:
Отрицательные факторы:
4. Механизмы второй стадии. Основным механизмом, лежащим в основе взаимодействия двух сторон во второй стадии, является "доминанта". Доминантный очаг интереса одновременно и привлекает внимание, и тормозит все остальные субдоминантные очаги. Интерес к какому-либо предмету или, теме значим тем, что он целиком поглощает сознание. Положительная эмоциональная окраска темы интереса способствует тому, чтобы участники стремились продолжать разговор и углублять его. В то же время сознание "приковано" к теме интереса, тормозит, устраняет из поля внимания все, что не соответствует и не способствует ее развитию, все "постороннее".
Существенную роль в упрочении взаимодействия играет то, что любой интерес имеет своеобразную "стандартизацию" всех узлов объекта. Общающиеся по любому объединяющему их интересу всегда одинаково рассуждают, а это облегчает налаживание отношений. Обычные рассуждения внутри интереса идут, как правило, по принципу перебора отдельных элементов и не предусматривают творческих суждений или умозаключений. Такие простые действия, как перебор, постоянно дают возможность на общих элементах "налаживать" и копить понятный для всех фонд слов и понятий.
Стадия фиксируется и углубляется в том случае, когда в поле внимания длительное время находится только один интерес. Как правило, он может прерываться лишь на незначительный срок. В то же время интерес станет устойчивым, если будет последовательно развиваться в диалогической форме и если сообщать о своих суждениях будут оба участника поочередно.
Образуется представление о существующем сходстве и совместимости между двумя людьми, которое возникает в связи с традиционным пониманием того, что совпадение во взглядах означает желаемую совместимость.
Существенное значение в сближении двух людей на базе интереса имеют также неотчетливые умозаключения о том, что сами по себе интересы порождаются сходными личностными качествами. Именно поэтому у каждого участника отношений укрепляется представление, что совпадение в интересах означает одновременно и сходство в личностных системах. Такой механизм умозаключения играет немаловажную роль для сближения людей и дальнейшей ориентации на принятие конкретных личностных качеств.
Специфический механизм, который можно увидеть в данной стадии, тот, который основан на ассоциациях, и, в частности, на явлении констелляции (сбор ассоциаций в один комплект - "звезду"). В данном случае одни представления (по теме знакомого и разделяемого интереса) ассоциируются с другими, всегда связанными с ними и вызывающими приятные воспоминания. В результате образуется поток положительно окрашенных ассоциаций, порождающих эмоциональную реакцию.
5. Признаки и показатели второй стадии:
6. Результаты второй стадии. Установление зон, где взаимодействие всегда вызывает желание продолжать общение и сближение, и создает ряд первичных "опорных пунктов" для того, чтобы в дальнейшем расширить область возможного взаимодействия.
Общение по поводу одного и того же интереса, продолжительное и непрерывное, создает стиль первоначального взаимодействия, который "склонен" продолжаться. Образуются предпосылки и возможности для того, чтобы этот стиль распространялся и на другие темы разговора.
Создается ожидание повторения положительно окрашенных эмоций. В связи с этим возникает готовность ко всему, что будет способствовать продолжению их действия.
В результате первых успехов в общении возникает уверенность в возможности понимать партнера и "работать с ним". Вместе с тем положительные эмоции создают предпосылки для расширения зон ассоциаций, которые вызывает конкретный человек, и, кроме того, порождают состояние повышенной возбудимости, создают предпосылку для отбора всего, что будет способствовать сближению.
Таким образом, учитывать интересы - это учитывать то, что человек ищет общее для вхождения в общение.
7. Принципы второй стадии. Основным принципом является представление о том, что в поле внимания должен быть только один интерес. Другой принцип заключается в том, что на определенный период создается равенство ролей. Последнее необходимо для устранения различия в статусах. Равенство в одной области ведет к тому, что начинает реализовываться "равноправный" стиль обмена. В сфере любого рассматриваемого интереса инициатор контакта не должен иметь перевес над контактируемым. Если имеется какое-либо преобладание, например в информации, инициатору не следует этого показывать. Отсюда вытекает принцип "объективной" (пассивной) позиции при принятии информации.
8. Тактика поведения во второй стадии. Для наиболее быстрого наступления второй стадии необходимо стремиться, чтобы общий интерес не только был найден, но и сразу же стал доминирующим. Если он отсутствует, следует найти то, что предпочитается конкретным индивидом. Обычно это область, где тот преуспевает, достигает определенных положительных для него действий и явно имеет шансы выступать активно, а также, где существует его преимущественная осведомленность или основательный опыт.
Чтобы состояния, вызванные интересом, оказывали наибольшее влияние на процесс взаимодействия, тактически целесообразно этот интерес поддерживать только до определенных Пределов, однако стремиться не исчерпывать его до конца, поскольку это означает одновременно исчезновение и эмоций и стремление продолжать начавшееся общение. Таким образом, само по себе прерывание интереса может рассматриваться как постоянная возможность вновь возвратиться к его теме.
В процессе разговора по определенному общему интересу целесообразно индивидуализировать последний, т. е. подчеркивать индивидуальные особенности отношения партнера к данной теме (особенности его поведения, реакций), затем ставить в центр индивидуальные особенности суждений и мнений, а также подчеркивать их оригинальность. Это необходимо для подготовки следующей стадии, связанной с выявлением отдельных индивидуальных свойств и качеств. В процессе подготовки к другой стадии возможны также периодические переходы от одного интереса к другому (в том случае, если они сходны и возможно "выйти" на рассуждения о качествах).
Ближайший интерес, на который всегда можно переключиться и который может привлечь внимание индивида, заслонить в конечном итоге все остальные - это интерес к собственной личности. Однако к нему можно прибегать только после того, как уже обращались к какому-либо нейтральному интересу или интересу типа "хобби".
9. Приемы второй стадии. Все приемы второй стадии направлены на то, чтобы активизировать тенденцию к ведению разговора в сфере общего интереса с целью усилить эмоции или исключить отвлечение внимания на другие темы. Приемы предназначены также для снятия эмоциональных барьеров заключающихся в программировании "холодного" отношения при общении. Одним из них, применяемых для того, чтобы вызвать напряженность интереса, является прием "перерывы". Разговор периодически прерывается инициатором контакта по различным поводам. Если уже возник достаточно устойчивый интерес, то перерывы будут возбуждать стремление к разговору по поводу общего интереса и соответственно усиливать эмоциональную сторону.
Другим принципом, который может быть применен во второй стадии, является прием "нарастания". Инициатор контакта в самом начале разговора по той или иной теме может быть внешне индифферентным к связанным с ней сообщениям, суждениям и мнениям до определенного момента, когда начинает заметно интересоваться каким-либо новым суждением или мнением контактируемого. В дальнейшем инициатор показывает нарастание интереса по ходу общения своего партнера.
Прием "детализация" заключается в высказывании повышенного интереса к деталям и подробностям в изложении собеседника, а также в своеобразных просьбах интерпретировать сказанное. Он вызывает стремление усилить некоторые детали и части сообщения, чтобы подчеркнуть то, что индивид привносит самостоятельно в тему интереса.
Прием "проблемы". Для его применения необходимо знать ряд "броских" сенсационных информации последнего времени и высказывать по поводу них некоторые собственные проблемы. Все эго должно быть оригинальным, а не противоположным высказанному собеседником. Как правило, последний стремится к тому, чтобы объяснять неясности и возникшие вопросы с точки зрения своих позиций.
Прием "переключения". Он заключается в том, что в рассуждения по теме, избранной как общая, чаще и чаще включаются отдельные элементы другой темы, на которую "переключают" собеседника. Это дает возможность распространить эмоции, возникающие по основной теме, на любую иную.
Прием "предусмотрение" в принципе предполагает возможность возникновения разговора "вокруг" темы, в которой хорошо ориентирован собеседник (его интерес). Возможно специально изучить такую тему, а в дальнейшем, в ходе беседы, высказывать замечания, которые контактируемый должен расценить как результат интереса, возбужденного им и успешно осваиваемого партнером.
10. Диагностические возможности второй стадии. Во второй стадии устанавливаются некоторые характеристики индивида, связанные с выбором интересов как некоторых зон осведомленности и предпочтения, так и поведения в период сообщений по теме интересов:
Пример I. Подозреваемый А. Установив, что имеется некоторое "потепление" в отношениях и можно отметить отвлечение внимания А. на нейтральные вопросы, а также стремление отключиться от основной темы, можно предложить те темы, которые будут его волновать. В связи с этим С. начинает интересоваться свободным временем .
А. Тот охотно рассказывает о том, что собирает марки.
С. - Откровенно говоря, я лично не представляю, что именно может привлекать человека в марках. Говорят, познание географии. Но ведь для этого можно взять любой учебник географии или карту. Коллекционировать картины, это еще можно понять ...
А. - Не скажите... Ведь за каждой маркой - тоже целый мир. Столько событий, человеческих судеб. И настоящий коллекционер должен знать все о каждой марке... А их много. Поэтому много и знать надо. К тебе же обращаются... как, например, к Д. Он знает, что, где, когда издано, какая цена и всем он нужен, его уважают.
С. - Верно, конечно, но почему все это стало предметом мены, перепродажи и торговли. И меняют, я уверен, не зная, где марка издана и для чего. Например, какая-нибудь серенькая марка, а она оказывается ценной.
А. - Как это можно не понять? Вы же, например, уголовными делами интересуетесь... А каждая марка имеет свою историю, знаменитые марки - и уголовные истории: их крали, из-за них убивали людей.
С. - Но почему все-таки вы избрали марки? Судя по вашим способностям, вашему характеру, вы могли бы, скажем, рисовать картины.
А. - Ну, так уж получилось... А ведь знаете, когда человек торгует марками или меняет их, проявляется его суть: один это делает честно, другой хитрит, норовит обмануть ...
С. - И все-таки довольно трудно представить, что вы, с вашими способностями, которые могли бы проявиться в самостоятельном творчестве, можете так увлекаться марками.
Анализ. Судя по основательной включенности А. в мир марок и рассуждению о том, как "уважают Д.", можно полагать, что у него не реализована потребность в уважении и почестях. Вероятно значимо также удовлетворение процессом достижения. Все это позволяет ожидать, что возбуждение появится всякий раз, когда будет идти речь о приобретении и добывании. В то же время тенденция к накопительству скорее вызвана и своеобразным хвастовством перед другими, и демонстрацией своих способов приобретения. Вероятен также высокий уровень притязаний без обеспечения его реальными средствами. Необходимо отметить высокую эмоциональную включенность и возможную в дальнейшем сосредоточенность только на эмоциональных переживаниях.
Пример 2. Подозреваемый Б. После беседы на некоторые .отвлеченные темы выясняется определенная заостренность его внимания на всех вопросах, связанных с воспитанием. Он неоднократно "морализует". Высказывает свои представления о морали, нравственных принципах и идеалах. Выясняется, что он любит возвращаться к вопросам, связанным с неправильным воспитанием молодежи и детей. Это дает возможности С. перевести разговор непосредственно на детей Б. и на проблему общих и индивидуальных воздействий.
С. - Вы говорите, что ваши дети ведут себя культурно, корректно, получили правильное воспитание. Интересно, какие принципы вы считаете основными при воспитании детей, а какие второстепенными? У вас ведь свой подход к этому...
Б.- Действительно это так... Каждый должен заниматься чаще своими делами, а не делами других. Я знаю, как один мудрец сказал другому: "Я стал знаменитым только потому, что занимался своими делами и не вмешивался в дела других людей". Не могу сказать, однако, пусть все берут пример с моих детей, но я их и не смешиваю с другими.
С.- Но ведь то, о чем вы говорите сейчас, есть все-таки принцип индивидуализма.
Б.- Да, они отгорожены у меня от всех, от нездоровых детей. Я не пускаю их во двор, и они знают, что там в основном бездельники. А мои дети знают, чего они хотят в жизни... У них есть все, они обеспечены. Об этом заботятся их родители... и государство, конечно.
Анализ. Уже по небольшому отрезку разговора можно многое понять относительно эмоциональных характеристик Б. и его включенности в общение со всеми (точнее, выключенность или попытки представить как выключенность). Тот факт, что он часто обращает внимание на особенность его метода воспитания детей, явствует, что Б. противопоставляет его другим. Его отзывы о детях, как о послушных и покорных ему домочадцах свидетельствует о том, что они идут той же дорогой. Повышенное внимание к детям дает основание полагать, что Б. уделяет много внимания общению с ними, и эта тема беспокоит его. Она может быть поставлена в дальнейшем в центр разговора. Б. претендует на образец особого воспитателя, разумного и рационального, стремится показать себя перед другими людьми особым знатоком педагогики. Обращает на себя внимание также излишнее подчеркивание своей солидарности с правилами и нормативами государства. Последнее может быть продиктовано либо повышенным к ним вниманием и опасением санкций за их нарушение, либо является следствием простого стремления подчеркнуть свою лояльность.
Следует также учесть, что тщательное воспитание детей в послушании и возможно своеобразное ханжеское отношение Б. к своим близким компенсируют в его глазах нарушение норм и правил поведения относительно других людей. Можно полагать: он будет опасаться, что об его противоправных действиях узнают дети и не одобрят их.
Важно отметить, что тема воспитания неизменно возбуждает эмоции Б.