ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Скачать книгу СИМВОЛИКА ЦВЕТА
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

СИМВОЛИКА ЦВЕТА

скачать   141.zip

 

 

 

Выдержки  из  произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

  

Я. Л. Обухов

СИМВОЛИКА ЦВЕТА

 

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ[1]

Сегодня в рубрике о глубинно-психологической символике “Журнал практического психолога” расскажет о цвете и его оттенках, о том, какое психическое воздействие он оказывает, какие ассоциации вызывает, о его символике и архетипах, об использовании желтого цвета в религиях, народных обычаях и суевериях.

АССОЦИАЦИИ

В ходе многочисленных экспериментов, связанных с изучением воздействия цвета на психику, неизменно повторяется первая ассоциация на желтый цвет - это солнечный свет (Sunylight) [9]. Ученик В. Вундта Ф. Стефанеску-Гоанга называет следующие наиболее частые ассоциации на желтый цвет: лучи солнца, золото, звезды и созвездия, платья и одежда [20].

В проводимом Вереной Каст ассоциативном эксперименте [16] на слово “желтый” первым появлялось название соседнего цвета “зеленый” (12%), что можно объяснить предшествующим опытом, когда желтый свет солнца и желтые цветы в природе дополняются зеленым цветом вегетации. За первой ассоциацией следует чаще всего “солнце” (8%), затем “цветок” (7%). Далее, правда, следует негативная ассоциация “желтуха” (4%), связанная с неприятным болезненным бледно-желтым цветом кожи и глазных яблок заболевших желтухой.

Ассоциативный эксперимент В. Каст показывает амбивалентность желтого цвета. Лучисто-желтому цвету с преимущественно положительным значением противостоят грязные, отталкивающе-яркие и пронзительно-резкие тона желтого цвета. Так, желтый цвет лимонного оттенка считается выражением сильных кислот, желтый канареечный цвет -  выражением прекрасного пения. Желтого цвета мед, смола и янтарь. Негативные ассоциации на желтый цвет связаны с мочой, гноем, желтым змеиным ядом.

Однако в большинстве случаев встречаются все те же положительные ассоциации: желтые цветы одуванчика, рапса, подсолнуха; зрелые золотые колосья пшеницы и ржи, зрелые овощи (тыква, дыня, желтый перец), зрелые фрукты (бананы, айва, сливы “мирабель”).

Желтый цвет вообще символизирует “зрелость” плода в отличие от “незрелости” зеленого цвета. Желтого цвета цыпленок. Желтые насекомые - осы, пчелы и шмели. Желтые животные - львы, тигры, жирафы, у которых желтая окраска шерсти служит для маскировки среди желтых песков пустынь и саванн.

Разумеется, обычны ассоциации желтого песка на пляжах, дюнах и в пустыне. Среди драгоценных камней можно назвать прозрачно-желтый топаз. Считается, что он помогает снискать благосклонность начальства, приносит богатство. Это также камень-амулет для отправляющихся в дальний путь. Топаз, по мнению многих, помогает при астме, подагре, бессоннице. Древние греки считали, что топаз укрощает ярость и успокаивает страсти, дарует мужчинам мудрость, а женщинам - плодовитость.

Из атмосферных явлений можно назвать прежде всего серно-желтые облака перед грозой или страшные песчаные бури. И, наконец, молния и огненные столпы вулкана принадлежат к ярчайшим проявлениям желтого цвета в природе.

Из ассоциаций на желтый цвет, связанных с одеждой, можно вспомнить желтую летнюю одежду, желтые одежды буддийских монахов или кимоно из китайского шелка.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

И.В. Гёте в своей теории цвета [1] связывает желтый цвет “в его наивысшей чистоте” с природой светлого начала. Желтый цвет обладает для него радостными, разнообразно насыщенными, нежно чарующими свойствами. Желтый цвет располагается на позитивно-активной стороне цветовой шкалы, которая находит свою кульминацию в пурпурно-красном цвете.

Еще большую роль природы света в желтом цвете отмечает E. Heimendahl в книге “Свет и цвет”, говоря, что “в желтом цвете в красках триумфально преобладает свет. Ослепленный светом, цвет как бы освобождается от любых оков и ограничений, устремляясь во все стороны, преодолевая любые границы в желании распространиться и размножиться” [14]. Считается, что стимулируя деятельность мозга, желтый цвет вызывает у человека интеллектуальный интерес к объективному миру. Возможно, поэтому ярко желтый цвет часто отвергается алкоголиками. Хотя здесь следует учесть и тот факт, что желтый цвет может быть связан с появлением головокружений и галлюцинаций.

H. Heis и R. Hiltmann приписывают желтому цвету в тесте цветных пирамид Макса Пфистера [12] “живую, мало зависящую от инстинктивных проявлений экстраверсию и универсальную силу побуждения и активности”. Они видят в желтом цвете выражение “более целенаправленного способа реагирования”, а также “идейную возбудимость и впечатлительность”.

С этим согласуется наблюдение Ф. Стефанеску-Гоанга [20] о том, что некоторые испытуемые приходят от желтого цвета в большее возбуждение, чем от красного цвета.

H. Frieling и X. Auer описывают действие желтого цвета как “возбуждающее и освежающее” [11], а F. Birren [9] как исполненное бодрого, веселого, светлого, жизненного начала (“cheerful inspiring, vital”). Очевидно, прежде всего при жизненных разочарованиях может оказаться полезным действие желтого цвета, поскольку он символизирует стремление к человеку, к интуитивному преодолению межличностной напряженности, к непринужденности в общении. Он разгоняет меланхолию, внушает веру и оптимизм [4].

Многие авторы убедительно описывают чрезмерно-преувеличенное воздействие резкого желтого цвета. Уже в античном мире этот цвет связывали с желтой желчью - жидкостью, определяющей склонный к бурным эксцессам холерический темперамент.

Негативный полюс символики желтого цвета переживается как щегольское изобилие и одновременно как что-то навязчивое, назойливое, нескромное, резкое и надменное. Обычно это что-то внешнее, без глубины и теплоты.

Василий Кандинский признается в книге “О духовном в искусстве” [2] в своем преимущественно негативном отношении к желтому цвету. По его мнению, он вносит беспокойство, колет, возбуждает человека, проявляя заложенное в характере этого цвета насилие, действуя нагло и назойливо. Это свойство желтого цвета может достигать невыносимой для глаза и души силы. Создается впечатление будто громко и резко дуют в трубы. В. Кандинский сравнивает это состояние с безумием.

Как показывает психиатрический опыт, и это доказывает психиатр E.T. Mosse [18], желтый цвет действительно предпочитают больные шизофренией.

По E. Heimendahl [14], яркому резкому желтому цвету соответствуют состояния легкомыслия, ветрености, безрассудства, беззаботности, а, с другой стороны, преувеличения, возбуждения. Это цвет необоснованных, непроверенных утверждений (“желтая пресса”), отговорок, расточительства и мотовства. E. Heimendahl ощущает желтый цвет как раздражающий и назойливый. Он кажется ему бесстыжим криком, безумным смехом. Высокомерно-бесцеремонная сущность желтого цвета заставляет вообще задуматься, насколько “приличен” этот цвет. E. Heimendahl считает, что экстремальные, неумеренные свойства желтого цвета делают его символом зависти и лицемерия.

Между едким, резким зеленовато-холодным мерцанием лимонно-желтого цвета, с одной стороны, и мягким красноватым или рыжеватым теплым оттенком золотого желтого цвета простирается широкий пласт цветовых оттенков, каждый из которых имеет свое значение и особенности. Эта шкала как бы протянулась от полюса красного к полюсу зеленого цвета.

Еще в средневековой символике желтый цвет золота считался святейшим цветом божественного откровения, а резкий, едкий желтый цвет ассоциировался с отверженными и заклейменными позором.

Значение предпочтения или отвержения желтого цвета было глубоко проанализировано Максом Люшером [17]. Его выводы могут быть распространены также и на выбор цвета одежды, на анализ использованных цветов в каждом рисунке.  В своем тесте М. Люшер использует “нейтральный” неяркий желтый цвет и предлагает следующую интерпретацию. Если из всех 8 цветов в первую очередь выбирается желтый цвет, то это говорит о явном желании освобождения и надежде на счастье. Это может быть связано с чем угодно, будь то эротическое приключение или утопическая фантазия о конце света, в зависимости от уровня притязаний данного человека.

Желтый цвет стремится вперед к новому,  современному, к будущему, вплоть до надежды на “золотой век”. Все это характерно для тех, кто выбирает желтый цвет в тесте М. Люшера первым.

Если же желтый цвет, наоборот, выбирается последним или предпоследним, то это значит, что человек разочарован в связанных с желтым цветом надеждах. Состояние человека характеризуют пустота и изоляция. Находясь в таком разочарованном состоянии человек воспринимает желтый цвет как что-то лицемерное и поверхностное, поэтому и отвергает его. При любом чрезмерном раздражении и крайнем возбуждении человек отвергает желтый цвет. Когда напряжение ожидания не приводит ни к какому результату, желтый цвет тоже отвергается. Тем самым человек пытается защититься от разочарования, потери и изоляции.

Согласно М. Люшеру, отвергнутый желтый цвет могут и должны уравновешивать другие цвета. Часто в качестве такой компенсации выбирается синий цвет, что говорит о стремлении и необходимости покоя, связывания, привязанности и единения, вплоть до того, что человек изо всех сил цепляется за что-то. Крайнее проявление такой привязанности выражается иногда в мазохистических формах любви. В основе всего этого лежит стремление компенсировать переживаемое разочарование какой-то надежды. Если место отвергнутого желтого цвета занимает красный цвет, то разочарование в надежде компенсируют свойственные красному цвету интенсивные или даже изнурительные, лихорадочные переживания. Если предпочитается зеленый цвет, то место полного надежды активного отношения к жизни занимает потребность в уверенности и самоутверждении. Есть мнение, что предпочтение зеленовато-желтых тонов означает стремление человека устанавливать новые контакты или желать встреч с чем-то неизвестным.

И все же, особо примечательной реакцией считается, если в тесте М. Люшера желтый цвет так и не выбирается вторым, третьим, четвертым или пятым.

Все перечисленные выводы об отвержении желтого цвета в тесте М. Люшера справедливы для случаев полного отвержения желтого цвета в одежде.

Если же, напротив, желтый цвет предпочитается в одежде, это может говорить о чем-то экспансивном, активно направленном в будущее. Может быть, даже на стремление, несмотря ни на что, преодолеть в громком, кричащем действии блокированную или отсутствующую в достаточной глубине эмоциональность.

Все перечисленные выводы относительно предпочтения или отвержения желтого цвета в тесте М. Люшера могут быть использованы для интерпретации степени представленности этого цвета в картинах и рисунках.

Интерес представляют и попытки связать воедино цвет и музыку, предпринятые в начале века Александром Николаевичем Скрябиным. Не вдаваясь в подробности его анализа, отметим лишь, что желтый цвет в его таблице чувственных соответствий связан с нотой “соль”. Не меньшее значение имели и опыты философов пифагорейской школы, связывавших воедино уже триады: число - звук - цвет.

 

 

 

 

ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ

Символика желтого цвета определяется двумя полюсами его оттенков. С одной стороны, это теплый красно-золотой желтый цвет жизни. С другой, это холодный и резкий, или же блеклый и грязный желтый цвет болезни и смерти.

Первичный опыт переживания желтого цвета жизни связан, прежде всего, с переживанием солнечного света и, тем самым, - света вообще. Изо дня в день с каждым восходом солнца из темноты ночи вновь возрождаются все цвета.

Блестящий, сверкающий желтый цвет переживается, когда свет играет в облаках или отражается в воде. Когда солнце появляется из-за облаков, в то же мгновение становится теплее. Таким образом, действие желто-золотых лучей солнца неизменно связано с теплом, просветлением, распространением чего-то приятного. С распространением света и просветлением связана символика золотого желтого цвета.

С солнечной символикой желтого цвета связано также воздействие солнечного света на землю, вегетацию и плодородие. Весна начинается с изобилия желтых цветов: желтых звезд мать-и-мачехи, желтых нарциссов, тюльпанов, крокусов, первоцветов (примулы). В германской мифологии эти цветы посвящались богине весны Фрейе.

Одновременно с появлением желтых весенних цветов на свет появляются желтые цыплята и птенцы многих птиц. В корм коров издавна добавлялись желтые цветы для усиления их плодовитости. В различных суевериях определенные надежды, (например, на сексуальную силу и потенцию), связываются с красивым желтым сливочным маслом. Современная наука объясняет это обильным содержанием в масле и желтых цветах каротина, из которого в организме человека и животных образуется витамин А.

С солнечной символикой связан также многогранный желтый цвет лета, цвет зрелости: золотые колосья пшеницы и ржи (символ урожая, осуществления и, как результат, плодотворного окончания какого-то дела), желтый цвет кукурузы,  тыквы, дыни, бананов. С желтым цветом связан урожай плодов осени: сливы “мирабель”, айва, яблоки и груши. Час осуществления, выражающийся в красном золоте цвета урожая, связан с символикой желтого цвета  как цвета полноты и изобилия. И наконец, пламя желтого цвета окрашивает листья осенью.

Негативный диапазон значений желтого цвета связан с холодным резким оттенком, “кричащим”, “колющим”, “гниющим”, грязным, вызывая ассоциации болезни и смерти.

С желтым цветом непосредственно связаны заболевания пожелтения кожи - желтуха, болезни почек, недомогания, отравления. В античной характерологии с преобладанием желтой желчи связывался холерический темперамент.

В переносном смысле, желтый цвет связывают с обманом, отравлением, болезненным началом, лживостью, завистью и ложью (“желтая пресса”).

С желтым цветом связывают такие психические заболевания как шизофрения, бред, мания и эпилепсия. Психиатрическую больницу, “сумасшедший дом”, называют “желтым домом”. Действительно в живописи страдающих психозами, шизофренией (например, Ван Гога) и эпилепсией некоторых художников преобладает желтый цвет. Аура, которая переживается эпилептиками перед припадками, отдаленно напоминает золотую ауру просветленных, святых, которая в христианской живописи изображается золотым нимбом.

 

СИМВОЛИКА

В качестве яркого сигнального цвета желтый используется как свет светофора и в дорожных знаках. Желтый с черным знак предупреждает о радиоактивной опасности. В желто-оранжевых куртках работают дорожные рабочие. Желтый флаг как сигнал опасности вывешивался в тех местах, где свирепствовала чума. По сей день желтый цвет используется как защитный знак или выделяет клеймом позора отдельные группы людей. Это, например, слепые, носящие желтую повязку на рукаве, проститутки, обязанные иметь желтый билет. Евреи в Средневековой Европе должны были носить особый желтый знак на одежде, ставший в нацистской Германии обязательной для всех евреев желтой шестиконечной звездой.

А вот в сказках желтая звезда характеризует рождение избранного ребенка.

Еретиков одевали перед казнью в желтые одежды. Правда, и жена палача должна была быть одета в желтое, в то время, как сам палач выполнял свою работу в красных одеждах. Нищие и должники клеймились позорным желтым знаком, как все считавшиеся “нечестными” люди, которые должны были быть отмечены желтым цветом.

Особая символика связана с серно-желтым цветом, с серой (сульфуром). В алхимической практике желтая сера - это так называемый трансформатор, который только и может запустить необходимый процесс. Серу связывают с чертом, т. е. она относится к “люциферическим” элементам. К.Г. Юнг говорит в этой связи о психотерапевтическом процессе преобразования. Как в алхимии, так и в психотерапевтическом процессе преобразования по К.Г. Юнгу при этом запускается полный опасности творческий процесс, приносящий разрешение каким-то проблемам. В алхимической практике главной целью ставилось получение золота. В этом процессе важнейшей стадией созревания считалось “пожелтение” (“Citrinitas”), на которой сырая материя, пройдя через “почернение” и “побеление”, переходит сначала к “покраснению”, а затем, наконец к “пожелтению” - “Citrinitas” - превращаясь в зеленоватое золото.

 

АРХЕТИПЫ

 

Боги света и весны

Архетипы открываются для анализа через их проекцию на надличностном уровне в религиозных представлениях, в образах богов, героев легенд и мифов. Женская символика желтого цвета связана, прежде всего, с богинями роста и весны. В славянской мифологии это, например, богиня жизни, прародительница Жива - иначе называемая Сива (отсюда, возможно, волшебная сила Сивки-Бурки) - и богиня судьбы и плодородия, охранительница богатства Мокошь, а в германской мифологии это богиня Фрейя. Ее цвет тоже желтый. Фрейя - это женская составляющая, госпожа, в паре брата и сестры, в паре богов вегетации Фрейра и Фрейи. В скандинавской мифологии Фрейр - это бог, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир. Его сестра Фрейя - богиня плодородия, любви и красоты. В семито-сирийской мифологии скандинавской паре богов вегетации Фрейе - Фрейру соответствует пара Бааль - Баалат.

Древние германцы посвящали Фрейе (а славяне - Мокоше) один день недели - пятницу (нем. Freitag, англ. friday). Он считался счастливым днем. Так как Фрейя считалась богиней любви, пятница была наиболее благоприятным днем для заключения мира, для всех дел любви и брака. Позднее под влиянием римской мифологии, связывавших этот день с Венерой, к символике пятницы и к Фрейе прибавился любовно-эротический аспект. Так как Фрейю часто отождествляли с супругой верховного бога германцев Вотаном (Одином), она считалась также богиней облаков и погоды. К ее компетенции относили также рост и созревание посевов, и, прежде всего, желтого льна. Ей подчиняется и вода, а также водяные существа, эльфы, гномы, сильфы.

С утверждением христианства одновременно девственные и материнские черты богинь Фрейи и Мокоши перешли, с одной стороны, к Марии, а, с другой, к ведьмам. В результате многое из того, что в языческие времена считалось святым и целебным, после свержения Фрейи с престола в христианские времена стало считаться демоническим и приписывалось ведьмам. Например, пятница, которая до этого была счастливым и благословенным днем, стала днем несчастий, днем шабаша ведьм. Правда, в народе все еще считают, что в пятницу можно освободиться от болезней, а также в этот день лучше всего свататься и заключать браки. Таким образом, нет ничего удивительного, что желтый как цвет стал позднее цветом ведьм.

Многое связывает богинь роста и весны с желтыми целебными растениями, которые позднее стали считаться либо целебными цветами и травами Девы Марии, либо колдовскими зельями ведьм. Желтый подмаренник, а также желтая хризантема посвящались у германцев Фрейе. Как богиню погоды Фрейю связывали с желтым коровяком. Если кто-нибудь осмеливался его сорвать, то в него могла ударить молния. В то же время для защиты от молнии на окно ставили цветы желтой арники, цветка грома. Полагали, что именно в результате грома, посылаемого богиней погоды Фрейей или позднее ведьмой, на высокогорных лугах преобладали огромные пространства желтых цветов.

Широко известно целебное действие желтых цветов. Против меланхолии и одержимости использовались желто-золотые луковицы лилии, против заболеваний почек, водянки и отеков - желтые цветы бессмертника (сухоцвета, иммортеля). Против лихорадки помогал первоцвет (примула). Защитой против апоплексического удара (кровоизлияния в мозг, инсульта) служили корни коровяка, которые носились на теле.

Архетипический аспект красоты, который приписывали Фрейе и Венере, связывался на практике с настоем красоты из желтых цветов первоцвета (примулы), окропленных вином. Негативный аспект владычицы плодовитости перешел от Фрейи к ведьмам, готовящим из цветущей желтым цветом полыни зелье, вызывающее импотенцию.

Принцип лечения подобным  в древнем искусстве целительства ярче всего проявился в лечении желтухи, при которой происходит пожелтение кожи и глазных яблок. Уже само возникновение желтухи приписывалось “желтым женщинам”, вязавшим на желтых спицах желтые покрывала, которые они затем словно пелену желтухи накидывали на людей. Люди поэтому верили, что от желтухи должно помочь заклинание, которое призывало на помощь желтых женщин, а также заклинало сам желтый цвет. Магическое повторение названия желтого цвета как бы вытягивало из тела бо

 

[1]     По материалам книги Ингрид Ридель “Цвета в религии, обществе, искусстве и психотерапии” (Riedel, Ingrid: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983).

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов