ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Скачать книгу Тренинг сенситивности 
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

Тренинг сенситивности 

скачать   155.zip

 

 

 

Выдержки  из  произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

   С. И. Макшаноб Н. Ю. Хрящева Е. В. Сидоренко
ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ
Сенситивность:
определение понятия, виды
Существует по крайней мере два подхода к определению понятия
<сенситивность>. Многие авторы рассматривают ее как целостное,
общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать)
чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают
предпочтение многокомпонентной теории. Американский психолог Г.
Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять,
зависит от того, что мы хотим: отбирать сенси-тивных людей или же
тренировать их. При отборе должно быть отдано предпочтение взгляду
на сенситивность как на общую способность, для тренинга больше
подходит многокомпонентная теория, так как именно она дает ключ к
тому, с чего начинать тренинг, для чего тренировать, как это делать и,
добавим для себя, - что тренировать.
Г. Смит выделил четыре компонента сенситивности '. Основанием
для такой классификации послужил анализ теорий и практики
специалистов в области сенситивного тренинга, а также собственный
опыт автора.
Итак, наблюдательская сенситивность - способность наблюдать
(видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как
он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат:
а) речевые акты, их содержание, последовательность,
интенсивность, направленность, частота, продолжительность, уровень
экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и
голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация,
графические проявления (почерк, рисунок);
б) выразительные движения (лица и тела);
в) перемещения и позы людей, дистанция между ними, скорость и
направление движений, аранжировка в межличностном пространстве;
' Smith Н. С. Sensitivity Training: The Scientific Understanding of Individuals. New York,
1973.

г) тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты,
толчки), передача и отнятие предметов, удержание;
д) запахи и локализация-их источников;
е) сочетание перечисленных действий, признаков и ха-
рактеристик.
Самонаблюдение (интроспекция) также относится к на-
блюдательской сенситивности.
Г. Смит рассматривает наблюдение не как пассивный акт
запечатления, замечая при этом, что все, что мы видим и слышим,
проходит сквозь призму нашего сознания и мы получаем в результате
то, что хотим получить.
Влияние установок, стереотипов, опыта приводит к субъективным
искажениям образа <Я> и других людей. Желания, предположения,
привычные способы восприятия могут <программировать>
наблюдение, фокусируя внимание на ограниченных фрагментах
поведения человека. Поэтому развитие навыков отграничения того,
что мы слышим и видим, от чувств и мыслей по поводу этого
относится к важным задачам тренинга сенситивности.
Следующий вид - теоретическая сенситивность - рас-
сматривается как способность выбирать и применять теории для более
точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий
других людей; другими словами, изучение различных теорий
личности может улучшить наше понимание поведения окружающих и
самих себя. Ориентация в различных теоретических концепциях
личности, каждая из которых обладает своей областью адекватности,
безусловно, может усиливать сенситивные возможности, в частности,
за счет сокращения ошибок <по невидению> и различных вариантов
структурирования наблюдаемых проявлений. Однако, наличие лишь
теоретической сенситивности без хорошо развитой и лежащей в ее
основе наблюдательской сенситивности приводит к ошибкам <по
невидению>, к тому, что люди начинают с готовностью применять
различные теории для объяснения поступков других, не фиксируя тех
проявлений отдельного человека или группы, ко-"ipbie не
соответствуют их предвзятому восприятию.
Номотетическая сенситивность определяется как способность
понимать типичного представителя той или иной социальной группы
и использовать это понимание для предсказания поведения других
людей, принадлежащих к данной группе. Такая способность
улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется
объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней.
Идеографическая сенситивность - способность понимать
своеобразие каждого человека. Комментируя этот вид сенситивности,
Г. Смит обращает внимание на то, что его существенным отличием от
наблюдательской и теоретичес-

85
Тренинг
сенситивнос
ти
Часть II

кой сенситивности является
зависимость от времени наблюдения,
степени знакомства людей. Поэтому он
определяет идеографическую
сенситивность как способность ис-
пользовать продолжающееся
знакомство и увеличивающийся объем
информации о человеке для более
точных предсказаний его поведения. На
наш взгляд, противопоставление
идеографической сенситивности другим
ее видам необоснованно, например,
противопоставление идеографической и
номотетической сенситивности может
привести к крайним формам развития
идей уникальности каждого человека, к
отказу от создания статистически
обобщенных моделей. Целесообразнее,
по-видимому, исходить из того, что
идеографическая сенситивность
позволяет углубить, расширить и
придать своеобразие тем
представлениям о другом человеке,
которые сложились на основании
наблюдательской, теоретической и
номотетической сенситивности.
Г. В. Оллпорт описал восемь личностных
качеств, необходимых для того, чтобы
хорошо разбираться в людях2: .
<I. Опыт (Esperience). Для того,
чтобы хорошо разбираться в людях,
прежде всего необходима зрелость. Это
подразумевает не только достижение
определенного возраста (30 лет или
около того), но и богатый запас* опыта
взаимодействия с человеческой
природой в самых разнообразных и
запутанных ее проявлениях. Юность
видит людей в узкой перспективе своего
ограниченного опыта, и когда юных
людей заставляют судить о тех, чья
жизнь значительно отличается от их
собственной, они часто обращаются к
незрелым и несообразным клише, вроде:
"старик отстал от жизни", "нормальный
парень" или "чудак".
У опытного человека для каждого из
бесчисленных человеческих проявлений
уже есть богатая апперцептивная
цепочка тщательно проверенных
интерпретаций. Даже если ассоциации и
умозаключения не являются
единственными умственными
процессами, помогающими понимать
других людей, даже если - что
возможно - нам нужно отдать дать и
теориям интуитивного понимания, то и
для интуитивного понимания
необходимы прочные опытные
основания.
2. Сходство (Similarity). Это
требование того, чтобы человек, который
пытается судить о людях, по своей
природе был похож на того человека,
которого он хочет понять. Экс-
периментальные исследования показали,
что те, кто точнее оценивают какую-то
черту в другом человеке, сами в высокой
степени обладают этой чертой. Но
корреляция здесь не абсолютная, и все
обстоит не так просто: подвижность во-
2 Allport G. W. Personality: A. Psychological Interpretation. -
N. Y., Henry Holt& Co, 1937, p 513-516.
Часть II
ображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы
неиспользованного опыта другого.
Следует заметить, что "сходство" - это особый случай "опыта". Чем
больше другой человек похож на меня, тем больший опыт общения с ним
я имею. Именно по этой причине члены одной и той же национальной,
религиозной или профессиональной группы обычно точнее других судят
друг о друге.
3. Интеллект (Intelligence). Экспериментальные исследования вновь
и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между
высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях.
Верной обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех,
кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики
хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной
степени может заменить исключительный интеллект. В целом, однако,
хороший интеллект необходим, и причина здесь совершенно проста. По-
нимание людей - это в значительной степени задача уяснения связей
между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным
поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а
интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.
4. Глубокое понимание себя (Insight). Правильное понимание наших
собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и
непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно
удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях.
Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет
автоматически перенесена на наши суждения о других. Ком-пульсивный
невроз или любая другая причуда, не понятая нами самими, обязательно
будут накладываться как проекция или ценностное суждение на наши
оценки других людей. В практике психоанализа давно была признана
необходимость предварительного познания себя. Прежде чем аналитик
может развязать узлы других людей, он должен распутать свой
собственный.
5. Сложность (Complexity). Как правило, люди не могут глубоко
понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не
питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне
развитого... Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его
помощника Ванге-ра; и именно Фауст оказался способным в конце
концов постигнуть значение человеческой жизни.
Из этого следует, что если психиатр обладает сложной натурой, то
может извлекать из этого определенные преиму-

87
Тренинг
сенситибности



щества, поскольку ему приходится иметь дело с исключительно
сложными психическими состояниями, и даже если у него есть
собственные невротические трудности, с которыми он хорошо
справляется, то это будет лишь повышать его квалификацию. Это не
означает, что мы не оставляем места для жизнерадостного психиатра
без сложностей, чья роль не столько в понимании пациентов, сколько в
ободрении их... С терапевтической точки зрения чаще бывает полезнее
излучать здоровье и хорошее настроение, чем сочувственно входить в
нарушения и сложности душевной жизни пациента. Вероятно, r\ i " ^
существуют два типа успешных психиатров: те, которые изле- / чивают
путем мучительного переструктурирования личности, и те, кто лечит
лучезарным внушением.
6. Отстраненность (Detachment). Эксперименты показа-
ли, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общи-
тельны. Для них более характерна интроверсия, чем экстра-
версия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с
трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не
очень высоко ставят социальные ценности. У тех, кто занят
социальными ценностями, не хватает времени
на,беспристрастное изучение других людей. Они
испытывают сочувствие, жалость, любовь или восхищение и
не могут отстраниться от этих эмоциональных отношений
настолько, чтобы обрести непредвзятый взгляд. Человек же,
который не пытается все время быть участником каких-то
событий, но остается в стороне и наблюдает их, ничего не
пропуская, вероятнее всего сможет сделать более ценные
суждения. Часто случается и так, что хороший знаток людей
(например, писатель) какое-то время почти целиком
отдается участию в неких событиях, но затем выходит из
них и начинает ретроспективно исследовать людей и
случившееся с ним отстраненно.
7. Эстетические склонности (The Aesthetic Attitude). Часто
с меньшей общительностью связаны эстетические склонности.
Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы
возьмем наиболее одаренных знатоков людей... Эстетический
ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую
объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как
какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное,
как человеческое существо. Уникальность и уравновешенность
структуры - вот что интересует эстетическую личность во
всех случаях. Такой склад ума необходим новеллисту или
биографу. При высоком своем развитии эстетический склад
ума может до определенной степени возместить ограничения
"опыта", "интеллекта", "глубокого понимания себя",
"сходства" и "сложности". Если же эстетический склад ума
сочетается с этими качествами, то это чрезвычайно высоко
поднимает искусство оценки...
Часть II
8. Социальный интеллект (Social Intelligence). Это качество не
является обязательным. Романисты или художники часто им не
обладают. С другой стороны, скажем у интервьюера, должен
быть такой "солидный дар", поскольку его функция более
сложна: он должен спокойно слушать и в то же время
исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не
казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным,
терпеливым и одновременно побуждающим, - и при всем этом
еще и никогда не выказывать скуки. Такое тонкое равновесие в
поведении требует высокого уровня развития разнообразных
качеств, обеспечивающих гладкость в отношениях с людьми. Для
того чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогно-
зировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому
социальный интеллект связан со способностью высказывать
быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем,
социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем
к оперированию понятиями: его продукт - социальное
приспособление, а не глубина понимания> (Allport G. W., 1937, р.
513-516).
Близким по содержанию понятию сенситивности является
используемое В. А. Лабунской понятие социально-перцептивной
способности, под которой понимается способность,
формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность
адекватного отражения психических состояний человека, его
свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на
этого человекаэ.
По мнению автора, эта способность представляет собой
сложную систему, ансамбль способностей4.
Лабунская разграничивает социально-перцептивные спо-
собности личности и их функциональную сторону, к которой
можно отнести умение прогнозировать поведение другого
человека, предвидеть свое воздействие на него.
<Опорными> социально-перцептивными способностями она
считает способность адекватно понимать свойства и качества
личности, а также оценивать отношения других людей. Уровень
развития этих способностей определяет уровень развития других
способностей и в целом организует функциональные связи между
ними.
3 Лабунская В. А. О структуре социально-перцептивной способности лич-
ности // Вопросы психологии межличностного познания и общения. - Крас-
нодар, 1983. С. 63-71.
4 Заслуживающими, на наш взгляд, внимания являются экспериментально
полученные данные о наличии критического возраста в повышении уровня
социально-перцептивных способностей. Это - 18-22 и 28-32 года. В
возрасте от 23 до 27 лет наблюдается стабилизация уровня развития
социально-перцептивных способностей личности.

Тренинг сенситивности
Таким образом, сенситивность может рассматриваться как
способность, обеспечивающая: а) отражение и понимание, б)
запоминание и структурирование социально-психологических
характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и
деятельности. Развитие сенситивности может осуществляться в
процессе осознания человеком ее структуры и индивидуальных
особенностей протекания социально-перцептивных процессов путем
включения в проблемные ситуации, требующие ее актуализации. Итак,
мы подошли к вопросу о тренинге сенситивности.
Тренинг сенситивности;
история, подходы, цели, результаты
Тренинг сенситивности относится преимущественно к групповым
формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы
и индивидуально.
Понятие <тренинг сенситивности> используется очень широко и
неоднозначно. Мы не ставим перед собой цель подробно разобраться во
всем разнообразии форм групповой работы, обозначаемых этим
понятием. Наметим лишь основные вехи его развития.
Ю. Н. Емельянов считает, что сенситивный тренинг (или тренинг
межличностной чувствительности) в практике зарубежной социальной
психологии сформировался к концу 50-х годов \ Корни тренинга
сенситивности лежат в практике Т-групп. Не случайно многие, хотя и не
все, зарубежные специалисты используют эти два понятия как
равнозначные. Ю. Н. Емельянов поступает также. К. Роджерс, предлагая
одну из известных классификаций групповых форм работы, выделяет
две их основные категории, или два основных типа: группы <тренинга
сенситивности> и <группы организационного развития>. Термин <тре-
нинг сенситивности> обычно используют для обозначения и
роджеровских <групп встреч> и так называемых Т-групп, или групп
тренинга человеческих отношений6, возникших в русле школы
групповой динамики К. Левина. Т-группы определяют, в частности, как
собрание гетерогенных индивидов, которые встретились с целью
исследовать межличностные отношения и групповую динамику, кото-
рую они сами порождают своим взаимодействием. Отличительной
особенностью этого метода является стремление к максимальной
самостоятельности участников при организации и функционировании Т-
группы. Основным
5 Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. С. 41.
6 Иногда их называют лабораториями тренинга чувствительности.

91
Тренинг сенситивности



средством стимуляции группового взаимодействия является отсутствие
структуры. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены
сами организовывать свои взаимоотношения внутри группы и
разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при
этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы,
чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное
поведение. Кроме того, считалось, что Т-группы, развивая
межлич^остную чувствительность, развивают восприятие самого себя,
осознание групповых процессов и умение конструктивно включаться в
деятельность группы. Г. Смита интересовало, развивает ли Т-группа
точность предсказывания поведения других. Ссылаясь на результаты
четырех исследований, в которых использовались объективные
измерения у участников Т-групп точности предсказывания поведения 1)
тренера, 2) отдельных членов групп, 3) группы в целом, 4) отдельных
людей вне группы, Г. Смит констатирует отсутствие улучшений в
точности предсказываний. Хотя следует отметить, что субъективно
участники воспринимали свой опыт работы в Т-группах как очень
развивающий.
По мнению Г. Смита, развивающее влияние Т-групп на
сенситивность зависит от того, какие у нее цели. В частности, целью
может быть развитие умозрительного понимания, основанного на
достижении субъективного впечатления близости, симпатии к другому
человеку. Именно это и происходит, по мнению Г. Смита, в Т-группах. В
то же время развитие эмпирического понимания другого, которое
проявляется в том, насколько человек может предсказать его чувства,
мысли и поведение, не происходит. Одна из существенных причин тому
- отсутствие обратной связи, адекватной задаче развития
сенситивности. Начиная тренинг своих сенси-тивных возможностей,
человек должен знать их состояние на момент начала занятий, что
определяет цель и готовность ее достигнуть. Осознанное продвижение к
цели требует интенсивной и незамедлительной обратной связи о
результатах тренинга, получаемой по различным каналам. Называют
множество различных целей, которые могут достигаться в группах
тренинга сенситивности. Ю. Н. Емельянов, подытоживая данные ряда
источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:
1. Повышение самопонимания и понимания других.
2. Чувственное понимание групповых процессов, познание
локальной структуры.
3. Развитие ряда поведенческих навыков7.
7 Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
Часть II
Л. А. Петровская со ссылкой на зарубежную литературу выделяет
два уровня целей: непосредственные и так называемые метацели, или
цели более высокого уровня общности. Среди непосредственных целей
наиболее соответствует нашему представлению о тренинге
сенситивности.о^о-стрение чувствительности к групповому процессу,
поведению других, связанное прежде всего с восприятием более
полного ряда_крммуникативных стимулов, получаемых от партнеров
(интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие
контекстуальные факторы, дополняющие слова).
Большинство зарубежных авторов видят основную цель
сенситивного тренинга в развитии и совершенствовании способности
человека понимать других людей. С нашей точки зрения, эти цели могут
быть сформулированы следующим образом:
1. Развитие психологической наблюдательности как способности
фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от
другого человека или группы.
2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений,
накладываемых теоретическими знаниями и сте-реотипизированными
фрагментами сознания.
3. формирование и развитие способности прогнозировать поведение
другого, предвидеть свое воздействие на него.
Эти цели могут достигаться в рамках индивидуальных и групповых
программ сенситивного тренинга различной продолжительности.
Заметим, что в сопоставлении с другими программами, например,
тренинг партнерского общения или тренинг ведения переговоров,
основным методическим средством сенситивного тренинга выступают
психогимнастические упражнения, которые позволяют получать
обширный и одновременно детализированный материал, необходимый
для осознания процесса и результатов социально-перцептивной
деятельности, а также формируют среду, дающую возможность каждому
участнику развивать свои сенситив-ные способности.

Психогимнастические упражнения
Все упражнения, вошедшие в данную часть каталога, объединены в два
раздела:
1. Упражнения, направленные на развитие наблюдательской
сенситивности.
2. Упражнения, направленные на развитие способности понимания
состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп.
1. ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬСКОЙ
СЕНСИТИВНОСТИ
Психогимнастические упражнения, включенные в этот раздел,
развивают возможности улавливать и запоминать широкий спектр
сигналов, которые поступают от других людей, что позволяет
получать целостный и в то же время детализированный образ человека
и группы. Отсутствие или ограничение таких возможностей не
позволяет человеку увидеть существенное в других людях, в ситуации
общения, нередко проявляющееся через частности, фрагменты,
мимолетные фразы и экспрессии. Для специалистов, работающих с
людьми (собственно, им и предназначен тренинг сенситивности),
особенно важно умение межличностнрго наблюдения, спецификой
которого является способность отделить <сенсорно воспринимаемое>
от <чувственно переживаемого>, того, что ты видишь и слышишь, от
того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу данного человека. В
основу тренинга наблюдательности, следовательно, должны быть
положены два принципа: 1) развитие сенсорно-перцептивных систем;
2) развитие способности отделять наблюдаемое от переживаемого в
момент наблюдения.
Упражнения этого раздела позволяют тренировать на-
блюдательскую сенситивность по отношению к вербальным,
94
Часть II




невербальным и проксемическим (пространственно-временным)
проявлениям человека и группы в актуальной ситуации общения. Серия
упражнений направлена на развитие того или иного сенсорного канала:
зрения, слуха, тактильной чувствительности и т. д.
Для тренировки наблюдательности по отношению к невербальным
аспектам общения используются задания, выполнение которых требует
фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции,
поз, вегетативных изменений, микроэкспрессии глаз (зрачка), паралинг-
вистических компонентов звучащей речи и т. д.
Упражнения, направленные на фиксацию вербальных аспектов
поведения другого, включают задания, связанные с запоминанием
содержания, его изменения, установлением <авторства> мысли, идеи,
своеобразия композиции высказываний и аргументации.
Для развития чувствительности к пространственно-временным
характеристикам взаимодействия людей предлагаются задания,
требующие фиксации дистанции взаимодействия, пространственного
расположения, перемещений, ритма движений.
Психогимнастические упражнения, формирующие и развивающие
наблюдательскую сенситивность, могут проводиться на фоне
ознакомления участников с различными теоретическими
представлениями, классификациями, фактами и концепциями,
связанными с проблемой, что способствует развитию теоретической
сенситивности.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре
круга.
Инструкция: <Сейчас у нас будет возможность' продолжить знакомство.
Сделаем это так: стоящий 6 центре круга (для начала им
буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем
тем, кто обладает каким-либо общим признаком.
Например, я скажу:
"Пересядьте все те, у кого есть дочери", - и все, у кого
есть дочери, должны поменяться местами. При этом тот,
кто стоит 6 центре круга, постарается успеть занять
место, а тот, кто останется б центре круга без места,
продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в
центре круга, прежде чем назвать признак, будет выбирать
одного из нас наблюдателем, называя его имя (так, сейчас
наблюдателем будет Дима). Когда все поменяются
местами, именно Дима перечис-

95
Тренинг сенситивности



лит нам тех, у кого есть дочери. Все остальные будут
внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у
него возникнут затруднения>.
Когда упражнение завершится, тренер может попросить
нескольких участников перечислить тех, у кого есть сестры,
кто знает французский, кто умеет водить автомобиль и пр.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Упражнение выполняется в парах.
Инструкция: <Это упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое из
них рассчитано на определенное время. Я буду говорить
вам, что надо делать, буду следить за временем и
сообщать, когда оно закончится.
Задание 1. В течение ') минут молча смотрим друг на
друга.
Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу.
Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы,
относящиеся к внешности вашего партнера, на которые
надо дать письменные ответы. Какого цвета глаза у
вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если
есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у
него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь
повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность
ваших ответов.
Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров
переходит в пару, сидящую слева от него. В течение
минуты молча смотрите друг на друга.
Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу.
Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать вопросы,
касающиеся вашего партнера, на которые надо будет
дать письменные ответы. Какого цвета обувь на вашем
партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-
либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы
пуговицы. на его одежде? Повернитесь лицом друг к другу
и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 58. 03мм из партнеров переходит в пару,
сидящую слева от него. Сосредоточьтесь друг на друге.
Решите, кто из вас будет первым выполнять задание.
Сейчас тот, кто начинает вьтол-
8 Это задание можно использовать только в том случае, если непосредственно перед этим
упражнением в группе выполнялось упражнение 1.
96
Часть II




пять задание, сообщает своему коллеге все, что он узнал о
нем в ходе выполнения предыдущего упражнения. Не
торопитесь, постарайтесь ничего не упустить. Рассказ
надо построить так: если вы. уверены, что ваш партнер
оставался на месте, когда пересаживались те, у кого есть
дочери, то вы говорите ему: "у тебя нет дочери, ты
любишь классическую музыку, знаешь французский и т. д."
Второй партнер слушает, после чего корректирует ваш
рассказ о себе. Затем поменяйтесь ролями>.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и
дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.
Инструкция: <У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно
посмотреть друг друга>. (За временем следит тренер.) Через
полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях
спиной в круг, подходит к одному из участников группы и
говорит, обращаясь к нему, например: <Владимир, я иду по
кругу (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного,
второго, третьего, останавливаюсь около четвертого
человека. Кто это?> Владимир отвечает (если ответ
неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность
ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный
ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить
на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику
названного участника группы. Например: <Есть ли у Димы
галстук?>, <Что у него в руках^" Какого цвета у него
рубашка? > и т. д.
Далее тренер дает аналогичное задание еще 4-5
участникам. В заключение упражнения тренер просит всех
повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на
друга.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Упражнение проводится в начале дня, все участники сидят
по кругу.
Инструкция: <Сейчас мы. будем здороваться друг с другом. При этом
постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как
можно больше в каждом из нас и никого не пропустить.
Давайте встанем>.

97
Тренинг сенситивности



Тренер принимает участие в упражнении. Когда все
участники группы поздороваются, он предлагает сесть по
кругу.
<Пожалуйста, сохраните свои впечатления об увиденном. Это
понадобится для ответа на вопрос:
"Что нового вы увидели в облике, настроении, отношениях
кого-либо из нас?" Тот, у кого уже есть ответ в отношении
любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит
тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной
участник может внести коррективы (высказать
впечатление, чувство) в услышанное им о себе>.
При проведении упражнения у участников может
возникнуть желание дополнить высказывания. Ведущий
дает возможность сделать это.
Упражнение хорошо мотивирует группу на
дальнейшую работу, способствует ее сплочению, улучшает
групповую атмосферу.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Упражнение проводится в начале дня. Участники группы
сидят по кругу.
Инструкция: <Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть
каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня
этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет.
Для этого у нас будет три минуты>.
Через три минуты тренер продолжает инструкцию: <А
сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом
человеку, которому он адресован, что нового по сравнению
со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и
постарайтесь никого не пропустить >>.
Модификация Упражнение проводится в начале дня или после перерыва в работе.
Инструкция: <Сейчас мы встанем и будем подходить друг к другу в любом
порядке. Надо подойти к каждому, никого не пропустить.
Подойдя к другому участнику группы, постарайтесь
заметить, что нового появилось в его облике, состоянии,
поведении по сравнению со вчерашним днем (временем до
перерыва) и скажите ему о том, что вы увидели. При этом
6 вашем сообщении не должно быть интерпретаций.
Например, можно сказать: "Ты выглядишь утом-
98
Часть II




ленным", но не стоит говорить: "Ты выглядишь
утомленным, наверное, ты не выспался". Не ограничивайте
себя какой-то одной областью изменений, попытайтесь
найти их в походке, одежде, действиях, выражении лица,
глаз и т. д.>.
В ходе обсуждения участникам можно задать вопрос:
<Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует
вашим собственным впечатлениям, переживаниям,
реальности>?
УПРАЖНЕНИЕ 6_____________________
Все участники сидят по кругу (упражнение прово
дится в конце первого дня работы).
Инструкция:<Сейчас мы по очереди будем бросать друг другу мяч,
называя при этом имя человека, которому он адресован, и фразу, которую он
произносил здесь, в нашем кругу. Получивший мяч бросает его
следующему участнику, называя его имя и фразу. Будем внимательны и
постараемся, чтобы. мяч побывал у всех>.
В ходе упражнения у некоторых участников могут
возникнуть затруднения, связанные с тем, что они не могут
вспомнить фразу. В этом случае тренер не торопит
участника, давая ему возможность вспомнить фразу, или
рекомендует ему бросить мяч тому, чью фразу он может
назвать.
УПРАЖНЕНИЕ 7
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: <Нам нужен один доброволец, который хотел бы проверить свою
психологическую наблюдательность>.
Тренер ждет до тех пор, пока желающий не появится.
Допустим, добровольцем оказался участник по имени
Андрей. <Андрей, подожди, пожалуйста, одну минуту за
дверью>. После того как Андрей покидает комнату, все
остальные участники группы располагаются по комнате,
оставаясь сидеть на стульях или стоять по одному и парами.
Тренер приглашает ожидающего за дверью.
<Андрей, у тебя есть одна минута для того, чтобы,
постараться запомнить расположение всех, кто находится
в этой комнате... Теперь тебе придется еще раз выйти за
дверь>.

99
Тренинг сенситивности



Тренер быстро меняет некоторых (примерно половину)
членов группы местами, приглашает Андрея и предлагает
вернуть всех на свои места.
Упражнение целесообразно повторить, чтобы три-
четыре участника могли проверить свою наблюдательность.
Вариант: можно каждый раз просить быть наблюдателем
двух человек одновременно.
После окончания работы тренер обращается с
вопросами прежде всего к тем, кто побывал в роли
наблюдателя: <Какие у вас были трудности?>, <Как вы
решали поставленную перед вами задачу?>
Это упражнение можно использовать в сочетании с
упражнением 30 из первой части нашего каталога.
УПРАЖНЕНИЕ 8 ___ _______________________
Группа делится пополам (если в группе нечетное число
членов, тренер тоже принимает участие в упражнении) и
садится в два ряда лицом друг к другу.
Инструкция: <Посмотрите на своих соседей справа и слева п постарайтесь
запомнить свое место. То положение, которое мы. сейчас
занимаем, обозначим цифрой "один". Сейчас я скажу "два"
и каждый должен поменять свое место. "Два".
Постарайтесь снова запомнить своих соседей. То же самое
будем делать на счет "три" и "четыре". "Три". (После 10-
15-секундной паузы). "Четыре".
А теперь я назову любую цифру и каждый раз после
этого надо будет воспроизвести положение, которое вы
занимали соответственно этой цифре>.
УПРАЖНЕНИЕ 9 _______________________________
Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения
необходимы карточки, на которых написаны имена
участников группы.
Инструкция: <Сейчас я дам каждому карточку, на которой написано имя
одного из участников группы. (Тренер раздает карточки.)
Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел,
чье имя на ней написано. Далее вам надо будет сделать
следующее: на счет "раз" (считать буду я) вы начинаете
незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на
вашей карточке; при этом, не переставая вести
наблюдение, каждый время от времени, но не очень
100
Часть II




часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее
движения: например, качает головой, закрывает глаза,
потирает руки и т. п. Когда я скажу "два", а это произойдет
через три минуты, вам надо быть готовыми к ответу на
два вопроса: "Кто наблюдал за вами?", "Какие два движения
делал человек, за которым вы наблюдали?" >.
Через три минуты тренер обращается к одному из
участников группы с вопросами, которые были
сформулированы в инструкции. Сначала он спрашивает:
<Кто наблюдал за тобой?> и если ответ правильный, то
следует второй вопрос - уже к наблюдателю, который
должен ответить, какие движения выполнял его подопечный.
УПРАЖНЕНИЕ 10
Все участники садятся по кругу.

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов