ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу К вопросу об истории древнерусской народности
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

К вопросу об истории древнерусской народности

скачать   12.zip

 

 

 

 Выдержки из произведения

В полном объеме вы можете скачать данный текст в архиве ZIP по ссылке, расположенной выше

 М.Ю.Лебединский.
Труды

К вопросу об истории древнерусской народности
Хроника рода князей Мышецких
От пращуров моих... (1-я часть)
ПОЛИСФЕРНЫЙ ДУАЛИЗМ - ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА


М.Ю.Лебединский.
К вопросу об истории древнерусской народности


From: Andery Zinchuk
Date: 19 Jan 1999


г.Москва 1997 г.
М.Ю.Лебединский
113054, Москва, Дубиниская ул. 20, кв. 7 тел.
(095) 235-9574

Лебединский М.Ю.
К вопросу об истории древнерусской народности,
г.Москва, 1997 г.
В книге сделана попытка рассмотрения истоков происхожде-
ния русского народа в общих чертах его генезиса в процессе
этногенеза - образования и распада языковых семей путем сведе-
ния в единой массив самых разнообразных источников, выделяя из
каждого необходимые сведения по данной теме.


Содержание стр.
Введение 5
1. Норстратическая языковая группа 5
Карта 1 - Расселение норстратической группы
по Евразии 7
2. Индоевропейцы 6
Карта 2 - Расселение индоевропейцев по Евроазии 9
Таблица 1 - Индоевропейская семья народов 17
Карта 3 - Территория занятая Индоевропейцами
и их распад 19
3. Праславяне 21
Карта 4 - Праславяне и синхронные археологиче-
ские культуры 23
3.1.Пражско-корчакская культура 34
3.1.1.- Склавены 35
3.1.2.- Дулебы 36
3.1.3.- "Пракривичи" 36
3.2.Пражско-пеньковская культура 37
3.2.1,- Анты 37
3.3.Западные праславяне 38
Карта 5 - Расселение союзов племен восточных
славян в 5 веке 39
4.Восточные славяне 41
Карта 6 - Расселение союзов племен восточных
славян в 9 веке 43
Таблица 2 - Совмещение союзов племен Восточных
славян и синхронных археологических
культур 45
4.1.Союзы племен лесной зоны правобережнего
Поднепровья 45
4.1.1.- Волыняне 45
4.1.2.- Древляне 47
4.1.3.- Поляне 48
Таблица 3 - Маршрут Большого Полюдья 53
4.1.4.- Дреговичи 53
Таблица 4 - Две территориальные зоны
дреговичей 54
4.2.Союзы племен Севера 55
4.2.1.- Кривичи 55
4.2.1.1.- Псковские кривичи 56
4.2.1.2.- Смоленско-полоцкие кривичи 59
4.2.2.- Словене 61
4.3.Союзы племен Юго-Востока 71
4.3.1.- Вятичи 71
4.3.2.- Радимичи 75
4.3.3.- Северяне 77
4.4.Союзы племен Юга 79
4.4.1.- Хорваты 79
4.4.2.- Тиверцы 80
4
4.4.3.- Уличи 81
5. Происхождение древнерусской народности 82
6. Библиография 84
7. Приложения 86
Рис. 1.- История русского народа 86
Рис. 2.- Керамика культур воронковидных кубков и
шаровидных амфор 87
Рис. 3.- Древности тшинецкой и зарубинецкой
культур 88
Рис. 4.- Керамика пражско-корчакской и пражско-
пеньковской культур 89
Рис. 5.- Общие этноопределяющие элементы племен
дулебской группы 90
Рис. 6.- Древности псковских кривичей 91
Рис. 7.- Этноопределяющие элементы 92
1.Смоленско-полоцких кривичей
2.Словен
Рис. 8.- Этноопределяющие элементы 93
1.Вятичей
2.Радимичей
Рис. 9 - Этноопределяющие элементы 94
1.Северян
2.Хорватов

ВВЕДЕНИЕ

Для понимания истоков происхождения русского народа не-
обходимо рассмотреть в общих чертах его генезис в процессе
этногенеза - образования и распада языковых семей. Как показ-
ало изучение необходимых источников для написания данной раб-
боты нет какого - то единого труда, посвященного именно этому
вопросу и п. э. пришлось использовать целый ряд исследований,
выделяя из каждого необходимые сведения по данной теме.
Необходимо отметить, что если для 1, 2 и 4 разделов пла-
на литература пусть разбросанная по различным источникам все-
таки имеется, то для раздела 3 - источники крайне бедны т. е.
по истории Восточной Германии и Польши в промежутке с 15 века
до н.э. вплоть до 8 века н.э. - времени обитания праславян на
этой территории.

1.НОРСТРАТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА
Чебоксаровы (26) утверждают на стр.47,что
"Согласно гипотезе "первобытной языковой непрерывности",
предложенной советским этнографом С.П.Толстовым, человечество
говорило на заре своей истории на многочисленных языках, пов-
идимому, постепенно переходивших один в другой на смежных те-
территориях и составлявших в целом как бы единую непрерывную
сеть ("языковую непрерывность")."
Ими же приводятся примеры того, что трудно провести чет-
кие языковые границы соседних племен из многочисленных языков
аборигенов Австралии и Новой Гвинеи.
"С.П.Толстов считает, что языковые семьи могли складыва-
ться в процессе постепенной концентрации отдельных языков не-
больших коллективов, их стягивания в более крупные группы,
заселявшие значительные области земного шара....
Очень важен для проблем этногенеза вопрос о времени обр-
азования языковых семей. Некоторые советские исследователи -
археологи и этнографы - допускают, что формирование этих се-
мей могло начаться уже в конце позднего палеолита или в мезо-
лите (среднем каменном веке), за 13 тыс.лет до н.э."(26,с.48)
Для нас является важным наличие в те далекие времена
крупного языкового образования древнего население Юго- запад-
ной Азии т.н. "Норстратической группы", принадлежавшей, в ос-
новном, к европеоидной расе.(16,с.4-6).
"Гипотеза о существовании обширной группы родственных яз-
ыков Европы и северных районов Азии и Африки была впервые вы-
двинута в 1903 г. датским ученым Хольгером Педерсеном.... Ос-
обенно велика роль в развитии в разработке этой теории совет-
ских лингвистов В. М. Иллич-Свитича, В.В.Иванова и В.А.Дыбо."
(16, с.5)
В настоящее время на языках, входящих в норстратическое
языковое объединение говорит больше 61% населения Земли.
Распад этого крупного языкового образования на его осно-
вные языковые группы начался примерно в конце верхнего палео-
лита или в начале мезолита т.е. за 11 тыс.лет до н.э. одновр-
6
еменно с их расселением по Евро-Азиатскому материку. См. Кар-
ту 1 (26, с.112-113). -стр.7.
В процессе дивергенции образовались следующие основные
языковые группы ( в скобках дан их удельный вес в современ-
ном населении Земли).(26,с.38-40)
1. Индо-европейская с поселением ее на территории совре-
менной Германии и Западной Польши (45%).
2. Семито-хамитская - в Малой Азии (5%).
3. Уральская - Южный Урал - (0,5%)
(в том числе имеющие норстратические элементы - чуко-
тско-камчатская и нивхская группы)
4. Алтайская - (6%).
в том числе - японская (4%) и
корейская(1%)
5. Картвельская - Западная Грузия (0,1%).
6. Дравидийская - Юг полуострова Индостан (4%).
На карте 1 видно, что семито - хамитская и картвельская
группы фактически остались на месте первоначального обитания
норстратического объединения, а три другие переселились в ме-
ста их более позднего существования.

2.ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ

В своей книге Фолсом (25) на стр. 89 рассказывает как
было определено примерное местожительство основного ядра ин-
до-европейцев на основе лингвистического анализа современных
языков, входящих в данную группу. Были выделены сходные выра-
жения для всех языков для обозначения эндемических растений и
животных, одновременно существовавших на определенной террит-
ории. Такими словами стали "бук","лосось" и "черепаха" - см.
Карту 2 (25, с.89).- стр.8
Рыбаков в своей книге (20, с.20) указывает, что:
"...на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. в северной поло-
вине Европы (от Рейна до Днепра) усиливается скотоводческое
пастушеское хозяйство, быстро возникает имущественное и соци-
альное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом
богатства (в старом русском языке "скотница" - казна), а лег-
кость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и
вождей. Первобытное равенство нарушилось.
Открытие меди и бронзы привело к межплеменной торговле,
которая усилила внутренние процессы дифференциации. Археолог-
ически эта эпоха обозначена "культурой шаровых амфор", резко
отличающаяся от предшествующих, более примитивных культур.На-
чавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к ши-
рочайшему расселению пастушеских племен ( "культура шнуровой
керамики") не только по Центральной, но и по Восточной Европе
вплоть до Средней Волги."
"В эпоху шаровых амфор складывается единство на простран-
стве от Эльбы до среднего Поднепровья. Лингвисты относят этот
11
от период и последующий этап шнуровой керамики к протославян-
ам. Географически эта область шире зоны формирования праслав-
янского единства; возможно, что племена шаровых амфор являют-
ся предками не только славян, но и германцев и балтийцев без
каких-либо заметных внутренних границ между ними.(т. е. т. н.
нордической группы - М.Л.). Хронологически этот протославянс-
кий период охватывает около 700 лет - от конца 3 тысячелетия
до н.э. до середины 2 тысячелетия."(21, с.231)
Действительно, Е.К.Черныш в своем разделе сборника (27)
на стр. 262 - 263 говорит о том, что "Культура шаровидных ам-
фор существовала в 3-м тысячелетии до н.э. на огромной терри-
тории от Эльбы до среднего Поднепровья, включая бассейны Дне-
стра, Прута и Серета" и пришла на смену культтуре воронковид-
ных кубков (4-3 тысячелетие до н.э.), включив ее в свою осн-
ову (там же).
Необходимо отметить ограниченность этого источника т. к.
на территории бывшего СССР представлена лишь небольшая часть
этой культуры.
"Установлено, что она частично сосуществовала с позднетр-
ипольской культурой и поздней фазой воронковидных кубков...
На части трипольской территории в Среднем Поднепровье эта
группа сменила памятники Триполья.
В развитии культуры шаровидных амфор различают три посл-
едовательные фазы, охватывающие перид от второй до четвертой
четверти 3 тысячелетия до н. э. На территории Польши начало
этой культуры документируется радиокарбонной датой образца из
Заребова - 2675 (+_ 40) лет до н.э., а ее конец - датой, пол-
ученной для погребения в Клементовце - 2225(+_30) лет до н.э.
Памятники культуры шаровидных амфор, открытые на территории
СССР, соответствуют второй и третьей фазам и относятся к тре-
тьей и четвертой четвертям 3 тысячелетия до н.э."(27)
Очевидно наиболее поздняя дата существования этой культ-
уры соответствует времени начала дифференциации индо-европей-
цев на составлявшие их народы.
"У носителей культуры шаровых амфор существовал очень
торжественный обряд погребения в монументальных каменных гро-
бницах, над которыми иногда насыпали курганы. Иногда покойни-
ков сжигали. Есть особые захоронения животных. Известны слу-
чаи, когда покойника привозили на парной упряжке быков и этих
животных хоронили вместе с умершим. Такие пышные похороны
свидетельствуют о значительных социальных сдвигах. Еще ярче
об этом говорят парные и коллективные захоронения. В парных
погребениях мужчина хоронился в сидячем положении, а женщина-
у его ног (предпологается ритуальное убийство). В другом - у
ног умершего юноша и девушка. В предгробии - скорченный кост-
як мужчины. Мужчин хоронили с оружием, женщинам клали костя-
ные и янтарные украшения.
Орнаментация посуды крайне упрощена.Сохраняются мисы-ча-
ры с волнистой линией, которая может символизировать воду;
12
остальные сосуды украшались очень ритмичным, но простеньким
бессюжетным узором. Изредка наблюдается орнаментация дна сос-
уда, его внешней, нижней стороны."(21, с.231)
"На территории Советского Союза поселения культуры шаров-
идных амфор пока (1980 г.) не обнаружены, но зафиксировано
около 120 отдельных погребений и находок. Поселения, исследо-
ванные в Польше, Чехословакии, ГДР и ФРГ, состояли из полузе-
млянок и наземных домов трапецевидной в плане формы с очагом
в центре. Культурный слой поселений беден. Различия в констр-
укциях погребальных сооружений, обряде погребения и вещевом
материале позволили И. К. Свешникову выделить две локальные
группы памятников рассматриваемой культуры - подольскую и во-
лынскую."(27)
"...Погребальный инвентарь довольно беден. Он состоит из
одого-двух сосудов, каменных орудий, костяных и янтарных укр-
ашений, костей животных (домашней свиньи)...."(27)
"Каменные орудия, происходящие из могильников Волыни и
Подолии, одинаковы. Это хорошо отполированные кремневые кли-
новидные топоры, прямоугольные в поперечном сечении, долота,
ножи, сверленые топоры и молоты. Среди пластинчатых ножей из-
вестен экземпляр с заполированным рабочим краем. Обычно запо-
лированность пластин является следствием использвания их в
качестве серпов. В числе изделий из кремня отметим также нак-
онечник стрелы треугольной формы с черешком. Для памятников
культуры шаровидных амфор типичны украшенные резьбой костяные
подковообразные поясные пряжки с прорезями и мелкими круглыми
отверстиями, подвески из клыков кабана и зубов медведя, глин-
яные бусины, янтарные цилиндрические бусины и округлые подве-
ски. Среди янтарных изделий имеется амулет с отверстием в це-
нтре. С одной стороны на нем помещен символ солнца - крест,
с другой - схематичное изображение трех человек с луками и
стрелами. Известны и медные украшения."(27, с.263)
Можно предположить, что более северные территории Поль-
ши и Германии использовались для зимовок, а более южные для
отгонного скотоводства, где во время летнего периода сооружа-
лись лишь легкие жилищаи п.э.следов их здесь и не обнаружено.
Разные варианты захоронений могли принадлежать разным, но ро-
дственным племенам, входившим в состав индоевропейцев.
Но могло быть и так, что более северное местоположение
индоевропейцев ближе к берегам Балтики при более суровых кли-
матических условиях требовало более капитальных жилищ, чем в
условиях Украины и Молдавии.
Различие между двумя вариантами культуры состоит в том,
что подольский вариант по своей сути однороден и отличается
от волынского формой сосудов и их украшениями. В волынском
варианте наряду с погребениями подольского типа имеется еще
4 вида погребений с однородным составом керамики, отличающей-
ся от подольской.
"Для подольского варианта культуры характерны грунтовые
13
могильники с трупоположением в прямоугольных гробницах, не
отмеченных на поверхности. Гробницы имеют формы ящиков,стены,
дно и перекрытия которых составлены из крупных каменных плит
прямоугольной формы. Погребения (одиночные, парные и коллект-
ивные) совершены обычно в скорченном положении на боку или на
спине. Кроме того, зафиксированно несколько захоронений мужч-
ин в сидячем положении. Твердой ориентировки, видимо,не было,
так как в одних случаях каменный ящик длинной осью ориентиро-
ван по линии север-юг, а в других - по линии северо - запад -
юго-восток..."(27)
Если принять гипотезу о сезонных пермещениях индоевроп-
ейцев, то все-таки погребения ориентированы в направлении зи-
мних поселений, распологавшихся на северо- запад от захороне-
ний на обследованной территории СССР. А наличие ориентации
север-юг говорит лишь о неумении четко различать стороны све-
та на этапе энеолита истории человечества.
"...Шаровидные амфоры подольского варианта представляют
собой сосуды с округлым туловом, ровным или круглым дном, ци-
линдрической шейкой и двумя - четырьмя ушками у ее основания.
Преобладающим мотивом орнамента являются горизонтальные ряды
переплетающихся линий, создающих овалы или ромбы в комбинации
со свисающими треугольниками. Треугольники заполнены дуговид-
ными углублениями ("рыбья чешуя") или пересекающимися штриха-
ми, проведенными параллельно сторонам треугольника. Часто ис-
пользуется в орнаменте и мотив "елочки". Некоторые сосуды ук-
рашены рядами полукруглых углублений, коротких вертикальных
штрихов или оттисками шнура. Сосуды с яйцевидным туловом, ок-
руглым или несколько сплющенным дном, цилиндрической шейкой и
двумя - четырьмя ушками у основания шейки орнаментированы тем
же способом. Миски редки, крышки имеют форму низкого цилинд-
ра." (27,с.263;см.рис.1)
"Для волынского варианта культуры характерны погребаль-
ные сооружения 5-и типов:
1.Прямоугольный ящик из каменных плит;
2.Каменный ящик с небольшой пристройкой "сенями";
3.Гробница из 2-х вертикально- поставленных плит, прикры-
тых сверху горизонтальной плитой;
4.Каменный ящик под курганной насыпью.
5.Грунтовые захоронения без ящика, найденные в последнее
время.
На Волыни погребения совершены, как чаще по обряду труп-
оположения в скорченном состоянии, так и трупосожжения.... -
зафиксированы мужские захоронения в сидячем положении возле
скорченных женских костяков. Иногда умерших посыпали красной
охрой. Известен случай, когда погребенный мужчина был положен
на слой древесного угля. Наряду с коллективными (до 10 челов-
ек) практиковались и одиночные погребения. Прах кремированных
клали на дно каменного ящика или помещали в сосуд.
Шаровидные амфоры волынского варианта имеют ручки, прик-
14
репленные чуть ниже шейки. Орнамент, украшающий верхнию часть
сосуда, состоит из рядов коротких вертикальных линий и линий,
образующих зигзаг или "елочку". Реже используются круглые ям-
ки, полукруглые углубления, оттиски шнура ввиде рядов со спу-
скающимися с них фестонами. Имеются также высокие стройные
амфоры с небольшим дном, яйцевидным туловом, высокой шейкой и
четырьмя ушками на плечиках; глубокие чаши с яйцевидным туло-
вом и округлым дном; плоскодонные широкогорлые горшки; сосуды
со сферическим туловом, с высокой шейкой и без шейки с ручка-
ми вверху; миски; крышки."(27, с.263;см.рис1)
"О хозяйстве общин культуры шаровидных амфор в разное
время высказывались различные предположения. Близким к истине
не представляется мнение о животноводческо - земледельческой
основе их хозяйства, которому сопутствовала охота и,очевидно,
собирательство. В остеологическом материале из культурных
слоев и погребений преобладают кости коровы; второе место за-
нимают кости свиньи, а кости овцы и козы занимают не более
10%. В отдельных случаях зафиксированы кости лошади и ритуа-
льные захоронения лошадей. Вместе с тем заметное преобладание
в стаде крупного рогатого скота и свиней указывает на придом-
ный характер скотоводческой практики, а следовательно, и на
оседлость, что документируется остатками договременных посел-
ений. Установлено, что памятники культуры шаровидных амфор
расположены исключительно в районах плодородных почв, т. е.
там, где были наилучшие условия для ведения земледелия. Свид-
етельствами наличия земледелия являются также находки отпеча-
тков зерен ячменя и пшеницы, кремневых лезвий серпов и камен-
ных наконечников мотыг. Керамика рассматриваемой культуры
близка посуде древних земледельческих племен Юго - Восточной
Европы. Шаровидные амфоры ассоциируются с трипольскими сосуд-
ами, приспособленными для хранения зерна под плотно закрытой
крышкой.
Таким образом культура шаровидных амфор определенное
время сосуществует с культурами шнуровой керамики, но исчеза-
ет ранее наступления наиболее поздней фазы последних, а в во-
сточных своих пределах, как уже говорилось, несколько ранее
финальной фаы позднетрипольской культуры."(27, с.263)
"Культура шаровых амфор, в известной мере, перерастает в
культуру шнуровой керамики, существующую почти до середины 2
тысячелетия до н.э.
Дальнейшее развитие общества с нарушенным первобытным
равенством (появляются воины и вожди, усиливается межплемен-
ной обмен, начинается социальное расслоение) повело к широча-
йшему расселению конных воинов-пастухов по Центральной и Вос-
точной Европе. Они еще не стали кочевниками, регулярно перег-
онявшими свои стада, они занимались и земледелием, разводили
свиней, что не совместимо с перекочевками, но они пасли свои
стада на более широких пространствах и перемещались свободнее
чем пахари.
15
Приблизительной областью, откуда началось постепенное
расселение племен шнуровой керамики (или, как ее иначе назыв-
ают, культуры боевых топоров), считают лесное пространство
между Вислой и Днепром. Южная половина этого пространства
стала в ближайшем будущем местом формирования праславян. Дош-
ли "шнуровики" в своем неторопливом перемещении на быках и
конях до Финского залива, Верхней и Средней Волги вплоть до
Самарской луки.
Расселение это шло крайне неравномерно с постоянным пе-
ремешиванием масс переселявшихся. Поэтому едва ли стоит отыс-
кивать предков славян в этом, еще "не проварившимся", этниче-
ском месиве. Но несмотря на все это исследователи недаром вы-
делили это время в отдельное рассмотрение.
Погребальный обряд явно показывает социальное рассло-
ение. Наличие ввиде главного погребенного - мужчины и ритуа-
льного убийства женщины у его ног, показывает победу патриар-
хальных отношений. Так и должно было быть, раз усилилось ско-
товодство. Появились "главные" покойники и их"сопровождающие"
(или "съмерды" - "со мертвым") - обязанные сопровождать мерт-
веца в потустороний мир, "соумирать" с ним.
Новое явление - курганы - м.б.это модель округлого мира,
который лучше и дальше видно с двигающегося коня, чем копаясь
в земле на одном месте."(21, с.231-233)
Как выглядели индо-европейцы, практически, неизвестно,но
Бэшем в своей книге приводит примерный вид индоевропейцев по
ведам - священным наиболее древним книгам, предшествующим со-
зданию религии индуизма и отражавшим, фактически, родоплемен-
ную структуру и идеологию индоевропейцев еще времен их движе-
ния из Восточной Европы по причерноморским степным пространс-
твам.
"....это были высокие, довольно светлокожие люди, в бо-
льшинстве длинноголовые. Они приручили лошадей и впрягали их
в легкие повозки на трех колесах со спицами...Эти люди заним-
ались, главным образом, скотоводством и немного земледелием.
В начале 2-го тысячелетия либо из-за пернаселенности, либо
из-за засухи, поразившей пастбища, или вследствие обеих этих
причин эти народы пришли в движение. Они мигрировали группами
в западном, южном и восточном направлениях, покоряли местные
ные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхуш-
ку. Они приносили с собой патрилинейную систему родства,...
умение пользоваться конными колесницами...Некоторые - предки
современных балтийских и славянских народов - остались на
своей прародине."(3, с.37)
Действительно, Гумилев в своей книге (5) на стр. 273 в
"Сводной таблице изменений степени увлажненности Евразийского
континента (на материале палеонтографии) показывает для 4 - 3
тысячелетия до н.э. стадию усыхания - очевидно в результате
наступления бескормицы скота и подвинуло индо - европейцев на
выселение на юго-восток, где согласно той же таблицы фиксиро-
16
валось состояние увлажнения.
Идеология индо-еврпейцев, как показывает Гусева (6) на
стр.15, была изложена "в литературе ведизма (от слова "веды")
- четыре сборника священных песнопений и ритуальных правил
той эпохи: "Ригведа", "Яджурведа","Самаведа" и "Атхарваведа".
Арьи распространяли в Индии ведизм и воспринимали многие эле-
менты культуры и религии местного значения".
"Один весьма авторитетный индийский ученый относил дату
ее создания ("Ригведы") даже к 6000 г до н.э. (3, с.39). Т.е.
ко времени начала пути индо-европейцев с далекой прародины.
"Следует вспомнить и о том, что труды многих древнеинди-
йских философов, создававших памятники ведической литературы,
основаны на принципе отрицания бога и даже наполнены аппеляц-
иями к первобытной магии без упоминания бытия божьего. К вед-
ической литературе относятся 6 "веданг" (букв."частей вед") и
4 "упаведы" (буквально "прилежащие к ведам"), которые лишь в
1 своей части - "кальпасутре" (правил поведения), могут быть
в какой-то мере связаны с религией. Эти памятники содержат
зерна научного знания и посвящены разработке (естественно, на
уровне той эпохи) таких проблем, как фонетика, этимология,
грамматика, поэтика, астрономия, медицина, механика, архитек-
тура и др."(6, с.17)
Веды отражают уровень идеологии первобытно - общинного
общества, еще до его разложения при переходе к классовому об-
ществу. Этому соответствует безрелигиозный этап истории чело-
веческого общества. Развитая система божеств возникает при
возникновении имущественного неравенства и при необходимости
подтверждения законности власти богатых слоев населения над
остальным обществом. При этом в первую очередь возникало пок-
лонение божествам, олицетворяющим силы природы. Именами богов
становились самоназвание этих сил природы,от негативного вли-
яния которых первобытный человек пытался спастись путем прос-
тейших магических действий. Возникавший на более поздних эта-
пах истории пантеон богов у всех народов, выделившихся из ин-
до-европейского единства, был в чем-то подобен. Индийский па-
нтеон "Ригведы", возникший, примерно во 2-м тысячелетии до н.
э.(3, с.251-255) состоял, в основном, из мужских божеств, ол-
ицтворяющих грозные небесные явления. Женских божеств у древ-
них индо-европейцев было очень мало и о них остались весьма
неопределенные лирические предания.
Основными объектами почитания были дэвы (слово, родстве-
нное латинскому "deus"). Слово это - производное от корня
"div", связанного с понятием сияния, и его можно понимать как
"сияющий", "блистающий". Великий бог-отец у ариев назывался
Дьяус, у греков - Крон, у римлян - Юпитер. Позже он был почти
забыт и почитался как отец более позднего Пантеона богов. Бо-
гом войны у индусов был Индра - воплощение грозы, бури и т.д.
У греков это Зевс, у скандинавов - Тор, у славян - Перун. Все
они вооружены мощным оружием, мечущим молнии. У индусов это -
17
"ваджра", у скандинавов - Молот. Бог солнца - Савитер, у гре-
ков - Гелиос. Почитались солнечные братья-близнецы Ашвины -
мужья Сурьи - дочери бога солнца. Греческие Диоскуры, славян-
ские - парные боги - Лада и Лель. Богиня Земли - Адити, греч-
еская - Гея - таинственная мать богов. Ушас - богиня зари
(греческая Аврора) т т.д. и т.п. Почитались также прекрасные
апсары, у греков - нимфы, у славян - лесные и водные русалки.
(По 3, с.251-255).
"Глоттохронологический анализ определяет, что распад ин-
до-европейского языкового единства произошел в 4 - 3 тысячел-
етии до н.э. (по другим расчетам - в 5-4)". (16, с.10)
В 1967 г.(26, с.38) в индо-европейскую семью входили:
Таблица 1
(Карта.3, стр.19)
----------------------------------------------------------
Языковые группы | Численность | Удельый вес
| (млн.чел) | (%)
----------------------------|---------------|-------------
Индоевропейская семья | 1600,0 | 100,00
----------------------------|---------------|-------------
I.Нордическая группа | 647,0 | 40,49
1.Германская -"- | 385,3 | 24,08
2.Славянская -"- | 257,0 | 16,06
3.Балтская -"- | 4,7 | 0,29
----------------------------|---------------|-------------
II.Индо-иранская группа | 535,9 | 33.50
4.Индийская группа | 486,2 | 30,39
5.Иранская -"- | 49,7 | 3,11
----------------------------|---------------|-------------
III.Альпийская группа | 399,9 | 24,99
6.Романская -"- | 391,2 | 24,45
7.Кельтская -"- | 8,7 | 0,54
----------------------------|---------------|-------------
IV.Балкано-кавказская группа| 17,2 | 1,07
8.Греческая -"- | 10,1 | 0,63
9.Армянская -"- | 4,2 | 0,26
10.Албанская -"- | 2,9 | 0,18
----------------------------------------------------------
Кроме перечисленных сохранившихся до настоящего времени
групп часть языковых групп исчезла, растворившись в других
группах и оставив в различных языках большее или меньшее кол-
ичество словарного и грамматического состава.
Так исходя из данных Фолсома из состава индо-европейцев
полностью исчезли Хетто-лувийская, Италийская и Тохарская
группы (25).
Кельтская группа ранее была значительно больше по свое-
му удельному весу - в первых веках н.э. кельты занимали терр-
иторию всей Франции, Западной Германии, Англии, Ирландии и
даже Чехии, а к настоящему времени потомки кельтов живут то-
18
лько в Ирландии (и еще в США), а также их остатки на террито-
рии Англии - в Шотландии, на Корнуэльском полуострове и в
Уэллсе - и все.
Сначала Индо-европейская семья народов распалась на 4
языковые группы: Алпийскую, Нордическую, Балкано - кавказскую
и Индо-иранскую, а они позже распались на более мелкие соста-
вляющие. Так из Нордической группы сначала выделились герман-
ские народы, а оставшийся массив где то в 5 в.до н.э. распал-
ся на праславян и балтские народы.(1,с.89)
Правда, Рыбаков считает, что "Изыскания лингвистов пок-
азали, что обособление праславян от общего индоевропейского
массива произошло значительно раньше, во 2-м тысячелетии до
н.э., в бронзовом веке." (21, с.217)
"Б.В.Горнунг еще более определенно говорит об обособле-
нии праславян в середине 2-го тысячелетия до н.э. и прямо
связывает праславян с тишинецкой и комаровской (более разви-
той вариант тишинецкой) культурами." (21, с.218)
Причем первыми в конце 3-го тысячелетия до н. э. выдели-
лась южная ветвь индоевропейцев, так как их наличие археолог-
ически зафиксировано в это время в Малой Азии (1, с.89), инд-
оиранцы пришли в Иран в первой половине 2-го тысячелетия до
н.э.(1, с.118), а вторжение ариев через северо-западные пере-
валы в Индию произошло во 2-й половине 2-го тысчелетия до н.
э.(1, с.181).
Но так шла исторически отмеченная часть ариев на свою
новую родину. Некоторая часть из них где то на пути к Кавказу
откололась и попыталась устроится на Южном Урале, где не так
давно были найдены в Челябинской области около гг. Аркаим и
Синташт храмовые сооружения, формы которых описаны в ведах и
датируемые серединой 2-го тысячелетия до н.э.
Так что в составе индоевропейцев к 15 веку до н. э. на
их родине осталось объединение прабалтов и праславян, которые
окончательно разъединились только в середине 1 тысячелетия до
н.э.
"Примерно к 15 веку до н. э. расселение прекратилось. Вся
зона европейских лиственных лесов и лесостепей была занята
этими разными по месту прежнего местожительства индоевропейс-
кими племенами. Началась новая, уже оседлая жизнь, и постепе-
нно на первое место в хозяйстве стало выходить земледелие. В
новом географическом раскладе новые соседи стали налаживать
связи, выравнивать особенности племенных диалектов и создав-
ать впервые на большом пространстве новые, родственные друг
другу языки: в западной части получивший название германско-
го, в срединной части - славянского, а в северо-восточной -
латышско-литовского. Названия народов появились позднее и не
связаны с этой эпохой первичной консолидации родственных пле-
мен вокруг трех различных центров: западного (германского),
восточного (балтского) и срединного (славянского)."(20, с.21)

3.ПРАСЛАВЯНЕ

"Некоторые группы племен позднего бронзового века могут
рассматриваться как предки известных нам в более позднее вре-
мя по письменным источникам народов..." (15, с.175)
Б.А. Рыбаков предлагает способ определения территории
прародины праславян путем наложения 3-х карт археологических
культур, находившихся на одной территории с 15 в.до н.э. и до
7 в.н.э.(2200 лет) и устойчиво связываевыми со славянскими
культурами. (21,с.222, см.карту 4,стр.23):
1 карта - тишинецко-комаровской культуры
(15-12 вв.до н.э.) - 400 лет
2 карта - раннепешеворской и зарубинецкой культур
(2 в.до н.э. - 2 в.до н.э.)- 400 лет
3 карта - пражско-корчакская (славянская) культура
(6-7 вв. н.э.) - 200 лет
Промежуток между 1 и 2 картой в 1200 лет на этой же тер-
ритории занимают 2 культуры: на западе - лужицкая культура
(13-5 вв.до н.э.), а на востоке - белогрудовская и чернолесс-
кая культуры. Кроме того в середине 1-го тысячелетия н.э. юж-
ную часть славянского ареала занимала пражско-пеньковская ку-
льтура.
Группа праславян согласно Рыбакову (20) осталась почти
на месте расположения всей индоевропейской группы - см. Карту
3 (20, с.8).- отражающую их положение во второй половине 1-го
тысячелетия до н.э. Сведений об их жизни в это время крайне
мало. Балтийская группа ушла на северо-восток, заняв совреме-
нную территорию Латвии и Литвы до Чудского озера и р.Великой.
"Прародина славян в бронзовом веке рисуется в следующем
виде: западная граница ее доходила до Одера и Варты т.е. до
Бранденбурга-Бранибора, который этимологизируется как "оборо-
нный, пограничный бор". Северная граница шла от Варты на изл-
учину Вислы и далее почти прямо на восток, оставляя к югу
(внутри прародины) весь Западный Буг и Припять. Припять могла
быть важным магистральным путем с запада на восток к Днепру.
Северо-восточные рубежи прародины захватывали устья таких рек
рек, как Березина, Сож, Сейм; нижнее течение Десны оказывал-
ось внутри прародины. Вниз по Днепру граница доходила до Ро-
си, а иногда до Тясмина (древней Тисмени). Южная граница шла
от Днепра к Карпатам, пересекая в верхнем течении Южный Буг,
Днестр и Прут. Далее граница скользит по северному склону Ка-
рпат и идет к верховьям Вислы и Одера.
Обозначенная однородными археологическими культурами
основная область славянского этногенеза простиралась в широт-
ном направлении с востока на запад (на 1300 км.) широкой пол-
осой в 300 - 400 км. Площадь прародины около 450 000 кв.км.
Это зона лиственных лесов, большого количества болот, с почв-
ами пригодными для земледелия, но не слишком плодородными."
(21, с.228)
22
Рыбаков (20, с.22) утверждает, что:
"В научном поиске древнейших судеб славянства первое ме-
сто принадлежит лингвистике. Лингвисты определили, во-первых,
что отмеживание праславянских племен от родственных им сосед-
них индоевропейских племен произошло примерно.... в начале
или середине 2 тысячелетия до н. э. Во-вторых, по данным язы-
ка, лингвисты установили, что соседями славян из индоевропей-
ских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы,
иллирийцы, италики и кельты. Очень важно третье утверждение
лингвистов: судя по общим всем славянским народам обозначени-
ям ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и
лесостепи, где были поляны, озера, болота, но не было моря;
где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор."
Благодаря тщательным исследованиям польских археологов
Стефана Носика и Александра Гардовского и раскопкам т.н. тиш-
инецкой культуры 15-12 вв. до н. э.(20) удалось установить:
"Прародину славян в расцвете бронзового века следует ра-
змещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта
полоса протяженностью с севера на юг около 400 км., а с запа-
да на восток около 1500 км. распологалась так: ее западная
половина подпиралась с юга Судетами, Татрами, Карпатами, а на
севере почти доходила до Балтийского моря. Восточная половина
праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга
верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Восточные
границы менее ясны: тишинецкая культура 15-12 вв. до н. э.
здесь охватывала Средний Днепр и низовья Десны и Сейма.
Жили славяне небольшими деревнями, расположенными в два
порядка. Хозяйство велось на основе 4-х отраслей: земледелия,
скотоводства, рыболовства и охоты. Орудия труда - топоры, но-
жи, серпы - делались еще из камня. Бронза употреблялась глав-
ным образом для украшений, а из хозяйственного инвентаря то-
лько для долот, нужных в деревянном строительстве.
Погребальный обряд был связан с идеей переселения душ:
телам умерших придавали позу эмбриона (см.выше - культура ша-
ровых амфор), как бы подготовляя покойника ко второму рожде-
нию. Социальные различия не прослеживаются.
Наиболее богатым районом (его иногда выделяют в особую,
комаровскую культуру) были земли в Прикарпатье, где имелись
залежи соли, высоко ценившиеся в первобытную эпоху. Археолог-
ические памятники тишинецко-комаровской культуры образуют не-
сколько отдельных скоплений, которые, возможно, являлись зем-
лями союзов соседних друг с другом славянских племен."(20)
"На праславянских поселениях тшенецкого времени (напр. у
хутора Пустынка на берегу Днепра западнее Чернигова) встреча-
ются очень интересные культовые постройки. Там обнаружено 19
довольно больших полуземляночных жилищ (6х12;7х14 м) с оча-
гами и иногда с внутренними перегородками. Опору домов соста-
вляли массивные столбы в середине длинных сторон дома. В дер-
евне, кроме того, было 14 наземных хозяйственных построек с
25
большим количеством вертикальных столбов как по периметру по-
стройки, так и в середине по большой оси. Предпологается, что
эти амбары были приподняты над землей, как "избушки на курьих
ножках".
Cвятилищ в этой деревне было два."
Одно было посвящено богу земледелия Святовиту, а другое
- богу скотоводства Велесу.(21, с.256-262;см.рис.2)
"...западная половина праславянского мира оказалась вов-
леченной в сложный процесс формирования лужицкой культуры(13-
5 вв.до н.э.), закваска которой была по всей видимости, кель-
то-иллирийской. Лужицкий круг охватил западную половину тшин-
ецкой культуры, соединив ее с землями по Эльбе, балтийским
Поморьем и горными областями на юге, вплоть до излучины Ду-
ная. Вот это-то поглощение половины праславянского массива
качественно новой, несравненно более высокой лужицкой культу-
ры и было одной из причин утраты первоначального и первобытн-
ого единства праславян."(21, с.224)
"Лужицкая культура была, очевидно, разноэтическим компл-
ексом, охватившим половину праславян, часть прагерманцев и
какую-то часть итало-иллирийских племен на юге, где бронзоли-
тейное дело стояло очень высоко."(21, с.264)
"Во второй половине 2 тысячелетия до н.э. складывается
лужицкая культура, памятники которой в нескольких локальных
вариантах занимают обширную территорию от Заале до Вислы и от
Шпрее до австрийского Дуная и Словацких гор. Она принадлежит
земледельческому населению и характеризуется особым видом
кладбищ - полей погребальных урн, содержащих сожженные остат-
ки покойников. Поселки лужицких племен состояли из столбовых
домов, стены которых составляли вертикальные столбы с плетн-
ем, обмазанным глиной, или забранные досками. Обширность и
большое количество полей погребений свидетельствует о значит-
ельном росте населения Европы и увеличения его плотности по
сравнению с эпохой неолита. Развитая горнодобывающая индуст-
рия и высокий уровень изготовления бронзовых изделий обеспе-
чивали более продуктивный базис для ведения хозяйства. Хотя
появление сохи или легкого плуга с упряжкой волов относится
к более раннему периоду бронзового века несомненно, что это
достижение было использовано племенами полей погребений для
создания системы комплексного оседлого хозяйства, которое
преобладало на значительной части континента вплоть до римск-
ого времени. Значительное увеличение продовольственных ресур-
сов в конце бронзового века определялось усовершенствованием
техники земледелия, но, главным образом, ростом поголовья до-
машнего скота. По-видимому к эпохе полей погребений относится
начало использования лошади в Европе."(15, с.175)
"Позднелужицкая культура в бассейне рек Одера и Вислы от-
носится к гальштатскому периоду железного века в Европе -
900-500 гг.до н.э....Для гальштатской эпохи характерно сосущ-
ществование бронзовых и железных орудий труда и и оружия и
26
постепенное вытеснение бронзы. В хозяйстве все большее значе-
ние приобретало земледелие, в технике которого в середине 1
тысячелетия до н. э. совершился переход от мотыги к сохе и
плугу. Хорошо исследованы соляные копи, медные рудники, же-
лезоплавильные мастерские и кузницы. Гальштатские жилища -
деревянные столбовые дома с внутренним двором, окруженном по-
стройками, а также полуземлянки и свайные поселения. Наиболее
лее распространенный тип поселения - слабо укрепленная дерев-
ня с правильной планировкой."(15, с.179)
"На севере Европы железо распространилось почти на 300
лет позже, чем на юге. К концу раннего железного века принад-
лежит культура западных славян, потомков лужицкого населения,
получившая название пшеворской культуры (3 - 2 вв. до н. э. -
4 - 5 вв. н.э.) Пологают, что пшеворские племена были извест-
ны древним авторам сначала под именем венедов,а позднее скла-
винов."(15, с.179)
"В восточной половине славянского мира развитие шло бо-
лее спокойно и некоторое время без внешнего воздействия, так
сильно повлиявшего на западных сородичей. Этот период особен-
но интересен для нас. Темп исторического развития ускорился и
здесь: железо и земледелие тоже приводили к существенным сдв-
игам. Археологически это выражено в белогрудовской и черноле-
сской культурах, расположенных на месте бывшей здесь ранее
тшинецкой."(21, с.224)
"Второй этап жизни праславянских племен начинается с ру-
бежа бронзового и железного веков и охватывает время от бело-
грудовско-чернолесской культуры 11-7 вв.до н.э. до конца ски-
фского периода, примерно до 3 в.н.э.
Этот восмисотлетний период весьма неоднороден в своих
крайних точках, но он весь характеризуется быстрым поступате-
льным движением, рождением новых социальных форм и широкими
внешними связями: центральноевропейскими в западной, лужицкой
половине славянства и степными, киммерийско-скифскими в вост-
очной его половине. Указанный период...дает нам... ЕДИНСТВО
ПРОЦЕССА наивысшего развития первобытнообщинного строя....Это
-второй скачок после эпохи шаровых амфор и шнуровой керамики.
Тот, первый скачок был обусловлен появлением бронзы и развит-
ием пастушеского скотоводства, а этот - усилением земледелия
(пашенного, плужного) и открытием нового металла - железа.
Железо было несравненно "демократичнее" бронзы - медь и
олово привозили из отдаленных краев. А болотное железо... Вся
праславянская территория находилась в зоне лесов и лесостепи
и в избытке была насыщена железной рудой на всем своем протя-
жении.
Уже на белогрудовских поселениях 11-9 вв.до н. э. обнар-
ужены следы железноделательного производства. Для чернолесск-
ого времени (8-7 вв. до н.э.) изготовление железного оружия и
хозяйственных вещей стало обычным делом.
Важность овладения железом и осознание этой важности
27
было таково, что на территории занятой чернолесской культурой
предания о кузнецах-богатырях сохранились вплоть до 20 в.
Вторым значительным шагом в развитии общества было воз-
рождение земледелия и плужная вспашка полей. Земледелие было
и при тшинецкой культуре, но там оно играло подсобную роль. А
теперь оно настолько усовершенствовалось, что к концу этого
периода стало экспортным - античное средиземноморие Греции и
Рима вывозило через черноморские города-государства львиную
долю хлеба, потребляемого в античном регионе. С другой сторо-
ны богатства, вырученные за хлеб, привели к имущественному
расслоению праславян."(21, с.262-264)
Необходимо отметить, что названия союзов племен, отмече-
нных Нестором на этой территории обозначены или именами типа
"Поляне", "Мазовшане" или же архаичными именами вроде"Север",
"Хорваты". Патрономических названий, на "...ич"- ( "Радимичи"
- подданные мифического князя Радима) еще нет. (20, с.23)
"На рубеже 2 и 1 тысячелетия до н. э. появляется плужное
земледелие, резко поднявшее всю систему хозяйства и позволив-
шее к 6 - 5 вв. до н. э. перейти к систематическому экспорту
хлеба в Грецию через черноморский порт Ольвию, который греки
называли "Торжищем Борисфенитов"("Днепрян").
Археологическим соответствием среднеднепровскому славя-
нству в эпоху этого подъема является т.н. чернолесская культ-
ура рубежа бронзового и железного веков. Ее славянский харак-
тер непреложно следует из работ известного советского лингви-
ста О.Н.Трубачева: составленная им карта архаичных славянских
названий рек во всех деталях совпадает с областью чернолесс-
кой культуры.
"Вторым и черезвычайно важным элементом прогресса было
открытие железа. Если в бронзовом веке славянские племена не
распологавшие залежами меди и олова, должны были привозить
металл издалека, то с открытием железа они необычайно обогат-
ились, так как тогда использовалась болотная и озерная руда,
имевшаяся в изобилии во всех славянских землях с их многочис-
ленными болотами, речками и озерами. По-существу славяне пер-
ешли в железный век из каменного."(20, с.25)
"В 9-8 вв. до н. э. чернолесские племена днепровского
Правобережья подверглись нападению степняков киммерийцев, от-
разили их натиск, построили на южной границе ряд могучих укр-
еплений, а в 8 в. до н.э. даже перешли в наступление, начав
колонизировать долину Ворсклы на левом, степном, берегу Днеп-
ра."(21, с.224)
Перелом был весьма значителен. Он остался в былинах о
богатырях, которые вывковав гигантский плуг в 40 пудов, пров-
ели им гигантские борозды- "Змиевы валы" поперек движения ми-
фологических змеев - реальных кочевников-киммерийцев нападав-
ших на праславян из южных степей в 10-8 вв.до н.э. (Там же)
По другой версии богатырь поймал этого Змея, запряг в
плуг и пропахал гигантские борозды - "аж до Киева". (там же)
28
И в своей книге Смирнов (23) подтверждает родство этих
культур на стр.39.
"Севернее, в районах Северского Донца, Ворсклы и Сулы
срубные племена, двигавшиеся из-за Волги в северо-западном
направлении, столкнулись со встречной волной племен, двигавш-
шихся с запада на восток.Здесь их соседями оказались племена,
ранняя стадия культуры которых (11-9 вв. до н.э.) известна в
науке под названием белогрудовской, а более поздняя (8-7 вв.
до н.э.) - чернолесской. Племена эти родственны племенам ком-
аровской и тшцинецкой культур, распространенных в восточной
Польше и западной Белоруссии. Вообще следует сказать, что эти
племена в материальной культуре тяготели к населению Центра-
льной Европы и с большой долей вероятности могут быть отнесе-
ны к праславянам. В эпоху раннего железа т.е. во времена ски-
фов, они известны под именем скифов-пахарей и невров."
Действительно если совместить карту в книге Смирнова со
стр. 50 и карту расположения славян по Рыбакову (см.Карту 2),
то скифы-пахари приходятся на южные территории праславян и
индоевропейской "культуры шаровых амфор".
Из сличения карт культур Рыбаков делает следующий вывод:
"Это дает нам право утверждать, что накануне нашествия
скифов днепровское лесостепное Правобережье, а также долина
Ворсклы были заселены земледельческим населением, говорившем
на славянском (точнее праславянском) языке.
Вычленение праславянской зоны из обширной области скиф-
ской культуры - это третье звено моей концепции. Оно основыв-
ается на выводе ряда исследователей о том, что в лесостепной
части Скифии жили праславянские земледельческие племена."
(21, с.225)
Примерное местоположение скифов-пахарей дано в сочинени-
ях Геродота в 5-м веке до н.э. Причем о них он дает следующее
немаловажное замечание, говоря о том, что греки их ошибочно
причисляют к скифам, тогда как у них есть самоназвание "скол-
оты". (20, с.27)
"Археологи достаточно хорошо изучили племена скифов-паха-
рей....В настоящее время хорошо известны большие городища,
окруженные мощной оборонительной системой, указывающий на на-
пряженные межплеменные отношения. Весь археологический матер-
иал, обнаруженный в Киевской и Черкасской областях Украины,
свидетельствует об оседлом образе жизни племен, основным зан-
ятием которых быдо земледелие и скотоводство.На высоком уров-
не стояла обработка железа и меди. Есть все основания полаг-
ать, что металлургия была в руках мастеров, которые готовили
изделия не только на свою общину, но и на соседние. Остальные
виды занятий как-то: изготовление посуды, одежды, обработка
кости и дерева находилась на уровне домашнего ремесла. Из го-
родищ широко известны Немировское, Матронинское, Пастерское,
Шарповское, возникшие уже в 6-м в. до н.э.
На Пастерском городище археологи открыли жилища в виде
29
прямоугольных слегка углубленных в землю полуземлянок размер-
ом 10-12 кв.м., с глинобитными печами. Такой тип жилища в ле-
состепной области сохранялся в продолжение весьма долгого
времени. Среди найденных предметов большое внимание архео-
логов всегда привлекала привозная греческая посуда и металл-
ические изделия. Они важны не только как свидетельства налаж-
енных торговых отношений, но и как материал, по которому мож-
но устанавить даты. За расписную греческую посуду, за зол-
отые и бронзовые украшения местные племена должны были расп-
лачиваться продуктами собственного производства. И хлеб в эт-
ом обмене играл немаловажную роль."(23, с.53)
По материалам археологии можно сделать вывод, что в 5-м
в.до н.э. у скифов-пахарей начался распад родовых отношений.
Этом способствовало развитие торговли с греческими колониями
на Черном море особенно с Ольвией, расположенной в устье Дне-
пра.(23, с.53)
"Самое раннее греческое поселение возникло во второй по-
ловине 7-го в.до н.э. на острове Березань около устья Днепро-
Бугского лимана. Оно, видимо, носило название Борисфениды и
хроника Евсевия относит его основание к 645 г.до н.э. Позднее
в начале или в первой половине 6-го в.до н.э., милетцы основ-
али на правом берегу того же лимана г.Ольвию. Рядом с Ольвией
была основана Тира, но слоев 6-го века в ней не обнаружено...
На противоположном берегу лимана, вероятно, тоже еще в 6-м в.
до н.э. возник г.Никоний."(28, с.10)
Там же в таблице LXUII на с. 254 даны предметы гречес-
ко импорта 6-5 вв. до н.э., найденные при раскопках вне греч-
еских городов-полисов. Здесь и бронзовые зеркала, женские ук-
рашения, ритоны ввиде рогов для вина, вазы и мелкие керамиче-
ские сосуды для благовоний.
Разнообразие типов погребений в среднем течении Днепра
свидетельствует о разноплеменности населения этих мест -
здесь все, начиная погребения в скорченном состоянии - прасл-
авянский тип погребения, идущий еще от индоевропейской "куль-
туры шаровых амфор", катакомбных киммерийских(?) погребений и
до различного типа захоронения пепла после сожжения. Особенно
заметной стали славянские племена с их "культурой полей погр-
ебальных урн", начиная с эпохи бронзы и до начала нашей эры,
возникшая из культуры скифов-пахарей. (23, с.55)
В связи с имущественным расслоением начинается разный
подход к погребению в зависимости от богатства умершего. Так
на р. Рось (левый приток Днепра - 120 км. от Киева) - рядовых
членов племени хоронили обрядом трупоположения в неглубокой
могильной яме, иногда с простейшими деревянными конструкция-
ми, а вождей - сжигали. На р.Тясмин (на 120 км. ниже по тече-
нию) рядовые погребения осуществлялись под одной насыпью, а
вождей - богатые индивидуальные захоронения с богатым инвент-
арем и даже с конскими захоронениями с богатой сбруей. "В по-
гребальном инвентаре встречаются мечи, боевые топоры, клевцы,
30
а также панцыри и шлемы греческой работы, немало прекрасной
греческой керамики. Уздечный набор встречается и с погребени-
ями лошади, и без нее. Это бронзовые и железные удила и много
разных металлических украшений уздечки. Женские захоронения
сопровождаются разного рода украшениями: серьгами,браслетами,
бусами, зеркалами. Здесь нередки предметы, украшенные в скиф-
ском зверином стиле. За последние годы (к 1965 г.) были откр-
ыты богатые захоронения воинов вместе с рабами и наложницами.
Свободных женщин хоронили в курганах, насыпанных для
мужских погребений, что свидетельствует, по-видимому, о пат-
риархальных отношениях.
Особую группу составляют захоронения молодых женщин, в
могилах которых помимо обычного женского инвентаря находилось
оружие. В одних случаях это только несколько стрел, в других
полный набор вооружения: колчан,два копья и нож. Особенно ин-
тересно захоронение, по-видимому жрицы в кургане N 66 между
деревнями Бобрица и Студенец на берегу старицы Днепра."
Далее описывается богатое захоронение с убитыми невольн-
иками в скорченном положении.Сама похороненная лежала в дере-
вянном гробу головой на северо-запад (см.выше). Кроме женско-
го инвентаря, богатые жреческие предметы, у рук нож и уздеч-
ка. По дате изготовления греческих украшений и ваз погребение
датировано 5 в. до н.э.
"В настоящее время курганы правобережнего среднего Подне-
провья делятся и на хронологические и на территориальные гру-
ппы, отличающиеся некоторыми деталями обряда захоронения, об-
условленными племенными различиями".(23, с.58)
На то, что территория занятая праславянами была фактиче-
ски населена различными славянскими племенами указывает и то,
что Геродот указывает, что выше по течению Днепра, примерно
в месте впадания в него р.Припяти жили "невры".
Ввиду того, что левобережье Днепра было общепризнано ме-
стом обитания различных пришлых народов - киммерийцев и скиф-
ов-земледельцев, то здесь описание их поселений и погребений
и не описывается, из-за слишком малой вероятности их принадл-
ежности к праславянам.
"Собственно скифы, обрисованы Геродотом как степные ското-
воды, кочующие в кибитках, чуждые земледелию, не знающие осе-
длых поселений. Им противопоставлены жители лесостепного Сре-
днего Поднепровья - земледельцы, вывозящие хлеб в Ольвию,пра-
зднующие ежегодно праздник священного плуга, подаренного люд-
ям богом неба".(20, с.27)
"Три царства сколотов на Среднем Днепре и в соседней ле-
состепи (все они в границах славянской прародины) хорошо соо-
тветствуют трем основным группам, выявленным украинскими арх-
еологами среди древностей скифского времени. Они объясняют
ошибку перенесения имени скифов на эти славянские племена -
сильным влиянием скифов на славян. В русском языке есть такие
скифские слова как "топор","собака" (славянские -"секира",
31
"пес")".
 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов