Наталья
ГУСЕВА
(Москва)
Спросим себя:
в какие
глубины
времен
уходит наша
история? "Наша"
и в смысле
определения
всех народов,
говорящих на
языках
индоевропейской
семьи, и в
смысле
конкретного
применения
этого
термина к
славянам -
самого
крупного
массива в
среде этих
народов.
Мы
живем сейчас
в так
называемом
периоде
голоцена,
который
начался
после ухода
последнего
ледника (XIII
тысячелетие
до н.э.). Людей,
которые
тогда
бродили по
землям,
свободным
ото льда,
покрывавшего
ранее
значительную
часть
Западной и
Восточной
Европы,
история
относит к
периоду
древнего
каменного
века. Ледник
медленно
отползал к
северу,
оставлял за
собой богато
обводненные
пастбища, по
которым за
ним
следовали
травоядные
животные, а за
ними -
охотники.
Основой
социальной
структуры
общества
тогда были
небольшие
семейные и,
возможно,
складывавшиеся
семейно-родовые
группы людей.
Придя на
север, эти
малочисленные
группы или
постепенно
оседали или
продолжали
бродить в
поисках
добычи.
Взаимные
древнейшие
контакты
этих мелких
групп
приводили к
нарастанию
процесса
взаимного
познания, и
соответственно
к выработке
слов,
понятных для
двух или
более групп.
Не исключено,
что
развивались
и
родственные
отношения
между
некоторыми
из них.
Складывались
древнейшие
исходные
формы тех
языков,
которые
развились
впоследствии
в
индоевропейскую
семью. Речь,
слово, магия
речи,
взаимопроникновение
речевых форм -
все это
восходит в
основном
своем
словарном
запасе
именно к
долгому
периоду
соседства
далеких
предков этих
народов на
приполярных
землях. К
такой схеме
приходят
многие
историки и
лингвисты,
придерживающиеся
так
называемой полярной
или арктической
теории.
В
условиях
потеплевшего
климата на
Крайнем
Севере стали
складываться
первые
объединения
разрозненных
групп людей,
начали
образовываться
первоплемена:
далекие
предки тех
народов,
которые
восприняли
генетически
их расовый
тип,
именуемый
европеоидным
(но ни в коем
случае не "арийским"!)
и сохранили
многие
древние
формы их
языков.
Остановимся
на
упомянутой
арктической
теории. Она
начала
прокладывать
свой путь в
науку в XIX веке.
Первым
крупным
трудом о
дальнем
Севере
явилась
книга
американского
исследователя
Уоррена "Найденный
рай, или
колыбель
человечества
на Северном
полюсе" (последнее
из десяти ее
переизданий
вышло в 1893 году).
В том
же веке
многие
русские
ученые стали
выявлять
элементы
сходства не
только между
западноевропейскими
языками, но и
славянскими,
а также со
словами
древнеиндийского
санскрита -
языка, на
котором
древними
арьями были
созданы Веды,
собрания
гимнов, книги
священных
знаний.
Последняя из
них, Ригведа
была
завершена в
Индии, но
неизвестно,
где
создавалась
главная
масса ее
текста. При
проводимых
сопоставлениях
слов
выяснилось,
что
наибольшее
число
совпадений и
сближений
приходится
на санскрит и
славянские
языки [1]. В
науке
сформировалось
понятие
индоевропейских
языков -
обширнейшей
группы,
имеющей
общий корень.
Известный
санскритолог
Индии Бал
Гангадхар
Тилак (1856-1920)
призвал к
необходимости
заняться
глубокими
исследованиями
памятников
древнеиндийской
литературы и
указал на
возможную, а
точнее
вероятную
связь
предков
арьев с
Арктическим
регионом. Его
книга "Арктическая
родина в
Ведах"
впервые
вышла в 1903 г. и
неоднократно
переиздавалась.
Она
переведена
на многие
языки, но, к
сожалению,
кроме
русского,
хотя
славянам-то
как раз и
следовало бы
знать этот
труд, поэтому
я предлагаю
конспекты
тех отрывков
из книги
Тилака,
которые
связаны с
Арктикой.
Некоторые
ученые уже
объявили о
своем
убеждении,
что
изначальную
область
сложения
человечества
нужно
усматривать
в
Арктическом
регионе, а
доктор
Уоррен,
ректор
Бостонского
университета,
опередил в
известной
степени мой
труд, издав
свою
призывающую
к
размышлению
книгу "Найденный
рай, или
Колыбель
человечества
на Северном
полюсе"... Я
делаю лишь
один шаг
дальше и
показываю,
что его
теория в той
мере, в какой
она касается
выявления
родины
изначальных
арьев,
полностью
подтверждается
традициями
Вед и Авесты,
и - что еще
более важно -
последние
выводы
геологов не
только
согласуются
с описанным в
Авесте
разрушением
арийского
рая, но дают
нам
возможность
отнести его
существование
ко времени,
предшествующему
последнему
периоду
оледенения.
...Арьи
не были
автохтонами
ни в Европе,
ни в
Центральной
Азии - их
исходный
регион лежал
где-то вблизи
Северного
полюса в
эпоху
палеолита. И
они
мигрировали
оттуда в Азию
и Европу не
под влиянием
"неодолимого
импульса", а
потому что
наступили
неблагоприятные
изменения в
климате
этого
региона.
В
древнейших
книгах
арийской
расы - в Ведах
и Авесте
содержится
достаточно
утверждений,
чтобы
доказать, что
древняя
родина арьев
лежала где-то
около
Северного
полюса...
Обращаясь к
традициям,
мифам и
верованиям
Вед, мы имеем
возможность
увидеть, что
они возникли
много тысяч
лет тому
назад и были
без
изменений
переданы нам,
а потому
вполне
возможно, что
в этих
древних
книгах мы
можем найти
следы
изначальной
приполярной
родины арьев,
и указания на
то, что они
жили в самые
давние
времена в
пределах
Полярного
круга...
Было
принято
говорить о
приполярных
областях как
о землях, где
время света и
тьмы тянется
по 6 месяцев...
Но мы должны
видеть
различие
между самим
полюсом и
Приполярьем,
которое
лежит от
полюса до
Полярного
круга.
Длительность
дня и ночи,
как и сезонов,
в разных
точках Приполярья
не может быть
и не бывает
такой же, как
в точке
полюса.
1. Солнце
всегда видно
к югу от точки
зенита
наблюдателя.
2.
Значительное
число звезд,
всегда над
горизонтом и
всегда
видимы.
Другие
звезды
восходят и
заходят, как в
среднеклиматической
зоне, и
вращаются по
более
наклонным
кругам.
3. Год
состоит из
трех частей: а)
долгая
непрерывная
ночь во время
зимнего
солнцестояния
длится до 6
месяцев (длительность
ночи зависит
от широты, на
которой
находится
наблюдатель);
б) во время
летнего
солнцестояния
длится
долгий день; в)
чередование
дней и ночей.
4.
Рассвет
после
полярной
ночи длится
ряд дней, но
его время и
яркость
меньше, чем в
точке полюса (степень
зависит от
точки
наблюдения)...
В дни
восходов и
заходов
солнце то
появляется,
то
скрывается,
будучи
видимо над
горизонтом в
течение
некоторой
части суток.
Нами
здесь
описаны
главные
пункты
различных
характеристик
полюса и
циркумполярной
зоны, которых
нет больше
нигде на
земном шаре...
Какие же из
упомянутых
характеристик
мы встречаем
в священных
книгах?
Ошибочно
считается,
что все
традиции,
мифы и
божества,
упоминаемые
в Ригведе,
относятся к
какому-то
конкретному
периоду...
Ригведа - это
книга, в
которой
старые
данные о
разных
периодах
настолько
смешаны, что
требуется
долго и
терпеливо
работать,
чтобы
разделить и
классифицировать
ее
содержание в
хронологическом
порядке...
Так,
например, по
большинству
текстов
Ригведы мы
знаем бога
Индру как
бога грома и
молнии,
главного
среди богов.
Однако, в
Ригведе (Х, 89, 2, 4)
мы встречаем
более
архаичное
указание на
то, что бог
Индра "поддерживает
небо и землю,
как колеса
повозки
поддерживаются
осью"... и
вращает "отдаленную
сферу, как
колеса
повозки"...
Если мы
объединим
эти два
указания
получится,
что небо
поддерживается
шестом (осью)
и движется,
как колесо.
Описываемое
движение
соотносится
только с той
небесной
полусферой,
которую
можно
наблюдать
лишь на
Северном
полюсе...
В
Ригведе (1, 24, 10)
созвездие
Большой
Медведицы
описывается
как
высокостоящее,
что
соответствует
положению,
видимому
только в
циркумполярной
области...
Утверждение,
что день и
ночь богов
длятся по 6
месяцев,
крайне
широко
распространено
в
древнеиндийской
литературе...
В
Авесте (Вендидад,
фаргард II), в
священной
книге парсов,
мы видим
аналогичное
утверждение,
отметающее
все сомнения
касательно
его
полярного
характера: "Что
они считают
днем, то есть
год".
И
здесь же
Ахура Мазда
говорит: "...Там
звезды, месяц
и солнце
можно лишь
один раз в год
видеть
восходящими
и заходящими,
и год кажется
только одним
днем"...
Богиня зари
Ушас, очень
заметное в
Ведах и
любимое
божество,
восславляется
в Ригведе в 20
гимнах и
упоминается
в ней более 300
раз... В этих
гимнах мы
находим
возможность
доказать
весомую суть
нашей теории,
выявив по
возможности
то, что
наиболее
древние
описания
зари явно
носят
характер,
указывающий
на Арктику...
В
Ригведе кони
зари иногда
именуются
столь
медленными,
что люди
устают ждать,
видя, как она
медлит на
горизонте [3].
Говорится
также, что она
в давние дни
была "наиболее
длительной"...
О
зорях
говорится,
что они
подобны
собирающимся
в войско
воинам или
коровам,
сходящимся в
стадо, и что
они не спорят
одна с другой,
хотя и живут
все вместе...
Это никак не
может
относиться к
360 ежедневным
зорям в году...
Таким
образом, мы
должны
прийти к
выводу, что в
Ригведе явно
говорится о
единстве
многих зорь,
ход которых
не
прерывается
ежедневным
появлением
солнца...
Пять
сестер-зорь,
говорится в "Тайттирийя-Самхите",
имеют по пять
сестер, не
считая самих
себя, и тогда
выходит, что
их общее
число равно 30.
И
описывается,
как эти 30
сестер ходят
по кругу... А в
последнем
стихе этого
описания
есть
завершающее
указание, что,
хотя зори в
разные дни
выглядят по-разному,
они все же
являются
единой зарей...
По
строкам
памятников
ясно видно,
что зорь
много, и они
гармонично
сочетаются,
составляя
непрерывную
и
нераздельную
группу...
Надо
помнить, что
ведические
зори
описываются
не как 45-60-дневные,
а как 30-дневные...
т.е. речь идет
не о самой
точке полюса,
а о землях
южнее...
Поскольку в
ведической
литературе
выразительно
повествуется
о долгой 30-дневной
заре или о
группе в 30
зорь, то ясно,
что этому
должна была
предшествовать
долгая ночь, и
при таком
условии в
году должен
быть и долгий
день...
Многие
строфы
Ригведы
повторяют о
долгой и
страшной
тьме, которая
скрывает
врагов бога
Индры, и
которых он
должен
уничтожить,
борясь с
демонами-дасами...
Ведические
барды часто
молили богов
избавить их
от мрака, как,
например, в
Ригведе (II, 27, 14; VII, 67, 2
и др.). ...И не
только люди,
но и боги жили
в условиях
долгого
мрака - так
говорится о
боге Агни (Х, 124, 1; II,
2, 2)...
Ведь
ночи зимнего
сезона в
тропической
или
среднеклиматической
зоне длятся в
наши дни
столько же
времени,
сколько они
длились
здесь и
тысячи лет
назад, и никто
из нас, не
испытывают
волнения в
ожидании
зари, которая
завершит
ночь...
Значит, ночи,
которых
боялись
ведические
барды в
древности,
были не
просто
зимними
ночами. Это
было нечто
другое, нечто
длящееся
долго, когда
хотя и
понимали, что
это не на век,
все же эта
продленность
тьмы
утомляла и
заставляла с
тоской ждать
рассвета...
В
Ригведе (VII, 87, 5) о
боге Варуне
сказано, что "он
создал себе
золотое
качание
солнца, как
качели". Это
говорит о
непрерывно
видимом
кружении
солнца на
небесах. И
этой там же
повторяется
(88, 3). Здесь
отражен тот
факт, что
только в
арктических
областях
солнце,
подобно
качелям,
когда оно не
сразу
скрывается
за
горизонтом
каждые сутки...
Встречаются
ли в Ведах
такие же
следы
условий
Арктики
касательно
сезонов,
месяцев и лет?...
Характеристики
климата
арктической
зоны и зоны
умеренного
климата
столь не
совпадают,
что наши
предки
ведического
периода,
продвигавшиеся
оттуда к югу в
силу
наступающего
похолодания,
встретились
с
необходимостью
воспринять
календарь,
связанный с
географическими
и
астрономическими
условиями
новых для них
мест... Но нам
следует
видеть, что
консервативные
жрецы
стремились
сохранить
как можно
больше черт
старого
календаря
или, по
крайней мере,
древних
традиций в
той или иной
форме,
особенно в
том, что
связано с
обрядом
жертвоприношений...
Выявим в
ведической
литературе
точные
указания на
длительность
ежегодных
жертвоприносительных
церемоний.
Эти указания
не
легендарны
по своему
характеру,
они точны и
реалистичны.
Известно, что
жертвоприношения
- это
древнейший
институт,
обнаруживаемый
у народов
азиатской и
европейской
ветвей
арийской
расы... детали
проведения
этих
церемоний
сохранялись
в строгом
соответствии
с обычаем и
традициями...
и жрецы, не
умея иногда
их объяснить,
ссылались на
"практику,
известную с
незапамятных
времен".
На
различных
широтах
Приполярья
длительность
периодов
света и мрака
в разные
времена года
разнится...
Примерно на
полюсе
солнце
светит 7
месяцев, но
чем дальше к
югу, оно
светит и по 8, 9, и
10 месяцев... Эти
месяцы были
периодами
активного
проведения
жертвоприносительных
церемоний...
Следует
упомянуть
здесь тот
факт, что
число
солнечных
коней в
Ригведе
бывает не
только 7 (I, 50, 8), но и
10 (IX, 63, 9), и если
считать, что
первое число
определяет
количество
месяцев, то и
второе - тоже...
В
Ригведе
описывается
две
категории
жрецов-ангирасов
- "навагва" и "дашагва"
(Х, 62, 5 и 6)...
Считается,
что навагва
служили в
течение 9
месяцев
света ("нава" -
девять), а
дашагва - 10 ("даша"
- десять).
Почему их
служебные
функции
завершались
в 10 месяцев, а
не
продолжались
весь год, т.е. 12
месяцев?..
Описанные в
Ведах
подвиги бога
Индры, а также
роль
навагвов и
дашагвов
четко
связаны с
фактом
ежегодного
высвобождения
солнца и "коров"
утра из
темного
плена, куда их
заключил
Вала. Этот
взгляд
поддерживается
словами "Индра
разыскал
солнце,
сокрытое во
мраке"... Мы
видим также,
что Индра
убил Валу в
этом мраке в
конце года, а
навагвы и
дашагвы
поддерживали
его пением
гимнов...
которые
должны были
завершиться
до начала
новой битвы...
т. е. в течение 10
месяцев
света... После
двух месяцев
мрака жрецы
снова
начинали их
петь...
Есть
указания, что
служба могла
длиться и 7
месяцев (Ригведа,
Х, 47, 6)... Навагвов
и дашагвов
называют "проводящими
обряды в
сроки
различной
длительности",
т.е. срок, в
течение
которого они
пели гимны,
соответствовал
длительности
светового
года в
конкретной
местности, на
конкретной
широте.
Позднее эти
же церемонии
стали
длиться ... и по 12
месяцев,
когда
ведические
арьи пришли
на юг, в те
места, где
прежние
формы
богослужений
стали
неисполнимыми
и приняли
альтернативную
форму...
В
Авесте и у
других
арийских рас
выявляются
аналогичные
подсчеты
длительности
года.
Достаточно
лишь указать
здесь, что
древнеримский
год состоял
из 10 месяцев и
уже довольно
поздно был
заменен
сроком в 12
месяцев...
И эту
традицию
нельзя
просто
игнорировать:
ведь
сохраняется
название "десятый"
для
последнего
месяца
календаря - "децембер",
10-й.. Полярная
теория
бросает свет
на эти
древние
традиции, на
реликты того
периода,
когда предки
индоевропейцев
жили вместе в
циркумполярной
области. Эти
два "лишних"
месяца были
временем
долгой ночи...
Переселившиеся
на юг люди
просто их
добавили к
прежнему
году...
Хотя
есть
достаточно
свидетельств
того, что год
мог состоять
из 10 месяцев,
нельзя
утверждать,
что это было
его
единственное
исчисление.
Легенда об
Адити
указывает на
существование
7-месячной
длительности
солнечного
света в году,
а наличие 30
непрерывных
зорь
поддерживает
такое
заключение...
Какого бы
взгляда мы не
придерживались,
наличие 7-8-9-10-11-месячного
года на
древней
арийской
родине в
пределах
Арктического
круга
является
фактом...
Считают, что
ведические
боги были
обожествленными
явлениями
природы,
такими, как появление
зари или
молнии,
рассекающей
грозовые
тучи [4].
Но
надо сказать,
что, несмотря
на все эти
теории,
многие
описания и
очень
содержательные
легенды
ведических
текстов
остаются не
объясненными...
Некоторые из
них могут
быть
удовлетворительно
разъяснены
только в
свете
арктической
теории...
Известно, что
четыре
основных
момента были
успешными
достижениями
(Индры в
борьбе с
Вритрой):
-
освобождение
вод,
-
освобождение
коров,
-
восстановление
зари,
-
появление
солнца.
"Теория
гроз"
объясняет
два первых
момента, а "теория
зари" - два
последних...
Из этих двух
теорий
древние
последователи
школы
Нирукта
придерживались
той, которая
связана лишь
с
освобождением
вод и была
ближе к
восприятию
Индры только
как бога-громовника.
...Этот же
взгляд
приняли
ученые
Запада, и он
сейчас
доминирует в
науке. Но он
настолько
неадекватен
Ведам, что при
зарождении
другой
теории,
которая
сможет
объяснить
большую
часть (если не
все) из
четырех
указанных
моментов
легенд, все
без
колебаний
откажутся от
"теории
грозы" в
пользу новой.
По
моему мнению,
ошибочно
полагать, что
битва между
Индрой и
Вритрой
изначально
отражала
конфликт
между богом-громовником
и дождевыми
тучами. На
деле это была борьба
между силами
света и мрака,
следы чего
обнаруживаются
и в "Айтарейя
Брахмане" -
там лишь
Индра, один из
всех богов,
описывается
как взявший
на себя долг
изгнания
асуров из
мрака ночи. О
том, что Индра
- бог света,
говорится и
во многих
строках
Ригведы: он
нашел свет (III, 34, 4;
VIII, 15, 5; X, 43, 4) во мраке (I,
100, 8; IV, 16, 4), создал
зарю и солнце
(II, 17, 7; II, 21, 4; III, 31, 15), озарил
мрак зарей и
солнцем (I, 62, 5).
Это он
заставил
солнце
светить (VIII, 3, 6) и
взойти на
небо (I, 7, 3), т.е.
проложил
путь солнцу (Х,
111, 3), нашел
солнце в том
мраке,
который его
скрывал (II, 19, 5; III, 39, 5)...
При
таких
условиях
необходимо
понять и
объяснить и
природу и
суть тех вод,
которые
описаны в
Ведах...
Ошибка
многих
исследователей
состоит в том,
что они
подразумевают
под водами
исключительно
дождевые
воды. На самом
же деле все
сложнее.
В
Ригведе
много раз
встречается
понятие "апа",
обозначающее
небесные, или
эфирные воды:
они следуют
по путям
богов и
являются
вблизи
солнца (I, 23, 17-18). В (VII, 49, 2)
мы читаем, что
есть воды
небесные и
текущие по
земным
руслам, т.е.
четко
указывается
на разницу
между ними...
Именно воды
способствовали
движению
небесных тел...
И если воды
прекратят
движение, то
последствия
будут тяжелы -
солнце, луна и
звезды не
смогут
взойти, и мир
погрузится
во тьму.
Теперь мы
можем понять
суть
преступных
действий
Вритры,
остановившего
ток этих вод.
В своем
скрытном
убежище на
дне нижнего
мира он
задержал
воды,
прекратив их
течение в
верхний мир, и
победа Индры
означала их
освобождение
из когтей
Вритры и
придание им
возможности
снова
двигаться
вверх.
Победе Индры
приписывался
четырехфазный
характер:
освобожденные
воды
принесли с
собой зарю,
солнце, луну и
коров - дни и
утренние
лучи...
Поймем,
поразмыслив,
что все
моменты
легенды о
космической
циркуляции
вод нельзя
сочетать
лишь с
ежедневным
появлением и
уходом
солнца. В
Ригведе (Х, 62, 2)
сказано, что
жрецы,
помогавшие
Индре в битве
за коров,
победили
Валу в конце
года, т.е.
битва была
ежегодной, а
не
ежедневной. И
затем там же (VIII,
32, 26) указано, что
Индра убил
водного
демона
Арбуду льдом,
а не своей
громовой
ваджрой, как
это ему
свойственно,
а это значит,
что конфликт
разгорался
зимой, в сезон
льда и снега,
что
подтверждается
и в Авесте,
где солнце и
воды
прекращают
зимой свой
ход. В Ригведе
крепости
Вритры
называются "осенними",
а значит
борьба
началась
осенью и шла
всю зиму. Мы
видим также,
что жертвы
приносились
сто ночей (о
ста ночах
битвы речь
идет и в
Авесте).
Остановимся
теперь на
легендах,
обычно
разъясняемых
в связи с
периодом
весны, и
поясним, как
этого
недостаточно
для
удовлетворительного
понимания
некоторых
моментов, а
именно тех,
что говорят о
подвигах
Ашвинов -
богов-врачей.
Подвиги этих
близнецов
описаны в
ряде гимнов
Ригведы...
В
памятниках о
правилах
жертвоприношений
их четко
связывают с
зарей...
Возжигание
жертвенного
костра, заря и
восход
солнца
описываются
как
совпадающие
с появлением
Ашвинов (I, 157, 1; VII, 72, 4)
или
говорится,
что они
появляются
вместе с
разгорающейся
зарей, когда "тьма
еще таится
меж красных
коров" (Х, 61, 4)... Мы
не можем
игнорировать
факт, что они
являются
утренними
божествами,
приводящими
вместе с
собою зарю
или свет утра...
Они
должны были
омолодить,
излечить и
спасти
ослепших,
охромевших и
пострадавших
(в битве) - так
говорится о
них во многих
гимнах...
Я не
могу
согласиться
с тем, что все
это можно
объяснить "теорией
весны",
протекающей
в южных
широтах...
Солнце,
конечно, "слабеет"
за зиму, но
все же его "слепота"
особенно
означает
глубокий
мрак... а не
ежесуточную
ночь, с
которой
подвиги
Ашвинов
просто не
сочетаются...
не
соотносятся
с долгим
исчезновением
солнца в
арктической
ночи. "Теория
весны" не
может
объяснить
факт
длительных
страданий
разных "пациентов"
Ашвинов, если
рассматривать
весну,
происходящую
в южных
широтах...
Важно
учесть и
места, где
страдали
спасенные
Ашвинами...
Это воды,
лишенные
света лучей
солнца (I, 182, 6), что
подобно
описанию
темных вод
океана (II, 23, 18) - это
все
относится к
нижнему миру...
Надо
подчеркнуть,
что в Ригведе
утренние
созвездия -
Ашвины
спасают
людей при
помощи лодок (I,
116, 3; I, 182, 6). О них
говорится,
что они имеют
и колесницу, и
лодку, и их
колесница
может
двигаться и
по небу, и по
воде (I, 30, 18; I, 46, 7)...
В
Ригведе (I, 22, 17-18; I, 154, 2)
изложена
легенда о
трех длинных
шагах Вишну.
По старой
трактовке,
эти три шага
означали
шаги по земле,
по воздуху и
по небу (есть
и другие
объяснения)...
Его третий
шаг не виден
смертным и
птицам (I, 155, 5)... Два
других шага -
видны... Я
предполагаю,
что эти три
шага - периоды
движения
солнца.
Первые два -
от весны до
середины
лета (времени
солнцестояния,
высшего
подъема
солнца) и от
середины
лета до конца
светлого
времени года.
Третий шаг
Вишну делает
за
горизонтом
зимой, когда
солнца не
видно вообще.
Не
даром в
Ригведе
говорится,
что борьба
Индры с
демоном
Шамбарой (одним
из аналогов
Вритры)
начиналась
на 40-й день
осени, или на 8-1
месяц после
весны, а это
значит, что в
течение 8
месяцев
солнце было
видимо...
В Ригведе
часто
встречается
упоминание
пяти
человеческих
рас (паньча
джанах). Это
могли быть те
народы,
которые жили
вместе с
арьями на
общей
Арктической
прародине.
На
вопрос, где и
когда раса
арьев
отделилась
от других рас,
как и где
развилась
речь арьев, мы
ответить не
можем...
Антропология
не дает нам
данных о том,
когда, где и
как
человеческие
расы
разделились
по цвету и
языку. Более
того, уже
доказано, что
на самом
раннем этапе,
которым
датируются
найденные
останки
человека,
раса людей
уже была
разделена на
несколько
несходных
типов...
Конечно, арьи
и их культура
не могли
сложиться
внезапно в
конце
последнего
межледникового
периода, и
стоит
предположить,
что в это
время они уже
существовали
как народ и
воспринимали
ближайших
соседей как
иные,
отличные от
себя народы.
Примечания
[1] С
небольшими
предварительными
сводками
сходных слов
и
словообразующих
частиц
читатель
может
ознакомиться,
обратившись
к сборнику:
Древность:
Арьи. Славяне.
М., 1996. Там же
впервые
опубликован
список рек
русского
Севера,
названия
которых
переводятся
или
разъясняются
через
санскрит.
[2] В
силу
значительных
трудностей,
связанных с
переводом
книги Тилака
и с полным ее
изданием на
русском
языке,
предлагаем
читателю
отрывки из
большей
части глав.
В
данной
публикации
опущены
части текста,
посвященные
подробному
анализу
терминов на
ведическом
санскрите, а
также
дискуссии
автора с
другими
учеными по
разъяснениям
и уточнениям
переводов и
комментариев,
связанных с
публикациями
Ригведы в
Индии и в
странах
Запада. Книга
Тилака
содержит 13
глав и
завершается
общим
индексом
терминов,
списком
цитированных
автором
гимнов Вед и
строф из
памятников
ведической
литературы, а
также из
Авесты.
Следует
отметить, что
употребляемое
Тилаком в
тексте
определение
"арийская
раса"
соответствует
уровню
современной
ему науки, но
не принято в
наше время в
научных
исследованиях.
[3]
Читатель
может найти в
русском
переводе (Ригведа.
Мандалы I-IV. М., 1989)
слова гимна 49
мандалы I о
том, что заря
Ушас
загорается "со
всех концов
неба", а в
гимне 113 - "она
идет вслед за
толпой
минувший (зорь)",
она "самая
первая из
многих... из
этих прежних
сестер в
течение
многих дней
она идет
ближайшая
вслед за
прежней". Это
явное
свидетельство
длительного
разгорания
зари.
[4]
Далее в
тексте Тилак
называет эти
гипотезы "теорией
зари" и "теорией
грозы".