Общинная жизньСлавянская академия боевых искусств и тайноведения РанадорОсновы ВерыСлавянские Веды, статьи о БогахБоянов гимн и его потомкиСказы, былички, предания...История Славян и АриевРазличные материалыСсылки, гостевая, E-mail...Книжки, которые следует прочесть.

Ход обряда на Масленицу

Описание обряда Владивостокской Славянской Родноверческой общины "Щит Симаргла"

          Кресение:
     Ежели есть на то нужда, то поперед обряда проводят очищение места.

          Зачин:
     Жрец али верховода, ликом на Север обратясь, произносят таковы слова:

Во славу Богов Великих наша
и Святомудрых Предков наша!
Дозволь Отче Дый обряд провесть -
Славу рече да требу дати во Время сие!
     При речении словес сиих сотворяя Знамение Славы (рука десная возлагается на сердце, а затем ко небесам возносится).
     Общинники же позади жреца стоя, словеса сии повторяют. Сотворяется же сие за пределом круга капищного.
          Утверждение Искона:
     Жрец и потворник входят во круг капищный. Жрец идет ко требнику огненному, с коим рядом топор обрядный возложен. Беря топор во длань десную и к небесам его воздымая, таковы слова изрекает:
Се, взор свой ко Сварге обратя,
зрю яко иде до нас Велики Святы!
     Сие сказав, идет жрец ко каменьям узловым, что на круге капищном лежат, от западного начиная. Потворник же во время сие Огонь во Дунии (требнике) возжигает. Подойдя ко камню западному речет жрец:
И се, первый бысть - Хорс,
Велику Ночь на Землю призывающи!
     И егда имя Божеское произрече, обухом топора по камени узловому вдаряет. Дале же посолонь идя, у второго камени речет:
И се, вторый бысть - Коляда,
Во серед Зимы лютой надежду дающи!
     У третьего камени рече:
Се, третий еси - Ярило,
Зиму прочь гонющи, Ярой Силой Землю питающи!
     У четвертого камени рече:
Четвертый же буди - Даждьбо,
Мудрость со зрелостью Миру несущий!
     Затем топор передается потворнику. И на капь входят все общинники, вокруг Дунии становясь.
          Устой Всемирья:
     Жрец, стоя во круге, возлагает руки на сердце, а затем возносит их ко Небесам, подобно ветвям древа. И говорит таковы слова:
Се, стоя пред Священным Огнем,
Со чистой Совестью ко Богам обратясь,
Устой Всемирья утверждаю,
Яко Предками завещано!
     Общинники смыкают длани так, что десная длань одного ложится поверх ошей - другого, и так их ко Небу воздымают. Рекутся слова Устоя Всемирья:
Тако ведаем со Времен Древних:
От чего зачался наш Белой Свет,
От чего у нас Солнце Красное,
От чего у нас млад-светел Месяц,
От чего у нас звезды частые,
От чего у нас ночи темные,
От чего у нас утрення заря,
Утрення заря, заря вечерняя?
От чего у нас темны леса?
От чего у нас ветры буйные,
От чего у нас громы пошли?
От чего у нас дробен дождик,
От чего у нас ум-разум,
От чего наши помыслы,
От чего у нас мир-народ,
От чего у нас кости крепкие,
От чего телеса наши,
От чего кровь-руда наша,
От чего у нас в земле волхвы пошли,
От чего зачались князья-боляры,
От чего огнищане-орочи.
***
Белой Свет зачался от Рода Вседержителя,
Солнце Красное - от лица Его,
Светел Месяц - из груди Его,
Звезды частые - от бровей Его,
Ночи Темные - да от дум Его,
Заря утрення и вечерняя - от очей Его,
А темны леса - да от влас Его.
Ветры буйные - от Стрибога Батюшки,
Стрибог же рожден дыханьем Родовым.
А громы у нас пошли от глагол Перуновых,
Зачался ж Перун из уст Рода Вседержителя.
Дробен дождик - от слез Даждьбоговых,
Солнца Даждьбога, Царя Небесного.
Наш ум-разум Всебогом дан,
Наши помыслы от облац небесныих,
У нас мир-народ да от Ория,
Кости крепкие Сварогом кованы,
Телеса наши от Сырой Земли-Матушки,
Кровь-руда наша от Морю Белаго.
От того у нас в земле волхвы пошли:
Да от буйной главы Святогоровой;
От того зачались князья-боляры:
Да от крепких рук Святогоровых;
От того - огнищане-орочи:
От бедра от Святогорова!
     Затем потворник вносит во круг каравай требный.
          Треба Богам.
     Каравай удерживается над Огнем ошими дланями общинников, десные же полагаются на него сверху. Затем десные длани возносятся к Небесам и рекутся таковы слова:
Гой! Вы, Бози Родныя,
Напитайте требу сию
Силою Вашей Великой!
     На последних словах длани вновь возлагаются на каравай. А с первыми словами нового Славления вновь возносятся к Небесам:
Славен буди Ярило Бозе,
Освяти ты Землю нашу,
Напитай ея Силой Ярой!
Ты даруеша вечну младость,
Буйну Силу - Жизни всякой на Земли!
Тако бысть, тако еси, тако буди!

Славна буди Жива-Матушка,
Озари светом своим
Жизни новой рождение
Во Время сие!
Тако бысть, тако еси, тако буди!

Славим тя, Весна Красна,
Девица млада за то, что Землю пробудила,
От Зимы лютой избавила!
Се, Правь!
     Затем общинники разламывают каравай. И каждый возносит свою часть во десной длани к Небесам, во сердце своем Славу Богам и Предкам рекуще али испрашивая желаемое. Опосля сия часть каравая делится на двое и та, что в ошей длани съедается, а, что во десной - возлагается на Огонь требный.
     Опосля сего потворник подносит жрецу братину с напитком (мед, пиво али квас). Жрец обеими дланями возносит ея к Небу и глаголет:
Гой! Вы Бози Родныя,
Напитайте мед (квас/пиво) сей
Силою Вашей Великой!
     Затем глоток отливает в Огонь, а глоток испивает сам, говоря:
Родныя Боги, с вами разделяю
Страву сию!
     Или иное, по желанию. Далее чаша идет по кругу посолонь, и все общинники так же глоток дают Огню, а глоток испивают сами. И рекут сии слова или иные по желанию.
     Опосля сего все по знаку жреца выходят из капищного круга.

          Сожжение Зимы:
     В стороне от капи заранее должно быть установлено чучело Зимы Лютой, по коей будут сотворять Кроду обрядову.

     Жрец и потворник берут факелы зажженные, опосля чего жрец, ликом на Север обратясь, речет таковы слова:
Богиня Весна на Землю Матушку пришла,
на Масленицу новую жизнь принесла,
огонь запалила и зимния снега растопила,
всю землю живой силой напоила и от сна Мораны разбудила.
Будет Мать Сыра Земля полям наша жизньродящую силу давати, будет отборное зерно в полях наша прорастати,
чтобы всем Родам наша - хороший урожай дати!
     Егда рекутся словеса сии, сотворяется Знамение Славы. Дале жрец и потворник возжигают огонь.
    
Как разгорится огонь, говорит жрец:
Содруги, сомкнем же Коло!
     Тогда общинники становятся вокруг костра и заводят хоровод посолонь. Поется "Гимн Огню". Хоровод движется в убыстряющемся темпе, покуда не разорвется. Во время сие внимательно блюсти знаки явные, кои Боги подавать будут!
     За сим обрядная часть завершена.

          Игрища и пир:
    
Опосля обряда устраиваются игры, творятся скоморошины и потехи всяческия. Тако же ратоборства и утехи воинские.
     Следует здесь и пир со стравой, что всем миром принесена.
Наверх

Design ) ArniHors Studio
Vladivostok 2001