Всеобщий контроль поучений
духов. Спиритическое учение
II.
АВТОРИТЕТНОСТЬ СПИРИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ.
Всеобщий контроль поучений Духов
Если бы
спиритическое учение было измышлением чисто человеческим, то гарантией
этого учения служили бы только знания создавшего его; но ведь никто тут,
на земле, не может серьезно претендовать на то, что он один обладает
абсолютной истиной. Если бы Духи, открывшие учение, проявились только
одному человеку, ничто не доказывало бы происхождение учения, так как
нужно было бы верить на слово утверждающему, что он получил его от
Духов. Если допустить с его стороны полную правдивость, то самое
большее, чего он мог бы достичь — это убедить окружающих; он мог бы
иметь сектантов, но никогда не соединил бы всего света.
Бог желал,
чтобы новое откровение дошло до людей путем более быстрым и верным, вот
почему Он поручил Духам распространять учение от одного полюса до
другого и проявляться повсюду, не давая никому исключительной привилегии
слышать их речь. Один человек может быть обманут и может сам обмануться;
но не может этого случиться с миллионами, видящими и слышащими одно и то
же. Подобное обстоятельство служит ручательством для каждого и для всех.
Можно заставить исчезнуть одного человека, но нельзя уничтожить массы;
можно сжечь книги, но нельзя сжечь Духов. Если бы даже сожгли все книги,
источник учения остался бы неиссякаем, потому именно, что он не на
земле, что появляется везде, всякий может черпать из него. За
недостатком людей, чтобы его распространять, всегда будут Духи, которые
проникают всюду, но которых никто не может настигнуть.
Итак, это
действительно Духи самолично пропагандируют учение при помощи
бесчисленных медиумов. Спиритизм был бы почти неизвестен, если бы
истолкователем его явился один человек: как бы превосходен он ни был, к
какому бы классу ни принадлежал, он был бы предметом предубеждения со
стороны многих лиц; всё нации его бы не признали, тогда как Духи,
сообщающиеся всюду, со всеми народами, со всеми сектами и партиями,
признаны всеми. Спиритизм не имеет национальности; он вне всевозможных
культов; он не присущ одному какому-нибудь общественному классу, потому
что всякий может получать сообщения от своих родных и друзей с того
света. Это было необходимо для того, чтобы он мог призвать всех людей к
братству. Если бы спиритизм не избрал нейтральной почвы, он бы
поддерживал распри вместо того, чтобы их умиротворять.
Эта
всеобщность поучений Духов составляет силу спиритизма; в ней же
заключается причина такого быстрого распространения его. Голосу одного
человека, даже при помощи печати, понадобились бы века, чтобы дойти до
слуха всех; но вот слышатся тысячи голосов одновременно во всех местах
земли, чтоб оглашать одни и те же принципы и передавать их самым
невежественным и самым ученым. Таким преимуществом не пользовалось еще
ни одно учение. Стало быть, если спиритизм есть истина, то он не боится
ни злой воли людей, ни нравственной революции, ни физических переворотов
Земного шара, потому что все это не может уязвить Духов.
Но это не
единственное преимущество, вытекающее из подобного исключительного
положения. Спиритизм находит в себе самую могущественную гарантию против
расколов, которые могли бы произойти вследствие честолюбия отдельных
личностей или вследствие противоречий некоторых Духов. Эти противоречия
служат, без сомнения, камнем преткновения, но в них же самих заключается
и средство против этого зла.
Известно, что
Духи далеки от обладания всей истиной и различаются между собой;
известно, что не всем им дано проникнуть в некоторые тайны; что их
знания пропорциональны их возвышенности и что у обыкновенных Духов они
не только не выше, но даже ниже, чем у некоторых людей; что между ними
так же, как и между людьми, есть самонадеянные лжеученые, считающие, что
они знают то, чего не знают, педанты, принимающие свои идеи за истину;
известно, что только Духи самые возвышенные, совершенно
дематериализованные, освободились от земных идей и предрассудков; но
известно также, что Духи-обманщики не стесняются прикрываться
заимствованными именами, чтобы заставить принять свои утопии. Из этого
следует, что все поучения, кроме исключительно нравственных, и все
откровения, получаемые любым человеком, имеют характер индивидуальный и
недостоверный, что они должны быть рассматриваемы как мнения личные того
или другого Духа, и что было бы неосторожностью легкомысленно принимать
и распространять их как абсолютные истины.
Первым
контролем, без сомнения, должен быть контроль разума, которому надо
подчинять все без исключения сообщения, получаемые от Духов; всякую
теорию, находящуюся в противоречии со здравым смыслом, строгой логикой и
позитивными данными, должно отбрасывать, каким бы уважаемым именем она
ни прикрывалась. Но этот контроль во многих случаях бывает несовершенен,
вследствие недостаточности знаний некоторых людей и тенденции многих
считать свое собственное мнение единственно истинным. Как же поступают в
подобном случае люди, не имеющие полного доверия к самим себе? Они
принимают мнение большинства, и это мнение становится их путеводителем.
Точно так же должно поступать и с поучениями Духов, которые сами дают
нам к этому средство.
Согласие в
поучениях Духов есть наилучший контроль; но нужно еще, чтобы оно
проявлялось при некоторых условиях. Наименее верное — если медиум сам
спрашивает нескольких Духов по поводу чего-нибудь сомнительного;
очевидно, что если он подчинен неотступной идее или имеет дело с
Духом-обманщиком, то этот Дух может дать ему одинаковые сообщения под
различными именами. Нет также достаточной гарантии, если сообщения
получаются через медиумов одного кружка, потому что они могут
подвергнуться такому же влиянию.
Единственная
серьезная гарантия правдивости поучений Духов заключается в
соответствии, существующем между сообщениями, сделанными при посредстве
большого числа медиумов, незнакомых друг с другом и живущих в разных
странах.
Само собой
разумеется,.что это совсем не касается сообщений, относящихся к
второстепенным вопросам, а только тех, которые связаны с самими
принципами учения. Опыт доказывает, что когда новый принцип должен
получить свое подтверждение, он преподается добровольно, в различных
местах единовременно и тождественно, если не по форме, то по существу.
Если же одному Духу вздумается формулировать эксцентричную систему,
основанную только на его идеях и вне истины, то можно быть уверенным,
что эта система останется ограниченной и падет перед единством поучений,
данных повсюду в других местах, как тому бывали уже примеры, именно это
единство заставило пасть все частные системы, народившиеся с появлением
спиритизма, когда каждый объяснял феномены по-своему, прежде чем стали
известны законы, управляющие отношениями мира видимого с невидимым.
Вот основание,
на которое мы опираемся, формулируя принцип учения. Мы его предлагаем
как истинный не потому, что он соответствует нашим идеям; мы себя вовсе
не ставим под верховную защиту истины и никому не говорим: "Верьте
этому, потому что мы вам это говорим". Наше мнение в наших глазах есть
мнение личное, могущее быть верным или ложным, так как мы не более
безгрешны, чем кто-либо другой. Считаем мы этот принцип верным не потому
также, что он нам преподан, а вследствие того, что он получил
подтверждение согласования.
Мы получаем
сообщения почти от тысячи серьезных спиритических кружков, рассеянных в
различных частях мира, и в состоянии проследить принципы, на которых
основано это согласование. Именно это наблюдение руководило нами до сего
дня и будет руководить при работе на новых нивах, которые спиритизм
призван исследовать. Таким образом, внимательно изучая сообщения,
полученные как во Франции, так и за границей, мы признаем, судя по
совершенно специальному свойству этих откровений, что спиритизм имеет
тенденцию вступить на новый путь и что пришло время сделать шаг вперед.
Эти откровения, иногда выражавшиеся намеками, проходили незамеченными
многими, получавшими их; другие же думали, что они одни их получили.
Взятые в отдельности, они не имели бы для нас значения; тождественность
же их придает им важность; затем, когда пришло время предать их
гласности, каждый вспомнил, что получал поучения в том же роде. Мы
наблюдаем и изучаем это общее движение при посредстве наших духовных
руководителей, помогающих нам судить о том, что предпринять своевременно
и от чего надо воздержаться.
Этот всеобщий
контроль служит гарантией для будущего единства спиритизма и уничтожит
все противоречивые теории. В нем именно будут искать критерий истины.
Успех учения,
сформулированный в "Книге Духов" и "Книге Медиумов", обязан тому
обстоятельству, что всякий везде мог получать непосредственно от Духов
подтверждение этого учения. Книги эти были лишены поддержки прессы, но
все же быстро распространились, т. к. за них были Духи, доброе намерение
которых восторжествовало над злой волей людей. Е
|