Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Ледбитер БУДУЩЕЕ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
|
Ч. Ледбитер
БУДУЩЕЕ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВАОт меня ожидают, что я выступлю перед вами на тему будущего Теософического Общества, которая уже некоторое время интересует его членов. Довольно трудно говорить об этом, будучи в конце списка выступающих, так как предыдущие ораторы сказали уже достаточно такого, что достойно рассмотрения. И всё же я попытаюсь сделать одно или два предложения; посмотрим, получится ли это у меня. Первый вопрос, конечно, такой: говорим мы об отдалённом будущем или о ближайшем? Если говорить об отдалённом будущем, то у меня нет никаких сомнений на этот счёт. Теософическое Общество непременно продолжит свою работу, оно несомненно значительно вырастет не только в численности, но надеюсь, и в своей полезности и влиянии. Такое предсказание я могу сделать без малейших колебаний. Но когда мы говорим о будущем ближайшем, то мне представляется, что оно в очень большой мере зависит от нас — членов Общества. Мы можем объединиться во имя его целей и проводить их в жизнь, или, если мы окажемся недостаточно мудры, мы потратим огромное количество времени в спорах о методах и интерпретациях. Конечно, методы меняются; они и должны меняться со временем. План работы, который был лучшим полвека назад, не может быть лучшим планом сейчас, и я полагаю, что наша дискуссия больше о том, как лучше выполнить работу, чем о том, какая работа должна быть сделана. Мы все знаем цели нашего Общества, и думаю, мы все согласны в том, что цели эти хорошие. Никто из нас, скорей всего, не станет спорить с тем, что стараться всеми способами способствовать братству человечества — хорошая вещь, и что образование ядра этого братства есть шаг к значительному усилению влияния братства. Но что лучше всего для этого предпринять — это, конечно, вопрос, по которому вполне закономерно может быть множество мнений, и против существования разных мнений на этот счёт не может быть ни малейшего возражения. Я считаю, что это как раз то, что делает Общество живым и, как мы можем надеяться, предотвращает кристаллизацию, против которой так предупреждал нас наш уважаемый президент. Конечно, мы не должны кристаллизоваться, а всегда должны стараться идти в ногу со временем. Но я не думаю, что значительно изменились или должны измениться те основы, которые мы несём людям. Очевидно, мы должны повсюду распространять эту идею Братства, но в то же время надо помнить, что мы не создаём Братство — оно уже существует. Мы же хотим, чтобы люди осознали его, а в том, что они не осознают его вполне, вы можете убедиться, оглянувшись вокруг и посмотрев, что происходит в мире. Войны и военные слухи, забастовки и все виды непонимания и борьбы между трудом и капиталом, между партиями, — все эти вещи происходят, потому что братство ещё не осознано. Мы должны пытаться помочь людям осознать его, и это, как мы знаем, есть главная цель нашего Общества. Я бы рассматривал вторую и третью цели как дополнительные к ней. Вторая цель, сравнительное изучение религий, прекрасная вещь, потому что религиозные различия и конфликты относятся к самым опасным и плодовитым причинам борьбы и разделения. Сравнительное изучение религий было предложено, чтобы привести людей к осознанию того, что в серьёзных, фундаментальных аспектах все религии соглашаются. У каждой есть своё представление, наиболее подходящее для некоторых людей, но не для других; но в основах, касающихся того, какое поведение правильное, что составляет благородного и истинного человека, все они сходится, а это, пожалуй, единственная вещь в религии, которая действительно имеет значение. Так что если вы поможете людям осознать, что все их религии в основах своих сводятся к тому же самому, это будет очень большим шагом к братству. А третья цель Теософического Общества, исследовать необъяснённые законы природы и скрытые способности человека, как я думаю, тоже была провозглашена, чтобы дать основу, причём разумную основу, для наших мыслей, действий, всей жизни в целом. Ведь оккультизм — это просто исследование внутренней стороны природы и человека, и изучение это необходимо для того, чтобы видеть жизнь целиком, а не только её часть. Если вы исходите лишь из того, что видно на физическом плане, то такой взгляд будет весьма поверхностным. Во всём есть внутренняя сторона, связанная с высшими планами, и почти всегда она оказывается намного более важной, чем сторона внешняя. Так что если мы хотим составить какую-либо разумную теорию жизни, мы должны изучать внутреннюю сторону вещей. Думаю, как раз по этой причине была провозглашена эта третья цель. Так что в действительности все эти вещи должны помогать великой идее Братства. Именно потому, что мы, — по крайней мере те из нас, кто настроен серьёзно — хотим понять целое, а не только часть, нам и была открыта эта система, которую мы называем теософией. Надеюсь, что я не пораню чувства одного моего друга, если отважусь высказать мысль, что то сильное различие, или даже противопоставление, которое он проводит между откровением и осознанием, возможно, несколько иллюзорно. Мне представляется, что это как бы две стадии одного и того же, потому что всякий факт, когда заявляется впервые, оказывается буквально откровением. На самом деле так оно и должно быть. Когда профессор Эйнштейн выдвинул совершенно новую теорию, вы могли принять её или нет, но если вы её принимаете, то на время она становится для вас откровением. Но затем, чтобы она могла принести вам какую-то пользу, вы должны рассмотреть её сами и постараться понять. Я не хочу сказать, что все последователи Эйнштейна глубоко понимают его теории. У меня с этим тоже определённые трудности. Но всякая новая теория, когда она впервые провозглашена, должна быть откровением. Е. П. Блаватская, которая открыла для нас теософию в ранние дни Теософического Общества, всегда говорила нам: "Вот факты, но не верьте в них просто потому, что так говорю я. Вы должны взять их, провернуть их в уме, посмотреть, представляются ли они вам разумными, являются ли они лучшим способом объяснить жизнь, и решают ли они какие-нибудь из ваших проблем. Если вы примете их, то вы должны сделать это не в силу моего авторитета, а потому что, исследовав их, вы решили, что они являются лучшей гипотезой из пока что представленных на ваше рассмотрение." Блаватская постоянно настаивала на этом, а Учителя, от которых она, в свою очередь, получила эти факты, тоже настаивали на этом всегда: "Истина будет для вас бесполезна, пока вы не обдумаете и не продумаете её, не провернёте её в уме и не убедитесь, что она — действительно лучшее объяснение". Мы, как и она, никогда не впадали в иллюзию, что мы знаем всю истину. Определённо нет. На нынешней стадии развития мы не можем знать всю правду почти что ни о чём. Мы очень гордимся нашим интеллектом, будучи в этой арийской коренной расе, особое назначение которой как раз в том, чтобы развивать его. Конечно, её достижения удивительны. Открытия учёных нашей эпохи чудесны, и намного превосходят всё подобное, когда-либо достигавшееся раньше. Большинство из того, что ими открыто, было известно и древним, но очень немногим из них, и пожалуй, не было классифицировано так, как мы упорядочиваем наши знания. Так что это нечто такое, чем можно гордиться, но именно поскольку это последнее достижение, и поскольку наша задача как раз это развивать, мы похожи тут на ребёнка с новой игрушкой, или на человека, сделавшего новое открытие. Мы думаем, что знаем всё, тогда как есть более высокие уровни, до которых простой рассудок даже не достигает. Нужно следовать своему рассудку, как должен человек следовать своей совести, даже когда это, как говорится, "совесть дурака". Но это всё, что у него есть, и он вынужден на неё опираться. Вы не можете сказать, что знаете что-либо, лежащее за пределами ума, и всё же иногда возникает внутренняя убеждённость, что вы это знаете. В наши дни, когда книг по теософии так много, что ими можно заполнить половину библиотеки, я полагаю, вы не можете представить, как эта система мысли пришла к нам в те ранние дни, когда у нас было всего две или три книги по ней. Вам не вернуться в то состояние ума человека разумных религиозных наклонностей середины XIX века, когда я родился. Ортодоксальная система христианства, которую нам представляли, была просто немыслима. Она не решала многие из наших проблем, но провозглашала вопиющую несправедливость как божественный порядок. Мы были подобны людям, живущим в мрачной пещере, наполненной хаосом необъяснимых суеверий. Так что откровение теософии пришло к нам подобно яркому свету, вспыхнувшему во тьме, который позволил нам выбраться из этой пещеры под солнце разумной теории. По крайней мере она объясняла многое и обещала нам, что когда мы разовьёмся и узнаем больше, все эти затруднения постепенно рассеются в свете разума, здравого смысла и более совершенных способностей. Вы можете представить, каким это было облегчением для мыслящего человека. Раньше нам приходилось откладывать всевозможные жизненно важные проблемы в сторону, потому что мы просто не могли подойти к ним с тем религиозным учением, которое заставило множество величайших умов и проницательных мыслителей прийти к атеизму, или по крайней мере, стать агностиками. Когда я впервые удостоился слышать выступление нашего нынешнего президента, Анни Безант, в Зале Науки в Лондоне, она читала там лекцию, и вовсе не по теософии — фактически, Теософическое Общество было основано лишь за несколько лет до того. Не то, чтобы она высказывалась против христианства, но она выступала против ортодоксального представления религии, бытовавшего в то время. Сам я тогда был священником англиканской церкви, и должен признать, что она задала нам хорошую трёпку. Хуже всего было то, что сказанное ею, несомненно, было правдой. Думаю, что в некоторых моментах она хватила несколько через край, но она вполне закономерно довела эти вещи до их логического завершения. Это было первым, что подвигнуло меня к попыткам выяснить факты, потому что из сказанного ею я увидел, что факты — это единственное, что действительно что-то значит. Надеюсь, у вас не будет такого опыта, как у меня, потому что все попытки, которые вы предпримете, чтобы подтвердить заявления ортодоксальной религии, окончатся неудачей. Я не верю, что в отсутствие настоящих свидетельств вы сможете доказать, что Христос действительно жил в Палестине. Похоже, для всего, что действительно случалось, маловато доказательств. В те ранние дни для нас не было вопроса об откровении, потому что Блаватская всегда говорила: "Не принимайте это, потому что я это говорю, а обдумайте это сами". В мудрости этого совета мы смогли убедиться чуть позже, поскольку я знал некоторых достойных леди, быстро принявших теософию, потому что так говорила Блаватская. Затем последовал отчёт Общества Психических Исследований, о котором вы, несомненно слышали, потому что теперь это уже древняя история, и в котором заявлялось, что Блаватская шарлатанка и верить ей нельзя.* И все люди, принявшие теософию просто потому, что так сказала Блаватская, сделали вывод — и это был первый раз, когда они воспользовались рассудком, — что раз на неё нельзя полагаться в других вещах, то и учение её недостоверно. _________ Конечно, это нелогично или непоследовательно, но они упустили всё. Мне многое известно об этом докладе, так как я был в Адьяре, когда туда приехал автор доклада Ходжсон, и у меня есть своё мнение о его ненаучных методах. Так или иначе, те, кто приняли теософию просто со слов Блаватской, были полностью выбиты из колеи этим отчётом и бросили всё дело. Но мы его не оставили. Почему? Только потому, что мы слушали то, что она говорила, обдумывали это и приходили к заключению: "Я не могу сказать, так это или нет, но это должно быть так, поскольку отвечает на наши вопросы и является единственной разумной гипотезой, объясняющей жизнь, которую мы видим." Это хорошая основа для продолжения, поскольку с самого начала, когда я услышал всё это, я как-то внутренне знал, что всё это правда. Я могу сказать, что моя душа бросилась, чтобы принять это "с распростёртыми объятиями". Но я не мог бы вам никак доказать, что это было так. Тогда я не знал, почему так было. Теперь я знаю. Это было не просто основанное на разуме принятие, это была абсолютная субъективная уверенность. Вы можете сказать, что всё это могло быть иллюзией. Конечно могло, и всё же, когда у человека есть подобное интуитивное убеждение, бесполезно рассуждать об этом. Как-то он знает, чувствует. И мы приняли это. Я не могу тут рассказать, чем это для нас было. Но было бы не совсем честно говорить, что я принял теософию на основании лишь холодного разума, — потому что у меня была внутренняя уверенность. Но когда я попытался последовать примеру Блаватской, неся весть теософии, я всегда говорил: "Не верьте ничему только потому, что это говорю вам я, ведь я склонен делать ошибки, как и всякое человеческое существо." Я могу рассказать вам только то, что я видел, то, что было открыто мне. Для меня оно совершенно реально, и я потратил достаточно труда, чтобы убедиться, что это не просто иллюзия. Конечно, я знаю, что иногда на сцену выходят люди, которые вообще сомневаются, является ли что-нибудь реальным. Я могу находиться под полной иллюзией, думая, что стою и выступаю перед вами, а вы — под коллективной галлюцинацией, воображая, что сидите тут и слушаете меня. Но если это реально, тогда те другие вещи тоже реальны, и у них есть философия, которая даже больше, чем реальность, и она приходит от более высокого осознания. Это всего лишь моё собственное свидетельство, и я не хотел бы, чтобы кто-то основывал свои убеждения на нём. Он может принять его, если захочет, как свидетельство, но не как доказательство, и он должен помнить, что соответствующего образа мысли нужно держаться всё время. Наша великая предводительница, Анни Безант, принесла своё свидетельство того, что она видела, но я уверен, что она согласится со мной, что она тоже не хотела бы, чтобы кто-то верил ей просто на основании этого. Возьмите гипотезу, снова и снова исследуйте её со всех сторон, и если, и если она представится вам наиболее разумной, примите её. Нет такой причины, почему бы вы не должны были так поступить, ведь в отношении науки все мы поступаем так каждый день. Очень немногие из нас делали те эксперименты, на которых основываются научные теории. Конечно, могут сказать, что мы могли бы повторить их, если бы знали, как. Но конечно, здесь большой элемент допущения, и люди науки не всегда согласны между собой. В большинстве случаев нам приходится принимать свидетельство специалистов. Я часто думаю об астрономии, поскольку это предмет, который мне пришлось изучать самому. Там мы всегда готовы пересмотреть принятые взгляды, если перед нами предстаёт новый факт. Мы смотрим в свои телескопы, видим, что с какой-то далёкой звездой, от которой нас отделяют почти бесчисленные миллионы миль, происходит что-то примечательное. Прежде всего мы все знаем, что видимое нами сейчас вовсе не происходит, а случилось много лет назад, в некоторых случаях тысячи лет, и мы видим это просто потому, что свет покинул эту звезду тогда, и все эти годы ему понадобились, чтобы достичь нас. Мы не можем сказать, что вызвало видимый взрыв, если нам случится наблюдать этот конкретный феномен. Мы составляем свою теорию, мы пытаемся объяснить, что видим, но часто новые открытия заставляют нас изменять её. Возьмём что-нибудь совсем близкое, например, нашу Луну. При её исследовании можно наблюдать разные явления; и лишь довольно поздно я заметил, что причины, создающие условия, наблюдаемые нами сейчас, значительно отличаются от предполагавшихся ранее. В науке всегда приходится составлять гипотезы относительно тех вещей, которых мы не можем достичь, и лучшая гипотеза удерживает свои позиции, пока не находится что-то ещё лучшее, или пока не обнаружатся факты, несовместимые с ней. Тогда гипотеза должна быть изменена или расширена. Если своё признание духовных откровений вы будете делать на подобной же научной основе, то я не думаю, что вас будет легко потрясти или расстроить. Вам могут быть представлены новые факты, вы сможете увидеть старые факты в новом свете, но это не изменит их. Помните, что факты истинны, пока это факты, а вот выводы из них всегда могут быть пересмотрены. Факты могут быть несовершенно увидены, но сами они неизменны; мы можем узнать о них больше, научиться видеть их яснее, и я думаю, что в теософическом учении мы всегда должны быть к этому готовы. Времена меняются, и метод представления нашей доктрины, как я уже говорил, может меняться вместе с ними, но общие контуры теософии просто таковы. Но хотя они таковы, и хотя некоторые из нас могут сказать, что знают, что это так, не нужно воображать, что мы знаем всю теософию. Может ли кто-нибудь сказать, придём ли мы когда-нибудь к полному знанию? Но так или иначе, мы стараемся жить согласно тому, что знаем, и несомненно, это разумная основа. Так что если говорить о будущем Теософического Общества, то я скажу, что его ближайшее будущее — полностью в наших руках. Если мы будем свободомыслящими, и будем готовы встретить новые грани и новые представления истины, тогда мы сможем продолжить своё дело и сохранить целостность нашего довольно разнородного объединения. Но помните, что аспект, в котором вы рассматриваете истину, не имеет значения, если вы осознаёте великие главные факты. Мы не можем позволить себе из-за разницы во мнениях скатиться к враждебности к другим нашим братьям, которые ищут ту же цель. Их путь может быть иным. Хорошо, есть много путей. Мне хорошо известно, что Кришнамурти учит, что самое высшее — без пути, и что нет какого-то особого пути — каждый человек должен найти свой. Это верно, но не следует забывать, что мы ещё вовсе не на тех высотах, где мы были бы в состоянии создать для себя совершенно новый план. Кроме того, я думаю, было бы немудро игнорировать определённые, удостоверенные факты. Несколько лет назад я читал о мальчике-пастухе, который, удалившись со своими овцами, постепенно самостоятельно разработал правила геометрии и смог вновь открыть многие теоремы Эвклида с доказательствами к ним. Я думаю, что напряжённое мышление с подходящим мозгом (а я думаю, что в прошлой жизни он был вовсе не пастухом) может принести вам то, что когда-то уже было достигнуто. Но принцип нашей цивилизации в том, чтобы пользоваться трудами и открытиями наших предшественников. Если бы каждому человеку приходилось начинать сначала, не зная ничего, то мне представляется, что мы потратили бы огромное количество времени. Полагаю, что если эту теорию довести до предела, то вы никогда не должны были бы чему-либо учить ребёнка, чтобы не "обусловить его ум предрассудками". Конечно же, это и нелогично, и неразумно. Ребёнок приходит в мир с новым мозгом и новыми проводниками сознания, и я не вижу причин, почему бы вы не должны были знакомить его с окружающими его условиями, в то же время позволяя ему открывать новое самостоятельно. И именно это мы делаем в нашем Обществе, разве не так? Мы предлагаем людям открывшуюся нам систему, которая представляется нам лучшей; и я думаю, что ничего лучшего мы сделать не сможем. Но если вы пытаетесь навязывать кому-то свои идеи, вы нарушаете один из фундаментальных законов жизни, и это приведёт к преследованиям и всем тем ужасам, которые делала христианская церковь в средние века, впрочем не вполне освободившись от этого духа преследования и сейчас. Так что мне представляется, что будущее Теософического Общества в значительной мере будет зависеть, с одной стороны, от нашей гибкости, а с другой — от следования нашим общим принципам. Мы можем сделать из него то, что хотим. Я не думаю, что оно когда-нибудь может быть разрушено. Нашу Учителя однажды сказали, что если всего лишь три человека останутся верны этому внутреннему учению, "мы будем с ними, чтобы помогать им и поддерживать их". До такого никогда не дойдёт, но если бы это случилось, лично я могу сказать, что собираюсь быть одним из этих трёх, если буду жить на этом плане. Но такого не будет. Разве не получается так, что многие из вас усвоили теософическое учение, или думают, что усвоили, и чувствуют, что снова повторяется одно и то же? Лектор начинает говорить о реинкарнации и карме, и вы говорите: "мы о карме уже всё знаем". Но чтобы узнать о карме всё, требуется многое. Наш президент написала не менее трёх книг о карме. Что я хочу сказать — не отчаивайтесь относительно будущего. Новые и великие аспекты истины, новые пути её достижения возникают перед вами очень поэтично, очень прекрасно и очень настоятельно. Пробуйте их, и следуйте им изо всех сил, если это тот путь, который зовёт вас. У меня очень сильное ощущение, что каждый должен думать самостоятельно, и при этом следовать тому, что представляется ему лучшим. Я не стану настаивать на том, что есть только один Путь, ведь в конце концов мы видим вокруг себя множество людей, старающихся стать более чем просто хорошими, и делающих прогресс, продвигаясь по разным направлениям. Я сам видел, и уверен, что вы тоже, людей ведущих самую превосходную жизнь во всех отношениях — добрых, милосердных, благородных, великолепных джентльменов, и я видел их среди католиков, баптистов, конгрегационалистов, буддистов, индусов, парсов и представителей всевозможных прочих религий. "Благость" имеет малое отношение к форме вашей веры, она в значительной мере связана с тем, насколько полно вы проводите её на практике. Так что я вряд ли подпишусь под утверждением, что есть только один путь, но я с полной уверенностью могу сказать, что все пути сходятся в том, что вы должны стараться понять истину сами, а не принимать её слепо. Я думаю, что в этом мы все можем согласиться. И как я сказал, с самого начала этому нас учила Блаватская, и этому же учили наши Учителя. Хотя есть разные писания, которые вы можете использовать в этой дискуссии в пользу каждой из сторон, есть одно более древнее, которое, похоже, хорошо охватывает эту идею, ибо согласно ему сам Господь сказал: "По какому бы пути человек ни приблизился ко мне, на этом пути я его встречу, потому что со всех сторон все пути мои". Если мы признаём это, тогда будучи полностью верны своим собственным убеждениям, мы сможем быть бесконечно милосердны к убеждениям других. И это, я думаю, самое важное во всех этих многочисленных дискуссиях о существовании или несуществовании мистического пути, оккультного пути и так далее. Следуйте любому, который подходит вам, который радует вас, но не осуждайте и не презирайте брата, который следует другим. Признайте, что у них тоже должно быть место под солнцем. Признайте, что они тоже могут быть правы. Вполне возможно, что люди будут придерживаться противоположных мнений, и тем не менее об обоих можно будет сказать много хорошего. Когда мы узнаем всю истину, мы увидим, что все эти разные пути в конце концов сходятся. Потому я бы сказал: "Всякий поступай по удостоверению своего ума", а лучший способ удостовериться — взяться за дело. Вы не можете поступить неправильно, если трудитесь на благо человечества. Конечно, тут может возникнуть вопрос: что есть благо для человечества? Тем не менее, есть много направлений деятельности, относительно которых никто не может сомневаться. Но не прекращайте активной работы из-за того, что вы разделитесь во мнениях по вопросу, какой путь ближе к истине. Продолжайте делать любую хорошую работу, которую вы делали. Ведь вы должны не просто спасать свою собственную душу. Вы должны протянуть руку помощи брату, который стоит одной ступенькой ниже вас; и не стоит упускать возможность любой полезной деятельности только из-за того, что вы не вполне уверены в каком-то аспекте истины, который вы сейчас рассматриваете. То, что я процитировал, "Всякий поступай по удостоверению своего ума", сказал святой Павел. Но в то же время помните и другое высказывание: "Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно". И никогда не забывайте, что все наши представления об истине, какими бы они ни были, пока что несовершенны. Совершенная истина может быть только на высших планах. Пусть братская любовь ведёт вас. Вы можете насколько вам угодно разделяться во мнениях, но вы не должны допускать, чтобы это привело к какой-то неприязни к другим или самомнению по поводу своей проницательности, позволившей вам различить правильный путь. Это может быть верный путь для вас, и всё же неверный для меня. Есть много путей. Так что давайте давайте будем вместе в братстве и продолжим свою работу, какой бы она ни была. Потом у нас будет много времени подискутировать о том, что именно значит то и что значит это, но что касается работы — это сейчас, и она должна быть сделана. Давайте распространять наши знания, насколько они простираются, всеми средствами, которые в наших силах. И я думаю, во-первых, что если мы займёмся этим, то будем столь заняты, что все эти прочие вещи может быть и перестанут нас беспокоить, а во-вторых, так мы будем помогать эволюции, которая, как сказал Кришнамурти в своей книге "У ног Учителя", и есть божественный план для человека. Не позволяйте себе беспокоиться о разнице во мнениях. Зачем волноваться? Держитесь своего мнения, будьте уравновешены и сохраняйте совершенное спокойствие. Давайте будем теософами, и тогда мы скорее увидим истину и в то же время избавим себя от множества беспокойств. Потому я говорю — давайте будем братьями и давайте работать вместе. Братство человечества — великая и чудесная реальность. Если мы хотим быть ядром высшей стороны этого братства, тогда братство нашего Общества должно значить для нас очень много. Я надеюсь и верю, что это так. Я в нём уже сорок семь лет, и в любом случае буду оставаться в нём до конца этого воплощения, и надеюсь, что и в следующем воплощении буду знать достаточно, чтобы присоединиться к нему вновь.
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |