ПРОБЛЕМА СМЕРТИ
Выдержки из произведений Алисы А. Бэйли и Тибетскго
Учителя Джуал Кхула
I. СПАСЕНИЕ ОТ СМЕРТИ
(«Трактат о Белой Магии», сс.492-508)
Мы подошли ко второй половине исследования заключительных слов Правила
ХI. Мы разобрали спасение от опасностей, сопутствующих созданию
мыслеформ человеческим существом, которое научилось или учится творить
на ментальном плане. Многое можно было бы сказать о неспособности
большинства учащихся к ясному мышлению. Последнее включает умение не
отождествляться, хотя бы временно, с любыми реакциями и действиями
эмоциональной природы. Пока астральное тело в состоянии беспрестанного
движения и его настроения и чувства, желания и эмоции достаточно весомы,
чтобы притягивать внимание, положительные, чистые мыслительные процессы
невозможны. Пока не наступит время широкого признания значения
концентрации и медитации и пока природа ума с его модификациями не будет
повсеместно осмыслена, любое дальнейшее учение об этом предмете окажется
тщетным.
В данных Инструкциях я пытаюсь наметить первые шаги в эзотерической
психологии и обсуждаю главным образом природу и способ тренировки
астрального тела. Позднее в этом столетии психология ума, его природа и
модификации могут быть обсуждены более подробно. Но пока для этого не
время.
Теперь наша тема — это спасение от телесной природы благодаря
процессу смерти.
Два момента надлежит усвоить при изучении средств этого спасения:
Во-первых, под телесной природой я имею в виду интегрированную личность
или человеческую оснащенность физическим телом, жизненным или эфирным
проводником, материей (или способом бытия) желаний и умственным
веществом. Они образуют оболочки или внешние формы воплощенной души.
Аспект сознания фокусируется временами в первых, временами во второй или
отождествляется с формой или же с душой. Средний человек работает с
легкостью и самосознанием в физическом и астральном телах. Познающий
высокоразвитый человек добавляет к этим двум сознательный контроль со
стороны своего ментального аппарата, хотя лишь в некоторых его аспектах,
таких как наличие памяти или способность к анализу. В некоторых случаях
ему также удается объединить эти три в сознательно функционирующую
личность. Стремящийся начинает коечто понимать в жизненном принципе,
одушевляющем личность, тогда как ученик использует все три, поскольку он
скоординировал или выровнял душу, ум и мозг и, следовательно, начинает
работать со своим субъективным аппаратом или аспектами энергии.
Во-вторых, это спасение достигается благодаря верному пониманию того
таинственного переживания, которое мы называем смертью. Это и
есть наша тема, и она настолько обширна, что я могу лишь обозначить
некоторые направления для размышления стремящегося и изложить некоторые
предпосылки, которые он сможет позднее осуществить. Кроме того, мы
ограничимся, в основном, смертью физического тела.
Прежде всего, определим тот таинственный процесс, которому подвержены
все формы и который зачастую представляет собой всего лишь устрашающий
конец — устрашающий, потому что непонятный. Ум человека настолько мало
развит, что страх неведомого, ужас перед незнакомым и привязанность к
форме привели к тому, что одно из самых благодатных событий в жизненном
цикле воплощенного Сына Божьего рассматривается как нечто, чего следует
избегать и откладывать как можно дольше.
Смерть, если бы мы только могли это осознать, есть одна из наших самых
частых видов деятельности. Мы умирали много раз и будем умирать снова и
снова. Смерть это, в сущности, вопрос сознания. Мы сознаем себя сейчас
на физическом плане, а мигом позже удаляемся на другой план и там
активно сознательны. Просто пока наше сознание отождествлено с аспектом
формы, смерть показывает нам свой древний ужасающий облик. А как только
мы осознаем себя душой и обнаруживаем, что способны по желанию
фокусировать свое сознание или чувство осведомленности в любой форме, на
любом плане, в любом направлении в пределах формы Бога, мы более не
знаем смерти.
Смерть для среднего человека — это катастрофический конец, заключающий в
себе прекращение всех человеческих отношений, завершение всякой
физической деятельности, отторжение всех знаков любви и привязанности и
уход (невольный и вызывающий протест) в неведомое и ужасающее. Она
похожа на уход из освещенной и теплой, приятной и знакомой комнаты, где
собрались наши любимые, когда уходишь в холодную темную ночь, один,
объятый ужасом, в надежде на лучшее и не уверенный ни в чем.
Однако люди склонны не замечать, что еженощно в часы сна мы умираем для
физического плана и живем и функционируем в другом месте. Они забывают,
что уже обладают способностью покидать физическое тело; поскольку они
пока не могут вызывать в сознании физического мозга воспоминание о таком
выходе и последующем перерыве в активной жизни, им не удается соотнести
смерть со сном. Смерть в конечном счете есть больший перерыв в жизни
физического плана; человек всего лишь «выходит» на больший срок. Но
процессы ежедневного сна и умирания идентичны, с той только разницей,
что во время сна магнетическая нить или энергетический ток, с которым
поступает жизненная сила, сохраняется в целости и являет собой путь
возвращения в тело. Во время же смерти эта жизненная нить разрывается
или отсекается. Если это произошло, сознательная сущность не может
возвратиться в плотное физическое тело и последнее, лишенное связующего
принципа, разлагается.
Следует помнить, что замысел и воля души, духовная решимость быть и
делать, использует нить души, сутратму, жизненный поток, как средство
выражения в форме. Жизненный поток дифференцируется на два потока или
две нити, когда доходит до тела и «закрепляется», если можно так
выразиться, в двух телах. Это символ дифференциации Атмы или Духа на два
свои отражения: душу и тело. Душа или аспект сознания, то, что делает
человеческое существо рациональной, мыслящей сущностью, «закрепляется»
одним аспектом нити души к своей «опоре» в мозгу — в районе шишковидной
железы. Другой аспект жизни, оживляющий каждый атом тела и составляющий
связующий или интегрирующий принцип, находит свой путь в сердце и в нем
фокусируется или «закрепляется». Из этих двух точек духовный человек
старается контролировать свой механизм. Так становится возможно
функционировать на физическом плане, и объективное существование
становится временным способом выражения. Душа, находящаяся в мозге,
делает человека познающей рациональной сущностью, самосознательной и
самоуправляющейся; человек осознает мир, в котором живет, сообразно
своей точке эволюции и развитию своего механизма. Механизм этот
тройственный по своему выражению. Прежде всего, имеются нади и семь
центров силы; затем нервная система со своими тремя отделами:
спинно-мозговым, симпатическим и периферийным; наконец, эндокринная
система, которую можно считать самым плотным аспектом или
экстернализацией первых двух.
Душа, находящаяся в сердце, есть жизненный принцип, принцип
самоопределения, центральное ядро позитивной энергии, благодаря которому
все атомы тела удерживаются на своем месте и подчинены «воле-быть» души.
Жизненный принцип использует кровообращение в качестве своего средства
выражения и своего контролирующего агента, и благодаря тесной связи
между эндокринной системой и кровообращением имеем соединение обоих
аспектов деятельности души, с тем чтобы человек стал живой сознательной
функциональной сущностью под управлением души, проявляющей замысел души
во всей своей ежедневной деятельности.
Поэтому смерть — это буквально удаление из сердца и головы обоих потоков
энергии и последующая полная потеря сознания и разложение тела. Смерть
отличается от сна тем, что удаляются ОБА потока энергии. Во время сна
исходит лишь та энергетическая нить, которая закреплена в мозгу, — и
человек становится бессознательным. Под этим мы подразумеваем, что его
сознание или чувство осведомленности фокусируется в другом месте. Его
внимание не направлено более на вещи материальные и физические, но
обращено к другому миру бытия и центрируется в другом аппарате или
механизме. После смерти обе нити удаляются или соединяются в нить жизни.
Жизненность перестает поступать с кровью, сердце прекращает
функционировать, и мозг перестает реагировать, — так устанавливается
безмолвие. Дом пустеет. Активность прекращается, за исключением той
удивительной непосредственной активности, которая является прерогативой
самой материи и выражается в процессе разложения. Поэтому в некотором
смысле этот процесс свидетельствует о единстве человека со всем
материальным; он показывает, что человек — часть самой природы, а под
природой мы имеем в виду тело той единой Жизни, Которой «мы живем и
движемся и существуем». В этих трех словах — жизнь, движение,
существование — выражена вся история. Существование — это
осведомленность, самосознание и самовыражение, и его экзотерическими
символами являются голова и мозг человека. Жизнь — это энергия,
желание в форме, приверженность идее, и ее экзотерическими символами
являются сердце и кровь. Движение означает интеграцию и отклик
осведомленной живой сущности на универсальную активность, и ее символами
являются желудок, поджелудочная железа и печень.
Интересно, хотя и несущественно для нашей темы, отметить, что в случаях
слабоумия, идиотизма и той черты преклонного возраста, которую мы
называем старческим маразмом, закрепленная в мозгу нить удаляется, в то
время как нить, сообщающая жизненный импульс или стремление, еще
остается закрепленной в сердце. Остается жизнь, но не разумная
осведомленность; есть движение, но не разумная направленность; в случае
старческого маразма, когда в жизни использовался высокоразвитый аппарат,
может оставаться видимость разумного функционирования, однако это
иллюзия, обусловленная старой привычкой и старым установленным ритмом,
но не координированным связным замыслом.
Следует также отметить, что потому смерть является движением к эго,
каким бы неосведомленным ни было человеческое существо об этом движении.
Этот процесс у большинства людей протекает автоматически, поскольку,
когда душа отвращает свое внимание, неизбежной реакцией на физическом
плане является смерть: либо в результате удаления обеих нитей: жизни и
энергии рассудка, либо — после удаления энергетической нити,
характеризующей ментальность — поток жизни остается функционировать
через сердце, а разумной осведомленности нет. Душа занята в другом
месте; она занимается на своем собственном плане собственными делами.
В случае высокоразвитых человеческих существ часто имеется чувство
предвидения периода смерти; оно объясняется эгоическим контактом и
осведомленностью о желаниях эго. Оно включает иногда знание самого дня
смерти вместе с сохранением власти над собой вплоть до окончательного
момента удаления. В случае посвященных налицо гораздо большее. Имеет
место познание и понимание законов удаления, что позволяет тому, кто
совершает этот переход, удаляться в полном бодрствующем сознании из
физического тела и функционировать на астральном плане. Это включает
сохранение непрерывности сознания, так что нет никакого разрыва между
чувством осведомленности на физическом плане и таковым в посмертии.
Человек знает себя таким, каким он был раньше, хотя и без аппарата
контакта на физическом плане. Он сознает чувства и мысли тех, кого
любит, хотя и не в состоянии воспринимать или соприкасаться с плотными
физическими проводниками. Он может общаться с ними на астральном плане
или телепатически, через ум, если между ними есть связь, однако
коммуникация на основе пяти физических чувств восприятия по
необходимости вне его власти. Надлежит помнить, что астральное и
ментальное взаимодействия могут быть теснее и чувствительнее, чем
когда-либо раньше, так как он освободился от помехи физического тела.
Два обстоятельства выступают все же против такого взаимодействия: первое
— это горе и сильное эмоциональное переживание оставшихся позади в
случае среднего человеческого существа, второе — это собственное
невежество и замешательство человека, когда он обнаруживает себя в новых
условиях, хотя в действительности это старые условия, если бы он только
мог это осознать. Как только люди потеряют страх смерти и обретут
понимание мира посмертия, не основанного на галлюцинациях и истерии или
на заключениях (подчас неразумных) среднего медиума, разглагольствующего
под контролем собственной мыслеформы (выстроенной им самим и кругом
присутствующих), мы будем свидетелями по-настоящему контролируемого
процесса смерти. Состояние тех, кто остается, будет заботливо
приводиться в порядок, так чтобы отношения не прерывались и лишняя
энергия не расходовалась.
Сейчас наметился большой разрыв между научным методом введения людей в
воплощение и тем, как мы совершенно слепо, подчас испуганно и, вне
всякого сомнения, невежественно провожаем их из воплощения. Моя задача —
открыть дверь на Западе для новейшего, более научного проведения
процесса умирания, и я хочу быть предельно ясным. То, что я имею
сказать, ни в коей мере не отменяет современную медицинскую науку с ее
паллиативами и мастерством. Все, к чему я призываю, — это здравое
отношение к смерти; все, что я пытаюсь сделать, — это уверить, что,
когда боль и слабость отойдут, умирающему, даже если он по-видимому без
сознания, надо позволить подготовиться к великому переходу. Не
забывайте, что боль забирает много сил и очень действует на нервный
аппарат. Разве невозможно помыслить о том времени, когда акт умирания
будет представляться торжественным завершением жизни? Разве невозможно
представить себе время, когда проведенные на смертном ложе часы будут
лишь славной прелюдией к сознательному уходу? Когда факт, что человек
собирается отринуть ограниченность физической оболочки, будет для него и
для всех окружающих долгожданным и радостным завершением? Разве вы не
можете визуализировать то время, когда вместо слез, страхов и отказа
признать неизбежное умирающий будет согласовывать с друзьями час отхода
и ничто, кроме счастья, не будет ему сопутствовать? Когда в умы тех,
кого оставляют, не войдет мысль печали, и смертные ложа будут считаться
более счастливыми обстоятельствами, чем рождения и браки? Я утверждаю,
что в недолгом времени это так и будет для познающих представителей
расы, а мало-помалу и для всех.
Вы утверждаете, что есть только вера в бессмертие, но никаких
достоверных доказательств? В накоплении свидетельств, во внутренней
убежденности человеческого сердца, в факте веры в вечное существование,
наличествующей в умах людей, заключается надежное указание. Но указание
уступит место уверенности и знанию до истечения следующего столетия, так
как будет иметь место событие и расе дано будет откровение, которые
превратят надежду в несомненный факт и веру — в знание. А пока пусть
культивируется новое отношение к смерти и утвердится новая наука о
смерти. Пусть смерть перестанет быть единственным, что мы не в силах
контролировать и что неизбежно нас поражает, и давайте начнем
контролировать свой уход на другую сторону и так или иначе разбираться в
технике перехода.
Прежде чем рассматривать данный предмет более подробно, мне бы хотелось
сказать несколько слов о «ткани мозга», имеющейся у большинства людей,
но несуществующей для просветленного видящего.
В человеческом теле, как известно, заключено насыщающее его жизненное
тело, которое является копией физического тела, которое больше
физического и которое мы называем эфирным телом или двойником. Это
энергетическое тело, составленное из силовых центров и нади или силовых
нитей. Последние лежат в основе или являются копией нервного аппарата:
нервов и нервных ганглий. В двух местах человеческого тела имеются
выходные отверстия для жизненной силы. Одно отверстие — в солнечном
сплетении, другое — в мозгу, в верхушке головы. Защищает их плотная
ткань эфирной материи, состоящая из переплетенных прядей жизненной
энергии.
Во время смерти под давлением жизненной энергии в ткани в конце концов
образуется прокол или отверстие. Из него выходит жизненная сила, когда
усиливается импульс к отделению души. У животных, детей и тех мужчин и
женщин, которые поляризованы исключительно в физическом или астральном
телах, выходной дверью является солнечное сплетение; именно его ткань
прокалывается, открывая выход. У ментальных типов людей, у более
развитых человеческих единиц разрывается ткань на верхушке головы в
области родничка, опять-таки открывая выход мыслящему рациональному
существу.
У психиков, медиумов и низших видящих (ясновидящих и яснослышащих) ткань
солнечного сплетения разрывается рано в жизни, поэтому они легко входят
и выходят из тела, уходя, что называется, в транс и функционируя на
астральном плане. Однако у этих типов людей нет непрерывности сознания
и, похоже, нет связи между их существованием на физическом плане и
событиями, о которых они сообщают во время транса и о которых они
остаются совершенно неосведомленными в бодрствующем сознании. У них
процесс проходит под диафрагмой и обусловлен в основном животной
чувствительной жизнью. В случае сознательного ясновидения и в работе
высших психиков и видящих нет транса, одержимости или медиумизма. У них
прокалывается ткань мозга, и в отверстие в этой области вливаются свет,
информация и вдохновение; оно позволяет также переходить в состояние
Самадхи, являющее собой духовную аналогию трансового состояния животной
природы.
Итак, во время смерти имеются два главных выхода: солнечное сплетение
для астрально поляризованных, физически ориентированных человеческих
существ, следовательно, для огромного большинства, и головной центр для
ментально поляризованных и духовно ориентированных человеческих существ.
Это первое и самое важное, что надо помнить, и легко убедиться, как
сильно жизненная направленность, фокус жизненного внимания определяет
способ исхода во время смерти. Также можно убедиться, что попытка
контролировать астральное тело и эмоциональную природу и ориентировать
свое «я» на ментальный мир и духовность имеет огромное значение для
феноменального процесса смерти.
Если учащийся мыслит здраво, для него очевидно, что один выход
предназначен для духовных и высокоразвитых людей, тогда как другой — для
человеческих существ, стоящих на низкой ступени развития, которые едва
перешагнули животную стадию. А что происходит со средним человеком?
Сейчас временно используется третий выход; непосредственно под верхушкой
сердца имеется еще одна эфирная ткань, закрывающая выходное отверстие.
Имеем, таким образом:
1. Выход из головы, используемый интеллектуальными людьми, учениками и
посвященными мира.
2. Выход из сердца, используемый добрыми, благожелательными мужчинами и
женщинами: хорошими гражданами, приятными друзьями и филантропами.
3. Выход из области солнечного сплетения, используемый эмоциональными,
неразумными, немыслящими людьми и теми, в ком сильна животная природа.
Это первая новая информация из числа той, что постепенно станет всеобщим
достоянием на Западе в течение следующего столетия. Многое уже известно
мыслителям Востока и является первым шагом к рациональному пониманию
процесса смерти.
Второе, что требуется уяснить — это что имеется техника умирания и что в
течение жизни можно тренировать эту технику.
Что касается такой тренировки, то я дам несколько намеков, которые, как
выяснится, придают новый смысл работе, исполняемой в настоящее время
всеми стремящимися. Старшие Братья Расы, долгие века направляющие
человечество, заняты сейчас подготовкой людей к следующему великому
шагу. Этот шаг принесет непрерывность сознания, которая покончит со
всяким страхом смерти и настолько тесно соединит физический и астральный
планы, что они в действительности составят единый план. Как должно
осуществиться соединение разных аспектов человека, так должно произойти
и аналогичное соединение различных аспектов планетарной жизни. Планы
должны объединиться, как душа с телом. Это уже в основном произошло
между эфирным планом и плотным физическим планом. Теперь это быстро
осуществляется между физическим и астральным планами.
Такое объединение уже происходит в работе искателей во всех областях
человеческой мысли и жизни, и тренировка, предлагаемая сейчас серьезным
искренним стремящимся, преследует и другие цели, кроме цели объединения
души и тела. Однако на них не делается акцента из-за склонности человека
подчеркивать неверные цели. Следует спросить, можно ли привести простой
перечень правил, которым могли бы следовать все, кто пытается установить
такой ритм, который не только делает жизнь организованной и
конструктивной, но и устраняет проблемы и трудности, когда наступает
момент оставления внешней оболочки? Я изложу четыре простых правила,
включающие многое из того, чем сейчас занимаются учащиеся:
1. Учитесь фокусироваться в голове благодаря визуализации, медитации и
неустанной практике концентрации; развивайте способность уподобляться
королю, сидящему на троне между бровями. Это правило можно прилагать к
повседневным жизненным делам.
2. Учитесь на служении сердца, а не на эмоциональном подъеме основывать
свою помощь другим. Перед любой подобной деятельностью ответьте на два
вопроса: Оказываю ли я эту услугу индивидууму, как индивидуум, или как
член группы — группе? Является ли моим мотивом эгоический импульс, либо
я побуждаюсь эмоцией, желанием блеснуть или любовью к тому, чтобы меня
любили и мной восхищались? Эти два действия приводят к фокусированию
жизненных энергий над диафрагмой и тем самым аннулируют притяжение
солнечного сплетения. Последний центр становится все более пассивным, и
снижается опасность прокола ткани в этой области.
3. При отходе ко сну учитесь удалять сознание в голову. Это надо
практиковать как конкретное упражнение, когда ложишься спать. Нельзя
позволять себе медленно растворяться при засыпании, старайтесь сохранять
сознание цельным, пока не наработается сознательный выход в астральный
план. Практикуйте релаксацию, неотрывное внимание и настойчивый подъем к
центру в голове, потому что, пока стремящийся не научился постоянно
осознавать все сопутствующие засыпанию процессы, сохраняя в то же время
власть над собой, такая работа сопровождается опасностью. Первые шаги
должны быть разумными и практиковаться долгие годы, пока не достигнется
легкость в работе удаления.
4. Фиксируйте и наблюдайте все феномены, связанные с процессом удаления,
как во время медитативной работы, так и при отходе ко сну. Будет
обнаружено, например, что многие почти болезненно вздрагивают и сразу
просыпаются после засыпания. Объясняется это тем, что их сознание
выскальзывает через недостаточно чистую ткань, через частично закрытое
отверстие. Другие могут слышать громкий треск в области головы. Его
могут вызывать жизненные дуновения в голове, которые мы обычно не
сознаем; он обусловливается внутренней астральной чувствительностью,
позволяющей слышать всегда наличествующие, но, как правило,
нерегистрируемые звуки. Третьи, засыпая, могут видеть свет, или цветные
облака, или фиолетовые знамена и вымпелы, — все это эфирные феномены.
Все подобные феномены нереальны и связаны с жизненным телом, с
праническими эманациями и с тканью света.
Данная практика и следование этим четырем правилам в течение ряда лет в
большой мере облегчает технику умирания, так как человек, научившийся
владеть своим телом при засыпании, имеет преимущество перед человеком,
никогда не обращавшим внимания на этот процесс.
В связи с техникой умирания мне в настоящее время можно дать лишь
одно-два указания. Я не буду обсуждать то, что видит присутствующий
наблюдатель, а разберу лишь то, что поможет облегчить исход души.
Первое: пусть в комнате царит молчание. Конечно, так часто и бывает.
Следует помнить, что умирающий обыкновенно бывает без сознания. Это
кажущаяся, а не реальная бессознательность. В девятиста случаях из
тысячи мозг целиком осознает события, однако налицо полный паралич воли
к выражению и абсолютная неспособность выработать энергию, которая бы
засвидетельствовала жизнь. Если молчание и понимание царят в комнате
больного, отходящая душа может до последней минуты сохранять власть над
своим инструментом и сделать необходимые приготовления.
Позднее, когда больше будет известно о цветах, лишь оранжевый свет будет
допускаться в комнате умирающего; его наладка будет сопровождаться
должными церемониями, когда уже не будет оставаться никакого шанса на
выздоровление. Оранжевый способствует фокусированию в голове, также как
красный стимулирует солнечное сплетение, а зеленый оказывает
определенное воздействие на сердечный и жизненный потоки.
Определенные виды музыки будут использоваться после того, как больше
будет понято о звуке; пока же нет такой музыки, которая бы облегчала
работу удаления души из тела, хотя некоторые ноты органа будут найдены
эффективными. В самый миг смерти, если звучит собственная нота
умирающего, она скоординирует оба потока энергии и в конечном счете
оборвет жизненную нить, однако знание это пока слишком опасно, чтобы
быть переданным, и может быть дано позднее. Я обозначу будущее и те
направления, по которым пойдет будущее оккультное учение.
Будет обнаружено также, что давление на определенные нервные центры и
определенные артерии облегчает эту работу. (Такая наука умирания тайно
сохраняется, как известно многим учащимся, в Тибете). Давление на
яремную вену, на некоторые большие нервы в области головы и на
определенный участок продолговатого мозга будет найдено полезным и
эффективным. Конкретная наука о смерти позднее неизбежно будет
разработана, но лишь после признания наличия души и научной демонстрации
ее связи с телом.
Мантрические фразы также будет применяться и намеренно внедряться в
сознание умирающего окружающими его людьми, либо намеренно, ментально
использоваться им самим. Христос продемонстрировал их употребление,
возгласив громким голосом: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». Другой
пример имеем в словах: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, с миром».
Постоянное употребление Священного Слова, напеваемого вполголоса или в
особом ключе (на который, как будет обнаружено, откликается умирающий),
может также позднее составить часть ритуала перехода, вместе с
помазанием маслом, как делается в католической церкви. Помазание имеет
оккультное, научное основание. Верхушка головы умирающего должна быть
символически направлена на восток, ноги и руки надо скрестить. Только
сандаловое дерево должно воскуриваться в комнате и никакое курение
другого сорта, так как сандаловое дерево — это курение Первого Луча или
Луча Разрушителя, а душа предпринимает разрушение своего жилища.
Вот все, что я могу в настоящее время предложить вниманию общества на
предмет смерти. Я заклинаю всех вас как можно глубже изучать смерть с ее
техникой и продвигать оккультное исследование этого предмета.
II. ВСТУПЛЕНИЕ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ КНИГИ
«Эзотерическое Целительство», сс.380-423
Теперь мы приступаем к новому разделу нашего обсуждения Лучей и
Болезней. Он, по существу, гораздо более практический, чем тот
умозрительный раздел (умозрительный для всех ВАС), который мы только что
завершили. Многое из того, что я в нем изложил, является для вас чем-то
вроде правды под вопросом (имеется в виду, что оно вызывает вопросы).
Для самых интуитивных это «возможно, правильная» гипотеза. Прошу
отметить последнюю фразу, какой бы парадоксальной она ни казалась. У вас
нет прямого способа проверить ее истинность. Большая часть тайны жизни и
существования прояснится по мере того, как все больше и больше
стремящихся мира станут сознательно функционировать в сфере причин. В
Иерархии не возникает вопросов, кроме тех, которые относятся к
непредсказуемой природе человеческих реакций. Даже несмотря на
изменчивость рода человеческого, Учителя обыкновенно в состоянии
предусмотреть будущее, однако эзотерически Они отказываются «думать об
энергиях, высвобождаемых на плане земного существования, из боязни,
чтобы противонаправленные энергии, исходящие из Центра, где Они обитают,
не зачеркнули правду свободной воли человека». Я процитировал слова
одного из Учителей, сказанные на конференции 1725 года.
То, что я рассказал в предыдущем разделе, является для меня бесспорной,
фактически доказанной правдой; для вас же оно может явиться пригодной
гипотезой или сомнительным и неприемлемым толкованием скрытых причин
болезней.
Позади человечества древнейшее прошлое, в котором так называемые грехи и
заблуждения, преступления и ложные установки нагромоздились тяжелой
кармой, которая (к счастью для человеческой расы!) быстро отрабатывается
в настоящее время. Появившийся сейчас колоссальный интерес к болезням,
концентрация всех ресурсов медицинской и хирургической науки в
распоряжении противостоящих сил (ресурсов, которые позднее будут
мобилизованы в помощь гражданскому населению разоренных стран в обоих
полушариях), обширные исследования, проводящиеся в наших больницах и
учебных центрах, последние научные открытия плюс настойчивое стремление
к давно назревшему упрощению произведут в недолгом времени коренные
изменения в отношении к болезням. А они приведут к искоренению многих
ужасных унаследованных заболеваний.
Вдохновение и приток оккультного знания через учеников и посвященных
мира определят большие перемены в техниках лечения; грядущее
провозглашение новых, простейших законов здоровья и неизбежное
сплавление ортодоксальной медицины, психологии и духовных методов
целительства породят совершенно новый подход ко всему этому предмету;
расширяющееся использование огня в качестве очищающего средства
(по отношению как к почве планеты, так и к человеческому телу) изменит
многое. Методика повышения температуры с целью излечения некоторых видов
болезней и способ (часто применяемый природой) подвергания больших
поверхностей земли действию огня разовьются в новую, самую полезную
науку. Это, однако, придет позднее. Я лишь указываю на намечающиеся
тенденции в этом направлении. Человек стоит — во всех областях знания —
на вершине; на это указывает быстрое раскрытие человеческого сознания, а
оно предшествует огромному расширению понимания и новому проникновению в
обусловливающие причины, ответственные за многое, что отягощает сегодня
физическое тело человека.
Новое учение и грядущее знание появятся как результат пробуждающейся
интуиции, наличия на земле очень большого числа продвинутых развитых душ
и установления тесной связи между Иерархией и Человечеством. Соединение
(неспешно продолжающееся) энергий обоих планетарных центров приведет к
коренным переменам и раскрытиям, и не только в человеческих способностях
восприятия, но и в физическом механизме. Сильно повысится
сопротивляемость местным и унаследованным заболеваниям и появится
реальная способность противостоять инфекциям; это искоренит боль и
страдание. Уменьшение человеческой кармы благодаря опыту нынешней
планетарной войны (1914-1945) даст возможность ищущим воплощения душам
создавать тела, свободные от тенденций к болезненному развитию. Учителя
полностью свободны от болезней, потому что Они окончательно преодолели
карму трех миров и освободились.
Когда наработанное за последние пятьдесят лет умение лечить
планетарную болезнь туберкулез распространится и на густонаселенные
территории Востока и районы с недостаточным медицинским обслуживанием,
болезнь будет истреблена до конца. Сифилитические болезни уже
ставятся под контроль благодаря применению недавно созданных лекарств,
хотя Учителя считают их лишь вспомогательными, оказывающими
поверхностное действие во времени и пространстве. Такие болезни будут
постепенно планомерно вытесняться в целом по мере того, как человечество
будет смещать свое сознание на ментальный план, прочь от сферы
астрального и сексуального желаний с их обратным действием на
автоматически отзывчивое физическое тело. Третья великая планетарная
болезнь — рак пока в основном не контролируема, и сравнительно
простое хирургическое вмешательство кажется пока единственным средством
возможного лечения. Способы предупреждения рака и его причина до сих пор
неизвестны, и тема эта в большой степени спекулятивна и пока
представляет собой арену непрестанного поиска и исследований. Многие
мелкие недомогания, инфекции и широкая гамма сопутствующих физических
заболеваний в конце концов будут отнесены к тому или иному из этих трех
базовых болезней; последние, в свою очередь, связаны с определенным
злоупотреблением энергией трех главных лучей. Следует констатировать,
что:
1. Сифилитические болезни обусловлены злоупотреблением энергией третьего
луча, злоупотреблением творческой, познающей энергией самой субстанции.
2. Туберкулез — результат злоупотребления энергией второго луча.
3. Рак это таинственная тонкая реакция на энергию первого луча,
воли-жить, которая есть один из аспектов этого луча. Поэтому она
проявляется в чрезмерной активности и росте клеток тела, чья воля-жить
становится разрушительной для организма, в котором они развились.
Здесь дан лишь намек, который не принесет особой пользы в настоящее
время. Представителям медицинской профессии предстоит провести обширные
оккультные изыскания в данных направлениях, но это станет возможным
только после лучшего понимания Науки Лучей, когда будет удостоверено
наличие пяти основных энергий в каждом человеческом существе (энергий
пяти обусловливающих лучей); люди когда-нибудь научатся с легкостью
определять свой лучевой тип и лучи, управляющие своей троичной
личностью.
В любой области возрастающего понимания человека все очевиднее
становится возможность появления и выдвижения на первое место нового.
Дверь в авантюры (в высоком символе этого слова) широко раскрыта, и
ничто пока не могло остановить человечество перед этой дверью; во все
века человек входил через нее в новые богатые сферы исследований,
открытий и последующего практического приложения.
Сегодня открывающая дверь введет человека в мир смысла — мир, являющий
собой прихожую мира причин. Следствие, Смысл, Причина — в этих трех
словах содержится ключ к росту человеческого сознания. Большинство людей
живут ныне в мире следствий, не имея понятия о том, что это следствия.
Некоторые начинают жить в мире смысла, тогда как ученики и те, кто
функционирует в мире Иерархии, знают или неуклонно осознают причины,
производящие следствия, которые смысл открывает. Именно с этой целью мы
сейчас приступаем к рассмотрению основных требований, которые человек
должен выполнять, прежде чем двигаться вперед по пути грядущего
просветления. Просветление обязательно рассеет страх смерти и высветит
то, что так долго ввергало человечество в пучины отчаяния и страха. Я
также имею в виду установки, которые следует практиковать тем, кто ищет
исцеления, преодоления болезней и излечения телесных немощей, установки,
которые должны быть приняты, главным образом, ментально. Данные
требования пробудят ментальное внимание как целительного агента, так и
пациента. Они относятся и к человеку в целом.
Обыкновенно предполагалось, что главной предпосылкой в искусстве
целительства является вера. Однако это не так. Вера имеет с ним мало
общего. Целительство зависит от определенных основных жизненных
факторов, к которым вера вообще не имеет никакого отношения. Старание
пациента обрести веру зачастую сильно препятствует его освобождению от
трудностей, стоящих между ним и его полным исцелением. Когда Христос
часто подчеркивал веру (или, вернее, то качество, которое в наших
западных Писаниях переводится как вера), Он в действительности имел в
виду принятие закона, признание, прежде всего, кармы и сознание
божественной судьбы. Если они осмыслены, они способствуют новому
отношению и к Богу, и к окружающим. Предпосылки, которые я хочу
перечислить, следующие:
1. Признание великого Закона Причины и Следствия. Оно не всегда возможно
для совершенно непросветленных людей.
2. Правильное диагностирование болезни компетентным врачом, а позднее
духовным ясновидящим, если посвященный целитель развил в себе такую
способность.
3. Вера в закон ближайшей Кармы. Под ней я подразумеваю способность
пациента или целителя знать, является ли судьбой пациента быть
исцеленным или же получить помощь, чтобы совершить великий переход.
4. Готовность признать, что исцеление может явиться помехой и быть
нежелательным с точки зрения души. Часто люди исцеляются благодаря силе
целителя, когда возобновление активной жизни на физическом плане НЕ
является их судьбой.
5. Активное сотрудничество целителя и пациента — сотрудничество на
основе взаимопонимания.
6. Согласие со стороны пациента признать любую явленную волю души. Это
можно назвать проявлением божественного бесстрастия.
7. Старание со стороны как целителя, так и пациента практиковать
абсолютное непричинение вреда. Его значение требует серьезного
размышления. Речь идет об отношении обеих сторон к связанным с ними
людям.
8. Попытка со стороны пациента (если он не слишком болен) регулировать,
исправлять те аспекты природы и свойства, которые могут противиться
правильному духовному восприятию. Вот один из смыслов фразы «работа
возвращения», хотя и не самый главный.
9. Намеренное искоренение тех качеств, направлений мышления и желаний,
которые могут препятствовать притоку духовной силы — силы, которая
должна теснее интегрировать душу с телом в трех мирах и обеспечить
обновление жизненного проявления или же интегрировать душу с ее
эманирующим источником и инициировать обновление жизни на уровнях души.
Таким образом речь идет об отношении пациента к своей душе.
10. Способность как целителя, так и пациента интегрироваться в душевную
группу, с которой они субъективно связаны, интегрировать в иных случаях
и личность, и душу и, если они находятся на необходимой ступени
развития, теснее интегрироваться в ашрамную группу Учителя.
Эти десять требований могут казаться простыми, но они ни в коем случае
таковыми не являются. На первый взгляд кажется, что они касаются
характера, качеств и способностей, однако в основе своей они касаются
связи души с телом и содействуют интеграции или отделению. Их цель —
установить в любом случае неразрывную связь между целителем или
целительной группой и пациентом, подвергающимся научному воздействию
целительного агента — группы или индивидуума.
Первое, что надлежит делать любому целительному агенту, это
сформулировать простейшие указания, которые определили бы установку
того, кого исцеляют. Указания должны быть простыми, потому что в случае
реальной болезни пациенту невозможно совершить даже легкое физическое
усилие, чтобы изменить свои взгляды. Это часто забывают.
Один-два момента я хотел бы разъяснить, а вы их, в свою очередь, должны
объяснить пациенту.
1. Исцеление не гарантируется. Пациенты должны понимать, что продление
жизни в физическом теле — не самая высокая из целей. Такая цель может
стоять в случае, если служение приносит реальную пользу, если остаются
невыполненные обязательства и если предстоит еще усвоить другие уроки.
Однако телесное существование — не вершина существования. Реальное благо
— это свобода от ограничений физического тела. Пациенты должны научиться
распознавать и принимать Закон Кармы.
2. Страх не нужен. Одна из первостепенных задач целительного агента в
том, чтобы помочь пациенту добиться счастливого, здорового,
оптимистического взгляда на свое будущее — вне зависимости от того, что
это будущее принесет.
Очевидно, что вам дана возможность демонстрировать новый подход ко всей
проблеме болезней и целительства и прививать человечеству более здравое
и взвешенное отношение к болезням и здоровью.
Также ясно, что слово «возвращение» относится к высокому искусству
возращения пациенту того, что ему нужно, чтобы правильно относиться к
жизни: жизни в физическом теле и на физическом плане, или к продолжению
жизни на других уровнях, невидимых для среднего человека и считающихся
проблематичными и непостижимыми. Возвращение может также включать в себя
исправление пациентом своих недостатков, прежде чем подвергнуться тому,
что он сочтет успешным лечением, однако оно в первую очередь
характеризует действие целительной группы, впервые устанавливающей
контакт с исцеляемым. Этого не следует забывать. Временами, когда на то
указывает карма пациента, у него должна восстанавливаться воля-жить; в
других случаях надо добиваться отказа от страха (страха жизни или страха
смерти), что будет возвращать пациенту смелость; восстановление
положительного отношения во всех обстоятельствах может быть требуемым
качеством, возвращающим готовность сознательно и радостно принимать все,
что может принести будущее; сюда может также входить восстановление
гармонических отношений с окружением пациента, с его семьей и друзьями,
и, как следствие, всестороннее правильное урегулирование, подъем духа
любви и отвержение того, что может считаться глубоко скрытым неверным
мышлением.
Таким образом очевидно, что следование целительным ритуалам — только
одна фаза работы и что отношения между целителем и пациентом носят в
основном воспитательный характер; больного необходимо воспитывать,
насколько это позволяет его физическое состояние. Работая в этих
направлениях, вы поймете необходимость иметь краткое описание
предстоящей работы, тех актов возвращения, которые пациент должен быть
готов предпринять для облегчения притока целительной силы. Его следует
побудить «исправить свою репутацию» (если можно использовать такое
символическое выражение), если он хочет, чтобы целительная работа
проходила успешно по Закону Кармы.
Фраза о необходимости подготовительной работы не так проста. Для тяжело
больных пациентов такая работа может оказаться невозможной. Любым
целительным агентам понятно, что для тех, кто духовно ориентирован и чья
жизнь долгое время была основана на правильном усилии и правильном
«отдавании кесарева кесарю, а Божьего Богу», работа целительства
колоссально ускоряется и, с другой стороны, задача прохождения через
врата смерти сильно облегчается. В конце концов, смерть — сама по себе
работа возвращения. Она включает в себя отдачу субстанции назад трем
мирам субстанции, причем делать это надо охотно, с полной готовностью;
она включает в себя также возвращение человеческой души той душе, из
которой она эманировала, и делать это надо с радостью отдачи. Вам всем
надлежит научиться смотреть на смерть как на акт возвращения; когда вы
этому научитесь, она предстанет в новом свете и обретет свой истинный
смысл, став составной частью — признанной и желанной — непрерывного
жизненного процесса.
Если бы меня попросили сказать, что является главной задачей всех
целительных групп, таких, какие Иерархия хочет видеть в будущем, я бы
сказал: подготовить человеческие существа к тому, что следует считать
восстановительным аспектом смерти, и тем самым придать этому
устрашающему врагу рода человеческого новое, более благоприятное
значение. Работая в указанных направлениях, вы обнаружите, что тема
смерти постоянно повторяется и в результате утверждается новое отношение
к умиранию и спокойное ожидание перед лицом этого неизбежного, самого
знакомого события. Группы целителей должны быть готовы работать с этим
базовым состоянием любого существования, и основной частью их работы
будет разъяснение принципа смерти. Нам говорят, что душа должна
возвратиться к тому, кто ее дал. До сего дня это было насильственным
устрашающим возвращением, которое порождает страх и заставляет мужчин и
женщин требовать излечения физического тела, преувеличивая его ценность
и считая продление земного существования наиважнейшим делом своей жизни.
В течение следующего цикла эти неверные установки изменятся; смерть
станет нормальным понятным процессом — таким же нормальным, как процесс
рождения, хотя вызывающим меньше боли и страха. Это мое указание —
что-то вроде пророчества и должно быть отмечено как таковое.
Поэтому я должен внушить вам тот элементарный факт, что любая группа
целителей, пытающаяся работать в новых направлениях, должна (в качестве
подготовки) стараться осмыслить тот этап смерти, который называют
«великим восстановительным процессом» или «великим возвращением». Он
определяет искусство мудрого, правильного и своевременного возращения
тела в источник составляющих его элементов и отдачи души источнику ее
сущностного бытия. Я тщательно подбираю выражения, с тем чтобы вы
добросовестно и глубоко продумали так называемую загадку смерти. Это
загадка для человека, но не для ученика и того, кто познал мудрость.
Группы целителей и индивидуальные целители найдут необходимым по
временам обсуждать со своими пациентами факт смерти; одним из действий
учеников моего Ашрама и Ашрама Учителя К.Х. является беседа о смерти с
другими искателями истины, размышление и обсуждение ее, особенно с теми,
кого они пытаются исцелить. Это нелегко и не должно проводиться в
спешке, но избегать и опускать этот предмет нельзя. Группы целителей,
работающие в составе Ашрама, делают акцент не на телесном
целительстве, а на выборе времени и циклах работы или существования на
физическом плане и циклах возвращения или смерти на физическом плане.
Настоящий раздел под названием Основные Требования в действительности
имеет дело с процессами умирания, с состояниями материального мира или
трех миров воплощенного служения. В первую очередь рассматриваются
возвращение тела в общий резервуар субстанции или для служения во
внешнем мире ежедневной физической жизни и исход души в свой
источник, в душу на своем собственном плане, или же — напротив — на свою
полную ответственность в тело. Устранение жизненного принципа и
аспекта сознания разбирается во вторую очередь; тема эта не связана с
формированием характера, как можно предположить. Я коснулся характера и
личных качеств во вступительных замечаниях к этому разделу, поскольку
понимание основных принципов смерти и жизни облегчается правильным
действием, основанным на правильном мышлении, которое в конечном итоге
формирует правильный характер. У меня, однако, нет желания
распространяться о данных элементарных предпосылках. Процессы
интеграции, которые я здесь разбираю, касаются интеграции души с
тройственным телом — если карма это разрешает, — либо с царством душ,
если то, что мы называем смертью, кармически предстоит человеку.
В данном втором разделе мы, таким образом, рассматриваем проблему смерти
или искусство умирания. Это то, с чем неизбежно сталкиваются все
по-настоящему больные люди и к чему здоровые люди должны
подготавливаться благодаря правильному мышлению и оптимистическому
ожиданию. Нездоровое отношение большинства людей к предмету смерти, их
отказ его обсуждать, пока они в добром здравии, — вот то, что требует
сознательного изменения. Христос продемонстрировал своим ученикам верное
отношение, говоря о Своем приходе и немедленной смерти от рук Своих
врагов; Он упрекал их, когда они опечалились, напомнив, что идет к Отцу
Своему. Будучи посвященным высокой степени, Он имел в виду, что Он,
оккультно говоря, «возвращается к Монаде»; обыкновенные люди и те, кто
ниже ступени посвященного третьей степени, «возвращаются к душе». Страх
и меланхолия, которые вечно пробуждает предмет смерти, нежелание
встретить ее с пониманием объясняются тем акцентом, который люди обычно
делают на существовании физического тела, той легкостью, с какой они
себя с ним отожествляют; они основаны также на врожденном страхе
одиночества и потери того, что знакомо. Все же одиночество после смерти,
когда человек обнаруживает себя без физического проводника, ничто
сравнительно с одиночеством после рождения. При рождении душа находит
себя в новой среде и в теле, которое поначалу совершенно неспособно
заботиться о себе или устанавливать разумный контакт с окружением в
течение долгого времени. Человек вступает в воплощение, ничего не зная о
том, что он собой представляет и что для него значит та группа душ в
телах, с которой он оказывается связан; его одиночество исчезает
постепенно по мере того, как он устанавливает собственные личностные
контакты, открывает тех, кто близок ему по духу и в конце концов
собирает вокруг себя тех, кого называет своими друзьями. После смерти
ситуация иная, поскольку человек находит по другую сторону завесы тех,
кого он знает и с кем он был связан в своей жизни на физическом плане;
он больше не одинок в том смысле, в каком человеческие существа понимают
одиночество; он также сознает тех, кто еще живет в физических телах; он
может их видеть, может воздействовать на их эмоции, равно как и на их
мышление, поскольку для этого больше нет препятствий в виде физического
мозга. Если бы люди знали больше, именно рождение, а не смерть, было бы
для них устрашающим переживанием, потому что рождение заточает душу в
истинную тюрьму, тогда как физическая смерть — первый шаг на пути к
освобождению.
Другой вид страха, побуждающий человечество считать смерть бедствием —
тот, что был внушен теологической религией, в особенности
протестантскими фундаменталистами и римскокатолической церковью, — это
страх ада, наказаний, обычно совершенно не соответствующих заблуждениям
земной жизни, и ужасов, насылаемых разгневанным Богом. Человеку говорят,
что ему придется с ними примириться, что от них нет спасения, кроме как
благодаря искуплению чужой вины. Как вам отлично известно, нет никакого
разгневанного Бога, ни ада, ни искупления чужой вины. Есть лишь великий
принцип любви, оживотворяющий всю вселенную; есть Присутствие Христа,
доказывающее человечеству наличие души и то, что мы спасаемся жизнью
души, а единственный ад — это сама земля, на которой мы учимся
нарабатывать себе собственное спасение, побуждаемые принципом любви и
света, и побуждаемые к тому примером Христа и внутренней потребностью
наших собственных душ. Учение об аде осталось напоминанием о том
садистском извращении, которому подверглось мышление христианской церкви
в средние века, и об ошибочном ветхозаветном учении Иеговы, племенного
Бога иудеев. Иегова не Бог, планетарный Логос, Вечное Сердце
Любви, Которое открыл Христос. Когда эти ложные идеи отомрут, концепция
ада вытравится из сознания человека и ее место займет понимание закона,
согласно которому каждый человек нарабатывает собственное спасение на
физическом плане, что приводит его к исправлению зла, которое он мог
совершить в течение своих жизней на Земле, и в конечном счете позволяет
ему «исправить свою репутацию».
Я не собираюсь завязывать теологическую дискуссию. Я хочу лишь
подчеркнуть, что нынешний страх смерти должен уступить место разумному
пониманию реальности и признанию концепции непрерывности, которая
устраняет беспокойство, и обозначить идею единой жизни и единой
сознательной Сущности, использующей множество нарабатывающих опыт тел.
Чтобы суммировать вышесказанное, надо заявить, что страх, ужас смерти
основан на любви к форме: нашей собственной форме, формам тех, кого мы
любим, форме нашего знакомого окружения и среды. Но против такой любви
выступает все наше учение о духовных реальностях. Надеяться на будущее,
надеяться на избавление от этого болезненного страха можно лишь после
того, как мы обратим свое внимание на вечную душу и ее потребность жить
духовной, конструктивной, божественной жизнью внутри материальных
проводников. На исполнение этой потребности и направлен процесс
возвращения. При этом ложные концепции забываются и выявляется идея
устранения, помогая достигать верного фокуса. Интеграция требует
размышлений, и погруженность в жизнь души займет место погруженности в
жизнь тела. Печаль, одиночество, несчастливость, упадок, потерянность —
все эти представления исчезнут, когда изменится общая реакция на смерти.
Когда люди научатся жить сознательно как души, когда они научатся
фокусироваться на уровнях души и рассматривать форму или формы как
простые средства выражения, старые удручающие представления о смерти
постепенно сменятся новым, более оптимистическим отношением к этому
великому переживанию.
Вы заметите, что термины, подобранные мной для разбора основных
требований к целительству, отражают их специфический смысл:
1. Работа возвращения означает возвращение формы в основной
резервуар субстанции или возвращение души, божественной духовной
энергии, к своему источнику: либо на душевный, либо на монадический
уровни согласно точке эволюции. Возвращение это главным образом работа
человеческой души в физическом теле, задействующая сердечный и головной
центры.
2. Искусство устранения. Это два вида деятельности внутреннего
духовного человека: устранение всякого контроля троичного низшего
человека и процесс перефокусирования себя на конкретные уровни
ментального плана, как точка лучезарного света. Речь идет о человеческой
душе.
3. Процесс Интеграции. Это работа слияния освобожденного
духовного человека с душой (превышней душой) на высших уровнях
ментального плана. Часть возвращается в целое, и человек понимает
настоящий смысл слов Кришны «Утвердив этот мир, целокупно-стоящий,
частицей себя, Я остаюсь неизменным». Он — сознательная, нарабатывающая
опыт частица, утвердившая крошечный мир формы в трех мирах — тоже
остается неизменным. Он сознает себя частью целого.
Эти три процесса представляют собой Смерть.
Очевидно что, когда в человечестве утвердится такое отношение к смерти
или искусству умирания, все установки людской расы изменятся в лучшую
сторону. Кроме того, со временем установится связь между людьми на
телепатических уровнях; человеческое познание будет неуклонно
возрастать, и человечество будет все больше фокусироваться на ментальных
уровнях. Телепатическая связь станет всеобщим обыденным явлением, чему
гарантией является современный спиритуализм, хотя и извращенный (очень
серьезно извращенный) человеческим мышлением в угоду желаниям, когда до
реальной телепатии далеко. Телепатия, которая имеет место сейчас
между медиумом (находящимся или не находящимся в трансе) и утраченным
родственником или другом, не та, что наличествует между тем, кто
пережил освобождение смерти, и тем, кто еще в форме. Это надо помнить.
Тем временем, пока ум еще не стал нормально телепатическим, могут
встречаться (хотя и очень редко) факты медиумизма на основе ясновидения
и яснослышания, но не транса. Такой медиумизм задействует контакт
через третье лицо и является исключительно астральным, а потому полон
чар и заблуждений. Он, однако, представляет собой шаг вперед от нынешних
сеансов медиумизма, когда умерший просто-напросто игнорируется, а
вопрошающему сообщается лишь то, что медиум читает в его ауре: его
представления о собственном внешнем виде, значительные воспоминания,
хранящиеся в сознании вопрошающего, и эгоистические соображения по
поводу требуемого совета, поскольку вопрошающий полагает, что раз
человек мертв, он должен быть мудрее, чем прежде. Если временами медиуму
и удается установить реальную связь, это происходит потому, что и
вопрошающий, и умерший относятся к ментальным типам людей и между ними
имеется реальная телепатическая связь, которую медиум перехватывает.
Раса прогрессирует, развивается и становится все более ментальной. Связь
между мертвыми и живыми должна и будет проходить на ментальных уровнях,
предшествующих процессам интеграции; настоящий разрыв связи происходит
тогда, когда человеческая душа воссоединяется с превышней душой прежде
чем снова перевоплощаться. Знание о такой связи полностью искоренит
страх смерти. Для учеников, работающих в Ашраме Учителя, даже процесс
интеграции не является помехой. На следующих страницах я изложу учение о
том, что должно быть названо искусством умирания, и тем расширю
сказанное в «Трактате о Белой Магии».
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЕРТИ
Я приступаю к разбору процессов умирания и к более подробному
рассмотрению фактора смерти — самого знакомого переживания (если бы
только физический мозг мог его припоминать и осознавать) в жизни
перевоплощающейся сущности или души. Хотелось бы прокомментировать
отношение человека к опыту «возвращения». Это специфическое оккультное
слово, широко используемое посвященными в беседах о смерти. Характерным
отношением к смерти является страх. Страх этот основан в настоящее время
на ментальной неуверенности в бессмертии. За исключением доказанного
факта некоторых форм посмертного существования, установленного
исследованиями в области психики, бессмертие или непрерывное
существование того, что мы обычно подразумеваем под словом «я», остается
пока предметом пожелания или веры. Вера может основываться на
христианских предпосылках, на религиозных утверждениях о разумности
материи или на более научном подходе, гласящем, что по экономической
необходимости то, что так долго развивалось и является вершиной
эволюционного процесса, не может исчезнуть. Интересно заметить, что на
нашей планете нет никаких доказательств существования продукта эволюции,
высшего чем человеческое царство; даже для мыслителя-материалиста
уникальность человека доказывается наличием
|