Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Владимир Шемшук - Нообиоценоз или
касание сварога.
|
Выдержки из произведения
Серия: В поисках сокровенного
Шемшук В.А.
НООБИОЦЕНОЗ ИЛИ КАСАНИЕ СВАРОГА
Пермь Издательство "Веды" Уральского фонда Рерихов 1995 г.
Этика и жизнь
Для создания живого эгрегора, необходимо, чтобы в нём сформировалось как и в живом организме 12 жизненно-важных систем, к которым относятся опорновигательная, пищеварительная, покровная, выделительная, нервная, эндокринная, кровеносная, органы чувств, дыхательная и половая. Каждой из этих систем должен соответствовать свой бог Пантеона, иначе целостного организма не получится. Продолжая традиции органической школы в социологии, основанной английским философом Гербертом Спенсером, мы будем часто прибегать к сравнению организма и общества и делать между ними прямые аналогии. Многие из открытых человечеством моральных принципов, объединённых в рамках Живой Этики, отчётливо соответствуют устанавливаемым современной наукой признакам организации живой материи. Перечислим главные признаки жизни (таблица 1).
Таблица 1. Главные признаки жизни.
Согласно теории систем, семи вышеперечисленных параметров вполне достаточно, чтобы система стала стабильной и могла существовать самостоятельно. Если общество, построенное на неформальных отношениях в основе которых лежит мораль, так или иначе имеет обратные связи и потому живо, то государство, строящееся на формальных связях, обратных связей почти не имеет, а поэтому, как правило, мертво. Моральные принципы, превращающие государство из аморфной массы в живой организм, присущи общинному образу жизни. Россия была его последним оплотом. Здесь он был окончательно разрушен в этом столетии. Оживить, значит одухотворить. Духом государства может стать Живая Этика, которая помогает нам восстановить частично утраченную общинную мораль, являющуюся частью ведической культуры. Носителями этой культуры были арии, славяне и другие народы, составляющие сегодня индоевропейскую языковую семью. Эта культура за тысячелетия неоднократно изменялась преобразовывалась, поэтому от неё остались вкрапления, бисером рассыпанные по территории Европы и Азии, кто остался ей верен, сегодня достиг небывалых высот своего развития. Из всех моральных принципов, данных Живой Этикой, мы отобрали лишь те, которые соответствуют перечисленным признакам жизни, которые оказываются соответствуют врождённым общинным качествам человека.
1. Если все люди станут терпимыми друг к другу, то общество обретёт один из главных признаков жизни - "целостность". Терпимость есть условие для взаимопонимания. Мы знаем, "какая проявится созидательная сила, если соединить сердца в хоровод согласия". Нетерпимость и агрессивность исторически вели к изоляции людей друг от друга с образованием новых народностей и языков. Так, боруссы, пруссы, этруски, отколовшиеся от славян, уже давно перестали существовать. Нетерпимость разлагает общество на всё более мелкие части, разложение идёт до тех пор, пока эти части окончательно не исчезнут. Терпимость же ведёт к интеграции и придаёт государству признак целостности. Терпимость - это качество сильных и оно является мерой духовности, потому что благодаря ему можно овладеть всеми другими принципами.
2. Другой важный признак жизни - "развитие". Оно может осуществляться, если люди уважают и ценят друг друга. До сих пор развитие наук, религий, искусств и ремёсел определялось отношением к ним правителей и власть имущих. В древних Персии и Греции правители высоко ценили риторику, философию и искусства, благодаря чему они достигли там невиданного расцвета. Почему Германия дала миру наибольшее количество философов по сравнению с другими странами? Ведь философов всегда было много во все времена и у всех народов, но в Германии, частично перенявшей римские традиции, к ним было лучшее отношение, которое позволяло им самореализоваться, чего не было в других странах. Конечно, мы прекрасно понимаем, что любое постановление или закон сами по себе не сделают человека терпимым и не заставят его уважать других людей. Но, как утверждал Н.Г.Чернышевский в своей теории "разумного эгоизма", если в обществе существуют условия, в которых человеку выгодно быть честным (или терпимым, или иметь своё достоинство и уважать честь и достоинство других), то он будет таковым сначала по необходимости, а потом и по сути.
3. Если сила народного убеждения и его устремлённость передаются следующим поколениям, т. е. осуществляется преемственность, то появляется третий важный признак жизни - "наследственность". Нарушение этого принципа нациями и государствами грозит им гибелью, потому что подрубаются корни древа эволюции. Древо, объединяющее эпохи и питающее своими корнями современную цивилизацию, живо лишь в том случае, если народ чтит свою историю и предков. Народы и целые нации канули в небытие только потому, что забыли свои истоки. Древние цивилизации Месопотамии и Египта исчезли с лица Земли сразу после того, как, поменяв свои религиозные убеждения, поспешили забыть свою историю. Не меньшая опасность кроется в искажении и фальсификации истории. Историки, которые этим занимаются, не понимают, что они лишают своих соотечественников будущего и обрекают их на вымирание. Наибольшая сила преемственности возникает, если люди обладают качеством приятия информации, т.е. принимая её без оценки такой, какая она есть. Приять – значит познать. Этим качеством обладают дети, но с годами оно, как правило, утрачивается.
4. Законы государства должны содержать в себе принцип соответствия, который входил еще в кодекс древнеримского императора Юстиниана, правда, назывался он несколько иначе: "Каждому отдать должное". Благодаря этому принципу в обществе возникают обратные связи, которые приводят к такому важному признаку жизни, как "раздражимость" Но не спутаем его с раздражением, которое ведёт только к "обессиливанию" человека. Раздражимость - способность реагировать на изменения окружающей среды. Принцип соответствия означает, что на каждом, кто принимает законы, будет лежать ответственность за все их негативные последствия, тогда потомкам не за что будет винить своих предков. Для того, чтобы в государстве воцарилась гармония, необходимо так или иначе компенсировать всё совершённое в обществе зло, а это возможно только при неукоснительном выполнении принципа соответствия.
5. Признаку "самоорганизации" в Живой Этике соответствует принцип сотрудничества (принцип, характерный для любой общинной морали и наиболее сохранившийся у кавказских и славянских народов). "Можно делать изумительные наблюдения, собирая в группы согласованные сознания", - читаем в "Сердце", одной из книг Живой Этики. Высокое качество сотрудничества придаёт жизненность и одухотворённость обществу, что способствует расцвету личности.
6. В Живой Этике большое внимание уделяется принципу соизмеримости. "Обычно люди страдают от своей несоизмеримости... Утрата соизмеримости есть потеря пути". Структурное гармоничное соотношение частей сохраняет постоянство. Иначе говоря, соизмеримости соответствует такой жизненный принцип, как "гомеостаз". Смысл и цель управления государством и обществом - сохранять, а не разрушать. Изменение в обществе нужно ради сохранения постоянства благосостояния, прав и здоровья народа, и никакие нововведения не должны изменять их. Наиболее сильно принцип соизмеримости проявлялся у древних греков в дошедшем до нас известном гиппократовском изречении: "Не навреди". В Евангелии есть очень похожий принцип, известный как золотое правило этики: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы тебе делали". Более современная его трактовка: "Не делай другим того, чего они не хотят, чтобы им делали". Приведённые примеры раскрывают суть соизмеримости.
7. Самый тонкий признак жизни - "изменчивость". Он трудно достижим в обществе, потому что от каждого требует индивидуального открытия сознания, которое может привести к смене научной или социальной парадигмы и, возможно, даже к созданию общества с открытой структурой. Это новое общество будет основываться не на злобе разрушения, а на понимании законов эволюции. Изменчивость не должна ухудшать гомеостаз в обществе, а наоборот, должна улучшать его параметры. Соответствие моральных принципов признакам жизни представлено в таблице 2.
Таблица 2: Признаки живого общества при взаимоотношениях людей на основе моральных принципов.
Подведем итог сказанному: претворение перечисленных семи принципов морали в жизнь и трансформация их в законы государства оживит и одухотворит государство, а это неизбежно приведёт к расцвету личности и общества. Перечисленные здесь семь моральных принципов - это не изобретение Живой Этики, а достояние человечества, прежде всего народов, прошедших через Общину, а потом и тех народов, которые в разные периоды абсолютизировали тот или иной принцип. Например, принципы терпимости и приятия (в виде "возлюби ближнего") провозглашались многими религиями, в том числе и христианством. Принципы уважения и сотрудничества до сих пор существуют в международном праве. Открытость сознания была провозглашена буддизмом. Принципы соизмеримости и соответствия были достоянием греков и римлян. Все семь принципов, как и десятки других, здесь не обозначенных, были объединены в рамках учения Живой Этики и должны лечь в основу всех политических партий и государств, поскольку, во-первых, способствуют выживанию общества в экстремальных условиях, а во-вторых, являются источником внутренней силы и всех эволюционных преобразований человека. Право - это совокупность правил поведения (норм), устанавливаемых государством, соблюдение которых обеспечивается силой государства, в то время как соблюдение общественной морали, по которой живут люди, обеспечивается общественным мнением. Попытки создания этического (правового) государства, начиная с Греции, происходили в истории неоднократно: христианские государства, пытающиеся жить по 10 заповедям, исламские, жившие по законам Шариата и даже марксистские, провозгласившие воспитание нового человека. Но все их можно считать неудавшимися, потому что они закладывали в основу государства моральные нормы, которые в отличие от моральных принципов не соответствуют признакам жизни, а поэтому не могут в полной мере обеспечить человеку соблюдение всех его прав и свобод. Все попытки в истории создать этическое, справедливое общество, основанное на моральных нормах (а не принципах), были обречены на провал. Именно принципы, которые позволяют конструировать бесконечное число моральных норм, должны лечь в основу государства. Как уже указывалось, принципов должно быть как минимум семь и ни один из них нельзя нарушать, поскольку одновременно нарушаются все остальные. Меньшее число принципов не способно оживить государство, потому что в нём не будет сохраняться постоянство прав и благосостояние народа (гомеостаза). Действительно, если организм лишить какого-то из семи признаков жизни, разве он останется после этого живым? В основу государства надо закладывать, как минимум, семь ненарушаемых этических принципов. Тогда необходимость в интригах, как в единственном на сегодня эффективном способе управления, отпала бы сама собой. Ожившее государство, станет одухотворённым, когда в качестве духа в нём будет присутствовать Этика. В настоящее время успех демократического правления имеет место только в тех странах, где законы государства и конституция хоть немного соответствуют этическим принципам и написаны не для сиюминутной выгоды, не для достижения личных интересов власть предержащих и даже не для сегодняшних требований народа, а в интересах будущего общества и требований социальной эволюции. В мире нет ни одной страны (за исключением, пожалуй, Индии), где демократия установилась бы с первого раза, без кровавых революций и военных переворотов, без многолетних гражданских войн и приходящих на смену демократиям диктатур. Например, в латиноамериканских странах попытки ввести демократическое правление начали осуществляться с прошлого века и в некоторых странах продолжают безрезультатно совершаться до сих пор. Даже государства с устоявшимися демократическими традициями не избежали кровавых событий, причём попытки демократического переустройства общества проявились в них значительно раньше, чем в латиноамериканских странах. России не избежать кровавых событий, если сегодняшние и завтрашние правительства не обратят должного внимания на этические принципы в политике. В них заложена гарантия стабильности и процветания общества.
Этика и законы природы
Перечисленные моральные принципы соответствуют не только признакам жизни, но так же конкретным явлениям и законам природы. Например, принцип терпимости проявляется в природе в суперпозиции полей. Моральный принцип соответствия, приводящий в обществе к обратным связям и явлению раздражимости у организмов, соотносится с существующим в природе законом, открытым И.Ньютоном: "Действие вызывает равное противодействие". Принципу преемственности (приятию) соответствует явление комплиментарности, благодаря которому в живой природе осуществляется передача признаков по наследству. "Развитие" как признак жизни, которому соответствует этический принцип уважения, имеет ещё и общеприродное значение и описывается пятью известными законами развития (диалектики) Гегеля: становления, переход количества в качество, отрицания отрицаний, всеобщей связи, борьбы и единства противоположностей. На уровне кристаллов и в строения планет мы сталкиваемся с упорядочением, с одной из характеристик самоорганизации. В более явном виде явления самоорганизации проявляются в открытых системах, при подводе к ним энергии, когда устанавливается динамическое равновесие. Эти процессы описываются законами синергетики - науки о самоорганизации в природе. В обществе явление самоорганизации возникает при стремлении людей к сотрудничеству. Если такого стремления нет, то никакой новой, более сложной, системы не возникает. Гомеостаз, с которым соотносится моральный принцип соизмеримости, возникает в живых организмах вследствие проявления в природе принципа Ле Шателье: "Внешнее воздействие, выводящее систему из термодинамического равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия". К этическому принципу открытости относится один из движущих факторов эволюции (одновременно являющийся признаком жизни) - "изменчивость", который, кроме биологического, имеет и общеприродное значение. "В природе всё изменяется, кроме закона изменений, нельзя в одну и ту же реку войти дважды", - так говорил древнегреческий философ Гераклит. Каждому названному принципу морали соответствует конкретное явление в природе, которые сведены в таблицу 3.
Таблица 3. Соответствие моральных принципов законам природы.
Законы природы независимы от нас, однако в обществе люди их устанавливают сами. Если новые законы общества не имеют аналогов в природе, то такое общество будет разрушено придуманными законами и отторгнуто природой с тела планеты как инородное тело. Но если общественные законы будут соответствовать природным, то люди невольно могут воздействовать и положительно изменять взаимодействия в природе. Так, животные, живущие рядом с человеком, вследствие индукции (и подражания) изменяют своё поведение. Современник И.В.Мичурина американский естествоиспытатель Д.Батлер, уговаривая растения измениться, вызывал у них устойчивые мутации. Поэтому, зная условия передачи человеческих взаимоотношений на взаимодействия животных, можно целенаправленно управлять эволюцией биосферы. О влиянии общественных процессов на явления природы говорили многие древние философы и выдающиеся деятели М.Ганди, Н.К.Рерих. Когда в Китае началась гражданская война, М.Ганди предсказал землетрясение, что и случилось. Землетрясениям в Степанакерте и Ленинакане предшествовали кровавые события в Нагорном Карабахе, эту статистику можно продолжить. Воздействия общественных негативных процессов просматриваются не только в случаях землетрясений, но и в других природных катастрофах. Гармония в природе воцарится, когда само общество достигнет Гармонии. А к ней можно прийти только через этические принципы, которые соответствуют законам природы.
Этика и общность
Феномен общества стал возможным благодаря общности. Общность... Человек зачастую не подозревает насколько она важна. Лишь в одиночестве приходит понимание, что всё достигнутое и приобретённое, оказывается ненужным. Делалось всё это как бы для себя, но на самом деле служило для привлечения внимания и уважения других. Ощутив счастье общности, человек долго живёт этим впечатлением, а когда общность теряется, питает надежду обрести её вновь. Часто, утратив понимание себя другими, т.е. фактически потеряв общность и свою нужность, человек боится признаться себе в этом, ведь это означает признать бессмысленность своего существования. В этом состоянии он пытается обмануть себя, поддерживая в себе иллюзию общности, стремясь получить различные привилегии, регалия, чины, звания, сделать всевозможные приобретения, и не замечает, что чем больше их у него, тем более он одинок. Ему приходится усиленно имитировать иллюзию общности, окружая себя подобными же себе, стремящимися, по выражению замечательного русского педагога К.Д.Ушинского, к верхам, потолкам, орденам, чинам. Но лиши его этих "достижений" и человек узнает, что без них он своему окружению не нужен - его приобретения подменяли ему общность. Оказавшихся рядом тянуло к его возможностям, а не к нему самому, и они были такими же несчастными, как и он сам, хотя и не осознавали своего несчастья. У людей, с которыми психологически тепло и комфортно, как правило, нет ни званий, ни регалий, ни приобретений. С человеком просто хорошо, потому что он - Человек, которым сделали его моральные принципы. Низкий уровень морали разлагает общность. Людям нужно уважение, а не слава, но, не находя его у окружающих, они начинают стремиться к славе. Людям не нужны ни власть, ни деньги, а необходима лишь возможность удовлетворения своих желаний. Не осуществив её в обществе, они начинают "работать локтями", чтобы достичь власти и денег только для удовлетворения своих потребностей. Древние понимали значение общности. Так, у славян общность проявлялась в культе древнеславянской богине Тани, исчезнувшем на заре первого тысячелетия нашей эры. Суть его заключалась в том, что человеку желали того, чего он хотел бы пожелать себе сам. Это относилось к его качествам, изъявлениям, целям, желаниям. Считалось, что благодаря таким пожеланиям человек неизбежно достигнет успеха. Остатки этих верований сохранились у славянских и сосуществующих с ними народностей в традиции тостов за праздничным столом, пожеланий друг другу приятного и важного. Не только труд создал человека, как считал Энгельс, не меньшую роль в этом сыграла общность. Эволюция и рост общности привели к превращению стада - в племя, племени - в общину, общины - в государство. Дальнейшее развитие общности превратит государство в живой организм. Благодаря общности возникли труд, речь, язык, современное мышление и общинные моральные качества, ставшие ныне врождёнными. Общность ускорила эволюцию человека вследствие появившейся возможности обмениваться опытом. Общность усложняет отношения, и чем они сложней, тем более развиты люди. Углубление общности приведёт ко многим ещё не проявленным качествам в творчестве, сенситивности, мастерстве. Мы уже говорили, как важны у в а ж е н и е и с о т р у д н и ч е с т в о, ибо только тогда открывается истинная цель общения - взаимное раскрытие. Общность даёт возможность формировать живые коллективы, способные совместно жить, трудиться и развиваться. Живая Этика, обращаясь к глубинам духовного мира человека, где идёт формирование нашего "Я", через т е р п и м о с т ь и п р и я т и е расширяет диапазон восприятия мира. А через остальные моральные принципы обучает человека оперировать алгоритмами мышления, конструируя из них различные формы мышления, возникающие адекватно ситуации. Человек за свою жизнь овладевает одним видом мышления, в лучшем случае, двумя-тремя. Но их многообразие бесконечно. И мало кто знает, что операции над алгоритмами мышления совершают этические принципы, которые способны сделать наше "Я" бесконечно разнообразным. Они могут повысить наш духовный уровень и устранить разорванность познания. Тогда для нас не останется противоречий между наукой и религией, психофизикой и искусством. "Если наука преподносит достоверные знания,- читаем в "Общине",- то учение (Живой Этики) и есть наука." Результатом этого синтеза явится целостность нашего "Я", целостность восприятия и полнота жизни. Благосостояние народа, оптимальное устройство общества и будущее страны определяются существующим уровнем общности, развитию которого должна способствовать система воспитания и образования. Не будет общности - не будет ничего. Человек, обретая общность, становится сотрудником Общины, независимо от того, где он живёт и кем работает. В современном обществе достаточно препятствий к достижению общности. Главное из них - разделение по специальностям, следствием чего является дифференциация людей на сословия и имущественное неравенство. Мы так к этому привыкли, что не можем увидеть всех ужасных последствий специализации: несбывшиеся надежды, неосуществлённые мечты, неудовлетворённые желания, уязвлённое самолюбие, бесцельность существования, растраченные понапрасну силы, сделки с совестью, неблаговидные поступки - всё это последствия дифференциации труда, которая изменила мораль не в лучшую сторону. Дифференциация труда сделала человека зависимым от общества и полностью управляемым другими. В этом состоянии человек легко усваивает мысль о своей неполноценности и превосходстве над ним представителей других профессий. К сожалению, современное искусство и пропаганда делают всё, чтобы поддерживать эту иллюзию. Как же человек может управлять собой и быть самостоятельным творцом, если им управляют другие? Доказано, что вымирание биологических видов происходит из-за чрезмерной специализации целого организма или крайней дифференциации какого-либо органа. Так, некоторые виды рыб, приспособившиеся к воде определённого химического состава, погибают при его изменении. Крайняя дифференциация органов приводит к потере регенерации и к невозможности адаптироваться к новым условиям среды. Поэтому прогрессом можно признать только универсальную форму дифференциации, т.е. когда ткани, клетки и вообще элементы биосистемы взаимопревращаемы. Эта способность сохраняется у организмов с малой степенью дифференциации. Как только общество сворачивает на путь дифференциации, оно обрекает себя на гибель. Если бы ремесленничество не стало дробиться на ещё меньшие специальности, а происходила бы большая интеграция ремёсел, то феодализм превратился бы не в капитализм, а в универсальное общество, состоящее из развитых людей. Таким образом, возможность пойти по интеграционному пути в ХIV веке была упущена, и ни Макиавелли, ни Монтень не удержали Европу от неверного шага. Хотя первого можно упрекать только за то, что он не додумался до этого, а Монтень знал и чувствовал, но не остановил людей категорично и убедительно. Универсальные люди всегда значительно мягче, поэтому многих конфликтов и войн на Земле могло бы не произойти, если бы цивилизация пошла по пути универсализации. Дифференциация является причиной гибели многих народов и государств. Империя Македонского, владения Ватикана и т.д. исчезли после того, как общество дифференцировалось на сословия. Если сравнивать законы Солона в Афинах (при которых, собственно, и произошёл наибольший расцвет Афинского государства) и законы Ликурга в Спарте, то увидим, что в Спарте дифференциация людей на сословия ограничивалась и запрещалась, а законы Солона эту дифференциацию, напротив, поощряли. В результате Афины существовали недолго, но оставили миру прекрасные памятники архитектуры и искусства. Спарта же существовала очень долго, но, кроме героической истории, от неё ничего не осталось. Как сочетать оба эти пути таким образом, чтобы были и расцвет культуры, и бесконечно долгое существование? Равенство противоположно дифференциации. Многие выдающиеся лидеры понимали, что только благодаря равенству можно создать устойчивое сильное государство. Но равенство ни имущества и прав, а равенство возможностей. Так, в государстве инков, где все получали со складов бесплатно и поровну, люди не могли иметь даже дополнительной одежды. Та же картина наблюдалась в средние века в Южно-американском государстве, созданном христианскими монахами-иезуитами: где даже подъём и отбой, употребление пищи и справление иных надобностей по всей стране происходили в одно время. Такие же стремления были у братьев Гая и Тиберия Гракхов в Древнем Риме в их "республике равных", просуществовавшей несколько дней. Несмотря на свою военную силу, такие государства, тем не менее, отставали в своём интеллектуальном и духовном развитии от тех, где процесс дифференциации ничем не сдерживался. В итоге это отставание
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |