Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Кен УИЛБЕР ПРОЕКТ АТМАН
Трансперсональный взгляд на человеческое развитие.
|
Выдержки из произведения МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Психология. Антропология. Искусство Редакционный совет: Бронислав Виногродский (Россия) Станислав Гроф (США) Павел Гуревич (Россия) Двайт Джуди (США) Владимир Козлов (Россия) Стенли Криппнер (США) Леонид Кроль (Россия) Владимир Майков (Россия) Яков Маршак (Россия) Арнольд Минделл (США) Эми Минделл (США) Валерий Подорога (Россия) Джон Ровен (Великобритания) Аркадий Ровнер (Россия — США) Михаил Рыклин (Россия) Тыну Сойдла (Россия) Дмитрий Спивак (Россия) Чарлз Тарт (США) Евгений Файдыш (Россия) Вячеслав Цапкин (Россия) KEN WILBER THEATMAN PROJECT A TRANSPERSONAL VIEW OF HUMAN DEVELOPMENT 1980 Кен УИЛБЕР ПРОЕКТ АТМАН Трансперсональный взгляд на человеческое развитие Издательство ACT Издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука Москва 2004 УДК 159.9 ББК88.6 У36 Ken Wilber THE ATMAN PROJECT A Transpersonal View Of Human Development 1980 Издатели благодарят Алексея Купцова, чья финансовая помощь и дружеская поддержка сделали возможной публикацию этой книги. Перевод с английского под редакцией Александра Киселева Научный редактор кандидат философских паук Владимир Майков Серийное оформление Павла Иващука Подписано в печать с готоных диапозитивов 20.11.03. Формат 60x90l/i6- Бумага мелованная. Печать офсетная. Уел. псч. л. 20. Тираж 3000 экз. Заказ 2281. Уилбер К. У36 Проект Атман; Трансперсональный взгляд на человеческое развитие/ К. Уилбер; Пер. с англ. под ред. А. Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. ■— 314, [6] с. — (Тексты транс персональной психологии). ISBN 5-17-021069-8 В книге одного из ведущих теоретиков трансперсоналыюй психологии сопоставляются взгляды наиболее известных психологических школ и духовных традиций на эволюцию человека. Делается попытка аналитически разрешить проблему достижения всеединства — или проекта Атмана — как называет ее автор. УДК 159.9 ББК88.6 ©Ken Wilber, 1980 © Институт трансперсоналыюй психологии, 2004 © Издательство К. Кравчука, 2004 О Оформление. ООО «Издательство ACT», 2004 Посвящается Роджеру Уолшу, которого я с гордостью считаю своим другом Содержание От редакции ................................................................................................................. 8 ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................. 11 I. ПРОЛОГ ....................................................................................................... 17 Внешняя дуга и внутренняя дуга ............................................................... 20 Подход.......................................................................................................................... 22 2 .ПРИМИТИВНЫЕ КОРНИ ОСОЗНАНИЯ ............................................. 24 Плеромная Самость ................................................................................................. 24 Алиментарный Уроборос ...................................................................................... 27 З.ТИФОНИЧЕСКАЯ САМОСТЬ ................................................................ 31 Осевое Тело и Праническос Тело ............................................................. 31 Образное тело ........................................................................................................... 36 Природа тифона: резюме........................................................................................ 42 4. САМОСТЬ ЧЛЕНСТВА ...................................................................................... 46 Вербальный Ум: резюме......................................................................................... 56 5. МЕНТАЛЬНО-ЭГОИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ............................................ 58 Эгоические области: резюме ................................................................................ 65 6. СИМВОЛЫ ТРАНСФОРМАЦИИ..................................................................... 67 Восхождение сознания ........................................................................................... 67 Трансформация и трансляция ............................................................................. 71 Трансляция, трансформация и психопатология .................................... 75 7. КЕНТАВРИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ ....................................................................... 79 Единство более высокого порядка........................................................................ 79 Автономия, самоактуализация и интенциональность........................... 82 Первичный процесс: до-вербальность ..................................................... 87 Образное видение: трансвербальность ............................................................... 91 Прсдконсенсус и трансконсенсус ....................................................................... 94 Непосредственное настоящее................................................................................ 97 Спонтанность ............................................................................................................ 99 Кентавр: резюме...................................................................................................... 100 8. ТОНКИЕ ОБЛАСТИ .................................................................................. 106 Нирманакайя: грубые области ........................................................................... 106 Самбхогакайя: тонкий уровень ........................................................................... 110 Высшая тонкая область ........................................................................................ 112 Тонкие области: резюме .............................................................................. 114 9. ПРИЧИННАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ОБЛАСТИ................................................. 117 Дхармакайя: причинные области ....................................................................... 117 Высшая причинная область................................................................................. 118 Свабхавикакайя; окончательная трансформация............................................ 121 Вечность: Бог или Ид?................................................................................... 123 10. ФОРМА РАЗВИТИЯ....................................................................................... 129 II. ТИПЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ..................................................................... 133 Основное, или фоновое бессознательное ....................................................... 134 Архаическое бессознательное ................................................................... 136 Погружающееся бессознательное .................................................................... 138 Внедренное бессознательное...................................................................... 141 Всплывающее бессознательное................................................................. 144 12. МЕДИТАЦИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ .................................................... 148 13. ПРОЕКТ АТМАН.................................................................................... 158 Вариации проекта Атман............................................................................ 160 Субъективный аспект ................................................................................... 162 Жизнь и смерть ............................................................................................. 164 Объективный аспект ............................................................................................. 168 Форма смерти и вспоминания .......................................................................... 170 14. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕРЕЗ НИЗШИЕ УРОВНИ........................................... 175 Уроборические инцест и кастрация ........................................................ 175 Проект Атман в тифонических областях ................................................. 178 Стадия вербального членства и анальная фаза проекта Атман ................. 184 15. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕРЕЗ УРОВНИ «ЭГО» .............................................. 195 Слияние, дифференциация и диссоциация ............................................ 201 Материнский инцест/кастрация ................................................................ 204 Родительский инцест/кастрация................................................................. 208 Эгоический проект Атман: «эго»-идеал и совесть ....................................... 212 Отбрасывание родительского инцеста/кастрации......................................... 217 16. ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА ........................................................ 218 Кентавр..................................................................................................................... 218 Тонкая и причинная эволюция ......................................................................... 227 17. ШИЗОФРЕНИЯ И МИСТИЦИЗМ ............................................................... 231 18. ИНВОЛЮЦИЯ ............................................................................................ 244 Тибетская книга мертвых .................................................................................... 247 Стадия первая: Чикхай Бардо.............................................................................. 248 Стадия вторая: Чоньид Бардо...................................................................... 250 Стадия третья: Сидпа Бардо .......................................................... :.................... 261 Амнезия и промежуточное состояние............................................................. 262 ПРИЛОЖЕНИЕ: Справочные таблицы ........................................................................................... 268 ТАБЛИЦА 1 ................................................................................................... 270 ТАБЛИЦА 2 ................................................................................................... 272 ТАБЛИЦА 3 ................................................................................................... 274 ТАБЛИЦА 4 ................................................................................................... 276 ТАБЛИЦА 5 ........................................................................................................... 278 ТАБЛИЦА 6 ........................................................................................................... 280 ТАБЛИЦА 7 ........................................................................................................... 282 БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................. 284 ОТ РЕДАКЦИИ Я знаю, что не все прочитают эту книгу. Более того, изначально на обложке этого произведения Кена Уилбера мне хотелось написать «Книга не для всех», с тем, чтобы сразу отсеяь армию любителей развлекательных книг. Эта книга тяжела для понимания. Более того, эту книгу почти невозможно понять. Она касается сокровенной тайны жизни — Духа. Для кого эта книга? Для Великих Игроков. Роберт де Ропп в книге «Великая Игра» пишет, что жизненные игры отражают жизненные цели, и игры, которые люди себе выбирают, указывают не только на их тип, но и на уровень их внутреннего развития. Де Ропп разделяет жизненные игры на «материальные» игры и «мета»-игры. Материальные игры можно расценивать как игры, направленные на приобретение материальных вещей, в основном денег и того, что на них можно купить. Цель мета-игры лежит за пределами материального мира: духовный рост, знания, ментальность. Другими словами, цель материальных игр — конкретные вещи мира, особенно «физическая четверка»: деньги, власть, секс, общественное положение. Мета-игры скрыты, возвышенны, утонченны. Их цель — абстрактные вещи: истина, красота, знание. На вершине этих мета-игр де Ропп помещает Великую Игру: поиск просветления, освобожде- От редакции 9 ния, спасения или пробуждения. Это игра освоения и овладения вещами не внешнего, но внутреннего мира, своего разума и сознания. Ее конечная цель — глубоко познать свою природу, раствориться в ней и через свой непосредственный опыт ощутить, что она божественна. Различные традиции выражают это по-своему, но суть одна и та же. Христианство учит нас, что «Царство Божие в тебе самом», или, словами святого Клемента: «Тот, кто знает себя — знает Бога»; буддизм говорит: «Посмотри в себя. Ты есть Будда»; суть сидтхи-йоги — «Бог обитает в тебе, как ты»; и в исламе — «тот, кто знает себя — знает своего Бога». Истинных игроков в Великую Игру, тотально поглощенных этой игрой, чрезвычайно мало. Нужна какая-то очень большая внутренняя сила, чтобы прожить Великую Игру полностью. Нужна очень большая энергия внешней поддержки, чтобы быть вовлеченным в Великую Игру. Для меня эта книга имеет оба аспекта энергии. С одной стороны, она является катализатором удивительных внутренних открытий, вовлекающих наше любопытство в Великую Игру. С другой стороны «Проект Атман» — особое пространство духа, которое приглашает наше тонкое восприятие и ментальность в чарующее путешествие идей, образов, метафор философии вечного. Мы не хотим раскрывать содержание «Проекта Атыана». Тексты в этой книге обладают высокой степенью целостности. Так же, как невозможно ничего подправить в гениальных картинах Тициана или Врубеля, так и любое толкование или дополнительная интерпретация во введении к этой книге мы считаем излишним. Уже девятый год я читаю на факультете психологии университета академический курс «Теория и практика трансперсональной психологии». Каждый раз, знакомя студентов представлениями Кена Уилбера о трансперсональной психологии, я попадаю в состояние восторга перед красотой и утонченностью «Проекта Атман». Я завидую тем, кто впервые берет в руки этот бестселлер трансперсонального мировосприятия, потому что им предстоит Удивительное путешествие. 10 Проект Атман Я полон уважения к тем, кто уже не первый раз начинает читать эту книгу — значит, вы уже осознали, что «Проект Атман» Кена Уилбера обладает той же глубиной и вечной новизной, как и сам Атман. . Владимир Козлов, доктор психологических наук ПРЕДИСЛОВИЕ Тема этой книги фундаментально проста: развитие — это эволюция, эволюция — это трансценденция (напомню прекрасную фразу Эрика Янча: «Эволюция как самореализация путем само-трансценденции») [199], а конечная цель трансценденции — Ат-ман,1 то есть предельное Сознание Единства в едином Боге. Все возможные влечения сводятся к этому одному Влечению, все желания являются разновидностями этого Желания, все усилия и порывы подчинены этой Тяге — и все это движение в совокупности представляет собой то, что мы называем «проект Атман», — влечение Бога к Богу, Будды к Будде, Брахмана к Брахману, которое, однако, первоначально реализуется через посредство человеческой психики и с самыми разными результатами — от экстатических до катастрофических. В книге «Вверх от рая» [427] я постарался показать, что коль скоро человеку удалось развиться из амебы, он, в конечном счете, находится на пути к Богу, однако пока что пребывает во власти немыслимого промежуточного состояния, известного как проект Атман. И теперь эволюционное движение продолжается от единства к единству, пока в конечном счете не останется только одно Единство, а проект Атман не растворится в проявлении самого Атмана. Атман, так же как и Брахман — одно из ключевых понятий традиции индуизма. Атман — это запредельный Абсолют (Брахман) в человеке. При ■этом важно отметить, что Атман представляет собой не «часть» Брахмана, но неким парадоксальным образом тождественен целому Брахману. — Прим. ред. 14 Проект Атман у Шри Ауробиндо, а взамен их прежнего использования (по примеру Кумарасвами) вводятся термины «внешняя дуга» и «внутренняя дуга». Понятие «проект Атман» не изменилось; впрочем, поскольку идеальное состояние экстатического единства является не доличностным слиянием «инфантильного космического сознания», а скорее трансперсональным единством высшей каузальной сферы,8 контекст проекта Атман естественным образом сместился в направлении этого состояния, причем намного отчетливее, чем в исходных формулировках. Я думаю, что все сказанное выше можно было прочесть между строк первоначальных статей; в книге же это излагается открытым текстом и достаточно прямо. Итак, далее рассказывается о проекте Атман. Это попытка поделиться тем, что я увидел; малая толика того, что я запомнил; это еще и просто дзенская пыль, которую вам следует отряхнуть со своих сандалий; и, наконец, это ложь перед лицом той Тайны, которая одна только и есть на свете. Кен Уилбер, Линкольн, штат Небраска, зима 1978 года 8 Каузальная (причинная) сфера — термин мистической космологии. Космологические учения различных мистических традиций различают несколько уровней (или сфер) бытия — от самого «грубого» материального уровня до все более «тонких» душевных и духовных уровней — эфирного, астрального, ментального, каузального и финального, которые, в свою очередь, могут подразделяться на более низкие и более высокие подуровни. Подробнее об этом см., например, в «Тайной Доктрине» Е. БлаватскоЙ. — Прим. ред. Знай, что по природе своей каждое создание стремится стать подобным Богу. Меистер Экхарт Все существа ищут единства; вся множественность борется ради него; у всякой жизни это единство является единственной универсальной целью. Иоганн Таулер Быть одним целым со вселенной, одним целым с Богом — вот чего мы желаем больше всего, независимо от того, знаем ли мы об этом или нет. ■ . Фриц Кункель
ПРОЛОГ По словам философа Яна Смэтса, куда бы мы ни взглянули в природе, мы не увидим ничего, кроме целостностей [354]. И при том не простых целостностей, а иерархических: каждое целое является частью какого-то более крупного целого, которое само входит частью в еще большее целое. Поля внутри полей внутри новых ло-лей? протянувшихся через космос и связывающих каждую и всякую вещь с любой другой. Вселенная, продолжает Ян Смэтс, — это не бездумно статичная и инертная целостность — космос отнюдь не ленив, он является активно действующим и даже созидательным. Он стремится (мы сейчас говорим телеономически, а не телеологически 9) производить целые все более высокого уровня, все более всеобъемлющие и высоко организованные. Этот всеобщий космический процесс в его развертывании во времени есть не что иное, как эволюция. А тяготение ко все более высоким уровням единства Я. Смэтс назвал холизмом. Если продолжить эту линию размышлений, мы могли бы сказать, что поскольку человеческий разум или психика является аспектом космоса, то в ней самой вполне можно найти то же иерархическое расположение целых внутри других целых, от простейших и самых рудиментарных до наиболее сложных и всеобъемлю- Телеология (от греч. «телос» — «цель») — учение о том, что развитие, в Данном случае развитие мира, предопределено изначально заданной целью, елеономия — («телос» — «цель», «номос» — «закон») — учение о законах Уелелолагания. — Прим. ред. 18 Глава 1 щих. В общих чертах, именно таковы открытия современной психологии. По словам Вернера, «Всякое развитие всегда идет от состояния относительной всеобщности и отсутствия различий к состоянию возрастания изменчивости, выраженности и иерархической интеграции» [394]. Якобсон говорит о «тех разделенных на слои феноменах, которые современная психология открывает в различных областях разума» [196], где каждый следующий слой является более интегрированным и всеобъемлющим, чем его предшественник. БеЙтсон указывает, что даже само научение ие-рархично и включает несколько главных уровней, каждый из которых является «мета»-уровнем для предшествующего [33]. Тогда, в общем приближении, мы можем заключить, что психика, как и весь космос, имеет много уровней («многомерна») и состоит из последовательности целостностей, единств и совокупностей все более высокого порядка. Холистическая эволюция природы, повсюду производящая все более высокие степени целостности, в человеческой психике проявляет себя как развитие и рост. Та же самая сила, сделавшая из амебы человека, делает из детей взрослых. Иными словами, рост человека от детства до зрелости является просто миниатюрной версией космической эволюции. Или можно было бы сказать, что психологическое развитие людей — это просто микрокосмическое отражение всеобщего развития в целом, и оно имеет ту же цель: развертывание стадий единства и интеграции все более высокого порядка. В этом заключается одна из главных причин того, что психика действительно имеет слоистую структуру. Во многом подобно геологическому формированию земной коры, психологическое развитие происходит слой за слоем, уровень за уровнем, стадия за стадией так, что каждый последующий уровень накладывается на предыдущий таким образом, что он включает его в себя, но превосходит его («обертывает» его, как сказал бы Вернер). Итак, в психологическом развитии целое каждого уровня становится просто частью целого следующего уровня, которое, в свою очередь, становится частью следующего целого, и так далее на протяжении всей эволюции сознания. Возьмем в качестве одного из многих возможных примеров развитие речи: ребенок сначала осваивает лепет, затем гласные и согласные, простые слова, небольшие фразы и предложения и лишь потом развернутые предложения. На каждой стадии простые части (например, слова) интег- Пролог 19 рируются в более сложные целостности (например, предложения), и как указывает Якобсон, «новые добавления накладываются на более ранние, которые начинают растворяться в более высоком слое» [196]. Современная психология развития целиком посвятила себя изучению и разъяснению различных уровней, стадий и пластов человеческого устройства — ума, личности, психосексуальности, характера, сознания. В работах Пиаже [294] и Вернера [393], Ле-винджер [243], Ариети [7], Маслоу [262] и Якобсона [196], в исследованиях Кольберга [229] по моральному развитию — повсюду полностью или частично признается концепция отдельных стадий возрастания дифференциации, интеграции и единства. После всего сказанного мы сразу же имеем право спросить: «Что же такое высшая стадия единства, к которой можно стремиться?» Или, быть может, нам не следует формулировать свой вопрос в столь предельной форме, а взамен просто спросить: «В чем состоит природа некоторых высших и высочайших стадий развития? Какие формы единства обнаруживаются в наиболее развитых душах человеческого рода?» Все мы знаем, что представляют собой «низшие» стадии и уровни психики (я говорю здесь наиболее обобщенно и упрощенно): им свойственны инстинктивность, импульсивность, либидоз-ность, животность, обезьяноподобие. И всем нам также известно кое-что о некоторых «средних» стадиях: это социальная адаптиро-ванность, приведение ума в порядок, интеграция «эго», синтаксическая организация, концептуальная продвинутость. Но разве нет никаких более высоких стадий? Разве «интегрированное "эго"» или «автономная индивидуальность» являются высочайшими достижениями человеческого сознания? Индивидуальное «эго» — это единство изумительно высокого порядка, но по сравнению с Единством всего космоса оно выглядит жалким кусочком целостной реальности. Неужели природа трудилась миллиарды лет, чтобы произвести на свет лишь эту ничтожную эгоистическую мышь? Проблема с вопросами такого рода заключается в том, чтобы найти примеры личностей подлинно более высокого порядка, и четко решить, что же именно делает их такими. Сам я считаю, что с продолжением коллективной эволюции человечества эта пробле- а Станет легко решаемой, поскольку в демографических данных УДет появляться все больше «просветленных» личностей, и стати- 20 Глава I стические расчеты вынудят психологов включать профили более высокого по*рядка в рассматриваемые ими стадии развития. Тем временем, сама идея «более высокого порядка» или «высших стадий развития» остается по преимуществу философской, хотя немногие одаренные души, не поленившиеся подумать над данной проблемой, полагают, что в великих мистиках и мудрецах мира представлены некоторые из самых высоких, если не высочайших, стадий человеческой эволюции. Именно об этом ясно сказал Бергсон; Лев Толстой, Тойнби, Джеймс, Шопенгауэр, Ницше и Маслоу также говорили об этом. Суть здесь в том, что мы могли бы иметь великолепную популяцию предельно эволюционировавших и развитых личностей в лице великих мировых мистиков-мудрецов (исследования Маслоу поддерживают эту мысль). Давайте просто попробуем предположить, что подлинный мистик-мудрец представляет собой самые высочайшие стадии человеческого развития, настолько же превосходящие уровень развития нормальных, средних представителей человечества, насколько те превосходят обезьян. Это, фактически, дало бы нам выборку, аппроксимирующую «высшее состояние сознания» — некий тип «сверхсознательного состояния». Кроме того, большинство мистиков-мудрецов оставили после себя достаточно детальные записи о стадиях и шагах их собственной трансформации в области сверхсознания. Они сообщают нам не только о высшем уровне сознания и сверхсознания, но также и обо всех промежуточных уровнях на пути к нему. Взяв эти более высокие стадии и добавив их к низшим и средним, столь тщательно описанным и изученным в западной психологии, мы можем получить вполне сбалансированную и исчерпывающую модель спектра сознания. В этом как раз и состоят смысл и назначение данной книги. Внешняя дуга и внутренняя дуга Как только мы соберем воедино все стадии и уровни эволюции сознания, получится нечто похожее на всеобщий цикл жизни. И если все высшие стадии, о которых сообщают мистики, реальны, то в этом цикле обнаружится движение от подсознания (инстинктивного и импульсивного) через самосознание (эгоистическое, концептуальное, синтаксическое) к сверхсознанию (трансцендентному, трансперсональному, надвременному; см. рис. I.). Далее наш Пролог 21 цикл для удобства можно разделить на две половины: внешнюю пугу то есть движение от подсознания к самосознанию, и внутреннюю ДУГУ= — движение от самосознания к сверхсознанию. Весь этот цикл очень хорошо описан у Ананды Кумарасвами: На жизнь или на жизни человека можно посмотреть, как на некую кривую линию — это дуга переживания времени, стягиваемая продолжительностью индивидуальной Воли к Жизни. Движение этой кривой наружу... — Путь Стремления, Прав-ритти Марга — характеризуется самоутверждением. Движение внутрь — Путь Возвращения, Нивритти Марга — характеризуется возрастающей Самореализацией. Религией людей на наружном пути является Религия Времени; религией тех, кто возвращается, является Религия Вечности [86]. История внешней Дуги — это история Героя: история ужасной битвы за прорыв из сна в подсознании, из погруженности в первобытную матрицу состояния предшествовавшего дифференциации. Это также история «эго», ибо «эго» и есть Герой, история его возникновения из бессознательного: его конфликтов, достижений, ужасов, тревоги и наград. Эта история развертывается на арене дифференциации, разделения и возможного отчуждения; на арене роста, индивидуации и возникновения. САМОСОЗНАНИЕ (эгоистическое, ментальное)
Рис. I. Всеобщий Цикл Жизни внешняя дуга — движение от подсознания к самосозна-составляет лишь половину истории эволюции сознания; 22 Глава 1 необходимую, но половину. За пределами самосознающего «эго» находится/'еогласно мистикам и мудрецам, путь возвращения и психология вечности — внутренняя дуга. Нам предстоит попытаться выстроить полную историю эволюции сознания, включающую не только наружный взмах от подсознания к самосознанию, но и внутренний — от самосознания к сверхсознанию (его полная карта для дальнейших ссылок представлена на рис. 2). Мы обнаружим, что подсознание является видом доличностного единства, а сверхсознание — надличностным единством. История невероятного путешествия от одного из этих состояний к другому и составляет тему данной книги.
Подход Психологическую эволюцию человека, мужчины или женщины, от младенчества до взрослого состояния, то есть целостный процесс онтогенеза, обычно исследовали на Западе под весьма широким названием «психологии развития». Исторически в поле изучения попадали такие разнородные элементы, как развитие познавательных способностей, моральное созревание, теория научения, психосексуальные стадии, мотивационное, эмоциональное и интеллектуальное развитие, присвоение тех или иных ролей. Однако Пролог 23 все это в большей или меньшей степени относилось только к внешней дуге. Но на сегодняшний день исследования даже одной только внешней дуги столь обширны и включают в себя так много разных теоретических и методологических подходов, что из них можно извлечь лишь самые общие выводы. Имеются, как минимум, основные работы Болдуина, Дьюи, Тафтса, Дж. Мида, Броутона, Юнга, Пиаже, Салливена, Фрейда, Ференчи, Эриксона, Вернера, Харт-мана, Ариети, Левинджер, Кольберга и других. Я упоминаю все эти имена лишь для того, чтобы показать, что намереваюсь не выявлять достоинства кого-либо из них по сравнению с другими, а обсудить значимость внешней дуги, как целого, в свете знания о существования внутренней дуги. Поэтому я просто представлю рабочий обзор некоторых общепринятых стадий в развитии самоощущения, свободно и, как может порой показаться, довольно неразборчиво используя материал ведущих школ психологии развития. Кроме того, я не стану абсолютно разграничивать различные линии развития — такие, как познавательное, моральное, волевое, мотивационное, эмоциональное или интеллектуальное развитие — поскольку пока еще невозможно во всех случаях решить, являются ли какие-либо из них, или они все, параллельными, независимыми или эквивалентными, а также имеют ли они один общий или несколько разных источников. Мне хочется с самого начала избежать столь затруднительного спора. То же, по существу, справедливо и в отношении внутренней Дуги: здесь я также буду использовать
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |