Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Ключи дзен.
|
Выдержки из произведения
Тит Нат Хан – Ключи ДзенПеревод Архипов А.В. Соболева С.Р. Макет Солдатов АВ.Редактор Свами Вит Праяс Zeen keas. Rajneesh Foundation. Poona, India. Москва, «Нирвана», 2004
Книги известного вьетнамского дзэн-мастера Тит Нат Хана посвященная работе над собой и комментариям к сутрам южного буддизма и дзэн-буддизма, включая перевод коанов и сутр.
Тит Нат Хан: "Ключи дзен"
Глава 1. ПРАКТИКА ОСОЗНАННОСТИ
Маленькая книга.
Я попал в монастырь дзен Цзу Хиё в шестнадцатилетнем возрасте. После недолгого знакомства с монастырской жизнью я предстал перед монахом, ответственным за мое обучение, и попросил его научить меня "пути" дзен. Он протянул мне маленькую книгу, заголовок которой был написан китайскими иероглифами, Книга называлась "Краткое руководство практики". И монах дал мне задание выучить эту книгу наизусть. Я поблагодарил его и отправился в комнату читать книгу. Эта знаменитая в кругах последователей дзен книга разделена на три части, которые озаглавлены так: "Практика в обыденной жизни", "Основные практики для новичков", и "Учение мастера дзен Куаи Хана". В этой книге вообще нет никакой философии, все ее три части содержат лишь объяснение практики. Первая часть книги учит успокаивать и концентрировать ум. Вторая часть книги объясняет заповеди и некоторые важные для монастырской жизни практики. Третья часть книги представляет собой замечательную проповедь для учеников дзен; она призывает их помнить о том, насколько ценна их жизнь, и убеждает их не растрачивать ее впустую. Я убедился в том, что с этой книги начинали практиковать не только новички, но даже сорока- и пятидесятилетние монахи выполняли ее предписания. Перед тем как приехать в этот монастырь, я уже успел получить образование на Западе, и у меня сложилось впечатление, что методы обучению буддизму в монастырях несколько устарели. Сначала нас попросили выучить всю книгу наизусть. Затем мы должны были начать практиковать, но нам даже не объяснили теоретические основы нашей практики. Я поделился своими соображениями с другим новичком, и он сказал мне: "Здесь так учат. Если хочешь изучить дзен, ты должен принять этот метод". Я подчинился и начал практиковать согласно традиции. Итак, первая часть Краткого руководства практики называется "Практика в обыденной жизни" и содержит гаты, короткие стихи, которые привносят энергию осознанности в каждый поступок человека среди рутинных дел. Например, ополаскивая руки, я выражаю такую мысль: "Вода течет по моим рукам. Да использую я свои руки с толком, на дело сохранения нашей драгоценной земли". Сидя в зале для медитаций, я думаю: "Сидеть здесь ~ все равно что сидеть под деревом бодхи. Мое тело есть сама осознанность, абсолютно свободная от смущения". И даже заходя в туалет, я говорю себе: "Скверна и чистота, взлет и падение есть концепции, существующие только в наших умах. А реальность всей полноты бытия непревзойденна". Часть "Практика в обыденной жизни" содержит всего пятьдесят гат. Нам нужно практиковать разумно, чтобы в случае необходимости сочинить и другие гаты. В этой путеводной книге приведены только примеры. Мы должны совершенствовать или даже изменять гаты, писать другие стихи, которые больше соответствуют нашим нуждам и современным условиям. Например, мне нужно воспользоваться телефоном. В Кратком руководстве практики нет такой гаты, поскольку в те времена, когда составлялась эта книга, телефонов не было. Я сочинил несколько гат, например такой вариант: "Слова могут путешествовать тысячи миль. Да сотворят мои слова взаимопонимание и любовь. Да будут они красивыми как драгоценные камни и нежными как цветы". Я собрал в своей книге традиционные и современные гаты и озаглавил ее так; "Настоящий миг, чудесный миг: стихи для обыденной жизни". Вы можете применить ее в своей практике. В шестнадцать лет я думал, что Краткое руководство практики было написано для юношей и тех людей, которые только еще приступали к практике дзен. Я полагал, что этот метод был всего лишь подготовкой. Но прошло уже более пятидесяти лет, и теперь я знаю, что Краткое руководство практики есть сама суть дзен буддизма.
Нам необходима осознанность.
Я передам вам короткий разговор между Буддой и современным ему философом. "Я слышал, что буддизм это доктрина просветления, - сказал философ. - Каков же ваш метод? Что вы практикуете каждый день?" "Мы ходим, едим, моемся, сидим...", - ответил Будда. "А что в этом особенного? - удивился философ. - Все люди ходят, едят, моются, сидят..." "Понимаете, - объяснил Будда, - когда мы идем, мы осознаем, что идем. Когда мы едим, мы осознаем, что едим... Когда же ходят, едят, моются или сидят другие люди, они в чаще всего не осознают, что делают". В буддизме осознанность это ключ. Осознанность есть энергия, проливающая свет на все вещи и дела, создающая силу концентрации и вызывающая глубокое понимание и пробуждение. Осознанность есть основа любой буддистской практики.
Энергия, проливающая свет на все вещи?
Вот отправная точка. Если я живу без осознанности, без внимательности, тогда я живу, как сказал Камю в романе "Посторонний", словно мертвец. Древние мастера дзен постоянно говорили: "Если мы живем невнимательно, значит мы умираем среди грез". Сколько же среди нас живут словно мертвец! Прежде всего нам нужно возвратиться к жизни, пробудиться и начать осознавать каждый совершаемый нами поступок. Осознанны ли мы, когда едим, пьем, сидим в медитации? Или же мы зря растрачиваем время, живя рассеянно?
Энергия, создающая силу концентрации?
Осознанность помогает нам сосредоточивать внимание на своих поступках и, таким образом, осознавать, что мы делаем. Обычно мы пленники общества. Наша энергия рассеивается через многочисленные прорехи. Тело и ум у нас не пребывают в гармонии. Начать осознавать, что мы делаем, говорим и думаем, значит начать сопротивляться влиянию своего окружения и всего своего неправильного мировоззрения. Когда зажигается светильник осознанности, все наше естество вспыхивает, и тогда освещается каждая проходящая мимо нас мысль и эмоция. Мы вновь обретаем уверенность в себе, тени иллюзии больше не падают на нас, и наша концентрация набирает полную силу. Мы ополаскиваем руки, одеваемся, как и прежде выполняем обыденные дела, но теперь мы осознаем свои поступки, слова и мысли. Практика осознанности предназначена не только для новичков. Это практика для всех людей на всю жизнь, далее для самого Будды. Сила осознанности и концентрации имеет духовный характер, и именно ей обязаны все великие мужчины и женщины в истории.
Энергия, вызывающая глубокое понимание и пробуждение?
Дзен буддисты стремятся обрести ясное видение реальности, воспринимать вещи такими, какие они есть, что достигается силой концентрации. Это ясное видение и есть просветление, которое всегда предполагает некий объект чистого восприятия. Просветление не бывает абстрактным.
Будьте внимательными и осознанными.
Этот процесс (энергия, проливающая свет на все вещи и дела, создающая силу концентрации и вызывающая глубокое понимание и пробуждение) получил в буддизме название "Тройное обучение": сила (заповеди), самадхи (концентрация) и праджня (озарение). Слово "сила" также означает осознанность, потому что суть заповедей заключена в осознанности. Заповеди в буддизме не навязываются извне неким авторитетом. Они возникают из нашего внутреннего понимания, основанного на практике осознанности. Привязаться к форме без понимания сути, значит попасть в оковы законов, как говорят буддисты. К нам приходит интуитивное понимание, практикуя осознание своего тела, чувств, ума и объектов ума, которые и составляют мир. Поэтому первая часть Краткого руководства практики называется "Практика в обыденной жизни" и содержит стихи на основе осознанности, и их следует запоминать наизусть. Лаборантка, работая в исследовательском кабинете, не курит, не ест конфеты и не слушает радио. Она воздерживается от всех этих вещей не из-за их смертности, а благодаря своему знанию о том, что они помешают ей хорошо сконцентрироваться на изучаемом ею объекте. То же самое верно для дзен. Заповеди помогают нам жить осознанно. (Книга из библиотеки сайта Вишнякова Андрея - http://ki-moscow.narod.ru) В дзен озарения нельзя достичь просто посредством рассудочной деятельности, то есть с помощью обучения, гипотез, анализа и синтеза. Ученик дзен должен задействовать все свое естество в качестве инструмента познания. Интеллект это только одна часть нашего естества, и как раз эта часть часто уводит нас от живой реальности, которая есть сама суть дзен. Поэтому Краткое руководство практики не выстраивает вокруг буддизму теории, а вводит практикующего человека непосредственно в ежедневную практику дзен. В монастыре практикующий делает все осознанно: носит воду, ходит за хворостом, готовит еду, сажает салат... Медитировать мы учимся в сидячей позе, но вместе с тем мы учимся сохранять осознанность, когда носим воду, готовим еду и сажаем салат. Нам известно о том, что, нося воду из колодца, мы занимаемся не просто рутинным делом, а обращаемся к самой сути дзен. Если мы не практикуем, когда носим воду, значит зря тратим время, уединившись в монастыре. Но если мы осознаем каждый совершаемый нами поступок, пусть мы даже занимаемся тем же, что и остальные люди, мы можем проникнуть прямо в мир дзен. Мастер дзен молча наблюдает за учеником, пока тот пытается перенести практику в каждый миг жизни. Ученик может почувствовать, что мастер обращает на него недостаточно внимания, но от мастера не может ускользнуть поведение ученика. Мастер распознает, "пробужден" ученик или нет. Например, если ученик шумно или небрежно хлопает дверью, значит он демонстрирует недостаток осознанности. Мягко закрыть дверь еще не значит совершить добродетельный поступок, но осознание того факта, что вы закрываете дверь, подтверждает, что у вас настоящая практика. В таком случае мастер просто напоминает ученику, чтобы тот закрывал дверь мягко, осознанно. Мастер велит это не только для того, чтобы в монастыре было тихо, но чтобы указать ученику на то, что тот не практиковал осознанность, что его поступки не были исполнены величия и тонкости. Буддисты говорят, что существуют девяносто тысяч "тонких жестов". Эти жесты и поступки выражают присутствие осознанности. Все, что мы говорим, думаем и делаем осознанно, можно описать как источение аромата дзен. Если практикующий человек слышит, что его упрекают в недостатке "аромата дзен" в речи и поступках, тогда он должен понять, что ему напоминают о необходимости жить осознанно.
Глава 2. ЧАШКА ЧАЯ
Осознание своей природы.
Во всех храмах дзен есть замечательные портреты Бодхидхармы. В моем монастыре висел портрет какого-то китайского художника. На портрете был изображен индийский монах с живым выразительным лицом. Его брови, глаза и подбородок выражали дух решимости. По некоторым сведениям, Бодхидхарма жил в пятом веке, и его считают первым в цепочке учителей дзен буддизма в Китае. Возможно, многое из того, что рассказывают о жизни этого мастера, не имеет исторического подтверждения, но характер и ум этого монаха, как описывает традиция, сделали его идеальным человеком для всех людей, стремящихся к просветлению в духе дзен. Итак, в моем монастыре висел портрет человека, который стал абсолютным господином над самим собой, который полностью освободился и набрал громадную духовную силу, которая позволила ему относиться к счастью, несчастью и всем превратностям судьбы с совершенным спокойствием и ясностью. Великая слава Бодхидхармы обязана не его мнению о вопросе абсолютной реальности и не его неукротимой воле, а глубокому постижению своего ума и всей живой реальности. Последователи дзен говорят так: "Осознание своей природы". Человек, достигнув просветления, видит, что все неправильные представления в нем растворяются. Рождается новое видение, характеризующееся отсутствием страха и создающее глубокий покой, абсолютную безмятежность и духовную силу. Осознание своей природы и есть цель дзен.
Утверждение Бодхидхармы.
Осознание своей природы это не плод обучения или исследований, а глубокое понимание, возникающее, когда вы живете в сердце реальности, живете в совершенной осознанности. Согласно Бодхидхарме, дзен есть особая передача за пределами священных писаний, которая происходит не за счет слов и букв, а за счет прямого указания на сердце реальности, чтобы мы могли осознать свою природу и пробудиться. В пятом веке, когда Бодхидхарма прибыл в Китай, тамошние практикующие изучали буддистские тексты, которые были переведены совсем недавно. Китайские буддисты занимались больше систематизацией представлений и формированием буддистских общин, нежели практикой медитации. Слова Бодхидхармы были подобны удару грома, который пробудил их, воодушевил медитировать и привил им дух буддизма, которому свойственно все познавать на собственном опыте. Из-за своего сходства с громом слова Бодхидхармы могут показаться слишком громкими и смелыми. Но если мы исследуем отношения между буддизмом дзен и индийским буддизмом, то увидим, что Бодхидхарма говорил почти в том духе, в котором выдержано учение Будды. Бодхидхарма сказал: "Будда прямо передал дзен, который не имеет ничего общего с изучаемыми вами священными писаниями и доктринами". С первого раза может показаться, что дзен есть некое тайное учение, которое передавалось от мастера к ученику, причем не в устной и письменной форме - мол, это духовное наследие могут понять только посвященные люди. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзен, поскольку ему нельзя научить посредством символов. Дзен переходит непосредственно от мастера к ученику, от "ума к уму". Последователи дзен часто использовали символ печати на уме. И эта печать была не из дерева, меди или слоновой кости, а из вещества самого ума. Термин "передача" означает как раз передачу этой печати ума. Сам дзен и есть печать ума. Многочисленные правила в буддистских священных книгах берут начало в самом буддизме, но только не в дзен буддизме. Дзен не найти в священных писаниях, поскольку он "не основан на буквах и словах". Комментаторы часто именно так толкуют изречения Бодхидхармы. Это недопонимание имеет место потому, что комментаторы проглядели тесные узы между дзен и ранним буддизмом. Мастера грозно хмурят брови, описывая высшую реальность словесно, и это свойственно всем учениям Будды. Утверждения Бодхидхармы выдержаны в этой традиции и просто призваны вызывать в людях непосредственное духовное переживание.
Буддистская революция.
Буддизм родился в конце шестого века до нашей эры. Слово "буддизм" берет начало из санскритского глагола "будх", который в ведических священных книгах чаще всего означает знать, а также пробудиться. Буддой называют того, кто знает, кто пробудился. Китайцы стали переводить слово "Будда" как пробужденный человек. Следовательно, буддизм есть доктрина пробуждения, доктрина интуитивного постижения и осознания. Но Будда с самого начала прояснил, что это пробуждение, понимание, можно обрести только практикой "пути", а не штудированием книг или рассуждениями. В буддизме освобождение случается через понимание, а не через заслуги и благодать. Рост буддизма в Индии был следствием появления нового взгляда на человечество и жизнь. Это миропонимание поначалу стало распространяться как мятеж против брахманских практик и поверий, которые в то время господствовали в обществе. Что тогда представляло собой общество? Что касается интеллектуального мировоззрения, то верхушка касты брахманов обладала в обществе абсолютной властью. Никто не смел оспаривать три главных момента, то есть откровения Вед, божественное верховенство Брахмы и чудесную силу жертвенности. Что касается верований, то во всех школах фигурировали Брахма, Вишну и Шива. Что касается философии, то все философские концепции основывались на Ведах и Упанишадах. На этом фундаменте родились и получили развитие санкья, йога и шесть философских школ. Буддизм противопоставлялся абсолютной власти Вед и всякому миропониманию, возникавшему из них. Что касается верований, то буддизм отвергал понятие Бога и все формы жертвоприношений. В обществе буддизм боролся с кастовой системой, признавая, что неприкасаемые находятся на таком же уровне, что и короли. (Будда, встретив землекопа из касты неприкасаемых, привел его на берег реки, сам помыл его, а потом принял в буддистскую общину, не обратив внимание на протесты индуистов). В интеллектуальной работе буддизм решительно отверг понятие самости (Атмана), которое составляло саму суть брахманизма. (Книга из библиотеки сайта Вишнякова Андрея - http://ki-moscow.narod.ru) Вы сами можете понять, как Будда реагировал на мировоззрение своих современников, например, читая "Брахмаджаласутту", составляющую часть "Дигханикайи" (Длинных Лекций). Его оппозиция брахманскому мировоззрению следует считать прежде всего реакцией, мятежом, нежели попыткой представить буддистскую точку зрения. Это не значит, что все представления, содержащиеся в Ведах и Упанишадах, ошибочны или не соответствуют истине. Эта оппозиция есть раскат грома, призванный сильно потрясти людей ради изменения устоев, обычаев и миропонимания, тормозившего развитие общества. Брахманизм считает концепцию Атмана (самости) основой своей методологии и онтологии, поэтому Будда утвердил доктрину Анатмана (не-самости). Что Будда хотел этим сказать? Эта самость, о которой вы толкуете, пусть она мала или велика, есть всего лишь концепция, которая не имеет никакого отношения к действительности. С точки зрения онтологии мы можем сказать, что Будда рассматривал доктрину не-самости как истину, противопоставленную доктрине самости, но это не так. А с точки зрения методологии мы сразу же видим, что понятие не-самости это противоядие, призванное освободить нас от плена догмы. Прежде чем исследовать вопрос истины и фальши, необходимо изучить подходы и методы. Это позволяет нам сказать, что понятие о не-самости родилось как реакция на брахманское понимание самости, а не как открытие, независимое от философской мысли того времени. Эта была простая реакция, которая позднее стала фундаментом развития нового понимания.
Не-самость.
В буддизме часто используют радикальные методы для искоренения привычек и предубеждений. Эта характерная черта буддизма ярче всего проявилась в дзен. Буддистские священные писания часто говорят о том, что всем явлениям присуща природа не-самости. Вещи не принадлежа самости (Сарва дхармас наиратмия). Нет ничего абсолютно личного самого по себе. Так отвергается принцип личности, который есть основа формальной логики. Согласно этому принципу, А должно быть А, Б должно быть Б, причем А не может быть Б. Доктрина самости утверждает, что А не есть Л, Б не есть Б, А может быть Б. Такое представление потрясает людей и пробуждает их снова исследовать себя. Для того чтобы понять не-самость в буддизме, необходимо также рассмотреть концепцию непостоянства (анитьи). Нет ничего постоянного. Все пребывает в состоянии бесконечных перемен. Ничто не остается прежним на протяжении двух последовательных ксан (самых кратких периодов времени, которые только можно вообразить). Все беспрестанно преображается, поэтому ничто не может удержать свою личность, даже на протяжении двух последовательных ксан. Вещи есть не-самость, иначе говоря лишены абсолютной личности, потому что не способны удержать свою личность. А, не обладающее постоянной личностью, перестает быть самим А в следующую ксану, поэтому можно сказать, что А не есть Л. Непостоянство - вот еще одно название не-самости. Во времени вещи непостоянны, в пространстве они не имеют четкой личности. Непостоянны и лишены отдельной самости не только физические, но и физиологические объекты, например наше тело, мысли и чувства. Многие люди полагают, что анатман и анитья это основа пессимистической доктрины нравственности. Они говорят: "Если все вещи непостоянны и не имеют четкой личности, тогда зачем так активно бороться ради обретения их?" Так они демонстрируют свое неверное понимание учения Будды. Цель буддизма именно освобождение через понимание. Поэтому необходимо исследовать учение Будды с точки зрения понимания, а не принимать его слова в их буквальном смысле, не понимая их истинного значения. Непостоянство и не-самость это важные принципы, которые приводят к глубокому пониманию.
Вещи и концепции.
Принцип не-самости освещает промежуток между самими вещами и концепциями, которые мы создаем вокруг них. Вещи динамичны и живы, тогда как концепции статичны. Для примера, взгляните на стол. У нас появляется впечатление, будто сам стол и наше понимание этого стола не различаются. На самом же деле, мы просто считаем что-то перед собой столом. А сам стол есть нечто совсем иное. Некоторые составляющие предмета, вроде твердого дерева коричневого цвета, расстояние от плоскости до пола составляет около метра и прочее - все это вызывает в нас понятие о столе. Например, физик скажет нам, что стол есть собрание множества атомов, чьи электроны движутся как пчелиный рой, и если мы сожмем атомы так, чтобы они вплотную прилегали друг к другу, тогда масса материи будет меньше пальца. По сути, этот стол все время изменяется. Как во времени, так и в пространстве он создан только из элементов не-стола. Все настолько зависит от этих элементов, что, после того как мы устраним их из стола, от него ничего не останется. Лес, дерево, пила, молоток и столяр это элементы не-стола, как и родители столяра, съеденный ими хлеб, изготовивший молоток кузнец и так далее. Если мы умеем воспринимать стол в его глубинной сути, тогда мы можем осознать в нем присутствие всех этих элементов не-стола. Существование стола демонстрирует существование всех элементов не-стола, то есть всей вселенной. Эта мысль выражена буддистской системой Аватамсаки в понятии взаимного проникновения всего сущего.
Взаимопроникновение вещей.
В буддизме большое значение придают взаимопроникновению вещей. Возникновение, рост и свойства вещей зависят от множества причин и условий, а не от какого-то одного единственного момента. Присутствие одной вещи (дхармы) включает в себя присутствие все остальных вещей. Просветленный мужчина (или женщина) воспринимает каждую вещь не как отдельный предмет, а как полное проявление реальности. Вьетнамский монах дзен Дао Хан, живший в двенадцатом веке, сказал: "Если существует одна вещь, значит существует все, даже частица пыли. Если одна вещь пуста, значит все пусто, даже вся вселенная". Доктрина не-самости призвана осветить природу взаимопроникновения вещей и в то же время показывает нам, что наше представление о вещах не отражает реальность и не способно передать ее. Мир идей не реален. Интеллектуальное познание это не совершенный инструмент исследования истины. Слова не могут выразить истину высшей реальности.
Тщетность метафизики.
Эти предварительные оценки указывают на отличительные черты дзен буддизма. Если человеческие представления не соответствуют реальности, значит интеллектуальное познание реальности можно считать ошибочным. В буддизме эта мысль выражается много раз. Будда часто напоминал своим ученикам о том, чтобы они не тратили зря время и силы на метафизические рассуждения. Всякий раз, когда Будде задавали метафизический вопрос, он отвечал молчанием. Вместо объяснений он призывал учеников совершать практические усилия. Однажды Будде задали вопрос о бесконечности мира, и Будда ответил: "Бесконечен или конечен мир, ограничен он или безграничен - в любом случае вам нужно освободиться". В другой раз он сказал: "Представьте себе, что некий человек ранен отравленной стрелой, и врач хочет немедленно извлечь из его тела стрелу. Скажем, этот человек не хочет, чтобы кто-то трогал стрелу до тех пор, пока пострадавший не узнает, кто пустил ее, сколько ему лет, кто его родители и по какой причине он покушался на убийство. Что произойдет? Если он станет ждать ответы на все эти вопросы, то не успеет ничего узнать, так как очень скоро умрет". Жизнь так коротка. Ее нельзя тратить на бесконечные метафизические рассуждения, которые нисколько не приближают нас к истине. Но если интеллектуальное познание ошибочно, тогда чем же нам воспользоваться для осознания реальности? Согласно буддизму, мы достигаем реальности только через прямое переживание ее. Исследования и рассуждения основаны на представлениях. Рассматривая мир, мы разрезаем реальность на маленькие кусочки, и нам кажется, будто они существуют отдельно Друг от друга. Такой тип мировосприятия называется знаниями воображения и разграничения (викальпой), согласно виджнянавадинской буддистской школе. Способность непосредственно воспринимать реальность, не опираясь на умственные представления, называется мудростью не-воображения и не-разграничения (нирвикальпаджняной). Эта мудрость есть плод медитации. Вот прямое и совершенное знание реальности, вот понимание, при котором человек не делает никакого различия между субъектом и объектом. Реальность невозможно постичь рассудком, и ее нельзя выразить языком.
Самоощущение.
Представим, что я пригласил вас в гости выпить по чашке чая. Вам подают чашку, вы пробуете чай, а затем немного отпиваете. Похоже, вам понравился чай. Затем вы ставите чашку на стол, и мы заводим разговор. А теперь представим, что я прошу вас описать чай. Вы задействуете память, представления, словарный запас для описания своих ощущений. Может быть, вы скажете: "Чай очень вкусный. Это лучший сорт чая, который только производят в здешних краях. Я до сих пор чувствую его вкус на языке. Ваш чай хорошо освежил меня". Вы можете выразить свои ощущения и многими другими способами. Но эти представления и эти слова описывают ваше непосредственное ощущение чая, но не есть само переживание. В самом деле, в непосредственном ощущении чая вы не делаете никаких различий: мол, вы субъект переживания, а чай его объект. Вы не думаете, что сорт чая лучший или худший в здешних краях. Нет концепции (или слова), способной очертить этот чистый чувственный вывод из переживания. Вы можете предложить сколько угодно описаний, но только вы имели прямое переживание чая. Когда вас кто-то слушает, он может воссоздать в воображении собственные ощущения, основанные на приобретенном личном опыте, вот и все. Когда вы описываете свое переживание, вы уже не пребываете в нем. Во время переживания вы были едины с чаем. Между субъектом и объектом не было границ и оценок. Это чистое ощущение есть пример мудрости не-разграничения, которая вводит нас в суть реальности.
Миг пробуждения.
Смысл достижения истины не в накоплении знаний, а в пробуждении к сердцу реальности. Реальность проявляется во всей своей полноте в миг пробуждения. И в свете пробуждения уже ничего ни добавить, ни отнять. На нас больше не воздействуют эмоции, основанные на представлениях. Если Бодхидхарма идеальный человек, то потому, что он разбил цепи иллюзии, которые привязывают нас к вымышленному миру. Молот, разбивающий эти цепи - вот что такое практика дзен. В миг пробуждения человек может расхохотаться, но не так, как это сделал бы некто, выигравший лотерею или победивший в каком-то конкурсе. Так засмеялся бы тот, кто после долгих поисков какой-то вещи неожиданно находит ее в кармане пальто. Однажды Будда стоял перед собранием народа па Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он еще не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: "У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе". Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Миг пробуждения Махакашьяпы случился, когда Будда вознес над головой цветок. Монах увидел цветок таким, какой тот есть, и получил "печать ума", если применить терминологию дзен. Будда передал свое глубокое понимание от ума к уму. Он взял печать своего ума и сделал ею оттиск на уме Махакашьяпы. Улыбка Махакашьяпы была, конечно, не хохотом, но в ней присутствовала точно такая же природа и качество, что и в хохоте великих мастеров дзен. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию. Некоторых мастеров дзен пробудил окрик, пронзительный визг или даже пинок.
Глава 3. Кипарис во дворе
Язык дзен.
Суть дзен ~ в пробуждении. Поэтому мы не говорим о дзен, а переживаем его. Но пробуждение это великое явление, которое сияет как солнце. "Пробужденного" человека узнают по особым признакам. Прежде всего, он свободен. Такой человек не позволяет себе бестолково метаться из-за превратностей жизни, страха, радости, тревоги, успеха или неудачи. Существует духовная сила, которая открывается в покое, лучезарной улыбке, глубокой безмятежности. Улыбка, взгляд, слово и поступок пробужденного человека составляет язык пробуждения. Этим языком пользуются мастера дзен для наставления тех, кто практикует медитацию. Мастер дзен пользуется словами и понятиями как и все остальные люди, но он ни обусловлен, ни пленен ими. Язык дзен всегда нацелен на устранение энергии привычек тех людей, которые только знают, как рассуждать умозрительно. Языку дзен свойственно провоцировать кризис, призванный вызывать драгоценный миг пробуждения.
Давайте рассмотрим отрывки двух разговоров:
1. Чао-Чу спрашивает: "Что такое путь?" Нан-Чуан отвечает: "Это наш вчерашний ум". Чао-Чу спрашивает: "Обязательно ли осознать его?" Нан-Чуан отвечает: "Желание познания пути противоположно пути". Чао-Чу спрашивает: "Как узнать, путь ли перед нами, если мы не желаем познавать его?" Нан-Чуан отвечает: "Путь не зависит от того, знаем мы его или нет. Если ты знаешь путь, значит твои знания это просто пустые рассуждения. Если ты не знаешь путь, значит твое неведение сродни безжизненной пустыне. Когда у тебя не будет сомнений, безграничная вселенная откроется перед тобой, и границ уже не будет". 2. Монах спрашивает мастера дзен Чао-Чу: "Зачем Бодхидхарма решил прийти в Китай?" Чао-Чу отвечает: "Посмотри на кипарис во дворе". Первый диалог демонстрирует препятствия, созданные рассуждениями, и побуждает человека, задающего вопросы, встать на путь не разделяющего осознания. Второй разговор разрушает привычку рассуждений и создает потрясение, необходимое для вызова пробуждения. Если у ученика зрелый ум, тогда просветление может случиться сразу же. Пробужденный мастер дзен понимает своих учеников (или учениц) и может предложить способы для того, чтобы помочь им войти в мир пробуждения. Язык дзен это один из таких способов. Он должен: 1. обладать силой освобождения нас от предубеждений и привязанности к знаниям; 2. подходить человеку, к которому он обращен; 3. быть искусным и плодотворным.
Палец и луна.
Реальностью можно только жить и переживать ее изнутри, поэтому буддисты никогда не пытаются описать реальность. Буддистские книги служат лишь методами указания тем, кто практикует медитацию, направления реальности. "Сутра совершенного пробуждения" (Махавайпульяпурна-будда Сутра) повествует: "Все учение Будды есть палец, указывающий на луну". Для того чтобы указать на луну, мы пользуемся пальцем, но нам нельзя путать палец с луной. Палец это не луна. "Искусные средства" (упайя на санскрите) это методы, созданные для того, чтобы наставлять людей на путь просветления. Но если эти методы считать описанием пробуждения или самим пробуждением, тогда они становятся тюрьмой. Как только мы решим, что палец и есть луна, мы сразу же перестанем смотреть туда, куда указывает палец. Искусное средство может быть как словесным утверждением, так и простым жестом. Великие мастера обладают тем, что буддизм называет мудростью искусных путей (упайя-джняной), или способностью создавать и задействовать разнообразные методы, подходящие разным людям и случаям жизни. Например, разговор между Чао-Чу и Нан-Чуаном представляет искусное средство. Кипарис во дворе и цветок, который держит Будда, это тоже искусные средства. Но эти средства искусны только в том случае, если они согласуются с особенными обстоятельствами. Для того чтобы быть плодотворными, они должны удовлетворять насущные потребности искателя наставника и подходить его личному складу ума. Если мастер не способен уловить умонастроение ученика, он (или она) не сможет создать искусные или плодотворные средства. Не бывает средства, пригодного абсолютно для всех обстоятельств. Учителя должны все время создавать новые средства, полагаясь на свое осознание пути Будды и понимание учеников и обстоятельств. Буддисты говорят о 84 тысячах дверей Дхармы, которые ведут к реальности. Последователи дзен отмечают важность плодотворности и искусности для пробуждения учеников.
"Если встретишь Будду на своем пути, убей его!"
Одна из самых важных способностей искусных средств выражается в освобождении существ от их тюрем знаний и предубеждений. Мы часто привязываемся к своим знаниям, привычкам и предубеждениям, а язык дзен призван освободить нас от всего этого. Согласно буддизму, знания это самое большое препятствие на пути к пробуждению. Если мы попадем в плен к своим знаниям, то у нас не будет никакой возможности вырваться из него и осознать пробуждение. Сутра ста притчей повествует историю о молодом вдовце, который однажды вернулся домой и обнаружил, что его дом сгорел, а пятилетний сын пропал. Недалеко от руин дома люди нашли обгорелый труп ребенка. Мужчина решил, что перед ним его погибший сын, и горько зарыдал. После похорон ребенка он ссыпал пепел в сумку и носил его с собой днем и ночью. Но оказалось, что его сын не погиб в пожаре. Его унесли грабители. Как-то раз ему удалось сбежать, и он вернулся в отчий дом. Мальчик пришел посреди ночи, когда отец ложился спать, прижимая к себе сумку с пеплом. Сын постучал в дверь. "Кто там?" - спросил отец. "Это я, твой сын", - ответил мальчик. "Ты лжешь, - сказал отец, - мой сын умер больше трех месяцев назад". Отец крепко уверовал в смерть сына и не открыл дверь. В конце концов, мальчику пришлось уйти, и бедный отец потерял сына навсегда. Если мы верим во что-то и считаем это абсолютной правдой, цепляемся за свои верования, то не можем открыться новым идеям. Даже если сама истина постучится в нашу дверь, мы не впустим ее в дом. Ученик дзен должен стремиться освободиться от привязанности к знаниям и быть открытым, чтобы к нему могла войти истина. Учитель тоже должен оказывать ему помощь в его работе. Мастер дзен Лин Чи однажды сказал: "Если встретите Будду, убейте его. Если встретите патриарха, убейте его". Эта установка сбивает с толка того, кто исповедует только преданность. Но воздействие этой установки зависит от склада ума и способностей того, кто слышит. Если ученик сильный человек, он (или она) сможет освободиться от всякого авторитета и осознает в себе высшую реальность. Истина это не концепция. Цепляясь за свои представления, мы упускаем реальность. Поэтому необходимо "убить" свои представления, чтобы смогла проявиться реальность. Убить Будду - вот единственный способ увидеть его. Любое наше представление в отношении Будды может помешать нам увидеть Будду в человеке.
"Ступай мыть свою миску".
Цель практики - в том, чтобы возвратиться в свой истинный дом, увидеть свою природу. Мы осознаем собственную природу, освещая каждый поступок в своей жизни, живя так, чтобы осознанность все время присутствовала в ней. Проходя мимо кипариса во дворе, мы ясно воспринимаем его. Если же мы не замечаем в своем саду кипарис, тогда как мы можем надеяться на то, что увидим свою природу? У пробудившегося мастера дзен открытый взгляд обращен к живой реальности. Это такой человек, который сначала потерялся в мире представлений, а затем вернулся домой и увидел кипарис во дворе и собственную природу. Поэтому он не может позволить своим ученикам и далее бродить в мире представлений и зря растрачивать свою жизнь, откладывая пробуждение. Поэтому мастер чувствует сострадание всякий раз, когда его ученик задает вопрос о каких-то буддистских принципах, вроде Дхармакайи, татхати и так далее. Мастер думает: "Этот молодой человек все еще хочет увлечься поисками реальности через некие представления". И мастер изо всех сил пытается вырвать ученика из мира представлений и ввести его в мир живой реальности. Посмотрите на кипарис во дворе! Однажды монах попросил Чао-Чу поучить его дзен. Чао-Чу задал монаху вопрос: "Ты уже закончил завтракать?" "Да, мастер, - ответил монах, - я уже поел". "Тогда ступай мыть свою миску", - велел мастер. Произнести фразу "ступай мыть свою миску" это все равно, что сказать "веди себя по жизни как реализованный человек". Вместо того чтобы объяснять ученику учение дзен, мастер открыл дверь и пригласил молодого человека войти в мир реальности. "Ступай мыть свою миску". В этих словах нет никакого тайного значения, которое можно было бы исследовать и объяснить. Это простые непосредственные слова, ясное утверждение. Здесь нет загадки, нет тайного символа. Фраза озвучивает абсолютно конкретный факт.
Хороший ответ.
Буддистские термины, вроде татхаты (реальности в самой себе), сваббавы (собственной природы), Дхармакайи (тела высшего реальности), нирваны (угасания) и так далее, предлагают концепции, никак не связанные с живой реальностью. Дзен буддисты не считают абстракции и символы важными. Поистине значима сама реальность, пробуждение, осознанность. И можно понять, почему вопросы, заданные о татхате, Будде и Дхармакайе, переворачивались многими мастерами дзен. Для примера назову один такой вопрос, который часто задавали ученики дзен своим мастерам: "Что такое Будда?" Вот некоторые ответы, которые услышали ученики: "Будда? Он находится на алтаре в зале для медитаций"; "он сделан из глины и покрыт золотом"; "не говори глупости"; "из твоего рта исходит опасность"; "мы окружены горами"; "посмотри на человека, который выставляет на вид свою грудь и ходит босиком". Подобные ответы могут сбить вас с толку, но тот, кто живет осознанно, способен открыть путь пробуждению просто одним таким ответом. Тот, кто без остановки бродит в мире абстракций, может погрузиться прямо в сердце реальности, услышав один из таких ответов.
Коан и его назначение.
Считается, что существует примерно одна тысяча семьсот утверждений и коротких диалогов между мастерами дзен и их учениками, которые служат коанами. Практикующий может воспользоваться коаном в качестве темы медитации, хотя это и не совсем тема. Термин "коан" (кунг-ан по-китайски) имеет значение официального или юридического документа, официальной бумаги большой ценности. Вместо слова "коан" можно использовать слова "ко так", или "тоай дау", что означает соответственно классические размеры и суть разговора. Практикующие дзен используют коан в качестве темы медитации до тех пор, пока их умы не пробудятся. Между коаном и математической задачей большая разница, так как решение математической задачи включено в саму задачу, тогда как ответ на коан пребывает в самой жизни практикующего. Коан это полезный инструмент в работе по пробуждению, как кирка, которой мы дробим камень. Что человек добудет киркой, зависит от него самого, а не от его орудия труда. Коан это не задача, которую нужно решить, поэтому нельзя точно сказать, что это тема или предмет медитации. Коан это только очень удобное средство помощи практикующему в достижении своей цели. Коан был в большой моде во времена династии Тан. Каждый монах дзен работал над коаном. Прежде мастера дзен не использовали коан. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что коан не обязателен для практики дзен. Это прекрасное средство, созданное мастерами дзен для помощи ученикам, работающим под их началом. Коан может также стать препятствием на пути пробуждения для того, кто полагает, будто истина скрыта в коане и будто ее можно истолковать умозрительно. Японский мастер дзен общины Ринзай Хакуин часто спрашивал своих учеников: "Что представляет собой звук хлопка одной ладонью?" Это коан. Ученик размышляет, он хочет познать звук, вызванный одной ладонью. Скрыт ли в этом вопросе глубокий смысл? Если это не так, тогда зачем Хакуин задал его? Если же смысл есть, тогда как нам осознать его? Словно поезд, который все время видит исключительно рельсы перед собой и мчится вперед, наш рассудок силится установить перед собой логические принципы, пускаясь на поиски истины. Неожиданно рельсы убирают. Энергия наших привычек все еще пытается проложить воображаемые рельсы, чтобы поезд рассудка мог устремляться вперед, но берегитесь! Если вы продолжите движение в прежнем направлении, то свалитесь в пропасть! "Что представляет собой звук хлопка одной ладонью?" Такой вопрос есть секира, отсекающая перед поездом рельсы. Вопрос устраняет в нас привычку к логическим построениям. Если плод спелый, если наш дух полностью готов, тогда взмах этой секиры освободит нас от пут, которые очень много лет держали нас в мире, в котором мы "живем как трупы", и перенесет нас в сердце живой реальности. Но если мы не будем готовы получить эту секиру, то продолжим свое путешествие через мир неких представлений. Перед нами стоит вопрос: "Что такое звук хлопка одной ладонью?" Мы напряженно раздумываем над ним, воображаем этот самый звук хлопка одной ладонью на разные лады, а потом предлагаем мастеру то, что нашли, в надежде получить его одобрение. Но мастер всякий раз кричит: "Не верно!" Мы растеряны, мы вот-вот утратим рассудок, и как раз в этот миг мы начинаем возвращаться к себе. В это мгновение звук хлопка одной ладонью может стать солнцем, которое ослепит все наше бытие. Хсиан Йен был учеником мастера По Чана. Это был умный человек, но до самой смерти мастера он не мог достичь пробуждения. Потом он стал учиться под началом мастера Вей Шана." Мастер спросил его: "Каким было твое лицо до рождения твоих родителей?" Хсиан Йен попытался ответить, но у него ничего не получилось. Он удалился в свою комнату и начал размышлять все сутки напролет. Хсиан Йен перечитал все книги, пролистал все заметки, сделанные им при жизни По Чана, но так и не нашел ответ. Когда он предстал перед Вей Шаном, мастер сказал ему: "Мне не интересно, какие знания ты приобрел. Я хочу видеть только твое духовное понимание. Дай мне какой-нибудь ответ!" Хсиан Йен признался: "Мастер, я не знаю, что ответить. Прошу вас дать мне наставления". Но Вей Шан сказал: "Какой смысл мне учить тебя своему миропониманию?" Хсиан Йен совсем отчаялся. Он подумал, что мастер не хочет помогать ему, поэтому сжег все свои книги и отправился в далекие края, думая: "Какой толк в изучении буддистских текстов? Я просто хочу жить как обыкновенный монах". Однажды Хсиан Йен обрабатывал землю, готовя почву для посадки фасоли, и случайно граблями вырвал из земли камень. Тот ударился в стебель бамбука, и раздался треск, пробудивший Хсиан Йена. В его уме тотчас же вспыхнуло то, что Вей Шан назвал лицом до рождения родителей. Вей Шан отказался ввести Хсиан Йена в мир рассудка. Он хотел, чтобы Хсиан Йен вернулся к своей истинной природе. Возможность пробуждения появилась у Хсиан Йена, только когда он отверг область интеллекта. Коан проделал хорошую работу. Он вернул практикующего на путь духовного переживания и породил кризис, который вызвал настоящее пробуждение.
Значение коана.
Мы уже обсудили назначение коана, но не его значение. Для того чтобы быть плодотворным, коану нужно что-то означать для получающего его человека. Когда мастер предлагает ученику коан, тот должен подходить ученику. Средству следует быть совершенным. Коан не может быть просто каким-то редким словом или фразой, которая вызовет противоречие в ходе рассуждений человека. С другой стороны, желание отгадать коан может загнать практикующего в лабиринт философских размышлений. У коана есть какое-то значение только для особого человека или группы людей. Таков принцип хорошего коана. Если коаном пользуются несколько человек, а не один единственный, то только потому, что у них сходные ментальные и психологические условия. Получается, что коан имеет значение только для тех, в ком он вызывает отклик, но не для других людей. Значение коана нельзя превратить в некие представления. Такое воздействие производит сам коан на ум того, кто получает его. Если коан не приспособлен для того, кому он дан, тогда он теряет смысл, даже если исходит из уст великого мастера дзен. По рынку шел монах. Вдруг он услышал, как мясник сказал покупателю; "Вот мясо самого высокого качества", и ум монаха пробудился. Слова мясника не были призваны помочь монаху, но случайно его утверждение о мясе поразило уже зрелый ум монаха и произвело на него сильное воздействие. И только этот монах, достигший просветления, увидел значимость и воздействие этого коана, тогда как сам мясник вовсе не заметил, что произошло. Мастер должен хорошо знать, как его ученик склонен думать, чтобы предложить ему подходящий коан. Иногда мастеру удается предложить подходящий коан, а иногда он терпит неудачу в своем выборе коана. Когда нам снова озвучивают устарелый коан (то есть коан, который уже когда-то предлагали другому человеку), иногда так получается, что мы сами собой достигаем просветления. Нам нужно только, чтобы коан подходил нашему уму. Если коан никоим образом не воздействует на нас, на то могут быть две причины: коан нам не годится или мы еще не готовы получить его. В любом случае необходимо позволить коану действовать и не пытаться рассуждать логически, чтобы отыскать его концептуальное значение. Коан значим только для того, кто пребывает в "круге обстоятельств". Если мы находимся вне этого круга, тогда коан может и не иметь для нас в настоящее время никакого смысла. Когда мы находимся вне этого круга, то есть когда мы оказываемся в тех же условиях, что и тот, кому изначально и был предназначен коан, он может быть как раз нашим. До этого момента мы можем только сажать его в почву своей духовной жизни и поливать его своей осознанностью. Однажды коан может принести нам цветок пробуждения.
"Нет!" Чао-Чу.
Монах спросил Чао-Чу: "Есть ли у собаки природа пробуждения?" "Нет", - ответил мастер. В следующий раз другой монах задал ему точно такой же вопрос, и Чао-Чу ответил: "Да". Почему он дал на один вопрос два совершенно разных ответа? Из-за различного склада ума двух монахов. Здесь ответы "да" и "нет" представляют собой замечательные средства, призванные произвести воздействие на умы практикующих. Каждый ответ не претендует на то, чтобы быть объективной истиной. На понятийном уровне объективная истина находится на стороне слова "да", поскольку буддисты Махаяны говорят, что у каждого существа есть природа пробуждения. Но в мире высшей реальности слово "да" уже концепция, противопоставленная концепции "нет". Здесь слова "да" и "нет" влияют на практикующих по-разному. Поэтому их "значимость" каждый практикующий может воспринять только субъективно.
"Нет" Чао-Чу пользовались многие мастера дзен, предоставляя его своим ученикам как коан. Для примера давайте послушаем коан китайского мастера тринадцатого века By Мена:
"Для овладения дзен необходимо войти во врата предков. Для того чтобы достичь просветления, следует обязательно коснуться дна ума. Если вы не можете войти во врата предков, если не можете коснуться дна ума, тогда вы навечно останетесь призрачным духом, цепляющимся за кусты и траву. Что такое врата предков? Одно единственное слово "нет" - вот врата всей школы дзен. Тот, кто войдет в эти врата, сможет не только встретиться с
Чао-Чу, но ходить рядом со всеми остальными предками. Он будет видеть такими же глазами и слышать такими же ушами. Какая радость! Есть ли среди вас тот, что хочет войти в эти врата? Если такой человек найдется, я приглашаю его изучить свое эфемерное тело, состоящее из 360 костей и 84 тысяч пор, искать "нет" днем и ночью, не тратя на передышку ни секунды. Не считайте "нет" пустотой, не считайте его понятием небытия, противопоставленного бытию. Необходимо поглотить "нет" так, словно это раскаленный докрасна железный шарик, извергнуть из себя все знания, накопленные за многие годы. Вы должны позволить себе зреть медленно, и однажды вы поймете, что внутреннее и внешнее есть одно и то же. Вы пробудитесь от своего сна, но ни с кем не сможете поговорить о своем опыте... Ваше пробуждение заставит дрожать землю и небо, словно вы держите обеими руками драгоценный меч Кан-У. Если встретите Будду, убейте его. Если встретите предков, убейте их. Вы достигнете абсолютной свободы на краю отвесного утеса жизни и смерти. Вы будете ходить по шести областям существования и переживете четыре вида перерождения, тем временем сохраняя полную концентрацию (шесть областей существования это ад, голодные духи, животные, сражающиеся демоны, люди и дэвы. Четыре вида перерождения осуществляются через чрево, отложение вне тела яйца, влагу и метаморфозу). Как же нам достичь этого состояния? Есть только один способ: собрать воедино энергию всего своего существа и выявить это "нет", не прерываясь ни на секунду. Тогда наступит пробуждение, словно вспыхнул фитиль светильника в миг соприкосновения с пламенем. Слушайте: Природа пробуждения собаки есть нерушимый, незыблемый закон, но если вы привнесете сюда понятия о бытии и небытии, то потеряете жизнь". (Книга из библиотеки сайта Вишнякова Андрея - http://ki-moscow.narod.ru) Эта поэма By Мена сама по себе стала великим коаном. Что имеет в виду By Мен, говоря: "...изучить свое эфемерное тело, состоящее из 360 костей и 84 тысяч пор, искать "нет" днем и ночью, не тратя на передышку ни секунды"? Все очень просто! Мастер By Мен говорит нам о том, что мы должны ярко осветить свою жизнь. Нельзя позволять теням поглощать свою жизнь. Мы не должны погружаться в забвение, не должны жить словно трупы. Нам следует быть живыми в каждый миг, в каждую ксану, то есть 360 костей и 84 тысяч пор должны быть пробужденными. Вы воспринимаете вопрос в этом ярком свете, и перед вами начинает проявляться "нет". Это не игра рассудка, и ваши губы не просто нашептывают какие-то слова. Всем своим естеством вы поглощаете раскаленный докрасна железный шарик. Это вопрос жизни и смерти. Жизнь больше, чем представления о ней. Вы не обязаны теряться в своем мировоззрении. "Не считайте "нет" пустотой, не считайте его понятием небытия, противопоставленного бытию", потому что "если вы привнесете сюда понятия о бытии и небытии, то потеряете жизнь". Мы теряем свою жизнь, когда отделяемся от живой реальности и пребываем только в мире призрачных ярлыков и масок. Мы превратимся в привидение без костей и плоти.
Войти в круг.
Мастер Хуан По высказался о "нет" Чао-Чу так:
"Все люди, которые считают себя воинами, должны испытать этот коан. Будьте с этим "нет" все сутки напролет, сидите ли вы, стоите или лежите, и даже когда вы одеваетесь, едите, пьете или идете в туалет. Ваш ум должен постоянно направлять свои силы на это "нет". Потом распустится цветок ума, и вы однажды увидите, что перед вами открылся великий Путь Освобождения. И потом вас уже не обманет своим коаном этот старый монах ".
Высказывание Хуан По и поэма By Мена не расходятся по смыслу. Хуан По, говоря о лукавстве старого монаха Чао-Чу, автора самого коана, подробно объясняет, почему так важен коан, воздействующий на человека как искусное средство. Давайте еще раз обратимся к примеру с кипарисом во дворе, который привел Чао-Чу своему ученику. Кипарис во дворе относится только к Чао-Чу и его ученику. Мастер указывает на растущий за окном кипарис и говорит ученику: "Посмотри на кипарис во дворе". Вообразите круг, который очерчивает Чао-Чу, его ученика и кипарис. Сами мы пребываем вне этого круга. Чао-Чу указывает на кипарис своему ученику, а не нам. Мы же только зрители, наблюдатели. На самом деле, мы не знаем, что происходило между Чао-Чу, его учеником и кипарисом. Для нас встанет такой вопрос только тогда, когда у нас появится собственный кипарис. Что я подразумеваю под собственным кипарисом? Кипарис в круге будет нашим только тогда, когда мы сами войдем в круг, когда мы признаем коан своим, а не просто будем изучать чужие коаны! Коан настоящий только тогда, когда он наш. Коаны других людей для нас вовсе никакие не коаны. Таким образом, кипарис ученика Чао-чу не мой кипарис. Я должен сделать кипарис своим. Как только он станет моим, он уже не будет принадлежать тому человеку. Между моим кипарисом и его кипарисом нет никакой связи. Это два разных дерева. Во-первых, нужно отказаться от отношения наблюдателя. Благодаря указанию Чао-чу теперь мы можем смотреть на кипарис собственными глазами. Чао-чу сидит прямо перед нами, и кипарис во дворе находится в поле нашего зрения. Мы лицом к лицу сталкиваемся с Чао-чу и кипарисом. Вы видите это дерево? Если вы ясно видите кипарис, значит коан возымел действие. И не важно, что перед вами: кипарис, лимонное дерево или ива. Коаном может быть облако, река или даже вот эта самая рука, которую я сейчас кладу на стол. Если вы видите ее, значит успешно справились с коаном. Иногда мастера дзен не создают новый коан, а пользуются старым. Это не значит, что они позволяют своим ученикам играть роль наблюдателей, лишь умозрительно исследуя коаны других людей. Мастера дзен хотят обновить старый коан, чтобы ученики восприняли его как свой личный коан. Как-то раз некий монах спросил вьетнамского мастера дзен тринадцатого века Диен Нгу Гиак Хоана: "Что вы имеете в виду, когда говорите о личном и беспримерном развитии человека?" Диен Нгу взглянул на старинную картину и ответил: "Я подразумеваю, что человек носит солнце и луну на кончике древка". "Какой толк от старого коана?" - задал второй вопрос монах. Диен Нгу улыбнулся и сказал: "Коан становится новым всякий раз, когда его повторяют". Если человек не видит кипарис, то только потому, что еще не научился превращать это дерево в новый личный кипарис, то есть живой кипарис реальности, и он довольствуется исследованием обычного кипариса, который принадлежит другому человеку. После смерти Чао-Чу к одному из учеников этого мастера пришел учиться некий монах. "Чао-Чу как-нибудь объяснил вам коан о кипарисе?" - спросил он. Пробужденный ученик мастера ответил монаху: "Мой мастер никогда не говорил ни о каком кипарисе". К тому времени коан о кипарисе стал очень известным. Все люди в стране говорили о нем. Почему же ученик отрицает общеизвестный факт? Монах уверенно сказал: "Все знают о том, что сам мастер ввел в обращение коан о кипарисе. Зачем вы отрицаете это?" Ученик Чао-Чу решительно подтвердил свои слова: "Мой мастер никогда не говорил ни о каком кипарисе. Ты нахватался сплетен". Вы можете удивиться тому, что ученик Чао-Чу отвечает подобным образом. Но все просто; дело в том, что настоящий кипарис "увидеть" невозможно. Монах, пришедший к ученику Чао-Чу, стоял вне круга и "наблюдал" за кипарисом, но это дерево было уже мертво. Ученик Чао-Чу знал, что лучше "убить" безжизненный кипарис, чем согласиться с этим монахом в том, что кипарис существует. Ответ ученика Чао-Чу стал новым коаном. Вглядевшись пристальнее, мы видим, как растет новый громадный кипарис и набирает силы. Но видите вы этот новый кипарис или нет, вы все равно не имеете никакого отношения к кипарису Чао-Чу.
Ум должен быть зрелым.
Коаны это не материал для изучения и исследования. Каждый коан следует считать пальцем, указывающим на реальность вашей истинной природы, а также на реальность мира. Этот палец может играть роль указателя только в том случае, если вы осознаете, что он указывает прямо на вас. Вы должны быть бдительными, должны неусыпно бдеть, потому что вы встречаетесь лицом к лицу с мастером, который исследует вас пронизывающим взглядом. Мастер может в любой миг ударить вас посохом или пронзительно наорать на вас. У вас складывается впечатление, будто вы стоите на краю пропасти. И коан потрясает ваш ум, когда тот пребывает именно в таком состоянии. Вот коан, который демонстрирует насущность и актуальность вопроса о рождении и смерти. Однажды Хсиан Йен сказал своим ученикам: "Представьте себе, что на высокое дерево забрался человек. Он висит на ветке, вцепившись в нее зубами, а его руки и ноги болтаются в воздухе. Некто, стоящий рядом с деревом, кричит ему наверх: "Зачем Бодхидхарма приехал из Индии в Китай?" Если он откроет рот, чтобы ответить, он упадет и разобьется. Что же ему делать?" Тогда встал ученик Ху Toy и сказал Хсиан Йену: "Мастер, очень прошу вас не приводить пример человека, цепляющегося за ветку зубами. Расскажите нам о человеке, который уже упал". Хсиан Йен превратил старый коан в совершенно новый, но Ху Toy и другие ученики не восприняли его воздействие. И только через сотни лет остальные ученики, идущие по пути, достигнут просветления благодаря коану Хсиан Йена. Те Шан пришел к Лун Тану и засиделся у него до полуночи. Тогда Лун Тан сказал ему: "Уже поздно, почему бы тебе ни пойти домой?" Те Шан открыл дверь и вышел, но тотчас же повернул обратно. "На дворе кромешная темень", - сказал он.. Лун Тан протянул ему свечу, но как только Те Шан взял ее, Лун Тан сразу же задул ее. Тьма мгновенно окутала их, и Те Шан пробудился. Он низко поклонился Лун Тану. Хсиан Йен, как я уже отмечал, как-то раз решил, что Вей Шан не желает открывать ему тайну дзен. Он ушел из монастыря и поселился в отдаленном месте. По так думают не только Хсиан Йен, но и другие люди, практикующие дзен. Многие ученики задают своим мастерам вопросы, которые считают важными, но мастера отказываются отвечать им. Ученики жалуются: "Мы здесь уже много лет, почему вы относитесь к нам как к новичкам?" Монах спросил мастера Лун Тана: "Что есть собственно реальность (татхата)? Что есть высшая мудрость (праджня)?" Лун Тан ответил: "Во мне нет ни капли реальности, и я не обладаю высшей мудростью". Еще один монах стал выпытывать у Чао-Чу суть дзен, и мастер ответил: "Ты уже позавтракал?" Когда монах ответил утвердительно, мастер отправил его мыть миску. Некий монах попросил Ма Цзы прояснить намерение первых предков. Ма Цзы ответил: "Сегодня я сильно устал, спроси Те Шана". Когда же монах задал этот вопрос старшему брату Ма Цзы в Дхарме, Те Шан ответил: "А почему бы тебе ни спросить мастера?" "Я уже спрашивал мастера, - объяснил монах, - он сказал, что устал и велел спросить вас". Те Шан объявил: "У меня болит голова, спроси Че Хая". И когда монах задал этот же вопрос другому брату в Дхарме Че Хаю, тот ответил: "Я не знаю". Если мастер отказывается отвечать на вопрос или дает объяснение, которое на первый взгляд никак не связано с вопросом, это еще не значит, что учитель отказывается помочь ученику. Учитель стремится лишь вырвать ученика из мира рассуждений. На самом деле, учитель всегда может извлечь из священных писаний какие-то отрывки и дать развернутый ответ касательно соображений о татхате, нирване, праджне и так далее. Если же он этого не делает, то из-за того, что знает о неспособности подобных объяснений помочь пробуждению ученика.
Бывали случаи, когда объяснения помогали ученикам избавиться от своих ложных взглядов на доктрину и ее методы. Но мастер может отказаться отвечать или объяснять, если это воспрепятствует пробуждению ученика и повредит ему. Однажды Вей Шан спросил По Чана: "Можно ли говорить, не пользуясь горлом, губами и языком?" И По Чан ответил: "Разумеется, но если я так поступлю, то погублю все последующие поколения". Лун Тан несколько лет прожил со своим мастером Тиен Хуаном, и все это время не получал от него наставления дзен. Однажды он не выдержал и сказал: "Мастер, я здесь уже много лет, но вы еще ничего не передали мне. Молю вас проявить ко мне больше сострадания и поучить меня". Тиен Хуан ответил: "Я все время передавал тебе секреты дзен, начиная с того самого дня, как ты переступил порог монастыря. Когда ты приносишь мне обед, я благодарю тебя; когда ты кланяешься мне, я тоже склоняю голову. Почему же ты говоришь, что я ни разу не передал тебе суть дзен?" Вьетнамский мастер дзен Тин Хон, которого также укоряли ученики за то, что он не учил их секретам дзен, сказал как-то раз некому ученику: "Мы живем вместе в этом храме. Когда ты зажигаешь огонь, я мою рис. Когда ты отправляешься просить милостыню, я протягиваю тебе чашу. Я ни разу не оттолкнул тебя". Для того чтобы помочь практикующим пересечь реку и пристать к берегу пробуждения, мастера дзен пользуются множеством замечательных средств. Но ученик должен сам принять средство. Если практикующий продолжает жмуриться, если его ум закрыт, тогда он упустит любую возможность. В девятом веке к вьетнамскому мастеру дзен Кам Тану пришел некий монах секты Во Нгон Тонг и спросил его: "Кто такой Будда?" Кам Тан ответил: "Всё". Тогда монах задал второй вопрос: "Что такое ум Будды?" Кам Тан ответил: "Ничто не скрыто". "Я не понимаю", - заявил монах. "Ты упустил суть", - заключил Кам Тан. Всякий раз, когда нам протягивают руку помощи, мы или хватаем ее или не замечаем. Иной возможности нет. Наше промедление указывает, что мы еще не зрелы. Но при каждой неудаче нам нельзя падать духом. Мы можем лишь возвратиться к своим повседневным обязанностям и носить воду, готовить еду, обрабатывать землю, снова усердно продвигаясь по пути, еще выше развив свою осознанность. В двенадцатом веке один человек спросил монаха дзен Три Бао из секты Во Нгон Тонг, когда тот еще не был просветлен: "Откуда мы пришли при рождении и куда отправимся после смерти?" Три Бао подумал, улыбнулся и сказал: "За одну вспышку мысли облака успевают пролететь тысячу миль". Если вы еще не зрелы, все попытки пробудить вас будут тщетными. Продолжайте свою ежедневную практику осознанности, наблюдайте за кипарисом в своем дворе спокойно и безмятежно, присутствуйте. Практика приносит радость. Не нужно растрачивать впустую свое время или докучать другим людям. Мы будем готовы, когда нам предложат настоящий коан.
Глава 4. ГОРЫ ЭТО ГОРЫ, А РЕКИ ЭТО РЕКИ
Печать ума.
Подлинная печать ума передается в каждый миг. Если ученик глубоко воспринимает то, как мастер ходит, ест, говорит и ведет себя в каждом обыденном событии, тогда он все время принимает передачу. Церемония передачи это простая формальность. Истинная передача доступна каждому ученику в каждый миг. Это и есть настоящий дзен, и не только в книгах, но и в живой реальности отношений и обыденной жизни. Мастер не передает свое пробуждение ученику как таковое. Он просто помогает ему осознать пробуждение, которое уже имеет в нем место. Выражение "передать печать ума" по сути своей символично. Печать ума, как реальность в себе (татхата), выражает природу пробуждения (Буддхата). Согласно буддизму Махаяны, все живые существа обладают природой пробуждения. Следовательно, печать ума уже присутствует в каждом человеке и не нуждается в передаче. Винитаруси, основатель вьетнамской общины дзен, которая ныне называется его именем, сказал своему ученику Фап Хиену: "Печать ума Будд это сама реальность. К ней ничего не добавишь, вне нее ничто не может существовать". Никто ни обретает, ни теряет ее. Печать ума ни вечна, ни скоротечна, ни создается, ни разрушается, ни схожая, ни отличная. Мы называем ее печатью ума лишь ради удобства". Здесь мы снова видим методологию буддизма. Оказывается, что слова и представления, нирвана, праджня и татхата не являются самими собой. Это также верно в отношении реальности пробуждения, которую последователи дзен называют печатью ума. Это просто некая концепция, которой пользуются в качестве искусного средства. Печать ума не должна превращаться в препятствие. Для того чтобы опровергнуть идею о том, что печать ума это предмет достижения, мастер Во Нгон Тон, живший в девятом веке и основавший во Вьетнаме общину дзен своего имени, перед самой кончиной оставил своему ученику такое послание:
Во всех четырех частях света толкуют о том., что наш предок-основатель жил в Индии и передал нам свой глаз Дхармы, сокровище под названием дзен. Этот цветок с пятью лепестками и множеством семян, тайные слова, мистические символы и тысячи прочих вещей в этом духе приписывают обители ума чистой природы. Но где находится Индия? Сейчас она прямо здесь. Солнце и луна Индии это солнце и луна нашего времени. Горы и реки Индии это горы и реки нашего времени. Смутить что-то значит привязаться к этому и опорочить Будду и предков. Одна ошибка влечет за собой тысячу ошибок. Внимательно анализируйте события жизни, чтобы не обмануть наследников своей Дхармы. И больше не задавайте мне вопросы. Мне нечего сказать. И я ничего не сказал.
"Я ничего не сказал" - такое заключение сделал мастер Во Нгон Тон после целой тирады слов. Мы ясно видим освобожденный ум буддизма. Сказать что-то, причем так, чтобы люди не привязались к вашим словам - вот смысл термина "Во Нгон Тон" (общение вне слов), который и есть имя этого мастера дзен. Он имеет в виду, что не нужно говорить ни о какой передаче, и от поколения к поколению не передается какая-то "печать". Не ждите, что вам кто-то даст пробуждение, в том числе даже мастер, оно может исходить лишь от вас самих. Во Нгон Тон отказывается одобрить идею передачи, но он также боится, что ученики станут отрицать идею передачи, поэтому утверждает: "Одна ошибка влечет за собой тысячу ошибок... Я ничего не сказал". Получить печать ума значит ясно увидеть собственную природу. Печать ума (иначе говоря, истинная природа) в качестве татхаты или Буддхаты составляет одну из самых значительных тем буддизма Махаяны. Если мастера дзен отказываются отвечать на подобные вопросы, то причина этого в том, что они хотят помочь своим ученикам избежать пустой растраты времени в рассуждениях. На самом деле, "истинная природа", татхата или Буддхата, очень близка мышлению и практике дзен. Но идея истинной природы может стать препятствием для практикующего, даже притом, что осознание своей истинной природы есть непосредственная цель дзен.
Подлинный и ложный ум.
Хуанг По, говоря о реальности истинной природы (которую он назвал умом единства и таковости), в частности сказал: "Будды и живые существа соучаствуют в одном чистом и уникальном уме. В этом уме нет никаких границ. Время течет с незапамятных времен, поэтому этот ум никогда ни создавался, ни разрушался, он ни зеленый, ни желтый, это ни форма, ни аспект, это ни бытие, ни небытие, он ни старый, ни новый, ни короткий, ни длинный, ни большой, ни маленький. Этот ум превосходит все интеллектуальные категории, все слова и выражения, все знаки и оценки, всякое сравнение и разграничение. Это то, что есть. Если попытаться постичь ум, то упустишь его. Он безграничный как космос, у него нет границ, его невозможно измерить. Этот ум есть единство и таковость. Это Будда".
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |