Предисловие
Раздел 1
представляет сокращенный и исправленный вариант очерка "Мир как
программа. Очерк 1", опубликованного в 2001 году.
Если
допустить, что человеческий интеллект может служить моделью
некоторого суперкомпьютера, то можно ставить вопрос и о модели его
операционной системы. Операционной структуре интеллекта посвящен
раздел 2.
Нарекания, сетования, брань, угрозы и пр. принимаются по почте:
gorin-g-v@mtu-net. ru
1
Универсальность программного кода
Человеческий
интеллект имеет весьма сложную структуру. Если эту структуру
рассматривать как процесс, а не как анатомо-физиологическую
данность, находящуюся в черепной коробке, то можно обнаружить массу
аналогий с процессами, которые в информатике называют программами.
Схематично общая схема работы любого компьютера выглядит примерно
так: процессор из определенного места памяти выбирает ячейку
информации и интерпретирует эту информацию как код, в соответствие с
которым он должен произвести строго определенное действие. Этим
действием может быть, например, перемножение двух чисел, или
сравнение двух полей на совпадение, или отсылка на печатающее
устройство некоторой последовательности кодов, которые это
устройство со встроенным интерпретирующим механизмом распечатывает
как последовательность букв, составляющих слово или фразу, рисунок
или график и т. д. Если в выбранной ячейке находятся данные, не
соответствующие интерпретируемым кодам, то процессор ничего не
делает. Другими словами, если память компьютера структурирована
путем загрузки в нее программы, то без дополнительных условий
компьютер приведет себя в действие, соответствующее загруженной
программе.
Если же память
не структурирована (программа не загрут жена), то компьютер ничего
не делает и сделать не может. Таким образом, некий "кусок железа"
может находиться в двух состояниях: в состоянии с "неорганизованными
внутренностями", и тогда он ничем не отличается от камня, табуретки
или другого физического тела, и в состоянии с "организованными
внутренностями", и тогда это самодействующий объект, способный
производить электрические (например, управление линиями связи),
механические (например, движение печатающего механизма) или
акустические (звуковое сопровождение) действия в соответствии с
текущей организацией его памяти. Программа в компьютере - это просто
упорядоченная память компьютера, которая вместе с другими
структурными элементами определяет способ организации работы
компьютера. "Железо" компьютера тоже "организовано" при создании
этого компьютера. Программы в его памяти меняются, а программа в
микрочипе - "врожденная". Что "прошивать" в железе, что загружать в
память - дело текущего технологического удобства, сложившихся
заблуждений или технико-экономических возможностей.
Для нас во
всем этом важен один момент: структурированность внутренней
организации некоторого объекта способна обусловить физические
действия этого объекта. Более общее утверждение: организованная
материя способна производить целенаправленные действия. Очевидно,
что это утверждение верно, например, в отношении любого живого
организма. Но внутренняя организация материи и информация, для
которой эта материя является носителем - это в определенном смысле
одно и то же. Тогда последнее утверждение можно перефразировать
следующим образом: информация способна производить целенаправленные
действия. Наша технологическая цивилизация и ее естественнонаучный и
социальный разум использует особый вид движения -информационный.
(Несколько слов, например, "...начать боевые действия",
"загруженных" в такую организованную структуру, как армия, способны
привести в действие громадные механизмы войны.) Вообще-то любая
материя структурирована, т.е. любая материя несет информацию. Если
для этой информации найдется какой-нибудь "процессор", способный
интерпретировать ее как исполнимый код, то эта материя является
программой для найденного "процессора". Внутренняя структура атомов
водорода и атомов кислорода такова, что два атома водорода и один
атом кислорода при взаимодействии образуют всегда и везде одно и то
же - молекулу воды. В этой тройке "прошита" только одна программа -
при встрече в определенных условиях образовать молекулу воды.
"Внутренности" атома кислорода организованы таким образом, что при
взаимодействии с атомами других веществ образуется и активизируется
программа окисления этих веществ. У атома кислорода есть некоторое
множество подпрограмм взаимодействия с другими атомами. У атома
водорода - свое множество таких подпрограмм.
Программа
образования молекулы воды образуется из двух частей: водородной и
кислородной.
Образовавшаяся
молекула воды будет существовать, участвовать в круговороте воды,
вместе с другими поить или купать вас до тех пор, пока под действием
некоторых условий не распадется на отдельные атомы.
Как только это
произойдет, жизнь молекулы прекратится. Но ее бывшие атомы в
результате взаимодействия могут войти в какие-то другие молекулы или
соединения. Вся совокупность таких программ определяет физическую и
химическую картину мира и познается человеком как физические и
химические законы, часть из которых уже сформулирована, а другие еще
ждут своего открытия. Другими словами, совокупность физических и
химических законов - это информация о способе организации неживой
материи, алгоритм ее поведения, ее жизненная программа. Живые
организмы также обладают внутренней структурой. Совокупность этих
программ называется биологией. И далее: психология (чувствование,
поведенческие реакции, инстинкты...), интеллект (расчетливость,
интуиция, творчество...), душа (так же загадочна, как бог).
Таким образом,
быть программой - это универсальное свойство мира. Философское
представление о движении как форме существования материи обретает
содержательную интерпретацию в информационном виде движения. Этот
вид движения является универсальным. Мир - это процесс, а все, что
мы воспринимаем, включая нас самих, - это номинализированные
элементы этого процесса. Мир - это процесс, а мы представляем его
как вещь, хотя и движущуюся. Н. Заболоцкий в письме к К. Э.
Циолковскому выразил это так: "Мы... не можем отрешиться от взгляда
на себя как на нечто единое и неделимое... Консервативное чувство,
воспитанное в нас веками, цепляется за наше знание и мешает ему
двигаться вперед". [12] Грегори Бейтсон в одной из своих работ
подробно рассматривает процессы превращения действия сначала в
свойство, затем в предмет. В работе "Стиль, изящество и информация в
примитивном искусстве" он, в частности, писал: "Англичанам, которых
не греет идея, что чувства и эмоции суть внешние знаки точных и
сложных алгоритмов, обычно приходится объяснять, что эти отношения
(между "Я" и другими, между "Я" и окружающей средой) фактически
являются предметом так называемых "чувств" - любви, ненависти,
страха, уверенности, тревоги, враждебности и т. д. Очень жаль, что
эти абстракции, ссылающиеся на паттерны отношений, получили имена,
которые обычно используются способом, предполагающим, что "чувства"
характеризуются скорее количеством, чем точным паттерном. Это - один
из бессмысленных вкладов психологии в искаженную эпистемологию."
[2]. Сравните, например, такие стандартные обобщения: Тела
притягиваются (действие). Тело обладает притяжением (свойство).
Гравитация (предмет).
В НЛП такие
процессы опредмечивания называют номинализацией, это просто один из
способов кодирования нашего опыта. Есть всем известный объект,
который физики иногда представляют имеющим бесконечную
протяженность, а иногда - как точечный, неопределимо малых размеров.
Это свет. Иногда его представляют как электромагнитную волну,
бесконечную в пространстве, а иногда как квант - безразмерный
точечный объект. Столь различные представления одного и того же
объекта у вполне нормальных людей, как правило не являющихся
обитателями домов скорби, показывает, что картина внешнего мира,
составляемая из номинализаций, далека от полноты и гармонии. Физики
пошли еще дальше. Они придумали объект, который обладает и теми, и
другими свойствами одновременно, а соответствующую теорию назвали
квантовой электродинамикой. А каким будет этот объект при очередном
измерении, зависит от того, чем измерять.
Физики
объясняют это влиянием измерителя на объект измерения. Конечно, если
слона измерять метром, то вряд ли получатся килограммы. При
измерении слона метром получатся метры, при взвешивании получатся
тонны. После этих измерений слон предстанет объектом вот таких-то
размеров и вот такого-то веса, но останется тем же самым объектом.
При измерении "слона" в квантовой физике "слон" либо представляет
собой протяженность при полном отсутствии массы, либо массу при
полном отсутствии протяженности. В терминах пространства, времени и
материи это разные объекты. Если это один и тот же объект, то
существует некая физическая реальность, отличная от пространства,
времени или материи. Вероятно, искать эту физическую реальность
значительно полезнее, чем жевать мочало под названием "влияние
процессов измерения на измеряемый объект". В нашей культуре время
принято считать состоящим из трех частей:
прошлого,
настоящего и будущего. Но прошлое и будущее - это весьма смелые
экстраполяции, и доказать существование прошлого и будущего времени
невозможно просто потому, что их нет. Прошлое уже прошло, а будущее
еще не наступило. Время всегда только настоящее, это рамка действия
и возможный источник непосредственного сенсорного опыта. А прошлое и
будущее - это придуманные абстракции, прошлое - для исполненных
действий, а будущее - для планируемых действий. Прошлое и будущее -
это психологические характеристики испытанного или ожидаемого
сенсорного опыта. Как ни банально, но психология - это одно, а
физика - другое. Как писал самый выдающийся физик прошедшего
столетия, "Мы можем образовать статическую картинку... Теперь
движение рассматривается как нечто, что есть, что существует в...
ространственно-временном континууме, а не как нечто, изменяющееся
в... пространственном континууме." (Выделено в оригинале.) [22] При
этом историки науки считают, что А. Эйнштейн считал чуждым духу
физики двойственный, корпускулярно-волновой характер свойств полей и
объектов атомной физики; соединение таких свойств в одном объекте он
считал, по-видимому, невозможным. В пространственно-временном
континууме Эйнштейна нет отдельно пространства, и отдельно времени.
Это объект, у которого нет времени и нет пространства. Это объект,
который нельзя описать адекватно в терминах пространства и времени.
Представьте себе двух программистов, один из которых исследует
незнакомую программу пошаговым исполнением кодов, другой -анализом
ее полного текста.
Совершенно
очевидно, кто из них будет более успешным. Программа, загруженная в
компьютер - это упорядоченная определенным образом память
компьютера, т. е. вполне статическая "картинка", составленная из
некоторой последовательности кодов процессора, а результат
выполнения этой программы может сколь угодно отличаться от этой
картинки, не менее того, чем волна отличается от кванта.
Пространственно-временной континуум - это "память" мира, место, куда
можно "загружать" мировые программы. Но он же является и местом, где
размещаются результаты исполнения мировых программ, поскольку ничего
другого для нас просто нет. На вопрос об авторе программ развития
мира возможны различные ответы: бог, внутренние свойства природы,
высший разум, космос и т. д. Не вдаваясь в различия этих ответов,
выделим общее: бог создал, природа создала, высший разум создал и т.
д. Поэтому эти ответы можно заменить одним:
создатель (или
даже создаватель), а различиями пока пренебречь. Это весьма легко
сделать, если вспомнить, что термин "создатель" - это тоже
номинализация. Если нашу среду обитания создал бог, то мир был
создан и продолжает развиваться по его плану. Если развитие мира
заложено в природе этого мира, то программа развития содержится и
развивается в самой природе. В любом из этих случаев мир развивается
по некоторой программе. Эта программа должна где-то содержаться,
модифицироваться, дополняться. Если ее создатель - природа, тогда
все нюансы нашего бытия заложены в физических свойствах
пространства, времени и материи, поскольку человек, как физический
носитель разума появился совсем недавно, и его появление уже было
заложено в виде программы в физической природе. Если программу
рождения и развития нашего мира создал и сопровождает бог, то она
содержится и модифицируется им в его нематериальной сущности. Будем
считать: программу рождения и развития мира, в котором мы живем,
создал и сопровождает создатель этой программы.
Если такая
программа существует, то такое утверждение ничему не противоречит.
Программа для исполнения должна находиться в "процессоре". В нашем
случае - в "мировом процессоре". Различные части программы развития
мира находятся в каждом физическом, химическом, биологическом,
психологическом объекте, в каждом человеке и во всем обществе, и,
возможно, еще где-то, в недоступном пока технологическому или
мысленному взору месте. Результат исполнения - физическая,
химическая, биологическая и человеческая история. Может ли такая
программа иметь законченный, неизменный вид? Скорее всего, нет.
Должны существовать и "подгружаться" корректировки и следующие
"сегменты". Если так, тогда мировая история должна "помнить" такие
моменты. В физической и химической истории мира времена исчисляются
многими миллионами лет и из-за ничтожно малого возраста человечества
из рассмотрения пока исключаются. В биологической истории таких
моментов много. Например, динозавры. Или мамонты. Поскольку они
существовали, то, стало быть, были программы возникновения и
жизнеобеспечения этих популяций. А потом они перестали существовать.
Эти программы были вычеркнуты из процессора миросозида-ния. А новые
виды, возникавшие необъяснимо с точки зрения эволюционной теории?
Программы их
возникновения и жизнеобеспечения где-то и как-то создавались (или
существовали всегда, т. е. вне времени) и "подгружались" в общую
программу развития мира. Такое впечатление, что создатель был
программистом и пробовал на полезность различные варианты и при
ошибочном с его точки зрения варианте соответствующую программу
удалял. Более частный пример - была программа создания и развития
плановой экономики. Для исполнения этой программы была создана и
функционировала специальная структура - страна под названием СССР. А
затем она была вычеркнута и из программы дальнейшего мирового
развития, и из миллионов человеческих мозгов. Простое дело. С точки
зрения программиста этот исторический факт выглядит тривиально:
Шутка: Процедура
Образовать
структуру для плановой экономики
Инициализировать Процесс
Если Процесс эффективен, то
Продолжить
Иначе отменить структуру
Вернуться Конец Шутка.
А что при этом
изменилось? Изменилась процедурная среда при неизменной программной,
как и должно быть при выходе из процедуры, и больше ничего не
изменилось. Те же люди, те же города и села. Но в другой процедуре и
действия другие.
Физические и
химические свойства мира являются базовыми для существования жизни.
Если бы физические и химические свойства мира были другими, то,
возможно, жизнь выглядела бы по-другому, или ее вообще бы не было.
Элементарные частицы, атомы, тела и объемы, электричество,
тяготение, поля, галактики и вселенная, соединения, молекулы,
органика, т. е. все. что относится к пространству, времени и
взаимодействию вещества назовем первым программным уровнем.
Биологические и психические процессы являются базовыми для
существования разума.
Если бы
биологические и психические свойства живых организмов были другими,
то и Разум выглядел бы совсем по-другому, или его вообще бы не было.
Клетки, простейшие, растения, животные, инстинкты, реакции,
поведение, чувствование, т. е. все, что относится к взаимодействию
организованных объектов со средой обитания и между собой назовем
вторым программным уровнем.
Программы
этого уровня "прошиваются" в каждом биологическом объекте и
настраиваются научением. Наука, культура, производство, экономика,
политика, информация, т. е. все, что относится к взаимодействию
интеллектуальных сообществ и обустройству среды обитания, а вместе с
этим, и проектирование и строительство (нашей и других) сред
обитания - третьим программным уровнем. Вероятно, существует нулевой
и отрицательные программные уровни. Их результат - это то, что мы
сенсорно и инструментально воспринимаем как материю. Но мир сложнее
простого деления на материальное и идеальное. Как писал Р. Дилтс во
втором томе "Стратегии гениев", посвященном А. Эйнштейну, "Глубинные
взаимоотношения между событиями, определяемые скоростью света, -
большая реальность, чем пространство, время и даже материя. Они в
действительности являются абстракциями, порожденными скоростью
света, и должны меняться, чтобы эти отношения всегда
сохранялись"[9].
Для каждого
программного уровня любая программа существует как некий код, а
результат выполнения - как объективная реальность материальной
жизни. Материальное и идеальное - это предельные условности, научный
миф, способ презентации представлений о свойствах мира. Как писал Э.
В. Ильенков, "Мышление не продукт действия, а самое действие,
рассматриваемое в момент его совершения, как, например, ходьба есть
способ действия ног, "продуктом" которого оказывается пройденное
пространство... А размышление есть такое внешне никак не выраженное
действие, которое направлено на перестройку самих схем
преобразования исходного воздействия в ответную реакцию."[ 13].
Некоторые
люди, называющие себя диалектическими материалистами, привычно
повторяют, что идеальное не может существовать без материального, но
часто забывают при этом добавить, что и материальное не может
существовать без идеального. А последнее просто означает, что
неструктурированной материи просто не существует. Но свою привычку
смотреть на мир через дихотомические очки в респектабельной
диалектической оправе они называют универсальными диалектическими
законами и гордятся при этом своей принадлежностью к особо умному
племени диалектиков. Любое взаимодействие оставляет след во
взаимодействующих объектах. Если по тундре пройдет вездеход, то след
его остается на десятилетия.
Ледниковый
период на земле был давным-давно, но следы его никуда не делись.
Если вы в школе научились считать и писать, то это умение останется
с вами до конца жизни. В первом случае во взаимодействие вступили
вездеход и тундра, во втором - солнце и поверхность Земли, в третьем
- учитель и ученик. Человек с момента своего появления
взаимодействует с внешним миром, учится ходить (настройка
подпрограммы управления телом), говорить (настройка подпрограммы
управления речью), думать (настройка подпрограммы управления
мышлением), чувствовать (настройка подпрограммы управления психикой)
и пр. Эти подпрограммы вместе с врожденными подпрограммами, такими,
как подпрограмма управления здоровьем, формируют жизненную программу
человека, которая руководит им и как биологическим объектом, и как
членом социума. Внешний мир оставляет в нем "след" в виде жизненной
программы, а сам он оставляет свой след в этом мире своими делами,
мыслями, чувствами. Результатом исполнения жизненной программы
человека являются предметы, которые он создал, мысли, которые он
придумал и которые были восприняты другими, чувства, которыми он
поделился и которые вызвали ответные чувства.
Э. Берн писал:
"Деятельность Эйнштейна заставила почти всех физиков и математиков
изменить свой образ мира в соответствии с открытой им "реальностью".
Шекспир помогает людям составить более четкий образ мира - такой,
каков он есть на самом деле. ... В состоянии психической болезни,
называемой шизофренией, пациент воображает, будто мир уже
соответствует имеющемуся у него образу, и не затрудняет себя
проверкой этого образа на соответствие его реальности."[4]
Жизненная
программа человека складывается из двух частей: генетической,
заключенной в мощном архивном файле - геноме. и той, что образует в
человеке внешний мир, структурируя его разум образами,
представлениями, понятиями и т. д. Жизненная программа человека
бинарна так же, как бинарна программа рождения и существования
молекулы воды. До встречи составляющих частей ничего не происходит,
и произойти не может. Но когда составляющие части встречаются,
образуется работоспособная жизненная программа, которая выращивает
физическое тело, способное воспринимать и накапливать информацию и в
соответствии с ней структурировать свой интеллект, а с его помощью
-внешний мир. К. Э. Циолковский [21] считал, что именно это
позволяет считать человека разумного космообразу-ющим фактором. Эта
жизненная программа функционирует до тех пор, пока под действием
некоторых условий она не будет разрушена. Биологическая составляющая
программы погибает, а информационная остается - мир есть всегда и, в
свою очередь, всегда готов структурировать взаимодействующий с ним
интеллект.
Многие авторы
считают, что человеческая жизнь на 2-5 % состоит из побуждений и
действий, обусловленных сознанием, и на 95-98% -подсознанием, т. е.
теми программами, которые в нем сформированы и не являются
элементами осознанного плана действий. Действительно, если мы
погрозили кому-то указательным пальцем и произнесли "не шали", то
никаких осознанных усилий по направлению нервных импульсов по
определенным нервным каналам к определенным группам мышц руки,
указательного пальца, лица и языка мы не делали.
Все они
сделаны нами бессознательно. Подсознательно выбраны и слова, в
момент произнесения мы не составляли их из отдельных звуков.
Простенькое сознательное действие активизировало целый комплекс
бессознательных действий - формирование и исполнение частной
подпрограммы под названием "Не шали - простая реплика". Из этого
простого примера следует, что объем бессознательного программного
кода в тысячи раз больше, чем сознательного. Скорость исполнения
бессознательных программ в тысячи раз выше скорости исполнения
сознательных программ, а практически бессознательное время в тысячи
раз быстрее осознаваемого (физического) времени. Сознание может
отдавать команды подсознательному на формирование и исполнение
целевых подпрограмм. Кроме того, психологи утверждают, что
подсознательный разум помнит все. Как говорил М. Эрик-сон, "...люди
обычно не знают бесконечное количество вещей, которые они на самом
деле знают, но убеждены, что не знают... Все мы обладаем большим
количеством знаний, которые не осознаем."[19] Все как в компьютере,
с дифференциацией харда и софта. Вернее, в компьютере все как у
людей. Когда его конструировали, копировали с себя все, что можно
было копировать.
И сознательно,
и интуитивно. Слова "копировали с себя" имеют, конечно, не
буквальное значение. Просто весь предшествующий исторический опыт
соответствует структуре человеческого интеллекта. В том числе
технологический опыт. Информация о человеке, в том числе о его
характере, судьбе, текущем и будущем состоянии тела и пр. хранит ся
в подсознании в виде жизненной программы этого человека, а жизненная
программа может корректироваться сознательными усилиями человека.
Есть ли в такой программе что-то, что не является врожденным или
приобретенным в результате воспитания, обучения, накопления
жизненного опыта в естественной среде обитания?
Вся ли
жизненная программа хранится в бессознательном человека или
некоторая ее часть находится вне человека? Приведем один любопытный
отрывок из книги одного из современных классиков "эзотерики для
домашнего применения": "..."эгрегор" - это самостоятельно
развивающийся объект в "тонком мире", связанный с определенной
группой людей или определенной идеей. ...наиболее мощными являются
религиозные эгрегоры - христианства, мусульманства, буддизма и пр.,
поскольку создание и подпитка соответствующего эгрегора являются
составной частью религиозного обряда...
Кроме них есть
эгрегоры семьи, науки, коммунизма и капитализма, секса, войны,
национализма и т. д."[18] Не вдаваясь в анализ перечисленного
списка, перепишем этот отрывок в информационных терминах:
"Эгрегор - это
программа управления определенной деятельностью конкретного человека
или группы людей, объединенных идеей или родом деятельности.
Программы управления религиозными сообществами являются наиболее
мощными драйверами, поскольку в религиозных обрядах участвует много
людей. Кроме них есть еще программы-драйверы семьи, науки,
коммунизма и капитализма, секса, войны, национализма и т. д."
Представьте
себе любую компьютерную игру, какую-нибудь бродилку-стрелялку. С
точки зрения действующего объекта этой компьютерной игры (если бы он
был разумен и мог иметь свою точку зрения) играющий в нее человек -
это ангел-хранитель, а создавший этот виртуальный мир программист -
создатель или бог. Самое важное заключается в том, что эти трое
могут являться одним и тем же лицом. Такова структура человеческого
интеллекта, и аналогия со святой троицей вовсе не случайна. У
каждого человека в течении жизни складывается образ внешнего мира. У
одного -один, у другого - другой, у третьего - вовсе третий. Все они
различны, потому что каждый воспринимает внешний мир по-своему, все
они приблизительны, поскольку ограничены личным опытом человека.
Совокупность
человеческого опыта, зафиксированная в человеческой культуре, науке,
технологии, производстве, сознательное и бессознательное в каждой
человеческой голове - все это вместе взятое образует общую картину
мира, доступную человеческому разуму в соответствии с его
биологическими, интеллектуальными, технологическими и социальными
возможностями. Процесс научения каждого человека премудростям
внешнего мира от момента рождения до смерти использует именно этот
резервуар информации.
Процесс
сознательного научения включает передачу подсознательного фона
"учителя" в подсознание "ученика", часто без ведома и того, и
другого. Сначала М. Эриксон, затем Д. Гриндер и Р. Бендлер обратили
на это внимание и стали использовать отдельные элементы этой
передачи для дополнительной структуризации, способствующей
утилизации информационного мусора и модернизации программных
шаблонов. На одной из лекций еще в феврале 1966 года М. Эриксон, в
частности, говорил: "Бессознательный ум индивида имеет тенденцию
отбирать из слышимого необходимые вещи. Любой шестимесячный ребенок
может, глядя на лицо матери, протягивающей ему ложку с едой,
прочесть там: "Ну кому же может понравиться эта дрянь?" Ребенок
соглашается и тут же выплевывает пищу."[19]
Существуют
многочисленные описания ясновидения, предсказаний, пророчеств.
Нострадамус, Ванга, Матрона... Что представляет собой истинное
пророчество? Это общая картина мира или его части, "прокрученная" в
соответствии с программой развития до предсказываемого момента. Но
для того, чтобы "прокрутить" картинку, ее надо с некоторой точностью
"охватить", иметь к ней доступ. Людей, которые в какой-то степени
способны на это, принято называть предсказателями и пророками,
экстрасенсами и целителями, блаженными и колдунами.
На
сознательном уровне доступ к этому хранилищу имеет любой человек.
Более того, хочет этого человек, или не хочет, внешний мир своим
воздействием структурирует его интеллект. Процесс взаимодействия
человека как биологического и социального объекта с внешним миром -
это непрерывный процесс создания, настройки, модификации и
исполнения его жизненной программы. В терминологии М. Эриксона разум
состоит из двух частей: сознательной и бессознательной. Логической и
интуитивной. Термины подсознание, бессознательный разум, интуиция
будем считать различными отражениями некоторого специфического
качества человеческого интеллекта. Технологическая цивилизация может
быть создана только сознательным разумом. Тому, что осознано и
логично, учат в школе (и не только в ней). Тому, что бессознательно
и интуитивно, тоже можно (и нужно) учиться. Например,
нейро-лингвисти-ческое программирование, по убеждению его авторов и
проповедников, позволяет человеку отыскивать в себе и развивать
таланты, способствует духовному росту, преобразованию, эволюции. Как
писал один из авторов НЛП, он убежден в том, что магия имеет
структуру и доступна всем, нужно только пройти период тренинга,
чтобы научиться обладать необходимыми инту-ициями [6].
Приобрести
квалификацию целителя, предсказателя, мастера и т. п., может быть,
при личном упорстве достаточно просто. А можно ли нетехнологическим
путем обеспечить действие больших и малых сил? Мгновенно
перемещаться в пространстве, быть всегда абсолютно здоровым и
работоспособным, жить до трехсот лет, вырастить новый зуб на месте
удаленного и т. п.? Ответ на все эти вопросы принципиально
положительный. Конечно, пока чисто умозрительно. Достаточно
соответствующий процесс однажды запрограммировать, а потом включать
нужную программу или отключать ненужную в нужное время. Осталось
научиться. Программировать и включать-выключать. Как и что
программировать? Как могут, это делают психотерапевты,
парапсихологи, специалисты по НЛП, целители, экстрасенсы, маги,
колдуны, уличные цыганки, шаманы, кинологи и пр. Программируют они
все одно и то же - бессознательный разум. Методика программирования
тоже у всех одинакова, различны только одеяния. Представьте себе
специалиста по НЛП в безукоризненной тройке и африканского шамана в
набедренной повязке и поймите, что это различно одетые представители
одного профессионального клана.
Следует,
видимо, считать, что бессознательный разум и есть основной
исполнительный элемент третьего программного уровня. Разумная жизнь
создает организованную инфраструктуру своего существования,
увеличивает упорядоченность в противовес физическим процессам,
уменьшающим ее. В результате разумной жизнедеятельности информация
рождается и накапливается, организованность мира в этой его части
увеличивается. Можно предположить, что генетическая информация
рождающегося человека содержит в некотором, возможно, свернутом виде
всю премудрость, накопленную предшествующими поколениями. В этом
смысле каждое следующее поколение "информированнее" предыдущего на
величину сегодняшней мудрости мира. Информированность подсознания
возрастает в одном ритме с технологической информированностью.
Иначе, видимо,
и быть не может. Не может быть, чтобы левое полушарие планомерно
развивалось, а правое оставалось на зафиксированном уровне. Если все
это так, то бессознательный разум не только является основным
исполнительным элементом третьего программного уровня, но и
индивидуальным хранилищем всей мудрости предшествующих поколений.
В большинстве
случаев необычные способности пророков и предсказателей появлялись у
них после некоторых потрясений. Это их бессознательный процессор
включал дополнительные возможности как расширение охранительных
функций на случай повторения потрясений. Вероятно, бессознательный
процессор любого интеллекта потенциально способен обеспечивать такие
дополнительные возможности.
Нужно просто
научиться включать их не через потрясения, а неким систематическим
путем. Нострадамус, например, приводил себя в состояние транса,
уединившись в кабинете и в этом состоянии записывал свои катрены.
Сегодня основные успехи в программировании третьего уровня
сконцентрировались в достаточно узкой области, связанной с техниками
НЛП и эриксоновской терапией в состоянии отстраненности. Это
-конкретные практики, работающие с сознанием и подсознанием
человека. Сюда же можно отнести и некоторые реальные результаты
отдельных целителей и колдунов с их оригинальными психотехниками и
причудливыми понятийными наборами. В вычислительной технике
микропрограммой называют частную программу, прошиваемую в микрочипе
для выполнения конкретной функции, чаще всего для выполнения одной
аппаратной команды. По аналогии, микропрограммой интеллекта будем
называть частную программу, предназначенную для выполнения одного
конкретного и часто повторяющегося действия. Например, в детстве вы
научились пожимать руку в ответ на протянутую для рукопожатия руку
другого человека. Это действие, состоящее из составляющих движений
руки, мимики и позы, производится и воспринимается как единое,
несоставное действие. Искусственное прерывание любой микропрограммы
приводит к временному замешательству - до того момента, когда
сознательный процессор вновь возьмет на себя управление.
Множество
простейших поведенческих реакций представляет собой совершенно
конкретные микропрограммы, созданные в процессе научения нашей
сознательной практикой, но исполняемые подсознательно,
автоматически. Практически вся наша жизнь состоит из создания и
применения таких микропрограмм, представляющих единые, несоставные
действия. Процессор человеческого интеллекта всю жизнь расширяет
собственную систему команд и выстраивает из них свою жизненную
программу. При этом процесс научения (т. е. процесс создания и
отладки микропрограммы) продолжается до тех пор, пока составляющие
действия не перестанут осознаваться. Психологи называют такие
процессы стенанием в бессознательное.
Сформированные
микропрограммы хранятся и используются в неизменном виде до тех пор,
пока внешние обстоятельства не потребуют их модификации. Например,
микропрограмма рукопожатия будет выглядеть по-разному в России и в
Японии. Если вы меняете страны, то вы будете модифицировать и многие
микропрограммы. Если вам сознательно необходимо поменять некоторые
стереотипы поведения, достаточно пройти необходимые тренировки.
Точно такой подход практикует НЛП-тренинг. В НЛП-тренингах можно
сознательно модифицировать или менять стратегии, планы, программы,
драйверы и микропрограммы, т. е. все операционные виды программ
интеллекта. Похожий подход формирования программ здоровья по своим
оригинальным методикам и ритуальным процедурам практикуют те
целительские центры и школы, которые не являются откровенными или
замаскированными шарлатанами.
Операционная структура интеллекта
Подсознание
человека является услужливым рабом сознания, посредником между ним и
физиологическими подсистемами человека, универсальным хранилищем
всей, в том числе жизненно важной информации. Вот, например, как
обычно формируется драйвер курения. Первоначальное побуждение имеет,
как правило, социальные корни. Подросток считает, что будет
выглядеть более самостоятельным, будет достойным членом своей
"компании", если будет курить. Он пробует закурить. Первая сигарета
вызывает отвратительные ощущения, кашель, удушье. Подросток при этом
формирует убеждение, что преодоление этих ощущений и есть проявление
мужества и самостоятельности, "крутизны" в современном жаргоне. Это
убеждение рождает в подсознании другое: курить хорошо. Кстати
сказать, таких "вредных" убеждений у каждого из нас великое
множество. Сознательная воля выглядеть "своим" реализуется
услужливым подсознанием как подавление неприятных ощущений и замена
их на приятные, вроде "вот какой (какая) я способный (способная)".
Программа
ощущения удушья лишается возможности сообщать свои данные сознанию.
Между ней и сознательным процессором внедряется и активизируется
драйвер курения, который подавляет неприятные ощущения и вместо них
сообщает сознанию: "Ты успешно справился, ты способный, ты можешь
быть значимым. Отныне ты сможешь курить." Часто это дополняется
коммуникационными драйверами, например, слова "пойдем покурим" часто
означают "пойдем поболтаем, мы свои, мы курильщики". Если драйверы
курения и общения успели объединиться, то человек во время курения и
в одиночку будет мысленно беседовать с кем-нибудь или сам с собой.
Если драйвер курения не разрушить сознательной процедурой или
специальным волевым усилием, он остается на всю жизнь, только
укрепляясь от ежедневной тренировки.
Если вы хотите
бросить курить, не ставьте себе это в качестве ближайшей цели, а
просто разграничьте курение и общение, начните курить только в
одиночку, и почаще как можно полнее и ярче вспоминайте свои
настоящие впечатления от первых в вашей жизни сигарет. Если вы их не
можете вспомнить, просто придумайте, какие они были отвратительные и
поверьте в это. Вместе с этим, еще не отказываясь от курения,
заставьте себя держать сигарету по-другому, например, другой рукой,
в другой манере. Через некоторое время вам потребуются совсем
небольшие усилия, чтобы навсегда отказаться от курения. Драйвер
почти любой вредной привычки можно заблокировать искусственно
внушенным убеждением типа "кодирования", но это не только не убирает
его, но и добавляет в подсознание еще один неконструктивный
стрессовый фактор, что не всегда хорошо. НЛП предлагает для работы с
вредными привычками более экологичную процедуру шестишагово-го
рефрейминга.
Схематично
любой интеллект будем представлять состоящим из трех составляющих:
системы универсальных программных шаблонов (СУПШ), образа внешнего
мира и образа собственной личности, включая образ собственного тела,
физиологии, опыта, интеллекта и т. д. Структура шаблона такова, что
подобно мощной ПРОЛОГ-системе, шаблон в состоянии хранить и
обеспечи-: вать доступ к фактам и правилам вывода, формируемым в
соответствии с прошлым личным опытом. Многие авторы называют правое
полушарие, а вместе с ним и подсознание, нелогичным. Но лишать
правое полушарие логичности на том основании, что оно не понимает
отрицания, просто несправедливо. Точнее было бы считать, что левое
полушарие и сознательный разум отвечают за процедурную логику, а
правое - за фактографическую. Но отрицательных фактов не бывает,
отрицание существует только в последовательной логике. Поэтому
подсознание и не понимает отрицания. Утверждать же, что подсознание
не понимает слов, нельзя. Ведь тогда были бы бесполезны любые
вербальные усилия для индукции транса и работы с ним. С точки зрения
программиста, бессознательное является чем-то, что можно назвать
фактографическим процессором ассоциативной памяти.
Точнее, это
несколько десятков тысяч функционально ориентированных процессоров,
объединенных в единую сеть. Но мощность и надежность этой сети так
велики, что это трудно представить для любого нормального
левополушар-ного человека. Образно говоря, алгоритмические и
процедурные языки программирования придумали левопо-лушарные люди, а
ПРОЛОГ и все про-логообразные - правополушарные. Честь им и хвала.
Как писал еще в 1986 г. И. Братко, "...ПРОЛОГ порывает с традициями
языков типа "как", поскольку он определенным образом направляет
программистское мышление, заставляя программиста давать определения
ситуаций и формулировать задачи вместо того, чтобы во всех деталях
описывать способ решения этих задач."[5]
Образ внешнего
мира называют внешней картой (ХМ-картой, т. е. картой мира М,
созданной интеллектом X), а образ собственной личности по аналогии
будем называть собственной картой (ХХ-картой, т. е. картой
интеллектах, созданной интеллектом X). Эти карты существуют как
детали универсальных программных шаблонов. Весь
сенсорно-интеллектуальный опыт конкретного интеллекта X работает с
двумя этими картами (Х-картами), формируя в течение жизни наполнение
и параметризацию программного шаблона. Поскольку и сознательный, и
подсознательный процессоры работают с картой внешнего мира,
постольку можно считать, что объекты внешнего мира существуют внутри
нас. Образ внешнего миpa, внешнюю карту создает сама личность. Этот
образ является частью этой I личности.
По сути, XX- и
ХМ-карты являются двумя различными частями одной Х-карты,
психологически разделяемой на части Я и не-Я. Система шаблонов
способна заполнять "пустоты" Х-карты в соответствии с прошлым опытом
в рамках текущего опыта. Эти процессы мы склонны номинализировать
как подсознательный разум, интеллект, интуицию и т. д. Объем памяти
в Х-кар-те практически бесконечен, поскольку вся информация хранится
в виде программ.
Некоторое
представление об этом может дать следующая аналогия: объем
компьютерной памяти, необходимой для хранения всех простых чисел,
бесконечен. Объем же памяти, необходимой для хранения программы
вычисления всех простых чисел, пренебрежимо мал даже для домашнего
компьютера. Вообще, структурная организация ассоциативной памяти
интеллекта, судя по всему, весьма эффективна. Есть предположение,
что мы храним слоями "от сна до сна" все, что было сенсорно доступно
в этот отрезок времени. Объем оперативной памяти для временного
хранения одного слоя ограничен, поэтому требуется систематическая
процедура упорядочения суточного опыта - физиологический сон. Сон
наступает тогда, когда наступает переполнение оперативной памяти
интеллекта.
Порты доступа
к сознательному процессору закрываются для обеспечения бес-помеховой
работы бессознательных служебных программ-утилит по упаковке
суточного опыта в базу знаний интеллекта - Х-карту. "Побочный"
продукт этих процессов - сновидения. Эмоционально значимые импринты
могут отображаться в сознательной памяти при их
считывании-записывании в тех метафорических образах, в которых они
хранятся как фактографические единицы, связанные со всеми элементами
предыдущего опыта.
Бессознательный процессор может формировать образные метафоры для
информирования сознательного процессора о текущих несоответствиях.
Если один и тот же сон снится несколько раз, то это ваш интеллект
сознательно или неосознаваемо собирается отказаться от какой-то
укоренившейся привычки, причем делает он это всегда в метафорической
форме. Например, при намеренном и систематичном избегании привычной
внешней манеры курения, (изменяя ее всеми возможными способам)
снится почти всегда один и тот же сон.
Человек вдруг
оказывается практически неодетым в неподходящем для этого
общественном месте. Так бессознательный процессор сигнализирует
сознательному, что тот отказывается от части привычного внешнего
вида как от части одежды. Во время естественного сна дневные
впечатления размещаются в базе знаний интеллекта в соответствии с их
значениями в точно вычисленные места. Достаточно человеку недоспать
по прерыванию, чтобы нечто в результате сбоя текущей микропрограммы
попало не на свое место и тем самым в Х-карте ему будет приписана
неадекватная значимость. То, что достойно мусорного ящика, может
получить значимый статус и вместо вычеркивания - постоянную
активность или наоборот. Эта опасность, скорее всего, существует
только во время так называемого быстрого сна. Это вполне
естественный (но не единственный) способ образования и существования
вредных физиологических программ, способствующих развитию болезней,
вредных привычек и функций, имеющих цели-миражи.
Попытки прямой
модификации X-карты с помощью суггестивных, гипнотических и т. п.
техник могут рассогласовывать установившиеся связи. Это
рассогласование может быть и полезным, и вредным. Например, механизм
параметризации одинаков для всех основных ценностей, которые
исповедует данный интеллект. У каждого свой перечень этих ценностей,
список может быть очень индивидуальным, но он обязательно включает
среди прочих ресурсность, т. е. уверенность в собственных
возможностях, здоровье, восприимчивость. Как правило, эти качества
максимальны в молодости и убывают к старости в любой ХХ-карте.
Ресурсность, например, купируется списком жизненных неудач, а
восприимчивость - списком потерь.
Про здоровье и
так все ясно. Поэтому рефрейминг или изменение личностной истории в
НЛП-тре-нинге, или переименование в ребячливой и озорной системе П.
Бурлана действенны, поэтому они работают. Структура Х-карты весьма
сложна и требует целенаправленных исследований. Но даже имеющихся
данных достаточно для того, чтобы по-новому взглянуть и на многие
психотехники, с одной стороны, и на перспективы развития структуры
компьютеров будущего, с другой. Пока. Например, совершенно очевидно,
что структурно компьютеры будут развиваться путем интеллектуализации
всех специальных функций. Графические, сетевые, звуковые и пр. карты
будут обладать мощными наборами собственных процессоров
ассоциативного доступа к характеристическим элементам хранимых
репрезентаций. Соответственно будут развиваться и материнские
стандарты и интерфейсы, включая специализированную память для
аналогов Х-карт. И все это будет происходить и очень быстро, и очень
скоро. В части психотехник быстрое развитие получат те из них,
которые направлены на эффективную коммуникацию
сознательное-бессознательное внутри каждого интеллекта, на развитие
провидческих и экстрасенсорных способностей интеллекта для
обеспечения здоровья и личной успешности.
То, чему йоги,
экстрасенсы, целители учатся десятилетиями, будет воспитываться в
детстве так же просто и естественно, как умение читать. Эскизно
структурную схему интеллекта можно представить следующим образом.
(См. рис. 1.) Сознательный процессор связан с бессознательным
портами доступа, оснащенными программами-фильтрами с предметными
шаблонами, свойственными для деятельности конкретной личности.
Бессознательный процессор состоит из функциональных процессоров,
числом до 90000, объединенных в многоуровневую иерархическую сеть,
обслуживающую сенсорные, психологические, психосоматические,
физиологические и собственно интеллектуальные процессы интеллекта.
Р. Дилтс,
исследуя возможности моделирования, применяемого в НЛП, выделяет,
следуя Г. Бейтсону [2], шесть нейрологических уровней размещения
интеллектуального опыта: окружение, поведение, способности,
убеждения, идентичность, духовность. Он определяет эти шесть
"полочек" следующим образом: "Окружение определяет внешние
возможности или ограничения, на которые человек вынужден
реагировать. В него входят где и когдатото или иного навыка или
способности.
Поведение
представляет собой определенные действия или реакции данного
человека внутри окружения. В него входит что того или иного навыка
или способности. Способности направляют действия посредством
ментальной карты, плана или стратегии. Для того или иного навыка или
способности они отвечают на вопрос как. Убеждения и ценности
обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое
поддерживает или подавляет способности. В них кроется почему того
или иного навыка или способности. Идентичность связана с ролью
человека, миссией и/или самосознанием. Она отвечает на вопрос кто
для того или иного навыка или способности. Духовность связана с
более обширной системой, частью кoторой является данный человек. Она
дает ответ на вопрос кто еще или для кого существует тот или иной
навык или способность."
[8]. В другом
контексте (там же, стр. 196) уровень духовности Р. Дилтс называет
уровнем системных вопросов. Многие авторы и переводчики уровень
идентичности называют уровнем индивидуальности или уровнем личности.
С информационной точки зрения уровень окружения - это ХМ-часть карты
мира, а уровень способностей - это ХХ-часть карты мира. При этом
карта Окружения и карта Способностей являются активными базами для
операционного комплекса Поведение как оперативные части карты мира.
Эти знания активны для любой единичной процедуры поведения в том или
ином составе. Операционные комплексы убеждений, индивидуальности и
системности накапливают данные, которые используются при
необходимости.
Функционально
они организованы как Реестр карты мира, состоящий из убеждений и
ценностей и содержащий в качестве своих частей Матрицу Персональных
Статусов и Матрицу Мировых Статусов. Р. Дилтс в "Фокусах языка" [11]
отмечает, что "Взаимосвязи между различными компонентами жизненного
опыта образуют то, что Ричард Бендлер называет "тканью реальности".
Функция наших убеждений заключается в том, чтобы создавать ключевые
связи между базовыми элементами, входящими в нашу карту мира".
В семидесятые
годы прошедшего века в тогдашнем СССР были разработаны, но в связи с
бедностью вычислительной базы не получили широкого распространения,
системы целевого планирования и управления СПУТНИК-СКАЛАР (П. Г.
Кузнецов, [14]). Теоретические основы разработки и применения систем
СПУТНИК-СКАЛАР изложены в статье блистательной плеяды авторов
(Афанасьев В. Г., Ларин В. В., Семенихин В. С, Кузнецов П. Г.,
Чесноков В. С.) в "Вопросах кибернетики" [17], а также в книге В. Г.
Афанасьева [1]. Десятая глава этой книги "Системность и некоторые
принципы автоматизации управления" была написана совместно с
Кузнецовым П. Г. Системы строились на иерархической схеме уровней
управления, в каждом из которых определялось
-Кто.
- для кого или для чего,
-как,
- что и сколько,
- где и когда,
должен сделать (произвести).
Сравним:
Р. Дилтс
Индивидуальность - кто Убеждения - почему, для чего Способности -
как Поведение - что Окружение - где и когда
П. Г. Кузнецов
Исполнитель - кто Потребитель - для кого Технология - как Продукт -
что и сколько Место и время - где и когда
С точностью до
профессионального жаргона полное совпадение. Но это совершенно
различные системы. Одна отражает естественную нейрологичес-кую
структуру интеллекта, нейрологи-ческую модель, применяемую в
НЛП-технологиях, другая - операционную структуру каждого
иерархического уровня планируемого производства.
Почему же они
так похожи? Точно так же, как системы СПУТНИК-СКАЛАР не претендуют
на описание операционной структуры экономики (и, более того, эта
структура может быть произвольной), но поддерживают технологию
разработки и сопровождения конкретных целевых программ,
нейрологическая модель Р. Дилтса поддерживает разработку и
применение конкретных целевых программ интеллекта, программ
достижения произвольным интеллектом конкретной цели, оставляя за
скобками операционную структуру интеллекта.
Общим для этих
различных систем является шаблон планирования деятельности
(программирования).
Сделать что-то
означает создать программу и выполнить ее. А если программа уже
есть, то только настроить и выполнить ее. "Для того чтобы
действовать в этом мире (будь то езда на велосипеде, решение
математических уравнений или создание атомной бомбы), человеческие
существа должны реагировать на карты мира, сотворенные их нервной
системой и хранящиеся в ней. Таким образом, самыми эффективными
являются модели, наиболее естественно отражающие структуру нервной
системы. Подумайте над этой фразой, анализируя теорию
относительности: может быть, она является метафорическим способом
описания того, как функционирует не только нервная система, но и
весь мир?" [9].
Таким образом,
нейрологические уровни - это ре-презентационная структура
произвольного элемента опыта. Тогда окружение -это база
репрезентаций внешней обстановки и ее свойств, поведение - база
допустимых шаблонов программ и процедур поведения, с учетом
окружения и способностей, способности - база личных возможностей,
допускаемых убеждениями и представимых допустимыми шаблонами
поведения, убеждения - база программ, которые про каждый уровень
представления элементов опыта в соответствии с состоянием Х-карты
способны вычислить "можно-нельзя", "бывает-не бывает", "нужно-не
нужно", "существует-не существует" и т. д. А индивидуальность - это
программная матрица персональных статусов, матрица, которая для
каждого элемента всех низлежащих уровней "знает" текущие и
допустимые значения... Своеобразное "слово состояния личности". Дело
не в том, что по этой схеме "функционирует весь мир". Единственно
возможными моделями являются те, которые способны вписаться в
структуру нервной системы, быть принципиально отобрази-мыми в ней.
Это способ
нашего представления мира и самих себя в Х-карте. Если что-то
невозможно отобразить в структуре нервной системы, то его для нас не
существует. У высокоразвитого интеллекта база знаний более плотно
заполнена данными, ее объем выше. По данным Стернберга [20], на фазе
декодирования высокоразвитый интеллект более медленный, чем прочие.
Но фаза декодирования - это идентификация внутренних репрезентаций,
т. е. поиск по базе знаний. Чем объемнее база, тем продолжительнее
фаза поиска, и замедление интеллектуального реагирования вполне
естественно. Объем базы знаний - это не единственный параметр,
влияющий на скорость декодирования для развитого интеллекта. К
изменению скорости ведет и обращение к глубоким логическим уровням,
программно реализующимся как вложенные процедуры. Планирование
деятельности - это тот универсальный программный шаблон, с помощью
которого мы воспринимаем мир, отображаем его и живем в нем. Так мы
устроены. Так функционирует человеческий интеллект, это его
операционный интерфейс. Именно в этой области наиболее эффективно
работают тренинги ЛЛП, хотя они и используют малую толику из
имеющихся возможностей. "Самыми эффективными являются модели,
наиболее естественно отражающие структуру нервной системы", вот и
все. Это можно сравнить с проблемным программированием в
операционной среде человеческого интеллекта. А как с системным
программированием? Можно ли гениальность сделать обыденной,
воспитывать сверхспособности, кому какие требуются? В части
"обычных" способностей -проблемы скорее технические и
технологические, чем принципиальные, а в части физических и
физиологических -посложнее.
В каждой
ХХ-карте есть подробные сведения, какие у вас руки, какие ноги,
печень и т. д., что они могут, что и когда могли в прошлой личной
истории. Многие из этих сведений абсолютно не осознаваемы, но делать
их такими и не обязательно.
Достаточно
научиться программировать новые операционные элементы интеллекта и
размещать в них не только желаемые способности к живописи, музыке,
науке, но и способности к обеспечению здоровья, долголетия, личной
успешности. За пределами нашего представления о мире и о самих себе
находится бесконечное множество элементов, никак не представленных в
Х-картах. Леонардо да Винчи в Записных книжках писал, что "Природа
полна бесконечных причин, которые никогда не были установлены
опытом".
[10] В силу
бесконечности природы с тех пор в этом смысле ничего не изменилось.
Повторюсь, что если что-то из этой бесконечности не представлено в
Х-карте, то для нас этого чего-то не существует. Наибольший
прагматический опыт операционного управления программами и
программными шаблонами интеллекта накоплен в НЛП. Создатели НЛП
пишут: "Различие между сознательным аргументированием и
бессознательной реакцией состоит в том, что реакции, видимо, имеют
цель, а не смысл... Цель - это просто функция. Если у чего-то есть
функция, оно чего-то достигает. То, чего оно достигает,
необязательно полезно.
Однако оно
привычно. Оно достигает чего-то, что в какое-то время в истории
этого организма имело в себе полезный смысл... За поведением стоит
подсознательная цель... Поведение не обладает таким большим смыслом,
но у него есть огромных размеров цель..." [3] Техники НЛП - это
"хождение" по Х-карте. При таком "хождении" возможна частичная
реорганизация межэлементных связей. Сознательный процессор либо
выключен (сомнамбулическое состояние), либо "приглушен" (трансовые
состояния различных степеней), и только часть функций выполняется.
Если эта часть мешает "хождению", то либо "хождение" прекращается
(выход из транса), либо сознательный процессор еще более
приглушается на необходимое время (углубление транса).
Обычное
функционирование интеллекта заключается в планировании и
осуществлении деятельности во внешнем мире. (Рис. 2)
При
НЛП-тренинге процессы планирования и осуществления деятельности во
внешнем мире приглушаются и перенаправляются во внутренний мир
интеллекта. Программы, обслуживающие внешнее внимание, выгружаются,
и активизируются программы, обслуживающие внутренние процессы.
Планирование и осуществление деятельности во внешнем мире замещается
имитацией этой деятельности в ХМ-карте со всеми необходимыми
соотношениями с операционными комплексами Способностей, Убеждений и
Индивидуальности.
НЛП-тренер
превращается в "зеркало", своеобразный отражатель вектора внешнего
внимания, перенаправляя его внутрь Х-карты, на ее элементы и их
связи. При самостоятельном тренинге человек делает то же самое без
помощи тренера.
Основные
постулаты НЛП, которые обычно относят к поведенческим рамкам (см.,
например, [16]), не противоречат операционной модели. "Первая рамка
- это ориентация на результат, а не на проблемы. Это означает, что
вы ищите то, к чему стремитесь, находите необходимые решения и
используете их для продвижения к своей цели". Некоторые авторы
называют эту рамку принципом положительного формулирования цели.
"Вторая рамка заключается в том, чтобы задавать вопрос "как", а не
"почему"...
"Третья рамка
- это обратная связь вместо неудачи. Не существует такой вещи, как
неудача, существуют результаты". "Четвертая рамка... сосредоточьтесь
на имеющихся возможностях, а не на ограничивающих вас
обстоятельствах". Природа человеческого интеллекта такова, что
прежде чем что-то сделать, мы должны знать, что сделать и, осознанно
или нет, как сделать. Другими словами, для того чтобы сделать
что-то, должна существовать и быть исполненной соответствующая
программа. Вряд ли найдется программист, который будет писать
программы, состоящие из бессмысленного набора действий. Программа
строится для достижения некоторой цели или результата. А это и есть
первая рамка - ориентация на результат. Так же естественно выглядят
и остальные постулаты. Слово "программирование" совсем не случайно
присутствует в аббревиатуре "НЛП".
Операционная
модель согласуется с нейрологической моделью Р. Дилтса и может быть
представлена следующим образом. (Рис. 3)
Здесь XX -
собственная карта, соответствует уровню способностей, ХМ -карта
внешнего мира, соответствует уровню окружения, ХХ/ХМ - связи и
соответствия между XX и ХМ, R(XX) - программный реестр собственной
карты, соответствует уровню индивидуальности, R(XM) - программный
реестр карты внешнего мира, соответствует уровню системности и
R(XX/XM) - программный реестр связей между XX и ХМ, соответствует
уровню убеждений. Операци-онно - исполнительный комплекс
представляет уровень поведения. В житейской метафоре
операционно-исполни-тельный комплекс - это ваши поступки, XX - ваш
ум, ХМ - ваш мир, R(XX) - ваша душа, R(XM) - ваш бог, и R(XX/XM)
-ваше сердце. [7] Таблица соответствия выглядит следующим образом:
(см. рис. 4).
Представление
интеллекта в виде операционной модели начинает проникать в работы
профессиональных психологов, но пока еще в тяжеловесной и неуклюжей
форме, что связано, видимо, с недостатком информационной культуры.
Приведу одну цитату из книги двух авторов.
Как сказано в
аннотации, один из них профессиональный психолог и сертифицированный
НЛП-практик, другой -журналист и литератор.
Теперь сама
цитата:
"Таким образом, мы можем ввести еще одно определение нелогического
уровня сознания. Это:
Некоторая операционная система отражения - отреагирования,
наделенная собственным языком описания; она является частным случаем
(следствием) некоторой мета системы, наделенной собственным
метаязыком, и может порождать подчиненную субсистему, наделенную
субъязыком, как собственное следствие (частный случай). Языком
первого логического уровня являются факты, второго - процессы,
третьего - стратегии, четвертого -карты, пятого - космограмма,
шестого - глобальное взаимодействие. О языке седьмого логического
уровня мы не можем составить вербализованного представления,
поскольку не имеем неoбходимого для этого метаязыка". [15, стр. 97].
Конец цитаты. NO COMMENT. (Нет вербализованного комментария.)
Операционно-исполнительный комплекс осуществляет все действия
интеллекта X, от управления физиологией или простейшими телесными
движениями до преобразования внешнего мира в сложной социальной
среде. Каждый интеллект реагирует на события окружающей среды
изменением внешнего поведения, активизацией тех программ и процедур,
которые необходимы для текущей обстановки.
Если нечто
требует действий, не представленных соответствующими программами, то
он обращается к собственной карте (к своему уму) для генерации
соответствующей программы, отмечая ее появление в реестре
собственной карты R(XX) и ее связи с элементами из карты мира ХМ в
реестре связей R(XX/XM). Если в процессе деятельности интеллект
встречает в мире М нечто новое, сведения об этом он размещает в
карте мира ХМ, появление сведений отмечается в реестре карты мира
R(XM), связи этого нового с собственными возможностями заносятся в
реестр связей ЩХХ/ХМ), а новые возможности, если они появляются,
заносятся в собственную карту XX и отмечаются в реестре собственной
карты R(XX). Реестры собственной карты R(XX) и карты мира R(XM)
удобно рассматривать как "выносные части", "консоли" реестра связей
R(XX/XM). Для любого элемента из XX или из ХМ реестр связей содержит
информацию о том, с какими элементами из ХМ или, соответственно, из
XX и как этот элемент связан.
Реестр связей
- это всевозможные связи между миром и личностью и между личностью и
миром, а не только те из них, которые в НЛП называют убеждениями и
ценностями. Точнее - между собственной картой и картой внешнего мира
и между картой внешнего мира и собственной картой. Любое обучение
можно представить как образование устойчивых связей между элементами
собственной карты и элементами карты мира. Если эта связь
затрагивает изменениями только карты XX и ХМ, то это то, что Г.
Бейтсон, рассматривая логические уровни обучения компьютеров, крыс и
людей [2], называет Обучением - 0. Если затрагивается и реестр
R(XX/XM), то это Обучение - 1, R(XX) -Обучение - 2, R(XM) - Обучение
- 3.
Для любого
элемента из XX реестр собственной карты R(XX) содержит информацию о
том, с какими другими элементами из XX и как этот элемент связан.
Для любого
элемента из ХМ реестр карты мира R(XM) содержит информацию о том, с
какими другими элементами их ХМ и как этот элемент связан.
Логика
параллельного процессора отличается от обычной. Например, в ней нет
отрицания, т. е. "не А" совпадает с "А", "некоторые" совпадает с
"все", "не все" совпадает с "никто", "карта" совпадает с
"территория", поскольку сама "территория" для него не существует и
при назывании отождествляется с картой. По этой же причине мы часто
отождествляем реестр собственной карты R(XX) с самим интеллектом X,
а реестр карты мира R(XM) с миром М.
Еще раз хочу
подчеркнуть, что это не отсутствие логики, а то ее своеобразие,
которое прекрасно обеспечивает и человеческую физиологию, и
человеческую интуицию. Если "некоторые" совпадает с "все" и "не все"
с "никто", то это просто означает, что каждый ассоциативный раздел в
карте содержит только однородные единицы, каждая из которых обладает
одним и тем же ассоциативным признаком. (Это не только источник
мощности, но и источник возможных ошибок, в том числе
физиологических.) Учет этих особенностей, в частности, открывает
широкие возможности для разработки процедур обеспечения здоровья и
долголетия.
Литература
[I] Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М.
1981 г.
[2] Грегори Бейтсон. Экология разума. М., 2000 г.
[3] Р. Бендлер, Д. Гриндер. Трансформэйшн. М. 1998 г.
[4] Э. Берн. Психоанализ и психотерапия для несведущих. М., 2000 г.
[5] И. Братко. Программирование на языке ПРОЛОГ для искусственного
интеллекта. М.. 1990 г.
[6] Д. Гриндер, Р. Бендлер. Из лягушек - в принцы. Екатеринбург,
1999 г.
[7] Р. Дилтс. Изменение убеждений с помощью НЛП. М. 1999 г.
[8] Р. Дилтс. Моделирование с помощью НЛП. С.-Пб., 2001 г.
[9] Р. Дилтс. Стратегии гениев. Том 2, Альберт Эйнштейн. М.. 1998 г.
[10] Р. Дилтс. Стратегии гениев. Том 3. Леонардо да Винчи. М.. 1998
г.
[II] Р. Дилтс. Фокусы языка. С.-Пб., 2000 г.
[12] Николай Заболоцкий. Меркнут Знаки Зодиака. М., 1998 г.
[13] Э. В. Ильенков. Диалектическая логика. М., 1984 г.
[14] П. Г. Кузнецов. Системы Спутник-Ска-лар. Авторские материалы.
М.. 1979 г.
[15] А. В. Минченков, И. Б. Елпидифоров. Методы структурной
психосоматики. С-Пб. 2002 г.
[16] Джозеф О'Коннор. Джон Сеймор. Введение в неиролингвистическое
программирование. Челябинск, 1998 г.
[17] Сборник "Вопросы кибернетики", "Методы управления и принятия
решений в разработке сложных систем", М. 1980 г.
[18] А. Свияш. Как формировать события своей жизни с помощью силы
мысли. С. -Пб., 1999 г.
[19] Р. Хейвенс. Мудрость Милтона Эриксо-на. М., 1999 г.
[20] М. А. Холодная. Психология интеллекта. С.-Пб.,2002г.
[21 ] К. Э. Циолковский. Философия космоса. М. 1998 г.
[22] А. Эйнштейн. Л. Инфельд. Эволюция физики М.. 1965 г.