Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
ПРОТОКОЛЫ ЛОЖИ БЛАВАТСКОЙ.
|
ПРОТОКОЛЫ ЛОЖИ БЛАВАТСКОЙ
ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА———————
Комментарии к "Тайной Доктрине" Е. П. Блаватской
Обсуждение станц первого тома "Тайной Доктрины"
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА"Протоколы ложи Блаватской", являясь, по сути, комментарием к "Тайной доктрине", не могут рассматриваться в отдельности от неё, в связи с чем необходимо сделать некоторые пояснения, относящиеся к особенностям перевода. Не все термины, используемые в "Тайной доктрине" переведены так же, как в имеющемся русском переводе, главным образом по причине изменения с течением времени литературных норм русского языка; то же самое касается и использования заглавных букв в некоторых терминах — использование их в оригинале было обусловлено тем, что даже названия химических элементов писались тогда с большой буквы, а не тем, что имеются в виду определённые существа, а не безличные силы природы. В целях терминологической целостности, а также по причине некоторого несовпадения цитат из "Тайной доктрины", приведённых в настоящей книге, с изданием, с которого делался её русский перевод, станцы книги Дзиан были переведены заново, тем более что при невозможности точного перевода наличие двух альтернативных даст читателю более полное представление об оригинале. Использование некоторых терминов может потребовать дополнительного объяснения. Вместо слова "тьма" используется "темнота", поскольку из контекста становится очевидным, что темнота здесь — это не столько антитеза свету или злое начало, сколько состояние полной непроявленности, неопределённости. "Темнота, которая здесь имеется в виду, — не может быть противопоставлена ни свету, ни дифференциации" — говорит Блаватская. Слово "subjective" было переведено словом "субъектный", поскольку имеется в виду не "предвзятый" или "зависящий от нашего сознания", как понимается это слово в современном русском языке, а имеющий свойства субъекта, в противоположность имеющему свойства объекта, предметному или вещественному. Кроме того, использованное в оригинале латинское имя Сатурна заменено на Крона во избежание смешивания его с названием планеты, тем более что в русской традиции при приведении примеров из греческой мифологии обычно используются именно греческие имена. Переводчик выражает благодарность У. Далласу Тенбреку (штат Калифорния) из Объединённой Ложи Теософов и Алану Бэйну (Великобритания) за ценные консультации и содействие в осуществлении этого перевода. K. Z.
ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ИЗДАНИЮНижеследующие протоколы были составлены из стенографических заметок, сделанных на встречах Ложи Блаватской Теософического Общества с 10 января по 20 июня 1889 года путём некоторого сокращения оригинальных дискуссий. "Тайная доктрина" основывается на архаических станцах "Книги Дзиан", и поскольку оные являются слишком трудными для понимания большинством только приступивших к изучению эзотерической философии, члены Ложи Блаватской решили посвятить обсуждения на своих еженедельных встречах каждой станце и прочим метафизическим предметам. Вопросы задавались теми её членами, которые большей частью основывали свои возражения и контрверсии на почве современной науки и принимали базирующиеся на ней логические дедуктивные выводы. Поскольку такие возражения являются общими у изучающих "Тайную доктрину", было решено, что нет необходимости приводить их полностью, и была сохранена лишь их суть. Ответы во всех случаях основывались на стенографических отчётах, и были даны самой Блаватской согласно эзотерической философии.
Встреча IВстреча проводилась в Лондоне, в д. 17 по Лэнсдаун Роуд, 10 января 1889 года в 8.30 вечера; председательствовал м-р Т. Б. Харботтл.
Вопрос. Пространство вообще объясняется в Прологе* следующим образом:
__________ " . . . Абсолютное единство не может перейти в бесконечность, поскольку бесконечность предполагает безграничное распространение чего-либо, и продолжительность этого "чего-то"; а Единое Всё подобно Пространству, которое — лишь его ментальное и физическое представление на этой Земле, или нашем плане существования — ни объект, ни субъект восприятия. Если бы можно было полагать Вечное Бесконечное Всё, Вездесущее Единство не существующим в Вечности, а становящимся посредством периодического проявления разнообразной Вселенной или множественной личностью, это единство перестало бы быть единым. Идея Локка, что "чистое Пространство неспособно ни к сопротивлению, ни к движению" — неверна. Пространство — это ни "безграничная пустота", ни "обусловленная полнота", но и то, и другое: являясь, на уровне абсолютной абстракции, вечно-непознаваемым Божеством, которое пусто лишь для ограниченных умов, находящихся на плане маявического восприятия, Пленумом, абсолютным Вместилищем всего, что есть, проявленного или непроявленного: потому оно и есть то АБСОЛЮТНОЕ ВСЁ. Нет разницы между словами христианского апостола "в Нем мы живём, движемся и имеем своё бытие"* и индусского риши "Вселенная живет в Брахме, происходит из него, и к нему вернётся", потому что Брахма (в среднем роде), непроявленный, есть эта Вселенная в сокрытии, а Брахма, проявленный, есть логос, сделанный мужским-женским в символических ортодоксальных догматах. Бог апостола-посвящённого и риши — и Невидимое, и Видимое Пространство. В эзотерическом символизме Пространство называется "Семикожим Вечным Матерью-Отцом". Оно состоит из семи слоёв, начиная от своей недифференцированной природы до своей дифференцированной поверхности, "Что есть то, что было, есть и будет, есть ли Вселенная, или нет; есть ли боги, или нет?" — спрашивает эзотерический сензарский катехизис. И даётся ответ — Пространство."**
__________ Вопрос. Но почему же о Вечной Родительнице, Пространстве, говорится в женском роде? Ответ. Не во всех случаях, поскольку в вышеприведённом отрывке Пространство называется "Вечным Матерью-Отцом"; но когда так говорится, то это по причине того, что хотя и невозможно определить Парабрахман, однако раз мы говорим о чём-то первом, что может быть представлено, оно должно рассматриваться, как женский принцип. Во всех космогониях первая дифференциация рассматривается как женская. Это мулапракрити, которая скрывает или окутывает Парабрахман; Сефира, свет, который первым эманирует из Айн-Софа; и у Гесиода — это Гея, которая возникает из Хаоса, предшествуя Эросу (Theog. IV; 201-246). Это повторяется во всех последующих и менее абстрактных материальных творениях, свидетельством чему является Ева, созданная из ребра Адама, и т. д. Это богиня и богини — те, кто приходят первыми. Первая эманация становится пречистой Матерью, от которой происходят все боги, или все антропоморфированные созидательные силы. Мы должны принять мужской или женский род, поскольку не можем использовать среднее "это". От ЭТОГО, строго говоря, ничто не может произойти, ни излучения, ни эманации. В. Тождественна ли первая эманация египетской Нэйт? О. В действительности это за пределами Нэйт, но в одном из смыслов или в низшем аспекте это Нэйт. В. Тогда само ЭТО — не "Семикожий Вечный Мать-Отец"? О. Конечно же, нет. ЭТО — в индусской философии Парабрахман, который за пределами Брахмы, или, как это теперь называют в Европе, "непознаваемый". Пространство, о котором мы говорим, — это женский аспект Брахмы, мужского. При первом движении дифференциации, Субъектное начинает эманировать, или падать, подобно тени, в Объектное (вещественное), и становится тем, что называется Матерью Богиней, от которой происходит логос — Сын и Бог Отец в то же время, оба непроявленные, один — Потенциальность (возможность), другой — Потенция (сила). Но первого не следует путать с проявленным логосом, также называемым во всех космогониях "Сыном". В. Первая дифференциация абсолютного ЭТОГО всегда женская? О. Только как речевой оборот — в строгой философии ЭТО бесполо, но женский аспект — это первое, что оно принимает по человеческим понятиям, его последовательная материализация в любой философии, в зависимости от степени духовности расы или нации, создавшей эту систему. Например, в Каббале талмудистов ЭТО названо Айн-Соф, нескончаемый, беспредельный, бесконечный (атрибуты всегда отрицательны), абсолютный Принцип, однако называемый "Он"! Из него, этого отрицательного Беспредельного Круга или Бесконечного Света, эманирует первая Сефира, Корона, которую талмудисты называют "Тора", закон, объясняя, что она — супруга Айн-Софа. Это мстительное антропоморфирование Духовного. В. Так же ли в индусских философиях? О. С точностью до наоборот. Ведь если мы обратимся к индусским космогониям, то обнаружим, что Парабрахман в них даже не упоминается, но только мулапракрити. Последняя, так сказать, это обёртка или аспект Парабрахма в невидимой вселенной. Мулапракрити значит корень природы или материи. Но Парабрахман не может быть назван "корнем", поскольку это абсолютный Бескоренной Корень всего. Поэтому мы должны начинать с мулапракрити, или завесы этого непознаваемого. Здесь мы снова видим, что первая — это Мать Богиня, отражение или субъектный корень на первом плане Субстанции. Затем следует, исходя из неё, или скорее, пребывая в ней, этой Матери Богине, непроявленный логос, тот, кто и её Сын и её Супруг одновременно, называемый "скрытым Отцом". Их них происходит первопроявленный логос, или Дух, и Сын, из субстанции которого эманируют семь логосов, синтез которых, рассматриваемый как совокупная общая Сила, становится Архитектором Видимой Вселенной. Это Элохим евреев. В. Какой аспект Пространства, или неизвестного божества, называемого в Ведах "ТО", которое упоминается далее, назван здесь "Вечной Родительницей"? О. Это Мулапракрити Веданты и Свабхават буддистов, или то андрогинное нечто, о котором мы говорили, которое и дифференцировано, и недифференцировано. В своём первом принципе — это чистая абстракция, которая становится дифференцированной только когда трансформируется, с ходом времени, в пракрити. Если сравнить с человеческими принципами, то это соответствует буддхи, в то время как атма будет соответствовать Парабрахману, манас — махату, и так далее. В. Чем же тогда являются семь слоёв Пространства, ведь в "Прологе" мы читаем о "Семикожем Матери-Отце"? О. Платон и Гермес Трисмегист могли считать это Божественной Мыслью, а Аристотель мог рассматривать эту "Мать-Отца", как "потребность" в материи. Это то, что станет семью планами бытия, начиная с духовного и проходя через психический к материальному плану. Этим планам соответствуют семь планов мысли или семь состояний сознания. Все эти семеричности символизируются семью "Кожами". В. Божественные идеи в Божественном Разуме? Но Божественного Разума ещё нет. О. Божественный Разум есть, и должен быть до того, как дифференциация имеет место. Он называется божественным Замыслом, который вечен в своей Потенциальности и периодичен в своей Потенции, когда становится махатом, Anima Mundi или Душой Вселенной. Но помните, что как бы вы его не называли, каждая из этих концепций имеет свой наиболее метафизический, наиболее материальный, а также и промежуточный аспект. В. Каков смысл термина "вечно невидимые одежды"? О. Это конечно, как и всякая аллегория в восточных философиях, фигуральное выражение. Пожалуй, это может быть гипотетическим Протилом, поисками которого занят профессор Крукс, но который конечно же не может быть найден на нашей земле или на этом плане. Это недифференцированная субстанция или духовная материя. В. То ли это, что называется "Лайа"? О. "Одежды" и всё находятся в состоянии лайи, точки, из которой, или в которой, первичная субстанция начинает дифференцироваться и таким образом даёт рождение вселенной и всему в ней. В. Не названы ли "невидимые одежды" так потому, что для любой дифференциации сознания они не воспринимаются как предметные? О. Скажем, скорее, они невидимы для конечного сознания, если такое сознание было возможно на той стадии эволюции. Даже для логоса мулапракрити — завеса, одежды, в которые обёрнут Абсолют. Даже логос не может воспринимать Абсолют, говорят ведантисты*.
__________ В. Правильно ли использовать термин мулапракрити? О. Мулапракрити ведантистов — это Адити Вед. Буквально философия Веданты — это "конец или синтез всего знания". Сейчас имеются шесть школ индусской философии, которые, как можно обнаружить при строгом анализе, находятся в совершенном согласии по существу. Фундаментально они тождественны, но налицо такое изобилие терминов, такое количество второстепенных вопросов, деталей и витиеватостей — некоторые эманации являются своими собственными отцами, а отцы рождены от своих собственных дочерей, — что можно заблудиться, как в джунглях. Заявите индусу всё, что вам хочется, с эзотерической точки зрения, и, если он захочет, он сможет противоречить вам или опровергать вас с позиции своей конкретной системы. У каждой из шести школ свои особые взгляды и термины. Так что если на протяжении всей дискуссии не будет принята и использована терминология одной школы, имеется огромная опасность непонимания. В. Тогда выходит, что один и тот же термин используется разными философиями в совершенно различном смысле? Наприм
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |