Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Добротворский - Самоменеджмент |
Выдержки из произведения
Вопрос: Какой главный совет
Вы могли бы дать Ответ: Не быть средним. Игорь Добротворский В данный момент Вы держите в руках книгу, которая представляет собой огромную силу, и я верю, что Вы так же серьезно отнесетесь к ее чтению, как я серьезно подошел к ее написанию. То, что Вы сейчас видите перед своими глазами, - это просто слова, напечатанные на листе бумаги. Нашей целью - Вашей и моей - будет трансформирование этих напечатанных слов в идеи и эмоции, которые станут инструментами, с помощью которых можно будет создавать новую жизнь с новыми целями и новым твердым решением достичь того, что Вы хотите, и быть тем, кем Вы хотите. Большинство книг пишется для того, чтобы развлечь или проинформировать читателя. Эта книга написана, чтобы изменять, превращать и вдохновлять всех тех, кто читает ее. Поскольку она попала к Вам в руки, то с большой долей вероятности можно предположить, что Вы уже находитесь в процессе поиска чего-либо. Вполне возможно, что в Вашей жизни есть что-то, что Вам хотелось бы изменить. Может быть, Вы чувствуете, что стоите большего, чем Вам платят на данный момент, или Вы обладаете большим талантом и способностями, чем позволяет Вам раскрыть Ваша нынешняя профессиональная деятельность. Или Вы стоите перед какой-нибудь личной дилеммой, которая загнала Вас в тупик. Что бы ни привело Вас к нынешнему моменту - моменту, когда Вы приступили к тому, чтобы изучить идеи, содержащиеся в этой книге, - можно предположить, что Вы находитесь в поиске ответов. Вы относитесь к тому счастливому типу людей, которые готовы к переменам. И как раз об этом вся книга, а именно: как перевести жизнь отдельного человека из того состояния, в котором она протекает, в то состояние, в котором ему хотелось бы, чтобы она протекала. Игорь Добротворский. http://www.dobrotv.ru E-mail: dobrotv@mail.ru
ЧАСТЬ
I
Поскольку на протяжении всей книги постоянно будут встречаться слова "успех" и "успешный", по-видимому, стоит с самого начала дать определение этим терминам в собственной трактовке. Успех в моем понимании не имеет ничего общего с символами общественного престижа, а ассоциируется лишь с творческими достижениями. Если быть точным, каждый может и обязан быть преуспевающим. Стремление непременно пользоваться успехом в смысле приобретения символов социального престижа ведет к неврозам, разочарованиям и огорчениям. Стремление быть преуспевающим не только обеспечивает материальное благополучие, но и порождает чувство удовлетворения, обретения счастья. Ноа Вебстер говорил, что успех - это удачное достижение желаемой цели. Творческое стремление к цели, которая именно для вас представляется важной как следствие глубоко прочувствованных потребностей, желаний и дарований, приносит счастье и успех, ибо в данном случае вы действуете в гармонии с собой. Ведь человек от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. И поскольку он создан именно таким, то не может быть счастлив, если не функционирует так, как ему предопределено природой, то есть целенаправленно. Таким образом, подлинный успех и истинное счастье не только идут рука об руку, но и дополняют и усиливают друг друга. Повседневная жизнь может оказаться суровым, безжалостным учителем. Бросьте человека в воду, где глубоко, и жестокая необходимость заставит его плыть. Но тот же самый эксперимент может привести к тому, что человек все-таки утонет. Из многих молодых парней военная служба делает "настоящих мужчин", но и немалое число из них превращает в тяжелых невротиков. Уже давно признано, что успех способствует успеху. Мы учимся действовать успешно на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль "банка информации", который придает нам уверенность в собственных силах и способностях при решении очередной задачи или проблемы. Но откуда черпать воспоминания об успехах, если в прошлом были сплошные неудачи? Такая ситуация в какой-то мере сравнима с положением молодого человека, который не может получить работу из-за отсутствия практического опыта, который он не в состоянии приобрести, так как не может получить работу. Данную проблему удалось разрешить благодаря одному важному открытию, которое позволяет синтезировать или искусственно воспроизвести и контролировать практический опыт в лаборатории нашего сознания. Экспериментальные и клинические психологи неопровержимо доказали, что нервная система человека не в состоянии отличить фактическую ситуацию от ситуации, созданной ярко и в деталях нашим воображением. И хотя это может показаться несколько необычным, в настоящей книге мы считаем возможным упомянуть некоторые проведенные под контролем лабораторные эксперименты, когда "синтетический" опыт - созданный в нашем сознании - использовался для весьма ощутимого повышения достижений в метании дротиков, забрасывании мяча в баскетбольную сетку, для совершенствования ораторского искусства, преодоления страха перед зубным врачом, укрепления уверенности в своих силах, успехов в профессиональной деятельности, для повышения шахматного мастерства, а также для успехов вообще в любой мыслимой житейской ситуации, в которой успех связан с накоплением практического опыта. Мы постараемся показать, как вечно несчастливые люди могут научиться радоваться жизни, узнав на собственном опыте, что такое счастье! Открытие такого феномена, как образ собственного Я, ознаменовало собой прорыв в психологии и в области исследования особенностей творческой личности. Но, как ни парадоксально, на эту тему написано сравнительно немного, и вовсе не потому, что влияние данного феномена оказалось недостаточно выраженным, а как раз из-за его слишком заметного воздействия. Один мой коллега, в частности, сказал: "Я не отваживаюсь публиковать результаты моих наблюдений, особенно для широкой публики, потому что, если изложить известные мне истории с поразительно яркими примерами позитивной трансформации личности, боюсь, меня обвинят в преувеличении или в стремлении создать некий новый культ, а может быть, и в том и в другом". То обстоятельство, что этот прорыв явился результатом усилий математиков и физиков, не должен нас удивлять. Подобные перевороты весьма часто совершаются людьми, стоящими вне конкретной научной системы. Новые знания нередко приходят со стороны: не от специалистов, а от лиц, лишь косвенно связанных с данной научной сферой. Ведь Пастер не был доктором медицины, братья Райт не являлись специалистами в аэронавтике, а были лишь механиками по ремонту велосипедов. Если оставаться до конца точным, то и Эйнштейн был математиком, а не физиком. Однако его открытия в математике произвели полный переворот во всех наиболее упорно отстаиваемых физических теориях. Госпожа Кюри была физиком, а не врачом, но принесла много чрезвычайно полезного медицине. В своей книге я не только пытаюсь дать вам новые знания, но и показываю, каким образом вы сможете использовать их в жизни для достижения важных для вас целей. Образ собственного Я - ключ к вашей личности и поведению. Но этим дело не ограничивается. Образ собственного Я определяет и рамки ваших возможностей - то, что вы в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа, вы расширяете для себя и сферу возможного. Выходит, что выработка адекватного, реалистичного представления о самом себе словно наделяет человека новыми способностями, новыми талантами, в буквальном смысле превращая неудачи в успехи. Психология образа собственного Я позволяет понять давно известные феномены, которые, однако, не находили однозначного объяснения. Имеются, например, неопровержимые клинические свидетельства о наличии так называемых типов людей "преуспевающих" и "неудачников", "счастливых" и "несчастливых", преимущественно здоровых и склонных к заболеваниям. Психология образа собственного Я проливает новый свет на концепцию позитивного мышления и - что еще важнее - объясняет, почему оно в одних случаях дает положительный результат, а в других - эффект отсутствует. Дело в том, что позитивное мышление проявляет себя только тогда, когда оно совпадает с представлением человека о себе. Если такого совпадения нет, нужно изменить само представление. Чтобы постичь образ собственного Я и использовать полученные знания в повседневной жизни, вам нужно кое-что знать о механизме, который помогает решать поставленные задачи. Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, "направленный на заданную цель механизм", как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как "механизм успеха" или "механизм неудач", в зависимости оттого, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели. Образ собственного Я меняется в лучшую или худшую сторону не только путем рассуждений или накопления теоретических знаний, но, прежде всего в процессе накопления практического опыта. Вольно или невольно в ходе прошлой созидательной деятельности вы сформировали собственный образ под впечатлением переживаний. Но вы можете изменить его. Здоровый, счастливый и уравновешенный человек вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о любви, а из того, который сам в полной мере испытал любовь. Наша уверенность в себе, самообладание - результат личного практического опыта, а не чистого знакомства с теорией. Овладев психологией образа собственного Я, вы создаете базу для самовнушения. Для построения лучшего образа собственного Я в той или иной мере необходимо воспроизвести "лечебную ситуацию" по следующей схеме: никогда не критиковать себя, не выражать неодобрения, не заниматься нравоучениями, никогда не высказывать ни малейшего удивления, слушая, как "пациент" признается в своих страхах, явных пороках, недостойных поступках или мыслях, ощущении вины. Тогда, пожалуй, впервые в жизни "пациент" может подлинно ощутить себя обыкновенным человеком; он "почувствует", что его собственному Я присущи определенная ценность, достоинство, начинает "принимать" самого себя, видеть себя в новом свете. Отложите приговор на три недели Не отчаивайтесь, если вам покажется, что никаких сдвигов не происходит, несмотря на добросовестное выполнение рекомендованных упражнений и приемов, призванных изменить образ собственного Я. Лучше отложите окончательный вывод, как минимум, на 21 день. Это тот минимальный период, который требуется для сколько-нибудь заметных перемен в мысленных представлениях. Когда ампутируют руку или ногу, "конечность-фантом" (отсутствующая конечность) часто продолжает ощущаться в течение 21 дня. Во множестве и других жизненных ситуаций давно подмечено, что для замены прежних мысленных представлений на новые требуется примерно три недели. Вы извлечете больше полезного из этой книги, если согласитесь воздержаться от ее критики, по крайней мере, на этот срок. В течение этого периода не старайтесь все время "оглядываться назад" и скрупулезно измерять собственные успехи; не оспаривайте, не пытайтесь опровергнуть изложенные тезисы, не дебатируйте с самим собой относительно того, возымеют ли они действие именно на вас или нет. Выполняйте рекомендованные упражнения даже в том случае, если они покажутся вам абсолютно бесполезными. Неуклонно продолжайте играть взятую на себя новую роль: представьте себя уже наделенным новыми качествам, если даже вам будет казаться, что вы в данном случае несколько лицемерите, или если новый образ собственного Я станет вызывать чувство неловкости, выглядеть, по вашему мнению, "неестественным". Вы не в состоянии ни опровергнуть, ни доказать справедливость предложенных в книге идей и концепций путем теоретических рассуждений или в ходе обыкновенных дискуссий. Вы можете убедиться в их эффективности, только испробовав и оценив конечные результаты. Я еще раз прошу воздержаться от всякой критики и окончательной оценки всего на три недели, чтобы в процессе личных практических переживаний решить вопрос об их действенности. Из фактов и данных, накопленных психологами, практикующими психиатрами и психотерапевтами, возникли новые концепции личности человека. На их основе были созданы новые методы, которые позволили добиться довольно радикальных перемен в индивидуальных характеристиках, в состоянии здоровья людей и даже в заложенных природой способностях и талантах. Неисправимые неудачники добивались успехов на работе, студенты, регулярно получавшие двойки, за какие-то несколько недель превращались, чуть ли не в отличников. Робкие, застенчивые, заторможенные люди делались общительными и счастливыми. Значительным событием в области психологии явилось открытие так называемого образа собственного Я. Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ, или портрет, самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным, недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается. Но он есть, он присутствует в нас во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представление о самом себе как о человеке, сформировавшееся на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение, в свою очередь, в большинстве случаев сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, пережитых обид и триумфов, а также на основании отношения к нам других людей, особенно в детские годы. Из этих "кирпичиков" мы мысленно конструируем образ собственного Я. Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрапливаясь в общую картину, сразу же становится для нас "реальной", "правдивой". Мы уже не сомневаемся в подлинности вновь приобретенного качества и действуем так, словно оно соответствует истине. Этот образ собственного Я является "золотым ключиком" к более плодотворной, счастливой жизни благодаря двум важным условиям. Первое. Все наши действия, чувства, поступки (даже способности) всегда согласуются с этим образом собственного Я. Мы всегда будет действовать "подобно" той личности, с которой, по нашему убеждению, отождествляемся. Но не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на сознательные усилия. Человек, вообразивший себя "типичным неудачником" и искренне поверивший в свою несчастную судьбу, всегда найдет способ (и причину) провалить дело, невзирая на благие намерения и волевые усилия, даже при наличии благоприятной возможности добиться успеха. Лицо, уверовавшее в то, что является жертвой несправедливости, что ему "самой судьбой предопределено страдать", непременно обнаружит доказательства, подтверждающие подобную точку зрения. Представление о самом себе - это та предпосылка, база, фундамент, на котором покоится наша индивидуальность, и оно предопределяет особенности нашего поведения и, если угодно, наше материальное положение. Поэтому и создается впечатление, будто весь наш повседневный опыт подтверждает, а значит, и постоянно усиливает наш образ собственного Я. Так возникает, в зависимости от обстоятельств, порочный (или благоприятный) круг. Молодая девушка, которая по какой-либо причине убедила себя в том, что никому не нравится, действительно на танцах чаще других остается без партнера. Дело в том, что всем своим видом, своим поведением, обусловленным ложным представлением о себе, она может буквально отпугивать потенциальных кавалеров; для подобных людей характерны хмурое выражение лица, заискивающая манера обращения, навязчивость или, наоборот, вызывающая поза по отношению к мнимым обидчикам. Имея под рукой "неопровержимые доказательства справедливости оценки собственной личности, человек и не догадывается, что корень зла в созданном им самим ложном образе собственного Я. Скажите какому-нибудь школьнику, который не в ладах с математикой, что ему только кажется, будто он не в состоянии справиться с алгеброй, и он усомнится, в здравом ли вы уме? В подтверждение отсутствия способностей такой школьник, прежде всего, предъявит свой дневник. Или попробуйте доказать какому-нибудь средней руки коммерсанту, что он только воображает, будто не может заработать выше определенной суммы, и он опровергнет вас с помощью бухгалтерских книг. Ведь ему лучше, чем кому-либо другому, известно, как он старался и что из этого ничего не вышло. Тем не менее, и с отметками школьника, и с доходами коммерсанта произошли поистине удивительные метаморфозы, после того как удалось их уговорить изменить образ собственного Я. Второе. Представление о себе, в самом деле, можно изменить. Бесчисленные примеры свидетельствуют о том, что никогда не поздно переменить образ собственного Я и, следовательно, начать новую жизнь. Как показала практика, одна из причин трудностей, с которыми сталкивается человек, решивший изменить свои привычки, черты характера, образ жизни, состоит в том, что очень часто все усилия направляются, так сказать, на внешние обстоятельства, на оболочку, а не на сердцевину проблемы. Многие пациенты говорили мне: "Вот вы ведете речь о позитивном мышлении. Я уже пробовал, и у меня ничего не получилось". Однако в ходе непродолжительного опроса неизменно выясняется, что метод позитивного мышления они применяли или пытались применить к каким-то конкретным внешним обстоятельствам, отдельным негативным привычкам или качествам характера ("Я непременно получу данную работу"; "В будущем я стану вести себя более выдержанно и спокойно"). Но им никогда не приходило в голову изменить собственное представление о своей Личности, которой, по сути, и предстояло реализовать все упомянутые пожелания. Еще Иисус Христос не советовал нам ставить новую заплату на истлевшие одежды и не вливать молодое вино в старые мехи. Точно так же позитивное мышление нельзя использовать эффективно в качестве заплаты или клюки к старому образу собственного Я. Более того, совершенно невозможно позитивно воспринимать какую-либо конкретную ситуацию, если сохранилось негативное представление о самом себе. Многочисленные эксперименты абсолютно четко продемонстрировали, что, как только менялся образ собственного Я, проблемы и задачи, согласующиеся с этим новым образом, решались легко, без чрезмерных усилий. Наиболее убедительные эксперименты в данном направлении провел Прескотт Леки - один из первых исследователей психологии образа собственного Я. Личность он считал "системой идей", каждая из которых должна быть согласована со всеми остальными. Несогласующиеся идеи отвергаются, не признаются "истинными", не служат руководством к действию. Воспринимаются лишь идеи, которые кажутся согласованными с системой. В центре системы идей расположен некий краеугольный камень, базис, на котором воздвигается "идеальное Я" индивида, его образ собственного Я или представление о самом себе. Будучи преподавателем, Леки имел возможность проверить справедливость своей теории на тысячах студентов. По мнению Леки, если у студента возникали трудности при изучении какого-нибудь предмета, то только потому, что, с точки зрения студента, работа над данным предметом противоречила сложившейся системе идей. Леки полагал, что, изменив Я-концепцию студента, которая лежала в основе упомянутой точки зрения, можно радикально изменить его подход к данному предмету. Таким образом, рассуждал Леки, если побудить студента скорректировать его, представление о себе, то произойдет перемена в его способностях к обучению. Практика подтвердила правильность этих рассуждений. Студент, допускавший орфографические ошибки в 55 словах из 100, через год стал одним из лучших в правописании. Известны и другие аналогичные примеры из практики П. Леки. Эти студенты не были глупы, способностей им хватало. Но всем был присущ неадекватный образ собственного Я ("У меня нет математического мышления"; "Я от природы слаб в правописании"). Они отождествляли себя со своими ошибками и неудачами. Вместо того чтобы сказать: "Меня постигла на экзамене неудача" (что было бы верно со всех точек зрения), они говорили: "Я - неудачник". В моей картотеке предостаточно историй не менее убедительных. В них есть запись о человеке, который настолько стеснялся незнакомых людей, что редко отваживался выходить из дома. Теперь он профессионально выступает перед большими группами людей. Есть история и об одном коммивояжере, который уже составил заявление об увольнении по собственному желанию ("Я просто не создан для коммерческой деятельности"), а через шесть месяцев стал лучшим работником среди 100 коллег. Упомянутые явные несоответствия легко объяснимы, если рассматривать их с позиции известного феномена, каким является представление человека о самом себе. Образ собственного Я - это общий знаменатель, определяющий фактор всех наших "историй болезни", завершившихся как успехами, так и неудачами. Весь секрет подлинной, то есть удовлетворяющей вас, жизни сводится, по сути, к следующему условию. Вам необходимо иметь адекватное и реалистическое представление о себе, с которым вы можете жить. Вам нужно проникнуться здоровым уважением к самому себе, найти образ собственного я, который приемлем для вас, которому вы можете доверять, которого вам не нужно стыдиться и который вы в состоянии без всякого стеснения творчески развивать, вместо того чтобы скрывать и маскировать. Ваш образ собственного Я должен соответствовать реальностям, чтобы позволить вам жить и работать в реальном мире. Вы должны хорошо знать самого себя, быть честным по отношению как к своим достоинствам, так и своим недостаткам. Ваш образ собственного Я должен быть достаточно близкой копией вашего подлинного Я - не больше, но и не меньше, чем вы есть на самом деле. Если ваше представление о себе целостно и прочно, то вы будете чувствовать себя уютно и спокойно, в противном случае вы станете ощущать тревогу и беспокойство. Если ваш образ соответствует действительности и может быть предметом гордости, то у вас появится устойчивое ощущение уверенности в своих силах, тогда вы без особого труда будете самим собой, найдете повод для самовыражения, станете функционировать, так сказать, в оптимальном режиме. Поскольку психологи и психиатры имеют дело главным образом с людьми, страдающими различными отклонениями от нормы, большая часть соответствующей литературы посвящена различного рода заболеваниям. Современный человек уже так много читал или слышал о различных психических расстройствах, о тенденции к самоуничтожению, что, по-видимому, стал воспринимать многие отрицательные эмоции (ненависть, инстинкт разрушения, чувство вины, самоосуждение и т. п.) как составные элементы "нормального человеческого поведения". Обыкновенный человек часто полагает, что он недостаточно силен, чтобы ради сохранения физического и психического здоровья, счастливой и полноценной жизни вступить в борьбу со "злыми духами" человеческой натуры. Но если бы человеческая природа была, в самом деле, таковой, то любые усилия, направленные на самоусовершенствование, были бы напрасными и безуспешными. Я твердо верю (и опыт работы со многими пациентами укрепил меня в этой вере), что в каждом из нас есть "инстинкт жизни", некая программа, в которую заложена забота о нашем здоровье, счастье - всем том, что делает нашу жизнь лучше. Инстинкт неутомимо работает на нас, используя для своих целей Творческий Механизм или, точнее, Механизм Успеха, который является неотъемлемой частью всякого человеческого организма. Так называемое "подсознательное мышление" - вообще никакое не мышление, а программируемый на конкретную цель своеобразный "сервомеханизм" (в технике - устройство автоматического неведения на цель с использованием сведений, поступающих по каналам обратной связи, и накопленной в электронной "памяти" информации, которое при необходимости регулирует направление движения), который используется и управляется сознанием. Встроенный в нас природой Творческий Механизм действует автоматически и совершенно автономно, стремясь, в зависимости от поставленной вами цели, к успеху и счастью или неудачам и огорчениям. Нацелившись на успех, вы заставите систему функционировать в качестве Механизма Успеха. Зарядившись негативными установками, вы превратите ее в Механизм Неудачи. Подобно всякому сервомеханизму, Творческий Механизм должен иметь четкую цель или проблему, над которой ему следует работать. А цели, которые мы ставим, - это мысленные образы, или "картинки", созданные нашим воображением. Главная воображаемая цель - образ собственного Я, который определяет границы достижимости для любой конкретной цели, то есть очерчивает рамки возможного. Наш Творческий Механизм работает, опираясь на разнообразную информацию и различные сведения (наши мысли, убеждения, толкования). С помощью оценок и интерпретации ситуации мы "описываем" проблему, над которой необходимо потрудиться. Когда мы закладываем в свой Творческий Механизм информацию негативного свойства, характеризуя себя как недостаточную, неполноценную, не заслуживающую уважения и неспособную личность (негативный образ собственного Я), эти сведения обрабатываются и в дальнейшем обусловливают функционирование механизма, который и выдает "ответ" в форме неудачного решения конкретной жизненной ситуации. Наш Творческий Механизм, реагируя на текущую проблему или ситуацию, черпает сведения из банка накопленной информации ("банка памяти"). Ваш путь к счастью и успеху лежит, прежде всего, через подробное знакомство с работой вашего Творческого Механизма (системой автоматического наведения на цель), а также через усвоение приемов, позволяющих использовать его для достижения цели и избежания неудач. Я расскажу вам: - как научиться (нужно лишь потренироваться) новым навыкам мышления, творческого воображения, воспроизведения их в памяти и в практической деятельности; - закрепить усвоенный материал на конкретном опыте; - создать адекватный и реалистический образ собственного Я; - научиться пользоваться своим Творческим Механизмом, чтобы получить полное удовлетворение, успешно решая конкретные жизненные проблемы. Если с памятью у вас все в порядке, если вы способны ощущать беспокойство и в состоянии самостоятельно завязать шнурки собственных ботинок, то вы непременно успешно справитесь с предлагаемой программой. Позднее вы увидите, что этот метод включает развитие творческого воображения и приемы мысленного экспериментирования, формирование моделей автоматического реагирования путем проигрывания определенных ролей в специально созданных ситуациях. Воспроизведение мысленных образов и картин ничем не отличается от вспоминания какого-нибудь эпизода из прошлого или от беспокойства по поводу возможных обстоятельств в будущем. Отрабатывать новые модели поведения для повседневной жизни - это все равно что учиться завязывать шнурки ботинок каждое утро по-новому. Когда человек задался целью построить "электронный мозг" и сконструировать самонаводящиеся на заданную цель механизмы, ему пришлось сформулировать некоторые основные принципы их работы. Но, сделав это, исследователи задались вопросом: "А не работает ли человеческий мозг аналогичным образом?". Не случилось ли так, что в ходе эволюции природа встроила в нас механизм еще более удивительный и великолепный, чем любая созданная человеческим гением электронная машина или автоматическая система наведения, но функционирующий на основе тех же самых принципов? На эти вопросы ответили безоговорочным "да" такие знаменитые ученые-кибернетики, как Н. Винер, Д. Ньюман и др. У каждого живого существа есть встроенная "система наведения", помогающая в наиболее широком смысле слова "жить". На более примитивном уровне все сводится к задаче "выжить", то есть обеспечить сохранность как отдельных особей, так и всего биологического вида. Задача такого механизма, встроенного природой в животных, ограничена поисками пищи, убежища, преодолением опасностей и воспроизведением потомства, дабы предотвратить исчезновение вида. Для человека понятие "жить" не сводится лишь к простому выживанию, но еще и к удовлетворению определенных эмоциональных и духовных потребностей. Поэтому Механизм Успеха человека устроен сложнее, помогая ему не только избегать и преодолевать опасности и выполнять другие, присущие всему животному миру функции, но и творить, создавать поэтические произведения, управлять производством, заниматься коммерцией, исследовать новые горизонты в науке, обретать спокойствие духа, совершенствоваться - словом, преуспевать в любой сфере деятельности, которая отождествляется с представлением о счастливой и полнокровной жизни. Белку не надо обучать, как собирать орехи и закладывать их на зиму, хотя, рожденная весной, она никогда прежде не переживала зимы. И, тем не менее, осенью она хлопочет, деятельно заготавливая орехи на зимние месяцы. Птицы не оканчивают курсов по строительству гнезд или искусству навигации, но они всегда безошибочно преодолевают огромные пространства, часто над широкими водными просторами морей и океанов. Они тонко чувствуют приближение холодов и знают, где тепло, даже если эта местность удалена на тысячи миль. Пытаясь дать объяснения подобным феноменам, мы обычно говорим, что у животных есть инстинкты, которые и управляют их действиями. Оценивая эти инстинкты, вы обнаружите, что они помогают животным успешно справляться с их проблемами. В целом можно сказать, что животные обладают инстинктом успеха. Мы часто упускаем из виду тот факт, что в человеке тоже заложен инстинкт успеха, причем более удивительный и сложный, чем у любого животного. Природа не только не поскупилась и не обидела человека, а, наоборот, оказалась по отношению к нему особенно щедрой. Животные не в состоянии сознательно ставить себе цели. Их цели (самосохранение и размножение) уже предопределены при рождении. А вот человек обладает качеством, которое отсутствует у животных, - Творческим Воображением. Поэтому человек в отличие от животных еще и созидатель. При помощи воображения он может устанавливать самые разнообразные цели, управляя своим Механизмом Успеха. Мы часто думаем, что Творческое Воображение свойственно лишь поэтам, изобретателям, вообще людям, создающим нечто новое. Это не так. Воображение - всегда творчество, созидание, к чему бы мы его ни применяли. По словам известного шотландского философа Д. Стюарта, "дар воображения - великолепная пружина человеческой деятельности и ключ к совершенствованию самого человека... Уничтожьте этот дар, и человек остановится в своем развитии". "Вы в состоянии нарисовать в воображении свое будущее", - говорил Генри Кайзер, который относил большую часть своих успехов в предпринимательстве на счет конструктивного, позитивного использования Творческого Воображения. Доктор Норберт Винер, который во время Второй мировой войны одним из первых начал работать над созданием самонаводящихся механизмов, полагал, что нечто весьма схожее происходит в нервной системе человека, занятого каким-либо видом целенаправленной деятельности, причем даже в такой простой ситуации, когда необходимо взять со стола пачку сигарет. Мы в состоянии это сделать (достигнуть желаемой цели) благодаря наличию в нас автоматического механизма, а вовсе не усилию воли или в результате логического мышления. Соответствующие участки нашего головного мозга лишь избирают цель, направляют нужную информацию в автоматический механизм и запускают его. Ваша рука двигается к цели, постоянно корректируя направление движения. Только хорошему анатому могут быть известны все те мускулы, которые следует задействовать, чтобы взять пачку сигарет. Но даже если бы они были известны вам, вы не смогли бы осуществить задуманное, говоря самому себе: "Теперь я сокращаю плечевые мускулы, чтобы поднять руку, а теперь еще нужно использовать трицепс, чтобы протянуть ее, и т. д." Вы, не рассуждая, просто берете сигареты, а не отдаете сознательно приказы отдельным группам мышц, да еще вычисляя степень необходимости силовой нагрузки. Когда вы выбираете цель и приступаете к действию, за дело берется автоматический механизм. Во-первых, вы уже раньше аналогичным путем брали сигареты или совершали похожие действия. Ваш автоматический механизм учился правильно решать подобные задачи. Во-вторых, ваш автоматический механизм пользовался информацией, направляемой в мозг по линии обратной связи вашими глазами, которые все время сообщали, "в какой мере сигареты все еше не взяты". Информация обратной связи позволяла автоматическому механизму непрерывно поправлять движение руки, пока она не достигла цели. Особенно заметен этот процесс у младенца, пытающегося ухватить погремушку. У него еще очень мало "накопленной информации", поэтому его рука движется к цели зигзагом, буквально нащупывая путь. Для любого процесса обучения характерно то, что по мере усвоения корректировка становится все более тонкой, незаметной. Это хорошо известно тем, кто впервые садился за руль автомобиля. Вначале постоянно идет "перехлестывание" то в одну сторону, то в другую, чтобы удержать автомашину в правильном направлении, и она в результате двигается зигзагами. Однако после достижения "успешного действия" оно откладывается "в памяти" автоматического механизма, который и воспроизводит его в последующем при схожих ситуациях. Можно сказать, что ваш автоматический механизм "усвоил", как в данной ситуации преуспеть. Он "помнит" свои успехи и забывает неудачи и повторяет успешные действия, не размышляя, в силу, так сказать, привычки. Предположим, в комнате темно, и вы не видите пачку сигарет. Вы знаете или надеетесь, что она на столе вместе с другими разнообразными предметами. Инстинктивно ваша рука начинает совершать зигзагообразные движения, ощупывая и отвергая посторонние вещи, пока не наткнется на сигареты и не "опознает" их. Еще одним примером может служить процесс вспоминания временно забытой какой-то фамилии. "Сканирующее (поисковое) устройство" в вашем мозгу ищет до тех пор среди накопленной в памяти информации, пока не "опознает" нужную фамилию. Электронный мозг решает похожие проблемы примерно тем же способом. Но прежде в машину необходимо заложить огромное количество сведений. Эта накопленная или запасенная информация и является "памятью" ЭВМ. Чем глубже мы проникаем в тайны мозга, тем больше он напоминает нам автоматическое саморегулируемое устройство. Доктор Уайлдер Пенфилд, директор Монреальского неврологического института (Канада), обнаружил отдельные участки головного мозга человека, в которых фиксируется все, что индивид когда-либо пережил, наблюдал или учил. Как-то в ходе операции на мозге, во время которой пациентка находилась в полном сознании, Пенфилд случайно коснулся хирургическим инструментом одного места, расположенного в коре головного мозга. Женщина воскликнула, что она "переживает" один из эпизодов далекого детства, который совершенно забыла. Последующие эксперименты в данном направлении дали аналогичные результаты. Когда касались определенных участков коры головного мозга, пациенты не просто "вспоминали" прошлое, а буквально вновь переживали конкретные сцены, воспринимая как вполне реальные все образы, звуки, ощущения давних эпизодов, словно они были записаны на пленку и теперь вновь проигрывались. Человеческий мозг оказался способным при сравнительно небольшом объеме сохранять огромное количество информации. Неограниченный запас интеллекта Доктор Винер как-то заметил, что ученые вряд ли смогут в обозримом будущем сконструировать электронный мозг, хотя бы приблизительно сравнимый с человеческим. "Мне кажется, - сказал он, - наша, привыкшая к различным техническим новинкам, публика плохо представляет себе основные преимущества и недостатки электронных механизмов в сравнении с мозгом человека. Число переключающих устройств в нем намного превосходит их количество в любой электронно-вычислительной машине, которая пока создана или намечается к созданию в обозримом будущем". Но даже если бы и удалось построить такую машину, у нее не было бы собственного Я, не было бы воображения. Она не в состоянии поставить перед собой проблему, наметить цели, определить их значимость. Она не знает эмоций и не может чувствовать. Она способна работать, используя лишь заложенную оператором информацию, а также сведения, полученные по каналам обратной связи и накопленные в "электронной памяти". Многие выдающиеся мыслители считали, что "накопленная информация" человека не ограничивается лишь его личным прошлым опытом. По словам Р. У. Эмерсона, существует единый разум всего человечества; он сравнивал каждый отдельный мозг с заливом в океане Универсального Разума. Так, Томас Эдисон уверял, что некоторые из своих идей он почерпнул извне. Однажды, отвечая на поздравления в связи с удачным решением сложной проблемы, он отрицал в этом собственную заслугу, заметив, что "идеи витают в воздухе" и, если бы их не обнаружил он, это сделал бы кто-нибудь другой. Доктор Дж.Б. Райи, руководитель лаборатории парапсихологии Дукского университета, экспериментально доказал, что человек имеет доступ к знаниям, фактам, идеям, которые не являются продуктом информации, накопленной им при жизни. Его выводы о том, что человек обладает "сверхчувственным геном", названным им "пси", не подвергаются сомнению со стороны ученых, серьезно изучавших результаты его опытов. Многих лиц творческих профессий, а также психологов, занимавшихся исследованием феномена творчества, поражало сходство процессов вдохновения, озарения, интуиции и т. д. с функционированием обыкновенной человеческой памяти. Поиск новой идеи или решения проблемы, в самом деле, очень похож на процесс сканирования заложенной в памяти информации с целью обнаружения забытой вами фамилии. Вам известно, что фамилия находится в "банке данных", иначе вы не стали бы искать. И вот ваш мозг начинает перебирать заложенные в памяти сведения, пока не "опознает" или не "откроет" нужную фамилию. Когда мы собираемся найти новую идею или решение проблемы, мы должны твердо знать, что нужное решение уже где-то существует, и незамедлительно приступить к его поиску. По мнению Норберта Винера, "как только ученый займется проблемой, которая, он уверен, имеет решение, в корне меняется вся его позиция. Он уже как бы прошел почти половину пути к правильному ответу". Когда вы приступаете к созидательной работе - будь то коммерция, управление производством, стихосложение или улучшение межличностных отношений, - вы делаете это, имея в голове какую-то цель, некий конечный результат, которого нужно добиться, некое конкретное решение, которое, возможно, вырисовывается пока довольно смутно, однако будет "узнано", оказавшись в поле зрения. Если вы действительно серьезно относитесь к задуманному, искренне желаете его осуществить и напряженно размышляете над различными аспектами проблемы, то ваш Творческий Механизм уже функционирует, "сканирующее устройство", о котором шла речь выше, перебирает накопленную информацию, "нащупывая" правильное решение: оно отбирает идею здесь, какой-нибудь факт там, "поднимает" результаты прежнего опыта и "связывает все вместе" в осмысленное целое, с помощью которого дополняет недостающую часть вашей ситуации и решает вашу проблему. Когда решение проникает в ваше сознание - часто совершенно неожиданно, в момент размышлений над чем-нибудь другим или, возможно, даже в сновидении - что-то "щелкает", и вы сразу же "узнаете", что это - то самое решение, которое вы искали. Любопытен в этом отношении случай с известным швейцарским естествоиспытателем Жаном Луи Агассисом, рассказанный его женой. "Он всеми силами старался, - писала она, - расшифровать сохранившийся на камне довольно смутный отпечаток контура какой-то ископаемой рыбы. Уставший и сбитый с толку, он отложил, наконец, работу в сторону и попытался выбросить ее из головы. Однако ночью он проснулся, будучи уверенным, что во сне видел свою рыбу со всеми недостающими частями. Рано утром он отправился в Ботанический сад, полагая, что, взглянув на отпечаток, обнаружит что-то такое, что воскресит в памяти ночной образ. Надежды оказались напрасными. Неясные очертания по-прежнему ни о чем не говорили. Следующей ночью он вновь увидел эту рыбу, но, когда проснулся, ничего не мог вспомнить. Надеясь, что видение повторится, на третью ночь он, прежде чем лечь спать, положил рядом с кроватью бумагу и карандаш. Под утро рыба снова приснилась, сперва не совсем четко, но затем с такими мельчайшими деталями, что у него уже не осталось никаких сомнений относительно ее зоологических признаков. Все еще в полусне и в совершенной темноте он зафиксировал ее характеристики. Утром Агассис с удивлением увидел в ночном наброске такие особенности строения, которые, судя по отпечатку, вовсе не рассчитывал обнаружить. Он поспешил в Ботанический сад и, используя свой рисунок в качестве отправного пункта, сумел удалить долотом часть поверхности камня, под которой и скрывалась недостающая часть отпечатка рыбы. Освобожденное от наслоений, ископаемое существо полностью совпало с увиденным во сне и изображенным на бумаге. Классификация рыбы теперь уже не составила труда".
Упражнение Несчастный "типичный неудачник" не в состоянии одним лишь усилием воли или внезапным решением создать новое представление о себе. Обязательно должно существовать какое-то основание, веская причина считать, что прежнее представление о себе - ошибочно, а новый образ - отвечает реальности. Вы не можете просто так, что называется, на голом месте изобрести для себя новую концепцию собственного Я, если в глубине души не чувствуете, что она соответствует действительности. Опытом доказано, что, когда человек обоснованно меняет представление о себе, у него где-то внутри возникает ощущение, что он "видит", знает правду в отношении самого себя. Рекомендации, высказанные в настоящей главе, помогут вам освободиться от старого неадекватного образа собственного Я. Вам нужно лишь постараться вникнуть в их суть, интенсивно поразмышлять о вытекающих последствиях, глубоко проникнуться сознанием их справедливости. Наукой уже подтверждено то, о чем давно догадывались философы, представители различных мистических учений, прозорливые мыслители: каждый человек от природы создан, чтобы преуспевать. Здесь речь идет и о каждом из вас, читатель! Но если вы созданы для успеха и счастья, тогда ваш прежний образ собственного Я как человека, недостойного счастья, обреченного на неудачу, действительно ошибочен. Читайте эту главу от начала до конца, по крайней мере, три раза в неделю в течение трех недель. Изучайте и постарайтесь усвоить ее содержание. Попробуйте отыскать примеры в своей биографии, в биографии ваших друзей, которые иллюстрировали бы работу Творческого Механизма. Запомните приведенные ниже основные принципы функционирования вашего Механизма Успеха, Вам не обязательно быть инженером-электронщиком или ученым-физиком, чтобы управлять собственным сервомеханизмом. Чтобы водить автомашину, вам не нужно быть инженером-автомехаником; чтобы включить в комнате электрическую лампочку нет необходимости становиться инженером-электриком, не правда пи? Нужно просто усвоить мои рекомендации, ибо они лучше "высветят" последующий материал. 1. Встроенный в вас Механизм Успеха должен иметь цель, или "мишень". Эта мишень должна представляться как уже существующая в действительности или потенциально. Механизм Успеха функционирует одним из двух способов: или ведет вас к цели, местонахождение которой известно, или же определяет цель, существующую где-то. 2. Ваш "автопилот" имеет телеологическую природу, то есть сориентирован на "конечный результат", на цель. Пусть вас не смущает кажущееся отсутствие необходимых для этого "средств". Дело "автопилота" - обеспечить необходимые средства, когда вы определите цель. Думайте постоянно о конечном результате, и средства, как это часто бывает, появятся. 3. Не бойтесь ошибок или временных неудач. Все сервомеханизмы достигают цели, используя негативную обратную связь, продвигаясь вперед по намеченному курсу и постоянно корректируя направление движения. 4. "Обучение" совершается путем проб и ошибок, когда просчеты ваш мозг исправляет автоматически до тех пор, пока не выработаются правильное движение, ритм, качество исполнения. После этою дальнейшее обучение и устойчивый успех обеспечиваются тем, что прошлые ошибки забываются; а в памяти сохраняются лишь успешные действия, которые 8 дальнейшем "копируются". 5. Вам нужно научиться доверять собственному Творческому Механизму делать свое дело, а не "заклинивать" его чрезмерной озабоченностью или тревогой по поводу надежности его функционирования, попытками "подгонять" слишком большими сознательными усилиями. Вы должны не заставлять, а предоставлять ему возможность работать самостоятельно. Такое доверие тем более необходимо, поскольку ваш Творческий Механизм действует на подсознательном уровне, и вы не можете знать, что происходит там, на глубине. Более того, он создан именно таким образом, чтобы функционировать самопроизвольно, в соответствии с конкретными потребностями сегодняшнего дня. Творческий Механизм приходит в движение, как только вы начинаете действовать и своими действиями ставите перед ним различные задачи. Вы не должны откладывать свои действия до получения какого-то подтверждения, что все идет хорошо; поступайте так, будто подтверждение уже имеется, и оно придет. "Приступайте к делу, и силы появятся", - говорил Эмерсон. Когда американские психологи Ричард Бэндлер и Джон Гриндер занимались психотерапией, они считались непревзойденными мастерами ломать стереотипы поведения. Бэндлер рассказывал, как он однажды посетил лечебницу для душевнобольных и познакомился там с человеком, который настаивал, что он Иисус Христос не в душе, а именно во плоти. "Так вы - Иисус?" - спросил Бэндлер его. - "Да, сын мой", - ответствовал тот. "Подождите минуточку, я сейчас вернусь", - сказал Бэндлер и вышел. Человек немного растерялся. Через три или четыре минуты Бэндлер вернулся с портновским аршином в руках. Попросив "Иисуса" расставить руки, он измерил их длину, потом измерил его рост - от макушки до пяток. После этого он опять удалился и вернулся немного погодя с молотком, гвоздями и длинными досками. Не обращая внимания на несколько обеспокоенный взгляд человека, он начал сколачивать доски в форме креста. "Что вы делаете?" - не выдержал наконец человек. Забив последний гвоздь, Бэндлер спросил: "вы в самом деле Иисус?" - "Да, сын мой", - подтвердил человек. - "Тогда вы знаете, зачем я здесь", -сказал Бэндлер. И тут больной внезапно вспомнил, кто он на самом деле. Быть Иисусом Христом ему вдруг расхотелось. "Я не Иисус! Я не Иисус!" - завопил он. Скоро его выписали из лечебницы. Воображение играло в нашей жизни куда более важную роль, чем большинство из нас это себе представляет. Творческое воображение присуще не только поэтам, изобретателям или философам. Оно - в каждом нашем действии и поступке. Именно воображение рисует "цель", в направлении которого предстоит работать нашему автоматическому механизму. Мы совершаем или не совершаем какое-то действие вовсе не благодаря нашей воле, как принято думать, а под воздействием воображения. Человек всегда как-то поступает, что-то ощущает или делает то или другое в соответствии с теми представлениями о себе и об окружающем мире, которые, по его мнению, являются правдивыми. Таков фундаментальный закон нашего мышления, таков склад нашего ума. Когда мы наблюдаем драматические проявления этого закона в действиях загипнотизированного человека, мы склонны полагать, что здесь действуют какие-то оккультные, сверхъестественные силы. На самом же деле мы являемся свидетелями нормального процесса функционирования нервной системы человека. Например, если объекту эксперимента, находящемуся под гипнозом, внушить, что он на Северном полюсе, он продемонстрирует все признаки пребывания на морозе, его тело действительно покроется "гусиной кожей". Итак, наша нервная система не в состоянии отличить реальную ситуацию от воображаемой. Она реагирует автоматически на информацию, поступающую из головного мозга, и то, что вы думаете или воображаете, для нее - подлинно. Человеческий мозг и вся нервная система сконструированы так, чтобы реагировать автоматически и соответственно обстоятельствам на возникающие проблемы и вызовы окружающего мира. Нужны ли человеку долгие размышления при встрече в лесу с диким медведем? - инстинкт самосохранения заставит его "улепетывать во все лопатки". Здесь не надо долго решать: следует пугаться или нет. В подобных случаях реакция организма автоматическая и соответствует обстоятельствам. Все это ни для кого, разумеется, не новость. Большинство из нас узнали об этом еще в школе. Но мы не всегда четко представляем себе, что наш мозг и нервная система, автоматически реагируя на внешнюю среду, одновременно сообщают нам, какова эта внешняя среда. Распространено мнение, что реакция человека, повстречавшего медведя, обусловлена "эмоциями", а не мыслью - то есть информацией, полученной извне и оцененной головным мозгом, которая, в конечном счете, и вызвала так называемый "эмоциональный взрыв". Таким образом, подлинной причиной известной реакции была мысль или убеждение, а вовсе не эмоция, которая явилась всего лишь следствием. Короче говоря, человек на лесной тропе реагировал на то, что, по его мысли, или убеждению, или воображению, олицетворяло собой внешнюю опасность. "Сообщение" поступило от разных органов чувств в виде нервных импульсов, которые мозг расшифровал, интерпретировал и оценил. Затем он информировал о результатах в виде понятий или мысленных образов. В конечном счете, именно на эти мысленные образы мы обычно и реагируем. Получается, что не подлинная природа вещей определяет наши поступки и чувства, а мысленные образы. У нас есть известные представления о себе, окружающем мире и людях в нем, и мы ведем себя так, будто эти разнообразные представления точно отражают реальную действительность, подлинную их суть. Но предположим, что человек на лесной тропе повстречал не настоящего медведя, а какого-нибудь актера, наряженного в медвежью шкуру. Если человек подумает и вообразит, что перед ним не актер, а живой медведь, то его реакция будет точно такой же, как если бы он увидел настоящего медведя. Или, скажем, ему попалась на дороге большая лохматая собака, которую его возбужденное страхом воображение приняло за медведя. Опять же он среагирует автоматически на то, что, по его убеждению, является истиной. Отсюда неизбежно следует, что если наш мысленный образ собственного Я искажен и нереален, то и реакция на внешние раздражители будет также не соответствующей обстоятельствам. Понимание того, что наши действия, чувства и поведение - всего лишь результат наших представлений я убеждений, дает нам в руки мощный рычаг, в котором психология всегда нуждалась для изменения свойств личности. Это понимание открывает нам новую, психологическую дверь к мастерству, успеху и счастью. Мысленные образы позволяют нам "практиковать" новые отношения с людьми и черты характера, что иначе было бы невозможно. Как уже говорилось, наша нервная система не в состоянии отличить реальность от того, что живо нарисовало наше воображение. Когда мы представляем себя совершающими нечто каким-то особым способом, это почти то же самое, что и фактическое исполнение. Мысленная практика помогает достигать совершенства. В эксперименте, проводившемся под строгим контролем, психолог Р.А. Вэндал доказал, что если объект ежедневно определенный период времени проводит перед мишенью, воображая себя мечущим в нее дротики, то его результат улучшается в такой же мере, как если бы он в самом деле ежедневно метал дротики в цель. Один научный журнал сообщил о влиянии мысленной тренировки на повышение мастерства при выполнении штрафных бросков в баскетбол. Первая группа студентов фактически ежедневно в течение 20 дней практиковалась в бросании мяча. Ее результаты фиксировались в первый и последний день эксперимента. Вторая группа, у которой также были взяты показатели первого и последнего дня указанного периода, не тренировались вовсе. Участники третьей группы после первого контрольного дня проводили ежедневно 20 минут на баскетбольной площадке, воображая, что забрасывают мяч в корзину. Предполагаемые ошибки соответственно корректировались. При подведении итогов эксперимента оказалось, что первая группа улучшила свои показатели на 24%, вторая группа не имела сдвигов, а третья группа, тренировавшаяся только мысленно, улучшила результаты на 23%! Воображение и коммерческий успех В книге "Как зарабатывать 25 000 долларов в год" Чарльз Рот рассказал о группе коммивояжеров из Детройта, которые, используя новую идею, увеличили объем торговли на 100%. Другая группа из Нью-Йорка с помощью той же идеи повысила сумму выручки от продажи на 15%. Отдельные коммерсанты даже добились увеличения на 400%. - И что это за волшебное средство, которое так помогло людям? - спросите вы. - Оно называется разыгрыванием роли. И вам следует знать о нем, ибо, если вы захотите, оно может помочь и вам. - А что такое разыгрывание роли? - Ну, это просто! Вы мысленно представляете себя в различных проблемных ситуациях и затем стараетесь справиться с ними в вашем воображении. В итоге вы знаете, как поступить, если аналогичная или похожая ситуация возникнет в реальной жизни. Ведь торговля, в конце концов, - это вопрос особой ситуации, которая возникает каждый раз, когда вы разговариваете с клиентом. Он что-то спрашивает, высказывает какие-то пожелания или соображения. Если вы знаете, как удовлетворить любопытство покупателя, ответить на вопросы, рассеять сомнения, то покупка состоится... Тренироваться в роли коммерсанта удобно по вечерам, в свободное от работы время, в спокойной обстановке. Вообразите, что покупатель - это вы. Выдвигайте невероятнейшие претензии и требования и постарайтесь найти для каждого случая верный ответ... Какая бы ситуация ни возникла на самом деле, вы всегда в состоянии подготовиться к ней заранее, мысленно рисуя клиента, создающего проблемы, и себя, разрешающего их соответствующим образом. Мужчинам и женщинам, обращавшимся за советом в связи с желанием найти более подходящую или высокооплачиваемую работу, известный психолог У.М. Марстон всегда рекомендовал серьезно заняться "репетированием". Если вам предстоит важное собеседование в связи, скажем, с поступлением на работу, то он обычно советовал заранее готовиться к разговору. Продумайте всевозможные вопросы, которые могут всплыть во время "интервью", и те ответы, которые вы намерены дать. Затем мысленно прорепетируйте весь разговор. Если даже ни один вопрос на самом деле и не будет задан, проведенная практическая репетиция буквально сотворит чудо. Она придаст вам уверенности. И хотя реальную жизнь нельзя заранее "проиграть", подобно какой-то пьесе, приобретенные в результате мысленной практики навыки позволят вам импровизировать, быстро реагировать на любые обстоятельства, потому что вы уже натренированы реагировать таким образом. "Будьте хорошим актером", - всегда говорил Марстон, подчеркивая, что в реальной жизни мы всегда играем какую-то роль. Так почему бы не выбрать для себя роль преуспевающего человека и не репетировать ее? Знаменитый концертирующий пианист Артур Шнабель брал уроки в продолжение лишь семи лет. Он не выносил монотонных и бесконечных упражнений в течение сколько-нибудь длительного времени. Когда его спросили, как ему удается добиваться таких успехов при совсем незначительном времени, отдаваемом им роялю, по сравнению с другими концертирующими пианистами, он ответил: "Я упражняюсь в голове". Голландец К.Г. Коп, известный музыкальный педагог, рекомендует всем пианистам упражняться мысленно. Всякую новую композицию, утверждает он, нужно "проиграть в голове" и запомнить еще до того, как пальцы коснутся клавиш. Преуспевающие люди с незапамятных времен использовали мысленные "картинки" и упражнения, чтобы добиться желаемых результатов. Наполеон, например, мысленно упражнялся в военном деле задолго до того, как начал участвовать в настоящих сражениях. Конрад Хилтон воображал себя директором гостиницы еще во времена детских игр (отели "Хилтон" - одни из лучших во всем мире). Не удивительно, что искусство "мысленного изображения" в прошлом иногда ассоциировалось с "волшебством". Почему же мысленные изображения дают такие поразительные результаты, отнюдь не являющиеся "волшебством"? Вы - не машина, но ваша нервная система функционирует подобно машине, и вы ее "оператор". Повторяю, автоматический Творческий Механизм внутри вас может действовать только в одном случае: ему нужна четкая цель, к которой следует двигаться. Как заметил А. Моррисон, прежде чем сделать то, что нужно, необходимо ясно воспроизвести это в своем воображении. Когда вы мысленно видите то, чего хотите достигнуть, ваш "автопилот" принимается за дело и выводит вас на цель лучше, чем могли бы это сделать вы усилием воли. Доверьтесь ему! Вместо того чтобы, стиснув зубы, пытаться осуществить желаемое, полагаясь на свою силу воли, постоянно тревожась и расписывая в воображении ошибки и неудачи, вам нужно просто расслабиться, четко представить себе цель и "позволить" вашему Творческому Механизму взять на себя все заботы. Таким образом, четкое представление желаемого результата прямо-таки толкает вас к позитивному мышлению. Вы вовсе не освобождаетесь от необходимости прилагать усилия и работать, но эти усилия тратятся на то, чтобы вести вас вперед к цели, а не на бесполезные внутренние конфликты, которые возникают, когда вы хотите и делаете одно, а рисуете в своем воображении совсем другое. Как найти свое лучшее Я и узнать правду о себе Тот же самый внутренний Творческий Механизм может помочь вам найти самый лучший из возможных образов собственного Я. Для этого необходимо мысленно нарисовать самого себя таким, каким вы хотели бы стать, и "увидеть себя" в этой новой роли. Такое видение - непременное условие любой трансформации личности, независимо от применяемого метода. Почему-то всегда выходит так, что, прежде чем человек сможет перемениться, он должен "увидеть" себя в новой роли. Эдвард Маголдрик использовал данную методику, помогая алкоголикам "преступить черту" от старого представления о себе к новому образу собственного Я. Ежедневно он проводил со своими пациентами сеанс, призывая их закрыть глаза, полностью расслабиться и мысленно "прокручивать кинофильм" о том, каким им хотелось бы стать. В этих воображаемых фильмах они видят себя трезвыми, уважаемыми людьми. Видят, как наслаждаются жизнью без алкоголя. Конечно, Маголдрик использует и другие средства, но упомянутая методика - основная в его клинике, которая имеет наивысший показатель избавления алкоголиков от их недуга. Говоря о психологии собственного Я, мы вовсе не стремимся побудить вас создать какой-то надуманный, фантастический образ самого себя: всемогущего, надменного и эгоистичного. Подобное представление оказалось бы в такой же мере не соответствующим реальности, как и убежденность в собственной неполноценности. Наша задача - помочь вам найти свое подлинное Я и привести ваши представления о себе в полное соответствие с "объектом, который они отражают". Психологам хорошо известно, что большинство из нас оценивает себя значительно ниже, чем есть на самом деле, "обсчитывает" и "надувает" себя. Фактически никакого "комплекса превосходства" не существует. Те, кто будто бы им обладает, в действительности втайне страдают от ощущения собственной неполноценности; так называемое "превосходство" - не что иное, как фикция, прикрытие, призванное замаскировать от самого себя и от других свои глубоко спрятанные чувства неуверенности и неполноценности. Но как узнать правду о самом себе? Как произвести правильную оценку? Мне кажется, что здесь уместно вспомнить о религии. Если уж мы верим во всемогущего, мудрого и любящего все живое Творца, то в состоянии вывести из этого логическое заключение относительно "венца его творения", то есть нас с вами. Прежде всего, столь мудрый и всемогущий Творец вряд ли стал бы создавать что-то низкосортное, так же как талантливый художник едва ли преднамеренно напишет скверную картину. Всемудрый Творец не стал бы творить существо, заведомо обреченное на неудачи, как никакой промышленник не будет специально закладывать в проектируемый им автомобиль какие-либо недостатки, чреватые авариями. Фундаменталисты говорят нам, что цель и смысл жизни человека - "славить господа Бога"; гуманисты же утверждают, что главная задача человека - "наиболее полно реализовать свои способности". Вместе с тем, если мы согласимся с предпосылкой, что Бог - это Творец, любящий и в такой же мере заинтересованный в успехе своего детища, что и обыкновенный земной отец, то тогда, мне кажется, и фундаменталисты, и гуманисты говорят об одном и том же. Ничто не может доставить отцу больше славы, гордости и удовлетворения, чем ребенок, преуспевающий и раскрывающий в полную силу свои способности и таланты. Вам когда-нибудь приходилось сидеть рядом с отцом футбольной звезды во время матча? В своей прекрасно написанной книге под названием "Вырасти выше толпы" Брайан Харбур рассказывает историю Бена Купера. Когда тот много лет назад появился на свет в предгорьях восточного Теннеси (США), маленькие мальчики и девочки вроде Бена, которых родили матери, не состоящие в браке, подвергались остракизму и с ними обращались ужасно. К тому времени, когда ему исполнилось три года, другие дети почти прекратили играть с ним. Их родители говорили разные идиотские вещи типа: "Что делает мальчонка вроде этого ублюдка, когда играет с нашими детьми?". Как будто ребенок вообще имел что-нибудь общее с причиной собственного рождения. Самым тягостным днем из всех была суббота. Мамочка Бена брала его с собой в центр городка, где они шли в маленький универсам, чтобы купить запас продуктов на неделю. Другие родители, находившиеся на тот момент в магазине, неизменно делились едкими комментариями, причем делали это достаточно громко, чтобы и мать, и ребенок могли слышать, когда произносилось что-нибудь вроде: "А вы хоть пробовали когда-нибудь догадаться, кто его папуля?". Какое жестокое, какое тяжкое детство! В те времена не было никаких детских садов. Таким вот образом в шестилетнем возрасте маленький Бен поступил в первый класс. Ему, как и всем детям, дали собственную небольшую парту. На переменах малыш оставался сидеть на своем месте и занимался, потому что никто из детей по-прежнему не играл с ним. В полдень маленького Бена можно было застать жующим в полном одиночестве свой завтрак, принесенный в пакетике из дому. С того места, где он сидел, радостная болтовня детей, избегавших его, была едва слышна. В предгорьях восточного Теннеси было большим событием, когда что-нибудь в округе менялось, и это произошло, когда маленькому Бену было двенадцать лет отроду, - в небольшую церковь их городка прибыл новый проповедник, чтобы занять в их приходе место пастора. Почти немедленно маленький Бен начал слышать прекрасные отзывы об этом человеке - о том, каким любящим, преданным, объективным, не склонным судить других и не навязывающим другим свои моральные принципы он был. Как молодой пастор принимает людей такими, какие они есть, и как своим присутствием заставляет их чувствовать себя самыми важными персонами в мире. По словам окружающих, этот проповедник обладал обаянием и даже харизмой. Когда он входил куда-нибудь или попадал в компанию, лица всех присутствующих светлели. Их улыбки становились шире, смех - раскатистее, а настроение - лучше. В одно прекрасное воскресенье маленький Бен Купер решил, что хотя до этого он ни разу в своей жизни не посещал церковь, но в этот день должен пойти и услышать нового проповедника. Он попал туда поздно и ушел рано, потому что не хотел привлекать внимания людей, но услышанное понравилось ему и запало в душу. Впервые в жизни этот мальчик уловил для себя слабый лучик надежды. На следующее воскресенье Бен снова был в церкви - и на следующее за этим, и в очередное тоже. Он всегда приходил на церковную службу чуть позже и всегда покидал ее раньше окончания, но с каждым воскресеньем его надежда росла и росла. Примерно на шестое или седьмое воскресенье проповедь была такой волнующей и трогательной, что Бен пришел от нее в полнейший восторг. Все выглядело так, словно позади головы проповедника сияла надпись, гласящая: "Для тебя, маленький Бен Купер неизвестного происхождения, существует надежда!". Слова пастора настолько увлекли и затянули Бена, что он забыл о времени и не заметил, как в зал уже после его прихода вошло множество людей. Внезапно служба закончилась; Бен очень быстро вскочил, чтобы уйти, как поступал во все прошлые воскресенья, но проходы были забиты людьми и он не смог выбежать. Прокладывая путь через толпу, мальчик почувствовал на своем плече руку. Он обернулся и уткнулся прямо в глаза молодого проповедника, задавшего ему вопрос, который в течение минувших двенадцати лет был в голове или на устах буквально каждого встреченного им человека: "Мальчик, а ты чей?". Мгновенно в церкви воцарилась гробовая тишина. Молодой проповедник широко улыбнулся и воскликнул: "О! Я отлично знаю, мальчик, чей ты! Да и как не знать, когда фамильное сходство просто не позволяет ошибиться. Ты же чадо Божье!". И с этими словами молодой пастор хлопнул его по плечу и сказал: "Вот настоящее наследие, которое ты здесь получаешь, мой мальчик! А теперь ступай и присмотрись к нему повнимательнее, чтобы ты жил соответственно". Много, очень много лет спустя Бен Купер сказал, что именно в этот день он был избран и позже переизбран губернатором штата Теннеси. Картина, существовавшая в его голове, изменилась, а когда изменилась эта картина, изменилось и все остальное в жизни маленького Бена. Он перестал быть ребенком, родившимся от неизвестного отца, и стал чадом Царя царей. Упражнение "Если вы достаточно долго и настойчиво будете держать перед мысленным взором определенный образ самого себя, то со временем станете на него похожи. Живо вообразите себя потерпевшим поражение, и уже одно это сделает победу невозможной. Также ярко вообразите себя одержавшим победу, и это одно будет неизмеримо способствовать успеху. Полнокровная жизнь начинается с создания вашим воображением картины того, что вы хотели бы совершить или кем желали бы стать", - так считает доктор Гарри Фоздик. Ваш нынешний образ собственного Я сконструирован из ваших прошлых представлений о самом себе, которые возникли на основе интерпретаций и оценок пережитых вами фактических событий и ситуаций. Вам нужно использовать тот же самый метод для создания адекватного образа собственного Я, который вы раньше задействовали, чтобы сотворить неадекватное представление о себе. Высвободите для этого ежедневно 30 минут и найдите подходящее место, где вы могли бы побыть одни, где вам никто не мешал бы. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Затем закройте глаза и дайте простор воображению. Многие считают, что у них получается лучше, если они представляют, что сидят перед большим экраном и смотрят кинофильм, героями которого являются они сами. Очень важно, чтобы эти картины складывались как можно живее, ярче, больше соответствовали бы подлинным переживаниям. Необходимо уделять внимание мелким деталям: звукам, цвету, отдельным предметам. Одна из моих пациенток использовала это упражнение, чтобы преодолеть страх перед зубным врачом. Ее усилия не давали результатов до тех пор, пока она не стала различать на своей мысленной картине мельчайшие детали: запах антисептического средства в приемной стоматолога, прикосновение к кожаной обивке подлокотников кресла, вид наманикюренных ногтей врача, манипулирующего инструментами, и т. д. Окружающие детали имеют первостепенное значение, так как фактически вы набираетесь опыта, проигрывая в воображении подлинные жизненные ситуации. И если созданная вашей фантазией картина достаточно ярка и детализирована, то для вашей нервной системы подобный искусственный опыт в полной мере заменяет опыт реальный. Важно еще помнить: в течение этих 30 минут вы видите себя действующим и реагирующим соответственно обстоятельствам, уверенно и безошибочно. Не имеет никакого значения, как вы действовали вчера. И вам не нужно пытаться убедить себя в том, что завтра вы непременно станете поступать только правильно. Когда наступит время, ваша нервная система сама позаботится об этом, если, разумеется, вы будете добросовестно тренироваться. Упражнение Мысленно представьте, что вы уже действуете, чувствуете так, как вам хотелось бы, что вы уже "стали" тем, кем стремитесь быть. Пожалуйста, не говорите себе: "Завтра я начну поступать именно таким образом". Скажите лишь: "Я представляю себе, что уже действую так - теперь, в эти 30 минут". Вообразите, как бы вы себя чувствовали, если бы уже сделались таким человеком, каким стараетесь стать. Если вы робки и застенчивы, вообразите себя легко и непринужденно "вращающимся" в обществе малознакомых людей и испытывающим при этом приятные чувства. Если в определенных ситуациях вы ощущали страх и тревогу, вообразите, что уже ведете себя спокойно и осмотрительно, уверенно и смело, и почувствуйте в связи с этим удовлетворение собой. Это упражнение закладывает а "память" вашей нервной системы новые данные, помогает создавать новый образ собственного Я. После некоторой тренировки вы с удивлением обнаружите, что уже не пытаетесь, а действуете по-другому, более или менее автоматически и непринужденно. Так оно и должно быть. Ведь в вашем нынешнем положении, когда вы чувствуете себя неумелым и неспособным и поступаете неадекватно обстоятельствам, вы делаете это не "размышляя", не "стараясь", не прилагая к этому усилий. Ваши нынешние неадекватные чувства и действия являются автоматическими и самопроизвольными в соответствии с заложенной вами в автоматический механизм нервной системы информацией - как реальной, так и полученной в результате игры вашего воображения в прошлом. Поверьте, ваш внутренний механизм будет точно так же автоматически работать, но уже на базе позитивной информации, как работал прежде на основе негативных данных, накопленных в "памяти" нервной системы. ОСВОБОДИТЕСЬ ОТ ЛОЖНЫХ УБЕЖДЕНИЙ Можно без преувеличения сказать, что каждый из нас в какой-то мере загипнотизирован то ли представлениями, которые он критически воспринял из других источников, то ли идеями, которые пришли в голову ему самому и которые, как он убедил себя, соответствуют действительности. Эти негативные представления и идеи с такой же силой влияют на наше поведение, как и те, которые внушаются объекту гипноза профессиональным гипнотизером. Вам когда-нибудь приходилось бывать на демонстрационных сеансах настоящих гипнотизеров? Если не приходилось, то позвольте мне рассказать вам всего о нескольких опытах с гипнотическим внушением. Гипнотизер говорит футболисту, что его рука прилипла к столу и он не может ее оторвать. И сколько бы спортсмен ни пытался, сколько бы ни напрягал мускулы, его рука остается лежать на столе. Когда во время гипнотического сеанса вы видите "чудеса", легко предположить, что гипнотизер действительно обладает какой-то сверхъестественной силой. Внезапно заики начинают говорить без запинки, робкие и застенчивые делаются общительными и самоуверенными и даже произносят речь, не умеющие быстро сосчитать, даже пользуясь бумагой и ручкой, вдруг начинают умножать в голове трехзначные числа и т. д. Часто складывается впечатление, что здесь главную роль играет волшебное слово гипнотизера, уверившего объект в том, что он может что-то сделать. Но это не так. Способность к действиям, совершаемым под гипнозом, всегда была присуща этим людям еще до того, как они встретились с гипнотизером. Однако они были не в состоянии ее использовать, поскольку не знали о ее существовании. Они закупорили, "заклинили" свои способности в результате собственных негативных убеждений. Сами того не ведая, они загипнотизировали себя, убедив, что не могут делать подобные вещи. И было бы правильнее сказать, что гипнотизер их не загипнотизировал, а "разгипнотизировал". Как избавиться от комплекса неполноценности Вовсе не понимание фактического отсутствия способностей к какому-либо ремеслу или знания в какой-либо области развивает в нас комплекс неполноценности и мешает жить в полную силу, а наше ощущение этой неполноценности. И это ощущение неполноценности возникает только по одной причине: мы оцениваем или измеряем себя не собственными мерками, а "максимальными стандартами" других лиц. Когда мы так поступаем, то неизбежно оказываемся на "втором месте". Но поскольку мы думаем, верим и предполагаем, что должны соответствовать тем, другим "стандартам", то, естественно, начинаем чувствовать себя несчастными, людьми второго сорта и приходим к заключению, что нам чего-то недостает. Из подобных "скособоченных" рассуждений непременно делается логический вывод о собственной "неполноценности": мы недостойны счастья и успеха, нам не пристало свободно проявлять собственные способности и таланты, каковы бы они ни были. Такое происходит, если мы позволяем себе загипнотизироваться совершенно ошибочной идеей, которую можно сформулировать примерно следующим образом: "Я должен быть похожим на того-то" или: "Я должен быть как все". Обнаружить несостоятельность подобной формулировки не составляет большого труда, ибо на самом деле не существует единого стандарта для всех. Человеческое общество состоит из индивидуальностей, из которых ни одна не похожа на другую. Человек с комплексом неполноценности только усугубляет ошибку, когда начинает стремиться к превосходству. Ведь его ощущение базируется на неверном предположении о собственной неполноценности. Исходя из этой ложной посылки, он создает всю структуру "логических рассуждений" и помыслов. "Если, - говорит такой человек, - я чувствую себя неуютно из-за собственной неполноценности, то, чтобы избавиться от неприятного ощущения, нужно быть как все, а чтобы было совсем хорошо, нужно добиться превосходства над другими". Неуемное стремление к превосходству лишь усиливает тревогу, доставляет еще больше разочарований и порой приводит к неврозам. Человек становится еще несчастнее, и чем он "сильнее старается", тем несчастнее становится. Неполноценность и Превосходство - две стороны одной медали. Избавление от них - в осознании того, что сама медаль фальшива. Правда такова: Вы - не худший. Вы - не лучший. Вы - это Вы, и только. Вы как личность не должны сопоставлять себя с какой-нибудь другой личностью просто потому, что не существует на всей планете другой личности, полностью совпадающей по своим качествам с вашей. Вы в такой же мере не обязаны походить на других, в какой они не обязаны походить на вас. В природе не существует стандартного человека, о котором можно было бы сказать, что он является мерилом для всех. Каждый человек уникален. Авраам Линкольн однажды заметил, что Бог, должно быть, очень любил обыкновенных людей, ибо сотворил их так много. Но Линкольн заблуждался. "Обыкновенных людей", созданных по единому образцу, не бывает. Президент был бы ближе к истине, если бы сказал: "Бог, должно быть, очень любил необыкновенных людей, ибо создал их так много". Прислушайтесь к совету и перестаньте мерить свои способности чужими "стандартами". Вы - не "они", и между вами никогда не будет - да и не должно быть - полного совпадения. Как только вы постигнете эту простую, очевидную истину, воспримете ее и поверите в нее, ваше чувство неполноценности бесследно исчезнет. Практическую ценность этой философии иллюстрирует история молодой женщины, с которой я познакомился несколько лет назад. Наша встреча была назначена на 2 часа дня в моем офисе. Я был очень занят в тот день и потому слегка опоздал. Часы показывали минут пять третьего, когда я вошел в кабинет, где она сидела, ожидая меня. Она была явно недовольна, потому что ее губы были плотно сжаты. - Уже пять минут третьего, а мы назначили встречу на два часа, - сказала она. - Мне всегда нравилась пунктуальность. - Мне тоже. Я всегда стараюсь быть пунктуальным и надеюсь, вы простите мою невольную задержку, - ответил я с улыбкой. Но у нее было неулыбчивое настроение, потому она сухо проговорила: - Я пришла поделиться с вами важной проблемой и желаю получить ответ. Я надеюсь получить его. Потом она бросила: - Могу сказать более конкретно: я
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |